Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Республики Карелия от 18.01.2013 № 36р-П

 

 

     
     
     
     
            РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

 

         Утратило силу - Постановление Правительства Республики Карелия

                                                   от 20.01.2015 № 7-П

 

     В целях  реализации Стратегии  социально-экономического  развития
Республики   Карелия  до   2020   года,  утвержденной   постановлением
Законодательного Собрания Республики  Карелия от 24  июня 2010 года  N

1755-IV ЗС,  постановления  Правительства Российской  Федерации от  14
июля 2012 года N  717 "О Государственной программе развития  сельского
хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья
и  продовольствия  на  2013-2020  годы",  в  соответствии  с  перечнем
государственных    программ    Республики    Карелия,     утвержденным
распоряжением Правительства  Республики  Карелия от  26 сентября  2012
года N 574р-П:
     1. Утвердить  прилагаемую  государственную  программу  Республики
Карелия "Развитие агропромышленного комплекса и охотничьего  хозяйства
Республики  Карелия  на  2013-2020  годы"  (далее  -   государственная
программа).
     2. Рекомендовать  органам местного  самоуправления  муниципальных
районов и  городских округов  в Республике Карелия  принять участие  в
реализации   мероприятий   государственной   программы   в    пределах
полномочий.

 

     Глава Республики Карелия          А.П. ХУДИЛАЙНЕН

 

Петрозаводск
18 января 2013 г.
N 36р-П

 

 

 

 

                       Утверждена распоряжением
                   Правительства Республики Карелия
                    от 18 января 2013 года N 36р-П

 

