Расширенный поиск
Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 28.09.2012 № 286-п АДМИНИСТРАЦИЯ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2012г. N 286-п
г. Нарьян-Мар
ОБ ОДОБРЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ
В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА 2012-2017 ГОДЫ
(В редакции Постановлений Администрации Ненецкого автономного округа
от 19.09.2013 г. N 345-п; от 29.05.2014 г. N 182-п;
от 18.09.2014 г. N 354-п; от 24.04.2015 № 124-п;
от 28.10.2015 № 350-п)
В целях реализации пункта 4 Указа Президента Российской Федерации
от 01.06.2012 N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", во исполнение распоряжения губернатора Ненецкого автономного округа от 22.08.2012 N 190-рг "Об окружной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" Администрация
Ненецкого автономного округа ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Одобрить прилагаемую стратегию действий в интересах детей в Ненецком автономном округе на 2012-2017 годы.
1.1. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований "Муниципальный район "Заполярный район" и "Городской округ
"Город Нарьян-Мар" разработать и принять муниципальные планы
(программы) мероприятий по реализации стратегии действий в интересах
детей в Ненецком автономном округе на 2014-2017 годы. (Дополнен -
Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 29.05.2014
г. N 182-п).
2. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после его официального опубликования. Первый заместитель главы Администрации Ненецкого автономного округа А. Ю. Шаньгин
ОДОБРЕНА постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 28.09.2012 N 286-п СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
НА 2012-2017 ГОДЫ
(В редакции Постановлений Администрации Ненецкого автономного округа
от 19.09.2013 г. N 345-п; от 29.05.2014 г. N 182-п;
от 18.09.2014 г. N 354-п; от 24.04.2015 № 124-п;
от 28.10.2015 № 350-п)
I. ВВЕДЕНИЕ
Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
В Ненецком автономном округе для решения вопросов в сфере детства реализуются программы, направленные на защиту прав детей либо
включающие отдельные положения, касающиеся вопросов образования,
здравоохранения, развития физической культуры и спорта, повышения
безопасности дорожного движения, профилактики правонарушений на
территории Ненецкого автономного округа, обеспечения общественного
порядка, противодействия преступности, терроризму, экстремизму и
другое. (В редакции Постановления Администрации Ненецкого автономного
округа от 24.04.2015 № 124-п).
Главная цель окружной стратегии - определить основные направления
и задачи политики Ненецкого автономного округа в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
В Ненецком автономном округе для решения вопросов в сфере детства реализуются программы, направленные на защиту прав детей либо
включающие отдельные положения, касающиеся вопросов образования,
здравоохранения, развития физической культуры и спорта, повышения
безопасности дорожного движения, профилактики правонарушений на
территории Ненецкого автономного округа, обеспечения общественного
порядка, противодействия преступности, терроризму, экстремизму и
другое. (В редакции Постановления Администрации Ненецкого автономного
округа от 18.09.2014 г. N 354-п).
В последние годы принят ряд важнейших нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа, направленных на защиту прав детей: законом Ненецкого автономного округа от 28.06.2010 N 45- оз "Об Уполномоченном по правам ребенка в Ненецком автономном округе и о внесении изменений в закон Ненецкого автономного округа "О статусе лиц, замещающих государственные должности Ненецкого автономного округа" создан институт уполномоченного по правам ребенка; увеличился
объем финансирования социальных расходов из окружного бюджета; приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми (региональный семейный
капитал, ежемесячное пособие на ребенка, не посещающего детскую дошкольную образовательную организацию (от полутора до четырех лет),
поддержка приемных семей). (В редакции Постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 29.05.2014 г. N 182-п)
В результате принятых мер наметились следующие позитивные тенденции: улучшение социально-экономического положения семей с детьми, повышение доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем в Ненецком автономном округе имеются проблемы, указанные в Национальной стратегии, связанные с созданием комфортной и
доброжелательной для жизни детей среды, которые сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения в регионе. Несмотря на то, что за последнее время стабилизировалась ситуация в динамике основных параметров здоровья детей, уровень заболеваемости детей остается достаточно высоким. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Недостаточным является уровень доступности социальных услуг для семей с детьми. Остаются неблагоприятными условия социальной среды для полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов. Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего округа и его безопасности
настоятельно требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты. 1. Основные проблемы в сфере детства
Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в
области прав ребенка. Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.
Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей. Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства. Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).
Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации,
представляющей опасность для детей.
Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно. Эффективное решение задач затруднено, в том числе и в результате разделения государственных полномочий между органами власти Ненецкого
автономного округа и Архангельской области. 2. Ключевые принципы окружной стратегии
Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Ненецком автономном округе должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в
семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. Защита прав каждого ребенка. В Ненецком автономном округе должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав;
правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств. Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Ненецком автономном округе должны создаваться условия для формирования
достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования,
воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.
Сбережение здоровья каждого ребенка. В Ненецком автономном округе
должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей
потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы
жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях. Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. В Ненецком автономном округе необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений. Особое внимание уязвимым категориям детей. В Ненецком автономном округе во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество. Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. В Ненецком автономном округе формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных
технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями. Партнерство во имя ребенка. В Ненецком автономном округе политика
в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться
с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей. Расширение возможности доступа к культурным ценностям и объектам спортивной инфраструктуры. В Ненецком автономном округе необходимо сохранять и развивать сеть учреждений культуры, спорта непосредственно работающих с детьми, создавать условия и продолжать работу по выявлению и поддержке одаренных детей, развивать новые формы работы учреждений культуры, искусства, спорта с детьми и семьями с детьми. Окружная стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить формирование единого подхода органов государственной власти Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства. Реализацию окружной стратегии предусматривается осуществлять по основным направлениям, закрепленным в Национальной стратегии: семейная
политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети - участники реализации Национальной стратегии. II. СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ДЕТСТВОСБЕРЕЖЕНИЯ
1. Краткий анализ ситуации
Численность детского населения Ненецкого автономного округа в возрасте от 0 до 17 лет включительно по состоянию на начало 2011 года составила 10 544 человека. Удельный вес детей в общем количестве населения округа в 2010 году составил 25,04%. В 2011 году родился 641ребенок (в 2010 году - 699, в 2009 году - 695). Для многодетных и неполных семей, размер доходов которых не превышает величину прожиточного минимума, установленную в округе, характерны риски бедности. Недостаточно удовлетворен спрос на доступные товары и услуги для детей. Особую тревожность вызывает высокий уровень социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и алкоголизмом, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством. В
случаях несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах основными мерами по защите прав ребенка становятся лишение и ограничение родительских прав. На учете состоит 427 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (4% от общего числа детей, проживающих в округе).
Ежегодно выявляется порядка 70 детей, оставшихся без попечения родителей, в основном по причине лишения (ограничения) родительских прав. Имеют место случаи жестокого обращения с детьми.
2. Основные задачи
Сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода путем совершенствования законодательства Ненецкого автономного округа. Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на международных стандартах прав ребенка и Рекомендациях Комитета министров Совета Европы о правах детей и социальных услугах, дружественных к детям и семьям.
Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним. Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье. 3. Первоочередные меры
Совершенствование законодательства Ненецкого автономного округа в сфере защиты детства. Формирование системы межведомственного взаимодействия по раннему выявлению социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав. Поддержка инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям".
Создание и распространение информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, сеть Интернет, организации и учреждения для детей. Формирование системы мониторинга в Ненецком автономном округе эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства. 4. Меры, направленные на сокращение
бедности среди семей с детьми
Соблюдение и финансирование минимальных государственных гарантий в области доходов и социальных услуг, определяющих основные показатели качества жизни семей с детьми. Оказание материальной помощи семьям, наиболее уязвимым в социальном плане, в том числе многодетным семьям, имеющим высокую иждивенческую нагрузку. Активизация экономической активности малообеспеченных граждан путем трудоустройства и развития самозанятости.
