Расширенный поиск

Постановление Администрации Тульской области от 03.08.2010 № 728

АДМИНИСТРАЦИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 03.08.2010 № 728

 

 

Об утверждении региональной программы «Развитие конкуренции в Тульской области на 2010-2012 годы»

 

 

В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года № 691-р, на основании статьи 34 Устава (Основного Закона) Тульской области администрация Тульской области

 

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Утвердить региональную программу «Развитие конкуренции в Тульской области на 2010-2012 годы» (приложение).

2. Управлению пресс-службы администрации Тульской области опубликовать постановление в средствах массовой информации.

3. Постановление вступает в силу со дня опубликования.

 

 

Губернатор

Тульской области

 

В.Д. Дудка

 

 


 

 

Приложение

к постановлению администрации Тульской области

 

от  03.08.2010

№ 728

 

Региональная программа

«Развитие конкуренции в Тульской области на 2010-2012 годы»

 

Паспорт региональной программы

 

Наименование региональной программы

Развитие конкуренции в Тульской области на 2010-2012 годы (далее – Программа)

Заказчик Программы

Администрация Тульской области

Основной разработчик  Программы

Департамент предпринимательства и потребительского рынка Тульской области

Исполнители Программы

Департамент предпринимательства и потребительского рынка Тульской области, департамент сельского хозяйства Тульской области, департамент промышленной политики, науки и топливно-энергетического комплекса Тульской области, департамент здравоохранения Тульской области, департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области,  департамент Тульской области по тарифам, департамент имущественных и земельных отношений Тульской области, департамент экономического развития и внешних экономических связей Тульской области, департамент транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, комитет государственного заказа Тульской области, управление информационных и аналитических технологий аппарата администрации Тульской области.

Администрации муниципальных образований Тульской области (по согласованию).

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области
(по согласованию), Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тульской области
(по согласованию)

Цели и задачи Программы

Цель Программы создание условий для развития конкуренции в отраслях экономики, интенсификация экономики, внедрение новых технологий, увеличение объемов доступных и качественных товаров и услуг, повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и территории в целом.

Достижение целей развития конкуренции предполагает решение следующих задач:

улучшение конкурентной среды за счет  создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка;

обеспечение защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов с учетом антимонопольного законодательства;

реализация мер развития конкуренции в отраслях экономики путем ликвидации необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров

Перечень основных мероприятий

1. Мероприятия, направленные на сокращение административных барьеров.

2. Мероприятия, направленные на повышение информационной прозрачности деятельности

органов власти и органов местного самоуправления.

3. Мероприятия, направленные на сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности.

4. Мероприятия, направленные на организацию сбора информации  о товарах и услугах на региональном потребительском рынке

Важнейшие целевые показатели

Доля малых и средних предприятий в общем числе предприятий и организаций Тульской области всех форм собственности;

доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта;

доля сельхозпродукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, в общем валовом сборе сельхозпродукции в хозяйствах всех категорий;

доля открытых аукционов в электронной форме, проводимых для государственных нужд, в общем количестве аукционов;

степень конкуренции – среднее количество поставщиков (исполнителей, подрядчиков), участвующих в одном конкурсе, аукционе, запросе котировок;

удельный вес государственных контрактов (договоров), заключенных с субъектами малого предпринимательства в общем количестве заключенных контрактов;

удельный вес коммерческих организаций коммунального комплекса с долей участия в уставном капитале субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований не более чем 25% в общем количестве организаций коммунального комплекса;

обеспеченность населения Тульской области площадью торговых объектов;

число малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения Тульской области

Сроки и этапы реализации

Программы

Программа реализуется в один этап:
2010-2012 годы

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и территории в целом;

увеличение доли продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта до 11,9%;

увеличение числа малых и средних  предприятий в расчете на 1 тыс. человек   населения Тульской области до 9,94 единиц;

увеличение удельного веса коммерческих организаций коммунального комплекса до 80%;

увеличение удельного веса организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, до 80%;

улучшение состояния конкурентной среды, уменьшение количества антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления

 

1. Содержание проблемы

 

Политика в области конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность организаций и уровень жизни граждан в регионе, а также основным инструментом достижения целей социально-экономического развития Тульской области.

Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики региона, модернизации хозяйствующих субъектов и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах.

Программа развития конкуренции в Тульской области на период до 2012 года определяет ключевые направления деятельности органов исполнительной власти Тульской области и аппарата администрации Тульской области на этот период, обеспечивающие достижение таких стратегических целей развития региона, как повышение благосостояния населения и уменьшение бедности населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и территории в целом.

Программа предполагает продолжение реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития агропромышленного комплекса, создание благоприятного инвестиционного климата, проведение структурной перестройки экономики, модернизацию промышленности и активизацию инновационной деятельности.

В течение последних лет в экономике Тульской области складывалась благоприятная ситуация, способствующая поддержанию темпов экономического роста на относительно высоком уровне. За период 2006-2009 годов реальный ВРП увеличился на 27,4 %, промышленное производство (в сопоставимых ценах) – на 11,2 %, производство сельскохозяйственной продукции (в сопоставимых ценах) – на 26,5 %. Устойчивый рост реальных располагаемых денежных доходов населения в полтора раза способствовал поддержанию на достаточно высоком уровне потребительского спроса несмотря на рост инфляции.

Темпы прироста ВРП в 2008 году составили 7,4 % к уровню 2007 года.

В 2009 году ВРП снизился на 3,0 % к предшествующему году, а в 2010 году ожидается рост на 3,4 %.

За период 2010-2012 годов ожидается рост объема ВРП на 16,7 % в сопоставимых ценах.

В 2009 году сохранилась положительная динамика ряда основных макроэкономических показателей социально-экономического развития области: увеличились объемы сельскохозяйственного производства, объемы строительства; увеличились денежные доходы населения.

Однако сложнейшие краткосрочные и среднесрочные проблемы развития экономики практически всех развитых и большинства развивающихся стран мира, вызванные мировым финансовым кризисом, не могли, в той или иной мере, не отразиться на экономике Тульской области.

По сравнению с 2008 годом сократились промышленное производство и оборот розничной торговли, продолжился рост потребительских цен, снизились доходы бюджета, увеличилась регистрируемая безработица.

При разработке программы развития конкуренции в Тульской области учитывались как факторы развития, так и факторы сдерживания развития экономики и сопровождающие их угрозы.

В частности, к основным факторам развития отнесены: высокий уровень производственного потенциала, развитый кадровый потенциал, инфраструктура (дороги, связь, финансовая инфраструктура).

К факторам сдерживания и угрозам отнесены: значительный износ основных фондов, низкие темпы их обновления, устойчивая тенденция сокращения численности населения области, старение населения и снижение численности населения, входящего в трудоспособный возраст, угроза потери квалификации кадров (особенно в промышленности и на селе), угроза снижения качества инфраструктуры (особенно транспортных коммуникаций), наличие значительной доли ветхого и аварийного жилого фонда, угроза техногенных аварий и катастроф (особенно в сфере ЖКХ).