             Государственная программа Республики Карелия
    "Развитие агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства
                Республики Карелия на 2013-2020 годы"
                               Паспорт
        государственной программы Республики Карелия "Развитие
агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства Республики Карелия
                          на 2013-2020 годы"
                 (далее - государственная программа)
|————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————|
| Ответственный исполнитель  | Министерство сельского, рыбного и охотничьего |
| государственной программы  | хозяйства Республики Карелия                  |
|————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————|
| Соисполнители              | Министерство образования Республики Карелия,  |
| государственной программы  | Министерство культуры Республики Карелия,     |
|                            | Министерство строительства Республики         |
|                            | Карелия, Государственный комитет Республики   |
|                            | Карелия по жилищно-коммунальному хозяйству и  |
|                            | энергетике                                    |
|————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————|
| Подпрограммы               | "Развитие подотрасли животноводства";         |
| государственной программы  | "Развитие подотрасли растениеводства";        |
|                            | "Повышение плодородия почв земель             |
|                            | сельскохозяйственного назначения, развитие    |
|                            | мелиоративных систем общего и индивидуального |
|                            | пользования";                                 |
|                            | "Поддержка малых форм хозяйствования";        |
|                            | "Развитие рыбного хозяйства";                 |
|                            | "Развитие пищевой и перерабатывающей          |
|                            | промышленности";                              |
|                            | "Техническая и технологическая модернизация   |
|                            | агропромышленного комплекса";                 |
|                            | "Кадровое обеспечение агропромышленного       |
|                            | комплекса";                                   |
|                            | "Устойчивое развитие сельских территорий";    |
|                            | "Развитие охотничьего хозяйства"              |
|————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————|
| Цели государственной       | сохранение и развитие конкурентоспособного    |
| программы                  | агропромышленного производства;               |
|                            | развитие сельских территорий, создание        |
|                            | комфортных условий жизнедеятельности в        |
|                            | сельской местности;                           |
|                            | повышение эффективности использования         |
|                            | земельных, водных биологических и охотничьих  |
|                            | ресурсов                                      |
|————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————|
| Задачи государственной     | стимулирование сохранения и роста             |
| программы                  | производства основных видов                   |
|                            | сельскохозяйственной продукции и пищевых      |
|                            | продуктов;                                    |
|                            | обеспечение проведения противоэпизоотических  |
|                            | мероприятий по предупреждению и ликвидации    |
|                            | болезней животных и их лечению;               |
|                            | развитие малых форм хозяйствования;           |
|                            | повышение уровня рентабельности в сельском    |
|                            | хозяйстве;                                    |
|                            | стимулирование технической и технологической  |
|                            | модернизации агропромышленного комплекса;     |
|                            | обеспечение эффективной деятельности органов  |
|                            | государственной власти в сфере                |
|                            | агропромышленного комплекса, поддержки        |
|                            | развития села, охраны и использования         |
|                            | объектов животного мира и водных              |
|                            | биологических ресурсов;                       |
|                            | формирование профессионального,               |
|                            | высококвалифицированного кадрового потенциала |
|                            | агропромышленного комплекса;                  |
|                            | удовлетворение потребностей сельского         |
|                            | населения, в том числе молодых семей и        |
|                            | молодых специалистов, в доступном жилье;      |
|                            | повышение уровня социально-инженерного        |
|                            | обустройства села;                            |
|                            | создание условий для эффективного             |
|                            | использования земель сельскохозяйственного    |
|                            | назначения;                                   |
|                            | развитие мелиоративных систем;                |
|                            | сохранение и рациональное использование       |
|                            | водных биологических ресурсов;                |
|                            | сохранение охотничьих ресурсов и обеспечение  |
|                            | неистощительного их использования             |
|————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————|
| Конечные результаты        | увеличение производства продукции сельского   |
| государственной программы  | хозяйства в хозяйствах всех категорий (в      |
|                            | сопоставимых ценах) в 2020 году по отношению  |
|                            | к 2012 году на 16,2 процента, пищевых         |
|                            | продуктов - на 11,5 процента, по рыболовству  |
|                            | - на 5,9 процента;                            |
|                            | увеличение урожайности кормовых культур в     |
|                            | 2020 году по отношению к 2012 году на 10      |
|                            | процентов;                                    |
|                            | достижение 100-процентного уровня освоения    |
|                            | общих допустимых уловов и квот;               |
|                            | увеличение доли закрепленных охотничьих       |
|                            | угодий до 55 процентов;                       |
|                            | повышение уровня самообеспечения Республики   |
|                            | Карелия основными видами сельскохозяйственной |
|                            | продукции к 2020 году: молоко и               |
|                            | молокопродукты - 44,5 процента, мясо и        |
|                            | мясопродукты - 29,1 процента;                 |
|                            | повышение среднего уровня рентабельности      |
|                            | сельскохозяйственных организаций не менее чем |
|                            | до 5,5-8,5 процента (с учетом субсидий);      |
|                            | увеличение производительности труда в         |
|                            | сельском хозяйстве к 2020 году в 1,6 раза     |
|                            | относительно уровня 2012 года;                |
|                            | обеспечение прироста объема инвестиций в      |
|                            | основной капитал в 2020 году по отношению к   |
|                            | 2012 году (в сопоставимых ценах):             |
|                            | сельского хозяйства - на 7,1 процента,        |
|                            | по виду деятельности "Производство пищевых    |
|                            | продуктов, включая напитки" - на 5,2          |
|                            | процента;                                     |
|                            | рост среднемесячной заработной платы в        |
|                            | сельском хозяйстве в 1,8 раза в 2020 году по  |
|                            | отношению к 2012 году и доведение ее уровня   |
|                            | до 70 процентов от средней по экономике       |
|                            | республики;                                   |
|                            | рост располагаемых ресурсов домашних хозяйств |
|                            | в сельской местности в 2,1 раза в 2020 году   |
|                            | по отношению к 2012 году;                     |
|                            | увеличение числа получателей социальной       |
|                            | выплаты на строительство (приобретение) жилья |
|                            | в сельской местности на 32,7 процента в 2020  |
|                            | году по отношению к 2012 году;                |
|                            | создание к 2020 году 717 новых рабочих мест в |
|                            | отраслях агропромышленного комплекса          |
|                            | республики                                    |
|————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————|
| Целевые индикаторы         | индекс производства продукции сельского       |
| государственной программы  | хозяйства в хозяйствах всех категорий (в      |
|                            | сопоставимых ценах);                          |
|                            | индекс производства пищевых продуктов,        |
|                            | включая напитки (в сопоставимых ценах);       |
|                            | индекс производства по виду деятельности      |
|                            | "Рыболовство";                                |
|                            | рост урожайности кормовых культур в процентах |
|                            | к 2012 году;                                  |
|                            | освоение общих допустимых уловов, квот в      |
|                            | территориальном море, на континентальном      |
|                            | шельфе и исключительной экономической зоне    |
|                            | Российской Федерации;                         |
|                            | доля закрепленных охотничьих угодий           |
|————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————|
| Показатели результатов и   | индекс производства продукции животноводства  |
| эффективности              | (в сопоставимых ценах);                       |
| государственной программы  | индекс производства продукции растениеводства |
|                            | (в сопоставимых ценах);                       |
|                            | уровень самообеспеченности молоком и          |
|                            | молокопродуктами (в пересчете на молоко);     |
|                            | уровень самообеспеченности мясом и            |
|                            | мясопродуктами (в пересчете на мясо);         |
|                            | рентабельность сельскохозяйственных           |
|                            | организаций;                                  |
|                            | индекс производительности труда в сельском    |
|                            | хозяйстве (по сельскохозяйственным            |
|                            | организациям);                                |
|                            | индекс производства продукции сельского       |
|                            | хозяйства в крестьянских (фермерских)         |
|                            | хозяйствах и у индивидуальных                 |
|                            | предпринимателей;                             |
|                            | индекс производства продукции сельского       |
|                            | хозяйства в хозяйствах населения;             |
|                            | прирост числа получателей социальной выплаты  |
|                            | на строительство (приобретение жилья) в       |
|                            | сельской местности;                           |
|                            | удельный вес площади, удобренной минеральными |
|                            | удобрениями (по сельскохозяйственным          |
|                            | организациям);                                |
|                            | индекс физического объема инвестиций в        |
|                            | основной капитал:                             |
