Расширенный поиск
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 № 497ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 мая 2015 г. N 497 МОСКВА Утратилo силу с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2017 г. N 1406 О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 27.04.2016 г. N 360; от 25.05.2016 г. N 464; от 14.09.2016 г. N 917; от 02.02.2017 г. N 122; от 09.09.2017 г. N 1093; от 22.11.2017 г. N 1406) Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу развития образования на 2016-2020 годы (далее - Программа). 2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета. 3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2016-2020 годах государственных программ субъектов Российской Федерации учитывать положения Программы. Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев __________________________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. N 497 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА развития образования на 2016-2020 годы (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 27.04.2016 г. N 360; от 25.05.2016 г. N 464; от 14.09.2016 г. N 917; от 02.02.2017 г. N 122; от 09.09.2017 г. N 1093; от 22.11.2017 г. N 1406) ПАСПОРТ Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы Наименование Программы - Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы Дата принятия решения - распоряжение Правительства Российской о разработке Программы Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2765-р (наименование и номер соответствующего нормативного акта) Государственные - Министерство образования и науки заказчики Программы Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Государственный - Министерство образования и науки заказчик - координатор Российской Федерации Программы Основные разработчики - Министерство образования и науки Программы Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Цель и задачи - целью Программы является создание условий Программы для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. Задачами Программы являются: создание и распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании; развитие современных механизмов и технологий общего образования; реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей; создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики; формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов Важнейшие целевые - доля образовательных организаций среднего индикаторы и профессионального и высшего образования, показатели Программы в которых обеспечены условия для получения среднего профессионального и высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общем количестве таких организаций; доля образовательных организаций высшего образования, в которых внедрены индивидуальные учебные планы на вариативной основе, в общем количестве образовательных организаций высшего образования; доля профессиональных образовательных организаций, в которых осуществляется подготовка кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям, требующим среднего профессионального образования, в общем количестве профессиональных образовательных организаций; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) доля образовательных организаций высшего образования, в которых внедрена система мониторинга трудоустройства и карьеры выпускников, в общем количестве образовательных организаций высшего образования; доля студентов средних профессиональных образовательных организаций, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), в общей численности студентов профессиональных образовательных организаций; удельный вес численности детей, получающих дошкольное образование в частных образовательных организациях, в общей численности детей, получающих дошкольное образование; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) доля учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе, в общей численности учителей; доля региональных систем общего образования, в которых разработаны и реализуются мероприятия по повышению качества образования в общеобразовательных организациях, показавших низкие образовательные результаты по итогам учебного года, и в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в общем количестве региональных систем общего образования; доля организаций среднего профессионального и высшего образования, организующих проведение национальных заочных школ и ежегодных сезонных школ для мотивированных школьников, в общем количестве таких организаций (отдельно в отношении организаций среднего профессионального образования и организаций высшего образования); доля субъектов Российской Федерации, в которых реализуется модель персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, в общем количестве субъектов Российской Федерации; количество мест в общежитиях для студентов, введенных в эксплуатацию с начала реализации Программы; доля субъектов Российской Федерации, в которых созданы и функционируют региональные системы оценки качества дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, в общем количестве субъектов Российской Федерации; доля педагогических работников образовательных организаций, прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в общей численности педагогических работников, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья; доля образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, в которых созданы современные материально-технические условия в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в общем числе организаций, реализующих адаптированные образовательные программы; доля региональных систем образования, в которых разработаны и распространены для использования оценочные инструменты (на основе международных) в целях проведения внутрирегионального анализа и оценки качества образования, в общем количестве региональных систем образования; доля образовательных организаций высшего образования, которые используют в своей деятельности единые оценочные материалы для итоговой аттестации выпускников, в общем количестве образовательных организаций высшего образования; доля специальностей среднего профессионального образования, по которым выпускники основных образовательных программ проходят сертификацию квалификаций, в общем количестве специальностей среднего профессионального образования; доля субъектов Российской Федерации, в которых функционируют детские технопарки в рамках реализации инициативы "Новая модель системы дополнительного образования детей", в общем количестве субъектов Российской Федерации (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 г. N 917) Сроки и этапы - Программа будет реализована в реализации Программы 2016-2020 годах в 2 этапа. Первый этап - 2016-2017 годы. В результате реализации этого этапа будут апробированы и внедрены модели и комплексы мер, начатые в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. В ходе данного этапа будут обеспечены гибкое и эффективное обновление и корректировка внедряемых моделей и проводимых мероприятий с учетом произошедших изменений нормативно-правовых оснований и складывающейся правоприменительной практики, а также завершено строительство объектов, начатое ранее в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Второй этап - 2018-2020 годы. В результате выполнения второго этапа произойдут принципиальные изменения структуры образовательных организаций в системе высшего образования и среднего профессионального образования и будут внедрены в практику новые механизмы их функционирования, ориентированные на перспективные среднесрочные и долгосрочные прогнозы социального и экономического развития Российской Федерации. Получат широкое распространение новые образовательные программы магистратуры и аспирантуры и технологии их реализации. Будет обеспечено распространение и практическое внедрение новых содержания и технологий общего (включая дошкольное) и дополнительного образования, реализованы эффективные механизмы вовлечения учащихся и студентов в социальную практику. Будет эффективно функционировать общероссийская независимая система оценки качества образования и образовательных результатов, основанная на принципах профессионально-общественного участия. Будет обеспечено эффективное управление системой образования в ее новых качественных параметрах, достигнутых в ходе реализации мероприятий Программы. Будут реализованы инвестиционные проекты по строительству объектов социальной, учебно-лабораторной, физкультурно- спортивной, хозяйственной и коммунальной инфраструктуры. При завершении второго этапа будет достигнута цель и решены задачи Программы Объемы и источники - объем финансирования мероприятий финансирования Программы (в ценах соответствующих лет) Программы составит 86184,2696 млн. рублей, в том числе: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 09.09.2017 г. N 1093) за счет средств федерального бюджета - 66530,3296 млн. рублей, из них субсидии субъектам Российской Федерации - 9887,5388 млн. рублей, субсидии в виде грантов юридическим лицам - 1363,2848 млн. рублей; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 09.09.2017 г. N 1093) за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 10627,82 млн. рублей; за счет внебюджетных источников - 9026,12 млн. рублей (Позиция в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) Ожидаемые конечные - основные результаты реализации Программы: результаты реализации