 

2. Краткая характеристика и оценка конкурентной среды в приоритетных отраслях экономики

 

Промышленный сектор экономики

 

Промышленное производство составляет основу экономики Тульской области. Доля промышленности в общем обороте предприятий и организаций региона по итогам 2009 года составляет 38,3% – это самый высокий удельный вес среди всех отраслей экономики области.

По итогам 11 месяцев 2009 года, согласно данным органов государственной статистики, по уровню индекса промышленного производства Тульская область занимала 6 место среди 18 субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, опережая, в том числе, город Москву и Московскую область, а также средний показатель в целом по ЦФО.

Основными отраслевыми составляющими промышленного комплекса Тульской области являются химическое производство, металлургическое производство, машиностроение, оборонно-промышленный комплекс, легкая промышленность.

По итогам 2009 года индекс промышленного производства в регионе составил 85,1%.

Действующие в Тульской области законодательные и нормативные правовые акты направлены на содействие развитию промышленного потенциала региона, в том числе  на создание условий развития конкуренции в данном секторе экономики.

Закон Тульской области от 16 августа 2005 года № 615-ЗТО «О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Тульской области» направлен на оказание государственной поддержки организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений, стимулирует к разработке и реализации инвестиционных проектов на территории области.

Закон Тульской области от 27 декабря 2007 года № 959-ЗТО «О промышленных округах в Тульской области» способствует созданию условий для привлечения новых производителей.

Закон Тульской области от 27 декабря 2007 года № 960-ЗТО «О направлениях промышленной политики Тульской области (2008-2012 годы)» создает правовую базу для государственной поддержки процесса технического перевооружения, приводящего к повышению конкурентоспособности товаров региональных производителей.

В Тульской области крупные производители минеральных удобрений (ОАО «НАК «Азот» и ОАО «Щекиноазот») длительный период времени работают на российском рынке в сегменте азотных удобрений, являющимся умеренно концентрированным. Данный рынок характеризуется относительно стабильными спросом и предложением, наличием ограниченного числа крупных контрагентов и устойчивыми связями поставщиков и потребителей.

Основным сырьем для производства азотных удобрений является природный газ.

В связи с этим, в настоящее время в Тульской области принятия мер по развитию конкуренции на рынке минеральных удобрений и сырья для их производства не требуется.

В целях создания благоприятных условий для дальнейшего развития инвестиционной, научно-промышленной и предпринимательской деятельности администрацией области проводится работа с инвесторами по содействию процессам развития и модернизации реального сектора экономики региона.

В ходе Тульских экономических форумов, прошедших в 2006-2008 годах, было подписано 46 инвестиционных соглашений, направленных на развитие промышленного сектора экономики, на общую сумму 115 млрд. рублей. Объем освоенных на 01.01.2010 инвестиций по заключенным соглашениям составил свыше 38,6 млрд. рублей.

Активность инвестиционных компаний наблюдается в Алексинском, Узловском, Щекинском, Ленинском, Суворовском муниципальных образованиях и в городах Туле, Новомосковске.

Дальнейшая работа по созданию благоприятного инвестиционного климата направлена на обеспечение развития конкурентоспособности экономики региона.

 

Сфера электроэнергетики

 

В результате реформирования электроэнергетики выделены конкурентные виды деятельности – производство и купля-продажа электроэнергии, а также естественно-монопольные – передача электроэнергии и диспетчеризация энергосистем.

Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что одним из основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике является развитие конкурентного рынка электрической энергии и ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики.

В Тульской области развитие конкуренции в области электроэнергетики может быть обеспечено за счет реализации следующих основных направлений:

содействие развитию генерирующих мощностей на базе промышленных предприятий и предприятий коммунальной энергетики;

содействие в обеспечении равноправного выхода хозяйствующих субъектов на оптовый рынок электроэнергии;

создание условий развития электросетевого комплекса Тульской области посредством разработки и реализации инвестиционных программ электросетевых организаций;

обеспечение для потребителей информационной открытости деятельности организаций электроэнергетики («Система одного окна»), в том числе с учетом необходимости опубликования информации о наличии свободных мощностей для присоединения к электрическим сетям, информации о ходе исполнения инвестиционных программ.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основы ценовой политики отнесены к исключительной компетенции Российской Федерации.

Процедура государственного ценообразования осуществляется регулирующими органами на основе нормативных правовых актов и методических указаний, издаваемых федеральными органами исполнительной и законодательной власти.

Администрацией Тульской области осуществляются мероприятия,  способствующие развитию конкуренции в сфере электроэнергетики.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям», начиная с 2008 года, на территории Тульской области устанавливаются единые по региону «котловые» тарифы на услугу по передаче электрической энергии для потребителей.

При установлении тарифов на услугу по передаче электрической энергии на 2009 год применен метод доходности инвестированного капитала в отношении ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (филиал «Тулэнерго») в рамках участия в соответствующем пилотном проекте.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года № 530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» уполномоченным органом по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии определены границы зон деятельности гарантирующих поставщиков.

Ежегодно устанавливаются сбытовые надбавки для гарантирующих поставщиков, а также осуществляются прочие мероприятия по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии, предусмотренные действующим законодательством.

В настоящее время в Тульской области действуют одни из самых низких в ЦФО ставки платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям.

Для заявителей с присоединяемой мощностью до 750 кВт плата составляет:

к сетям филиала «Тулэнерго» – 400 руб. за 1 кВт (без НДС);

к сетям ООО «Промэнергосбыт» (г. Новомосковск) – 551,85 руб. за 1 кВт (без НДС);

к сетям МП «Щекинская городская электросеть» – 170,73 руб. за 1 кВт (без НДС);

к сетям ООО «Трансэлектро» (г. Узловая) – 1116 руб. за 1 кВт (без НДС).

Для физических лиц и субъектов малого предпринимательства  с максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, плата за технологическое присоединение составляет 550 рублей.

При необходимости капитальных вложений плата за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальным проектам.

 

Сфера связи

 

На территории области представлены все виды связи: электрическая, почтовая, мобильная.

Основным оператором электрической связи на территории Тульской области является Тульский филиал ОАО «ЦентрТелеком» (далее – Тульский филиал). Наряду с ним услуги электросвязи предоставляют еще более 20 операторов, в том числе и ведомственные.

Тульский филиал предоставляет услуги связи организациям и населению в городской и сельской местности Тульской области. Протяженность междугородных кабельных линий связи составляет 2001,7 км, монтированная емкость местной телефонной сети 484,3 тыс. номеров.

Местная телефонная сеть Тульского филиала организована на базе современного коммутационного оборудования и цифровых систем передачи. С января 2009 года на территории Тульской области организовано предоставление услуги интерактивного телевидения с цифровым качеством IP-TV, что позволяет в населенных пунктах, находящихся в зоне неуверенного приема эфирного вещания ТВ сигнала, получать более 50 каналов ТВ цифрового качества.

Альтернативные операторы электросвязи развивают свой бизнес в крупных городах и населенных пунктах, где присутствует платежеспособный спрос. Наблюдается тенденция,  характерная для всех развитых стран – отказ от стационарной связи в пользу мобильной.

