Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 25.12.2013 № 983

                                                                       
                                                                      
                                                                      
                                                                      
               ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ           
                                                                      
                               ПОСТАНОВЛЕНИЕ                          


     О результатах мониторинга практики применения
     закона Вологодской области от 6 июня 2005 года
     N 1294-ОЗ "Об обеспечении плодородия земель
     сельскохозяйственного назначения в Вологодской
     области"


     Законодательное Собрание области постановляет:

     Утвердить прилагаемые результаты мониторинга практики  применения
закона   Вологодской  области   от   6   июня  2005  года   N  1294-ОЗ  
"Об обеспечении  плодородия  земель  сельскохозяйственного  назначения   
в Вологодской области".


     Заместитель председателя
     Законодательного Собрания
     области          В.В. Вавилов


     Вологда
     25 декабря 2013 года
     N 983


Утверждено
постановлением
Законодательного Собрания
области от 25.12.2013 N 983

                                Результаты                            
                      мониторинга практики применения                 
        закона Вологодской области от 6 июня 2005 года N 1294-ОЗ 
  "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения    
                          в Вологодской области"                      

     I. Общие положения

     Объект  мониторинга   –  закон  Вологодской  области  от  6  июня  
2005   года   N   1294-ОЗ   "Об    обеспечении    плодородия    земель 
сельскохозяйственного назначения в Вологодской области" (далее также – 
Закон области, закон области N 1294-ОЗ).
     Субъект  мониторинга  –   постоянный   комитет   Законодательного
Собрания  области  по  аграрному  комплексу  и продовольствию (далее –
постоянный комитет).
     Цель   мониторинга   Закона    области     –    совершенствование
законодательства   в  сфере  правового  регулирования  деятельности  в
области   обеспечения    плодородия    земель    сельскохозяйственного
назначения.

     II. Сведения о деятельности постоянного комитета

     Мониторинг осуществлялся постоянным комитетом  в  соответствии  с
планом   мероприятий   Законодательного  Собрания  области  на  второе
полугодие  2013  года,  утвержденным  постановлением  Законодательного
Собрания области от 26 июня 2013 года N 550.
     Постоянным комитетом осуществлены следующие мероприятия:
     1. Совместно с  правовым  управлением  Законодательного  Собрания
области   проведен   анализ  законодательства  Вологодской  области  и
законодательства  других  субъектов  Российской   Федерации  в   сфере
обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
     2. Проведен сбор и анализ информации о выполнении  Правительством
Вологодской области закрепленных в сфере обеспечения плодородия земель
сельскохозяйственного назначения полномочий.
     3. Проведен анализ проблем, возникающих  в  ходе  правоприменения
Закона области, и предложены пути их решения.
     4. Проведено заседание постоянного комитета по теме мониторинга.
     5. Выработаны предложения по  совершенствованию  законодательства
области по результатам мониторинга.

     III. Проведение мониторинга

     Состояние законодательства субъектов Российской Федерации в сфере
обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

