Расширенный поиск

Постановление Думы Тульской области от 19.02.2004 № 56/1596

                           ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
                                3-го созыва
                               ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 19.02.2004 N 56/1596

                              56-е заседание

                  Об обращении Тульской областной Думы к
                губернатору области по оказанию содействия
               контрольной комиссии Тульской областной Думы
              при проведении проверки финансово-хозяйственной
              деятельности и использования бюджетных средств
                   ГУП ТО "Тулавтодор" за 2001-2003 годы

     В соответствии  с  планом  работы  контрольной  комиссии Тульской
областной Думы на второе полугодие 2003 года (постановление  областной
Думы  от  26.06.2003  N 46/1299)   ей  было  поручено  провести анализ
финансово-хозяйственной деятельности и использования бюджетных средств
ГУП  ТО  "Тулавтодор"  за  2001 год,  2002 год и первое полугодие 2003
года.
     Информация о  результатах контрольного мероприятия,  проведенного
контрольной   комиссией   Тульской   областной   Думы,   по    анализу
финансово-хозяйственной  деятельности ГУП ТО "Тулавтодор" представлена
в областную Думу (письмо контрольной комиссии от  27.01.2004  N  18-к)
(прилагается).
     Согласно данной   информации   в   ходе    проведения    проверки
руководством  ГУП  ТО  "Тулавтодор" под разными предлогами создавались
различные  препятствия  специалистам  контрольной  комиссии   Тульской
областной Думы для проведения контрольных мероприятий.  Большинство из
запрашиваемых документов представлено  не  было.  Отдельные  документы
разрозненно   представлялись   в   копиях,  что  не  дало  возможности
проведения объективного анализа финансово-хозяйственной  деятельности,
оценки  законности  и  эффективности использования бюджетных средств в
ГУП ТО "Тулавтодор".
     Установлено, что  администрацией области в нарушение действующего
законодательства   на   ГУП   ТО   "Тулавтодор"   возложены    функции
государственного учреждения, наделенного правами по проведению торгов,
заключению договоров на выполнение работ  и  контроля  за  выполнением
работ   и   их   качеством,  тем  самым  допущено  совмещение  функций
государственного заказчика и подрядчика в одном лице.
     Кроме того,  контрольной комиссией в ходе проверки выявлено,  что
настоящее   финансовое   положение   ГУП   ТО   "Тулавтодор"   требует
оперативного вмешательства со стороны собственника имущества в связи с
угрозой банкротства предприятия и вероятностью полной утраты областной
собственности в унитарном предприятии, что может привести к разрушению
государственной отрасли дорожного строительства Тульской области.
     В соответствии  с  планом  работы  контрольной  комиссии Тульской
областной Думы на первое полугодие 2004 года  (постановление  Тульской
областной  Думы  от 29.01.2004 N 55/1558) запланирована дополнительная
проверка   финансово-хозяйственной   деятельности   и    использования
бюджетных средств ГУП ТО "Тулавтодор" за 2001-2003 годы.
     Учитывая вышеизложенное  и   во  исполнение  ст. 26  Федерального
закона "О государственных  и  муниципальных  унитарных  предприятиях",
ст. 27 Устава (Основного Закона) Тульской области, ст.ст. 2, 33 Закона
Тульской  области  "О государственной собственности Тульской области",
ст. 11  Закона  Тульской  области  "О  контрольной  комиссии  Тульской
областной Думы", Тульская областная Дума

                               ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      
     1. Контрольной  комиссии  Тульской  областной  Думы  приступить к
проверке   финансово-хозяйственной   деятельности   и    использования
бюджетных средств ГУП ТО "Тулавтодор" за 2001-2003 годы с 1 марта 2004
года.
     2. Просить    губернатора    области    оказать    содействие   в
предоставлении документов в  полном  объеме  по  запросам  контрольной
комиссии    Тульской    областной   Думы   при   проведении   проверки
финансово-хозяйственной деятельности и использования бюджетных средств
ГУП ТО "Тулавтодор" за 2001-2003 годы.
     3. Направить информацию о результатах  контрольного  мероприятия,
проведенного контрольной комиссией Тульской областной Думы, по анализу
финансово-хозяйственной деятельности ГУП ТО "Тулавтодор" в прокуратуру
области.
     4. Поручить  члену   Совета   Федерации   Федерального   Собрания
Российской  Федерации  от  Тульской  областной  Думы  Татаринову Олегу
Владимировичу обратиться  к  Председателю  Счетной  палаты  Российской
Федерации   с   просьбой   провести  проверку  финансово-хозяйственной
деятельности государственного унитарного предприятия Тульской  области
"Тулавтодор".
     5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

