Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 23.12.2015 № 906

 

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

О результатах мониторинга правоприменения закона

Вологодской области от 27 октября 1999 года № 420-ОЗ

"О мировых судьях в Вологодской области" и закона Вологодской

области от 30 марта 2010 года № 2242-ОЗ "О некоторых вопросах

обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей

Вологодской области"

 

 

Законодательное Собрание области постановляет:

 

Утвердить прилагаемые результаты мониторинга правоприменения закона Вологодской области от 27 октября 1999 года № 420-ОЗ "О мировых судьях в Вологодской области" и закона Вологодской области от 30 марта 2010 года № 2242-ОЗ "О некоторых вопросах обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей Вологодской области".

 

 

Исполняющий обязанности

председателя Законодательного

Собрания области          А.В. Канаев

 

 

г. Вологда

23 декабря 2015 года

№ 906

 

 

Приложение

к постановлению

Законодательного Собрания

области

от 23.12.2015 № 906

 

 

Результаты

мониторинга правоприменения закона Вологодской области

от 27 октября 1999 года № 420-ОЗ "О мировых судьях в Вологодской

области" и закона Вологодской области от 30 марта 2010 года № 2242-ОЗ "О некоторых вопросах обеспечения доступа к информации

о деятельности мировых судей Вологодской области"

 

 

I. Общие положения

 

Мониторинг правоприменения закона Вологодской области от 27 октября 1999 года № 420-ОЗ "О мировых судьях в Вологодской области" и закона Вологодской области от 30 марта 2010 года № 2242-ОЗ "О некоторых вопросах обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей Вологодской области" (далее также – мониторинг) осуществлен в соответствии с планом мероприятий Законодательного Собрания области на первое полугодие 2015 года, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 24 декабря 2014 года № 985, и планом мероприятий Законодательного Собрания области на второе полугодие 2015 года, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 24 июня 2015 года № 455.

Объекты мониторинга правоприменения:

- закон Вологодской области от 27 октября 1999 года № 420-ОЗ "О мировых судьях в Вологодской области" (далее – закон области "О мировых судьях в Вологодской области", закон области № 420-ОЗ);

- закон Вологодской области от 30 марта 2010 года № 2242-ОЗ "О некоторых вопросах обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей Вологодской области" (далее – закон области "О некоторых вопросах обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей Вологодской области", закон области № 2242-ОЗ).

Субъект мониторинга правоприменения закона области № 420-ОЗ и закона области № 2242-ОЗ – постоянный комитет Законодательного Собрания области по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека (далее – постоянный комитет).

Цели мониторинга:

закона области "О мировых судьях в Вологодской области" – проведение комплексного изучения правового регулирования отношений в сфере установления данным законом области порядка назначения на должности мировых судей Вологодской области (далее – мировые судьи), срока полномочий мирового судьи, а также вопросов привлечения судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей мирового судьи и вопросов обеспечения деятельности мировых судей, проведение сравнительного анализа запланированных и полученных результатов действия областного законодательства в указанной сфере с целью его дальнейшего совершенствования;

закона области "О некоторых вопросах обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей Вологодской области" – проведение комплексного изучения правового регулирования отношений отдельных вопросов обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей, проведение сравнительного анализа запланированных и полученных результатов действия областного законодательства в указанной сфере с целью его дальнейшего совершенствования.

Период проведения мониторинга: март – декабрь 2015 года.

При проведении мониторинга постоянный комитет руководствовался Положением о мониторинге правоприменения нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Вологодской области, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 25 декабря 2013 года № 988 (далее – Положение о мониторинге).

 

II. Сведения о деятельности постоянного комитета

 

На основании подпункта 1 пункта 7 и подпункта 1 пункта 11 Положения о мониторинге постоянным комитетом разработан и утвержден план мероприятий по проведению мониторинга (протокол заседания постоянного комитета от 19 марта 2015 года № 5).

В соответствии с планом мероприятий по проведению мониторинга и принятыми решениями постоянного комитета осуществлены следующие мероприятия.

1. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ законодательства Вологодской области и законодательства других субъектов Российской Федерации, регулирующих правоотношения, связанные с деятельностью мировых судей.

2. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ судебной практики по оспариванию региональных нормативных правовых актов по теме мониторинга.

3. Направлены запросы:

в Вологодский областной суд – о предоставлении имеющейся информации о реализации областного законодательства по теме мониторинга, а также с просьбой выразить мнение о его эффективности (запрос от 14.04.2015 № 1109/15);

всем мировым судьям области – с просьбой выразить мнение об эффективности применения закона области № 420-ОЗ и закона области № 2242-ОЗ, а также о направлении предложений по совершенствованию соответствующего нормативного правового регулирования (запрос от 14.04.2015 № 1112/15);

в департамент по обеспечению деятельности мировых судей области – о предоставлении информации о практике и проблемах применения закона области № 420-ОЗ и закона области № 2242-ОЗ, а также предложений по решению проблем, возникающих в практике применения указанных законов области, и совершенствованию соответствующего нормативного правового регулирования (запрос от 14.04.2015 № 1109/15);

в управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области – о проведении повторной правовой экспертизы указанных законов области (запрос от 09.04.2015 № 1028/15);

в Общественную палату Вологодской области – с просьбой выразить мнение об эффективности законодательства области по теме мониторинга, о предоставлении (при наличии) информации об имеющихся в практике применения вышеуказанного законодательства области проблемах, а также о предложениях по совершенствованию соответствующего нормативного правового регулирования (запрос от 14.04.2015 № 1109/15);

в Молодежный парламент Вологодской области – о предоставлении (при наличии) информации об имеющихся в практике применения вышеуказанного законодательства области проблемах, а также предложений по совершенствованию соответствующего нормативного правового регулирования (запрос от 14.04.2015 № 1109/15).

4. Проанализированы ответы Вологодского областного суда от 12.05.2015 № 01-21/360, департамента по обеспечению деятельности мировых судей Вологодской области от 15.05.2015 № 01-12/434, управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области от 30.04.2015 № 35/02-2481, мировых судей по судебным участкам № 18 (г. Череповец) С.В. Огородниковой, № 51 (Междуреченский район) Н.Н. Сахаровой, № 23 (г. Череповец) О.Е. Лашмановой и № 66 (г. Череповец) С.В. Ильинской.

5. Проведен анализ проблем, возникающих в ходе правоприменения закона области № 420-ОЗ и закона области № 2242-ОЗ, и предложены пути их решения.

6. Проведены выездные заседания постоянного комитета:

- 11 марта, 2 апреля и 9 сентября т.г. на судебные участки мировых судей города Череповца и Череповецкого муниципального района;

- 15 мая т.г. в Кирилловский муниципальный район на судебный участок № 49;

- 16 сентября т.г. в Междуреченский муниципальный район на судебный участок № 51;

- 18 сентября т.г. в Великоустюгский муниципальный район на судебные участки 26, № 27, № 28;

- 28 сентября т.г. в Верховажский муниципальный район на судебный участок № 46;

- 13 октября т.г. в Нюксенский муниципальный район на судебный участок № 53.

