Расширенный поиск

Постановление Правительства Вологодской области от 15.12.2014 № 1127

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

От 15.12.2014 № 1127

г. Вологда

 

 

О Концепции развития минерально-сырьевой базы и рационального

использования и охраны недр на территории Вологодской области

на период до 2030 года

 

 

В соответствии со Стратегией развития геологической отрасли до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 1039-р, Концепцией Федеральной целевой программы «Обеспечение населения России питьевой водой», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года № 292, Стратегией рационального природопользования и охраны окружающей среды Вологодской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства области от 25 марта 2008 года № 558,

Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Утвердить Концепцию развития минерально-сырьевой базы и рационального использования и охраны недр на территории Вологодской области на период до 2030 года.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства области от 15 декабря 2003 года № 1159 «О концепции совершенствования и развития минерально-сырьевой базы Вологодской области до 2010 года».

3. Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды области (А.М. Завгородний) до 1 апреля 2015 года разработать план мероприятий по реализации Концепции и представить на утверждение заместителю Губернатора области В.В. Рябишину.

4. Контроль за исполнением пункта 3 настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области В.В. Рябишина.

Справку об исполнении пункта 3 настоящего постановления представить к 20 апреля 2015 года.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Губернатор области          О.А. Кувшинников

 

 

Утверждена

постановлением

Правительства области

от 15.12.2014 № 1127

 

 

КОНЦЕПЦИЯ

развития минерально-сырьевой базы и рационального использования

и охраны недр на территории Вологодской области на период до 2030 года

 

Содержание

 

1. Общие положения

2. Состояние, структура потребления минерального сырья и проблемы недропользования в Вологодской области

3. Цели и задачи Концепции

4. Основные направления и механизмы реализации Концепции

6. Ожидаемые результаты и целевые показатели Концепции

6. Ожидаемые результаты и целевые показатели Концепции

5. Этапы реализации Концепции

 

 

1. Общие положения

 

Концепция развития минерально-сырьевой базы и рационального использования и охраны недр на территории Вологодской области на период до 2030 года (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные направления деятельности Вологодской области в сфере недропользования.

Настоящей Концепцией определяются цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы развития минерально-сырьевой базы на территории области.

Настоящая Концепция разработана в соответствии со Стратегией развития геологической отрасли до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 1039-р; Концепцией Федеральной целевой программы «Обеспечение населения России питьевой водой», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года № 292; Стратегией рационального природопользования и охраны окружающей среды Вологодской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства области от 25 марта 2008 года № 558.

Концепция учитывает основные положения Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года № 225-р; Стратегии развития строительного комплекса Вологодской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства области от 27 декабря 2010 года № 1565; Схемы территориального планирования Вологодской области, утвержденной постановлением Правительства области от 12 марта 2009 года № 750, и базируется на законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Вологодской области в сфере недропользования и охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической и промышленной безопасности при разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых.

Концепция основывается на особенностях геологического строения, характеристики минеральных ресурсов, наличия и территориального распределения полезных ископаемых в пределах Вологодской области. Характеристика минерально-сырьевой базы области приведена в приложении 1 к настоящей Концепции.

Была принята Концепция совершенствования и развития минерально-сырьевой базы Вологодской области до 2010 года (постановление Правительства области от 15 декабря 2003 года № 1159), основные положения которой ориентировались на роль и место минерально-сырьевого потенциала в экономике области, сложившиеся в конце ХХ - начале XXI века. Концепция в целом отражала принципы реализации и механизмы решения стоящих на тот период задач.

За прошедший период с момента принятия предыдущей Концепции изменились экономические условия и методы решения проблем в геологической отрасли.

Создан минерально-сырьевой потенциал за счет разведанных месторождений общераспространенных полезных ископаемых и в первую очередь месторождений торфа, позволяющий удовлетворять потребности экономики области в минеральном сырье за счет общераспространенных полезных ископаемых. Вместе с тем возросла потребность освоения новых видов полезных ископаемых и поиска путей реализации как сырьевых материалов, так и продуктов их переработки за счет расширения как внутреннего, так и внешнего рынка их потребления и сбыта.

Совокупное размещение различных видов полезных ископаемых на территории муниципальных образований обеспечивает актуальность их комплексного использования и эффективность получения новых видов материалов и продукции в интересах экономики области в целом и для местной промышленности.

Существующие транспортные коридоры создают перспективные предпосылки для создания минерально-сырьевых центров использования разведанных месторождений, поиска и разведки новых месторождений, в том числе стратегических видов сырья, с целью развития территорий и экономики области в целом.

В то же время существует ряд причин, сдерживающих вовлечение в разработку разведанных месторождений, обусловленных как составом минерально-сырьевой базы, так и структурой ее потребления. Необходимо проведение геологического изучения (поиска и оценки) выявленных в предыдущие годы перспективных участков недр для открытия месторождений стратегических видов сырья и общераспространенных полезных ископаемых, приближенных к объектам потребления, а также освоение ранее разведанных месторождений общераспространенных полезных ископаемых и в первую очередь месторождений торфа.