Формирование и дальнейшее совершенствование системы мер, направленных на улучшение жилищных условий семей с детьми. 5. Меры, направленные на формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей
Разработка мероприятий, направленных на повышение авторитета института семьи, пропаганду в обществе лучших семейных традиций, признание заслуг семьи в воспитании физически и нравственно здорового поколения, приоритета ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимости ко всем формам насилия и телесного наказания в отношении детей.
Создание в округе центра помощи семье и детям.
Обеспечение внедрения и распространения современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми. Формирование действенных механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания, в том числе закрепление порядка межведомственного взаимодействия в деятельности по защите прав детей. Совершенствование полноценной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и в интересах детей. Организация распространения и внедрения передового опыта в сфере профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших. 6. Меры, направленные на профилактику изъятия
ребенка из семьи, социального сиротства
Организация на межведомственной основе системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними
для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав
(при участии органов социальной защиты населения, образования,
здравоохранения, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства) с надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи.
Абзац.(Утратил силу - Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 28.10.2015 № 350-п).
Обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к необходимым социальным услугам, в том числе на основе развития служб социального сопровождения семей, входящих в группу риска, участковых социальных служб, создания кризисного центра для детей, пострадавших от жестокого обращения, кризисного центра для матерей с детьми в целях осуществления работы с ними по предотвращению отказа от ребенка. Обеспечение повсеместного внедрения эффективных технологий реабилитации социально неблагополучных семей с детьми. Внедрение системы профилактики отказов от детей при рождении и (или) помещении в медицинские учреждения, особенно в случаях выявления
у ребенка нарушений развития и несовершеннолетия матерей. Введение запрета на изъятие детей из семей без предварительного проведения социально-реабилитационной работы, включая возможность замены лишения родительских прав ограничением родительских прав с организацией в этот период реабилитационной работы с семьями. 7. Ожидаемые результаты
Снижение уровня бедности, дефицита доходов у семей с детьми и ликвидация крайних форм проявления бедности. Ликвидация дефицита услуг, оказываемых дошкольными образовательными учреждениями. Снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении.
Формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства. Повышение качества услуг для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в группу
риска, их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях. Сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей.
III. ДОСТУПНОСТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ, КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ
И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ
1. Краткий анализ ситуации
Сеть организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ненецкого автономного округа по состоянию на 1 августа 2012 года представлена 83 образовательными организациями, в том числе: государственные образовательные организации Ненецкого автономного округа - 3; муниципальные образовательные организации - 75; государственные образовательные организации Архангельской области - 5.
(В редакции Постановления Администрации Ненецкого автономного округа
от 24.04.2015 № 124-п).
Общее количество мест в общеобразовательных организациях - 6814, в дошкольных образовательных организациях - 3448. (В редакции Постановления Администрации Ненецкого автономного округа
от 24.04.2015 № 124-п).
В Ненецком автономном округе в последний год особое внимание уделяется развитию и совершенствованию дошкольного образования. В настоящее время на территории округа функционируют 40 образовательных организаций, реализующих программы дошкольного
образования (30 дошкольных образовательных организаций, 9 школ-садов, 1 общеобразовательная организация). В них воспитываются 3091 человек. В очереди на получение места в указанные организации зарегистрированы
дети, в том числе старше 3 лет. Наибольшая острота проблемы дефицита
мест в дошкольных образовательных организациях зафиксирована на
территории города Нарьян-Мара. Это связано с активной миграцией
сельского населения в город Нарьян-Мар. В то же время в сельских
дошкольных образовательных организациях имеется резерв мест (265 мест). (В редакции Постановления Администрации Ненецкого автономного
округа от 24.04.2015 № 124-п).
За прошедшие 2 года в результате принятых мер были созданы дополнительно 171 новое место в ДОУ на территории города Нарьян-Мара и поселка Искателей, а также села Нижняя Пеша. На последующие годы запланировано строительство 7 зданий дошкольных образовательных организаций, 3 из которых - в городе Нарьян-Маре. В марте 2011 года был принят закон Ненецкого автономного округа от 22.03.2011 N 10-оз "О ежемесячной компенсационной выплате в размере 6 000 рублей родителю или законному представителю, совместно проживающему и практически воспитывающему ребенка в возрасте от 1,5 до 4 лет на дому, которому не предоставлено место в дошкольной образовательной организации". (В редакции Постановления Администрации Ненецкого автономного округа
от 24.04.2015 № 124-п).
