Расширенный поиск

Постановление Правительства Вологодской области от 18.04.2011 № 390

 

                                                                      
                                       
                               
                                                                      
                     ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ                
                                                                      
                               ПОСТАНОВЛЕНИЕ                          
                                                                      
    Утратило силу с 1 января 2017  года  - Постановление Правительства

Вологодской области  от 19.12.2016 № 1149

 

     От 18.04.2011 N 390
     г. Вологда

 

     О транспортной стратегии Вологодской
     области на период до 2020 года

 

     (В редакции Постановлений Правительства Вологодской области

           от 08.07.2013 г. N 670; от 01.04.2014 г. N 256)

 

 

     В соответствии  с  законом  области  от  30  сентября  2010  года  

N 2369-ОЗ     стратегическом  планировании  социально-экономического
развития Вологодской области", постановлением Губернатора  области  от
12  июля  2007 года N 226 "О разработке Стратегий развития отраслей до
2020 года" (с последующими изменениями)

 

     Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

     1. Одобрить транспортную стратегию Вологодской области на  период
до 2020 года.
     2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя

Губернатора   области   С.А.   Сорогина.     редакции  Постановлений

Правительства   Вологодской   области  от  08.07.2013  г.  N  670;  от

01.04.2014 г. N 256)
     Информацию о ходе выполнения постановления представлять  ежегодно
к 1 апреля.
     Справку  о  выполнении  постановления  представить   к  1  апреля  
2021 года.

 

 

     Губернатор области          В.Е. Позгалев

 

 

Одобрена
Правительством области
от 18.04.2011 N 390

 

 

                          Транспортная стратегия                      
                Вологодской области на период до 2020 года            
                            (далее - Стратегия)                       

 

     1. Анализ состояния транспортного комплекса Вологодской области

 

     Состояние и развитие транспорта  имеют  для  Вологодской  области
исключительное значение.
     Транспорт,  наряду   с   другими   инфраструктурными   отраслями,
обеспечивает   базовые  условия  жизнедеятельности  общества,  являясь
важным    инструментом    достижения    социальных,     экономических,
внешнеполитических  целей. Транспорт - не только отрасль, перемещающая
грузы  и  людей,  это,  в  первую  очередь,   межотраслевая   система,
преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования.
     Устойчивое  развитие  транспорта  является   гарантией   единства
экономического  пространства,  свободного перемещения товаров и услуг,
конкуренции и свободы экономической деятельности, улучшения условий  и
уровня жизни населения.
     Территориальное   положение   Вологодской   области    достаточно
выгодное.  Через  территорию  области  проходят  основные транспортные
магистрали, соединяющие южную  и  центральную  Россию  с  северными  и
восточными регионами. Область располагает удобными выходами к основным
российским рынкам.
     В транспортный комплекс Вологодской области входят основные  виды
транспорта   общего   пользования    железнодорожный,  автомобильный,
городской наземный электрический пассажирский,  воздушный,  внутренний
водный,  структура  и размещение которых в целом отвечают внутренним и
внешним экономическим связям области.
     Транспортный   комплекс   Вологодской  области  включает  в  себя  
567   автобусных   маршрутов   общей   протяженностью   25,6  тыс. км, 
8 маршрутов  городского   наземного  электрического  транспорта  общей  
протяженностью  74,6  км;  железнодорожные   пути  общего  пользования 
эксплуатационной длиной  769 км;  внутренние  водные  судоходные  пути  
протяженностью  1577  км;  более  1,5  тыс.  км  внутренних  авиалиний 
гражданской  авиации;   20  тыс.  км  автомобильных  дорог,   из  них:  
федеральных  дорог  -  643,3   км,  региональных      11,6  тыс.  км, 
муниципальных –  6,9  км.  По  транспортным  коммуникациям  ежесуточно 
перевозится более 650 тыс. пассажиров, свыше 154 тыс. тонн грузов.
     Объем платных услуг транспорта населению области составляет 18,1%
от  общего  объема услуг. Количество организаций транспорта составляет
7,7% от общего количества организаций всех отраслей экономики.
     Ведущее  место  в  транспортном  комплексе  по   оказанию   услуг
населению  занимает  автомобильный  пассажирский  и городской наземный
электрический  пассажирский  транспорт,  которым   перевозится   97,7%
пассажиров  от  общего  объема  пассажирских перевозок, осуществляемых
всеми видами транспорта.
     Объемы перевезенных пассажиров транспортом общего  пользования  в
период 2005–2010 годов по видам транспорта представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

 

|————————————————————————|————————————————————————————————————————————————————----——————————————————————|
|Вид транспорта          |Объем перевозок пассажиров (тыс. чел.)                                        |
|                        |—————————————-————————————-————————————-————————————-————————————--———————————|
|                        |2005 год     |2006 год    |2007 год    |2008 год    |2009 год    |2010 год    |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|
|Автомобильный           |180200,0     |191369,2    |187473,7    |196847,4    |181363,1    |164715,5    |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|
|Городской электрический |37300,0      |30943,2     |28358,7     |25409,4     |22110,1     |21262,3     |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|
|Железнодорожный         |4300,0       |6040,0      |5943,2      |5628,2      |4705,3      |4461,1      |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|
|Речной                  |51,0         |54,6        |47,1        |48,1        |36,9        |40,9        |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|
|Воздушный               |42,9         |41,1        |57,9        |42,7        |38,6        |49,0        |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|
|ИТОГО:                  |221893,9     |228448,1    |221880,6    |227975,8    |208254,0    |190528,8    |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|

 

     Пассажирооборот транспорта  общего  пользования  в  период  2005–
2010 годов по видам транспорта представлен в таблице 2.

