Расширенный поиск
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 25.12.2013 № 983ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О результатах мониторинга практики применения закона Вологодской области от 6 июня 2005 года N 1294-ОЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области" Законодательное Собрание области постановляет: Утвердить прилагаемые результаты мониторинга практики применения закона Вологодской области от 6 июня 2005 года N 1294-ОЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области". Заместитель председателя Законодательного Собрания области В.В. Вавилов Вологда 25 декабря 2013 года N 983 Утверждено постановлением Законодательного Собрания области от 25.12.2013 N 983 Результаты мониторинга практики применения закона Вологодской области от 6 июня 2005 года N 1294-ОЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области" I. Общие положения Объект мониторинга – закон Вологодской области от 6 июня 2005 года N 1294-ОЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области" (далее также – Закон области, закон области N 1294-ОЗ). Субъект мониторинга – постоянный комитет Законодательного Собрания области по аграрному комплексу и продовольствию (далее – постоянный комитет). Цель мониторинга Закона области – совершенствование законодательства в сфере правового регулирования деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. II. Сведения о деятельности постоянного комитета Мониторинг осуществлялся постоянным комитетом в соответствии с планом мероприятий Законодательного Собрания области на второе полугодие 2013 года, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 26 июня 2013 года N 550. Постоянным комитетом осуществлены следующие мероприятия: 1. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ законодательства Вологодской области и законодательства других субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. 2. Проведен сбор и анализ информации о выполнении Правительством Вологодской области закрепленных в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения полномочий. 3. Проведен анализ проблем, возникающих в ходе правоприменения Закона области, и предложены пути их решения. 4. Проведено заседание постоянного комитета по теме мониторинга. 5. Выработаны предложения по совершенствованию законодательства области по результатам мониторинга. III. Проведение мониторинга Состояние законодательства субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения Мониторинг регионального законодательства по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения показывает, что аналогичные законы приняты в 32 субъектах Российской Федерации, в том числе и в Вологодской области. Примерно в 8 субъектах Российской Федерации законы в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения были приняты, но в настоящее время признаны утратившими силу. Среди законов субъектов Российской Федерации постоянный комитет выделил те законы, в которых устанавливается собственное правовое регулирование по тем или иным вопросам. Например, в законе Брянской области от 29 декабря 2010 года N 113-З "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Брянской области" предусмотрен паспорт плодородия земельного участка, который характеризует уровень почвенного плодородия и его изменения в процессе хозяйственного использования земельного участка. Такой паспорт оформляется на основе результатов проведения почвенных, агрохимических, фитосанитарных и эколого-токсикологических обследований. Статьей 7 Закона Воронежской области от 25 февраля 2010 года N 7-ОЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Воронежской области" отдельной статьей предусматриваются направления государственной (областной) поддержки деятельности в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, основные из них следующие: 1) содействие проведению агрохимического обследования земель сельскохозяйственного назначения; 2) содействие внесению научно обоснованных доз минеральных и органических удобрений; 3) содействие осуществлению химической мелиорации почв; 4) реконструкция и восстановление оросительных систем; 5) строительство противоэрозионных сооружений; 6) создание защитных лесных насаждений. В законе Волгоградской области от 16 мая 2012 года N 52-ОД "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Волгоградской области" определены права и обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. В частности, статьей 5 указанного закона установлено, что собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять, рационально использовать земли сельскохозяйственного назначения и обеспечивать воспроизводство их плодородия; соблюдать при использовании своих земельных участков требования экологических, санитарных, противопожарных и иных правил и нормативов; не допускать загрязнения, захламления, деградации, понижения плодородия почв и ухудшения экологической обстановки на своих земельных участках; обеспечивать в процессе сельскохозяйственного производства установленный режим пользования мелиорированными землями и другими землями с особыми условиями пользования; осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; представлять