Расширенный поиск
Постановление Правительства Вологодской области от 05.08.2013 № 803
ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Утратило силу с 1 января 2017 года - Постановление Правительства
Вологодской области от 19.12.2016 № 1149
От 05.08.2013 N 803
г. Вологда
О Стратегии развития имущественного
комплекса Вологодской области до 2020 года
(В редакции Постановления Правительства Вологодской области
от 11.07.2016 № 609)
В соответствии с законом области от 30 сентября 2010 года N 2369-ОЗ "О стратегическом планировании социально-экономического развития Вологодской области", Стратегией социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства области от 28 июня 2010 года N 739, и во
исполнение постановления Губернатора области от 12 июля 2007 года N 226 "О разработке Стратегий развития отраслей до 2020 года" Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемую Стратегию развития имущественного комплекса Вологодской области до 2020 года. 2. Департаменту имущественных отношений области (Л.В. Балаева) принять меры по реализации Стратегии развития имущественного комплекса Вологодской области до 2020 года. 3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя
Губернатора области, полномочного представителя Губернатора области и
Правительства области в Законодательном Собрании области Э.Н. Зайнака. (В редакции Постановления Правительства Вологодской области
от 11.07.2016 № 609)
Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 1 апреля. Справку об исполнении постановления представить к 1 апреля 2021 года. 4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Губернатор области О.А. Кувшинников Одобрена постановлением Правительства области от 05.08.2013 N 803 СТРАТЕГИЯ развития имущественного комплекса Вологодской области до 2020 года Введение
Стратегия развития имущественного комплекса Вологодской области до 2020 года (далее – Стратегия) основывается на принципах создания эффективной системы управления собственностью области и формирования состава имущественного комплекса области, достаточного для выполнения
функций органов власти области с учетом обеспечения экономической основы их деятельности. Стратегия определяет основные цели, задачи и направления реализации государственной политики в сфере управления государственным имуществом и земельными ресурсами в отношении имущества и земельных участков, находящихся в собственности области. Стратегия содержит анализ ситуации за предшествующий период (2008-2012 годы), оценку состояния имущественного комплекса области, проблемы и возможные сценарии инновационного и инерционного развития. Исходя из определенных Стратегией целей, задач и направлений развития имущественного комплекса области на территории Вологодской области установлен механизм ее реализации, приведены ожидаемые результаты, на достижение которых и направлена разработанная Стратегия. 1. Анализ ситуации за предшествующий период
В процессе управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности, одним из важных вопросов является разработка нормативной правовой базы области, соответствующей федеральному законодательству, отвечающей современным требованиям, учитывающей происходящие экономические изменения в обществе. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 184-ФЗ) законы и иные нормативные правовые акты области в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности области, приведены в соответствие с федеральными нормативными правовыми актами. В 2011-2012 годах осуществлен мониторинг правоприменения нормативных правовых актов, принятых до 2009 года (до введения обязательной антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов), в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности области, по результатам которого актуализирована соответствующая нормативная правовая база, устранены имеющиеся коллизии, коррупциогенные факторы. Таким образом, на начало 2013 года создана нормативная правовая база, достаточная для принятия управленческих решений по вопросам распоряжения объектами, находящимися в собственности области, в том числе земельными участками, и осуществления от имени области полномочий собственника имущества в отношении государственных предприятий области и государственных учреждений области. Основные законодательные положения, регламентирующие состав собственности субъектов Российской Федерации, сформированы в Федеральном законе N 184-ФЗ и предусматривают, что в собственности Вологодской области как субъекта Российской Федерации может находиться имущество для обеспечения: осуществления полномочий, указанных в статьях 262, 263, 263.1 Федерального закона N 184-ФЗ; осуществления полномочий, указанных в пунктах 7 и 8 статьи 263 Федерального закона N 184-ФЗ, в случаях, установленных федеральными законами; деятельности органов государственной власти области, государственных гражданских служащих области, работников государственных унитарных предприятий области и работников государственных учреждений области в соответствии с законами области; выполнения полномочий, право осуществления, которых предоставлено
