Расширенный поиск

Постановление Правительства Ярославской области от 05.10.2015 № 1075-п

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 05.10.2015 N 1075-п

г. Ярославль

 

Об утверждении Стратегии по развитию молодёжи для модернизации Ярославского региона на период 2015 – 2025 годов

 

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. «Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года», протоколом заочного голосования президиума Стратегического совета области от 07.04.2015 N 2015-1

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию по развитию молодёжи для модернизации Ярославского региона на период 2015 – 2025 годов (далее – Стратегия).

2. Агентству по делам молодёжи Ярославской области обеспечить реализацию Стратегии на период до 2025 года.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) области при реализации государственной молодёжной политики руководствоваться положениями Стратегии.

4. Агентству по делам молодёжи Ярославской области осуществлять мониторинг и контроль за реализацией Стратегии.

5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Нечаева А.В.

6. Постановление вступает в силу с момента подписания.

 

 

Председатель

Правительства области                                                         А.Л. Князьков




 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства области

от 05.10.2015 N 1075-п

 

 

СТРАТЕГИЯ

по развитию молодежи для модернизации Ярославского региона
на период 2015 – 2025 годов

 

1. Общие положения

 

1.1. Назначение документа.

Стратегия по развитию молодежи для модернизации Ярославского региона на период 2015 – 2025 годов (далее – Стратегия) – документ, определяющий цели государственной молодежной политики, приоритетные  направления, механизмы и последовательность действий в интересах развития региона. 

Стратегия  рассматривается как инструмент влияния на ведомства и институты, организации общего, среднего и высшего профессионального образования, учреждения бизнеса и производства в целях интеграции их усилий для эффективной социализации ярославской молодежи и оптимального использования ресурсов  в указанном направлении.

1.2. Основания для разработки и ключевые ценности документа.

Стратегия  создана с учетом следующих документов:

- Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 134-р;

- Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года, утверждённые распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 2403-р (далее – Основы государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2025 года);

- Закон Ярославской области от 11 октября 2006 г. N 65-з «О молодёжной политике»;

-  Стратегия действий в интересах детей Ярославской области на 2012 – 2017 годы, утверждённая постановлением Правительства области от 27.09.2012 N 972-п «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Ярославской области на 2012 – 2017 годы»;

- Стратегия социально-экономического развития Ярославской области на период до 2025 года, утверждённая постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области на период до 2025 года» (далее – Стратегия социально-экономического развития Ярославской области на период до 2025 года).

Стратегия основывается на ценностных ориентирах, заданных Основами государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года. Инновационное  развитие Российской Федерации предъявляет особые требования к молодёжи, её мировоззрению, образованию и профессиональной квалификации, умению работать в высококонкурентной среде. Кроме того, главной целью Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года являются вхождение к 2025 году в десятку регионов-лидеров Российской Федерации по качеству жизни населения и вхождение в двадцатку регионов-лидеров по уровню развития экономики, что требует развития человеческого потенциала молодежи и создания системных условий для  социально-экономического развития региона.

Сегодня в Ярославской области молодежь в возрасте от 14 до 30 лет составляет около 22 процентов населения. Данное поколение свободно от груза памяти о «ломке» институтов советского общества. Оно ориентировано на позитивную деятельность, гораздо свободнее в своих устремлениях, лучше ориентируется в современном коммуникационном пространстве, более готово к освоению нового, ощущает себя частью мирового сообщества. Однако молодежь не должна рассматриваться исключительно как ресурс, она представляет собой социальную ценность и общественное достояние, которое государство и общество должны охранять, заботясь о постоянном восполнении и продуктивной реализации ее потенциала.

Состояние современного общества, его особенности и тенденции развития связаны с процессом глобализации, информатизации, усилением степени открытости и утратой мировоззренческих ориентиров. Указанные процессы ведут к трансформации самоосмысления и самосозидания каждой личности, особенно молодой. Идеалом в обществе становится самостоятельная, активная и конкурентоспособная личность, которая вынуждена самоопределяться в условиях нестабильности.

Стратегия рассматривает молодежь как активного субъекта преобразований в регионе, силу, способную обеспечить инновационное развитие, занимающую ответственную и  активную гражданскую позицию, что подразумевает следующее: государственные и общественные структуры не просто учитывают потенциал молодежи, создают условия для профессиональной, творческой и гражданской самореализации, а включают ее в реальные бизнес-процессы социально-экономической жизни и развития региона, делегируют властные и другие полномочия и, используя все имеющиеся ресурсы, способствуют формированию её гражданского самосознания.

