Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 23.05.2013 № 282р-П
РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
(В редакции Распоряжения Правительства Республики Карелия
от 27.02.2014 № 105р-П)
В целях реализации государственной политики в отношении инвалидов на территории Республики Карелия:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу Республики Карелия "Доступная среда в Республике Карелия" на 2013-2015 годы (далее - Программа).
2. Органам исполнительной власти Республики Карелия, являющимся исполнителями мероприятий Программы, расходы на реализацию Программы производить в пределах средств, предусмотренных в сводной бюджетной росписи на 2013-2015 годы.
Глава Республики Карелия А.П. ХУДИЛАЙНЕН
Петрозаводск
23 мая 2013 г.
N 282р-П
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ" НА 2013-2015 ГОДЫ (В редакции Распоряжения Правительства Республики Карелия Паспорт региональной программы Республики Карелия "Доступная среда в Республике Карелия" на 2013-2015 годы
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами В связи с подписанием Российской Федерацией в 2008 году Конвенции ООН о правах инвалидов (далее - Конвенция) и ратификацией ее в 2012 году Россия приняла на себя ряд серьезных обязательств по обеспечению надлежащего уровня гарантий для инвалидов и других людей с ограниченными возможностями здоровья. Конвенция устанавливает, что государства-участники принимают меры, обусловливающие возможность эффективной социальной интеграции инвалидов в общество и обеспечения инвалидам беспрепятственного доступа к транспорту, информации и связи, социальным программам и социальным услугам. В Российской Федерации последовательно проводится работа по социальной защите инвалидов и улучшению их социального положения, повышению доходов и качества жизни инвалидов. Программа разработана в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2181-р. По состоянию на 1 ноября 2012 года численность инвалидов, проживающих в Республике Карелия, составляет 76839 человек (в 2009 году - 79807 человек), в том числе инвалидов I группы - 8643 человека (11,2% от общей численности инвалидов), инвалидов II группы - 43651 человек (56,8% от общей численности инвалидов), инвалидов III группы - 17572 человека (22,9% от общей численности инвалидов), детей-инвалидов - 2432 человека (3,2% от общей численности инвалидов), 4541 инвалид из числа участников Великой Отечественной войны и военнослужащих, ставших инвалидами, что составляет 5,9% от общей численности инвалидов. Доля инвалидов составляет 11,8% от общей численности населения Республики Карелия. По результатам освидетельствования Федеральным казенным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Карелия" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в 2012 году впервые признаны инвалидами среди взрослого населения - 5087 человек, детьми-инвалидами - 334 ребенка. По сравнению с 2011 годом количество впервые признанных инвалидами в 2012 году среди взрослого населения увеличилось на 49 человек, среди детей - на 60 человек. В структуре причин первичной инвалидности взрослого населения в 2012 году первое место занимают болезни органов кровообращения (45,7%), второе место занимают онкологические заболевания (15,7%), третье место занимают заболевания костно-мышечной системы (9,8%). В 2008-2011 годах в Республике Карелия были реализованы мероприятия региональной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов в Республике Карелия" на 2008-2011 годы (далее - Программа на 2008-2011 годы), направленной на решение проблем инвалидов и других МГН (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации), возникающих в современных социально-экономических условиях. В целях формирования безбарьерной среды для инвалидов в рамках реализации Программы на 2008-2011 годы: обеспечивались субтитрами видеоматериалы каждого регионального телевизионного выпуска передачи "Вести Карелия"; созданы интернет-сайты 10 государственных казенных учреждений социальной защиты - центров социальной работы городов и районов Республики Карелия; осуществлен ремонт помещений, проведены работы по установке лифта, оборудованию отдельных входов с пандусами, ремонту системы отопления в двух региональных общественных объединениях инвалидов; приобретены лестничные подъемники для двух государственных учреждений социального обслуживания и службы занятости; здания шести центров занятости населения оборудованы пандусами. В ходе реализации Программы на 2008-2011 годы были адаптированы для посещения гражданами с ограниченными возможностями здоровья ряд республиканских учреждений культуры. Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия в 2011 году проведены мероприятия по формированию безбарьерной среды для инвалидов в трех государственных стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. В целях обеспечения транспортировки инвалидов приобретено 7 единиц специализированного транспорта для муниципальных и государственных учреждений социального обслуживания. Специализированным транспортом в период с 2009 по 2011 годы перевезено более 1700 инвалидов. Принят Закон Республики Карелия от 14 июня 2012 года N 1604-ЗРК "О реализации в Республике Карелия государственной политики в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных граждан к объектам социальной и транспортной инфраструктур". В Республике Карелия действует Совет по делам инвалидов при Главе Республики Карелия, образованный Указом Главы Республики Карелия от 21 марта 2003 года N 67 "О Совете по делам инвалидов при Главе Республики Карелия". В 2012 году в Республике Карелия реализовывались Комплексные меры по социальной поддержке инвалидов на 2012 год, утвержденные распоряжением Правительства Республики Карелия от 31 января 2012 года N 63р-П. С 2008 года в Республике Карелия действуют региональные нормативы градостроительного проектирования "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, городских округов Республики Карелия" (утверждены постановлением Правительства Республики Карелия от 7 октября 2008 года N 210-П). В течение 2011 года в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия на согласование было представлено 15 технических заданий на