сформирована сеть вузов, включая Программы и ее многопрофильные университеты, социально- ориентирующиеся на ключевые отрасли экономическая региональных экономик, реализующие в том эффективность числе программы магистратуры и аспирантуры, ведущие активную исследовательскую и инновационную работу; внедрены новые федеральные образовательные стандарты высшего образования и среднего профессионального образования; 200 тыс. работников прошли переподготовку и повышение квалификации по 50 востребованным и перспективным профессиям и специальностям профессионального образования в не менее чем в 50 процентах профессиональных образовательных организациях; внедрены во всех субъектах Российской Федерации новые механизмы участия работодателей в решении задач обеспечения предприятий квалифицированными кадрами; проведены международные и всероссийские олимпиады (конкурсы) профессионального мастерства среди студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования и высшего образования; разработаны и внедрены программы предпринимательского образования и поддержки предпринимательских инициатив; создан федеральный методический центр инклюзивного профессионального образования; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) создано не менее 7 межрегиональных центров компетенций для обучения по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) запущены 140 программ дополнительного профессионального образования, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) приняты и используются современные программы обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по программам среднего профессионального и высшего образования; созданы в субъектах Российской Федерации ресурсные учебно-методические центры (не менее 30 центров во всех федеральных округах) по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе ведущих профессиональных образовательных организаций; организованы конкурсы (в субъектах Российской Федерации не реже 1 раза в 2 года) профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; проведена переподготовка руководящего состава в образовательных организациях профессионального образования (не менее 100 руководителей и управленческих команд); (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) создана в субъектах Российской Федерации инфраструктура психолого-педагогической, диагностической, консультативной помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет (поддержка на конкурсной основе не менее 15 субъектов Российской Федерации); абзац; (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) поддержаны не менее 20 субъектов Российской Федерации, внедряющих современные модели поддержки школ с низкими результатами обучения и функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, распространены и внедрены результаты в не менее чем 70 субъектах Российской Федерации; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) обеспечен комплексный мониторинг результативности поддержанных проектов, включая мониторинг размера привлеченных инвестиций, количества продаж (для коммерческих продуктов) или использований (для некоммерческих проектов); поддержаны конкурсы образовательных инноваций (не менее 5 конкурсов ежегодно) по актуальным проблемам развития образования; сформированы инструменты и ресурсы поддержки конкретных инноваций по реализации стандартов, принятых в системе общего образования для не менее чем 396 школ; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) разработаны правовые и финансовые механизмы реализации инновационных моделей образовательных организаций; созданы методические сети по распространению конкретных образовательных технологий (не менее 30 сетей); обеспечена финансовая, консультационная, экспертная и правовая поддержка реализации концепции школьного филологического образования, школьного географического образования, школьного технологического образования, школьного образования в сфере иностранных языков, внедрен историко-культурный стандарт; реализована комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций; проведены всероссийские конкурсы "Учитель года", "Воспитатель года", "Директор школы"; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 27.04.2016 г. N 360; от 02.02.2017 г. N 122) обеспечена подготовка кадров (не менее 40 тыс. человек), работающих в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; внедрены образовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в различных социокультурных условиях, в том числе для детей с особыми потребностями (одаренные дети, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья); реализованы 4 проекта по разработке новых моделей и технологий дополнительного образования; внедрены пилотные проекты обновления содержания и технологий дополнительного образования (не менее 20 субъектов Российской Федерации); (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) сформирован банк лучших дополнительных общеобразовательных программ, в том числе для детей с особыми потребностями (одаренные дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации); создана сеть региональных ресурсных центров для методического обеспечения, организации дополнительного профессионального образования педагогов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы различной направленности, в том числе в сфере научно-технического творчества, робототехники; обеспечено внедрение профессиональных стандартов для педагога дополнительного образования, руководителя организации дополнительного образования; разработан банк инновационных программ подготовки и повышения квалификации педагогов и руководителей в системе дополнительного образования для использования субъектами Российской Федерации; распространена модель персонифицированного финансирования в регионах (не менее 20 субъектов Российской Федерации), отобранных на конкурсной основе; для всех субъектов Российской Федерации разработан механизм перехода к нормативно-подушевому финансированию реализации дополнительных общеобразовательных программ, созданы равные условия доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственных, муниципальных и частных организаций дополнительного образования детей; проведены регулярные сезонные школы (конференции, семинары) для активных участников социальных проектов; реализована поддержка межрегиональных сетей участников социальных проектов; обеспечена поддержка проектов вовлечения учащихся и студентов в волонтерские проекты; разработаны и реализованы программы развития компетенций учащихся и студентов в принятии решений, затрагивающих их интересы, в работе в органах самоуправления и коллегиального управления образовательных организаций и внедрены на постоянной основе в организации летнего и каникулярного отдыха и оздоровления детей; внедрены современные модели выявления, психолого-педагогического сопровождения талантливых детей; создана единая система интеллектуальных и творческих состязаний, способствующая выявлению и сопровождению одаренных учащихся и студентов; обновлены и созданы новые методики работы с одаренными детьми; в субъектах Российской Федерации создано не менее 34 детских технопарков; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) дополнительно 14400 детей будут охвачены дополнительными общеобразовательными программами, соответствующими приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 г. N 917; от 02.02.2017 г. N 122) для всех субъектов Российской Федерации разработаны модели создания и функционирования детских технопарков с участием негосударственного сектора, промышленных предприятий и организаций реального сектора экономики; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 г. N 917) внедрены современные технологии выявления талантливых учащихся и студентов; поддержано создание и реализация программ развития не менее 4 новых специальных учебно-научных центров для обеспечения территориальной доступности высокоуровневого обучения для талантливых учащихся в ведущих университетах; реализованы мероприятия по строительству объектов социальной, учебно-лабораторной, физкультурно-спортивной, хозяйственной и коммунальной инфраструктуры; восполнен дефицит мест в общежитиях для иногородних студентов; обеспечена подготовка не менее 2000 специалистов по оценке качества общего образования и оценочным материалам; обеспечено функционирование системы мониторинга оценки образовательных результатов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; внедрены во всех субъектах Российской Федерации системы контроля качества среднего профессионального и высшего образования на основе развития контрольно-надзорных механизмов на всех уровнях системы образования; не менее 35 процентов вузов и организаций среднего профессионального образования используют добровольно единые оценочные материалы для итоговой аттестации выпускников; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) обеспечено участие Российской Федерации в значимых (не менее 5) международных сравнительных исследованиях качества образования; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) разработаны оригинальные российские инструменты оценки качества образования, конкурентоспособные на международном рынке (не менее 2); (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) создана информационная система пообъектного сбора данных в системе образования, обеспечивающая автоматическую генерацию показателей