Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Республики Карелия от 07.11.2013 № 750р-П

РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

 

Утратило силу –

Постановление Правительства

Республики Карелия от 09.04.2015 № 118-П

 

В целях реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года N 1755-IV ЗС, распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 года N 2511-р и в соответствии с пунктом 3 раздела II плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2599-р:

1. Утвердить прилагаемую Программу развития здравоохранения в Республике Карелия на 2013-2020 годы (далее - Программа).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Карелия принять участие в реализации мероприятий Программы.

 

Глава Республики Карелия                                              А.П.ХУДИЛАЙНЕН

 

Петрозаводск

7 ноября 2013 г.

N 750р-П

 

 

 

Утверждена

Распоряжением Правительства

Республики Карелия

от 7 ноября 2013 года

N 750р-П

 

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ

НА 2013-2020 ГОДЫ

 

ПАСПОРТ

Программы развития здравоохранения в Республике Карелия

на 2013-2020 годы

 

Ответственный исполнитель Программы

Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия

Соисполнители Программы

Министерство образования Республики Карелия;

Министерство по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия;

Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия;

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Карелия;

Министерство культуры Республики Карелия;

Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия;

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия

Подпрограммы Программы

<не приводятся>

Подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи";

Подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации";

Подпрограмма 3 "Развитие государственно-частного партнерства";

Подпрограмма 4 "Охрана здоровья матери и ребенка";

Подпрограмма 5 "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям";

Подпрограмма 6 "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям";

Подпрограмма 7 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения";

Подпрограмма 8 "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях";

Подпрограмма 9 "Развитие информатизации в здравоохранении";

Подпрограмма 10 "Совершенствование системы территориального планирования здравоохранения Республики Карелия"

Цель Программы

обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки

Задачи Программы

обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;

повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;

повышение эффективности службы родовспоможения и детства;

развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;

обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей;

обеспечение государственной системы здравоохранения Республики Карелия высококвалифицированными и мотивированными кадрами;

обеспечение системности организации охраны здоровья

Ожидаемые результаты Программы <*>

снижение смертности от всех причин до 12,4 случая на 1000 населения;

снижение младенческой смертности до 6,4 случая на 1000 родившихся живыми;

снижение материнской смертности до 12,8 случая на 100 тыс. населения;

снижение смертности от болезней системы кровообращения до 649,4 случая на 100 тыс. населения;

снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10,6 случая на 100 тыс. населения;

снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 192,8 случая на 100 тыс. населения;

снижение смертности от туберкулеза до 10,0 случая на 100 тыс. населения;

снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) до 15,2 литра на душу населения в год;

снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения до 26,5%;

снижение распространенности потребления табака среди детей и подростков до 17,0%;

снижение заболеваемости туберкулезом до 43,4 случая на 100 тыс. населения;

повышение обеспеченности врачами до 86 на 10 тыс. населения;

достижение соотношения врачей и среднего медицинского персонала до 1:2,76;

повышение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), до 200% от средней заработной платы в Республике Карелия;

повышение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100% от средней заработной платы в Республике Карелия;

повышение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100% от средней заработной платы в Республике Карелия;

увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 71,0 года

Целевые индикаторы Программы

смертность от всех причин;

материнская смертность;

младенческая смертность;

смертность от болезней системы кровообращения;

смертность от дорожно-транспортных происшествий;

смертность от новообразований (в том числе от злокачественных);

смертность от туберкулеза;

потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь);

распространенность потребления табака среди взрослого населения;

распространенность потребления табака среди детей и подростков;

заболеваемость туберкулезом;

обеспеченность врачами;

соотношение врачей и среднего медицинского персонала;

средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), от средней заработной платы в Республике Карелия;

средняя заработная плата среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в Республике Карелия;

средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в Республике Карелия;

ожидаемая продолжительность жизни при рождении

Этапы и сроки реализации Программы

Программа реализуется в два этапа:

первый этап: 2013-2015 годы;

второй этап: 2016-2020 годы

Финансовое обеспечение Программы с указанием источников

всего: 139 418 571,1 тыс. руб., по предварительной оценке, из них:

- средства федерального бюджета: 9 871 544,0 тыс. руб.;

- средства бюджета Республики Карелия: 43 832 902,7 тыс. руб.;

- средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Карелия: 79 353 822,2 тыс. руб.;

- средства Фонда социального страхования Российской Федерации: 664 760,3 тыс. руб.;

- средства иных внебюджетных источников: 5 695 541,9 тыс. руб.

 

Подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи"

Всего: 44 016 242,2 тыс. руб.

 

Подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации"

Всего: 54 377 141,7 тыс. руб.

 

Подпрограмма 3 "Развитие государственно-частного партнерства"

Всего: 110 314,9 тыс. руб.

 

Подпрограмма 4 "Охрана здоровья матери и ребенка"

Всего: 28 907 557,9 тыс. руб.

 

Подпрограмма 5 "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям"

Всего: 1 597 661,6 тыс. руб.

 

Подпрограмма 6 "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям"

Всего: 382 538,9 тыс. руб.

 

Подпрограмма 7 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения"

Всего: 191 100,0 тыс. руб.

 

Подпрограмма 8 "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях"

Всего: 9 328 017,9 тыс. руб.

 

Подпрограмма 9 "Развитие информатизации в здравоохранении"

Всего: 507 996,0 тыс. руб.

 

Подпрограмма 10 "Совершенствование системы территориального планирования здравоохранения Республики Карелия"

--------------------------------

<*> К 2018 году.

 

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В УКАЗАННОЙ

СФЕРЕ И АНАЛИЗ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

1. Характеристика итогов реализации государственной политики в сфере здравоохранения, выявление потенциала развития сферы здравоохранения и существующих ограничений в сфере реализации Программы

 

Численность населения Республики Карелия на 1 января 2013 года составила 637,0 тыс. человек и сократилась за год на 2,7 тыс. человек или на 0,4%. Демографическая ситуация в 2012 году по сравнению с 2011 годом характеризовалась увеличением уровня рождаемости и смертности. Естественная убыль сохранилась на уровне 2011 года.

Естественное движение населения:

 

 

Человек

На 1000 населения

2011 год

2012 год

2011 год

2012 год

Родившихся

7720

7980

12,0

12,5

Умерших

9474

9760

14,8

15,3

в том числе в возрасте до 1 года

43

60

5,6

7,5

Естественная убыль

-1754

-1755

-2,8

-2,8

 

В 2012 году особое внимание было уделено вопросам улучшения демографической ситуации в республике. Выполнены основные мероприятия Плана на 2011-2015 годы по реализации в Республике Карелия Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

По сравнению с 2011 годом в 2012 году в сферах демографического развития и здравоохранения отмечено повышение уровня рождаемости на 4%, стабилизация коэффициента естественной убыли населения. Снижение смертности от болезней эндокринной системы на 34,8%, в том числе от сахарного диабета на 25%, от болезней органов дыхания на 14,6%, от инфаркта миокарда на 11,5%, от инсульта на 37,5%, от психических расстройств в 2 раза, от врожденных аномалий на 27,8%, в том числе у детей на 33%, и от внешних причин смерти (транспортные происшествия, отравления, в том числе алкоголем, суициды, убийства и т.д.) на 12,8%.

При этом в 2012 году отмечено повышение уровня смертности населения Республики Карелия от злокачественных онкологических заболеваний на 6%, от инфаркта мозга на 11%, от инфекционных и паразитарных болезней на 18,6%, от болезней органов пищеварения на 16,7% и от болезней мочеполовой системы на 53,8%. Рост смертности от данных причин связан исключительно с изменением возрастной структуры населения Республики Карелия, что в конечном результате и обусловило рост общей смертности населения республики в 2012 году на 3,4% по сравнению с 2011 годом.

В структуре смертности на первом месте - болезни системы кровообращения, на втором - новообразования и на третьем - внешние причины смерти. Эти три группы причин обусловили почти 80% всех смертельных исходов в 2012 году.