     Председатель областной Думы          О.Д. Лукичев





                                                            Приложение
                                                       к постановлению
                                               Тульской областной Думы
                                               от 19.02.2004 N 56/1596

                          ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
                                3-го созыва
                           КОНТРОЛЬНАЯ КОМИССИЯ

     от 27.01.2004 N 18-к

                                ИНФОРМАЦИЯ
                  о результатах контрольного мероприятия,
                проведенного контрольной комиссией Тульской
            областной Думы, по анализу финансово-хозяйственной
                     деятельности ГУП ТО "Тулавтодор"

     В соответствии   с   планом  работы  на  2  полугодие  2003  года
(постановление  Тульской  областной   Думы  от  26.06.2003  N 46/1299)
контрольной  комиссии Тульской областной Думы поручено провести анализ
финансово-хозяйственной деятельности и использования бюджетных средств
ГУП ТО "Тулавтодор" за 2001 год, 2002 год и 1 полугодие 2003 года.
     С 01.12.2003  по  29.12.2003  группой  специалистов   контрольной
комиссии   во   исполнение  указанного  задания  проводилась  проверка
отдельных    вопросов    финансово-хозяйственной    деятельности     и
использования бюджетных средств в ГУП ТО "Тулавтодор".
     В результате  анализа  материалов,   представленных   контрольной
комиссии, установлено следующее:
     1. Законодательством  Российской  Федерации  и  Тульской  области
предусмотрен   следующий   порядок   расходования  бюджетных  средств,
финансируемых из территориального дорожного фонда и по разделу бюджета
области "Дорожное хозяйство".
     В соответствии со ст. 72 Бюджетного кодекса Российской  Федерации
для  обеспечения  государственных  нужд,  предусмотренных  в  расходах
бюджета,  органом  государственной  власти,   бюджетным   учреждением,
уполномоченным   органом   или   организацией  от  имени  субъекта  РФ
заключается  государственный   контракт   (договор)   размещенный   на
конкурсной основе.
     В соответствии с  п. 5 ст. 1 Закона РФ  от 18.10.1991 N 1759-1 "О
дорожных  фондах  в  Российской  Федерации"  финансирование  работ  из
территориального дорожного фонда по приведению в нормативное состояние
автомобильных  дорог  осуществляется на основе договоров между органом
управления дорожным  хозяйством  субъекта  РФ  или  уполномоченным  им
юридическим лицом и подрядной организацией, привлекаемой на конкурсной
основе.
     Вышеуказанная норма  отражена  и  в  п. 5 ст. 6   Закона Тульской
области от 28.12.1995 N 23-ЗТО "О территориальном дорожном фонде".
     Отношения,   возникающие    между      организатором     конкурса
(государственным  заказчиком)  и  участниками  конкурса  (поставщиками
(исполнителями))  в процессе проведения конкурса на размещение заказов
на  поставки   товаров,   выполнение   работ,   оказание   услуг   для
государственных нужд,  регулируются ст.ст. 763-768 ГК РФ, Федеральным
законом от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на  размещение  заказов  на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных
нужд".
     Законом Тульской  области  от  16.09.1999 N 151-ЗТО "Об областном
государственном заказе" (п. 1 ст. 1) установлен порядок формирования и
утверждения  областного  государственного заказа на закупку и поставку
товаров,  работ  и  услуг,  необходимых  для   обеспечения   областных
государственных  нужд,  решения задач,  находящихся в ведении Тульской
области.
     Пунктом 3  статьи  7  Закона  РСФСР  от   22.03.1991  N 948-1  "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности  на  товарных
рынках"    "запрещается   совмещение   функций   федеральных   органов
исполнительной  власти,  органов   исполнительной   власти   субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных
функциями  или  правами  указанных   органов   власти,   органов   или
организаций  с  функциями  хозяйствующих субъектов,  а также наделение
хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов,  в  том