     Мониторинг   регионального   законодательства   по    обеспечению
плодородия  земель  сельскохозяйственного  назначения  показывает, что
аналогичные законы приняты в 32 субъектах Российской Федерации, в  том
числе  и  в  Вологодской  области.  Примерно  в 8 субъектах Российской
Федерации   законы   в    сфере    обеспечения    плодородия    земель
сельскохозяйственного  назначения  были  приняты, но в настоящее время
признаны утратившими силу.
     Среди законов субъектов Российской Федерации  постоянный  комитет
выделил  те  законы,  в  которых  устанавливается собственное правовое
регулирование по тем или иным вопросам.
     Например, в законе  Брянской области  от  29  декабря  2010  года  
N 113-З   "Об   обеспечении   плодородия  земель сельскохозяйственного
назначения  в  Брянской  области"  предусмотрен   паспорт   плодородия
земельного   участка,   который   характеризует   уровень   почвенного
плодородия и его изменения  в  процессе  хозяйственного  использования
земельного  участка.  Такой  паспорт оформляется на основе результатов
проведения     почвенных,     агрохимических,     фитосанитарных     и
эколого-токсикологических обследований.
     Статьей  7  Закона  Воронежской области от 25 февраля  2010  года  
N 7-ОЗ   "Об   обеспечении   плодородия  земель  сельскохозяйственного
назначения  на  территории  Воронежской  области"  отдельной   статьей
предусматриваются  направления  государственной  (областной) поддержки
деятельности     в     сфере     обеспечения     плодородия     земель
сельскохозяйственного назначения, основные из них следующие:
     1)  содействие  проведению  агрохимического  обследования  земель
сельскохозяйственного назначения;
     2) содействие внесению  научно  обоснованных  доз  минеральных  и
органических удобрений;
     3) содействие осуществлению химической мелиорации почв;
     4) реконструкция и восстановление оросительных систем;
     5) строительство противоэрозионных сооружений;
     6) создание защитных лесных насаждений.
     В  законе  Волгоградской  области  от  16 мая 2012 года  N  52-ОД 
"Об обеспечении  плодородия  земель  сельскохозяйственного  назначения  
на территории  Волгоградской  области" определены  права и обязанности
собственников,  владельцев,  пользователей,  в  том числе арендаторов,
земельных   участков   в   сфере   обеспечения    плодородия    земель
сельскохозяйственного назначения.
     В  частности,  статьей  5  указанного  закона  установлено,   что
собственники,   владельцы,   пользователи,  в  том  числе  арендаторы,
земельных участков обязаны:
     использовать  земельные  участки  в  соответствии  с  их  целевым
назначением  и  принадлежностью  к  той  или  иной  категории земель и
разрешенным использованием способами, которые не должны наносить  вред
окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
     сохранять, рационально использовать  земли  сельскохозяйственного
назначения и обеспечивать воспроизводство их плодородия;
     соблюдать при использовании своих земельных  участков  требования
экологических, санитарных, противопожарных и иных правил и нормативов;
     не  допускать  загрязнения,  захламления,  деградации,  понижения
плодородия   почв   и  ухудшения  экологической  обстановки  на  своих
земельных участках;
     обеспечивать  в   процессе   сельскохозяйственного   производства
установленный  режим  пользования  мелиорированными  землями и другими
землями с особыми условиями пользования;
     осуществлять    производство    сельскохозяйственной    продукции
способами,    обеспечивающими    воспроизводство   плодородия   земель
сельскохозяйственного   назначения,   а   также    исключающими    или
ограничивающими  неблагоприятное  воздействие  такой  деятельности  на
окружающую среду;
     представлять в уполномоченный  орган  сведения  об  использовании
агрохимикатов и пестицидов;
     содействовать     проведению     почвенного,     агрохимического,
фитосанитарного   и   эколого-токсикологического  обследований  земель
сельскохозяйственного назначения;
     информировать в  установленном  порядке  уполномоченный  орган  о
фактах    деградации   земель   сельскохозяйственного   назначения   и
загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении  или
пользовании;
     выполнять предписания специально  уполномоченных  государственных
органов, осуществляющих контроль в сфере обеспечения плодородия земель
сельскохозяйственного назначения;
     содержать   эксплуатируемые   мелиоративные   системы,   отдельно
расположенные  гидротехнические  сооружения  в  исправном (надлежащем)
состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения;
     принимать  меры  по   очистке   своих   земельных   участков   от
загрязняющих  веществ,  превышающих  предельно  допустимые значения, а
также по ликвидации биологических объектов, нарушающих  фитосанитарное
состояние этих земельных участков;