В результате принятых мер повысилась удовлетворенность населения качеством предоставляемого дошкольного образования. По итогам 2011 года - 64%. В округе созданы необходимые условия для получения общего образования. Услуги в сфере общего образования оказывают 9 школ-садов
и 29 школ. В указанных организациях обучается по программам общего образования 5796 человек, 95% учащихся обучаются в первую смену. (В редакции Постановления Администрации Ненецкого автономного округа от
29.05.2014 г. N 182-п)
В целях обеспечения доступности общего образования для детей из отдаленных, малочисленных населенных пунктах в столице округа осуществляет деятельность МКОУ Заполярного района "Ненецкая общеобразовательная средняя школа - интернат им. А. П. Пырерки", где обучаются дети оленеводов и дети - сироты; специальная коррекционная школа; в 12 сельских школах созданы структурные подразделения - пришкольные интернаты. На территории Ненецкого автономного округа реализуется национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". В 2011 году реализация инициативы осуществлялась в рамках программ Ненецкого
автономного округа, Архангельской области, муниципальных программ развития образования муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" и муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район", постановлений Администрации Ненецкого автономного
округа. Объем финансирования на реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в целом с учетом окружных, областных и муниципальных средств в 2011 году в Ненецком автономном округе составил 849 212,3 тыс. руб. (В редакции Постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 29.05.2014
г. N 182-п)
Успешность обучения и качество знаний обучающихся на протяжении последних лет остается стабильно высоким. Подтверждением тому служат результаты государственной итоговой аттестации выпускников, в том числе по итогам единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ). С целью создания условий для сдачи ЕГЭ выпускникам из труднодоступных отдаленных сельских школ в 2012 году были организованы пункты проведения экзамена на базе 12 отдаленных сельских общеобразовательных
организаций. (В редакции Постановления Администрации Ненецкого
автономного округа от 29.05.2014 г. N 182-п).
38 общеобразовательных организаций округа имеют доступ к широкополосному Интернету. Ограничение доступа обучающихся к ресурсам сети Интернет, не имеющих отношения к образовательному процессу, осуществляется стандартными программными средствами (контентными
фильтрами), представленными в федеральном пакете стандартного базового
комплекта лицензионного программного обеспечения. (В редакции Постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 29.05.2014
г. N 182-п)
В настоящее время на территории округа реализуют образовательную деятельность 10 организаций дополнительного образования детей. Особенностью учреждений дополнительного образования детей Ненецкого автономного округа является то, что занятия для детей до 18 лет, согласно учредительным документам, являются бесплатными. Таким образом, соблюдается принцип доступности услуг организаций дополнительного образования детей для различных категорий обучающихся. В указанных организациях занимается более 5000 обучающихся в возрасте
от 6 до 18 лет. Часть детей посещают занятия в разных организациях дополнительного образования детей. В сельской местности используются возможности домов культуры, а также школьных секций и кружков. Удовлетворенность качеством предоставления услуг в сфере дополнительного образования детей в 2011 году составила 44%. (В редакции Постановления Администрации Ненецкого автономного округа от
29.05.2014 г. N 182-п)
В округе проводится работа по реализации национальной составляющей учебно-воспитательного процесса в организациях разных типов и видов. Родной (ненецкий) язык преподается в 7 организациях, реализующих программу дошкольного образования; в 13 организациях, реализующих программу общего (школьного) образования. Родной (коми) язык изучается в одной школе и двух детских садах. При этом, в национальных школах и дошкольных образовательных организациях ненецкий и коми языки изучают все обучающиеся, независимо от того, к какой национальности они себя относят. Все учащиеся 8-9 классов школ округа
в обязательном порядке изучают предмет "Наш край". (В редакции Постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 29.05.2014
г. N 182-п)
Бюджет округа имеет ярко выраженную социальную направленность по отношению к участникам образовательного процесса: - оплата услуги по предоставлению дошкольного образования в округе дифференцирована в зависимости от статуса родителей и доходов семьи; - обучающиеся общеобразовательных организаций в Ненецком автономном округе, государственных профессиональных образовательных
организаций Ненецкого автономного округа получают бесплатно питание за
счет средств окружного бюджета; (В редакции Постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 24.04.2015 № 124-п); - дети, поступающие в первый класс муниципальных
общеобразовательных организаций в Ненецком автономном округе,