1.3. Основные термины и понятия. Сегментация молодежи.

1.3.1. Основные термины и понятия.

 

Государственная молодежная политика – направление деятельности Российской Федерации, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочнения ее лидерских позиций на мировой арене.

Работа с молодежью – профессиональная деятельность, направленная на решение комплексных задач по реализации молодежной политики в сферах труда, права, политики, науки и образования, культуры и спорта, коммуникации, здравоохранения, взаимодействия с государственными организациями и общественными институтами, молодёжными и детскими общественными объединениями, а также с работодателями.

Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Указанная группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, – до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники).

Инфраструктура молодежной политики – система государственных, муниципальных организаций и общественных объединений, а также иных организаций всех форм собственности, обеспечивающих возможность для оказания услуг и проведения мероприятий, направленных на развитие молодежи.

Молодежное предпринимательство – предпринимательская деятельность граждан в возрасте до 30 лет, а также юридических лиц (субъектов малого и среднего предпринимательства), средний возраст штатных работников которых, а также возраст руководителя не превышает 30 лет либо в уставном (складочном) капитале которых доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75 процентов.

Молодежная добровольческая (волонтерская) деятельность добровольная социально-направленная и общественно полезная деятельность молодых граждан, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения затрат, связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности).

Молодая семья – семья, состоящая в первом зарегистрированном браке, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых семей возраст участников увеличивается до 35 лет).

Молодой специалист – гражданин Российской Федерации в возрасте до 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых специалистов – до 35 лет), имеющий среднее профессиональное или высшее образование, принятый на работу по трудовому договору в соответствии с уровнем профессионального образования и квалификацией.

Молодой учёный – работник образовательной или научной организации, имеющий учёную степень кандидата наук в возрасте до 35 лет или учёную степень доктора наук в возрасте до 40 лет (для участников программ решения жилищных проблем работников – до 45 лет) либо являющийся аспирантом, исследователем или преподавателем образовательной организации высшего образования без ученой степени в возрасте до 30 лет.

Специалист по работе с молодежью – работник федерального, регионального или муниципального органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, а также организации любой формы собственности, осуществляющей работу с молодёжью, имеющий соответствующую профессиональную квалификацию.

Молодёжное общественное объединение – созданное в установленном законом порядке добровольное объединение молодых граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности взглядов и интересов, уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития молодёжи, а также союзы (ассоциации) указанных объединений.

Молодой рабочий – гражданин Российской Федерации в возрасте до 30 лет, выполняющий работы, подпадающие под действие тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих.

Талантливые молодые граждане – молодые граждане, имеющие достижения в различных сферах реализации, способности к труду и к творчеству либо продемонстрировавшие потенциальную способность иметь такие достижения в большей мере или с большей вероятностью, чем другие молодые граждане.

1.3.2. Сегментация молодежи.

Стратегия учитывает сегментацию молодежи по субкультурным и ценностным основаниям:

- работающая и неработающая молодежь, в том числе обучающаяся;

- городская и сельская молодежь;

- активная молодежь, входящая в различные профессиональные, общественные формальные и неформальные союзы и объединения, и пассивная молодежь;

- молодежь, постоянно или временно проживающая на территории области;

- молодая  семья;

- молодежь с ограниченными возможностями здоровья.

Данная сегментация актуальна для дифференцирования мер государственной поддержки.

 

2. Миссия, цель, ведущие идеи и принципы Стратегии

 

2.1. Миссия Стратегии.

Объединение всех ресурсов Ярославского региона с целью максимальной активизации человеческого потенциала ярославской молодёжи и создания системных условий для его полноценной и разносторонней реализации на благо развития региона.

2.2. Цель Стратегии.

Совершенствование системы действий по развитию гражданской ответственности молодежи, обеспечивающей эффективную социально-экономическую модернизацию Ярославской области.

2.3. Ведущие идеи Стратегии.

К ведущим идеям Стратегии относятся:

- создание условий для формирования и развития гражданской ответственности молодого поколения ярославцев;

- усиление и сбалансированность совместных действий всех институтов общества и государства для формирования и развития гражданского самосознания каждого молодого человека;

- рациональное использование всех возможных ресурсов (в том числе средств массовой информации) для конструктивной социализации молодежи.

Создание условий для формирования субъектности молодежи.