органам государственной власти области федеральными законами. Созданная нормативная правовая база позволяет решать большинство первоочередных задач по учету и мониторингу имущества области. В соответствии с законом области от 9 июня 2002 года N 797-ОЗ «О Реестре собственности Вологодской области» ведется Реестр собственности области (далее – Реестр). Порядок ведения Реестра определен постановлением Правительства области от 16 апреля 2012 года N 350. В Реестре учтено имущество казны области и имущество, закрепленное за государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями. Показатели Реестра, состав и стоимость имущества области, внесенного в Реестр, приведены в приложениях 1, 2 к настоящей Стратегии. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» непрерывно осуществляются действия по обеспечению государственной регистрации права собственности области на объекты недвижимости и земельные участки (показатели приведены в таблице 1). Таблица 1 Количество объектов недвижимости, земельных участков, в отношении
которых осуществлена государственная регистрация права собственности области |—————————————————————————-|————————————|————————————|—————————————|————————————|—————————————| |Количество |2008 |2009 |2010 |2011 |2012 | |—————————————————————————-|————————————|————————————|—————————————|————————————|—————————————| |Объекты недвижимости, |848/370 002 |921/320 128 |1480/245 965 |669/180 924 |604/334 816 | |шт./кв. м | | | | | | |—————————————————————————-|————————————|————————————|—————————————|————————————|—————————————| |Земельные участки, шт./га |214/1 549,1 |146/420,8 |567/3 438,7 |650/4 730,3 |912/11 142,6 | |—————————————————————————-|————————————|————————————|—————————————|————————————|—————————————| Состав и стоимость имущества области не являются постоянными величинами, и изменяются, в первую очередь, в связи с тем, что поскольку имущество, находящееся в собственности соответствующих публично-правовых образований, предназначено для осуществления органами публичной власти в рамках их полномочий функций государства,
то процесс перераспределения имущества в связи с разграничением полномочий является постоянным и направлен на эффективное управление собственностью области. Из приведенных ниже таблиц 2 и 3 видно, что в ходе процесса разграничения полномочий между Российской Федерацией, Вологодской областью и муниципальными образованиями области передача имущества (имущественных комплексов) осуществляется как в собственность области
из федеральной собственности и муниципальной собственности муниципальных образований области, так и из областной собственности в
федеральную и муниципальную собственность. Таблица 2 Количество принятых объектов в собственность области |—————|—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| |Год |Принято в собственность области | | |—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| |из федеральной собственности |из муниципальной собственности | | |——————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————|
| |недвижимое |движимое |земельные |недвижимое |движимое |земельные | | |имущество, шт. |имущество, |участки |имущество, шт. |имущество, |участки | | | |шт. |шт./га | |шт. |шт./га | |—————|———————————————|———————————|——————————|——————————————-|———————————|——————————| |2008 |293 |2 399 |- |20 |2300 |- | |—————|———————————————|———————————|——————————|——————————————-|———————————|——————————| |2009 |18 |214 |- |91 |1592 |- | |—————|———————————————|———————————|——————————|——————————————-|———————————|——————————| |2010 |7 |634 140 |- |109 |351 |- | |—————|———————————————|———————————|——————————|——————————————-|———————————|——————————| |2011 |0 |5 431 |- |47 |20 758 |69/27,1 | |—————|———————————————|———————————|——————————|——————————————-|———————————|——————————| |2012 |76 |171 842 |20/60,3 |980 |94 500 |183/106,7 | |—————|———————————————|———————————|——————————|——————————————-|———————————|——————————| Таблица 3 Количество объектов, переданных из собственности области |—————|—————————————————————————————————————————————————————————————————————| |Год |Передано из собственности области | | | | | |—————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| |в федеральную собственность |в муниципальную собственность | | |——————————————————————————————————|——————————————————————————————————|
| |недвижимое |движимое |земельные |недвижимое |движимое |земельные | | |имущество, |имущество, |участки |имущество, |имущество, |участки | | |шт. |шт. |шт./га |шт. |шт. |шт./га | |—————|———————————|———————————|——————————|———————————|———————————|——————————| |2008 |0 |0 |- |52 |0 |- | |—————|———————————|———————————|——————————|———————————|———————————|——————————| |2009 |0 |0 |- |102 |137 |- | |—————|———————————|———————————|——————————|———————————|———————————|——————————| |2010 |1 |39 |- |247 |543 |2/0,2 | |—————|———————————|———————————|——————————|———————————|———————————|——————————| |2011 |36 |342 |- |27 |2 |9/13,6 | |—————|———————————|———————————|——————————|———————————|———————————|——————————| |2012 |4 |2 639 |- |43 |- |12/3,0 | |—————|———————————|———————————|——————————|———————————|———————————|——————————| В предшествующий период продолжался процесс оптимизации состава и
структуры имущества области, в том числе находящегося в оперативном управлении органов государственной власти области и государственных учреждений. Динамика стоимости имущества и количества органов законодательной
и исполнительной государственной власти области приведена в таблице 4. Таблица 4 Стоимость имущества органов законодательной и исполнительной государственной власти области и их количество |——————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————| |Показатель |По состоянию на: | | |———————————————————————————————————————————————————————————|
| |01.01.2009 |01.01.2010 |01.01.2011 |01.01.2012 |01.01.2013 |
