Расширенный поиск
Постановление Правительства Ярославской области от 30.06.2009 № 650-пПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30.06.2009 N 650-п г. Ярославль Об утверждении Концепции кластерной политики Правительства области В целях активизации инновационной деятельности и восстановления внутрирегиональной производственной кооперации ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию кластерной политики Правительства области. 2. Органам исполнительной власти Ярославской области учитывать положения Концепции, указанной в пункте 1, при разработке и реализации областных и ведомственных целевых программ. 3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Данилова В. Ю. 4. Постановление вступает в силу с момента подписания. Губернатор области С.А. Вахруков УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства области от 30.06.2009 N 650-п Концепция кластерной политики Правительства области I. Описание проблемы и обоснование целесообразности ее решения Современные условия развития экономики характеризуются ускорением глобализации и обострением конкурентной борьбы не только между компаниями и странами, но и между регионами. Территории конкурируют между собой за рынки сбыта, инвестиции, кадровый и интеллектуальный потенциал и другие ресурсы. Эта ситуация требует применения новых инструментов поддержания и повышения конкурентоспособности регионов. Конкурентоспособность Российской Федерации на международном уровне складывается из конкурентоспособности ее регионов, которая основана на эффективности хозяйствующих субъектов, действующих на их территориях. Износ основных фондов существующих промышленных предприятий Ярославской области, нехватка у них оборотных средств и ограниченная возможность привлечения инвестиций в модернизацию действующего оборудования и внедрение новой инновационной продукции создают угрозу для сохранения и повышения конкурентоспособности региональной экономики. Развивающаяся в современном мире модель инновационной экономики, основанной на доминирующем значении нематериальных факторов производства - знаний и интеллектуальных ресурсов, снижает действенность традиционной отраслевой модели промышленной политики по оказанию точечной государственной поддержки действующих промышленных предприятий и хозяйствующих субъектов. На первое место выходит кластерный подход - поддержка и развитие кластеров в приоритетных сферах региональной экономики как групп географически соседствующих и взаимосвязанных предприятий и связанных с ними организаций, которые характеризуются общностью деятельности и взаимодополняют друг друга. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определяет одним из основных направлений развития экономики формирование новых центров социально-экономического развития за счет создания сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий. На федеральном уровне Министерство экономического развития Российской Федерации выступает координатором реализации кластерной политики в регионах. Развитие кластеров на базе исторически сложившихся отраслей экономики определено как стратегическое направление развития региональной экономики в проекте Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года. Активная кластерная политика органов государственной власти на уровне региона позволяет развить взаимовыгодное сотрудничество между властью, бизнесом, учебными заведениями, научными организациями и общественностью для развития экономики территории и приводит к масштабному мультипликативному эффекту. Реализация кластерной политики Правительства Ярославской области позволит расширить доступ хозяйствующих субъектов - участников кластеров к инвестициям, инновациям и новым технологиям. Создание и развитие кластеров позволит также обеспечить оптимизацию положения хозяйствующих субъектов Ярославской области в производственных цепочках создания стоимости, содействуя повышению степени переработки сырья, импортозамещению и росту локализации сборочных и финишных производств, а также повышению уровня конкурентоспособности товаров и услуг на российском и международном рынке. Преимущество кластера состоит в первую очередь в очень тесных внутрифирменных связях. В связи с территориальной концентрацией в кластере динамично развивается межфирменное сотрудничество, сильны неформальные личностные коммуникации между участниками. Поэтому распространение наиболее успешного опыта применения новых технологий и методов управления в кластере происходит предельно быстро. Тем не менее внутри кластера всегда существует конкуренция, что обеспечивает динамику его развития. Как правило, входящие в кластер предприятия ведут конкурентную борьбу на национальном и международном рынках. Другое преимущество кластера заключается в "эффекте масштаба". Несколько крупных хозяйствующих субъектов, составляющих "ядро кластера", создают территориально сконцентрированный спрос на однообразные комплектующие, рабочую силу соответствующей квалификации, сервисы и услуги определенной направленности, которые также стремятся территориально локализоваться вокруг "ядра кластера". В результате субподрядчики получают возможность удовлетворения большого спроса со стороны "ядра кластера", экономии на сбытовых и транспортных издержках. Базовые же предприятия и организации выигрывают за счет конкурентной среды, которая в результате складывается между обслуживающим сектором. В целях определения основных направлений кластерной политики Правительства Ярославской области был проведен SWOT-анализ (приложение 1 к Концепции), который показал, что должны учитываться сильные и слабые стороны существующего социально-экономического положения Ярославской области в сферах развития промышленности, малого и среднего предпринимательства, инвестиционной и инновационной деятельности, профессионального образования и науки. Особенностью региональной экономики является вхождение крупных промышленных предприятий Ярославской области в состав вертикально- интегрированных структур (холдингов), имеющих собственные стратегии и программы развития этих предприятий. Правительству области необходимо учитывать данный фактор при реализации кластерной политики. К сильным сторонам, в частности, относятся: - выгодное географическое положение региона: близость к Москве и относительная близость к Санкт-Петербургу, расположение на пересечении основных автомобильных, водных и воздушных путей, магистральных нефте- и газопроводов; - высокоразвитая промышленная база и сбалансированная структура промышленности, наличие практики заключения соглашений с вертикально интегрированными холдингами для согласования основных направлений развития входящих в них предприятий области; - развитая структура начального, среднего и высшего профессионального образования, значительный научный и инновационный потенциал; - квалифицированные трудовые ресурсы в различных отраслях экономики; - значительный инвестиционный потенциал и действенная система государственной поддержки инвестиционной деятельности, включающая механизм привлечения и сопровождения инвесторов, реализующих проекты строительства на территории региона новых промышленных предприятий; - развитие системы индустриальных парков и перспективных инвестиционных площадок для привлечения прямых промышленных инвестиций; - эффективно действующий механизм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, внедрение в регионе механизмов аутсорсинга и субконтрактации; - понимание необходимости использования кластерного подхода в деятельности Правительства области для развития региональной экономики и наличие политической воли со стороны руководства области к его осуществлению; - опыт подготовительной работы по созданию кластеров в сфере производства технического текстиля, льнопереработки и производства лакокрасочных материалов. Среди слабых сторон можно отметить: - отсутствие сформированных кластеров в экономике Ярославской области; - отсутствие базовых нормативных правовых актов по определению основных направлений и механизмов кластерной политики Правительства области; - высокий износ основных фондов предприятий области (от 47 до 63 процентов) и существенные затраты на модернизацию или переоборудование производственных мощностей; - значительная доля промышленной продукции, выпускаемой в регионе, не является конечным продуктом, что увеличивает зависимость хозяйствующих субъектов от маркетинговой политики конечного производителя и снижает рентабельность производства; - часть выпускаемой в регионе промышленной продукции проходит стадии жизненного цикла - зрелость и/или спад и имеет невысокую конкурентоспособность на мировом уровне; - индивидуальная и зачастую краткосрочная