Расширенный поиск
Постановление Правительства Ярославской области от 28.10.2015 № 1154-пПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28.10.2015 N 1154-п г. Ярославль Об утверждении Концепции создания и развития ИТ-кластера в Ярославской области ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию создания и развития ИТ-кластера в Ярославской области. 2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области, курирующего вопросы информатизации. 3. Постановление вступает в силу с момента подписания. Председатель Правительства области А.Л. Князьков
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства
области КОНЦЕПЦИЯ
I. Описание ситуации 1. Предпосылки, нормативное регулирование и
проблемы реализации В условиях реструктуризации мирового экономического пространства характерной для развитых стран является так называемая «новая экономика», отличительные черты которой проявляются в значительных темпах роста и концентрации сетевых структур организаций, производящих наукоемкую продукцию, а также использующих высокотехнологичное компьютерно-информационное обеспечение. Отрасли «новой экономики» характеризуются не только высоким уровнем затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее – НИОКР) при общем высоком объеме постоянных затрат, но и следующими особенностями: - интеллектуальный капитал предстает как главный ресурс развития; - нематериальные активы обладают не только своей уникальностью, но и превалирующей значимостью; - высокая доля инновационности и обновления продуктов. Характерной чертой «новой экономики» является генерация, распространение и использование знаний при создании каждого продукта или предоставлении каждой услуги, что обеспечивает как конкурентоспособность и экономическое развитие хозяйствующего субъекта, так и представляет собой основной фактор установления добавленной стоимости продукта или услуги. В последнее десятилетие в сфере экономического развития Российской Федерации возрос интерес к концепции кластеров и кластерному подходу. Кластер согласно определению, введенному основоположником кластерной теории М. Портером, означает сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанные с их деятельностью организации (например, университеты, агентства по стандартизации, а также торговые объединения) в определенных областях, конкурирующие, но вместе с тем ведущие совместную работу. В обзоре Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций «Повышение инновационного уровня фирм: выбор политики и практических инструментов» в качестве основных характеристик кластера выделены: - географическая концентрация (предприятия, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации, имеют возможность экономить на быстром производственном взаимодействии, обмене социальным капиталом и процессах обучения); - специализация (кластеры концентрируются вокруг определенной сферы деятельности, к которой все участники имеют отношение); - множественность экономических агентов (деятельность кластеров охватывает не только фирмы, входящие в них, но и общественные организации, академии, финансовых посредников, институты, способствующие кооперации); - конкуренция и сотрудничество (как основные виды взаимодействия между фирмами – членами кластера); - достижение необходимого количества участников кластера (для получения эффектов внутренней динамики и развития); - жизнеспособность кластеров (рассчитана на долгосрочную перспективу); - вовлеченность в инновационный процесс (фирмы и предприятия, входящие в состав кластера, обычно включены в процессы создания технологических продуктовых, рыночных или организационных инноваций). В Методических
рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской
Федерации, утвержденных Министерством экономического развития Российской
Федерации 26 декабря 2008 г. - наличие сильных конкурентных позиций на международных и/ или отечественном рынках и высокий экспортный потенциал участников кластера (осуществление поставок за пределы региона). В качестве индикаторов конкурентоспособности могут рассматриваться: высокий уровень мультифакторной производительности, высокий уровень экспорта продукции и услуг (и/ или высокий уровень поставок за пределы региона); - наличие у территории базирования кластера конкурентных преимуществ для развития кластера (выгодное географическое положение, доступ к сырью, наличие специализированных кадровых ресурсов, наличие поставщиков комплектующих и связанных услуг, наличие специализированных учебных заведений и исследовательских организаций, наличие необходимой инфраструктуры и другие факторы). В качестве индикатора конкурентных преимуществ территории может рассматриваться накопленный объем привлеченных прямых инвестиций; - географическая концентрация и близость расположения предприятий и организаций кластера, обеспечивающие возможности для активного взаимодействия. В качестве индикаторов географической концентрации могут рассматриваться показатели, характеризующие высокий уровень специализации данного региона; - широкий набор участников, достаточный для возникновения позитивных эффектов кластерного взаимодействия. В качестве индикаторов могут рассматриваться показатели, характеризующие высокий уровень занятости на предприятиях и в организациях, входящих в кластер; - эффективное взаимодействие между участниками кластера (использование механизмов субконтрактации, партнерство предприятий с образовательными и исследовательскими организациями, практика координации деятельности по коллективному продвижению товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках). Кластерная политика широко распространена как в виде четко определенной политики, так и в виде других политических инициатив, таких как региональные стратегии или мероприятия по поддержке локальной системы производства. Кластерная политика – меры, учитывающие интересы различных предприятий, связанные с поддержкой роста кластера: нормативно-правовое обеспечение, программы привлечения инвестиций, финансово-бюджетные механизмы поддержки, информационные сервисы и освещение деятельности кластера в средствах массовой информации. В соответствии с Методическими рекомендациями на федеральном уровне сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров, разработаны и утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. N 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», в