Расширенный поиск
Указ Губернатора Тульской области от 11.07.2016 № 102УКАЗ ГУБЕРНАТОРА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Об утверждении Основных направлений деятельности правительства Тульской области на период до 2021 года В целях обеспечения согласованности стратегических приоритетов и определения основных направлений социально-экономического развития Тульской области, в соответствии с пунктом 2 статьи 47, на основании статьи 33 Устава (Основного Закона) Тульской области ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить Основные направления деятельности правительства Тульской области на период до 2021 года (далее – Программа) согласно приложению. 2. Правительству Тульской области разработать и утвердить до 15 сентября 2016 года план действий правительства Тульской области по реализации Программы. 3. Контроль за выполнением указа оставляю за собой. 4. Указ вступает в силу со дня официального опубликования.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2021 ГОДА I. Общие положения Основные направления деятельности правительства Тульской области на период до 2021 года (далее – Программа) определяют цели и приоритеты социально-экономического развития Тульской области в среднесрочной перспективе. Программа разработана на основе требований Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Закона Тульской области от 26 февраля 2016 года № 8-ЗТО «О стратегическом планировании в Тульской области» и направлена на реализацию положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №№ 596–606, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, отраслевых документов стратегического планирования федерального уровня и Тульской области и иных нормативных правовых актов с учетом сложившихся экономических условий. Программа является основой для разработки плана действий правительства Тульской области на период до 2021 года по ее реализации и корректировки документов стратегического планирования Тульской области, в том числе государственных программ Тульской области, планов деятельности министерств и ведомств Тульской области. II. Вызовы и цели социально-экономической политики Тульской области 1. Динамика развития Тульской области в 2011-2016 годах За 2010-2015 годы Тульская область продемонстрировала устойчивую положительную динамику основных показателей социально-экономического развития. Инвестиционная привлекательность региона подтверждается новыми реализованными проектами, структура бюджета и государственного долга Тульской области находится в стабильных границах, растет обеспеченность жителей области социальными услугами. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности Тульской области по данным министерства финансов Российской Федерации с 2011 по 2015 год вырос на 7,6% (с 0,851 до 0,916), что свидетельствует о росте финансовой самостоятельности бюджета Тульской области. По результатам мониторинга и оценки качества управления региональными финансами, проводимых Министерством финансов Российской Федерации, Тульская область по итогам последних лет определена как субъект с надлежащим качеством управления региональными финансами. В области в полной мере реализуется программный формат формирования и исполнения бюджета. Последние годы показатель расходов бюджета области, сформированных в рамках государственных программ, не опускается ниже 90,0 % расходов бюджета области. Бюджет Тульской области имеет высокую социальную направленность и ориентирован на полное финансовое обеспечение публичных и приравненных к ним обязательств, сохранение всех выплат, компенсаций, субсидий, индексацию фонда оплаты труда работников бюджетной сферы. По уровню долговой нагрузки на бюджет Тульская область сохраняет устойчивое положение. Долговая нагрузка (отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам бюджета Тульской области) по состоянию на 01.01.2011 составляла 37 %, по состоянию на 01.01.2016 – 33,3 %, на 01.06.2016 снизилась до 31,4 %. В структуре госдолга доля коммерческих заимствований в объеме госдолга сократилась с 74,5 % на начало года до 41,3 %, удельный вес бюджетных кредитов вырос с 25,5 % до 58,7 %, т.е. более половины объема госдолга составляют бюджетные кредиты. Стабильный рост демонстрирует реальный сектор экономики. Так, в 2015 году валовой региональный продукт увеличился по отношению к 2011 году более чем на 170 млрд. рублей и составил 456 млрд. рублей. Объем отгруженной продукции промышленного производства в 2015 году составил 539,4 млрд. рублей, за 5 лет увеличившись на 260,6 млрд. рублей. Прирост составил 93,45 % – это 3-е место в Центральном федеральном округе (далее – ЦФО) и 13 место в Российской Федерации. Опережающую динамику показывают промышленные предприятия – за 5 лет индекс промышленного производства увеличился на 64,3 % (2 место в ЦФО, 4 место в Российской Федерации). За аналогичный период производство сельскохозяйственной продукции увеличилось на 37,5 % в сопоставимых ценах – это 11 место в ЦФО и 22 место в Российской Федерации. В 2015 году рост составил 7,0 %. За период с 2011 по 2015 годы объем инвестиций в основной капитал составил 453,6 млрд. рублей. По индексу роста инвестиций за 2015 год Тульская область на 5 месте в ЦФО, на 23 месте в Российской Федерации. Среднемесячная заработная плата работников организаций Тульской области в 2015 году по сравнению с 2010 годом выросла на 76,2 % (3 место в ЦФО, 12 место в Российской Федерации), увеличившись с 15,6 тыс. рублей до 27,6 тыс. рублей (4-й показатель в ЦФО, 39-й – в Российской Федерации). В 2015 году введено 770,5 тыс. кв. метров жилья, что является рекордом за последние 27 лет. По темпам роста это первый показатель в ЦФО и четвертый в Российской Федерации. По объемам переселения из ветхого и аварийного жилья Тульская область занимает 1 место в ЦФО и 7 место в Российской Федерации. Рост собственных налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета с 2010 по 2015 год составил 178,3 % (с 34,5 млрд. рублей до 61,5 млрд. рублей). С точки зрения инвестиционного климата на сегодняшний день в области серьезно проработана региональная законодательная база, полностью внедрены положения Инвестиционного стандарта Агентства стратегических инициатив. Действуют меры налогового стимулирования бизнеса, как малого, так и среднего. Существует система государственных гарантий и субсидий для производственных компаний. Активно