ПРАВИТЕЛЬСТВО
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 15.12.2014 № 1127
г. Вологда
О Концепции развития минерально-сырьевой
базы и рационального
использования и охраны недр на
территории Вологодской области
на период до 2030 года
В соответствии со Стратегией развития геологической отрасли до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 1039-р, Концепцией Федеральной
целевой программы «Обеспечение населения России питьевой водой», утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года № 292, Стратегией рационального природопользования и
охраны окружающей среды Вологодской области на период до 2020 года,
утвержденной постановлением Правительства области от 25 марта 2008 года № 558,
Правительство
области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить
Концепцию развития минерально-сырьевой базы и рационального использования и
охраны недр на территории Вологодской области на период до 2030 года.
2. Признать
утратившим силу постановление Правительства области от 15 декабря 2003
года № 1159 «О концепции совершенствования и развития минерально-сырьевой базы
Вологодской области до 2010 года».
3.
Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды области (А.М. Завгородний)
до 1 апреля 2015 года разработать план мероприятий по реализации Концепции и
представить на утверждение заместителю Губернатора области В.В. Рябишину.
4. Контроль
за исполнением пункта 3 настоящего постановления возложить на заместителя
Губернатора области В.В. Рябишина.
Справку об
исполнении пункта 3 настоящего постановления представить к 20 апреля 2015 года.
5. Настоящее
постановление вступает в силу со дня его принятия.
Губернатор
области О.А. Кувшинников
Утверждена
постановлением
Правительства
области
от 15.12.2014
№ 1127
КОНЦЕПЦИЯ
развития
минерально-сырьевой базы и рационального использования
и охраны недр
на территории Вологодской области на период до 2030 года
Содержание
1. Общие
положения
2. Состояние,
структура потребления минерального сырья и проблемы недропользования в
Вологодской области
3. Цели и
задачи Концепции
4. Основные
направления и механизмы реализации Концепции
6. Ожидаемые
результаты и целевые показатели Концепции
6. Ожидаемые
результаты и целевые показатели Концепции
5. Этапы
реализации Концепции
1. Общие
положения
Концепция
развития минерально-сырьевой базы и рационального использования и охраны недр
на территории Вологодской области на период до 2030 года (далее - Концепция)
представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные
направления деятельности Вологодской области в сфере недропользования.
Настоящей
Концепцией определяются цели, принципы, задачи, основные направления и
механизмы развития минерально-сырьевой базы на территории области.
Настоящая
Концепция разработана в соответствии со Стратегией развития геологической
отрасли до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 21 июня 2010 года № 1039-р; Концепцией Федеральной целевой программы
«Обеспечение населения России питьевой водой», утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года № 292; Стратегией
рационального природопользования и охраны окружающей среды Вологодской области
на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства области от 25
марта 2008 года № 558.
Концепция
учитывает основные положения Экологической доктрины Российской Федерации,
одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002
года № 225-р; Стратегии развития строительного комплекса Вологодской области до
2020 года, утвержденной постановлением Правительства области от 27 декабря 2010
года № 1565; Схемы территориального планирования Вологодской области,
утвержденной постановлением Правительства области от 12 марта 2009 года № 750,
и базируется на законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации
и Вологодской области в сфере недропользования и охраны окружающей среды,
рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической и
промышленной безопасности при разработке месторождений общераспространенных
полезных ископаемых.
Концепция
основывается на особенностях геологического строения, характеристики
минеральных ресурсов, наличия и территориального распределения полезных
ископаемых в пределах Вологодской области. Характеристика минерально-сырьевой
базы области приведена в приложении 1 к настоящей Концепции.
Была принята
Концепция совершенствования и развития минерально-сырьевой базы Вологодской
области до 2010 года (постановление Правительства области от 15 декабря 2003
года № 1159), основные положения которой ориентировались на роль и место
минерально-сырьевого потенциала в экономике области, сложившиеся в конце ХХ -
начале XXI века. Концепция в целом отражала принципы реализации и механизмы
решения стоящих на тот период задач.
За прошедший
период с момента принятия предыдущей Концепции изменились экономические условия
и методы решения проблем в геологической отрасли.
Создан
минерально-сырьевой потенциал за счет разведанных месторождений
общераспространенных полезных ископаемых и в первую очередь месторождений
торфа, позволяющий удовлетворять потребности экономики области в минеральном
сырье за счет общераспространенных полезных ископаемых. Вместе с тем возросла
потребность освоения новых видов полезных ископаемых и поиска путей реализации
как сырьевых материалов, так и продуктов их переработки за счет расширения как
внутреннего, так и внешнего рынка их потребления и сбыта.
Совокупное
размещение различных видов полезных ископаемых на территории муниципальных
образований обеспечивает актуальность их комплексного использования и
эффективность получения новых видов материалов и продукции в интересах
экономики области в целом и для местной промышленности.
Существующие
транспортные коридоры создают перспективные предпосылки для создания
минерально-сырьевых центров использования разведанных месторождений, поиска и
разведки новых месторождений, в том числе стратегических видов сырья, с целью
развития территорий и экономики области в целом.