7. Депутаты - члены постоянного комитета 26 мая 2015 года приняли участие в заседании комиссии по совершенствованию правосудия, правоохранительной деятельности, адвокатуры и нотариата Вологодского регионального отделения Ассоциации юристов России по вопросу реализации положений Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" и закона области от 30 марта 2010 года № 2242-ОЗ "О некоторых вопросах обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей Вологодской области".

8. В целях выявления общественного мнения населения о функционировании института мировых судей и уровне информированности граждан о деятельности мировых судей проведен опрос граждан путем размещения с 1 июня по 30 августа 2015 года на официальном сайте Законодательного Собрания области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" вопросов и проанализированы результаты такого опроса.

9. Депутаты - члены постоянного комитета 1 октября 2015 года приняли участие в заседании постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по правовым вопросам, на котором председатель постоянного комитета В.В. Буланов выступил с информацией по вопросу "Об обмене информацией о практике назначения на должность мировых судей и организации их деятельности (в части кадрового, материально-технического обеспечения, взаимодействия мировых судей с органами государственной власти, органами местного самоуправления и СМИ)".

10. Подготовлен проект закона области "О внесении изменений в статьи 1 и 2 закона области "О мировых судьях в Вологодской области".

11. Подготовлен проект закона области "О внесении изменений в статьи 3 и 4 закона области "О некоторых вопросах обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей Вологодской области".

12. Направлено обращение Губернатору области от 02.11.2015 № 2824/15 по вопросу урегулирования правового пробела общественных отношений в сфере действия закона области № 2242-ОЗ, выявленного в ходе проведения мониторинга.

13. Результаты мониторинга рассмотрены на заседании постоянного комитета.

14. Выработаны предложения по совершенствованию законодательства области по результатам мониторинга.

 

III. Правовые основы обеспечения общественных отношений,

составляющих предмет правового регулирования

закона области № 420-ОЗ и закона области № 2242-ОЗ

 

1. Судебная власть должна опираться на эффективно функционирующую систему, обеспеченную высококвалифицированными кадрами судейского состава, специалистов их аппарата, а также надлежащими условиями осуществления правосудия.

Основными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими правоотношения в данной сфере, являются:

- Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации";

- Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации";

- Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон № 188-ФЗ).

2. Гарантией справедливого судебного разбирательства является информационная открытость деятельности мировых судей, которая также влияет на формирование общественного мнения о деятельности судебной системы, прозрачность, публичность и гласность правосудия, на повышение уровня доверия населения к правосудию и правовой культуры.

Основным нормативным правовым актом Российской Федерации, регулирующим отношения, связанные с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, является Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее также – Федеральный закон № 262-ФЗ).

Согласно статье 3 данного Федерального закона правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, в отношении мировых судей осуществляется законодательством субъектов Российской Федерации.

 

IV. Проведение мониторинга

 

Состояние законодательства субъектов Российской Федерации,

регулирующего правоотношения, сходные с предметом правового

регулирования закона области № 420-ОЗ и закона области № 2242-ОЗ

 

В ходе осуществления мониторинга проведен анализ законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего сходные с законом области № 420-ОЗ и законом области № 2242-ОЗ правоотношения.

Целью анализа являлось выявление особенностей законов субъектов Российской Федерации, их сравнение, выявление проблем правоприменения, изучение судебной практики в указанной сфере.

В ходе проведения анализа были изучены законы и подзаконные акты 85 субъектов Российской Федерации, определения Верховного Суда Российской Федерации, постановления судов субъектов Российской Федерации в рамках указанной сферы отношений. Установлено, что в каждом субъекте Российской Федерации есть закон или ряд законов, регулирующих отношения в сфере мировой юстиции.

Региональные законы содержат нормы по ряду вопросов, оставленных неопределенными или альтернативными в Федеральном законе № 188-ФЗ, а также нормы, регулирующие правоотношения в сфере мировой юстиции в субъекте в силу прямого указания в Федеральном законе № 188-ФЗ.

1. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона № 188-ФЗ мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Региональные законодатели установили данный порядок достаточно единообразно, за небольшим исключением. Все субъекты в своих законах закрепляют порядок назначения (избрания) мировых судей законодательным (представительным) органом:

- 82 субъекта закрепляют нормы о назначении мировых судей законодательным (представительным) органом путем голосования. Предваряет процедуру назначения положительное заключение квалификационной коллегии судей, а также представление председателя верховного суда субъекта (Москва, Санкт-Петербург, Алтайский край, Астраханская область, Вологодская область, Рязанская область, Саратовская область, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан и др.);

- 1 субъект (Республика Башкортостан) закрепляет нормы об избрании мировых судей Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан, в соответствии со статьей 71 Конституции Республики Башкортостан вопрос избрания мировых судей относится к ведению Государственного Совета;

- 2 субъекта допускают участие органов исполнительной власти субъекта в решении вопроса назначения мировых судей. Так, в статье 7 закона Самарской области от 14.02.2000 № 3-ГД "О мировых судьях Самарской области" закреплено следующее положение: "Губернатор Самарской области вправе представить в Самарскую Губернскую Думу письменное мнение о кандидате (кандидатах) на должность мирового судьи". Статья 7 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 50-ЗС "О мировых судьях города Севастополя" содержит следующую норму: "Кандидат в мировые судьи, успешно сдавший квалификационный экзамен и получивший положительную рекомендацию квалификационной коллегии судей города Севастополя, по представлению Управления Судебного департамента и по согласованию с Губернатором города Севастополя назначается на должность Законодательным Собранием города Севастополя в порядке, установленном настоящим Законом.".

Следует отметить, что складывающаяся судебная практика негативно реагирует на влияние исполнительной власти на вопросы назначения или избрания мировых судей. Так, согласно определениям Верховного Суда Российской Федерации (далее – ВС РФ) от 10.07.2013 № 12-АПГ13-3, от 24.07.2013 № 44-АПГ13-8 установленный законом Российской Федерации порядок наделения полномочиями мировых судей не предусматривает участие высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (в том числе посредством согласования с ним представления председателя суда субъекта Российской Федерации) в процессе отбора кандидатов на должность судьи и наделения судей полномочиями. В Определении ВС РФ от 24.04.2013 № 48-АПГ13-6 указано следующее: "Суд пришел к правильному выводу о том, что федеральное законодательство наделяет правом внесения представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи только председателей соответствующих судов. Право председателя соответствующего суда на внесение в установленном порядке представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи неразрывно связано с обязанностью квалификационной коллегии судей направить именно в его адрес решение о рекомендации претендента кандидатом на должность судьи. В силу указанных выше норм федерального законодательства данный порядок наделения полномочиями судей распространяется и на мировых судей".