проектирование строительства и реконструкции социально значимых объектов в части обеспечения их доступности для инвалидов и других МГН, 12 из которых было согласовано. В 2012 году Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия создана общественная комиссия по согласованию заданий на проектирование нового строительства, реконструкцию и капитальный ремонт общественных, жилых и промышленных зданий, в состав которой входят представители общественных объединений инвалидов Республики Карелия. С начала 2012 года общественной комиссией были рассмотрены 37 обращений юридических лиц о согласовании технических заданий на проектирование строительства и реконструкции социально значимых объектов в части обеспечения их доступности инвалидам и другим МГН, из них 3 обращения были отклонены, по 34 обращениям внесены рекомендации о дополнении технических заданий мерами по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к социально значимым объектам. По состоянию на 20 февраля 2012 года в Республике Карелия проживали 895 инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках. В I квартале 2012 года Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований республики был проведен мониторинг потребностей инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, по итогам которого было установлено, что 50% инвалидов-колясочников проживают в квартирах, расположенных на первом этаже, и 18% - на втором этаже. На третьем этаже и выше проживает 24,8% инвалидов-колясочников. В специально оборудованных квартирах проживают только два инвалида-колясочника. В квартирах, где проживают инвалиды-колясочники, как правило, отсутствует специальное оборудование для обеспечения их нормальной жизнедеятельности. Возникают большие трудности с оснащением туалетных комнат, с переоборудованием кухонных и спальных помещений. По результатам мониторинга в переоборудовании квартир под свои нужды нуждаются 48,7% инвалидов-колясочников (436 человек). Наиболее сложным и финансово затратным в своем решении является вопрос переоборудования лестничных проемов по месту проживания инвалидов-колясочников. В переоборудовании лестничных проемов по месту проживания нуждаются 53,8% инвалидов-колясочников. Создание благоприятных условий для профессиональной реабилитации и трудовой занятости инвалидов в Республике Карелия осуществляется в соответствии с Законом Республики Карелия от 27 декабря 2004 года N 841-ЗРК "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов". В центры занятости населения республики в течение 2011 года было заявлено 33466 рабочих мест, в том числе в счет квоты для приема инвалидов на работу - 86 рабочих мест, что составляет 0,26% от общего числа заявленных рабочих мест (в 2010 году заявлено 29748 рабочих мест, в том числе в счет квоты для приема на работу инвалидов - 23 рабочих места, что составляло 0,08% от общего числа заявленных рабочих мест). На вакантные рабочие места в счет квоты для приема на работу инвалидов были трудоустроены 6 инвалидов (в 2010 году - 5 человек). Случаев отказов работодателей в приеме на работу инвалидов в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов не выявлено. В целом в течение 2011 года в органы службы занятости населения обратились за содействием в трудоустройстве 1229 инвалидов. Из них зарегистрировано в качестве безработных 1085 инвалидов. При содействии органов службы занятости населения трудоустроился 371 инвалид. Всего за 2008-2011 годы трудоустроено 1338 инвалидов. По состоянию на 1 января 2012 года в общей численности безработных граждан 548 человек относятся к категории инвалидов, что составляет 6,6% от общей численности безработных граждан. Министерство труда и занятости Республики Карелия и его подведомственные учреждения в рамках региональной программы поддержки занятости населения в Республике Карелия (далее - Программа занятости) в 2009-2011 годах осуществляли мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, предусматривающие возмещение затрат работодателя на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения специального рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида. В результате реализации мероприятий Программы занятости в 2010-2011 годах было оснащено 46 рабочих мест для инвалидов, трудоустроены 45 инвалидов. Все безработные инвалиды, желавшие пройти профессиональное обучение, перед направлением на обучение получили услуги по профессиональной ориентации. Органами службы занятости в 2012 году направлено на профессиональное обучение 72 инвалида, имеющих статус безработных. В целях создания возможностей для профессионального обучения инвалидов Министерством образования Республики Карелия проводились мероприятия по созданию условий для получения базового профессионального образования инвалидами. Ежегодно во всех учреждениях профессионального образования республики обучаются инвалиды по специальностям, обучение по которым им не запрещено по медицинским показаниям. Обучение данных лиц осуществляется в двух формах: интегрированное обучение; обучение в специализированных учебных группах. С 2007 года в Республике Карелия действует Республиканский ресурсный центр профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы на 2012 год двумя общеобразовательными учреждениями, реализующими образовательные программы общего образования, обеспечивается совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. Создаются условия для участия инвалидов в культурной и спортивной жизни. Республиканскими учреждениями культуры разработана программа "Потрогай мир руками" для детей с проблемами зрения, проводятся специальные экскурсии с учетом возможностей их здоровья, внедрены аудиогиды по экспозициям "Животный мир Карелии", "Археология Карелии", "На всякий случай - свой обычай", успешно работает кабинет арт-терапии для детей-инвалидов. В бюджетном учреждении "Карельская республиканская библиотека для слепых" организовано библиотечное обслуживание, ежегодно проводится до 100 мероприятий для инвалидов по зрению, не менее 30 коррекционных занятий для детей с проблемами зрения с использованием литературы специальных форматов. Приобретено специальное автотранспортное средство, оборудованное электрогидравлическим подъемником для