Настоящая Концепция призвана выстроить системный подход к дальнейшему развитию минерально-сырьевого потенциала области в условиях смены экономического курса развития области с учетом современных реалий.

Концепция не носит директивного характера, является открытой, план действий, изложенный в Концепции, должен периодически пересматриваться и корректироваться в процессе его реализации с учетом социально-экономического положения области.

 

2. Состояние, структура потребления минерального сырья

и проблемы недропользования в Вологодской области

 

В период с 1993 по 2008 год за счет средств областного бюджета выполнен значительный объем геологоразведочных работ, в результате которых выявлены и разведаны новые месторождения строительных песков и песчано-гравийного материала для гражданского и дорожного строительства в Бабушкинском, Белозерском, Великоустюгском, Вологодском, Вытегорском, Кирилловском, Нюксенском, Тарногском, Тотемском и Усть-Кубинском районах; пресных подземных вод для водоснабжения городов: Великого Устюга, Вытегры, Кадникова, Никольска, Тотьмы, Харовска, сел: Верховажье, Молочное, Сямжа, Тарногский Городок, поселков: Липин Бор, Подгорный, Сазоново, населенных пунктов в Вытегорском, Вологодском и Шекснинском районах.

Выполнены работы по переоценке запасов песков и песчано-гравийного материала на русловых месторождениях в районе г. Великого Устюга и в среднем течении реки Сухоны; поисково-оценочные работы на стекольные пески в Вытегорском, Чагодощенском и Бабаевском районах.

С 2009 года в связи с кризисными явлениями в экономике и дефицитом средств областного бюджета геологоразведочные работы по оценке и поиску месторождений общераспространенных полезных ископаемых за счет средств областного бюджета не проводились, за исключением поиска и разведки месторождений подземных вод.

Основные работы в 2010-2014 годах по поиску, оценке запасов общераспространенных полезных ископаемых проводились и проводятся за счет средств недропользователей.

Добыча общераспространенных полезных ископаемых в общих объемах неуклонно растет, вместе с тем по отдельным видам общераспространенных полезных ископаемых (далее также – ОПИ) наблюдается постепенное снижение объемов добычи в связи со снижением потребности в них.

Динамика добычи полезных ископаемых на территории Вологодской области за период с 2006 года представлена в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1

 

Динамика добычи полезных ископаемых на территории

Вологодской области

(включая субъекты малого предпринимательства)

 

Наименование

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

(прогноз)

пески и ПГМ

(тыс. м3)

3733,28

4392,95

4791,99

3426,84

2939,49

3525,36

4520,25

4138,0

4300,0

глины кирпично-черепичные

(тыс. м3)

121,71

181,2

120,64

47,34

74,3

89,4

80,2

73,4

81,0

торф и сапропель

тыс. т

36,33

14,93

0,18

5,5

11,5

11,61

3,08

14,4

16,6

известняки

тыс. т

 

 

 

2948,93

1437,1

948,58

1646,53

2345,0

2013,0

 

Основными потребителями минерально-сырьевых ресурсов в области являются предприятия промышленности строительных материалов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, металлургической промышленности. Наиболее интенсивно добываемыми полезными ископаемыми в области являются строительные пески и песчано-гравийный материал, флюсовые известняки, подземные воды хозяйственно-питьевого назначения.

Разработка месторождений общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, объемы их добычи неразрывно связаны с развитием экономики области и ее потребностями.

Так, с прекращением производства керамзитового гравия в области прекратилась разработка месторождения керамзитовых глин Степановское в Сокольском районе. Закрытие кирпичных заводов повлекло за собой вывод из числа разрабатываемых 11 месторождений кирпично-черепичных глин.

Невостребованность запасов карбонатных пород для известкования кислых почв и торфа как удобрения вызвана рядом причин экономического характера, а снижение добычи торфа обусловлено переводом на новый вид топлива (газ) предприятий топливно-энергетического комплекса.

В соответствии с действующим законодательством право пользования недрами оформляется специальным разрешительным документом в виде лицензии на пользование недрами на определенный вид полезного ископаемого.

Организационное обеспечение лицензирования осуществляется:

на участки недр, содержащие полезные ископаемые и подземные воды, за исключением участков недр местного значения, – Вологданедра;

на участки недр местного значения, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, - Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области.

Несмотря на то, что процесс лицензирования начат в области в 1993 году, до сих пор присутствуют факты незаконной добычи полезных ископаемых без оформления разрешительных документов.

Большинство случаев безлицензионного недропользования относится к разработке перспективных участков недр и месторождений из нераспределенного фонда и подземным водам хозяйственно-питьевого назначения, добыча которых осуществляется одиночными скважинами с малым водоотбором.