стратегия развития промышленных предприятий региона; - неразвитая система государственной поддержки инновационной деятельности в Ярославской области, медленные темпы обновления модельного ряда выпускаемой продукции; - недостаток у хозяйствующих субъектов (промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса, вузов и научно-исследовательских институтов (далее - НИИ) информации о преимуществах и мерах государственной поддержки развития бизнеса в рамках кластеров; отсутствие мер, ориентированных на повышение заинтересованности хозяйствующих субъектов в согласовании форм и долей участия в организациях по формированию кластеров и управлению ими; - отсутствие у хозяйствующих субъектов опыта и собственных средств для разработки документации, необходимой для получения государственной поддержки их инвестиционных проектов и программ развития на уровне Российской Федерации и Ярославской области; - нестабильные связи между промышленными предприятиями, вузами и НИИ в процессе создания новых конкурентоспособных видов продукции, проведения научных исследований и внедрения разработок в производство; - нехватка подготовленных инвестиционных площадок для развития существующих и создания новых предприятий; - ограниченность существующей транспортной и инженерной инфраструктуры в существующих и перспективных инвестиционных площадках для реализации инвестиционных проектов по созданию и модернизации промышленных предприятий; - отсутствие системной информационной и методической поддержки хозяйствующих субъектов - потенциальных участников кластеров, недостаточный уровень компетенции их специалистов в вопросах кластерной политики. Выявление сильных и слабых сторон важно прежде всего в контексте анализа возможностей и угроз, которые позволяют им реализоваться в том или ином направлении. К возможностям следует отнести следующие факторы: - политическая и методическая поддержка создания и развития кластеров на федеральном уровне; - возможность получения финансовой поддержки от институтов развития Российской Федерации (Инвестиционный фонд Российской Федерации, Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", Российская венчурная компания и т.д.) а также субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, разработку и реализацию проектов государственно- частного партнерства (далее - ГЧП) и др.; - интерес российских и иностранных инвесторов к реализации инвестиционных проектов по открытию новых промышленных производств и бизнес-структур в регионах Российской Федерации; - доступ к информационным ресурсам, объединяющим наиболее успешный мировой и российский опыт формирования и развития научно- производственных кластеров и кластеров в сфере услуг (туризма) в мире и Российской Федерации. В результате анализа влияния возможностей внешней среды на проведение Правительством Ярославской области активной кластерной политики с учетом сильных и слабых сторон существующего социально- экономического положения региона в сферах развития промышленности, малого и среднего предпринимательства, инвестиционной и инновационной деятельности, профессионального образования и науки можно сделать следующие выводы. Существующие конкурентные преимущества Ярославской области являются благоприятной основой для создания и развития кластеров в регионе. Первоочередными шагами Правительства области являются: - проведение глубокого анализа конкурентоспособности региональной экономики, включая изучение текущего положения и потенциала существующих хозяйствующих субъектов, их продукции и услуг, учебных заведений и научных организаций, а также инвестиционного и кадрового потенциала муниципальных образований области для создания перспективных (пилотных) кластеров, возможных механизмов и форм получения финансовой поддержки на федеральном уровне, реализации проектов ГЧП и т.д.; - пропаганда и организация активного общественного обсуждения преимуществ кластерного подхода как эффективного инструмента активной промышленной политики на региональном уровне; - создание индустриальных парков и подготовка перспективных инвестиционных площадок, включая обеспечение их инженерной и транспортной инфраструктурой для привлечения прямых инвестиций в промышленность. Проведение подготовительной работы позволит Правительству области перейти к системным действиям по использованию существующих возможностей для создания и развития кластеров. Ключевыми направлениями на данном этапе являются: - определение и формирование наиболее перспективных (или пилотных) потенциальных кластеров на основании сбалансированного подхода между развитием традиционных секторов региональной экономики и поиском новых возможностей; - стимулирование взаимовыгодного взаимодействия экономических субъектов, учебных заведений и НИИ в рамках создания перспективных (пилотных) кластеров, создание координационных и совещательных органов, содействующих развитию перспективных кластеров (координационных советов), согласование и определение приоритетов развития их потенциальных участников с возможностью разработки стратегии развития кластеров; - разработка промышленной политики Правительства Ярославской области и организация мер по ее реализации; - разработка региональных инвестиционных проектов с участием потенциальных участников кластеров для получения финансовой поддержки от институтов развития Российской Федерации, в рамках федеральных целевых программ и софинансирования из бюджета Российской Федерации на модернизацию или переоборудование производственных мощностей хозяйствующих субъектов - потенциальных участников кластеров, а также развитие инфраструктуры и подготовку инвестиционных площадок и создаваемых индустриальных парков; - выбор и активное "точечное" привлечение инвесторов для локализации их предприятий на территории Ярославской области с целью "доукомплектования" создаваемых перспективных кластеров. Для преодоления слабых сторон с учетом имеющихся возможностей Правительству области необходимо: - при содействии Министерства экономического развития Российской Федерации разработать и принять пакет нормативных правовых актов в сфере кластерной политики Правительства области; - согласовать с собственниками вертикально интегрированных структур (холдингов) условия вхождения принадлежащих им крупных промышленных предприятий в создаваемые кластеры и определение приоритетных направлений развития данных предприятий в рамках кластеров; - создать эффективную региональную систему государственной поддержки инновационной деятельности в Ярославской области; - оказать содействие хозяйствующим субъектам - потенциальным участникам кластеров в разработке документации, необходимой для получения государственной поддержки их инвестиционных проектов и программ развития на уровне Российской Федерации и Ярославской области; - создать систему информационной и методической поддержки хозяйствующих субъектов - потенциальных участников кластеров, провести серию семинаров и конференций по вопросам кластерной политики с участием специалистов Министерства экономического развития Российской Федерации. Перечень угроз выглядит следующим образом: - сложное финансово-экономическое состояние предприятий и организаций - хозяйствующих субъектов, субъектов малого и среднего предпринимательства - потенциальных участников создаваемых кластеров в связи с мировым экономическим кризисом; - недоступность для хозяйствующих субъектов кредитных ресурсов для финансирования операционной деятельности и для реализации инвестиционных проектов и программ развития; - ограниченный набор механизмов государственной поддержки создания и развития кластеров в Российской Федерации, ограниченность объема средств из федерального бюджета и институтов развития Российской Федерации; - активная деятельность в данных сферах других субъектов Российской Федерации; - в связи с демографическими тенденциями сокращение числа высокопрофессиональных рабочих кадров в ряде отраслей экономики; - вступление России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) и высокая конкуренция мировых производителей на глобальном рынке. Экономический, кадровый и инвестиционный потенциал Ярославской области является важнейшей предпосылкой для создания конкурентных преимуществ региона для активного привлечения прямых промышленных инвестиций и хозяйствующих субъектов для развития бизнеса на территории региона. С целью преодоления вышеназванных угроз Правительство Ярославской области должно принять меры для: - привлечения прямых инвестиций в промышленность для создания в экономике региона предприятий - производителей конечных продуктов, конкурентоспособных на российском и международном уровне; - содействия действующим