Расширенный поиск

Постановление Правительства Тверской области от 16.10.2012 № 609-пп

ПРАВИТЕЛЬСТВО

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

16.10.2012                                                                                             N 609-пп

г. Тверь

 

О государственной программе Тверской области

"Социальная поддержка и защита населения

Тверской области" на 2013 - 2018 годы

 

(В редакции Постановлений Правительства Тверской области

от 09.04.2013 г. N 122-пп; от 01.10.2013 г. N 466-пп;

от 10.12.2013 г. N 629-пп; от 28.01.2014 г. N 19-пп;

от 18.02.2014 г. N 78-пп; от 10.06.2014 г. N 280-пп;

от 23.06.2014 г. N 290-пп; от 23.06.2014 г. N 291-пп;

от 03.02.2015 № 33-пп)

 

В соответствии с законом Тверской области от 18.01.2006 N 13-ЗО "О бюджетном процессе в Тверской области" Правительство Тверской области постановляет:

1. Утвердить государственную программу Тверской области "Социальная поддержка и защита населения Тверской области" на 2013 2018 годы (далее - государственная программа) (прилагается).

2. Определить:

а) главным администратором государственной программы Министерство социальной защиты населения Тверской области;

б) администратором государственной программы Министерство строительства Тверской области.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, подлежит официальному опубликованию и размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте главного администратора государственной программы Тверской области.

 

 

     Губернатор области          А.В.Шевелев

 

 

 

Приложение

к постановлению Правительства

Тверской области

от 16 октября 2012 г. N 609-пп

 

 

Государственная программа Тверской области

"Социальная поддержка и защита населения Тверской области"

на 2013 - 2018 годы

 

г. Тверь

2012

 

Паспорт

государственной программы Тверской области

 

(В редакции Постановления Правительства Тверской области от 03.02.2015 № 33-пп)

 

Наименование программы

"Социальная поддержка и защита населения Тверской области" на 2013 - 2018 годы (далее - государственная программа)

Главный администратор государственной программы

Министерство социальной защиты населения Тверской области

Администраторы государственной программы

Правительство Тверской области, Министерство здравоохранения Тверской области, Министерство образования Тверской области, Министерство строительства Тверской области, Министерство транспорта Тверской области, Комитет по делам культуры Тверской области, Комитет по физической культуре и спорту Тверской области

Срок реализации государственной программы

2013 - 2018 годы

Цель государственной программы

Социальная поддержка и улучшение качества жизни социально уязвимых категорий граждан, сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной помощи

Подпрограммы

Подпрограмма 1 "Социальная поддержка семей с детьми" (далее - подпрограмма 1).

Подпрограмма 2 "Социальная поддержка старшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей" (далее - подпрограмма 2).

Подпрограмма 3 "Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения" (далее - подпрограмма 3).

Подпрограмма 4 "Предоставление иных форм социальной поддержки отдельным категориям граждан" (далее - подпрограмма 4).

Подпрограмма 5 "Профилактика социальной исключенности" (далее - подпрограмма 5).

Обеспечивающая подпрограмма

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

Увеличение доли граждан, охваченных мерами социальной поддержки, к общему числу населения области с 35,5 % в 2013 году до 36,4 % в 2018 году;

увеличение доли граждан, охваченных адресной социальной помощью, от общего числа граждан с доходами ниже прожиточного минимума с 66,9 % в 2013 году до 77,7 % в 2018 году;

обеспечение 100% охвата граждан нуждающихся в социальных услугах учреждений социального обслуживания населения;

увеличение доли семей, получивших социальную поддержку, по отношению к количеству семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

увеличение доли семей, охваченных адресными программами, от общего числа семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации с 56,0 % в 2013 году до 56,2 % в 2018 году;

реализация дополнительных мер, проводимых на региональном уровне, в целях повышения рождаемости за счет третьих и последующих родов;

увеличение доли оздоровленных детей из малообеспеченных семей от общего числа детей в возрасте 7-17 лет с 54,5 % в 2013 году до 54,6 % в 2018 году за счет средств областного бюджета Тверской области;

расширение социальных технологий поддержки семьи на основе социального контракта;

увеличение доли детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, с 72,0 % в 2013 году до 72,4 % в 2018 году;

укрепление материально-технической базы учреждений, предоставляющих социальные услуги;

оптимизация деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей;

увеличение доли платных услуг от общего объема услуг учреждений социальной защиты населения с 23,0 % в 2013 году до 33,0 % в 2018 году

Объемы и источники финансирования государственной программы по годам ее реализации в разрезе подпрограмм

Общий объем финансирования государственной программы на 2013 - 2018 годы - 47 987 260,1 тыс. руб., в том числе:

35 073 739,3 тыс. руб. за счет средств областного бюджета Тверской области;

12 913 520,8 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета.