в уполномоченный орган сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать в установленном порядке уполномоченный орган о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять предписания специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих контроль в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; содержать эксплуатируемые мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения; принимать меры по очистке своих земельных участков от загрязняющих веществ, превышающих предельно допустимые значения, а также по ликвидации биологических объектов, нарушающих фитосанитарное состояние этих земельных участков; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Волгоградской области, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Волгоградской области. Законом Ленинградской области от 12.07.1999 N 41-оз "О плодородии земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области" установлены такие обязанности собственников, владельцев, пользователей (в том числе арендаторов) земель сельскохозяйственного назначения: - рационально использовать земли; - обеспечивать установленный режим пользования мелиорированными землями и другими землями с особыми условиями пользования; - исключать любое химическое, механическое и биологическое воздействие, приводящее к снижению плодородия и ухудшению фитосанитарного состояния земель; - не применять экологически опасные удобрения, мелиоранты и химические средства защиты растений от болезней и вредителей; - представлять в установленном порядке в соответствующие государственные органы экологический паспорт предприятия, сведения о дозах и видах, способах внесения или применения органических и минеральных удобрений и средств защиты посевных площадей и величине получаемого биологического урожая; - содействовать проведению специализированных обследований земель сельскохозяйственного назначения уполномоченными государственными органами; - не нарушать права других собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земель на использование плодородия при осуществлении на своих землях хозяйственной деятельности; - в случае обнаружения на территории земель сельскохозяйственного назначения контролируемых загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих предельно допустимые значения, принимать меры по очистке земель от этих загрязнений. Аналогичные обязанности содержатся в законах об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения Ивановской, Калининградской, Кировской, Ярославской областей (Законе Ивановской области от 17.06.2008 N 66-ОЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения"; Законе Калининградской области от 21.05.1999 N 128 "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Калининградской области"; Законе Кировской области от 30.06.2003 N 172-ЗО "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения Кировской области на основе биологизации земледелия"; Законе Ярославской области от 03.07.2002 N 53-з "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Ярославской области"). В целом, представленные в законах субъектов Российской Федерации обязанности по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения вытекают из обязанностей, установленных статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" и Земельным кодексом Российской Федерации. Закон Волгоградской области от 16 мая 2012 года N 52-ОД "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Волгоградской области" интересен еще и тем, что в нем закрепляются положения, устанавливающие: - основные формы государственной поддержки деятельности по повышению плодородия земель сельскохозяйственного назначения; - государственное нормирование плодородия земель сельскохозяйственного назначения; - порядок и основные направления проведения научно-исследовательских и проектных работ в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; - обязанность Правительства Волгоградской области представлять в Волгоградскую областную Думу ежегодный доклад о состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения, государственном регулировании и государственной поддержке в сфере воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения; - для предотвращения развития и устранения процессов деградации земель сельскохозяйственного назначения, восстановления их плодородия и реабилитации загрязненных территорий, предусматривающие консервацию этих земель с изъятием их из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации. Судебных решений по оспариванию норм Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" и законов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, не выявлено. Состояние законодательства Вологодской области в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и анализ его соответствия федеральному законодательству Закон Вологодской области от 6 июня 2005 года N 1294-ОЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области" принят в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения". Постоянный комитет прежде всего обращает внимание, что конкретных положений, которые должны быть урегулированы законом субъекта Российской Федерации, в Федеральном