Расширенный поиск

Постановление Правительства Вологодской области от 09.02.2015 № 87

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

        

 

 

 

От 09.02.2015 № 87

г. Вологда

 

О внесении изменений в постановление Правительства области

от 12 мая 2009 года 750

 

 

Во исполнение постановления Правительства области от 5 ноября 2013 года № 1135 «О подготовке проекта изменений в схему территориального планирования Вологодской области»

Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Внести в постановление Правительства области от 12 мая 2009 года № 750 «Об утверждении схемы территориального планирования Вологодской области» следующие изменения:

1.1. Положения о территориальном планировании  Вологодской области, (приложение 1), утвержденные указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению.

1.2. Картографический материал (приложение 2), утвержденный указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению.

2.  Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

 

 

Губернатор области          О.А. Кувшинников

 

 

Приложение

к постановлению

Правительства области

от 09.02.2015 № 87

 

УТВЕРЖДЕН

постановлением

Правительства области

от 12.05.2009 № 750

 

СХЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Положения о территориальном планировании

(новая редакция)

 

Вологда  2015 год

 

В разработке проекта принимали участие:

 

Директор бюро

Жирнова Ю.В.

Социально-экономическое развитие:

 

Главный градостроитель проекта

Павлова Ю.А.

Специалист

Кравченко М.П.

Инженерная инфраструктура:

 

Инженер водоснабжения и водоотведения

Шилыковская Е.Н.

Инженер теплоснабжения и газоснабжения

Грушина М.В.

Инженер электроснабжения

Носков М.С.

Транспортная инфраструктура:

 

Инженер

Большов И.В.

Охрана природы и рациональное природопользование:

 

Эксперт–эколог

Снегова Н.Н.

 

Коллектив ЗАО «АПБ-сервис» благодарит за помощь в сборе исходной информации и высказанные предложения по проекту изменений Комитет градостроительства и архитектуры Вологодской области.

 

СОСТАВ ПРОЕКТНЫХ МАТЕРИАЛОВ

 

Наименование документа

Инв. №

1. Текстовые материалы

1

Положения о территориальном планировании.

 

2

«Материалы по обоснованию проекта схемы территориального планирования»

 

2. Графические материалы

3. Электронные материалы

1

Текст тома в формате Word, иллюстративные материалы (карты-схемы) в формате JPG

 

2

ГИС «Схема территориального планирования Вологодской области» в формате ArcView. Электронная версия проекта

 

 

Состав графических материалов Положений

о территориальном планировании

 

Наименование документа

1

Карта административных  границ муниципальных образований

2

Карта территориального планирования Вологодской области

3

Карта развития объектов и сетей инженерно-технического    

обеспечения газоснабжения

4

Карта развития объектов транспортной инфраструктуры и путей сообщения

5

Карта развития объектов капитального строительства, размещение которых необходимо для осуществления полномочий Вологодской области

6

Карта развития объектов и сетей инженерно-технического    

 обеспечения энергетических систем

7

Карта особо охраняемых природных территорий

8

Карта  зон с особыми условиями использования территорий

9

Карта зон  объектов культурного наследия

10

Карта территорий, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

11

Карта земель сельскохозяйственного назначения и земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

 

 

 


Введение

 

Схема территориального планирования Вологодской области (далее – Схема области) разработана научным проектным институтом «ЭНКО» г. Санкт-Петербург в 2008 году и утверждена в установленном порядке постановлением Правительства Вологодской области от 12 мая 2009 года № 750 «Об утверждении схемы территориального планирования Вологодской области».

Внесение изменений в схему территориального планирования Вологодской          области (далее – Проект изменений в схему области) подготовлены в соответствии с  постановлением Правительства Вологодской области от 5 ноября 2013 года №  1135 «О подготовке проекта изменений в схему территориального планирования Вологодской области» и техническим заданием на подготовку Проекта изменений в схему области, утвержденного начальником Главного управления архитектуры и градостроительства Вологодской области от 27 ноября 2013 года. Проект изменений в схему области выполнен ЗАО «Архитектурно-планировочное бюро - Сервис» г. Вологда на основании  государственного контракта от 25 февраля 2014 года № 1 «На выполнение научно-исследовательских работ по подготовке проекта изменений в схему территориального планирования Вологодской области».