В 2012 году зарегистрирована смерть 60 детей в возрасте до 1 года, что на 17 детей больше, чем в 2011 году.

В Республике Карелия с 1 января 2012 года осуществляется регистрация живорождения детей, родившихся с 22 недели беременности и массой 500,0 граммов. В общей численности детей, умерших на первом году жизни, 20 детей (33,3%) родившихся с очень низкой и экстремально низкой массой тела, в том числе 16 детей (31,8%), родившихся с экстремально низкой массой тела (6 детей с массой тела от 500,0 до 700,0 граммов, 10 детей от 700 до 1000,0 граммов), и 4 ребенка (13,6%) с очень низкой массой тела.

Показатель младенческой смертности за 2012 год составил 7,5 на 1000 родившихся живыми (в 2011 году - 5,6 на 1000 родившихся живыми).

В структуре младенческой смертности по периодам жизни в 2012 году отмечается увеличение с 34% в 2011 году до 55% доли детей, умерших в раннем неонатальном и неонатальном периодах (до 28 дней), за счет регистрации смерти 20 глубоко недоношенных детей. Без учета детей этой группы число умерших до года в 2012 году составляет 40 детей, что на 3 ребенка меньше, чем в 2011 году, и возможный показатель младенческой смертности составил бы 5,0 на 1000 родившихся живыми (в 2011 году - 5,6 на 1000 родившихся живыми).

Абсолютное количество детей, умерших в постнеонатальном периоде (после 28 дней), соответствует уровню 2011 года.

В структуре причин младенческой смертности преобладают состояния перинатального периода, прочие причины и врожденные пороки развития. По сравнению с 2011 годом отмечено увеличение на 8,2% доли состояний перинатального периода, которые являются основной причиной смерти глубоко недоношенных детей. Также отмечается увеличение до 10 случаев количества детей, умерших от синдрома внезапной смерти.

Следует отметить уменьшение количества и доли умерших детей от врожденных пороков развития, что обусловлено развитием и совершенствованием дородовой диагностики врожденных пороков развития.

В целом структура по периодам жизни, нозологии и месту смерти детей существенно не отличается от показателей 2011 года. Рост показателя младенческой смертности в основном обусловлен регистрацией смерти 20 глубоко недоношенных детей, родившихся с массой тела от 500,0 до 999,0 граммов.

В 2012 году показатель материнской смертности составил 25,1 случая на 100 тыс. детей, родившихся живыми (в 2011 году случаи материнской смертности отсутствовали). Особенность материнской смертности в Республике Карелия состоит в том, что с учетом небольшого количества родов даже 1 случай материнской смертности дает высокий рост ее показателя. В течение последних нескольких лет материнская смертность в республике либо отсутствовала, либо имел место 1 случай. В 2012 году одна из двух погибших женщин за медицинской помощью в период беременности и в связи с заболеванием не обращалась и поступила в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Республиканская больница имени В.А. Баранова" в крайне тяжелом состоянии.

В 2012 году общая заболеваемость населения Республики Карелия составила 2200,9 случая на 1000 человек населения, что соответствует уровню 2011 года (2201,2 случая на 1000 человек населения) и на 7,9% больше, чем в 2010 году (2040,2 случая на 1000 человек населения).

В последние годы организация медицинской помощи больным, страдающим социально значимыми и социально опасными заболеваниями, в том числе туберкулезом, ВИЧ-инфекцией, гепатитами B и C, инфекциями, передающимися половым путем, стала важнейшей задачей государственной системы здравоохранения Республики Карелия.

В Республике Карелия удалось стабилизировать основные эпидемиологические показатели по заболеваемости туберкулезом. По предварительным данным, в 2012 году уровень заболеваемости туберкулезом стабилизировался и составил 52,1 случая на 100 тыс. населения (в 2011 году - 51,0 случай на 100 тыс. населения). Заболеваемость среди постоянного населения Республики Карелия составила 42,0 случая на 100,0 тыс. населения (45,6 случая на 100 тыс. населения в 2011 году). В 2012 году впервые выявлено 259 человек, больных туберкулезом (в 2011 году - 298 человек).

Показатель смертности от туберкулеза на территории Республики Карелия за 2012 год составил 12,1 случая на 100,0 тыс. населения (за 2011 год - 12,3 случая на 100 тыс. населения). Среди постоянного населения Республики Карелия наблюдается увеличение показателя смертности: в 2012 году от туберкулеза умерло 60 человек, в 2011 году - 44 человека.

При анализе причин смертности от туберкулеза на первом месте стоят запущенные, распространенные, деструктивные формы туберкулеза с множественной и широкой лекарственной устойчивостью среди социально дезадаптированных слоев населения, систематически уклоняющихся от лечения.

Сохраняются факторы, способствующие возникновению и распространению заболеваемости населения туберкулезом, в связи с чем эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в Республике Карелия остается стабильно напряженной. Причинами высокого уровня заболеваемости населения туберкулезом являются наличие большого резервуара инфекции в учреждениях пенитенциарной системы, недостаточный уровень организации работы по раннему выявлению туберкулеза в учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

На высоком уровне сохраняется количество бациллярных больных с первичной лекарственной устойчивостью. Распространению туберкулеза способствуют лица из социально дезадаптированных слоев населения, а также больные туберкулезом, освободившиеся из мест лишения свободы в связи с тяжелыми некурабельными формами туберкулеза.

За 2012 год число лиц старше 18 лет, обследованных на туберкулез методом флюорографии, составило 245801 человек, что на 1,5% больше показателя за 2011 год (242173 человека).

По состоянию на 31 декабря 2012 года на территории Республики Карелия выявлено 1193 ВИЧ-инфицированных, из них 955 жителей Республики Карелия. Пораженность основного населения республики составила 148,6 случая на 100 тыс. населения (в Российской Федерации - 428,8 случая на 100 тыс. населения).

В 2010-2011 годах в республике регистрировался рост числа новых случаев ВИЧ-инфекции, так, в 2010 году среди постоянных жителей Карелии был выявлен 81 случай ВИЧ-инфекции, заболеваемость составила 11,8 случая на 100 тыс. населения, что в 1,2 раза превышало заболеваемость 2009 года. В 2011 году среди постоянных жителей республики выявлено 138 новых случаев, показатель заболеваемости - 21,5 случая на 100 тыс. населения, что в 1,8 раза выше показателей 2010 года. В 2012 году в Республике Карелия выявлено 167 ВИЧ-инфицированных, в том числе из числа постоянных жителей 136 человек, заболеваемость составила 21,1 случая на 100 тыс. населения, что на 1,4% ниже показателя 2011 года (21,5 случая на 100 тыс. населения).

Наиболее пораженными ВИЧ-инфекцией районами являются Лоухский (661,3 на 100 тыс. населения), Сортавальский (496,0), Лахденпохский (331,6) районы и город Костомукша (352,3). Выше среднереспубликанского показателя пораженность населения в Олонецком муниципальном районе (186,4).

В 2012 году "лидерами" по заболеваемости являются Лахденпохский (70,6 случая на 100 тыс. населения), Лоухский (47,7), Олонецкий (39,0) и Кондопожский (36,6) муниципальные районы. Выше среднереспубликанского показателя заболеваемость в Сортавальском (27,9), Пудожском (23,2) муниципальных районах и городе Петрозаводске (24,0). Женщины составляют 33,9% от числа выявленных ВИЧ-инфицированных. Основная возрастная группа ВИЧ-инфицированных - это лица в возрасте от 20 до 29 лет - 53,6%. В 2011-2012 годах численность этой группы составляет порядка 44%. Отмечается рост числа выявленных в старших возрастных категориях, в том числе старше 50 и 60 лет. Так, в 2012 году был выявлен ВИЧ-инфицированный в возрасте 71 года.