В то же время
существует ряд причин, сдерживающих вовлечение в разработку разведанных
месторождений, обусловленных как составом минерально-сырьевой базы, так и структурой
ее потребления. Необходимо проведение геологического изучения (поиска и оценки)
выявленных в предыдущие годы перспективных участков недр для открытия
месторождений стратегических видов сырья и общераспространенных полезных
ископаемых, приближенных к объектам потребления, а также освоение ранее
разведанных месторождений общераспространенных полезных ископаемых и в первую
очередь месторождений торфа.
Настоящая
Концепция призвана выстроить системный подход к дальнейшему развитию
минерально-сырьевого потенциала области в условиях смены экономического курса
развития области с учетом современных реалий.
Концепция не
носит директивного характера, является открытой, план действий, изложенный в
Концепции, должен периодически пересматриваться и корректироваться в процессе
его реализации с учетом социально-экономического положения области.
2. Состояние,
структура потребления минерального сырья
и проблемы
недропользования в Вологодской области
В период с
1993 по 2008 год за счет средств областного бюджета выполнен значительный объем
геологоразведочных работ, в результате которых выявлены и разведаны новые
месторождения строительных песков и песчано-гравийного материала для
гражданского и дорожного строительства в Бабушкинском, Белозерском,
Великоустюгском, Вологодском, Вытегорском, Кирилловском, Нюксенском, Тарногском,
Тотемском и Усть-Кубинском районах; пресных подземных вод для водоснабжения
городов: Великого Устюга, Вытегры, Кадникова, Никольска, Тотьмы, Харовска, сел:
Верховажье, Молочное, Сямжа, Тарногский Городок, поселков: Липин Бор,
Подгорный, Сазоново, населенных пунктов в Вытегорском, Вологодском и
Шекснинском районах.
Выполнены
работы по переоценке запасов песков и песчано-гравийного материала на русловых
месторождениях в районе г. Великого Устюга и в среднем течении реки Сухоны;
поисково-оценочные работы на стекольные пески в Вытегорском, Чагодощенском и
Бабаевском районах.
С 2009 года в
связи с кризисными явлениями в экономике и дефицитом средств областного бюджета
геологоразведочные работы по оценке и поиску месторождений общераспространенных
полезных ископаемых за счет средств областного бюджета не проводились, за
исключением поиска и разведки месторождений подземных вод.
Основные
работы в 2010-2014 годах по поиску, оценке запасов общераспространенных
полезных ископаемых проводились и проводятся за счет средств
недропользователей.
Добыча
общераспространенных полезных ископаемых в общих объемах неуклонно растет,
вместе с тем по отдельным видам общераспространенных полезных ископаемых (далее
также – ОПИ) наблюдается постепенное снижение объемов добычи в связи со
снижением потребности в них.
Динамика
добычи полезных ископаемых на территории Вологодской области за период с 2006
года представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Динамика
добычи полезных ископаемых на территории
Вологодской
области
(включая
субъекты малого предпринимательства)
Наименование
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
(прогноз)
|
пески и ПГМ
(тыс. м3)
|
3733,28
|
4392,95
|
4791,99
|
3426,84
|
2939,49
|
3525,36
|
4520,25
|
4138,0
|
4300,0
|
глины
кирпично-черепичные
(тыс. м3)
|
121,71
|
181,2
|
120,64
|
47,34
|
74,3
|
89,4
|
80,2
|
73,4
|
81,0
|
торф и
сапропель
тыс. т
|
36,33
|
14,93
|
0,18
|
5,5
|
11,5
|
11,61
|
3,08
|
14,4
|
16,6
|
известняки
тыс. т
|
|
|
|
2948,93
|
1437,1
|
948,58
|
1646,53
|
2345,0
|
2013,0
|
Основными
потребителями минерально-сырьевых ресурсов в области являются предприятия
промышленности строительных материалов, жилищно-коммунального и дорожного
хозяйства, металлургической промышленности. Наиболее интенсивно добываемыми
полезными ископаемыми в области являются строительные пески и песчано-гравийный
материал, флюсовые известняки, подземные воды хозяйственно-питьевого назначения.
Разработка
месторождений общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, объемы
их добычи неразрывно связаны с развитием экономики области и ее потребностями.
Так, с
прекращением производства керамзитового гравия в области прекратилась
разработка месторождения керамзитовых глин Степановское в Сокольском районе.
Закрытие кирпичных заводов повлекло за собой вывод из числа разрабатываемых 11
месторождений кирпично-черепичных глин.
Невостребованность
запасов карбонатных пород для известкования кислых почв и торфа как удобрения
вызвана рядом причин экономического характера, а снижение добычи торфа
обусловлено переводом на новый вид топлива (газ) предприятий
топливно-энергетического комплекса.
В
соответствии с действующим законодательством право пользования недрами
оформляется специальным разрешительным документом в виде лицензии на
пользование недрами на определенный вид полезного ископаемого.
Организационное
обеспечение лицензирования осуществляется:
на участки
недр, содержащие полезные ископаемые и подземные воды, за исключением участков
недр местного значения, – Вологданедра;
на участки
недр местного значения, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, -
Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области.
Несмотря на
то, что процесс лицензирования начат в области в 1993 году, до сих пор
присутствуют факты незаконной добычи полезных ископаемых без оформления
разрешительных документов.