развивается бизнес-ориентированное кредитование. Социальная сфера за последние годы также показывает положительную динамику. С 2010 года открыто 12 физкультурно-оздоровительных комплексов (далее – ФОК), 7 бассейнов в Туле и районах области, 2 полноформатных футбольных поля, 121 плоскостное спортивное сооружение, в том числе 52 современные универсальные спортивные площадки, 44 мини-стадиона, 25 площадок для силовых тренировок. Завершено строительство 21 мини-стадиона для школ области. В сфере здравоохранения Тульской области произошли кардинальные изменения, направленные на повышение качества и доступности медицинской помощи населению региона. В регионе организована работа Регионального сосудистого центра, 6 первичных сосудистых отделений для лечения пациентов с инфарктом миокарда и острым нарушением мозгового кровообращения; функционируют 13 травмцентров, организована работа 30 кабинетов кризисной беременности; открыты кардиологический, эндокринологический диспансеры, медико-генетический центр на базе Государственного учреждения здравоохранения «Тульский областной перинатальный центр»; отделение медико-социальной реабилитации для наркологических больных на базе Государственного учреждения здравоохранения «Тульский областной наркологический диспансер № 1»; организована работа 42 кабинетов и 22 отделений медицинской профилактики, 9 центров здоровья, из них 3 центра для детей. По итогам 2015 года в регионе зафиксирован лучший за 25 лет показатель рождаемости: по данным Туластата в 2015 году родилось 15814 человек, число новорожденных увеличилось на 608 человек (на 4,0 %). Коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 чел. населения) составил 10,5. Сокращается смертность. Так, например, показатель смертности по сравнению с 2010 годом снизился на 11,4 % (с 19,3 на 1000 населения в 2010 году до 17,1 в 2015 году). За последние несколько лет построено 6 и выкуплено 4 здания дошкольных образовательных организаций, под дошкольные образовательные организации перепрофилировано 7 зданий, после капремонта открыто 6 детских садов. Ведется строительство 2 дошкольных образовательных организаций. Указ Президента Российской Федерации по обеспечению местами в детских садах детей от 3 до 7 лет выполнен полностью. Проведены капитальные ремонты 153 зданий общеобразовательных организаций, улучшена инфраструктура 500 школ; закуплено 678 учебных кабинетов, 15 тысяч единиц учебно-лабораторного оборудования, 11 тыс. единиц компьютерной техники. В целях обеспечения устойчивого экономического роста и высоких социальных стандартов качества жизни населения, создания условий для развития и процветания не только нынешних, но и будущих поколений, в 2012 году в Тульской области разработан проект Стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2030 года (далее – Стратегия 2030), в котором были определены ключевые направления и механизмы, способствующие формированию точек роста Тульской области. При формировании стратегического плана действий в комплексе были увязаны вопросы развития различных сторон государственной и общественной жизни региона, которые нашли отражение в конкретных цифрах индикаторов социально-экономического развития. Был применен институциональный подход, позволяющий комплексно учитывать возможные сценарии изменения внешних и внутренних условий, существующих ограничений и рисков развития области. В основу механизма Стратегии 2030 был заложен принцип «баланса интересов», который подразумевал обеспечение соблюдения интересов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Тульской области, органов местного самоуправления и организаций, в том числе общественных, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников реализации стратегии. В рамках Стратегии 2030 обозначен ряд конкретных задач, которые необходимо было решить, и определены целевые индикаторы их достижения по всем стратегическим направлениям. Вместе с тем, ситуация, которая сложилась в настоящее время в мировой экономике, ощутимо повлияла на экономику страны и Тульской области. В условиях новой экономической реальности возникает необходимость актуализации средне- и долгосрочных приоритетов развития Тульской области. Необходима корректировка приоритетов, целей и задач, стоящих перед региональной властью, подходов к их решению, которые приведут к обеспечению качественно нового уровня и условий жизни населения Тульской области. Опираясь на уже сформированную экономическую базу необходимо спроектировать новые механизмы, направленные на усиление существующих и создание новых конкурентных преимуществ региона, обеспечить максимальное использование в интересах жителей всех ресурсов, которые дают развитие экономики. 2. Вызовы и ограничения в среднесрочном периоде Нестабильная экономическая ситуация в краткосрочной перспективе не означает необходимости пересмотра стратегических целей развития Тульской области, а обуславливает повышение требований к темпу и качеству социально-экономического развития региона. Задачи по достижению устойчивого экономического роста необходимо решать в условиях сохранения внешних и внутренних ограничений в экономике, а также вызовов, с которыми сталкивается Тульская область, и которые требуют консолидации усилий по решению стратегических социально значимых задач, стоящих перед регионом. В настоящее время сформировались три вызова, которые необходимо принимать во внимание при определении Основных направлений деятельности правительства Тульской области. Первый вызов – сокращение численности населения Тульской области из-за неблагоприятных демографических и социальных факторов. Одним из ключевых факторов конкурентоспособности Тульской области и перспектив ее будущего устойчивого развития являются обеспеченность и качество человеческого капитала. Демографические процессы в Тульской области характеризуются тенденцией увеличения доли старших возрастов в составе экономического активного населения. Демографический прогноз, при сохранении текущих тенденций, демонстрирует снижение численности трудоспособного населения к 2030 году на уровне Российской Федерации на 9,2 %, в Тульской области – 14,7 %, что приведет к перераспределению возрастной структуры населения и увеличению демографической нагрузки. Возрастет конкуренция между регионами за человеческий капитал. Между тем, Тульская область не является лидером притяжения трудовых ресурсов. Численность