Изменения вносятся в утверждаемую часть Схемы области, а именно в Положения о территориальном планирования и картографический материал Схемы области и обусловлены необходимостью приведения Схемы области в соответствие с требованиями установленными  приказами Министерства регионального развития Российской Федерации: от 30 января 2012 года № 19 «Об утверждении требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения», от 19 апреля 2013 года № 169 «Об утверждении рекомендаций по подготовке проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации», а также Стратегией социально-экономического развития области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительством области от 28 июня 2010 года  № 739 и государственными программами органов исполнительной государственной власти области.   В Проекте изменений  в схему области учтены предложения Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области в части утверждения в составе проекта перечня планируемых особо охраняемых природных территорий  регионального значения и органов местного самоуправления области в части изменения границ муниципальных образований.  Карта административных границ муниципальных образований, входящая в утверждаемую часть  Проекта изменений  в схему области преобразована в интерактивную с наложением на актуализированную картографическую основу. В ходе подготовки Проекта изменений в схему области не осуществлялся комплексный анализ реализации утвержденной Схемы области.

При подготовке мероприятий по территориальному планированию и перечня  планируемых к размещению объектов регионального значения использованы следующие нормативные правовые акты и материалы:

- Схема территориального планирования Вологодской области, утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от 12 мая 2009 года № 750 «Об утверждении схемы территориального планирования Вологодской области»;

- Стратегия социально-экономического развития области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительством области от 28 июня 2010 года  № 739;

- Государственная программа «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от 22 октября 2012 года № 1222;

- Государственная программа «Обеспечение населения Вологодской области доступным жильем и формирование комфортной среды проживания на 2014-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от 28 октября 2013 года № 1105;

- Государственная программа «Развитие здравоохранения Вологодской области  на 2014-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от 28 октября 2013 года № 1112;

- Государственная программа «Сохранение и развитие культурного потенциала Вологодской области на 2014-2018 годы», утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от 28 октября 2013 года № 1106;

- Государственная программа «Развитие лесного комплекса Вологодской области на 2014-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от 28 октября 2013 года № 1110;

- Государственная программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области  на 2013-2016 годы», утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от 3 октября 2012 года № 1156;

- Государственная программа «Развитие образования Вологодской области  на 2013-2017 годы», утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от 22 октября 2012 года № 1243;

- Государственная программа «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов на 2013-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от 22 октября 2012 года № 1228;   

- Государственная программа «Развитие транспортной системы», утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от 28 октября 2013 года № 1100;   

- Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта в Вологодской области на 2014-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от 28 октября 2013 года № 1103;   

- Государственная программа «Экономическое развитие Вологодской области на 2014 - 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от 28 октября 2013 года № 1111;

- Государственная программа «Социальная поддержка граждан в  Вологодской области на 2014 - 2018 годы», утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от 28 октября 2013 года № 1098;

- Государственная программа «Энергоэффективность и развитие газификации на територии Вологодской области на 2014-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от 28 октября 2013 года № 1107 

- Схема развития электроэнергетики Вологодской области на  2014-2018гг.

- Генеральная схема газоснабжения и газификации Вологодской области.

Проект  изменений в схему области подготовлен с использованием исходных данных, полученных в органах исполнительной государственной власти области и автоматизированной системе ИАС «Мониторинг».

Мероприятия по территориальному планированию подготовлены на среднесрочный  период реализации до 2017 года и соответствуют первой очереди реализации утвержденной Схемы области.

Проект изменений в схему области содержит Положения о территориальном планировании и соответствующие карты.

1) Положение о территориальном планировании включает мероприятия по территориальному планированию, которые содержат сведения: о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов  регионального  значения, их основные характеристики, их местоположение с указанием наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта  и характеристики зон с особыми условиями использования территорий, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов регионального значения.

2)  Карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям:

- транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

- предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, стихийных бедствий, подтопления, пожары и др.;

- объекты социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, физкультуры и спорт;

- развитие сетей инженерной инфраструктуры газоснабжения;

- развитие сетей инженерной инфраструктуры энергоснабжения;

- особо охраняемые природные территории;

- охрана объектов культурного наследия;

- иные карты.

Требования к содержанию и составу Проекта изменений в схему области  установлены статьей 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации  и законом Вологодской области от 1 мая 2006 года № 1446-ОЗ «О регулировании градостроительной деятельности на территории Вологодской области».

Описание и отображение объектов регионального значения в Проекте изменений в  схему области в электронном виде осуществлялись в соответствии с требованиями, установленными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 января 2012 года № 19 «Об утверждении требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения».

Доступ к материалам утвержденной  Схеме области и Проекту изменений в схему области обеспечен в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее – ФГИС ТП) соответствии с Инструкцией по работе и требованиями  ведения ФГИС ТП.


1. Цели и задачи проекта внесения изменений

 

Проект изменений в схему области выполнен в коридоре поставленных целей и задач утвержденной схемы территориального планирования Вологодской  области (далее – Схема области) и носит характер документа дополняющего ряд ее разделов.

