Расширенный поиск

Постановление Правительства Тульской области от 15.10.2012 № 575

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 15.10.2012 № 575

 

 

О внесении изменения в постановление правительства

Тульской области от 27.12.2011 № 278 «Об утверждении государственной программы Тульской области «Развитие сельского хозяйства

Тульской области на 2012-2016 годы»

 

 

В соответствии со статьей 34 Устава (Основного Закона) Тульской области правительство Тульской области

 

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Внести в постановление правительства Тульской области от 27.12.2011 № 278 «Об утверждении государственной программы Тульской  области «Развитие сельского хозяйства Тульской области на 2012-2016 годы» следующее изменение:

приложение к постановлению изложить в новой редакции (приложение).

2. Управлению пресс-службы правительства Тульской области опубликовать постановление в средствах массовой информации.

3. Постановление вступает в силу со дня опубликования.

 

 

Первый заместитель губернатора Тульской области – председатель правительства Тульской области

 

 

Ю.М. Андрианов


 

Приложение

к постановлению правительства Тульской области

 

от 15.10.2012

№ 575

 

 

Приложение

к постановлению правительства Тульской области

 

от 27.12.2011

№ 278

 

Государственная программа Тульской области

«Развитие сельского хозяйства Тульской области на 2012-2016 годы»

 

П А С П О Р Т

государственной программы Тульской области

 

Ответственный исполнитель программы

Министерство сельского хозяйства Тульской области

Соисполнители программы

Комитет ветеринарии Тульской области

Программно-целевые инструменты программы

 

Долгосрочная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Тульской области на 2009-2016 годы» (утверждена постановлением администрации Тульской области от 02.04.2009 № 205);

долгосрочная целевая программа «Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия территории Тульской области на 2012-2016 годы» (утверждена постановлением правительства Тульской области от 31.10.2011 № 83);

долгосрочная целевая программа «Социальное развитие села Тульской области до 2013 года» (утверждена постановлением администрации Тульской области от 02.04.2009 № 204);

долгосрочная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий Тульской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (утверждена постановлением правительства Тульской области от 31.10.2011 № 109);

 ведомственная целевая программа «Поддержка начинающих фермеров на территории Тульской области на 2012-2014 годы» (утверждена приказом министерства сельского хозяйства Тульской области от 17.04.2012 № 26);

ведомственная целевая программа «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Тульской области на 2012-2014 годы» (утверждена приказом министерства сельского хозяйства Тульской области от 17.04.2012 № 25);

ведомственная целевая программа «Обеспечение предоставления государственных услуг (работ) государственными учреждениями ветеринарии Тульской области в сфере ветеринарии в 2012-2016 годах» (утверждена приказом комитета ветеринарии Тульской области от 23.12.2011 № 38)

Цели программы

 

Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность на территории Тульской области, увеличение ее доли на региональном рынке на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия территории Тульской области, предупреждение заноса особо опасных болезней на территорию Тульской области;

повышение уровня и качества жизни населения, проживающего в сельской местности, на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских населенных пунктов и повышение инвестиционной привлекательности сельских  территорий;

развитие крестьянских (фермерских) хозяйств для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции;

создание семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, их развитие и распространение на территории Тульской области;

обеспечение предоставления государственных услуг (работ) государственными учреждениями ветеринарии Тульской области

Задачи программы

 

Создание общих условий функционирования сельского хозяйства;

обеспечение ускоренного развития приоритетных отраслей сельского хозяйства;

повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства путем возмещения части затрат на оплату процентов по договорам кредита, заключенным с российскими кредитными организациями;

наращивание технического потенциала сельскохозяйственных  товаропроизводителей;

увеличение доли местной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на региональном рынке, в том числе насыщение рынка цельномолочной продукцией собственного производства, сглаживание сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие;

предупреждение заразных и массовых незаразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных и их ликвидация;

выявление возбудителей заразных болезней животных с использованием современных методов и средств лабораторной диагностики;

укрепление материально - технической базы государственной ветеринарной службы Тульской области;        

повышение уровня квалификации ветеринарных специалистов;