     выполнять другие обязанности, предусмотренные  законами  и  иными
нормативными  правовыми  актами  Российской  Федерации и Волгоградской
области,  а  также  нормативными  правовыми  актами  органов  местного
самоуправления Волгоградской области.
     Законом Ленинградской области от 12.07.1999 N 41-оз "О плодородии
земель   сельскохозяйственного   назначения   Ленинградской   области"
установлены такие обязанности собственников, владельцев, пользователей
(в том числе арендаторов) земель сельскохозяйственного назначения:
     - рационально использовать земли;
     - обеспечивать установленный режим  пользования  мелиорированными
землями и другими землями с особыми условиями пользования;
     -  исключать  любое  химическое,  механическое  и   биологическое
воздействие,    приводящее   к   снижению   плодородия   и   ухудшению
фитосанитарного состояния земель;
     - не  применять  экологически  опасные  удобрения,  мелиоранты  и
химические средства защиты растений от болезней и вредителей;
     -  представлять  в  установленном   порядке   в   соответствующие
государственные  органы  экологический паспорт предприятия, сведения о
дозах  и  видах,  способах  внесения  или  применения  органических  и
минеральных  удобрений  и  средств защиты посевных площадей и величине
получаемого биологического урожая;
     - содействовать проведению специализированных обследований земель
сельскохозяйственного   назначения   уполномоченными  государственными
органами;
     -   не   нарушать   права   других   собственников,   владельцев,
пользователей  и  арендаторов  земель  на использование плодородия при
осуществлении на своих землях хозяйственной деятельности;
     - в случае обнаружения на территории земель сельскохозяйственного
назначения   контролируемых   загрязняющих  веществ  в  концентрациях,
превышающих предельно допустимые значения, принимать меры  по  очистке
земель от этих загрязнений.
     Аналогичные  обязанности  содержатся  в  законах  об  обеспечении
плодородия   земель   сельскохозяйственного   назначения   Ивановской,
Калининградской, Кировской, Ярославской  областей  (Законе  Ивановской
области  от  17.06.2008  N  66-ОЗ  "Об  обеспечении  плодородия земель
сельскохозяйственного назначения"; Законе Калининградской  области  от
21.05.1999     N    128     "Об    обеспечении    плодородия    земель
сельскохозяйственного назначения в  Калининградской  области";  Законе
Кировской  области  от  30.06.2003 N 172-ЗО "Об обеспечении плодородия
земель сельскохозяйственного назначения Кировской  области  на  основе
биологизации  земледелия";  Законе Ярославской области  от  03.07.2002 
N 53-з   "Об   обеспечении   плодородия  земель  сельскохозяйственного
назначения в Ярославской области").
     В целом, представленные в законах субъектов Российской  Федерации
обязанности  по  обеспечению  плодородия  земель сельскохозяйственного
назначения  вытекают  из   обязанностей,   установленных   статьей   8
Федерального  закона  от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном
регулировании  обеспечения  плодородия  земель   сельскохозяйственного
назначения" и Земельным кодексом Российской Федерации.
     Закон Волгоградской области от 16  мая  2012  года  N  52-ОД  "Об
обеспечении  плодородия  земель  сельскохозяйственного  назначения  на
территории Волгоградской области" интересен  еще  и  тем,  что  в  нем
закрепляются   положения, устанавливающие:
     - основные  формы  государственной  поддержки   деятельности   по
повышению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
     - государственное      нормирование       плодородия       земель
сельскохозяйственного назначения;
     -     порядок     и     основные      направления      проведения
научно-исследовательских   и   проектных  работ  в  сфере  обеспечения
плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
     - обязанность Правительства Волгоградской области представлять  в
Волгоградскую  областную  Думу ежегодный доклад о состоянии плодородия
земель сельскохозяйственного назначения, государственном регулировании
и  государственной поддержке в сфере воспроизводства плодородия земель
сельскохозяйственного назначения;
     - для предотвращения развития и устранения  процессов  деградации
земель  сельскохозяйственного назначения, восстановления их плодородия
и реабилитации загрязненных территорий, предусматривающие  консервацию
этих   земель   с   изъятием   их   из   оборота   в   соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     Судебных   решений   по  оспариванию  норм   Федерального  закона  
от  16 июля  1998  года  N  101-ФЗ  "О  государственном  регулировании 
обеспечения плодородия  земель   сельскохозяйственного   назначения" и   
законов  субъектов   Российской  Федерации,   регулирующих   отношения 
по обеспечению  плодородия  земель  сельскохозяйственного  назначения, 
не выявлено.