Усиление потенциала молодежи для формирования портфолио востребованных в Ярославском регионе ресурсов социального и человеческого капитала:

- устойчивая личность, умеющая создавать и поддерживать в актуальном состоянии жизнеобеспечивающее пространство;

- личность, способная функционировать в инновационном режиме, востребованная рынком труда;

- социально активная личность, вступающая в общественные отношения на основе общекультурных ценностей, в том числе культуры коммуникации, культуры перспективы и культуры прошлого.

2.4. Принципы Стратегии.

Основные принципы Стратегии:

- принцип гражданской ответственности;

- принцип включенности каждого в судьбу Ярославского края (активное участие в реализации социально-экономического развития региона);

- принцип соответствия интересов молодежи интересам развития региона;

- принцип равенства возможностей, форм и способов самореализации молодежи (на основе общечеловеческих ценностей, гражданских и этических норм);

- принцип открытости и информированности молодежи о возможностях самореализации;

- принцип профессиональной активности как гарантии прироста добавленной стоимости социального и человеческого капитала Ярославской области;

- принципы инновационного мышления и управления.

Идеи и принципы Стратегии определяются действиями молодежи в следующих сегментах:

- гражданская идентичность и активность;

- профессиональная деятельность;

- образование и научная деятельность;

- самоопределение;

- создание семьи и рождение детей;

- культурная и досуговая деятельность;

- деятельность, направленная на сохранение здоровья и занятия спортом (в том числе спортом высоких достижений);

- грамотная ориентация в информационном пространстве.

 

3. Проблемное поле Стратегии

 

К 2015 году при реализации государственной молодёжной политики было выявлено наличие следующих проблем:

- недостаточно высокий уровень гражданской активности и ответственности за себя, семью, малую Родину, страну в целом;

- снижение общекультурного уровня молодежи;

- недостаточно высокий уровень информационной культуры;

- снижение общего уровня здоровья молодого поколения;

- неустойчивость молодых семей;

- увеличение потока молодых мигрантов.

В сфере реализации социального и человеческого капитала, наращивания потенциала молодежи:

- ведение пассивного и потребительского образа жизни;

- снижение мотивации к производительному труду, интеллектуальным затратам;

- сохранение высокого уровня националистических, ксенофобских настроений, экстремистских проявлений;

 - социальная дезадаптация, уход части молодежи в игровое пространство информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и неформальные объединения;

- утрата мировоззренческих ориентиров в связи с размыванием традиционной шкалы ценностей в современном обществе потребления, низкий уровень личной и социальной идентичности;

- несформированность нравственных установок;

- завышенность амбиций, несоответствие уровня ожиданий и притязаний уровню имеющихся компетенций.

В сфере мер государственной и иной поддержки действий молодежи  в интересах региона:

- встречающиеся разрозненность деятельности ведомств и организаций социальной сферы и дублирование мероприятий и форм;

- слабая социальная, культурная, спортивная и другая инфраструктура в сельской местности;

- недостаточное количество ставок специалистов по организации работы с молодёжью в сельской местности;

- отсутствие единого плана мероприятий по формированию культуры здорового образа жизни;

- недостаточный уровень поддержки неформальных молодежных объединений позитивной направленности;

- отсутствие равного доступа (город – село) к востребованным формам и способам реализации интересов молодежи, высокая оплата ряда востребованных услуг;

- недостаточная скоординированность работы с молодыми мигрантами;

- отсутствие единой политики в сфере формирования гражданского мировоззрения и гражданской ответственности современного молодого человека в условиях рыночного информационного общества;

- отсутствие системности в сфере государственно-частного и государственно-общественного партнерства по вовлечению молодежи в деятельность на благо поселка, города, региона;

- недостаток молодежных  инновационных проектов для модернизации региона.

 

4. Главные приоритеты Стратегии

 

Приоритеты и направления действий по организации вовлечения молодежи в мероприятия  по развитию  Ярославского региона определены на основе SWOT-анализа, приведенного в приложении Стратегии, оценки различных сценариев развития государственной молодежной политики, ее рисков и допущений, с учетом ресурсов негосударственного сектора и потенциальных инвесторов:

- формирование молодого человека как гражданина, ответственного за себя, свою семью, поселок, город, регион, государство;

- расширение поля деятельности и создание региональной и муниципальной систем работы по формированию и развитию гражданской ответственности молодого поколения (семья, детские образовательные учреждения, школы, профессиональные учебные заведения, организации, в том числе и общественные);

- выстраивание государственно-частного и государственно-общественного партнерства по вовлечению молодежи в деятельность на благо поселка, города, региона;

- расширение информационных ресурсов о возможностях участия каждого молодого ярославца в конкретных делах по развитию региона в соответствии с личностными интересами и потребностями и мерах государственной поддержки;

- сопровождение и поддержка деятельности специалистов и активистов сферы молодежной политики на местах, особенно в муниципальных районах.