 

Таблица 2

 

|————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————----—————————————————————————|
|Вид транспорта          |Пассажирооборот (млн. пасс - км)                                              |
|                        |—————————————-————————————-————————————-————————————-————————————-————————————|
|                        |2005 год     |2006 год    |2007 год    |2008 год    |2009 год    |2010 год    |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|
|Автомобильный           |1239,0       |1371,1      |1330,1      |1584,2      |1416,3      |1397,8      |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|
|Городской электрический |119,0        |118,7       |114,3       |111,1       |97,0        |98,1        |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|
|Железнодорожный         |2386,0       |2631,4      |2582,7      |2577,5      |2193,7      |2230,0      |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|
|Речной                  |0,6          |0,7         |1,1         |0,9         |0,5         |0,5         |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|
|Воздушный               |18,0         |18,5        |17,6        |18,7        |17,2        |16,9        |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|
|ИТОГО:                  |3762,6       |4140,4      |3991,8      |4292,4      |3724,7      |3743,3      |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|

 

     Ведущее место в транспортном  комплексе  Вологодской  области  по
перевозкам   народнохозяйственных   грузов   занимает  железнодорожный
транспорт. Удельный вес грузовых перевозок железнодорожным транспортом
составляет 74,7% от общего объема перевозок всеми видами транспорта.
     Объемы  перевезенных  грузов  транспортом  общего  пользования  в
период 2005–2010 годов по видам транспорта представлены в таблице 3.

 

Таблица 3

 

|————————————————————————|—————————————————————————————————————————----—————————————————————————————————|
|Вид транспорта          |Объем перевозок грузов (тыс. тонн)                                            |
|                        |—————————————-————————————-————————————-————————————-————————————-————————————|
|                        |2005 год     |2006 год    |2007 год    |2008 год    |2009 год    |2010 год    |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|
|Автомобильный           |2314,0       |2773,3      |2453,0      |1903,6      |2222,6      |2300,0      |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|
|Железнодорожный         |17623,0      |19195,7     |20603,3     |19511,3     |14588,7     |18200,0     |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|
|Речной                  |3516,0       |3101,5      |3600,0      |3604,0      |2720,2      |2271,9      |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|
|Воздушный (тонн)        |89,0         |96,2        |38,8        |108,7       |47,0        |30,0        |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|
|ИТОГО:                  |23453,0      |25070,6     |26656,3     |25019,0     |19531,6     |22801,9     |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|

 

     Грузооборот транспорта  общего  пользования  в  период  2005–2010
годов по видам транспорта представлен в таблице 4.

 

Таблица 4

 

|————————————————————————|—————————————————————————————————————————----—————————————————————————————————|
|Вид транспорта          |Грузооборот (млн. т - км)                                                     |
|                        |—————————————-————————————-————————————-————————————-————————————-————————————|
|                        |2005 год     |2006 год    |2007 год    |2008 год    |2009 год    |2010 год    |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|
|Автомобильный           |299,0        |470,2       |246,4       |451,1       |399,5       |390,0       |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|
|Железнодорожный         |61724,0      |64766,6     |68479,8     |69370,0     |67727,2     |65000,0     |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|
|Речной                  |1092,0       |984,2       |1282,2      |1274,5      |1056,8      |1057,0      |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|
|Воздушный (тыс. т. км)  |9,0          |4,91        |9,3         |8,0         |3,3         |3,0         |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|
|ИТОГО:                  |63115,0      |66221,1     |70008,4     |71095,6     |69183,5     |66450,0     |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|

 

 

     1.1.  Автомобильный   и    городской    наземный    электрический
пассажирский транспорт

 

     Автомобильный транспорт является ключевым элементом транспортного
комплекса  Вологодской  области,  как  наиболее  гибкий и массовый вид
транспорта.
     Существуют    два    основных    направления     автотранспортной
деятельности: перевозка грузов и перевозка пассажиров.
     Рынок  услуг  по   перевозке   грузов   сформировался.   На   нем
присутствуют   юридические   лица   различных   форм  собственности  и
индивидуальные предприниматели. Имеется значительный резерв  провозных
возможностей.  Предложение  на  перевозку грузов значительно превышает
спрос.
     Рынок услуг по  перевозке  пассажиров  автомобильным  транспортом
сформирован.  Транспортное  обслуживание  осуществляется на конкурсной
основе с привлечением к перевозкам  пассажиров  организаций  различных
форм   собственности   и   индивидуальных   предпринимателей,  имеющих
разрешительные документы на осуществление данного  вида  деятельности.
Рынок транспортных услуг постоянно совершенствуется.
     В основу формирования  рынка  услуг  положено  соблюдение  равных
условий  развития  предпринимательства и конкуренции, равенство прав и
обязанностей юридических  лиц  и  предпринимателей  при  осуществлении
транспортной деятельности.
     В настоящее  время  на  рынке  транспортных  услуг  по  перевозке
пассажиров  осуществляют  деятельность  35  предприятий автомобильного
транспорта различных  форм  собственности,  2  предприятия  городского
электрического   транспорта,   234   индивидуальных   предпринимателя,
привлеченных к перевозкам пассажиров на договорных условиях.
     Объем  перевезенных  пассажиров  автобусами   и   микроавтобусами
индивидуальных  предпринимателей  составляет  35,8%  от  общего объема
перевезенных   пассажиров   автомобильным   и    городским    наземным
электрическим транспортом.
     Маршрутная  сеть  автомобильного   пассажирского   и   городского
наземного электрического транспорта организована с учетом потребностей
в перевозках населения  муниципальных  районов  и  городских  округов,
является    в    настоящее    время    оптимальной   и   удовлетворяет
платежеспособный спрос населения в пассажирских перевозках.
     Маршрутная  сеть  состоит  из  567  автобусных  маршрутов   общей
протяженностью 25,6 тыс. км (82 маршрута обслуживаются индивидуальными
предпринимателями),    8    маршрутов    городского     электрического
пассажирского   транспорта   протяженностью  74,6  км,  в  том  числе:
трамваями  в  г. Череповце – 3 маршрута, троллейбусами  в г. Вологде –  
5 маршрутов.
     Автобусами транспорта общего пользования обслуживается  население
15 городов, 13 рабочих поселков, 274 населенных пунктов, расположенных
в сельской  местности.  Населению  13  муниципальных  районов  области
предоставляются транспортные услуги только автомобильным транспортом.
     Наибольший удельный вес в реализации объемов  спроса  и  наиболее
высокую   социально-экономическую  направленность  в  жизнеобеспечении
городской  инфраструктуры  имеет  городской  пассажирский   транспорт.
Уровень реализации платежеспособного спроса на городском транспорте от
общего объема платных пассажиров по области составляет 92,5%.
     В соответствии  с  действующим  законодательством  организация  и
утверждение  маршрутной  сети  и расписаний движения транспорта общего
пользования  по  межмуниципальным  маршрутам  осуществляется  органами
исполнительной  государственной  власти  области,  по внутрирайонным и
городским маршрутам  органами  местного  самоуправления  муниципальных
районов и городских округов области.
     Регулярность выполнения рейсов по видам сообщений составляет:
     во внутригородском сообщении:
     - автобусами – 94,7%;
     - троллейбусами – 94,8%;
     - трамваями – 94,1%
     в пригородном сообщении автобусами – 99,4%;
     в междугородном сообщении автобусами – 99,6%.
     Выполнение рейсов по видам сообщений представлено в таблице 5.