Кроме того, исключается участие граждан и общественных объединений в вопросе выражения мнения относительно кандидатур в судьи. Так, в Определении ВС РФ от 29.10.2014 № 83-АПГ14-16 содержатся следующие выводы: "Согласно статьям 5 и 6 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей. Квалификационным коллегиям судей принадлежит исключительное право дачи заключения о рекомендации на должность судьи. Порядок формирования квалификационных коллегий судей закреплен Федеральным законом от 14.03.2002 № 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 11 которого предусмотрено, что квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов Российской Федерации, представителей общественности, представителей Президента Российской Федерации. Разрешая дело, суд установил, что оспариваемыми прокурором нормами предусмотрено назначение кандидатов на должности мировых судей с учетом мнения граждан, общественных объединений и начальника управления мировой юстиции Брянской области, что противоречит приведенному выше федеральному законодательству, которое не предусматривает участие граждан, общественных объединений и начальника мировой юстиции Брянской области в процессе отбора кандидатов на должность судьи и наделения судей полномочиями, в том числе путем учета их мнения.".

2. Срок полномочий мировых судей

Согласно статье 7 Федерального закона № 188-ФЗ мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи - 70 лет. Таким образом, регионы в вопросе установления срока полномочий мировых судей не должны выходить за обозначенные федеральным законодателем предельные значения: не более 5 лет при назначении впервые и не менее 5 лет при повторном и последующих назначениях.

Установили максимальный пятилетний срок полномочий мировых судей при назначении впервые 7 субъектов: Республика Адыгея, Белгородская область, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Оренбургская область, Республика Крым. 4 года в качестве срока полномочий установлены в законе Ивановской области, 2 года – в законе Краснодарского края. Остальные 76 субъектов установили трехлетний срок полномочий мировых судей при назначении на должность впервые.

Сроки повторного назначения мировых судей закреплены в субъектах следующим образом:

10 лет – 26 субъектов: Ленинградская область, Республика Адыгея, Алтайский край, Вологодская область, Забайкальский край, Камчатский край, Курская область, Липецкая область, Республика Мордовия, Мурманская область, Самарская область, Тамбовская область и др.;

8 лет – 2 субъекта: Кировская область, Республика Чувашия;

7 лет – 7 субъектов: Московская область, Брянская область, Республика Карелия, Республика Коми, Магаданская область, Сахалинская область, Иркутская область;

6 лет – 1 субъект: Ивановская область;

5 лет – 45 субъектов: Архангельская область, Республика Башкортостан, Волгоградская область, Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Новосибирская область, Приморский край, Орловская область, Ставропольский край и др.

4 субъекта определили иные сроки полномочий, разбив повторное и последующие назначения:

Владимирская область – 5 и 10 лет соответственно;

Калининградская область – 5 и 10 лет соответственно;

Нижегородская область – 7 и 10 лет соответственно;

Ростовская область – 5 и 10 лет соответственно.

3. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей

Согласно статье 10 Федерального закона № 188-ФЗ материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Следует отметить, что в первоначальной редакции указанной статьи содержалась альтернатива: "Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы юстиции либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации".

Таким образом, федеральный законодатель определил круг субъектов правоотношений, связанных с обеспечением деятельности мировых судей, а также их функции.

3.1. Статус органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции обеспечения деятельности мировых судей

Региональные законодатели достаточно единообразно закрепили статус и правовое положение органа исполнительной власти, ответственного за материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей: в подавляющем большинстве субъектов существует такой орган, вписанный в систему органов исполнительной власти; поименован различно - Управление, Департамент, Комитет, Служба, Агентство, Центральный аппарат. Употребление в законах о мировых судьях Республики Марий Эл и Республики Мордовии формулировок "Министерство юстиции Республики", "орган юстиции" оправдано и не вступает в противоречие с действующей редакцией статьи 10 Федерального закона № 188-ФЗ, поскольку указанные органы входят в систему органов исполнительной власти субъектов.

Ряд субъектов имеют двухступенчатую структуру органов по обеспечению деятельности мировых судей: орган исполнительной власти и подведомственное ему казенное учреждение. При этом орган исполнительной власти наделяется полномочиями учредителя казенного учреждения, а казенное учреждение выполняет функции государственного заказчика в целях реализации Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ). Такая система органов закреплена в законах и подзаконных актах Вологодской области, Республики Алтай, Астраханской области, Красноярского края, Нижегородской области, Самарской области, Сахалинской области, Ульяновской области, Ямало-Ненецкого автономного округа.

В Вологодской области образован департамент по обеспечению деятельности мировых судей Вологодской области (далее – департамент), который является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей области. Правовое положение департамента утверждено постановлением Правительства области от 27.09.2010 № 1093, где закреплены полномочия департамента, к которым относятся в том числе:

- осуществление мероприятий, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия мировыми судьями, за исключением мероприятий по приобретению товаров, работ, услуг в целях материально-технического обеспечения деятельности мировых судей;

- финансовое обеспечение деятельности мировых судей области;

- кадровое обеспечение деятельности аппарата мировых судей области;

- обеспечение доступа к информации о деятельности мировых судей области;

- обеспечение оказания бесплатной юридической помощи гражданам, имеющим право на ее получение, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами и законами области;

- утверждение Положения об аппарате мирового судьи;

- утверждение ежегодно плана повышения квалификации мировых судей;

- оформление, направление на подписание Губернатору области удостоверения судьи для мировых судей, ведение их учета;

- осуществление полномочий главного администратора (администратора) доходов областного бюджета, главного распорядителя (распорядителя) и получателя средств областного бюджета в соответствии с законами области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период;

- осуществление функций государственного заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд области по вопросам деятельности департамента.

Мероприятия по приобретению товаров, работ, услуг в целях материально-технического обеспечения деятельности мировых судей осуществляет подведомственное департаменту казенное учреждение.

3.2. Понятие материально-технического обеспечения

Исходя из смысла статьи 10 Федерального закона № 44-ФЗ субъекты посредством органов исполнительной власти осуществляют функции материально-технического обеспечения. Однако подавляющее число регионов расширительно толкуют указанную статью и в своих законах закрепляют иное понятие – "организационное обеспечение", которое, по мнению региональных законодателей, включает в себя мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, осуществляемые уполномоченным органом исполнительной власти. Данная позиция основана на содержании статьи 1 Федерального закона от 08.01.1998 № 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". В силу этой нормы Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных судов и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. Под организационным обеспечением деятельности судов в указанном Федеральном законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Определением ВС РФ от 21.12.2011 № 11-Г11-33 были признаны несоответствующими федеральному законодательству закрепленные в Законе Республики Татарстан от 17.11.1999 № 2440 "О мировых судьях Республики Татарстан" положения, возлагающие на мирового судью обязанность организации работы по повышению квалификации работников аппарата мирового судьи, а также установление и распределение должностных обязанностей государственных служащих (аппарата мирового судьи), которое должно проводиться представителем нанимателя государственного служащего, а не мировым судьей. Вместе с тем, в данном определении содержится еще один важный вывод: организация работы внутри аппарата, включая организацию хранения и уничтожения документов, является функцией судьи: "… полномочия в области порядка деятельности мирового судьи могут определяться в том числе законодателем субъекта Российской Федерации и включать в себя иные мероприятия, направленные на обеспечение порядка деятельности мирового судьи".