мониторинга системы образования; поддержаны лучшие проекты, направленные на развитие региональных и муниципальных систем по вопросам образования (новых технологий управления, оценки эффективности и результативности), мониторинга системы образования и использования его результатов в практике; модернизирован инструментарий статистического наблюдения в сфере образования; осуществлено экспертно-аналитическое, экспертно-организационное и мониторинговое сопровождение реализации мероприятий Программы; внедрены информационно-коммуникационные инструменты и технологические механизмы комплексного управления Программой I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа В утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что после завершения к середине минувшего десятилетия перехода Российской Федерации к рыночной экономической системе и создания системы базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих развитие рыночных отношений, основной задачей, стоящей на повестке дня в среднесрочной и долгосрочной перспективе, является задача повышения эффективности этих институтов. Важно продолжить уже начатые преобразования, призванные обеспечить переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной, социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитию образования, связанному с мировой и отечественной фундаментальной наукой, ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности. Реализация Программы будет происходить в условиях серьезных вызовов. К первому вызову следует отнести кризисные явления в экономике Российской Федерации, которые будут приходиться на период реализации Программы. Структурные и институциональные изменения экономики страны являются не только сопровождающими обстоятельствами реализации задач развития образования, но и формируют новые вызовы, задают новые цели. Реализация Программы должна предусматривать вариативность сценариев развития социально-экономической ситуации в стране и сохранить в приоритете долгосрочные цели. Еще одним серьезным вызовом, в условиях которого будет осуществляться Программа, станет новый этап технологического развития глобальной экономики. Этот этап будет характеризоваться наращиванием экономиками различных стран финансовых вложений в такие области, как новые материалы, нанотехнологии, информационные технологии, фармацевтика и биотехнологии, микроэлектроника, системотехника, фотоника. Высокими темпами уже обновляются и будут продолжать обновляться технологии в образовании. В связи с этим в рамках Программы должны быть решены задачи, связанные с достижением высокого стандарта качества содержания и технологий на всех уровнях образования - профессиональном (включая высшее), общем и дополнительном, а также достижением качественно нового уровня развития молодежной политики, повышением доступности программ социализации учащихся и студентов для успешного их вовлечения в социальную практику. Реализация ряда задач, носящих инновационный характер и затрагивающих комплексные проекты, требует задействования участников, относящихся к разным уровням бюджетной системы, а также их координации по времени, по срокам и направленности действий в рамках реализуемых мероприятий, транспарентности и единых нормативно-правовых механизмов. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы была призвана обеспечить организационно-финансовые условия для реализации таких проектов. Благодаря указанной федеральной целевой программе стал возможен целый ряд важнейших мероприятий, носящих комплексный характер, направленных на модернизацию и развитие системы образования, обеспечивающих выполнение системных поручений Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации, в том числе связанных с развитием современной инфраструктуры системы дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, внедрением новых организационно-финансовых механизмов функционирования системы образования, повышением доступности образования для учащихся и студентов с особыми образовательными нуждами, одаренных учащихся и талантливых студентов, развитием независимой системы оценки качества образования. Использование Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в качестве основного инструмента программно-целевого управления сделало возможным адресную целевую поддержку инициатив, направленных на инновационное развитие системы образования, внедрение новых образовательных технологий, обеспечение развития кадрового потенциала системы образования в рамках реализации скоординированных задач федеральной государственной образовательной политики. Очевидно, что в настоящее время и в среднесрочной перспективе не существует альтернативы программно-целевым инструментам управления инновационным развитием системы образования. Федеральная целевая программа развития образования является не только этим инструментом, но также важнейшим средством координации действий Правительства Российской Федерации в сфере образования на федеральном региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательных организаций. Гибкость программно-целевого инструмента управления в виде федеральной целевой программы позволяет своевременно менять акценты в планируемых и реализуемых проектах с учетом установок и требований, предъявляемых всеми органами государственной власти и управления в рамках декларируемых государственных приоритетов. С учетом этих факторов Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (далее - Программа) рассматривается как организационно-управленческий механизм обеспечения преемственности в реализации государственной политики в сфере образования, инструмент обеспечения непрерывности и эффективности реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, важнейшее условие для поддержания антикризисных мер Правительства Российской Федерации в области обеспечения стабильности социальной политики и, наконец, определяющий фактор, обеспечивающий инновационное развитие экономики Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Задачи, которые будут решаться в рамках Программы, носят межотраслевой характер и направлены на все уровни системы образования, в том числе на образовательные организации, находящиеся в разной ведомственной подчиненности. Реализация Программы призвана также не допустить территориальных диспропорций и сохранить единое образовательное пространство в условиях инновационных изменений, носящих системный характер. Программа будет осуществляться в условиях реализации в полном объеме Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Указанный Федеральный закон закрепил в правовом поле большинство из тех норм, которые были изначально разработаны и экспериментально апробированы в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Однако выработка реальных практических механизмов для успешной реализации ряда норм Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" возможна только в рамках программно-целевых механизмов управления. Это позволит также избежать правовых коллизий и тупиков, связанных с многоуровневым распределением полномочий в сфере образования между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и образовательными организациями. Кроме того, именно федеральная целевая программа развития образования останется важнейшим инструментом для совершенствования нормативно-правовых основ функционирования системы образования в условиях изменяющегося нормативно-правового базиса экономики и социальной сферы. Программа является отраслевым программно-целевым инструментом среднесрочного планирования развития в целом отрасли образования. Программа в этой связи не имеет выраженного территориального аспекта и ориентирована на поддержку различных уровней и видов образования (общего образования, профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых) на всех уровнях российской системы образования, - как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) Тем не менее Программой предусмотрена приоритетная поддержка субъектов Российской Федерации, расположенных в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах, в Республике Крым и г. Севастополе, а также Калининградской области. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) Опережающее развитие субъектов Российской Федерации, расположенных в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах, в Республике Крым и г. Севастополе, а также Калининградской области, обеспечено в рамках мероприятия 2.2 "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов". Кроме того, опережающее развитие Дальнего Востока прежде всего обеспечено в рамках мероприятия 1.2 "Разработка и распространение в системах среднего профессионального и высшего образования новых образовательных технологий, форм организации образовательного процесса". Специальным образом приоритетная поддержка развития территорий Дальнего Востока и Республики Крым, а также г. Севастополя осуществляется при реализации мероприятия 3.5 "Создание условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленности для обучающихся". Приоритетность развития территорий Дальнего Востока, Северного Кавказа и Калининградской области предусмотрена и в мероприятии 4.1 "Улучшение материально-технической базы российского образования". (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) В частности, поддержка субъектов Российской Федерации, расположенных в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах, в Республике Крым и г. Севастополе, а также Калининградской области, осуществляется путем их приоритетного обеспечения средствами субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам указанных субъектов Российской Федерации по следующим мероприятиям Программы: (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) мероприятие 1.2 "Разработка и распространение в системах среднего профессионального и высшего образования новых образовательных технологий, форм организации образовательного процесса" - только для субъектов Дальневосточного федерального округа; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) мероприятие 2.2 "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов" - для субъектов Российской Федерации, расположенных в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах, в Республике Крым и г. Севастополе, а также Калининградской области. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) Для указанных мероприятий предусмотрено проведение отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий неоднократно, - как с возможностью участия в отборе всех субъектов Российской Федерации, так и только указанных субъектов Российской Федерации в связи с необходимостью обеспечения приоритетного характера финансирования задач социально-экономического развития указанных субъектов Российской Федерации. В случае проведения повторного отбора с участием только субъектов Российской Федерации, расположенных на территориях приоритетного развития, размер субсидий, предоставляемых на софинансирование мероприятий региональных программ, должен быть не менее 20 процентов (для мероприятия 1.2 - не более 10 процентов) общего объема средств федерального бюджета, предусмотренного на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации по соответствующему мероприятию Программы. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) За счет приоритетной поддержки, предусмотренной в рамках мероприятия 1.2 Программы, в Дальневосточном федеральном округе будет гарантированно обеспечено создание и развитие межрегиональных центров компетенций, которые станут основными площадками для апробации новых федеральных государственных образовательных стандартов по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования и обеспечат подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями региональных рынков труда и отраслей экономики, традиционно развивающихся на Дальнем Востоке. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) За счет приоритетной поддержки, предусмотренной в рамках мероприятия 2.2 Программы, в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах, в Республике Крым и г. Севастополе, а также в Калининградской области будет обеспечена приоритетная поддержка школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (малокомплектных, расположенных в труднодоступных или отдаленных местностях). Учитывая демографическую ситуацию и социально-экономические особенности указанных регионов, такая поддержка крайне необходима общеобразовательным организациям данных регионов. Методическая, кадровая, консультационная, правовая и иная поддержка школам, находящимся на территориях указанных субъектов Российской Федерации, позволит обеспечить их обучающимся и выпускникам равные возможности на получение качественного общего образования, равную готовность к получению профессионального образования и дальнейший выбор профессии. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) За счет приоритетной поддержки, предусмотренной в рамках мероприятия 3.5 Программы, субъектам Российской Федерации, находящимся в Дальневосточном федеральном округе, в Республике Крым и г. Севастополе, обеспечен льготный режим квот для создания на их территории детских технопарков, обеспечивающих большую по сравнению с другими регионами доступность программ дополнительного образования детей естественно-научной и технической направленности. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) Так, если квотой для создания одного технопарка в одном субъекте Российской Федерации является численность не менее 100 тыс. детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, то для субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, а также для Республики Крым и г. Севастополя - 50 тыс. детей в возрасте от 5 до 18 лет. При этом для регионов Дальнего Востока и полуострова Крым увеличена квота на количество ежегодно создаваемых детских технопарков в субъекте Российской Федерации, входящем в Дальневосточный федеральный округ, а также в Республике Крым их может быть создано до трех, тогда как в остальных субъектах - не более двух. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) Поддержка образовательных организаций высшего образования и иных образовательных организаций Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов, Калининградской области в рамках мероприятия 4.1 Программы осуществляется за счет приоритетного строительства объектов образовательных организаций высшего образования, а именно: (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) общежития квартирного типа федерального государственного бюджетного автономного образовательного учреждения высшего образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта", г. Калининград (ввод в эксплуатацию); (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) учебно-лабораторного корпуса естественно-научных дисциплин федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ингушский государственный университет", г. Магас, Республика Ингушетия; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) учебных корпусов кампуса федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Чеченский государственный университет", г. Грозный, ул. Косиора, Чеченская Республика; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) учебно-лабораторного комплекса федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Кавказский федеральный университет", г. Ставрополь, проспект Кулакова, 2, 527 квартал г. Ставрополя; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) объектов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Всероссийский детский центр "Океан", Приморский край, г. Владивосток. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) II. Основные цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения Целью Программы является создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. Указанная цель будет достигнута в процессе решения следующих задач: задача 1 "Создание и распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании"; задача 2 "Развитие современных механизмов и технологий общего образования"; задача 3 "Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей"; задача 4 "Создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики"; задача 5 "Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов". В рамках решения задачи 1 будет осуществлена институциональная модернизация системы среднего профессионального и высшего образования, в том числе посредством разработки, апробации и внедрения новых моделей вузов, создания условий для профессионального развития, в том числе с использованием ранее созданных инфраструктурных элементов - межрегиональных отраслевых ресурсных центров, межрегиональных центров прикладных квалификаций, центров оценки сертификации квалификаций. Реализация задачи 1 обеспечит совершенствование моделей обучения по программам аспирантуры и магистратуры, модернизацию образовательных программ, технологий и содержания образовательного процесса в среднем профессиональном и высшем образовании через внедрение новых вариативных образовательных программ на основе индивидуализации образовательных траекторий, а также технологий проектного обучения. Не менее важным условием эффективного решения поставленной задачи станет успешная реализация мероприятий, направленных на развитие современной инфраструктуры образования, в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья. Задача 2 предусматривает реализацию мероприятий, направленных на обеспечение внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и общего образования, образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Это подразумевает создание условий для развития современной образовательной среды как средствами поддержки внедрения новых образовательных технологий и обновления содержания образования, так и через сопровождение совершенствования инфраструктуры образования, которое будет поддержано с помощью механизмов частно-государственного партнерства, распространение инновационного опыта посредством стимулирования создания инновационных методических сетей и консорциумов образовательных и научных организаций. Кроме того, важным элементом данной задачи станет поддержка инноваций в сфере образования по актуальным проблемам, в том числе в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Будет продолжена работа по поддержке органов управления образованием субъектов Российской Федерации в организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта также подразумевает комплекс мероприятий, направленных на сопровождение школ с низкими результатами обучения и школ, находящихся в неблагоприятных социальных условиях, с одной стороны, а также поддержку лидеров - школ с высокими результатами обучения, которые могут стать ресурсными центрами. Будет обеспечена реализация Концепции развития математического образования в Российской