Главные приоритеты определены на основе анализа проблемного поля Стратегии в различных сферах.

В сфере приоритетов государственной молодежной политики, в том числе региональной:

- повышение уровня гражданской активности и ответственности за себя, семью, малую Родину, страну в целом;

- повышение общекультурного уровня молодежи;

- повышение уровня информационной культуры;

- формирование культуры сохранения своего здоровья у молодого поколения;

- укрепление устойчивости  молодых семей.

В сфере реализации социального и человеческого капитала, наращивания потенциала молодежи:

- снижение степени пассивного и потребительского образа жизни;

- повышение мотивации к производительному труду;

- снижение националистических, ксенофобских настроений, экстремистских проявлений в молодежной среде;

- профилактика социальной дезадаптации, ухода части молодежи в игровое пространство информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и неформальные объединения;

- возрождение мировоззренческих ориентиров и традиционной шкалы ценностей, повышение уровня  личной и социальной идентичности;

- формирование нравственных установок;

- снижение амбициозных настроений, приведение в соответствие уровня ожиданий и притязаний с уровнем  имеющихся компетенций.

В сфере мер государственной и иной поддержки действий молодежи  в интересах региона:

- укрепление взаимодействия ведомств и организаций социальной сферы;

- укрепление социальной, культурной, спортивной и другой инфраструктуры в сельской местности;

- повышение социального статуса специалистов по организации работы с молодежью, увеличение профильных ставок в сельской местности;

- координация мер по формированию культуры здорового образа жизни;

- усиление поддержки неформальных молодежных объединений позитивной направленности;

- усиление работы по формированию гражданственности, а не лидерства;

- обеспечение равного доступа (город – село) к востребованным формам и способам реализации интересов молодежи;

- координация работы с молодыми мигрантами;

- выработка единой политики в сфере формирования гражданского мировоззрения и гражданской ответственности современного молодого человека в условиях рыночного информационного общества;

- создание системы в сфере государственно-частного и государственно-общественного партнерства по вовлечению молодежи в деятельность на благо поселка, города, региона;

- расширение поля молодежных инновационных проектов для модернизации региона.

 

5. Ключевые сферы реализации Стратегии

 

5.1. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ярославской области, в том числе через межведомственное взаимодействие.

5.2. Поддержка и сопровождение молодой семьи.

5.3. Сопровождение общественных организаций и привлечение молодёжи к общественной жизни посредством организации региональных молодежных лагерей, поддержки, в том числе научно-методической, организационно-управленческой и финансовой, новых проектов молодёжных и детских общественных организаций (на конкурсной основе), отдельных граждан.

5.4. Выявление и поддержка талантливой молодёжи через профильные конкурсы, семинары, лагеря актива, тренинги, специализированные молодежные программы и другое.

5.5. Создание, поддержка, модернизация и системное функционирование информационных ресурсов.

5.6. Поддержка деятельности молодых ученых, развитие молодёжной научной деятельности.

5.7. Развитие международных отношений с целью обмена опытом реализации государственной молодёжной политики.

5.8. Развитие неформального и информального (самостоятельного) образования, программ социального образования.

5.9. Организация помощи в профессиональной ориентации молодежи 14 – 17 лет и построении образовательной траектории.

5.10. Профилактика экстремизма, развитие межнациональных отношений.

5.11. Реализация мероприятий по формированию здорового образа жизни.

5.12. Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности.

5.13. Грантовая поддержка молодёжных проектов.

 

6. Этапы реализации Стратегии

 

Реализация Стратегии будет осуществляться в 2 этапа:

- первый этап – в течение 2015 – 2020 годов;

- второй этап – в течение 2021 2025 годов.

Первый этап:

 

N

п/п

Наименование показателя

Период

2015 год

2020 год

1

2

3

4

1.

Разработка и реализация программ для талантливой молодёжи (ед.)

1

2

2.

Реализация направления по повышению квалификации и переподготовки кадров в сфере молодежной политики (чел.)

1

5

3.