Доминирующее положение на рынке услуг почтовой связи занимает управление федеральной почтовой связи Тульской области филиал ФГУП «Почта России». Услуги населению предоставляют 559 отделений почтовой связи. Действуют 199 пунктов единой системы приема переводов, 160 работающих в режиме on-line и 387 работающих в режиме off-line пунктов по осуществлению платежей КиберПлат, 241 выделенный и 311 коммутируемых каналов доступа в Интернет.

По экспресс-доставке почтовой связи конкуренцию филиалу ФГУП «Почта России» составляет ряд  операторов экспресс-доставки.

На рынке услуг сотовой связи в Тульской области представлены сотовые компании: ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «ВымпелКом», ЗАО «МобиКом-Центр», ЗАО «Вотек-Мобайл», ЗАО «Тульская сотовая связь». Населению и организациям предлагаются различные тарифные планы.

На рынке услуг доступа в Интернет крупным провайдером является Тульский филиал, кроме которого данную услугу предоставляют: телекомпания «Альтаир», БиЛайн Бизнес и ряд других, запущена услуга 3G операторами сотовой связи.

Рынок услуг ИКТ и связи в регионе постоянно развивается, барьеры для входа на него отсутствуют.

 

Сфера строительства

 

В строительной отрасли конкуренция проявляется в конкурировании строительных организаций различных организационно-правовых форм в сфере малого, среднего и крупного строительного бизнеса на:

получение заказов на наиболее выгодных условиях для обеспечения своего устойчивого положения;

возможность оптимальной загрузки используемых производственных мощностей;

возможность максимально полного удовлетворения потребностей инвесторов, заказчиков, застройщиков по уровню приемлемой цены и продолжительности строительства, гарантий качественного выполнения работ;

возможность оказания наиболее полного комплекса профессиональных услуг, других возможностей формирования конкурентных преимуществ, обеспечивающих и усиливающих рыночную репутацию организаций;

возможность более эффективного управления деятельностью подрядной организации, проявляемого в более эффективной реализации функций управления, в том числе функций маркетинга, в более качественной разработке и реализации конкурентной стратегии, более эффективного относительно конкурентов, использования своих ограниченных материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Факторы, способствующие развитию конкуренции, зависят от действующего законодательства, действий властей разного уровня, инвесторов, заказчиков, застройщиков и самих строительных организаций.

В Тульской области на данный момент насчитывается около 2000 организаций, осуществляющих строительную деятельность. Однако монополизации строительного рынка не происходит. Отсутствуют крупные строительные организации и холдинги, которые могли бы диктовать рынку свои условия. В основном строительный рынок в области представляют средние и малые организации численностью до 100 человек, которые могут успешно конкурировать между собой.

Повышению качества проектной документации и строительной продукции должен способствовать переход строительных и проектных организаций на саморегулирование.

Особое место на строительном рынке занимает размещение государственного и муниципального заказа. Условия для создания конкуренции, в этом случае, в значительной степени предусмотрены действующим законодательством.

Однако размещение государственного и муниципального заказа часто происходит с нарушениями: несвоевременное размещение, либо ограниченный доступ к информации о торгах, необоснованный отказ в допуске к участию в торгах, отсутствие прозрачности процедуры проведения торгов, что в основном происходит на муниципальном уровне.

Для развития конкуренции необходимо обеспечить равные условия участникам размещения государственных и муниципальных заказов путем использования  автоматизированных электронных систем.

Развитию конкуренции на строительном рынке могут способствовать мероприятия, направленные на повышение качества проектной документации и строительной продукции. К таким мероприятиям относятся: переход строительных и проектных организаций на саморегулирование, четкая организация работы органов государственной экспертизы, строительного надзора и сертификации.

Важную роль на строительном рынке играет процесс внедрения новых технологий, новых материалов и конструкций, которые в конечном итоге определяют цену, качество и сроки строительства, что также способствует развитию конкуренции в сфере строительства.

В настоящее время в стране наблюдается процесс монополизации промышленности строительных материалов. В качестве примера можно привести производство цемента компанией «Евроцемент». В Тульской области пока процесс монополизации промышленности строительных материалов не наблюдается, поэтому на случай его появления необходимо предусмотреть соответствующие меры регулирования, например, привлекать разных инвесторов для строительства цементных заводов и других предприятий строительной индустрии в рамках антимонопольного законодательства.

Важным фактором, влияющим на развитие конкуренции в строительстве, является дефицит квалифицированной рабочей силы. На региональном рынке труда недостаточно квалифицированных каменщиков, плотников, штукатуров, маляров и т.д. Необходимо поднять престиж профессии строителя. С этой целью в строительных организациях, наряду с улучшениями условий труда, целесообразно устраивать конкурсы на звание «Лучший по профессии», встречи молодежи со знатными строителями и т.д.

 

Сфера транспорта

 

Транспорт в Тульской области является одной из главных отраслей экономики, обеспечивающей жизнедеятельность населения и развитие региона.

Целью развития транспортного комплекса является обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами, использование механизмов компенсации потерь в доходах транспортных организаций, возникающих в результате регулирования тарифов на социальные перевозки,  обеспечение открытого доступа предпринимательства к возможности предоставления транспортных услуг.

По территории Тульской области проходит 65 междугородных маршрутов, перевозки по которым осуществляют 30 транспортных организаций и 7 индивидуальных предпринимателей.

Конкуренция в транспортной отрасли проявляется в конкурировании перевозчиков на рынке предоставления транспортных услуг, как в перевозке грузов, так и в перевозке населения.

Законом Тульской области от 24 июля 2006 года № 728-ЗТО «Об организации обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области» определено, что привлечение перевозчиков к выполнению регулярных перевозок пассажиров осуществляется по результатам конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров. Участие в конкурсе может принять любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель.

Развитию конкуренции в сфере транспорта в Тульской области способствует реализация долгосрочной целевой программы «Развитие пригородного и городского пассажирского транспорта Тульской области на 2009-2012 годы», утвержденной постановлением администрации Тульской области от 05.12.2008 № 794, которая направлена на разработку оптимальной маршрутной сети, организацию новых маршрутов и восстановление ранее действующих, что создаст благоприятные условия для привлечения дополнительных перевозчиков.

 

Агропродовольственный комплекс

 

Нарастающая глобализация экономики, включение России в международные экономические процессы ставят перед субъектами агропродовольственного комплекса на внутреннем и внешнем рынках задачу формирования конкурентной стратегии.

Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах, вне зависимости от формы собственности по предварительным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области в 2009 году составил 30112,5 млн. рублей или 103,8 % к уровню 2008 года.

За 2009 год в указанных хозяйствах реализация зерновых культур к уровню 2008 года увеличилась на 57 %, реализация скота и птицы (в живом весе) и яиц – на 5,3 % и 0,6 % соответственно. Реализация молока сократилась к предыдущему году на 1,6 %.

В состав агропромышленного комплекса Тульской области входит 313 коллективных хозяйств, 3236 фермерских хозяйств, 235,6 тыс. личных подсобных хозяйств, 332,4 тыс. хозяйств коллективного и индивидуального садоводства и огородничества, 390 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, среди которых крупными и обеспеченными современными технологиями можно считать менее 10 % предприятий.  В числе крупных предприятий отрасли: 19 элеваторов и хлебоприемных предприятий, 4 мукомольных завода, 5 мясоперерабатывающих предприятий, 6 молокоперерабатывающих предприятий и 17 хлебопекарных предприятий.