|                            | сельского хозяйства,                          |
|                            | по виду деятельности "Производство пищевых    |
|                            | продуктов, включая напитки",                  |
|                            | по виду деятельности "Рыболовство,            |
|                            | рыбоводство";                                 |
|                            | рост среднемесячной заработной платы в        |
|                            | сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным   |
|                            | организациям);                                |
|                            | рост располагаемых ресурсов домашних хозяйств |
|                            | в сельской местности;                         |
|                            | количество получателей социальной выплаты на  |
|                            | строительство (приобретение) жилья в сельской |
|                            | местности;                                    |
|                            | создание новых рабочих мест                   |
|————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————|
| Этапы и сроки реализации   | сроки реализации: 2013-2020 годы.             |
| государственной программы  | Этапы реализации не выделяются                |
|                            |                                               |
|————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————|
| Финансовое обеспечение     | объем бюджетных ассигнований на реализацию    |
| государственной программы  | государственной программы за счет средств     |
| с указанием источников     | бюджета Республики Карелия составляет         |
|                            | 4043283,00 тыс. рублей (в текущих ценах), в   |
|                            | том числе по годам:                           |
|                            | 2013 г. - 396739,00 тыс. рублей               |
|                            | 2014 г. - 477572,00 тыс. рублей               |
|                            | 2015 г. - 431179,00 тыс. рублей               |
|                            | 2016 г. - 491487,00 тыс. рублей               |
|                            | 2017 г. - 507897,00 тыс. рублей               |
|                            | 2018 г. - 543195,00 тыс. рублей               |
|                            | 2019 г. - 578875,00 тыс. рублей               |
|                            | 2020 г. - 616339,00 тыс. рублей,              |
|                            | из них на реализацию:                         |
|                            | подпрограммы "Развитие подотрасли             |
|                            | животноводства" - 2650929,00 тыс. рублей, в   |
|                            | том числе по годам:                           |
|                            | 2013 г. - 302814,00 тыс. рублей               |
|                            | 2014 г. - 298678,00 тыс. рублей               |
|                            | 2015 г. - 296010,00 тыс. рублей               |
|                            | 2016 г. - 320955,00 тыс. рублей               |
|                            | 2017 г. - 328801,00 тыс. рублей               |
|                            | 2018 г. - 346269,00 тыс. рублей               |
|                            | 2019 г. - 368659,00 тыс. рублей               |
|                            | 2020 г. - 388743,00 тыс. рублей               |
|                            | подпрограммы "Развитие подотрасли             |
|                            | растениеводства" - 79394,00 тыс. рублей, в    |
|                            | том числе по годам:                           |
|                            | 2013 г. - 5830,00 тыс. рублей                 |
|                            | 2014 г. - 5832,00 тыс. рублей                 |
|                            | 2015 г. - 5832,00 тыс. рублей                 |
|                            | 2016 г. - 8370,00 тыс. рублей                 |
|                            | 2017 г. - 9600,00 тыс. рублей                 |
|                            | 2018 г. - 12230,00 тыс. рублей                |
|                            | 2019 г. - 12760,00 тыс. рублей                |
|                            | 2020 г. - 18940,00 тыс. рублей                |
|                            | подпрограммы "Повышение плодородия почв       |
|                            | земель сельскохозяйственного назначения,      |
|                            | развитие мелиоративных систем общего и        |
|                            | индивидуального пользования" - 182000,00 тыс. |
|                            | рублей, в том числе по годам:                 |
|                            | 2013 г. - 17000,00 тыс. рублей                |
|                            | 2014 г. - 17000,00 тыс. рублей                |
|                            | 2015 г. - 17000,00 тыс. рублей                |
|                            | 2016 г. - 17000,00 тыс. рублей                |
|                            | 2017 г. - 17000,00 тыс. рублей                |
|                            | 2018 г. - 27000,00 тыс. рублей                |
|                            | 2019 г. - 35000,00 тыс. рублей                |
|                            | 2020 г. - 35000,00 тыс. рублей                |
|                            | подпрограммы "Поддержка малых форм            |
|                            | хозяйствования" - 115576,00 тыс. рублей, в    |
|                            | том числе по годам:                           |
|                            | 2013 г. - 12969,00 тыс. рублей                |
|                            | 2014 г. - 12384,00 тыс. рублей                |
|                            | 2015 г. - 12999,00 тыс. рублей                |
|                            | 2016 г. - 14040,00 тыс. рублей                |
|                            | 2017 г. - 14296,00 тыс. рублей                |
|                            | 2018 г. - 15296,00 тыс. рублей                |
|                            | 2019 г. - 15296,00 тыс. рублей                |
|                            | 2020 г. - 18296,00 тыс. рублей                |
|                            | подпрограммы "Развитие рыбного хозяйства" -   |
|                            | 131030,00 тыс. рублей, в том числе по годам:  |
|                            | 2013 г. - 11810,00 тыс. рублей                |
|                            | 2014 г. - 11810,00 тыс. рублей                |
|                            | 2015 г. - 11810,00 тыс. рублей                |
|                            | 2016 г. - 13600,00 тыс. рублей                |
|                            | 2017 г. - 14000,00 тыс. рублей                |
|                            | 2018 г. - 19000,00 тыс. рублей                |
|                            | 2019 г. - 23000,00 тыс. рублей                |
|                            | 2020 г. - 26000,00 тыс. рублей                |
|                            | подпрограммы "Развитие пищевой и              |
|                            | перерабатывающей промышленности" - 39163,00   |
|                            | тыс. рублей, в том числе по годам:            |
|                            | 2013 г. - 4135,00 тыс. рублей                 |
|                            | 2014 г. - 4188,00 тыс. рублей                 |
|                            | 2015 г. - 4188,00 тыс. рублей                 |
|                            | 2016 г. - 4252,00 тыс. рублей                 |
|                            | 2017 г. - 4400,00 тыс. рублей                 |
|                            | 2018 г. - 5000,00 тыс. рублей                 |
|                            | 2019 г. - 6000,00 тыс. рублей                 |
|                            | 2020 г. - 7000,00 тыс. рублей                 |
|                            | подпрограммы "Техническая и технологическая   |
|                            | модернизация агропромышленного комплекса" -   |
|                            | 126000,00 тыс. рублей, в том числе по годам:  |
|                            | 2013 г. - 10000,00 тыс. рублей                |
|                            | 2014 г. - 8000,00 тыс. рублей                 |
|                            | 2015 г. - 8000,00 тыс. рублей                 |
|                            | 2016 г. - 10000,00 тыс. рублей                |
|                            | 2017 г. - 25000,00 тыс. рублей                |
|                            | 2018 г. - 20000,00 тыс. рублей                |
|                            | 2019 г. - 20000,00 тыс. рублей                |
|                            | 2020 г. - 25000,00 тыс. рублей                |
|                            | подпрограммы "Кадровое обеспечение            |
|                            | агропромышленного комплекса" - 23581,00 тыс.  |
|                            | рублей, в том числе по годам:                 |
|                            | 2013 г. - 1181,00 тыс. рублей                 |
|                            | 2014 г. - 1200,00 тыс. рублей                 |
|                            | 2015 г. - 1200,00 тыс. рублей                 |
|                            | 2016 г. - 2400,00 тыс. рублей                 |
|                            | 2017 г. - 4400,00 тыс. рублей                 |
|                            | 2018 г. - 4400,00 тыс. рублей                 |
|                            | 2019 г. - 4400,00 тыс. рублей                 |
|                            | 2020 г. - 4400,00 тыс. рублей                 |
|                            | подпрограммы "Устойчивое развитие сельских    |
|                            | территорий" - 674390,00 тыс. рублей, в том    |
|                            | числе по годам:                               |
|                            | 2013 г. - 26500,00 тыс. рублей                |
|                            | 2014 г. - 108180,00 тыс. рублей               |
|                            | 2015 г. - 73740,00 тыс. рублей                |
|                            | 2016 г. - 98250,00 тыс. рублей                |
|                            | 2017 г. - 89700,00 тыс. рублей                |
|                            | 2018 г. - 93100,00 тыс. рублей                |
|                            | 2019 г. - 92860,00 тыс. рублей                |
|                            | 2020 г. - 92060,00 тыс. рублей                |
|                            | подпрограммы "Развитие охотничьего хозяйства" |
|                            | - 21220,00 тыс. рублей, в том числе по годам: |
|                            | 2013 г. - 4500,00 тыс. рублей                 |
|                            | 2014 г. - 10300,00 тыс. рублей                |
|                            | 2015 г. - 400,00 тыс. рублей                  |
|                            | 2016 г. - 2620,00 тыс. рублей                 |
|                            | 2017 г. - 700,00 тыс. рублей                  |
|                            | 2018 г. - 900,00 тыс. рублей                  |
|                            | 2019 г. - 900,00 тыс. рублей                  |
|                            | 2020 г. - 900,00 тыс. рублей                  |
|                            | Прогнозная оценка бюджетных ассигнований из   |
|                            | средств федерального бюджета составляет       |
|                            | 2041868,10 тыс. рублей, в том числе по годам: |
|                            | 2013 г. - 172640,40 тыс. рублей               |
|                            | 2014 г. - 256323,10 тыс. рублей               |
|                            | 2015 г. - 223990,60 тыс. рублей               |
|                            | 2016 г. - 259474,00 тыс. рублей               |
|                            | 2017 г. - 250151,00 тыс. рублей               |
|                            | 2018 г. - 277245,00 тыс. рублей               |
|                            | 2019 г. - 293253,00 тыс. рублей               |
|                            | 2020 г. - 308791,00 тыс. рублей               |
|                            | Прогнозная оценка бюджетных ассигнований из   |
|                            | бюджетов муниципальных образований в          |
|                            | Республике Карелия составляет 61764,00 тыс.   |
|                            | рублей, в том числе по годам:                 |
|                            | 2014 г. - 7868,00 тыс. рублей                 |
|                            | 2015 г. - 4124,00 тыс. рублей                 |
|                            | 2016 г. - 9420,00 тыс. рублей                 |
|                            | 2017 г. - 9400,00 тыс. рублей                 |
|                            | 2018 г. - 9560,00 тыс. рублей                 |
|                            | 2019 г. - 9336,00 тыс. рублей                 |
|                            | 2020 г. - 12056,00 тыс. рублей                |
|————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————|