Основным путем инфицирования среди установленных путей передачи у выявленных инфицированных ВИЧ является заражение при употреблении инъекционных наркотиков (50,5%), гетеросексуальный путь составляет 48,1%, гомосексуальный - 0,4%. Имеются случаи заражения реципиентов при переливании крови (2 случая) - 0,2%. Перинатальный путь (от матери к ребенку) составляет 0,8%. Однако в 2009-2012 годах "лидирующим" являлся гетеросексуальный путь заражения, так, в 2010 году он составил 58,6% от числа установленных путей передачи, в 2011 году - 54,5%, в 2012 году - 58,7%.

В 2010-2011 годах отмечался рост числа выявленных случаев ВИЧ-инфекции. В 2010 году выявляемость ВИЧ-инфекции составила 116,3 случая на 100 тыс. обследованных (рост в 1,2 раза по сравнении с 2009 годом), в 2011 году - 183,3 (рост в 1,6 раза по сравнению с 2010 годом). В 2012 году выявляемость несколько снизилась и составила 180,8 случая на 100 тыс. обследованных.

Начиная с 1999 года в республике зарегистрировано 146 случаев родов у ВИЧ-инфицированных женщин, родилось 147 детей (1 двойня). У 8 детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, установлен диагноз ВИЧ-инфекция.

Всего из числа выявленных ВИЧ-инфицированных умерло 129 человек, в 30,2% случаев причина смерти связана с развитием ВИЧ-инфекции, однако этот процент ежегодно снижается в связи с увеличением охвата ВИЧ-инфицированных антиретровирусной терапией.

В Республике Карелия за последние 3 года складывается тенденция к снижению заболеваемости населения гепатитом B и росту заболеваемости гепатитом C. При этом снижается количество больных острым вирусным гепатитом B и в 2010-2012 годах увеличивается количество пациентов с хроническим вирусным гепатитом B, то же происходит и с гепатитом C.

Обращает на себя внимание увеличение больных хроническими гепатитами в возрасте до 18 лет, что, вероятно, связано с проведением ежегодной диспансеризации подростков и повышением выявляемости данной инфекционной патологии. В 2012 году в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Карелия "Республиканская инфекционная больница" пролечен 1 случай острого вирусного гепатита C и 8 случаев хронического вирусного гепатита B.

Эпидемиологическая ситуация по заболеваемости населения инфекциями, передающимися половым путем, за последние годы в Республике Карелия значительно улучшилась, уровень заболеваемости снизился на 45% по отношению к 2005 году, в том числе заболеваемость сифилисом снизилась в 7 раз. Сохраняется тенденция к снижению заболеваемости населения трихомонозом и урогенитальным вирусом папилломы человека (ВПЧ).

За последние три года в республике отмечен рост урогенитального герпеса на 67%, гонореи на 4,7% и урогенитального хламидиоза на 10%.

Среднереспубликанский показатель заболеваемости сифилисом в 2011 году в 2 раза ниже показателя по России. В 2012 году заболеваемость сифилисом в республике снизилась на 42% к уровню 2010 года, в трех муниципальных районах (Сортавальский, Лоухский, Суоярвский) сифилис не регистрировался. В 2012 году до 60% возросла регистрация скрытых форм сифилиса (2010 год - 49%), в том числе удельный вес поздних форм составил 27% (2010 год - 13%). Ежегодно в республике регистрируется по 1 случаю раннего врожденного сифилиса, все случаи проанализированы и разобраны на врачебной конференции. Показатель заболеваемости сифилисом детей от 0 до 17 лет в Республике Карелия составил 4,3 случая на 100 тыс. детского населения (5 случаев) в сравнении с показателем по России - 5,8.

Заболеваемость гонореей в республике в 2012 году в целом возросла на 4,7%, в том числе по городу Петрозаводску на 11,7% по сравнению с 2010 годом. Среди заболевших 87,5% составляют пациенты в возрасте 20-39 лет, преимущественно мужчины. Показатель заболеваемости гонореей у детей от 0 до 17 лет в Республике Карелия составил в 2012 году 6,9 случая на 100 тыс. детского населения (2011 год - 7,8 случая на 100 тыс. детского населения), отмечается снижение заболеваемости гонореей у детей и подростков.

Активными формами работы выявлено 1397 случаев инфекций, передающихся половым путем, что составило 49% от числа впервые зарегистрированных, в том числе активно по сифилису - 80%. Врачами-дерматовенерологами выявлен активно 721 случай инфекций, передающихся половым путем, что составило 51,6% от числа всех выявленных активно, в том числе из обследованных контактов - 216 случаев. При проведении профилактических медицинских осмотров выявлено 312 случаев инфекций, передающихся половым путем, - 10,9% от числа впервые зарегистрированных. Врачами-гинекологами активно выявлено 364 случая инфекций, передающихся половым путем, из них в 90,0% выявлен трихомоноз (329 случаев), сифилис - 3 случая (при наблюдении по беременности), 2 случая женской гонореи, 15 случаев хламидиоза, 2 случая урогенитального герпеса и 8 случаев ВПЧ. Другими специалистами, в том числе урологами, случаи инфекций, передающихся половым путем, не регистрировались.

Остается высокой заболеваемость населения злокачественными новообразованиями: в 2010 году - 24,8 случая на 1000 населения, в 2011 году - 28,0 случаев на 1000 населения, в 2012 году, по предварительным данным, - 28,8 случая на 1000 населения.

Показатель смертности от злокачественных новообразований в Карелии, как и в России, занимает III место после заболеваний сердечно-сосудистой системы, травм и отравлений у мужчин, а у женщин выходит на II место после заболеваний сердечно-сосудистой системы, III место занимают травмы и отравления.

За последние годы отмечается рост показателя смертности от злокачественных новообразований с 214,5 случая на 100 тыс. населения в 2010 году до 236,5 случая на 100 тыс. населения в 2012 году (в 2011 году - 222,8 случая на 100 тыс. населения). Рост смертности в 2012 году обусловлен, в основном, ростом числа умерших от лейкемии (на 83,9% по сравнению с предыдущим годом).

Диагностика злокачественных новообразований всех локализаций на ранних стадиях увеличилась с 44,5% в 2011 году до 48,7% в 2012 году, в 2012 году по сравнению с 2011 годом уменьшился показатель запущенности рака на 0,5% (19,8% и 20,3% соответственно), увеличились показатели одногодичной летальности на 1,2% и пятилетней выживаемости - на 0,8%.

Смертность населения от внешних причин снизилась на 11,2% с 171,9 случая на 100 тыс. населения в 2011 году до 152,6 случая на 100 тыс. населения в 2012 году. В том числе в 2012 году смертность населения республики в результате транспортных несчастных случаев по сравнению с 2011 годом снизилась на 13,9%, от отравлений алкоголем - на 38,5%, от убийств и преднамеренных действий - на 31,3%, от самоубийств - на 0,6%.

По данным государственного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Республиканский наркологический диспансер", в 2012 году уменьшилось количество зарегистрированных больных с синдромом зависимости от наркотических веществ с диагнозом, установленным впервые в жизни, до 36 больных наркоманией (в 2010 году - 45 больных).

Показатель заболеваемости наркоманией по Республике Карелия уменьшился на 15,2% (с 6,6 случая на 100 тыс. населения в 2010 году до 5,6 случая на 100 тыс. населения в 2012 году) при плановом значении целевого показателя эффективности региональной антинаркотической программы - 4,8 случая на 100 тыс. населения (за точку отсчета принят базовый показатель 2009 года - 4,9 случая на 100 тыс. населения).

В 2012 году общее количество лиц, состоящих на учете с диагнозом наркомания, составило 287 человек (в 2011 году - 336 человек) и показатель распространенности наркомании составил 44,9 случая на 100 тыс. населения (в 2011 году - 52,0 случая на 100 тыс. населения) при плановом значении целевого показателя эффективности региональной антинаркотической программы - 49,0 случаев на 100 тыс. населения.

Заболеваемость населения Республики Карелия болезнями системы кровообращения в 2012 году составила 324,2 случая на 1000 населения, что на 0,8% больше, чем в 2011 году (321,5 случая на 1000 населения) и на 10% больше, чем в 2010 году (294,6 случая на 1000 населения).