Существующая инфраструктура отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности, включает в себя также цеха переработки молока, мяса, зерно- и овощехранилища, входящие в состав сельскохозяйственных предприятий агропромышленного комплекса.

В агропромышленном комплексе Тульской области монополизация не наблюдается.

Анализ наличия и использования продовольственных ресурсов Тульской области за последние годы показал, что существует умеренное конкурентное преимущество местных товаропроизводителей в производстве картофеля (вывоз превышает ввоз) почти на 2 % и значительное преимущество по производству яйца и яйцепродуктов на 38 %.

Однако по молоку и молочным продуктам, мясу и мясным продуктам ввоз (включая импорт) соответственно в среднем составляет 23 % и 28 % от общего количества ресурсов, используемых на территории области, вывоз же составляет около 10 %.

Следовательно, увеличение производства молока и мяса на душу населения (фактически по последним данным 59 кг мяса и 168 кг молока) сельскохозяйственными товаропроизводителями области позволит удовлетворить спрос на региональном рынке за счет местных производителей.

Для осуществления вышеуказанной задачи необходимо обеспечить ускоренное развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства и увеличение производства доли местной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на региональном рынке.

Комплекс данных мероприятий проводится в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Тульской области на 2009-2012 годы», утвержденной постановлением администрации Тульской области от 02.04.2009 № 205 (далее – Программа). Она направлена на повышение конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность на территории Тульской области, увеличение её доли на региональном рынке на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства.

В соответствии с вышеуказанными целями Программой поставлены задачи по созданию общих условий функционирования сельского хозяйства, обеспечение ускоренного развития приоритетных отраслей агропромышленного комплекса, повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства путём возмещения части затрат на оплату процентов по договорам кредита, заключенным с российскими кредитными организациями, наращивание технического потенциала сельскохозяйственных товаропроизводителей, увеличение доли местной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на региональном рынке, в том числе насыщение рынка цельномолочной продукцией собственного производства, сглаживание сезонных колебаний на сельхоз- продукцию, сырьё и продовольствие.

Для выполнения целей и задач Программы предусмотрена государственная поддержка из средств бюджета области на 2009-2012 годы.

В целях выполнения Программы подписаны Соглашение между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и администрацией Тульской области и Соглашение между администрацией Тульской области и администрациями муниципальных образований о реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы от 29.02.2008 № 153/17 и о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства от 17.03.2009 № 661/17.

 В ходе реализации мероприятий Программы предусматривается увеличить объём производства продукции сельского хозяйства на 16,8 % по отношению к 2006 году.

Развитию конкуренции между региональными предприятиями агропромышленного комплекса препятствует высокая степень изношенности основных фондов и морально устаревшее оборудование. Программой предусмотрено привлечение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за 2009-2012 годы в размере 21,9 млрд. рублей, приобретение сельскохозяйственной техники сельскохозяйственными производителями области в количестве 2288 единиц.

Программно-целевые принципы управления аграрной экономикой, увязка финансирования с достижением результатов, являются эффективным инструментом развития конкуренции на агропродовольственных рынках.

В рамках Программы предусмотрен мониторинг ее реализации путём анализа базовых показателей. Объёкт и единица наблюдения – сельскохозяйственные товаропроизводители и муниципальные районы.

Для проведения анализа состояния агропромышленного комплекса Тульской области на основании информации, предоставляемой муниципальными районами, департаментом сельского хозяйства Тульской области еженедельно проводится мониторинг, который учитывает фактор сезонности производства сельскохозяйственной продукции.

Сезонность производства приводит к неравномерной реализации продукции в течение года, а значительная доля скоропортящейся продукции (овощи, молоко) требует её скорейшей реализации, что обостряет конкуренцию в период массового поступления на рынок и приводит к периодическим колебаниям цен на продукты питания вне сезона.

С целью увеличения объема реализации сезонной сельхозпродукции еженедельно по субботам в областном центре организуются губернские ярмарки.

Для реализации свежих овощей, фруктов, зелени и других товаров по доступным ценам в городах и крупных населенных пунктах области органами местного самоуправления также организуются ярмарки выходного дня.

До всех муниципальных районов доводится информация о проводимых в сфере агропромышленного комплекса мероприятиях (выставках, ярмарках, престижных премиях и др.).  

 

Розничная торговля

 

На потребительском рынке Тульской области в настоящее время функционируют 7480 стационарных предприятий розничной торговли, 2824 предприятия мелкорозничной торговли, 40 розничных рынков на 14520 торговых мест.

Действующая розничная торговая сеть представлена как супермаркетами (гипермаркетами), так и предприятиями торговли малого формата (магазины «шаговой доступности», магазины по реализации продовольственных товаров (мини-маркеты), магазины по реализации непродовольственных товаров, павильоны, киоски, лотки и другие) и удовлетворяет потребность различных групп населения.

Выбор покупателем того или иного формата торговли определяется, прежде всего, фактором цены.

На сегодняшний день в Тульской области работают 6 крупных сетевых торговых компаний (ООО «КВАРТАЛ Тула», ООО «СПАР Тула», ООО «Копейка-Тула», ООО «Копилка», ЗАО «Тандер» и ООО «Мясная лавка»), имеющие в общей сложности 164 магазина. Сетевые магазины «Магнит» (ЗАО «Тандер») относятся к формату магазинов сети эконом-класса. Кроме того, функционируют сетевые магазины по реализации канцелярских товаров, обуви, книг и книжной продукции, бытовой техники, парфюмерно-косметических товаров (ООО «Алекс», ЗАО «Центробувь», торговая сеть «Легкий шаг», ООО «Топ-книга», ООО «Технопарк-центр», ООО «Техносила», ООО «Орхидея-парфюм» и другие).

Несмотря на развитие торговой сети и сокращение удельного веса рыночной торговли в общем объеме розничного товарооборота по области с 14,7% (2006 год) до 8,1% (2009 год), розничные рынки из-за относительно низких цен, широкого ассортимента товаров, территориальной доступности продолжают оставаться востребованными широким кругом покупателей.

Удельный вес рыночной торговли в обеспечении населения мясом достигает 70%, овощами и фруктами – около 60%, непродовольственными товарами (одеждой, обувью, детскими товарами, трикотажными изделиями) – около 50%.

В настоящее время в области осуществляется реализация Плана мероприятий по развитию конкуренции на продовольственном рынке Тульской области на период 2008-2010 годы.

В целях сдерживания роста цен и расширения возможности реализации продовольственных товаров и сельхозпродукции населению непосредственно сельхозтоваропроизводителями еженедельно по субботам в областном центре организуются губернские ярмарки.

Для обеспечения населения свежими овощами, фруктами, зеленью и другими товарами по доступным ценам в городах и крупных населенных пунктах области органами местного самоуправления также организуются ярмарки выходного дня.

В муниципальных образованиях области функционируют 24 ярмарки с режимом работы не более трех дней в неделю.

