Расширенный поиск
Областной закон Архангельской области от 20.12.1995 № 27-19-ОЗА Р Х А Н Г Е Л Ь С К А Я О Б Л А С Т Ь ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН Утратил силу - Областной закон Архангельской области от 24.02.2000 г. N 179-27-ОЗ Утратил силу - Решение Собрания депутатов Архангельской области от 24.02.2000 г. N 781 О ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (В редакции Областных законов Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ; от 27.10.99 г. N 166-25-ОЗ) Глава I Общие положения Статья 1. Основные принципы выборов выборных органов местного самоуправления 1. К выборным органам местного самоуправления муниципальных образований относятся: - представительные органы (Собрание депутатов); - главы муниципальных образований. 2. Депутаты представительных органов местного самоуправления избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, сроком до 4 лет в соответствии с уставом муниципального образования, на альтернативной основе. 3. Главы муниципальных образований избираются в соответствии со статьями 49, 50 настоящего закона. 4. Избиратели участвуют в выборах на равных основаниях и голосуют "за" или "против" кандидата в депутаты выборных органов местного самоуправления непосредственно. Контроль за волеизъявлением избирателей запрещается. Статья 2. Законодательство о выборах в органы местного самоуправления Выборы в органы местного самоуправления проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом области, областным законом "О местном самоуправлении в Архангельской области", настоящим законом и уставом муниципального образования. ( Статья в редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. № 35-21-03) Статья 3. Избирательные права граждан Гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 18 лет и проживающий на соответствующей территории, вправе принимать участие в выборах выборных органов местного самоуправления. Депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 18-летнего возраста и проживающий как правило на соответствующей территории. (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) Главой местного самоуправления муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 21-летнего возраста, проживающий как правило на соответствующей территории не менее 1 года. (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 4. Назначение выборов Дата проведения выборов в органы местного самоуправления назначается соответствующим представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 3 месяца до дня выборов. (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) Статья 5. Право выдвижения кандидатов в выборные органы местного самоуправления Кандидаты в выборные органы местного самоуправления выдвигаются избирательными объединениями, избирательными блоками, группами избирателей, допускается самовыдвижение. Статья 6. Проведение выборов избирательными комиссиями Подготовка, проведение выборов в в органы местного самоуправления, контроль за соблюдением избирательных прав граждан возлагаются на избирательные комиссии. (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных органов и организаций. Статья 7. Финансирование выборов Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов в в органы местного самоуправления, осуществляется за счет соответствующих (городских, районных) бюджетов. (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) Статья 8. Право на предвыборную агитацию Органы местного самоуправления обеспечивают гражданам Российской Федерации, общественным объединениям и блокам свободное проведение предвыборной агитации. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию "за" или "против" кандидатов в депутаты или кандидатов на должность главы местного самоуправления. Статья 9. Гласность при проведении выборов Подготовка и проведение выборов в органы местного самоуправления осуществляются открыто и гласно. (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) Глава II Избирательные округа и избирательные участки Статья 10. Образование избирательных округов Для проведения выборов в выборные органы местного самоуправления образуются избирательные округа. Количество избирательных округов определяется уставом о местном самоуправлении. Выборы могут проводиться по одномандатным, многомандатным и единому избирательному округам. Избирательные округа образуются соответствующей (сельской, поселковой, районной, городской) избирательной комиссией на основании представляемых местной администрацией данных о численности избирателей, проживающих на данной территории. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе утверждаются соответствующим представительным органом местного самоуправления за 60 дней со дня выборов. Избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий. Допустимое отклонение количества избирателей в одномандатных избирательных округах от средней нормы представительства не должно превышать в городах областного (районного) значения 10%, на остальной территории (в труднодоступных местностях) - 15%.Данное требование не применяется при выборах в представительный орган местного самоуправления в случае, если Уставом муниципального образования устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого сельсовета. (Дополнен - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) Списки избирательных округов с указанием их границ, численности избирателей публикуются территориальными избирательными комиссиями не позднее чем за 60 дней до дня выборов. Статья 11. Образование избирательных участков Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах выборных органов местного самоуправления образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой районной, городской администрации по согласованию с территориальной (районной, городской) избирательной комиссией из расчета не более 3000 избирателей на каждый избирательный участок не позднее чем за 45 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов, а также границ административно-территориальных образований. В местах временного пребывания избирателей (больницы, санатории, дома отдыха и т.д.), в труднодоступных и отдаленных районах области, на морских и речных судах могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях не позднее чем за пять дней до дня выборов. Такие участки входят в избирательные округа соответственно по месту их расположения или по решению избирательной комиссии области. (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) Военнослужащие, проживающие на территории соответствующих городов, районов голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. В этих случаях избирательные участки образуются командирами воинских частей по решению территориальной избирательной комиссии. