Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 2769-рПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 29 декабря 2014 г. N 2769-р МОСКВА (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 г. N 256; Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 г. N 2253-р) 1. Утвердить прилагаемую Концепцию региональной информатизации (далее - Концепция). 2. Возложить на Минкомсвязь России управление реализацией Концепции. 3. Минкомсвязи России по согласованию с Минэкономразвития России, иными заинтересованными федеральными органами государственной власти, государственными внебюджетными фондами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 20 марта 2015 г. представить в Правительство Российской Федерации план мероприятий по реализации Концепции. 4. Федеральным органам исполнительной власти и государственным внебюджетным фондам руководствоваться положениями Концепции при решении задач использования информационно-коммуникационных технологий для социально-экономического развития Российской Федерации. 5. Установить, что расходы федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на реализацию Концепции осуществляются в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также ассигнований, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти и государственным внебюджетным фондам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций. 6. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления учитывать положения Концепции при подготовке и реализации проектов региональной информатизации, предусмотрев финансирование на их реализацию. Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев __________________________ УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2769-р КОНЦЕПЦИЯ региональной информатизации (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 г. N 256; Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 г. N 2253-р) I. Введение Концепция региональной информатизации (далее - Концепция) разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 2516-р. В Концепции устанавливаются основные цели и направления деятельности по использованию информационно-коммуникационных технологий в субъектах Российской Федерации (далее - региональная информатизация) на период до 2018 года. Положения Концепции распространяются на информатизацию региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, в которых размещается государственное задание или муниципальное задание (заказ) на предоставление государственных и (или) муниципальных услуг. Основными целями региональной информатизации являются: повышение качества жизни граждан за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий; выравнивание уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации; формирование эффективной системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Основными задачами, требующими решения для достижения указанных целей, являются: комплексная и согласованная с целями, определенными на федеральном уровне, реализация программ социально-экономического развития регионов; повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ), с помощью информационных технологий; повышение доступности для граждан информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; формирование региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для информационного взаимодействия; обеспечение комплексного управления внедрением информационно-коммуникационных технологий в субъектах Российской Федерации. Концепция соответствует основным направлениям государственной политики в области информатизации, сформулированным в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212, Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 2036-р, государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)". В предшествующий период были сформированы основные органы управления региональной информатизацией, введены в эксплуатацию региональные информационные системы, сформированы элементы телекоммуникационной инфраструктуры. Информационные технологии используются при исполнении полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. По данным Росстата за 2013 год, 86,9 процента органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления использовали средства электронной подписи, 74,6 процента использовали системы электронного документооборота, при этом 49,2 процента общего объема документооборота органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществлялось в электронной форме. В то же время ведомственные системы электронного документооборота часто не обеспечивают юридически значимый обмен документами, а обеспеченность государственных и муниципальных служащих сертификатами ключей проверки электронных подписей сохраняется на низком уровне. Недостаточным остается использование компьютерной техники и широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и социальной сфере, особенно в малонаселенных и труднодоступных районах. Доля органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, использующих широкополосный доступ к сети "Интернет", в общем количестве указанных органов согласно данным Росстата за 2013 год составляет в среднем 50,3 процента, доля организаций и домашних хозяйств - 79,4 процента и 56,5 процента соответственно. Сохраняется нехватка квалифицированных специалистов в сфере информационных технологий. С 2010 года одним из важнейших направлений региональной информатизации является обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Однако, несмотря на значительные расходы, по данным мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме за 2013 год, проведенного Министерством экономического развития Российской Федерации, формы получения указанных услуг в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал) реализованы менее чем для 5,5 тыс. государственных и муниципальных услуг (что составляет 5 процентов общего количества услуг органов государственной власти субъектов Российской Федерации, размещенных на Едином портале), при этом значительная их часть неработоспособна, что приводит к невозможности дистанционного получения гражданами государственных и муниципальных услуг. По состоянию на начало 2014 года 40 процентов региональных порталов государственных и муниципальных услуг (далее - региональные порталы) используют системы регистрации и авторизации, несовместимые с федеральной государственной информационной системой "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - Единая система идентификации и аутентификации), что приводит к невозможности для граждан использовать одну учетную запись для получения государственных и муниципальных услуг на разных порталах. Значительные расходы понесены на внедрение информационно-коммуникационных технологий в отраслях экономики и социальной сфере субъектов Российской Федерации, прежде всего в здравоохранении и образовании. Однако формирование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов государственной власти, а также государственных и муниципальных учреждений часто осуществляется изолированно, не учитывает необходимость совместной работы информационных систем и не всегда направлено на повышение качества предоставляемых гражданам государственных и муниципальных услуг. Это приводит к необоснованному росту числа используемых программно-аппаратных решений, избыточным расходам и снижает эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в регионах. Сохраняется различный уровень бюджетных расходов регионов Российской Федерации на информатизацию. В пересчете на одного жителя указанные расходы отличаются более чем в 100 раз - от 2,5 тысяч рублей в г. Москве до 22 рублей в Чеченской Республике на одного жителя в год. II. Использование информационно-коммуникационных технологий для социально-экономического развития регионов Субъекты Российской Федерации при внедрении информационно-коммуникационных технологий руководствуются следующими принципами, общими для разных отраслей экономики и направлений социально-экономического развития субъектов Российской Федерации: организация учета в электронной форме ключевых отраслевых показателей и ресурсов (материальных объектов, объектов налогообложения, получателей социальной помощи и других) и формирование механизмов их автоматизированного анализа и контроля, что позволит повысить качество и прозрачность управленческих решений; обеспечение юридической значимости документов и сведений, представленных в электронной форме, что позволит отказаться от дублирующего ведения государственных и муниципальных информационных ресурсов в электронной форме и на бумажном носителе и сократить расходы на эту деятельность, увеличить оперативность доступа к информационным ресурсам, одновременно повысив достоверность и актуальность размещаемых в них сведений; обеспечение юридически значимого документооборота в электронной форме, в том числе при межведомственных и межуровневых взаимодействиях, с отказом от дублирования документооборота на бумажном носителе, что позволяет сократить издержки, снизить сроки подготовки, исполнения и доставки документов; сокращение временных и финансовых расходов граждан и организаций на взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, в том числе с помощью повышения доли удаленных способов взаимодействия с использованием сети "Интернет" при информировании граждан и организаций, предоставлении государственных и муниципальных услуг и реализации контрольно-надзорных функций, что позволит сократить расходы на соответствующую деятельность, сократить сроки взаимодействий и снизить коррупционные риски; повышение производительности труда государственных и муниципальных служащих и работников бюджетной сферы путем автоматизации выполнения ими типовых операций, что позволит повысить эффективность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений. Региональные информационные системы, используемые в различных отраслях экономики, целесообразно создавать с учетом необходимости автоматизации функций, отнесенных законодательством Российской Федерации к региональным и муниципальным полномочиям, в том числе посредством интеграции с отраслевыми федеральными информационными системами. Требуется исключение дублирования функций в создаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральных и региональных информационных системах. Создание региональных отраслевых информационных систем (региональных сегментов федеральных государственных информационных систем) должно носить скоординированный характер и быть направлено на решение социально значимых проблем субъекта Российской Федерации. При планировании мероприятий отраслевой информатизации необходимо сопоставлять ожидаемый социально-экономический эффект от создания системы с издержками на ее создание, внедрение и использование, в том числе со стороны граждан. К числу отраслей экономики и социальной сферы, секторов государственного и муниципального управления, развитие которых в регионах осуществляется с широким использованием информационно-коммуникационных технологий, относятся образование, здравоохранение, социальное обеспечение, труд и занятость, строительство, дорожное хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, безопасность жизнедеятельности, транспорт, связь, культура, энергетика, сельское хозяйство, государственные и муниципальные финансы. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих отраслях экономики, при участии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в рамках установленной компетенции могут: (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 г. N 2253-р) определять приоритеты региональной информатизации в отраслях экономики и по направлениям социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, учитывающим общие приоритеты развития отраслей экономики; обеспечивать разграничение сфер ответственности за внедрение информационно-коммуникационных технологий на региональном уровне между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; формировать систему показателей эффективности информатизации в отраслях экономики; обеспечивать корректировку (при необходимости) правовых актов в целях перехода на электронную форму ведения информационных ресурсов и представления отчетности, а также межведомственного (межуровневого) информационного взаимодействия, исключения дублирующего ведения информационных ресурсов и осуществления обменов на бумажных носителях; обеспечивать определение порядка информационного взаимодействия между федеральными, региональными и муниципальными информационными системами, в том числе определение форматов представления отчетных и иных сведений в электронной форме, в целях ускорения и автоматизации процессов информационного обмена. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации целесообразно подготавливать предложения Правительству Российской Федерации по порядку формирования сводной системы показателей эффективности региональной информатизации и методике их регулярной оценки, включающей в себя формирование соответствующих рейтингов субъектов Российской Федерации. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 г. N 2253-р) Информатизация отраслей экономики осуществляется с учетом основных положений нормативных правовых актов о создании федеральных государственных информационных систем. В сфере образования региональная информатизация осуществляется с учетом государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы", и Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и имеет целью развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования, модернизацию образовательных программ, в том числе за счет использования информационных технологий в учебном процессе, повышение эффективности управления на всех уровнях образовательной системы Российской Федерации. Для этого рекомендуется обеспечить на региональном уровне использование дистанционных форм подачи заявлений, постановки на учет и зачисления в организации дошкольного, среднего, профессионального, высшего, а также дополнительного образования, дистанционный доступ к сведениям об успеваемости, результатам экзаменов, аттестаций. При обращении за услугами в сфере образования в электронной форме для сокращения временных затрат граждан, а также для упрощения получения указанных услуг целесообразно обеспечивать предусмотренное законодательством межведомственное и межуровневое взаимодействие с органами внутренних дел, органами записи актов гражданского состояния, опеки и попечительства, социальной защиты и другими органами и организациями. В целях модернизации образования для достижения современного качества учебных результатов и результатов социализации рекомендуется развитие на региональном уровне инструментов электронного, в том числе дистанционного, образования с возможностью видеоприсутствия для лиц с ограниченными возможностями. Для повышения качества управления образованием необходимо формирование информационных систем учета обучающихся в образовательных учреждениях. Для снижения затрат на создание и эксплуатацию однотипных информационных систем в сфере образования целесообразно рассматривать возможность использования "облачных" технологий. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, уполномоченным в сфере образования, рекомендуется осуществлять корректировку правовых актов в целях использования электронных форм ведения журналов и дневников и представления отчетных форм. В сфере здравоохранения региональная информатизация осуществляется с учетом государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", и указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" и от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" и имеет целью повышение качества оказания медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, развитие и внедрение современных методов диагностики, профилактики и лечения, повышение эффективности управления системой здравоохранения. Для этого рекомендуется создание и развитие на региональном уровне информационных систем поддержки принятия врачебных решений и контроля за исполнением стандартов медицинской помощи, в том числе получения медицинскими работниками и пациентами дистанционных медицинских консультаций, информационных систем учета оказываемой пациентам медицинской помощи, информационных систем, обеспечивающих дистанционную запись на прием к врачу и предоставляющих пациентам удаленный доступ к их медицинской информации (истории) и сведениям о полученных медицинских услугах. Целесообразно обеспечивать доступ граждан к информации об услугах здравоохранения, оказываемых в субъекте Российской Федерации, о квалификации медицинских работников, результатах деятельности лечебно-профилактических учреждений в регионе. Эффективным механизмом контроля объемов оказанных медицинских услуг является информирование граждан через их личные кабинеты на Едином портале о поступивших в органы управления здравоохранением фактах получения гражданами медицинских услуг, а также сопоставление в рамках действующего законодательства данных медицинских карт, ведение которых осуществляется в электронной форме, с данными системы обязательного медицинского страхования и отчетными данными лечебно-профилактических учреждений. Оперативность принятия управленческих решений рекомендуется достигать путем развития аналитических инструментов, опирающихся на сведения, содержащиеся в региональном компоненте единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Для повышения эффективности работы медицинского персонала целесообразно создание эргономичных автоматизированных рабочих мест, снижающих число ручных операций, отнимающих значительное время. В частности, рекомендуется внедрение систем электронных назначений лекарственных препаратов, интегрированных с системами поддержки принятия решений в области рациональной фармакотерапии, ведения электронной медицинской карты пациента и электронной истории болезни. В медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации целесообразно обеспечить комплексную автоматизацию процессов управления медицинским учреждением и предоставления медицинских услуг, а также интеграцию информационных систем медицинских учреждений с региональными и федеральными информационными системами в сфере здравоохранения, в том числе обеспечить медицинский персонал сертификатами ключей проверки электронных подписей, необходимыми для ведения медицинской документации в электронной форме. Для снижения затрат на создание и эксплуатацию информационных систем в сфере здравоохранения рекомендуется использование "облачных" технологий с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе о защите персональных данных и медицинской тайны. Министерству здравоохранения Российской Федерации целесообразно обеспечивать утверждение форматов предоставления медицинских сведений и документов в электронной форме, порядок обмена такими сведениями, а также корректировку положений правовых актов в целях обеспечения ведения медицинской документации, учета медицинской информации и формирования отчетных форм в электронной форме, а также исключения дублирующего представления указанных сведений на бумажном носителе. В сфере социального обеспечения региональная информатизация осуществляется с учетом государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", и Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и имеет целью повышение доступности социального обслуживания населения Российской Федерации. Для этого на региональном уровне рекомендуется создание информационного ресурса, обеспечивающего автоматизацию учета получателей социальной помощи, предоставляемой по различным основаниям и в различных формах, оптимизацию информационного взаимодействия между региональными и местными органами социального обеспечения при назначении адресной социальной помощи, а также организацию межведомственного информационного взаимодействия с территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами записи актов гражданского состояния и другими органами и организациями. Для повышения доступности социального обслуживания рекомендуется