Расширенный поиск

Указ Главы Республики Коми от 20.07.2000 № 296

 

                                                                      
                                                                      
                                                                      
                                                                      
                                Республика Коми                       
                                                                      
                                     Глава                            
                                                                      
                                      Указ                            
                                                                      
                                                                      
                              20.07.2000 г. N 296                     
                                                                      
                                             Утратил силу - Указ Главы

                                                  Республики Коми

                                               от 13.11.2017 г. N 114

                                                                      
                     О Концепции развития здравоохранения             
                      Республики Коми на 2000 - 2005 годы             

 

   (В редакции Указов Главы Республики Коми от 29.12.2001 г. N 543;

                       от 10.04.2002 г. N 144)

 

 

         В   целях   определения   основных    приоритетов    развития
здравоохранения   Республики   Коми,  сохранения  социальных  гарантий
медицинской помощи населению

 

         постановляю:

 

         1. Утвердить Концепцию  развития  здравоохранения  Республики
Коми  на  2000  -  2005  годы  (далее  именуется - Концепция) согласно
приложению.
         2.  Поручить  заместителю  Главы  Республики  Коми,  министру
здравоохранения  Республики  Коми Дзуцеву Г.М. разработать и в течение
2000  -  2001  годов  внести  Главе  Республики  Коми  предложения  по
реализации Концепции.
         3. Признать утратившим силу Указ Главы Республики Коми от  18

июня   1997   г.   N  166    Государственной  концепции  развития  и
реформирования здравоохранения Республики Коми на 1997 год и на период
до 2000 года".
         4. Контроль за  исполнением  настоящего  Указа  возложить  на
заместителя Главы Республики Коми Дзуцева Г.М.

 

 

         Глава
         Республики Коми          Ю.СПИРИДОНОВ

 

 

         г.Сыктывкар
         20 июля 2000 г.
         N 296

 

 

 

         Утверждена
         Указом
         Главы Республики Коми
         от 20 июля 2000 г. N 296
         (приложение)

 

 

                                   КОНЦЕПЦИЯ                          
                                                                      
                   развития здравоохранения Республики Коми           
                              на 2000 - 2005 годы                     

 

   (В редакции Указов Главы Республики Коми от 29.12.2001 г. N 543;

                       от 10.04.2002 г. N 144)

 

                 I. Отдельные понятия, применяемые в Концепции        

 

         1. Высокоспециализированная медицинская помощь -  высший  вид
медицинской   помощи,  оказываемый  в  специализированных  медицинских
организациях,   имеющих   лицензию   на   ее   оказание,   специальное
оборудование  и  оснащение, врачами-специалистами со специализацией по
отдельным  разделам  медицинской   деятельности   в   соответствии   с
номенклатурой  врачебных  специальностей,  утвержденной  Министерством
здравоохранения Российской Федерации, имеющими сертификат  специалиста
и квалификационную категорию не ниже первой.
         2. Врач общей практики (семейный  врач)  -  квалифицированный
врач-терапевт   широкого  профиля,  имеющий  достаточно  теоретических
знаний и практических навыков по основным специальностям  практической
медицины в объеме специальности "Лечебное дело", оказывающий первичную
многопрофильную   помощь,   осуществляющий   диагностику   и   лечение
заболеваний   членов  семьи  независимо  от  возраста,  способствующий
формированию здорового образа жизни, физической и социальной адаптации
к окружающей среде.
         3.  Институт  врача  общей  практики  (семейного   врача)   -
структура   формирования   общих   врачебных   практик   с  учетом  их
организации, в том числе подготовки специалистов.
         4. Общие врачебные  практики  -  система  оказания  первичной
медико-санитарной  помощи на основе деятельности врачей общей практики
(семейных врачей).
         5. Автономная врачебная практика - общая врачебная  практика,
имеющая  статус юридического лица, финансирование деятельности которой
производится   непосредственно   от   организации,    а    не    через
территориальные организации здравоохранения.
         6.  Первичная  медико-санитарная  помощь  -   многопрофильная
медицинская помощь, оказываемая на амбулаторно-поликлиническом этапе в
объеме специальности "Лечебное дело",  направленная  на  профилактику,
диагностику  и  лечение  заболеваний населения, формирование здорового
образа жизни, физической и социальной адаптации к окружающей среде.
         7.     Медицинское     районирование      -      концентрация
высокоспециализированной  медицинской  помощи  на территориях, имеющих
развитую  медицинскую  инфраструктуру,  способствующую   рациональному
использованию специалистов, материальных средств, хорошую транспортную
схему,     обеспечивающую     доступность     высокоспециализированной
медицинской помощи для населения.
         8. Гериартрические отделения -  специализированные  отделения
организаций       здравоохранения,       осуществляющие       комплекс
лечебно-профилактических мероприятий  гражданам  пожилого  возраста  и
престарелым гражданам.
         9.  Хоспис  -  медицинская  организация   или   подразделение
организации       здравоохранения,      оказывающее      разноплановую
медико-социальную   помощь    больным    неизлечимыми    заболеваниями
(квалифицированный      уход,      снятие      болевого      синдрома,
психотерапевтическое лечение и т.д.).
         10.  Медицинские  дефекты  -  дефекты  оказания   медицинской
помощи,   связанные   с   недостаточной   квалификацией   медицинского
персонала,  недостаточным  обеспечением   лекарственными   средствами,
медицинской   техникой,  организационными  нарушениями,  в  том  числе
ненадлежащим  исполнением  функциональных  обязанностей   медицинскими
работниками.
         11. Постгоспитальное лечение - лечение пациентов, нуждающихся
в    этом,    после   выписки   из   стационара,   осуществляемое   на
амбулаторно-поликлиническом этапе.
         12.  Пограничные  состояния   -   состояния   при   отдельных
заболеваниях,   лечение   которых   может  проводиться  как  на  этапе
стационара,   так   и   на   амбулаторно-поликлиническом   этапе   при
соответствующей организации лечения.
         13.  Демографическая  структура  населения  -   распределение
населения по полу и возрасту.
         14. Контингенты населения - группы населения, формируемые  по
демографическому и (или) социальному признаку.
         15.  Медицинские  стандарты   -   комплекс   диагностических,
лечебных  и  организационных мероприятий, необходимых для лечения того
или   иного   заболевания,   характеризующегося   устойчивым    сроком
длительности  лечения  и носящего относительно постоянный характер для
каждого конкретного заболевания.
         16. Нозология -  вид  заболевания,  нозологическая  группа  -
группа    заболеваний,   имеющих   одинаковые   симптомы   и   причины
возникновения.
         17.  Реабилитационная  помощь  -  вид   медицинской   помощи,
оказываемый  в  лечебно-профилактических  учреждениях  пациентам после
перенесенного заболевания с целью  восстановления  их  физиологических
функций, в том числе и работоспособности, социальной и психологической
адаптации.
         18.   Параклинические    подразделения    -    подразделения,
выполняющие вспомогательную работу в разделе диагностики заболеваний и
контроля за  ходом  лечебного  процесса  (клинические,  биохимические,
серологические    лаборатории,   служба   лучевой   и   функциональной
диагностики и другие).
         19.  Перинатология  -  наука,  изучающая  состояние  здоровья
ребенка  и  матери  до рождения, в момент рождения и в течение первого
месяца   после    рождения    ребенка    и    определяющая    комплекс
профилактических,       организационных,       лечебно-диагностических
мероприятий, направленных на сохранение  жизни  и  здоровья  матери  и
ребенка.
         20.  Фертильный  возраст  -  оптимальный  детородный  возраст
женщины от 15 до 49 лет.
         21.  Санитарно-эпидемиологическое  благополучие  -  состояние
здоровья  населения,  среды обитания человека, при котором отсутствует
вредное  воздействие   факторов   среды   обитания   на   человека   и
обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

