Расширенный поиск

Постановление Правительства Вологодской области от 15.10.2004 № 951

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

Утратило силу - Постановление Правительства Вологодской области

от 26.08.2008 № 1631

 

От 15.10.2004 № 951

г. Вологда

 

 

О совершенствовании системы управления

государственным долгом Вологодской области

 

(В редакции Постановления Правительства Вологодского района

от 08.10.2007 № 1316)

 

В целях реализации Программы реформирования региональных финансов, утвержденной постановлением Законодательного Собрания области от 22 января 2002 года N 37 "О Программе реформирования системы управления региональными финансами Вологодской области на период до 2005 года", и постановления Правительства области от 15 марта 2004 года N 243 "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Программы реформирования региональных финансов на 2004 год", а также совершенствования системы управления государственным долгом Вологодской области

Правительство области постановляет:

 

1. Утвердить:

1.1. Схему организационной структуры управления долгом и условными обязательствами Вологодской области (приложение 1).

1.2. Порядок управления долгом и условными обязательствами Вологодской области (приложение 2).

1.3. Порядок планирования долга и условных обязательств, включая планирование предстоящих платежей в погашение и обслуживание как уже имеющегося, так и планируемого к привлечению долга (приложение 3).

1.4. Положение о ведении реестра долговых обязательств и кредиторской задолженности Вологодской области, предприятий, а также организаций, в уставных капиталах которых доля Вологодской области превышает 50 процентов уставного капитала (приложение 4).

1.5. Порядок управления рисками, связанными с долговыми обязательствами Вологодской области (приложение 5).

1.6. Порядок раскрытия информации о долговых обязательствах и кредиторской задолженности Вологодской области (приложение 6).

2. Предоставить департаменту финансов области (Г.С. Изотова) право предоставления от имени Вологодской области как субъекта Российской Федерации государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) и осуществления государственных внутренних заимствований в соответствии с законом области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

3. Признать утратившими силу:

- постановление Губернатора области от 16 января 2001 года N 76 "Об управлении государственным долгом Вологодской области";

- постановление Губернатора области от 14 февраля 2001 года N 185 "О внесении изменения в постановление Губернатора области от 16 января 2001 года N 76";

- постановление Губернатора области от 30 декабря 2002 года N 895 "О внесении изменений и дополнений в постановление Губернатора области от 16 января 2001 года N 76";

- постановление Правительства области от 27 сентября 2002 года N 615 "О ведении реестра";

- постановление Правительства области от 9 декабря 2002 года N 807 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства области от 27 сентября 2002 года N 615".

4. Рекомендовать главам муниципальных образований области принять соответствующие документы по совершенствованию системы управления муниципальным долгом.

5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

 

 

По поручению Губернатора области

первый заместитель Губернатора области          Н.В. Костыгов

 

 

Утверждена

Постановлением

Правительства области

от 15.10.2004 № 951

(приложение 1)

 

СХЕМА

ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ

ДОЛГОМ И УСЛОВНЫМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ

ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ


Участники

Функции

Ответственность за

Правительство области

- определяет приоритеты долговой политики;

- определяет параметры использования долговой

емкости для покрытия ответственности по вновь

привлекаемым прямым и условным обязательствам

- за принятые решения

Департамент финансов

области, осуществляющий

процедуры бюджетного

планирования

- разрабатывает перспективный финансовый план;

- готовит прогноз бюджета на очередной год

- необходимую детализацию

информации;

- предоставление

информации в срок

Департамент экономики

Правительства области,

формирующий инвестиционную

программу

- формирует перечень инвестиционных проектов,

претендующих на включение в инвестиционную

программу (в виде упорядоченного по приоритетности

списка инвестиционных проектов);

- осуществляет отбор инвестиционных проектов,

принимаемых к финансированию, то есть формирует

инвестиционную программу

- соответствие списка

проектов приоритетам

инвестиционной политики;

- предоставление

информации в срок

Департамент финансов

области, уполномоченный

проводить конкурсный отбор

заявок на предоставление

гарантий

- формирует перечень гарантий и определяет их

приоритетность;

- оценивает объем ожидаемой ответственности по

предоставляемым гарантиям

- соответствие перечня

гарантий приоритетам

инвестиционной политики;

- предоставление

информации в срок

Органы исполнительной

государственной власти

области, которые являются

главными распорядителями

средств областного бюджета

- собирают информацию о просроченной кредиторской

задолженности бюджетных учреждений;

- проводят экспертизу обоснованности требований

кредиторов по просроченной кредиторской

задолженности;

- проводят инвентаризацию этой задолженности;

- проводят организационную работу с бюджетными

учреждениями с целью предотвращения появления

просроченных обязательств

- полноту и достоверность

информации;

- предоставление

информации в срок;

- возникновение

просроченной кредиторской

задолженности

Департамент финансов

области, реализующий

процедуры предоставления

гарантий и осуществляющий

мониторинг деятельности

гарантополучателей

- готовит информацию о государственных гарантиях,

необходимую для регистрации в системе учета долга и

условных обязательств;

- осуществляет работу с гарантополучателями по уже

предоставленным гарантиям с целью снижения

кредитного риска (риска наступления гарантийного

случая)

- полноту и достоверность

информации;

- предоставление

информации в срок

Департамент имущественных

отношений области,

осуществляющий права

собственника имущества

унитарного предприятия и

представляющий от имени

области права акционера

(участника) в хозяйственных

обществах

- готовит необходимую для регистрации в системе

учета долга и условных обязательств информацию о

долговых обязательствах и кредиторской

задолженности предприятий, а также организаций, в

уставных капиталах которых есть доля Вологодской

области, по которым может возникнуть субсидиарная

ответственность

- полноту информации и

предоставление ее в срок

Департамент финансов

области, уполномоченный

управлять долгом и

условными обязательствами

- готовит информацию обо всех прямых

обязательствах, за исключением просроченной

кредиторской задолженности, необходимую для

регистрации в системе учета долга и условных

обязательств;

- ведет учет всех прямых и условных обязательств;

- производит расчет графика погашения и

обслуживания долговых обязательств;

- определяет потребности в заимствованиях на

рефинансирование и необходимость в реструктуризации

обязательств;