В 2012 году отмечено повышение уровня смертности населения Республики Карелия от болезней системы кровообращения на 3,7%. Вместе с тем показатели смертности от инфаркта миокарда и инсульта продолжают снижаться по сравнению с 2011 годом. За период с 2008 по 2011 годы удалось достигнуть значительного снижения уровня смертности населения Республики Карелия от болезней системы кровообращения (на 15,1%), в том числе у лиц трудоспособного возраста. Рост повышения уровня смертности связан со смертностью от других форм ишемической болезни сердца, увеличением числа лиц пожилого и старческого возраста.

Деятельность Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия направлена на достижение стратегической цели по повышению качества жизни населения республики на основе сохранения и улучшения состояния здоровья населения Республики Карелия, повышения доступности и качества медицинской помощи и формирования здорового образа жизни населения.

Выполнение указанных задач обеспечивалось в рамках реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Республике Карелия (далее - Территориальная программа), Программы модернизации здравоохранения Республики Карелия на 2011-2013 годы, приоритетного национального проекта "Здоровье", целевых программ, планов, комплекса мер по повышению эффективности функционирования системы здравоохранения.

В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" с 1 января 2012 года в государственную собственность Республики Карелия переданы 33 муниципальных учреждения здравоохранения 18 муниципальных образований, что позволило повысить в отчетном году эффективность управления и ведомственного контроля в сфере здравоохранения, и, в свою очередь, положительно отразилось на повышении доступности и качества оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

В 2012 году учреждениями здравоохранения задания по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Республике Карелия по стационарной, амбулаторной и скорой медицинской помощи выполнены в полном объеме.

 

Объемы медицинской помощи в рамках выполнения

Территориальной программы в расчете на 1 человека

 

Условия оказания медицинской помощи

Единица измерения

Норматив по Российской Федерации на 2012 год

Фактически выполнено

2011 год

2012 год

Скорая медицинская

число вызовов

0,330

0,403

0,394

Амбулаторная

число посещений

9,7

9,709

9,811

Стационарная

число койко-дней

2,78

3,041

2,960

В дневных стационарах

число пациенто-дней

0,590

0,653

0,599

 

Нормативы объема медицинской помощи по ее видам, установленные в целом по Территориальной программе, соответствуют потребности населения в медицинской помощи и обеспечивают гарантированный гражданам на федеральном уровне объем бесплатной медицинской помощи в Республике Карелия.

Финансовое обеспечение Территориальной программы в 2012 году составило 6325,8 млн. руб., что составляет 101,2% от утвержденной стоимости. Дефицит финансового обеспечения Территориальной программы к расчетной потребности составил 26,1% и снизился по сравнению с 2011 годом на 2,6 процентного пункта.

В целом расходы в сфере здравоохранения за 2012 год с учетом всех источников финансового обеспечения отрасли (средств бюджета Республики Карелия, федеральных средств, средств обязательного медицинского страхования и иной приносящей доход деятельности) составили 8219,1 млн. руб.

Показатель подушевого финансирования Территориальной программы в 2012 году составил 9930,5 руб., что на 3,8% выше аналогичного показателя 2011 года.

На территории Республики Карелия продолжена реализация приоритетного национального проекта "Здоровье", расходы по которому в 2012 году составили 620,2 млн. руб. (в 2011 году - 492,1 млн. руб.).

В рамках реализации задачи по укреплению материально-технической базы медицинских учреждений по состоянию на 1 января 2013 года выполнены следующие мероприятия:

- завершены строительно-монтажные работы на объекте "Строительство II очереди акушерско-хирургического корпуса с поликлиникой на 105 посещений в смену в пос. Калевала";

- завершены работы по капитальному ремонту 130 объектов учреждений здравоохранения республики (80,7% от плана на 2011-2012 годы);

- проведены текущие ремонты помещений медицинских организаций на 20 объектах (90,9% от плана на 2011-2012 годы);

- осуществлена поставка 1364 единиц медицинского оборудования и санитарного автотранспорта (66,7% от плана на 2011-2012 годы), в том числе приобретено 6 мобильных фельдшерско-акушерских пунктов для обслуживания 71 населенного пункта в отдаленных районах республики с численностью населения около 6,5 тыс. человек.

В рамках выполнения мероприятий задачи "Внедрение современных информационных систем в здравоохранение" за 2011-2012 годы в учреждения здравоохранения республики поставлена 3751 единица компьютерной техники и программного обеспечения для 43 учреждений здравоохранения (100% от плана на 2011-2012 годы). Созданы (модернизированы) локальные вычислительные сети в 29 медицинских организациях.

В рамках реализации мероприятий задачи "Внедрение стандартов оказания медицинской помощи" по состоянию на 1 января 2013 года:

- в деятельность 31 учреждения здравоохранения республики внедрено 55 федеральных стандартов оказания медицинской помощи (100% от плана на 2011-2012 годы);

- стимулирующие выплаты получили 1248 врачей-специалистов (108,5% от плана на 2012 год) и 2638 человек среднего медицинского персонала (121,6% от плана на 2012 год), участвующие в выполнении мероприятий Программы модернизации здравоохранения Республики Карелия на 2011-2013 годы по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами. Средний размер доплаты в 2012 году врачам-специалистам, участвующим в мероприятиях по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, составил 7540 руб., среднему медицинскому персоналу - 3739 руб.;

- проведена углубленная диспансеризация 11261 14-летнего подростка (99,5% от плана на 2011-2012 годы);

- обучение по профессиональной переподготовке медицинских специалистов прошли 34 врача (100% от плана на 2012 год).

В рамках реализации Программы модернизации здравоохранения Республики Карелия на 2011-2013 годы получили развитие такие направления медицинской деятельности, как паллиативная помощь, выхаживание и реабилитация новорожденных с очень низкой и экстремально низкой массой тела, в связи с переходом на регистрацию рождений согласно критериям Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), неонатальная хирургия.

Учитывая потребность населения Республики Карелия в медицинской помощи, сформировавшиеся потоки пациентов, особенности расположения центральных районных больниц, имеющуюся сеть транспортной доступности, наличие врачей узких специальностей и мощность учреждений здравоохранения, организованы 3 многопрофильных межмуниципальных медицинских центра.

Кроме того, в результате реализации мероприятий Программы модернизации здравоохранения Республики Карелия на 2011-2013 годы и национального приоритетного проекта "Здоровье" в Республике Карелия к началу 2013 года сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи.

В целях повышения доступности медицинской помощи в 2012 году осуществлено 1060 выездов специалистов государственных учреждений здравоохранения в районы республики. Рост в отчетном году доли выездов специалистов центральных районных больниц от общего количества выездов специалистов с увеличением общего количества осмотренных свидетельствует о повышении доступности первичной медико-санитарной помощи населению Карелии.

Особое внимание было уделено развитию профилактического направления в медицине.

На территории Республики Карелия продолжили работу 3 центра медицинской профилактики: два Центра здоровья для взрослого населения в г. Петрозаводске на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Городская поликлиника N 2" и государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Городская поликлиника N 4", центр здоровья для детей на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Городская детская больница".

С целью реализации мероприятий первичной и вторичной медицинской профилактики организована работа 12 отделений и 14 кабинетов медицинской профилактики.

Медицинская профилактика факторов риска неинфекционных заболеваний среди детей и подростков осуществляется 4 Клиниками, дружественными к молодежи, находящимися в городах Петрозаводске, Сегеже, Кондопоге и Костомукше, под методическим руководством государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Городская детская больница".

 

Карта-схема сети учреждений здравоохранения

Республики Карелия (фактические значения) <*>

------------------------

<*> - не приводится

 

Пристальное внимание было уделено решению задачи по улучшению лекарственного обеспечения населения Карелии.