На территориях всех действующих розничных рынков выделены торговые места для местных сельхозтоваропроизводителей, граждан, занимающихся садоводством, огородничеством, ведущих личные подсобные хозяйства. Пенсионерам, реализующим сельхозпродукцию, торговые места предоставляются бесплатно или по льготной стоимости (от 10 до 40 руб. в день). В муниципальных образованиях области г. Плавск Плавского района, г. Алексин Алексинского района, пос. Волово Воловского района арендная плата за торговлю сельскохозяйственной продукцией с сельхозпроизводителей, фермеров и владельцев личных подсобных хозяйств не взимается.

В г. Новомосковске Тульской области определены 70 бесплатных торговых мест для реализации плодоовощной продукции с лотков и автомашин.

Потребительский рынок Тульской области в части обеспечения населения товарами народного потребления и продуктами питания остается стабильным. Товарная насыщенность носит устойчивый характер и соответствует платежеспособному спросу населения. Обеспеченность товарными запасами в торговле за январь-декабрь 2009 года составила 25 дней.

В целях дальнейшего развития конкуренции в сфере розничной торговли необходима реализация комплекса мер, содействующих развитию торговой деятельности и направленных на сдерживание роста цен на основные социально значимые продукты питания:

стимулирование инвестиционных проектов в сфере развития торговой структуры, в том числе по строительству логистических и распределительных центров, осуществляющих прием и хранение сельскохозяйственной продукции, формирование партий товаров для отгрузки предприятиям оптовой, розничной торговли продовольственными товарами;

поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности;

стимулирование деловой активности торговых организаций и обеспечение их взаимодействия с товаропроизводителями, в первую очередь местными, путем организации и проведения выставок в области торговой деятельности;

организация и проведение  губернских ярмарок в г. Туле и ярмарок выходного дня в муниципальных образованиях области;

создание достаточного количества торговых мест на рынках Тульской области и бесплатных торговых площадок по реализации сельхозпродукции в период массового сбора урожая.

 

Сфера жилищно-коммунального хозяйства 

 

Процесс социально-экономических изменений, происходящих в Российской Федерации, кардинально затронул все отрасли хозяйственной деятельности, в том числе жилищно-коммунальное хозяйство (далее – ЖКХ), в течение ряда лет находящееся в стадии реформирования. Состояние и тенденции развития ЖКХ оказывают существенное влияние на общественную обстановку, отношение населения к органам государственной и местной власти и проводимой ими политике.

Основной целью преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве является повышение качества предоставления жилищных и коммунальных услуг, снижение их себестоимости, преодоления негативных тенденций, мешающих экономическому развитию отрасли. Эта цель достигается путем реорганизации (упорядочивания) имущественных, финансовых и договорных отношений  в жилищно-коммунальном секторе, с привлечением частного бизнеса к управлению жилыми домами и коммунальной инфраструктурой, и притоком частных инвестиций в модернизацию и расширение жилищно-коммунального комплекса за счет формирования прозрачной и прогнозируемой системы регулирования и государственной поддержки в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Наиболее острыми проблемами отрасли являются: изношенность (68%) и техническое состояние инженерной инфраструктуры, что выражается в высокой аварийности, низком коэффициенте полезного действия мощностей и неоправданно большой энергоемкости; финансовое состояние предприятий ЖКХ; наличие большого количества ветхого и аварийного жилья (5,9 %).

Монопольные положения поставщиков коммунальных ресурсов гарантируют поставщикам прогнозируемый и стабильный финансовый поток, что свидетельствует о потенциальной инвестиционной привлекательности сектора для частного капитала. Но доступ частного капитала в отрасль ограничен вследствие высоких административных рисков. В настоящее время из общего количества организаций, осуществляющих деятельность на территории области по оказанию услуг в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и эксплуатации объектов, используемых для утилизации твердых бытовых отходов, – 73,9% коммерческие. Объекты инженерной инфраструктуры используются данными предприятиями на праве частной собственности, по договору аренды, рассматривается возможность заключения концессионных соглашений.

Из общего количества многоквартирных домов, расположенных на территории области:

15221 многоквартирных домов (далее – МКД) обслуживаются управляющими компаниями частной формы собственности или с долей муниципальной собственности в уставном капитале не более 25 процентов (34,84 процента);

340 МКД – муниципальными управляющими компаниями (0,78 процентов);

3414 МКД – под управлением товариществ собственников жилья (ТСЖ) (7,81 процентов);

собственниками жилых помещений 44927 МКД выбран непосредственный способ управления (11,28 процента);

собственники жилых помещений 15787 МКД не выбрали способ управления (45,3 процентов).

С целью получения потребителями положительных результатов деятельности предприятий ЖКХ, а также стабильного развития бизнеса в этой сфере за счет сокращения административных и организационных барьеров для предпринимательства, развития конкуренции в отрасли и упрощения многослойного контроля со стороны государства – проводится работа по созданию саморегулируемых организаций (СРО).

Анализируя состояние рынка, можно сделать вывод, что в настоящее время созданию конкурентного и эффективного рынка жилищно-коммунальных услуг препятствует наличие  значительной доли предприятий с муниципальной формой собственности, которая не позволяет применять корпоративные процедуры, способствующие повышению эффективности  и информационной прозрачности деятельности организаций, а также недостаточная инициатива собственников жилья в вопросах управления многоквартирными домами.

 

Сфера здравоохранения

 

В целях решения приоритетных задач в сфере здравоохранения в течение ряда лет проводилась целенаправленная работа по модернизации здравоохранения Тульской области, совершенствованию оказания медицинской помощи населению на основе новых медицинских технологий.

Предпринятые меры позволили поднять на новый качественный уровень медицинскую помощь, оказываемую в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения области.

За счет оснащения современным лечебно-диагностическим оборудованием, проведения ремонтных работ, строительства новых и реконструкции существующих объектов здравоохранения значительно улучшилось ресурсное обеспечение здравоохранения и его материально-техническая база.

На данном этапе развития здравоохранения Тульской области делается акцент на совершенствование специализированной медицинской помощи и медицины высоких технологий: внедрение эндопротезирования крупных суставов, кардиохирургии, программного гемодиализа и эндоскопической хирургии, а также развитие телемедицины.

Это способствует повышению конкурентоспособности здравоохранения Тульской области на рынке медицинских услуг.

В течение 3-х лет ГУЗ ТО «Тульская областная клиническая больница» выполняет государственное задание на оказание высокотехнологичной медицинской помощи жителям Российской Федерации по эндопротезированию суставов.

Планомерная модернизация учреждений здравоохранения, их техническое перевооружение способствуют улучшению медико-демографических показателей населения Тульской области.

В течение последних пяти лет на 23,1 % вырос показатель рождаемости, продолжительность жизни населения увеличилась на 4 % и составила 65,4 лет.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» департаментом здравоохранения Тульской области проведены открытые конкурсы:

на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения Тульской области на 2010-2012 годы (в конкурсе приняли участие – ЗАО «Капитал Медицинское страхование» и ООО «Медицинская страховая компания «Вирмед»);

на оказание специализированной высокотехнологичной медицинской помощи жителям Тульской области в 2010 году.