По вопросу о разделении функций аппарата мирового судьи и органа, обеспечивающего деятельность мировых судей, также выразил свою позицию Верховный Суд Российской Федерации. Так, в Определении ВС РФ от 12.04.2006 № 55-Г06-1 содержится вывод о том, что аппарат мировых судей не может входить в состав Управления по обеспечению деятельности мировых судей (Республика Хакасия), так как данное Управление является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и не входит в судебную систему. В силу статьи 9 Федерального закона № 188-ФЗ аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации. Таким образом, как обоснованно указал Суд, приведенная норма прямо определяет принадлежность аппарата к мировому судье (аппарат мирового судьи), а не к органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, созданному для материально-технического обеспечения мировых судей, а также предоставляет субъекту Российской Федерации право устанавливать структуру и штатное расписание аппарата мирового судьи.

Кроме того, мировой судья не может иметь статуса юридического или приравненного к нему лица, осуществляя правосудие. Данный вывод содержится в ряде постановлений Верховного Суда Российской Федерации. Так, Определением ВС РФ от 15.06.2005 № 78-Г05-24 поддерживается оспариваемое решение суда и закрепляется позиция, что суть судебной юрисдикции – правоприменение, самостоятельность – это неделимость судебных функций с каким-либо другим органом, что при наделении мирового судьи статусом юридического лица он становится подведомственным соответствующему органу исполнительной власти как главному распорядителю указанных средств бюджета субъекта Российской Федерации. Однако мировой судья не может являться должностным лицом системы исполнительной власти, и, следовательно, не может занимать должности в учреждениях, подведомственных органам исполнительной власти, поскольку это противоречит конституционному принципу разделения властей и принципу независимости судей. Ранее в Законе Санкт-Петербурга от 18.10.2000 № 552-64 "О мировых судьях Санкт-Петербурга" на мировых судей были возложены функции ведения финансово-хозяйственной деятельности судебного участка, в том числе обеспечение финансовой дисциплины, совершение банковских операций, подписание финансовых документов и т.д.; заключение государственных контрактов и договоров; осуществление контроля за ходом проводимых капитальных ремонтов. При этом мировые судьи, не обладая специальными знаниями в области строительства, подписывали сметы и акты выполненных работ.

3.3. Роль органов местного самоуправления в организационном обеспечении деятельности мировых судей и их аппаратов

Определением ВС РФ от 10.11.2000 № 92-Г00-12 оставлено без изменения решение республиканского суда об оспаривании п. 2 ст. 13 Закона Республики Тыва "О мировых судьях Республики Тыва" в вопросе предоставления органами местного самоуправления помещений для мировых судей. Указанной нормой была возложена обязанность на органы местного самоуправления по предоставлению мировому судье и его аппарату на праве оперативного управления помещения, оборудованного надлежащим образом. Эта норма противоречит п. 3 ст. 10 Федерального закона № 188-ФЗ, согласно которой материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, а также противоречит п. 1 ст. 296 ГК РФ, согласно которому на праве оперативного управления может быть передано имущество только казенному предприятию или учреждению. Мировой судья и его аппарат не являются юридическим лицом, казенным предприятием либо учреждением, а поэтому им не может быть передано имущество на праве оперативного управления. На праве оперативного управления имущество может быть передано только собственником для исполнения задач, поставленных им. Нельзя обязать собственника – орган местного самоуправления – передать имущество государственному учреждению.

Определением ВС РФ от 16.01.2008 № 44-Г07-31 данная позиция была поддержана, оспаривалась норма Закона Пермского края о возможности предоставления органами местного самоуправления благоустроенных помещений для мировых судей и их аппарата. Анализ частей 1 и 3 статьи 4, части 3 статьи 10 Федерального закона "О мировых судья в Российской Федерации" в совокупности с положениями подпункта 40 пункта 2, подпунктов 3.1 и 6 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и содержанием пункта 2 статьи 6, пункта 6 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" свидетельствует о том, что установление порядка организации и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно в пределах, предусмотренных федеральным законодательством. Как следует из положений подпункта 4 пункта 6 статьи 19 данного Федерального закона, федеральный закон, закон субъекта РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня. Таким образом, при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий. Органы местного самоуправления вправе принять к исполнению решения органов государственной власти, влекущие увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, в пределах средств, переданных им в качестве компенсации. Суд сделал вывод, что установление порядка организации и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно в пределах, предусмотренных федеральным законодательством. В рассматриваемом случае имело место наделение органов местного самоуправления в Пермском крае отдельным государственным полномочием субъекта Российской Федерации. На них возлагалась обязанность принимать участие в создании судебных участков на территории Пермского края путем предоставления государственному органу на безвозмездной основе благоустроенного помещения для размещения мирового судьи и его аппарата. Данная позиция не согласовалась с нормами федерального законодательства. Органы местного самоуправления не обязаны решать вопросы государственного значения, требующие государственных полномочий, передача которых не обеспечена необходимыми для их осуществления материальными и финансовыми средствами. К тому же оспариваемым Законом Пермского края они не наделены правом получения этих средств из бюджета субъекта Российской Федерации. Самостоятельных полномочий в решении указанных вопросов за счет средств муниципального бюджета у них не имеется. Средства, переданные местному бюджету в качестве обеспечения отдельных государственных полномочий, учитываются в этом бюджете как доход в форме безвозмездных перечислений (пункт 3 статьи 60 и пункт 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Резюмируя правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации, можно сделать вывод о недопустимости закрепления в региональных законах о мировых судьях положений об обязанности органов местного самоуправления предоставления помещений, пригодных для отправления правосудия мировыми судьями и их аппаратов, без указания на передачу материальных и финансовых ресурсов. Однако отдельные субъекты наделяют органы местного самоуправления в своих законах такими организационными полномочиями (Калужская область, Республика Карелия, Краснодарский край, Мурманская область, Нижегородская область, Пермский край, Ставропольский край, Республика Татарстан, Республика Хакасия).

4. Получение дополнительного профессионального образования мировыми судьями

В соответствии с положениями ст. 201 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" судья, впервые назначенный на должность судьи, проходит обучение по программе профессиональной переподготовки, судья обязан повышать квалификацию. Порядок, сроки и формы получения дополнительного профессионального образования мировыми судьями и судьями конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации определяются законами субъектов Российской Федерации. Дополнительное профессиональное образование судей осуществляется для судей федеральных судов за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а для мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации – за счет ассигнований бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом срок профессиональной переподготовки для федеральных судей не должен превышать 6 месяцев, а повышение квалификации должно осуществляться по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Таким образом, федеральный законодатель установил сроки профессиональной переподготовки и повышения квалификации федеральных судей (не более 6 месяцев, не реже одного раза в три года), предоставив субъектам право самостоятельно определить сроки, порядок и формы получения дополнительного профессионального образования мировых судей.

Федеральными границами сроков и формами получения дополнительного образования судей воспользовались в своих законах 49 субъектов из 85. (Московская область, Республика Алтай, Белгородская область, Республика Бурятия, Вологодская область, Забайкальский край, Ивановская область, Иркутская область, Калужская область, Магаданская область, Приморский край, Свердловская область, Республика Татарстан и др.).