Большинство
случаев безлицензионного недропользования относится к разработке перспективных
участков недр и месторождений из нераспределенного фонда и подземным водам
хозяйственно-питьевого назначения, добыча которых осуществляется одиночными
скважинами с малым водоотбором.
Многочисленные
реорганизации и ликвидации промышленных и сельскохозяйственных предприятий
обусловили появление на территории области многочисленных «бесхозяйных»
артезианских скважин, в том числе и самоизливающихся, являющихся потенциальными
источниками загрязнения и истощения водоносных горизонтов. В связи с
банкротством и ликвидацией предприятий по добыче и переработке торфа в области
образовались десятки тысяч га площадей торфяных месторождений, превратившихся в
пожароопасные территории.
Следствием
ликвидации предприятий, разрабатывающих общераспространенные полезные
ископаемые, являются заброшенные карьеры, выведенные из эксплуатации без
проведения мероприятий по их консервации и рекультивации в соответствии с
установленными правилами, включающими в том числе и оценку остатков запасов
полезных ископаемых. С целью предотвращения несанкционированного использования таких
месторождений необходимо проведение их инвентаризации, рекультивации в случае
полной выработки запасов или постановки на учет в случае наличия остатков
запасов.
При
банкротстве предприятий-недропользователей информация об их ликвидации в органы
управления недропользованием не предоставляется.
В настоящее
время отсутствует четкое разграничение ответственности государства, органов
исполнительной государственной власти области и организаций-недропользователей
и инвесторов в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы Вологодской
области. Поиски и оценка месторождений полезных ископаемых осуществляются как
за счет средств федерального и областного бюджетов в рамках государственного
заказа, так и за счет средств недропользователей на лицензионной основе. При
этом соотношение вкладов государства и бизнеса в геологоразведочные работы в
денежном выражении составляет в среднем по Российской Федерации соответственно
1 к 20 - для углеводородного сырья и 1 к 5 - для твердых полезных ископаемых.
В последние
годы активизировалась деятельность организаций - потенциальных недропользователей
по геологическому изучению перспективных участков на кварцевые пески и
углеводороды.
Геологоразведочные
работы по поиску отдельных видов твердых полезных ископаемых за счет средств
недропользователей не ведутся, в основном проводятся работы по поиску и оценке
месторождений песков и песчано-гравийного материала.
Интенсивное
дорожное и гражданское строительство в Вологодском и Череповецком районах, а
также перспективы создания нового транспортного коридора в Вытегорском районе
определило востребованность в материалах дорожного строительства и высокий
уровень добычи песков и песчано-гравийного материала. Учитывая то, что
возможности выявления новых крупных месторождений в Вологодском районе
практически исчерпаны, возникает необходимость вовлечения в разработку
месторождений нераспределенного фонда (не переданного в пользование),
расположенных в сопредельных районах.
В настоящее
время в связи с перспективами интенсификации экономики области и взятого курса
на инновационное развитие с привлечением всесторонних инвестиций перед
геологическими организациями и недропользователями стоит задача геологического
изучения, разведки и добычи ОПИ на привлекательных для бизнеса и экономически
выгодных для области территориях, разработка дорожных карт их развития.
Воспроизводство
минерально-сырьевой базы области необходимо основывать на геологоразведочных
поисковых и оценочных работах, направленных на выявление новых месторождений с
запасами, превышающими объемы извлекаемых полезных ископаемых за счет различных
источников финансирования, в том числе с привлечением средств инвесторов и
недропользователей.
С целью
воспроизводства минерально-сырьевой базы области необходимо решить следующие геологические
задачи:
выделение
перспективных площадей, поиск и оценка стратегических и других видов
минерального сырья и углеводородов на ранее выявленных перспективных участках
недр на основе проведения регионального геологического изучения недр – средства
федерального бюджета;
воспроизводство
запасов общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод – средства
областного бюджета, средства инвесторов и недропользователей;
геологическое
изучение с целью выявления и оценки запасов полезных ископаемых на участках
недр, переданных в пользование на основании лицензий на пользование недрами, с
оформлением прав на открытые месторождения общераспространенных полезных
ископаемых – средства недропользователей.
Исходя из
сложившегося уровня цен на производство геологоразведочных работ на
общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, для обеспечения
воспроизводства минерально-сырьевой базы области необходимо ежегодное
финансовое обеспечение геологоразведочных работ за счет областного бюджета.
Проведение
работ на углеводородное сырье и алмазы на лицензионных участках за счет средств
областного бюджета в современных условиях и сложившейся структуре
финансирования геологоразведочных работ не представляется возможным без
привлечения средств федерального бюджета и отечественных инвесторов. Средства
недропользователей на территории области расходуются на проведение оценки
запасов подземных вод по одиночным водозаборам, а также для расширения сырьевой
базы предприятий, использующих общераспространенные полезные ископаемые.
Геологоразведочные
работы на территории области в сложившихся условиях проводятся как
специализированными геологическими организациями, так и организациями другого
профиля, в том числе недропользователями, имеющими в своем составе
геологические службы, за счет собственных средств без привлечения других
источников финансирования.