инвалидных колясок, а также ремнями безопасности, для обслуживания читателей на дому и перевозки читателей на культурно-досуговые мероприятия библиотеки. Имеется 20 тифлофлэшплееров для расширения доступности библиотечно-информационных услуг. Одним из направлений работы библиотеки является изготовление тактильных книг, с использованием которых проводятся занятия, знакомящие детей с миром окружающих предметов. С той же целью изготавливаются макеты зданий, памятников архитектуры Карелии. Совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи" создан макет Преображенской церкви Кижского погоста, тактильная модель иконы, макет здания Музыкального театра Республики Карелия. В рамках совместного проекта бюджетного учреждения "Карельская республиканская библиотека для слепых" и бюджетного учреждения "Национальный музей Республики Карелия" предполагается изготовление тактильных моделей музейных предметов для занятий с незрячими посетителями. Бюджетное учреждение "Национальная библиотека Республики Карелия" укомплектовано специальными изданиями и оборудованием для обслуживания инвалидов по зрению. В 2012 году бюджетное учреждение "Центр культурных инициатив" (Агентство "Культурная сеть Карелии") совместно с группой волонтеров приступили к реализации проекта "Добрый день", целью которого является раскрытие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2013 году бюджетное учреждение "Карельская государственная филармония" совместно с бюджетным учреждением "Карельская республиканская библиотека для слепых" планирует реализацию проекта по созданию в здании филармонии безбарьерной среды для незрячих и слабовидящих. В рамках этого проекта в здании филармонии будут выполнены все необходимые работы, в том числе подготовлены тактильные планы зданий и указатели. В настоящее время среди государственных учреждений культуры адаптированы полностью здания 3 учреждений (бюджетные учреждения "Театр кукол Республики Карелия, "Государственный Национальный театр Республики Карелия" и автономное учреждение Республики Карелия "Центр культуры "Премьер"), здания 5 учреждений адаптированы частично, здания 16 учреждений не адаптированы. Более 500 человек ежегодно принимают участие в республиканском фестивале "Инва-спорт на берегах Онего", посвященном памяти С.Никитина. В 2011 году проводились республиканский фестиваль скалолазания среди инвалидов, республиканский фестиваль по мини-футболу среди команд инвалидов в рамках декады инвалидов, в которых приняли участие 687 человек. За счет средств бюджета Республики Карелия обеспечивается участие карельских спортсменов-инвалидов во всероссийских и международных соревнованиях. В результате целенаправленной работы по решению проблем инвалидов в Республике Карелия и реализации мероприятий региональных целевых программ: количество инвалидов, получивших реабилитационные услуги в учреждениях социальной сферы, увеличилось с 2008 года на 62% (2008 год - 8034 человека, 2011 год - 12971 человек); средняя продолжительность регистрируемой безработицы инвалидов в Республике Карелия составила 5 месяцев при среднем показателе 6 месяцев в Российской Федерации; появилась возможность для профессиональной реабилитации и обучения инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут быть зарегистрированы в качестве безработных в службе занятости; удельный вес численности инвалидов, не имеющих бессрочной инвалидности, которым по результатам ежегодного переосвидетельствования в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы снижена тяжесть инвалидности, составил 7,1%. В настоящее время на территории Республики Карелия по утвержденным маршрутам осуществляют перевозку пассажиров три низкопольных троллейбуса. В пригородном сообщении на регулярных маршрутах работают пять современных низкопольных автобусов. В части повышения уровня доступности приоритетных объектов и услуг предусматривается предоставление субсидий из бюджета Республики Карелия в целях адаптации подвижного состава пассажирского транспорта государственных унитарных предприятий Республики Карелия, осуществляющих перевозки в межмуниципальном и пригородном сообщениях для инвалидов и других МГН. В рамках указанной адаптации для обеспечения исполнения правил о перевозке инвалидов в транспортных средствах предусматривается установка системы СИТ-А-С-04 с внутрисалонным табло, выполненным в виде бегущей строки, и звуковым оповещением, работающим от кнопки, установленной в кабине водителя. В систему входят: панель индикации передняя, панель индикации задняя, панель индикации боковая, внутрисалонное табло, пульт управления, стойка микрофонная. Несмотря на предпринимаемые меры, остается нерешенной важнейшая социальная задача по созданию доступной среды для инвалидов во всех сферах жизни общества, которая не может быть решена усилиями только одного ведомства. Число людей, для которых затруднено использование элементов существующей среды жизнедеятельности, гораздо больше, чем зарегистрированное количество инвалидов. К МГН относятся и престарелые граждане, и люди с временными или постоянными ограничениями двигательных функций, с недостатками физического развития или маленького роста, а также пешеходы с детскими колясками, громоздким багажом. В целом проблемы, связанные с обеспечением доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других МГН: носят межотраслевой характер; не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов; требуют объединения усилий органов государственной власти различных уровней, учреждений разной отраслевой принадлежности и негосударственных общественных объединений. Решением Совета по делам инвалидов при Главе Республики Карелия от 26 сентября 2012 года приоритетными объектами, требующими создания условий доступности для инвалидов и других МГН, определены объекты в сферах: здравоохранения; образования; социальной защиты и социального обслуживания населения; физической культуры и спорта; занятости; культуры; транспорта. В 2013-2015 годах на основе предложений региональных общественных организаций инвалидов запланировано провести в рамках реализации Программы адаптацию наиболее посещаемых инвалидами и другими МГН 292 объектов социальной инфраструктуры, в том числе по