Главной целью Проект изменений в схему области является анализ изменений за период с 2008 года по 2014 год по комплексу направлений (сфер) обеспечивающих (имеющих влияние на) устойчивое комплексное развитие Вологодской области и отражение данных изменений в Схеме области  как правовом инструменте реализации полномочий органов исполнительной государственной власти области.

Также целью Проект изменений в схему области является приведение утвержденной ранее Схемы области в соответствие с требованиями приказов Минрегионразвития Российской Федерации:  от 19 апреля 2013 года № 169 «Об утверждении рекомендаций по подготовке проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации» и от 30 января 2012 года № 19 «Об утверждении требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения».

Для достижения целей в ходе разработки проекта выполнены следующие задачи:

- актуализация и анализ статистических данных, в том числе по численности населения и расселению территории области;

- учет приоритетов государственной политики сформулированных в новой Стратегии социально-экономического развития области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства области от 28 июня 2010 года  № 739 и в государственных отраслевых программах органов исполнительной государственной власти области;

- внесение изменений в Схему области по предложениям органов государственной исполнительной власти области в сферах:

- социальной инфраструктуры;

- инженерной инфраструктуры;

- транспортной инфраструктуры;

- охраны окружающей среды;

- инвестиционного, промышленного, научно-инновационного, агропромышленного и туристско-рекреационного потенциала области;

- внесение изменений в части границ муниципальных образований области;

- изменения  картографического  материала  Схемы области с отображением объектов федерального, регионального значения в соответствии с установленными требованиями;

- разработка интерактивной карты для отображения обзорной информации по территории области.

Схемой области установлены следующие проектные периоды:

I этап (первая очередь) – 2017 года,

II этап (расчетный срок) – 2027 года.

 

2. Мероприятия по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения

 

2.1. Мероприятия по функционально-планировочной организации территории

 

Пространственная структура области формируется как планировочная система, основой которой являются урбанизированный, природно-экологический и историко-культурный каркасы.

 

2.1.1. Формирование урбанизированного каркаса области.

Зоны опережающего развития и полюса роста

 

Основу урбанизированного каркаса Вологодской области образуют функционально-планировочные коридоры, вытянутые вдоль основных транспортных магистралей и планировочно связывающие центральное ядро области с зонами экономического развития соседних регионов. Вдоль этих коридоров формируются региональные многофункциональные территориально-планировочные зоны (зоны опережающего развития), в которых выделяются полюса роста регионального значения. В отношении указанных зон и полюсов роста областью осуществляется социально-экономическая политика, направленная на стимулирование их развития.

Зона опережающего развития – многофункциональный территориально локализованный комплекс субъектов экономической деятельности, в основе развития которого лежит система сложившихся (или формирующихся) тесных экономических связей.

Полюса роста – наиболее развитые и перспективные для дальнейшего развития планировочные узлы.

Полюсами роста 1-го порядка, влияние которых распространяется на всю территорию области и выходит за ее пределы, являются гг. Вологда и Череповец. Полюсами роста 2-го порядка, влияние которых распространяется на значительную часть территории области и в ряде случаев – выходит за ее пределы, являются Вытегра, Белозерск, Кириллов, Чагода, Устюжна, Шексна, Грязовец, Вохтога, Сокол, Харовск, Тотьма, Великий Устюг. При развитии полюсов роста, являющихся историческими городами, промышленные зоны целесообразно располагать за пределами городской черты, но в пределах зон влияния транспортных коридоров регионального и федерального значения.

Кроме полюсов роста выделены точки роста, значение которых в настоящее время и на перспективу актуально для нескольких районов области (т.н. точки роста регионального значения): Вожега, Верховажье, Бабаево, Красавино, Новатор, Никольск, Борисово-Судское, Прокшино (Вытегорский район), Сямжа, Нюксеница, Кичменгский Городок.

 

Западный функционально-планировочный коридор Вологда – Череповец – Чагода включает в себя формирующуюся агломерацию Вологды и Череповца, проходит по территории 7 районов (Вологодский, Шекснинский, Череповецкий, Кадуйский, Бабаевский, Устюженский и Чагодощенский). В рамках коридора выделяются три зоны опережающего развития.

-         Многофункциональная зона Вологодско-Череповецкой агломерации  - приоритетно развитие металлургии и машиностроения (включая пгт. Шексна и формирующийся индустриальный парк «Шексна»), обработка древесины, размещение центров молочного и льняного кластеров.  В районе п. Суда Судского сельского поселения Череповецкого района – создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа преимущественно для развития деревообрабатывающих производств, возможно развитие смежной производственной инфраструктуры.