Федерации, а также концепций развития других предметных областей. Необходимым условием внедрения нового содержания и технологий общего образования являются компетентные педагогические и руководящие кадры. Поэтому в рамках задачи 2 будут осуществлены меры по повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, в том числе обеспечено сопровождение внедрения профессиональных стандартов педагога и руководителя, апробированы современные модели педагогического лидерства, эффективного преподавания, профессиональных сообществ обучающихся. Задача 3 направлена на создание условий, обеспечивающих развитие мотивации и способностей подрастающих поколений в познании, творчестве, труде и спорте, формирование активной гражданской позиции, культуры здорового образа жизни. В рамках задачи 3 будет реализован комплекс мер, направленных как на поддержку институтов дополнительного образования детей, в том числе региональных систем дополнительного образования, так и на распространение успешного опыта реализации современных востребованных образовательных программ дополнительного образования. Важным приоритетом в рамках данной задачи станет развитие и внедрение новых организационно-экономических и управленческих механизмов функционирования системы дополнительного образования детей. Будет обеспечено совершенствование кадрового потенциала системы дополнительного образования детей. Будет реализован проект по созданию детских технопарков на территории субъектов Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 г. N 917) В рамках задачи 4 предполагается создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступность образования независимо от места проживания обучающихся, повышение конкурентоспособности российского образования, обновление кадрового потенциала преподавательского и административного состава, обеспечение реализации индивидуальных траекторий обучающихся и их участия в территориально-распределенных сетевых образовательных программах, социальную ориентированность мероприятий, связанных с обеспеченностью доступа детей с ограниченными возможностями здоровья или детей и молодежи из социально слабозащищенных групп населения к получению общего, профессионального и дополнительного образования, в том числе в образовательных организациях, расположенных в различных субъектах Российской Федерации. В рамках задачи 5 будут осуществлены мероприятия по развитию независимой системы оценки качества в среднем профессиональном и высшем образовании, в том числе посредством создания новых механизмов системы оценки качества функционирования образовательных организаций посредством механизмов профессионально-общественной и общественной аккредитации образовательных программ. Будут поддержаны меры по развитию системы сертификации квалификаций. При решении указанной задачи будет обеспечено формирование качественно нового отношения обучающихся и образовательных организаций к качеству образования и к получаемым по его итогам компетенциям, процедурам и механизмам их измерения и оценки. В рамках Программы в этой связи будет создана национально-региональная система независимого мониторинга и оценки качества образования на всех его уровнях. Под национально-региональной системой независимого мониторинга и оценки качества образования нужно понимать систему внешней оценки результатов образования в интересах личности, общества, рынка труда, государства и непосредственно самой системы образования. Предполагается обеспечить создание новых инструментов и оценочных процедур (включая международные исследования качества образования) как в общем, так и в профессиональном образовании, а также развитие контрольно-надзорных механизмов на всех уровнях образования. Будут реализованы мероприятия по развитию национально-региональной системы независимой оценки качества общего и дополнительного образования посредством реализации региональных проектов и создания национальных механизмов оценки качества. Будет поддержано участие Российской Федерации в международных исследованиях качества образования, в развитии национального мониторинга системы образования и совершенствовании механизмов масштабирования лучших результатов. Перечень целевых индикаторов и показателей Программы приведен в приложении N 1. Методика сбора исходной информации и расчета целевых показателей (индикаторов) Программы приведена в приложении N 2. Для оценки влияния мероприятий 1.2, 2.2, 4.1 Программы на социально-экономическое развитие территорий Дальнего Востока и Северного Кавказа, Республики Крым и г. Севастополя, а также Калининградской области в Программе предусмотрены целевые показатели (индикаторы) 3.1, 8.1 и 13.1. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) Перечень указанных целевых индикаторов и показателей мероприятий Программы, реализуемых на приоритетных территориях, приведен в приложении № 1-1. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) Программа будет реализована в 2016-2020 годах в 2 этапа. Первый этап - 2016-2017 годы. В результате реализации этого этапа будут апробированы и внедрены модели и комплексы мер, начатые в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. В ходе данного этапа необходимо обеспечить гибкое и эффективное обновление и корректировку внедряемых моделей и проводимых мероприятий с учетом изменений нормативно-правовой базы в сфере образования и складывающейся правоприменительной практики, а также завершено строительство объектов, начатое ранее в рамках указанной федеральной целевой программы. Второй этап - 2018-2020 годы. В результате реализации этого этапа произойдут принципиальные изменения структуры образовательных организаций в системе среднего профессионального и высшего образования и будут внедрены в практику новые механизмы их функционирования, ориентированные на перспективные среднесрочные и долгосрочные прогнозы экономического и социального развития Российской Федерации. Получат широкое распространение новые образовательные программы магистратуры и аспирантуры и технологии их реализации. Будет обеспечено распространение и практическое внедрение новых содержания и технологий общего (включая дошкольное) и дополнительного образования, реализованы эффективные механизмы вовлечения учащихся и студентов в социальную практику. Начнет эффективно функционировать общероссийская независимая система оценки качества образования и образовательных результатов, основанная на принципах профессионально-общественного участия. Будет обеспечено эффективное управление системой образования в ее новых качественных параметрах, достигнутых в ходе реализации мероприятий Программы, будут реализованы инвестиционные проекты по строительству объектов социальной, учебно-лабораторной, физкультурно-спортивной, хозяйственной и коммунальной инфраструктуры. По завершении второго этапа будет достигнута цель и решены задачи Программы. Досрочное прекращение реализации Программы может быть осуществлено в установленном порядке на основе оценки эффективности реализации Программы. III. Мероприятия Программы и комплексные проекты, обеспечивающие реализацию задач Программы Решение задач Программы обеспечивается путем реализации системы соответствующих мероприятий и комплексных проектов. В рамках задачи 1 "Создание и распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании" будут реализованы следующие мероприятия: мероприятие 1.1 "Модернизация системы высшего образования посредством разработки, апробации и распространения образовательных программ и моделей вузов в соответствии с задачами социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации"; мероприятие 1.2 "Разработка и распространение в системах среднего профессионального и высшего образования новых образовательных технологий, форм организации образовательного процесса"; мероприятие 1.3 "Модернизация системы непрерывного образования (дополнительного профессионального образования) путем реализации пилотных проектов регионов и вузов, разработки открытых образовательных ресурсов, распространение результатов пилотных проектов и ресурсов"; мероприятие 1.4 "Создание условий для получения среднего профессионального и высшего образования людьми с ограниченными возможностями здоровья посредством разработки нормативно-методической базы и поддержки инициативных проектов"; мероприятие 1.5 "Повышение качества управления в системе среднего профессионального и высшего образования". В рамках мероприятия 1.1 будут реализованы следующие комплексные проекты: формирование сети опорных региональных университетов; модернизация педагогического образования; внедрение технологической магистратуры. В ходе реализации комплексного проекта "Формирование сети опорных региональных университетов" будут поддержаны проекты программ развития региональных университетов, имеющих ключевое значение для промышленного и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. В рамках комплексного проекта "Модернизация педагогического образования" будут реализованы мероприятия по внедрению практико-ориентированного педагогического образования на уровне бакалавриата и магистратуры, разработаны и реализованы программы магистерской подготовки учителей-методистов и руководителей системы образования. В рамках комплексного проекта "Внедрение технологической магистратуры" на конкурсной основе будут поддержаны разработка и внедрение нового типа программ магистратуры в области инженерного дела