повышение уровня газификации сельских населенных пунктов;

повышение уровня обеспечения сельских населенных пунктов качественной питьевой водой;

улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и нуждающихся в улучшении жилищных условий;

обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там;

 обеспечение условий для создания, расширения и модернизации производственной базы начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств;

 создание условий для крестьянских (фермерских) хозяйств по доступности финансовых ресурсов;

 стимулирование перехода граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, в крестьянские (фермерские) хозяйства;

 поддержка проектов по созданию и комплектации семейных животноводческих ферм от 20 до 100 и свыше голов крупного рогатого скота на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;

обеспечение проведения клинических, диагностических исследований, вакцинации, обработки животных и лечебных мероприятий;

обеспечение проведения ветеринарно-санитарной экспертизы на трихинеллёз, финноз;

компенсация затрат на содержание объектов недвижимого имущества учреждений ветеринарии

Показатели (индикаторы) программы

 

Индекс производства  сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий  (в сопоставимых ценах);

индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех  категорий        (в сопоставимых ценах);

индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех  категорий  (в сопоставимых ценах);

доля продуктивных животных, охваченных мероприятиями по профилактике заразных болезней, в том числе общих для человека и животных;

уровень оснащения ветеринарных лабораторий и лабораторно-диагностических отделов;

доля зданий государственной ветеринарной службы приведенных в соответствие с нормативно-техническими требованиями;

протяженность газопроводов среднего и низкого давления, уличных газовых сетей, проложенных с целью газификации жилых домов и квартир;

количество газифицированных сельских жилых домов и квартир;

протяженность реконструированных и введенных вновь систем водоснабжения;

общая площадь построенного (приобретенного) жилья для граждан, проживающих в сельской местности и нуждающихся в улучшении жилищных условий;

общая площадь построенного (приобретенного) жилья молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе, либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там;

количество молодых семей и молодых специалистов, построивших или купивших жилье в сельской местности;

 увеличение числа хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств по отношению к уровню 2010 года в 1,077 раза;

  создание и развитие своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки из средств федерального бюджета и бюджета Тульской области – 142 единицы, в том числе:

2012 год – 22 ед.;

2013 год – 50 ед.;

2014 год – 70 ед.;

создание 17 новых семейных  животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе:

2012 год – 5 ед.;

2013 год – 5 ед.;

2014 год – 7 ед.;

создание 51 рабочего места в семейных  животноводческих фермах;

обеспечение проведения клинических, диагностических исследований, вакцинации, обработки животных и лечебных мероприятий:

количество животных, подвергнутых профилактической вакцинации, тыс. головообработок, в том числе:

2012 год - 1081,39;

2013 год - 1081,39;

2014 год - 1081,39;

2015 год - 1081,39;

2016 год - 1081,39;

количество диагностических   исследований   животных, тыс. голов, в том числе:

2012 год - 245,8;

2013 год - 245,8;

2014 год - 245,8;

2015 год - 245,8;

2016 год - 245,8;

количество лабораторно диагностических     исследований, тыс. исследований, в том числе:      

2012    год - 307,81;

2013  год - 307,81;

2014  год - 307,81;

2015  год - 307,81;

2016   год - 307,81;

создание условий на соответствие установленным нормам и требованиям продукции животного происхождения:

количество лабораторных исследований животноводческой продукции, тыс. единиц, в том числе:

2012 год - 346,522;

2013 год - 346,522;

                 2014 год - 346,522;

                 2015 год - 346,522;

               2016 год - 346,522

Этапы и сроки реализации программы

Госпрограмма реализуется:

в сфере сельского хозяйства в один этап: 2012 - 2016 годы;

в сфере социального развития села  в два этапа:

первый  этап: 2012-2013 годы;

второй  этап: 2014-2016 годы;

в сфере развития крестьянских (фермерских) хозяйств в один этап: 2012-2014 годы;

в сфере предоставления государственных услуг (работ) государственными учреждениями ветеринарии Тульской области в сфере ветеринарии в один этап: 2012-2016 годы

Объемы бюджетных ассигнований программы

 