числе   функциями  и  правами  органов  государственного  надзора,  за
исключением   случаев,   предусмотренных    законодательными    актами
Российской Федерации".
     Однако проведенной проверкой установлено,  что в  нарушение  норм
Бюджетного  и Гражданского кодексов Российской Федерации и приведенных
выше федеральных и субъекта РФ законов, органом государственной власти
области,  в лице администрации области, расходование бюджетных средств
дорожного фонда области осуществляется без заключения  государственных
контрактов  и  включения  работ  и услуг для областных государственных
нужд в областной государственный заказ.
     До настоящего времени администрацией   области  в нарушение ст. 6
Закона Тульской области от   28.12.1995  N 23-ЗТО  "О  территориальном
дорожном фонде" (ред. 07.03.2002 N 292-ЗТО) не создано государственное
учреждение,  в оперативное управление которого  должны  быть  переданы
территориальные  автомобильные  дороги  общего пользования и в функции
которого должно быть вменено заключение договоров  по  проектированию,
строительству,  реконструкции,  ремонту  и  содержанию территориальных
дорог, а также контроль за их исполнением.
     ГУП ТО  "Тулавтодор" Тульской области - коммерческая организация,
созданная собственником для производства продукции,  работ и  оказания
услуг   в   дорожном   хозяйстве,   является  подрядной  организацией,
выполняющей   работы   по   содержанию,   ремонту,   реконструкции   и
строительству автомобильных дорог общего пользования, финансируемые из
территориального  дорожного  фонда  и  по  разделу   бюджета   области
"Дорожное хозяйство".
     Положения устава ГУП ТО "Тулавтодор",  его цели и отдельные  виды
деятельности  противоречат  положениям  Закона  РСФСР  от   22.03.1991
N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных   рынках",   так  как  допущено  совмещение  функций  органов
исполнительной  власти  субъекта  Российской  Федерации  с   функциями
хозяйствующего  субъекта,  а  также  наделение хозяйствующего субъекта
(ГУП ТО "Тулавтодор") функциями и правами  указанного  органа  (органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации).
     Согласно п.п. 2.2.  устава  ГУП  ТО  "Тулавтодор",  утвержденного
решением   Комитета  по  управлению  имуществом  Тульской  области  от
19.06.2001 N 87,  на  унитарное  предприятие  необоснованно  возложены
следующие виды деятельности:
     - по поручению администрации области  выполняет  в  установленном
порядке функции государственного заказчика по всем видам хозяйственной
деятельности,  финансируемым за счет средств целевого дорожного  фонда
Тульской области,
     - организует конкурсы и торги по комплексу дорожных работ и др.
     Администрацией Тульской   области  допущено  нарушение  положений
Бюджетного  кодекса   Российской   Федерации,   Гражданского   кодекса
Российской  Федерации,  Федерального  закона  от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О
конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание  услуг для государственных нужд",  Закона РСФСР от 22.03.1991
N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках" следующими действиями.
     В письме ГУП ТО "Тулавтодор" от 27.04.2002 за подписью начальника
Алеева М.А. на имя губернатора Тульской области Стародубцева В.А. была
изложена просьба на период реорганизации структуры дорожного хозяйства
области  согласовать  право  на  организацию  и  проведение конкурсных
торгов  унитарным  предприятием  Тульской   области   "Тулавтодор"   и
определить представителя от администрации области, для включения его в
состав конкурсной комиссии.  На данном письме есть  виза  губернатора:
"Не возражаю с учетом переходного периода. 27.04.2002".
     Главным управлением строительства,  стройиндустрии,  дорожного  и
жилищно-коммунального  хозяйства  администрации области на просьбы ГУП
ТО "Тулавтодор" (N 886 от 17.05.2002 и N 184 от 11.02.2003) было  дано
разрешение  на участие структурных подразделений ГУП ТО "Тулавтодор" в
подрядных торгах на выполнение работ по проектированию, строительству,
реконструкции  автомобильных  дорог общего пользования и сооружений на
них,  которые будут проводиться ГУП ТО  "Тулавтодор"  в  2002  и  2003