 

 

  I. Характеристика текущего состояния агропромышленного комплекса и
 охотничьего хозяйства Республики Карелия, основные проблемы и анализ
        рисков реализации государственной программы "Развитие
агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства Республики Карелия
                          на 2013-2020 годы"

 

     Государственная программа "Развитие агропромышленного комплекса и
охотничьего хозяйства Республики Карелия  на 2013-2020 годы" (далее  -
государственная   программа)    разработана    с   учетом    положений
Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования
рынков  сельскохозяйственной  продукции,  сырья  и  продовольствия  на
2013-2020 годы,  утвержденной постановлением Правительства  Российской
Федерации  от   14  июля   2012   года  N   717,  Стратегии   развития
рыбохозяйственного комплекса  Российской Федерации на  период до  2020
года, утвержденной  приказом Росрыболовства  от 30 марта  2009 года  N
246,  Стратегии  развития пищевой  и  перерабатывающей  промышленности
Российской   Федерации   на   период  до   2020   года,   утвержденной
распоряжением Правительства  Российской  Федерации от  17 апреля  2012
года  N  559-р,  Концепции устойчивого  развития  сельских  территорий
Российской   Федерации   на   период  до   2020   года,   утвержденной
распоряжением Правительства  Российской  Федерации от  30 ноября  2010
года N 2136-р, Стратегии социально-экономического развития  Республики
Карелия  до 2020  года,  утвержденной постановлением  Законодательного
Собрания  Республики  Карелия от  24  июня  2010  года N  1755-IV  ЗС,
Программы  социально-экономического  развития  Республики  Карелия  на
период до  2015 года,  утвержденной Законом Республики  Карелия от  17

октября 2011 года N 1532-ЗРК.
     Приоритетами государственной  программы  являются  сохранение   и
развитие    эффективного    конкурентоспособного     агропромышленного
производства,  повышение   благосостояния,   уровня  жизни   сельского
населения, рациональное использование природных ресурсов.
     Агропромышленный комплекс  и  охотничье  хозяйство  в   экономике
республики   имеют  многоцелевое   значение,   оказывают  влияние   на
агропродовольственный  рынок   республики,  формируют   экономический,
трудовой  и  поселенческий   потенциал  сельских  территорий.   Объемы
собственного    производства    сельскохозяйственной    продукции    и
продовольствия позволяют удовлетворить  потребности региона по  молоку
на 42 процента, по мясу - на 18 процентов, по овощам - на 42 процента,
по картофелю - на 83 процента.
     Государственная программа определяет  цели, задачи и  направления
развития  сельского,  рыбного  и  охотничьего  хозяйства,  пищевой   и
перерабатывающей промышленности,  финансовое  обеспечение и  механизмы
реализации     предусмотренных     мероприятий,     показатели      их
результативности.
     Система целей государственной программы соответствует приоритетам
государственной политики,  направлена  на  решение  важнейших  проблем
отраслей   агропромышленного   комплекса  и   охотничьего   хозяйства,
взаимосвязана     со     стратегическими     целями     и     задачами
социально-экономического  развития  республики по  повышению  качества
жизни населения.
     
  1. Характеристика текущего состояния и основные проблемы развития
         агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства

 