Продолжена работа по реализации переданных полномочий в части обеспечения отдельных категорий граждан в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В 2012 году общее количество лиц, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, составило 20,6 тыс. человек. По итогам открытых аукционов заключено государственных контрактов на поставку лекарственных препаратов на общую сумму около 210,9 млн. руб. Расходы на лекарственное обеспечение одного федерального льготника за 2012 год в среднем составили около 11,4 тыс. руб., что соответствует среднему показателю 2011 года.

Рецептов, по которым отказано в отпуске лекарственных препаратов, не зафиксировано.

Кроме того, в 2012 году расходы бюджета Республики Карелия на лекарственное обеспечение граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями, составили 97,1 млн. руб. и по сравнению с 2011 годом увеличены более чем в 2 раза.

В 2012 году Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия утверждены ведомственные целевые программы "Предупреждение инвалидизации населения Республики Карелия" на 2013-2015 годы, на реализацию которой в бюджете Республики Карелия на 2013 год предусмотрено 55,0 млн. руб., и "Обеспечение качественными безопасными лекарственными препаратами детей первых трех лет жизни и детей из многодетных семей в возрасте до 6 лет" на 2013-2015 годы, на выполнение которой в 2013 году предусмотрено 26,2 млн. рублей.

Продолжено обеспечение дорогостоящими лекарственными препаратами больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей.

Продолжена работа по повышению доступности лекарственных препаратов для жителей сельских поселений республики. К концу 2012 года на территории республики розничную торговлю в сельской местности, в соответствии с лицензией, осуществляли 173 аптечные точки. Радиус обслуживания населения сужен и составляет не более 30 км в самых отдаленных районах.

Продолжена работа по лицензированию медицинской деятельности, фармацевтической деятельности и деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.

По состоянию на 1 января 2013 года не имели лицензии на осуществление медицинской деятельности следующие структурные подразделения государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Муезерская центральная районная больница": фельдшерско-акушерский пункт пос. Тикша, офис врача общей практики пос. Ругозеро, Суккозерская амбулатория, амбулатория пос. Ледмозеро и Лендерская участковая больница. Оказание медицинской помощи населению организовано на базе иных структурных подразделений данной больницы.

Кадровая ситуация в сфере здравоохранения республики остается сложной.

В 2012 году среднегодовая численность работников, занятых в сфере здравоохранения, составила 17,2 тыс. человек или 97,7% к уровню 2011 года (2011 год - 17,6 тыс. человек), численность врачей в государственных учреждениях здравоохранения составила 42,5 на 10 тыс. населения, что на 3,7% выше уровня 2011 года - 41 на 10 тыс. населения.

Численность среднего медицинского персонала составила 109,7 на 10 тыс. населения, что на 0,4% ниже уровня 2011 года - 110,1 на 10 тыс. населения.

В 2012 году соотношение врачей и среднего медицинского персонала в государственных учреждениях здравоохранения республики составило 1:2,58 (в 2011 году соотношение врачей и среднего медицинского персонала в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения - 1:2,69) при нормативе - 1:2,79.

С целью решения вопроса по укомплектованию медицинскими кадрами учреждений здравоохранения, расположенных в муниципальных районах Республики Карелия, и в связи с необходимостью привлечения и закрепления медицинских специалистов для работы в учреждениях здравоохранения, Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия в 2012 году разработана и утверждена ведомственная целевая программа "Обеспечение государственной системы здравоохранения Республики Карелия медицинскими кадрами" на 2013-2015 годы, с объемом финансового обеспечения в 2013 году - 10,0 млн. рублей.

Кроме того, совместно с заинтересованными органами власти Республики Карелия разработан комплекс мер по поддержке молодых специалистов, работающих в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта, на 2013-2015 годы, который предусматривает ежегодную выплату медицинским специалистам, прибывшим для работы в государственные учреждения здравоохранения, расположенные в муниципальных районах республики или городе Костомукше, в 2013-2015 годах в следующих размерах: врачам - 100 тыс. руб., среднему медицинскому персоналу - 50 тыс. руб.

В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" издано постановление Правительства Республики Карелия от 14 февраля 2012 года N 49-П "Об осуществлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2012 году", предусматривающее осуществление компенсационных выплат в размере 1 млн. руб. медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах на работу в сельские населенные пункты республики. В 2012 году таким правом воспользовались 13 молодых врачей.

В связи с изменением порядка оказания медицинской помощи населению и с целью эффективного расходования бюджетных средств республики Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия оперативно решаются вопросы по организации обучения медицинских специалистов высшего и среднего медицинского образования на территории республики. В 2012 году организованы выездные циклы с участием специалистов ведущих вузов России, в результате которых обучено 825 медицинских специалистов.

Среднемесячная заработная плата работников здравоохранения Республики Карелия в целом составила 20645 руб. и увеличилась на 17,0% к уровню заработной платы 2011 года (в 2011 году - 17639 руб.) и на 62,9% к уровню заработной платы до введения новых систем оплаты труда (2008 год - 12674 руб.).

В разрезе категорий медицинского персонала среднемесячная заработная плата в 2012 году составила:

врачей - 38420 руб. или на 17,5% выше уровня заработной платы за 2011 год (32702 руб.) и на 42,0% выше уровня заработной платы до реализации Программы модернизации здравоохранения Республики Карелия на 2011-2013 годы (2010 год - 27061 руб.);

среднего медицинского персонала - 20943 руб. или на 17,2% выше уровня заработной платы за 2011 год (17869 руб.) и на 34,5% выше уровня заработной платы до реализации Программы модернизации здравоохранения Республики Карелия на 2011-2013 годы (2010 год - 15731 руб.);

младшего медицинского персонала - 10417 руб. или на 12,3% выше уровня заработной платы за 2011 год (9276 руб.).

На уровень заработной платы врачей и средних медицинских работников, оказывающих отдельные виды медицинской помощи, значительное влияние оказывают выплаты, осуществляемые в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения Республики Карелия на 2011-2013 годы и приоритетного национального проекта "Здоровье".

 

2. Основные проблемы здравоохранения Республики Карелия

 

Причинами, формирующими недостаточную динамику в состоянии здоровья населения Республики Карелия, являются:

- низкая мотивация населения на ведение здорового образа жизни;

- высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);

- высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);

- недостаточность условий для ведения здорового образа жизни, недостаточность нормативной правовой базы для ограничения курения, злоупотребления алкоголем и наркотиками, производства несоответствующих принципам здорового питания продуктов, а также для обеспечения необходимого уровня физической активности;

- несвоевременное обращение за медицинской помощью;

- низкая профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обуславливающих;

- несбалансированность коечного фонда по ряду профилей оказания медицинской помощи и недостаточно эффективное его использование;

- низкое развитие замещающих стационар технологий;

- дефекты в организации оказания медицинской помощи сельским жителям;

- отсутствие выработанных индикаторов качества оказания медицинской помощи;

- отсутствие унификации оснащения медицинских организаций.

Вместе с тем основными проблемами здравоохранения Республики Карелия остаются:

- высокий уровень социально значимых заболеваний, в структуре смертности которых на первом месте по-прежнему находятся болезни системы кровообращения, сохраняется высокий уровень смертности от новообразований и внешних причин;

- сохраняющийся дефицит финансового обеспечения Территориальной программы (в 2013 году - 15,3% к расчетной потребности);

- недостаточный уровень доступности первичной медико-санитарной помощи населению Республики Карелия;

- отсутствие нормативной правовой базы, регламентирующей компенсацию расходов граждан по проезду на медицинские консультации по направлению врачей при амбулаторном лечении;

- дефицит медицинских кадров и диспропорции в их распределении (в соотношении "врачи стационара / врачи амбулаторного звена", "врачи / средний медперсонал", "медицинский персонал / административно-управленческий персонал");

- недостаточное развитие социально-экономической инфраструктуры в муниципальных районах республики, в связи с этим непривлекательность данных территорий для молодых специалистов;

- недостаточное обеспечение медицинских кадров жильем; отсутствие на территории республики привлекательных программ для молодых специалистов, работающих в учреждениях здравоохранения, расположенных в муниципальных районах Республики Карелия, в части ипотечного кредитования; необходимость принятия дополнительных мер материального стимулирования для привлечения молодых специалистов в учреждения здравоохранения, расположенные в муниципальных районах республики;

- отсутствие в ряде учреждений здравоохранения специалистов в сфере информационных технологий, или их недостаточное количество, или низкий профессиональный уровень;

- наличие просроченной кредиторской задолженности, возникшей при передаче муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность Республики Карелия;

- отдельные вопросы, возникающие при реализации ряда инвестиционных проектов.