населения Тульской области продолжает сокращаться. На 1 января 2016 года она уменьшилась на 7,1 тыс. человек в сравнении с 1 января 2015 года. Численность населения старше трудоспособного возраста составляет 446,4 тыс. человек, доля в общей структуре населения – 29,5 % – самая высокая среди всех субъектов Российской Федерации. Численность пенсионеров на 1 января 2016 года составила 545,2 тыс. человек (36,2 % от общей численности постоянного населения). Коэффициент демографической нагрузки на население трудоспособного возраста (число лиц моложе и старше трудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста) – 773 (в Российской Федерации – 711, в ЦФО – 709). Кроме того, одной из главных тенденций развития регионального рынка труда, которая может негативно сказаться на конкурентоспособности экономики Тульской области, является дисбаланс спроса и предложения в отраслевом и профессионально-квалификационном разрезах. Уже сейчас рынок труда Тульской области характеризуется дефицитом высококвалифицированных работников. С учетом реализации инвестиционных проектов строительства новых предприятий, модернизации и технического перевооружения действующих производств кадровая потребность в рабочих специальностях ежегодно составляет от 4200 до 5000 человек. Второй вызов – технологическое отставание от мировых лидеров в ключевых отраслях промышленности. Как и Россия в целом, Тульская область в условиях современной рыночной экономики находится в сфере глобальной конкуренции. Сложившаяся к настоящему времени отраслевая структура производства Тульской области имеет в основном экспортную, ресурсно-сырьевую направленность. Основной ее базой являются химическая промышленность, машиностроение, металлургия. В этих отраслях действует ограниченное число предприятий, производящих более 60 % промышленной продукции. Учитывая высокую степень износа основных производственных мощностей промышленности Тульской области (70 % оборудования имеет средний возраст 20 и более лет), существующие мощности необходимо реконструировать и в значительной степени увеличивать для достижения достаточного уровня конкурентоспособности на мировом рынке как по количественным, так и по качественным показателям. В среднесрочной перспективе социально-экономическое развитие Тульской области должно осуществляться на основе перехода региональной экономики к развитию наукоемких отраслей, основанных на современных технологиях. Анализ показателей инновационно-технологического развития в сравнении с другими регионами ЦФО выявил определенные проблемы, такие как недостаточное количество работников, выполняющих научные исследования и разработки (на конец 2014 года – 3872 чел., 8 место по ЦФО), низкое количество специалистов с ученой степенью, занятых в сфере исследований и разработок (на конец 2014 года – 236 чел, 10 место по ЦФО), недостаточное количество внутренних затрат на исследования и разработки (на конец 2014 года – 3090,1 млн. рублей, 9 место по ЦФО). Освоение сложных технологичных профессий и новой продукции требует кадров соответствующей квалификации, серьезный дефицит которых наблюдается в Тульской области. Больше всего дефицит высокопрофессиональных кадров наблюдается в машиностроении, металлообработке и легкой промышленности, где трудозатраты в себестоимости продукции являются одними из самых высоких. Третий вызов – сложная экологическая обстановка на территории области. Степень техногенной нагрузки на состояние окружающей среды в Тульской области остается достаточно высокой из-за большого количества промышленных предприятий в регионе. Промышленные выбросы, сбросы оказывают негативное воздействие на состояние атмосферного воздуха и поверхностных водных объектов. В настоящее время Тульская область занимает 3-е место в ЦФО по объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников. Сложной остается эколого-радиологическая обстановка, обусловленная комплексом экологических и радиационных факторов, связанных с влиянием на окружающую среду, помимо промышленных предприятий, последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Таким образом, важным вызовом в среднесрочной перспективе является необходимость обеспечения роста промышленного производства и устойчивых темпов экономического развития без увеличения нагрузки на окружающую среду с одновременным устранением последствий накопленного экологического ущерба. Кроме того, необходимо учитывать бюджетные и иные ограничения, которыми будет характеризоваться перспективный период. Проводить эффективную экономическую политику и обеспечивать выполнение первоочередных обязательств придется в условиях ограниченных ресурсов как федерального бюджета, так и бюджета Тульской области. Распределение бюджетных ресурсов следует осуществлять на основе комплексного подхода к принятию стратегических решений. Учитывая, что в среднесрочной перспективе будут действовать жесткие ограничения, связанные с неблагоприятной ситуацией в российской экономике, необходима работа по установлению четких приоритетов расходования средств областного бюджета. Кроме того, усиление конкуренции субъектов Российской Федерации за инвесторов при общем сокращении объемов инвестиций в стране – важнейший фактор, который должен учитываться при определении стратегических приоритетов и мероприятий по реализации среднесрочных планов действий. Отличительной особенностью финансирования инвестиций в Тульской области является низкая доля федерального и регионального бюджетов в общем объеме инвестиций (доля Тульской области в общем объеме инвестиций составляет только 4,1 % против 9,8 % в целом по Российской Федерации и 10,5 % по ЦФО). В условиях санкций, геополитической напряженности и нестабильной макроэкономической ситуации в экономике борьба регионов за инвестиции обостряется, растет конкуренция, что требует от Тульской области новых подходов в рамках реализации инвестиционного процесса и обуславливает необходимость перехода на качественно новый уровень деятельности по улучшению инвестиционного климата в регионе. Помимо перечисленных вызовов и ограничений реализация политики в области социально-экономического развития Тульской области должна учитывать накопленные в экономике проблемы. Сложная экономическая ситуация в стране оказывает влияние на замедление темпов экономического роста в Тульской области. Основными сдерживающими факторами развития промышленности Тульской области являются достаточно высокий износ основных фондов в ряде отраслей экономики и высокий износ коммунальной инфраструктуры. Еще одна серьезная проблема – большое количество ветхого и аварийного жилья. Половину жилищного фонда составляют дома, построенные более 40 лет назад и имеющие высокий процент износа (свыше 30 %). Площадь этих жилых помещений возросла в 2,7 раза и составляет 2,1 млн кв. метров. Задача по решению этой проблемы требует серьезных финансовых и временных затрат. Отмечается существенная разница между муниципальными образованиями Тульской области в темпах социально-экономического развития. Основная причина – большие различия в существующей ресурсной базе муниципальных образований: экономической, финансовой, социальной. 