Многочисленные реорганизации и ликвидации промышленных и сельскохозяйственных предприятий обусловили появление на территории области многочисленных «бесхозяйных» артезианских скважин, в том числе и самоизливающихся, являющихся потенциальными источниками загрязнения и истощения водоносных горизонтов. В связи с банкротством и ликвидацией предприятий по добыче и переработке торфа в области образовались десятки тысяч га площадей торфяных месторождений, превратившихся в пожароопасные территории.

Следствием ликвидации предприятий, разрабатывающих общераспространенные полезные ископаемые, являются заброшенные карьеры, выведенные из эксплуатации без проведения мероприятий по их консервации и рекультивации в соответствии с установленными правилами, включающими в том числе и оценку остатков запасов полезных ископаемых. С целью предотвращения несанкционированного использования таких месторождений необходимо проведение их инвентаризации, рекультивации в случае полной выработки запасов или постановки на учет в случае наличия остатков запасов.

При банкротстве предприятий-недропользователей информация об их ликвидации в органы управления недропользованием не предоставляется.

В настоящее время отсутствует четкое разграничение ответственности государства, органов исполнительной государственной власти области и организаций-недропользователей и инвесторов в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы Вологодской области. Поиски и оценка месторождений полезных ископаемых осуществляются как за счет средств федерального и областного бюджетов в рамках государственного заказа, так и за счет средств недропользователей на лицензионной основе. При этом соотношение вкладов государства и бизнеса в геологоразведочные работы в денежном выражении составляет в среднем по Российской Федерации соответственно 1 к 20 - для углеводородного сырья и 1 к 5 - для твердых полезных ископаемых.

В последние годы активизировалась деятельность организаций - потенциальных недропользователей по геологическому изучению перспективных участков на кварцевые пески и углеводороды.

Геологоразведочные работы по поиску отдельных видов твердых полезных ископаемых за счет средств недропользователей не ведутся, в основном проводятся работы по поиску и оценке месторождений песков и песчано-гравийного материала.

Интенсивное дорожное и гражданское строительство в Вологодском и Череповецком районах, а также перспективы создания нового транспортного коридора в Вытегорском районе определило востребованность в материалах дорожного строительства и высокий уровень добычи песков и песчано-гравийного материала. Учитывая то, что возможности выявления новых крупных месторождений в Вологодском районе практически исчерпаны, возникает необходимость вовлечения в разработку месторождений нераспределенного фонда (не переданного в пользование), расположенных в сопредельных районах.

В настоящее время в связи с перспективами интенсификации экономики области и взятого курса на инновационное развитие с привлечением всесторонних инвестиций перед геологическими организациями и недропользователями стоит задача геологического изучения, разведки и добычи ОПИ на привлекательных для бизнеса и экономически выгодных для области территориях, разработка дорожных карт их развития.

Воспроизводство минерально-сырьевой базы области необходимо основывать на геологоразведочных поисковых и оценочных работах, направленных на выявление новых месторождений с запасами, превышающими объемы извлекаемых полезных ископаемых за счет различных источников финансирования, в том числе с привлечением средств инвесторов и недропользователей.

С целью воспроизводства минерально-сырьевой базы области необходимо решить следующие геологические задачи:

выделение перспективных площадей, поиск и оценка стратегических и других видов минерального сырья и углеводородов на ранее выявленных перспективных участках недр на основе проведения регионального геологического изучения недр – средства федерального бюджета;

воспроизводство запасов общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод – средства областного бюджета, средства инвесторов и недропользователей;

геологическое изучение с целью выявления и оценки запасов полезных ископаемых на участках недр, переданных в пользование на основании лицензий на пользование недрами, с оформлением прав на открытые месторождения общераспространенных полезных ископаемых – средства недропользователей.

Исходя из сложившегося уровня цен на производство геологоразведочных работ на общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, для обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы области необходимо ежегодное финансовое обеспечение геологоразведочных работ за счет областного бюджета.

Проведение работ на углеводородное сырье и алмазы на лицензионных участках за счет средств областного бюджета в современных условиях и сложившейся структуре финансирования геологоразведочных работ не представляется возможным без привлечения средств федерального бюджета и отечественных инвесторов. Средства недропользователей на территории области расходуются на проведение оценки запасов подземных вод по одиночным водозаборам, а также для расширения сырьевой базы предприятий, использующих общераспространенные полезные ископаемые.

Геологоразведочные работы на территории области в сложившихся условиях проводятся как специализированными геологическими организациями, так и организациями другого профиля, в том числе недропользователями, имеющими в своем составе геологические службы, за счет собственных средств без привлечения других источников финансирования.

Проблемы недропользования в Вологодской области обусловлены особенностями геологического строения территории, отсутствием полноты геологической информации о состоянии ранее разведанных месторождений, проявлений и перспективных площадей полезных ископаемых, недостаточными объемами геологоразведочных работ, проводимых в предыдущие годы, и изменениями условий землеотведения и размещения внешних объектов над участками недр, несовершенством системы управления недропользованием.