- осуществляет планирование заимствований;

- осуществляет анализ рисков, связанных с

обязательствами, и проводит мероприятия по их

минимизации;

- осуществляет отбор государственных гарантий для

предоставления в установленном законодательном

порядке;

- готовит программу государственных внутренних

заимствований;

- осуществляет управление долгом и условными

обязательствами при помощи автоматизированной

системы;

- готовит и предоставляет всю необходимую

отчетность по долговым обязательствам областного

бюджета;

- готовит публично раскрываемую информацию о долге

и условных обязательствах областного бюджета;

- осуществляет сбор и обобщение информации о

муниципальном долге муниципальных образований

области;

- осуществляет ведение реестра долговых

обязательств и кредиторской задолженности

Вологодской области, организаций, учредителями

(участниками) которых является Вологодская область,

муниципальные образования области либо их органы;

- осуществляет мониторинг соблюдения требований

Бюджетного кодекса Российской Федерации

- полноту и достоверность

учета прямых и условных

обязательств;

- оптимальность условий

привлечения заимствований;

планирование прямых и

условных обязательств в

установленных

ограничениях;

- удержание рисков на

минимальном уровне;

- своевременность

подготовки документов для

осуществления платежей по

обслуживанию и погашению

долга;

- подготовку и

предоставление информации

и отчетности в срок;

- полноту составления

реестра долговых

обязательств


 

Утвержден

Постановлением

Правительства области

от 15.10.2004 № 951

(приложение 2)

 

ПОРЯДОК

УПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОМ И УСЛОВНЫМИ

ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

I. Основные положения

 

1.1. Понятия долга Вологодской области, формы и виды долговых обязательств Вологодской области, долговой емкости областного бюджета даны в Концепции реформирования системы управления государственным долгом и условными обязательствами Вологодской области, утвержденной постановлением Правительства области от 4 октября 2004 года за N 927.

Объектом управления долгом являются прямые и условные обязательства в соответствии с их классификацией.

1.2. Главной задачей управления долгом является привлечение заемных средств для финансирования расходов областного бюджета:

- при превышении потребностей областного бюджета в капитальных расходах над бюджетными доходами (привлечение дополнительных источников финансирования капитальных расходов);

- для финансирования кассовых разрывов областного бюджета.

Дополнительными задачами являются:

- управление существующими обязательствами с целью формирования приемлемой структуры обязательств и снижения связанных с ними издержек областного бюджета;

- учет информации о прямых и условных обязательствах;

- формирование всей требуемой отчетности об обязательствах.

1.3. Основными принципами управления долгом и условными обязательствами являются:

- сохранение объема прямых и условных обязательств на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков;

- обеспечение исполнения прямых и условных обязательств в полном объеме;

- поддержание минимально возможной стоимости обслуживания прямых обязательств.

Основные задачи процедур управления отличаются для:

- прямых обязательств, за исключением просроченной кредиторской задолженности, и условных обязательств;

- существующих и привлекаемых заимствований.

 

II. Порядок управления прямыми

обязательствами, за исключением

просроченной кредиторской задолженности

 

Основной задачей управления прямыми обязательствами, за исключением просроченной кредиторской задолженности, является выбор заемных инструментов и осуществление процедуры принятия обязательств, обладающих приемлемым уровнем риска и удовлетворяющих текущим потребностям областного бюджета.

Управление осуществляется на основе решений, выработанных на стадии планирования, включая:

- цели заимствований;

- требуемые объемы заимствований;

- условия привлечения, погашения и обслуживания обязательств.

Целью заимствований может быть:

- финансирование временных кассовых разрывов областного бюджета;

- финансирование капитальных расходов областного бюджета;

- рефинансирование прямых обязательств областного бюджета.

Процедура принятия обязательств реализуется в три этапа:

- анализ доступных обязательств;

- выбор обязательств;

- принятие обязательств.

Анализ доступных обязательств представляет собой процедуры по сбору информации обо всех обязательствах, принятие которых возможно. Состав собираемой информации должен позволять проводить анализ обязательств на следующих этапах настоящей процедуры. В отношении каждого обязательства собирается информация о:

- процентной ставке и правилах ее изменения (в случае плавающих ставок);

- условиях погашения;

- объеме обязательства.

Выбор конкретных инструментов из всех доступных осуществляется на основании последовательного анализа следующих факторов:

- величины рисков, связанных с инструментами;

- соответствия срочности инструментов и условий их привлечения, погашения и обслуживания сводному графику привлечения и погашения обязательств, разработанному на этапе планирования;

- стоимости инструментов.

Анализ и оценка рисков осуществляется в соответствии с Порядком управления рисками, утвержденным Правительством области.

Анализ предполагает сравнительную оценку риска, по результатам которой доступные обязательства ранжируются в порядке увеличения риска. Обязательства с неприемлемым уровнем риска исключаются из дальнейшего рассмотрения.

На втором этапе производится анализ доступных обязательств на предмет соответствия их срочности и условиям привлечения, погашения и обслуживания расчетному графику привлечения и погашения обязательств, разработанному на этапе планирования.

Для заимствований на финансирование временных кассовых разрывов областного бюджета выбор инструментов определяется длительностью этих разрывов. Финансирование кассового разрыва может осуществляться с помощью привлечения краткосрочных обязательств соответствующей срочности или изменением графика привлечения обязательств на финансирование капитальных расходов (инвестиционных заимствований).

Для заимствований, привлекаемых для погашения уже существующих обязательств (операций рефинансирования), выбор сроков погашения определяется с учетом законодательных ограничений на объем и структуру обязательств, а также границами долговой емкости в будущих периодах.

По результатам оценки сроков и условий погашения обязательства, не соответствующие требуемым условиям, исключаются из дальнейшего рассмотрения.

На третьем этапе из доступных инструментов выбираются инструменты, имеющие наименьшую стоимость.

Стоимость обязательства оценивается на основе его чистой дисконтированной (приведенной) стоимости.

Чистая приведенная стоимость заимствования определяется как разница дисконтированных (приведенных) потоков траншей привлекаемого заимствования и связанных с ним расходов бюджета, которые включают:

- погашение основной стоимости обязательства;

- обслуживание обязательства;

- иные расходы, связанные с возникновением обязательства.