3. Миссия и основные направления развития Тульской области История и потенциал социально-экономического развития региона с учетом складывающихся ограничений и вызовов определяют миссию и приоритетные направления развития на среднесрочный период. Тульская область на протяжении веков служила щитом и арсеналом России. В середине XVI века в Туле было основано оружейное дело, город стал центром военного мастерства и традиций. Тульские мастера считаются лучшими мастерами страны, на Тульской земле жили и работали великие русские писатели, исследователи, первооткрыватели и ученые. В советскую эпоху Тульская область стала одним из центров индустриализации. Получили развитие как традиционные, так и новые направления промышленности – химия, энергетика, автоматизированные системы управления. Период становления Российской Федерации область пережила не без потерь, но удалось сохранить ценности, которые с древних времен были присущи тулякам – патриотизм, трудолюбие, умение и упорство. В период испытаний и трудностей Тульская область всегда была опорой России. Текущее внешнеполитическое напряжение, замедление мировых темпов экономического роста – вызов не только экономическому благополучию государства, но и его фундаментальным основам. Тульская земля в этих условиях должна стать центром подготовки кадров и создания новых технологий промышленности для страны, местом силы и отдыха. Миссия Тульской области, вытекающая из ее исторического прошлого, отражающая ее настоящее, определяющая ее место в будущем, может быть сформулирована следующим образом: Миссия Тульской области – полностью раскрыть свой потенциал земли силы и талантов; территории высокого качества жизни, основанного на устойчивом социально-экономическом развитии. Программа направлена на реализацию этой миссии, создание институциональных условий для устойчивого экономического роста, модернизацию промышленности и рост социально-экономического потенциала Тульской области, что позволит увеличить инвестиционную активность на территории области и укрепить ее позиции в Центральном федеральном округе, Российской Федерации и на внешних рынках. Тульская область должна стать комфортной и безопасной для проживания, более притягательной для бизнеса. Слом демографического тренда будет обеспечен за счет создания нового качества жизни для населения – это и решение проблемы ветхого жилья, и современная медицинская помощь, и облагораживание городских пространств, и повышение уровня культурной жизни. Создавая экономические и социальные стимулы переезда в Тульскую область молодых семей из других регионов, особенно туляков, которые уехали на учебу или постоянную работу в Москву, можно обеспечить приток знаний, новых идей и инвестиционного драйва. Новой точкой роста станет создание центра образовательных компетенций полного жизненного цикла для перспективных отраслей промышленности, выпускающего специалистов мирового качества. Внедрение современных технологий дошкольного и школьного образования, принятие нового стандарта среднего профессионального образования будут дополнены созданием в области университета промышленных компетенций кампусного типа и корпоративных университетов крупных государственных предприятий. Это обеспечит мощный приток экономически активного населения, концентрацию научных и практических компетенций в области промышленности. Создание особой экономической зоны промышленного типа с привязкой к научно-исследовательским центрам, образованным рядом с предприятиями, обеспечит рост высокотехнологичных производств, интеграцию высшей школы, науки и развитой промышленности. Акцент в развитии предприятий будет сделан на более активное встраивание в глобальные цепочки добавленной стоимости. Точками роста станут малые предприятия, выпускающие экспорториентированную продукцию – рядом с промышленными гигантами будут появляться бизнес-парки для молодых инноваторов, которые быстрее и эффективнее могут создавать высокотехнологичные товары и услуги. Привлечение и удержание квалифицированных кадров в промышленных городах будет обеспечено за счет существенного улучшения качества городской среды. Для этого будет запущен комплексный процесс реорганизации промышленно-производственных территорий, формирования целостной благоприятной для труда и отдыха городской среды, включающий эстетическую, экологическую и функциональную оптимизацию пространства. Тульская область станет экологичным регионом за счет внедрения технологий улучшения экологических характеристик промышленных производств, перехода на новые экономические стандарты. Традиции и культура Тульской земли станут открытыми для всей страны – удобная логистика и развитие туристических зон обеспечат мощный приток туристов. Культурное богатство и военные традиции станут визитной карточкой территории, закрепят в восприятии гостей и жителей области её уникальный облик – земли силы и талантов, щита и арсенала великого государства. По результатам обсуждения стратегических приоритетов с экспертным сообществом представителями органов государственной власти и жителями Тульской области определены основные направления деятельности правительства Тульской области на период до 2021 года. III. Основные