     Состояние   законодательства   Вологодской   области   в    сфере
обеспечения   плодородия  земель  сельскохозяйственного  назначения  и
анализ его соответствия федеральному законодательству

     Закон   Вологодской  области  от  6  июня  2005  года  N  1294-ОЗ  
"Об обеспечении   плодородия  земель  сельскохозяйственного назначения 
в Вологодской области" принят в  соответствии  с  Федеральным  законом
от 16  июля  1998  года  N  101-ФЗ  "О  государственном  регулировании 
обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".
     Постоянный комитет прежде всего обращает внимание, что конкретных
положений,   которые   должны   быть  урегулированы  законом  субъекта
Российской Федерации, в  Федеральном  законе  от  16  июля  1998  года  
N  101-ФЗ  "О  государственном  регулировании  обеспечения  плодородия 
земель сельскохозяйственного назначения" не содержится.
     Между  тем  правовое   регулирование   деятельности   в   области
обеспечения  плодородия  земель сельскохозяйственного назначения может
осуществляться  законами  и  иными   нормативными   правовыми   актами
субъектов  Российской  Федерации,  что  установлено  статьями  3  и  5
Федерального закона  от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О  государственном
регулировании   обеспечения  плодородия  земель  сельскохозяйственного
назначения".  В  частности,  могут  быть  установлены   дополнительные
обязанности  собственников,  владельцев,  пользователей,  в  том числе
арендаторов,  земельных  участков  по  обеспечению  плодородия  земель
сельскохозяйственного  назначения  помимо  предусмотренных  в статье 8
Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ  "О  государственном
регулировании   обеспечения  плодородия  земель  сельскохозяйственного
назначения", что уже сделано сегодня во  многих  субъектах  Российской
Федерации, например, в Воронежской области (закон от 25.02.2010 N 7-ОЗ
"Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения  на
территории   Воронежской  области"),  Республике  Дагестан  (закон  от
29.11.2007  N  58   "О   государственном   регулировании   обеспечения
плодородия   земель   сельскохозяйственного  назначения  в  Республике
Дагестан"), Костромской области (закон от 22.06.2010 N  631-4-ЗКО  "Об
обеспечении   плодородия  земель  сельскохозяйственного  назначения  в
Костромской области") и т.д.
     Следует отметить, что в законе  Вологодской  области  от  6  июня 
2005 года     N    1294-ОЗ    "Об    обеспечении   плодородия   земель
сельскохозяйственного назначения в Вологодской области" дополнительных
обязанностей   собственников,   арендаторов   земельных   участков  по
обеспечению  плодородия  земель  сельскохозяйственного  назначения  не
предусмотрено.
     Статьей 14 Федерального закона от 16 июля 1998 года N  101-ФЗ  "О
государственном    регулировании    обеспечения    плодородия   земель
сельскохозяйственного  назначения"  предусматривается  государственное
нормирование   плодородия   земель  сельскохозяйственного  назначения,
которое  подразумевает  под  собой  установление   стандартов,   норм,
нормативов,  правил, регламентов в сфере обеспечения плодородия земель
сельскохозяйственного назначения.
     Законы субъектов Российской Федерации в данной сфере  в  основном
содержат отсылочную норму по государственному нормированию на законы и
иные  нормативные  правовые  акты  Российской  Федерации  и   субъекта
Российской  Федерации.  Также  в  ряде  субъектов Российской Федерации
государственное нормирование выделено в отдельное  полномочие  органов
исполнительной государственной власти. По мнению депутатов постоянного
комитета,  если  дополнительных  нормативов  в   субъекте   Российской
Федерации не предусмотрено, то выделять государственное нормирование в
сфере обеспечения плодородия земель  сельскохозяйственного  назначения
в  качестве  полномочия  и  устанавливать  отсылочную  норму  в законе
области нецелесообразно.
     Согласно статье 13 Федерального  закона  от  16  июля  1998  года  
N  101-ФЗ  "О  государственном  регулировании  обеспечения  плодородия
земель   сельскохозяйственного   назначения",   региональные   целевые 
программы  в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного 
назначения разрабатываются и утверждаются  в порядке,  предусмотренном  
законами  и иными нормативными правовыми актами  субъектов  Российской 
Федерации.
     В настоящее время данный вопрос полностью урегулирован  Бюджетным
кодексом   Российской   Федерации,   статьями  179  и  179.3  которого
установлено,  что  государственные  программы   субъектов   Российской
Федерации   и  ведомственные  целевые  программы  утверждаются  высшим
исполнительным  органом  государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации.
     Однако  в  связи  с  внесением  изменений  в   Бюджетный   кодекс
Российской  Федерации  Федеральным  законом  от 07.05.2013 N 104-ФЗ "О
внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные
законодательные     акты    Российской    Федерации    в    связи    с
совершенствованием   бюджетного    процесса"    необходимо    уточнить
терминологию,  используемую  в  абзаце  4  статьи 5 закона Вологодской
области от 6 июня 2005  года  N  1294-ОЗ  "Об  обеспечении  плодородия
земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области".
     Последующим анализом указанного Закона  области  на  соответствие
положениям  Федерального  закона  от  16  июля  1998  года N 101-ФЗ "О
государственном   регулировании    обеспечения    плодородия    земель
сельскохозяйственного назначения" (далее – Федеральный закон N 101-ФЗ)
выявлены  следующие   противоречия   и   нормы,   создающие   правовую
неопределенность:
     1)  абзацем  четвертым  статьи  4  закона   области   N   1294-ОЗ
установлено,  что  Законодательное  Собрание области осуществляет иные
полномочия в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного
назначения,   не  отнесенные  к  полномочиям  органов  государственной
власти Российской Федерации и Правительства области. В  данном  случае
представляется  неправомерным  определять  полномочие Законодательного
Собрания области по остаточному принципу, кроме того иных полномочий в
законодательстве  не содержится. В связи с этим, предлагается уточнить
редакцию статьи 4 закона области N 1294-ОЗ;
     2) статьей 5 закона области  N  1294-ОЗ  определяются  полномочия
Правительства   области   в   сфере   обеспечения   плодородия  земель