     Современное состояние  и  тенденции  развития   агропромышленного
комплекса    Республики   Карелия    во    многом   определены    теми
преобразованиями, которые произошли  в ходе  рыночных реформ. За  годы
рыночных  преобразований  аграрному   сектору  республики  по   многим
параметрам развития так и не удалось превзойти дореформенный уровень и
преодолеть   воспроизводственный    кризис.   После   резкого    спада
производства  экономические   показатели  развития   агропромышленного
комплекса оставались неустойчивыми вследствие опережающего  увеличения
издержек над  доходами,  продолжающегося разрушения  производственного
потенциала, диспропорций в спросе и предложении продукции.
     Мировой финансово-экономический   кризис   2008   года    углубил
негативные последствия экономических реформ в аграрном секторе.
     За период  реализации  региональной целевой  программы  "Развитие
агропромышленного комплекса Республики Карелия на период до 2012 года"
динамику  производства   продукции  сельского   хозяйства  и   пищевых
продуктов можно охарактеризовать как нестабильную.
     За последнее десятилетие  объем сельскохозяйственной продукции  в
сопоставимой оценке по всем категориям хозяйств республики снизился на
15,6  процента,  в  том  числе  продукции  животноводства  -  на  23,3
процента, продукции  растениеводства - на  6,1 процента.  Значительный
спад  производства произошел  в  сельскохозяйственных организациях  
целом на 20,2 процента в сопоставимых ценах), что связано с  рыночными
преобразованиями  и  сокращением  доли  высокотоварного   производства
сельскохозяйственных организаций до 40-42 процентов при  одновременном
расширении доли мелкотоварного сектора домашних хозяйств.
     Объем сельскохозяйственной продукции во всех категориях  хозяйств
в 2011 году уменьшился в сопоставимых ценах по сравнению с 2006  годом
на  2  процента.  За период  2007-2011  годов  положительная  динамика
показателя отмечалась в 2008 году и в 2011 году, когда темпы  прироста
к предыдущему  году составили  4,9  и 0,3  процента соответственно.  В
целом  невысокий   темп  снижения  производства   сельскохозяйственной
продукции за 2007-2011  годы обусловлен ростом производства  продукции
растениеводства (на 11,7 процента в сопоставимых ценах). В то же время
производство  продукции  животноводства  к  2011  году  снизилось   по
отношению к 2006 году на 13,8 процента в сопоставимых ценах.
     В настоящее время  в  процессе производства  сельскохозяйственной
продукции на  территории республики наибольший  удельный вес  занимают
хозяйства населения (54  процента) и сельскохозяйственные  организации
(42  процента).  Доля   участия  крестьянских  (фермерских)   хозяйств
составляет  3,6   процента  от  общего   объема  продукции   сельского
хозяйства.
     Сельскохозяйственные организации        остаются        основными
производителями  молока  и  мяса всех  видов.  Хозяйства  населения  и
крестьянские (фермерские) хозяйства - главные производители  картофеля
и овощей.
     Несмотря на   общие  неблагоприятные   условия   функционирования
аграрного    сектора,    к    2011    году    улучшилась     экономика
сельскохозяйственных    организаций,    повысилась    их    финансовая
устойчивость. Удельный  вес  прибыльных хозяйств  в общей  численности
сельскохозяйственных организаций  в  2011 году  составил 84  процента,
тогда как в 2006 году он составлял 68 процентов.
     В последние  годы  темп  роста  среднемесячной  заработной  платы
работников  сельского  хозяйства практически  соответствует  темпу  ее
роста в целом по республике, в то же время прямой доход работающих  на
сельскохозяйственных предприятиях в виде заработной платы  значительно
ниже других отраслей экономики. За 2007-2011 годы произошло увеличение
заработной платы на сельскохозяйственных предприятиях в 2,3 раза,  тем
не  менее   она  в  полтора-два   раза  ниже,   чем  оплата  труда   в
промышленности  и  других  отраслях  народного  хозяйства.   Отношение
среднемесячной  заработной  платы   работников,  занятых  в   сельском
хозяйстве   республики,   к   среднереспубликанскому   показателю   на
протяжении 2007-2011 годов не превысило 66,1 процента.
     Основными направлениями    рыбохозяйственной    деятельности    в
Республике  Карелия  являются  рыболовство в  морских  и  океанических
районах  промысла,  товарное рыбоводство,  рыболовство  на  внутренних
пресноводных водоемах и Белом море.
     В последние  годы  происходит  рост  объемов  вылова  добывающими
предприятиями  республики  в   экономической  зоне  России,  в   зонах
иностранных  государств,  конвенционных   районах  и  открытой   части
Северо-Восточной Атлантики.
     За период   2007-2011  годов   отмечен   ежегодный  рост   объема
производства  по  основным показателям  рыбохозяйственного  комплекса.
Так, вылов рыбы и морепродуктов к  2011 году увеличился в 1,9 раза  по
отношению  к  2006 году  и  составил  78  тыс. тонн,  объем  товарного
рыбоводства - в 1,6 раза и составил 13,2 тыс. тонн; объем производства
рыбы и  продуктов рыбных  переработанных  и консервированных  - на  16
процентов и составил 56,4 тыс. тонн.
     В настоящее    время    в    республике    начал    формироваться
рыбохозяйственный комплекс путем искусственного воспроизводства водных
биологических   ресурсов   и  индустриального   развития   рыбоводства
практически  со всеми  присущими  элементами, куда  входят  рыбоводные
хозяйства,  выращивающие  как  посадочный  материал,  так  и  товарную
продукцию, а также организации, перерабатывающие и реализующие готовую
продукцию.
     Республика Карелия     располагает    многоотраслевой     пищевой
промышленностью,   которая   обладает   достаточным   производственным
потенциалом для обеспечения населения республики основными  продуктами
питания. В настоящее время внутренний рынок продовольственных  товаров
в  республике  характеризуется  насыщенностью,  отсутствием  дефицита,
высокой  конкуренцией  на  рынке  продукции  пищевой   промышленности,
которая проявляется  как между местными  товаропроизводителями, так  и
товаропроизводителями из других  регионов Российской Федерации,  стран
ближнего и дальнего зарубежья.
     Пищевая и  перерабатывающая  промышленность является  той  сферой
экономики республики, которая формирует агропродовольственный рынок  и
защищает продовольственную и экономическую безопасность как Республики
Карелия, так и России.
     Технический и технологический потенциал отраслей,  вырабатывающих
социально  значимые  пищевые   продукты  (молочная,  мясная,   рыбная,
хлебопекарная,  мукомольно-крупяная),  за время  становления  рыночной
экономики формировался под воздействием различных факторов,  связанных
с развитием  внутренних рынков продукции  указанных отраслей,  поиском
каналов для реализации продукции  на внешних рынках. Адаптация  работы
организаций к  условиям рыночной  экономики, выстраивание  современных
форм  организации производства  и  маркетинговой политики  в  отраслях
пищевой  и   перерабатывающей   промышленности  носили   неоднозначный
характер.
     Объем отгруженных  товаров, работ,  услуг  организаций пищевой  и
перерабатывающей  промышленности  за  2011 год  составил  4544,4  млн.
рублей, что составляет 127 процентов в действующих ценах к уровню 2006