законе от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" не содержится. Между тем правовое регулирование деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения может осуществляться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, что установлено статьями 3 и 5 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения". В частности, могут быть установлены дополнительные обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения помимо предусмотренных в статье 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", что уже сделано сегодня во многих субъектах Российской Федерации, например, в Воронежской области (закон от 25.02.2010 N 7-ОЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Воронежской области"), Республике Дагестан (закон от 29.11.2007 N 58 "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан"), Костромской области (закон от 22.06.2010 N 631-4-ЗКО "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Костромской области") и т.д. Следует отметить, что в законе Вологодской области от 6 июня 2005 года N 1294-ОЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области" дополнительных обязанностей собственников, арендаторов земельных участков по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения не предусмотрено. Статьей 14 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" предусматривается государственное нормирование плодородия земель сельскохозяйственного назначения, которое подразумевает под собой установление стандартов, норм, нормативов, правил, регламентов в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Законы субъектов Российской Федерации в данной сфере в основном содержат отсылочную норму по государственному нормированию на законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Также в ряде субъектов Российской Федерации государственное нормирование выделено в отдельное полномочие органов исполнительной государственной власти. По мнению депутатов постоянного комитета, если дополнительных нормативов в субъекте Российской Федерации не предусмотрено, то выделять государственное нормирование в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в качестве полномочия и устанавливать отсылочную норму в законе области нецелесообразно. Согласно статье 13 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", региональные целевые программы в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения разрабатываются и утверждаются в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В настоящее время данный вопрос полностью урегулирован Бюджетным кодексом Российской Федерации, статьями 179 и 179.3 которого установлено, что государственные программы субъектов Российской Федерации и ведомственные целевые программы утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Однако в связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" необходимо уточнить терминологию, используемую в абзаце 4 статьи 5 закона Вологодской области от 6 июня 2005 года N 1294-ОЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области". Последующим анализом указанного Закона области на соответствие положениям Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (далее – Федеральный закон N 101-ФЗ) выявлены следующие противоречия и нормы, создающие правовую неопределенность: 1) абзацем четвертым статьи 4 закона области N 1294-ОЗ установлено, что Законодательное Собрание области осуществляет иные полномочия в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и Правительства области. В данном случае представляется неправомерным определять полномочие Законодательного Собрания области по остаточному принципу, кроме того иных полномочий в законодательстве не содержится. В связи с этим, предлагается уточнить редакцию статьи 4 закона области N 1294-ОЗ; 2) статьей 5 закона области N 1294-ОЗ определяются полномочия Правительства области в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а именно: - Определение основных направлений государственной политики области по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Следует отметить, что не совсем корректно говорить о государственной политике регионального уровня, поскольку в рамках федерального государства региональные особенности государственной политики не могут претендовать на преобладающий объем в содержании и формах политики. Соответственно определение основных направлений государственной политики должно осуществляться прежде всего на федеральном уровне. Субъектам Российской Федерации предоставлено право реализации мер государственной политики в той или иной сфере. Субъекты Российской Федерации не уполномочены федеральным законодателем на формирование собственной государственной политики. В данном случае речь должна идти о реализации государственной политики в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. - Разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов области. Данное полномочие не является исключительным и присущим только Правительству области, поэтому предлагается его исключить. - Утверждение долгосрочных целевых программ обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, реализуемых за счет средств областного бюджета, и контроль за