Проблемы
недропользования в Вологодской области обусловлены особенностями геологического
строения территории, отсутствием полноты геологической информации о состоянии
ранее разведанных месторождений, проявлений и перспективных площадей полезных
ископаемых, недостаточными объемами геологоразведочных работ, проводимых в
предыдущие годы, и изменениями условий землеотведения и размещения внешних
объектов над участками недр, несовершенством системы управления недропользованием.
Главными из
них являются:
низкое
качество минерального сырья, необходимого для производства строительных
материалов;
слабая
востребованность месторождений торфа в местной промышленности;
несоответствие
природного качества подземных вод требованиям, предъявляемым к водам
хозяйственно-питьевого назначения;
неопределенность
статуса подземных вод и объектов их добычи;
единые
санитарно-гигиенические требования к нормативам содержания химических веществ в
подземных водах, не учитывающие природных условий залегания подземных вод на
определенных территориях, что создает для жилищно-коммунальных служб малых
населенных пунктов проблемы по их очистке до требований ПДК;
завышенные
требования к объему технической документации для малых подземных водозаборов и
одиночных скважин, подсчету и оценке запасов подземных вод для малых
водозаборов и одиночных скважин, приравнивающие их к крупным пользователям
подземными водами;
изношенность
оборудования скважин в населенных пунктах, нарушение правил и порядка их
использования;
отсутствие
четкого определения понятия «собственные нужды», позволяющее однозначно
определять соответствие целевого использования подземных вод статье 19 Закона
Российской Федерации «О недрах»;
неравномерное
расположение месторождений и их удаленность от перспективных в экономическом
отношении районов;
отсутствие
апробированных (утвержденных) прогнозных ресурсов новых для области видов
минерального сырья;
прекращение
проведения региональных геолого-гидрогеологических исследований, являющихся
основой регулирования недропользования, по причине отсутствия целевого
финансирования на их выполнение;
отсутствие
разграничения участков недр по степени их значимости для экономики разных
уровней;
наличие
многочисленных заброшенных (бесхозяйных) артезианских скважин, торфяников,
карьеров и выработок, образовавшихся в прошлые годы в результате добычи
общераспространенных полезных ископаемых до принятия в существующей редакции
Закона Российской Федерации «О недрах».
3. Цели и
задачи Концепции
Основной
целью Концепции развития минерально-сырьевой базы и рационального использования
и охраны недр на территории Вологодской области на период до 2030 года является
поиск и оценка новых видов полезных ископаемых, обеспечение оптимальных уровней
воспроизводства и прироста запасов общераспространенных полезных ископаемых,
устойчивого недропользования, согласованного с потребностями экономики и
населения области на перспективу, с учетом возможностей геологической среды как
части природной экологический системы.
Поставленные
цели должны быть достигнуты путем совершенствования управления
недропользованием, обеспечения воспроизводства и эффективного использования
минерально-сырьевой базы, ведения мониторинга геологической среды как составной
части системы комплексного мониторинга окружающей среды Вологодской области,
развития информационного обеспечения в сфере недропользования.
Концептуальные
положения должны реализовываться через территориальные программы и пообъектные
планы геологического изучения недр, планы развития горных работ, муниципальные
программы охраны окружающей среды.
Основными
задачами Концепции являются:
обеспечение
устойчивого и комплексного развития минерально-сырьевой базы за счет увеличения
объемов геологоразведочных работ для удовлетворения потребностей области в
общераспространенных полезных ископаемых и подземных водах на ближайший период
и дальнюю перспективу;
стимулирование
геологоразведочных работ, направленных на повышение уровня геологического
изучения перспективных площадей на стратегические и другие виды минерального
сырья;
проведение
опережающих геологоразведочных работ для объектов автодорожного и гражданского
строительства с целью выявления новых месторождений общераспространенных
полезных ископаемых;
обеспечение
населения питьевой водой за счет защищенных подземных источников водоснабжения
в результате поиска и оценки новых месторождений подземных вод;
обеспечение
роста объемов финансирования геологоразведочных работ за счет средств
областного бюджета и внебюджетных источников, удовлетворяющих потребности
экономики области и муниципальных образований;
проведение
инвентаризации неиспользуемых месторождений общераспространенных полезных
ископаемых (заброшенные карьеры), бесхозяйных артезианских скважин;
проведение
рекультивации бесхозяйных карьеров с исчерпанными запасами и ликвидационного
тампонажа неиспользуемых артезианских скважин;
повышение
уровня изученности территории области, подверженной влиянию опасных
геологических процессов и явлений.
Воспроизводство
минерально-сырьевой базы достигается в результате геологоразведочных работ,
направленных на выявление новых месторождений с запасами, превышающими объемы
извлекаемых полезных ископаемых.
Концепция
предполагает развитие минерально-сырьевой базы за счет различных источников
финансирования для достижения поставленной цели:
поиск и
оценка на перспективных площадях месторождений стратегических и новых видов
полезных ископаемых на основе проведения регионального геологического изучения
недр – средства федерального бюджета;
воспроизводство
запасов общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод – средства
областного бюджета;
поиски и
оценка запасов полезных ископаемых на участках недр, переданных в пользование
на основании лицензий на пользование недрами, – средства недропользователей.