|——————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| |Стоимость имущества, |49 436,5 |50 282,0 |49 075,8 |50 508,8 |7 948,2 | |закрепленного за органами | | | | | | |законодательной и | | | | | | |исполнительной | | | | | | |государственной власти | | | | | | |области, млн. руб. | | | | | | |——————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| |Количество органов |39 |41 |39 |39 |39 | |законодательной и | | | | | | |исполнительной | | | | | | |государственной власти | | | | | | |области, ед. | | | | | | |——————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| Уменьшение стоимости имущества органов законодательной и исполнительной государственной власти области обусловлено передачей непрофильных функций по материально-техническому обеспечению органов исполнительной государственной власти области бюджетным учреждениям. Динамика стоимости имущества и количества государственных учреждений области приведена в таблице 5. Таблица 5 Стоимость имущества государственных учреждений области и их количество |——————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————| |Показатель |По состоянию на: | | |———————————————————————————————————————————————————————————|
| |01.01.2009 |01.01.2010 |01.01.2011 |01.01.2012 |01.01.2013 |
|——————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| |Стоимость имущества, |6370,1 |8204,5 |10092,5 |9674,8 |56462,5 | |закрепленного за | | | | | | |государственными учреждениями | | | | | | |области, млн. руб. | | | | | | |——————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| |Количество государственных |278 |283 |268 |261 |314 | |учреждений области, ед. | | | | | | |——————————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| Из приведенной таблицы видно, что число государственных учреждений к 2012 году было сокращено в связи с проводимой Правительством области политикой оптимизации бюджетного сектора экономики, в первую очередь в системе образования. В 2012 году наметившаяся тенденция к сокращению государственных учреждений изменилась в связи с передачей дополнительных полномочий с
федерального и муниципального уровней на уровень субъектов Российской
Федерации. В результате в собственность области приняты 68 государственных учреждений, в том числе: из федеральной собственности – 5 (в сфере образования и защиты животного мира) из муниципальной собственности – 63 (в сфере здравоохранения).
Передача дополнительных полномочий на уровень субъекта Российской
Федерации влечет за собой передачу имущества и рост количества государственных учреждений. Это нашло отражение в данных таблицы 2 (в
2012 году значительно увеличилось количество передаваемого в собственность области имущества) и таблицы 5 (соответствующий рост количества государственных учреждений). В области действуют унитарные предприятия, имущество которых находится в собственности области и принадлежит им на праве хозяйственного ведения. В своей хозяйственной деятельности унитарные предприятия самостоятельны. Динамика стоимости имущества и количества государственных предприятий (ГУП) по отраслям приведена в таблице 6. Таблица 6 Стоимость имущества государственных предприятий области и их количество (в разрезе отраслей народного хозяйства) |—————|———————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————| |N |Показатель |По состоянию на | |п/п | | | | | |———————————————————————————————————————————————————————————| | | |01.01.2009 |01.01.2010 |01.01.2011 |01.01.2012 |01.01.2013 | |—————|———————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| |1. |Стоимость имущества ГУПов, |5 012,7 |6 527,6 |7 817,5 |8 925,7 |8 388,4 | | |млн. руб. | | | | | | |—————|———————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| |2. |Число ГУПов области, ед., |22 |21 |21 |19 |16 | | |в том числе по отраслям: | | | | | | |—————|———————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| |2.1. |Коммунальная энергетика |7 |7 |7 |7 |5 | |—————|———————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| |2.2. |Строительство |1 |1 |1 |1 |2 | |—————|———————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| |2.3. |Здравоохранение |3 |3 |4 |4 |3 | |—————|———————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| |2.4. |Транспорт |4 |4 |3 |2 |2 | |—————|———————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| |2.5. |Сельское хозяйство |2 |1 |1 |1 |1 | |—————|———————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| |2.6. |Иные |5 |5 |5 |4 |3 | |—————|———————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| Из приведенной таблицы видно, что число государственных предприятий сокращается. Тенденция к сокращению количества государственных предприятий обусловлена тем, что необходимым условием
деятельности публичных хозяйствующих субъектов является соответствие предмета их деятельности задачам и полномочиям соответствующего уровня публичной власти. Ограничением является также и недопустимость сохранения унитарных предприятий в тех сферах, где существуют и работают частные предприятия в целях соблюдения принципа вмешательства публичной власти в хозяйственную деятельность только тогда, когда решение стоящих перед властью задач не достигается силами частных хозяйствующих субъектов. За период 2009-2013 годов ликвидировано четыре неэффективно работающих государственных предприятия области и одно предприятие преобразовано в автономное учреждение. Кроме того, два предприятия коммунальной энергетики преобразованы
в акционерные общества и в отношении двух предприятий запланирована приватизация. Имущество области, не закрепленное за государственными предприятиями области на праве хозяйственного ведения и учреждениями области на праве оперативного управления, составляет казну области. Динамика стоимости имущества, составляющего казну области, и условия его использования приведены в таблице 7.