хозяйствующим субъектам в получении доступных кредитных ресурсов для финансирования их инвестиционных проектов и программ развития в рамках создаваемых кластеров; - совершенствования и расширения возможностей системы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ярославской области в части поддержки деятельности хозяйствующих субъектов в проведении научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) и производстве новых инновационных видов продукции; - закрепления в промышленности высокопрофессиональных кадров и совершенствования системы их подготовки; - выдвижения на федеральный уровень инициативы по расширению механизмов государственной поддержки создания и развития кластеров в Российской Федерации; - проведения мониторинга деятельности других субъектов Российской Федерации по созданию и развитию кластеров на своих территориях, использования наиболее успешного опыта в аналогичной деятельности на территории Ярославской области; - проведения качественного анализа возможных последствий вступления России в ВТО для региональной экономики. Перечисленные угрозы Правительство области должно использовать для повышения заинтересованности существующих хозяйствующих субъектов в объединении усилий по созданию кластеров, а также в налаживании тесных взаимовыгодных связей между промышленными предприятиями, вузами и НИИ в процессе создания новых конкурентоспособных видов продукции, проведения НИОКР и внедрения в производство новых инновационных видов продукции. В связи с вышесказанным назрела необходимость разработки Концепции кластерной политики Правительства Ярославской области (далее - Концепция), определяющей приоритетные направления деятельности Правительства Ярославской области по созданию и развитию кластеров на территории региона. II. Основные понятия В настоящей Концепции употребляются следующие понятия: Кластер - сконцентрированная на определенной территории группа взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга хозяйствующих субъектов (предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг), научно- исследовательских и образовательных организаций, которые находятся в отношениях функциональной зависимости в процессе производства и реализации товаров и услуг в определенной сфере. Участниками кластера могут являться: - предприятия и организации, специализирующиеся на профильных видах деятельности; - предприятия и организации, поставляющие продукцию или оказывающие услуги для специализированных предприятий; - предприятия и организации, обслуживающие отрасли общего пользования, включая транспортную, энергетическую, инженерную, природоохранную и информационно-телекоммуникационную инфраструктуру; - организации рыночной инфраструктуры (аудиторские, консалтинговые, кредитные и финансовые, страховые и лизинговые услуги, логистика, торговля, операции с недвижимостью); - научно-исследовательские и образовательные организации; - некоммерческие и общественные организации, объединения предпринимателей, торгово-промышленные палаты; - организации инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: бизнес- инкубаторы, технопарки, индустриальные (промышленные) парки, венчурные фонды, центры трансфера технологий, центры развития дизайна, центры энергосбережения, центры поддержки субподряда (субконтрактации); центры и агентства регионального и муниципального развития, привлечения инвестиций, агентства по поддержке экспорта товаров, государственные и муниципальные фонды поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства и др. Основными признаками кластера являются: - сильные конкурентные позиции на общероссийском и (или) международном рынках и (или) высокий экспортный потенциал участников кластеров; в качестве индикаторов конкурентоспособности могут рассматриваться: высокий уровень мультифакторной производительности, высокий уровень экспорта продукции и услуг; - наличие конкурентных преимуществ территории, к которым могут быть отнесены: выгодное географическое положение, наличие специализированных кадровых ресурсов, наличие поставщиков комплектующих и связанных услуг, специализированных учебных заведений и исследовательских организаций, необходимой инфраструктуры и другие факторы; в качестве индикаторов конкурентных преимуществ территории может рассматриваться в том числе существующий потенциал для развития определенных отраслей и сфер бизнеса, а также накопленный объем привлеченных прямых инвестиций; - географическая концентрация и близость расположения участников кластера, обеспечивающая возможности для их активного взаимодействия; в качестве индикатора географической концентрации может рассматриваться показатель, характеризующий высокий уровень специализации региона на выпуске (оказании) определенного вида продукции (услуг), - коэффициент локализации (рассчитывается как отношение производства отрасли на душу населения в области к производству на душу населения в России; эмпирически определенное минимальное значение - 1,25); - количество участников, достаточное для возникновения позитивных эффектов кластерного взаимодействия. В качестве индикаторов могут рассматриваться показатели, характеризующие создание новых рабочих мест на предприятиях и организациях, входящих в кластер, по сравнению с предприятиями и организациями в других отраслях и сферах бизнеса; - эффективное взаимодействие между участниками кластера, включая в том числе использование механизмов субконтрактации, партнерство предприятий с образовательными и исследовательскими организациями, практику координации деятельности по коллективному продвижению товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках; - более высокие показатели темпов роста новых рабочих мест, выручки и рентабельности участников кластера, чем на предприятиях аналогичных отраслей и сфер бизнеса в среднем по России. Кластерный проект - проект, инициаторами которого выступают участники кластера, направленный на развитие как отдельных участников кластера, так и всего кластера, который может включать в себя программы модернизации действующих и создания новых производств, реализацию инвестиционных проектов. Координационный совет по развитию кластера - совещательный орган, в который входят представители участников кластера, органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления муниципальных образований области (далее - органы местного самоуправления), создаваемый для согласования приоритетов, стратегии и программы развития кластера и его участников, включая набор кластерных проектов и определение мер по их государственной поддержке. Рабочая группа по содействию развитию кластеров - постоянно действующая рабочая группа, в состав которой включаются представители органов исполнительной власти Ярославской области, создаваемая для реализации кластерной политики в Ярославской области и организации работы координационных советов по развитию конкретных кластеров. Организация содействия развитию кластера - объединение участников кластера, которое может существовать в форме некоммерческого партнерства или саморегулируемой организации для ведения операционной деятельности по формированию и развитию кластера, объединения усилий и ресурсов его участников для разработки стратегии и программы развития кластера и кластерных проектов его участников. Индустриальный (промышленный) парк - комплекс промышленных предприятий и логистических центров, объектов сервисной и вспомогательной инфраструктуры, расположенных на ограниченной территории, с организацией единой инженерной и транспортной инфраструктуры. III. Цели и задачи кластерной политики Правительства области Целью кластерной политики Правительства Ярославской области является повышение конкурентоспособности региональной экономики за счет создания кластеров на базе действующих хозяйствующих субъектов, учебных заведений и научных организаций, а также за счет привлечения (локализации) на территорию региона новых предприятий и организаций, необходимых для полного "доукомплектования" создаваемых кластеров. В создаваемых кластерах по мере их развития будут обеспечены: - высокие темпы экономического роста (объемов производства, выручки и производительности труда), увеличение качественной занятости населения и налоговой базы бюджета Ярославской области и бюджетов муниципальных образований; - масштабное привлечение государственных и частных инвестиций в модернизацию действующих хозяйствующих субъектов - участников кластеров - и создание в регионе новых промышленных предприятий; - существенное увеличение объемов НИОКР и инновационной деятельности хозяйствующими субъектами - участниками кластеров; - значительный рост доли конкурентоспособных на российском и