Основными
принципами организации рационального недропользования являются:
обеспечение
потребностей экономики области в основных видах минерального сырья;
регулирование
развития минерально-сырьевой базы на основе прогнозирования уровней потребления
минерального сырья и подземных вод для экономики и населения области на ближний
период и дальнюю перспективу;
рациональное
использование минерально-сырьевых ресурсов, полнота извлечения их запасов,
сокращение потерь при добыче общераспространенных полезных ископаемых и
подземных вод;
более
активное внедрение метода получения права пользования недрами с проведением
конкурсов среди претендентов на недропользование на основе государственного
заказа с целью удовлетворения потребностей экономики и жизненных интересов населения
в жилищном и дорожном строительстве;
комплексный
учет запасов общераспространенных полезных ископаемых, усиление контроля и
надзорной деятельности за выполнением лицензионных условий пользования недрами
и выявлением фактов безлицензионной добычи полезных ископаемых.
Основные
принципы реализации Концепции включают в себя:
1. 1.
1. Выбор приоритетов:
приоритетность
обеспечения отраслей экономики области минерально-сырьевыми ресурсами при
сохранении безопасного уровня разработки недр в условиях экономического
развития области;
приоритетность
сохранения и восстановления естественных экологических систем, природных
ландшафтов и природных комплексов, нарушенных при разработке и реализации
проектов в сфере недропользования, хозяйственной и иной деятельности
недропользователей, их своевременной рекультивации;
развитие
перспективных направлений по расширению сети геологических памятников природы в
рамках экстремальных видов туризма.
2. 2.
2. Прогнозирование и предупреждение:
учет
отдаленных экологически опасных последствий при разработке недр и в ходе
ведения добычных работ на месторождениях общераспространенных полезных
ископаемых, отказ от хозяйственной или иной деятельности в сфере
недропользования, связанной с негативным воздействием на окружающую среду, если
безопасные последствия этой деятельности не гарантированы;
постепенный
переход от принципов управления, направленных на ликвидацию последствий
деятельности в сфере недропользования, к прогнозированию, предупреждению и
предотвращению возникновения экологически опасных ситуаций при разработке
месторождений ОПИ.
3. 3.
3. Комплексность и системность:
обеспечение
полноты и достоверности информации о состоянии недр и влиянии последствий
воздействия недропользования на комфортность проживания населения в зоне
воздействия разрабатываемых месторождений ОПИ для принятия адекватных
управленческих решений;
рациональная
оценка потребностей в минерально-сырьевой базе для экономического и социального
развития области, при которой выявляются опасные последствия интенсивного
недропользования для состояния окружающей среды.
4. 4.
4. Адекватность и разумная достаточность:
наличие
адекватного нормативно-правового, организационного, материального, финансового,
кадрового и методического обеспечения в сфере недропользования на территории
области, учитывающего перспективы дальнейшего развития добывающей отрасли;
разумная
достаточность запасов минерального сырья для ведущих отраслей области.
5.
Эффективность:
создание и
применение действенных механизмов стимулирования мотивации по обеспечению
экологической безопасности ведения добычных работ в процессе принятия
управленческих решений;
использование
научно-технических достижений, результатов научных исследований, международного
опыта с целью принятия эффективных решений в сфере недропользования;
максимально
полное возмещение вреда, наносимого окружающей среде, в результате проведения
безлицензионных добычных работ, использование платы за пользование недрами на
реализацию мер по развитию минерально-сырьевой базы области и обеспечению
населения водой из подземных источников.
6. 6.
6. Координация действий:
координация
действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
Российской Федерации, органов исполнительной государственной власти области,
органов местного самоуправления и недропользователей в сфере недропользования,
их взаимная ответственность за состояние окружающей среды при разработке месторождений
ОПИ и сохранение минерально-сырьевой базы;
участие
органов местного самоуправления, недропользователей и населения в подготовке,
обсуждении, принятии и реализации решений при получении права пользования
недрами, широкое распространение геологической информации среди населения.
7. 7.
7. Постоянство и последовательность:
поддержание
непрерывности процесса развития и совершенствования минерально-сырьевой базы на
основе четкой и внятной системы объективных критериев и последовательность
принимаемых решений обеспечения экономики области минеральными ресурсами.
8. 8.
8. Учет интересов населения, недропользователей, органов исполнительной
государственной власти области и органов местного самоуправления в сфере
недропользования и поддержание необходимого баланса интересов при возникновении
конфликтных ситуаций.
4. Основные
направления и механизмы реализации Концепции
Проблема
устойчивого развития минерально-сырьевой базы и использования минерального
сырья на территории Вологодской области может быть решена на основе реализации
широкого комплекса мероприятий, направленных на повышение инвестиционной
привлекательности геологоразведочных проектов, расширения объемов
геологоразведочных работ на стратегические и новые виды минерального сырья,
повышения их эффективности и комплексного использования разведанных запасов,
совершенствования административных и экономических механизмов регулирования
недропользования, усиления научно-технического, инновационного и кадрового
обеспечения геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой
базы.