Главными из них являются:

низкое качество минерального сырья, необходимого для производства строительных материалов;

слабая востребованность месторождений торфа в местной промышленности;

несоответствие природного качества подземных вод требованиям, предъявляемым к водам хозяйственно-питьевого назначения;

неопределенность статуса подземных вод и объектов их добычи;

единые санитарно-гигиенические требования к нормативам содержания химических веществ в подземных водах, не учитывающие природных условий залегания подземных вод на определенных территориях, что создает для жилищно-коммунальных служб малых населенных пунктов проблемы по их очистке до требований ПДК;

завышенные требования к объему технической документации для малых подземных водозаборов и одиночных скважин, подсчету и оценке запасов подземных вод для малых водозаборов и одиночных скважин, приравнивающие их к крупным пользователям подземными водами;

изношенность оборудования скважин в населенных пунктах, нарушение правил и порядка их использования;

отсутствие четкого определения понятия «собственные нужды», позволяющее однозначно определять соответствие целевого использования подземных вод статье 19 Закона Российской Федерации «О недрах»;

неравномерное расположение месторождений и их удаленность от перспективных в экономическом отношении районов;

отсутствие апробированных (утвержденных) прогнозных ресурсов новых для области видов минерального сырья;

прекращение проведения региональных геолого-гидрогеологических исследований, являющихся основой регулирования недропользования, по причине отсутствия целевого финансирования на их выполнение;

отсутствие разграничения участков недр по степени их значимости для экономики разных уровней;

наличие многочисленных заброшенных (бесхозяйных) артезианских скважин, торфяников, карьеров и выработок, образовавшихся в прошлые годы в результате добычи общераспространенных полезных ископаемых до принятия в существующей редакции Закона Российской Федерации «О недрах».

 

3. Цели и задачи Концепции

 

Основной целью Концепции развития минерально-сырьевой базы и рационального использования и охраны недр на территории Вологодской области на период до 2030 года является поиск и оценка новых видов полезных ископаемых, обеспечение оптимальных уровней воспроизводства и прироста запасов общераспространенных полезных ископаемых, устойчивого недропользования, согласованного с потребностями экономики и населения области на перспективу, с учетом возможностей геологической среды как части природной экологический системы.

Поставленные цели должны быть достигнуты путем совершенствования управления недропользованием, обеспечения воспроизводства и эффективного использования минерально-сырьевой базы, ведения мониторинга геологической среды как составной части системы комплексного мониторинга окружающей среды Вологодской области, развития информационного обеспечения в сфере недропользования.

Концептуальные положения должны реализовываться через территориальные программы и пообъектные планы геологического изучения недр, планы развития горных работ, муниципальные программы охраны окружающей среды.

Основными задачами Концепции являются:

обеспечение устойчивого и комплексного развития минерально-сырьевой базы за счет увеличения объемов геологоразведочных работ для удовлетворения потребностей области в общераспространенных полезных ископаемых и подземных водах на ближайший период и дальнюю перспективу;

стимулирование геологоразведочных работ, направленных на повышение уровня геологического изучения перспективных площадей на стратегические и другие виды минерального сырья;

проведение опережающих геологоразведочных работ для объектов автодорожного и гражданского строительства с целью выявления новых месторождений общераспространенных полезных ископаемых;

обеспечение населения питьевой водой за счет защищенных подземных источников водоснабжения в результате поиска и оценки новых месторождений подземных вод;

обеспечение роста объемов финансирования геологоразведочных работ за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников, удовлетворяющих потребности экономики области и муниципальных образований;

проведение инвентаризации неиспользуемых месторождений общераспространенных полезных ископаемых (заброшенные карьеры), бесхозяйных артезианских скважин;

проведение рекультивации бесхозяйных карьеров с исчерпанными запасами и ликвидационного тампонажа неиспользуемых артезианских скважин;

повышение уровня изученности территории области, подверженной влиянию опасных геологических процессов и явлений.

Воспроизводство минерально-сырьевой базы достигается в результате геологоразведочных работ, направленных на выявление новых месторождений с запасами, превышающими объемы извлекаемых полезных ископаемых.

Концепция предполагает развитие минерально-сырьевой базы за счет различных источников финансирования для достижения поставленной цели:

поиск и оценка на перспективных площадях месторождений стратегических и новых видов полезных ископаемых на основе проведения регионального геологического изучения недр – средства федерального бюджета;

воспроизводство запасов общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод – средства областного бюджета;

поиски и оценка запасов полезных ископаемых на участках недр, переданных в пользование на основании лицензий на пользование недрами, – средства недропользователей.