обеспечить дистанционный доступ граждан к информации об их правах на льготы, субсидии, пенсии, пособия, выплаты, медицинскую и материальную помощь, а также предоставлять сервисы дистанционного расчета размеров положенной им социальной помощи, подачи заявлений в электронной форме на ее получение. В сфере труда и занятости населения региональная информатизация осуществляется с учетом государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", и имеет целью содействие развитию рынка труда и повышению информированности граждан о возможностях в сфере занятости. Для этого субъектам Российской Федерации целесообразно обеспечить информирование граждан о доступных рабочих местах (вакантных должностях), условиях труда, социальных гарантиях, транспортной доступности рабочего места, условиях проживания, принимаемых правовых актах в сфере труда и занятости, об удаленных рабочих местах для граждан с ограниченной мобильностью, в том числе с использованием информационного портала "Работа в России". В целях создания условий, способствующих эффективному развитию рынка труда, органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется формирование и развитие региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях трудоустройства в другой местности, создание сервисов сбора, консолидации и анализа сведений, направленных на повышение трудовой мобильности граждан. В сфере жилищно-коммунального хозяйства региональная информатизация осуществляется с учетом положений Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" и Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" и направлена на обеспечение граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и эксплуатирующих организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве и повышение эффективности деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства. Для этого на региональном уровне рекомендуется обеспечить интеграцию региональных и муниципальных информационных систем в сфере жилищно-коммунального хозяйства с государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства и размещение в указанной информационной системе сведений о жилищно-коммунальном хозяйстве субъекта Российской Федерации. В сфере безопасности жизнедеятельности региональная информатизация осуществляется с учетом государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 300 "О государственной программе Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", и имеет целью минимизацию социального, экономического и экологического ущерба от совершения террористических актов и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах. Для этого целесообразно обеспечить внедрение в субъектах Российской Федерации информационных систем "112" и "ЭРА-ГЛОНАСС", общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, комплексных систем видеонаблюдения, систем контроля доступа на опасные объекты, использование технических средств обеспечения безопасности, в том числе в области экологического, сейсмического и иного контроля, систем жизнеобеспечения, автоматизации мониторинга и предотвращения кризисных ситуаций, иных информационных систем в сфере безопасности жизнедеятельности. Рекомендуется реализовать автоматизированный информационный обмен между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления и администрациями объектов для организации комплексного мониторинга и управления уровнем угроз общественной безопасности, координации действий по предотвращению кризисных и чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий. В сфере транспорта региональная информатизация осуществляется с учетом положений государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 319 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", и имеет целью ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, повышение доступности транспортных услуг для населения, повышение конкурентоспособности транспортной системы Российской Федерации на мировом рынке транспортных услуг, а также повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы. Для достижения таких целей на региональном уровне рекомендуется обеспечить автоматизацию управления системой транспорта в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, в том числе путем создания диспетчерских центров управления движением транспорта, внедрения автоматизированных систем управления дорожным движением и управления движением общественного транспорта с использованием информационно-навигационных систем, а также формирования актуальной картографической информации о состоянии автомобильных дорог и транспортной инфраструктуры региона. В целях повышения безопасности дорожного движения целесообразно создавать информационные системы, обеспечивающие информирование участников дорожного движения в режиме реального времени о чрезвычайных ситуациях, авариях, заторах, метеорологической обстановке, в том числе с использованием мобильной связи. Для улучшения соблюдения правил дорожного движения его участниками, повышения собираемости штрафов, снижения коррупционных рисков рекомендуется внедрять системы автоматизированной фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения и инструментов дистанционной оплаты штрафов. Для повышения доступности транспортных услуг для населения целесообразно предоставлять гражданам данные о расписании движения общественного транспорта, об изменениях в указанном расписании, карт загруженности дорог и о фактическом движении общественного транспорта, а также возможность дистанционного приобретения проездных билетов и оплаты проезда с использованием технических средств и электронных проездных билетов. В сфере культуры региональная информатизация осуществляется с учетом положений федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 186 "О федеральной целевой программе "Культура России (2012-2018 годы)", и имеет целью создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, модернизации работы учреждений культуры, обеспечения возможности реализации культурного и духовного потенциала личности. Для этого рекомендуется обеспечить на региональном уровне доступ граждан к объектам культуры и сведениям государственных архивов, в том числе за счет создания в сети "Интернет" сайтов и информационных порталов утверждений культуры, создания и размещения виртуальных музеев, формирования электронных баз фондов музеев и электронных копий уникальных памятников из музейных фондов. Целесообразно предусмотреть оснащение образовательных учреждений в сфере культуры, детских школ искусств современным материально-техническим оборудованием и создать условия для внедрения электронных билетов в музеи, театры и на зрелищные мероприятия. В сфере энергетики региональная информатизация осуществляется с учетом государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 321 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", и имеет целью развитие энергосбережения, повышение энергоэффективности в субъектах Российской Федерации и содействие инновационному развитию топливно-энергетического комплекса. Для этого рекомендуется формирование на региональном уровне государственных информационных ресурсов, обеспечивающих учет в электронной форме основных объектов и субъектов отрасли энергетики, что должно повысить достоверность соответствующих учетных сведений. Целесообразно предусмотреть создание информационных систем автоматизированного сбора и анализа данных об энергоэффективности топливно-энергетического комплекса субъекта Российской Федерации, в том числе о достижении целевых показателей региональных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности, увеличить эффективность планирования таких программ, привлекать инвестиции на мероприятия по энергоэффективности из внебюджетных источников. Региональные информационные системы в сфере энергетики рекомендуется интегрировать с федеральными информационными системами и обеспечивать возможность автоматического формирования аналитических и отчетных данных и их представления на федеральный уровень. В сфере сельского хозяйства региональная информатизация осуществляется с учетом Положения о системе государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2008 г. N 157 "О создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства", и имеет целью повышение продовольственной безопасности, увеличение прозрачности цикла производства продукции, более эффективное использование природных ресурсов, в частности земель сельскохозяйственного назначения, а также рост эффективности использования субсидий, предоставляемых сельхозпроизводителям. Для этого рекомендуется формирование государственных информационных ресурсов, обеспечивающих учет в электронной форме основных объектов и субъектов отрасли сельского хозяйства, в том числе ведение паспортов животных, паспортов полей, учет сельхозпроизводителей, учет и регистрацию сельскохозяйственной техники. Целесообразно обеспечить доступ к таким сведениям всех заинтересованных лиц и организовать на их базе предоставление информационных сервисов и государственных и муниципальных услуг проверки достоверности ветеринарной сопроводительной документации, постановки в очередь на получение субсидий, приема электронных документов, необходимых для получения субсидий, раскрытия информации о пустующих землях сельскохозяйственного назначения, информирования о торгах на право аренды таких земель и других. Данные сельскохозяйственного учета также позволят обеспечить прозрачность предоставления субсидий товаропроизводителям, учитывающим их финансовое состояние и эффективность деятельности. В целях развития безопасности продовольствия рекомендуется обеспечить межведомственный, межрегиональный и межуровневый обмен в электронной форме сведениями о зарегистрированной сельскохозяйственной технике, выданных ветеринарных сопроводительных документах, сертификатах семян, маршрутах движения скота, поставках продовольственной продукции, племенных хозяйствах, показателях производства и иными сведениями. В сфере государственных и муниципальных финансов региональная информатизация осуществляется с учетом положений Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 1275-р, и имеет целью обеспечить прозрачность, открытость и подотчетность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления. Для этого на региональном уровне целесообразно обеспечить интеграцию информационных систем управления государственными и муниципальными финансами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет". Детализация и уточнение направлений региональной информатизации, в том числе в сферах строительства и дорожного хозяйства, осуществляются в планах-графиках реализации мероприятий региональной информатизации (дорожных картах), разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах, при участии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в рамках установленной компетенции. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 г. N 2253-р) В целях повышения эффективности управления бюджетными расходами и обеспечения межотраслевой координации деятельности субъектам Российской Федерации рекомендуется утверждение региональных программ информатизации по ключевым для региона направлениям социально-экономического развития. III. Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" определено, что к 2018 году уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг должен составить не менее 90 процентов. В соответствии с Концепцией развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 2516-р, повышение качества предоставления указанных услуг обеспечивается за счет дистанционного взаимодействия с заявителем, сокращения перечня документов, обязательных для представления заявителем, использования межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг, сокращения сроков предоставления указанных услуг и повышения удобства их получения заявителем. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется обеспечивать заявителям возможность: обращаться за получением государственных и муниципальных услуг, получать результат указанных услуг и уведомления о ходе их предоставления посредством различных форм и способов доступа, в том числе посредством Единого портала и региональных порталов, а также посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональные центры); совершения платежей, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме; досудебного (внесудебного) обжалования в электронной форме решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг; оценить качество предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе предоставляемых в многофункциональных центрах. Целесообразно реализовать обмен информацией о качестве предоставляемых в многофункциональных центрах государственных и муниципальных услуг между автоматизированными информационными системами многофункциональных центров и информационно-аналитической системой мониторинга качества государственных услуг, а также передачу информации об услугах органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления из их автоматизированных информационных систем в информационные системы мониторинга качества предоставляемых услуг органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям, предоставляющим государственные и муниципальные услуги, а также осуществляющим контрольно-надзорные функции, целесообразно обеспечить: создание и доработку информационных систем в целях обеспечения автоматизации предоставления государственных и (или) муниципальных услуг и исполнения контрольно-надзорных функций, в том числе автоматизации внутренних процессов и автоматизации процессов взаимодействия с заявителем; оптимизацию порядка предоставления приоритетных услуг (исполнения контрольно-надзорных функций) в электронной форме в соответствии с методическими рекомендациями, определяющими требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме, разрабатываемыми Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 г. N 2253-р) В субъектах Российской Федерации рекомендуется возложить ответственность за региональную информатизацию и оптимизацию предоставления государственных и муниципальных услуг на одного из заместителей высшего должностного лица субъекта Российской Федерации или заместителей руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. IV. Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления В соответствии с законодательством органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления размещают на своих официальных сайтах общедоступную информацию о своей деятельности, в том числе в форме открытых данных, обеспечивая ее достоверность и актуальность. В целях реализации права граждан на доступ к информации о нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивается доступ к сведениям о нормативных правовых актах, включенных в федеральный регистр нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и государственный реестр уставов муниципальных образований, а также к дополнительным сведениям о них, в том числе о результатах антикоррупционной экспертизы указанных нормативных правовых актов. Для повышения удобства доступа граждан к официальным сведениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется обеспечить объединенную индексацию информации и сформировать единый навигационно-поисковый сервис для всех официальных сайтов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных органов и организаций с использованием стандарта взаимодействия официальных сайтов, разрабатываемого Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 г. N 2253-р) Размещение информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в форме открытых данных производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При определении приоритетов публикации той или иной информации в форме открытых данных целесообразно ориентироваться на потребности потенциальных разработчиков и пользователей сервисов, основанных на открытых данных. Официальное опубликование нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в электронной форме предполагается осуществлять на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Информация о кадровом обеспечении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации помимо официальных сайтов указанных органов также размещается на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в сети "Интернет" - федеральной государственной информационной системы "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации" (www.gossluzhba.gov.ru). (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 г. N 256) V. Организационное и инфраструктурное обеспечение региональной информатизации 1. Управление региональной информатизацией Управление региональной информатизацией предполагает осуществление следующих основных функций: стратегическое планирование региональной информатизации, связанное с задачами социально-экономического развития региона, и оптимизация исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации своих полномочий, в том числе при предоставлении государственных и муниципальных услуг; нормативно-правовое регулирование деятельности по региональной информатизации; координация расходов на региональную информатизацию, сбор заявок, консолидация потребностей в информационно-коммуникационных технологиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, планирование, согласование и размещение государственного и муниципального заказа; управление проектами в сфере региональной информатизации, в том числе приемка результатов работ, выполненных по государственному и муниципальному заказу, и обеспечение эксплуатации информационных систем. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется использовать механизмы проектного управления с учетом разрабатываемых Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации методических рекомендаций по организации системы проектного управления мероприятиями по информатизации в государственных органах и разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 г. N 2253-р) 2. Органы управления региональной информатизацией Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти, выполняющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в различных сферах экономики, будет осуществляться: (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 г. N 2253-р) систематизация типовых расходов и выявление лучшего опыта органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере информатизации и создание типовых информационных систем, правовых и методических актов, предназначенных для использования на региональном уровне; определение ключевых показателей эффективности информатизации в субъектах Российской Федерации; проведение конкурсного отбора на право получения субсидий на реализацию проектов информатизации в субъектах Российской Федерации на основе софинансирования; методическое обеспечение деятельности по внедрению информационно-коммуникационных технологий органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Организационно-методическую поддержку взаимодействия между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также с федеральными органами исполнительной власти по вопросам внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий предполагается осуществлять Совету региональной информатизации. Рекомендуется сформировать в субъекте Российской Федерации систему управления региональной информатизацией, включающую следующие органы и должностных лиц: заместитель высшего должностного лица субъекта Российской Федерации или заместитель руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивающие общее руководство региональной информатизацией, ответственные за ее результативность; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; координационный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за формирование стратегии информатизации в субъекте Российской Федерации; орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на реализацию региональной государственной политики в сфере информационных технологий и связи (далее - уполномоченный орган по информатизации); органы государственной