направления деятельности 1. Построение комфортной среды для жизни Улучшение демографической ситуации Социально-экономическая политика Тульской области в среднесрочной перспективе будет опираться на развитие человеческого капитала. Для этого должны заработать эффективные экономические механизмы, способствующие формированию государственных и частных инвестиций в человека. Основные приоритеты демографической политики Тульской области в среднесрочной и долгосрочной перспективе: снижение смертности; повышение рождаемости и поддержка семей с детьми; обеспечение активного долголетия граждан старшего поколения; регулирование миграционных процессов. К 2021 году будут реализованы мероприятия по стабилизации численности населения Тульской области, формированию предпосылок к последующему демографическому росту и повышению качества жизни. В 2016-2021 годах особое внимание будет уделено реализации мер, направленных на снижение темпов естественной убыли населения, стабилизацию численности населения, обеспечение устойчивого миграционного прироста, а также достижение целевых показателей в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации». Снижение темпов естественной убыли населения планируется, прежде всего, за счет сокращения смертности от наиболее значимых заболеваний на основе формирования приверженности граждан к ведению здорового образа жизни, рационального питания, физической активности, обеспечения доступности медицинской помощи, повышения эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения Тульской области. Одним из приоритетов станет реализация комплекса первоочередных мер, направленных на повышение рождаемости в Тульской области. В целях укрепления института семьи будут созданы условия для реализации семьей ее функции, защиты ее интересов, формирования качественной и доступной инфраструктуры поддержки семей. Особое внимание будет уделено повышению качества жизни семей, имеющих детей, на основе реализации их права на получение мер социальной поддержки, повышения качества социальных, медицинских и образовательных услуг; совершенствования работы комплексных центров по предоставлению социальных услуг семьям, имеющим детей; взаимодействия всех субъектов семейной политики в профилактике семейного неблагополучия в целях раннего выявления кризисных ситуаций. Будет активизирована работа по профилактике отказов от детей, содействию семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Целевые ориентиры к 2021 году: средняя продолжительность жизни – 73 года; общий коэффициент смертности населения – 16,6; общий коэффициент рождаемости населения – 10,7. Здравоохранение Одним из важных векторов развития Тульской области будет являться формирование развитой системы здравоохранения с необходимым кадровым обеспечением, в которой профилактические меры, новые медицинские технологии и современные информационные системы способствуют сохранению здоровья населения. Приоритетным направлением государственной политики Тульской области в области обеспечения здоровья граждан будет повышение структурной эффективности системы здравоохранения, а также обеспечение доступности первичной медико-санитарной помощи населению. Продолжится работа по модернизации и строительству новых площадей медицинских организаций, в том числе в строящихся микрорайонах, дальнейшему совершенствованию материально-технической базы медицинских организаций и оснащению современным медицинским оборудованием, развитию сети фельдшерско-акушерских пунктов. Строительство двух корпусов областной детской клинической больницы позволит улучшить качество оказания медицинской помощи детскому населению региона, повысит доступность специализированной медицинской помощи, что позволит снизить показатели заболеваемости и инвалидности детей, показатели младенческой и детской смертности. В целях улучшения демографической ситуации и совершенствования работы родовспоможения запланировано строительство перинатального центра. Будут начаты работы по строительству нового здания онкологического диспансера и завершению строительства хирургического корпуса городской клинической больницы скорой медицинской помощи. Устранение дисбаланса в доступности и качестве медицинского обслуживания для населения будет обеспечиваться за счет повышения структурной эффективности системы здравоохранения, развития первичной медико-санитарной помощи, внедрения проекта «Стандарт современной поликлиники», дальнейшего развития специализированных медицинских центров и отделений, централизации вспомогательных диагностических служб. Будут интенсивно развиваться стационарзамещающие технологии, в том числе организация стационара на дому для маломобильных категорий граждан, а также организовываться регулярные выезды врачебных и фельдшерских бригад в отдаленные населенные пункты. Маршрутизация пациентов для оказания специализированной медицинской помощи будет осуществляться в соответствии с развитием необходимой транспортной инфраструктуры. В 2016-2021 годах продолжится реализация мероприятий по поэтапному обновлению парка автомобилей скорой медицинской помощи. К 2021 году в Тульской области будет обеспечено в полном объеме удовлетворение существующей потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи в части стентирования сосудов сердца при инфаркте миокарда, коронографии, хирургического лечения нарушений сердечного ритма и эндопротезирования в рамках государственного задания. Срок ожидания в очереди на проведение указанных операций будет сокращен в 2 раза. Приоритетным направлением будет являться внедрение современных информационных технологий и роботизированных медицинских комплексов в систему здравоохранения Тульской области. Будут реализованы мероприятия по внедрению инновационных технологий по ранней диагностике хронических заболеваний с использованием высокотехнологичного медицинского оборудования. Медицинская помощь населению будет совершенствоваться на основе внедрения передовых достижений медицинской науки, в том числе с использованием медицинского оборудования, выпускаемого на предприятиях Тульской области. Активное внедрение современных медицинских технологий в практику здравоохранения потребует усиления практического аспекта подготовки специалистов. Будут проведены мероприятия по обеспечению государственных учреждений Тульской области квалифицированными медицинскими кадрами за счет системной профориентационной работы, тесного взаимодействия с медицинскими высшими учебными заведениями (далее – ВУЗ), создания необходимых социально-экономических, бытовых и инфраструктурных условий для привлечения медицинских работников, создания условий для повышения уровня профессиональной подготовки и переподготовки медицинских кадров. Будут созданы центры симуляционного обучения, в том числе в хирургии, педиатрии, неонатологии