 

3. Анализ социальных и финансово-экономических рисков реализации Программы

 

При реализации поставленных в Программе задач осуществляются меры, направленные на снижение последствий возможных рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных Программой конечных результатов.

К рискам относятся:

1. Макроэкономические риски. Возможность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижение темпов роста экономики, высокая инфляция могут негативно повлиять на функционирование системы здравоохранения, а также затормозить структурные преобразования в ней.

2. Финансовые риски.

Отсутствие или недостаточное финансирование мероприятий в рамках Программы может привести к снижению обеспеченности и качества оказываемой медицинской помощи населению Республики Карелия, и, как следствие, целевые показатели проекта не будут достигнуты, а при неблагоприятном прогнозе - демографические показатели могут измениться в отрицательную сторону.

3. Организационные риски.

Уровень решения поставленных задач и достижение целевых показателей зависит не только от органов исполнительной власти Республики Карелия, но и от органов местного самоуправления муниципальных образований, которые, каждый в рамках своих полномочий, осуществляют функции по охране здоровья граждан Республики Карелия.

 

II. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ, ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ

ПО ИТОГАМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

1. Приоритеты и цели государственной политики в сфере здравоохранения

 

Здоровье граждан как социально-экономическая категория является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства страны. Ценность здоровья как важнейшего ресурса, необходимого для производства материальных и культурных благ, определяется современными тенденциями снижения воспроизводства населения, процессом его старения и, таким образом, уменьшением численности населения.

Основной целевой установкой Программы является создание необходимых условий для сохранения здоровья населения. Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских изделий, а также качественной и эффективной лекарственной терапии.

Таким образом, создание условий для повышения качества и доступности медицинской помощи населению Республики Карелия с учетом демографической ситуации является приоритетным направлением государственной политики в сфере здравоохранения.

По данным независимых опросов, проведенных страховыми медицинскими организациями, удовлетворенность населения медицинской помощью по итогам 2012 года повысилась в 1,47 раза по сравнению с 2011 годом и составила 75% (по Российской Федерации - 72%, по Северо-Западному федеральному округу - 68%).

Несмотря на положительную тенденцию к снижению младенческой смертности, а также повышению выявляемости заболеваний у детей, показатели детской и младенческой смертности в Республике Карелия превышают аналогичные показатели ряда развитых субъектов Российской Федерации. Требуется проведение комплекса мер, направленных на устранение факторов, оказывающих негативное влияние на уровень младенческой и детской смертности, повышение эффективности службы родовспоможения и детства.

Высокая загруженность коечного фонда и недостаточно эффективное его использование обусловлены не только низкой активностью первичного звена здравоохранения, но и недостаточной развитостью системы медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения.

Неудовлетворенность населения качеством оказываемой медицинской помощи связана в том числе с несовершенством контрольно-надзорных функций в сфере здравоохранения. Необходимо последовательное выстраивание системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Высокий уровень заболеваемости трудоспособного населения диктует необходимость проведения мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья работников организаций.

Существенным сдерживающим фактором является недостаточное применение современных информационных технологий. На настоящий момент уже реализованы процессы обобщения и предоставления в электронном виде на вышестоящий уровень управления агрегированной информации. При этом не в полной мере внедрены методы систематизации медицинской информации. Соответственно, необходимо создание и применение алгоритмов аналитической обработки информации для целей управления в здравоохранении Республики Карелия.

Кроме этого, в медицинских организациях республики недостаточно широко используются современные информационно-телекоммуникационные технологии телемедицины. Внедрение телемедицины на основе единой технологической и технической политики позволит существенно повысить эффективность оказания первичной медико-санитарной помощи путем проведения удаленного скрининга отдельных рисковых групп пациентов на уровне первичного звена, повышения качества диагностики социально значимых заболеваний на уровне первичного звена, повышения эффективности оказания скорой и неотложной медицинской помощи за счет использования технологии ГЛОНАСС, повышения доступности консультационных услуг медицинских экспертов для населения за счет использования телемедицинских консультаций.

 

2. Цель Программы

 

Стратегической целью Программы является: формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Достижение стратегической цели Программы будет характеризоваться достижением значений следующих целевых индикаторов к 2018 году:

- снижение смертности от всех причин до 12,4 случая на 1000 населения;

- снижение младенческой смертности до 6,4 случая на 1000 родившихся живыми;

- снижение материнской смертности до 12,8 случая на 100 тыс. населения;

- снижение смертности от болезней системы кровообращения до 649,4 случая на 100 тыс. населения;

- снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10,6 случая на 100 тыс. населения;

- снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 192,8 случая на 100 тыс. населения;

- снижение смертности от туберкулеза до 10,0 случая на 100 тыс. населения;

- снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) до 15,2 литра на душу населения в год;

- снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения до 26,5%;

- снижение распространенности потребления табака среди детей и подростков до 17%;

- снижение заболеваемости туберкулезом до 43,4 случая на 100 тыс. населения;

- повышение обеспеченности врачами до 86 на 10 тыс. населения;

- достижение соотношения врачей и среднего медицинского персонала до 1:2,76;

- повышение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), до 200% от средней заработной платы в Республике Карелия;

- повышение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100% от средней заработной платы в Республике Карелия;

- повышение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100% от средней заработной платы в Республике Карелия;

- увеличение ожидаемой продолжительность жизни при рождении до 71,0 года.

 

3. Задачи Программы

 

Решение поставленных в Программе задач является необходимым и достаточным условием для решения текущих проблем здравоохранения.

 

3.1. Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи

 

В направлении решения данной задачи необходимо повышать эффективность первичной медико-санитарной помощи, оптимизировать совокупный коечный фонд, повышать эффективность стационарной помощи. Практическая реализация перехода к здоровому образу жизни невозможна без приближения профилактической медицины к человеку. В этой связи приоритетным является обеспечение населения, прежде всего здоровых людей и лиц с хроническими заболеваниями вне обострения, профилактической помощью шаговой доступности. Необходима разработка и внедрение механизмов стимулирования поликлинического звена на возможно более раннее выявление заболеваний и недопущение развития заболеваний до стадии, приводящей к госпитализации. Реализация данных мер направлена на улучшение показателей временной потери трудоспособности работающего населения.

Основными задачами Программы в сфере профилактики инфекционных заболеваний, включая иммунопрофилактику, являются:

- охват прививками не менее 95% контингентов, подлежащих вакцинации;

- включение в календарь прививок вакцинации против пневмококковой инфекции в 2014 году, против ветряной оспы в 2015 году, вируса папилломы человека в 2016 году;

- снижение уровня распространенности инфекционных заболеваний, профилактика которых осуществляется проведением иммунизации населения.

В результате выполнения этих задач должно быть достигнуто снижение заболеваемости дифтерией, корью, краснухой, эпидемическим паротитом, вирусным гепатитом B.

Основными задачами Программы в рамках мероприятия по профилактике ВИЧ, вирусных гепатитов B, C являются:

- снижение темпов распространения ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов B и C среди населения;

- информирование и обучение различных групп населения средствам и методам профилактики ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов B и C, повышению ответственности за свое здоровье;

- пропаганда среди ВИЧ-инфицированных жизненных навыков, препятствующих распространению ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов B и C, повышающих качество жизни ВИЧ-инфицированных и препятствующих переходу ВИЧ-инфекции в стадию СПИДа;

- изменение модели поведения населения и ВИЧ-инфицированных с рискованной на менее рискованную, препятствующую распространению инфекции.