Дисконтирование осуществляется в соответствии с Методикой определения приведенной стоимости долгового обязательства (приложение к настоящему порядку).

Дисконтирование осуществляется на основе ставки (ставок) дисконтирования. Различные ставки дисконтирования могут быть использованы:

- для обязательств различной срочности;

- для различных периодов дисконтирования.

Оценка стоимости краткосрочных заимствований на финансирование временных кассовых разрывов может быть осуществлена на основе номинальной стоимости обслуживания заимствований.

В случае если имеется несколько обязательств со сходной стоимостью, приоритет отдается обязательствам, имеющим рыночную оценку.

Результатом реализации трех этапов управления привлекаемыми заимствованиями является перечень конкретных обязательств с установленными условиями погашения и обслуживания.

После выбора привлекаемых обязательств производится оформление всех необходимых юридических документов.

 

III. Принятие прямых обязательств

 

3.1. Процедура принятия прямых обязательств, за исключением просроченной кредиторской задолженности, состоит из следующих шагов:

Вступление в силу документов, являющихся основанием для возникновения обязательств.

В перечень таких документов входят кредитные договоры и соглашения, договоры о получении бюджетных кредитов, договоры о реструктуризации и пролонгации обязательств, документы о регистрации ценных бумаг.

Возникновение обязательств.

Конкретные обязательства возникают:

- в случае кредитных соглашений и договоров, а также договоров о получении бюджетных кредитов - при зачислении заемных средств на бюджетные счета областного бюджета. Обязательства возникают в объеме зачисленных средств;

- по ценным бумагам областного бюджета - в момент их размещения. Объем обязательства определяется на основе итогов размещения бумаг;

- в случае реструктуризации и/или пролонгации обязательств - в момент заключения соответствующих соглашений.

Классификация обязательств по целям заимствований.

Классификация осуществляется в момент возникновения обязательств. Каждое прямое обязательство, за исключением просроченной урегулированной кредиторской задолженности может быть классифицировано как:

- обязательство, направленное на финансирование дефицита областного бюджета по итогам финансового года;

- обязательство, направленное на финансирование кассового разрыва областного бюджета (дефицита по итогам нескольких месяцев внутри финансового года).

В случае реструктуризации, пролонгации или рефинансирования обязательств цели новых заимствований остаются теми же, что и у исходных обязательств.

3.2. Принятие условных обязательств в виде государственных гарантий

Принятие условных обязательств в виде государственных гарантий производится органом исполнительной государственной власти области, уполномоченным заключать договоры о предоставлении областных государственных гарантий.

Процедура принятия условных обязательств в виде государственных гарантий включает следующие этапы:

1. Заключение договора о предоставлении государственной гарантии.

Договор заключается между органом исполнительной государственной власти области, уполномоченным заключать договоры о предоставлении гарантий (гарантом), и организацией, привлекающей кредитные ресурсы (гарантополучателем). Договор содержит порядок ответственности гаранта при наступлении гарантийного случая. Объем обязательств по гарантии (объем гарантии), указанный в договоре, может быть меньше объема гарантируемого обязательства или совпадать с ним.

2. Заключение договора об условиях предоставления гарантии.

Договор заключается между гарантом и гарантополучателем и содержит порядок ответственности гарантополучателя перед гарантом в связи с предоставлением ему гарантии.

Одновременно с данным договором заключается договор залога в обеспечение гарантополучателем его ответственности перед гарантом по предоставленной гарантии.

Договор должен содержать описание залога и его оценочную рыночную стоимость. Предметом залога может быть высоколиквидное имущество, принадлежащее залогодателю на праве собственности и не обремененное какими-либо обязательствами. Залогодателем может быть гарантополучатель или третье лицо. Рыночная стоимость залога не должна быть ниже объема гарантии. Оценка стоимости залога должна производиться независимым оценщиком. Оценка должна проводиться непосредственно перед оформлением договора залога. Расходы по оценке залога несет гарантополучатель или третье лицо.

3. После заключения договоров о предоставлении государственной гарантии, гарантийных условиях и залоге заключается кредитный договор между кредитным учреждением и гарантополучателем.

Конкретные условные обязательства гаранта по данному виду обязательств возникают в момент поступления кредитных ресурсов на счета гарантополучателя.

3.3. Принятие просроченной урегулированной кредиторской задолженности

Кредиторская задолженность бюджетных организаций представляет собой принятое, но неисполненное обязательство организации (учреждения).

Просроченная кредиторская задолженность - это задолженность, срок исполнения которой истек.

Включение просроченной урегулированной кредиторской задолженности в объекты системы управления долгом производится в соответствии с Порядком урегулирования просроченной кредиторской задолженности, утвержденным Правительством области.

 

IV. Управление долговыми обязательствами

 

4.1. Управление долговыми обязательствами, за исключением просроченной кредиторской задолженности

Основной задачей управления существующими долговыми обязательствами является:

- своевременное погашение и обслуживание обязательств;

- контроль выполнения законодательных ограничений во всех будущих периодах;

- мониторинг риска ликвидности и рисков, связанных с обязательствами, и их снижение;

- снижение стоимости обязательств с требованием сохранения величины рисков на приемлемом уровне.

Исходными данными при управлении существующими обязательствами являются:

- объемы и условия погашения и обслуживания обязательств;

- долговая емкость областного бюджета без учета платежей по погашению и обслуживанию долговых обязательств;

- текущие условия на рынке доступных заимствований.

Сведения об объеме и условиях привлечения уже имеющихся долговых обязательств содержатся в Реестре долговых обязательств и кредиторской задолженности Вологодской области, предприятий, а также организаций, в уставных капиталах которых доля Вологодской области превышает 50 процентов уставного капитала (далее - Реестр).

Долговая емкость областного бюджета первоначально определяется на этапе бюджетного планирования и в дальнейшем корректируется с учетом изменения экономических условий.

Текущие условия на рынке доступных заимствований определяются с помощью мониторинга рынка и его изменений.

Систематический контроль выполнения законодательных ограничений во всех будущих периодах осуществляется с целью недопущения превышения данных ограничений в результате изменения экономических условий и условий на рынке заимствований.