сферам: образования - 146 объектов (50%), социальной защиты и социального обслуживания - 60 объектов (21%), здравоохранения - 46 объектов (16%), культуры - 4 объекта (1%), занятости - 7 объектов (2%), физкультуры и спорта - 3 объекта (1%) и транспорта - 26 единиц (9%). В настоящее время в республике осуществляется процесс паспортизации приоритетных объектов в приоритетных для инвалидов и других МГН сферах жизнедеятельности на основе методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 года N 627. В результате проведенной паспортизации разработаны 266 паспортов приоритетных объектов в приоритетных для инвалидов и других МГН сферах жизнедеятельности, из них: - Медвежьегорский район - 17 объектов (6,4% от общего количества объектов, участвующих в паспортизации); - Калевальский район - 7 объектов (2,6% от общего количества объектов, участвующих в паспортизации); - Олонецкий район - 9 объектов (3,4% от общего количества объектов, участвующих в паспортизации); - Кемский район - 8 объектов (3% от общего количества объектов, участвующих в паспортизации); - Кондопожский район - 10 объектов (3,8% от общего количества объектов, участвующих в паспортизации); - Лахденпохский район - 7 объектов (2,6% от общего количества объектов, участвующих в паспортизации); - Лоухский район - 10 объектов (3,8% от общего количества объектов, участвующих в паспортизации); - Муезерский район - 7 объектов (2,6% от общего количества объектов, участвующих в паспортизации); - Питкярантский район - 5 объектов (1,9% от общего количества объектов, участвующих в паспортизации); - Прионежский район - 6 объектов (2,2% от общего количества объектов, участвующих в паспортизации); - Пряжинский район - 7 объектов (2,6% от общего количества объектов, участвующих в паспортизации); - Пудожский район - 9 объектов (3,4% от общего количества объектов, участвующих в паспортизации); - Сегежский район - 16 объектов (6% от общего количества объектов, участвующих в паспортизации); - Сортавальский район - 10 объектов (3,8% от общего количества объектов, участвующих в паспортизации); - Суоярвский район - 6 объектов (2,2% от общего количества объектов, участвующих в паспортизации); - Беломорский район - 9 объектов (3,4% от общего количества объектов, участвующих в паспортизации); - г. Костомукша - 8 объектов (3% от общего количества объектов, участвующих в паспортизации); - г. Петрозаводск - 115 объектов (43,3% от общего количества объектов, участвующих в паспортизации). Во всех районах паспортизацию прошли учреждения здравоохранения, образования, социальной защиты и социального обслуживания населения, являющиеся наиболее актуальными при создании безбарьерной среды для инвалидов и других МГН. Среди учреждений культуры и физической культуры и спорта были составлены паспорта доступности на учреждения республиканского значения, основная часть которых находится на территории г. Петрозаводска. На основании проведенной паспортизации можно сделать вывод о том, что состояние 86% учреждений можно оценить как условно доступные, 11% - частично доступные. Это обусловлено тем, что большинство учреждений находятся в зданиях ранней постройки, не приспособленных под нужды инвалидов и других МГН. В паспортизации участвовали учреждения, которые в последующем могут быть подвергнуты ремонту и проведению мероприятий по их адаптации под нужды инвалидов и других МГН. К концу 2015 года будет обеспечена паспортизация всех 1082 объектов социальной инфраструктуры и сформированы их паспорта доступности, создана карта доступности Республики Карелия в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН. Кроме того, в настоящее время федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Петрозаводский государственный университет" совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия реализуется международный проект "Планировщик маршрута для людей с ограниченными возможностями здоровья (Социальный навигатор)". Проект реализуется в рамках программы приграничного сотрудничества Европейского инструмента соседства и партнерства "Карелия 2007-2013". Целью проекта является повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках реализации мероприятий международного проекта региональными общественными организациями определены важнейшие критерии оценки доступности объектов с целью создания программного продукта по паспортизации и адаптации объектов социальной инфраструктуры, сформирован первоочередной перечень подлежащих паспортизации объектов социальной инфраструктуры. Главными результатами реализации проекта станут: помощь инвалидам в предотвращении социального исключения; создание регионального сегмента раздела "Карта доступности" модуля "Интерактивная карта доступности объектов"; новые сервисы для инвалидов, обучение по их использованию, адаптация сервисов для инвалидов. С учетом имеющегося опыта реализации целевых программ по социальной поддержке использование программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для создания в Республике Карелия доступной среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация мероприятий Программы окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие инвалидов и МГН, составляющих по приблизительным подсчетам 25% от общего числа жителей Республики Карелия. II. Основные цели, задачи Программы и целевые показатели (индикаторы) Программы Основной целью Программы является обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Карелия. Целевым индикатором достижения указанной цели является доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Республике Карелия, которая к концу 2015 года составит 45%. Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи: Задача 1. Совершенствование нормативно-правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Карелия. Целевым индикатором решения задачи является принятие нормативных правовых актов Республики Карелия, регулирующих вопросы обеспечения доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Карелия. В рамках реализации Программы планируется разработка двух нормативных правовых актов, регулирующих порядок организации паспортизации и классификации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Карелия, порядок мониторинга обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к объектам социальной и транспортной инфраструктуры на территории Республики Карелия, а также порядок взаимодействия органов исполнительной власти при проведении паспортизации и классификации объектов и услуг. Задача 2. Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Карелия. Целевыми индикаторами решения задачи являются: - доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Карелия. К концу 2015 года будут сформированы паспорта доступности на 100% объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Карелия; - доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Республики Карелия по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг в Республике Карелия. К концу 2015 года на карту доступности Республики Карелия будут нанесены 100% объектов, на которые сформированы паспорта доступности; - доля парка подвижного состава пассажирского автомобильного транспорта государственных унитарных предприятий Республики Карелия, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава в Республике Карелия. К концу 2015 года доля такого парка увеличится до 11,7% (26 транспортных средств). Задача 3. Повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в Республике Карелия. Целевыми индикаторами задачи являются: - доля учреждений профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве учреждений профессионального образования. К концу 2015 года количество данных учреждений составит не менее 20% от общего количества учреждений профессионального образования; - доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения. К концу 2015 года доля данных лиц составит 46%; - доля общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования. К концу 2015 года количество данных учреждений составит не менее 20% от общего количества общеобразовательных организаций. Задача 4. Информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Республике Карелия. Целевым индикатором задачи является доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в Республике Карелия. В рамках реализации мероприятий Программы планируется ежегодно проводить курсы повышения квалификации для 184 специалистов реабилитационных учреждений, что составляет не менее 10% от общего количества специалистов, занятых в этой сфере. Задача 5. Преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в Республике Карелия. Целевыми индикаторами задачи являются: - доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Карелия, которая к концу 2015 года составит 49,6% от общей численности опрошенных инвалидов в Республике Карелия; - доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Карелия. К концу 2015 года данная доля составит 55% от общей численности опрошенных инвалидов в Республике Карелия. Основные показатели и индикаторы, характеризующие решение поставленных задач и достижение цели Программы, представлены в приложении N 1 к Программе. III. Сроки реализации Программы Реализация мероприятий Программы предусмотрена в период с 2013 по 2015 год. Этапы в Программе не выделяются. IV. Перечень программных мероприятий Для достижения поставленной цели и решения задач Программы предусматривается реализация комплекса мероприятий, направленных на решение важнейшей социальной задачи - формирование равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества. Программные мероприятия представляют собой систему мер, которые сгруппированы по задачам, скоординированы по срокам и ответственным исполнителям. Перечень мероприятий Программы включает 3 основных раздела, 2 из которых имеют подразделы. 1. Совершенствование нормативно-правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Карелия Для решения задачи совершенствования нормативно-правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Карелия предусматривается реализация следующих мероприятий Программы: разработка и принятие нормативного правового акта о внесении изменений в Положение о Совете по делам инвалидов при Главе Республики Карелия в части вопросов координации деятельности органов исполнительной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН; разработка и принятие нормативного правового акта, регламентирующего порядок организации паспортизации и классификации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Карелия; проведение социологических исследований с целью изучения мнения инвалидов о доступности объектов и услуг и об отношении населения к проблемам инвалидов; разработка программного обеспечения по паспортизации и адаптации объектов социальной инфраструктуры, по формированию и развитию карт доступности; обслуживание регионального сегмента раздела "Карта объектов" модуля "Интерактивная карта доступности объектов". 2. Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Карелия 2.1. Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Карелия В целях решения задачи повышения уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Карелия предусматривается реализация следующих мероприятий Программы: организация и проведение паспортизации и классификации объектов социальной инфраструктуры и услуг для определения уровня доступности и необходимой адаптации для инвалидов и других МГН; осуществление мероприятий по адаптации приоритетных объектов и услуг в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты и социального обслуживания, культуры и занятости для инвалидов и других МГН путем обустройства и приспособления, дооборудования техническими средствами адаптации (оборудование входных групп, лестниц, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений, прилегающих территорий, установка средств ориентации); формирование в Республике Карелия сети образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития; предоставление субсидий в порядке, определенном Правительством Республики Карелия, в целях адаптации подвижного состава пассажирского транспорта государственных унитарных предприятий Республики Карелия, осуществляющих перевозки в межмуниципальном и пригородном сообщении, для инвалидов и других МГН; организация дистанционной записи на прием к врачу посредством использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; организация работы по рассмотрению технических заданий