 

Таблица 5

 

|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————----————————————————————————————|
|Вид сообщения и вид     |Выполнено рейсов (тыс.)                                                       |
|транспорта              |                                                                              |
|                        |—————————————-————————————-————————————-————————————-————————————-————————————|
|                        |2005 год     |2006 год    |2007 год    |2008 год    |2009 год    |2010 год    |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|
|Во внутригородском      |             |            |            |            |            |            |
|сообщении:              |             |            |            |            |            |            |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|
|автобусами              |2793,4       |2815,9      |3088,9      |3320,6      |3168,1      |3976,0      |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|
|троллейбусами           |360,3        |399,9       |360,9       |379,9       |423,2       |383,0       |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|
|трамваями               |171,9        |175,9       |183,6       |190,6       |196,1       |194,3       |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|
|В пригородном сообщении |427,9        |405,5       |383,2       |400,8       |411,7       |411,5       |
|(автобусами)            |             |            |            |            |            |            |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|
|В междугородном         |104,7        |104,7       |97,2        |101,1       |100,5       |103,4       |
|сообщении (автобусами)  |             |            |            |            |            |            |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|
|ИТОГО:                  | 3858,2      | 3901,9     | 4113,0     | 4393,0     | 4299,6     | 5068,2     |
|————————————————————————|—————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|

 

     На территории области функционируют 2 автовокзала (в г. Вологде и
г.  Череповце),  26  автостанций, расположенных в каждом муниципальном
районе. В основном все остановочные пункты маршрутов транспорта общего
пользования оборудованы посадочными площадками.

 

     1.2. Железнодорожный транспорт

 

     В пределах Вологодской области проходят транспортные коридоры:
     "Транссиб" (Владивосток – Челябинск – Буй – Вологда – Череповец –
Бабаево – Санкт-Петербург).
     "Север-Юг" (Москва – Данилов – Вологда – Вожега –  Архангельск  с
ответвлением на Воркуту и Мурманск).
     Плотность железнодорожных  путей  общего  пользования  составляет  
53 км. на 10 тыс. кв. км при среднероссийском уровне - 50 км.
     На территории Вологодской области перевозки грузов  и  пассажиров
железнодорожным     транспортом     осуществляются    Вологодским    и
Сольвычегодским отделениями Северной железной дороги, в западной части
области – Волховстроевским отделением Октябрьской железной дороги.
     Все железнодорожные пути общего пользования на территории области
электрифицированы. Общая длина путей составляет 769 км.
     На  территории  области  находится  36  железнодорожных  станций,
предоставляющих  услуги  по  перевозке  грузов и пассажиров, ремонтное
локомотивное депо (г. Вологда) и  эксплуатационное  депо  (ст. Лоста),  
3 крупных сортировочных парка (ст. Лоста, Кошта, Бабаево).
     По железным дорогам в пределах Вологодской  области  отправляется
ежегодно  свыше  20  млн.  тонн грузов, поступает  для  области  более 
33 млн. тонн и пропускается транзитом порядка 60 млн. тонн грузов.
     Объемы  погрузки  основных  видов   грузов   на   железнодорожном
транспорте общего пользования представлены в таблице 6.

 

Таблица 6

 

|———————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————--———————————|
|Виды грузов                                    |Объемы погрузки грузов (тыс. тонн)                  |
|                                               |————————————————-————————————————-——————————————————|
|                                               |2007 год        |2008 год        |2009 год          |
|———————————————————————————————————————————————|————————————————|————————————————|——————————————————|
|Лесные                                         |2742,0          |3156,1          |1907,2            |
|———————————————————————————————————————————————|————————————————|————————————————|——————————————————|
|Лом черных металлов                            |310,5           |295,0           |206,0             |
|———————————————————————————————————————————————|————————————————|————————————————|——————————————————|
|Нефть и нефтепродукты                          |139,2           |111,1           |72,9              |
|———————————————————————————————————————————————|————————————————|————————————————|——————————————————|
|Черные металлы                                 |9651,5          |9140,0          |6597,8            |
|———————————————————————————————————————————————|————————————————|————————————————|——————————————————|
|Химические и минеральные удобрения             |3133,9          |2989,8          |3127,5            |
|———————————————————————————————————————————————|————————————————|————————————————|——————————————————|
|Каменный уголь                                 |0,6             |0,6             |0,3               |
|———————————————————————————————————————————————|————————————————|————————————————|——————————————————|
|Кокс                                           |325,9           |251,9           |280,8             |
|———————————————————————————————————————————————|————————————————|————————————————|——————————————————|
|Строительные                                   |1597,0          |1274,4          |779,6             |
|———————————————————————————————————————————————|————————————————|————————————————|——————————————————|
|Гранулированный шлак                           |1410,4          |1270,8          |827,9             |
|———————————————————————————————————————————————|————————————————|————————————————|——————————————————|
|Химикаты                                       |512,2           |518,4           |410,3             |
|———————————————————————————————————————————————|————————————————|————————————————|——————————————————|
|ИТОГО                                          |18470,4         |19504,1         |14582,8           |
|———————————————————————————————————————————————|————————————————|————————————————|——————————————————|