В ходе анализа проверяется выполнение следующих ограничений федерального и регионального законодательства на объемы государственного долга и объемы операций по обслуживанию долга в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В случае если для какого-либо года проверяемого периода нарушается какое-либо законодательное ограничение, то необходимо рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств.

Систематический контроль выполнения ограничения, накладываемого долговой емкостью, осуществляется с целью контроля риска ликвидности и заблаговременного выявления возможного недостатка средств в областном бюджете для своевременного погашения и обслуживания существующих обязательств.

Ограничение, накладываемое долговой емкостью, проверяется с помощью построения разности долговой емкости областного бюджета, оцененной для будущих периодов в момент проведения анализа, и сводным объемом платежей погашения и обслуживания долговых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению условных обязательств. Ограничение проверяется по годам и кварталам. Период проверки устанавливается Правительством области.

В случае если для какого-либо года проверяемого периода данная разность является отрицательной, то необходимо рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств с целью приведения их в пределы долговой емкости областного бюджета.

В случае если для каждого года проверяемого периода разность является положительной, однако в каком-либо квартале оказывается отрицательной, то приведение расходов в пределы долговой емкости может быть осуществлено одним из двух способов:

- проведением рефинансирования отдельных обязательств;

- привлечением краткосрочного заимствования на финансирование временного кассового разрыва, возникающего в соответствующем интервале времени.

Управление рисками, связанными с обязательствами, осуществляется с целью снижения вероятных потерь областного бюджета в будущих периодах в результате изменения экономических условий и условий на рынке заимствований по сравнению с условиями, учтенными ранее на этапе привлечения обязательств.

Управление рисками осуществляется в соответствии с Порядком управления рисками, утвержденным Правительством области.

4.2. Управление кредиторской задолженностью в момент ее урегулирования

Кредиторская задолженность является урегулированной в случае, если она прошла все процедуры, предусмотренные Порядком урегулирования просроченной кредиторской задолженности, и известен график ее погашения.

Основной задачей управления урегулированной кредиторской задолженностью является своевременное погашение и обслуживание обязательств и минимизация рисков, связанных с задолженностью.

Управление рисками, связанными с кредиторской задолженностью, осуществляется в соответствии с Порядком управления рисками, утвержденным Правительством области.

Урегулированные в соответствии с Порядком урегулирования просроченной кредиторской задолженности обязательства могут быть погашены одним из следующих способов:

- кассовое погашение задолженности;

- погашение задолженности по частям в соответствии с принятыми графиками погашения задолженности (реструктуризация задолженности).

Гашение в первоочередном порядке просроченной задолженности производится в следующих случаях:

- задолженность по заработной плате и иным социальным выплатам;

- задолженность перед конкретным кредитором, возникшая на основании решения суда.

В случае если по результатам урегулирования просроченной кредиторской задолженности необходимые расходы по ее погашению и обслуживанию превышают возможности областного бюджета, орган исполнительной государственной власти области готовит законопроект о внесении поправок в областной бюджет (если законодательные ограничения на объем долговых обязательств позволяют это сделать). При получении дополнительных доходов соответствующего бюджета производится погашение урегулированной просроченной кредиторской задолженности.

Управление просроченной кредиторской задолженностью, рассроченной к погашению в соответствии с графиком погашения задолженности, осуществляется в соответствии с Порядком урегулирования просроченной задолженности областного бюджета, утвержденным Правительством области.

4.3. Управление условными обязательствами

Основной задачей управления привлекаемыми условными обязательствами является отбор хозяйствующих субъектов, которым предоставляются государственные гарантии.

Отбор гарантополучателей осуществляется на этапе планирования в соответствии с Порядком планирования долга и условных обязательств, утвержденным Правительством области.

Основной задачей управления существующими условными обязательствами в виде государственных областных гарантий является минимизация связанных с ними рисков, а также своевременное погашение обязательств в случае наступления гарантийного случая.

Основным риском, связанным с существующими государственными гарантиями, является кредитный риск (риск наступления гарантийного случая).

Кроме того, в течение периода реформирования системы управления долгом и условными обязательствами области существенным является риск ликвидности в случае, если гарантийный случай наступил.

Управление рисками осуществляется в соответствии с Порядком управления рисками, утвержденным Правительством области, индивидуально к каждому хозяйствующему субъекту - получателю государственных гарантий Вологодской области.

В случае наступления гарантийного случая обязательство исполняется за счет средств областного бюджета в объеме, предусмотренном документами, принятыми на этапе предоставления государственной гарантии в порядке, установленном действующим законодательством.

 

 

Приложение

к Порядку управления долгом и

условными обязательствами

Вологодской области

 

МЕТОДИКА

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИВЕДЕННОЙ СТОИМОСТИ

ДОЛГОВОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

1. Приведенная стоимость долгового обязательства (PV) представляет собой сумму всех будущих дисконтированных платежей по обслуживанию обязательства (Платежi). Дисконтирование каждой операции осуществляется на основе ставки или ставок дисконтирования (Rt).

2. Общая формула для определения приведенной стоимости долгового обязательства:


                       Платежi

PV = SUMi -------------------------------, где:

                                (дельта)t

                                ---------

            Ti                     365

           П   (1 + RY.t / 100%)

            t=1


RY.t - годовая ставка дисконтирования в периоде t в процентах. Для различных периодов ставка может отличаться с учетом различных оценок экономического развития Вологодской области, то есть в каждом периоде может использоваться своя ставка;

(дельта)t - длина периода. Период измеряется в днях и может быть от одного дня до года (в году принимается 365 дней);

Ti - срок до совершения операции в периодах.

3. Данная формула может быть упрощена, если периоды одинаковые на всем горизонте дисконтирования.

3.1. Если периодом является год, то формула будет иметь вид:


                 Платежi

PV = SUMi --------------------, где:

           Ti

          П    (1 + Rt / 100%)

           t=1


Rt - годовая ставка дисконтирования в году t в процентах,

Ti - срок до совершения операции в годах.