Таблица 7 Стоимость имущества, составляющего казну области |——————|—————————————|————————————————-|———————————————————————————————————————————————————————————| |N п/п |По состоянию |Общая балансовая |в том числе имущество казны области, | | |на: |стоимость | тыс. руб. | | | |имущества, | | | | |составляющего | | | | |казну области, | | | | |тыс. руб. | | | | | |———————————————————————————————————————————————————————————| | | | |используемое |используемое |используемое |свободное | | | | |муниципальными |на условиях |на условиях |от прав | | | | |организациями |договоров |договора |третьих лиц | | | | |для выполнения |безвозмездного |аренды | | | | | |отдельных |пользования | | | | | | |государственных | | | | | | | |полномочий | | | | |——————|—————————————|————————————————-|————————————————|———————————————|—————————————|————————————| |1. |01.01.2009 |3 686 511,60 |741 943,80 |2 606 130,30 |331 099,00 |7 338,50 | |——————|—————————————|————————————————-|————————————————|———————————————|—————————————|————————————| |2. |01.01.2010 |3 953 731,63 |672 698,71 |2 670 391,72 |284 414,30 |326 226,90 | |——————|—————————————|————————————————-|————————————————|———————————————|—————————————|————————————| |3. |01.01.2011 |2 670 472,18 |823 995,66 |1268735,98 |333 909,54 |243 831,00 | |——————|—————————————|————————————————-|————————————————|———————————————|—————————————|————————————| |4. |01.01.2012 |2 881 410,48 |835 944,03 |1 613 423,76 |317 526,72 |114 515,97 | |——————|—————————————|————————————————-|————————————————|———————————————|—————————————|————————————| |5. |01.01.2013 |3 335 822,83 |1 223 122,80 |1 852 861,07 |157 321,65 |102 517,31 | |——————|—————————————|————————————————-|————————————————|———————————————|—————————————|————————————| Имущество, составляющее казну области, используется:
муниципальными организациями для выполнения отдельных государственных полномочий области на условиях договоров владения и пользования областным имуществом; организациями иной формы собственности или физическими лицами на условиях договоров аренды или безвозмездного пользования. Состав имущества казны области (количество, наименование), используемого муниципальными организациями для выполнения отдельных государственных полномочий области, зависит от того, какими государственными полномочиями наделены органы местного самоуправления. Так, в 2012 году органы местного самоуправления области, кроме государственных полномочий в сфере образования и социальной защиты населения, были дополнительно наделены полномочиями в сфере здравоохранения. Это привело к увеличению общей стоимости имущества, составляющего казну области, используемого по договорам владения и пользования (данные таблицы 7). На условиях договоров безвозмездного пользования имущество используется, в основном, федеральными или муниципальными организациями для выполнения своих полномочий. Такое имущество, как правило, в дальнейшем передается в собственность Российской Федерации
или муниципальную собственность в рамках разграничения полномочий. Изменения, внесенные в законодательство в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений, изменения порядка предоставления имущества области в аренду и перечисления арендной платы за пользование имуществом, принадлежащим бюджетным и автономным учреждениям области на праве оперативного управления, оптимизация состава имущества, находящегося в собственности области, привели к снижению общего количества договоров аренды, по которым арендная плата поступает в бюджет области. С 2011 года арендодателями имущества, закрепленного на праве оперативного управления за бюджетными и автономными учреждениями и получателями доходов от арендной платы, являются данные учреждения. При этом финансовое обеспечение содержания имущества, переданного учреждением с согласия учредителя в аренду, учредителем не осуществляется, то есть содержание такого имущества осуществляется за
счет средств от приносящей доход деятельности учреждения. Кроме того, в результате реализации Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого
имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и выкупа арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества также сократился общий объем областного имущества, переданного в аренду. Динамика количества действующих договоров аренды и поступления арендной платы в бюджет области приведены в таблице 8. Таблица 8 |——————|—————|———————————————————————————————————|————————————————————————————————————| |N п/п |Год |Количество договоров аренды, шт. |Поступило арендной платы, тыс. руб. | | | |———————————————————————————————————|————————————————————————————————————| | | |всего |имущество, |имущество |всего |имущество, |имущество | | | | |закрепленное |казны области | |закрепленное |казны | | | | |на вещном | | |на вещном праве |области | | | | |праве | | | | | |——————|—————|——————|—————————————|—————————————-|————————|———————————————-|——————————| |1. |2008 |303 |248 |55 |37026,3 |19716,8 |17309,5 | |——————|—————|——————|—————————————|—————————————-|————————|———————————————-|——————————| |2. |2009 |281 |231 |50 |30990,7 |14719,2 |16271,5 | |——————|—————|——————|—————————————|—————————————-|————————|———————————————-|——————————| |3. |2010 |307 |259 |48 |29979,2 |17396,2 |12583,0 | |——————|—————|——————|—————————————|—————————————-|————————|———————————————-|——————————| |4. |2011 |84 |39 |45 |14058,5 |5297,5 |8761,0 | |——————|—————|——————|—————————————|—————————————-|————————|———————————————-|——————————| |5. |2012 |84 |42 |42 |15344,4 |1820,3 |13524,1 | |——————|—————|——————|—————————————|—————————————-|————————|———————————————-|——————————| В состав казны области также входит имущество, которое в определенный период времени свободно от прав третьих лиц. К фактам, обуславливающими наличие такого имущества, относятся передача такого имущества из собственности Российской Федерации, в том числе при реализации федеральных целевых программ, изъятие из оперативного управления государственного учреждения до даты закрепления такого имущества на праве оперативного управления или хозяйственного ведения
за областными организациями, передачи в пользование на условиях соответствующего договора или приватизации такого имущества. Вопросы обеспечения содержания такого имущества в настоящее время урегулированы постановлением Правительства области от 24 декабря 2012 года N 1560 «О содержании имущества казны области».
Все земельные участки, находящиеся в собственности области, учитываются также в составе казны области. По состоянию на 1 января 2013 года в состав казны области включено 3042 земельных участка общей площадью В рамках реализации полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности области, земельные
участки предоставляются на праве постоянного бессрочного пользования органам государственной власти и областным государственным учреждениям, заключаются договоры аренды с государственными предприятиями и иными субъектами, договоры купли-продажи, безвозмездного срочного пользования. Таблица 9 Количество земельных участков, предоставленных на праве постоянного бессрочного пользования и безвозмездного срочного пользования |——————|—————|—————————————————————————————————————————————-| |N п/п |Год |Количество предоставленных земельных участков |
| | |на праве постоянного бессрочного пользования | | | |и безвозмездного срочного пользования | | | |—————————————————————————————————————————————-| | | |на праве постоянного |на праве безвозмездного | | | |бессрочного |срочного пользования | | | |пользования (шт.) |(шт.) | |——————|—————|—————————————————————|———————————————————————-| |1. |2008 |4 |- | |——————|—————|—————————————————————|———————————————————————-| |2. |2009 |9 |1 | |——————|—————|—————————————————————|———————————————————————-| |3. |2010 |3 |3 | |——————|—————|—————————————————————|———————————————————————-| |4. |2011 |59 |14 | |——————|—————|—————————————————————|———————————————————————-| |5. |2012 |156 |27 | |——————|—————|—————————————————————|———————————————————————-| Таблица 10 Количество договоров купли-продажи и действующих договоров аренды
земельных участков, находящихся в собственности области,
сумма доходов областного бюджета от сдачи
в аренду и продажи земельных участков
|——————|—————|———————————————————|———————————————————————| |N п/п |Год |Договоры аренды |Договоры купли-продажи | | | |земельных участков |земельных участков | | | |———————————————————|———————————————————————| | | |кол-во, |поступило |кол-во, |доходы | | | |шт. |арендной |шт. |от продажи | | | | |платы, | |земельных | | | | |тыс. руб. | |участков, | | | | | | |тыс. руб. | |——————|—————|————————|——————————|——————————|————————————| |1. |2008 |358 |7612,8 |7 |640,7 | |——————|—————|————————|——————————|——————————|————————————| |2. |2009 |461 |10733,9 |4 |12,0 | |——————|—————|————————|——————————|——————————|————————————| |3. |2010 |479 |13917,6 |9 |38158,6 | |——————|—————|————————|——————————|——————————|————————————| |4. |2011 |680 |20194,9 |2 |27,7 | |——————|—————|————————|——————————|——————————|————————————| |5. |2012 |861 |20010,6 |3 |224,7 | |——————|—————|————————|——————————|——————————|————————————| Анализ представленной в таблицах 9 и 10 информации свидетельствует о значительном увеличении количества земельных участков, предоставленных на праве постоянного бессрочного пользования и в аренду. Это связано с передачей дополнительных полномочий федерального и муниципального уровней, увеличением количества формируемых земельных участков под объектами недвижимости и регистрацией на них права собственности области. В рамках оптимизации состава и структуры областного имущества в период с 2008 по 2012 год продолжалась приватизация областного имущества. Ежегодно Правительством области утверждались прогнозные планы (программы) приватизации имущества области, включающие государственные унитарные предприятия, пакеты акций (долей) в хозяйственных обществах