 

                II. Медико-демографическая ситуация, показатели       
                 здоровья граждан и состояние здравоохранения         
                               в Республике Коми                      
                                                                      
                     1. Медико-демографические показатели             

 

         Численность населения Республики Коми  на  начало  2000  года
составила   1134,5   тыс.человек,  в  том  числе  городского  -  841,7
тыс.человек, сельского - 292,8 тыс.человек, за последние  пять  лет  в
целом  по  республике  она сократилась на 7,6 процента, за этот период
городских жителей стало меньше на 8,2  процента,  сельских  -  на  5,9
процента.
         Наиболее  существенно   за   указанный   период   сократилась
численность  населения  городов Воркуты (16,5 процента), Усинска (13,6
процента),  Инты  (11,1  процента),  Ухты  (9,2  процента),   районов:
Троицко-Печорского  (19,6  процента),  Койгородского (14,9 процента) и
Княжпогостского (12,6 процента).
         По данным прогноза Госкомстата России, численность  населения
республики  к  2016  году  сократится на 17 процентов и составит менее
миллиона человек. В течение всего прогнозируемого периода в республике
будет  сохраняться  естественная  и  миграционная  убыль населения, за
счет которой численность населения сократится, соответственно, на 58 и
134 тыс.человек.
         В республике с  1990  года  отмечается  устойчивая  тенденция
снижения   рождаемости.   В   1999  году  число  родившихся  младенцев
сократилось по сравнению с 1989 годом на 8,8 тыс.человек,  или  в  1,9
раза.  В расчете на 1000 населения коэффициент рождаемости снизился за
этот период в целом по республике  с  14,6  до  8,5,  в  том  числе  в
городской местности - с 14,4 до 8,5, в сельской - с 15,5 до 8,4.
         В 1999 году по сравнению с предшествующим  годом  рождаемость
снизилась во всех городах и районах республики, кроме города Воркуты и
Сыктывдинского района. Наиболее существенное ее снижение в расчете  на
1000  населения  отмечено  в  городах  Сосногорске  -  на 23 процента,
Вуктыле  -  на  22  процента,  Печоре  -  на  14  процентов,  районах:
Койгородском  -  на  28  процентов,  Прилузском  и  Удорском  -  на 16
процентов, Сысольском - на 13  процентов.  Традиционно  более  высокий
уровень  рождаемости в сельской местности с 1996 года стал ниже, чем в
городской. Снижение рождаемости наблюдается во всех возрастных группах
женщин фертильного возраста.
         При общей тенденции снижения  рождаемости  уровень  ее  среди
населения коми национальности остается более высоким, чем среди других
национальностей. Вместе с тем,  если  в  1994  году  число  родившихся
детей  у  женщин  коми  национальности  было выше, чем у женщин других
национальностей на 22 процента, то в 1999 году - всего на 2  процента.
Одновременно  в  течение длительного времени смертность населения коми
национальности существенно  превышает  общереспубликанский  уровень  и
уровень смертности населения русской национальности.
         Сокращение рождаемости населения в республике обусловлено  не
только  изменениями  в  его  половозрастном составе, но, прежде всего,
сложившейся  за  период  после   1990   года   социально-экономической
ситуацией   в   республике   (снижение  жизненного  уровня  населения,
безработица, бытовая неустроенность молодых семей, особенно на  селе).
Так,    при    общем   уменьшении   численности   населения   наиболее
благоприятного для воспроизводства брачного возраста (18 - 29 лет)  на
12  процентов по сравнению с 1990 годом, рождаемость на 1000 населения
в 1999 году была ниже на 37 процентов.
         Вместе с тем, при  общей  тенденции  снижения  рождаемости  в
республике  из  года  в  год  растет  удельный  вес родившихся детей у
матерей, не состоящих в  зарегистрированном  браке.  В  1999  году  он
составил  39  процентов,  против 17 процентов - в 1990 году. Только за
последние 5 лет внебрачная рождаемость увеличилась на 12 процентов.
         Более высокая внебрачная рождаемость  отмечается  в  сельской
местности.  По  данным  за 1999 год удельный вес детей, родившихся вне
брака,  в  сельской  местности  составил  48  процентов    городской
местности   -   35  процентов),  а  в  таких  районах,  как  Ижемский,
Койгородский,  Корткеросский,   Сыктывдинский,   Троицко-Печорский   и
Усть-Куломский, - каждый второй ребенок родился у женщин, не состоящих
в зарегистрированном браке.
         В республике с 1993 года  сохраняется  превышение  смертности
над   рождаемостью,  а  самая  высокая  естественная  убыль  населения
отмечалась в 1994 году. Снижение смертности населения  имело  место  в
1995  -  1998 гг., однако в 1999 году вновь обозначился ее рост. Число
умерших в 1999 году возросло по сравнению с 1998 годом на 6 процентов,
а естественная убыль населения увеличилась в 3,4 раза.
         Указанное   можно   объяснить   ухудшившейся   социально    -
экономической ситуацией в стране в связи с кризисом в августе 1998 г.
         В 1999 году по сравнению  с  1998  годом  рост  смертности  в
расчете  на  1000  населения  имел  место  во всех городах и 9 районах
республики. Наиболее высокий уровень  смертности  в  1999  году  (выше
общереспубликанского  уровня)  зарегистрирован  в  городах Сыктывкаре,
Печоре, Сосногорске, Ухте  и  во  всех  районах,  кроме  Удорского.  В
городских  поселениях смертность возросла на 8 процентов, в сельских -
на 5,5 процента. Смертность сельского населения в 1999 году  превысила
уровень  смертности  городского  населения  на  36 процентов. Снижение
смертности в 1999 году по сравнению с 1998 годом отмечено в  Ижемском,