На поставку лекарственных средств, изделий медицинского назначения для учреждений здравоохранения Тульской области в 2009 году проведены торги в форме открытых аукционов на сумму 946 млн. рублей.

В целях обеспечения жизнедеятельности подведомственных учреждений проведены торги на поставку медицинского оборудования, продуктов питания, горюче-смазочных материалов, оказание услуг по обработке медицинского белья, охранных услуг, выполнение ремонтных и монтажных работ и т.п. на общую сумму 711 млн. руб.

Рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами является динамично развивающимся сектором экономики. Это связано с привлекательностью данного вида деятельности для предпринимателей из-за постоянного и относительно растущего спроса на лекарственные средства и иную продукцию аптечных учреждений.

На территории Тульской области работают 129 хозяйствующих субъектов, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и оказывающих на рынке услуги розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

Количество аптечных учреждений (аптек, аптечных пунктов, аптечных киосков) в регионе на 01.01.2010 составляет 603 ед. (на 01.01.2009 – 574 ед.), из них аптечных учреждений государственной и муниципальной собственности – 193, иной формы собственности – 410 (на 01.01.2009 – 381).

В 2009 году открыто 29 новых аптек и аптечных пунктов. Прирост количества аптечных учреждений произошел исключительно за счет частных аптек. Прироста государственных и муниципальных аптечных учреждений не происходит, а наоборот, их количество сокращается по отношению к частным, что является тенденцией последних лет.

Рост количества аптечных учреждений усиливает конкуренцию, стимулирует повышение качества оказываемых услуг и расширение ассортимента предлагаемой продукции.

Уровень обеспечения аптечными учреждениями населения области составляет 2,7 тыс. человек при норме соотношения численности населения и количества аптечных учреждений 4 – 5 тыс. человек на одну аптеку. Уровень обеспеченности аптечными учреждениями показывает, что на территории присутствует высокая плотность аптечных учреждений и отсутствуют барьеры для выхода на рынок.

В Тульской области развита сеть организаций оптовой торговли. На фармацевтическом рынке области работают 12 оптовых организаций. Проблем в доступности получения лекарственных средств аптечными и лечебно-профилактическими учреждениями нет. Имеется возможность альтернативных поставок из соседних регионов, поставку осуществляют более 10 фармацевтических организаций.

В области организована система лицензирования, которая позволяет предпринимателям своевременно, беспрепятственно в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2006 года № 416 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» получать лицензии на фармацевтическую деятельность. Контроль соблюдения лицензионных требований и условий проводится в соответствии с планом проверок.

На территории Тульской области имеется конкурентная среда на рынке услуг по розничной и оптовой торговле лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

Оказание гарантированной бесплатной медицинской помощи населению Тульской области осуществляется в рамках территориальной  программы государственных гарантий.

Дополнительным каналом поступления средств в лечебно-профилактические учреждения являются платные медицинские услуги и программы добровольного медицинского страхования. Наличие этих источников, с одной стороны, позволяет лечебно-профилактическим учреждениям получить дополнительные средства для зарплаты их сотрудников и текущего содержания, но, с другой стороны, приводит к снижению доступности и качества медицинской помощи населению, обслуживаемому по программе государственных гарантий.

В основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года отмечено, что обеспечение качественного и доступного здравоохранения должно осуществляться на основе расширения финансово-хозяйственной самостоятельности и повышения прозрачности деятельности организаций здравоохранения. При этом порядок и условия предоставления бесплатной медицинской помощи и платных медицинских услуг должен быть конкретизирован на федеральном уровне.

Одним из основных факторов создания системы качественной и доступной медицинской помощи является наличие единых для всей территории Российской Федерации порядков и стандартов оказания медицинской помощи при наиболее распространенных и социально-значимых заболеваниях и патологических состояниях.

Создание стандартов медицинской помощи позволит рассчитать реальную стоимость медицинских услуг, определить затраты на реализацию государственных и территориальных программ медицинской помощи населению, рассчитать необходимое лекарственное обеспечение этих программ, обосновать подушевые нормативы финансирования и оптимизировать варианты проведения реструктуризации сети учреждений здравоохранения.

Внедрение порядков оказания медицинской помощи позволит  оптимизировать ее этапность, обеспечить преемственность в ведении больного на всех этапах, что  значительно повысит качество медицинской помощи населению.

Порядки и стандарты оказания отдельных видов медицинской помощи должны выступать основой программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, соответствующих современному уровню развития медицины.

В рамках развития государственно-частного партнерства предполагается привлечение частных учреждений здравоохранения к исполнению программы государственных гарантий  бесплатной медицинской помощи, развитие аутсорсинга непрофильных функций лечебно-профилактических учреждений, связанных с питанием пациентов, услуг прачечных, услуг по содержанию коммунального хозяйства.

Для информационного обеспечения оперативного управления и планирования ресурсов системы здравоохранения, а также повышения доступности и качества медицинской помощи жителям Тульской области необходимо создать информационную систему персонифицированного учета оказания медицинской помощи.

На данном этапе социально-экономического развития общества внедрение современных медицинских информационных технологий оказывает существенное влияние на повышение качества и доступности медицинских услуг населению в сочетании с ростом эффективности планирования и управления ресурсами системы здравоохранения на основе мониторинга и анализа показателей качества медицинской помощи.

Целью информатизации системы здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи населению на основе автоматизации процесса информационного взаимодействия между учреждениями и организациями системы здравоохранения, органами исполнительной власти, обеспечивающими реализацию государственной политики в области здравоохранения.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, основной целью государственной политики в области здравоохранения является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Достижение поставленных целей возможно осуществить только программно-целевым методом путем реализации комплекса мер, предусмотренных долгосрочной целевой программой «Развитие здравоохранения Тульской области на 2009-2012 годы», утвержденной постановлением администрации Тульской области  от 20.05.2009  № 350.

 

Сфера государственных и муниципальных закупок

 

Действующая в Тульской области система государственных и муниципальных закупок направлена на эффективное использование средств бюджета Тульской области и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В процессе управления закупками для государственных нужд используется автоматизированная информационная система «Государственный заказ», которая является элементом единой системы управления бюджетным процессом области, и обеспечивает комплексную автоматизацию процессов планирования, размещения, оценки эффективности закупок и формирования отчетности. Кроме того, система позволяет контролировать соответствие заявок на размещение заказа сводной бюджетной росписи и целевому назначению расходов, а также резервировать денежные средства по утвержденным заявкам на размещение заказа.

Во всех муниципальных районах и городских округах Тульской области установлена автоматизированная информационная система «Муниципальный заказ». Определены адреса официальных сайтов в сети Интернет и официальные печатные издания для размещения и опубликования информации о муниципальных заказах.

В 2009 году запущена новая версия программного обеспечения официального сайта Тульской области в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Тульской области Портал государственных закупок Тульской области (далее – Портал госзакупок) с адресом в сети Интернет www.goszakaz.tula.ru. Данная программа позволяет государственным и муниципальным заказчикам Тульской области самостоятельно размещать информацию о своих закупках на данном сайте, а также оперативно получать информацию о государственных и муниципальных закупках потенциальным участникам размещения заказа, что создает условия для привлечения новых участников к исполнению государственного и муниципального заказа.