их исполнением. Статьей 179 Бюджетного кодекса РФ установлены правовые основания для формирования государственных программ субъектов Российской Федерации, при этом понятие "долгосрочная целевая программа", равно как и правовые основания формирования и реализации долгосрочных целевых программ, исключены. Соответственно, данное положение требуется откорректировать. - Осуществление государственной инвестиционной политики. В соответствии с пунктом "д" части 2 статьи 63 Устава Вологодской области к полномочиям Правительства области отнесено участие в проведении единой государственной политики в сфере финансов, инвестиций, ценообразования в области. Таким образом, установление такого полномочия в законе области N 1294-ОЗ является излишним. - Обеспечение проведения сплошного и локального агроэкологического мониторинга (почвенно-агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследования) земель сельскохозяйственного назначения; - Обеспечение проведения противоэрозионных и мелиоративных работ, направленных на повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Данные полномочия опосредованно вытекают из основных направлений агрохимического обслуживания (статья 20 Федерального закона N 101-ФЗ), которое производится организациями, осуществляющими деятельность в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, и гражданами, осуществляющими индивидуальную предпринимательскую деятельность в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Согласно статье 25 Федерального закона N 101-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации лишь содействуют развитию агрохимического обслуживания посредством утверждения государственных заказчиков, которые размещают заказы на производство и поставки агрохимикатов и пестицидов производителям сельскохозяйственной продукции, добычу торфа и производство продуктов его переработки, производство оборудования и машин для осуществления агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий. Из смысла ныне действующего Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также вступающего в силу с 2014 года Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждение государственных заказчиков является прерогативой Правительства области. Учитывая вышеизложенное, из анализа норм Федерального закона N 101-ФЗ данные полномочия опосредованно закреплены за органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. - Проведение на территории области научно-технической политики по обеспечению воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рационального использования. Согласно статье 2 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" под государственной научно-технической политикой понимается составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Поэтому в данном случае речь может идти только о реализации государственной научно-технической политики по обеспечению воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рационального использования. Основные направления государственного регулирования деятельности по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рационального использования закреплены в статье 6 закона области N 1294-ОЗ. Между тем размещение в установленном порядке государственного заказа является спорным направлением. Представляется, что это скорее полномочие, которое не требует регламентации в нормах данного Закона области и урегулировано законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Деление законодательного акта на главы оправдано при большом объеме нормативных предписаний, когда требуется их систематизировать для упрощения пользования таким актом. Закон области N 1294-ОЗ, состоящий из 9 статей, разделен на 4 главы, что является нарушением законодательной техники. В связи с этим предлагается наименования глав исключить. Информация о реализации Правительством Вологодской области и органами местного самоуправления закона Вологодской области от 6 июня 2005 года N 1294-ОЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области" 1. Проведение анализа изменения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения за период 2011-2013 годы В соответствии с Климатической доктриной, утвержденной Правительством Российской Федерации 17 декабря 2009 года, в перспективе в регионах Северо-Западного федерального округа расширяются возможности ведения сельскохозяйственного производства. Одним из основных условий повышения урожайности сельскохозяйственных культур является рациональное и эффективное применение удобрений. В течение последних лет вынос питательных веществ из почвы не компенсируется внесением минеральных и органических удобрений, так как объемы внесения удобрений систематически сокращаются. Баланс питательных веществ, тыс. тонн |—————|————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————| |Год |Внесено питательных |Вынесено питательных |Баланс питательных | | |веществ |веществ |веществ | | |————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————| | |Российская |Вологодская |Российская |Вологодская |Российская |Вологодская | | |Федерация |область |Федерация |область |Федерация |область | |—————|———————————|————————————|———————————|————————————|———————————|————————————| |2008 |4850 |17,1 |10700 |25,7 |-5850 |-15,3 | |—————|———————————|————————————|———————————|————————————|———————————|————————————| |2009 |4850 |16,3 |9800 |24,9 |-4950 |-17,1 | |—————|———————————|————————————|———————————|————————————|———————————|————————————| |2010 |4060 |14,6 |7200 |23,2 |-3120 |-15,5 | |—————|———————————|————————————|———————————|————————————|———————————|————————————| |2011 |4540 |16,5 |10800 |25,4 |-6260 |-18,6 | |—————|———————————|————————————|———————————|————————————|———————————|————————————| В 2012 году баланс питательных веществ в Вологодской области составил – (-11,9) тыс. тонн. Объемы работ по повышению плодородия почв сельхозугодий сельхозорганизациями области |———————————————————————|———————————————————————————————————————————|———————————| |Показатели |Годы |1990 г. | | | |к 2012 г., | | | |раз | | |———————————————————————————————————————————| | | |1990 |1995 |2000 |2010 |2011 |2012 |2013 | | |———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| |Внесение органических удобрений | |———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| |Всего, тыс. тонн |7770 |3664 |1653 |920 |931 |857 |870 |8,9 | |———————————————————————|———————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|———————————| |На 1 га посева, тонн |10,1 |5,5 |2,6 |2,3 |2,5 |2,4 |2,4 |4,2 | |———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| |Внесение минеральных удобрений (в пересчете на 100% питательных веществ) | |———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| |Всего, тыс. тонн |118,4 |21,1 |26,3 |13,6 |15,7 |12,5 |9,8 |12,8 | |———————————————————————|———————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|———————————| |На га посева, кг д. в. |144 |32 |42 |34 |42 |34,3 |25 |5,7 | |———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| |Известкование кислых почв | |———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| |Всего, тыс. га |108,0* |8,8 |4,7 |1,4 |0,8 |0,1 |0,3 |360 | |———————————————————————|———————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|———————————| ----------------------------------------------------------------- * - в среднем за период 1986–990 годов. За 1990-2013 годы общий объем вносимых органических удобрений сократился в 8,9 раза, минеральных удобрений – в 12,8 раза, в т.ч. на 1 га посева в 4,2 раза и 5,7 раза соответственно. В среднем по области в 2013 году на 1 гектар посева сельхозяйственных культур было внесено 25 кг минеральных удобрений в действующем веществе. В хозяйствах Бабушкинского, Вожегодского, Вашкинского, Нюксенского районов минеральные удобрения в 2013 году не вносились вообще. Начиная с 1970 года в области проводится мониторинг плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию почв земель сельскохозяйственного назначения на основе проведения агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения. Данные мероприятия выполняет ФГБУ ГЦАС "Вологодский" по пятигодичному циклу. Результаты исследования почв в 2013 году будут предоставлены в марте 2014 года. В 2012 году проводилось агрохимическое обследование сельскохозяйственных угодий в Великоустюгском, Тарногском, Тотемском, Устюженском и Чагодощенском районах. В целом по области изменение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения за период 2010-2012 годы наблюдается незначительное. В соответствии с агрохимическими показателями в области 340 тыс. га, или 56,6%, пахотных угодий имеют кислую реакцию почвенной среды и нуждаются в известковании, из них в первую очередь 170 тыс. га, или 28%, (рН менее 5,1). Средневзвешенный показатель подвижного фосфора уменьшился на 3 мг/кг по сравнению с 2010 годом и составил 132 мг/кг. В основном кислые и слабообеспеченные почвы подвижным фосфором преобладают в восточных районах области. Кроме того, в Вологодской области более половины почв имеют слабую и среднюю обеспеченность обменным калием – 357 тыс. га, или 59%. 2. Реализация долгосрочной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области на 2011-2013 годы" В рамках реализации закона Вологодской области от 6 июня 2005 года N 1294-ОЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области" на территории области действовала утвержденная Правительством области долгосрочная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области на 2011-2013 годы". С 1 января 2013 года программа утратила силу. Программой предусматривалось предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям на возмещение части затрат на проведение агрохимических работ, в том числе агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование, известкование, внесение минеральных удобрений и проведение мелиоративных мероприятий. За период реализации долгосрочной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области на 2011-2013 годы" сельскохозяйственным предприятиям и научным учреждениям области выделены денежные средства в сумме 126,1 млн. рублей, в том числе: на приобретение минеральных удобрений в 2011 году – 79,1 млн. рублей; в 2012 году – 53,7 млн. рублей; на агрохимическое обследование почв в 2011 году – 0,9 млн. рублей, в 2012 году – 0,8 млн. рублей; на известкование кислых почв