различной отраслевой принадлежности, а также иного имущества, находящегося в собственности области. Начиная с 2011 года Правительство области перешло на среднесрочное планирование приватизации имущества области на 3 года, что связано с разработкой и
принятием областного бюджета на отчетный год и плановый двухгодичный период и необходимостью планирования неналоговых доходов от продажи областного имущества. Таблица 11 Итоги приватизации областного имущества |—————|————————————————————————|———————————————————————————|—————————————————| |Годы |Продажа движимого и |Продажа акций (долей) в |Поступление | | |недвижимого имущества |уставных капиталах |денежных средств | | |области вместе |хозяйственных обществ |от приватизации | | |с земельными участками | |имущества | | | | |области, всего, | | | | |(млн. руб.) | | |————————————————————————|———————————————————————————| | | |количество |поступление |количество |поступление | | | |объектов |денежных |хозяйственных |денежных | | | |(ед.) |средств |обществ, |средств | | | | |(млн. руб.) |в которых |(млн. руб.) | | | | | |имеется | | | | | | |доля области | | | | | | |(ед.) | | | |—————|———————————|————————————|——————————————|————————————|—————————————————| |2008 |18 |21,968 |2 |13,151 |35,119 | |—————|———————————|————————————|——————————————|————————————|—————————————————| |2009 |22 |27,907 |3 |4,618 |32,525 | |—————|———————————|————————————|——————————————|————————————|—————————————————| |2010 |15 |62,114 |4 |9,764 |71,878 | |—————|———————————|————————————|——————————————|————————————|—————————————————| |2011 |42 |76,664 |0 |0 |76,664 | |—————|———————————|————————————|——————————————|————————————|—————————————————| |2012 |8 |20,325 |0 |0 |20,325 | |—————|———————————|————————————|——————————————|————————————|—————————————————| Анализ представленной в таблице 11 информации свидетельствует о поступлении доходов в областной бюджет от продажи недвижимого и движимого имущества области, а не от продажи акций (долей) в уставных
капиталах хозяйственных обществ. В предшествующем периоде осуществлялись права акционера (участника) хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых доля области составляла от 0,0001% (1 акция) до 100% . Таблица 12 Доля участия области в уставных капиталах хозяйственных обществ
|————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————| |Акции (доли) в уставных |Количество хозяйственных обществ, по состоянию на: |
|капиталах хозяйственных | | |обществ (процентов | | |уставного | | |капитала) | | | |———————————————————————————————————————————————————————————|
| |01.01.2009 |01.01.2010 |01.01.2011 |01.01.2012 |01.01.2013 |
|————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| |100% |2 |1 |1 |1 |3 | |————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| |от 50% до 100% |6 |6 |6 |9 |10 | |————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| |от 25% до 50% |10 |12 |7 |9 |8 | |————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| |от 10% до 25% |3 |3 |3 |3 |3 | |————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| |от 1% до 10% |1 |1 |1 |2 |2 | |————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| |менее 1% |42 |36 |35 |32 |31 | |————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| |Итого: |64 |59 |53 |56 |57 | |————————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| Показатели таблицы 12 позволяют сделать вывод:
за последние годы увеличилось количество хозяйственных обществ, в которых Вологодская область владеет контрольным пакетом акций; хозяйственные общества с долей участия области менее 1 процента составляют 57% от общего количества хозяйственных обществ. Приобретение указанных акций осуществлялось более 10 лет назад в целях получения минимальной информации о деятельности хозяйственных обществ на территории Вологодской области. В то же время такое количество акций не позволяет области оказывать влияние на принимаемые вышеуказанными хозяйственными обществами решения, однако и осуществление продажи акций является неэффективным с позиции поступления доходов в областной бюджет, поскольку расходы на оценку акций, проводимую в обязательном порядке при приватизации, намного превысят их рыночную стоимость, являющуюся начальной ценой для продажи. Увеличение количества хозяйственных обществ, в которых Вологодская область владеет контрольными пакетами акций (долей) в уставных капиталах, произошло в связи с приобретением указанных акций
(долей) в собственность области в рамках бюджетного законодательства о предоставлении инвестиций. В течение последних пяти лет бюджетные инвестиции предоставлялись
как хозяйственным обществам, в уставных капиталах которых уже имелась доля области (ОАО «Вологодский текстиль», ОАО «Вологодское авиационное предприятие»), так и коммерческим организациям в целях участия Вологодской области в развитии и сохранении отдельных отраслей экономики области (ОАО «Агентство ипотечного жилищного кредитования», ОАО «Строительная корпорация Вологодской области», ОАО