и акушерстве. Будут реализованы мероприятия по выявлению факторов риска и ранней диагностике хронических заболеваний, в том числе онкологических и туберкулеза на основе максимального охвата населения профилактическими осмотрами и диспансеризацией с использованием современных высокоэффективных скрининговых методик, что позволит повысить эффективность медицинской помощи и способствовать сохранению здоровья туляков. В целях обеспечения единых подходов к оказанию медицинской помощи будут разработаны и внедрены региональные протоколы лечения заболеваний. Целевые ориентиры к 2021 году: удовлетворенность населения медицинской помощью (% опрошенных) – 71 %; обеспеченность врачами на 10000 человек – 32,8; охват профилактическими медицинскими осмотрами не менее 95 % детей ежегодно (не менее 210 000 детей); охват диспансеризацией не менее 21 % взрослого населения (ежегодно не менее 230 000 человек); наиболее полное удовлетворение потребности граждан в необходимых лекарственных препаратах. Социальная защита Основные ориентиры развития мер социальной поддержки населения будут направлены на создание условий для последовательного повышения уровня и качества жизни населения Тульской области, обеспечение эффективной защиты социально уязвимых категорий граждан и повышение эффективности предоставления социальных услуг. В 2016-2021 годах будет реализован комплекс мер, направленный на развитие новых механизмов, форм и методов, основанных на предоставлении гражданам пожилого возраста и инвалидам полного спектра социальных услуг (информационные, правовые, медицинские, психологические, бытовые и другие), оказание различных видов материальной помощи и создание условий для социальной адаптации и реабилитации граждан как в учреждениях социального обслуживания, так и на дому. Это позволит сформировать систему социальной поддержки и адаптации социально уязвимых категорий населения, отвечающую потребностям современного общества, реализующую, помимо социальной защиты, функции социального развития. Одним из приоритетных направлений социальной политики Тульской области до 2021 года является внедрение современных технологий в различных формах социального обслуживания. Совершенствование работы и увеличение количества «мобильных бригад» позволит охватить социальным обслуживанием нуждающихся граждан, проживающих в отдаленных населенных пунктах. С целью повышения доступности и улучшения социальной помощи на дому, предоставления возможности проживания в домашних условиях гражданам, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности и нуждаются в постоянном постороннем уходе, а также оказания помощи семьям с тяжело и длительно болеющими родственниками будет активно развиваться стационарозамещающая форма оказания услуг – «Служба сиделок». В Тульской области отмечается рост доли пожилых людей в общей численности населения региона. Это приводит к тому, что многие граждане пожилого возраста находятся в тяжелом социальном положении. Касается это, в первую очередь, одиноких пожилых людей, которые, в отличие от пожилых граждан, проживающих в семьях, лишены элементарной поддержки родных. Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации будет являться организация и развитие деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов. В связи с тем, что инвалиды являются самым социально незащищенным слоем населения в период с 2016-2021 годов будет осуществлен переход к полному соблюдению законных прав, свобод и интересов инвалидов в соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов путем реформирования нормативной правовой базы, создания комфортных условий проживания для инвалидов, формирования у населения понимания проблем инвалидов и инвалидности. К 2021 году будет полностью создана безбарьерная среда для инвалидов и маломобильных групп населения на приоритетных объектах социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры. Особое внимание будет уделено зонам компактного проживания инвалидов, путем создания максимально удобных условий размещения инвалидов на территории муниципальных образований Тульской области (комплексной адаптации во всех сферах жизнедеятельности: социальной защиты, медицинском обслуживании и лекарственном обеспечении, занятости, сфере услуг и др.). В данном направлении запланировано: увеличение доли образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для детей-инвалидов: дошкольных – до 20%; общеобразовательных – до 30%; профессиональных – до 100%; увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в возрасте от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 57 %; внедрение в широкую практику современных технологий по работе с молодыми инвалидами в различных формах социального обслуживания; развитие службы «социальное такси». Особое внимание будет уделено реализации государственных мер по улучшению положения женщин, семьи и детей, противодействию всем формам семейного насилия и обеспечению прав женщин и детей на защиту и помощь в преодолении последствий кризисных ситуаций, формированию позитивного родительства. Серьезным ресурсом в оказании помощи женщинам, находящимся в состоянии кризиса, станет стационарное отделение социальной реабилитации на базе государственного учреждения «Кризисный центр помощи женщинам». Расширение направлений использования средств регионального материнского капитала позволит удовлетворить насущные потребности семей, воспитывающих трех и более детей. Так же будет обеспечено комплексное решение вопросов организации отдыха и оздоровления детей, в том числе оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Сегодня государство активно ищет новые механизмы предоставления услуг социальной защиты, среди которых можно выделить интеграцию частного некоммерческого сектора в государственную (муниципальную) систему социальной защиты. Проводится планомерная работа по совершенствованию нормативной правовой базы, стимулирующей участие негосударственных и коммерческих структур в социальной защите населения, созданию условий для развития негосударственного сектора предоставления социальных услуг населению, что повлечет за собой значительное увеличение количества поставщиков социальных услуг. В связи с наличием очередности в дома-интернаты планируется строительство спального корпуса на базе государственного учреждения «Тульский психоневрологический интернат» на 240 мест, что позволит