 

2013 г. - 8 937 191,8 тыс. руб., в том числе:

подпрограмма 1 - 806 099,7 тыс. руб.

подпрограмма 2 - 5 447 525,1 тыс. руб.

подпрограмма 3 - 151 351,5 тыс. руб.

подпрограмма 4 - 1 290 621,9 тыс. руб.

подпрограмма 5 - 830 813,1 тыс. руб.

обеспечивающая подпрограмма -

410 780,5 тыс. руб.,

в том числе:

6 323 417,7 тыс. руб. за счет средств областного бюджета Тверской области из них:

подпрограмма 1 - 677 663,7 тыс. руб.

подпрограмма 2 - 3 027 908,4 тыс. руб.

подпрограмма 3 - 150 747,8 тыс. руб.

подпрограмма 4 - 1 289 856,3 тыс. руб.

подпрограмма 5 - 766 461,0 тыс. руб.

обеспечивающая подпрограмма -

410 780,5 тыс. руб.

 

2 613 774,1 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета

подпрограмма 1 - 128 436,0 тыс. руб.

подпрограмма 2 - 2 419 616,7 тыс. руб.

подпрограмма 3 - 603,7 тыс. руб.

подпрограмма 4 - 765,6 тыс. руб.

подпрограмма 5 - 64 352,1 тыс. руб.

обеспечивающая подпрограмма - 0,0 тыс. руб.

 

2014 г.- 8 710 431,1 тыс. руб., в том числе:

подпрограмма 1 - 1 388 429,6 тыс. руб.

подпрограмма 2 - 4 509 621,0 тыс. руб.

подпрограмма 3- 225 360,9 тыс. руб.

подпрограмма 4- 1 169 083,0 тыс. руб.

подпрограмма 5- 1 040 893,9 тыс. руб.

обеспечивающая подпрограмма -

377 042,7 тыс. руб.,

в том числе:

6 383 170,3 тыс. руб. за счет средств областного бюджета Тверской области из них:

подпрограмма 1 - 795 126,7 тыс. руб.

подпрограмма 2 - 2 896 113,1 тыс. руб.

подпрограмма 3- 190 257,2 тыс. руб.

подпрограмма 4- 1 151 353,0 тыс. руб.

подпрограмма 5- 973 277,6 тыс. руб.

обеспечивающая подпрограмма -

377 042,7 тыс. руб.

 

2 327 260,8 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета

подпрограмма 1 - 593 302,9 тыс. руб.

подпрограмма 2 - 1 613 507,9 тыс. руб.

подпрограмма 3- 35 103,7 тыс. руб.

подпрограмма 4- 17 730,0 тыс. руб.

подпрограмма 5- 67 616,3 тыс. руб.

обеспечивающая подпрограмма - 0,0 тыс. руб.

 

2015 г. - 8 312 216,5 тыс. руб., в том числе:

подпрограмма 1 - 1 235 180,0 тыс. руб.

подпрограмма 2 - 4 351 833,7 тыс. руб.

подпрограмма 3 - 226 507,8 тыс. руб.

подпрограмма 4 - 1 273 443,4 тыс. руб.

подпрограмма 5 - 849 466,5 тыс. руб.

обеспечивающая подпрограмма -

375 785,1 тыс. руб., в том числе:

6 088 833,7 тыс. руб. за счет средств областного бюджета из них:

подпрограмма 1 - 854 290,4 тыс. руб.

подпрограмма 2 - 2 636 798,0 тыс. руб.

подпрограмма 3 - 190 904,0 тыс. руб.

подпрограмма 4 - 1 239 387,3 тыс. руб.

подпрограмма 5 - 791 668,9 тыс. руб.

обеспечивающая подпрограмма -

375 785,1 тыс. руб.

 

2 223 382,8 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета

подпрограмма 1 - 380 889,6 тыс. руб.

подпрограмма 2 - 1 715 035,7 тыс. руб.

подпрограмма 3 - 35 603,8 тыс. руб.

подпрограмма 4 - 34 056,1 тыс. руб.

подпрограмма 5 - 57 797,6 тыс. руб.

обеспечивающая подпрограмма - 0,0 тыс. руб.

 

2016 г. - 7 305 072,7 тыс. руб., в том числе:

подпрограмма 1 - 1 252 342,6 тыс. руб.

подпрограмма 2 - 3 840 849,6 тыс. руб.

подпрограмма 3 - 161 854,0 тыс. руб.