Совершенствование системы мер по развитию профориентации молодежи, созданию условий для роста трудовой мобильности молодежи, наиболее полного использования ее трудового потенциала, в том числе путем вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность, деятельность волонтерских отрядов

(мероприятия/чел.)

1/10

100/15000

4.

Реализация системы мер по пропаганде здорового образа жизни молодежи, профилактике правонарушений в молодежной среде (мероприятия)

5

50

5.

Создание условий для укрепления и развития института молодой семьи

(мероприятия/семей)

1/5

25/100

6.

Совершенствование системы мер по взаимодействию государства
с молодежными общественными объединениями (количество социальных партнеров из числа

10

30

1

2

3

4

 

молодёжных общественных объединений)

 

 

7.

Усиление работы по распространению информации для молодежи
о реализуемых мероприятиях в сфере молодёжной политики (ед.)

100

2000

 

Второй этап:

 

N

п/п

Наименование показателя

Период

2015 год

2025 год

1.

Увеличение доли молодежи, участвующей в предпринимательской
и добровольческой деятельности (%)

1

20

2.

Увеличение числа молодых граждан, охваченных мероприятиями по здоровому образу жизни (%)

5

20

 

7. Ресурсы Стратегии

 

7.1. Организационные ресурсы:

- органы исполнительной власти;

- учреждения культуры, здравоохранения, образования, молодёжной политики;

 - общественные советы, организации и движения.

7.2. Человеческие ресурсы:

- молодежь, в том числе заинтересованные ученые, заинтересованные представители бизнеса, российские и международные эксперты.

7.3. Материальные ресурсы:

- культурный фонд региона;

- спортивный фонд региона;

- образовательный фонд региона;

- территориальный фонд региона.

7.4. Финансовые ресурсы:

- бюджет региона;

- инвестиции.

7.5. Информационные ресурсы:

- региональные средства массовой информации;

- социальные сети и другое.

 

8. Модернизационный и инновационный сценарии

 

8.1. Модернизационный сценарий предполагает усовершенствование существующей практики действий субъектов молодежной политики в интересах молодежи, инновационный сценарий создание и нормирование новшеств и нововведений. Реализация модернизационного и инновационного сценариев будет осуществляться одновременно.

Модернизационный сценарий включает в себя:

- создание условий для доступности информации по региональным программам и проектам творческой, социальной, профессиональной самореализации (в том числе для сельской молодежи), формирование единого портала проектов и инициатив молодежи Ярославской области;

- помощь органов власти, привлечение негосударственных источников финансирования для создания фондов местных сообществ на территории муниципальных районов Ярославской области;

- проведение обучения государственных и муниципальных служащих из числа молодежи, направленного на подготовку специалистов, ориентированных на поддержку гражданской и социальной активности, учет интересов молодежи, в том числе сельской;

- формирование целевых наборов для профессиональной подготовки (переподготовки) по приоритетным направлениям экономики и бизнес-среды региона, а также для нужд социальной сферы (с заключением государственного контракта);

- обучение и повышение квалификации руководителей молодежных и детских общественных объединений;

- обучение специалистов сферы молодежной политики, имеющих непрофильное образование, в сокращенные сроки или по специальным программам переподготовки;

- гарантию практикоориентированности образовательных услуг в регионе с учетом подходов к дуальному образованию, создание условий для закрепления молодых специалистов на предприятиях, в фирмах, организациях Ярославской области;

- разработку и реализацию программ занятости (рабочие места для молодой семьи) на основе механизма государственно-частного партнерства;

- опору на механизмы социального контракта в работе с молодыми мигрантами;

- привлечение студентов-мигрантов к участию в мероприятиях сферы молодежной политики (творческие мероприятия национальных культур, участие в работе общественных объединений и так далее);

- комплекс мер государственной поддержки, нацеленных на переквалифицирование и повышение квалификации сельской молодежи по приоритетным направлениям развития региона;

- поддержку и модернизацию уже реализующихся продолжительное время программ патриотического, духовно-нравственного, поликультурного образования и просвещения молодежи; разработку и реализацию государственных программ патриотического, духовно-нравственного, поликультурного образования и просвещения молодежи;

- массовую практику проведения творческих мастерских для молодых людей с девиантным поведением совместно с комиссией по делам несовершеннолетних;

- поддержку программ, проектов и событий неформального образования молодежи;

- развитие и поддержку системы лагерей (в рамках ценностного поля Стратегии) для разных категорий молодежи;