Установили свои пределы сроков по получению дополнительного профессионального образования судей 29 субъектов из 85 (Архангельская область, Республика Башкортостан, Владимирская область, Краснодарский край, Оренбургская область, Ростовская область, Тверская область и др.). Следует отметить, что 25 из указанных 29 субъектов установили сроки получения дополнительного профессионального образования в границах федеральных сроков, и только 2 (Псковская область, Смоленская область) установили меньшую частоту повышения квалификации мировых судей – не реже 1 раза в 5 лет. Кабардино-Балкарская Республика – повышение квалификации мировых судей не реже 1 раза в период полномочий. Севастополь – повышение квалификации мировых судей по мере необходимости.

15 субъектов из 80, закрепивших в своих законах нормы о дополнительном профессиональном образовании мировых судей, сочли необходимым определить и механизм реализации данных процессов, а именно: заключение государственных контрактов с образовательными учреждениями по итогам проведения процедур определения исполнителей в рамках Федерального закона № 44-ФЗ (Ленинградская область, Республика Алтай, Алтайский край, Астраханская область, Республика Башкортостан, Белгородская область, Иркутская область, Республика Калмыкия, Кировская область, Красноярский край, Липецкая область, Республика Мордовия, Новосибирская область, Пензенская область, Ставропольский край.).

5. Символика, удостоверения мировых судей

В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 188-ФЗ мировой судья может иметь кроме мантии иной отличительный знак своей должности.

18 субъектов закрепили в своих законах нормы об использовании мировыми судьями печатей (Ленинградская область, Калининградская область, Республика Коми, Красноярский край, Тамбовская область, Республика Хакасия и др.).

8 субъектов закрепили нормы о специальном нагрудном знаке (Вологодская область, Московская область, Саратовская область, Ульяновская область и др.).

5 субъектов не наделили мировых судей дополнительной символикой (Белгородская область, Владимирская область, Костромская область, Пензенская область, Чукотский автономный округ).

78 субъектов Российской Федерации единообразно закрепили нормы, предусматривающие следующий порядок обращения удостоверений мировых судей:

- утверждение положения об удостоверении – законодательный (представительный) орган субъекта;

- изготовление – орган, занимающийся организационным обеспечением деятельности мировых судей, или аппарат законодательного (представительного) органа;

- подписание и вручение – председатель законодательного (представительного) органа субъекта.

Астраханская и Иркутская области допускают участие органа исполнительной власти в вопросах утверждения формы и изготовления удостоверения.

Московская область, Вологодская область, Ставропольский край, Рязанская область функции подписания, вручения удостоверений мировых судей возлагают на высшее должностное лицо – губернатора.

Тюменская область не предусматривает в своем законе и иных подзаконных актах удостоверения мирового судьи.

 

Состояние законодательства Вологодской области в сфере установления порядка назначения и деятельности мировых судей, а также в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей

 

1. В Вологодской области принят закон области "О мировых судьях в Вологодской области", который устанавливает порядок назначения на должности мировых судей Вологодской области (далее также – мировые судьи), срок полномочий мирового судьи, а также в пределах полномочий области регулирует вопросы привлечения судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей мирового судьи и вопросы обеспечения деятельности мировых судей.

В частности, законом области "О мировых судьях в Вологодской области" предусматривается следующее:

- мировые судьи назначаются на должность Законодательным Собранием области по представлению председателя Вологодского областного суда сроком на 3 года, при повторном и последующих назначениях – сроком на 10 лет;

- структура и штатное расписание аппарата мирового судьи утверждаются Правительством области, положение об аппарате мирового судьи – органом исполнительной государственной власти области по обеспечению деятельности мировых судей Вологодской области;

- обеспечение деятельности мировых судей области осуществляется органом исполнительной государственной власти области по обеспечению деятельности мировых судей Вологодской области и казенным учреждением, подведомственным этому органу власти.

В закон области № 420-ОЗ вносились многочисленные изменения (17 раз), которые в большинстве случаев были направлены на приведение указанного закона области в соответствие с федеральным законодательством. В частности:

законом области от 29.09.2009 № 2088-ОЗ в целях исключения нормативных положений, дублирующих соответствующие нормы федерального законодательства, закон области № 420-ОЗ изложен в новой редакции;

законом области от 11.12.2010 № 2431-ОЗ закон области № 420-ОЗ дополнен статьей 7, которой определены порядок, сроки и формы прохождения профессиональной переподготовки и повышения квалификации мировых судей;

изменениями, внесенными законом области от 03.06.2011 № 2528-ОЗ, установлено, что Положение об аппарате мирового судьи утверждается органом исполнительной государственной власти области по обеспечению деятельности мировых судей Вологодской области, а также закон области дополнен положениями, регулирующими порядок выдачи и замены мировым судьям удостоверений судьи;

законом области от 19.12.2012 № 2936-ОЗ из нормы, устанавливающей порядок назначения на должность мировых судей, исключено положение об учете мнения Губернатора области, выраженного в письменной форме;

законом области от 05.06.2013 № 3083-ОЗ положения закона области дополнены нормой, предусматривающей привлечение судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей мирового судьи.

2. Закон области "О некоторых вопросах обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей Вологодской области" регулирует некоторые вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей Вологодской области.

В частности, законом области № 2242-ОЗ регулируются вопросы:

- организации доступа к информации о деятельности мировых судей, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (предусмотрено, что орган исполнительной государственной власти области по обеспечению деятельности мировых судей Вологодской области в соответствии с законодательством Российской Федерации создает в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" официальные сайты мировых судей с указанием адресов электронной почты, по которым могут быть направлены запросы, и в пределах своих полномочий организует размещение на них информации о деятельности мировых судей Вологодской области. Указанный орган принимает меры по защите информации о деятельности мировых судей Вологодской области в соответствии с законодательством Российской Федерации);

- размещения информации о деятельности мировых судей области в занимаемом органом исполнительной государственной власти области по обеспечению деятельности мировых судей Вологодской области помещении (установлено, что орган исполнительной государственной власти области по обеспечению деятельности мировых судей Вологодской области размещает в занимаемом им помещении в доступных для посетителей местах информационные стенды и (или) технические средства аналогичного назначения для ознакомления пользователей информацией со сведениями об условиях и порядке получения информации о деятельности мировых судей области, а также иными сведениями, необходимыми для оперативного информирования пользователей информацией, соответствующими сведениям, размещаемым на информационных стендах в помещениях, занимаемых мировыми судьями области);

- о форме предоставления информации о деятельности мировых судей области (предусмотрено, что информация о деятельности мировых судей Вологодской области предоставляется в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа. Указанная информация предоставляется мировыми судьями области в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством, и органом исполнительной государственной власти области по обеспечению деятельности мировых судей Вологодской области в пределах его полномочий).

По обращению постоянного комитета в рамках Соглашения между управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области и Законодательным Собранием Вологодской области о взаимодействии в сфере обеспечения единства правового пространства, заключенным 6 ноября 2013 года, управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области провело повторную правовую экспертизу законов области "О мировых судьях в Вологодской области" и "О некоторых вопросах обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей Вологодской области".