Основными принципами организации рационального недропользования являются:

обеспечение потребностей экономики области в основных видах минерального сырья;

регулирование развития минерально-сырьевой базы на основе прогнозирования уровней потребления минерального сырья и подземных вод для экономики и населения области на ближний период и дальнюю перспективу;

рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов, полнота извлечения их запасов, сокращение потерь при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод;

более активное внедрение метода получения права пользования недрами с проведением конкурсов среди претендентов на недропользование на основе государственного заказа с целью удовлетворения потребностей экономики и жизненных интересов населения в жилищном и дорожном строительстве;

комплексный учет запасов общераспространенных полезных ископаемых, усиление контроля и надзорной деятельности за выполнением лицензионных условий пользования недрами и выявлением фактов безлицензионной добычи полезных ископаемых.

Основные принципы реализации Концепции включают в себя:

1.      1.      1. Выбор приоритетов:

приоритетность обеспечения отраслей экономики области минерально-сырьевыми ресурсами при сохранении безопасного уровня разработки недр в условиях экономического развития области;

приоритетность сохранения и восстановления естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов, нарушенных при разработке и реализации проектов в сфере недропользования, хозяйственной и иной деятельности недропользователей, их своевременной рекультивации;

развитие перспективных направлений по расширению сети геологических памятников природы в рамках экстремальных видов туризма.

2.      2.      2. Прогнозирование и предупреждение:

учет отдаленных экологически опасных последствий при разработке недр и в ходе ведения добычных работ на месторождениях общераспространенных полезных ископаемых, отказ от хозяйственной или иной деятельности в сфере недропользования, связанной с негативным воздействием на окружающую среду, если безопасные последствия этой деятельности не гарантированы;

постепенный переход от принципов управления, направленных на ликвидацию последствий деятельности в сфере недропользования, к прогнозированию, предупреждению и предотвращению возникновения экологически опасных ситуаций при разработке месторождений ОПИ.

3.      3.      3.      Комплексность и системность:

обеспечение полноты и достоверности информации о состоянии недр и влиянии последствий воздействия недропользования на комфортность проживания населения в зоне воздействия разрабатываемых месторождений ОПИ для принятия адекватных управленческих решений;

рациональная оценка потребностей в минерально-сырьевой базе для экономического и социального развития области, при которой выявляются опасные последствия интенсивного недропользования для состояния окружающей среды.

4.      4.      4. Адекватность и разумная достаточность:

наличие адекватного нормативно-правового, организационного, материального, финансового, кадрового и методического обеспечения в сфере недропользования на территории области, учитывающего перспективы дальнейшего развития добывающей отрасли;

разумная достаточность запасов минерального сырья для ведущих отраслей области.

5. Эффективность:

создание и применение действенных механизмов стимулирования мотивации по обеспечению экологической безопасности ведения добычных работ в процессе принятия управленческих решений;

использование научно-технических достижений, результатов научных исследований, международного опыта с целью принятия эффективных решений в сфере недропользования;

максимально полное возмещение вреда, наносимого окружающей среде, в результате проведения безлицензионных добычных работ, использование платы за пользование недрами на реализацию мер по развитию минерально-сырьевой базы области и обеспечению населения водой из подземных источников.

6.      6.      6. Координация действий:

координация действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления и недропользователей в сфере недропользования, их взаимная ответственность за состояние окружающей среды при разработке месторождений ОПИ и сохранение минерально-сырьевой базы;

участие органов местного самоуправления, недропользователей и населения в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений при получении права пользования недрами, широкое распространение геологической информации среди населения.

7.      7.      7. Постоянство и последовательность:

поддержание непрерывности процесса развития и совершенствования минерально-сырьевой базы на основе четкой и внятной системы объективных критериев и последовательность принимаемых решений обеспечения экономики области минеральными ресурсами.

8.      8.      8. Учет интересов населения, недропользователей, органов исполнительной государственной власти области и органов местного самоуправления в сфере недропользования и поддержание необходимого баланса интересов при возникновении конфликтных ситуаций.

 

4. Основные направления и механизмы реализации Концепции

 

Проблема устойчивого развития минерально-сырьевой базы и использования минерального сырья на территории Вологодской области может быть решена на основе реализации широкого комплекса мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности геологоразведочных проектов, расширения объемов геологоразведочных работ на стратегические и новые виды минерального сырья, повышения их эффективности и комплексного использования разведанных запасов, совершенствования административных и экономических механизмов регулирования недропользования, усиления научно-технического, инновационного и кадрового обеспечения геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Для решения задачи комплексного использования минерально-сырьевой базы области необходимо выделение основных минеральных кластеров в естественных границах минерагенических провинций, в пределы которых входит территория Вологодской области, в виде минерально-сырьевых центров с определением:

горнопромышленных зон, объединяющих несколько муниципальных образований с учетом размещения месторождений общераспространенных полезных ископаемых и перспективных площадей и участков на стратегические и новые виды минерального сырья;

основных минерально-сырьевых направлений (коридоров) развития вне зависимости от административно-территориального деления, с учетом возможностей транспортной и энергетической инфраструктуры, сложившейся на территории области.