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий публикуются территориальной избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов. Глава III Списки избирателей Статья 12. Списки избирателей и порядок их составления Списки избирателей составляются участковыми избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главами местной администрации. Периодическое уточнение списков зарегистрированных избирателей по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года осуществляется главами местной администрации. Соответствующие сведения об избирателях направляются главами местной администрации в участковые избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов. Списки избирателей составляются в двух экземплярах по форме, утверждаемой соответствующей территориальной избирательной комиссией, и подписываются председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указывается фамилия, имя, отчество, год рождения, место проживания (адрес) избирателя. В отношении граждан, которым на день голосования исполняется 18 лет, дополнительно указывается день и месяц рождения. Список избирателей-военнослужащих, членов семей военнослужащих и других избирателей, проживающих в воинских частях, составляется на основании сведений, представляемых командиром воинской части. Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в список избирателей по месту жительства на общих основаниях. Списки избирателей по избирательным участкам, образованным на судах, находящихся в день проведения голосования в плавании, составляются на основе данных, представляемых капитанами судов.Списки избирателей в санаториях, профилакториях, больницах и в других местах их временного пребывания составляются на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) Один экземпляр списков избирателей остается в участковой избирательной комиссии, а второй экземпляр передается в соответствующую территориальную избирательную комиссию не позднее чем за 16 дней до дня выборов. Статья 13. Порядок внесения граждан в списки избирателей В списки избирателей включаются граждане Российской Федерации, достигшие на день выборов 18 лет и имеющие право избирать выборные органы местного самоуправления. Основанием для включения граждан Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Студенты, аспиранты и курсанты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список, включаются участковой избирательной комиссией в дополнительный список на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их место жительства на территории данного избирательного участка. Статья 14. Ознакомление избирателей со списком избирателей Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о не включении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или суд, которые обязаны в трехдневный срок, а в день выборов немедленно, рассмотреть жалобу. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов запрещается. Глава IV Избирательные комиссии Статья 15. Виды избирательных комиссий Для организации и проведения выборов в органы местного самоуправления образуются избирательные комиссии: - территориальные (городские, районные и другие) избирательные комиссии; - окружные (по избирательным округам) избирательные комиссии; - участковые избирательные комиссии. (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) В сельсоветах, поселках, городах, районах окружные избирательные комиссии могут не образовываться, их функции в этом случае исполняют территориальные (городские, районные и другие) избирательные комиссии. Статья 16. Порядок формирования территориальных (районных, городских и других) избирательных комиссий Территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии формируются не позднее чем за 60 дней до дня выборов в составе 5-11 членов комиссий с правом решающего голоса. Состав территориальной избирательной комиссии назначается выборным органом местного самоуправления. В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав территориальной избирательной комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование территориальной избирательной комиссии района (города) производится избирательной комиссией Архангельской области, города районного значения, поселка, сельсовета - соответствующей городской районной избирательной комиссией в срок не более пяти дней. При определении кандидатур в состав территориальной избирательной комиссии учитываются предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии Статья 17. Порядок формирования окружных избирательных комиссий Окружные избирательные комиссии формируются соответствующим выборным органом местного самоуправления не позднее чем за 60 дней до дня выборов в составе 5-13 членов комиссий с правом решающего голоса. В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав окружной избирательной комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование окружной избирательной комиссии производится соответствующей территориальной избирательной комиссией в срок не более пяти дней. При определении кандидатур в состав окружной избирательной комиссии учитываются предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь окружной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. Статья 18. Порядок формирования участковых избирательных комиссий Участковые избирательные комиссии формируются соответствующими выборными органами местного самоуправления не позднее чем за 45 дней до дня выборов в составе 5-13 членов комиссий с правом решающего голоса. В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав участковой избирательной комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо, если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование участковой избирательной комиссии производится соответствующей районной, городской территориальной комиссией в срок не более пяти дней. При определении кандидатур в состав участковых избирательных комиссий учитываются предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. Статья 19. Статус члена избирательной комиссии Члены избирательных комиссий с правом решающего голоса обязаны присутствовать на всех заседаниях комиссий. Кандидаты, выдвинутые непосредственно избирателями, каждое избирательное объединений, избирательный блок, зарегистрировавшие своего кандидата, вправе назначить по одному члену в территориальную, окружную и участковые избирательные комиссии с правом совещательного голоса. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, а также лица, находящиеся у них в непосредственной подчиненности. Члены избирательной комиссии вправе: - выступать на заседаниях избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, требовать проведения по ним голосования; - задавать участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня, получать на них ответы по существу; - знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии; - получать денежную компенсацию за счет средств, выделенных на проведение выборов, если они освобождены на время проведения выборов от основной работы.