-         Устюженская аграрно-туристско-рекреационная зона – развитие туриндустрии, рекреации и пищевой промышленности. В перспективе возможно расширение зоны в направлении Весьегонского района Тверской области (Устюженско-Весьегонская зона межрегионального сотрудничества). Устюжна – один из центров молочного кластера.

-         Бабаевско–Чагодощенская индустриально-транспортная зона – производство продукции деревообрабатывающей, пищевой, стекольной промышленности.

 

Северо-Западный функционально-планировочный коридор Вологда – Белозерск – Вытегра проходит по территории Вологодского, Усть-Кубинского, Кирилловского, Вашкинского, Белозерского, Вытегорского районов. В рамках коридора выделяются четыре зоны опережающего развития.

-         Кубенская рекреационная зона - летний отдых жителей Вологды, здесь могут развиваться не опасные для состояния окружающей среды виды экономической деятельности.

-         Белозерская туристско-рекреационная зона – туризм, пищевая промышленность, экологически ориентированное агропроизводство и, в ограниченном объеме, деревообработка.

-         Кирилловская туристско-рекреационная зона – туризм, рекреация, производство сувениров, традиционные виды народных ремесел и промыслов, пищевая промышленность, экологически ориентированное сельское хозяйство.

-         Многофункциональная Вытегорская зона смешанного типа – в перспективе могут развиваться туризм, рекреация, пищевая промышленность, экологически ориентированное сельское хозяйство, логистика, деревообработка, машиностроение (в т.ч. речное судостроение),   межрегиональные связи с Ленинградской областью и Республикой Карелией с формированием зоны межрегионального сотрудничества.

 

Центральный функционально-планировочный коридор (Грязовец – Вологда – Вожега) проходит по территории Вожегодского, Харовского, Сокольского, Вологодского, Грязовецкого районов.

-         Сокольско-Вожегодская индустриальная зона – переработка древесины, индустрия строительных материалов, в Харовске - стекольная промышленность. В перспективе возможна активизация экономических связей между пгт. Вожега и Коноша (Архангельская обл.) с формированием зоны межрегионального сотрудничества.

-         Грязовецко-Вохтогская индустриально-туристическая зона – деревообработка, пищевая промышленность, производство строительных материалов и развитие туриндустрии. В перспективе возможно формирование зоны межрегионального сотрудничества с Костромской областью со специализацией на производстве строительных материалов.

 

Восточный функционально-планировочный коридор Вологда – Тотьма – Великий Устюг проходит по территории Сокольского, Тотемского, Тарногского, Нюксенского и Великоустюгского районов.

-         Великоустюгская индустриально-туристско-рекреационная зона – развитие туриндустрии, деревообработки, пищевой, льняной промышленности. В перспективе между гг. Великий Устюг, Красавино, Котлас (Архангельская обл.) возможно формирование зоны межрегионального сотрудничества.

-         Тотемская индустриально-туристско-рекреационная зона – развитие пищевой промышленности и туриндустрии.

 

Вне указанных функционально-планировочных коридоров в Никольском районе за пределами расчетного срока может быть создана Никольская зона опережающего развития смешанной направленности.

 

2.1.2. Формирование природно-экологического каркаса области

 

Система особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) является главным элементом природно-экологического каркаса территории области. Развитие системы ООПТ регионального значения планируется за счет земель лесного фонда, сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов.

Формирование сети ООПТ области осуществляется в соответствии с ландшафтной концепцией. В ее основу заложен принцип сохранения природных эталонов 33 ландшафтных районов. Все ООПТ образуют сеть, в узлах решетки которой лежат ландшафтные заказники, наиболее полно отражающие разнообразие природы области. Сеть заказников дополняется памятниками природы и другими охраняемыми объектами.

ООПТ организованы во всех ландшафтных и административных районах Вологодской области. Сеть ООПТ на 1 января 2014 г. насчитывает 199 объектов (см. приложение 1) общей площадью около 905,2 тыса, что составляет 6,2% территории области, из них:

- 2 объекта ООПТ федерального значения (Дарвинский государственный природный биосферный заповедник и Национальный парк «Русский Север»);

- 178 объектов ООПТ регионального значения (с учетом 13 зоологических заказников);

- 19 территорий местного значения.

Так же на территории Вологодской области насчитывается 263 ценных природных участка, планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий (см. приложение 2).

Проектом изменений в схему области выделены следующие перспективные для создания особо охраняемых природных территорий регионального значения ареалы:

- Природный парк «Вологодский Вепсский лес» в Бабаевском районе включает комплексный (ландшафтный) заказник «Колошемский лес», охраняемые болота Доброозерское, Ям-болото, Шемболото, Межевое, ценные лесные биотопы между ними, озерами Линжозеро, Пяжозеро, Кодозеро и рекой Ножема.