годах.  Данное   решение   противоречит  п. 1  ст. 9  Закона  РСФСР от
22.03.1991 N 948-1  "О  конкуренции  и  ограничении  монополистической
деятельности   на  товарных  рынках",  которым  установлено,  что  при
проведении конкурсов не допускается участие в  конкурсе  организаторов
конкурса, их сотрудников и аффилированных лиц.
     Ссылка   на    отсутствие     специализированного      областного
государственного учреждения необоснованна,  так как  п. 4 ст. 6 Закона
Тульской области от 28.12.1995 N 23-ЗТО  "О  территориальном  дорожном
фонде"   установлено,   что   проведение   подрядных  торгов  является
компетенцией администрации области,  а  Законом  Тульской  области  от
07.03.2002  N 292-ЗТО  такое  учреждение должна было создано в срок до
20.06.2003 (в течение 3 месяцев со дня вступления Закона в силу).
     Начальником ГУП ТО "Тулавтодор" Алеевым М.А.  были изданы приказы
от 29.04.2002 и 14.04.2003 NN 90 и 125  об  организации  и  проведении
подрядных  торгов-конкурсов  на 2002 и 2003 годы.  В состав конкурсной
комиссии был включен  Нефедов В.Г. -  первый   заместитель   директора
департамента   строительства   и   дорожного  хозяйства  администрации
области.
     Основаниями для    издания   вышеуказанных   приказов   приведены
Федеральный закон РФ от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на  размещение
заказов  на  поставки  товаров,  выполнение работ,  оказание услуг для
государственных нужд" и Указ Президента РФ  от  08.04.1997  N 305   "О
первоочередных   мерах   по   предупреждению  коррупции  и  сокращению
бюджетных   расходов   при   организации   закупки    продукции    для
государственных  нужд",  т.е.  именно те законодательные и нормативные
акты, которые руководством унитарного предприятия были нарушены.
     Таким образом  администрацией  области  в  нарушение действующего
законодательства   на   ГУП   ТО   "Тулавтодор"   возложены    функции
государственного органа Тульской области по проведению торгов, функции
государственного  учреждения,  наделенного   правами   по   заключению
договоров  на  выполнение  работ  и контроля за выполнением работ и их
качеством,   а   также   незаконно   допущено    совмещение    функций
государственного заказчика и подрядчика в одном лице.
     В 2003 году по  представленным  документам  подрядных  конкурсных
торгов  на проведение ремонтных работ за счет резервного фонда (другие
не проводились), установлено следующее:
     - 25  апреля  2003  года  были разосланы приглашения на участие в
торгах,  а 28 апреля 2003 года были уже оформлены протоколы  NN  17-23
заседаний конкурсной комиссии.
     Объемы подлежащих выполнению работ по объектам,  выставленных  на
конкурсные  торги  не  были  определены,  техническая  документация не
составлялась, что делало невозможным вообще проведение конкурса.
     Таким образом, установлено формальное документирование конкурсных
торгов   без   проведения   их   в    соответствии    с    действующим
законодательством. Фактически было произведено распределение ремонтных
работ по семи объектам между  четырьмя  подрядчиками,  проводимых  при
подготовке города к приезду Президента РФ в мае 2003 года.
     2. Согласно проведенному  анализу  финансовое  состояние  ГУП  ТО
"Тулавтодор"  на 1 июля 2003 года оценивается как неудовлетворительное
с  наличием  признаков  банкротства.   Ухудшается   платежеспособность
предприятия.  Кредиторская задолженность его за период с 01.07.2002 по
01.07.2003 выросла на  84,9 млн. руб. (с 153,6 млн. руб. до 238,6 млн.
руб.), или более чем в полтора раза (155,3%).
     Кредиторская задолженность  с  датой  возникновения  более   трех
месяцев составляет 42,2 млн. руб., или 17,7% к ее общей сумме.
     Дебиторская задолженность предприятия за этот же  период  выросла
на 27,6 млн. руб. (с 40,4 млн. руб. до  68,0 млн. руб.), или на  168%.
Причем задолженность не взысканная в срок более 3  месяцев  составляет
более 17,0 млн. руб.
     Объемы выполненных работ (выручка от  продажи  товаров,  работ  и
услуг) за 2002 год по сравнению с 2001 годом снизились с 615840,0 тыс.
руб. до 596437,0 тыс. руб.
     По результатам  финансово-хозяйственной  деятельности с 2000 года