обеспечиваются комплектом "Подарок первокласснику" за счет средств
окружного бюджета; (В редакции Постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 24.04.2015 № 124-п);
- обучающимся на "отлично" в муниципальных общеобразовательных
организациях в Ненецком автономном округе предоставляется ежемесячная
стипендия за счет средств окружного бюджета; (В редакции Постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 29.05.2014 г. N 182-п)
- обучающимся на "отлично" по очной форме обучения в
государственных и негосударственных образовательных организациях
среднего профессионального и высшего образования, имеющих
государственную аккредитацию, предоставляется специальная окружная
стипендия; (Дополнен - Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 29.05.2014 г. N 182-п);
- обучающиеся из отделенных сел и тундры проживают в пришкольных интернатах; (В редакции Постановления Администрации Ненецкого
автономного округа от 24.04.2015 № 124-п);
- доставка обучающихся в интернаты осуществляется за счет средств окружного бюджета. (В редакции Постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 24.04.2015 № 124-п).
Указанные выше меры позволяют реализовать принципы доступности и качества в сфере образования. Вместе с тем продолжают нарастать проблемы, из-за нерешенности которых права и интересы детей в системе образования Ненецкого автономного округа оказываются во многом не реализованными. Этими проблемами являются: - дефицит мест в образовательных организациях, предоставляющих услугу по дошкольному образованию; (В редакции Постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 29.05.2014 г. N 182-п)
- дифференциация в доступе отдельных категорий детей (в основном проживающих в сельских поселениях) к качественному дошкольному, общему, дополнительному образованию; - отстающее от современных потребностей общества качество образования как целостного процесса обучения и воспитания детей; - несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети Интернет и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту. 2. Основные задачи
Обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм. Реализация прав детей различных категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования на основе модернизации общего образования в полном соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Реализация образовательных прав детей, принадлежащих к коренным малочисленным народам, проживающим на территории региона. Создание региональной системы оценки качества образования, обеспечивающей единство требований к подготовленности выпускников,
объективность оценки достижений обучающихся и качества учебно- воспитательной работы образовательных организаций. (В редакции Постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 29.05.2014
г. N 182-п)
Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей. Совершенствование общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение. Развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей. Государственная поддержка развития детских библиотек, литературы,
кино и телевидения для детей. Обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
3. Меры, направленные на обеспечение
доступности и качества образования
Обеспечение государственной поддержки строительства новых дошкольных образовательных организаций, а также развития различных форм дошкольного образования. (В редакции Постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 29.05.2014 г. N 182-п)
Обеспечение развития способностей каждого ученика массовой школы,
доступности для каждого старшеклассника выбора профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам.
Реализация прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование). Обеспечение реализации гарантий доступности качественного образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их поддержки на всех уровнях образования. Совершенствование условий для развития различных региональных вариантов поликультурной модели дошкольного и общего образования, обеспечивающей формирование российской гражданской идентичности. Продолжение внедрения электронных, устных и других новых форм оценки знаний обучающихся, а также расширение содержания тестирования
в рамках совершенствования существующих моделей проведения единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации. Внедрение современных технологий контроля, включая общественное наблюдение, за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов и повышение качества информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов с использованием информационно- коммуникационных технологий. Обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных организациях. (В редакции Постановления Администрации Ненецкого автономного округа от
29.05.2014 г. N 182-п).
Обеспечение условий для подготовки и повышения квалификации педагогов с учетом современных требований. Создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательной организации. (В редакции Постановления Администрации Ненецкого
автономного округа от 29.05.2014 г. N 182-п).