международном рынке производимых и оказываемых в Ярославской области товаров и услуг, в первую очередь конечных продуктов. Для достижения поставленной цели Правительству Ярославской области при участии органов местного самоуправления необходимо сконцентрироваться на последовательном решении следующих задач: - оценка потенциала региональной экономики для создания кластеров; - создание нормативно-правовой базы и системы информационно- консультационной поддержки; - создание условий для формирования и развития кластеров. Настоящая Концепция определяет также формы и методы участия органов исполнительной власти Ярославской области в формировании и развитии кластеров при участии органов местного самоуправления. Концепция разработана до 2015 года. Проекты, реализуемые в рамках Концепции, затронут деятельность всех органов исполнительной власти Ярославской области и предполагают непосредственное участие более пятнадцати органов исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделений аппарата Правительства Ярославской области, в том числе департамент экономического развития, департамент промышленности, предпринимательской деятельности и транспорта, департамент агропромышленного комплекса, департамент образования, департамент здравоохранения и другие. На первом этапе реализации Концепции (2009-2011 годы) предполагается реализация мероприятий в рамках ведомственной целевой программы "Стимулирование инвестиционной деятельности в Ярославской области на 2009-2011 годы", на реализацию которой запланировано выделение средств областного бюджета в сумме 399,845 млн. рублей, в том числе: в 2009 году - 30,751 млн. рублей; в 2010 году - 135,581 млн. рублей; в 2011 году - 233,513 млн. рублей. Средства областного бюджета на реализацию Концепции на 2010-2011 годы могут быть уточнены в связи с изменением доходов и расходов в рамках ведомственной целевой программы "Стимулирование инвестиционной деятельности в Ярославской области на 2009-2011 годы". IV. Предпосылки создания кластеров в Ярославской области При выявлении предпосылок и условий для определения наиболее перспективных (пилотных) потенциальных кластеров в экономике Ярославской области в первую очередь учитывается производственная специализация региона, обеспечивающая концентрацию на его территории определенных видов производства, рабочей силы, обладающей необходимой квалификацией, а также интенсивность и направления развития данных секторов экономики. В результате предварительного кластерного анализа можно сделать вывод, что на территории Ярославской области нет ни одного оформленного кластера, который бы обладал всеми характерными признаками. В регионе есть предпосылки и условия для создания и развития нескольких перспективных (пилотных) кластеров на основе исторически сложившихся отраслей экономики и новых возможностей, перечень которых приведен в приложении 2 к Концепции. После проведения исследования конкурентоспособности региональной экономики могут возникнуть дополнительные кластерные инициативы, которые также будут учтены Правительством Ярославской области совместно с органами местного самоуправления в рамках реализации кластерной политики. V. Основные направления кластерной политики Правительства Ярославской области 1. Оценка потенциала региональной экономики для создания кластеров Для проведения кластерной политики и выявления потенциала Ярославской области для создания перспективных (пилотных) кластеров необходимо проведение глубокого анализа конкурентоспособности региональной экономики по следующим направлениям: - анализ конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и выпускаемой ими продукции (товаров и услуг), в том числе с позиции возможных последствий вступления России в ВТО; - анализ текущего положения и перспектив развития профессиональных учебных заведений с учетом потребностей региональной экономики в подготовке кадров и предпосылок создания перспективных (пилотных) кластеров; - анализ существующей инфраструктуры научных и научно- исследовательских организаций, действующих в регионе, опыта взаимодействия с ними хозяйствующих субъектов и перспектив их развития; - анализ возможностей муниципальных образований Ярославской области для формирования на их территории условий для развития перспективных (пилотных) кластеров; - итоговый анализ перспективных (пилотных) кластеров с точки зрения их потенциальных участников, цепочек производства добавленной стоимости, возможностей и ограничений для развития кластеров. Для проведения данных исследований необходимо привлечение ведущих российских и зарубежных специалистов в сфере кластерной политики, а также аутсорсинговых организаций, проводящих анализ конкурентоспособности региональной экономики. На основе данного анализа Правительство Ярославской области совместно с органами местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, учебные заведения и НИИ смогут определить наиболее перспективные (пилотные) кластеры для проведения системных действий для их создания и развития. Одновременно данное исследование поможет Правительству Ярославской области выработать систему мер государственной поддержки для тех социально значимых хозяйствующих субъектов, которые не войдут в создаваемые кластеры. Для этого Правительством Ярославской области будет разработана и реализована Концепция промышленной политики на региональном уровне. 2. Создание нормативно-правовой базы и системы информационно- консультационной поддержки С целью координации действий Правительства Ярославской области и органов местного самоуправления по реализации кластерной политики необходимо разработать и принять соответствующие нормативные правовые акты. Базовым нормативным правовым актом в сфере кластерной политики является данная Концепция. В целях ее реализации необходимо принять следующие нормативные правовые акты: - Закон Ярославской области "Об инновационной деятельности на территории Ярославской области" и нормативные правовые акты, необходимые для его реализации; - Концепция промышленной политики Ярославской области; - приказ департамента экономического развития Ярославской области "О внесении изменений в приказ департамента экономического развития Ярославской области от 26.12.2008 N 22 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Стимулирование инвестиционной деятельности в Ярославской области" на 2009-2011 годы". Правительством Ярославской области будет создана система по оказанию информационной, методической и консультационной поддержки хозяйствующих субъектов, учебных заведений и научных организаций по вопросам кластерной политики. Для популяризации данного эффективного инструмента активной промышленной политики на региональном уровне Правительство Ярославской области организует активное общественное обсуждение среди хозяйствующих субъектов, учебных заведений и НИИ преимуществ кластерного подхода, включая проведение совещаний, круглых столов, организацию серии публикаций в региональных и местных средствах массовой информации. В Ярославле будут проведены круглые столы и семинары по вопросам кластерной политики с участием специалистов Министерства экономического развития Российской Федерации и ведущих экспертов и консультантов, представителей органов исполнительной власти Ярославской области, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, учебных заведений и НИИ. Представители Ярославской области будут принимать участие в профильных российских и международных конференциях и форумах. Одновременно необходимо провести обучение руководителей и сотрудников Правительства Ярославской области и органов местного самоуправления, а также представителей хозяйствующих субъектов в сфере кластерной политики для повышения их компетенции в данном вопросе. Для выявления наиболее успешного опыта деятельности субъектов Российской Федерации по созданию и развитию кластеров необходимо проведение постоянного мониторинга данной деятельности регионов. 