соответствии с которыми представляется возможным на конкурсной основе получить субсидии на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе. Основой для создания кластера информационных технологий (далее – ИТ-кластер) в Ярославской области выступает также ряд федеральных целевых программ, одной из которых является федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 – 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 г. N 426 «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 – 2020 годы», в рамках которой разработано положение о проведении конкурсного отбора на предоставление субсидий и правила предоставления субсидий в целях реализации программы. Кроме того, эффективные механизмы финансирования проектов развития кластеров сформированы в результате образования и деятельности ряда институтов развития, включая Инвестиционный фонд Российской Федерации, Государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», открытое акционерное общество «Российская венчурная компания», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и другие. Однако существует ряд проблем реализации эффективной кластерной политики: - наличие существенных расхождений в определении критериев отнесения той или иной системной совокупности участников к понятию «кластер», а значит и в измерении эффективности их влияния на экономику в целом; - отсутствует четкий подход к восприятию и толкованию понятия «кластер» (некорректное отождествление с такими понятиями как «территориально-производственный комплекс», «территория инновационного развития» или «корпорация»); - существует несогласованность в понимании особенностей правового режима, общих правил формирования инновационного территориального кластера и механизмов управления им ввиду отсутствия принятого федерального закона об инновационных территориальных кластерах, в котором они были бы установлены; - отсутствуют механизмы методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки развития кластеров; - отсутствует необходимая координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики; - ограничен набор инструментов финансовой поддержки проектов развития кластеров из бюджетных источников. Следует учитывать, что кластерная инициатива и разработка стратегии развития кластера являются инициативой органов государственного управления, а реализация проекта развития кластера определяется совместной деятельностью представителей бизнеса и органов государственного управления по стимулированию и поддержке процессов формирования кластера. Деятельность органов власти Ярославской области в целях активизации инновационной деятельности и поддержки ее реализации отдельными хозяйствующими субъектами должна быть направлена на создание сетевых форм организации бизнеса, которыми являются региональные инновационно-ориентированные кластеры, поскольку в современных условиях именно они способны обеспечить экономике Ярославской области долгосрочную конкурентоспособность и устойчивое развитие. 2. Предпосылки создания ИТ-кластера Постановлением Правительства области от 30.06.2009 N 650-п «Об утверждении Концепции кластерной политики Правительства области» утверждена Концепция кластерной политики Правительства области. В соответствии с Концепцией кластерной политики Правительства области к основным признакам регионального кластера относятся: - сильные конкурентные позиции на общероссийском и (или) международном рынках и (или) высокий экспортный потенциал участников кластеров; - наличие конкурентных преимуществ территории, к которым могут быть отнесены: выгодное географическое положение, наличие специализированных кадровых ресурсов, наличие поставщиков комплектующих и связанных услуг, специализированных учебных заведений и исследовательских организаций, необходимой инфраструктуры и другие факторы; - географическая концентрация и близость расположения участников кластера, обеспечивающие возможности для их активного взаимодействия; - количество участников, достаточное для возникновения позитивных эффектов кластерного взаимодействия; - эффективное взаимодействие между участниками кластера (использование механизмов субконтрактации, партнерство предприятий с образовательными и исследовательскими организациями, практика координации деятельности по коллективному продвижению товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках); - более высокие показатели темпов роста новых рабочих мест, выручки и рентабельности участников кластера, чем на предприятиях аналогичных отраслей и сфер бизнеса в среднем по Российской Федерации. Анализ существующей практики функционирования кластеров показывает, что ни территориальная близость, ни взаимная ориентация локальных рынков не являются обязательными условиями, позволяющими создавать положительные эффекты участниками кластера. Данное обстоятельство существенно отличает кластер от территориально-производственного комплекса и позволяет говорить о кластере как о группе агентов, объединенных единой задачей и создающих друг для друга взаимные положительные внутренние эффекты (например, увеличение масштабов производства и разделение издержек и рисков, их снижение на приобретение и распространение знаний и технологий), а также вытекающие из них внешние региональные эффекты (повышение инвестиционной привлекательности, занятости населения, увеличение налоговых поступлений). Создание продукции либо услуги как конечного результата в процессе функционирования кластера также не является основным классификационным признаком, поскольку в зависимости от целей создания кластер может быть ориентирован на сами функциональные связи среди участников, инфраструктуру создания стоимости, на услугу, связанную с обслуживанием той или иной отрасли. Для формирования кластерной политики необходимо проанализировать и охарактеризовать социально-экономическое положение Ярославской области, текущее состояние отрасли информационных технологий в Ярославской области, потенциал формирования ИТ-кластера и его составляющих. SWOT-анализ социально-экономического развития Ярославской области (в части факторов, оказывающих влияние на развитие отрасли информационных технологий в Ярославской области) на основе Концепции кластерной политики Правительства области, Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года», представлен в таблице 1. Таблица 1.