- Природный парк «Вологодское Поозерье» в Вытегорском районе объединяет в единый природный комплекс существующие гидрологические заказники «Куштозерский», «Лухтозерский», «Ежозерский», охраняемое болото Лупозерское и лесные биотопы между ними по участкам с выраженным карстом.

- Природный парк «Стрельнинский» занимает часть Сухоно-Югской равнины в междуречье Стрельны и Луженьги. В северной части парк выходит на левобережье р. Сухоны. Основу парка составляют существующие ООПТ: геологические памятники природы «Опоки», «Геологическое обнажение у Пуртовино и Исады», «Цветные кремни», «Мыс Бык», Геологическое обнажение «Мяколица», геологический заказник «Урочище Стрельна», комплексный (ландшафтный) заказник «Верхняя Стрельна».

- Ключевые орнитологические территории (далее - КОТР) – частично входят в состав созданных и планируемых ООПТ.

- Охраняемый природный комплекс «Белозерский» в Белозерском районе включает ценные лесные и болотные биотопы, КОТР, ценные водно-болотные биотопы.

- Природный парк «Кубенский», включающий острова и побережье Кубенского озера, дельту и затапливаемую устьевую часть долины реки Кубены.

- Прионежский ареал в Вытегорском районе включает охраняемый природный комлпекс «Онежский» и планируемую к созданию ООПТ государственный природный заказник «Озера Мегорской группы».

- Охраняемый природный комплекс «Чарозерский» - включающий частично побережье озера Воже, озеро Еломское, реку Модлону, восточное побережье озера Вещозеро, восточное побережье реки Совза, включая  болота Чарондское, Алексеевское,  Козловское, Кильбовскую чисть, частично болото Большая Чисть, а также ценные водно-болотные и лесные биотопы между ними,  за исключением территории в границах населенного пункта Чаронда.

- Уломские болота представляют собой единственный на территории в области крупный массив малонарушенных болот и прилегающих к ним лесов.

- Андомский ареал включает в себя существующие ООПТ «Атлека», «Сойдозерский», «Верхне-Андомский», прилегающие к ним водохранные леса вдоль рек и озер, а также охраняемые болота, образующие экологические коридоры для охраны и реставрации ценных лесных, водных и водно-болотных биотопов.

- Охраняемый природный комплекс «Молого-Судский» представляет собой серию небольших водно-болотных ООПТ на территории Чагодощенского, Устюженского и Кадуйского районов в границах Молого-Судского ландшафта, на водораздельных участках и по долинам рек Чагодоща, Кобожа, Молога и Суда.

- Охраняемый природный комплекс «Рабангская Сухона» в Сокольском, Междуреченском и Вологодском районах, включает зарезервированные ценные лесные и болотные биотопы, КОТР, ценные водно-болотные биотопы.

- Вагско-Сондугский охраняемый природный комплекс в Тотемском районе включает ООПТ, КОТР, водно-болотные угодья и участки ценных лесов.

- Охраняемый природный комплекс «Ихалицкий» в Междуреченском и Тотемском районах включает существующую ООПТ комплексный (ландшафтный) государственный природный заказник «Ихалицкий» и ценные болотные биотопы.

- Природный парк «Уфтюго-Ергский» в Нюксенском и Великоустюгском районах отличается большим разнообразием мозаик ценных лесных биотопов, каньонообразных долин, ценных водно-болотных биотопов.

- Охраняемый природный комплекс «Кичменгский» в Кичменгско-Городецком и Великоустюгском районах включает ценные лесные и болотные биотопы, долины рек, геологические и геоморфологические объекты, а также зарезервированные природные участки.

Так же на территории Вологодской области располагаются охраняемые болота (см. приложение 4).

Основной экологический коридор предусмотрен вдоль Волго-Балтийского водного пути, Северо-Двинского канала, рек Сухоны, Сев. Двины, Юга, бассейны которых принадлежат к трем разным глобальным евроазиатским бассейнам стока, что придает области значение ключевого геоэкологического региона.

Экологические коридоры второго порядка, связывающие в единую сеть прочие ООПТ и предлагаемые к охране крупные узлы каркаса (Суда, Молога, Кубена, Лежа, Вага, Кулой, Кокшеньга и Унжа) обеспечивают межрегиональные связи на уровне бассейнов средних рек.

Предложенная структура экологического каркаса Вологодской области позволит: сформировать обширные ареалы охраняемой природы; связать существующие небольшие по площади ООПТ в единую сеть, сохранить ландшафтную мозаику территории.