Всего по государственной программе: 5526443,2 тыс. рублей, в том числе:

2012 год – 1989873,3 тыс. рублей;

2013 год – 858436,4 тыс. рублей;

2014 год – 924079,0 тыс. рублей;

2015 год – 875885,3 тыс. рублей;

2016 год – 878168,7  тыс. рублей;

из них:

средства федерального бюджета – 1389533,2 тыс. рублей, в том числе:

2012 год – 1084667,2 тыс. рублей;

2013 год – 76639,0 тыс. рублей;

2014 год – 103827,0 тыс. рублей;

2015 год – 62200,0 тыс. рублей;

2016 год – 62200,0 тыс. рублей;

 средства бюджета Тульской области – 3937454,4тыс. рублей, в том числе:

2012 год – 837086,4 тыс. рублей;

2013 год – 749040,5 тыс. рублей;

2014 год – 771929,5 тыс. рублей;

2015 год – 788557,3 тыс. рублей;

2016 год – 790840,7 тыс. рублей;

 средства местных бюджетов – 56276,4 тыс. рублей, в том числе:

2012 год – 42726,4 тыс. рублей;

2013 год – 3450,0 тыс. рублей;

2014 год – 2700,0 тыс. рублей;

2015 год – 3700,0 тыс. рублей;

2016 год – 3700,0 тыс. рублей;

внебюджетные источники – 143179,2 тыс. рублей, в том числе:

2012 год – 25393,8 тыс. рублей;

2013 год – 29306,9 тыс. рублей;

2014 год – 45622,5 тыс. рублей;

2015 год – 21428,0 тыс. рублей;

2016 год – 21428,0 тыс. рублей.

Долгосрочная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Тульской области на 2009-2016 годы».

Общий объем финансирования программы за 2012-2016 годы – 3235005,2 тыс. руб.,  в том числе:

2012 год – 1319352,0 тыс. рублей;

2013 год – 434776,8 тыс. рублей;

2014 год – 469902,4 тыс. рублей;

2015 год – 505487,0 тыс. рублей;

2016 год – 505487,0 тыс. рублей;

из них:

средства федерального бюджета – 908522,0 тыс. рублей, в том числе:

2012 год – 908522,0 тыс. рублей;

средства  бюджета Тульской области –   2326483,2 тыс. руб.,  в том числе:

2012 год – 410830,0 тыс. рублей;

2013 год – 434776,8 тыс. рублей;

2014 год – 469902,4 тыс. рублей;

2015 год – 505487,0 тыс. рублей;

2016 год – 505487,0 тыс. рублей.

Долгосрочная целевая программа «Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия территории Тульской области на 2012-2016 годы».

Общий объем финансирования программы составляет  90472,4  тыс. рублей;

 из них:

средства бюджета Тульской области – 90472,4  тыс. рублей, в том числе:

2012  год – 15000,0 тыс. рублей;

2013  год – 10835,0 тыс. рублей;

2014  год – 14998,1 тыс. рублей;

2015  год – 19639,3 тыс. рублей;

2016  год – 30000,0 тыс. рублей.

Долгосрочная целевая программа «Социальное развитие села Тульской области до 2013 года».

 Общий объем финансирования программы за 2012-2013 годы составляет 547635,1 тыс. рублей, из них:

средства федерального бюджета – 194485,2 тыс. рублей, в том числе:

2012 год – 154785,2 тыс. рублей;

2013 год – 39700,0 тыс. рублей;

средства бюджета Тульской области – 282503,5 тыс. рублей, в том числе:

2012 год – 199003,5 тыс. рублей;

2013 год – 83500,0 тыс. рублей;

средства бюджетов муниципальных образований – 46176,4 тыс. рублей, в том числе:

2012 год – 42726,4 тыс. рублей;

2013 год – 3450,0 тыс. рублей;

внебюджетные источники – 24470,0 тыс. рублей, в том числе:

2012 год – 11610,0 тыс. рублей;

2013 год – 12860,0 тыс. рублей.