года. В сопоставимой  оценке объем  производства пищевых продуктов  за
2007-2011 годы снизился на 11,9 процента.
     В 2011 году по сравнению с 2006 годом отмечался рост производства
цельномолочной продукции на 11 процентов, мясных полуфабрикатов на  64
процента.  Сохранилось  на  уровне 2006  года  производство  животного
масла. Изменение конъюнктуры  рынка и снижение покупательского  спроса
повлияло на сокращение производства  хлеба и хлебобулочных изделий  на
26,2 процента в 2011 году в сравнении с 2006 годом, колбасных  изделий
- на 58 процентов.
     Высокая конкуренция,     изменение    экономической     ситуации,
недостаточно эффективный менеджмент  и слабая маркетинговая  стратегия
явились основными причинами прекращения производственной  деятельности
основного  производителя  муки  и  комбикормов  в  республике  -   ОАО
"Кондопожский   комбинат   хлебопродуктов",  вследствие   чего   объем
производства муки к  2011 году  сократился в 7,2  раза по сравнению  с
2006 годом, производство комбикормов - на 41 процент.
     В существующих  условиях   большинству   организаций  пищевой   и
перерабатывающей   промышленности  республики   требуется   масштабное
техническое  перевооружение  на  основе  инновационных  технологий   и
современного  оборудования, диверсификация  производства,  эффективное
управление   качеством,  издержками   и   маркетингом  для   выработки
конкурентоспособной продукции и продвижения ее на внутреннем и внешнем
рынках.
     Таким образом,     на     современном     этапе     эффективность
функционирования  агропромышленного  комплекса  республики  во  многом
определяется    развитием     всех     его    отраслей,     состоянием
агропродовольственного  рынка,   сложившейся  системой   экономических
взаимоотношений его участников в цепочке "производство - потребление",
влиянием   внутренних   и   внешних   факторов   на   стабильность   и
сбалансированность этой системы.
     В последнее  время  в   республике  активизировалась  работа   по
улучшению жилищных  условий  граждан и  молодых  семей, проживающих  в
сельской местности, что позволило в период 2003-2011 годов 554  семьям
получить социальную выплату на строительство (приобретение) жилья.
     Несмотря на   имеющиеся    позитивные    перемены   в    развитии
агропромышленного комплекса  республики,  остались системные  проблемы
его развития, в числе которых следует выделить:
     спад агропромышленного производства на фоне сокращения  поголовья
сельскохозяйственных  животных и  птицы,  посевных площадей,  снижения
продуктивных качеств природных ресурсов;
     низкая инвестиционная    привлекательность   отрасли    сельского
хозяйства  в  совокупности  с высокой  кредиторской  задолженностью  и
отсутствием ликвидного залога;
     технико-технологическое отставание  агропромышленного   комплекса
республики из-за недостаточного  уровня доходности производителей  для
осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию;
     ограниченный доступ   местных   товаропроизводителей   к    рынку
вследствие несовершенства  его инфраструктуры, монополизации  торговых
сетей;
     снижение потребительского    спроса    на    сельскохозяйственную
продукцию и продовольствие;
     медленные темпы   социального   развития   сельских   территорий,
сокращение   занятости   сельских   жителей   при   слабом    развитии
альтернативных   видов   деятельности,  низкая   общественная   оценка
сельскохозяйственного труда, сокращение сельской поселенческой сети;
     ухудшение качественного    состава    кадров    агропромышленного
комплекса, острая нехватка специалистов, способных эффективно работать
в рыночных условиях;
     невысокий уровень заработной платы в отрасли сельского хозяйства,
низкие темпы роста личных доходов сельского населения;
     снижение запасов водных  биоресурсов  в российской  экономической
зоне, в зонах иностранных государств и конвенционных районах.
     Все эти    технологические    и    экономические    проблемы    в
агропромышленном   комплексе   усугубляются   еще   и    дополнительно
возникающими проблемами, связанными с вступлением России во  Всемирную
торговую организацию (далее - ВТО). Доступность стран - участников ВТО
на     внутренний     рынок    России,     выравнивание     цен     на
материально-технические  ресурсы   до   уровня  мировых,   демпинговая
политика западных  стран -  все это усилит  конкуренцию на  российском
продовольственном  рынке,  а  возможно  и  приведет  к  еще   большему
сокращению спроса  на отечественную  сельскохозяйственную продукцию  и
продовольствие. Присоединение  России  к ВТО  стимулирует к  выведению
агропромышленного комплекса  на  новый этап  развития  и прежде  всего
обозначает необходимость реальной модернизации экономики, без  которой
невозможно   обеспечить   рост  производительности   труда,   снижение
ресурсоемкости    производства   и    в    результате   -    повышение
конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отрасли.
     Анализ развития  охотничьего   хозяйства   показывает,  что   все
процессы, произошедшие в  экономике и  охотничьем хозяйстве страны  за
последние годы, самым непосредственным образом отразились на состоянии
охотничьего хозяйства Карелии. В  республике до настоящего времени  не
было  принято   программ  по  развитию   охотничьего  хозяйства.   Вся
деятельность в этом направлении носила разобщенный характер.
     За последние 15  лет  охотничье хозяйство  как отрасль  народного
хозяйства существенно снизило свою роль в экономике республики, в  том
числе и вследствие  разрушения центральной  структуры ее управления  и
ведомственной  принадлежности,  нацеленной  на  стимулирование   роста
производства  охотхозяйственной  и  другой  сопутствующей   продукции.
Прекратили   свое   существование    все   имевшиеся   в    республике
охотничье-производственные участки.
     На площади   почти  18   млн.   гектаров  на   сегодняшний   день
деятельность в сфере охотничьего хозяйства осуществляют 44 юридических
лица и 2 индивидуальных  предпринимателя. За ними закреплено 6,9  млн.
гектаров угодий (или 39 процентов от общего объема угодий),  остальная
территория относится к общедоступным охотничьим угодьям.
     В республике  насчитывается 27  видов  млекопитающих и  58  видов
птиц,  относящихся к  охотничьим  ресурсам. Зарегистрировано  16  тыс.
охотников.
     На данном этапе работа, проводимая в рамках развития  охотничьего
хозяйства, не всегда дает ожидаемый эффект, что в свою очередь связано
с наличием ряда проблем:
     низкая активность  охотпользователей  в  проведении  мероприятий,
направленных на воспроизводство охотничьих ресурсов;
     недостаточные численность государственных охотничьих  инспекторов
и материально-техническое обеспечение их деятельности;
     отсутствие схемы размещения,  использования  и охраны  охотничьих
угодий на территории Республики Карелия;
     недостаточное нормативно-правовое регулирование вопросов в  сфере
охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
     Решение указанных  проблем требует  проведения  скоординированных
действий  на   основе  государственной   программы  подъема   отраслей
агропромышленного  комплекса  на более  высокий  современный  уровень,
применения новых технологий и прогрессивных методов управления.
     