4. Меры, направленные на поиск и
поддержку талантливых детей и молодежи
Обеспечение регионального нормативно-правового закрепления особых образовательных запросов одаренных детей; поддержка и развитие образовательных организаций, специализирующихся на работе с одаренными детьми. (В редакции Постановления Администрации Ненецкого автономного
округа от 29.05.2014 г. N 182-п)
Создание регионального ресурсного центра для работы с одаренными детьми в целях развития, обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей в условиях массовой школы. Создание системы специальной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, а также для работы с их родителями Обеспечение информационной поддержки государственной региональной
политики по оказанию помощи талантливым детям и молодежи. 5. Меры, направленные на развитие воспитания
и социализацию детей
Внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Совершенствование ресурсного обеспечения воспитательной деятельности (материально-технического, финансового, кадрового,
информационно-методического) и организации контроля за условиями,
созданными в образовательных организациях для воспитания и
социализации детей. (В редакции Постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 29.05.2014 г. N 182-п)
Обеспечение проведения комплексной профилактики негативных явлений в детской среде; обновление форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией; разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей.
Внедрение эффективных механизмов сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей. 6. Меры, направленные на развитие системы
дополнительного образования, инфраструктуры
творческого развития и воспитания детей
Предоставление гарантированных бесплатных услуг дополнительного образования, спортивно-досуговых услуг по месту жительства.
Оказание поддержки музейным учреждениям, школам искусств, реализующим программы художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста и детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе для детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (В редакции Постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 29.05.2014 г. N 182-п)
Расширение сети детских и юношеских творческих объединений, и создание клубов по месту жительства, лагерей труда и отдыха, других форм самодеятельности детей и подростков; развитие разнообразных форм
туризма и краеведения; привлечение подростков к различным видам общественно-полезной и личностно значимой деятельности. Формирование государственного заказа на издательскую, кино- и компьютерную продукцию. Оказание государственной поддержки публичным электронным библиотекам, музейным, театральным и иным интернет-ресурсам для детей и подростков. Реализация системы мер по сохранению и развитию школьных и детских библиотек. Оказание государственной поддержки разработке и реализации комплексных межотраслевых программ, а также общенациональным акциям по
развитию детского чтения и литературы для детей; организации открытых
конкурсов на создание литературных произведений для детей. Организация системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей. Доведение оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей, в том числе педагогов в системе учреждений культуры, до уровня не ниже среднего для учителей в регионе. 7. Меры, направленные на обеспечение
Информационнойбезопасности детства Внедрение программы обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет- зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию. Проведение исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных организаций, а также по вопросам
научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно- компьютерных средств в образовании детей. (В редакции Постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 29.05.2014 г. N 182-п)
Абзац.(Утратил силу - Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 28.10.2015 № 350-п). Абзац.(Утратил силу - Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 28.10.2015 № 350-п). 8. Ожидаемые результаты
Обеспечение всеобщей доступности дошкольного образования для всех
категорий детей, повышение гибкости и многообразия форм предоставления дошкольных услуг, на основе реализации существующих (основных) и новых (дополнительных) форм их финансирования и организации. Организация обучения и воспитания детей, обучающихся в образовательных организациях, в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов; развитие материально-технической базы образовательных организаций, в том числе с использованием современных информационно-компьютерных технологий. (В
редакции Постановления Администрации Ненецкого автономного округа от
29.05.2014 г. N 182-п)
Расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях. (В редакции
Постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 29.05.2014
г. N 182-п).
Расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе
индивидуализированных программ развития (для детей с особой
одаренностью). Повышение рейтинга школьников региона во Всероссийских оценках качества образования. Рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных организациях. (В редакции Постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 29.05.2014 г. N 182-п)
Увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности.
Увеличение доли школьников, вовлеченных в освоение дополнительных
образовательных программ, в том числе не менее 90 процентов - на бесплатной основе. Повсеместная доступность для детей различных видов социально- психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной
ситуации. Увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям.
Сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением.
Стимулирование интереса детей к историческому и культурному наследию России, многообразию культур различных народностей и этносов, религий. Увеличение вариативности программ дополнительного образования, реализуемых музеями и культурными центрами.
Рост посещаемости детских библиотек, музеев, культурных центров.
Создание надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде школы и дома.
Сокращение числа детей, пострадавших от противоправного контента в интернет-среде.
IV. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ДРУЖЕСТВЕННОЕ К ДЕТЯМ,
И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
1. Краткий анализ ситуации
В Ненецком автономном округе количество детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно имеет тенденцию к снижению: от 10926 в 2010 году до 10544 в 2011 году. Показатель младенческой смертности за 2011 год составил 10,5 на 1000 родившихся (по Российской Федерации - 7,5). Показатель резко вырос по сравнению с постнеонатальной смертности по независящим от здравоохранения причинам. С 2011 года в Ненецком автономном округе проводится реорганизация
акушерско-гинекологической службы, выстроена трехуровневая система оказания медицинской помощи службы родовспоможения. 99% детей первого
года жизни проходят диспансеризацию. Осуществляется вакцинация детского населения, в том числе против гриппа. В рамках реализации долгосрочной целевой программы Ненецкого автономного округа "Модернизация здравоохранения Ненецкого автономного округа на 2011-2012 годы" 25% средств направлено на развитие детского
здравоохранения, их большая часть предусмотрена для улучшения деятельности государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ненецкого автономного округа "Ненецкая окружная больница" (далее -
ГБУЗ НАО "Ненецкая окружная больница").
В рамках программы модернизации осуществляется диспансеризация подростков 14 лет, направленная, в основном, на раннее выявление нарушений репродуктивного здоровья. Стационарная помощь детям оказывается в ГБУЗ НАО "Ненецкая окружная больница", в которой развернуто 30 педиатрических коек, 20 инфекционных, 10 коек для недоношенных и 15 - для новорожденных детей. С 2013 года разворачивается 5 хирургических коек. Дети, проживающие в сельской местности, обслуживаются на общих койках в участковых больницах, при необходимости эвакуируются в город Нарьян-Мар рейсовыми
самолетами либо санитарной авиацией. Реабилитационная помощь детям оказывается в детской поликлинике города Нарьян-Мара (физиотерапевтические кабинеты, кабинеты лечебной
физкультуры, массажа). Специализированная и высокотехнологичная педиатрическая помощь оказывается за пределами Ненецкого автономного округа. Дети направляются в федеральные государственные санаторные учреждения, расположенные за пределами округа (ортопедического,
пульмонологического и психоневрологического профиля). С целью организации профилактической работы по охране здоровья, на базе ГБУЗ НАО "Ненецкая окружная больница" создан Центр здоровья, открыт кабинет спортивной медицины. В Ненецком автономном округе проводится значительная работа по созданию благоприятных условий для занятий спортом и физической культурой. Ежегодно сдаются в эксплуатацию спортивные сооружения, проводятся спортивные и физкультурные мероприятия для детей. За счет окружных средств осуществляются выезды победителей и призеров окружных мероприятий на всероссийские и международные соревнования. В период летней оздоровительной кампании традиционно организуются спортивно- оздоровительные площадки, выездные лагеря и учебно-тренировочные сборы. 2012 год в Ненецком автономном округе объявлен "Годом здоровья". Несмотря на принимаемые меры, в последние годы остается проблема табакокурения и употребление пива среди подростков, имеются случаи суицидов. Особого внимания требуют проблемы подросткового алкоголизма, включая "пивной алкоголизм", наркомании и токсикомании, немедицинского
потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ детьми, особенно школьного возраста. Проблемы реализации прав детей и женщин на качественную медицинскую помощь связаны, в основном, с недостаточной обеспеченностью врачебными и сестринскими кадрами, вакантными остаются должности школьного врача, врача подросткового кабинета, детского невролога, врачей в образовательных учреждениях, функциональной диагностики, спортивной медицины; также отмечается дефицит специалистов медицинского профиля в сельской местности. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|