сельскохозяйственного назначения, а именно:
     -  Определение  основных  направлений  государственной   политики
области   по   обеспечению   плодородия  земель  сельскохозяйственного
назначения.
     Следует  отметить,   что   не   совсем   корректно   говорить   о
государственной  политике  регионального  уровня,  поскольку  в рамках
федерального  государства  региональные  особенности   государственной
политики  не  могут претендовать на преобладающий объем в содержании и
формах политики.
     Соответственно определение основных  направлений  государственной
политики  должно  осуществляться  прежде  всего на федеральном уровне.
Субъектам Российской  Федерации  предоставлено  право  реализации  мер
государственной  политики  в  той  или иной сфере. Субъекты Российской
Федерации не уполномочены федеральным  законодателем  на  формирование
собственной  государственной   политики.  В  данном случае речь должна
идти о  реализации  государственной  политики  в  области  обеспечения
плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
     - Разработка проектов законов и иных нормативных  правовых  актов
области.
     Данное полномочие не является исключительным  и  присущим  только
Правительству области, поэтому предлагается его исключить.
     -   Утверждение   долгосрочных   целевых   программ   обеспечения
плодородия  земель  сельскохозяйственного  назначения,  реализуемых за
счет средств областного бюджета, и контроль за их исполнением.
     Статьей 179 Бюджетного кодекса РФ установлены правовые  основания
для   формирования   государственных   программ  субъектов  Российской
Федерации, при этом понятие "долгосрочная  целевая  программа",  равно
как  и  правовые  основания  формирования  и  реализации  долгосрочных
целевых  программ,   исключены.   Соответственно,   данное   положение
требуется откорректировать.
     - Осуществление государственной инвестиционной политики.
     В соответствии с пунктом "д" части 2 статьи 63 Устава Вологодской
области   к  полномочиям  Правительства  области  отнесено  участие  в
проведении  единой  государственной   политики   в   сфере   финансов,
инвестиций,  ценообразования  в  области.  Таким образом, установление
такого полномочия в законе области N 1294-ОЗ является излишним.
     -    Обеспечение    проведения     сплошного     и     локального
агроэкологического        мониторинга       (почвенно-агрохимического,
фитосанитарного  и  эколого-токсикологического  обследования)   земель
сельскохозяйственного назначения;
     - Обеспечение проведения противоэрозионных и мелиоративных работ,
направленных  на  повышение  плодородия  земель  сельскохозяйственного
назначения.
     Данные полномочия опосредованно вытекают из основных  направлений
агрохимического обслуживания (статья 20 Федерального закона N 101-ФЗ),
которое производится  организациями,  осуществляющими  деятельность  в
области    обеспечения    плодородия    земель   сельскохозяйственного
назначения,    и    гражданами,     осуществляющими     индивидуальную
предпринимательскую  деятельность  в  области  обеспечения  плодородия
земель   сельскохозяйственного   назначения.   Согласно   статье    25
Федерального  закона  N 101-ФЗ органы государственной власти субъектов
Российской  Федерации  лишь   содействуют   развитию   агрохимического
обслуживания   посредством   утверждения  государственных  заказчиков,
которые размещают заказы на производство и  поставки  агрохимикатов  и
пестицидов производителям сельскохозяйственной продукции, добычу торфа
и производство продуктов его переработки, производство оборудования  и
машин     для     осуществления    агротехнических,    агрохимических,
мелиоративных,  фитосанитарных  и  противоэрозионных  мероприятий.  Из
смысла  ныне  действующего  Федерального закона от 21 июля  2005  года 
N 94-ФЗ "О размещении заказов на  поставки  товаров, выполнение работ,
оказание  услуг  для  государственных  и  муниципальных нужд", а также
вступающего в силу  с  2014  года  Федерального  закона  от  5  апреля  
2013 года  N  44-ФЗ  "О контрактной системе в сфере  закупок  товаров, 
работ, услуг  для   обеспечения  государственных и муниципальных нужд"
утверждение    государственных    заказчиков   является   прерогативой
Правительства  области.  Учитывая  вышеизложенное,  из  анализа   норм
Федерального   закона   N   101-ФЗ   данные  полномочия  опосредованно
закреплены  за  органами  исполнительной  власти  субъекта  Российской
Федерации.
     - Проведение на территории области научно-технической политики по
обеспечению  воспроизводства  плодородия  земель сельскохозяйственного
назначения и их рационального использования.
     Согласно статье 2 Федерального закона от  23  августа  1996  года  
N 127-ФЗ  "О  науке и государственной научно-технической политике" под
государственной  научно-технической  политикой   понимается  составная
часть  социально-экономической  политики,  которая  выражает отношение
государства к научной и  научно-технической  деятельности,  определяет
цели,  направления,  формы деятельности органов государственной власти
Российской Федерации области науки, техники  и  реализации  достижений
науки  и  техники.  Поэтому  в  данном случае речь может идти только о
реализации государственной научно-технической политики по  обеспечению
воспроизводства  плодородия  земель сельскохозяйственного назначения и
их рационального использования.
     Основные направления государственного регулирования  деятельности
по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их
рационального  использования  закреплены  в статье  6  закона  области  
N  1294-ОЗ.    Между    тем   размещение   в   установленном   порядке 
государственного заказа является спорным направлением. Представляется, 
что  это  скорее полномочие, которое не требует регламентации в нормах 
данного Закона области и урегулировано законодательством о контрактной  
системе   в  сфере  закупок  товаров,  работ,  услуг  для  обеспечения 
государственных и муниципальных нужд.
     Деление законодательного акта  на  главы  оправдано  при  большом
объеме  нормативных  предписаний, когда требуется их систематизировать
для упрощения  пользования  таким  актом.  Закон  области  N  1294-ОЗ,
состоящий  из  9  статей, разделен на 4 главы, что является нарушением
законодательной техники. В связи с этим предлагается наименования глав
исключить.