3. Создание условий для формирования и развития кластеров Ключевой задачей Правительства Ярославской области при участии органов местного самоуправления на данном этапе является стимулирование взаимовыгодного взаимодействия хозяйствующих субъектов, учебных заведений и НИИ в рамках создания перспективных (пилотных) кластеров. Для реализации данной задачи Правительство Ярославской области организует консультации потенциальных участников перспективных (пилотных) кластеров с последующим созданием координационных и совещательных органов (координационных советов) по каждому кластеру с участием представителей органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления. В качестве стимула для объединения участников выступают меры государственной поддержки кластерных инициатив на региональном и федеральном уровнях. Правительство Ярославской области для создания условий формирования перспективных (пилотных) кластеров действует в следующих направлениях: - оказание государственной поддержки инвестиционной деятельности потенциальных участников кластеров; - оказание консультативной, методической и организационной поддержки потенциальным участникам кластеров в разработке документации, необходимой для получения государственной поддержки их инвестиционных проектов и программ развития, НИОКР и инновационной деятельности на уровне Российской Федерации и Ярославской области; - содействие потенциальным участникам кластеров в получении доступных кредитных ресурсов для финансирования их инвестиционных проектов и программ развития в рамках создаваемых кластеров; - создание индустриальных парков и подготовка перспективных инвестиционных площадок площадью от 10 до 400 гектаров для реализации инвестиционных проектов потенциальных участников кластеров и привлечения новых промышленных инвесторов в рамках создаваемых кластеров. На территории с общей инфраструктурой разместится ряд предприятий одного или нескольких профилей в рамках формируемых кластеров. Правительством Ярославской области учреждено открытое акционерное общество "Ярославский индустриальный парк" - управляющая компания, которая будет содействовать инвесторам в получении согласований и разрешений на строительство объектов на конкретной площадке, а также в оформлении прав на земельные участки для реализации инвестиционных проектов; - развитие системы начального, среднего и высшего профессионального образования и подготовки кадров для перспективных (пилотных) кластеров, в том числе при необходимости - формирование заказа на подготовку специалистов в системе начального и среднего профессионального образования, стимулирование сотрудничества между потенциальными участниками кластеров и учебными заведениями, включая организацию проектов материально-технического обновления базы учебных заведений, переподготовки педагогического состава, открытия новых специальностей и т.д.; - создание системы поддержки инновационной деятельности в Ярославской области, включая определение форм и механизмов государственной поддержки НИОКР и инновационной деятельности потенциальными участниками кластеров, развитие инфраструктуры и обеспечение высокого качества услуг объектов инновационной инфраструктуры, субсидирование части затрат потенциальных участников кластеров на создание промышленных образцов, регистрацию и правовую охрану за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; - оказание поддержки НИИ и научным организациям в укреплении материально-технической базы и привлечении финансирования для проведения совместных научно-исследовательских проектов по разработке инновационных видов продукции для потенциальных участников кластеров; - привлечение и осуществление целевых инвестиций в проекты развития инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищное строительство в рамках развития перспективных (пилотных) кластеров. Правительство Ярославской области после определения наиболее перспективных (пилотных) потенциальных кластеров в региональной экономике может разработать и внести на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации предложения по созданию дополнительных механизмов государственной поддержки образования и развития кластеров на федеральном уровне. 4. Формы и методы участия органов государственной власти и местного самоуправления в формировании и развитии кластеров Правительство Ярославской области совместно с органами местного самоуправления стимулируют создание кластеров, участвуют в согласовании и определении приоритетов развития их потенциальных участников с дальнейшей разработкой стратегий и программ развития каждого конкретного кластера, включающих набор кластерных проектов и мер по их государственной поддержке. В Правительстве Ярославской области будет создана рабочая группа по содействию развитию кластеров в региональной экономике, в состав которой войдут специалисты департаментов Ярославской области и которая будет являться рабочим органом по координации проведения кластерной политики в регионе. Одним из вариантов объединения усилий участников создаваемых кластеров является учреждение организации содействия развитию кластера в форме некоммерческого партнерства или саморегулируемой организации (такая форма будет апробирована при создании лакокрасочного промышленного кластера). Для определения условий государственной и муниципальной поддержки кластерных проектов в рамках стратегий и программ развития каждого кластера Правительство Ярославской области при участии органов местного самоуправления в рамках действующего законодательства заключает соглашения о взаимодействии по реализации инвестиционных (кластерных) проектов с конкретными участниками кластера и организацией содействия развитию кластера, представляющей интересы всех участников кластера. В рамках своей компетенции Правительству Ярославской области при участии органов местного самоуправления необходимо согласовать с владельцами (руководителями) вертикально интегрированных структур (холдингов) условия вхождения принадлежащих им крупных промышленных предприятий в создаваемые кластеры и определить приоритетные направления развития данных предприятий в рамках кластеров. Правительство Ярославской области при участии органов местного самоуправления, совместно с организациями содействия развитию кластера примет участие в разработке и представлении на федеральном уровне региональных инвестиционных проектов для получения от институтов развития Российской Федерации, в рамках федеральных целевых программ и софинансирования из бюджета Российской Федерации финансовой поддержки на модернизацию или переоборудование производственных мощностей хозяйствующих субъектов - потенциальных участников кластеров, а также на развитие инфраструктуры и подготовку инвестиционных площадок и создаваемых индустриальных парков. В целях активизации развития кластеров Правительство Ярославской области в случае организации Министерством экономического развития Российской Федерации соответствующих конкурсов, планирует подготовить и подать заявки на создание в регионе двух особых экономических зон: промышленно-производственной и туристско-рекреационной. Правительство Ярославской области при участии органов местного самоуправления, совместно с организациями содействия развитию кластера, в рамках своих полномочий осуществит "точечное" привлечение инвесторов для локализации их предприятий на территории Ярославской области с целью "доукомплектования" создаваемых перспективных кластеров и организации производства конкурентоспособных на российском и международном уровне товаров и услуг, в первую очередь конечных продуктов. Использование механизмов аутсорсинга и субконтрактации расширяет возможности развития перспективных (пилотных) кластеров. Правительство области окажет содействие в развитии действующего при Ярославской областной торгово-промышленной палате центра субконтрактации для его эффективного использования в процессе развития кластеров. Одновременно в регионе будет создана сеть бизнес-инкубаторов для поддержки новых инновационных компаний на этапе "start-up". Правительство Ярославской области продолжит содействовать внедрению успешной практики повышения качества управления на предприятиях и внедрению среди участников перспективных (пилотных) кластеров систем менеджмента качества, систем экологического менеджмента и управления охраной труда по международным стандартам. Правительство Ярославской области намерено объединить усилия участников перспективных (пилотных) кластеров при реализации коллективных маркетинговых проектов, включая маркетинговые исследования, проведение совместных рекламных кампаний, продвижение коллективных товарных марок и выпускаемой продукции в рамках кластера, формирование позитивного бренда кластеров и места происхождения продукции. Для продвижения продукции, выпускаемой в рамках перспективных (пилотных) кластеров Правительство Ярославской области готово инициировать и заключать межрегиональные и межправительственные соглашения о торговом и экономическом сотрудничестве с регионами других государств. Правительство Ярославской области в рамках выставочно-конгрессной деятельности совместно с участниками перспективных (пилотных) кластеров при участии органов местного самоуправления организует коллективные выставочные стенды на ведущих российских и международных выставках, форумах и конгрессах. VI. Основные результаты реализации кластерной политики Основными