- формирование системы городских тренингов и семинаров по приоритетным направлениям федеральной и региональной молодежной политики (на базе учреждений сферы молодежной политики и выездных мероприятий);

- поддержку сельской молодежи, в том числе в доступе к социальной, спортивной, культурной инфраструктуре, получению профессионального образования, повышению квалификации, переподготовки;

- поддержку молодежи с ограниченными возможностями здоровья;

- поддержку молодежных общественных объединений, занимающихся социально значимой деятельностью, соответствующих интересам современной молодежи;

- поддержку молодежной «элиты» (молодежных лидеров) Ярославской области, в том числе по приоритетным направлениям социально-экономического развития региона, инженерно-математическому образованию;

- приоритет знаний о Ярославле и Ярославском крае, учет местных традиций всех муниципальных образований области в просветительских программах и проектах для молодежи, конкурсах некоммерческих организаций;

- создание условий для сохранения и обеспечения преемственности культурных поколений, в том числе увековечивания памяти о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, других значимых датах и событиях в истории Российской Федерации;

- сохранение и укрепление традиций волонтерского движения;

- создание условий для получения образования, повышения квалификации членов молодых семей, гарантию трудоустройства по окончании декретного отпуска молодых мам;

- стимулирование внедрения комплекса «Готов к труду и обороне» в занятия молодежью физкультурой и спортом.

8.2. Инновационный сценарий предполагает развитие сквозных молодежных программ, которые требуют инновационного стиля (содержания) управления первых лиц региона (Губернатора области и его заместителей). Данное управление ориентировано на преодоление межведомственной разобщенности, планирование и контроль совместных действий (интеграции), усилий различных департаментов исполнительной власти, эффективного распределения  финансов и ресурсов в соответствии с областными целевыми программами. Главными контекстами данных программ могут быть:

- здоровая и спортивная молодежь;

- культурная и образованная молодежь;

- талантливая молодежь;

- патриотичная молодежь;

- профессиональная молодежь;

- молодая семья;

- сельская молодежь;

- молодежный досуг;

- молодежь с ограниченными возможностями здоровья;

- молодежь, попавшая в трудную жизненную ситуацию;

- молодые мигранты.

Новое управление предполагает разработку механизмов инициирования и вовлеченности самих молодых граждан в разработку и реализацию молодежных программ. Указанные механизмы, как правило, находятся в поле неформального и информального образования. Необходимо развивать в регионе данные формы образования, формировать группы активных молодых людей для развития региона.

Ярославский регион обладает богатейшим культурным прошлым. В регионе имеются все условия для обеспечения уважения ярославской молодёжи к своей истории и традициям, к духовным ценностям наших предков, тысячелетней культуре. Необходимо научить молодёжь ответственности за свою малую Родину и её будущее. Необходимо целенаправленно и планомерно создавать уголки культуры, пересмотреть концепцию проведения Дня города, объявить конкурс среди молодежи на лучшую его организацию.

Инновационный сценарий сопряжен со следующими ключевыми программами, указанными в Стратегии социально-экономического развития Ярославской области на период до 2025 года:

- «Модно быть здоровым»  (организация мероприятий, направленных на популяризацию и формирование здорового образа жизни);

- «Институт семьи» (создание центра семейных и социальных технологий);

- «Доступное жилье профессионалам» (предоставление жилья высококвалифицированным специалистам);

- «Активный гражданин» (вовлеченность граждан в общественную жизнь);

- «Молодежь Ярославии» (поддержка талантливой молодежи).

Инновационный сценарий предполагает следующие направления действий:

- социальное строительство для работающей молодежи и молодых семей (с государственным участием);

- развитие социальной инфраструктуры по месту жительства на основе механизма государственно-частного партнерства с учетом интересов молодежи;

- постоянно действующая система региональных грантов для реализации инновационных разработок молодежи по профильным направлениям политики региона в сфере экономики и развития бизнес-среды;

- проектирование, строительство, «запуск под ключ» современных зданий неформального образования (центры досуга, свободного времени, электронные читальные залы, образовательные кинотеатры) и образовательных комплексов (не менее одного многофункционального современного центра в каждом городе региона);

- создание современных бизнес-центров молодежи с учетом механизмов государственно-частного партнерства (в том числе центров стажерской деятельности, площадок для проведения старт-апов, бизнес-инкубаторов, учебных фирм в каждом районном центре). Создание регионального центра моделирования занятости и самозанятости для молодежи (условие баланса бизнеса и образования);