     Информация о  реализации  Правительством  Вологодской  области  и
органами местного самоуправления закона Вологодской области от 6  июня 
2005   года   N   1294-ОЗ   "Об    обеспечении    плодородия    земель 
сельскохозяйственного назначения в Вологодской области"

     1.  Проведение   анализа   изменения   плодородия   почв   земель
сельскохозяйственного назначения за период 2011-2013 годы

     В   соответствии   с   Климатической   доктриной,    утвержденной
Правительством   Российской   Федерации   17   декабря  2009  года,  в
перспективе   в   регионах   Северо-Западного   федерального    округа
расширяются возможности ведения сельскохозяйственного производства.
     Одним    из    основных     условий     повышения     урожайности
сельскохозяйственных   культур  является  рациональное  и  эффективное
применение  удобрений.  В  течение  последних  лет  вынос  питательных
веществ   из   почвы   не   компенсируется   внесением  минеральных  и
органических   удобрений,   так   как   объемы   внесения    удобрений
систематически сокращаются.

     Баланс питательных веществ, тыс. тонн

|—————|————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|
|Год  |Внесено питательных     |Вынесено питательных    |Баланс питательных      |
|     |веществ                 |веществ                 |веществ                 |
|     |————————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|
|     |Российская |Вологодская |Российская |Вологодская |Российская |Вологодская |
|     |Федерация  |область     |Федерация  |область     |Федерация  |область     |
|—————|———————————|————————————|———————————|————————————|———————————|————————————|
|2008 |4850       |17,1        |10700      |25,7        |-5850      |-15,3       |
|—————|———————————|————————————|———————————|————————————|———————————|————————————|
|2009 |4850       |16,3        |9800       |24,9        |-4950      |-17,1       |
|—————|———————————|————————————|———————————|————————————|———————————|————————————|
|2010 |4060       |14,6        |7200       |23,2        |-3120      |-15,5       |
|—————|———————————|————————————|———————————|————————————|———————————|————————————|
|2011 |4540       |16,5        |10800      |25,4        |-6260      |-18,6       |
|—————|———————————|————————————|———————————|————————————|———————————|————————————|

     В 2012 году баланс  питательных  веществ  в  Вологодской  области
составил – (-11,9) тыс. тонн.

     Объемы  работ  по   повышению   плодородия   почв   сельхозугодий
сельхозорганизациями области

|———————————————————————|———————————————————————————————————————————|———————————|
|Показатели             |Годы                                       |1990 г.    |
|                       |                                           |к 2012 г., |
|                       |                                           |раз        |
|                       |———————————————————————————————————————————|           |
|                       |1990   |1995 |2000 |2010 |2011 |2012 |2013 |           |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Внесение органических удобрений                                                |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Всего, тыс. тонн       |7770   |3664 |1653 |920  |931  |857  |870  |8,9        |
|———————————————————————|———————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|———————————|
|На 1 га посева, тонн   |10,1   |5,5  |2,6  |2,3  |2,5  |2,4  |2,4  |4,2        |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Внесение минеральных удобрений (в пересчете на 100% питательных веществ)       |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Всего, тыс. тонн       |118,4  |21,1 |26,3 |13,6 |15,7 |12,5 |9,8  |12,8       |
|———————————————————————|———————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|———————————|
|На га посева, кг д. в. |144    |32   |42   |34   |42   |34,3 |25   |5,7        |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Известкование кислых почв                                                      |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Всего, тыс. га         |108,0* |8,8  |4,7  |1,4  |0,8  |0,1  |0,3  |360        |
|———————————————————————|———————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|———————————|

     -----------------------------------------------------------------
     * - в среднем за период 1986–990 годов.