Долгосрочная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий Тульской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Общий объем финансирования программы за 2014-2016 годы составляет 415484,0 тыс. рублей, из них:

средства федерального бюджета – 175600,0 тыс. рублей, из них:

2014 год – 51200,0 тыс. рублей;

2015 год – 62200,0 тыс. рублей;

2016 год – 62200,0 тыс. рублей;

средства бюджета Тульской области – 165500,0 тыс. рублей, в том числе:

2014 год – 48500,0 тыс. рублей;

2015 год – 58500,0 тыс. рублей;

2016 год – 58500,0 тысублей;

средства бюджетов муниципальных образований – 10100,0 тыс. рублей, в том числе:
  2014 год – 2700,0 тыс. рублей;

2015 год – 3700,0 тыс. рублей;

2016 год – 3700,0 тыс. рублей;

внебюджетные источники – 64284,0 тыс. рублей, в том числе:

2014 год – 21428,0 тыс. рублей;

2015 год – 21428,0 тыс. рублей;

2016 год – 21428,0 тыс. рублей.

Проведение мероприятий по выплатам социального характера в соответствии с Законом Тульской области от 21 июля 2003 года № 399-ЗТО «Об установлении региональных надбавок работникам учреждений бюджетной сферы Тульской области».

Общий объем финансирования мероприятия составляет 2682,9 тыс. рублей,

из них:

средства бюджета Тульской области – 2622,0 тыс. рублей, в том числе:

2012  год – 1543,6 тыс. рублей;

2013  год – 1078,4 тыс. рублей.

Ведомственная целевая программа  «Поддержка начинающих фермеров на территории Тульской области на 2012-2014 годы».

Общий объем финансирования программы за 2012-2014 годы – 135058,2 тыс. руб.,  в том числе:

2012 год – 20924,8 тыс. рублей;

2013 год – 47555,6 тыс. рублей;

2014 год – 66577,8 тыс. рублей;

из них:

средства федерального бюджета – 79009,0 тыс. рублей, в том числе:

2012 год – 12241,0 тыс. рублей;

2013 год – 27820,0 тыс. рублей;

2014 год – 38948,0 тыс. рублей;

средства бюджета Тульской области – 42543,3 тыс. рублей, в том числе:

2012 год – 6591,3 тыс. рублей;

2013 год – 14980,0 тыс. рублей;

2014 год – 20972,0 тыс. рублей;

внебюджетные источники – 13505,9 тыс. рублей, в том числе:

2012 год – 2092,5 тыс. рублей;

2013 год – 4755,6 тыс. рублей;

2014 год – 6657,8 тыс. рублей.

Ведомственная целевая программа  «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Тульской области на 2012-2014 годы».

Общий объем финансирования программы за 2012-2014 годы – 102298,3 тыс. руб.,  в том числе:

2012 год – 29228,3 тыс. рублей;

2013 год – 29228,3 тыс. рублей;

2014 год – 43841,7 тыс. рублей;

из них:

средства федерального бюджета – 31917,0 тыс. рублей, в том числе:

2012 год – 9119,0 тыс. рублей;

2013 год – 9119,0 тыс. рублей;

2014 год – 13679,0 тыс. рублей;

средства бюджета Тульской области – 29462,0 тыс. рублей, в том числе:

2012 год – 8418,0 тыс. рублей;

2013 год – 8418,0 тыс. рублей;

2014 год – 12626,0 тыс. рублей;

внебюджетные источники – 40919,3 тыс. рублей, в том числе:

2012 год – 11691,3 тыс. рублей;

2013 год – 11691,3 тыс. рублей;

2014 год – 17536,7 тыс. рублей.

Ведомственная целевая программа «Обеспечение предоставления государственных услуг (работ) государственными учреждениями ветеринарии Тульской области в сфере ветеринарии в 2012-2016 годах».