Статус лесных генетических резерватов (ЛГР), которые служат источником семян высокого качества, приближен к статусу памятников природы. Генетические резерваты – это участки леса, типичные по своим фитоценотическим, лесоводственным и лесорастительным показателям для данного природно-климатического региона, выделяемые в целях сохранения генофонда конкретного вида растений или животных. На территории Вологодской области, где развита лесозаготовительная и деревообрабатывающая промышленность необходимо развитие сети генетических резерватов (в Бабаевском, Вытегорском, Вашкинском, Верховажском, Кичменгско-Городецком, Великоустюгском и Никольском районах) и лесопитомников в Вытегорском и Чагодощенском районах, выделение буферных зон вокруг генетических резерватов.

 

2.1.3. Формирование историко-культурного каркаса области

 

Предусматриваются следующие комплексные мероприятия.

·        Разработка стратегии сохранения и развития исторической сети расселения Вологодской области в увязке с общей стратегией развития региона.

·        Подготовка Положения о порядке разработки и утверждения списка и статуса исторических городов и сельских поселений Вологодской области. Обеспечение их развития на основе соответствующей градостроительной документации (генеральные планы, правила землепользования и застройки, проекты планировки и застройки).

·        Установление иерархии исторических поселений в качестве историко-культурных центров, с отражением их роли в утверждаемом статусе.

o     Межрегиональные (общероссийские) историко-культурные центры – гг. Вологда (многофункциональный центр), Великий Устюг, Кириллов, Белозерск, Тотьма, Устюжна, а также с. Ферапонтово (объект Всемирного культурного наследия по категориям I, IV – «выдающийся типологически характерный ансамбль» и «шедевр Дионисия»).

o     Региональные опорные историко-культурные центры – гг. Вытегра, Грязовец, Никольск, Кадников, Череповец, сс. Верховажье, Устье.

o     Зональные (районные) историко-культурные центры – Кичменгский Городок, Нюксеница, Шуйское, им. Бабушкина, Тарногский Городок, Чагода, Бабаево, Сямжа, Харовск, Вожега, Шексна.

·        Выделение на территории области зон наибольшей концентрации объектов культурного наследия (историко-культурных зон и культурно-ландшафтных коридоров), формирующих историко-культурный каркас территории:

o    Прионежье (центр Вытегра);

o    Чарондо-Белозерье (центры – Кириллов, Белозерск);

o    Судо-Андогский край (центр – Бабаево);

o    Молого-Чагодский край (центр – Устюжна);

o    Верхнее Пошехонье (центр – Череповец);

o    Кубеноозерье (центр – Вологда);

o    Комельский край (центр – Грязовец);

o    Верхнее Присухонье (центр – Шуйское);

o    Кубено-Уфтюгский край (Заозерье);

o    Среднее Присухонье (Тотемско-Леденьгский край) (центр – Тотьма);

o    Поважье (центры – Верховажье, Тарногский Городок);

o    Нижнее Присухонье или Великоустюгский край (центр – Великий Устюг);

o    Юго-Кичменгский край (центр – Никольск).

Придание этим зонам статуса зон с особыми условиями использования территорий. Разработка и установление границ и регламентов развития этих зон с учетом оптимального использования историко-культурных, территориальных и природных ресурсов.

·        Разработка схем территориального планирования муниципальных районов и муниципальных образований с учетом решений Схемы территориального планирования Вологодской области в части сохранения и использования культурного наследия.

 

2.1.4. Регламентация хозяйственной деятельности. Зоны с особыми условиями использования территории

 

Предложения по планировочной организации территории отражены на Проектном плане. Границы зон с особыми условиями использования территорий и границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их возможных последствий показаны на соответствующих схемах.

 

Земли населенных пунктов (зоны урбанизации). Использование территории регламентируется генеральными планами муниципальных образований, правилами землепользования и застройки; схемами территориального планирования муниципальных образований.

·       Исторические города, населенные пункты, рекомендуемые к включению в «Список исторических поселений». Использование территории регламентируется Проектами зон охраны объектов культурного наследия, генеральными планами, правилами землепользования и застройки, проектами планировки.

·       Зоны перспективного градостроительного развития за пределами существующих границ населенных пунктов. Использование территории регламентируется схемами территориального планирования муниципальных образований, генеральными планами и проектами планировки.

Земли лесного фонда – защитные, эксплуатационные и резервные леса. Использование земель лесного фонда регламентируется Лесным кодексом Российской Федерации от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ, другими федеральными законами и соответствующими законами субъектов Российской Федерации.