ликвидировать очередность, привести площади спальных помещений в соответствие с установленными санитарными нормами. Государственно-частное партнерство становится все более популярным способом решения задач развития той или иной общественно значимой сферы в условиях нехватки бюджетных ресурсов, где выполнение поставленных целей без привлечения инвестиций и потенциала института предпринимательства невозможно. Особое внимание будет уделено реализации социальных проектов на принципах государственно-частного и муниципально-частного партнерства. До 2021 года планируется реализовать не менее 3-х проектов на принципах государственно-частного партнерства. В рамках действия регионального сегмента Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей будет реализован проект по предоставлению наркопотребителям именных сертификатов на предоставление услуг по социальной реабилитации и ресоциализации. Целевые ориентиры к 2021 году: доля детей-сирот в общей численности детского населения – 0,92 %; доля доступных для инвалидов приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, доступных для лиц с ограниченными возможностями здоровья – 63,2 %; количество проектов в сфере социального предпринимательства на принципах государственно-частного партнерства – более 10. Сфера труда и занятости населения Государственная политика Тульской области в сфере труда и занятости будет направлена на создание условий для развития эффективного рынка труда, обеспечивающего стабильный рост качества занятости и уровня жизни населения Тульской области. Реализация предлагаемых ориентиров будет способствовать повышению качества и конкурентоспособности рабочей силы, увеличению оплаты труда, усилению социальной защищенности трудящихся, созданию безопасных условий труда, оздоровлению работников, членов их семей, и развитию социального партнерства в регионе. В 2016-2021 годах будет реализован комплекс мер по обеспечению занятости населения Тульской области. Основным направлениям станет повышение информированности населения и работодателей о положении на рынке труда. Мероприятия по данному направлению будут направлены на удовлетворение потребности населения и работодателей в информационных услугах органов занятости населения. Предполагается повышение уровня трудоустройства граждан-соискателей посредством применения программ активной политики занятости населения. Планируется продолжить работу по организации временного трудоустройства инвалидов, граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, лиц предпенсионного возраста, беженцев и вынужденных переселенцев, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей – инвалидов, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий, катастроф. Специфика программных действий применительно к инвалидам предусматривает развитие системы их профессиональной реабилитации, организацию работы по квотированию рабочих мест, совершенствование технологии по содействию их трудоустройству. Мероприятия по содействию занятости граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, направлены на содействие трудоустройству, оказание профориентационных и консультационных услуг лицам, подлежащим освобождению. С целью обеспечения занятости граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей предусмотрены программные действия, направленные на профессиональное консультирование и профессиональную подготовку, содействие в организации собственного дела, расширение взаимодействия с военными комиссариатами муниципальных образований области. Предусматривается продолжение реализации мероприятий по развитию предпринимательской инициативы, оказанию помощи безработным гражданам в открытии собственного дела, в том числе финансовой. Учитывая возрастающие требования работодателей к квалификации работников, а также имеющееся несоответствие профессионально-квалификационного состава незанятых граждан имеющимся вакансиям, предусматриваются мероприятия по повышению конкурентоспособности безработных граждан посредством их профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также организации профессиональной ориентации граждан и психологической поддержки безработных граждан. Будет усилена работа органов занятости населения по взаимодействию с работодателями с целью их привлечения к решению проблем занятости населения, увеличения как качества, так и количества вакансий, заявляемых в органы занятости населения. Реализация мероприятий в сфере занятости населения позволит создать условия для эффективного регулирования ситуации на рынке труда области, сочетающей экономические и социальные интересы работника, работодателя и потребности развития экономики. Все это позволит обеспечить уровень регистрируемой безработицы не выше 0,7 % от экономически активного населения Тульской области и напряженность на рынке труда не выше 0,5 человека на 1 вакансию. Увеличить к 2021
году число высококвалифицированных работников В целях привлечения дополнительных трудовых ресурсов планируется до 2021 года осуществление комплекса мероприятий по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, что позволит 50 тыс. соотечественников выбрать для постоянного проживания Тульскую область. Обеспечение предприятий квалифицированными кадрами требует повышения качества и комфортности рабочих мест путем улучшения условий труда и обеспечения безопасности занятых на них работников. Основной целью является переход к современной системе управления профессиональными рисками, позволяющей реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья работников на производстве и сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда. В первую очередь, это повышение достоверности оценки условий труда и профессиональных рисков в организациях путем реализации механизмов специальной оценки условий труда. Объективные результаты специальной оценки условий труда необходимы органам управления для проведения взвешенной политики в сфере охраны труда. Предусматриваются мероприятия для развития системы обучения работников и работодателей в области охраны труда. Обучение по охране труда и воспитание культуры охраны труда на каждом рабочем месте является очень важным фактором создания безопасных условий труда. Совокупность вышеуказанных мероприятий, а также деятельность организаций Тульской области, направленная на широкое распространение лучшей практики и передового опыта по охране