коммерческий банк «Северный Кредит», ООО «Вологодский центр птицеводства», ОАО «Корпорация развития Вологодской области»). Предоставление бюджетных инвестиций, в большинстве случаев, повлекло получение в собственность области контрольных пакетов акций, позволяющих принимать решения по основным направлениям деятельности обществ. Установление фактического наличия и состояния имущества области, выявление неиспользуемого или используемого не по назначению имущества области, выявление нарушений законодательства Российской Федерации и области, содержащего нормы о порядке использования, распоряжения и сохранности имущества области государственными учреждениями области, государственными унитарными предприятиями области и организациями иной формы собственности, использующих имущество области, осуществляется в ходе документарных и выездных проверок. Документарные проверки осуществляются в ходе изучения сведений, получаемых из карт учета областного имущества, находящегося у организаций, представляемых ими ежегодно по состоянию на 1 января года следующего за отчетным. Выездные проверки проводятся в плановом порядке (в течение года проводится не менее 30 плановых проверок). При проведении проверок к участию привлекаются представители отраслевых органов исполнительной государственной власти области. Кроме того, при наличии оснований, предусмотренных правовыми актами, проводятся внеплановые проверки использования и сохранности имущества области. В результате проверок использования и сохранности имущества области в ряде случаев выявляются неучтенные, неиспользуемые и неэффективно используемые объекты недвижимости, факты скрытой аренды и субаренды имущества, фиксируется его техническое состояние, принимаются соответствующие меры к устранению выявленных нарушений и осуществляется контроль за исполнением указанных мероприятий. В целях исполнения рекомендаций публичных слушаний на тему «О реализации закона области «О приватизации имущества, находящегося в собственности Вологодской области», состоявшихся 19 июня 2012 года, органом по управлению имуществом области проведена полномасштабная инвентаризация находящихся в собственности области объектов недвижимости (включая земельные участки) и особо ценного движимого имущества автономных и бюджетных учреждений области по состоянию на 1 июля 2012 года. Предварительные итоги проведенной инвентаризации выявили, что из 3255 объектов недвижимости не используются 369, из 2583 земельных участков не используются 96. 2. Оценка состояния и проблемы имущественного комплекса области
Анализ состояния управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности области, сформировавшаяся структура и состав имущества области дает возможность определить проблемы, которые снижают эффективность уровня управления и распоряжения имуществом области. Во-первых, одна из основных проблем, негативно влияющих на эффективность исполнения полномочий, отсутствие достаточного финансирования из областного бюджета исполнения полномочий по управлению и распоряжению имуществом (кадастровый учет объектов и земельных участков и оформление права собственности области на них, содержание имущества казны области и др.) При увеличении бюджетных ассигнований многие из нижеперечисленных сложностей в реализации полномочий могли бы быть преодолены. Во-вторых, сложившаяся практика раздельного оформления документации на объекты недвижимого имущества (корпусные объекты, сооружения) и земельные участки для внесения записи в Единый реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним не позволяет однозначно сделать привязку объекта к земельному участку, на котором он располагается (не представляется возможным соотнести идентифицирующие
признаки земельного участка и расположенного на нем объекта). Установленные в настоящее время требования законодательства по подготовке документов для постановки на кадастровый учет учитывают взаимосвязь между объектом и земельным участком. Для приведения в соответствие всей информации по ранее учтенным объектам необходимо провести дополнительные работы по изготовлению технических планов, внесению необходимых изменений в Государственный кадастр недвижимости, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с
ним, а также в Реестр собственности Вологодской области. Это позволит
получать достоверную информацию для принятия управленческого решения в отношении недвижимого имущества в комплексе (объект + земля). В-третьих, в последние годы наблюдается тенденция к снижению спроса на пользование имуществом, находящимся в собственности области, в большей степени это относится к имуществу казны. Причиной является высокая степень его физического и морального износа, поскольку основная часть имущества создавалась в 50-е – 60-е годы ХХ века и в последующем не реконструировалась и не модернизировалась. Кроме того,