 

     Для повышения качества обслуживания пассажиров на железнодорожном
транспорте  проводится  работа по развитию инфраструктуры пассажирских
перевозок, осуществляется реконструкция и  капитальный  ремонт  зданий
железнодорожных   вокзалов   (Череповец-I,   Вологда-I,  Кадниковский,
Вожега,  Грязовец,  Шексна,  Кипелово,  Паприха,   Сухона,   Бабаево),
реконструкция   и   строительство   посадочных  платформ  на  станциях
Кипелово,  Вожега,  Семигородняя,   Шексна,   Чебсара,   Кадниковский,
Грязовец, Паприха.
     Устойчивой работе железнодорожного транспорта  в  последние  годы
способствовала   ликвидация   "узких   мест"   (увеличение  пропускной
способности),    модернизация    инфраструктуры,     совершенствование
технологии  перевозочного процесса на основных транспортных коридорах.
Так,  с  2005  года  осуществляется   реконструкция   Вологодского   и
Череповецкого  узлов,  станций  (удлинение  путей)  Лоста,  Вологда-I,
Вологда-II, Молочное, Шеломово,  Череповец-I,  Череповец-II,  Хемалда,
Шексна,  Кущуба,  Кипелово,  Дикая,  Кошта,  Бабаево.  Построены новые
технологические объекты на станции Лоста  (электровозное  депо,  пункт
технического осмотра локомотивов, вагонов, транзитный парк). Завершено
строительство второго пути  на  железнодорожном участке Вологда – Буй.
Завершено  строительство  второй  нитки железнодорожного моста на реке
Шексна.
     ОАО "Российские железные дороги" за  последние  годы  в  развитие
инфраструктуры   железнодорожного   транспорта   Вологодской   области
направлены значительные инвестиции.  Это  позволило  в  полном  объеме
удовлетворить  платежеспособный спрос на транспортные услуги, повысить
эффективность   работы   железнодорожного    транспорта,    обеспечить
разработку и внедрение современных технологий в перевозочный процесс.

 

     1.3. Речной транспорт и внутренние водные пути

 

     По территории Вологодской области проходят две водные магистрали:
Волго-Балтийский  водный  путь  (ВБВП) и река Сухона с Северо-Двинской
шлюзованной системой (СДШС).
     На территории области расположены 7  организаций,  осуществляющих
перевозку  и  переработку грузов, 2 района водных путей и судоходства,
обеспечивающих содержание судоходной обстановки на  внутренних  водных
путях,  2 района гидросооружений и судоходства, обеспечивающих пропуск
судов   через   гидротехнические   сооружения,   а   также   выработку
электроэнергии.
     Перевозка населения  области  речным  транспортом  осуществляется
паромной  переправой  (Великоустюгский  муниципальный район) и катером
(Междуреченский муниципальный район).
     Водные  пути,  находящиеся  на  них  судоходные  гидротехнические
сооружения   являются   федеральной   собственностью   и   их  текущее
содержание, реконструкция финансируются из федерального бюджета.
     Важное значение для экономики Вологодской  области  имеет  Волго-
Балтийский водный путь.
      С  освоением  глубоководной  магистрали  появилась   возможность
производить  бесперевалочную  транспортировку  грузов  не только между
экономическими районами России, но и между морскими портами северных и
южных  морей  Европы.  Эти  перевозки  осуществляются крупнотоннажными
судами смешанного "река-море" плавания грузоподъемностью до 5500 тонн.
     На   территории   Вологодской   области   расположены    основные
гидротехнические   сооружения   Волго-Балта:   8  судоходных   шлюзов;  
3 гидроэлектростанции;  5  водосбросов;   3   водохранилища  и  другие
сооружения  (плотины,  дамбы,  мостовые  и  паромные переправы). Общая
протяженность Волго-Балтийского водного пути  по  Вологодской  области
составляет 361 км.
     По  интенсивности  судоходства   Волго-Балтийский   водный   путь
относиться  к  водным  путям  I  группы. В последние годы растет объем
перевозок грузов по  внутренним  водным  путям.  Преобладающими  стали
транзитные потоки внешнеторговых грузов (более 60% всего объема), в то
время  как  ранее  экспортно-импортные  грузы  были   второстепенными.
Направление  грузопотоков  в  сторону Балтики стало основным по трассе
ВБВП. Растет количество  шлюзований  и  количество  пропущенных  через
шлюзы  судов.  С  развитием транспортного коридора "Север – Юг" объемы
перевозок  народнохозяйственных  грузов  по  внутренним  водным  путям
существенно увеличатся (по прогнозам более 30%).
     Количество всех судов, пропущенных через шлюз  N  1  Вытегорского
района   гидросооружений   и   судоходства   в   2010  году  составило 
8046 единиц.
     По Волго-Балту совершают регулярные рейсы десятки комфортабельных
туристских  судов. Количество туристских судов, пропущенных через шлюз
N 1 Вытегорского района гидросооружений и  судоходства  в  2010  году,
составило 800 единиц.
     За     годы     эксплуатации     гидротехнические      сооружения
Волго-Балтийского водного пути изношены, необходима их реконструкция и
техническое перевооружение.
     Подпрограммой  "Внутренние  водные  пути"   федеральной   целевой
программы "Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 годы"
предусматривалось    проведение     реконструкции     гидротехнических
сооружений  Волго-Балтийского  водного  пути,  при  этом на реализацию
мероприятий    средства    из    федерального    бюджета    выделялись
незначительные.
     Работы по реконструкции объектов  продолжаются  за  счет  средств
федерального  бюджета,  выделяемых  в  рамках подпрограммы "Внутренний
водный транспорт" федеральной целевой программы "Развитие транспортной
системы  России  (2010–2015  годы)",  а также   средств   федерального
бюджета,   направляемых   на    капитальные    и    текущие    ремонты
гидротехнических сооружений и содержание внутренних водных путей.
     Предусмотренные федеральной целевой программой  работы  и  объемы
финансирования   из    средств   федерального   бюджета   представлены 
в таблице 7.