Для решения
задачи комплексного использования минерально-сырьевой базы области необходимо
выделение основных минеральных кластеров в естественных границах
минерагенических провинций, в пределы которых входит территория Вологодской
области, в виде минерально-сырьевых центров с определением:
горнопромышленных
зон, объединяющих несколько муниципальных образований с учетом размещения
месторождений общераспространенных полезных ископаемых и перспективных площадей
и участков на стратегические и новые виды минерального сырья;
основных
минерально-сырьевых направлений (коридоров) развития вне зависимости от
административно-территориального деления, с учетом возможностей транспортной и
энергетической инфраструктуры, сложившейся на территории области.
Минерально-сырьевые
центры определяются как совокупность разрабатываемых и планируемых к освоению
для стратегического развития экономики области месторождений и перспективных
площадей, связанных общей существующей и планируемой инфраструктурой и имеющих
пункты (узлы) отгрузки добываемого сырья или продуктов его обогащения в
транспортную систему (железнодорожный, автомобильный и водный транспорт) для
доставки потребителям как в пределах области, так и для смежных территорий.
На территории
области можно выделить 4 основных минерально-сырьевых центра (приложение 2):
промышленный узел:
города Вологда, Череповец, Сокол, п. Шексна;
Западный
центр;
Узловой
центр;
Восточный
центр.
Горнопромышленные
зоны (ГПЗ) заметно различаются по площади, численности и плотности населения,
направлениям хозяйственной деятельности, богатству минеральных ресурсов,
структуре производимой продукции (приложение 3). Для всех трех зон характерно
преобладание добычи общераспространенных полезных ископаемых на разрабатываемых
месторождениях с частичной переработкой минерального строительного и агрохимического
сырья. Горно-металлургическое сырье разрабатывается лишь в Западной зоне.
Западная ГПЗ
объединяет 7 из 26 муниципальных районов области: Вытегорский, Бабаевский,
Чагодощенский, Белозерский, Кадуйский, Устюженский и Череповецкий и является
самой крупной по объемам промышленного производства (83,8 % от суммарного
объема по области) и капитальных вложений. Ее минерально-сырьевая база
представлена минеральным, строительным, металлургическим и агрохимическим
сырьем, в стоимостном выражении составляя 74 % от МСП области (таблица 4.1).
Таблица 4.1
Минерально-сырьевой
потенциал запасов полезных ископаемых
горнопромышленных
зон Вологодской области
Горнопромышлен-ные
зоны
|
МСП
извлекаемых запасов
|
Стоимость
годовой добычи
|
|
млрд. руб.
|
% от
области
|
млн. руб.
|
% от
области
|
Западная
|
197,2
|
74,0
|
102,0
|
48,6
|
Центральная
|
60,4
|
22,6
|
81,0
|
38,6
|
Восточная
|
8.9
|
3,4
|
27,0
|
12,8
|
Итого по
области
|
266.5
|
100
|
210,0
|
100
|
Центральная
ГПЗ включает в себя 11 муниципальных районов области: Вашкинский, Кирилловский,
Вожегодский, Усть-Кубинский, Харовский, Сямженский, Шекснинский, Вологодский,
Сокольский, Междуреченский и Грязовецкий. Минерально-сырьевая база Центральной
ГПЗ представлена исключительно минерально-строительным и агрохимическим сырьем.
Восточная ГПЗ
является самой крупной по площади в Вологодской области и включает в себя 8
районов, но одновременно наименее освоенной по количеству разрабатываемых
месторождений общераспространенных полезных ископаемых с низким
минерально-сырьевым потенциалом. Основными минерально-сырьевыми ресурсами
Восточной зоны является минерально-строительное сырье.
Сопоставление
уровней минерально-сырьевого потенциала всех видов полезных ископаемых по
выделенным горнопромышленным зонам показывает его понижение от Западной к
Восточной зоне. Аналогичное соотношение между зонами отмечается и для уровней
МСП, рассчитанного на единицу площади и одного проживающего человека (таблица
4.2).
Таблица 4.2
Удельный
минерально-сырьевой потенциал запасов
на единицу
площади и численности населения
Удельный вес
стоимости полезных ископаемых на единицу площади в Западной зоне почти в 3 раза
выше, чем в Центральной и в 26 раз выше, чем в Восточной зоне. Близкие
соотношения отмечаются и по величине удельного показателя объема МСП на одного
человека.
В Западной
горнопромышленной зоне размещены ведущие горнодобывающие предприятия области:
Белоручейское рудоуправление ОАО «Северсталь», ОАО «Череповецкое карьерное
управление», Покровский и Смердомский стеклозаводы, ООО «НПО
«СтройТрансКомплект» на месторождении торфа «Дедово поле». Предприятия Западной
ГПЗ обеспечивают выпуск минерально-сырьевой продукции почти 50 % стоимости
годовой продукции горнодобывающего комплекса области.
В Центральной
горнопромышленной зоне размещены и действуют крупные горнодобывающие
предприятия области: ОАО «Карьер Санниково», ОАО «Дорстройнеруд», ОАО
«Вологодавтодор».
В пределах
Восточной горнопромышленной зоны основными потребителями минерального сырья
являются дорожные организации и подразделения ОАО «Вологодавтодор».