3.2. Если периодом является квартал, то формула будет иметь вид:


                   Платежi

PV = SUMi -----------------------, где:

           Ti                 1/4

          П    (1 + Rt / 100%)

           t=1


Rt - годовая ставка дисконтирования в квартале t в процентах,

Ti - срок до совершения операции в кварталах.

3.3. Если периодом является месяц, то формула будет иметь вид:


                    Платежi

 PV = SUMi ------------------------, где:

            Ti                 1/12

           П   (1 + Rt / 100%)

            t=1


Rt - годовая ставка дисконтирования в месяце t в процентах,

Ti - срок до совершения операции в месяцах.

 

 

Утвержден

Постановлением

Правительства области

от 15.10.2004 № 951

(приложение 3)

 

(В редакции Постановления Правительства Вологодского района

от 08.10.2007 № 1316)

 

ПОРЯДОК

ПЛАНИРОВАНИЯ ДОЛГА И УСЛОВНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ,

ВКЛЮЧАЯ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДСТОЯЩИХ ПЛАТЕЖЕЙ

В ПОГАШЕНИЕ И ОБСЛУЖИВАНИЕ КАК УЖЕ ИМЕЮЩЕГОСЯ,

ТАК И ПЛАНИРУЕМОГО К ПРИВЛЕЧЕНИЮ ДОЛГА

 

I. Принцип и цели планирования

 

1.1. Планирование долга и условных обязательств (далее - долговые обязательства) осуществляется исходя из принципа исполнения всех обязательств областного бюджета за счет доходов областного бюджета.

1.2. Основной целью планирования областных долговых обязательств является оценка возможности их исполнения за счет доходов областного бюджета в планируемом интервале времени.

1.3. В целях технической реализации принципа исполнения всех принятых областных обязательств за счет доходов областного бюджета в рамках Концепции реформирования системы управления государственным долгом и условными обязательствами Вологодской области, утвержденной постановлением Правительства области от 4 октября 2004 года N 927, введено понятие долговой емкости бюджета.

Расчет долговой емкости областного бюджета осуществляется по следующей процедуре.

Весь интервал времени, на котором производится расчет, разбивается на периоды расчета. В зависимости от целей планирования (оперативное, краткосрочное или долгосрочное) периодом графика может быть день, неделя, месяц, квартал или год.

В каждом периоде расчета i на основе прогнозных данных рассчитывается превышение доходов с учетом поступлений от продажи имущества находящегося в государственной собственности над текущими расходами областного бюджета без учета расходов на обслуживание существующих долговых обязательств, ДЕi:

 

ДЕi = Доходы i + Поступления от приватизации i - Текущие Расходы i, где:

 

Доходы i - доходы, поступившие в областной бюджет в i-м периоде;

Поступления от приватизации i - поступления в бюджет в i-м периоде от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

Текущие Расходы i - текущие расходы областного бюджета без учета расходов на обслуживание существующих долговых обязательств, ассигнований на погашение кредиторской задолженности и резервирования средств под возможную ответственность по гарантиям, произведенные в i-м периоде.

Сумма ДЕi для всех периодов представляет собой долговую емкость областного бюджета на выбранном интервале времени

 

ДЕ = {ДЕi}, i = l, ..., N, где:

 

N - число периодов в интервале расчета.

Долговая емкость бюджета является прогнозной величиной и определяется в процессе бюджетного планирования исходя из консервативного сценария социально-экономического развития Вологодской области.

 

II. Этапы процесса планирования

 

Процесс планирования долговых обязательств состоит из двух этапов.

1) планирование расходов по погашению и обслуживанию уже имеющихся долговых обязательств;

2) планирование объемов вновь привлекаемых долговых обязательств.

 

III. Процедуры планирования

 

3.1. Процедура планирования расходов по погашению и обслуживанию уже имеющихся долговых обязательств

Основной целью планирования погашения и обслуживания уже имеющихся долговых обязательств является оценка возможности их исполнения за счет доходов областного бюджета в планируемом интервале времени.

Исходной информацией для расчетов являются:

- объем и условия привлечения имеющихся долговых обязательств;

- долговая емкость бюджета.

На основе данных об объеме и условиях привлечения существующих долговых обязательств составляется сводный график платежей по погашению и обслуживанию долговых обязательств и ожидаемой финансовой ответственности по государственным гарантиям.

Расчет расходов осуществляется по следующей формуле:

- весь интервал времени, на котором производится расчет, разбивается на периоды расчета;

- для каждого периода расчета i определяется суммарный объем платежей по погашению и обслуживанию долговых обязательств и резервирования финансовых средств под возможную ответственность по принятым государственным гарантиям в данном периоде, VPi:

 

                     j                j                          k

VPi = SUMj(Погашение i + Обслуживание i) + SUMk Ожидаемый платеж i, где:

 

                               j

Погашение i - расходы на погашение долгового обязательства j в i-м периоде;

 

                          j

Обслуживание i - расходы на обслуживание долгового обязательства j в i-м периоде;

 

                                       k

Ожидаемый платеж i - объем резерва по ожидаемой финансовой ответственности (возможные потери) по k-й государственной гарантии в i-м периоде.

Методика по оценке резервов на возможные потери по государственным гарантиям приведена в приложении 1 к настоящему порядку.

Методика оценки финансового состояния гарантополучателя приведена в приложении 2 к настоящему порядку.

Если погашение или обслуживание обязательства не произведено в срок, то при построении сводного графика исполнение всех просроченных обязательств относится на следующий период. При таком подходе погашение всей неурегулированной просроченной задолженности относится к текущему году.

Сумма VPi для всех периодов представляет собой сводный график погашения и обслуживания долговых обязательств и резерва ожидаемой ответственности по государственным гарантиям,

 

VP = (VPi), i = l, ..., N, где:

 

N - число периодов в интервале расчета.

Результатом планирования погашения и обслуживания имеющихся долговых обязательств являются:

- сводный график погашения и обслуживания существующих долговых обязательств и резерва ожидаемой ответственности по принятым государственным гарантиям, СГ;

- потребность в заимствованиях на цели рефинансирования имеющихся долговых обязательств;

- доступная долговая емкость областного бюджета для новых заимствований, ДДЕ.

Сводный график обслуживания и погашения обязательств передается в систему бюджетного планирования, а остальные результаты данного этапа планирования используются системой управления долгом при планировании вновь привлекаемых долговых обязательств.