в 2011 году – 4,6 млн. рублей; в 2012 году – 3,4 млн. рублей; на проведение мелиоративных работ в 2012 году – 3,6 млн. рублей; в 2011 году денежных средств не выделялось. Мероприятия, предусмотренные вышеуказанной программой, с 2013 года включены в подпрограмму "Развитие подотрасли растениеводства Вологодской области на 2013-2020 годы" государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства области от 22.10.2012 N 1222. В текущем году на реализацию основного мероприятия 1.1 "Повышение плодородия почв, мелиорации земель и вовлечение неиспользуемых земель сельхозугодий в сельскохозяйственный оборот средствами комплексной механизации" указанной подпрограммы предусмотрены расходы областного бюджета в объеме 83 млн. рублей, по состоянию на 1 октября 2013 года освоено 66,6 млн. рублей. Увеличение объемов работ по сохранению плодородия почв сдерживается ежегодным ростом цен на минеральные удобрения. Так с 2006 года по 2012 год цены на сложные минеральные удобрения увеличились в 2,4 раза (2006 год – 6260 руб. без НДС; 2013 год – 14800 руб. без НДС), на азотные удобрения – в 2,8 раза (2006 год - 3400 руб. без НДС; 2013 год – 9400 руб. без НДС). При таком росте цен сельхозорганизации не имеют возможности закупать минеральные удобрения в полном объеме. Приобретение минеральных удобрений в прошлые годы осуществлялось в основном за счет кредитных средств, полученных в Вологодском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк". Сдерживающую роль внесения органических удобрений оказывает постоянный рост цен на горюче-смазочные материалы. На проведение сельскохозяйственных работ текущего года сельскохозяйственные товаропроизводители области закупили 17,3 тыс. тонн дизельного топлива. Цена дизельного топлива с 15 апреля по 1 октября возросла с 32,2 до 34,4 тыс. рублей соответственно. Цена увеличилась на 6,8% к уровню апреля текущего года, на 4,4% к октябрю прошлого года. В последние годы вследствие отсутствия финансовых средств сельскохозяйственными товаропроизводителями снижается проведение мелиоративных мероприятий. При постоянном уходе за мелиоративными системами и своевременном проведении ремонтно-эксплуатационных работ системы мелиорации могут служить достаточно долгое время (свыше 40 лет). В соответствии с Удельными нормативами ежегодных эксплуатационных затрат по мелиоративным системам и сооружениям, разработанными Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, на эксплуатацию государственных мелиоративных систем Вологодской области необходимо ежегодное выделение финансовых средств из областного бюджета в размере не менее 19 млн. рублей, капитальный ремонт и реконструкцию – 21 млн. рублей. Отсутствие финансирования привело к тому, что почти все мелиоративные системы нуждаются в проведении капитального ремонта, реконструкции и культуртехнических работах по удалению древесно-кустарниковой растительности и камней на полях области. Поэтому в настоящее время идет постоянный процесс вывода мелиорированных земель из сельскохозяйственного оборота, наблюдается их вторичное заболачивание и зарастание кустарником. С 2014 года на территории области будет действовать программа "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Вологодской области на 2014-2020 годы", разработанная в соответствии с концепцией федеральной программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы". Целью данной программы является увеличение производства сельскохозяйственной продукции за счет повышения продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами комплексной мелиорации в условиях глобальных и региональных изменений климата и природных аномалий. Проектом программы предусматривается финансирование затрат по ремонту областных мелиоративных систем, а также систем, находящихся в собственности сельхозяйственных организаций, и бесхозяйственных систем с дальнейшим оформлением их в собственность сельхозтоваропроизводителей. В целях обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рационального использования Правительством области в рамках государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы" утверждены соответствующие целевые показатели до 2020 года (количество внесенных минеральных удобрений, площадь известкования кислых почв и другие). Для выполнения целевых показателей ответственным исполнителем госпрограммы - Департаментом сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области - проводятся обучающие семинары, совещания с руководителями и специалистами сельскохозяйственных организаций области с приглашением специалистов ФГБУ ГЦАС "Вологодский", ВГМХА им. Верещагина. Важную роль имеют научно-исследовательские работы по рациональному применению удобрений в условиях их дефицита, результаты исследований доводятся до сельхозтоваропроизводителей. IV. Результаты проведения мониторинга По результатам проведения мониторинга постоянный комитет полагает необходимым подготовить проект закона области "О внесении изменений в закон области "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области" и внести его на рассмотрение сессии Законодательного Собрания области в 2014 году. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|