унитарное предприятия является убыточным и с каждым  годом  финансовое
положение ухудшается:  так при наличии убытков на 01.01.2001 в размере
4553,0 тыс. руб.,  на 01.07.2003 сумма убытков возросла уже до 63932,0
тыс. руб.
     Со стороны исполнительной власти  области  меры  по  оздоровлению
финансового  положения  унитарного  предприятия,  в  том числе в части
налогообложения, не предпринимались.
     Настоящее финансовое   положение   ГУП  ТО  "Тулавтодор"  требует
оперативного вмешательства со стороны собственника имущества в связи с
угрозой банкротства предприятия и вероятностью полной утраты областной
собственности в  унитарном  предприятии,  что  приведет  к  разрушению
государственной отрасли дорожного строительства Тульской области.
     В соответствии со  ст. 21 Федерального закона от 14.11.2002  года
N 161-ФЗ    "О    государственных    и   муниципальных   предприятиях"
"руководитель    унитарного    предприятия    является     единоличным
исполнительным  органом унитарного предприятия и несет в установленном
законом порядке  ответственность  за  убытки,  причиненные  унитарному
предприятию  его  виновными  действиями (бездействием),  в том числе в
случае утраты имущества унитарного предприятия."
     Руководством унитарного  предприятия  (Алеев М.А.) осуществляется
неэффективное  управление  областной  собственностью   и   финансовыми
ресурсами,  что привело к убыточности унитарного предприятия. На сумму
убытков,  т.е.  на 63932,0 тыс.  руб.  уже фактически допущена  утрата
государственного    имущества.   Дальнейшее   существование   ГУП   ТО
"Тулавтодор" без конкретных изменений и усиления реального контроля со
стороны  администрации области за деятельностью унитарного предприятия
приведет к банкротству и полной утрате  государственной  собственности
области.
     3. В ходе проведения проверки руководством  ГУП  ТО  "Тулавтодор"
под  разными предлогами создавались различные препятствия специалистам
контрольной  комиссии   Тульской   областной   Думы   для   проведения
контрольных мероприятий.
     Руководство ГУП  ТО  "Тулавтодор"  со  ссылкой  на  то,   что   в
постановлении    Тульской    областной   Думы   тема   проверки   была
сформулирована  как  "Анализ  финансово-хозяйственной  деятельности  и
использования бюджетных средств ГУП ТО "Тулавтодор" за 2001 год,  2002
год и 1 полугодие 2003 года",  для  проверки  представляло  только  те
документы,    которые    по   их   мнению   необходимы   для   анализа
финансово-хозяйственной деятельности.
     В адрес начальника ГУП ТО "Тулавтодор" Алеева М.А.  председателем
контрольной   комиссии   Тульской    областной    Думы   Кириной А.А.,
руководителем   группы   специалистов  контрольной  комиссии  Тульской
областной Думы,  ответственным за  проведение  проверки,  заместителем
председателя   контрольной    комиссии    Тульской    областной   Думы
Шарыпиной Ю.В. направлялись письма  (исх. N 133-к  от 02.12.2003; исх.
N 138-к  от  09.12.2003  и  от  19.12.2003;  23.12.2003) с просьбами и
требованием  представить  необходимую  документацию  и  во  исполнение
действующего   законодательства  обеспечить  специалистам  контрольной
комиссии Тульской областной Думы  возможность  проведения  контрольных
мероприятий в полном объеме.
     Однако большинство запрашиваемых документов представлено не было.
Отдельные  документы разрозненно представлялись в копиях,  что не дало
возможности проведения более глубокого анализа финансово-хозяйственной
деятельности   и   оценки  законности  и  эффективности  использования
бюджетных средств в ГУП ТО "Тулавтодор".
     Документы по  использованию бюджетных средств ГУП ТО "Тулавтодор"
не были представлены вообще.
     Фактически проверка  контрольной комиссии руководством унитарного
предприятия была сорвана.
     Подобное поведение  руководителя  ГУП ТО "Тулавтодор" Алеева М.А.
можно расценить как  стремление  скрыть  от  представительного  органа
государственной  власти  и  общественности  истинное  положение дел во
вверенном ему государственном предприятии и уйти от ответственности.


     Председатель контрольной комиссии          А.А. Кирина
     Тульской областной Думы

Информация по документу
Читайте также