SWOT-анализ социально-экономического развития
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, существует следующее распределение организаций сектора информационно-коммуникационных технологий: Таблица 2. Распределение компаний сектора информационно-коммуникационных технологий в Ярославской области по видам экономической деятельности, 2015 г.
Таблица 3. Оценка
уровня сформированности ИТ-кластера в
Одной из проблем эффективной реализации кластерной политики является фактическое отсутствие эффективного взаимодействия между потенциальными участниками ИТ-кластера. Следовательно, основной задачей в текущей стадии формирования ИТ-кластера является консолидация усилий основных заинтересованных сторон (бизнес-сообщества, научных и образовательных организаций, органов власти, финансовых институтов) по кооперации конкурирующих между собой компаний, организаций и предприятий в кластер. По результатам оценки инвестиционной привлекательности кластеров в Ярославской области на основе матрицы, разработанной Бостонской консалтинговой группой, ИТ-кластер можно отнести к группе перспективных кластеров с высоким уровнем долгосрочной инвестиционной привлекательности и высокими конкурентными преимуществами инвестиционных проектов, реализуемых в рамках ИТ-кластера. Таблица
4. Инвестиционная привлекательность кластеров
Для анализа потенциала ИТ-кластера требуется дополнительная информация. Анализ необходимо провести на основе показателей, представленных в таблице 5: Таблица 5. Матрица анализа потенциала ИТ-кластера
II. Понятие, цели, задачи, механизмы и этапы создания ИТ-кластера ИТ-кластер – долгосрочный проект развития инфраструктуры информационных технологий Ярославской области, имеющий сетевую структуру и осуществляемый на принципах ГЧП. ИТ-кластер по своей природе является
инновационно-ориентированным кластером. Инновации для него – либо исходный,
либо вторичный результат деятельности.
Без активной инновационной деятельности невозможно обеспечить устойчивое
развитие на конкурентном и динамичном рынке.
Основные характеристики ИТ-кластера как проекта представлены на схеме 1. Целью создания ИТ-кластера является создание условий для повышения конкурентоспособности региональной экономики на основе развития инфраструктуры информационных технологий Ярославской области как совокупности функционально связанных технологий, отраслей и субъектов. Основные задачи создания ИТ-кластера: - развитие и концентрация человеческих ресурсов и компетенций в сфере информационных технологий; - консолидация усилий основных заинтересованных сторон (бизнес-сообщества, научных и образовательных организаций, органов власти, финансовых институтов) по кооперации конкурирующих между собой компаний и предприятий в ИТ-кластер; - стимулирование развития инфраструктуры ИТ-кластера; - содействие развитию инновационной деятельности (повышение качества и расширение областей разработки программного обеспечения, создание собственных продуктов и вывод их на рынок). Объектом ИТ-кластера выступают не отдельные организации и компании – участники ИТ-кластера, а их внутрикластерное взаимодействие, реализуемое в форме проектов, нацеленных на развитие инфраструктуры информационных технологий в Ярославской области. Категории/ группы участников ИТ-кластера: - научные, научно-исследовательские и образовательные центры и организации, - организации, специализирующиеся на производстве продукции и услуг в сфере информационных технологий для государственного, коммерческого сектора и для населения; - организации, обеспечивающие доступ к объектам транспортной, энергетической, информационной, инженерной инфраструктуры; - организации инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки, венчурные фонды, центры трансфера и коммерциализации технологий и др.); - финансовые учреждения и консалтинговые компании; - органы исполнительной власти области и органы местного самоуправления муниципальных образований области. Стратегия формирования ИТ-кластера включает в себя две основные составляющие: - поисково-разработческий аспект: формулирование общей цели и задач субъектов кластера; идентификация субъектов и структурных элементов кластера; определение проектов, программ, реализуемых в рамках кластера; выявление условий и ресурсов, необходимых для создания и функционирования кластера; определение параметров эффективности создания и функционирования кластера; - организационно-управленческий аспект: формирование нормативной правовой основы функционирования кластера и совместной деятельности его участников (включая механизмы и технологии управления реализацией кластерного подхода); определение механизмов взаимодействия участников кластера; создание органа управления кластером; определение необходимых мер поддержки кластера на региональном, муниципальном уровнях; мониторинг результатов создания и функционирования кластера. Стратегия реализации ИТ-кластера должна быть конкретизирована в плане мероприятий («дорожной карте») создания и развития ИТ-кластера, включающем в себя следующие структурообразующие элементы: - временной горизонт – промежуток времени для реализации мероприятий в целях достижения результата в будущем; - постановка цели (определение задач); - область применения/ приложения плана мероприятий («дорожной карты»); - определение будущего варианта (одного или нескольких) развития ИТ-кластера; - участники