- создание социальной инфраструктуры для сельской молодежи для образовательного досуга и занятий спортом;

- создание новой системы мониторинга обратной связи с молодежью, основанной на современных информационных технологиях, позволяющих делать максимальную выборку респондентов и изучать жизненно важные проблемы молодежи;

- уменьшение показателя «дистанция власти»: развитие диалога молодежи и власти. Встречи первых лиц области, городов, округов и поселений с молодежью должны быть постоянными, открытыми, системными. Должны развиваться все формы организации диалога в аудиториях, на телевидении, в форумах и чатах, на страницах газет и в социальных сетях. Слушать и уважать друг друга – главные цели данных встреч.

 

9. Показатели результативности Стратегии

 

N

п/п

Содержание показателя

Показа-тель*

Источник информации

Ответст-венный

1

2

3

4

5

1.

Удовлетворенность молодежи качеством жизни на территории Ярославской области

не ниже

70 %

статистичес-кие данные

ГУ ЯО «ЯОМИЦ»

2.

Количество молодёжи,

не менее

статистичес-

АДМ ЯО

 

вовлечённой в общественные и социальные проекты

30 %

кие данные

 

3.

Количество

государственных учреждений, реализующих государственную молодёжную политику

3 ед.

статистичес-

кие данные

АДМ ЯО

4.

Эффективная международная молодежная политика, способствующая социально-экономическому развитию региона

увеличение количества эффектив-ных между-народных проектов в 2 раза

статистичес-кие данные

АДМ ЯО

5.

Высокая результативность участия молодёжи Ярославской области в мероприятиях межрегионального, всероссийского и международного уровня в сферах:

- интеллектуальных;

- спортивных;

- творческих;

- профессиональных

увеличение участников в 2 раза,

увеличение количества призеров в 2 раза

статистичес-кие данные

АДМ ЯО

6.

Число жителей области в возрасте от 14 до 30 лет, охваченных мероприятиями государственной молодёжной политики

не менее

70 %

статистичес-кие данные

АДМ ЯО

7.

Высокая удовлетворенность качеством молодёжных мероприятий на территории Ярославской области

не ниже

80 %, на основе мониторин-га удовлетво-ренности

статистичес-кие данные

АДМ ЯО

8.

Количество работающих по своему профилю деятельности специалистов

 

не менее

70 %

статистичес-кие данные

АДМ ЯО

 

по работе с молодёжью, получивших высшее профильное профессиональное образование  на базе вузов области

 

 

 

9.

Увеличение числа молодых людей, ведущих здоровый образ жизни и занимающихся физической культурой и спортом

в 1,5 раза

статистичес-кие данные

АДМ ЯО

10.

Доля молодых жителей Ярославской области, положительно оценивающих воинскую обязанность и военную службу

не менее
83 %

статистичес-кие данные

АДМ ЯО

 

* За базовый показатель принимается значение 2015 года.

 

Список сокращений, используемых в таблице

 

АДМ ЯО – агентство по делам молодёжи Ярославской области

ГУ ЯО «ЯОМИЦ» – государственное учреждение Ярославской области «Ярославский городской молодёжный информационный центр»

 

10. Результат реализации Стратегии

 

Результатами реализации Стратегии являются:

- формирование целостного мировоззрения молодежи, основанного на гражданской ответственности, патриотизме, ценностях созидательного труда и семьи, нравственности, правосознания и здорового образа жизни;

- развитие активности действий молодежи на благо малой Родины, воплощенной в конкретных делах;

- формирование субъектности, развитие самостоятельной конкурентоспособной, востребованной личности, обладающей следующими компетенциями:  креативность,  предприимчивость, коммуникативность, а также способной к саморазвитию;

- повышение уровня развития молодёжи, ее общественной, творческой, профессиональной,  предпринимательской  и инновационной  активности.