большое влияние на спрос оказывает удаленное местонахождение такого имущества на территории области, что делает его непривлекательным для
коммерческой деятельности. Имущество, составляющее казну области, передаваемое по договорам,
предусматривающим переход прав владения и (или) пользования, условно можно разделить на две группы: используемое органами местного самоуправления для выполнения переданных отдельных государственных полномочий; используемое организациями иной формы собственности на условиях соответствующих договоров (безвозмездного пользования, аренды). В первом случае средства на содержание переданного областного имущества учитываются при расчетах субвенций бюджетам муниципальных образований, в том числе и на проведение капитального ремонта. В отношении имущества второй группы проблемным является вопрос ремонта объектов недвижимости, техническое состояние которых продолжает ухудшаться. В данном случае имеет место отсутствие заинтересованности хозяйствующих субъектов, использующих имущество казны области, в воспроизводстве такого имущества (проведении капитального ремонта, восстановления, модернизации и неотделимых улучшений). Даже при наличии в условиях договоров обязательств арендатора (пользователя) по проведению капитального ремонта объекта недвижимости последние уклоняются от их исполнения со ссылкой на отсутствие необходимых финансовых средств. Более того, в последнее время участились обращения арендаторов (пользователей) с предложениями о проведении капитального ремонта арендуемых объектов за счет бюджетных средств. Однако при формировании областного бюджета на очередной финансовый год бюджетные средства не учитываются. В связи с этим даже переход на определение арендной платы за пользование имуществом казны области на основании оценки рыночной стоимости возможно и позволит увеличить поступления в бюджет области доходов от сдачи имущества в аренду, но, учитывая состояние передаваемого в аренду имущества, дополнительные поступления будут не
так велики, как это могло быть. В-четвертых, для сектора государственных унитарных предприятий области проблемой является осуществление ими видов основной деятельности, которые не предусмотрены Федеральным законом 184-ФЗ как
полномочия, установленные для субъекта Российской Федерации. Из 14 государственных предприятий области, фактически осуществляющих деятельность, только деятельность 5 соответствует полномочиям, установленным для субъекта Российской Федерации. Существенным недостатком унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, является то, что, с одной стороны, законодательством собственнику предоставлены полномочия по контролю за использованием и сохранностью имущества, с другой стороны, не предусмотрена возможность изъятия даже очевидно излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества. Даже при условии отказа предприятия от неиспользуемого имущества возможны негативные последствия для финансово-экономических показателей деятельности, поскольку выбытие имущества отражается на убытке предприятия. Одним из самых серьезных недостатков унитарных предприятий, связанных с обладанием имуществом на праве хозяйственного ведения, является сложность привлечения сторонних инвестиций, поскольку само предприятие не является собственником имущества, то ни один инвестор,
даже при наличии достаточных финансовых ресурсов, не готов к заключению с предприятием соглашений об инвестировании. Из изложенного следует, что сектор государственных предприятий подлежит дальнейшему реформированию. В-пятых, на начало 2013 года продолжается процесс совершенствования законодательства по разграничению полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления путем внесения изменений в действующее законодательство относительно перераспределения полномочий. Существующая ситуация с разграничением государственной собственности в рамках разграничения полномочий между соответствующими уровнями публичной власти в Российской Федерации не позволяет определить окончательные сроки завершения указанных процедур. При разграничении имущества проблемной является ситуация, когда областные организации используют имущество, находящееся в собственности Российской Федерации (как правило, на условиях договоров аренды), и уполномоченные органы Российской Федерации не рассматривают передачу такого имущества как обязательные действия, при этом областное имущество, используемое федеральными организациями для
выполнения своих полномочий, в силу других федеральных законов (Федеральный закон «О полиции») должно быть в обязательном порядке передано в федеральную собственность. В-шестых, наличие большого количества имущества казны области, используемого муниципальными организациями для выполнения переданных отдельных государственных полномочий, проблема, которая может быть Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|