Земли сельскохозяйственного назначения

Использование территории в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, регламентируется схемами территориального планирования муниципальных образований, на территории которых расположены земли сельскохозяйственного назначения. Изъятие земель сельскохозяйственного назначения происходит в соответствии с установленной законами Российской Федерации процедурой перевода земель из одной категории в другую.

Земли водного фонда

Использование территорий в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ

Земли особо охраняемых территорий и объектов

·       Существующие ООПТ (Дарвинский государственный природный биосферный заповедник, национальный парк «Русский Север», государственные природные заказники, природные резерваты, памятники природы, туристско-рекреационная местность).

·       Планируемые территории природоохранного назначения (регионального значения):

o    природный парки («Вологодское Поозерье» «Стрельнинский», «Северные Увалы»);

o    государственные природные комплексные  (ландшафтные) заказники;

o    памятники природы;

o    ключевые орнитологические территории;

o    ценные болотные комплексы;

o    экологические коридоры;

o    лесные генетические резерваты.

Для всех типов, предлагаемых к организации зон природоохранного назначения, на следующих стадиях проектирования необходимо разработать соответствующие документы или проекты планировок, установить границы и разработать Положения с соответствующей регламентацией хозяйственной деятельности.

Вопросы хозяйственной деятельности в ООПТ регламентируются Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 № 33-ФЗ, законом Вологодской области «Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области» от 7 мая 2014 года № 3361-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области».

·        Туристская дестинация

Предназначены для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. Использование территории регламентируется в схемах территориального планирования муниципальных образований, генеральных планах, проектах планировки.

·       Зеленые зоны городов

Предназначены для организации отдыха населения, улучшения микроклимата, состояния атмосферного воздуха и санитарно-гигиенических условий. Использование территории регламентируется в схемах территориального планирования муниципальных образований, генеральных планах городов.

Земли историко-культурного назначения - территории объектов культурного наследия. Использование объектов в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской федерации» от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ; регламентация хозяйственной деятельности – на основе Проектов зон охраны объектов культурного наследия исторических поселений.

Владение, пользование или распоряжение участком, в пределах которого обнаружен объект археологического наследия, осуществляется с соблюдением условий, установленных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения

Режим использования территории регламентируется ограничениями, накладываемыми деятельностью военных объектов на проведение застройки и использование прилегающих к ним территорий в соответствии с пунктом 7 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации. СНиП 2.07.01-89* определяет требования к согласованию размещения объектов в районах аэродромов и на других территориях с учетом обеспечения безопасности полетов воздушных судов.

В зоне объектов военной инфраструктуры особые условия застройки, оформления документации и получения разрешения (специального разрешения) на строительство, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 года № 221 «Об утверждении правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения», регламентируются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, а так же Министерством обороны Российской Федерации.

Зоны с особыми условиями использования территории:

На рассматриваемой территории к законодательно установленным зонам с особыми условиями использования территории относятся:

-         зоны охраны объектов культурного наследия;

-         водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и рыбохозяйственные зоны;

-         зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;

-         санитарно-защитные зоны предприятий, сооружений и иных объектов;

-         особо охраняемые природные территории;

-         зоны затопления и подтопления паводковыми водами;

-         охранные зоны сетей, железных дорог и т;

-         зоны месторождений полезных ископаемых;

-         мелиорируемые сельскохозяйственные угодья.

Согласно законодательным требованиям при размещении, проектировании, строительстве и реконструкции территорий должен соблюдаться комплекс ограничений, обеспечивающий благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека и функционирования природных экосистем.

 

·        Зоны охраны объектов культурного наследия

Использование территорий  с зонами охраны объектов культурного наследия осуществляется в соответствии с Проектами зон охраны объектов культурного наследия и федеральным законом от 25 июня 2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

 

·        Водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и рыбохозяйственные зоны

Размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а так же режимы их использования устанавливаются в соответствии со статьей 65 Водным Кодексом Российской Федерации и федеральным законом Российской Федерации от 21 октября 2013 года № 282-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Ширина прибрежной защитной полосы реки и озера, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 метров  в соответствии с «Водным кодексом Российской Федерации» от 3 июня 2006 года  № 74-ФЗ

Перечень особо ценных и ценных видов водных объектов по Вологодской области, отнесенных к объектам рыболовства, утвержден приказом Росрыболовства от 16 марта 2009 года № 191 и представлен ниже. Ширина прибрежной защитной полосы данных воджных объектов устанавливается 200 метров.

