Расширенный поиск
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 17.06.2016 № 403
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ
ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е О результатах мониторинга правоприменения закона Вологодской области от 25 апреля
2012 года № 2744-ОЗ "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам
Российской Федерации, материально-техническом и финансовом обеспечении оказания
юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях на территории
Вологодской области" Законодательное Собрание
области постановляет: Утвердить прилагаемые результаты
мониторинга правоприменения закона Вологодской
области от
25 апреля 2012 года № 2744-ОЗ "Об оказании бесплатной юридической
помощи гражданам Российской Федерации, материально-техническом и финансовом
обеспечении оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях
на территории Вологодской области". Председатель Законодательного Собрания области Г.Е. Шевцов г. Вологда 17 июня 2016 года № 403 Утверждены постановлением Законодательного Собрания области от 17.06.2016 № 403 Результаты мониторинга правоприменения
закона Вологодской области от 25 апреля 2012
года № 2744-ОЗ "Об оказании бесплатной юридической
помощи гражданам Российской Федерации, материально-техническом и финансовом
обеспечении оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях
на территории Вологодской области" I. Общие положения Мониторинг правоприменения
закона Вологодской области от 25
апреля 2012 года № 2744-ОЗ "Об оказании бесплатной юридической помощи
гражданам Российской Федерации, материально-техническом и финансовом
обеспечении оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях
на территории Вологодской области" (далее также - мониторинг) осуществлен
в соответствии с планом мероприятий Законодательного Собрания области на первое
полугодие 2016 года, утвержденным постановлением
Законодательного Собрания области от 23 декабря 2015 года № 974. Объект мониторинга правоприменения - закон Вологодской области от 25 апреля
2012 года № 2744-ОЗ "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам
Российской Федерации, материально-техническом и финансовом обеспечении оказания
юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях на территории
Вологодской области" (далее - закон области "Об оказании бесплатной юридической
помощи гражданам Российской Федерации, материально-техническом и финансовом
обеспечении оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях
на территории Вологодской
области", закон области № 2744-ОЗ). Субъект мониторинга правоприменения
закона области № 2744-ОЗ - постоянный комитет Законодательного Собрания области по государственно-правовой
деятельности, законности и правам человека (далее - постоянный комитет). Цель мониторинга: проведение комплексного изучения
правового регулирования отношений, связанных с оказанием бесплатной юридической
помощи гражданам Российской Федерации на территории Вологодской области. Период проведения мониторинга: февраль - июнь 2016
года. При проведении мониторинга постоянный комитет
руководствовался Положением о мониторинге правоприменения
нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Вологодской
области, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 25
декабря 2013 года № 988 (далее - Положение о мониторинге). II. Сведения о деятельности постоянного
комитета по проведению мониторинга На основании подпункта 1 пункта 7 и подпункта 1 пункта
11 Положения о мониторинге постоянным комитетом разработан и утвержден план
мероприятий по проведению мониторинга (протокол от 11 февраля 2016 года № 3). В соответствии с планом мероприятий по проведению
мониторинга и принятыми решениями постоянного комитета осуществлены следующие
мероприятия. 1. Совместно с правовым управлением Законодательного
Собрания области проведен анализ законодательства Вологодской области и
законодательства других субъектов Российской Федерации, регулирующих
правоотношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи гражданам
Российской Федерации. 2. Совместно с правовым управлением Законодательного
Собрания области проведен анализ судебной практики по оспариванию региональных
нормативных правовых актов по теме мониторинга. 3. Направлены запросы от 19 февраля 2016 года №
379/16: Губернатору области, в Адвокатскую палату области,
прокуратуру области - о предоставлении имеющейся информации о реализации закона
области № 2744-ОЗ; в управление Министерства юстиции Российской Федерации
по Вологодской области - о проведении повторной правовой экспертизы закона
области № 2744-ОЗ; в Общественную палату Вологодской области
- с просьбой выразить мнение об эффективности законодательства области по теме
мониторинга, о предоставлении при наличии информации об имеющихся в практике
применения вышеуказанного законодательства области проблемах, а также о
предложениях по совершенствованию соответствующего нормативного правового
регулирования; в Молодежный парламент Вологодской области - о
предоставлении (при наличии) информации об имеющихся в практике применения
вышеуказанного законодательства области проблемах, а также предложений по
совершенствованию соответствующего нормативного правового регулирования. 4. Проанализированы ответы Адвокатской палаты
Вологодской области от 9 марта 2016 года № 254, Департамента по обеспечению
деятельности мировых судей Вологодской области от 10 марта 2016 года №
01-12/233, управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской
области от 16 марта 2016 года № 35/02-1399, прокуратуры области от 17 марта
2016 года № 22-20-2016. 5. Проанализирован доклад о деятельности
уполномоченного по правам человека в Вологодской области, соблюдении и защите
прав и свобод человека и гражданина на территории области в 2015 году в части,
касающейся темы мониторинга. 6. Проанализирован публичный доклад о деятельности
Департамента по обеспечению деятельности мировых судей Вологодской области за
2015 год. 7. Проведен анализ проблем, возникающих в ходе правоприменения закона области № 2744-ОЗ, и предложены пути
их решения. 8. Результаты мониторинга рассмотрены на заседании
постоянного комитета. 9. Выработаны предложения по совершенствованию
законодательства области по результатам мониторинга. III. Правовые основы обеспечения
общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования закона
области № 2744-ОЗ Квалифицированная юридическая помощь является одной из
гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина. Согласно части 1 статьи 48 Конституции Российской
Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной
юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь
оказывается бесплатно. Основные гарантии права граждан Российской Федерации
на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи и
организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной
систем бесплатной юридической помощи установлены Федеральным законом от 21
ноября 2011 года № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон № 324-ФЗ). Согласно Федеральному закону № 324-ФЗ: граждане имеют право на получение бесплатной юридической
помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом,
другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть
1 статьи 2); отношения, связанные с оказанием
бесплатной юридической помощи в Российской Федерации в рамках государственной и
негосударственной систем бесплатной юридической помощи, и
организационно-правовое обеспечение реализации права граждан на получение
бесплатной юридической помощи в Российской Федерации в соответствии с
Конституцией Российской Федерации регулируются названным Федеральным законом,
другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3); законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные гарантии
реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи (часть 4
статьи 3). Статьей 12 Федерального закона № 324-ФЗ детализированы
полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в
области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, к ним отнесены: 1) реализация в субъектах Российской Федерации
государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической
помощью; 2) издание законов и иных
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих
дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной
юридической помощи, в том числе расширение перечня категорий граждан, имеющих
право на ее получение, перечня случаев оказания бесплатной юридической помощи,
определение порядка принятия решений об оказании в экстренных случаях
бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации,
и обеспечение их исполнения; 3) определение органа исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, уполномоченного в области обеспечения граждан бесплатной
юридической помощью, и его компетенции; 4) определение органов исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, подведомственных им учреждений и иных организаций,
входящих в государственную систему бесплатной юридической помощи на территории
субъекта Российской Федерации, установление их компетенции, в том числе решение
вопросов об учреждении и обеспечении деятельности государственных юридических
бюро; 5) определение порядка
взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи
на территории субъекта Российской Федерации в пределах полномочий,
установленных Федеральным законом № 324-ФЗ; 6) определение размера и порядка оплаты труда
адвокатов и иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам
в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации
их расходов на оказание бесплатной юридической помощи; 7) оказание в пределах своих полномочий содействия
развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и обеспечение
ее поддержки. IV. Проведение мониторинга Состояние законодательства субъектов
Российской Федерации, регулирующего правоотношения в сфере
оказания гражданам Российской Федерации бесплатной юридической помощи В ходе осуществления мониторинга проведен анализ
законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего сходные с
законом области № 2744-ОЗ правоотношения. Целью анализа являлось выявление несоответствия и
особенностей законов субъектов Российской Федерации, их сравнение, выявление
проблем правоприменения, изучение судебной практики в
указанной сфере. В ходе мониторинга проанализированы нормативные
правовые акты 85 субъектов Российской Федерации, а также судебные акты в рамках
указанной сферы отношений за последние пять лет. Исходя из результатов мониторинга
можно отметить, что все субъекты
Российской Федерации практически единообразно установили правовое регулирование
в данной сфере. Вопрос по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи
законодательно не урегулирован только в городе федерального значения
Севастополе. Из особенностей правового регулирования,
установленного в законах субъектов Российской Федерации, можно выделить
следующее. 1. Участники государственной системы оказания
бесплатной юридической помощи гражданам: в 59 субъектах Российской Федерации основным
участником государственной системы оказания бесплатной юридической помощи
гражданам являются адвокаты, еще в 21 субъекте Российской Федерации наряду с
ними задействованы государственные юридические бюро. Организация
участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической
помощи на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется
адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации; в 4 субъектах РФ основным участником государственной
системы бесплатной юридической помощи определены только государственные
юридические бюро для оказания бесплатной юридической помощи гражданам (на
территории Чеченской Республики, Тамбовской, Пензенской и Самарской областей). На территории Вологодской области оказание бесплатной
юридической помощи осуществляется адвокатами, а также органами исполнительной
власти области и подведомственными им учреждениями. Необходимо отметить, что в законе области координация
деятельности адвокатов в настоящее время не урегулирована. 2. Участие органов местного самоуправления в оказании
гражданам бесплатной юридической помощи: Федеральный закон № 324-ФЗ определил, что органы
местного самоуправления осуществляют отдельные государственные полномочия в
области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью в случае, если
законом субъекта Российской Федерации они наделены такими полномочиями. При изучении законодательства
субъектов Российской Федерации установлено, что в 48 регионах органы местного
самоуправления наделены полномочиями по оказанию бесплатной юридической помощи
в рамках реализации Федерального закона № 324-ФЗ, в том числе и в виде
представления интересов гражданина в судах и иных органах (Белгородская,
Брянская, Воронежская, Ивановская, Костромская, Липецкая, Курганская,
Московская, Орловская, Тамбовская, Тульская, Сахалинская области и другие). В большинстве из 48 регионов Российской Федерации
органы местного самоуправления оказывают юридическую помощь гражданам во всех
видах, в том числе и по дополнительно установленным основаниям. Некоторые субъекты Российской Федерации, такие,
например, как Астраханская и Иркутская области, Карачаево-Черкесская
Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Приморский край, Республика Крым
установили, что органы местного самоуправления в пределах данных им полномочий
оказывают юридическую помощь гражданам только в виде консультирования и
составления правовых документов. В остальных 36 субъектах Российской Федерации
органы местного самоуправления не участвуют в предоставлении такой помощи