3.2. Процедура планирования вновь привлекаемых долговых обязательств

При планировании вновь привлекаемых долговых обязательств учитываются следующие ограничения:

- ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством Вологодской области;

- ограничения, накладываемые доступной долговой емкостью бюджета ДДЕ для новых заимствований.

Доступная долговая емкость для новых заимствований определяется как разница между долговой емкостью областного бюджета и сводным графиком погашения и обслуживания долговых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению государственных гарантий (ДДЕi):

 

ДДЕi = ДЕi - VPi, для каждого i = l, ... N, где:

 

ДЕi - долговая емкость в i-м периоде;

VPi - платежи по погашению и обслуживанию долговых обязательств и резерва ожидаемой ответственности по принятым государственным гарантиям;

i - период расчета, N - число периодов расчета в интервале планирования.

Сумма ДДЕi для всех периодов представляет собой доступную долговую емкость областного бюджета для новых заимствований на выбранном интервале планирования

 

ДДЕ = (ДДЕi), i = l, ..., N

 

При средне- и долгосрочном планировании ДДЕ строится с периодом, равным году, а при оперативном и краткосрочном планировании - с более мелким временным периодом.

Доступная долговая емкость первого финансового года в интервале планирования является свободными средствами областного бюджета, которые могут быть направлены на:

- финансирование инвестиционной программы;

- досрочное погашение обязательств с целью снижения долговой нагрузки на областной бюджет.

Значения доступной долговой емкости в последующие годы являются ограничениями по объему при планировании новых долговых обязательств.

Если доступная долговая емкость для новых заимствований положительна на всем интервале планирования, то возможно привлечение новых заимствований.

Если доступная долговая емкость для новых заимствований отрицательна в каком-либо периоде, то в зависимости от длительности периода возможны два случая:

- если доступная долговая емкость отрицательна по итогам какого-либо года внутри интервала планирования, то необходимо провести рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств с целью приведения их в пределы долговой емкости областного бюджета. Привлечение новых заимствований, увеличивающих расходы на погашение и обслуживание обязательств в выбранном году, до проведения рефинансирования или досрочного погашения не допускается.

- если доступная долговая емкость положительна для каждого планируемого года в целом, но отрицательна для какого-либо более короткого периода внутри какого-то года, то это означает, что возникает кассовый разрыв областного бюджета. Кассовый разрыв областного бюджета в этом случае может быть устранен с помощью рефинансирования или частичного досрочного погашения имеющихся обязательств либо профинансирован за счет привлечения в соответствующем году краткосрочного заимствования на финансирование кассового разрыва. Привлечение новых заимствований, увеличивающих расходы на погашение и обслуживание обязательств в выбранном году, допускается.

Планирование привлечения производится раздельно по видам обязательств.

При этом доступная долговая емкость для новых заимствований, ДДЕ, делится на три части (данное соотношение выполняется для каждого периода i интервала планирования):

 

ДДЕ = ДДЕy + ДДЕn + ДДЕo, где:

 

ДДЕy - часть доступной долговой емкости областного бюджета, предназначенная для покрытия ожидаемой ответственности по вновь привлекаемым государственным гарантиям;

ДДЕn - часть доступной долговой емкости областного бюджета, отводимая на платежи по погашению и обслуживанию вновь привлекаемых долговых обязательств;

ДДЕo - неиспользуемая (страховочная) часть доступной долговой емкости, компенсирующая риск ликвидности областного бюджета, возникающий вследствие ошибок прогнозирования.

3.3. Планирование новых государственных гарантий

Планирование государственных гарантий представляет собой процесс отбора планируемых к выдаче государственных гарантий в объемах, допускаемых ограничениями федерального и областного законодательства и ограничениями по долговой емкости. Отбор осуществляется из списка планируемых государственных гарантий, упорядоченного по приоритетности и составляемого Экспертным советом по инвестиционной деятельности в порядке, определяемом законодательством области и Правительством области.

Планирование вновь принимаемых государственных гарантий состоит из следующих этапов:

1. Из упорядоченного списка гарантий, начиная с первой, поочередно выбираются гарантии, которые могут быть предоставлены. Для выбранной гарантии k определяется объем резерва по ожидаемой ответственности, очередная гарантия k. Этот объем вычитается из ДДЕy, образуя новые значения доступной долговой емкости, отводимой на покрытие ответственности по новым гарантиям:

 

   k + l      k    гарантия k

ДДЕ      = ДДЕ - ОР

   y          y

 

                                                                                                            k + 1

2. Если после выбора очередной гарантии, k, из списка ДДЕ y оказывается положительной на всем интервале планирования, то гарантия считается отобранной для выдачи в планируемом интервале.

- Процедура повторяется для следующей по списку гарантии, пока:

- список гарантий не исчерпается;

 

                                                                                k + l

- для очередной гарантии, k, значение ДДЕ y хотя бы в одном из периодов интервала планирования не окажется отрицательным.

Результатом данной процедуры планирования является список планируемых к принятию в будущем периоде государственных гарантий, а также требуемый объем резерва ожидаемой финансовой ответственности по этим гарантиям.

3.4. Планирование заимствований

3.4.1. Заимствования осуществляются по следующим направлениям:

- на рефинансирование - привлекаемые заимствования с целью рефинансирования для погашения уже существующих обязательств;

- на покрытие кассовых разрывов областного бюджета - краткосрочные заимствования в пределах финансового года на покрытие кассовых разрывов бюджета;

- инвестиционные заимствования - заимствования, привлекаемые для финансирования капитальных расходов областного бюджета и погашаемые вне пределов финансового года, в котором они были привлечены.

Потребность в рефинансировании возникает, когда объемы погашения и обслуживания уже существующих обязательств выходят за установленные ограничения (законодательные ограничения и пределы долговой емкости областного бюджета). Потребность в таком заимствовании удовлетворяется в первоочередном порядке.

3.4.2. Процедура планирования инвестиционных заимствований и заимствований на рефинансирование включает следующие этапы:

Определение потребностей в заимствованиях на указанные цели.