власти субъекта Российской Федерации, выполняющие функции по реализации государственной политики в различных отраслях экономики (далее - отраслевые органы); органы местного самоуправления; экспертный общественный совет по информатизации. Рекомендуется наделить органы управления и должностных лиц субъектов Российской Федерации соответствующими полномочиями. Координационный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за формирование стратегии информатизации в субъекте Российской Федерации, в состав которого входят руководитель уполномоченного органа по информатизации, руководители или заместители руководителей отраслевых органов и органов местного самоуправления: рассматривает проекты концепций, стратегий и планов информатизации субъекта Российской Федерации; рассматривает проекты нормативных правовых актов, регламентирующих разработку, внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти субъектов Российской Федерации; утверждает порядок и формы отчетности о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере информатизации. Уполномоченный орган по информатизации: осуществляет долгосрочное стратегическое планирование региональной информатизации, определяющее принципы, цели, задачи, результаты и целевые показатели информатизации в субъекте Российской Федерации; организовывает и координирует деятельность по разработке и реализации программ и проектов региональной информатизации в субъекте Российской Федерации; координирует деятельность органов государственной власти по предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме и ведению базовых информационных ресурсов в электронной форме; осуществляет методическую и экспертную поддержку отраслевых органов и органов местного самоуправления; координирует выполнение мероприятий по созданию и эксплуатации информационных систем и региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органами государственной власти субъекта Российской Федерации, включая ведение необходимых для автоматизированного взаимодействия справочников и классификаторов, и готовит предложения по определению органов (организаций), исполняющих обязанности операторов информационных систем и компонентов региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, совместно используемых отраслевыми органами и органами местного самоуправления; координирует интеграцию государственных информационных систем органов государственной власти субъекта Российской Федерации между собой и с федеральными государственными информационными системами; проверяет соответствие результатов реализации проектов информатизации плановым показателям и осуществляет мониторинг состояния информатизации в органах государственной власти и органах местного самоуправления; определяет перечни типовых элементов информационно-коммуникационных технологий (информационных систем, базового программного обеспечения, компонентов региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, расходных материалов, программно-аппаратных комплексов и других). На уполномоченный орган по информатизации может быть возложена функция по определению поставщиков при централизованных закупках товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд в сфере информационно-коммуникационных технологий в соответствии с положениями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Отраслевым органам рекомендуется: осуществлять планирование использования информационно-коммуникационных технологий в отдельных отраслях экономики с учетом развития иных отраслей; осуществлять функции заказчика при размещении заказа на закупки товаров и услуг в сфере компетенции и управлять выполнением проектов; обеспечивать доступ граждан к официальной общедоступной информации посредством размещения ее на официальных сайтах в сети "Интернет", в том числе в форме открытых данных. Предполагается, что экспертный общественный совет по информатизации будет обеспечивать публичное обсуждение деятельности по информатизации субъекта Российской Федерации общественными и иными заинтересованными организациями, экспертным сообществом, а также гражданами Российской Федерации. Высшему органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется утверждать концепции и программы долгосрочного развития информационно-коммуникационных технологий в субъекте Российской Федерации, отраслевые концепции и программы информатизации отдельных отраслей экономики, а также ежегодные сводные планы информатизации органов государственной власти субъекта Российской Федерации. 3. Координация расходов на информатизацию Для оптимизации расходов на информатизацию и повышения их эффективности в субъекте Российской Федерации могут использоваться механизмы координации таких расходов, в том числе: долгосрочное межотраслевое планирование расходов на информационно-коммуникационные технологии и региональную телекоммуникационную инфраструктуру и ее совместное использование региональными потребителями; консолидация потребностей в информационно-коммуникационных технологиях; осуществление централизованных закупок в сфере информационно-коммуникационных технологий с учетом положений Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов"; контроль наличия в программах, планах, проектах по информатизации, реализуемых отраслевыми органами, целевых показателей, имеющих конкретный и измеримый характер; контроль соответствия создаваемых информационных систем федеральным и региональным документам стратегического планирования, а также требованиям по совместимости информационных систем. Учет приобретаемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований информационных систем и компонентов региональной телекоммуникационной инфраструктуры целесообразно осуществлять с учетом методических рекомендаций, утверждаемых Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 г. N 2253-р) Для сокращения бюджетных расходов уполномоченный орган по информатизации может организовывать размещение в национальном фонде алгоритмов и программ, созданных или приобретенных с привлечением средств регионального бюджета, программ и подготовительной (проектной), технической и иной документации к таким программам, обеспечивающей возможность свободного использования и модернизации таких программ субъектами Российской Федерации. 4. Формирование региональной информационно-коммуникационной инфраструктуры Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий рекомендуется определять состав и функции компонентов региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивать ее взаимодействие с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, исходя из следующих принципов: формирование интегрированной вычислительной и сетевой среды, совместно используемой органами государственной власти и органами местного самоуправления; построение региональных информационных систем по сервисной архитектуре, стандартизация и обеспечение совместимости используемых в регионе информационно-коммуникационных систем. Инженерная инфраструктура Инженерную инфраструктуру целесообразно создавать исходя из целесообразности ее использования для обеспечения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления основными средствами автоматизации деятельности. К региональной инженерной инфраструктуре могут относиться: региональный сегмент телекоммуникационной инфраструктуры; региональный сегмент инфраструктуры хранения и обработки данных; внутренняя телекоммуникационная инфраструктура органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; локально расположенные средства вычислительной техники, в том числе рабочие станции общего назначения, серверное оборудование, средства печати и копирования данных и другие; средства обеспечения информационной безопасности. Региональный сегмент телекоммуникационной инфраструктуры Основу регионального сегмента телекоммуникационной инфраструктуры могут составлять современные оптоволоконные мультисервисные сети связи, функционирующие по единым стандартам с установленным уровнем качества обслуживания, обеспечивающие потребителей услугами передачи данных любого типа. Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации подготавливаются предложения по изменению нормативной правовой базы, необходимой для совместного использования каналов связи разными органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 г. N 2253-р) В целях сокращения цифрового неравенства субъектам Российской Федерации рекомендуется осуществлять мероприятия, направленные на повышение доступности для граждан и организаций услуг высокоскоростного доступа к сети "Интернет" и иных видов информационно-телекоммуникационных (инфокоммуникационных) услуг, снижение административных барьеров, стимулирование роста в регионе числа операторов связи и повышение конкуренции. При планировании мероприятий по развитию регионального сегмента телекоммуникационной инфраструктуры органам государственной власти субъектов Российской Федерации целесообразно учитывать, что обеспечивается: за счет бюджета Российской Федерации во всех населенных пунктах с населением от 250 до 500 человек - не менее чем одна точка доступа, подключаемая с использованием волоконно-оптической линии связи и обеспечивающая возможность передачи данных со скоростью не менее чем 10 Мбит/с; за счет внебюджетных источников во всех населенных пунктах с населением более 500 человек - не менее чем одно средство коллективного доступа по предоставлению доступа к сети "Интернет" без использования пользовательского оборудования абонента. Региональный сегмент инфраструктуры хранения и обработки данных В региональный сегмент инфраструктуры хранения и обработки данных предполагается включение локальных и совместно используемых средств вычислительной техники - центров обработки данных. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации целесообразно определять порядок формирования регионального сегмента инфраструктуры хранения и обработки данных исходя из критериев совокупного сокращения бюджетных расходов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, органов и организаций, подведомственных органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, многофункциональных центров и иных организаций на закупки и аренду аппаратных мощностей. При этом рекомендуется учитывать особенности территориального расположения указанных органов и организаций и уровень проникновения в регионе каналов связи, пригодных для использования удаленных центров обработки данных, систематически определяя потребности в услугах центров обработки данных и в случаях, если это экономически обосновано, размещая консолидированный заказ на услуги (создание) центров обработки данных. Программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности Средства обеспечения информационной безопасности предназначены: для защиты информации от вредоносного воздействия компьютерных вирусов, несанкционированного доступа, в том числе при межсетевом взаимодействии между информационными системами, для обнаружения компьютерных атак; для обеспечения конфиденциальности и целостности информации; для выявления уязвимостей и мониторинга инцидентов информационной безопасности; для резервного копирования и восстановления информации. Выбор и применение средств обеспечения информационной безопасности осуществляются согласно требованиям законодательства Российской Федерации на основе классификации информационных систем с учетом моделей угроз и моделей нарушителя информационной безопасности. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется принимать дополнительные меры по повышению уровня защиты информационных ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления, обратив особое внимание: на недопущение принятия и реализации региональных и муниципальных программ информатизации, в которых не предусмотрены меры по защите информации в соответствии с законодательством Российской Федерации; на обеспечение контроля за выполнением требований по защите информации при подключении к информационно-телекоммуникационным сетям международного информационного обмена информационно-телекоммуникационных сетей и информационных сетей, а также средств вычислительный техники, применяемых для обработки информации ограниченного доступа; на кадровое усиление подразделений по защите информации. Региональная информационно-телекоммуникационная инфраструктура электронного взаимодействия В состав региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры электронного взаимодействия могут входить информационные системы, обеспечивающие информационное взаимодействие между государственными и муниципальными информационными системами, а также их информационное взаимодействие с информационными системами организаций и граждан, эксплуатируемыми организациями и гражданами в целях информационного взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Развитие региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры электронного взаимодействия целесообразно осуществлять в соответствии с определенными в Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 2516-р, принципами совершенствования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется определить перечень и функции информационных систем, входящих в состав региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры электронного взаимодействия, установить порядок их разработки и эксплуатации. Для каждой такой информационной системы предполагается утверждение требований к уровню обслуживания потребителей и порядка определения стоимости ее использования в случае, если обслуживание носит возмездный характер. Все требования, предъявляемые со стороны региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры электронного взаимодействия к инфраструктуре потребителей ее сервисов, целесообразно утверждать нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Система межведомственного электронного взаимодействия В субъектах Российской Федерации рекомендуется осуществлять создание и эксплуатацию региональных систем межведомственного взаимодействия, обеспечивающих информационное взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления между собой и с системой межведомственного взаимодействия. Информационные системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций целесообразно подключать к системе межведомственного взаимодействия через региональную систему межведомственного взаимодействия. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации в случае изменения сервисов предоставления сведений федеральными или региональными поставщиками сведений рекомендуется обеспечивать изменение средств доступа к ним согласно регламентам системы межведомственного взаимодействия. Единая система идентификации и аутентификации Для обеспечения использования Единой системы идентификации и аутентификации при организации доступа с использованием сети "Интернет" к информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, органам государственной власти субъекта Российской Федерации и органам местного самоуправления целесообразно принять план перевода соответствующих информационных систем на использование Единой системы идентификации и аутентификации с конечным сроком реализации плана не позднее 1 января 2017 г. Предполагается, что операторы региональных и муниципальных информационных систем: организуют уведомление пользователей о предстоящем прекращении поддержки их учетных записей и информируют их о необходимости пройти регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации; обеспечат регистрацию государственных и муниципальных служащих в Единой системе идентификации и аутентификации и использование ее учетных записей при доступе государственных и муниципальных служащих к федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", Единому порталу и региональным порталам, иным информационным системам, используемым для предоставления государственных и муниципальных услуг и требующим авторизованного доступа. Регистрация в Единой системе идентификации и аутентификации может осуществляться на базе многофункциональных центров по заявлениям граждан. Средства использования электронной подписи Органами государственной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться ведомственные удостоверяющие центры или использоваться услуги коммерческих удостоверяющих центров с учетом необходимости сокращения бюджетных расходов на получение и обслуживание сертификатов ключей проверки электронных подписей. Вновь создаваемые удостоверяющие центры (удостоверяющие центры, с которыми заключаются новые договоры) целесообразно создавать с учетом требований к оказанию удостоверяющими центрами типовых услуг, утверждаемых Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 г. N 2253-р) Заказчикам услуг удостоверяющих центров не рекомендуется устанавливать к ним требования, влекущие за собой сегментацию единого пространства доверия электронных подписей, в том числе ограничивающие применимость создаваемых и выдаваемых ими сертификатов ключей проверки электронной подписи в государственных и муниципальных информационных системах. Органам государственной власти субъекта Российской Федерации и органам местного самоуправления целесообразно обеспечить использование электронной подписи в создаваемых и эксплуатируемых ими информационных системах, а также получение и обслуживание сертификатов ключей проверки электронных подписей государственных и муниципальных служащих. Региональный реестр государственных и муниципальных услуг Органам государственной власти субъектов Российской Федерации целесообразно осуществлять ведение регионального реестра государственных и муниципальных услуг, порядок формирования и ведения которого определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Сведения, содержащиеся в региональном реестре государственных и муниципальных услуг, предполагается передавать в федеральную государственную информационную систему "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" путем заполнения электронных форм в ней или ее интеграции с региональными реестрами государственных и муниципальных услуг. Сведения о государственных и муниципальных услугах, размещенные на Едином портале и на региональных порталах, должны соответствовать сведениям об этих услугах, содержащимся в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)". Порталы государственных и муниципальных услуг Органам государственной власти субъектов Российской Федерации целесообразно обеспечить размещение сведений о государственных и муниципальных услугах, включенных в примерный перечень услуг, подлежащих первоочередной оптимизации, согласно приложению N 2 к Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 2516-р, и организовать их получение в электронной форме на Едином портале. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется размещать сведения о прочих услугах в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" и организовывать доступ пользователей к получению этих услуг в электронной форме путем размещения на Едином портале по своему выбору: интерактивных форм заявлений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг, создаваемых с помощью специализированного сервиса Единого портала, создаваемого Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 г. N 2253-р) гиперссылок, обеспечивающих бесплатную переадресацию пользователей на страницу предоставления государственной или муниципальной услуги, содержащую интерактивные формы заявлений, на региональном портале, при этом должна обеспечиваться интеграция личного кабинета получателя государственных и муниципальных услуг на региональном портале с единым личным кабинетом получателя государственных и муниципальных услуг на Едином портале и использование Единой системы идентификации и аутентификации. Предполагается, что региональный портал будет обеспечивать: актуальность и удобство описаний порядка получения государственных и муниципальных услуг, а также типовых сценариев получения связанных услуг; унифицированное описание порядка предоставления государственных и муниципальных услуг; возможность для заявителя записаться на прием в орган государственной власти или организацию, в том числе к конкретному специалисту, с выбором даты и времени приема; возможность обращения за предоставлением государственной или муниципальной услуги и получение ее юридически значимых результатов в электронной форме, возможность оплаты государственных пошлин и иных обязательных платежей; предоставление заявителям уведомлений о ходе предоставления государственных и муниципальных услуг; возможность оценить качество предоставления государственной или муниципальной услуги в электронной форме в целом и выполнения отдельных административных процедур непосредственно после их выполнения, возможность подачи жалобы на действия (бездействие) сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления; возможность предварительной записи на прием, в том числе в многофункциональные центры, для подачи заявления и документов, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг; возможность обращения за дополнительными услугами, оказываемыми в том числе негосударственными организациями (курьерская доставка результатов услуг, геоинформационные сервисы и другие). Региональные порталы рекомендуется создавать, основываясь на принципах открытой архитектуры, обеспечивающей их интеграцию с внешними информационными системами. Правовой статус регионального портала, в том числе его местонахождение в сети "Интернет", целесообразно закрепить правовым актом субъекта Российской Федерации. Личный кабинет пользователя На региональных порталах могут создаваться личные кабинеты получателей государственных и муниципальных услуг (далее - пользователи), при этом целесообразно обеспечить интеграцию таких личных кабинетов пользователей с единым личным кабинетом пользователя на Едином портале: в части получения информационными системами органов государственной власти субъекта Российской Федерации сведений из единого личного кабинета пользователя - с 1 июля 2016 г.; в части предоставления информационными системами органов государственной власти субъектов Российской Федерации документов, полученных в результате предоставления ими государственных и муниципальных услуг пользователю, и сведений о текущих статусах их предоставления - с 1 января 2017 г. Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации будет определен порядок взаимодействия и разработаны сервисы предоставления сведений и адаптеры получения сведений из системы межведомственного взаимодействия, необходимые для информационного обмена между личными кабинетами пользователя. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 г. N 2253-р) Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг Информационные системы многофункциональных центров целесообразно создавать с учетом необходимости поддержки передачи уведомлений о ходе предоставления государственных и муниципальных услуг и результате их предоставления, а также осуществления безбумажного межведомственного согласования документов и мониторинга предоставления услуг на базе многофункциональных центров. Рекомендуется исключить направление дублирующих межведомственных запросов и дублирующего ведения регистрационного учета, связанного с предоставлением государственных и муниципальных услуг многофункциональными центрами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Предполагается, что информатизация многофункциональных центров будет проводиться в соответствии с правилами организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, а также методическими рекомендациями по обеспечению деятельности многофункциональных центров, утверждаемыми Министерством экономического развития Российской Федерации. Единый платежный шлюз Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется с 1 мая 2015 г. осуществить интеграцию региональных порталов и информационных систем многофункциональных центров с государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах, для чего целесообразно: разработать сервисы передачи и приема необходимых для осуществления платежа сведений в единый платежный шлюз и зарегистрировать в государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах региональные и муниципальные органы и организации, являющиеся получателями платежей; обеспечить формирование предварительных начислений для оплаты государственной пошлины заявителями и прием от заявителя оплаты пошлины. Предполагается, что требования к организации взаимодействия будут утверждаться Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 г. N 2253-р) Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать региональные платежные шлюзы, обеспечивая их интеграцию с государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах. Система досудебного (внесудебного) обжалования Органам государственной власти субъектов Российской Федерации с 1 марта 2015 г. рекомендуется обеспечить интеграцию региональных порталов государственных услуг с федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг, для чего: осуществить доработку региональных порталов в части предоставления заявителю форм заявлений, обращений, жалоб и других форм; модернизировать информационные системы, обеспечивающие предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в части функциональности сбора и обработки жалоб заявителей; организовать сбор и обработку поступивших жалоб. Порядок интеграции будет определяться Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 г. N 2253-р) Информационные системы обеспечения управленческой и типовой деятельности Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в целях повышения эффективности государственного управления и обеспечения обработки сведений из государственных и муниципальных информационных ресурсов, данных официальной государственной статистики, иных сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений, целесообразно обеспечивать передачу сведений в государственную автоматизированную информационную систему "Управление" в соответствии с запросами федеральных органов исполнительной власти. К базовому программному обеспечению управленческой и типовой деятельности могут относиться: системное программное обеспечение и программное обеспечение общего назначения - операционные системы; системы управления базами данных; офисные приложения; приложения поддержки сетевой инфраструктуры; средства управления и использования электронной почты; средства разработки и другие. К информационным системам обеспечения управленческой и типовой деятельности, предназначенным для автоматизации типовых обеспечивающих полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, целесообразно отнести: системы электронного документооборота; информационно-аналитические системы; системы кадрового и бухгалтерского учета; системы геоинформационного и картографического обеспечения деятельности; иные системы, в том числе системы управления материальными и нематериальными активами, справочной правовой информации, ведения официальных сайтов, центров обработки вызовов, автоматизации приема и обработки запросов и обращений граждан и другие. При закупках (аренде, разработке) базового программного обеспечения, а также программного обеспечения, используемого в информационных системах автоматизации управленческой и типовой деятельности, целесообразно: выявлять потребности и анализировать организационную и финансовую целесообразность консолидированных закупок (аренды, разработки), а также реализации требуемых функций на базе "облачных" технологий, обеспечивая сокращение расходов на оплату лицензий и услуг технической поддержки; анализировать целесообразность использования свободного программного обеспечения, позволяющего сократить бюджетные расходы и снизить зависимость от поставщиков и разработчиков программного обеспечения. Информационные системы автоматизации управленческой и типовой деятельности рекомендуется создавать с учетом необходимости регламентированного обмена сведениями между ними, а также с иными информационными системами. Информационные системы документооборота целесообразно создавать исходя из необходимости юридически значимого взаимодействия в электронной форме органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их структурных подразделений, администраций и органов местного самоуправления муниципальных образований между собой и с подведомственными и иными государственными и муниципальными учреждениями, а также межведомственного документооборота между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами государственной власти. Предполагается, что информационные системы документооборота будут поддерживать прием, учет и передачу ответов по обращениям граждан, в том числе посредством интеграции с федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг, и информационными системами органов государственной власти и органов местного самоуправления. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создать информационно-аналитическую систему региона для централизованного сбора, обобщения, анализа и обмена информацией, необходимой для информационного обеспечения руководителей и сотрудников органов государственной власти, принятия управленческих решений и подготовки отчетности. При создании информационно-аналитических систем целесообразно обеспечивать методологическое, семантическое и технологическое единство процессов сбора, актуализации и обработки сведений, исключая или сводя к минимуму предоставление сведений в ручном режиме. Информационно-аналитические системы рекомендуется создавать исходя из необходимости в автоматизированном режиме получать агрегированные и статистические сведения из информационных ресурсов региональных органов и организаций и обеспечивать достоверность информации о текущем статусе выполнения региональных проектов и программ и повсеместный доступ уполномоченных сотрудников к информации системы. Все общедоступные сведения информационно-аналитической системы целесообразно предоставлять без авторизации любым пользователям информационно-аналитической системы в сети "Интернет", в том числе в формате открытых данных. Предполагается, что информационные системы кадрового учета в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления обеспечат организацию учета государственных и муниципальных служащих, иного персонала, поддержку организационно-штатной структуры и формирование отчетности. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 г. N 256) В целях централизованного формирования, сбора, обобщения и обмена в электронном виде информацией о кадровом составе государственных органов и органов местного самоуправления при создании информационных систем кадрового учета на региональном уровне целесообразно: (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 г. N 256) использовать в качестве первичного учетного (кадрового) документа, составляемого в виде электронного документа, личную карточку государственного (муниципального) служащего, форма которой утверждена федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 г. N 256) предусмотреть их интеграцию с федеральной государственной информационной системой "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации". (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 г. N 256) С использованием информационных систем бухгалтерского учета целесообразно автоматизировать бухгалтерский, налоговый и оперативный учет, формировать управленческую и консолидированную отчетность органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления. Предполагается создание в субъектах Российской Федерации геоинформационных и картографических систем, обеспечивающих сбор, обработку и визуализацию геопространственных данных субъекта Российской Федерации и связанной с ними информации, в том числе о геопозиционировании объектов. Геопространственные и картографические системы целесообразно интегрировать с информационными системами, обеспечивающими унификацию информации об адресах объектов адресации, управление транспортными потоками, мониторинг дорожной ситуации и мониторинг чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации, территориальное планирование в муниципальных образованиях, управление государственным и муниципальным имуществом, с иными информационными системами. Геопространственные и картографические системы могут использоваться при предоставлении гражданам и организациям услуг для визуализации адресно-справочной информации, выбора удобных для них мест очного приема и других сервисов. С использованием общедоступного геоинформационного портала субъекта Российской Федерации целесообразно обеспечивать свободный доступ к геопространственной информации, в том числе в целях обеспечения визуализации информации, содержащейся в наборах открытых данных. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется разработать и утвердить планы перехода на использование в деятельности органов государственной власти продуктов и услуг отечественных интернет-компаний, а также обеспечить внедрение на их основе образовательных и культурных программ. Информационные системы ведения региональных и муниципальных информационных ресурсов Совершенствование порядка формирования, актуализации и использования информационных ресурсов, которые ведутся органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и подведомственными органами и организациями (далее - региональные ресурсы), рекомендуется осуществлять по направлениям: переход на формирование, актуализацию и использование региональных ресурсов и обеспечение доступа к сведениям региональных ресурсов в электронной форме, в том числе посредством системы межведомственного взаимодействия; перевод в электронную форму наиболее востребованных сведений региональных ресурсов, ранее сформированных на бумажных носителях; обеспечение достоверности, актуальности и полноты сведений региональных ресурсов, в том числе формирование правовых, технических и организационных механизмов исправления ошибочных сведений региональных ресурсов; обеспечение идентификации сведений о субъектах и об объектах, размещаемых в региональном ресурсе, в том числе для целей межведомственного взаимодействия. Высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации целесообразно определить порядок и сроки поэтапного перехода на формирование, актуализацию и использование региональных ресурсов в электронной форме исходя из критериев востребованности сведений региональных ресурсов и бюджетной обеспеченности. Совместимость государственных информационных систем Для обеспечения совместной работы государственных и муниципальных информационных систем органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется создать региональную систему нормативно-справочной информации и региональный реестр технических спецификаций с учетом положений Концепции методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствования и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2014 г. N 793-р. Региональную систему нормативно-справочной информации целесообразно создавать исходя из необходимости обеспечения интеграции и семантической совместимости данных, используемых в государственных и муниципальных информационных системах и при межведомственном взаимодействии. В состав региональной системы нормативно-справочной информации предполагается включить: реестр нормативно-справочной информации, в котором содержится систематизированная совокупность сведений о справочниках и классификаторах, используемых в региональных и муниципальных информационных системах; справочники и классификаторы, ведущиеся или размещаемые в региональной системе нормативно-справочной информации; реестр региональных ресурсов. С использованием региональной системы нормативно-справочной информации целесообразно поддерживать автоматизированный обмен данными с федеральной государственной информационной системой "Единая система нормативной справочной информации" и региональными и муниципальными информационными системами, формирующими и использующими справочную информацию. Предполагается, что уполномоченные федеральные органы исполнительной власти определят перечни справочников и классификаторов, размещаемых в федеральной государственной информационной системе "Единая система нормативной справочной информации", порядок и сроки такого размещения, порядок актуализации и предоставления справочников и классификаторов, в том числе в автоматизированном режиме, имея при этом в виду, что нецелесообразно формирование на региональном уровне справочников и классификаторов, ведение которых осуществляется в указанной системе. В субъектах Российской Федерации рекомендуется определить органы государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на ведение региональных реестров, справочников и классификаторов, входящих в региональную систему нормативно-справочной информации, а также порядок поддержания размещаемых в региональной нормативно-справочной системе сведений в актуальном состоянии. Региональный реестр технических спецификаций будет содержать свод стандартизированных протоколов обмена, форматов данных и сетевых служб, обязательных при реализации внешних интерфейсов государственных и муниципальных информационных систем и соответствующих критерию открытого стандарта. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, осуществляющим государственный или муниципальный заказ на предоставление государственных и (или) муниципальных услуг, целесообразно обеспечить соответствие технических спецификаций, используемых в региональных информационных системах, установленным требованиям и использование в региональных информационных системах справочников и классификаторов из региональной системы информативно-справочной информации и федеральной государственной информационной системы "Единая система нормативной справочной информации". В приоритетном порядке рекомендуется осуществлять переход на использование федеральной государственной информационной системы "Единая система нормативной справочной информации", региональной системы справочной информации и стандартизированных спецификаций информационных систем, предназначенных для ведения региональных ресурсов, предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения контрольно-надзорных функций, а также межведомственного взаимодействия. VI. Порядок реализации Концепции Реализация Концепции рассчитана на период до 2018 года. Порядок и сроки реализации отдельных направлений Концепции устанавливаются Правительством Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации рекомендуется утвердить планы-графики реализации направлений Концепции. Реализация Концепции предполагает достижение следующих основных результатов: повышение качества жизни граждан за счет использования информационно-коммуникационных технологий при взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления; выравнивание уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации и увеличение доступности для граждан информационно-коммуникационных технологий и основанных на них возможностей; повышение эффективности государственного управления на основе использования информационно-коммуникационных технологий. Эффективность процессов информатизации в субъекте Российской Федерации целесообразно определять с использованием контрольных целевых показателей реализации Концепции, включающих в себя показатели статистического наблюдения, результаты регулярного мониторинга реализации Концепции, результаты социологических и опросных исследований и иные показатели. Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации будут утверждаться контрольные целевые показатели и методика их оценки. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 г. N 2253-р) Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации будет создаваться система мониторинга эффективности региональной информатизации, в рамках которой будут сформированы паспорта информатизации каждого субъекта Российской Федерации и составлен ежегодный рейтинг эффективности информатизации субъектов Российской Федерации. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 г. N 2253-р) ____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|