гражданам, в том числе согласно действующему законодательству на территории
Вологодской области указанные полномочия органам местного самоуправления также
не переданы. 3. Дополнительные категории граждан, установленные в
субъектах Российской Федерации: Федеральным законом № 324-ФЗ субъектам Российской
Федерации предоставлена возможность расширять по своему усмотрению перечень
категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи. Из сравнительного анализа и опыта субъектов Российской
Федерации следует, что 67 регионов Российской Федерации воспользовались таким
правом, установив порядка 40 дополнительных категорий граждан, имеющих право на
оказание бесплатной юридической помощи: 23 региона: в отношении многодетных родителей; 20 регионов: инвалидов III группы; 13 регионов: ветеранов боевых действий; 13 регионов: пенсионеров; 12 регионов: одиноких родителей; 11 регионов: беременных женщин и женщин, имеющих детей
в возрасте до 3-х лет; 11 регионов: для граждан, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации. В 5-ти регионах (город Санкт-Петербург,
Нижегородская, Ростовская, Псковская и Ульяновская области) внедрена
дополнительная мера социальной поддержки малоимущего населения: бесплатная
юридическая помощь оказывается гражданам, среднедушевой доход семей которых
ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленного в регионе в
соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим
гражданам, доходы которых ниже указанной величины. Кроме того, региональными законами установлены льготы
для добровольных пожарных и граждан, подвергшихся воздействию радиации, для
председателей советов многоквартирных домов, почетных доноров, для ветеранов
труда и лиц без определенного места жительства и т.д. Интересен опыт Московской области, где установлены
отличительные от других регионов категории граждан, которым оказывается
бесплатная юридическая помощь. Так, законом Московской области от 27 июля 2013
года № 97/2013-ОЗ "О предоставлении бесплатной юридической помощи в
Московской области" предусмотрена такая помощь полным кавалерам орденов
Славы и (или) Трудовой Славы, Почетным гражданам Московской области. Еще одной особенностью правового регулирования
является опыт Республики Мордовия и Тверской области. Указанные регионы в
качестве дополнительных категорий граждан, которым может быть оказана
бесплатная юридическая помощь, включили выпускников детских домов,
домов-интернатов (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей) в
возрасте до 23 лет. Данные лица вправе получить бесплатную юридическую помощь
по всем вопросам за исключением вопросов, связанных с предпринимательской
деятельностью. Лидерами по количеству установленных дополнительных
категорий граждан в целях оказания бесплатной юридической помощи являются: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
- 13 дополнительных категорий граждан, Смоленская область - 12 категорий,
Забайкальский край - 11 категорий, Ростовская и Ульяновская области - по 10
категорий. На сегодняшний день 17 субъектов
Российской Федерации не установили своими нормативными правовыми актами
дополнительные категории граждан, которые бы обладали правом на получение
бесплатной юридической помощи (Республика Ингушетия, Республика Калмыкия,
Республика Коми, Московская, Удмуртская, Амурская, Белгородская, Воронежская,
Ивановская, Кемеровская, Орловская, Пензенская, Саратовская, Сахалинская,
Томская и Тюменская области). Необходимо обратить внимание на опыт
Новгородской областной Думы, принявшей помимо базового регионального
нормативного правового акта еще и закон Новгородской области от 8 августа 2011
года № 1023-ОЗ "О дополнительных гарантиях реализации права
несовершеннолетних на получение бесплатной юридической помощи". Указанный закон Новгородской области установил
дополнительные гарантии реализации права на получение бесплатной юридической
помощи для несовершеннолетних, в отношении которых на территории Новгородской
области были совершены действия, посягающие на их половую неприкосновенность и
половую свободу личности. Дополнительное расширение перечня категорий граждан,
имеющих право на получение бесплатной юридической помощи (за рамками
федерального законодательства), Вологодской областью не производилось, а
установленное Федеральным законом № 324-ФЗ право не реализовано. Практика
законотворчества свидетельствует о том, что определенный Федеральным законом №
324-ФЗ перечень категорий и случаев воспринимается как базовый, требующий
расширения с учетом региональных особенностей. 4. Дополнительные случаи оказания гражданам бесплатной
юридической помощи, установленные в субъектах Российской Федерации: правом установить в региональном законодательстве дополнительные
случаи оказания бесплатной юридической помощи воспользовались 19 субъектов
Российской Федерации. В частности: в Московской области помощь оказывается в случае
защиты прав потребителей в части предоставления медицинских услуг, защиты и
обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних детей из многодетных
семей; в Калининградской области - в случае защиты прав
пострадавших участников долевого строительства; в Удмуртской Республике - в случае нарушения
законодательства по обеспечению инвалидов лекарственными препаратами, нарушение
порядка обеспечения ветеранов, инвалидов, многодетных граждан жильем; в Волгоградской области - по жалобам на ошибочность
заполнения списков избирателей. Таким образом, возможностью установления
дополнительных гарантий гражданам в сфере оказания бесплатной помощи
воспользовалось большинство субъектов Российской Федерации. Это свидетельствует
о том, что минимальный список социальных гарантий в Федеральном законе № 324-ФЗ
требует расширения и уточнения в региональном законодательстве с учетом
особенностей развития субъектов Российской Федерации. Актов судебной практики по рассматриваемой теме за
вышеуказанный период не выявлено. Состояние законодательства Вологодской
области в сфере оказания гражданам Российской Федерации бесплатной юридической
помощи В целях реализации требований и норм Федерального
закона № 324-ФЗ принят закон области "Об оказании бесплатной юридической
помощи гражданам Российской Федерации, материально-техническом и финансовом
обеспечении оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях
на территории Вологодской области", которым определены: участники государственной системы бесплатной
юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Вологодской
области (статья 1); виды и случаи оказания бесплатной юридической помощи
органами исполнительной государственной власти области и подведомственными им
учреждениями (статья 2); порядок принятия решения об оказании в экстренных
случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной
жизненной ситуации (статья 3); право адвокатов на участие в государственной системе
бесплатной юридической помощи, условия оплаты их труда и компенсации расходов
(статья 4); перечень документов, необходимых для получения
бесплатной юридической помощи (статья 5); порядок обращения граждан за расчетом среднедушевого
дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) для признания их малоимущими в целях оказания им бесплатной юридической
помощи (статья 51); материально-техническое и финансовое обеспечение
оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях (статья 6). В закон области № 2744-ОЗ трижды вносились изменения: 1) законом области от 30
октября 2012 года № 2893-ОЗ уточнен перечень документов, необходимых для
оказания бесплатной юридической помощи, определен порядок обращения граждан за
расчетом среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) для
признания их малоимущими в целях оказания им
бесплатной юридической помощи; 2) законом области от 6 марта
2014 года № 3291-ОЗ отдельные положения статьи 5 закона области № 2744-ОЗ,
устанавливающей перечень документов, необходимых для оказания бесплатной
юридической помощи, приведены в соответствие с федеральным законодательством; 3) законом области от 4
ноября 2014 года № 3470-ОЗ в базовый закон области внесено одно изменение
технического характера (слова "трудовые пенсии" заменены словами
"страховые пенсии"). Полномочия в области обеспечения граждан бесплатной
юридической помощью между органами государственной власти области,
предусмотренные Федеральным законом № 324-ФЗ, разграничены законом области от 1 марта
2012 года № 2712-ОЗ "О разграничении полномочий в области обеспечения
граждан бесплатной юридической помощью между органами государственной власти
области", в соответствии с которым: - к полномочиям Законодательного Собрания области в
области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью относятся: принятие законов области и осуществление контроля за их исполнением; утверждение областного бюджета в части расходов,
связанных с оказанием гражданам бесплатной юридической помощи; реализация государственной политики в области
обеспечения граждан бесплатной юридической помощью; содействие развитию негосударственной системы
бесплатной юридической помощи и обеспечение ее поддержки на территории области
в пределах своих полномочий; - к полномочиям Правительства области в области
обеспечения граждан бесплатной юридической помощью относятся: реализация государственной политики в области
обеспечения граждан бесплатной юридической помощью; принятие нормативных правовых актов в области
обеспечения граждан бесплатной юридической помощью; определение органа исполнительной государственной
власти области, уполномоченного в области обеспечения граждан бесплатной
юридической помощью, и его компетенции; определение органов исполнительной государственной
власти области, подведомственных им учреждений и иных организаций, входящих в
государственную систему бесплатной юридической помощи на территории Вологодской
области, установление их компетенции, в том числе решение вопросов об
учреждении и обеспечении деятельности государственных юридических бюро; определение порядка создания и деятельности
государственных юридических бюро; определение порядка взаимодействия
участников государственной системы бесплатной юридической помощи на
территории области; определение размера и порядка оплаты труда адвокатов и
иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках
государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их
расходов на оказание бесплатной юридической помощи; содействие развитию негосударственной системы
бесплатной юридической помощи и обеспечение ее поддержки на территории области
в пределах своих полномочий. Правительство Вологодской области в
пределах своих полномочий, установленных законом области от 1 марта
2012 года № 2712-ОЗ "О разграничении полномочий в области обеспечения
граждан бесплатной юридической помощью между органами государственной власти
области", определило постановлением Правительства области от 16 мая
2012 года № 448 "Об утверждении Порядка взаимодействия участников
государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Вологодской
области" орган исполнительной власти области, уполномоченный в области обеспечения граждан бесплатной юридической
помощью на территории Вологодской области, - Департамент по обеспечению
деятельности мировых судей Вологодской области (далее также - Департамент). По обращению постоянного комитета в
рамках Соглашения между управлением Министерства юстиции Российской Федерации
по Вологодской области и Законодательным Собранием Вологодской области о
взаимодействии в сфере обеспечения единства правового пространства, заключенным
6 ноября 2013 года, управление Министерства юстиции Российской Федерации по
Вологодской области провело повторную правовую экспертизу закона области
"Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации,
материально-техническом и финансовом обеспечении оказания юридической помощи адвокатами в
труднодоступных местностях на территории Вологодской области". Согласно информации управления Минюста России по
Вологодской области от 16 марта 2016 года № 35/02-1399 указанный закон области
принят в пределах компетенции законодательного органа Вологодской области,
положений, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному
законодательству, а также коррупциогенных факторов не
содержит. Информация о правоприменительной
практике закона области "Об оказании
бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации,
материально-техническом и финансовом обеспечении оказания юридической помощи
адвокатами в труднодоступных местностях на территории Вологодской области" 1. Участники государственной
системы бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на
территории Вологодской области В соответствии со статьей 15 Федерального закона №
324-ФЗ участниками государственной системы бесплатной юридической помощи
являются: 1) федеральные органы исполнительной власти и
подведомственные им учреждения; 2) органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и подведомственные им учреждения; 3) органы управления государственных внебюджетных
фондов; 4) государственные юридические бюро. Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие
бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом
участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в
порядке, установленном Федеральным законом № 324-ФЗ, другими федеральными
законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно статье 1 закона области № 2744-ОЗ участниками
государственной системы бесплатной юридической помощи гражданам Российской
Федерации на территории Вологодской области являются: 1) органы исполнительной государственной власти