на проектирование строительства, реконструкции и капитального ремонта общественных, жилых и промышленных зданий в части обеспечения их доступности для инвалидов и других МГН. 2.2. Повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в Республике Карелия Для решения задачи повышения доступности и качества реабилитационных услуг в Республике Карелия предполагается реализация следующих мероприятий Программы: проведение социальной реабилитации инвалидов на базе Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Республики Карелия "Республиканский центр реабилитации инвалидов"; апробация стационарозамещающих технологий социального обслуживания инвалидов; организация и оснащение пунктов проката технических средств реабилитации при учреждениях социального обслуживания, обучение пользованию техническими средствами реабилитации; приобретение специализированного транспорта для муниципальных учреждений социального обслуживания с целью организации услуг "Инва-такси" в муниципальных образованиях в Республике Карелия; открытие ресурсного методического отделения на базе муниципального бюджетного учреждения социального обслуживания Петрозаводского городского округа Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья "Родник"; открытие отделений дневного пребывания (полустационарных) в учреждениях социального обслуживания для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья; создание условий для детей-инвалидов со сложной структурой нарушений, не обслуживающих себя самостоятельно, для получения образования по образовательным программам дошкольного образования, начального общего, основного общего и (или) среднего (полного) общего образования в дошкольных образовательных или общеобразовательных организациях; развитие дистанционного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе распространение отработанных в ходе реализации приоритетного национального проекта "Образование" моделей организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому; проведение комплексного обследования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении и подготовка рекомендаций по оказанию индивидуальной психолого-медико-педагогической помощи детям и организации их обучения и воспитания; организация подготовки водителей категории "В" из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях профессионального образования, находящихся в ведении Министерства образования Республики Карелия; организация проведения республиканских спортивно-массовых мероприятий, конкурсов, фестивалей среди инвалидов; создание и оснащение отделения адаптивной физической культуры и адаптивного спорта на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Республиканская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва" Республики Карелия; выпуск говорящих и тактильных книг для слепых и слабовидящих; проведение коррекционных занятий для детей-инвалидов в государственных учреждениях культуры Республики Карелия; организация конкурсов проектов, направленных на улучшение качества жизни инвалидов, среди социально ориентированных некоммерческих организаций. 3. Информационно-методическое обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в Республике Карелия 3.1. Информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Республике Карелия Для решения задачи по информационно-методическому и кадровому обеспечению системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Республике Карелия предполагается реализация следующих мероприятий Программы: проведение семинаров и конференций по вопросам создания доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в Республике Карелия; проведение семинаров, совещаний, конференций по вопросам развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта; проведение семинаров-совещаний с участием представителей органов местного самоуправления по вопросам соблюдения требований законодательства в сфере создания безбарьерной среды для инвалидов и других МГН при осуществлении градостроительной деятельности на территории Республики Карелия; организация курсов повышения квалификации специалистов, занятых в сфере социальной реабилитации инвалидов; проведение обучающих семинаров для специалистов реабилитационных центров (отделений) для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья по инновационным технологиям работы с семьями с детьми-инвалидами ("Как нам быть"); организация курсов повышения квалификации педагогов и специалистов образовательных организаций по организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; осуществление консультативно-методического сопровождения педагогов и специалистов, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, по организации доступности услуги сопровождения для каждого ребенка и семьи независимо от места проживания и наличия специалистов в данном населенном пункте; подготовка и издание тематических справочников, учебно-методических пособий, рекомендаций для специалистов по реабилитации и социальной интеграции инвалидов; подготовка и издание учебно-методических пособий, руководств для обеспечения деятельности специалистов по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту; разработка учебных программ и учебных планов для специалистов по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту; проведение консультативно-методических мероприятий по организации работы с инвалидами на базе учреждений культуры. 