 

Таблица 7

 

|———————————————————————————|———————————————————————————————————————————------——————————————————————————|
|Мероприятия                |Объемы финансирования, млн. рублей                                         |
|                           |——————————————-———————————-———————————-———————————-————————————-———————————|
|                           |всего         |2010 год   |2011 год   |2012 год   |2013 год    |2014 год   |
|———————————————————————————|——————————————|———————————|———————————|———————————|————————————|———————————|
|Реконструкция комплекса    |2454,18       |518,91     |516,47     |718,8      |700,0       |           |
|пришлюзовых и межшлюзовых  |              |           |           |           |            |           |
|причальных сооружений      |              |           |           |           |            |           |
|———————————————————————————|——————————————|———————————|———————————|———————————|————————————|———————————|
|Реконструкция автономного  |966,9         |-          |103,5      |251,3      |404,1       |208,0      |
|энергоснабжения шлюзов     |              |           |           |           |            |           |
|Северного склона           |              |           |           |           |            |           |
|———————————————————————————|——————————————|———————————|———————————|———————————|————————————|———————————|
|Крепление берегов          |1342,7        |113,5      |375,5      |417,6      |436,1       |           |
|водораздельного канала     |              |           |           |           |            |           |
|———————————————————————————|——————————————|———————————|———————————|———————————|————————————|———————————|
|Реализация комплекса работ |85,133        |85,133     |           |           |            |           |
|по реконструкции отдельных |              |           |           |           |            |           |
|элементов шлюзов N 1-6     |              |           |           |           |            |           |
|———————————————————————————|——————————————|———————————|———————————|———————————|————————————|———————————|
|Реконструкция дамб,        |145,8         |145,8      |           |           |            |           |
|ограждающих канал 61-62    |              |           |           |           |            |           |
|———————————————————————————|——————————————|———————————|———————————|———————————|————————————|———————————|

 

     Северо-Двинская шлюзованная  система  построена  в  1828  году  и
представляет  собой  комплекс  подпорных и судоходных гидротехнических
сооружений, соединяющих ряд озер. Общая протяженность системы 127 км.
     В состав Северо-Двинской шлюзованной системы  входят  5  каналов,  
7 озер, одна судоходная и 5 водосбросных плотин, 6 однокамерных шлюзов
ряжевой конструкции, имеющих габариты: длину камер    156  м,  ширину
12,8   м,  глубину  над  королем  2,5  м.  Габариты  шлюзов  позволяют
использовать флот на перевозках грузоподъемностью  до  1000  тонн.  За
период   эксплуатации   сооружения  дважды  полностью  перестраивались 
в 1865 и 1917 годах с использованием тех же строительных материалов.
     Гидротехнические  сооружения  устарели  не  только  морально  (не
отвечают   современным   требованиям  эксплуатации),  но  и  физически
(деревянные   конструкции   практически   исчерпали    свою    несущую
способность).
     Реконструкция объектов  Северо-Двинской  шлюзованной  системы  не
вошла   в   перечень  объектов,  предусмотренных  федеральной  целевой
программой     "Модернизация     транспортной      системы      России  
на 2002-2010 годы". Ремонты  гидросооружений  системы  выполнялись  за 
счет средств  федерального  бюджета,  направляемых  на  капитальные  и 
текущие ремонты.
     Дальнейшая    реконструкция    гидросооружений    Северо-Двинской
шлюзованной  системы  предусмотрена  подпрограммой  "Внутренний водный
транспорт"  федеральной  целевой  программы   "Развитие   транспортной
системы   России  (2010–2015  годы)",   а  также   за   счет   средств
федерального бюджета, направляемых на капитальные  и  текущие  ремонты
гидротехнических сооружений.
     Объектом программы является "Разработка и реализация комплексного
проекта реконструкции Северо-Двинской шлюзованной системы".
     В рамках проекта предусматривается реконструкция:
     Топорнинского судоходного канала и заградительной плотины;
     Кузьминского судоходного канала;
     первого и второго Вазеринских судоходных каналов;
     Кишемского судоходного канала и заградительной плотины;
     замена   трех  понтонных   переправ   (Кузьминская,   Поздышская,
Благовещенская) на подъемно-поворотные мосты.
     На реализацию комплексного проекта реконструкции  Северо–Двинской
шлюзованной  системы предусматривается выделение финансовых средств из
федерального бюджета в объеме 824,1 млн. рублей.
     Освоение выделяемых бюджетных средств позволит обеспечить:
     соответствие  оценки   судоходных   гидротехнических   сооружений
нормальному уровню безопасности;
     снижение вероятности угрозы возникновения аварийных ситуаций;
     повышение     безопасности     судоходства     и     эксплуатации
гидротехнических сооружений;
     интеграцию речных  информационных  систем  в  систему  управления
движением судов.
     Предприятиями речного транспорта в навигацию 2010 года перевезено
более  2300,0  тыс.  тонн  грузов,  из  них: лесных - 403,4 тыс. тонн,
минерально-строительных - 966,3 тыс. тонн, флюсов - 672,7  тыс.  тонн,
металла - 51,7 тыс. тонн, прочих - более 206,0 тыс. тонн.
     В 2010 году речными портами переработано грузов 2229,4 тыс. тонн,
из   них:   лесных   -   196  тыс.  тонн,  минерально-строительных   - 
1048,5 тыс. тонн, флюсов - 99,0 тыс. тонн, прочих 885,9 тыс. тонн.
     Грузооборот составил 1062,9 млн. т-км, что больше на 25,8% уровня
навигации 2009 года.
     Гидростанциями,   расположенными   на    Волго–Балте,    ежегодно
вырабатывается  более  120 млн. кВт/часов электрической энергии, часть
которой поставляется в единую энергетическую систему России.
     Развитию внутреннего водного транспорта следует  уделять  большое
внимание,  так как он является наименее затратным среди всех остальных
видов транспорта. Объясняется это  тем,  что  внутренние  водные  пути
являются   в   основном  естественными,  при  организации  судоходства
требуется значительно меньше (в 6-7  раз)  первоначальных  капитальных
вложений   на   1   километр  пути,  чем  на  постройку  железной  или
автомобильной дороги равной  пропускной  способности.  Таким  образом,
развитие  перевозок  грузов  речным  транспортом  служит  существенным
фактором сокращения издержек в экономике.