Троицко-Печорском, Удорском и Усть-Цилемском районах.
         Среди умерших в 1999 году трудоспособное население  составило
37  процентов,  лица  пенсионного  возраста  -  60  процентов,  дети и
подростки в возрасте до 16 лет - 2 процента.  Более  половины  умерших
(57   процентов)   составили   мужчины,   причем   число   умерших   в
трудоспособном возрасте было в 4 раза больше, чем женщин.  По-прежнему
основными   причинами   смертности   населения   республики   остаются
заболевания органов кровообращения, неестественные  причины  смерти  и
новообразования.  Удельный  вес  умерших  от указанных причин ежегодно
составляет более 80 процентов.
         В 1999 году по сравнению с 1998 годом смертность в расчете на
100000  населения  возросла  от всех основных причин, кроме несчастных
случаев, отравлений и  травм.  Так,  от  инфекционных  и  паразитарных
болезней  смертность  возросла  на  24,3  процента,  в  том  числе  от
туберкулеза - на 17,8 процента, новообразований  -  на  5,5  процента,
заболеваний  органов  кровообращения  -  на  11,7  процента,  болезней
органов дыхания - на 5,8 процента, пищеварения - на  4,6  процента.  В
последние   пять  лет  наблюдается  ежегодное  снижение  смертности  в
результате несчастных случаев, травм и отравлений. В 1999  году  число
умерших  по  указанной  причине  на  100000  населения  сократилось по
сравнению с 1994 годом на 38 процентов. В  то  же  время  в  структуре
причин  неестественной  смерти  в  1999 году по сравнению с 1998 годом
возросла смертность от алкогольных отравлений на 9,4 процента, убийств
на 5 процентов и самоубийств на 7,7 процентов.
         В республике наблюдается  снижение  младенческой  смертности.
Самый высокий ее уровень за последние пять лет имел место в 1995 году.
Число умерших младенцев в возрасте до 1 года в 1999 году было  меньше,
чем  в  1995  году  на  42  процента.  В  расчете  на  1000 родившихся
коэффициент младенческой смертности за  указанный  период  снизился  в
целом по республике на 40 процентов, в том числе в городской местности
- на 34 процента, в сельской - на 32 процента.
         Снижение младенческой смертности обусловлено  как  внедрением
новых  высокоэффективных организационных и медицинских технологий, так
и результатом постоянного контроля со стороны Правительства Республики
Коми,  Министерства  здравоохранения  Республики  Коми за обеспечением
лечебно-диагностического   процесса    в    службах    родовспоможения
необходимым     диагностическим,     реанимационным     оборудованием,
высокоэффективными лекарственными средствами.
         В структуре причин смерти младенцев в 1999  году  преобладали
состояния,  возникающие  в перинатальном периоде (55 процентов от всех
умерших),  врожденные  аномалии  (21  процент),   несчастные   случаи,
отравления   и  травмы  (10  процентов),  болезни  органов  дыхания  и
инфекционные болезни (по 4 процента).  Наиболее  высокая  младенческая
смертность  в  минувшем  году  в  расчете  на  1000  родившихся была в
городах: Вуктыле - 23,7, Инте -  20,5,  районах:  Удорском  -  36,9  и
Усть-Куломском  -  40,9, а рост ее по сравнению с 1998 годом отмечен в
городах  Сыктывкаре,   Вуктыле,   Инте,   Усинске,   Сыктывдинском   и
Усть-Куломском районах.
         В   республике   сохраняется   высокий   миграционный   отток
населения.  В  результате  превышения  числа  убывших  над  прибывшими
миграционная убыль его за последние пять лет составила 54 тыс.человек.
Вместе   с   тем,   отмечается   снижение  интенсивности  миграционной
подвижности населения, в результате коэффициент миграционного  оборота
на 1000 жителей с 78 человек в 1994 году снизился до 50 человек в 1999
году (на 36 процентов).
         Снижение коэффициента миграционного оборота  связано  с  тем,
что в настоящее время наметилась стабилизация экономики республики.
         Больше подвержено  миграционным  перемещениям  трудоспособное
население.   На  его  долю  ежегодно  приходится  70  процентов  общей
миграционной убыли населения. Наиболее существенный миграционный отток
населения  за  последние  годы  наблюдается  в  городах Воркуте, Инте,
Усинске, Ухте и Печоре. Миграционная убыль населения  этих  городов  в
общем  миграционном  его оттоке ежегодно составляет до 80 процентов. В
сельской местности наибольшие миграционные  потери  населения  в  1999
году  отмечались  в  Княжпогостском, Койгородском, Троицко-Печорском и
Прилузском районах.
         В республику продолжают прибывать вынужденные переселенцы.  В
1999  году  Миграционной  службой  Республики Коми зарегистрировано 65
человек, из них 54 процента ранее проживали на территории  Казахстана,
14  процентов  -  Чечни, 8 процентов - Северной Осетии. Всего с начала
регистрации (с 1992 года) в  республике  было  зарегистрировано  более
двух тысяч беженцев и вынужденных переселенцев.
         Результатами основных демографических процессов являются:
         уменьшение  численности  населения  республики  как  за  счет
снижения  естественного прироста населения, так и за счет миграционных
процессов;
         увеличение доли  пожилых  людей,  это  связано  не  только  с
вышеуказанными   процессами,   но  и  с  миграцией  в  республику  лиц
пенсионного  возраста,  в  связи   с   социальной   привлекательностью
республики,  обусловленной гарантией социальных льгот (своевременность
выплаты пенсий, бесплатное медицинское  обслуживание  и  лекарственное
обеспечение в полном объеме, предоставление других социальных льгот);
         уменьшение потенциала восстановления численности населения за
счет   стойкого   снижения  рождаемости  и  уменьшения  доли  детей  и
подростков.