Общий объем финансирования программы за 2012-2016 годы – 997868,0 тыс. руб.,  в том числе:

2012 год – 195700,0 тыс. рублей;

2013 год – 195452,3 тыс. рублей;

2014 год – 204931,0 тыс. рублей;

2015  год – 204931,0 тыс. рублей;

2016  год – 196853,7 тыс. рублей,

 из них:

средства бюджета Тульской области – 997868,0 тыс. руб.,  в том числе:

2012 год – 195700,0 тыс. рублей;

2013 год – 195452,3 тыс. рублей;

2014 год – 204931,0 тыс. рублей;

2015  год – 204931,0 тыс. рублей;

2016  год – 196853,7 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации программы

Увеличение объема производства продукции сельского хозяйства на 20,3 процента по отношению к 2010 году;

привлечение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за 2012-2016 годы в размере 9,8 млрд. рублей;

обеспечение стабильного эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия области;

повышение уровня оснащенности государственных учреждений ветеринарии Тульской области лабораторным  оборудованием с 42 до 100 процентов;

достоверность и быстрота получения результатов лабораторно-диагностических исследований;

укрепление материально-технической базы государственных учреждений ветеринарии Тульской области;

повышение уровня газификации жилых домов в сельской местности до 49,3 процента;

увеличение протяженности  реконструированных и введенных вновь систем водоснабжения на  217,7 км;

увеличение в 2,4 раза количества молодых семей и молодых специалистов, построивших или купивших жилье в сельской местности;

142 начинающих фермера смогут с участием мер государственной поддержки осуществить проекты развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств;

увеличение семейных животноводческих ферм на 17 единиц;

создание дополнительных рабочих мест

 

1. Характеристика текущего состояния сельского хозяйства Тульской области, основные показатели  и анализ рисков  реализации

государственной программы

 

За период реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446, был обеспечен рост валовой продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов (за исключением 2010 года, в котором сельскохозяйственное производство  пострадало от аномальных погодных условий), улучшилась экономика ряда сельскохозяйственных организаций, осуществлялась работа по социальному развитию сельских территорий.

Инвестиционные вложения и использование инновационных технологий позволили в отрасли растениеводства обеспечить рост урожайности сельскохозяйственных культур, в отрасли животноводства - рост продуктивности коров, приобретать энергонасыщенную высокопроизводительную технику, способную обеспечить внедрение в производство современных ресурсосберегающих технологий возделывания сельскохозяйственных культур.

В то же время, перечень проблем, влияющих на экономическое развитие агропромышленного комплекса, сохраняется. Остается низким уровень обрабатываемой пашни. Динамика использования пашни отражена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика использования пашни

 

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

Площадь пашни, тыс. га

1441,9

1440,1

1445,9

Пашня в обработке, тыс. га

806,8

933,9

945,0

Удельный вес пашни в обработке в общей площади пашни, %

55,9

64,8

65,4

 

Сохраняется тенденция сокращения поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров (таблица 2).

 

Таблица 2

Динамика поголовья животных (во всех категориях хозяйств)

 

Вид животных     

Поголовье, тыс. голов

2008 год

2009 год

2010 год

Крупный рогатый скот  

118,2

112,1

105,4

в том числе коровы    

54,8

49,5

47,8

Свиньи                 

114,1

114,5

113,1

Овцы и козы           

49,3

51,0

56,1

 

Продолжается сокращение численности машинно-тракторного парка, его моральное и физическое старение.

За период с 2006 по 2010 год количество тракторов сократилось на 1730 единиц, зерноуборочных комбайнов на 520 единиц, кормоуборочных комбайнов на 178 единиц. Более 63 процентов оставшегося машинно-тракторного парка сельскохозяйственных товаропроизводителей имеет срок эксплуатации свыше 10 лет.

В результате нагрузка на пахотный трактор возросла с 300 до 390 га, на зерноуборочный комбайн с 290 до 400 га.

За 2010 год объем производства валовой сельскохозяйственной продукции в текущих ценах составил 26,3 млрд. рублей. На долю растениеводства в общем объеме производства приходится 51,7 процента, животноводства – 48,3 процента.

Эпизоотическое и ветеринарно-санитарное благополучие территории региона – один из факторов, определяющих социально-экономическую ситуацию в области, перспективы ее развития, повышение рентабельности животноводства и перерабатывающих отраслей. Эпизоотическая безопасность в области является условием устойчивого развития отрасли животноводства и беспрепятственного выхода отечественной продукции на внешние рынки. При этом одновременно обеспечиваются:

защита населения от болезней, общих для человека и животных, либо возникающих при использовании (потреблении) недоброкачественной животноводческой продукции;

инвестиционная привлекательность животноводческих хозяйств, создание условий для развития торговли.