и технических наук - программ технологической магистратуры, направленных на подготовку технической элиты, способной создавать сложные инженерные проекты и управлять ими. Предполагается проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на разработку и методологическое обоснование программ магистерской подготовки учителей-методистов и руководителей системы образования, модели магистратуры для выпускников бакалавриата и специалитета непедагогических специальностей. Это позволит разработать методологическую базу для реализации комплексного проекта "Модернизация педагогического образования". Разработка и методологическое обоснование модели развития образовательных организаций, учитывающих реализацию стратегии развития федеральных, национальных исследовательских университетов, а также формирование сети опорных региональных университетов будут способствовать выполнению комплексного проекта "Внедрение технологической магистратуры". В рамках реализации мероприятия 1.2 будет реализован комплексный проект "Модернизация системы подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования", предусматривающий разработку и реализацию в субъектах Российской Федерации программ модернизации профессионального образования, представляющих собой комплекс мероприятий, обеспечивающих совершенствование региональных систем подготовки кадров по наиболее востребованным профессиям и специальностям среднего профессионального образования (подготовка кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям профессионального образования в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями в не менее чем в 50 процентах профессиональных образовательных организациях), создание не менее 7 межрегиональных центров компетенций, которые станут основными площадками для апробации новых федеральных государственных образовательных стандартов по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) В рамках мероприятия 1.3 будут реализованы проекты, направленные на научно-методическую, организационную и институциональную поддержку системы непрерывного образования в Российской Федерации в целях повышения кадрового потенциала российской экономики, обеспечения профессионального и личностного роста взрослого населения. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) В рамках реализации мероприятия 1.4 будут обеспечены условия для получения среднего профессионального и высшего образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, будет создано методическое обеспечение образовательного процесса инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В результате реализации мероприятия 1.5 будет проведена переподготовка управленческих команд в образовательных организациях профессионального образования (не менее 100 организаций), а также созданы условия для формирования национального и региональных рынков труда научно-педагогических и административных кадров организаций среднего профессионального и высшего образования. В рамках задачи 2 "Развитие современных механизмов и технологий общего образования" будут реализованы следующие мероприятия: мероприятие 2.1 "Реализация новых организационно-экономических моделей и стандартов в дошкольном образовании путем разработки нормативно-методической базы и экспертно-аналитическое сопровождение ее внедрения"; мероприятие 2.2 "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов"; мероприятие 2.3 "Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов"; мероприятие 2.4 "Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений"; мероприятие 2.5 "Повышение профессионального уровня педагогических и руководящих кадров общего образования"; мероприятие 2.6 "Формирование новой технологической среды общего образования"; мероприятие 2.7 "Развитие механизмов вовлеченности родителей в образование, общественного участия в управлении образованием". В рамках мероприятия 2.1 предполагается реализовать комплексный проект "Создание в субъектах Российской Федерации инфраструктуры психолого-педагогической, диагностической, консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.04.2016 г. N 360) Проект предусматривает поддержку на конкурсной основе проектов, реализуемых в субъектах Российской Федерации (не менее 32 проектов к 2020 году, не менее чем 16 проектов к 2018 году), обеспечивающих создание инфраструктуры центров (служб) помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, реализующих программы психолого-педагогической, диагностической, консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.04.2016 г. N 360) Кроме того, в рамках мероприятия 2.1: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.04.2016 г. N 360) будет обеспечена экспертно-аналитическая поддержка субъектов Российской Федерации по дошкольному образованию, внедрены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.04.2016 г. N 360) будут созданы условия для государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.04.2016 г. N 360) Мероприятие 2.2 предусматривает реализацию комплексного проекта по отработке и распространению механизмов повышения качества образования в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Указанный проект предусматривает поддержку субъектов Российской Федерации (не менее 20 субъектов), внедряющих современные модели поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Поддержку получат субъекты Российской Федерации, модели которых включают инструменты идентификации школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях, механизмы финансовой и методической поддержки таких школ, механизмы мониторинга результативности программ улучшения результатов обучения. При этом субъекты Российской Федерации должны представить программы распространения своих моделей поддержки. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) Мероприятие 2.3 предусматривает реализацию комплексного проекта "Создание национального инкубатора образовательных инноваций в системе общего образования". В ходе реализации указанного проекта будут организованы ежегодные масштабные конкурсы инноваций в образовании. Победителям конкурса будет оказана поддержка, в том числе экспертная, консультационная, информационная, будут проводиться тренинги проектных команд, будет осуществляться софинансирование проектов. Также будет обеспечен комплексный мониторинг результативности поддержанных проектов (размера привлеченных инвестиций, количества продаж (для коммерческих продуктов) или использований (для некоммерческих проектов). В рамках мероприятия 2.4 будет реализован комплексный проект "Поддержка внедрения федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования, образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". Проектом предусмотрен отбор субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции регионов - консультантов по внедрению федерального государственного образовательного стандарта и совершенствованию содержания образования и образовательных технологий. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) Субъектам Российской Федерации на основе отбора будут выделены субсидии из средств федерального бюджета на реализацию программ внедрения федерального государственного образовательного стандарта и совершенствования содержания и технологий общего образования, которые будут использоваться для обеспечения требований федерального государственного образовательного стандарта к кадровым, материально-техническим и информационно-методическим условиям реализации основной и адаптированной образовательных программ. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) В рамках мероприятия 2.5: будет реализована комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций; будет реализован новый профессиональный стандарт педагога; будут разработаны, апробированы и внедрены профессиональные стандарты педагога-психолога, учителя-дефектолога; будет на основе исследований управленческого корпуса системы общего образования разработан, апробирован и внедрен профессиональный стандарт руководителя дошкольной и (или) общеобразовательной организации; будут усовершенствованы профессиональные конкурсы для педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций, в том числе обновлены всероссийские конкурсы "Учитель года", "Воспитатель года", "Директор школы"; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.04.2016 г. N 360) будет обеспечена подготовка управленческих кадров к внедрению моделей внутришкольных систем оценки качества образования; будет обеспечена подготовка кадров, работающих в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, будет продолжена методическая работа по поддержке органов управления образования субъектов Российской Федерации по вопросам организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Результатами реализации мероприятия 2.6 станут: эффективные подходы к реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в различных социокультурных условиях, в том числе для детей с особыми потребностями - одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; выявление и распространение лучших практик общеобразовательных организаций по проектированию образовательной среды, использованию учебного и лабораторного оборудования. Мероприятие 2.7 предусматривает реализацию комплексного проекта "Российский родительский университет", в рамках проекта на конкурсной основе будут поддержаны проекты по проведению информационно-просветительской