Положение настоящего пункта не распространяется на членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса (Дополнен - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) Члены избирательной комиссии, освобожденные на время проведения выборов от основной работы, не могут в это время по инициативе администрации (работодателя) быть уволенными с работы или без их согласия переведены на другую работу. Срок полномочий членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса устанавливается в соответствии с действующим законодательством. Статья 20. Полномочия территориальной (районной, городской и других) избирательной комиссии Территориальная (районная, городская и другая) избирательная комиссия: - осуществляет содействие и координацию деятельности избирательных комиссий на соответствующей территории; - обеспечивает организацию подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления; - обеспечивает контроль за соблюдением избирательных прав граждан на подведомственной территории; - утверждает состав окружных избирательных комиссий; - при отсутствии окружных избирательных комиссий осуществляет их функции; - осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов; - дает разъяснения о порядке применения настоящего областного закона и обеспечивает его единообразное применение; - обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах всех кандидатов; - утверждает форму избирательных бюллетеней, других избирательных документов; - обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней, других избирательных документов и доставку участковым избирательным комиссиям; - распределяет выделенные средства между окружными и участковыми избирательными комиссиями, кандидатами и на другие мероприятия; (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) - рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения выборов; - рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и по другим вопросам подготовки и проведения выборов; (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) - устанавливает общие итоги выборов в выборные органы местного самоуправления на соответствующей территории и передает протоколы в соответствующие органы местного самоуправления; - публикует результаты выборов в средствах массовой информации; - организует повторное голосование и повторные выборы; - организует подготовку и проведение выборов вместо выбывших членов органов местного самоуправления; - осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим областным законом. Территориальные избирательные комиссии действуют до окончания данной избирательной кампании. Статья 21. Полномочия окружных избирательных комиссий Окружная избирательная комиссия: - осуществляет организацию и контроль за подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления; - содействует работе участковых избирательных комиссий; - обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах всех кандидатов; - проводит регистрацию выдвинутых кандидатов, доверенных лиц кандидатов; - выдает кандидатам и доверенным лицам удостоверения установленного образца; - утверждает текст избирательного бюллетеня по избирательному округу; - оказывает организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных участках; - организует досрочное голосование в помещении комиссии; - устанавливает итоги голосования по округу и передает протоколы об итогах голосования в территориальную избирательную комиссию; - устанавливает лиц, избранных в органы местного самоуправления, выдает им удостоверения об избрании; - контролирует расходование денежных средств, выделенных на проведение выборов; - рассматривает заявления и жалобы на действия (бездействие) участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения; - осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим законом. Статья 22. Полномочия участковой избирательной комиссии Участковая избирательная комиссия: - оповещает население о месте нахождения участковой избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования; - составляет списки избирателей по избирательному участку; - проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; - обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования; - организует на участке голосования в день выборов, а также досрочное голосование; - производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на избирательном участке; - рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и организации голосования и принимает по ним решения; - осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим областным законом. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после опубликования общих итогов выборов. Статья 23. Гласность в деятельности избирательных комиссий Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители общественных объединений и средств массовой информации. Решения избирательной комиссии доводятся до сведения избирателей, публикуются в печати и передаются в другие средства массовой информации. Статья 24. Организация работы избирательных комиссий Организация деятельности избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса. Решение избирательной комиссии, принятое в пределах ее компетенции, обязательно для нижестоящих избирательных комиссий. Решения избирательных комиссий о выборах председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, о регистрации кандидатов, отмене регистрации кандидата, об установлении результатов голосования, о признании выборов несостоявшимся или недействительными, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов принимаются на заседаниях комиссий большинством голосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов присутствующих членов избирательной комиссии. Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок. Решение избирательной комиссии, противоречащее законам либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии. По решению территориальной избирательной комиссии в пределах выделенных средств председатель и отдельные члены территориальной избирательной комиссии могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы. По решению окружной, участковой избирательной комиссии, в пределах выделенных средств, председатель или отдельные члены избирательной комиссии могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы. (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) Оплата работы освобожденных членов комиссий производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание избирательной комиссии. Статья 25. Содействие деятельности избирательных комиссий Органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий, а также необходимые для их работы сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий не позднее чем в пятидневный срок. Статья 26. Обжалование решений и действий избирательных комиссий Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы любым избирателем, избирательным объединением, общественным объединением в вышестоящую комиссию или в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным. Комиссия обязана без голосования исполнить решение суда. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе подготовки выборов, принимаются в пятидневный срок с момента поступления жалобы в комиссию, а в день выборов - немедленно. Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы, заявления, отменив при этом решение нижестоящей комиссии. Глава V Выдвижение и регистрация кандидатов Статья 27. Право выдвижения кандидатов Право выдвижения кандидатов в выборные органы местного самоуправления принадлежит избирательным объединениям, блокам и непосредственно избирателям. Допускается самовыдвижение. Избирательное объединение - местное общественное объединение, местная организация, отделение, филиал общероссийского, межрегионального или регионального общественного объединения, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов. Общественное объединение должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке не позднее чем за шесть месяцев до объявления выборов. (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) Избирательные блоки образуются двумя и более общественными объединениями, каждое из которых является избирательным в соответствии с частью 2 настоящей статьи. (Дополнен - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) Статья 28. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями, блоками Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений принимаются на конференциях, собраниях избирательных объединений. Уполномоченные представители избирательного объединения представляют в окружную избирательную комиссию протокол с решением собрания (конференции) общественного объединения о выдвижении кандидата в депутаты. В решении о выдвижении кандидата указываются его фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства. Одновременно с этими документами представляются: копия свидетельства о регистрации общественного объединения (местной организации, отделения, филиала общероссийского, межрегионального или регионального общественного объединения) управлением юстиции администрации Архангельской области, копия зарегистрированного устава (копия устава общероссийского, межрегионального или регионального) общественного объединения, состав уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства каждого из уполномоченных избирательного объединения. (Дополнен - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) Избирательные блоки регистрируются соответствующей окружной избирательной комиссией. Регистрация производится не позднее чем через пять дней после представления в соответствующую окружную избирательную комиссию протоколов общественных объединений с решениями о вхождении в избирательных блок и совместного решения общественных объединений, подписанного уполномоченными представителями этих общественных объединений, о создании избирательного блока. Выдвижение кандидатов от избирательного блока производится на конференции представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок. Входящие в избирательный блок общественные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки и выступать в качестве самостоятельных общественных объединений. Уполномоченные представители избирательного блока одновременно с документами, указанными в части второй настоящей статьи, представляют в окружную избирательную комиссию протоколы собрания (конференции) общественных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок и совместное решение данных общественных объединений о создании избирательного блока, подписанное уполномоченными представителями этих общественных объединений. (Дополнен - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений и блоков принимаются тайным голосованием. Статья 29. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями. Заявление о выдвижении кандидатом в выборные органы местного самоуправления может быть подано в окружную избирательную комиссию от имени группы избирателей (2 и более человек), проживающих в данном избирательном округе. В этом случае в заявлении должны содержаться сведения об уполномоченном представителе группы избирателей и фамилия, имя, отчество, место работы, занимаемая должность, место жительства кандидата. Часть.(Исключена-Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г.№ 35-21-03) (Статья в редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. № 35-21-03) Статья 30. Сбор подписей в поддержку кандидатов В поддержку кандидатов должно быть собрано не менее 1% подписей избирателей округа, но не менее 20 подписей избирателей избирательного округа, по которому осуществляется выдвижение кандидата. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложении к настоящему закону. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата и номер избирательного округа, в котором он выдвигается. Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает полностью свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, почтовый адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его документа. Подписной лист удостоверяется подписью лица, собиравшего подписи, с указанием полностью своей фамилии, имени, отчества, почтового адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, и кандидатом. Сбор подписей начинается с момента официального опубликования избирательных округов.Избиратель вправе поставить подпись в поддержку кандидата от различных избирательных объединений, блоков, инициативных групп избирателей, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. (Дополнен - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) Период для выдвижения кандидата и сбора подписей должен быть не менее 30 дней. Сбор подписей заканчивается за 35 дней до дня выборов. Статья 31. Регистрация кандидатов Одно и то же лицо может быть зарегистрировано кандидатом только по одному избирательному округу. Кандидат, избирательное объединение, блок, уполномоченный представитель группы избирателей вносят в соответствующую окружную избирательную комиссию не позднее за 35 дней до дня выборов подписные листы и заявление кандидата о согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Подписные листы представляются в избирательные комиссии в сброшюрованном и пронумерованном виде. При их приемке избирательная комиссия удостоверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и затем выдает уполномоченному представителю или кандидату письменно подтверждение о принятии подписных листов. Избирательная комиссия в течение пяти дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего закона и принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. При проверке избирательными комиссиями правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители избирательных объединений, блоков, групп избирателей, а также кандидаты, выдвинутые в избирательных округах. В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или достоверности подписей избирателей избирательная комиссия организует соответствующую проверку подписных листов. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение двух суток после регистрации сообщаются избирателям окружными избирательными комиссиями через средства массовой информации. (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) В случае отказа зарегистрировать кандидата окружная избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать кандидату, или его доверенному лицу, или уполномоченному представителю копию решения комиссии с изложением мотивов отказа. Регистрация кандидатов заканчивается за 30 дней до дня выборов. Кандидат в любое время до дня выборов вправе снять свою кандидатуру. В случае, если в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным этому числу, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей территориальной избирательной комиссии откладываются на 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. Если на день выборов в избирательном округе число кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей территориальной избирательной комиссии откладываются на 60 дней для проведения необходимых предвыборных мероприятий в соответствии с настоящим законом. Глава VI Статус кандидатов в выборные органы местного самоуправления Статья 32. Равенство кандидатов Все кандидаты в выборные органы местного самоуправления обладают равными правами и несут равные обязанности. Статья 33. Права и обязанности кандидатов Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, не вправе использовать преимущества своего служебного положения. После регистрации кандидаты по личному заявлению освобождаются от работы, военной службы на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия из средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает кандидатам денежную компенсацию в размере, установленном комиссией, но не превышающем десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной федеральным законом на день назначения выборов. (Дополнен - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) Кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы во время проведения выборов или без их согласия переведены на другую работу. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом. Кандидат может иметь доверенных лиц, которые регистрируются по письменному заявлению кандидатов соответствующей окружной избирательной комиссией. Доверенные лица получают от избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения. Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора соответствующей территории к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата. Глава VII Предвыборная агитация Статья 34. Предвыборная агитация и сроки ее проведения Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации; путем проведения предвыборных мероприятий (собраний, встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий); выпуска и распространения агитационных печатных материалов. В предвыборной агитации не могут участвовать органы местного самоуправления, члены избирательных комиссий, должностные лица органов местного самоуправления. Должностные лица органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на общих с другими кандидатами основаниях. Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидатов и прекращается за день до дня выборов. За день до дня выборов и в день выборов любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах. В течение трех дней до дня выборов и в день голосования опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается. Статья 35. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Запрещается агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную и религиозную вражду, ущемляющих честь, достоинство и деловую репутацию граждан, общественных объединений. Запрещается ведение предвыборной агитации, осуществляемой с предъявлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (кроме информационных), ценных бумаг с выплатой денежных средств. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок. Статья 36. Условия проведения предвыборных собраний, встреч с избирателями Органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Владельцы помещений, находящихся в областной государственной и муниципальной собственности, обязаны в трехдневных срок по требованию избирательных комиссий предоставлять их в пользование на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам. Статья 37. Распространение агитационных печатных материалов Кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организации и лицах, ответственных за их выпуск. Агитационные печатные материалы, как правило, распространяются среди избирателей в трудовых коллективах и по месту жительства. Они могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте только с согласия собственника или владельца этих объектов. Запрещается вывешивание печатных и иных агитационных материалов на памятниках, обелисках, на зданиях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях для голосования. Избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Глава VIII Финансирование выборов Статья 38. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов в выборные органы местного самоуправления, а также по обеспечению деятельности избирательных комиссий производятся за счет средств, выделяемых из местного бюджета. Средства на проведение выборов, выделенные из бюджета, поступают в распоряжение территориальной избирательной комиссии. Территориальная избирательная комиссия распределяет полученные средства между окружными и участковыми избирательными комиссиями. Статья 39. Избирательные фонды кандидатов. Кандидаты могут создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) Избирательные фонды могут состоять из следующих денежных средств: - средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию избирательной комиссией; - средств избирательных объединений,которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 200 раз; (Дополнен - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) - собственных средств кандидата,которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 300 раз; (Дополнен - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) - добровольных пожертвований физических и юридических лиц;размер пожертвований в избирательный фонд кандидата не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, физическим лицом не более чем в 20 раз, юридическим лицом не более чем в 200 раз. (Дополнен - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) Предельная сумма расходов кандидата за счет собственных средств кандидата, средств избирательных объединений, добровольных пожертвований физических и юридических лиц не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 500 раз. (Дополнен - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) Кандидатам запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств избирательных фондов. Если кандидат использовал иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок. Не допускаются пожертвования в избирательные фонды со стороны: - иностранных государств, организаций и граждан; - российских юридических лиц с иностранным участием, если в их уставном капитале доля иностранного капитала превышает 30 процентов; - международных организаций и международных общественных движений; - государственных и муниципальных организаций, учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений. Все денежные средства перечисляются на специальный счет в банке, который открывается кандидатом, избирательным объединением, блоком с разрешения избирательной комиссии после регистрации кандидата. (Статья в редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. № 35-21-03) Статья 40. Порядок учета денежных средств и финансовая отчетность избирательных фондов кандидатов Порядок учета поступлений и расходования денежных средств избирательных фондов определяются в соответствии с законодательством. Кандидаты представляют в территориальную избирательную комиссию финансовый отчет не позднее 30 дней после окончания выборов. Участковые и окружные избирательные комиссии представляют территориальной избирательной комиссии финансовые отчеты не позднее чем через 10 и 20 дней со дня опубликования результатов выборов. Территориальная избирательная комиссия составляет сводный финансовый отчет и публикует его в печати. Статья 41. О неизрасходованных денежных средствах избирательных фондов кандидатов Кандидаты возвращают соответствующим избирательным комиссиям неизрасходованные денежные средства избирательных фондов в размере, пропорциональном размеру средств, выделенных им этими комиссиями. Остатки денежных средств на счетах кандидатов после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществляющих пожертвования и перечисления. Глава IX Голосование и определение результатов выборов Статья 42. Помещение для голосования Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главой соответствующей местной администрации. Если нет возможности использовать здания (помещения), находящиеся в областной государственной или муниципальной собственности, администрация арендует здания (помещения) у иных собственников. Оплата и возмещение расходов производятся избирательными комиссиями за счет бюджетных средств, выделенных на проведение выборов, согласно договору аренды. Статья 43. Избирательные бюллетени Для выборов в выборные органы местного самоуправления каждый избиратель получает избирательный бюллетень формы, устанавливаемой территориальной избирательной комиссией. Текст избирательного бюллетеня утверждается окружной избирательной комиссией. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных по округу кандидатов и их данные, предусмотренные статьей 29 настоящего закона, партийную принадлежность и принадлежность к избирательному объединению или блоку. Справа против данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться разъяснение о порядке его заполнения. Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению территориальных избирательных комиссий. Участковые избирательные комиссии получают от территориальных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее чем за четыре дня до дня выборов. По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число включенных в списки избирателей по избирательному участку избирателей более чем на два процента. В правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставится печать участковой избирательной комиссии либо подписи двух ее членов. В случае выбытия отдельных кандидатов после изготовления бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию окружных избирательных комиссий вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о соответствующих кандидатах. Статья 44. Порядок голосования Голосование проводится в один из выходных дней с 8 до 20 часов. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за двадцать дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом. (В редакции Областного закона Архангельской области от 27.10.99 г. N 166-25-ОЗ) На избирательных участках, образованных на судах, находящихся в день выборов в плавании, в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным в любое время, если проголосовали все избиратели, включенные в список. Избиратель, который в день выборов по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении окружной (за 15-4 дня до дня выборов) или участковой (за 3-1 день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей окружной избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать и две подписи членов соответственно окружной или участковой избирательной комиссии либо подписи двух членов избирательной комиссии. Окружные избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию. (Дополнен - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) В случае досрочного голосования избирателя в окружной избирательной комиссии секретарь участковой избирательной комиссии, на территории которой постоянно проживает данный избиратель, делает в соответствующей строке списка избирателей запись: "проголосовал досрочно" (после поступления в комиссию запечатанного конверта с бюллетенем из окружной избирательной комиссии) и расписывается. Территориальная избирательная комиссия вправе разрешить провести голосование избирателей досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня выборов, на судах торгового, рыболовецкого флотов, которые в день голосования будут находиться в иностранных портах, а также в других труднодоступных и отдаленных местностях. В 8 часов утра в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательным участок открытым и предъявляет членам комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются .Затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет комиссии запечатанные конверты с бюллетенями, распечатывает их и опускает бюллетени в урну, после чего приглашает избирателей получить избирательные бюллетени и приступить к голосованию. (Дополнен - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего паспорт удостоверения личности. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его удостоверение личности могут быть внесены в список избирателей как членом участковой избирательной комиссии, так и иным лицом. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается. Если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, не входящего в состав участковой избирательной комиссии ,который ставит в списке избирателей свою фамилию и роспись в получении бюллетеня избирателем. (Дополнен - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) Каждый гражданин голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательного бюллетеня производятся в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя. В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов". Если выборы проводятся по многомандатному или единому избирательном округу, избиратель подает голос за число кандидатов, не превышающее количество мандатов, ставя знак в пустом квадрате напротив фамилии каждого из кандидатов, за которых он голосует. (Дополнен - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением территориальной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, вносятся в отдельный список, а в основном списке делается отметка о том, что избиратель проголосовал на дому. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажения волеизъявления избирателя. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею. При голосовании на избирательных участках, подсчете голосов и составлении протоколов о результатах голосования участковыми избирательными комиссиями вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными объединениями, кандидатами, а также иностранные (международные) наблюдатели. Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными законами. Статья 45. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов, общественные объединения, и иностранных (международных) наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, посчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Их число оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: сначала переносных, затем стационарных. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находящихся в переносных ящиках. Число бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно превышать число письменных заявлений от избирателей с просьбами о проведении голосования вне избирательного участка. В случае обнаружения в переносных ящиках большего числа бюллетеней, чем количество заявлений с просьбой о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени, находившиеся в переносных избирательных ящиках, могут быть признаны недействительными решением участковой избирательной комиссии. Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования. Часть.(Исключена - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г.№ 35-21-03). При подсчете голосов прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются избирательные бюллетени не установленной формы, то есть не изготовленные официально, не снабженные печатью окружной или участковой избирательной комиссии либо подписями двух членов избирательной комиссии, а также избирательные бюллетени, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности, такие, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Подсчет голосов осуществляют непосредственно члены участковой избирательной комиссии. Подсчет голосов на избирательном участке должен проводиться без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, в том числе и иностранные (международные) наблюдатели. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования. В протокол вносятся следующие данные: - число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно; (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) - число бюллетеней, полученных избирательной комиссией; - число бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; - число погашенных бюллетеней; - число бюллетеней, выданным избирателям, проголосовавшим досрочно и вне помещений для голосования; (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) - число бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках; - число действительных бюллетеней; - число бюллетеней, признанных недействительными; - фамилии и инициалы внесенных в бюллетень кандидатов; - число голосов, поданных за каждого кандидата; - число голосов, поданных против всех кандидатов. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола прикладываются жалобы и заявления, поступившие в избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения комиссии. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется в окружную избирательную комиссию. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, списками наблюдателей от общественных объединений и кандидатов, представителей печати, телевидения, радио, присутствующих на заседании участковой избирательной комиссии, а также иностранных (международных) наблюдателей хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы. По окончании деятельности участковой избирательной комиссии вся избирательная документация, включая избирательные бюллетени, передается в соответствующие территориальные избирательные комиссии не позднее чем через десять дней после официального объявления итогов выборов. Статья 46. Определение результатов выборов На основании протоколов участковых избирательных комиссий окружная избирательная комиссия определяет результаты выборов по избирательному округу. Избранным по одномандатному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках. При равном количестве полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, собравший большее количество подписей. (Дополнен - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) Избранными по многомандатному или единому избирательному округу признаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов избирателей. При равном количестве полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, собравший большее количество подписей. Окружная избирательная комиссия признает выборы по округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей или если выборы признаны ею недействительными более чем на половине избирательных участков. Окружная избирательная комиссия признает выборы по избирательному округу несостоявшимися, если в выборах приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей. Число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по количеству избирательных бюллетеней, выданных избирателям В случае признания выборов недействительными или несостоявшимися решением территориальной избирательной комиссии по данному округу назначаются повторные выборы в сроки, установленные настоящим областным законом. (Дополнен - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) Окружная избирательная комиссия составляет протокол о результатах выборов в избирательном округе, в который вносятся следующие данные: - общее количество участковых избирательных комиссий в округе; - количество протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен настоящий протокол; - общее количество избирателей по избирательному округу, внесенных в списки избирателей; - общее количество бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям; - количество бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день голосования; - количество погашенных бюллетеней; - количество бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно и вне помещений для голосования; (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) - количество бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках; - количество действительных бюллетеней; - количество недействительных бюллетеней; - фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число голосов, поданных за каждого из них; - количество голосов, поданных против всех кандидатов; - фамилия, имя, отчество избранного кандидата. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в территориальную избирательную комиссию, а другой хранится у секретаря комиссии. К протоколу прилагаются жалобы и заявления, поступившие в комиссию в день голосования, и принятые по ним решения комиссии. Документация окружных и участковых избирательных комиссий хранится территориальными избирательными комиссиями: избирательные бюллетени - не менее одного года, протоколы об итогах голосования и результатах выборов - не менее одного года со дня объявления даты следующих выборов. (В редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) Окружная избирательная комиссия после опубликования общих итогов выборов выдает избранному удостоверение об избрании. Избиратели, избирательные объединения и избирательные блоки вправе обратиться в окружную избирательную комиссию с запросом на ознакомление с итогами голосования. Окружная избирательная комиссия обязана представить по данному запросу интересующие материалы по результатам голосования, в том числе первичную документацию. Статья 47. Опубликование итогов голосования и результатов выборов Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии, должны представляется для ознакомления любому избирателю или наблюдателю. Окружные избирательные комиссии направляют общие данные о результатах выборов по округу в средства массовой информации не позднее трех дней после проведения выборов. Окружные избирательные комиссии публикуют данные, содержащиеся в протоколах участковых избирательных комиссий по данному избирательному округу, в средствах массовой информации в течение месяца со дня проведения выборов. Территориальная избирательная комиссия публикует в средствах массовой информации общие итоги выборовв течение 35 дней после проведения выборов. (Дополнен - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. N 35-21-ОЗ) Глава X Замещение вакантных мест Статья 48. Замещение вакантных мест В случае досрочного прекращения полномочий депутата (главы) органа местного самоуправления, избранного в одномандатном избирательном округе,а также при отсутствии резервного депутата в многомандатном и едином избирательном округе, соответствующий представительный орган в течение месяца после появления вакантного места назначает по соответствующему округу новые выборы. Если до окончания срока полномочий остается менее одного года, выборы не проводятся. (Дополнена - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. № 35-21-03) Выдвижение кандидатов по избирательному округу, их регистрация и иные избирательные процедуры осуществляются в соответствии с настоящим областным законом. Глава XI Выборы главы местного самоуправления Статья 49. Выборы главы местного самоуправления сельского населенного пункта (группы сельских населенных пунктов) 1. Выборы главы местного самоуправления сельского населенного пункта (группы малочисленных сельских населенных пунктов) проводятся на сходе, собрании, конференции жителей сельского населенного пункта (группы малочисленных сельских населенных пунктов) открытым либо тайным голосованием сроком до 4 лет в соответствии с уставом муниципальных образований, на альтернативной основе. Сход, собрание жителей сельского населенного пункта (группы малочисленных сельских населенных пунктов) считается правомочным, если на нем присутствует более 50% жителей данного населенного пункта (данной группы малочисленных населенных пунктов), обладающих избирательным правом. Конференция жителей населенного пункта считается правомочной, если на ней присутствует более 50% избранных по улицам, микрорайонам и т.