 

     1.4. Воздушный транспорт

 

     В воздушном пространстве на территории области с запада на восток
проходит коридор международных трасс.
     На      территории      Вологодской      области    функционирует     
2 авиапредприятия:
     ООО "Авиапредприятие "Северсталь", которое  является  структурным
подразделением ОАО "Северсталь";
     ОАО "Вологодское авиационное предприятие".
     ООО   "Авиапредприятие   "Северсталь"   осуществляет    перевозки
пассажиров   по   регулярным   авиалиниям   (Москва,  Санкт-Петербург,
Петрозаводск,  Хельсинки)  и  чартерными  авиарейсами  по   территории
Российской Федерации, в страны СНГ и ближнего зарубежья.
     Основным авиаперевозчиком по внутренним регулярным авиалиниям  на
территории  Вологодской области является открытое акционерное общество
"Вологодское авиационное предприятие" (далее - ОАО "ВАП").
     В состав ОАО "ВАП" входят аэропорты: "Вологда", "Великий  Устюг",
"Вытегра", "Кичменгский Городок", вертодромы "Нюксеница" и "Тотьма".
     Перевозки по местным и внутренним авиалиниям, а  также  чартерные
авиаперевозки    осуществляются    самолетами    Як-40,    авиационное
обслуживание отраслей  экономики  области  осуществляется  вертолетами
Ми-8 и Ми-2.
     Аэропортовая  инфраструктура  (особенно   аэродромная)   и   парк
воздушных  судов имеют значительный износ. В ближайшее время требуется
проведение  реконструкции  аэропортовой  инфраструктуры  и   поэтапная
замена парка воздушных судов ОАО "ВАП".

 

     2. Оценка состояния и проблемы транспортного комплекса области

 