Потребность в заимствованиях на рефинансирование определяется системой управления долгом на стадии планирования погашения и обслуживания уже имеющихся долговых обязательств.

Потребность в инвестиционных заимствованиях определяется департаментом экономики Правительства области, формирующим инвестиционную программу. Инвестиционная программа представляется в департамент финансов области в форме упорядоченного по социально-экономической значимости списка инвестиционных проектов со сроками их реализации и с графиками их финансирования в течение всего времени реализации.

Определение возможных объемов заимствований.

На первом этапе планируются заимствования на рефинансирование. Заимствования планируются таким образом, чтобы сводный график погашения и обслуживания обязательств и ожидаемой ответственности по государственным гарантиям с учетом рефинансирования не выходил за установленные ограничения (законодательные ограничения и пределы долговой емкости областного бюджета).

Объемы операций по рефинансированию вычитаются из доступной долговой емкости. Результатом этого этапа является новая доступная долговая

                                                                 ____

емкость бюджета для долговых обязательств ДДЕn.

Затем определяется объем инвестиционных заимствований по следующей процедуре.

- Из упорядоченного перечня инвестиционных проектов выбирается проект, реализация которого предусматривается на соответствующий финансовый год. Срок реализации проекта определяет целевую начальную дату погашения заимствований с учетом доступности определенных заемных инструментов на рынке заимствований. На основе пессимистичной (в случае ее отсутствия - консервативной) рыночной оценки строится график погашения и обслуживания предполагаемого заимствования, j:

 

Погашение j + Обслуживание j

                                                                                                   ____

Объемы соответствующих платежей вычитаются из ДДЕn, и образуются новые значения доступной долговой емкости для новых долговых обязательств:

 

___ j+1   ___ j

ДДЕ n   = ДДЕ n - (Погашение j + Обслуживание j)

 

                                                                                            ___   j+1

- Если после выбора очередного проекта, j, из списка ДДЕ n оказывается положительной на всем интервале планирования, то проект считается отобранным для финансирования в планируемом интервале.

- Процедура повторяется для следующего по списку проекта, пока:

список проектов не исчерпается;

для очередного проекта, j, хотя бы в одном из периодов

 

                               ____ j+1

интервала планирования ДДЕ n     не окажется отрицательным или не нарушатся законодательные ограничения на объемы долга и его обслуживания.

Результатом процедуры определения возможных объемов заимствований являются предельные допустимые объемы заимствований с разными сроками до погашения.

Возникновение заемных обязательств.

Заемные обязательства выбираются на основе трех следующих критериев, приведенных в порядке снижения их приоритетности.

- Величина рисков. Основным риском является риск процентной ставки, который оценивается на этапе выбора заимствования.

- Поэтапные сроки погашения. Главное требование к срочности - это реализация графика погашения и обслуживания, определенного на предыдущем этапе.

- Стоимость заимствований. При доступности на рынке заимствований с приемлемыми уровнем риска и сроками до погашения, определяющим критерием становится стоимость заимствования. Сравнение стоимости заимствований производится на основе приведенной стоимости.

Результатом планирования инвестиционных заимствований и заимствований на рефинансирование является наличие существующей задолженности областного бюджета, а также наличие списка инвестиционных проектов, которые могут быть профинансированы в планируемом году.

3.4.3. Процедура планирования заимствований на финансирование кассовых разрывов на планируемый год включает следующие этапы.

I. Определение потребности в заимствованиях. Потребность формулируется в рамках системы бюджетного планирования и передается в систему управления долгом в форме величины и длительности кассовых разрывов.

II. Выбор заимствований для финансирования осуществляется на основании следующих критериев:

- сроки привлечения определяются длительностью кассовых разрывов;

- стоимость заимствований должна быть минимальной.

Результатом процедуры планирования заимствований на финансирование кассовых разрывов является подбор заемных средств с составлением графика их обслуживания и погашения.

 

Разработка и утверждение программы

государственных внутренних заимствований

 

Разработка программы государственных внутренних заимствований (далее - программа заимствований) осуществляется в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 

 

Приложение 1

к Порядку планирования долга и условных обязательств,

включая планирование предстоящих платежей в погашение

и обслуживание как уже имеющегося, так и планируемого

к привлечению долга

 

МЕТОДИКА

ПО ОЦЕНКЕ РЕЗЕРВОВ НА ВОЗМОЖНЫЕ

ПОТЕРИ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ГАРАНТИЯМ

 

I. Общие положения

 

1.1. Настоящая Методика определяет механизм формирования резерва на покрытие возможных потерь по предоставленным государственным гарантиям (далее - резерв).

1.2. Резерв формируется департаментом финансов области при предоставлении государственной гарантии (далее - гарантия) на основе объема и условий гарантируемого обязательства и оценки уровня кредитного риска (риска наступления гарантийного случая), присущего предоставляемой гарантии (далее - качество гарантии). Резерв формируется в пределах суммы обязательств гаранта по предоставленной гарантии, возникающих у гаранта в случае наступления гарантийного случая.

1.3. В момент предоставления гарантии качество гарантии оценивается на основе финансового положения гарантополучателя и качества исполнения им обязательств по существующим на момент оценки заимствованиям, гарантированным гарантом.

1.4. В течение срока действия гарантии величина резерва может изменяться в случае изменения качества гарантии, а также при изменении объема гарантированных обязательств. Расчет нового объема резерва производится в соответствии с настоящей Методикой на основе финансового положения гарантополучателя и качества исполнения им обязательств по заимствованию, на которое выдана гарантия, принимая во внимание погашение и обслуживание других существующих на момент анализа обязательств, гарантированных гарантом.

1.5. В целях определения размера резерва производится классификация гарантий по уровню качества. Любая гарантия может быть отнесена к одной из пяти категорий:

- I (высшая) категория качества (стандартные гарантии) - величина кредитного риска признается несущественной;

- II категория качества (нестандартные гарантии) - величина кредитного риска является незначительной;

- III категория качества (сомнительные гарантии) - величина кредитного риска является значительной;

- IV категория качества (проблемные гарантии) - соответствует высокому кредитному риску;

- V (низшая) категория качества (безнадежные гарантии) - соответствует чрезмерно высокому кредитному риску: вероятность исполнения обязательств по заимствованию, на которое выдана гарантия, близка к нулю в силу неспособности или отказа гарантополучателя выполнять обязательства по заимствованию.