 

                          2. Заболеваемость населения                 

 

         Общая заболеваемость населения Республики Коми в динамике  за
последние  годы  имеет  тенденцию  к  увеличению, так заболеваемость в
сравнении с 1995 годом увеличилась на 7,7  процента,  а  с  предыдущим
годом - на 3,7 процента.
         В  целом  заболеваемость  городского  населения  выше   общей
заболеваемости сельского населения на протяжении последних лет на 58 -
60 процентов, в том числе взрослого населения в 1999 году  -  на  56,8
процента, подросткового - на 54 процента, детей - на 71,6 процента.
         В  динамике  за  5  лет  заболеваемость  взрослого  населения
Республики  Коми  в сравнении с 1995 годом увеличилась на 9,6 процента
(1143,0 - 1995 год, 1252,2 - 1999 год), в сравнении с 1998 годом -  на
2,1  процента  и  составила  1252,2 на 1000 взрослого населения против
1226,8 в 1998 году.
         Кроме объективных причин роста заболеваемости,  обусловленных
снижением   сопротивляемости  организма,  существуют  и  относительные
причины  роста,  связанные  с  улучшением   выявляемости   заболеваний
медицинскими  работниками,  причиной  тому  увеличение диагностических
возможностей организаций здравоохранения. Особенно это характерно  для
городов,  о чем свидетельствуют вышеприведенные показатели. В сельских
районах в  связи  с  низкой  укомплектованностью  кадрами  медицинских
работников,   низкими   диагностическими   возможностями   медицинских
организаций выявляемость заболеваний ниже.
         Повышение заболеваемости взрослого населения  обусловлено  ее
ростом   практически  по  всем  классам  заболеваний,  за  исключением
инфекционных и паразитарных  болезней  (снижение  -  15,0  процентов),
психических  расстройств (снижение - 11,0 процентов), и при стабильном
снижении травм и отравлений (в 1998 году - 1,5 процента, в 1999 году -
0,4 процента).
         В структуре  заболеваемости  взрослого  населения  на  первом
месте  -  болезни органов дыхания (24,7 процента), на втором - болезни
системы  кровообращения  (10,4  процента),  на   третьем   -   болезни
костно-мышечной  системы  (10,3  процента  ),  на  четвертом - болезни
мочеполовой системы и на  пятом  месте  -  травмы  и  отравления  (7,8
процента).
         Среди социально значимых болезней необходимо отметить болезни
органов   кровообращения,   значимость  которых  определяется  высокой
смертностью, на эти болезни приходится 48,9 процента  всей  смертности
населения Республики Коми. В структуре болезней органов кровообращения
гипертоническая болезнь  с  различными  проявлениями  составляет  43,5
процента  и в сравнении с предыдущими годами продолжает увеличиваться,
причем преимущественно у мужчин.
         Указанное связано как с физиологическими особенностями, так и
нездоровым   образом  жизни,  который  ведет  значительное  количество
граждан (злоупотребление алкоголем,  курение  и  др.).  Заболеваемость
злокачественными    новообразованиями    за   1999   год   увеличилась
незначительно на  0,5  процента,  темпы  прироста  заметно  снизились.
Прирост  больных  наркологическими  заболеваниями в 1999 году составил
3,7  процента  по  сравнению  с  1998  годом.  Настораживают  растущая
алкоголизация женщин и рост наркоманий у подростков.
         Заболеваемость сифилисом в 1999 году снизилась в  2  раза  по
сравнению  с  1997  годом,  когда  наблюдался  пик заболеваемости, что
свидетельствует об  эффективной  работе  по  профилактике  и  лечению,
однако,    продолжается    рост   заболеваемости   гонореей,   другими
заболеваниями, передающимися половым путем, особенно среди подростков,
что свидетельствует о недостаточном сексуальном воспитании.
         С ежегодным  темпом  прироста  продолжается  регистрироваться
туберкулез,  по  сравнению  с  1998  годом  в 1999 году заболеваемость
туберкулезом  увеличилась  на  5,2  процента.   Максимальный   уровень
заболеваемости  зарегистрирован  среди граждан в возрасте 30 - 49 лет,
особенно среди неработающих граждан трудоспособного  возраста  и  лиц,
находящихся  в местах лишения свободы. Указанные контингенты населения
являются основными источниками заражения для населения республики.
         Среди эндокринных заболеваний сахарный диабет является  самым
распространенным.  В  Республике Коми на конец 1999 года находилось на
диспансерном  учете  11792   больных   сахарным   диабетом,   из   них
инсулинозависимых состояло на учете - 1890 человек (16,0 процентов), а
инсулинонезависимых - 9902 человека (84,0 процента). В  1998  году  на
диспансерном   учете   находились   11951  человек,  больных  сахарным
диабетом, то есть количество больных уменьшилось  на  159  человек  
связи со смертью и миграцией). Заболеваемость сахарным диабетом в 1998
году составила 13,0 на 1000 населения, в 1999 году - 12,8.
         Показатель  общей  заболеваемости  подростков  в  1999   году
составил  17703,3  на  1000  соответствующего населения, в сравнении с
1998 годом его рост составил 14,8 процента. За последние  5  лет  рост
заболеваемости   подростков  составил  29,3  процента.  Заболеваемость
подростков, проживающих в городских  поселениях,  выше  заболеваемости
сельских  подростков в 1999 году на 54 процента (1953,7 - 1268,4), и в
динамике   отмечается   увеличение   этой   разницы.    При    анализе
заболеваемости   обращает  на  себя  внимание  то,  что  среди  юношей
психические расстройства регистрируются в 2,3 раза больше,  чем  среди
девушек  (129,2 - 56,1), заболеваемость органов кровообращения выше на
41,8 процента и естественно травм и отравлений  регистрируются  в  2,3
раза больше.
         В  структуре  общей  заболеваемости  на  первом  месте  стоят
болезни  органов  дыхания - 38,0 процентов (рост на 28,6 процента), на
втором - болезни нервной системы и  органов  чувств  -  18,2  процента
(рост  на  3,5 процента). Ведущей патологией в этом классе заболеваний
являются заболевания глаза (миопия),  на  третьем  месте  -  травмы  и
отравления - 6,6 процента (рост на 7,2 процента).
         В  целом  рост  заболеваемости  отмечается  по  всем  классам
заболеваний, в частности, по заболеваниям органов пищеварения (рост на
16 процентов), по  болезням  костно-мышечной  системы  (рост  на  23,5
процента),  по  заболеваниям  кожи и подкожной клетчатки (рост на 14,8
процента).
         В разрезе территорий  наиболее  высокий  рост  заболеваемости
среди подростков зарегистрирован в городе Сыктывкаре - 2801,7 (рост по
сравнению   с   1998   годом   -   10,9   процента,   что    превышает
среднереспубликанский  показатель  на  58,3  процента).  Высокий  рост
заболеваемости отмечался и среди подростков в городе Вуктыле -  2073,1
(рост на 37,6 процента), в Сыктывдинском районе - 1908,6 (рост на 17,7
процента), в Троицко-Печорском районе - 1928,4 (рост на 6 процентов).
         Анализ заболеваемости населения выявил следующие процессы:
         рост   общей   заболеваемости,   преимущественно   городского
населения республики;
         рост заболеваемости среди подростков и детей;
         рост социально значимых заболеваний и смертности  от  них,  в
том  числе  туберкулеза, венерических и наркологических заболеваний, в
том числе и среди детского населения;
         рост эндокринной патологии в  основном  за  счет  заболевания
сахарным диабетом.