        2. Анализ рисков реализации государственной программы

 

     При реализации  государственной  программы  осуществляются  меры,
направленные на снижение последствий негативного воздействия рисков  и
повышение уровня  гарантированности достижения  предусмотренных в  ней
конечных результатов.
     К рискам, в частности, относятся:
     макроэкономические факторы, в том числе рост цен на энергоресурсы
и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что
ограничивает возможности       значительной       части        местных
товаропроизводителей осуществлять новые инвестиционные и инновационные
проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям и обеспечивать
стабильное   экономическое    развитие   отраслей    агропромышленного
комплекса;
     внешнеторговые риски, связанные  с  изменением конъюнктуры  рынка
продовольствия и возникающими в связи с этим ценовыми колебаниями;
     природные риски,  связанные с  размещением  сельскохозяйственного
производства Республики  Карелия в зоне  рискованного земледелия,  что
приводит к потерям объемов производства, ухудшению ценовой ситуации  и
снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также  к
росту завозимых  продовольственных товаров  из-за пределов  Республики
Карелия;
     вступление России  в   ВТО,   что  может   привести  к   снижению
инвестиционной   привлекательности   и   рентабельности   организаций,
банкротству    малых    и    средних    предприятий    из-за    низкой
конкурентоспособности,  сокращению рабочих  мест,  снижению доходов  и
уровня жизни на селе.
     

 

   II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере развития
  агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства, цели и задачи
    государственной программы, прогноз развития агропромышленного
  комплекса и охотничьего хозяйства и планируемые макроэкономические
      показатели по итогам реализации государственной программы

 

    1. Приоритеты и цели государственной политики в сфере развития
         агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства

 

     Государственная программа  предусматривает  комплексное  развитие
всех  сфер  деятельности  агропромышленного  комплекса  и  охотничьего
хозяйства.
     Приоритетами первого   уровня  государственной   политики   будут
являться:
     в сфере  производства   -  молочное   скотоводство  как   ведущая
подотрасль  республики,   использующая  имеющийся  высокий   племенной
потенциал сельскохозяйственных животных;
     кормопроизводство как основа для развития молочного скотоводства;
     индустриальное развитие  рыбоводства  как  отрасли,   расширяющей
использование  ресурсного  потенциала водных  объектов  на  территории
Республики Карелия;
     в социальной  сфере  -  развитие  сельских  территорий,  создание
комфортных условий жизнедеятельности  в сельской местности в  качестве
непременного условия сохранения трудовых ресурсов;
     в сфере развития  производственного  потенциала -  восстановление
системы мелиорации земель;
     в экономической  сфере   -   повышение  финансовой   устойчивости
агропромышленного производства;
     в сфере потребления ресурсов - сохранение природного потенциала и
обеспечение эффективного и неистощительного его использования;
     в кадровой сфере - обеспечение формирования кадрового  потенциала
агропромышленного комплекса.
     Приоритеты второго уровня включают такие направления, как:
     развитие подотраслей,  направленных   на  поддержание   занятости
сельского населения,  включая  овцеводство, козоводство,  садоводство,
плодоводство;
     поддержка инициатив  органов  местного  самоуправления  в   сфере
реализации экономически значимых для их территории проектов.
     
              2. Цели и задачи государственной программы

 

     Целями государственной программы являются:
     сохранение и   развитие  конкурентоспособного   агропромышленного
производства;
     развитие сельских   территорий,   создание   комфортных   условий
жизнедеятельности в сельской местности;
     повышение эффективности    использования    земельных,     водных
биологических и охотничьих ресурсов.
     Для достижения   этих    целей   в   государственной    программе
предусматривается  решение  следующих  задач,  реализуемых  в   рамках
подпрограмм и отдельных мероприятий:
     стимулирование сохранения  и  роста производства  основных  видов
сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов;
     обеспечение проведения   противоэпизоотических   мероприятий   по
предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению;
     развитие малых форм хозяйствования;
     повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве;
     стимулирование технической    и   технологической    модернизации
агропромышленного комплекса;
     обеспечение эффективной   деятельности  органов   государственной
власти в сфере  агропромышленного комплекса, поддержки развития  села,
охраны и использования объектов животного мира и водных  биологических
ресурсов;
     формирование профессионального,          высококвалифицированного
кадрового потенциала в агропромышленном комплексе;
     удовлетворение потребностей  сельского  населения,  в  том  числе
молодых семей и молодых специалистов, в доступном жилье;
     повышение уровня социально-инженерного обустройства села;
     создание условий    для   эффективного    использования    земель
сельскохозяйственного назначения;
     развитие мелиоративных систем;
     сохранение и  рациональное  использование  водных   биологических
ресурсов;
     сохранение охотничьих ресурсов и обеспечение неистощительного  их
использования.
     
           3. Прогноз развития агропромышленного комплекса
и охотничьего хозяйства и планируемые макроэкономические показатели по
             итогам реализации государственной программы

 