д. делегатов конференции, обладающих избирательным правом. Глава местного самоуправления сельского населенного пункта (групп малочисленных сельских населенных пунктов) считается избранным, если за него проголосовало не менее 50% жителей, присутствующих на сходе, собрании, или не менее 50% делегатов, присутствовавших на конференции, обладающих избирательным правом. Статья 50. Выборы главы местного самоуправления сельсоветов, поселков, городов, районов Выборы глав местного самоуправления сельсоветов, поселков, городов, районов проводятся непосредственно населением на основе всеобщего, равного прямого избирательного права при тайном голосовании на альтернативной основе либо соответствующим выборным представительным органом местного самоуправления, сроком до 4 лет в соответствии с настоящим областным законом и Уставом соответствующего муниципального образования. Глава XII Ответственность за нарушения избирательных прав граждан Статья 51. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан Лица, препятствующие путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога избирательных документов, заведомо недостоверных данных при составлении списков избирателей, заведомо неправильного подсчета голосов, или иным путем препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав, либо работе избирательных комиссий или членов избирательных комиссий, или лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах либо совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, нарушающие статус доверенных лиц кандидатов, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей или условия проведения предвыборной агитации, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Глава ХIII Заключительные и переходные положения Статья 52. Назначение выборов, утверждение границ избирательных округов, формирование территориальных и окружных избирательных комиссий Дата проведения выборов в органы местного самоуправления в 1996 году назначается областным Собранием депутатов не позднее чем за три месяца до дня выборов. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом округе при проведении выборов в органы местного самоуправления утверждаются главой местной администрации. Формирование территориальных (городских, районных) избирательных комиссий для организации и проведения выборов в органы местного самоуправления в 1996 году производится избирательной комиссией Архангельской области, окружных и участковых избирательных комиссий - соответствующими территориальными избирательными комиссиями в установленные настоящим законом сроки. Статья 53. Использование автоматизированной информационной системы В случае использования в ходе выборов автоматизированной информационной системы избирательная комиссия образует группу из числа членов комиссии для контроля за использованием автоматизированной информационной системы. Все члены избирательной комиссии имеют право знакомиться с любой информацией, вводимой в автоматизированную систему и выводимой из нее. С момента начала голосования и до момента подписания протокола территориальной (районной, городской) избирательной комиссией автоматизированная информационная система используется исключительно для наблюдения за ходом и итогами голосования путем передачи данных от территориальных (районных, городских) избирательных комиссий в избирательную комиссию области. В течение этого времени запрещается передача каких-либо данных от информационного центра избирательной комиссии области в информационные центры территориальных (районных, городских) избирательных комиссий, за исключением сигналов подтверждения приема информации. Данные о ходе и результатах голосования, полученные через автоматизированную информационную систему, являются предварительной информацией и юридического значения не имеют. К протоколу избирательной комиссии, хранящемуся у секретаря избирательной комиссии, должен быть приложен текст компьютерной распечатки, содержащей данные, введенные в автоматизированную информационную систему. Подлинность компьютерной распечатки подтверждается подписями членов группы по контролю за использованием автоматизированной информационной системы и лицом, ответственным за введение информации. Статья 54. Введение в действие настоящего областного закона Настоящий областной закон вводится в действие со дня его официального опубликования. (Глава дополнена Областным законом Архангельской области от 06.03.96 г.№ 35-21-03) Глава администрации области П.Н.Балакшин г. Архангельск. 20 декабря 1995 года. N 27-19-ОЗ Приложение N 1 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в Котласское городское Собрание депутатов от избирательного объединения "Выбор России" по одномандатному избирательному округу N ______ Иванова Ивана Ивановича, родившегося 08.06.52 года, работающего директором Лимендской лесобазы, проживающего в городе Котласе, улица Кооперативная, дом 3. -------------------------------------------------------------------- ¦NN Фамилия, Дата Адрес места Серия и номер Подпись ¦ ¦пп имя, рождения жительства паспорта или ¦ ¦ отчество, заменяющего ¦ ¦ его документа ¦ -------------------------------------------------------------------- __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Подписной лист удостоверяю:_______________________________________ __________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи) Уполномоченный представитель избирательного объединения (блока) __________________________________________________________________ (Приложение в редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г.№ 35-21-03) Приложение N 2 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в Архангельское городское Собрание депутатов по избирательному округу N ____ Яблокова Семена Павловича, родившегося 5 июля 1946 года, работающего адвокатом юридической консультации, проживающего в городе Архангельске, улица Логинова, дом 5. -------------------------------------------------------------------- ¦NN Фамилия, Дата Адрес места Серия и номер Подпись ¦ ¦пп имя, рождения жительства паспорта или ¦ ¦ отчество, заменяющего ¦ ¦ его документа ¦ -------------------------------------------------------------------- 1. 2. Подписной лист удостоверяю:_______________________________________ __________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собравшего подписи) Кандидат в депутаты:_________________________(Яблоков С.П.) (Приложение в редакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г.№ 35-21-03) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|