На состояние конкурентной среды на рынке государственных и муниципальных закупок влияет выявление фактов нарушения антимонопольного законодательства (сговор участников аукциона), направленных на заключение государственного контракта по начальной (максимальной) цене. Более половины государственных контрактов заключаются по результатам несостоявшихся торгов, с единственным участником размещения заказа. Так, в 2008 году таких контрактов было заключено порядка 60%, а в 2009 году – 70%. В десяти процентах проводимых торгов происходит минимальное снижение цены контракта.

Признаками нарушения антимонопольного законодательства могут являться:

а) присутствие на аукционе участников аукциона, ни разу не заявивших свое аукционное предложение о цене контракта;

б) отсутствие подачи аукционных предложений от участников аукциона до момента снижения шага аукциона до 0,5%, и, в конечном итоге, минимальное снижение начальной (максимальной) цены контракта;

в) неявка всех допущенных к участию в аукционе участников на процедуру аукциона, за исключением одного участника аукциона, что ведет к заключению государственного контракта с единственным участником аукциона по начальной (максимальной) цене контракта.

Все это может повлечь за собой ограничение добросовестной конкуренции и неэффективное использование средств бюджета Тульской области и внебюджетных источников финансирования.

В целях пресечения сговора участников аукционов и обеспечения формирования эффективной, максимально доступной и прозрачной системы государственных и муниципальных закупок будет осуществляться переход к проведению аукционов в электронной форме на электронных торговых площадках, отобранных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, поскольку данный способ размещения заказов является наиболее прозрачным и открытым, исключает возможность сговора за счет анонимности подачи заявок, позволяет добиться максимальной экономии бюджетных средств и снижает риски проявления злоупотреблений и коррупции.

Одним из направлений развития конкуренции в сфере размещения государственного и муниципального заказа и обеспечения максимального доступа предпринимателей к государственным закупкам является расширение возможностей поиска информации потенциальными участниками размещения заказа.

В целях увеличения числа участников размещения заказа необходимо создание на официальном сайте Тульской области раздела о размещении заказов, содержащего информацию о планируемых закупках, а также удобного интерфейса для поиска информации о планируемом размещении государственного заказа по заказчикам, группе товаров, работ, услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002), срокам и способам размещения заказа, цене закупок. Это позволит сделать гласным и прозрачным процесс планирования закупок для потенциальных участников размещения заказа, что даст им возможность принимать решения об участии в размещении заказов в будущем, планировать развитие своего бизнеса.

Необходимо усилить роль малого бизнеса в формировании конкурентных отношений на рынке государственных и муниципальных закупок. Расширение доступа малых и средних предприятий к государственному и муниципальному заказу создаст максимально благоприятные условия для ведения малого и среднего бизнеса на территории Тульской области, позволит в целом составить конкуренцию крупным компаниям по исполнению государственного и муниципального заказа, стимулировать их эффективность.

Мерой, направленной на упрощение поиска субъектами малого предпринимательства информации о размещении заказов, является создание на официальном сайте Тульской области механизма фильтрации информации о размещении заказов для субъектов малого предпринимательства.

Перспективы развития конкуренции на рынке государственных и муниципальных заказов в Тульской области направлены на построение открытой и прозрачной системы закупок, создающей условия для привлечения новых участников размещения заказа и исключающей возможности злоупотреблений в данной сфере.

 

Административные барьеры

 

На развитие конкуренции существенное влияние оказывают административные барьеры, снижающие стимулы входа на рынки новых участников, повышающие непроизводственные издержки и создающие условия для коррупции.

Одним из важных условий ускорения социально-экономического развития области и повышения доверия бизнеса к органам исполнительной власти области является дальнейшее реформирование системы государственного управления, которое осуществляется в рамках реализации основных направлений действий по реализации административной реформы в Тульской области с 2006 по 2010 годы. Распоряжением губернатора Тульской области от 29 сентября 2008 года № 1461-рг утвержден план противодействия коррупции в органах исполнительной власти Тульской области на 2009-2010 годы.

В настоящее время в Тульской области существует информационная инфраструктура, способствующая развитию предпринимательской деятельности и снижению административных барьеров.

Проблемы поиска поставщиков и потребителей, оперативного получения качественной информации, обеспечения прозрачности взаимоотношений со стороны органов исполнительной власти решаются за счет создания порталов и размещения на них полной информации.

Портал органов исполнительной власти Тульской области действует на основании постановления администрации Тульской области от 27.05.2009 № 365 «Об официальном портале органов исполнительной власти Тульской области».

Портал является информационным ресурсом общего пользования, обеспечивающим доступ физических и юридических лиц к информации о деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Тульской области, к информационным и иным услугам (сервисам), обязательность оказания которых установлена федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Тульской области.

Информация предоставляется органами исполнительной власти Тульской области. На портале размещены и регулярно обновляются:

база правовых актов, изданных губернатором и администрацией Тульской области, тексты проектов нормативных правовых актов, внесенных в Тульскую областную Думу;

информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг, установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органами исполнительной власти Тульской области к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами;

порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых органами исполнительной власти Тульской области;

информация об участии органов исполнительной власти Тульской области в целевых и иных программах, а также о мероприятиях, проводимых органами исполнительной власти Тульской области;

информация о работе органов исполнительной власти Тульской области с обращениями физических и юридических лиц, в том числе: порядок и время приема, порядок рассмотрения обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность, фамилия, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема вышеуказанных лиц, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера и другие сведения.

Постановлением администрации Тульской области от 21.10.2008 № 652 «О специализированной информационной системе «Портал государственных услуг Тульской области» введен в действие региональный портал государственных услуг населению Тульской области.

В настоящее время на портале размещена информация о 20 административных регламентах предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Тульской области.

Назначение портала – обеспечение населения полной и оперативной информацией о предоставлении государственных услуг многофункциональными центрами  муниципальных образований.

Многофункциональные центры оказания государственных услуг открыты в городах Алексине, Новомосковске, Веневе и Одоеве. Центры оснащены компьютерным оборудованием и типовым программным обеспечением.

В целях сокращения сроков выполнения отдельных административных процедур и сроков рассмотрения обращений физических и юридических лиц в органах исполнительной власти Тульской области внедряется автоматизированная система электронного документооборота.

В органах исполнительной власти Тульской области уже внедрены и работают программные модули по регистрации входящей и исходящей корреспонденции. Ведется централизованная обработка корреспонденции в управлении делопроизводства и управлении по работе с обращениями граждан. По отдельным группам документов продвижение в системе ведется только в электронном виде.

В период с 2010 по 2012 год планируется создание в помещениях органов исполнительной власти Тульской области пунктов подключения к сети Интернет, предназначенных для использования посетителями.

Информационно-справочные киоски предполагается установить в зданиях администрации Тульской области, расположенных в г. Туле. Подключение киосков AVIOR INFO к сети Интернет предлагается выполнить через локальные сети органов исполнительной власти Тульской области.