результатами реализации кластерной политики Правительства Ярославской области станет повышение конкурентоспособности экономики региона за счет роста объемов производства, доли инновационной продукции и производительности труда участников кластеров, увеличение объемов прямых инвестиций в экономику региона, интенсивное развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение процента локализации производства конкурентоспособной продукции на территории области. Основными индикаторами реализации кластерной политики до 2015 года являются: - создание на территории Ярославской области до 3 перспективных (пилотных) кластеров; - организация до 5 индустриальных парков и перспективных инвестиционных площадок, которые будут обеспечены необходимой инфраструктурой; - увеличение объема инвестиций в основной капитал в Ярославской области до 2015 года по отношению к 2008 году на 10-30 процентов за счет привлечения инвестиций в рамках стратегий и программ развития кластеров; - разработка до 5 региональных инвестиционных проектов в рамках стратегий и программ развития кластеров и привлечение софинансирования для их реализации из институтов развития Российской Федерации; - увеличение доли производства комплектующих изделий, входящих в конечный продукт кластеров Ярославской области. Дополнительными индикаторами могут являться: - увеличение в составе валового регионального продукта и в экспорте Ярославской области доли продукции, выпускаемой участниками кластеров, и в первую очередь - конечных продуктов, конкурентоспособных на российском и международном уровне; - увеличение числа новых рабочих мест в рамках кластеров; - рост объемов НИОКР и инновационной деятельности в рамках кластеров; - сокращение процента несоответствия между числом специалистов, выпускаемых начальными, средними и высшими профессиональными учебными заведениями, и потребностью рынка труда в данных специалистах в рамках кластеров; - рост удельного веса товаров и услуг субъектов малого и среднего предпринимательства, произведенных и оказанных в рамках кластеров с помощью механизмов аутсорсинга и субконтрактации. Приложение 1 к Концепции SWOT-анализ социально-экономического положения Ярославской области ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | |Возможности: |Угрозы: | | |- политическая и методическая |- сложное финансово-экономическое | | |поддержка создания и развития |состояние предприятий и организаций - | | |кластеров на федеральном уровне; |хозяйствующих субъектов, субъектов малого и| | |- возможность получения финансовой |среднего предпринимательства - | | |поддержки от институтов развития |потенциальных участников создаваемых | | |Российской Федерации |кластеров в связи с мировым экономическим | | |(Инвестиционный фонд Российской |кризисом; | | |Федерации, Государственная |- недоступность для хозяйствующих субъектов| | |корпорация "Банк развития и |кредитных ресурсов для финансирования | | |внешнеэкономической деятельности |операционной деятельности и для реализации | | |(Внешэкономбанк)", Российская |инвестиционных проектов и программ | | |венчурная компания и т.д.) а также |развития; | | |субсидий из федерального бюджета на |- ограниченный набор механизмов | | |государственную поддержку субъектов |государственной поддержки создания и | | |малого и среднего |развития кластеров в Российской Федерации, | | |предпринимательства, разработку и |ограниченность объема средств из | | |реализацию проектов государственно- |федерального бюджета и институтов развития | | |частного партнерства (далее - ГЧП); |Российской Федерации; | | |- интерес российских и иностранных |- активная деятельность в данных сферах | | |инвесторов к реализации |других субъектов Российской Федерации; | | |инвестиционных проектов по открытию |- в связи с демографическими тенденциями | | |новых промышленных производств и |сокращение числа высокопрофессиональных | | |бизнес-структур в регионах Российской|рабочих кадров в ряде отраслей экономики; | | |Федерации; |- вступление России во Всемирную торговую | | |- доступ к информационным ресурсам, |организацию (далее - ВТО) и высокая | | |объединяющим наиболее успешный |конкуренция мировых производителей на | | |мировой и российский опыт |глобальном рынке | | |формирования и развития научно- | | | |производственных кластеров и | | | |кластеров в сфере услуг (туризма) в | | | |мире и Российской Федерации | | |-----------------------------------------+-------------------------------------+-------------------------------------------| |Сильные стороны: |Использование сильных сторон для |Использование сильных сторон для | |- выгодное географическое положение |получения отдачи от возможностей |устранения угроз | |региона: близость к Москве и |Активизация действий Правительства |Экономический, кадровый и инвестиционный | |относительная близость к Санкт- |области в таких направлениях, как: |потенциал Ярославской области является | |Петербургу, расположение на |- изучение потенциала существующих |одним из важнейших конкурентных | |пересечении основных автомобильных, |экономических субъектов, учебных |преимуществ региона для активного | |водных и воздушных путей, |заведений и научных организаций, а |привлечения прямых промышленных | |магистральных нефте- и газопроводов; |также инвестиционного и кадрового |инвестиций и экономических субъектов для | |- высокоразвитая промышленная база и |потенциала муниципальных |развития бизнеса на территории области. Для| |сбалансированная структура |образований области для создания |устранения угроз деятельность Правительства| |промышленности, наличие практики |кластеров; |области должна включать в себя следующие | |заключения соглашений с вертикально |- пропаганда и организация активного |направления: | |интегрированными холдингами для |общественного обсуждения |- привлечение прямых промышленных | |согласования основных направлений |преимуществ кластерного подхода как |инвестиций для создания в экономике региона| |развития входящих в них предприятий |эффективного инструмента активной |предприятий-производителей конечных | |области; |промышленной политики на |продуктов, конкурентоспособных на | |- развитая структура начального, среднего|региональном уровне; |российском и международном уровне; | |и высшего профессионального |- развитие индустриальных парков и |- содействие действующим экономическим | |образования, значительный научный и |подготовка перспективных |субъектам в получении доступных кредитных | |инновационный потенциал; |инвестиционных площадок позволит |ресурсов для финансирования их | |- квалифицированные трудовые ресурсы в |перейти к системным действиям по |инвестиционных проектов и программ | |различных отраслях экономики; |использованию существующих |развития в рамках создаваемых кластеров; | |- значительный инвестиционный |возможностей для создания и развития |- совершенствование и расширение | |потенциал и действенная система |кластеров, а именно: |возможностей системы государственной | |государственной поддержки |- определение наиболее перспективных |поддержки малого предпринимательства в | |инвестиционной деятельности, |(или пилотных) потенциальных |Ярославской области в части поддержки | |включающая механизм привлечения и |кластеров, используя |деятельности экономических субъектов в | |сопровождения инвесторов, реализующих |сбалансированный подход между |проведении научно-исследовательских и | |проекты строительства на территории |развитием традиционных секторов |опытно-конструкторских работ (далее - | |региона новых промышленных |региональной экономики и поиском |НИОКР) и внедрении инноваций в | |предприятий; |новых возможностей; |производство новых конкурентоспособных | |- развитие системы индустриальных |- создание организаций по содействию |видов продукции; | |парков и перспективных инвестиционных |образованию и развитию перспективных |- выдвижение на федеральный уровень | |площадок для привлечения прямых |кластеров, согласование и определение|инициатив по расширению механизмов | |промышленных инвестиций; |приоритетов развития их |государственной поддержки создания и | |- эффективно действующий механизм |потенциальных участников с |развития кластеров в Российской Федерации; | |поддержки субъектов малого и среднего |возможностью разработки стратегии |- постоянный мониторинг и изучение | |предпринимательства, внедрение в |развития кластеров; |деятельности других субъектов Российской | |регионе механизмов аутсорсинга и |- разработка региональных |Федерации по созданию и развитию кластеров | |субконтрактации; |инвестиционных проектов с участием |на своих территориях для использования | |- понимание необходимости |потенциальных участников кластеров |наиболее успешного опыта в аналогичной | |использования кластерного подхода в |для получения финансовой поддержки |деятельности на территории Ярославской | |деятельности Правительства области для |от институтов развития Российской |области; | |развития региональной экономики и |Федерации, в рамках федеральных |- проведение качественного анализа | |наличие политической воли со стороны |целевых программ и софинансирования |возможных последствий вступления России в | |руководства области к его |из федерального бюджета; |ВТО для региональной экономики и активное | |осуществлению; |- выбор и активное "точечное" |лоббирование на федеральном уровне | |- опыт подготовительной работы по |привлечение инвесторов для |интересов действующих экономических | |созданию кластеров в сфере |локализации их предприятий на |субъектов - потенциальных участников | |производства технического текстиля, |территории Ярославской области с |кластеров | |льнопереработки и производства |целью "доукомплектования" | | |лакокрасочных материалов |создаваемых перспективных кластеров | | |-----------------------------------------+-------------------------------------+-------------------------------------------| |Слабые стороны: |Преодоление слабых сторон за счет |Преодоление слабых сторон и | |- отсутствие сформированных кластеров в |возможностей |предотвращение угроз | |экономике Ярославской области; |При содействии Министерства |Существующие угрозы Правительство | |- отсутствие базовых нормативных |экономического развития Российской |области должно использовать для повышения | |правовых актов по определению основных |Федерации необходимо разработать и |заинтересованности существующих | |направлений и механизмов кластерной |принять пакет нормативно-правовых |экономических субъектов в объединении | |политики Правительства области; |актов по кластерной политике |усилий по созданию кластеров, а также | |- высокий износ основных фондов |Правительства области. |налаживании тесных взаимовыгодных связей | |предприятий области (от 47 до 63 |Разработка региональных |между промышленными предприятиями, | |процентов) и существенные затраты на |инвестиционных проектов с участием |вузами и научно-исследовательскими | |модернизацию или переоборудование |потенциальных участников кластеров |институтами (далее - НИИ) по созданию новых| |производственных мощностей; |для получения финансовой поддержки |конкурентоспособных видов продукции, | |- значительная доля промышленной |от институтов развития Российской |проведении НИОКР и внедрении инноваций в | |продукции, выпускаемой в регионе, не |Федерации, в рамках федеральных |производство новых конкурентоспособных | |является конечным продуктом, что |целевых программ и софинансирования |видов продукции. | |увеличивает зависимость хозяйствующих |из федерального бюджета на |Угрозы должны подтолкнуть Правительство | |субъектов от маркетинговой политики |модернизацию или переоборудование |области к активным действиям по | |конечного производителя и снижает |производственных мощностей |использованию потенциала действующих | |рентабельность производства; |экономических субъектов - |экономических субъектов для повышения | |- часть выпускаемой в регионе |потенциальных участников кластеров, а|конкурентоспособности в рамках создаваемых | |промышленной продукции проходит |также развитие инфраструктуры и |кластеров и привлечения прямых | |стадии жизненного цикла - зрелость и/или |подготовку инвестиционных площадок и |промышленных инвестиций для создания на | |спад и имеет невысокую |создаваемых индустриальных парков. |территории региона новой инновационной | |конкурентоспособность на мировом |Проведение комплексного анализа |экономики и повышения доли новых видов | |уровне; |продукции и услуг, производимых |выпускаемой продукции, в первую очередь | |- индивидуальная и зачастую |(оказываемых) на территории региона, |конечных продуктов, конкурентоспособных на | |краткосрочная стратегия развития |для определения потенциала развития |российском и международном уровнях | |промышленных предприятий региона; |экономики Ярославской области и | | |- неразвитая система государственной |возможных механизмов и форм | | |поддержки инновационной деятельности в |получения финансовой поддержки от | | |Ярославской области, медленные темпы |институтов развития Российской | | |обновления модельного ряда |Федерации, в рамках федеральных | | |выпускаемой продукции; |целевых программ и софинансирования | | |- недостаток у хозяйствующих субъектов |из федерального бюджета, реализации | | |(промышленных предприятий, малого и |проектов ГЧП и т.д. | | |среднего бизнеса, вузов и научно- |Согласование с собственниками | | |исследовательских институтов (далее - |вертикально-интегрированных структур | | |НИИ) информации о преимуществах и |(холдингов) условий вхождения | | |мерах государственной поддержки |принадлежащих им крупных | | |развития бизнеса в рамках кластеров; |промышленных предприятий в | | |отсутствие мер, ориентированных на |создаваемые кластеры и определение | | |повышение заинтересованности |приоритетных направлений развития | | |хозяйствующих субъектов в согласовании |данных предприятий в рамках | | |форм и долей участия в организациях по |кластеров. | | |формированию кластеров и управлению |Активное привлечение экономических | | |ими; |субъектов - потенциальных участников | | |- отсутствие у хозяйствующих субъектов |кластеров и лоббирование их интересов| | |опыта и собственных средств для |на федеральном уровне для получения | | |разработки документации, необходимой |финансовой поддержки от институтов | | |для получения государственной |развития Российской Федерации, в | | |поддержки их инвестиционных проектов и |рамках федеральных целевых | | |программ развития на уровне Российской |программ и софинансирования из | | |Федерации и Ярославской области; |федерального бюджета на НИОКР и | | |- нестабильные связи между |внедрение инноваций в производство | | |промышленными предприятиями, вузами |новых конкурентоспособных видов | | |и НИИ в процессе создания новых |продукции. Создание эффективной | | |конкурентоспособных видов продукции, |региональной системы государственной | | |проведения научных исследований и |поддержки инновационной | | |внедрения разработок в производство; |деятельности в Ярославской области. | | |- нехватка подготовленных |Оказание содействия экономических | | |инвестиционных площадок для развития |субъектов - потенциальных участников | | |существующих и создания новых |кластеров в разработке необходимой | | |предприятий; |документации для получения | | |- ограниченность существующей |государственной поддержки их | | |транспортной и инженерной |инвестиционных проектов и программ | | |инфраструктуры в существующих и |развития на уровне Российской | | |перспективных инвестиционных |Федерации и Ярославской области. | | |площадках для реализации |Создание Правительством области | | |инвестиционных проектов по созданию и |системы информационной и | | |модернизации промышленных |методической поддержки экономических | | |предприятий; |субъектов - потенциальных участников | | |- отсутствие системной информационной |кластеров, проведение семинаров и | | |и методической поддержки |конференций по вопросам кластерной | | |хозяйствующих субъектов - |политики с участием специалистов | | |потенциальных участников кластеров, |Министерства экономического развития | | |недостаточный уровень компетенции их |Российской Федерации | | |специалистов в вопросах кластерной | | | |политики | | | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение 2 к Концепции Предпосылки и условия для создания перспективных (пилотных) кластеров в экономике Ярославской области -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |N п/п| Название | Конечный продукт кластера | Основа кластера | Учебные и научные организации, | Место локализации | | | перспективного | | | входящие в состав кластера | | | | кластера | | | | | |-----+----------------------+--------------------------------+-----------------------------------+-------------------------------------------------------------+--------------------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |-----+----------------------+--------------------------------+-----------------------------------+-------------------------------------------------------------+--------------------------------| |1. |Кластер дизелестроения|дизельные автомобильные |ОАО "Автодизель", ОАО "ЯЗТА", |ГОУ ВПО ЯГТУ, |г. Ярославль, г. Тутаев | | | |двигатели |ОАО "ЯЗДА", |учреждения среднего и начального профобразования, | | | | | |ОАО "ТМЗ" |инжиниринговые компании, например, AVL List (Австрия), | | | | | | |ЗАО "Гипродвигатель" | | |-----+----------------------+--------------------------------+-----------------------------------+-------------------------------------------------------------+--------------------------------| |2. |Кластер |газотурбинный двигатель и |НПО "Сатурн", ОАО "Сатурн - Газовые|ГОУ ВПО РГАТА, |г. Рыбинск | | |газотурбостроения |энергоустановка |турбины", ЗАО "Турборус" |учреждения среднего и начального профобразования, | | | | | | |компания Snecma Moteurs | | | | | | |(Safran Group) | | |-----+----------------------+--------------------------------+-----------------------------------+-------------------------------------------------------------+--------------------------------| |3. |Лакокрасочный кластер |лакокрасочные материалы |ОАО "Русские краски", |ООО "Ярославский проектный институт лакокрасочных |г. Ярославль, | | | | |группа предприятий "Индекс", |производств", |г. Гаврилов-Ям | | | | |ЗАО "НПК ЯрЛИ", ЗАО "Ярославский |ГОУ ВПО ЯГТУ, | | | | | |колорит" |учреждения среднего и начального профобразования | | |-----+----------------------+--------------------------------+-----------------------------------+-------------------------------------------------------------+--------------------------------| |4. |Кластер технического |технические ткани и пряжи |ОАО "Красный Перекоп", |ОАО "НИИ технических тканей", ФГУП ЦНИИЛКА, |г. Ярославль, | | |текстиля | |ЗАО "Корд", |учреждения среднего и начального профобразования |г. Переславль-Залесский | | | | |ОАО "Залесье" | | | |-----+----------------------+--------------------------------+-----------------------------------+-------------------------------------------------------------+--------------------------------| |5. |Кластер |льняные и хлопчатобумажные ткани|ОАО "Гаврилов-Ямский |ФГУП ЦНИИЛКА, учреждения среднего и начального |г. Ярославль, Ярославский | | |льнопереработки |и изделия из них |льнокомбинат", |профобразования |муниципальный район, | | | | |ОАО "Льнокомбинат "Тульма", | |Большесельский муниципальный | | | | |ООО "МЦОР", | |район, | | | | |льнозаводы и льносеющие хозяйства | |г. Гаврилов-Ям, г. Углич, | | | | | | |г. Данилов | |-----+----------------------+--------------------------------+-----------------------------------+-------------------------------------------------------------+--------------------------------| |6. |Кластер |автокомпоненты для отечественных|ОАО ГМЗ "Агат", ОАО "Рыбинский |ГОУ ВПО ЯГТУ, |г. Ярославль, | | |автокомпонентов |и иностранных автозаводов, |завод приборостроения", ООО |учреждения среднего и начального профобразования, |г. Гаврилов-Ям, г. Рыбинск | | | |работающих на территории |"Рыбинский кабельный завод", ООО |завод по производству строительной техники | | | | |Российской Федерации |"ТИИР", |Komatsu (Япония) | | | | | |ОАО "Фритекс", ЗАО "Маркон" | | | |-----+----------------------+--------------------------------+-----------------------------------+-------------------------------------------------------------+--------------------------------| |7. |Резино-технический |шины и резинотехнические изделия|ОАО "Ярославский шинный завод", |ГОУ ВПО ЯГТУ, |г. Ярославль | | |кластер | |ОАО "Ярославский технический |учреждения среднего и начального профобразования, | | | | | |углерод", |ЗАО "Ярполимермаш-Татнефть", ОАО "ИФО", | | | | | |ЗАО "Ярославль-Резинотехника", |ОАО "ЯрЗОМ", | | | | | |ОАО "Ярославский завод резиновых |СП ЗАО "Ярполимермаш-Татнефть" и компании Herbert (Германия),| | | | | |технических изделий" |СП ЗАО "Ярославль-Резинотехника" и компании Sava (Словения), | | | | | | |ОАО "НИИШИНМАШ", | | | | | | |ОАО "Резиноасбопроект" | | |-----+----------------------+--------------------------------+-----------------------------------+-------------------------------------------------------------+--------------------------------| |8. |Кластер |полиграфическое оборудование |ООО "Литэкс", |ГОУ СПО "Рыбинский полиграфический колледж" |г. Рыбинск | | |полиграфического | |ООО "Формат", ООО "Формат-принт", | | | | |машино-строения | |ООО "Транскапитал" | | | |-----+----------------------+--------------------------------+-----------------------------------+-------------------------------------------------------------+--------------------------------| |9. |Туристический кластер |туристические услуги на |4 города - Ростов, Ярославль, |ГОУ ВПО ЯрГУ, |г. Ярославль, | | | |национальном маршруте "Золотое |Переславль-Залесский и Углич - |ГОУ ВПО ЯГПУ, |г. Переславль-Залесский, | | | |кольцо России" |входят в "Золотое кольцо России", |ЯФ НОУ ВПО "Российская международная академия туризма", |г. Углич, | | | | |Мышкин является провинциальным |учреждения среднего профессионального образования, |г. Ростов, | | | | |музейным центром |реализация более 30 инвестиционных проектов по развитию |г. Мышкин, | | | | | |туристической инфраструктуры |г. Рыбинск, | | | | | | |г. Тутаев и др. районные центры | |-----+----------------------+--------------------------------+-----------------------------------+-------------------------------------------------------------+--------------------------------| |10. |Фармацевтический |фармацевтические препараты и |ГОУ ВПО ЯГМА |переговоры по локализации на территории региона производства |г. Ярославль | | |кластер |лекарства | |готовых лекарственных форм | | |-----+----------------------+--------------------------------+-----------------------------------+-------------------------------------------------------------+--------------------------------| |11. |Кластер IT-, нано- и |IT-технологии и оборудование, | |существующие программы и проекты в данной сфере, система |г. Переславль-Залесский, | | |биотехнологий |нано- и биотехнологическая | |профессиональных кадров |г. Ярославль, | | | |продукция | | |г. Рыбинск | |-----+----------------------+--------------------------------+-----------------------------------+-------------------------------------------------------------+--------------------------------| |12. |Кластер кабельной |кабельная продукция |ОАО "Рыбинсккабель", ООО |проекты привлечения ведущих мировых производителей кабельной |г. Рыбинск, | | |продукции | |"Рыбинскэлектрокабель", |продукции в рамках СП |г. Углич | | | | |Nexans, | | | | | | |Tyco Electronics, ОАО "УЭРМЗ" | | | |-----+----------------------+--------------------------------+-----------------------------------+-------------------------------------------------------------+--------------------------------| |13. |Кластер сыроделия и |сыры и молочная продукция |ГУП "Угличская экспериментальная |ГНУ Всероссийский НИИ масло- и сыроделия, разработка и |г. Углич, | | |молокопереработки | |биофабрика", молоко- и сырзаводы |производство конкурентоспособных сортов сыра и молочных |г. Данилов и др. районные центры| | | | | |продуктов | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Список использованных сокращений: ГМЗ - Гаврилов-Ямский машиностроительный завод ГНУ - государственное научное учреждение ГОУ ВПО - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ГОУ СПО - государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования ГУП - государственное унитарное предприятие ЗАО - закрытое акционерное общество ИФО - Инструмент. Формы. Оснастка. МЦОР - межотраслевой центр организации работ НИИ - научно-исследовательский институт НИИШИНМАШ - научно-исследовательский и конструкторский институт по оборудованию для шинной промышленности НПК ЯрЛИ - научно-производственная компания Ярославские лакокрасочные изделия НПО - научно-производственное объединение ОАО - открытое акционерное общество ООО - общество с ограниченной ответственностью РАН - Российская академия наук РГАТА - Рыбинская государственная авиационная технологическая академия СП - совместное предприятие ТИИР - термостойкие изделия и инженерные разработки ТМЗ - Тутаевский моторный завод УЭРМЗ - Угличский экспериментальный ремонтно-механический завод ФГУП ЦНИИЛКА - федеральное государственное унитарное предприятие Центральный научно-исследовательский институт комплексной автоматизации легкой промышленности ЯГМА - Ярославская государственная медицинская академия ЯГПУ - Ярославский государственный педагогический университет ЯГТУ - Ярославский государственный технический университет ЯрГУ - Ярославский государственный университет ЯЗДА - Ярославский завод дизельной аппаратуры ЯЗТА - Ярославский завод топливной аппаратуры ЯрЗОМ - Ярославский завод опытных машин ЯФ НОУ - Ярославский филиал негосударственного образовательного учреждения IT - информационные технологии Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|