 

                     3. Состояние системы здравоохранения             
                                Республики Коми                       

 

         На территории Республики Коми  сеть  лечебно-профилактических
учреждений за последние 5 лет претерпела коренные изменения:
         1)    уменьшается    количество    больничных     организаций
(стационаров) как в городе, так и на селе;
         2) количество  коек  на  1000  составило  8,09  (норматив  по
Программе  государственных  гарантий  обеспечения  граждан  Российской
Федерации бесплатной медицинской помощью, утвержденной  постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от 26 октября 1999 г. N 1194, по
Российской Федерации - 8,2). План койко-дней при  нормативной  средней
занятости  койки  в  году  340 выполнен в 1999 году на 108,6 процента.
Общее  количество  стационарных  коек  по  сравнению  с   1993   годом
сократилось на 20 процентов;
         3)   увеличивается   количество   самостоятельных   врачебных
амбулаторий,  по  сравнению  с 1993 годом их количество увеличилось на
59,1   процента,   однако,   количество   посещений   на   1    жителя
амбулаторно-поликлинических  посещений остается низким - 7,1 (норматив
по Российской Федерации - 9,2).
         В отрасли работают 28730 медицинских работников, в том  числе
врачей  - 12,7 процента, медицинских работников со средним специальным
образованием - 43,6 процента.
         В течение последних  лет  соотношение  врачей  и  медицинских
работников  со  средним  специальным образованием изменяется в сторону
увеличения последних  -  1:3,39  (Рекомендации  Всемирной  организации
здравоохранения  -  1:4).  Обеспеченность  медицинскими работниками со
средним специальным образованием  выше,  чем  в  Российской  Федерации
(100,1) и составляет 108,9 на 10 тыс.населения.
         Обеспеченность врачами на 10  тыс.населения  составляет  31,8
(по  Российской  Федерации - 42,0), при этом, наиболее низкой остается
обеспеченность врачами сельских районов - 12,2.
         За период с 1993 года в  системе  здравоохранения  республики
произошли глубокие изменения:
         осуществлен  переход  к  системе  обязательного  медицинского
страхования,  что  позволило  сохранить  объем  и  качество бесплатной
медицинской помощи населению;
         осуществлена     реорганизация     системы     лекарственного
обеспечения,  внедрено  лекарственное  страхование,  что  позволило не
только сохранить бесплатное лекарственное обеспечение населения, но  и
значительно   расширить   льготы,   сократив   при   этом  расходы  на
приобретение медикаментов и изделий медицинского назначения, обеспечив
адресность потребления.
         С   1998   года   в    республике    реализуется    Программа
государственных   гарантий   обеспечения  граждан  в  Республике  Коми
бесплатной медицинской помощью.
         Начата работа по формированию системы врача общей практики.
         Проводится работа по профилизации коечного фонда  организаций
здравоохранения,     созданию     региональных     центров    оказания
квалифицированной и специализированной медицинской помощи.
         С целью приближения квалифицированной  медицинской  помощи  к
сельскому   населению   создана   Республиканская   консультативно   -
диагностическая поликлиника (выездная).
         Однако, остается неудовлетворительным  техническое  состояние
зданий  медицинских  организаций:  каждое  третье  здание  организаций
здравоохранения  требует  капитального  ремонта,  6  процентов  зданий
находятся  в  аварийном  состоянии,  из  самостоятельных амбулаторно -
поликлинических  учреждений  каждое  четвертое  требует   капитального
ремонта,  5  процентов  находятся  в  аварийном  состоянии, на селе 41
процент зданий больничных организаций требует ремонта.
         Несмотря на то, что проводится реальная работа по обеспечению
организаций  здравоохранения  медицинской техникой и оборудованием, 30
процентов техники и оборудования морально  устарели  и  исчерпали  все
возможные сроки гарантированного использования и нуждаются в замене.