Согласно информации управления Минюста России по Вологодской области от 30 апреля 2015 года № 35/02-2481 указанные законы области приняты в пределах компетенции законодательного органа Вологодской области, положений, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, а также коррупциогенных факторов не содержат.

 

Информация о правоприменительной практике

закона области "О мировых судьях в Вологодской области"

 

1. Порядок назначения на должность мировых судей.

Срок полномочий мирового судьи

 

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 188-ФЗ мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Статьей 6 указанного Федерального закона предусмотрено, что мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет (статья 7 Федерального закона № 188-ФЗ).

Согласно статьям 1 и 2 закона области № 420-ОЗ мировые судьи назначаются на должность Законодательным Собранием области по представлению председателя Вологодского областного суда. Законодательное Собрание области назначает представленного кандидата на должность мирового судьи либо отклоняет его кандидатуру. Мировой судья назначается на должность сроком на 3 года. При повторном и последующих назначениях на должность мирового судьи мировой судья назначается на срок 10 лет.

За период действия закона области № 420-ОЗ Законодательным Собранием области было рассмотрено 282 кандидатуры, представленные председателем Вологодского областного суда для назначения на должность мирового судьи области.

По результатам рассмотрения Законодательным Собранием области приняты решения:

- о назначении на должность 278 мировых судей области, из них:

сроком на 3 года – 172;

сроком на 10 лет – 106;

- об отклонении кандидатуры, представленной для назначения на должность мирового судьи области, – 4.

Кроме того, по представлению председателя Вологодского областного суда один мировой судья области назначен Законодательным Собранием области в порядке перевода на должность мирового судьи другого судебного участка на период до истечения трехлетнего срока полномочий, установленного при назначении впервые (постановление Законодательного Собрания области от 24.09.2014 № 589).

Принимая во внимание, что такой случай назначения на должность мирового судьи законом области № 420-ОЗ не предусмотрен, постоянным комитетом подготовлен проект закона области "О внесении изменений в статьи 1 и 2 закона области "О мировых судьях в Вологодской области", положениями которого предусматривается возможность назначения мирового судьи до истечения срока его полномочий по его заявлению на должность мирового судьи другого судебного участка. По указанному законопроекту поступили положительные заключения Губернатора области и председателя Вологодского областного суда.

 

2. Привлечение судьи, находящегося в отставке,

к исполнению обязанностей мирового судьи

 

Согласно статье 21 закона области № 420-ОЗ Законодательное Собрание области по представлению председателя областного суда при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Вологодской области и документа, свидетельствующего об отсутствии у судьи, находящегося в отставке, заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, принимает решение о привлечении судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей мирового судьи.

Данная норма введена законом области от 05.06.2013 № 3083-ОЗ в связи с принятыми изменениями федерального законодательства:

Федеральным законом от 04.03.2013 № 20-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", согласно которым мировой судья, находящийся в отставке, может быть привлечен к исполнению обязанностей мирового судьи.

Привлечение судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей мирового судьи производится на основании решения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению председателя соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей и документа, свидетельствующего об отсутствии у судьи, находящегося в отставке, заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

С момента действия указанной нормы Законодательным Собранием области были приняты решения о привлечении 4 судей, находящихся в отставке, к исполнению обязанностей мирового судьи области (по судебным участкам № 2, № 5, № 38 и № 63).

 

3. Аппарат мирового судьи

 

В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 188-ФЗ структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 3 закона области № 420-ОЗ определено, что аппарат мирового судьи обеспечивает его деятельность. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи утверждаются Правительством области в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими Вологодской области. Положение об аппарате мирового судьи утверждается органом исполнительной государственной власти области по обеспечению деятельности мировых судей Вологодской области.

Согласно информации департамента по обеспечению деятельности мировых судей области от 15.05.2015 № 01-12/434 по состоянию на 1 января 2015 года штатная численность специалистов аппарата мировых судей составила 265 человек.

Аппарат мирового судьи состоит из 3-4 человек в зависимости от количества дел, рассматриваемых на судебном участке. На каждом судебном участке имеются помощник мирового судьи, секретарь судебного заседания, специалист 1 разряда, на 61-м судебном участке – специалист 2 разряда.

Показатель текучести кадров в 2014 году снизился на 3,8 % по сравнению с 2013 годом и составил 23,7 %, что более чем в 4 раза превышает естественный показатель текучести кадров 5-7 % в год.

Снижение текучести кадров достигнуто благодаря последовательной реализации в департаменте по обеспечению деятельности мировых судей области комплекса мероприятий, направленных на сохранение кадров.

В 2014 году продолжена реализация программы адаптации государственных гражданских служащих департамента, которой введен институт наставничества, усовершенствованный в 2013 году в ходе участия департамента в качестве пилотного органа в апробации результатов комплексной научно-исследовательской работы, организованной Департаментом государственной службы и кадровой политики области.

Институт наставничества, введенный Программой адаптации для молодых специалистов, утвержденной приказом начальника департамента от 24 января 2012 года № 15, является ключевым инструментом в системе мероприятий по созданию стабильного коллектива аппарата мировых судей Вологодской области.

В 2014 году назначено 28 наставников для 74 вновь назначенных государственных гражданских служащих.

Не остается без внимания система морального поощрения специалистов.

За безупречную и эффективную службу, добросовестное исполнение служебных обязанностей в 2014 году поощрены 62 специалиста департамента, в том числе:

наградами Губернатора области – 15 человек;

наградами начальника департамента – 47 человек.

Большое внимание уделяется обеспечению открытости и доступности государственной гражданской службы, популяризации профессии государственного гражданского служащего, повышению ее престижа.

С 2012 года в департаменте ежегодно проводится день "открытых дверей" для студентов юридических высших учебных заведений и школьников, в дне "открытых дверей" в апреле 2014 года приняли участие 15 человек.

Кроме того, по результатам постоянного взаимодействия с юридическими ВУЗами области в 2014 году организовано прохождение учебной практики для 257 студентов.

Департамент участвует в проекте "Команда Губернатора: Ваше будущее!" по выявлению и продвижению талантливой молодежи, привлечению ее к деятельности, направленной на развитие института мировых судей области.

По итогам конкурсного отбора в 2014 году заключены договоры на обучение с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы в департаменте с двумя студентами Северо-Западного института (филиала) университета им. О.Е. Кутафина и Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России.

Деятельность постоянного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека:

в ходе посещения в текущем году депутатами - членами постоянного комитета судебных участков мировыми судьями и специалистами их аппарата была обозначена проблема, связанная с исключением с сентября 2014 года из квалификационных требований к должностям "помощник мирового судьи" и "секретарь судебного заседания" наличия юридического образования, которое повлекло прекращение включения периода работы в указанных должностях в юридический стаж, необходимый в дальнейшем для назначения на должность мирового судьи.