Минерально-сырьевые центры определяются как совокупность разрабатываемых и планируемых к освоению для стратегического развития экономики области месторождений и перспективных площадей, связанных общей существующей и планируемой инфраструктурой и имеющих пункты (узлы) отгрузки добываемого сырья или продуктов его обогащения в транспортную систему (железнодорожный, автомобильный и водный транспорт) для доставки потребителям как в пределах области, так и для смежных территорий.

На территории области можно выделить 4 основных минерально-сырьевых центра (приложение 2):

промышленный узел: города Вологда, Череповец, Сокол, п. Шексна;

Западный центр;

Узловой центр;

Восточный центр.

Горнопромышленные зоны (ГПЗ) заметно различаются по площади, численности и плотности населения, направлениям хозяйственной деятельности, богатству минеральных ресурсов, структуре производимой продукции (приложение 3). Для всех трех зон характерно преобладание добычи общераспространенных полезных ископаемых на разрабатываемых месторождениях с частичной переработкой минерального строительного и агрохимического сырья. Горно-металлургическое сырье разрабатывается лишь в Западной зоне.

Западная ГПЗ объединяет 7 из 26 муниципальных районов области: Вытегорский, Бабаевский, Чагодощенский, Белозерский, Кадуйский, Устюженский и Череповецкий и является самой крупной по объемам промышленного производства (83,8 % от суммарного объема по области) и капитальных вложений. Ее минерально-сырьевая база представлена минеральным, строительным, металлургическим и агрохимическим сырьем, в стоимостном выражении составляя 74 % от МСП области (таблица 4.1).

 

Таблица 4.1

 

Минерально-сырьевой потенциал запасов полезных ископаемых

горнопромышленных зон Вологодской области

 

Горнопромышлен-ные зоны

МСП извлекаемых запасов

Стоимость годовой добычи

 

млрд. руб.

% от области

млн. руб.

% от области

Западная

197,2

74,0

102,0

48,6

Центральная

60,4

22,6

81,0

38,6

Восточная

8.9

3,4

27,0

12,8

Итого по области

266.5

100

210,0

100

 

Центральная ГПЗ включает в себя 11 муниципальных районов области: Вашкинский, Кирилловский, Вожегодский, Усть-Кубинский, Харовский, Сямженский, Шекснинский, Вологодский, Сокольский, Междуреченский и Грязовецкий. Минерально-сырьевая база Центральной ГПЗ представлена исключительно минерально-строительным и агрохимическим сырьем.

Восточная ГПЗ является самой крупной по площади в Вологодской области и включает в себя 8 районов, но одновременно наименее освоенной по количеству разрабатываемых месторождений общераспространенных полезных ископаемых с низким минерально-сырьевым потенциалом. Основными минерально-сырьевыми ресурсами Восточной зоны является минерально-строительное сырье.

Сопоставление уровней минерально-сырьевого потенциала всех видов полезных ископаемых по выделенным горнопромышленным зонам показывает его понижение от Западной к Восточной зоне. Аналогичное соотношение между зонами отмечается и для уровней МСП, рассчитанного на единицу площади и одного проживающего человека (таблица 4.2).

 

Таблица 4.2

 

Удельный минерально-сырьевой потенциал запасов

на единицу площади и численности населения

 

Горнопромышленные

Минерально-сырьевой потенциал

зоны

млн. руб. на кв. м

тыс. руб. на 1 чел.

Западная

4422

387

Центральная

1383

93

Восточная

168

42

 

Удельный вес стоимости полезных ископаемых на единицу площади в Западной зоне почти в 3 раза выше, чем в Центральной и в 26 раз выше, чем в Восточной зоне. Близкие соотношения отмечаются и по величине удельного показателя объема МСП на одного человека.

В Западной горнопромышленной зоне размещены ведущие горнодобывающие предприятия области: Белоручейское рудоуправление ОАО «Северсталь», ОАО «Череповецкое карьерное управление», Покровский и Смердомский стеклозаводы, ООО «НПО «СтройТрансКомплект» на месторождении торфа «Дедово поле». Предприятия Западной ГПЗ обеспечивают выпуск минерально-сырьевой продукции почти 50 % стоимости годовой продукции горнодобывающего комплекса области.

В Центральной горнопромышленной зоне размещены и действуют крупные горнодобывающие предприятия области: ОАО «Карьер Санниково», ОАО «Дорстройнеруд», ОАО «Вологодавтодор».

В пределах Восточной горнопромышленной зоны основными потребителями минерального сырья являются дорожные организации и подразделения ОАО «Вологодавтодор».

Горнопромышленный комплекс области представлен исключительно отечественными (преимущественно областными) организациями, в том числе тремя специализированными предприятиями (Белоручейское рудоуправление ОАО «Северсталь», ОАО «Карьер Санниково», ОАО «Череповецкое карьерное управление»), основным видом деятельности которых является добыча и переработка твердых полезных ископаемых, и более 120 предприятиями, представленными малым и средним бизнесом и добывающими полезные ископаемые при производстве других видов деятельности (гражданское и дорожное строительство, добыча торфа и т.п.).