 

                       4. Прогноз потребности населения               
                     Республики Коми в медицинской помощи             

 

         Приведенные демографические и медико-социальные  особенности,
имеющие характер стойких тенденций, позволяют прогнозировать:
         сохранение    коечного    фонда    службы    материнства    и
родовспоможения    в   сочетании   с   необходимостью   повышения   ее
качественного уровня в связи с тем, что  эти  койки  используются  для
госпитализации  в  ранних  сроках  беременности  с  целью профилактики
патологии родов;
         повышение  качественного  уровня  педиатрической   службы   с
сохранением существующей коечной сети;
         сохранение существующего уровня общелечебной коечной  сети  с
условием   ее   дальнейшей   профилизации  и  необходимости  повышения
качественного уровня;
         повышение  потребности  в  гериартрической  помощи,  развитие
системы сестринского ухода и медико-социальной адаптации;
         увеличение потребности в  экстренной  медицинской  помощи,  в
первую    очередь,    хирургической   и   реанимационной,   дальнейшее
качественное развитие реанимационных консультативных центров;
         увеличение  потребности  в  реализации   стационарозамещающих
технологий и необходимость повышения их качественного уровня;
         увеличение потребности в онкологической  помощи,  особенно  в
ранней  диагностике,  системе  помощи  инкурабельным больным (развитие
хосписов),  необходимость  повышения  ее  качественного  уровня  путем
внедрения высоких технологий;
         необходимость     разработки     и     реализации     целевых
межведомственных программ по профилактике социально значимых болезней,
в том числе  алкоголизма,  наркоманий  и  токсикоманий,  ВИЧ-инфекции,
венерических заболеваний и туберкулеза.

 

                          III. Цель и основные задачи                 

 

         Целью   реализации   Концепции  является  создание  правовых,
экономических и организационных механизмов рационального использования
ресурсов  здравоохранения  для  выполнения  Программы  государственных
гарантий   обеспечения   граждан   Российской   Федерации   бесплатной
медицинской  помощью  (далее  именуется  -  Программа  государственных
гарантий),   повышения   качества  лечебно  -  диагностической  помощи
населению в условиях переходного периода.   редакции   Указа  Главы

Республики Коми от 10.04.2002 г. N 144)
         Результатом ее реализации должны стать обеспечение  населения
Республики  Коми  бесплатной  медицинской  помощью  в рамках Программы
государственных    гарантий,    повышение    эффективности     системы
здравоохранения  путем развития менее затратных и не менее эффективных
видов медицинской  помощи,  внедрения  ресурсосберегающих  медицинских
технологий  и,  соответственно,  стабилизация, и улучшение показателей
здоровья и снижение предотвратимых потерь населения республики.

 

                           Основные задачи Концепции                  

 

         1) совершенствование  нормативной  правовой  базы  в  области
здравоохранения Республики Коми;
         2) обеспечение перехода от затратной основы здравоохранения к
эффективному  распределению  и  использованию  финансовых  и  кадровых
ресурсов;
         3) совершенствование  системы  государственного  контроля  за
движением финансовых средств, предназначенных для здравоохранения;
         4)  продолжение  поэтапного  проведения  реструктуризации   в
основных   звеньях   здравоохранения   республики   -   амбулаторно  -
поликлинической и стационарной медицинской помощи, в том числе:
         продолжение реформирования первичной медико-санитарной помощи
путем  развития  института  врача  общей  практики  (семейного врача),
стационарозамещающих технологий (дневных стационаров,  стационаров  на
дому,   стационаров   дневного   пребывания,   выездных,  процедурных,
физиотерапевтических кабинетов и лабораторий),  развитие  амбулаторных
консультативно-диагностических отделений;
         рациональное,   в    рамках    медицинского    районирования,
перепрофилирование  и  сокращение  коечного  фонда  в  зависимости  от
реальной  потребности  населения  в  круглосуточной  госпитализации  и
развитие стационарозамещающих технологий;
         дальнейшее развитие отделений и  коек  сестринского  ухода  и
хосписов;
         5)  принятие  мер  по  закреплению  ответственности   органов
исполнительной  власти  Республики  Коми и администраций муниципальных
образований за невыполнение Закона Российской Федерации "О медицинском
страховании  граждан  в Российской Федерации" в части уплаты страховых
платежей на неработающее население;
         6)  совершенствование  системы   обязательного   медицинского
страхования  в  республике  в  сторону удешевления модели страхования,
первоочередного решения наиболее острых социально-медицинских проблем;
         7)   совершенствование   дифференцированной   (мотивационной)
системы оплаты труда медицинских работников с целью улучшения качества
медицинской помощи и  дальнейшего  развития  экономических  механизмов
управления     отраслью,     направленных     не     на     увеличение
лечебно-диагностических объемов, а на достижение  максимально  высоких
клинических результатов лечения;
         8) совершенствование системы управления качеством медицинской
помощи;
         9)  совершенствование  системы   бесплатного   лекарственного
обеспечения населения в рамках лекарственного страхования;
         10)  укрепление  материально-технической   базы   организаций
здравоохранения;
         11)  укрепление  социально  значимых  служб  здравоохранения:
наркологической, онкологической, противотуберкулезной;
         12)   совершенствование    службы    оказания    лечебно    -
профилактической помощи матерям, детям, подросткам;
         13) профилактика прежде всего социально значимых заболеваний,
пропаганда   здорового   образа  жизни,  повышение  заинтересованности
граждан в сохранении и укреплении своего здоровья;
         14)    развитие    единого    подхода    к     информатизации
здравоохранения,  использованию  ресурсов  и  контроля  за финансовыми
взаимоотношениями в отрасли;
         15)     совершенствование     работы      по      приближению
специализированной  и квалифицированной медицинской помощи к сельскому
населению,  совершенствование  лекарственного  обеспечения   сельского
населения;
         16)   содействие   развитию   профессиональных    медицинских
ассоциаций;
         17) развитие системы оказания  платных  медицинских  услуг  в
государственных  и  муниципальных  медицинских  учреждениях  по  видам
медицинской деятельности,  не  входящим  в  Программу  государственных
гарантий;
         18)   совершенствование   системы   повышения    квалификации
медицинских   работников,   в   том  числе  руководителей  организаций
здравоохранения,   путем   совершенствования    системы    подготовки,
переподготовки   кадров,   сертификации,   аттестации,   осуществление
вышеуказанных мероприятий менее затратным способом, путем  приглашения
ведущих     специалистов    институтов    последипломной    подготовки
непосредственно в республику для  проведения  сертификационных  циклов
подготовки;
         19) повышение социальной защищенности медицинских  работников
путем:
         введения доплат к тарифным ставкам (окладам) Единой  тарифной
сетки   по   оплате   труда  работников  организаций  бюджетной  сферы
Республики Коми;
         коррекции  временных  затрат  и  нагрузочных  нормативов   их
деятельности;
         разработки  и  реализации  целевой  программы   "Жилье"   для
медицинских работников;
         установления  дополнительных  льгот  работникам   организаций
здравоохранения, работающим во вредных и опасных условиях, в том числе
работникам фтизиатрической службы.

