Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2015 по делу n А65-15960/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

            ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45     www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected].

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

16 февраля 2015 года                                                                             Дело № А65-15960/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 09 февраля 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено:  16 февраля 2015 года

                                                                       

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,

судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,

с участием:

от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Вахитовского района» - представителей Галямзянова А.Р., доверенность от 10.10.2014 года № 88, Иноземцева В.М., доверенность от 22.07.2014 года,

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан – представителя Полонской Т.А., доверенность от 12.01.2015 года № АГ-02/48,

от ОАО «Таттеплосбыт» - представителя Шакирова М.Х., доверенность от 24.12.2014 года № 119-15/33,

от МУП «ПО «Казэнерго» - представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 3, дело по  апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Вахитовского района», ОАО «Таттеплосбыт»,

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 ноября 2014 года по делу                 № А65-15960/2014 (судья  Насырова А.Р.),

принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Вахитовского района», г.Казань,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан,                         г. Казань,

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц. не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - ОАО «Таттеплосбыт»,

МУП «ПО «Казэнерго»,

о признании незаконным решения и предписания от 09.04.2014 года по делу №05-169/2013, об отмене постановления от 03.07.2014 года о наложении штрафа по делу №А05-311/2014 об административном правонарушении,

                                                    УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Вахитовского района» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной  службы по Республике Татарстан (далее - ответчик), с участием в деле в качестве третьих лиц, не  заявляющих самостоятельных требований ОАО «Таттеплосбыт», МУП «ПО «Казэнерго» (далее – третьи лица), о признании незаконными решения и предписания от 09.04.2014 года по делу №05-169/2013, об отмене постановления от 03.07.2014 года о наложении штрафа по делу №А05-311/2014 об административном правонарушении.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 ноября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с выводами суда, ООО «Управляющая компания Вахитовского района» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, жалобу - удовлетворить.

По мнению подателя жалобы судом неправильно применены нормы материального права, неполностью исследованы обстоятельства дела.

ОАО «Таттеплосбыт» в своей апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявления ООО УК «Вахитовского района» о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Татарстан от 20.06.2013 и предписания от 20.06.2013 по делу №05-17/2013.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.

Представитель ООО «Управляющая компания Вахитовского района» в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.

Представитель ОАО «Таттеплосбыт» в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание представитель МУП «ПО «Казэнерго» не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен, в связи с чем, апелляционные жалобы в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрены в его отсутствие.

Апелляционные жалобы на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрены в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционных жалоб, отзыва, выступлений сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

ИП Латыпов Д.И. обратился в антимонопольный  орган с заявлением, в котором указал на неправомерные действия ООО «Управляющая компания Вахитовского района», выразившиеся в  повышении платы за поставляемую тепловую энергию для нежилого помещения по адресу: г.Казань, пер. Кирова, д.5/21.

В ходе рассмотрения дела ответчиком установлено, что ИП Латыпов Д.И. на свое письмо, направленное в адрес ООО «УК Вахитовского района» с просьбой сообщить ему тарифы на тепловую энергию, используемые управляющей компанией при расчете платы за отопление в 2011-2012 годах, получил ответ ООО «УК Вахитовского района», в котором указано, что расчет потребления тепловой энергии производился в соответствии с «Методикой определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения» МДК 4-05.2004, утвержденной заместителем председателя Госстроя России 12.08.2003г. Между тем согласно пункту 1.2 данной Методики она не может применяться для определения фактических показателей, используемых при финансовых расчетах между теплоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии (теплоносителей), поскольку разработана для определения планируемого объема тепловой энергии в целях расчета тарифов для теплоснабжающих организаций.

По мнению антимонопольного органа, применение указанной методики для расчета платы за поставляемую тепловую энергию между ООО «УК Вахитовского района» и потребителем тепловой энергии в лице ИП Латыпова Д.И. неправомерно. Методика расчета стоимости тепловой энергии, которую использовало ООО «УК Вахитовского района» при осуществлении начислений на услугу отопление в рассматриваемый период, не соответствует законодательству Российской Федерации.