Ежегодно добыча ведется на 55-65% участков недр от общего количества месторождений, предоставленных в пользование.

Основными минерально-сырьевыми направлениями (коридорами) реализации минерального сырья (МС) Вологодской области являются (приложение 4):

Западный коридор;

Юго-Западный коридор;

Юго-Восточный коридор.

Формирование минерально-сырьевых направлений реализации минерального сырья определяется по принципу потребностей экономики области и муниципальных образований при осуществлении следующих видов хозяйственной деятельности на территориях:

строительство, реконструкция автомобильных дорог, ремонтные работы дорожного полотна существующих дорог федерального, областного и местного значения (приложение 5);

промышленное и жилищное (гражданское) строительство на промышленных объектах и в населенных пунктах;

переработка торфа, использование его в природоохранных мероприятиях, благоустройстве территорий, повышении плодородия земель, а также в топливно-энергетическом комплексе как альтернативного источника в системе отопления на базе оборудованных котельных в малых населенных пунктах.

Развитие минерально-сырьевых направлений (коридоров) реализации минерального сырья в результате использования и переработки стратегических и новых видов минерального сырья на разведанных и подготовленных к разработке месторождениях планируется с выходом направлений реализации за пределы области с освоением новых рынков минерального сырья и продуктов его переработки и созданием направлений (коридоров) развития минерально-сырьевых центров с их ориентацией как на внутренние, так и на внешние потребности в минерально-сырьевых ресурсах области (приложение 6):

Западный коридор развития;

Юго-Западный коридор развития;

Восточный коридор развития;

Юго-Восточный коридор развития.

В минерально-сырьевых центрах выделяются основные промышленные объекты планирования в пределах горнопромышленных зон, к которым привязываются существующие и планируемые к разработке минеральные ресурсы, а также основной потребитель минерального сырья внутри области – промышленный узел.

В пределах Западной горнопромышленной зоны выделяются Вытегорский и Чагодощенский промышленные объекты планирования, Центральной горнопромышленной зоны – Центральный промышленный объект планирования и Южно-Грязовецкий объект планирования, Восточной горнопромышленной зоны – Северо-Восточный и Восточный промышленные объекты планирования.

Объекты планирования формируются на базе существующих месторождений из нераспределенного фонда за счет увеличения добычи минерально-сырьевых ресурсов в интересах потребности экономики области и муниципальных образований в общераспространенных полезных ископаемых, а также поиска и оценки месторождений стратегических видов полезных ископаемых и новых видов минерального сырья на перспективных площадях. Геологоразведочные работы и добыча полезных ископаемых должны осуществляться в комплексе, при этом минеральное сырье общераспространенных полезных ископаемых является основой развития объектов планирования при строительстве новых транспортных направлений реализации стратегических и новых видов сырья и создания развитой инфраструктуры непосредственно на объектах планирования.

Для выделяемых объектов планирования необходимо согласование и разработка программ геологоразведочных работ, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета области и средств пользователей недр.

Федеральная составляющая финансирования развития минерально-сырьевой базы области определяется за счет включения в государственные программы объектов геологического изучения, разведки и добычи стратегических видов полезных ископаемых, в первую очередь углеводородного сырья, алмазов, золота, на перспективных площадях и участках, выявленных в предыдущие годы на территории области.

Финансирование из бюджета области необходимо предусмотреть за счет поступающих в доходную часть бюджета различного вида платежей за пользование недрами (не менее 40% от поступлений).

Средства пользователей недрами, имеющих соответствующие лицензии, а также инвестиционная составляющая предусматриваются на геологическое изучение и открытие новых месторождений общераспространенных полезных ископаемых, представляющих интерес для малого и среднего бизнеса, и развитие объектов планирования в местах разведки и добычи стратегических и новых видов полезных ископаемых.

В настоящее время включение в перечень участков недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи месторождений и перспективных участков в соответствии с существующей нормативной правовой базой носит заявительный характер со стороны потенциальных недропользователей, что не дает возможности построения среднесрочной и долгосрочной стратегии геологического изучения, разведки, добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки лицензионных площадей месторождений в интересах области, при превалировании их над интересами потенциальных недропользователей с опорой на законодательную и нормативную основу.

В связи с этим необходимо разработать программу лицензирования с учетом соблюдения следующих основных принципов:

обеспечение балансов между локализацией прогнозных ресурсов, воспроизводством и освоением запасов общераспространенных полезных ископаемых;

использование конкурсных (аукционных) механизмов предоставления прав пользования недрами, в том числе на близко расположенные участки недр, содержащие малые и средние месторождения полезных ископаемых, в рамках одного лота;

корректировка существующих программ развития ресурсопотребляющих отраслей экономики области, направленная на совершенствование энергетической и транспортной инфраструктуры освоения минерально-сырьевых ресурсов.