 

                     IV. Принципы государственной политики            
                           развития здравоохранения                   

 

         В соответствии с Конституцией Республики  Коми,  определяющей
право  граждан  на  охрану  здоровья  и  медицинскую помощь, основными
принципами  государственной  политики  в   отрасли   "Здравоохранение"
являются:
         признание    здравоохранения    системой    жизнеобеспечения,
национальной и экономической безопасности Республики Коми;
         признание  здоровья  человека   приоритетом   государственной
социально-экономической   политики,   от   которого  напрямую  зависит
положение дел в республике;
         принятие  решений  должно осуществляться с учетом прогноза их
влияния на здоровье граждан Российской Федерации;   редакции  Указа

Главы Республики Коми от 10.04.2002 г. N 144)
         создание единой системы здравоохранения,  включающей  в  себя
государственный и муниципальный секторы, подведомственное Министерству
здравоохранения Республики Коми,  реализующему  совместно  с  органами
государственного  санитарно - эпидемиологического надзора в Республике
Коми  единую  государственную   политику   в   области   медицинского,
лекарственного и санитарно-эпидемиологического благополучия граждан;
         признание  развития  отрасли   "Здравоохранение"   одним   из
основных  приоритетных  направлений  социально-экономической  политики
Республики Коми, совершенствование ее профилактической  направленности
и  формирование здорового образа жизни, повышение медицинской культуры
населения.

 

               V. Развитие структуры и организации медицинской и      
               лекарственной помощи гражданам в Республике Коми       

 

         Одним  из  основных  направлений  в  организации  медицинской
помощи   населению  республики  является  перенос  объемов  помощи  из
дорогостоящего стационарного звена в амбулаторно-поликлиническое.

 

                      Амбулаторно-поликлиническая помощь              

 

         Существенным   в   формировании   амбулаторно-поликлинической
помощи  остается  развитие  института  врача общей практики (семейного
врача).
         Однако, следует признать, что основными звеньями  в  оказании
первичной медико-санитарной помощи в ближайшие годы остаются детская и
взрослая поликлиники с поэтапным, эволюционным переходом к  автономной
врачебной практике.
         Необходимы подготовка нормативной правовой базы  и  поэтапное
расширение   функциональных  обязанностей  и  прав  участковых  врачей
(терапевтов  и  педиатров)  со  смещением  акцента  в  работе   врачей
специалистов поликлиник на оказание консультативной помощи.
         Преобразование    существующих    амбулаторно-поликлинических
организаций      в      консультативно-диагностические     организации
специализированной  медицинской   помощи   путем   их   реорганизации,
одновременно  с  распространением  в  республике института врача общей
практики (семейного врача):
         Первый этап: организация общеврачебной  практики  в  качестве
структурного  подразделения  существующей, многопрофильной поликлиники
на правах подрядного коллектива со своим  субсчетом.  В  состав  общей
врачебной практики рационально включать врачей: терапевтов, педиатров,
акушеров-гинекологов.  Деятельность   ее   должна   регламентироваться
положением   и   договором.   В   этот  период  должна  осуществляться
профессиональная подготовка врачей общей практики (семейных врачей).
         Получив относительную  автономию,  общая  врачебная  практика
отрабатывает  систему  взаиморасчетов, финансового и профессионального
взаимодействия с  другими  звеньями  оказания  медицинской  помощи,  а
многопрофильные     поликлиники     постепенно     преобразуются     в
консультативно-диагностические   организации   по   уровням   оказания
медицинской помощи.
         Второй этап: общая врачебная практика в составе трех основных
врачебных   специальностей,   указанных  выше,  действует  в  качестве
юридического лица или без образования юридического лица.
         Обязательное  условие  для  этого  этапа  -   участие   общей
врачебной  практики  в выполнении Программы обязательного медицинского
страхования граждан в Республике Коми.
         Организация  работы  общей  врачебной  практики  строится  на
основе прямых договоров с финансирующими организациями.
         Организационные  мероприятия  по  реализации  второго   этапа
должны включать:
         обучение  врачей  и  среднего   медицинского   персонала   по
специальным программам;
         лицензирование и аккредитацию;
         проведение  процедуры  свободной  регистрации  населения   по
прикреплению к общей врачебной практике;
         проведение разъяснительной работы с населением;
         разработку  и   апробацию   форм   договорных   отношений   с
администрацией поликлиники и другими организациями здравоохранения;
         отработку схемы финансирования и финансового взаимодействия;
         отработку   системы   сбора   и   учета    экономической    и
медико-статистической информации.
         Третий этап:  формирование  собственно  автономной  врачебной
практики   в   форме   некоммерческой  организации  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
         Реализация  этапов  будет  осуществляться  в  зависимости  от
социально-экономического положения в республике.