и образовательной работы с родителями, направленной на: информирование родителей о их правах и обязанностях в сфере образования, возможностях реализации запросов на получение качественного дошкольного, общего и дополнительного образования; формирование компетенций родителей в развитии и воспитании детей, получение ими знаний основ детской психологии. В рамках задачи 3 "Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие системы дополнительного образования детей" будут осуществлены следующие мероприятия: мероприятие 3.1 "Обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей"; мероприятие 3.2 "Формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей"; мероприятие 3.3 "Создание механизмов вовлечения учащихся и студентов в активную социальную практику, привлечения обучающихся образовательных организаций в принятие решений, затрагивающих их интересы"; мероприятие 3.4 "Создание необходимых условий для выявления и развития творческих и интеллектуальных способностей талантливых учащихся и студентов"; мероприятие 3.5 "Создание условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленности для обучающихся". (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 г. N 917) В рамках мероприятия 3.1 будет реализован комплексный проект, предусматривающий выделение на конкурсной основе из федерального бюджета субсидий в виде грантов юридическим лицам, реализующим пилотные проекты по обновлению содержания и технологий дополнительного образования по приоритетным направлениям. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.04.2016 г. N 360) Также в результате реализации мероприятия 3.1: будут разработаны и внедрены новые модели содержания дополнительного образования по программам с необходимым методическим обеспечением; будет сформирован по результатам конкурсов банк лучших дополнительных общеобразовательных программ, в том числе для детей с особыми потребностями - одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; будут разработаны и внедрены адаптированные дополнительные общеобразовательные программы, способствующие социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей; будут реализованы модели сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, промышленных предприятий и бизнес-структур, в том числе в сфере научно-технического творчества, робототехники; будет обеспечена поддержка всероссийских и межрегиональных мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов), в том числе в области научно-технического творчества (робототехники) учащихся и студентов; будут разработаны и внедрены во всех регионах современные модели организации отдыха и оздоровления детей, дополнительного образования детей в каникулярный период; будут разработаны и внедрены современные стандарты, методики и программы охраны и укрепления здоровья детей в образовательном процессе, формирования здорового образа жизни; будут проведены конкурсы профессионального мастерства с целью поддержки и профессионального развития педагогов дополнительного образования детей. Мероприятие 3.2 предусматривает реализацию комплексного проекта модернизации организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов в системе дополнительного образования. В результате реализации мероприятия 3.2: будет выполнен план мероприятий по реализации концепции дополнительного образования детей; будут отработаны вариативные формы получения услуг дополнительного образования (в сетевой форме, с использованием дистанционных образовательных технологий и др.); будут внедрены эффективные модели государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования детей; будет организован комплексный мониторинг доступности услуг дополнительного образования и удовлетворенности граждан их качеством, включая регулярные опросы населения. В результате реализации мероприятия 3.3: будет обеспечена поддержка конкурсов социальных проектов и инициатив учащихся и студентов; будет организовано проведение регулярных сезонных школ (конференций, семинаров) для активных участников социальных проектов; будет обеспечена поддержка проектов вовлечения учащихся и студентов в волонтерские проекты и объединения; будут проведены профильные смены для учащихся - членов управляющих советов и советов учащихся общеобразовательных организаций, студенческих советов и других органов студенческого самоуправления образовательных организаций высшего образования; будет поддержан конкурс программ развития деятельности студенческих объединений образовательных организаций высшего образования. В рамках мероприятия 3.4 будет реализован комплексный проект "Развитие общенациональной системы выявления и развития молодых талантов", направленный на развитие интеллектуальных и творческих конкурсных мероприятий для учащихся и студентов, а также будет обеспечено внедрение современных моделей по мониторингу дальнейшего развития и эффективности сопровождения талантливых школьников и студентов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.04.2016 г. N 360) Федеральную поддержку на конкурсной основе получат всероссийские и межрегиональные мероприятия, охватывающие значительную аудиторию, имеющие успешный опыт реализации и механизмы информационной поддержки, а также способствующие интеллектуальному и творческому развитию учащихся и студентов, формированию у них новых навыков и компетенций. Кроме того, в результате реализации мероприятия 3.4: будет обеспечено выполнение комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов; будут внедрены современные модели выявления, психолого-педагогического сопровождения талантливых детей; будут поддержаны создание и реализация программ развития новых специальных учебно-научных центров (не менее 4) для обеспечения территориальной доступности высокоуровневого обучения талантливых школьников в ведущих университетах; будет обеспечено ежегодное проведение Всероссийской олимпиады школьников по 24 общеобразовательным предметам; будет обеспечено ежегодное проведение учебно-тренировочных сборов по подготовке сборных команд Российской Федерации к участию в 8 международных олимпиадах по общеобразовательным предметам. В рамках мероприятия 3.5 будет реализована инициатива "Новая модель системы дополнительного образования детей". (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 г. N 917) Федеральную поддержку получат субъекты Российской Федерации на создание детских технопарков - формы работы с детьми, обеспечивающей уникальные условия для реализации дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленности для детей, на базе которых будут апробированы механизмы создания и функционирования детских технопарков с участием негосударственного сектора, промышленных предприятий и организаций реального сектора экономики, в первую очередь являющихся опорными центрами субъектов Российской Федерации. Благодаря реализации проекта в группе субъектов Российской Федерации, отобранных на конкурсной основе, будут созданы и оборудованы новые места в образовательных организациях для получения дополнительного образования детьми по программам, формирующим у них навыки и компетенции, соответствующие приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 г. N 917; от 02.02.2017 г. N 122) В рамках задачи 4 "Создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики" будет реализовано мероприятие 4.1 "Улучшение материально-технической базы российского образования", направленное на обеспечение инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры сферы образования. На первом этапе реализации Программы в 2016-2017 годах будет завершено строительство объектов, начатое в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы и не завершенное до настоящего времени. На втором этапе реализации Программы будут продолжены мероприятия по строительству объектов социальной, учебно-лабораторной, физкультурно-спортивной, хозяйственной и коммунальной инфраструктуры образовательных организаций. Будет восполнен дефицит мест в общежитиях для иногородних студентов с учетом финансирования строительства новых общежитий. При этом в качестве приоритетных рассматриваются объекты ведущих вузов различной ведомственной принадлежности (федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, системообразующие для экономики отрасли или региона), объекты, находящиеся в аварийном состоянии, а также объекты, в отношении которых имеются поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Развитие инфраструктуры образования в рамках мероприятия 4.1 создаст предпосылки для повышения качества и международной конкурентоспособности российского образования. Перечень объектов и укрупненных мероприятий для государственных нужд, финансируемых за счет средств, предусмотренных на реализацию Программы, приведен в приложении N 3. В рамках задачи 5 "Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов" предусмотрена реализация следующих мероприятий: мероприятие 5.1 "Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества"; мероприятие 5.2 "Развитие системы оценки качества в среднем профессиональном и высшем образовании через поддержку независимой аккредитации и оценки качества образовательных программ"; мероприятие 5.3 "Распространение в российской системе оценки качества образования международных инструментов оценивания и исследования качества образования"; мероприятие 5.4 "Поддержка инноваций в области развития и мониторинга системы