Осуществляется ряд мероприятий, направленных на сокращение административных барьеров. Одной из важных задач на текущий момент является сокращение сроков предоставления государственных и муниципальных услуг населению.

В этих целях планируется проведение автоматизации деятельности многофункциональных центров оказания государственных услуг.

Для чего необходимо создать компьютерные технологии предоставления государственных услуг в режиме «одного окна». С этой целью в центрах планируется внедрение типового проекта информационной системы многофункционального центра оказания государственных услуг. Проект разрабатывается на конкурсной основе по заказу Министерства экономического развития Российской Федерации и предоставляется Тульской области безвозмездно. Внедрение и сопровождение проекта осуществляется за счет средств бюджета области.

Дальнейшее развитие компьютерных технологий для функционирующих в области многофункциональных центров предполагается по следующим направлениям:

создание интерфейсов приема заявок граждан через сеть Интернет;

создание интерфейсов информирования населения через сеть Интернет о прохождении их заявок.

Следующим мероприятием является поддержание и развитие портала и реестра государственных услуг Тульской области в технологии информационного взаимодействия с единым федеральным порталом и сводным реестром государственных и муниципальных услуг.

В 2009 году по заказу Министерства экономического развития Российской Федерации разработан проект 2-ой очереди системы порталов. Проект предусматривает дальнейшее развитие технологии функционирования портала и реестра государственных услуг в части обеспечения автоматизированного контроля прохождения заявок на услуги и создание транспортной технологии выхода из портала на внешние интерфейсы приема заявок и оказания услуг.

В 2010-2012 годах планируется внедрить проект и обеспечить информационный обмен регионального узла с федеральным порталом государственных услуг.

Разработка и внедрение программного обеспечения обработки запросов по обращениям физических и юридических лиц через портал органов исполнительной власти Тульской области в сети Интернет и программного обеспечения для терминальных устройств.

Необходимо реализовывать мероприятия, направленные на повышение информационной прозрачности деятельности органов власти Тульской области и органов местного самоуправления Тульской области.

Повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти Тульской области можно достигнуть за счет реализации мероприятий:

развитие структуры и функциональных возможностей портала органов исполнительной власти Тульской области;

создание механизма универсальных опросов, который поможет учитывать мнения предпринимателей при принятии решений;

создание механизма, который будет считывать поступающую на портал информацию, по запросам предпринимателей делать выборку информации и автоматически рассылать ее по электронной почте;

создание типового интернет-ресурса (сайта) органов исполнительной власти области в сети Интернет и создание на его базе интернет-ресурсов 46 органов исполнительной власти и подразделений аппарата администрации Тульской области.

Дальнейшее внедрение и создание автоматизированной системы электронного документооборота в органах исполнительной власти и подразделениях аппарата администрации Тульской области и органах местного самоуправления Тульской области поможет решить целый комплекс проблем:

обеспечение приема обращений физических и юридических лиц  в органы исполнительной власти Тульской области в электронном виде;

формирование документационной базы обращений;

автоматизация функций по работе с обращениями и обеспечение доступа физических и юридических лиц к информации об исполнении их обращений;

сокращение сроков рассмотрения обращений.

Предполагается внедрить программные модули: «Контроль», «Законы и законопроекты», «Акты органов государственной власти», «Договоры и соглашения», «Доверенности», «Электронный архив» и другие, а также провести мероприятия по защите информации и внедрению на отдельных участках технологии электронной цифровой подписи.

С целью сохранности базы данных и защиты персональных данных граждан необходимо внедрить систему хранения данных, провести мероприятия по защите информации на отдельных рабочих местах.

С целью создания единой региональной системы электронного документооборота органов исполнительной власти Тульской области и органов местного самоуправления, необходимо организовать не менее трех клиентских мест в органах местного самоуправления, которые обеспечат технологию совместной работы с поручениями высших должностных лиц и обращениями физических и юридических лиц, передачу документов и нормативных правовых актов в электронном виде, организацию взаимного доступа к информации, расположенной на документационных серверах.

Для организации доступа к нормативным актам органов исполнительной власти со стороны правоохранительных органов, физических и юридических лиц требуется организация доступа к отдельным разделам базы через Web-технологии.

 

Малое и среднее предпринимательство

 

Развитие малого и среднего предпринимательства определено Программой социально-экономического развития Тульской области до 2010 года, Стратегией социально-экономического развития Тульской области до 2028 года в качестве одного из приоритетных направлений.

Вклад малого бизнеса в развитие области становится с каждым годом весомее. По итогам 2009 года в Тульской области зарегистрировано 57780 субъектов малого и среднего предпринимательства. В их числе 226 средних предприятий, 16718 малых предприятий и 40836 индивидуальных предпринимателей. Количество малых предприятий, включая 14281 микропредприятие (численностью от 1 до 15 человек включительно) и 2437 малых предприятий (численностью от 16 до 100 человек включительно), увеличилось на 45,3 % по сравнению с 2008 годом. В 2009 году количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 939 человек, что на 2,4 % больше в сравнении с 2008 годом.

Основные показатели, характеризующие состояние малого бизнеса в Тульской области, особенно в период 2005-2009 годов, имеют выраженную тенденцию количественного и качественного роста.

Доля малых и средних предприятий в общем числе предприятий и организаций Тульской области всех форм собственности по сравнению с 2008 годом увеличилась на 6,7 процентных пункта и составила 42,6 %.

Общая численность занятых в секторе малого и среднего предпринимательства в 2009 году составила 260,0 тыс. человек, а доля занятых в малом и среднем бизнесе в общем количестве занятых в экономике области – 35%.

Оборот малых и средних предприятий в 2009 году составил 150,2 млрд. рублей, что на 14,4 % больше по сравнению с 2008 годом.

Доля малых и средних предприятий в общем обороте по полному кругу предприятий области по сравнению с 2008 годом увеличилась на 5,3 процентных пункта и составила 32,0 %.

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг в секторе малого и среднего предпринимательства за 2009 год на 67,86 млрд. рублей, что на 29,4 % больше, чем в 2008 году.

Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме ВРП в 2009 году составила 10,6 процентов.

Повышению инвестиционной активности в секторе малого бизнеса области способствуют результаты реализации мероприятий областных целевых программ. В 2009 году объем инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий составил 3,75 млрд. рублей.

Доля предпринимательской составляющей в общем объеме инвестиций по полному кругу организаций области в 2009 году составила 6,1 процента.

На рынке товаров и услуг области субъекты малого предпринимательства в отдельных отраслях успешно конкурируют с крупным бизнесом. По итогам 2009 года в общих объемах оборота по основным видам деятельности доля малого предпринимательства составляет: в общественном питании – 83,8 %, в розничной торговле – 61,8 %.

На состояние конкурентной среды в сфере малого и среднего бизнеса в Тульской области оказывает большое влияние наличие значительного числа крупных промышленных предприятий (доля промышленности в общем обороте предприятий и организаций региона по итогам 2009 года составляет 38,3%)

Предприятия малого и среднего бизнеса конкурируют с крупными компаниями за доступ к земельным ресурсам, энергоресурсам, объектам инженерной инфраструктуры, привлечение квалифицированных кадров.


Информация по документу
Читайте также