мероприятий плана мероприятий («дорожной карты»). Ключевые механизмы, обеспечивающие достижение целей и задач ИТ-кластера: - поддержка проектов участников ИТ-кластера на принципах ГЧП; - партнерство с федеральными учреждениями Российской Федерации, крупными компаниями, научными учреждениями и инновационными центрами, российскими и региональными институтами развития; - содействие коммерциализации исследований и прикладных разработок участников ИТ-кластера, получение инвестиций для инновационных разработок; - ориентация системы профессионального образования на подготовку кадров для ИТ-кластера. Идентификация конкретных участников ИТ-кластера включает в себя следующие последовательные этапы: - инициирование (формирование управляющей структуры, а также создание внешнего и внутреннего контуров ИТ-кластера). Значительное количество участников ИТ-кластера, широкий спектр потенциальных проектов обусловливают необходимость координации их интересов и контроля за соблюдением обязательств каждым из них. Решение этой проблемы требует использования специальных методов управления проектами (методы сетевого планирования, проектного финансирования); - диагностика (определение, ранжирование и выбор критериев последующего отбора основных участников ИТ-кластера); - разработка стратегии (подготовка плана реализации стратегии как части Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года с фиксацией специфичных ключевых функций каждого участника ИТ-кластера). Достижение общего стратегического результата напрямую зависит от успешности отдельно взятого локального кластерного проекта, от взаимодействия его основных участников и распределения ресурсов между ними. Организационно-функциональная схема развития ИТ-кластера представлена на схеме 2. Экономический эффект развития ИТ-кластера заключается в повышении производительности входящих в его состав участников, росте инновационной активности и стимулировании новых бизнес-образований и может оцениваться исходя из основных индикаторов реализации кластерной политики на территории Ярославской области до 2015 года, в числе которых: - увеличение в составе валового регионального продукта и в экспорте Ярославской области доли продукции, выпускаемой участниками кластера, и, в первую очередь, конечных продуктов, конкурентоспособных на российском и международном рынках; - увеличение числа новых рабочих мест в рамках кластера; - рост объемов НИОКР и инновационной деятельности в рамках кластера; - сокращение процента несоответствия между числом специалистов, выпускаемых учебными заведениями начального, среднего и высшего профессионального образования, и потребностью рынка труда в данных специалистах в рамках кластера; - рост удельного веса товаров и услуг, произведенных и оказанных субъектами малого и среднего предпринимательства, в рамках кластера с помощью механизмов аутсорсинга и субконтрактации. С учетом результатов анализа потенциала развития ИТ-кластера предлагаются следующие основные этапы его формирования и функционирования: - I этап – 2015, 2016 годы. Основной упор делается на создание условий (информационных, нормативных, организационно-управленческих, кадровых и др.) для развития взаимодействия субъектов внутри кластера. На этом же этапе основное внимание должно быть сосредоточено на методической помощи в выявлении и институционализации кластерных инициатив (разработка концепций, программ и проектов развития конкретных инициатив); - II этап – 2016, 2017 годы. Основной акцент кластерной политики должен быть сосредоточен на формировании ключевых факторов эффективной деятельности ИТ-кластера и привлечении инвестиций в развитие проектов; - III этап – 2018 – 2021 годы. Этап состоит в формировании условий для укрепления позиций ИТ-кластера, повышения его социально-экономического эффекта для экономики Ярославской области. Таблица 6. Соотношение интересов основных групп – участников ИТ-кластера
III. Ожидаемые результаты/ эффекты создания и развития ИТ-кластера Функционирование и развитие ИТ-кластера должны осуществляться посредством реализации целой совокупности взаимосвязанных локальных кластерных проектов, инициаторами и исполнителями которых выступают участники кластера. Возникающий в результате кластерной интеграции синергетический эффект, проявляющийся в повышении эффективности использования ресурсов, в росте конкурентоспособности участников кластерных проектов и региона в целом, увеличении способности к генерированию и использованию инноваций, формирует добавленную стоимость всего кластерного проекта и добавленную стоимость его отдельных участников. Большинство инновационных проектов реализуется для достижения лучших результатов по сравнению с теми, которые имеются на сегодняшний момент. Поэтому помимо того, что оценка реализации инновационных проектов должна быть динамичной, субъект, ее проводящий, должен исходить не только из абсолютных значений рассчитанных критериев эффективности, но и из того, насколько предлагаемая инновация способствует улучшению текущей ситуации развития ИТ-кластера. Экономический результат функционирования ИТ-кластера должен быть представлен как сумма экономических результатов входящих в него локальных проектов. Таблица 7. Основные факторы формирования добавленной стоимости инновационных проектов, способствующих развитию ИТ-кластера*
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|