     В  настоящее  время  транспортный  комплекс  имеет   значительный
потенциал, обеспечивающий платежеспособный спрос населения и экономики
области в перевозках.  Вместе  с  тем,  несмотря  на  общую  адаптацию
транспорта  к  рыночным  условиям, состояние транспортного комплекса в
настоящее  время  нельзя  считать  оптимальным,  а  уровень   развития
транспорта достаточным.
     Выравниванию экономического  развития  муниципальных  образований
области   препятствует   значительная   неравномерность   в   развитии
транспортной сети. Для 13 муниципальных районов области  автомобильный
пассажирский транспорт является единственным видом транспорта.
     В  ряду  основных  недостатков  транспортного  комплекса  области
выделяется низкий технический уровень и неудовлетворительное состояние
его  производственной  базы.  Сокращение   объемов   реконструкции   и
строительства  инфраструктурных  объектов,  снижение темпов обновления
транспортных   средств,   привело   к   существенному   ухудшению   их
технического состояния и работоспособности.
     Растущий    спрос    на    качественные    транспортные    услуги
удовлетворяется  не полностью из-за недостаточного технического уровня
транспортного  комплекса   и   накопленного   отставания   в   области
транспортных технологий.
     Рост  личной  мобильности  граждан  (приобретение  автомобилей  в
личную  собственность),  развитие малого и среднего бизнеса, которые в
рыночных условиях  невозможны  без  высокого  уровня  автомобилизации,
сдерживаются  недостаточным  развитием  сети  автомобильных  дорог  на
территории области.
     Из-за  отсутствия  дорог  с  твердым  покрытием  1959  населенных
пунктов области не имеют круглогодичной транспортной связи с районными
центрами. В данных населенных пунктах  проживает  36338  человек,  что
составляет 2,8% от населения области.
     Значительный рост объемов перевозок грузов сдерживается дефицитом
пропускных возможностей транспортной инфраструктуры.
     Остается низким уровень безопасности  транспортной  деятельности,
особенно  на автомобильном транспорте. Количество дорожно-транспортных
происшествий (ДТП) на автомобильном транспорте в 2010  году  составило
2093,  количество  погибших  в ДТП -  196 человек,  раненых  в  ДТП  
2621 человек.
      Автомобильный   транспорт   является   основным    загрязнителем
воздушного бассейна, его доля в общих выбросах составляет в среднем по
области 20,6%. В общей массе выбросов от автотранспорта по области  на
г.  Череповец  приходиться 31,5%, г. Вологду – 28%, г. Сокол - 3,4%, и
г. Великий Устюг – 3,3%. Выброс загрязняющих  веществ  автотранспортом
от общего количества выбросов в городах составляет: в Вологде - 88%, в
Великом Устюге – 84%, в Соколе - 60%, в Череповце – 9,8%.
     На  фоне  роста  спроса  на  транспортные  услуги  и  еще   более
значительного  его  увеличения в прогнозной перспективе в транспортном
комплексе в целом и в отдельных отраслях  транспорта  сохраняется  ряд
нерешенных внутренних проблем:
     не завершены структурные преобразования;
     практически  на  всех  видах   транспорта   области   сохраняется
тенденция  старения основных фондов и их неэффективного использования.
Средний   износ   основных   производственных   фондов   составил   на
железнодорожном  транспорте    60%,  на  внутреннем  водном – 70%, на
автомобильном – 58,5%, городком  наземном  электрическом  пассажирском
транспорте:  троллейбусы    55,6%,  трамваи    90,0%, на воздушном –
76,7%;
     низкая  рентабельность и убыточность  пассажирских  перевозок  на
ряде  маршрутов  приводит  к  сокращению  маршрутной  сети  и снижению
количества выполняемых рейсов;
     повышение  цен  на  топливо,   электроэнергию,   эксплуатационные
материалы  оказывает  существенное  влияние на финансово-хозяйственную
деятельность перевозчиков. В ряде предприятий удельный вес  затрат  на
ГСМ в общих расходах составляет 35-40%;
     остро  стоит   проблема   привлечения   инвестиций   в   развитие
транспортной   отрасли,   что   обусловлено   низкими  инвестиционными
возможностями транспортных предприятий и  трудностями  с  привлечением
долгосрочных заемных средств;
     недостаточный уровень нормативно-правового  обеспечения  развития
транспортного  комплекса  и рынка транспортных услуг, включая создание
нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы  качества  транспортных
услуг,   развития   механизмов   государственно-частного  партнерства,
распределения прав, ответственности и рисков;
     нездоровая конкуренция на рынке пассажирских  перевозок,  которая
выражается  наличием  большого количества перевозчиков, осуществляющих
неорганизованные перевозки пассажиров  по  автобусным  маршрутам  (без
заключения  договоров  с заказчиками перевозок). Данными перевозчиками
допускаются многочисленные нарушения технологии перевозочного процесса
и  требований  по  обеспечению  безопасности перевозок. Причиной этого
является   отсутствие   федеральных   нормативных   правовых    актов,
регламентирующих вопросы организации пассажирских перевозок;
     сокращение маршрутной сети и  количества  выполняемых  рейсов  по
причинам  отсутствия  финансирования  на покрытие убытков от перевозок
пассажиров по социально значимым  автобусным  маршрутам,  установления
тарифов   на   проезд   ниже   экономически  обоснованных,  отсутствия
муниципальных заказов и договоров на пассажирские перевозки со стороны
органов местного самоуправления муниципальных образований области;
     в   транспортном   комплексе    области    усиливается    дефицит
квалифицированных профессиональных кадров основных профессий;
     состояние и темпы развития автомобильных дорог и  улично-дорожной
сети  не  соответствуют  темпам  развития автомобилизации области. Это
приводит к  заторам  на  автомобильных  дорогах,  уменьшению  скорости
сообщения,   снижению   количества   рейсов  и  качества  пассажирских
перевозок,  росту  дорожно-транспортных  происшествий,   существенному
увеличению эксплуатационных затрат перевозчиков.
     Стратегией социально-экономического развития  области  поставлены
задачи  повышения  темпов  экономического  роста,  увеличения валового
внутреннего  продукта,  значительного  повышения   жизненного   уровня
населения области.
     Транспорт  должен  не  только  обеспечить   растущий   спрос   на
транспортные  услуги,  но  и  стать  одним из катализаторов развития и
повышения конкурентоспособности экономики, важным  фактором  повышения
уровня  жизни  и развития области. Потребуются значительные инвестиции
для снятия инфраструктурных ограничений, технической и технологической
модернизации транспорта.
     Необходима новая  долгосрочная  транспортная  Стратегия,  которая
определит  приоритеты  региональной  транспортной  политики,  основные
задачи развития транспортной инфраструктуры области и  направления  их
решения  на отдельных видах транспорта с учетом их специфики на период
до 2020 года.
     Стратегия основывается на положениях законодательства  Российской
Федерации,  посланиях  Президента  Российской  Федерации  Федеральному
Собранию  Российской  Федерации,  Программе   социально-экономического
развития    Российской   Федерации   на   среднесрочную   перспективу,
транспортных стратегиях Российской Федерации на период до 2020 года  и
на  период  до  2030  года,  концепциях  развития отраслей транспорта,
федеральных  целевых  программах,  также  на   положениях   областного
законодательства,    концепции    Стратегии   социально-экономического
развития  Вологодской  области  на  период   до   2020   года,   Схеме
территориального планирования Вологодской области, ежегодных посланиях
Губернатора области Законодательному  Собранию  области,  долгосрочных
областных целевых программах и основных направлениях развития отраслей
транспорта на перспективу.
      Количественные  оценки  основаны  на  показателях   современного
состояния  экономики  и  прогнозах  социально-экономического  развития
области   на   долгосрочную   перспективу,   транспортных   стратегиях
Российской   Федерации,  стратегиях  и  концепциях  развития  отраслей
транспорта, а также на соответствующих научных прогнозах.
     Стратегия является основой для разработки областных  долгосрочных
целевых программ в области транспорта и смежных с транспортом отраслях
экономики.
     На   новом   этапе   Стратегия   должна    определять    активную
государственную   позицию   в   деле  совершенствования  транспортного
комплекса  как  ключевого  фактора  социально-экономического  развития
Вологодской области.
     Исходя  из  этого   формируются   цели,   задачи   и   приоритеты
стратегического развития транспортного комплекса области.

 

     3. Сценарии  развития  транспортного  комплекса  на  долгосрочный 
период

 

     Сценарные варианты развития транспортного  комплекса  области  на
период  до  2020  года  разработаны  в  трех  вариантах – инерционном,
энергосырьевом и инновационном.

 

     3.1. Инерционный вариант развития транспортного комплекса

 

     Инерционный  вариант  развития  транспортного  комплекса  области
предполагает:
     развитие транспортной инфраструктуры,  обеспечивающей  реализацию
транзитного потенциала области;
     реконструкцию и строительство особо важных объектов  транспортной
инфраструктуры,     обеспечивающих    безопасность    функционирования
транспортного комплекса,  а  также  модернизацию  и  обновление  парка
транспортных средств;
     опережающее развитие транспортной инфраструктуры на  направлениях
экспортных поставок грузов;
     рост объемов внутренних перевозок товарно-сырьевых грузов;
     низкую динамику экспортных перевозок и опережающий рост импортных
перевозок продовольственных и потребительских товаров;
     недостаточно  высокие   темпы   строительства   и   реконструкции
автодорожной  сети,  сохранение  диспропорций в ее развитии по районам
области;
     сохранение низкой подвижности населения;
     отсутствие перевозочных  и  инфраструктурных  резервов  на  видах
транспорта,   необходимых   для   повышения   качества   транспортного
обслуживания      населения      и       производства,       внедрения
транспортно-логистических технологий.