     Динамика развития агропромышленного комплекса Республики  Карелия
до  2020  года  будет  определяться  многими  факторами.  Положительно
скажутся  меры,   принятые   в  последние   годы   на  федеральном   и
республиканском   уровнях   по  укреплению   финансовой   устойчивости
агропромышленного производства, а также техническому перевооружению  и
модернизации  производства.  В  то же  время  сохраняющиеся  системные
проблемы  в сельском  хозяйстве,  в том  числе  инфляционные, а  также
последствия вступления  России в  ВТО можно  рассматривать в  качестве
рисков и угроз устойчивого развития агропромышленного комплекса.
     Основными тенденциями развития аграрного сектора в прогнозируемом
периоде будут:
     создание условий  для сохранения  и  роста производства  основных
видов сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов;
     ускорение технического  обновления  и  модернизации  производства
продукции  с  использованием   современных  достижений  в  технике   и
технологиях;
     восстановление системы    мелиорации    земель,    стимулирование
эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;
     рациональное использование водных биологических ресурсов;
     создание комфортных   условий   жизнедеятельности   в    сельской
местности.
     Прогноз реализации  государственной  программы  основывается   на
достижении уровней ее  основных целевых  индикаторов, а также  частных
индикаторов   по    соответствующим   подпрограммам,   включенным    в
государственную программу.
     В части    основных   показателей    государственной    программы
прогнозируются:
     индекс производства продукции  сельского  хозяйства в  хозяйствах
всех категорий в 2020 году к  2012 году - 116,2 процента, в том  числе
продукции животноводства - 124,8 процента, продукции растениеводства -
111,6 процента;
     индекс производства пищевых  продуктов, включая  напитки, в  2020
году к 2012 году - 111,5 процента;
     индекс производства  по виду  деятельности  "Рыболовство" в  2020
году к 2012 году - 101,9 процента;
     индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского
хозяйства в 2020 году к 2011 году - 107,1 процента;
     уровень рентабельности   по   всей   хозяйственной   деятельности
сельскохозяйственных  организаций  к  2020 году  -  не  менее  5,5-8,5
процента (с учетом субсидий);
     соотношение уровня   заработной  платы   в   сельскохозяйственных
организациях  и   среднего  уровня  заработной   платы  по   экономике
Республики Карелия к 2020 году - до 70 процентов;
     достижение доли закрепленных охотничьих угодий  к 2020 году -  55
процентов.
     В растениеводстве  предстоит   освоить  современные   технологии,
базирующиеся  на  новом  поколении  тракторов  и  сельскохозяйственных
машин, увеличить  объемы внесения  минеральных удобрений,  максимально
применять  в посевах  семена  перспективных высокоурожайных  сортов  и
гибридов.
     В животноводстве  решение  задачи  сохранения  и  роста   объемов
производства  мяса  и  молока позволит  повысить  уровень  потребления
населением этих продуктов.
     Среднегодовой темп роста продукции  сельского хозяйства в  период
до 2020 года должен  составить не менее 1,9-2 процентов,  производства
пищевых продуктов - 1,2-1,4 процента.
     
     III. Прогноз конечных результатов государственной программы

 

     В результате   реализации   государственной   программы   уровень
самообеспеченности     Республики     Карелия     основными     видами
сельскохозяйственной      продукции,      произведенной       местными
товаропроизводителями, составит  по  молоку и  молокопродуктам -  44,5
процента (превышение уровня 2011  года на 2,1 процентного пункта),  по
мясу и мясопродуктам - 29,1  процента (превышение уровня 2011 года  на
11,1 процентного пункта).
     Производство мяса всех видов (в живом весе) к 2020 году возрастет
по сравнению с  2011 годом  до  20 тыс.  тонн, или  на 72,4  процента,
молока - до 69 тыс. тонн, или на 5,7 процента, клеточной пушнины -  до
52,5 тыс. штук, или в 2,2 раза. Основной прирост будет получен за счет
роста  продуктивности скота  и  птицы  на основе  улучшения  породного
состава.
     Основным направлением  в   развитии  подотрасли   растениеводства
определено развитие кормовой базы и обеспечение животноводства кормами
собственного  производства.  В результате  реализации  государственной
программы  к   2020  году   посевные  площади   кормовых  культур   по
сельскохозяйственным   организациям   и   крестьянским    (фермерским)
хозяйствам будут увеличены по сравнению с  2011 годом с 5,5 до 6  тыс.
гектаров.
     К 2020 году валовой сбор картофеля сохранится на уровне 76,7 тыс.
тонн, овощей - 19,5 тыс. тонн. Производство плодово-ягодных культур по
сравнению с 2011 годом вырастет на 12 процентов. Достижение  указанных
показателей  будет  обеспечено  главным  образом  за  счет   повышения
почвенного   плодородия   на   основе   сохранения   и   рационального
использования сельскохозяйственных угодий.
     Среднемесячная заработная плата  в сельском хозяйстве  увеличится
до 29300 рублей, или до  70 процентов среднего ее уровня по  экономике
республики.  Для   этих  целей   предполагается  ежегодно   обеспечить
100-процентный  уровень   вложения  инвестиций   в  основной   капитал
сельского  хозяйства с  приростом  в  среднем  в размере  1  процента,
создать    условия   для    достижения    уровня   рентабельности    в
сельскохозяйственных организациях  не менее 5-8,5  процента (с  учетом
субсидий).
     В пищевой и  перерабатывающей промышленности  республики за  счет
технической  и  технологической модернизации  отраслей  предполагается
стабилизация  ситуации  по  основным  видам  выпускаемой  продукции  и
сохранение параметров производства на уровне 2011 года.
     Общий объем добычи водных биоресурсов  к 2020 году увеличится  по
сравнению с 2011 годом до 113,5 тыс. тонн, или на 24,5 процента, объем
производства продукции аквакультуры - до 30 тыс. тонн, или в 2,3 раза,
объем  производства   рыбы   и  продуктов   рыбных  переработанных   и
консервированных -  до  63,8 тыс.  тонн, или  на  11,9 процента.  Рост
основных показателей  работы рыбной  отрасли будет  обеспечен за  счет
создания   новых   и  развития   существующих   рыбоводных   хозяйств,
строительства   инкубационных-выростных  комплексов   молоди   форели,
организации   производств    по   переработке   продукции    товарного
рыбоводства, внедрения технологий выращивания новых видов рыб.
     Реализация основных    мероприятий   государственной    программы
позволит существенно повысить конкурентоспособность  агропромышленного
производства Республики Карелия.
     В развитии сельских  территорий прогнозируется улучшить  жилищные
условия 501 сельской семьи,  в том числе  263 молодых семей и  молодых
специалистов, повысить уровень инженерного обустройства села газом  до
5 процентов, питьевой  водой -  до 56 процентов,  ввести в действие  5
общеобразовательных   учреждений,    3   дошкольных    образовательных
учреждения  и  8  учреждений  культурно-досугового  типа  в   сельской


Информация по документу
Читайте также