Необходим комплексный подход к вопросам обеспечения населения качественной питьевой водой из подземных источников, взятия на учет и тампонажа бесхозяйных скважин, обеспечения эффективной работы источников резервного водоснабжения из подземных источников в особый период, что предусматривает разработку единой комплексной программы поиска и оценки подземных вод и рационального их использования на территории области.

Наличие на территории области бесхозяйных заброшенных горных выработок и несанкционированных (безлицензионных) разработок общераспространенных полезных ископаемых создает проблему их рекультивации и пресечения попыток за счет безлицензионных разработок создания новых. Для этого необходимо как вложение значительных средств на выполнение рекультивационных работ по ликвидации накопленного ущерба за счет предыдущей хозяйственной деятельности и определение источника финансирования этих работ ввиду отсутствия средств в областном бюджете, так и внесение изменений в существующее законодательство в части передачи надзорных полномочий по незаконной разработке недр органам местного самоуправления.

Для обеспечения свободного доступа к открытой геологической информации необходимо создание информационного портала, содержащего сведения о динамике ресурсной базы и добыче полезных ископаемых, видах, объемах, стоимости и результативности геологоразведочных работ. Повышение оперативности предоставления в пользование основных информационно-аналитических продуктов должно обеспечиваться переводом их на электронные носители, имеющие равный статус с традиционными бумажными документами.

Обеспечение органов власти и недропользователей информацией о недрах, состоянии минерально-сырьевой базы и недропользовании относится к компетенции фондов геологической информации федерального и регионального уровней.

Информационно-аналитическое обеспечение отрасли в целом включает:

сбор и обработку геологической информации, а также ее хранение;

создание сводной информационно-аналитической продукции, необходимой для государственного управления фондом недр;

предоставление геологической информации и информационно-аналитической продукции потребителям.

Получение и интерпретация геологической информации осуществляются недропользователями, научными, проектными и производственными организациями, проводящими работы по геологическому изучению и использованию недр.

Основными сводными информационно-аналитическими продуктами, имеющими ключевое значение для государственного управления фондом недр, являются:

государственный баланс запасов полезных ископаемых;

государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых Российской Федерации;

государственный реестр работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с добычей, а также лицензий на пользование недрами;

сводные данные государственного статистического наблюдения, отражающие объемы выполненных геологоразведочных работ в физическом и денежном выражении.

В настоящее время содержание геологической информации, ее полнота, доступность и оперативность предоставления в пользование не полностью соответствуют потребностям ведения геологоразведочных работ, выработки и принятия управленческих решений. В частности, геологическая информация, полученная пользователем недр за счет собственных или привлеченных средств, является его собственностью и фактически выпадает из оборота на неопределенный срок.

Не решены вопросы сбора и хранения первичной геологической информации.

Территориальный фонд геологической информации Вологодской области (далее - Вологодский ТФГИ), входящий в состав Департамента, руководствуется в своей деятельности нормативной правовой базой Всероссийского фонда геологической информации, выполняет все функции, определенные для фондов территориального уровня, включающие: ведение государственного баланса запасов и государственного кадастра полезных ископаемых, геологической изученности территории области; государственный учет лицензий и разрешений на право пользования недрами; государственную регистрацию работ по геологическому изучению недр на территории области; приемку, регистрацию, обеспечение сохранности геологических отчетов; подготовку и выдачу справок о наличии полезных ископаемых в местах предполагаемой застройки; ведение информационных баз данных геологического содержания, в том числе и в средах геоинформационных систем.

На хранении в Вологодском ТФГИ находится более 1100 геологических отчетов, около 300 паспортов государственного кадастра, более 120 геологических карт, более 850 лицензионных дел и лицензий на пользование недрами.

Дальнейшее развитие областной системы геологической информации предусматривает применение современных инновационных методов обработки и хранения созданных баз данных.

Инновационное развитие информационно-экспертного звена Вологодского ТФГИ предусматривает широкое использование современных компьютеризированных систем сбора, обработки, оперативной передачи геологических данных. Особое значение имеет внедрение информационно-технологических решений, обеспечивающих увязку данных из разных официальных источников цифровой информации по недропользованию (государственные балансы запасов и материалы государственного учета прогнозных ресурсов, реестр лицензий, перечни и карты (схемы) участков недр, предоставленных в пользование, с их географической привязкой, участков недр, планируемых к лицензированию для геологического изучения, разработки и добычи ОПИ, государственный кадастр месторождений, оцифрованные условия пользования недрами и графические материалы отчетных документов).

Для достижения целей Концепции необходимо:

развитие минерально-сырьевой базы;

обеспечение технологической и экологической безопасности объектов горнодобывающей отрасли;

функционирование и совершенствование рынка минерального сырья.


Информация по документу
Читайте также