Горнопромышленный
комплекс области представлен исключительно отечественными (преимущественно
областными) организациями, в том числе тремя специализированными предприятиями
(Белоручейское рудоуправление ОАО «Северсталь», ОАО «Карьер Санниково», ОАО
«Череповецкое карьерное управление»), основным видом деятельности которых
является добыча и переработка твердых полезных ископаемых, и более 120
предприятиями, представленными малым и средним бизнесом и добывающими полезные ископаемые
при производстве других видов деятельности (гражданское и дорожное
строительство, добыча торфа и т.п.).
Ежегодно
добыча ведется на 55-65% участков недр от общего количества месторождений,
предоставленных в пользование.
Основными
минерально-сырьевыми направлениями (коридорами) реализации минерального сырья
(МС) Вологодской области являются (приложение 4):
Западный
коридор;
Юго-Западный
коридор;
Юго-Восточный
коридор.
Формирование
минерально-сырьевых направлений реализации минерального сырья определяется по
принципу потребностей экономики области и муниципальных образований при
осуществлении следующих видов хозяйственной деятельности на территориях:
строительство,
реконструкция автомобильных дорог, ремонтные работы дорожного полотна
существующих дорог федерального, областного и местного значения (приложение 5);
промышленное
и жилищное (гражданское) строительство на промышленных объектах и в населенных
пунктах;
переработка
торфа, использование его в природоохранных мероприятиях, благоустройстве
территорий, повышении плодородия земель, а также в топливно-энергетическом
комплексе как альтернативного источника в системе отопления на базе
оборудованных котельных в малых населенных пунктах.
Развитие
минерально-сырьевых направлений (коридоров) реализации минерального сырья в
результате использования и переработки стратегических и новых видов
минерального сырья на разведанных и подготовленных к разработке месторождениях
планируется с выходом направлений реализации за пределы области с освоением
новых рынков минерального сырья и продуктов его переработки и созданием
направлений (коридоров) развития минерально-сырьевых центров с их ориентацией
как на внутренние, так и на внешние потребности в минерально-сырьевых ресурсах
области (приложение 6):
Западный
коридор развития;
Юго-Западный
коридор развития;
Восточный
коридор развития;
Юго-Восточный
коридор развития.
В
минерально-сырьевых центрах выделяются основные промышленные объекты
планирования в пределах горнопромышленных зон, к которым привязываются
существующие и планируемые к разработке минеральные ресурсы, а также основной
потребитель минерального сырья внутри области – промышленный узел.
В пределах
Западной горнопромышленной зоны выделяются Вытегорский и Чагодощенский
промышленные объекты планирования, Центральной горнопромышленной зоны –
Центральный промышленный объект планирования и Южно-Грязовецкий объект
планирования, Восточной горнопромышленной зоны – Северо-Восточный и Восточный
промышленные объекты планирования.
Объекты
планирования формируются на базе существующих месторождений из
нераспределенного фонда за счет увеличения добычи минерально-сырьевых ресурсов
в интересах потребности экономики области и муниципальных образований в
общераспространенных полезных ископаемых, а также поиска и оценки месторождений
стратегических видов полезных ископаемых и новых видов минерального сырья на
перспективных площадях. Геологоразведочные работы и добыча полезных ископаемых
должны осуществляться в комплексе, при этом минеральное сырье
общераспространенных полезных ископаемых является основой развития объектов
планирования при строительстве новых транспортных направлений реализации
стратегических и новых видов сырья и создания развитой инфраструктуры
непосредственно на объектах планирования.
Для
выделяемых объектов планирования необходимо согласование и разработка программ
геологоразведочных работ, финансируемых за счет средств федерального бюджета,
бюджета области и средств пользователей недр.
Федеральная
составляющая финансирования развития минерально-сырьевой базы области
определяется за счет включения в государственные программы объектов
геологического изучения, разведки и добычи стратегических видов полезных
ископаемых, в первую очередь углеводородного сырья, алмазов, золота, на
перспективных площадях и участках, выявленных в предыдущие годы на территории
области.
Финансирование
из бюджета области необходимо предусмотреть за счет поступающих в доходную
часть бюджета различного вида платежей за пользование недрами (не менее 40% от
поступлений).
Средства
пользователей недрами, имеющих соответствующие лицензии, а также инвестиционная
составляющая предусматриваются на геологическое изучение и открытие новых
месторождений общераспространенных полезных ископаемых, представляющих интерес
для малого и среднего бизнеса, и развитие объектов планирования в местах
разведки и добычи стратегических и новых видов полезных ископаемых.
В настоящее
время включение в перечень участков недр местного значения для геологического
изучения, разведки и добычи месторождений и перспективных участков в
соответствии с существующей нормативной правовой базой носит заявительный
характер со стороны потенциальных недропользователей, что не дает возможности
построения среднесрочной и долгосрочной стратегии геологического изучения,
разведки, добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки
лицензионных площадей месторождений в интересах области, при превалировании их
над интересами потенциальных недропользователей с опорой на законодательную и
нормативную основу.
В связи с
этим необходимо разработать программу лицензирования с учетом соблюдения
следующих основных принципов:
обеспечение
балансов между локализацией прогнозных ресурсов, воспроизводством и освоением
запасов общераспространенных полезных ископаемых;
использование
конкурсных (аукционных) механизмов предоставления прав пользования недрами, в
том числе на близко расположенные участки недр, содержащие малые и средние
месторождения полезных ископаемых, в рамках одного лота;
корректировка
существующих программ развития ресурсопотребляющих отраслей экономики области,
направленная на совершенствование энергетической и транспортной инфраструктуры
освоения минерально-сырьевых ресурсов.