Приложение

к Стратегии

 

SWOT-АНАЛИЗ

 

Сильные стороны:

- апробируются вариативные формы поддержки интересов молодежи (субсидирование, гранты, ресурсные центры, консультационные пункты и другое);

- действуют областные целевые программы и ведомственные целевые программы в сфере молодежной политики;

- развивается сеть социальных учреждений молодежи, функциони-рует Дворец Молодежи;

- развивается волонтерское движе-ние;

- реализуются программы информа-ционной грамотности населения, телекоммуникационные молодежные проекты;

- увеличивается сеть спортивных сооружений, секций, мероприятий, в том числе массового спорта, для работающей молодежи;

-  реализуется «Пилотная отработка» возрождения комплекса «Готов к труду и обороне»;

- инновационные наработки в сфере молодежной политики отдельных муниципальных районов (особенно для талантливой молодежи);

- рост количества и форм деятельности молодежных некоммер-ческих организаций;

- опыт поддержки студенческой науки и творчества (конкурсы, фестивали, смотры, лагеря актива);

- региональные научные школы в сфере молодежной и социальной политики;

- опыт дуального образования;

- наличие профильных специаль-ностей по организации работы с молодежью в вузах региона;

- наличие опыта организации инклюзивного образования, создания равных условий для молодежи с ограниченными возможностями здо-ровья;

- функционирует система всесто-ронней поддержки (информационной, методической, организационной, кон-сультационной, экспертной) руково-дителей и специалистов органов по делам молодёжи Ярославской области, социальных учреждений молодёжи Ярославской области, молодёжных и детских обществен-ных объединений по приоритетным направлениям молодежной политики

Слабые стороны:

- недостаточно высокий уровень результативности использования дан-ных форм поддержки, зачастую отсутствие последующих действий;

- недостаточное количество программ, направленных на развитие гражданственности молодежи и специалистов по работе в данном направлении;

- волонтерское движение не объединено единой идеей развития региона;

- данные программы не имеют цели  общественного блага;

- недостаточно развитая культура здорового образа жизни;

- недостаточно используется данная сеть для создания и привлечения дворовых команд;

- слабо привлекается дворовая молодежь и молодежь микрорайонов;

- недостаточно   используются ресур-сы некоммерческих организаций  для развития гражданственности моло-дежи;

- отсутствует опыт аутсорсинга в социальной сфере, функцио-нирования механизмов государ-ственно-частного партнерства;

- недостаточно эффективно функци-онируют переговорные площадки между ведомствами в социальной сфере;

- слабо привлекаются инвесторы для создания инфраструктуры и инновационных программ в работе с молодежью;

- слабая инфраструктура культуры, спорта, досуга в муниципальных районах, особенно в малых городах и сельских поселениях, в том числе по месту жительства, нехватка кадров, недостаточность профильных ставок специалистов по работе с моло-дежью;

- слабая развитость механизмов и способов получения неформального образования;

- слабая реализация региональных программ поликультурного образо-вания;

- низкий престиж у молодежи среднего профессионального образо-вания, рабочих и социальных спе-циальностей

Возможности:

- создание конкретного плана действий по развитию осознанной ответственности и гражданской позиции молодежи для модернизации Ярославского региона;

- обучение руководителей и специа-листов для реализации данного плана;

- расширение сферы деятельности социально-культурных комплексов в сельских районах, создание новых;

- создание и/или расширение спектра услуг социокультурных центров на стыке молодежной политики, здраво-охранения, социальной помощи, образования, спорта, культуры (социокультурные комплексы в сельских районах);

- создание налоговых преференций для привлечения инвесторов;

- создание и научно-методическая поддержка переговорных площадок с целью совместного проектирования и планирования действий в интересах молодежи ведомств, организаций и научно-методическая поддержка спе-циалистов социальной сферы;

- разработка и  апробация программ поликультурного образования, вза-имодействия государства и тради-ционных конфессий;

- развитие инфраструктуры, обеспе-чивающей реализацию интересов молодежи (по месту жительства) с учетом ресурсов государственно-частного партнерства;

- реализация программ профес-сиональной подготовки и пере-подготовки молодых родителей

Риски:

- недостаточная профессиональная компетентность специалистов;

- формирование агрессивности и жестокости в среде молодежи со стороны средств массовой информации;

- ориентация выпускников вузов на отъезд в Москву и Санкт-Петербург;

- зависимость в социальной сфере от бюджетных ассигнований (в том числе федеральных программ);

- дефицит востребованных, соответ-ствующих интересам молодежи рабочих мест и видов занятости;

- оттягивание средств государ-ственной поддержки (федерального и регионального уровней) на другие приоритетные задачи;

- необходимость капитальных вло-жений в инфраструктуру;

- пассивность молодежи, приоритет занятости в сфере торговли и развлечений;

- недостаточный контроль инфор-мационно-телекоммуникационной се-ти «Интернет» как фактора неор-ганизованного досуга

 

 

 

 

 


Информация по документу
Читайте также