области и подведомственные им учреждения; 2) адвокаты. Постановлением Правительства области от 24
сентября 2014 года № 844 определены органы исполнительной государственной
власти области, подведомственные им учреждения, входящие в государственную
систему бесплатной юридической помощи на территории Вологодской области. Всего
таких органов исполнительной государственной власти области - 29. Адвокатской палатой Вологодской
области (далее - Адвокатская палата) сформирован список адвокатов Вологодской
области, участвующих в оказании бесплатной юридической помощи, который размещен
на ее официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет" (www.advokat35.ru). По состоянию на 3 марта 2016 года в указанный список включено 78
адвокатов из различных районов Вологодской области (по информации Адвокатской
палаты от 9 марта 2016 года № 254). После проведения анализа положений и практики
применения закона области № 2744-ОЗ прокуратурой области предложено, в целях
совершенствования нормативного правового регулирования рассмотреть
целесообразность наделения органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями в области обеспечения гарантий права граждан на
получение бесплатной юридической помощи (письмо от 17 марта 2016 года №
22-20-2016). Учитывая, что органы местного
самоуправления фактически осуществляют деятельность по предоставлению гражданам
Российской Федерации бесплатной юридической помощи, о чем свидетельствуют
положения постановления Правительства области от 24 сентября 2014 года № 844 и
информация, содержащаяся в публичном докладе Департамента за 2015 год,
постоянный комитет положительно оценивает вышеуказанное предложение прокуратуры
области и считает, что законодательное наделение органов местного
самоуправления полномочием по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи будет служить целям принятия
Федерального закона № 324-ФЗ, а именно созданию условий для осуществления прав
и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышению уровня социальной
защищенности, а также обеспечению доступа граждан к правосудию. 2. Оказание бесплатной
юридической помощи органами исполнительной государственной власти области и
подведомственными им учреждениями 1. В соответствии со статьей 6 Федерального закона №
324-ФЗ бесплатная юридическая помощь осуществляется в виде: 1) правового консультирования в устной и письменной
форме; 2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других
документов правового характера; 3) представления интересов гражданина в судах,
государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке,
которые установлены данным Федеральным законом, другими федеральными законами и
законами субъектов Российской Федерации. Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных
не запрещенных законодательством Российской Федерации видах. Статьей 2 закона области № 2744-ОЗ установлено, что
органами исполнительной государственной власти области и подведомственными им
учреждениями, входящими в государственную систему бесплатной юридической
помощи, оказывается бесплатная юридическая помощь в виде: 1) правового консультирования в устной и письменной
форме по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан; 2) составления заявлений, жалоб,
ходатайств и других документов правового характера гражданам, нуждающимся в
социальной поддержке и социальной защите, в соответствии с перечнем категорий,
установленных статьей 20 Федерального закона "О бесплатной юридической
помощи в Российской Федерации", в случаях возмещения вреда, причиненного
смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой
деятельностью; назначения,
перерасчета и взыскания страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и
по случаю потери кормильца, пособий в связи с трудовым увечьем или
профессиональным заболеванием в порядке, предусмотренном законодательством Российской
Федерации для рассмотрения обращений граждан. В соответствии с постановлением
Правительства области от 16 мая
2012 года № 448 "Об утверждении Порядка взаимодействия участников
государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Вологодской
области" органы исполнительной государственной власти области, входящие в
государственную систему бесплатной юридической помощи на территории области, а
также территориальные органы федеральных органов исполнительной государственной
власти на территории Вологодской области ежеквартально по утвержденной форме в
письменной и электронной форме
направляют в Департамент по обеспечению деятельности мировых судей области
отчеты о предоставлении гражданам Российской Федерации бесплатной юридической
помощи на территории области (с учетом данных, представленных подведомственными
им учреждениями). Департамент ежеквартально на
основании представленных отчетов формирует сводный отчет о предоставлении
гражданам Российской Федерации бесплатной юридической помощи на территории
области, который публикует на своем официальном сайте в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Департаментом также сообщено, что
за 12 месяцев 2015 года на территории области бесплатная юридическая помощь
оказана 29 274 гражданам, из них органами исполнительной государственной власти
области и подведомственными им учреждениями - 4 955 гражданам. Основная тематика обращений граждан за оказанием
бесплатной юридической помощи в органы власти: - алиментные обязательства; - оказание коммунальных услуг; - вопросы назначения и выплаты пособий на детей; - обжалование решений судов, надзорных органов; - имущественные споры; - содержание, техническое обслуживание и ремонт
жилищного фонда: управление многоквартирными домами (способы управления; выбор
управления); процедура установления размера платы за содержание и ремонт общего
имущества многоквартирного дома, порядок расчета платы за коммунальные услуги. В соответствии с постановлением Губернатора области от
10 июня 2014 года № 197 создан Координационный совет по вопросам оказания
бесплатной юридической помощи на территории области. Основными задачами
Координационного совета являются организация взаимодействия органов
исполнительной государственной власти области, территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти по Вологодской области, органов местного
самоуправления, иных органов и организаций по вопросам организации обеспечения
граждан бесплатной юридической помощью, организации правового информирования и
правового просвещения населения. В поступившей информации прокуратуры области отмечено,
что пункт 2 части 2 статьи 2 закона области № 2744-ОЗ предусматривает
положение, в соответствии с которым составление заявлений, жалоб, ходатайств и
других документов правового характера гражданам, нуждающимся в социальной
поддержке и социальной защите, осуществляется в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан.