Необходим
комплексный подход к вопросам обеспечения населения качественной питьевой водой
из подземных источников, взятия на учет и тампонажа бесхозяйных скважин,
обеспечения эффективной работы источников резервного водоснабжения из подземных
источников в особый период, что предусматривает разработку единой комплексной
программы поиска и оценки подземных вод и рационального их использования на
территории области.
Наличие на
территории области бесхозяйных заброшенных горных выработок и
несанкционированных (безлицензионных) разработок общераспространенных полезных
ископаемых создает проблему их рекультивации и пресечения попыток за счет
безлицензионных разработок создания новых. Для этого необходимо как вложение
значительных средств на выполнение рекультивационных работ по ликвидации
накопленного ущерба за счет предыдущей хозяйственной деятельности и определение
источника финансирования этих работ ввиду отсутствия средств в областном
бюджете, так и внесение изменений в существующее законодательство в части
передачи надзорных полномочий по незаконной разработке недр органам местного
самоуправления.
Для
обеспечения свободного доступа к открытой геологической информации необходимо
создание информационного портала, содержащего сведения о динамике ресурсной базы
и добыче полезных ископаемых, видах, объемах, стоимости и результативности
геологоразведочных работ. Повышение оперативности предоставления в пользование
основных информационно-аналитических продуктов должно обеспечиваться переводом
их на электронные носители, имеющие равный статус с традиционными бумажными
документами.
Обеспечение
органов власти и недропользователей информацией о недрах, состоянии
минерально-сырьевой базы и недропользовании относится к компетенции фондов
геологической информации федерального и регионального уровней.
Информационно-аналитическое
обеспечение отрасли в целом включает:
сбор и
обработку геологической информации, а также ее хранение;
создание
сводной информационно-аналитической продукции, необходимой для государственного
управления фондом недр;
предоставление
геологической информации и информационно-аналитической продукции потребителям.
Получение и
интерпретация геологической информации осуществляются недропользователями,
научными, проектными и производственными организациями, проводящими работы по
геологическому изучению и использованию недр.
Основными
сводными информационно-аналитическими продуктами, имеющими ключевое значение
для государственного управления фондом недр, являются:
государственный
баланс запасов полезных ископаемых;
государственный
кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых Российской Федерации;
государственный
реестр работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных
для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с добычей, а также
лицензий на пользование недрами;
сводные
данные государственного статистического наблюдения, отражающие объемы
выполненных геологоразведочных работ в физическом и денежном выражении.
В настоящее
время содержание геологической информации, ее полнота, доступность и
оперативность предоставления в пользование не полностью соответствуют
потребностям ведения геологоразведочных работ, выработки и принятия
управленческих решений. В частности, геологическая информация, полученная пользователем
недр за счет собственных или привлеченных средств, является его собственностью
и фактически выпадает из оборота на неопределенный срок.
Не решены
вопросы сбора и хранения первичной геологической информации.
Территориальный
фонд геологической информации Вологодской области (далее - Вологодский ТФГИ),
входящий в состав Департамента, руководствуется в своей деятельности
нормативной правовой базой Всероссийского фонда геологической информации,
выполняет все функции, определенные для фондов территориального уровня,
включающие: ведение государственного баланса запасов и государственного
кадастра полезных ископаемых, геологической изученности территории области;
государственный учет лицензий и разрешений на право пользования недрами;
государственную регистрацию работ по геологическому изучению недр на территории
области; приемку, регистрацию, обеспечение сохранности геологических отчетов;
подготовку и выдачу справок о наличии полезных ископаемых в местах
предполагаемой застройки; ведение информационных баз данных геологического
содержания, в том числе и в средах геоинформационных систем.
На хранении в
Вологодском ТФГИ находится более 1100 геологических отчетов, около 300
паспортов государственного кадастра, более 120 геологических карт, более 850
лицензионных дел и лицензий на пользование недрами.
Дальнейшее
развитие областной системы геологической информации предусматривает применение
современных инновационных методов обработки и хранения созданных баз данных.
Инновационное
развитие информационно-экспертного звена Вологодского ТФГИ предусматривает
широкое использование современных компьютеризированных систем сбора, обработки,
оперативной передачи геологических данных. Особое значение имеет внедрение
информационно-технологических решений, обеспечивающих увязку данных из разных
официальных источников цифровой информации по недропользованию (государственные
балансы запасов и материалы государственного учета прогнозных ресурсов, реестр
лицензий, перечни и карты (схемы) участков недр, предоставленных в пользование,
с их географической привязкой, участков недр, планируемых к лицензированию для
геологического изучения, разработки и добычи ОПИ, государственный кадастр
месторождений, оцифрованные условия пользования недрами и графические материалы
отчетных документов).
Для
достижения целей Концепции необходимо:
развитие
минерально-сырьевой базы;
обеспечение
технологической и экологической безопасности объектов горнодобывающей отрасли;
функционирование
и совершенствование рынка минерального сырья.