Для достижения этих целей Программой предусматривается добиться не менее 90% информированности населения о путях передачи ВИЧ-инфекции и способах защиты от заражения, а также повысить долю ВИЧ-инфицированных, состоящих на диспансерном учете, от числа выявленных до уровня в 78,5%, что соответствует рекомендациям ВОЗ и Объединенной Программе ООН по ВИЧ/СПИДУ.

Неинфекционные заболевания (болезни системы кровообращения, онкологические заболевания, болезни органов дыхания и сахарный диабет) являются причиной более 80% всех смертей населения Республики Карелия, при этом 56% всех смертей обусловлены сердечно-сосудистыми заболеваниями. В основе развития неинфекционных заболеваний лежит единая группа факторов риска, связанных с нездоровым образом жизни (курение, низкая физическая активность, нерациональное питание, злоупотребление алкоголем).

Модификация образа жизни и снижение уровня факторов риска будут способствовать замедлению развития болезней системы кровообращения как до, так и после появления клинических симптомов, в том числе снижению риска смерти от ишемической болезни сердца как в популяции, так и среди больных с этим заболеванием.

Основой пропаганды здорового образа жизни наряду с информированием населения о вреде потребления табака, нерационального и несбалансированного питания, низкой физической активности, злоупотребления алкоголем, наркотиками и токсическими веществами должно стать обучение навыкам по соблюдению правил гигиены, режима труда и учебы. При этом повышение мотивации населения к ведению здорового образа жизни должно сопровождаться созданием соответствующих для этого условий. Кроме того, приоритет должен быть отдан мерам не только своевременного выявления факторов риска и неинфекционных заболеваний, но и своевременной их коррекции.

При реформировании системы первичной медико-санитарной помощи населению Республики Карелия на первый план выходят задачи по:

- изменению системы оказания помощи сельскому населению;

- модернизации существующих учреждений и их подразделений;

- выстраиванию потоков пациентов с формированием единых принципов маршрутизации;

- развитию стационар замещающих и выездных методов работы;

- развитию неотложной помощи на базе поликлинических подразделений;

- совершенствованию принципов взаимодействия со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи.

Выстраивание современной системы оказания первичной медико-санитарной помощи населению должно включать как самые малочисленные населенные пункты, так и города.

 

3.2. Повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации

 

Высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых, сложных и (или) уникальных, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, включая клеточные технологии, роботизированную технику, информационные технологии и методы генной инженерии, разработанные на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

Для повышения доступности и качества медицинской помощи будет осуществляться реализация мероприятий, направленных на совершенствование организационной системы оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, совершенствование оказания медицинской помощи при социально значимых заболеваниях, в том числе больным с болезнями системы кровообращения, туберкулезом, онкологическими, эндокринными и некоторыми другими заболеваниями, внедрение в практику инновационных методов лечения, развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации.

Одним из условий такого включения является развитие возможности оказания высокотехнологичной медицинской помощи в медицинских учреждениях Республики Карелия.

Основными задачами оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации на современном этапе должны являться оказание больным и пострадавшим доврачебной медицинской помощи, направленной на сохранение и поддержание жизненно важных функций организма, и доставка их в кратчайшие сроки в стационар для оказания квалифицированной специализированной медицинской помощи. Эта работа должна осуществляться, в основном, фельдшерскими бригадами.

Необходимо повысить роль и эффективность использования врачебных бригад скорой медицинской помощи в качестве бригад интенсивной терапии и при необходимости узкоспециализированных бригад.

Успешное решение проблем организации и оказания населению скорой медицинской помощи возможно только в тесной увязке с совершенствованием работы амбулаторно-поликлинической службы, в том числе с переходом на организацию первичной медицинской помощи по принципу врача общей врачебной практики (семейного врача), стационаров дневного пребывания, стационаров на дому.

 

3.3. Повышение эффективности службы родовспоможения и детства

 

Вопросы охраны здоровья матери и ребенка названы в качестве приоритетных во всех основополагающих документах о развитии здравоохранения, цели снижения материнской, младенческой и детской смертности провозглашены в числе целей ООН.

Снижение материнской, младенческой и детской смертности представляет большую сложность в силу наличия многочисленных факторов, в основном трудно управляемых, которые влияют на эти показатели. Показатель материнской смертности зависит от социально-экономического состояния, географических особенностей, развития медицинской помощи, культурного и образовательного уровня населения Республики Карелия.

На уровень младенческой смертности влияет целый ряд факторов, требующих междисциплинарного подхода.

Прежде всего, это состояние материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства.

Наличие высококвалифицированных специалистов в учреждениях родовспоможения и детства играет огромную роль в снижении показателя младенческой смертности. В Республике Карелия имеется кадровый дефицит как неонатологов, так и медицинских сестер, что связано, в первую очередь, с низкой заработной платой.

Большое влияние на качество оказания медицинской помощи новорожденным, родившимся с патологией, и результат их лечения оказывает уровень финансирования медицинских организаций.

Другие факторы также оказывают существенное влияние на уровень материнской и младенческой смертности - качество дорожного сообщения, достаточная доступность автомобильного и авиационного санитарного транспорта, здоровый образ жизни населения.

Снижение младенческой и детской смертности от травм, насильственных действий, из-за пренебрежения родителями из социально неблагополучных семей здоровьем и благополучием своих детей является зоной ответственности не только и не столько медицинских работников, сколько органов социальной защиты населения, МВД России, МЧС России и др.

Таким образом, улучшая доступность, качество и организацию медицинской помощи матерям и детям, снижая число абортов, возможно снизить младенческую смертность к 2018 году до уровня 7,1 на 100 тыс. родившихся живыми, материнскую - до уровня 13,0-15,0 на 100 тыс. родившихся живыми.

Поскольку смертность новорожденных составляет 55-70% от младенческой и 40% от смертности детей до 5 лет, важным направлением снижения смертности детского населения Республики Карелия является улучшение помощи новорожденным, чрезвычайно значимым аспектом которого является строительство в республике перинатального центра. Перинатальный центр - это не только яркое и наглядное свидетельство заботы государства о матерях и детях, это по своей сути высокотехнологичные центры, которые позволяют обеспечивать эффективную помощь при самой тяжелой патологии, развивать инновационные методы лечения (также как фетальная и неонатальная хирургия, реанимационно-интенсивная помощь матерям и детям при критических состояниях). Строительство в республике перинатального центра позволит перейти к полноценной и эффективно функционирующей трехуровневой системе оказания медицинской помощи женщинам во время беременности и родов и новорожденным, что повысит квалификацию медицинских кадров и качество оказания медицинской помощи во всех без исключения родовспомогательных учреждениях Республики Карелия. Предусматривается создание новой системы взаимоотношений учреждений акушерского и педиатрического профилей, ужесточение требований и создание возможностей полноценной и адекватной маршрутизации пациентов, изменение форм отчетности, создание новых подходов к мотивации персонала.

Для снижения смертности детей всех возрастных групп чрезвычайно важна отлаженная система раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка.

Наиболее эффективным инструментом профилактики врожденных и наследственных болезней является комплексная пренатальная (дородовая) диагностика, включающая ультразвуковой и биохимический скрининг на сывороточные маркеры матери, программу индивидуального риска, инвазивные методы диагностики (молекулярно-генетические, цитогенетические исследования, секвенирование). Эффективность пренатальной диагностики может быть достигнута только массовым обследованием беременных женщин в установленные сроки, на реализацию чего и направлен данный раздел Программы. На обеспечение эффективной коррекции выявленных при пренатальной диагностике нарушений направлено развитие неонатальной хирургии, а ранняя коррекция выявленных при неонатальном скрининге изменений метаболизма позволит в будущем создать больному ребенку возможности и условия для нормального развития, получения образования, профессиональной подготовки, последующего трудоустройства и полноценной жизни. Дальнейшее развитие пренатальной диагностики позволит на 50% уменьшить число детей, рождающихся с врожденными аномалиями развития, и на 50-70% снизить смертность детей от тяжелых пороков развития.