3.2. Формирование позитивного отношения к проблемам обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в Республике Карелия Разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, не позволяет в полной мере создать условия для обеспечения равноправного участия инвалидов во всех сферах жизни общества. Для формирования позитивного отношения к проблемам обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в Республике Карелия предполагается реализация следующих мероприятий Программы: организация и проведение информационных кампаний по формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и их проблемам; обеспечение участия детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, обучающихся в образовательных организациях, в творческих фестивалях и конкурсах, спортивно-оздоровительных мероприятиях республиканского, общероссийского и международного уровней; обеспечение участия инвалидов во всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятиях среди инвалидов. Перечень программных мероприятий приведен в приложении N 4 к Программе. V. Ресурсное обеспечение Программы Финансовое обеспечение мероприятий Программы предусматривается в объеме 330096,7 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году - 70329,6 тыс. рублей; в 2014 году - 120248,4 тыс. рублей; в 2015 году - 139518,7 тыс. рублей. Финансовое обеспечение мероприятий Программы за счет средств бюджета Республики Карелия предусматривается в объеме 258229,2 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году - 60562,1 тыс. рублей; в 2014 году - 91748,4 тыс. рублей; в 2015 году - 105918,7 тыс. рублей. Финансовое обеспечение мероприятий Программы без учета средств Министерства образования и науки Российской Федерации предусматривается в объеме 42100,0 тыс. рублей. Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджета Республики Карелия ежегодно подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проекта бюджета Республики Карелия на соответствующий год и плановый период. В случае изменения объемов финансирования мероприятий Программы сроки реализации мероприятий и показатели результативности подлежат уточнению. Финансовое обеспечение мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета предусматривается в объеме 71867,5 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году - 9767,5 тыс. рублей; в 2014 году - 28500,0 тыс. рублей; в 2015 году - 33600,0 тыс. рублей. На реализацию мероприятия по формированию в Республике Карелия сети образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в 2013 году Министерству образования Республики Карелия предусматриваются средства федерального бюджета в размере 9767,5 тыс. рублей в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых образовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 1225 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации". Предполагаемый объем субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы в 2014-2015 годах определяется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, включенных в программы субъектов Российской Федерации, разработанные на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 1225 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации". В разрезе ответственного исполнителя и соисполнителей Программы объем финансирования составит: Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия: в 2013 году - 18578,6 тыс. рублей, в 2014 году - 47056,0 тыс. рублей, в 2015 году - 50726,0 тыс. рублей. Общий объем финансирования составит 116360,6 тыс. рублей (35,3% от общего объема финансирования Программы); Министерство образования Республики Карелия: в 2013 году - 48947,0 тыс. рублей, в 2014 году - 62110,4 тыс. рублей, в 2015 году - 69664,7 тыс. рублей. Общий объем финансирования составит 180722,1 тыс. рублей (54,7% от общего объема финансирования Программы); Государственный комитет Республики Карелия по транспорту: в 2014 году - 6000,0 тыс. рублей, в 2015 году - 6000,0 тыс. рублей. Общий объем финансирования составит 12000,0 тыс. рублей (3,6% от общего объема финансирования Программы); Министерство труда и занятости Республики Карелия: в 2013 году - 220,0 тыс. рублей, в 2014 году - 360,0 тыс. рублей, в 2015 году - 400,0 тыс. рублей. Общий объем финансирования составит 980,0 тыс. рублей (0,3% от общего объема финансирования Программы); Министерство культуры Республики Карелия: в 2013 году - 330,0 тыс. рублей, в 2014 году - 1000,0 тыс. рублей, в 2015 году - 4800,0 тыс. рублей. Общий объем финансирования составит 6130,0 тыс. рублей (1,9% от общего объема финансирования Программы); Министерство по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия: в 2013 году - 2254,0 тыс. рублей, в 2014 году - 3722,0 тыс. рублей, в 2015 году - 7928,0 тыс. рублей. Общий объем финансирования составит 13904,0 тыс. рублей (4,2% от общего объема финансирования Программы). При распределении ассигнований, предусмотренных на повышение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, процентное соотношение финансовых ресурсов по приоритетным сферам жизнедеятельности инвалидов определено следующим образом: в сфере образования - 53% от общего объема финансирования Программы (98535 тыс. рублей); в сфере социальной защиты и социального обслуживания - 27% от общего объема финансирования Программы (40260 тыс. рублей); в сфере здравоохранения - 12% от общего объема финансирования Программы (22800 тыс. рублей); в сфере культуры - 3% от общего объема финансирования Программы (5680 тыс. рублей); в сфере занятости - 1% от общего объема финансирования Программы (980 тыс. рублей); в сфере физической культуры и спорта - 3% от общего объема финансирования Программы (6360 тыс. рублей); в сфере транспорта - 6% от общего объема финансирования Программы (12000 тыс. рублей). Процентное соотношение финансовых ресурсов по приоритетным сферам жизнедеятельности инвалидов без учета средств Министерства образования и науки Российской Федерации определено следующим образом: в сфере образования - 43,8% от общего объема финансирования Программы (68767,5 тыс. рублей); в сфере социальной защиты и социального обслуживания - 55,7% от общего объема финансирования Программы (40260 тыс. рублей); в сфере здравоохранения - 14,5% от общего объема финансирования Программы (22800 тыс. рублей); в сфере культуры - 3,6% от общего объема финансирования Программы (5680 тыс. рублей); в сфере занятости - 1% от общего объема финансирования Программы (980 тыс. рублей); в сфере физической культуры и спорта - 4% от общего объема финансирования Программы (6360 тыс. рублей); в сфере транспорта - 7,7% от общего объема финансирования Программы (12000 тыс. рублей). Указанное распределение финансовых ресурсов по сферам жизнедеятельности инвалидов и других МГН обусловлено количеством приоритетных объектов, определенных с учетом мнения общественных организаций инвалидов, а также разницей в установленном текущем уровне доступности объектов. В 2013-2015 годах планируется провести адаптацию для инвалидов и других МГН следующих 292 объектов