Вместе с тем, порядок рассмотрения обращений граждан не позволяет в полной мере
регламентировать деятельность должностных лиц при составлении заявлений, жалоб,
ходатайств и других документов правового характера. В связи с этим прокуратурой
области предложено рассмотреть возможность урегулирования порядка оказания
юридической помощи в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других
документов. 2. Пунктом 2 части 1 статьи 12
Федерального закона № 324-ФЗ к полномочиям органов государственной власти
субъектов Российской Федерации отнесено издание законов и иных нормативных правовых
актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные гарантии
реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, в том
числе определение порядка принятия решений об оказании в экстренных случаях
бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной
ситуации, и обеспечение их исполнения. Порядок принятия решения об оказании в экстренных
случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной
жизненной ситуации, установлен статьей 3 закона области № 2744-ОЗ. В соответствии с указанной статьей
органы исполнительной государственной власти области и подведомственные им
учреждения, входящие в государственную систему оказания бесплатной юридической
помощи, оказывают бесплатную юридическую помощь на территории Вологодской
области в экстренных случаях гражданам, оказавшимся в трудной жизненной
ситуации вследствие стихийного бедствия, пожара, террористического акта, в виде
правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся
к их компетенции. Для оказания бесплатной юридической помощи указанные
лица представляют письменное заявление с указанием вида необходимой юридической
помощи (за исключением случаев оказания юридической помощи в виде правового
консультирования в устной форме), документы, подтверждающие их нахождение в
трудной жизненной ситуации, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность
гражданина Российской Федерации. Органы исполнительной государственной власти
области и подведомственные им учреждения оказывают бесплатную юридическую
помощь в срок не более трех рабочих дней со дня обращения гражданина. Согласно публичному докладу о
результатах деятельности Департамента по обеспечению деятельности мировых судей
области за 2015 год в октябре отчетного года Департаментом подготовлен
информационный материал, содержащий телефоны "горячих линий" органов
исполнительной государственной власти области, по которым граждане, оказавшиеся
в трудной жизненной ситуации, могут получить бесплатную юридическую помощь,
который опубликован в областной газете "Красный Север", размещен на
всех сайтах органов исполнительной государственной власти области в сети "Интернет". 3.
Оказание бесплатной юридической помощи адвокатами В соответствии со статьей 4 закона области № 2744-ОЗ
адвокаты наделены правом участвовать в государственной
системе бесплатной юридической помощи. Адвокаты оказывают бесплатную
юридическую помощь в соответствии с федеральным и областным законодательством. Решением Совета Адвокатской палаты от 14 ноября 2012
года утвержден Порядок оказания адвокатами Адвокатской палаты Вологодской
области бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на
территории Вологодской области. Адвокатской палатой Вологодской области: - совместно с Департаментом по обеспечению
деятельности мировых судей области с сентября 2014 года организовано дежурство
адвокатов по вопросам бесплатной юридической помощи в г. Вологде и в г.