В 2011 году государственной ветеринарной службой области проведено вакцинаций: против сибирской язвы 184,05 тыс. голов, против Эмкара 118,03 тыс. голов, против лептоспироза 191,1 тыс. голов, против бешенства 313,9 тыс. голов, против чумы свиней 309,5 тыс. голов, против болезни Ауэски 55,9 тыс. голов, лабораторно-диагностических исследований животных всех видов 281,5 тысяч. Проведено ветеринарно-санитарных экспертиз: на финноз 220,5 тыс., на трихинеллёз 165,2 тысяч. По их результатам обезврежено при повышенных температурных режимах 359,8 тонны продукции (производство вареных колбас и мясных консервов) и 104,4 тонны утилизировано на мясокостную муку.

Выполняя диагностические исследования, вакцинации и обработки животных против более 60 болезней, государственная ветеринарная служба области создает буферную зону по защите территории от заноса и распространения опасных инфекционных болезней, обеспечивая поставку безопасной и доброкачественной продукции для населения.

В настоящее время основной проблемой остается реальная угроза заноса на территорию Тульской области африканской чумы свиней (АЧС) – заболевания, протекающего со 100 процентной летальностью и против которого не разработаны средства защиты, что ставит под угрозу дальнейшее развитие свиноводства на территории области, как отрасли (все свиньи, находящиеся в радиусе 5 км от очага, подвергаются уничтожению с последующим сжиганием, в радиусе от 5 до 20 км (1-я угрожаемая зона) – поголовному убою).

Международной классификацией АЧС относится к биологическому оружию списка А – особо опасному трансмиссивному заболеванию, имеющему способность к чрезвычайно быстрому распространению и абсолютной летальности, в конечном итоге приводящему к значительным экономическим издержкам.

Несмотря на наличие средств специфической защиты, проблемой для области остаются природно-очаговые заболевания животных – сибирская язва и бешенство, угроза возникновения которых очень высока.

На территории Тульской области находятся населенные пункты, где ранее были зарегистрированы очаги сибирской язвы. Учитывая биологические особенности возбудителя и отсутствие точных данных мест сжигания трупов животных, павших от сибирской язвы, существует реальная угроза возникновения новых очагов заболевания.

Резервуаром бешенства на территории области является красная лисица, численность которой в разы превышает рекомендованную Международным эпизоотическим бюро норму плотности, при которой прекращается развитие эпизоотий, поэтому угроза вспышки заболевания существует постоянно, несмотря на наличие средств специфической профилактики заболевания. Ежегодно на территории области регистрируется от 26 до 140 случаев бешенства в год. За последние 10 лет в среднем регистрируется по 73 случая бешенства в год.      

Исходя из эпизоотической обстановки наиболее значимыми для специфической профилактики в Тульской области, кроме вышеуказанных являются следующие болезни животных: лептоспироз, эмкар, классическая чума свиней, парагрипп-3, вирусная диарея, колибактериоз, вирусный ринотрахеит, респираторно-синтициальная инфекция, рото-коронавирусная инфекция, пастереллёз.

Таблица 3

Количество случаев заболеваний животных (по годам)

 

Наименование болезни

2006

2007

2008

2009

2010

2011

1. Бешенство всего:

28

111

140

28

66

51

крупный рогатый скот

2

11

2

1

3

2

мелкий рогатый скот

2

1

3

-

-

-

свиньи

-

1

-

-

-

-

лошади

-

-

-

-

1

1

собаки, кошки

9

53

69

2

35

20

дикие звери

15

45

66

25

27

28

2. Сибирская язва, крупный рогатый скот

-

-

-

-

-

1

3. Бруцеллез всего:

-

1

-

1

-

30

крупный рогатый скот

-

1

-

1

-

-

мелкий рогатый скот

-

-

-

-

-

30

4. Лейкоз крупного   рогатого скота

375

390

387

291

337

223

 

В современных условиях развитие экономики, урбанизация, скученность населения и изменения климата становятся новым немаловажным и непредсказуемым фактором, порождающим новые опасные эпидемии, а также изменяющим нынешнее «поведение»  заболеваний.