 

     3.2. Энергосырьевой вариант развития транспортного комплекса

 

     Энергосырьевой   вариант   предполагает    ускоренное    развитие
транспортной   инфраструктуры   главным   образом   для  транспортного
обеспечения  наращивания   топливно-сырьевого   экспорта,   реализации
конкурентного   потенциала   области   в   сфере  транспорта  и  роста
транспортных услуг. При этом можно выделить следующие особенности:
     развитие транспортной инфраструктуры,  обеспечивающей  реализацию
транзитного потенциала области;
     увеличение    внутренних   перевозок   в   связи   с    развитием
энергогенерирующих мощностей и металлургического производства;
     увеличение  объемов перевозок и сортамента продуктов  переработки
топлива и сырья, а также продукции машиностроения;
     низкие  темпы  роста  объемов  экспортных  перевозок   грузов   и
значительное  увеличение  объемов  импортных перевозок товаров высокой
степени обработки;
     продолжение  увеличения   численности   парка   личных   легковых
автомобилей  при  снижении  объемов  перевозок  пассажиров транспортом
общего пользования;
     увеличение   потребности   в   строительстве   и    реконструкции
автодорожной сети.
     При реализации данного варианта меры  по  развитию  транспортного
комплекса  области будут осуществляться прежде всего  в полюсах  роста 
I порядка (Вологда и Череповец), а также в полюсах роста  II порядка -
районах  с  высокими темпами роста и образованием крупных транспортных
узлов:  Вологодского,   Череповецкого,   Шекснинского,   Вытегорского,
Харовского, Великоустюгского, Никольского.
     Железнодорожный     транспорт     должен     будет     обеспечить
беспрепятственный рост перевозок сырья к основным центрам потребления,
включая перевозки на экспорт.
     Развитие  транспортного  комплекса  станет  одним   из   основных
источников экономического роста области.
     В то же время реализация энергосырьевого варианта будет иметь ряд
негативных  последствий  для  перспективного  социально-экономического
развития области, в частности:
     потребуется создание значительных резервов пропускной способности
транспортной  сети  из-за возможных резких колебаний спроса экспортных
массовых грузов;
     возможно   снижение   показателей   экономической   эффективности
перевозок вследствие дисбаланса в экспортно-импортных грузопотоках;
     мобильность населения будет расти низкими темпами, что связано  с
более  низкими  темпами  роста реальных доходов населения, сокращением
численности   населения   и   недостаточными    масштабами    развития
инфраструктуры и подвижного состава пассажирского транспорта;
     сохраняется значительная дифференциация в обеспечении доступности
транспортных  услуг  для  различных районов области и социальных групп
общества;
     низкая инвестиционная активность будет обуславливать значительную
нагрузку   на   бюджетную   систему,   связанную   с   финансированием
строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог.

 

     3.3. Инновационный вариант развития транспортного комплекса

 

     Инновационный вариант предполагает ускоренное и  сбалансированное
развитие транспортного комплекса области, которое наряду с достижением
целей,  предусматриваемых  при  реализации  энергосырьевого  варианта,
позволит  обеспечить  транспортные  условия для развития инновационной
составляющей экономики и повышения качества жизни населения области.
     Для  инновационного  варианта   сохраняется   ряд   положительных
особенностей,  характерных для энергосырьевого варианта. В то же время
отличительными особенностями развития транспортного комплекса  области
по инновационному варианту станут:
     повышение   роли   транспортно-логистической   инфраструктуры   в
организации товародвижения;
     рост объемов перевозок пассажиров транспортом общего  пользования
и прежде всего автомобильным транспортом;
     необходимость строительства и  реконструкции  автодорожной  сети,
связывающей сельские районы с местами приложения рабочей силы, в связи
с повышением уровня доходов и качества жизни населения.
     При реализации данного  варианта  транспортный  комплекс  области
должен  развиваться  опережающими  темпами  по  сравнению  с отраслями
экономики и социальной сферой, для того чтобы  снять  инфраструктурные
ограничения  перспективного социально-экономического развития области,
зависящие от транспорта.
     Реализация   инновационного   варианта   развития   транспортного
комплекса  позволит  решить основные задачи, стоящие перед областью, а
именно:
     повышение  мобильности  населения  области  до   уровня   ведущих
регионов страны;
     снижение  дифференциации   в   доступности   транспортных   услуг
различных районов области и социальных групп населения;
     повышение экономической  эффективности  пассажирских  и  грузовых
перевозок,  оптимизация  транспортных  издержек  экономики,  повышение
доступности транспортных услуг для населения.
     В   соответствии   с   рассматриваемыми   сценарными   вариантами
разработаны прогнозные оценки объемов перевозок грузов и пассажиров на
период до 2020 года, которые приведены в приложении 1 к Стратегии.
     Сопоставление  сценарных  вариантов  приводит   к   выводу,   что
инновационный  вариант  выступает в качестве целевого для долгосрочной
областной транспортной политики, поскольку  в  полной  мере  позволяет
реализовать стратегические интересы области.
     При переходе к  инновационному  варианту  развития  транспортного
комплекса области необходимо обеспечить:
     развитие конкурентного рынка транспортных услуг;
     доступность транспортных услуг для населения;
     расширение номенклатуры и повышение качества  транспортных  услуг
на   основе   применения  современных  транспортных,  логистических  и
инфокоммуникационных  технологий,  развитие  новых  форм   организации
транспортного процесса и взаимодействия между видами транспорта;
     повышение  производительности  труда  и  энергоэффективности   на
транспорте;
     транспортное обеспечение новых  центров  социально-экономического
развития области;
     высокую территориальную мобильность населения;


Информация по документу
Читайте также