Череповце; - заключено соглашение об оказании бесплатной
юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы
бесплатной юридической помощи, с Департаментом по обеспечению деятельности
мировых судей области на 2016 год. Список адвокатов, участвующих в
оказании бесплатной юридической помощи, и график дежурств адвокатов по вопросам
бесплатной юридической помощи гражданам в г. Вологде и в г. Череповце
опубликованы на информационном сайте Адвокатской палаты. Со второй половины августа 2014 года организовано
дежурство адвокатов по оказанию бесплатной юридической помощи на безвозмездной
основе в Региональных общественных приемных партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в
г. Вологде и г. Череповце, с периодичностью - один раз в неделю. За 2015 год
бесплатная юридическая помощь оказана 68 гражданам (из публичного доклада о
деятельности Департамента за 2015 год). Советом Адвокатской палаты планируется установить
ежедневные дежурства адвокатов в Вологодской региональной Общественной приемной
партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и в общественных приемных главы города Вологды
(из информации Адвокатской палаты). Совет Адвокатской палаты активно сотрудничает с
Департаментом в сфере оказания бесплатной юридической помощи и Управлением
Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области. Представители
Совета участвуют в созданном при Правительстве Вологодской области
Координационном совете. Согласно закону области № 2744-ОЗ адвокаты,
участвующие в оказании бесплатной юридической помощи, имеют право на оплату
труда за счет средств областного бюджета в зависимости от видов бесплатной
юридической помощи (часть 3 статьи 4). Адвокатам компенсируются расходы, связанные с выездом
к гражданам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно
передвигаться, содержатся под стражей или в учреждении системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (часть 4 статьи 4). Размер и порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих
бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы
бесплатной юридической помощи, и порядок компенсации их расходов на оказание
бесплатной юридической помощи устанавливаются Правительством области (часть 5
статьи 4). Во исполнение закона области №
2744-ОЗ принято постановление Правительства области от 21 мая
2012 года № 472 "Об утверждении размера и порядка оплаты труда
адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках
государственной системы бесплатной юридической помощи, и порядка компенсации их
расходов на оказание бесплатной юридической помощи, материально-технического и
финансового обеспечения оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных
местностях" (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 2 Порядка Департамент
осуществляет компенсационные выплаты адвокатам за оказание бесплатной
юридической помощи гражданам на основании заявления адвоката с приложением
документов - копии соглашения об оказании юридической помощи, акта приемки
услуг (юридической помощи) гражданином, которому они оказаны, с указанием их
видов, счета на оплату оказанных юридических услуг. По информации Департамента за оказание бесплатной
юридической помощи адвокатам из средств областного бюджета выплачено: в 2012
году - 9 900,00 рублей, в 2013 году -3 300,00 рублей, в 2014 году - 19 650,00
рублей, в 2015 году - 42 209,50 рублей. Проблем при применении закона области №
2744-ОЗ и Порядка на практике не возникало. Вместе с тем Адвокатской палатой в своей информации
отмечено, что отсутствие конкретного списка требований к документам,
предъявляемым адвокатами в Департамент по обеспечению деятельности мировых
судей области для оплаты их работы, вызывает трудности при применении
законодательства в области оказания бесплатной юридической помощи. На практике
часто встречаются случаи отказа в оплате за проделанную адвокатом работу. 4. Перечень документов, необходимых для получения
бесплатной юридической помощи Статьей 5 закона области № 2744-ОЗ установлен перечень
документов, необходимых для получения бесплатной юридической помощи: 1) в виде правового консультирования в устной и
письменной форме оказываемого органами исполнительной государственной власти
области и подведомственными им учреждениями: заявление об оказании бесплатной юридической помощи с
указанием вида необходимой юридической помощи (за исключением случаев оказания
юридической помощи в виде правового консультирования в устной форме); документ, удостоверяющий личность гражданина
Российской Федерации (при личном приеме граждан); 2) в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и
других документов правового характера, оказываемого органами исполнительной
государственной власти области и подведомственными им учреждениями, а также для
оказания гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите и
имеющим право на бесплатную юридическую помощь адвокатами: заявление об оказании бесплатной юридической помощи с
указанием вида необходимой юридической помощи; документ, удостоверяющий личность гражданина
Российской Федерации; документ, подтверждающий отнесение заявителя к одной
из категорий граждан, предусмотренных статьей 20 Федерального закона "О
бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". Адвокатской палатой сообщено, что имеются сложности,
связанные с установленным вышеуказанным перечнем документов. По сведениям,
сообщенным адвокатами Вологодской области, большая часть граждан, обратившихся
к адвокатам, отказывается от получения бесплатной юридической помощи при
объявлении им адвокатами списка документов, которые необходимо представить ему
для подтверждения права на бесплатную юридическую помощь. Рассмотрев данную информацию Адвокатской палаты,
постоянный комитет отмечает, что установленный законом области № 2744-ОЗ
перечень документов соотносится с требованиями, предъявляемыми Федеральным
законом № 324-ФЗ, и является минимально необходимым для реализации участниками
государственной системы бесплатной юридической помощи возложенных на них
полномочий. 5. Порядок обращения граждан за расчетом
среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) для признания их малоимущими в целях оказания им бесплатной юридической
помощи В соответствии со статьей 51 закона области № 2744-ОЗ
порядок обращения граждан за расчетом среднедушевого дохода семьи (одиноко
проживающего гражданина) для признания их малоимущими в целях оказания им
бесплатной юридической помощи устанавливается Правительством области. Расчет среднедушевого дохода семьи
(одиноко проживающего гражданина) для признания их малоимущими в целях оказания
им бесплатной юридической помощи осуществляется в порядке, установленном
Федеральным законом от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ "О порядке учета доходов
и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина
для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной
помощи". Определение величины прожиточного
минимума семьи (одиноко проживающего гражданина) для признания их малоимущими в
целях оказания им бесплатной юридической помощи осуществляется в порядке,
установленном в законе области от 1 марта
2005 года № 1236-ОЗ "О государственной социальной помощи в Вологодской
области" для определения величины прожиточного минимума семьи (одиноко
проживающего гражданина) в целях оказания государственной социальной помощи. В целях реализации закона области № 2744-ОЗ
Правительством области утвержден Порядок обращения граждан за расчетом
среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) для признания их малоимущими в целях оказания им бесплатной юридической
помощи (постановление от 17 декабря 2012 года № 1504). 6. Материально-техническое и финансовое обеспечение
оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях В соответствии со статьей 6 закона области № 2744-03
материально-техническое и финансовое обеспечение оказания юридической помощи
адвокатами в труднодоступных местностях осуществляется за счет средств
областного бюджета в порядке, установленном Правительством области. Перечень
труднодоступных местностей на территории области устанавливается Правительством
области. В целях реализации указанной нормы областного закона
Правительством области принято постановление от 26
февраля 2006 года № 180 "Об утверждении Перечня труднодоступных
местностей на территории области для оказания юридической помощи гражданам
Российской Федерации". Департаментом по обеспечению деятельности мировых
судей области сообщено, что в связи с принятием в 2015 году ряда законов
области о преобразовании некоторых муниципальных образований муниципальных
районов области Департаментом запланирована работа по приведению указанного
постановления Правительства области в соответствие с принятыми законами
области. Предложения по совершенствованию
законодательства области в сфере оказания гражданам бесплатной
юридической помощи Адвокатской палатой Вологодской области в своей
информации отмечено, что большое количество российских граждан не подпадают под
действие Федерального закона № 324-ФЗ и при этом не имеют возможности заключить
с адвокатами соглашение на платной основе, что вызывает трудности у таких
граждан в получении правовой помощи по интересующим их вопросам. Вместе с тем
категории таких граждан Адвокатской палатой не указаны. Уполномоченным по правам человека в
Вологодской области О.А. Димони в докладе о своей
деятельности, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина на
территории области в 2015 году рекомендовано Законодательному Собранию области
рассмотреть вопрос о внесении изменений в закон области № 2744-ОЗ в части
включения в категорию лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической
помощи, лиц из числа детей-сирот,
старше 23 лет по вопросу, связанному с обеспечением и защитой их права на
жилье. В Публичном докладе о деятельности Департамента по
обеспечению деятельности мировых судей области за 2015 год отмечено, что по
предложениям органов исполнительной государственной власти Департаментом
проводятся мероприятия по внесению изменений в закон области № 2744-ОЗ по
увеличению количества категорий граждан, которые имеют право на получение
бесплатной юридической помощи: - одинокие и многодетные родители, члены их семей; - граждане, зарегистрированных в органах службы
занятости в качестве безработных; - участники ликвидации последствий катастрофы на
Чернобыльской АЭС; - граждане, получившие временное убежище на территории
Вологодской области. Постоянный комитет, проанализировав указанную
информацию, считает целесообразным установить в законе области № 2744-ОЗ
дополнительные категории граждан, имеющих право на получение бесплатной
юридической помощи. Учитывая, что Департаментом по
обеспечению деятельности мировых судей области уже проводятся мероприятия по
данному вопросу, предложение уполномоченного по правам человека в Вологодской
области по включению в категорию лиц, имеющих право на получение бесплатной
юридической помощи, лиц из числа детей-сирот, старше 23 лет по вопросу,
связанному с обеспечением и защитой их права на жилье, целесообразно
рассмотреть в рамках проводимой работы. V. Результаты проведения мониторинга По результатам проведения
мониторинга правоприменения закона Вологодской
области от 25 апреля 2012 года № 2744-ОЗ "Об оказании бесплатной
юридической помощи гражданам Российской Федерации, материально-техническом и
финансовом обеспечении оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных
местностях на территории Вологодской области" постоянный комитет по
государственно-правовой деятельности, законности и правам человека отмечает
следующее. Закон области № 2744-ОЗ принят в пределах полномочий,
предоставленных законодательному (представительному) органу государственной
власти субъекта Российской Федерации федеральным законодательством. В ходе проведения мониторинга правоприменения закона области № 2744-ОЗ
противоречий федеральному законодательству не выявлено. Все положения
указанного закона области реализуются в полном объеме. Закон области № 2744-ОЗ
не дублирует иные нормативные правовые акты, востребован в применении на
практике, не содержит норм, фактически не действующих либо допускающих
возможность неоднозначного толкования и применения, а также не содержит коррупциогенных факторов. В целях совершенствования законодательства области и устранения выявленных в ходе мониторинга недостатков
правового регулирования общественных отношений в сфере оказания гражданам
бесплатной юридической помощи постоянный комитет считает необходимым предложить
Правительству области: 1) рассмотреть возможность подготовки проекта закона
области о внесении изменений в закон области № 2744-ОЗ, предусматривающего
наделение органов местного самоуправления отдельными государственными
полномочиями в области обеспечения гарантий права граждан на получение
бесплатной юридической помощи; 2) рассмотреть возможность урегулирования порядка
оказания юридической помощи в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и
других правовых документов; 3) установить требования к документам, предъявляемым
адвокатами в Департамент по обеспечению деятельности мировых судей области для
оплаты их работы; 4) ускорить подготовку и внесение в
Законодательное Собрание области проекта закона области о внесении изменений в
закон области № 2744-ОЗ в части установления дополнительных категорий граждан,
имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и рассмотреть
возможность включения в данный перечень лиц из числа детей-сирот, старше 23 лет
по вопросу, связанному с обеспечением и защитой их права на жилье. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|