Озера и водохранилища: Воже, Вещозеро, Бородаевское, Ферапонтовское, Сиверское, Зауломское, Покровское, Кубенское, Белое, Ковжское, Лозско-Азатское, Шекснинское ВДХ (ШВДХ), Рыбинское ВДХ (Шекснинский русловой участок), Тудозеро, Вытегорское ВДХ, Ладвозеро, Купец­кое, Айнозеро. Речное, Онежское, Мегрское, Долгозеро (бассейн реки Оять), Большое и Малое Оштинское, Павшозеро (бассейн реки Водлица).

Реки и ручьи: Малая Северная Двина, Сухона, Юг, Луза, Стрига, Стрельна, Верхняя и Нижняя Ерга, Мяколица, Луженьга, Кичменьга, Уфтюга (бас­сейн Сухоны), Вага, Кокшеньга, Вожега, Елома, Модлона, Вондонга, Перешна, Порозовица, Уфтюга (бассейн Кубенского озера), Кубена, Вологда, Ковжа (бассейн озера Белое), Кема (бассейн озера Белое), Шола, Ковжа (бассейн ШВДХ), Чурова, Божай, Молога, Чагодоща, Кобожа, Песь, Суда, Колпь, Андога, Унжа (бассейн Горьковского ВДХ), Илекса (бассейн озера Тудозеро), Нюдала, Поврека, Позерка, Саража, Палая, Игинжа, Черная (бассейн озера Великое), Тагажма. Магручей, Илекса (бассейн Вытегорского ВДХ), Кудома, Чекша (бассейн Вытегорского ВДХ), Тулинручей, Нагажма, Укручей, Белый, Талица (бассейн Водораздельного канала Волго-Балта), Шавручей, Коларучей, Шима, Петручей, Кивручей, Панский, Сивручей, Вытегра, Андома, Ялега, Ноздрига, Ноздручей, Ридручей, Сяржега, Инжа, Чекша (бассейн реки Андома), Саменжа, Южная и Северная Тухта, Тухтозерка, Громовская Тухта, Юга, Щучья Южка, Южка Бор, Лундошка, Веняручей, Волгручей, Самина, Пажия, Куржекса, Снежница, Сарожа, Торика, Матручей, Турнега, Челма, Хмелевица, Пертручей (бассейн реки Са­мина), Сохатручей, Мегра, Лемма, Ближний и Дальний Катручей, Суланда, Дальняя Суланда, Бучнуха, Чекручей, Шомручей, Спасский, Кимрека, Ежрека, Педажрека, Кирдьручей, Лапручей, Павручей, Водлица, Пертручей (бассейн реки Водлица), Кедручей, Челмасручей (бассейн реки Водлица), Робрека, Матиморека, Кангасручей, Ошта, Челекса, Елачручей, Нижняя и Верхняя Оровашка, Ронга, Челмасручей (бассейн реки Ошта), Сепручей, Кескасручей, Оять, Тукша, Ченжа, Кондиручей, Сарга, Черная (бассейн ре­ки Оять), Мальручей.

·        Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения

Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Зоны санитарной охраны для поверхностных и подземных источников водоснабжения и мероприятия на территории поясов принимаются в соответствии с  требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водоводов питьевого назначения».

·        Санитарно-защитные зоны

Размеры ориентировочных санитарно-защитных зон, требования к их использованию, организации и благоустройства устанавливаются в соответствии с СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов, СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10 «Изменения и дополнения № 3 к СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»», письмом № 01/16400-0-32 от 22ноября 2010 года «О разъяснении изменений №3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03».

·        Особо охраняемая природная территория

К землям особо охраняемых природных территорий (ООПТ) относятся земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. В целях их сохранения они изымаются полностью или частично из хозяйственного использования и гражданского оборота постановлениями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления.

На территориях ООПТ осуществление хозяйственной деятельности ведется в соответствии с установленным режимом охраны. Перечень запрещенных и допустимых видов хозяйственной деятельности на территориях ООПТ приводится в  Положениях об ООПТ.

·        Зоны затопления и подтопления

Предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий определяется в соответствии с федеральным законом РФ от 21 октября 2013 года  № 282-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ».

Основные сооружения и мероприятия инженерной защиты от подтопления и затопления определяются в соответствии со СП 116.13330.2012 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 22-02-2003».

Согласно статье  67.1 Водного кодекса Российской Федерации размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.

Для инженерной защиты территорий от временного подтопления на застроенных территориях следует применить устройство дамб обвалования, спрямление и углубление русел с их очисткой.

Границы зон затопления, подтопления определяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления».

Реализация мероприятий программы «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов на 2013 – 2020 годы» позволит предотвратить возможный ущерб от негативного воздействия вод, а также вследствие аварий гидротехнических сооружений.


Информация по документу
Читайте также