образования"; мероприятие 5.5 "Экспертно-аналитическое, информационное, правовое, методическое сопровождение программных мероприятий в области развития образования". В рамках мероприятия 5.1 предусмотрена реализация следующих комплексных проектов: развитие технологического обеспечения процедур оценки качества образования; модернизация региональных систем независимой оценки качества общего образования и проведения государственных итоговых аттестаций обучающихся; развитие национальных и региональных механизмов независимой оценки качества общего образования; развитие системы контроля качества общего образования на основе развития контрольно-надзорных механизмов. В ходе реализации комплексного проекта "Развитие технологического обеспечения процедур оценки качества образования" будут достигнуты следующие результаты: сформированы единые подходы в части технологии обеспечения процедур оценки качества образования; минимизирован человеческий фактор при проведении процедур оценки качества образования; обеспечена прозрачность процедур оценки качества образования; сформирована единая технологическая среда системы оценки качества образования; сформировано единое информационное поле для информационного сопровождения процедур оценки качества образования. В ходе реализации комплексного проекта "Модернизация региональных систем независимой оценки качества общего образования и проведения государственных итоговых аттестаций обучающихся": будет произведен отбор субъектов Российской Федерации, предлагающих реализацию конкретных мероприятий в рамках своих региональных программ развития образования; будет обеспечен мониторинг реализации заявленных субъектами Российской Федерации мероприятий; будет проводиться ежегодный анализ получаемых результатов, на основе которого могут быть произведены корректировки состава субъектов Российской Федерации, получающих субсидии; будет проводиться анализ с целью выявления наиболее успешных и перспективных мероприятий. В рамках комплексного проекта "Развитие национальных и региональных механизмов независимой оценки качества общего образования": будет осуществлено развитие системы национальных исследований качества общего образования, позволяющей оценивать качество образования по основным дисциплинам на всех уровнях общего образования, включая сбор контекстных данных; будет сформирован фонд оценочных средств для проведения процедур контроля и оценки качества общего образования на федеральном и региональном уровнях; будет обеспечено функционирование системы мониторинга оценки качества общего образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; будут сформированы механизмы привлечения общественности к оценке качества общего образования на всех его уровнях. В рамках комплексного проекта "Развитие системы контроля качества общего образования на основе развития контрольно-надзорных механизмов": будет обеспечена подготовка экспертов, общественных наблюдателей, привлекаемых к контрольно-надзорным процедурам; будет усовершенствована модель проведения контрольно-надзорных мероприятий в системе общего образования. Также в результате реализации комплексных проектов в рамках мероприятия 5.1 будут достигнуты следующие общие результаты: реализованы пилотные проекты создания региональных систем оценки качества образования на всех уровнях общего образования (включая дошкольное); создана система национального мониторинга образовательных достижений, позволяющая оценивать качество образования в регионах и в национальном масштабе по основным дисциплинам не менее чем в 3 периодах обучения; обеспечено развитие процедур государственной итоговой аттестации по программам основного общего и среднего общего образования, в том числе на основании регионального опыта. В рамках мероприятия 5.2 предусмотрены следующие комплексные проекты: развитие системы контроля качества среднего профессионального и высшего образования на основе развития контрольно-надзорных механизмов; разработка единой системы учета и нормативно-правовой, методологической базы профилей обучающихся и выпускников среднего профессионального и высшего образования; внедрение системы хронологической оценки учебных достижений обучающихся в среднем профессиональном и высшем образовании. В ходе реализации комплексного проекта "Развитие системы контроля качества среднего профессионального и высшего образования на основе развития контрольно-надзорных механизмов": будет усовершенствована модель проведения контрольно-надзорных мероприятий в системе среднего профессионального и высшего образования, в том числе подготовка предложений по переходу на риск-ориентированную модель; будет обеспечено функционирование системы мониторинга образовательных организаций высшего образования, в том числе усовершенствована модель научно-технического обеспечения мониторинга системы образования; будет обеспечена разработка модели и технологий развития образовательных организаций, что позволит с установленной периодичностью проводить анализ трудоустройства выпускников в привязке к профилю образования, более эффективно распределять бюджетное финансирование подведомственных образовательных организаций и количество бюджетных мест, повысить качество образования благодаря участию работодателей; будут усовершенствованы процедуры и инструментарий независимой оценки качества образования и общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность на всех уровнях профессионального образования; будет обеспечено внедрение механизмов профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. В рамках комплексного проекта "Разработка единой системы учета и нормативно-правовой, методологической базы профилей обучающихся и выпускников среднего профессионального и высшего образования" будут реализованы следующие мероприятия: будет предоставлена информация образовательной организации для формирования образовательных программ, максимально использующих предыдущую базу обучения, а также формирования индивидуальных планов обучения (в части дисциплин по выбору); будет обеспечена координация работ в системе контроля и оценки качества среднего профессионального и высшего образования; будет обеспечено создание единых оценочных средств для оценки образовательных достижений выпускников по программам среднего профессионального и высшего образования; будет обеспечено использование единых оценочных материалов для итоговой аттестации выпускников на выбранных пилотных площадках. В ходе реализации комплексного проекта "Внедрение системы хронологической оценки учебных достижений обучающихся в среднем профессиональном и высшем образовании": будут разработаны механизмы и типовые модели хронологической оценки учебных достижений обучающихся, позволяющие формировать траектории индивидуального развития обучающихся в средних профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования; будут созданы и распространены унифицированные эталонные формы оценки текущих образовательных достижений обучающихся по программам среднего профессионального и высшего образования; будет создана система мониторинга результатов оценки текущих учебных достижений обучающихся и результатов итоговых квалификационных испытаний в профессиональном образовании. В рамках мероприятия 5.3 предусмотрена реализация комплексного проекта "Распространение в российской системе оценки качества образования международных инструментов оценивания и исследования качества образования". В рамках этого проекта: будет обеспечено участие России во всех значимых (не менее 5) международных сравнительных исследованиях качества образования; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) будут разработаны и распространены оригинальные российские инструменты оценки качества образования, конкурентоспособные на международном рынке (не менее 2). (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 г. N 122) В рамках мероприятия 5.4 будут реализованы следующие комплексные проекты: завершение разработки мониторинга системы образования, включая создание единой интегрированной системы открытых данных; поддержка и распространение инноваций в области развития и модернизации образования на основе оценки российского и зарубежного современного опыта и его внедрения в практику реализации федеральных и региональных программ в области развития образования. В ходе реализации комплексного проекта "Завершение разработки мониторинга системы образования, включая создание единой интегрированной системы открытых данных": будет создана информационная система пообъектного сбора данных в системе образования, обеспечивающая автоматическую генерацию показателей мониторинга системы образования; будет регулярно проводиться мониторинг экономики образования, обеспечивающий информацию о потребителях и поставщиках образовательных услуг на всех уровнях; будут распространены лучшие механизмы использования открытых баз данных в управлении и оценке качества образования; будут поддержаны на конкурсной основе лучшие региональные и муниципальные проекты мониторинга системы образования и использования его результатов в практике государственно-общественного управления; будут распространены в национальном масштабе лучшие практики региональных и муниципальных мониторингов; будут поддержаны на конкурсной основе проекты аналитических исследований по материалам мониторинга системы образования. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|