социальной инфраструктуры, в том числе: в сфере образования - 50% объектов от общего количества запланированных к проведению адаптации объектов (146 объектов); в сфере социальной защиты и социального обслуживания - 21% объектов (60 объектов); в сфере здравоохранения - 16% объектов (46 объектов); в сфере культуры - 1,7% объектов (4 объекта); в сфере занятости - 2% объектов (7 объектов); в сфере физической культуры и спорта - 1% объектов (3 объекта); в сфере транспорта - 8% (26 единиц транспорта). Учреждения здравоохранения, образования, социальной защиты и социального обслуживания являются основными исполнителями индивидуальных программ реабилитации инвалидов. Кроме того, в данных отраслях осуществляется основное финансирование расходов на оказание мер социальной поддержки и организации предоставления социальных услуг. Объемы финансирования по Министерству труда и занятости Республики Карелия запланированы с учетом завершения адаптации для инвалидов и других МГН всех объектов системы занятости населения Республики Карелия в связи с высоким уровнем текущих показателей на момент начала реализации Программы. Объем ресурсного обеспечения Программы представлен в приложениях N 2 и 3 к Программе. VI. Управление и контроль за реализацией Программы Ответственным исполнителем Программы является Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия. Ответственный исполнитель Программы в ходе выполнения Программы: - осуществляет координацию деятельности соисполнителей Программы по ее эффективной реализации; - при необходимости готовит проекты распоряжений Правительства Республики Карелия о внесении изменений в Программу; - разрабатывает в пределах своих полномочий проекты правовых актов, необходимых для выполнения Программы; - организует и осуществляет ежеквартальный и ежегодный мониторинг хода реализации Программы; - координирует работу по проведению паспортизации объектов социальной инфраструктуры в соответствии с Методикой паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации; - осуществляет методическое обеспечение деятельности по формированию и обновлению карт доступности объектов и услуг в соответствии с Методикой формирования и обновления карт доступности объектов и услуг, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации; - ежеквартально, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации: отчет об осуществлении расходов бюджета Республики Карелия, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в Программу; отчет о достижении значения показателя результативности предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в Программу; информацию об исполнении мероприятий Программы с указанием сведений о выполнении мероприятий, включающих в себя количественные и качественные показатели и описание выполнения или невыполнения мероприятий; отчет о реализации мероприятий, включенных в Программу; - готовит и направляет в Правительство Республики Карелия и Министерство финансов Республики Карелия ежегодно, в срок не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, сводный отчет о выполнении Программы; - согласовывает с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации изменения перечня мероприятий Программы, сроков ее реализации, объемов бюджетных ассигнований; - несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы, обеспечивает целевое и эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию; - организует размещение на Официальном интернет-портале Республики Карелия информации о ходе и результатах реализации мероприятий Программы. В ходе выполнения Программы соисполнители Программы: - вносят ответственному исполнителю Программы предложения об уточнении показателей результативности Программы и объемов финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы, а также о совершенствовании механизма реализации Программы; - организуют работу по проведению паспортизации объектов социальной инфраструктуры в соответствии с Методикой паспортизации и классификации объемов и услуг с целью их эффективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации; - организуют работу по формированию и обновлению карт доступности объектов и услуг в соответствии с Методикой формирования и обновления карт доступности объектов и услуг, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации; - обеспечивают эффективное использование финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы; - осуществляют ежеквартальный и ежегодный мониторинг хода реализации Программы; - ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют ответственному исполнителю Программы статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы; - ежегодно, в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляют ответственному исполнителю Программы доклады о результатах реализации мероприятий, ответственными за выполнение которых они являются, и эффективности использования финансовых средств. Соисполнители Программы несут ответственность за достижение показателей результативности Программы. Общественный контроль за ходом реализации Программы осуществляется в рамках деятельности Совета по делам инвалидов при Главе Республики Карелия. При программно-целевом методе возможно развитие двух вариантов решения задач, поставленных в Программе: реализация Программы с запланированными объемами и сроками финансирования; реализация Программы с сокращенным объемом и нарушенными сроками финансирования. Первый вариант - реализация Программы при условии ее полного и своевременного финансирования - позволит решить поставленные задачи и достичь заявленной цели Программы в полном объеме. При данном варианте реализация Программы сопряжена с рисками, связанными с неверно выбранными приоритетами в реализации социальной политики в отношении инвалидов, что может привести к ошибкам в планировании программных мероприятий и определении объема их финансирования, а это в свою очередь снизит эффективность использования бюджетных средств. Избежать негативных последствий данного риска поможет организация социологических исследований проблем инвалидов, предусмотренных в рамках реализации Программы, и организация мониторинга хода реализации Программы. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|