Проведение мероприятий, направленных на создание благоприятной эпизоотической ситуации в регионе не может производиться стихийно, не целенаправленно, с нарушением сроков и при отсутствии контроля со стороны государственной ветеринарной службы области.

Учитывая, что в настоящее время в область интенсивно завозится импортный скот, возникает  потребность в организации карантинных мероприятий с обязательным проведением лабораторных исследований на уровне международных требований, что требует приобретение соответствующего современного оборудования на уровне мировых стандартов.

Особое направление деятельности ветеринарных лабораторий области - контроль за импортной и отечественной животноводческой продукцией и кормами для животных, поступающих на территорию области, на бактериологические показатели (пищевые токсикоинфекции людей). Учитывая, что поступление данной продукции будет с каждым годом увеличиваться, необходимо оснащение лабораторий современным бактериологическим оборудованием для сокращения сроков исследования и получения высоко достоверных результатов.

При этом необходимо учитывать, что ветеринарные лаборатории работают с биологически опасным материалом, представляющим потенциальную угрозу, как для сотрудников лабораторий, так и для окружающей среды, и который может стать источником распространения особо опасных болезней для человека и животных.    

Таким образом, реконструкция и модернизация лабораторий позволят использовать современные экспресс-методы для диагностики инфекционных болезней, своевременно устанавливать диагноз и оперативно принимать решения по ликвидации очагов в случае возникновения заразных болезней и своевременно выявлять некачественную животноводческую продукцию. Для решения вышеуказанных задач необходимо дооснастить областную ветеринарную лабораторию и районные лабораторно-диагностические отделы современным лабораторным оборудованием, что позволит приблизиться к международным стандартам в сфере обеспечения безопасности  продуктов питания и здоровья животных.   

Государственная программа Тульской области «Развитие сельского хозяйства Тульской области на 2012-2016 годы» (далее – Государственная программа) позволит минимизировать распространение заразных болезней, в том числе общих для человека и животных, обеспечить необходимый уровень безопасности животноводческой продукции, оснастить ветеринарную службу современным лабораторным оборудованием, что позволит обеспечить более высокий уровень безопасности пищевых продуктов, повысить защищенность персонала от угрозы заражения биологически опасными объектами, улучшить оперативность и качество работы.

Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, сложившийся низкий уровень социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села.

В результате ухудшения финансового положения ряда сельскохозяйственных организаций, изменений в организационно-экономическом механизме развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло значительное отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.

Нестабильность финансово-экономического положения хозяйствующих в сельской местности субъектов, в том числе и агропромышленного комплекса, привела к интенсивному развитию отрицательных демографических процессов на селе, снижению мотивации труда и сокращению профессионального кадрового обеспечения.

Численность населения области, проживающего в сельской местности, на 1 января 2010 года составила 309,8 тыс. человек и имеет постоянную тенденцию к ежегодному сокращению (таблица 4).

 

                                                                                                              Таблица  4

 

2008 год

2009 год

2010 год

Численность сельского населения Тульской области <1> 
(тыс. человек)

312,8

310,0

309,8

 

<1> Оценка на 1 января соответствующего года.

 

Основным источником водоснабжения населения, проживающего в сельской местности, являются подземные воды. Забор воды осуществляется посредством артезианских скважин и шахтных колодцев. Всего в системе водоснабжения в сельской местности задействовано около 450 водозаборов, порядка 3 тыс. скважин и более 1,6 тыс. шахтных колодцев. Общая длина сетей водоснабжения составляет 4465 км.

Только в трех районах области вода соответствует санитарным нормам, в остальных отмечается превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ (железо, стронций и др.). Станции улучшения качества воды, установки обезжелезивания и бактерицидные установки на водозаборных сооружениях на селе, как правило, отсутствуют.


Информация по документу
Читайте также