Принимая во внимание, что качество работы мирового судьи находится в прямой зависимости от профессионального уровня работников аппарата, а также то, что зачастую в Законодательное Собрание области для назначения на должность мирового судьи представляются кандидатуры из помощников мировых судей, постоянным комитетом были проведены следующие мероприятия:

- по результатам выездного заседания постоянного комитета на судебные участки города Череповца и Череповецкого муниципального района 02.04.2015 (протокол № 6) постоянным комитетом принято решение совместно с департаментом по обеспечению деятельности мировых судей области проработать вопрос о возможности включения периода работы в должности "помощник мирового судьи" в юридический стаж, необходимый для назначения на должность мирового судьи;

- направлен запрос от 02.07.2015 № 1885/15 в департамент о предоставлении информации о наличии конкретного образования у государственных гражданских служащих, работающих в должностях "помощник мирового судьи" и "секретарь судебного заседания", с разбивкой по каждому судебному участку (согласно ответу департамента от 08.07.2015 № 02-01-32/624 высшего юридического образования не имеют 3 специалиста в должности "помощник мирового судьи" и 16 – в должности "секретарь судебного заседания");

- направлены письма всем мировым судьям Вологодской области от 01.07.2015 № 1865/15 с просьбой выразить мнение о наличии высшего юридического образования как необходимого требования к должностям "помощник мирового судьи" и "секретарь судебного заседания" (поступили ответы от 26 мировых судей: 19 судей высказали мнение о том, что требование о наличии высшего юридического образования у специалистов, замещающих должности "помощник мирового судьи" и "секретарь судебного заседания", должно быть обязательным. При этом трое из 19 судей выразили обеспокоенность, что введение такого требования может породить проблему с замещением кадров на многих участках, где есть дефицит специалистов с нужным профессиональным образованием; 7 судей считают, что требование о наличии высшего юридического образования должно в обязательном порядке предъявляться к должности "помощник мирового судьи", а к должности "секретарь судебного заседания" такое требование необязательно).

По результатам совместной работы по обозначенному вопросу постоянного комитета и департамента приказом начальника департамента от 22.10.2015 № 121 в должностные регламенты помощников мировых судей аппарата мировых судей внесены изменения – в раздел "Квалификационные требования" включены требования о наличии высшего юридического образования.

 

4. Обеспечение деятельности мировых судей

 

Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона № 188-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 закона области № 420-ОЗ обеспечение деятельности мировых судей области в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, определенных федеральным законодательством, является расходным обязательством Вологодской области и осуществляется органом исполнительной государственной власти области по обеспечению деятельности мировых судей Вологодской области и казенным учреждением Вологодской области, подведомственным органу исполнительной государственной власти области по обеспечению деятельности мировых судей Вологодской области.

Кадровое, финансовое обеспечение деятельности мировых судей, за исключением полномочий, осуществляемых федеральными органами государственной власти, а также мероприятия, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия мировыми судьями области (за исключением мероприятий по приобретению товаров, работ и услуг в целях материально-технического обеспечения деятельности мировых судей) осуществляет орган исполнительной государственной власти области по обеспечению деятельности мировых судей Вологодской области.

Приобретение товаров, работ и услуг в целях материально-технического обеспечения деятельности мировых судей осуществляет казенное учреждение Вологодской области, подведомственное органу исполнительной государственной власти области по обеспечению деятельности мировых судей Вологодской области.

Государственное казенное учреждение Вологодской области "Центр комплексного обеспечения деятельности мировых судей", сведения о регистрации юридического лица: ОГРН 1133525021992 от 24 декабря 2013 года.

Согласно информации департамента по обеспечению деятельности мировых судей области от 15.05.2015 № 01-12/434 организационная работа департамента проводится по нескольким направлениям, которые включают:

проведение на судебных участках мировых судей проверок по ведению делопроизводства, оказание практической помощи в его ведении;

сбор статистических данных с судебных участков мировых судей, составление сводных статистических отчетов и представление их в управление Судебного департамента в Вологодской области;

решение вопросов содержания и обработки архивных документов на судебных участках мировых судей;

разработка проектов нормативных правовых актов по вопросам организационного обеспечения деятельности мировых судей;

информационно-правовое обеспечение деятельности мировых судей области, включая обеспечение информационно-правовыми системами, обеспечение доступа к информации о деятельности мировых судей области.

В апреле 2013 года в целях повышения эффективности организации работы на судебных участках разработан и утвержден Порядок оценки состояния делопроизводства на судебных участках, в соответствии с которым в практику работы внедрена система оценки ведения делопроизводства по 20 направлениям деятельности.

В 2014 году проведено 68 проверок делопроизводства на всех судебных участках.

Во время проверок специалистами департамента проводятся консультации, оказывается практическая помощь специалистам аппарата.

Средняя оценка состояния делопроизводства на судебных участках в 2014 году составила 4,5 балла.

Недостатки и нарушения по ведению делопроизводства на судебных участках области, выявленные в ходе проведенных проверок, департаментом обобщаются и 2 раза в год направляются всем специалистам аппарата для применения их в практической деятельности.

1 апреля 2015 года в целях повышения уровня проверки делопроизводства департаментом утверждена новая редакция Инструкции по судебному делопроизводству в аппарате мирового судьи, которой предусмотрено проведение проверок делопроизводства на судебных участках по обращениям председателя Вологодского областного суда, председателя Квалификационной коллегии судей, председателей районных (городских) судов, мировых судей, по распоряжению начальника департамента, жалобам граждан, при переходе мирового судьи в вышестоящий районный (городской) суд.

Департаментом на судебных участках области организовано ведение архивного делопроизводства в соответствии с Инструкцией по организации работы архива на судебном участке мирового судьи Вологодской области, утвержденной приказом начальника департамента от 15 мая 2009 года № 67.

Приказом начальника департамента от 7 мая 2014 года № 79 разработан и утвержден План-график предоставления статистической отчетности о работе мировых судей области и сроков ее представления в департамент.

Раз в полугодие департаментом обобщается и направляется в управление Судебного департамента Вологодской области отчетность о работе мировых судей области по рассмотрению уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях, ежеквартально – информация о сроках рассмотрения дел и делах, длительно находящихся в производстве мировых судей области, и причинах их длительного рассмотрения.

В целях оперативного реагирования на предложения, замечания и жалобы, возникающие в деятельности мировых судей и специалистов судебных участков области, разработано и применяется задание на командировку специалиста, включающее следующие мероприятия:

проведение беседы с мировым судьей и специалистами аппарата мировых судей по вопросам материально-технического обеспечения судебного участка с указанием предложений, замечаний, жалоб;

мониторинг деятельности судебных приставов: организации пропускного режима, наличия табеля поста, оценка внешнего вида;

проведение мониторинга сайтов судебных участков;

проверка организации работы по извещению участников судебного процесса путем СМС-оповещения;

проверка актуальности информации, размещенной на информационных стендах в помещениях судебного участка, на соответствие законодательству;

контроль исполнения государственных контрактов и договоров по оказанию услуг;

проверка исполнения специалистами Правил поведения специалистов аппарата мировых судей Вологодской области, утвержденных приказом начальника департамента от 26 марта 2014 года № 48;

осмотр помещений судебного участка;

установление реальной потребности в архивных стеллажах;

проверка обеспеченности судебных участков оргтехникой и ее работоспособность;

проверка заполнения журналов административных, гражданских, уголовных дел и журналов входящей корреспонденции в специализированном программном комплексе "АМИРС";

проверка заполнения статистических карточек за текущее полугодие в программном изделии "Судимость".