1.6. Оценка качества гарантии по каждой предоставленной гарантии и размера резерва проводится гарантом в следующих случаях:

- при предоставлении гарантии;

- после получения данных годовой бухгалтерской отчетности гарантополучателя и иной периодической информации, требуемой для оценки резерва и предоставляемой гарантополучателем по условиям договора об условиях предоставления гарантии;

- в случае появления оперативной информации, влияющей на уровень кредитного риска, связанного с гарантией.

 

II. Оценка финансового положения гарантополучателя

 

2.1. Оценка финансового положения гарантополучателя проводится в два этапа:

- на первом этапе находится предварительная оценка финансового состояния на основе количественных финансовых показателей. Методика оценки финансового состояния гарантополучателя приведена в приложении 2 к порядку планирования долга и условных обязательств, включая планирование предстоящих платежей в погашение и обслуживание как уже имеющегося, так и планируемого к привлечению долга;

- на втором этапе оценка корректируется в соответствии с качественным анализом, описанным в пунктах 2.2 - 2.4 настоящего порядка.

2.2. Качественный анализ основывается на анализе дополнительной информации о гарантополучателе, находящейся в свободном доступе или предоставляемой гарантополучателем. По результатам анализа этой информации финансовое положение гарантополучателя может быть оценено как хорошее, удовлетворительное или неудовлетворительное.

2.2.1. Финансовое положение гарантополучателя может быть оценено как хорошее, если имеющаяся информация свидетельствует о стабильности его основной деятельности (производства или реализации товаров, проведения работ, предоставления услуг), положительной величине чистых активов, хорошей рентабельности и платежеспособности и отсутствуют какие-либо негативные явления (тенденции), способные негативно повлиять на финансовую устойчивость гарантополучателя в перспективе (в течение срока действия гарантии). К негативным явлениям (тенденциям) могут быть отнесены не связанные с сезонными факторами существенное снижение поступлений от основной деятельности предприятия, ухудшение показателей рентабельности, существенный рост кредиторской и (или) дебиторской задолженности, другие явления.

Финансовое положение гарантополучателя не может быть оценено как хорошее, если выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:

- наличие просроченной задолженности по платежам и сборам в бюджеты любых уровней, наличие просроченных долговых обязательств, наличие любой просроченной кредиторской задолженности перед работниками предприятия или контрагентами;

- наличие у гарантополучателя скрытых потерь (например, неликвидных запасов готовой продукции или требований, безнадежных к взысканию) в размере, равном или превышающем 25 процентов его чистых активов;

- выявлены случаи неисполнения в течение последнего года гарантополучателем обязательств по иным договорам с гарантом либо прекращение гарантополучателем обязательств по иным договорам с гарантом предоставлением взамен исполнения обязательства отступного в форме имущества, которое не реализовано гарантом в течение 180 календарных дней или более;

- убыточная деятельность гарантополучателя, приведшая к существенному (25 процентов и более) снижению его чистых активов (по сравнению с их максимальным уровнем за последние 5 лет).

2.2.2. Финансовое положение гарантополучателя оценивается как удовлетворительное, если комплексный анализ деятельности гарантополучателя или иные сведения о нем свидетельствуют об отсутствии прямых угроз текущему финансовому положению. Тем не менее существуют негативные явления (тенденция), которые до окончания срока действия гарантии может привести к появлению финансовых трудностей, если гарантополучателем не будут приняты необходимые превентивные меры.

2.2.3. Финансовое положение гарантополучателя оценивается как неудовлетворительное, если гарантополучатель признан несостоятельным (банкротом) в соответствии с законодательством, либо существует угроза признания его банкротом, то есть предприятие является устойчиво неплатежеспособным, или анализ гарантополучателя свидетельствует об угрожающих негативных явлениях, вероятным результатом которых могут явиться устойчивая неплатежеспособность гарантополучателя в ближайшем будущем. К негативным явлениям могут быть отнесены: убыточная деятельность, отрицательная величина либо существенное сокращение чистых активов, существенное падение объемов выручки от основной деятельности, существенный рост кредиторской и (или) дебиторской задолженности, другие явления.

2.3. В случае если имеющаяся информация в силу расхождений, неполноты или необъективности позволяет сделать двоякие выводы, то для оценки используется наиболее пессимистичный вывод.

 

III. Оценка обслуживания гарантополучателем

предоставленной гарантии

 

3.1. В зависимости от истории обслуживания гарантополучателем своих обязательств по заимствованию, на которое предоставлена гарантия, все предоставленные ему гарантии относятся в одну из трех категорий качества обслуживания: хорошее, удовлетворительное или неудовлетворительное:

- обслуживание заимствования, на которое выдана гарантия, может быть признано хорошим, если погашение и обслуживание обязательства осуществляется гарантополучателем своевременно и в полном объеме.

- обслуживание заимствования, на которое выдана гарантия, признается удовлетворительным, если имеется единичный случай просроченного платежа по погашению и обслуживанию обязательства сроком до 15 календарных дней, который не повлек возникновение гарантийного случая;

- обслуживание заимствования, на которое выдана гарантия, признается неудовлетворительным, если имеется более одного просроченного платежа по погашению и обслуживанию обязательства или имеется хотя бы один случай просроченного платежа сроком свыше 15 календарных дней, и во всех случаях нарушение сроков не повлекло наступление гарантийного случая.

3.2. Если при оценке качества обслуживания заимствования фактические операции по нему не совершались, то качество оценивается как:

- хорошее, если финансовое положение оценивается как хорошее;

- удовлетворительное, если финансовое положение оценивается как удовлетворительное;

- неудовлетворительное, если финансовое положение оценивается как неудовлетворительное.

 

IV. Оценка качества гарантии

 

4.1. Определение качества гарантии осуществляется на основе оценки финансового положения (часть 2) и качества обслуживания заимствования (часть 3) в соответствии с таблицей 1.

 

 

Таблица 1

 

Определение

категории качества гарантии с учетом финансового положения

гарантополучателя и качества обслуживания заимствования


Информация по документу
Читайте также