 

                         Развитие стационарной помощи                 

 

         В  настоящее   время   остаются   неудовлетворительными   как
материально-техническая база стационарных организаций здравоохранения,
так и организационная схема оказания стационарной медицинской  помощи.
Углубляется  разрыв в показателях стационарной помощи между городскими
и сельскими медицинскими учреждениями, страдает как качество  оказания
помощи,  так  и  моменты  ее  дифференциации,  не выполняются плановые
объемные  показатели,  дорогостоящие  койки,   особенно   в   сельских
участковых больницах, простаивают, растет процент пребывания на них не
показанных к госпитализации пациентов.
         Нерациональное  использование  коечного  фонда  в  республике
ведет к необоснованным бюджетным затратам.
         Пути решения проблемы:
         дифференциация  больничной  сети   по   уровням   организации
медицинского  обслуживания, маломощные участковые больницы и отделения
в  центральных  районных  больницах  в  соответствии  с   потребностью
населения   должны   быть   преобразованы   в   больницы  и  отделения
сестринского ухода, хосписы.  В  городских  стационарных  организациях
здравоохранения  должны  быть предусмотрены гериартрические отделения.
Вышеуказанное позволит решить важнейшую медико-социальную проблему;
         с  целью  наибольшей  доступности  стационарной  помощи   для
сельского  населения  в  республике уже начато проведение медицинского
районирования    с    созданием    региональных    центров    оказания
специализированной  помощи в городах Сыктывкаре, Ухте, Воркуте. Работа
в этом направлении должна быть продолжена, до  2005  года  планируется
осуществить   в   установленном   порядке  передачу  из  муниципальной
собственности  в   государственную   собственность   Республики   Коми
медицинских  организаций  в  городах  Сыктывкаре,  Ухте и Воркуте, что
решит проблему финансирования пребывания в них пациентов независимо от
места   проживания  и  позволит  проводить  единую  политику  оказания
медицинской помощи;
         развитие интенсивных моделей оказания медицинской  помощи  на
стационарном  этапе  заключается  в  дифференциации  действующей  сети
стационарных  учреждений  на  больницы   кратковременного   пребывания
больного  (до 2 недель) с последующим постгоспитальным долечиванием на
амбулаторно-поликлиническом  уровне,   на   больницы   долговременного
пребывания  (стационар  долечивания,  сестринского  ухода,  хоспис)  в
зависимости от состояния пациента.
         Итак, стационарные учреждения должны быть дифференцированы:
         стационары   кратковременного   пребывания   (до   2   недель
пребывания);
         стационары интенсивной терапии;
         стационары    долговременного    пребывания     (долечивания,
сестринского ухода);
         полустационары        (дневные         стационары         при
амбулаторно-поликлинических    организациях,    стационары    дневного
пребывания в больницах, стационары на дому и др.).
         Все вышеуказанное  позволит  осуществить  экономию  бюджетных
средств.
         На первом этапе (до 2002 года) предполагается:
         преобразование одной из городских поликлиник  г.Сыктывкара  в
консультативно-диагностическую;
         открытие 16 амбулаторий врача общей практики,  из  них  11  в
городах;
         предполагается открытие центра амбулаторной хирургии.

 

                       Медицинская помощь при социально               
                             значимых заболеваниях                    

 

         Дальнейшее развитие медицинской помощи при социально значимых
заболеваниях предполагается осуществлять за счет:
         изменения   организационной   структуры    специализированных
медицинских организаций;
         укрепления материально-технической  базы  социально  значимых
специализированных организаций:
         а) по противотуберкулезной службе на  первом  этапе  до  2002
года  -  создание  3 флюорографических станций, оснащенных передвижной
флюорографической  техникой  в  городах  Сыктывкаре,  Ухте,   Воркуте,
расширение Подъельского противотуберкулезного санатория до 100 коек на
втором этапе реализации Концепции;
         б)   по   онкологической   службе   -   создание   на    базе
Республиканского  онкологического диспансера онкологического центра со
всеми   специализированными   службами,   в    том    числе    детским
онкогематологическим отделением;
         разработка и принятие Программы развития  социально  значимых
служб,  нормативных правовых актов по проблемам борьбы с туберкулезом,
венерическими заболеваниями (СПИДом).

 

                               Развитие системы                       
                    обязательного медицинского страхования            

 

         Особенностью  Республики  Коми  является  то,   что   функцию
страховщика в системе обязательного медицинского страхования выполняет
Фонд обязательного медицинского  страхования  Республики  Коми  и  его
филиалы.  Иных страховых компаний в системе медицинского страхования в
республике нет.
         В  1997  году  в республике завершена программа первого этапа
введения  обязательного  медицинского  страхования  граждан Российской

Федерации   -   перевод   на   взаиморасчеты  с  Фондом  обязательного
медицинского  страхования  Республики  Коми  за  оказанные медицинские
услуги    амбулаторно-поликлинических    учреждений    (подразделений)
здравоохранения. В 1998 году начался второй этап перевода стационарных
медицинских   учреждений   на  взаиморасчеты  с  Фондом  обязательного
медицинского  страхования  Республики  Коми.  Программа  обязательного
медицинского  страхования  граждан  в Республике Коми на 1998 год была
утверждена  Указом  Главы  Республики Коми от 16 февраля 1998 г. N 76.
Этим  же  Указом  были  определены  страховые  платежи на обязательное
медицинское  страхование  неработающего  населения  из соответствующих
бюджетов.  Программа  государственных  гарантий  обеспечения населения
бесплатной   медицинской   помощью  в  Республике  Коми  на  1999  год
утверждена Указом Главы Республики Коми от 26 мая 1999 г. N 189.    

редакции Указа Главы Республики Коми от 10.04.2002 г. N 144)
         Характерной особенностью Программы обязательного медицинского
страхования   в   Республике  Коми  является  то,  что  помимо  оплаты
организациям здравоохранения за оказанные медицинские услуги, в рамках
названной   Программы   осуществляется   финансирование   расходов  на
содержание сети бюджетно-страховых аптек. Бюджетно-страховые аптеки  в
рамках  государственного  заказа  по  перечню  жизненно  необходимых и
важнейших лекарственных  средств  и  изделий  медицинского  назначения
отпускают   организациям  здравоохранения  и  населению  лекарственные
средства и изделия медицинского назначения без применения наценок,  то
есть по оптовой стоимости. Следует отметить, что в тарифное соглашение
между страховщиком и организациями здравоохранения включены  следующие
статьи  расходов  -  оплата  труда,  начисление  на  заработную плату,


Информация по документу
Читайте также