Ответчик, усмотрев в действиях ООО «УК Вахитовского района» признаки нарушения антимонопольного законодательства, возбудил дело №05-169/2013  по признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения дела № 05-169/2013 антимонопольным органом 09.04.2014 г. вынесено решение, которым заявитель признан нарушившим ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», в части нарушения (несоблюдения) установленного нормативными правовыми актами порядка расчета платы за тепловую энергию, потребляемую собственникам (пользователям) жилых помещений в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО «УК «Вахитовского района», что может привести к предъявлению к оплате необоснованных сумм за тепловую энергию и ущемлению интересов собственников помещений (граждан).

На основании  указанного решения антимонопольным органом  27.03.2014 г.  вынесено предписание   № 05-169/2013, в соответствии с которым  заявителю:

1. в течение 30 дней с момента получения настоящего Предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения Предписания) прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении (несоблюдении) установленного нормативными правовыми актами порядка расчета платы за тепловую энергию, потребляемую собственниками (пользователями) жилых помещений в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО «УК «Вахитовского района», что может привести к предъявлению к оплате необоснованных сумм за тепловую энергию и ущемлению интересов собственников помещений (граждан), а именно:

- при начислении платы собственникам (пользователям) жилых помещений в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО «УК «Вахитовского района», за поставленную тепловую энергию руководствоваться действующими нормативными правовыми актами, определяющими порядок расчета платы за тепловую энергию, в том числе рассчитывать объемы потребляемой тепловой энергии (при отсутствии приборов учета) с применением нормативов потребления коммунальных услуг, установленных и. утвержденных уполномоченными органами.

2. О выполнении ООО «УК «Вахитовского района» пункта 1 Предписания сообщить в антимонопольный орган по истечении 30 дней с момента исполнения настоящего Предписания, представив в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан заверенные надлежащим образом копии документов, подтверждающих соблюдение порядка расчета платы за тепловую энергию и порядка определения объемов потребленных коммунальных услуг -теплоснабжение (соответствующие расчеты, счета-фактуры и т.д.).

Кроме того, установленный факт нарушения  антимонопольного законодательства послужил основанием для возбуждения  дела об административном правонарушении, составления протокола об административном правонарушении  от 20.05.2014 г. № А05-311/2014 и вынесения  постановления  о наложении  штрафа  от 03.07.2014 г. по делу № А05-311/2014, предусмотренного ч. 1 ст.14.31 КоАП РФ в размере 650 000 руб.

Заявитель, полагая, что вынесенные антимонопольным органом решение, предписание  и постановление о наложении административного штрафа, не соответствуют закону и нарушают его права, обратился с заявлением в суд.

В обоснование заявленных требований заявитель сослался на то, что действия ООО «Управляющая компания Вахитовского района» по смыслу ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» не подпадают под действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, т.к. ООО «УК Вахитовского района» осуществляет свою деятельность в соответствии с тарифами и нормативами утверждёнными постановлениями Правительства РФ, Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам.

Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отказано в удовлетворении заявления.

Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующему.

Частью  1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта, утвержденному Приказом ФАС от 17.01.2007г. №5, с целью установления доминирующего положения- ООО «УК «Вахитовского района» на рынке предоставления коммунальной услуги теплоснабжение для собственников (пользователей) жилых помещений проведен анализ состояния конкурентной среды на данном товарном рынке в соответствии с «Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденным приказом ФАС России от 28,04.2010г. №220.

Для целей установления доминирующего положения ООО «УК Вахитовского    района»    определены    основные    параметры   рынка: продуктовые   и   географические   границы,   состав  хозяйствующих  субъектов, действующих на рынке и др.

Продуктовые границы рынка для целей рассмотрения данного дела определены как коммунальная услуга теплоснабжение для собственников (пользователей) жилых помещений. Собственники нежилых помещений многоквартирных жилых домов, управление которыми в анализируемый период осуществляло ООО «УК «Вахитовского района», имеют возможность заключать прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, соответственно, указанная категория потребителей не учитывалась при проведении данного анализа.

Определение географических границ товарного рынка осуществлено в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», а также в соответствии с «Порядком проведения  анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010г. №220, в соответствии с которыми географические границы рынка определяются границами территории, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет возможность приобрести товар (исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности) и такая возможность либо целесообразность отсутствуют за ее пределами.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2015 по делу n А55-14186/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также