По результатам командировки специалистом составляется отчет о выполненной работе за период пребывания в служебной командировке, который прикрепляется к паспортам судебных участков, и проводятся необходимые мероприятия по устранению выявленных в ходе командировки нарушений.

В целях организации конструктивного взаимодействия между судебными участками и Департаментом в практику работы с 2013 году внедрен механизм получения обратной связи, заключающийся в ежеквартальном мониторинге мнения мировых судей и специалистов аппарата о деятельности структурных подразделений и департамента в целом.

Мониторинг позволяет увидеть проблемные зоны в обеспечении судебных участков и принять необходимые меры.

Мониторинг проводится по следующим направлениям:

оперативность решения вопросов по направлению деятельности отдела сотрудниками департамента;

всесторонность и полнота проработки вопроса (проблемы), поставленного (поставленной) в обращении мирового судьи или специалиста аппарата, сотрудниками департамента;

доходчивость консультаций по возникающим вопросам, проведенных сотрудниками департамента;

уровень соблюдения норм и правил служебной этики и культуры общения при телефонных разговорах, личных встречах сотрудниками департамента;

оперативность реагирования сотрудников департамента на обращение, связанное с трудовыми отношениями;

деятельность сотрудников департамента в целом.

С 31 октября 2014 года в департаменте по обеспечению деятельности мировых судей области введен институт кураторства судебных участков мировых судей Вологодской области.

Работники департамента и подведомственного учреждения осуществляют кураторство по закрепленным за ними судебным участкам мировых судей в целях оперативного решения вопросов материально-технического, кадрового, организационного обеспечения судебных участков мировых судей области, сбора, обобщения и анализа информации о положении дел на судебных участках, оказания необходимой помощи в решении поставленных задач.

Взаимодействие кураторов с мировыми судьями Вологодской области и специалистами аппарата мировых судей осуществляется посредством выездов на судебные участки и проведения бесед по телефону с целью сбора информации о состоянии дел на курируемых судебных участках, об имеющихся жалобах, замечаниях и предложениях по обеспечению их деятельности, обсуждения возникших проблемных вопросах и мерах, принимаемых по их решению.

Полученная от курируемых судебных участков информация незамедлительно доводится до сведения должностных лиц департамента и подведомственного учреждения, в компетенцию которых входит решение указанных вопросов.

Ежемесячно информация о проделанной работе по решению вопросов в курируемой сфере представляется начальнику департамента для проведения анализа и принятия управленческих решений.

В середине января 2015 года департаментом дан старт новому проекту по дистанционному проведению аттестаций, приема квалификационных экзаменов, противопожарных инструктажей, совещаний, тематических семинаров, занятий и зачетов в режиме видеоконференцсвязи с использованием Web-камер, в том числе и с вновь назначенными специалистами.

28 января 2015 года было проведено первое совещание в режиме видеоконференцсвязи с мировыми судьями и специалистами аппарата мировых судей по судебным участкам № 33, № 34 Грязовецкого района.

17 февраля 2015 года с мировым судьей и специалистами аппарата № 55 Тарногского района проведено совещание по проблемам материально-технического обеспечения и даны консультации по заполнению справок о доходах и расходах.

24 марта 2015 года со специалистами аппарата мирового судьи по судебному участку № 47 Вожегодского района проведен обучающий семинар по вопросам разъяснения сроков исполнения дел об административных правонарушениях, по работе в программном изделии "Амирс", архивному делопроизводству.

С апреля 2015 года организовано проведение еженедельных занятий и консультаций для специалистов аппарата мировых судей области в режиме видеоконференцсвязи по вопросам, составленным департаментом, а также по заявкам мировых судей и специалистов аппарата.

26 марта и 22 апреля 2015 года проведено заседание аттестационной комиссии по приему квалификационного экзамена и прохождению аттестации в режиме видеоконференцсвязи.

В период с октября 2012 года по февраль 2013 года для оценки уровня и эффективности обеспечения деятельности мировых судей проведена комплексная ревизия состояния и обеспечения судебных участков, включая выезды на 68 судебных участков области, совещания с мировыми судьями и специалистами аппарата, по результатам которой составлены паспорта 68 судебных участков с внесением в них полной и актуализированной информации, в том числе:

- об основных гарантиях специалистов;

- о текучести кадров;

- о нормативах штатной численности аппарата мировых судей;

- о судебной статистике;

-о материально-техническом обеспечении судебных участков с указанием необходимых денежных средств на их приобретение.

В первом квартале 2014 года департаментом проведено комплексное обследование состояния помещений судебных участков, требующих ремонта, по следующим направлениям:

-общее состояние помещений и степень их износа;

- повреждения несущих конструкций, представляющих угрозу жизни и здоровью работников судов и участников судопроизводства;

- объем имеющихся в зданиях внешних и внутренних повреждений, нарушений и дефектов;

- отсутствие или систематические перебои в работе систем водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и теплоснабжения, равно как и надлежащий уровень качества предоставления этих услуг;

- отсутствие конструктивных элементов (решеток на окнах, жалюзи, стеллажей);

- состояние дверных и оконных проемов, не обеспечивающих их функциональное назначение.

По результатам обследований помещений судебных участков составлены акты по каждому объекту с указанием их состояния, повреждений, нарушений и дефектов, их объема и количества, ориентировочной стоимости ремонта и обустройства, реконструкции.

Подготовлена информация об очередности планируемых капитальных и текущих ремонтов помещений судебных участков.

После завершения паспортизации судебных участков в 2013 году, которые 2 раза в год актуализируются, проведения комплексного обследования состояния помещений судебных участков, требующих ремонта, в департаменте разработан комплекс мероприятий по материально-техническому обеспечению, который реализуется поэтапно, в том числе и с учетом выделенных лимитов бюджетных обязательств.

Мероприятия предусматривают следующее:

1. Строительство зданий для 42 судебных участков.

В 2013 году для улучшения условий размещения мировых судей области департаментом проработан вопрос строительства легковозводимых зданий для размещения судебных участков области и направлены предложения в Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства области о включении в проект Государственной программы строительства зданий для 42 судебных участков в г. Череповце, г. Вологде, п. Вожеге, с. Нюксенице, г. Никольске, с. Кичменгский Городок, п. Кадуе.

Постановлением Правительства области от 28 октября 2013 года № 1105 утверждена Государственная программа, в которую включено строительство быстровозводимых зданий для 38 судебных участков: в п. Вожеге – в 2017 году, в г. Вологде и г. Череповце – в 2020 году.

16 июня 2014 года в Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства области вновь направлено обращение о включении в Государственную программу Вологодской области строительства быстровозводимых зданий для 4 судебных участков: в с. Нюксенице, г. Никольске, с. Кичменгский Городок, п. Кадуе.


Информация по документу
Читайте также