Вместе с тем не теряет своей актуальности раннее выявление наследственных и врожденных заболеваний сразу после рождения ребенка. При этом развитие неонатального скрининга напрямую зависит от социально-экономического развития. Дальнейшее развитие данного направления как с позиций совершенствования материально-технической базы учреждений, участвующих в проведении неонатального скрининга, так и внедрения современных организационных технологий приведет к положительной динамике демографических показателей и показателей состояния здоровья и смертности населения Республики Карелия.

Раннее выявление заболеваний и патологических состояний у детей всех возрастных групп диктует необходимость внедрения современных лечебных технологий в деятельность медицинских организаций педиатрического профиля.

Актуальной задачей наряду с повышением доступности современных стационарных технологий оказания специализированной медицинской помощи детям является выведение части объемов специализированной медицинской помощи детям из стационарного звена в амбулаторное.

Злободневной остается проблема профилактики вертикальной передачи ВИЧ от матери к ребенку. Необходимо продолжить мероприятия по эффективности химиопрофилактики вертикальной передачи ВИЧ от матери ребенку с целью стабилизации и дальнейшего снижения случаев инфицирования при перинатальных контактах.

 

3.4. Развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей

 

Важной составляющей решения задачи повышения качества и доступности медицинской помощи является развитие системы медицинской реабилитации, санаторно-курортного лечения. Анализ оказания медицинской реабилитации в Республике Карелия показал, что она требует серьезной реорганизации и приведения ее в стройную систему комплексной реабилитации.

В настоящее время трудности в доступности медицинской реабилитации связаны с дефицитом реабилитационных коек, медленным внедрением современных, сертифицированных комплексных технологий реабилитации, недостаточной численностью профессионально подготовленных медицинских кадров, слабой материально-технической базой реабилитационных учреждений.

Наряду с медицинской реабилитацией важным компонентом восстановления и поддержания здоровья граждан является санаторно-курортное лечение. Курортное дело является составной частью государственной политики и важным разделом системы здравоохранения.

Санаторно-курортное лечение граждан Республики Карелия в соответствии с медицинскими показаниями осуществляется в санаторно-курортных организациях различной формы собственности с использованием безопасных немедикаментозных природных лечебных ресурсов, таких как климат, минеральные воды, лечебные грязи, и направлено на активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний и оздоровления, а также на восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации.

Таким образом, эффективно построенная система профильного санаторно-курортного лечения позволит не только повысить уровень здоровья населения и тем самым внести существенный вклад в выполнение государственной социальной задачи, но и даст устойчивый поток финансирования в санатории, послужит стимулом развития их лечебной базы, улучшения условий временного проживания и сервисных служб.

 

3.5. Обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей

На фоне демографического старения населения Республики Карелия с каждым годом увеличивается количество больных, нуждающихся в оказании паллиативной помощи.

Чрезвычайно важными являются не только медицинские, но и социальные, духовные и психологические аспекты оказания паллиативной помощи инкурабельным больным.

Основными направлениями при оказании паллиативной помощи инкурабельным больным должны быть не только уменьшение страданий пациентов, но и адекватная психологическая помощь, социальная поддержка, общение с родственниками, позволяющие подготовить членов семьи к неизбежному финалу.

Концепция паллиативной помощи состоит в том, что борьба с болью, решение психологических, социальных или духовных проблем пациентов приобретает первостепенное значение. Таким образом, основной задачей оказания медицинской помощи умирающему больному становится обеспечение, насколько это возможно, человеку достойного качества жизни на ее завершающем этапе.

Создание отделений паллиативной помощи позволит снизить нагрузку на дорогостоящие койки, на которых оказывается реанимационно-интенсивная помощь, не менее чем на 15%.

 

3.6. Обеспечение государственной системы здравоохранения Республики Карелия высококвалифицированными и мотивированными кадрами

 

В этом направлении наиболее актуальной остается задача по созданию системы непрерывного профессионального образования в целях подготовки высококвалифицированных специалистов, ориентированных на постоянное совершенствование собственных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения и сохранения высокого качества профессиональной деятельности.

Планируется проведение мероприятий по совершенствованию системы практической подготовки медицинских и фармацевтических работников в целях обеспечения повышения качества профессиональной подготовки, расширения перечня навыков и умений, приобретаемых специалистом в период обучения.

Планируется проведение мероприятий по развитию мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников в целях снижения оттока кадров из отрасли, в том числе за счет предоставления специалистам жилых помещений, земельных участков, жилищных субсидий, субсидирования процентной ставки по кредиту на приобретение жилого помещения медицинскими и фармацевтическими работниками.

В совокупности решение указанных задач позволит повысить качество подготовки медицинских и фармацевтических специалистов, снизить уровень дефицита медицинских кадров и, как следствие, повысить качество оказываемой гражданам Республики Карелия медицинской помощи и предоставляемых фармацевтических услуг.

 

3.7. Обеспечение системности организации охраны здоровья

 

В современных условиях создание и функционирование распределенных информационных систем и аналитического инструментария обработки данных являются "золотым стандартом" организации отраслевого управления. Внедрение новых медицинских технологий невозможно без параллельного внедрения информационных систем, обеспечивающих оптимизацию процесса оказания услуг. Создание такого рода систем требуется для решения вопросов, связанных с расчетом полной стоимости медицинской услуги, прогнозирования необходимого объема и стоимости медицинской помощи и лекарственного обеспечения, оценки кадровых потребностей в сфере здравоохранения, оценки и прогнозирования эпидемиологической ситуации. Таким образом, задача внедрения и использования современных информационно-телекоммуникационных технологий в здравоохранении - ключевая обеспечивающая задача, от решения которой зависит эффективность большинства мероприятий Программы.

 

4. Прогноз развития государственной системы здравоохранения в Республике Карелия по итогам реализации Программы

 

Дальнейшее развитие государственной системы здравоохранения Республики Карелия в период до 2020 года, помимо необходимости решения существующих проблем, связано с рядом общемировых тенденций, уже сейчас приводящих к структурным перестройкам системы здравоохранения. Таким образом, структура Программы должна охватывать как направления, связанные с обеспечением "догоняющего" развития (решение первоочередных проблем смертности и заболеваемости), так и направления, обеспечивающие эволюцию республиканской системы охраны здоровья в соответствии с общероссийскими и мировыми тенденциями.

В современных условиях понятие "система здравоохранения" все дальше уходит от рамок, задаваемых понятием "система диагностики и лечения". В настоящее время актуализируются такие задачи здравоохранения, как формирование здорового образа жизни, комфортной среды обитания, создание условий для эффективного труда и отдыха, что позволит предотвратить развитие заболеваний, в первую очередь тех, которые обуславливают преждевременную смертность и инвалидизацию населения. Согласно рекомендациям ВОЗ и Московской декларации Первой глобальной министерской конференции по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям, выполнение этих задач в рамках только системы здравоохранения невозможно и требует широкого межотраслевого, межсекторального и многоуровневого взаимодействия.

Текущее десятилетие (2010-2020 годы) будет характеризоваться дальнейшим активным распространением и усилением роли механизмов, обеспечивающих недопущение или возможно более раннюю коррекцию факторов риска развития заболеваний и самих заболеваний. Современный человек формирует спрос не только на комплекс услуг, направленных на эффективное лечение, но и на комплекс услуг и условий жизни, направленных на поддержание здорового состояния, более позднее развитие и меньшую выраженность заболеваний, ассоциированных с возрастными изменениями организма.

Дальнейшее развитие в этом направлении будет обусловлено осознанием важности проведения профилактических мероприятий, значительную роль в реализации которых играют культура здорового образа жизни и эффективная работа первичного звена здравоохранения. На этапе оказания первичной медико-санитарной помощи, являющейся основой системы оказания медицинской помощи, будут выявляться факторы риска неинфекционных заболеваний и их коррекция, осуществляться ранняя диагностика этих заболеваний и эффективное их лечение, а также происходить обучение людей навыкам по сохранению и укреплению здоровья.


Информация по документу
Читайте также