труда, и формирование социальной ответственности организаций в сфере охраны труда позволит улучшить условия труда по результатам специальной оценки условий труда на 24 750 рабочих местах. В целях улучшения материального положения и условий жизни людей до 2021 года будет обеспечен рост минимальной заработной платы в Тульской области не ниже уровня 3 места в ЦФО. Целевые ориентиры к 2021 году: уровень регистрируемой безработицы – 0,7 %; обеспечить коэффициент напряженности на рынке труда 0,5 человека на 1 вакансию; улучшить условия труда по результатам специальной оценки условий труда на 24750 рабочих местах; оказать содействие в переселении в Тульскую область до 2021 года 50 тыс. соотечественникам, проживающим за рубежом; увеличить к 2021 году число высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников; оказание не менее 850 тыс. государственных услуг в области содействия занятости населения. Спорт и молодежная политика Основным приоритетом спортивной и молодежной политики Тульской области является формирование доступной среды для развития и социализации личности. В Тульской области будут создаваться условия для здорового образа жизни и систематических занятий физической культурой и спортом различных категорий населения за счет доведения до нормативных значений уровня обеспеченности плоскостными спортивными сооружениями (многофункциональными спортивными площадками, спортивными залами, бассейнами) и создания физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК). В целях создания условий, ориентирующих граждан Российской Федерации, проживающих на территории Тульской области, на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, а также развитие спортивной инфраструктуры намечена реализация следующих мероприятий: разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни; создание единой системы детско-юношеских соревнований на всей территории Тульской области; модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных организациях профессионального образования; развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности с использованием возможностей высших учебных заведений Тульской области; развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности; совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности тульского спорта на российской и международной спортивной арене; усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров; реализация проекта по созданию уличных площадок ГТО и воркаута на территории Тульской области; развитие авиационно-технических видов спорта; организация бесплатных групп здоровья для старшего поколения; проведение ремонта и реконструкции существующих спортивных объектов: спортивных залов, площадок стадионов; организация целевой подготовки тренеров по базовым видам спорта и спортивных врачей с использованием возможностей высших учебных заведений Тульской области. В целях обучения детей младшего школьного возраста плаванию, возрождения интереса детей к спортивному плаванию, пропаганды здорового образа жизни, приобщения детей к ценностям спортивных традиций, выявления одаренных и талантливых детей в 2016-2021 годах в Тульской области будет разработана и реализована программа «Умею плавать». Совместно с Министерством обороны Российской Федерации будет проработан вопрос о создании на территории Тульской области спортивных рот, в целях сохранения и привлечения на территорию Тульской области профессиональных спортивных кадров. В целях оперативного реагирования на возрастающие и активно меняющиеся требования антидопинговых организаций будет рассмотрен вопрос о возвращении врачебно-физкультурных диспансеров под контроль ведомства, осуществляющего полномочия по реализации государственной политики в области физической культуры и спорта в Тульской области. В структуру таких диспансеров необходимо ввести комплексные научные группы по отдельным видам спорта, основной задачей которых будет являться медицинское сопровождение ведущих спортсменов региона и сборных команд в соответствии с законодательством Российской Федерации. В Тульской области будет создан центр спортивных единоборств на базе которого планируется создание тренировочной базы по всем видам единоборств, а также проведение различных соревнований международного и российского уровня. Приоритетными направлениями региональной молодежной политики и патриотического воспитания станут: укрепление материально-технической базы государственных учреждений молодежной политики; развитие системы государственных учреждений молодежной политики; содействие подготовке, повышению квалификации специалистов в сфере государственной молодежной политики; создание единой информационной площадки в сети Интернет; создание условий по гражданско-патриотическому воспитанию и допризывной подготовке молодежи (включая обучение морскому делу) в государственных учреждениях молодежной политики; развитие единой системы военно-патриотических и военно-спортивных клубов, краеведческих и поисковых объединений и популяризация их деятельности; развитие Всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия»; историко-патриотическое воспитание молодежи на базе изучения Тульской засечной черты; организация и проведение массовых молодежных мероприятий, в том числе патриотических: связанных с Днями Воинской Славы России, памятными датами военной истории России и Тульской области, города-героя Тулы, боевыми традициями армии и флота; поддержка молодежных инициатив; содействие занятости молодежи; развитие добровольческого движения; организация и проведение мероприятий, направленных на формирование у молодежи основ здорового образа жизни, в том числе военно-спортивных соревнований, игр, слетов, сборов, походов; организация работы профильных оздоровительных лагерей для подростков и молодежи, тематических смен для детей и подростков; развитие системы социального партнерства с детскими и молодежными общественными объединениями; развитие волонтерского движения. Целевые ориентиры к 2021 году: общее количество спортивных объектов (физкультурно-оздоровительных комплексов, мини-стадионов, площадок для воркаута) – 2347 ед.; доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, от общей численности населения – 42 %; доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, от численности данной категории населения – 80,5; Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|