     За 1990-2013 годы общий  объем  вносимых  органических  удобрений
сократился  в 8,9 раза, минеральных удобрений – в 12,8 раза, в т.ч. на
1 га посева в 4,2 раза и 5,7 раза соответственно.
     В  среднем  по  области  в  2013  году   на   1   гектар   посева
сельхозяйственных  культур  было внесено 25 кг минеральных удобрений в
действующем  веществе.  В  хозяйствах   Бабушкинского,   Вожегодского,
Вашкинского,  Нюксенского районов минеральные удобрения в 2013 году не
вносились вообще.
     Начиная с 1970 года в области  проводится  мониторинг  плодородия
почв    земель   сельскохозяйственного   назначения   и   формирование
информационной    базы    данных    по    плодородию    почв    земель
сельскохозяйственного  назначения на основе проведения агрохимического
и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного
назначения.  Данные  мероприятия  выполняет ФГБУ ГЦАС "Вологодский" по
пятигодичному циклу. Результаты исследования почв в  2013  году  будут
предоставлены в марте 2014 года.
     В   2012    году    проводилось    агрохимическое    обследование
сельскохозяйственных  угодий в Великоустюгском, Тарногском, Тотемском,
Устюженском и Чагодощенском районах.
     В   целом   по   области   изменение   плодородия   почв   земель
сельскохозяйственного  назначения за период 2010-2012 годы наблюдается
незначительное.
     В  соответствии  с   агрохимическими   показателями   в   области 
340 тыс. га, или 56,6%, пахотных угодий имеют кислую реакцию почвенной 
среды   и   нуждаются   в  известковании,  из  них  в  первую  очередь 
170  тыс. га,  или 28%,  (рН  менее  5,1). Средневзвешенный показатель 
подвижного фосфора уменьшился на 3 мг/кг по сравнению  с 2010 годом  и 
составил 132  мг/кг. В   основном  кислые  и  слабообеспеченные  почвы  
подвижным фосфором преобладают в восточных районах области.
     Кроме того, в  Вологодской  области  более  половины  почв  имеют
слабую  и  среднюю  обеспеченность  обменным калием – 357 тыс. га, или
59%.

     2.  Реализация  долгосрочной  целевой  программы  "Сохранение   и
восстановление  плодородия  земель  сельскохозяйственного назначения в
Вологодской области на 2011-2013 годы"

     В   рамках  реализации  закона  Вологодской  области  от  6  июня  
2005   года     N   1294-ОЗ    "Об   обеспечении   плодородия   земель 
сельскохозяйственного назначения в Вологодской области" на  территории 
области  действовала утвержденная  Правительством области долгосрочная  
целевая  программа  "Сохранение  и  восстановление  плодородия  земель  
сельскохозяйственного    назначения     в      Вологодской     области 
на 2011-2013 годы". С 1 января 2013 года программа утратила силу.
     Программой     предусматривалось     предоставление      субсидий
сельхозтоваропроизводителям  на  возмещение части затрат на проведение
агрохимических    работ,    в    том    числе     агрохимическое     и
эколого-токсикологическое    обследование,   известкование,   внесение
минеральных удобрений и проведение мелиоративных мероприятий.
     За период реализации долгосрочной целевой программы "Сохранение и
восстановление  плодородия  земель  сельскохозяйственного назначения в
Вологодской   области   на   2011-2013   годы"    сельскохозяйственным
предприятиям и научным учреждениям области  выделены денежные средства
в сумме 126,1 млн. рублей, в том числе:
     на   приобретение    минеральных   удобрений   в   2011  году   –  
79,1 млн. рублей; в 2012 году – 53,7 млн. рублей;
     на   агрохимическое    обследование   почв    в   2011   году   –  
0,9  млн. рублей, в 2012 году – 0,8 млн. рублей;
     на известкование кислых почв в 2011 году –  4,6  млн.  рублей;  в
2012 году – 3,4 млн. рублей;
     на проведение мелиоративных работ в 2012 году – 3,6 млн.  рублей;
в 2011 году денежных средств не выделялось.
     Мероприятия,    предусмотренные     вышеуказанной     программой,  
с  2013   года   включены    в   подпрограмму   "Развитие   подотрасли 
растениеводства Вологодской области на 2013-2020 годы" государственной  
программы "Развитие   агропромышленного  комплекса  и потребительского  
рынка   Вологодской   области   на   2013-2020   годы",   утвержденной 
постановлением Правительства области от 22.10.2012 N 1222.
     В текущем году на реализацию основного мероприятия 1.1 "Повышение
плодородия  почв, мелиорации земель и вовлечение неиспользуемых земель
сельхозугодий в  сельскохозяйственный  оборот  средствами  комплексной
механизации"  указанной  подпрограммы предусмотрены расходы областного
бюджета в объеме 83 млн. рублей, по состоянию на 1 октября  2013  года
освоено 66,6 млн. рублей.
     Увеличение  объемов   работ   по   сохранению   плодородия   почв
сдерживается  ежегодным  ростом  цен  на  минеральные  удобрения.  Так 
с 2006  года  по  2012  год  цены  на  сложные  минеральные  удобрения  
увеличились  в 2,4  раза  (2006  год  –  6260 руб. без НДС; 2013 год – 
14800 руб. без НДС), на азотные удобрения –  в 2,8 раза  (2006  год  -  
3400  руб. без НДС; 2013 год – 9400 руб. без НДС). При таком росте цен
сельхозорганизации  не   имеют   возможности   закупать    минеральные
удобрения  в полном объеме.
     Приобретение минеральных удобрений в прошлые годы  осуществлялось
в  основном  за  счет   кредитных  средств,  полученных  в Вологодском
региональном филиале ОАО "Россельхозбанк".
     Сдерживающую  роль  внесения  органических  удобрений   оказывает
постоянный  рост  цен  на  горюче-смазочные  материалы.  На проведение
сельскохозяйственных   работ   текущего   года    сельскохозяйственные
товаропроизводители   области   закупили  17,3  тыс.  тонн  дизельного
топлива. Цена дизельного топлива с 15 апреля по 1 октября  возросла  с
32,2  до  34,4  тыс. рублей соответственно. Цена увеличилась на 6,8% к
уровню апреля текущего года, на 4,4% к октябрю прошлого года.
     В  последние  годы  вследствие  отсутствия   финансовых   средств
сельскохозяйственными   товаропроизводителями   снижается   проведение
мелиоративных мероприятий.  При  постоянном  уходе  за  мелиоративными
системами  и  своевременном проведении ремонтно-эксплуатационных работ
системы  мелиорации  могут  служить  достаточно  долгое  время  (свыше  
40 лет).
     В соответствии с Удельными нормативами ежегодных эксплуатационных
затрат   по   мелиоративным  системам  и  сооружениям,  разработанными
Министерством   сельского   хозяйства   Российской    Федерации,    на
эксплуатацию  государственных мелиоративных систем Вологодской области
необходимо  ежегодное  выделение  финансовых  средств  из   областного
бюджета  в  размере  не  менее  19  млн.  рублей, капитальный ремонт и
реконструкцию – 21 млн. рублей.
     Отсутствие  финансирования  привело  к  тому,   что   почти   все
мелиоративные  системы  нуждаются  в  проведении капитального ремонта,
реконструкции    и    культуртехнических    работах    по     удалению
древесно-кустарниковой  растительности  и  камней  на  полях  области.
Поэтому   в   настоящее   время   идет   постоянный   процесс   вывода
мелиорированных  земель  из сельскохозяйственного оборота, наблюдается
их вторичное заболачивание и зарастание кустарником.
     С 2014 года на территории  области  будет  действовать  программа
"Развитие    мелиорации    земель   сельскохозяйственного   назначения
Вологодской области на 2014-2020 годы", разработанная в соответствии с
концепцией   федеральной   программы   "Развитие   мелиорации   земель
сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы".
     Целью   данной   программы   является   увеличение   производства
сельскохозяйственной  продукции  за  счет  повышения  продуктивности и
устойчивости  сельскохозяйственного  производства  и  плодородия  почв
средствами комплексной мелиорации в условиях глобальных и региональных
изменений   климата   и   природных   аномалий.   Проектом   программы
предусматривается   финансирование   затрат   по   ремонту   областных
мелиоративных систем, а  также  систем,  находящихся  в  собственности
сельхозяйственных  организаций, и бесхозяйственных систем с дальнейшим
оформлением их в собственность сельхозтоваропроизводителей.
     В   целях   обеспечения   воспроизводства    плодородия    земель
сельскохозяйственного  назначения  и  их  рационального  использования
Правительством области в рамках  государственной  программы  "Развитие
агропромышленного   комплекса  и  потребительского  рынка  Вологодской
области  на  2013-2020  годы"   утверждены   соответствующие   целевые
показатели  до  2020 года (количество внесенных минеральных удобрений,
площадь известкования кислых почв и другие).
     Для выполнения  целевых  показателей  ответственным  исполнителем
госпрограммы  -  Департаментом  сельского хозяйства, продовольственных
ресурсов и торговли области - проводятся обучающие семинары, совещания
с  руководителями  и  специалистами  сельскохозяйственных  организаций
области с приглашением специалистов  ФГБУ  ГЦАС  "Вологодский",  ВГМХА 
им. Верещагина.
     Важную   роль   имеют    научно-исследовательские    работы    по
рациональному применению удобрений в условиях их  дефицита, результаты
исследований доводятся до сельхозтоваропроизводителей.

     IV. Результаты проведения мониторинга

     По результатам проведения мониторинга постоянный комитет полагает
необходимым  подготовить проект закона области "О внесении изменений в
закон области "Об обеспечении плодородия земель  сельскохозяйственного
назначения  в Вологодской области" и внести его на рассмотрение сессии
Законодательного Собрания области в 2014 году.









Информация по документу
Читайте также