подпрограмма 4 - 921 012,1 тыс. руб.

подпрограмма 5 - 753 229,3 тыс. руб.

обеспечивающая подпрограмма -

375 785,1 тыс. руб., в том числе:

5 430 839,2 тыс. руб. за счет средств областного бюджета из них:

подпрограмма 1 - 854 290,4 тыс. руб.

подпрограмма 2 - 2 459 764,5 тыс. руб.

подпрограмма 3 - 161 854,0 тыс. руб.

подпрограмма 4 - 885 253,2 тыс. руб.

подпрограмма 5 - 693 892,0 тыс. руб.

обеспечивающая подпрограмма -

375 785,1 тыс. руб.

 

1 874 233,5 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета

подпрограмма 1 - 398 052,2 тыс. руб.

подпрограмма 2 - 1 381 085,1 тыс. руб.

подпрограмма 3- 0,0 тыс. руб.

подпрограмма 4- 35 758,9 тыс. руб.

подпрограмма 5- 59 337,3 тыс. руб.

обеспечивающая подпрограмма - 0,0 тыс. руб.

 

2017 г. - 7 361 174,0 тыс. руб., в том числе:

подпрограмма 1 - 1 268 261,9 тыс. руб.

подпрограмма 2 - 3 879 825,0 тыс. руб.

подпрограмма 3 - 161 854,0 тыс. руб.

подпрограмма 4 - 922 442,5 тыс. руб.

подпрограмма 5 - 753 005,5 тыс. руб.

обеспечивающая подпрограмма -

375 785,1 тыс. руб., в том числе:

5 423 739,2 тыс. руб. за счет средств областного бюджета из них:

подпрограмма 1 - 854 290,4 тыс. руб.

подпрограмма 2 - 2 452 744,5 тыс. руб.

подпрограмма 3 - 161 854,0 тыс. руб.

подпрограмма 4 - 885 253,2 тыс. руб.

подпрограмма 5 - 693 812,0 тыс. руб.

обеспечивающая подпрограмма -

375 785,1 тыс. руб.

 

1 937 434,8 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета

подпрограмма 1 - 413 971,5 тыс. руб.

подпрограмма 2 - 1 427 080,5 тыс. руб.

подпрограмма 3 - 0,0 тыс. руб.

подпрограмма 4 - 37 189,3 тыс. руб.

подпрограмма 5 - 59 193,5 тыс. руб.

обеспечивающая подпрограмма - 0,0 тыс. руб.

 

2018 г. - 7 361 174,0 тыс. руб., в том числе:

подпрограмма 1 - 1 268 261,9 тыс. руб.

подпрограмма 2 - 3 879 825,0 тыс. руб.

подпрограмма 3 - 161 854,0 тыс. руб.

подпрограмма 4 - 922 442,5 тыс. руб.

подпрограмма 5 - 753 005,5 тыс. руб.

обеспечивающая подпрограмма -

375 785,1 тыс. руб., в том числе:

5 423 739,2 тыс. руб. за счет средств областного бюджета из них:

подпрограмма 1 - 854 290,4 тыс. руб.

подпрограмма 2 - 2 452 744,5 тыс. руб.

подпрограмма 3 - 161 854,0 тыс. руб.

подпрограмма 4 - 885 253,2 тыс. руб.

подпрограмма 5 - 693 812,0 тыс. руб.

обеспечивающая подпрограмма -

375 785,1 тыс. руб.

 

1 937 434,8 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета

подпрограмма 1 - 413 971,5 тыс. руб.

подпрограмма 2 - 1 427 080,5 тыс. руб.

подпрограмма 3 - 0,0 тыс. руб.

подпрограмма 4 - 37 189,3 тыс. руб.

подпрограмма 5 - 59 193,5 тыс. руб.

обеспечивающая подпрограмма - 0,0 тыс. руб.

 

Раздел I

Общая характеристика сферы реализации государственной программы

 

Подраздел I

Общая характеристика сферы реализации государственной программы

и прогноз ее развития

 

1. Государственная программа "Социальная поддержка и защита населения Тверской области" на 2013 - 2018 годы разработана в соответствии с постановлением Правительства Тверской области от 24.09.2012 N 545-пп "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Тверской области".

2. Новые целевые установки в сфере социальной поддержки населения, определенные в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и в ежегодном Послании Губернатора Законодательному Собранию Тверской области, в первую очередь предусматривают повышение качества и доступности социальных услуг, усиление адресности в предоставлении социальной поддержки, внедрение новых технологий в сферу оказания социальных услуг, в деятельность социальных учреждений.

3. В Тверской области сформирована система социального обслуживания населения, включающая в себя государственные бюджетные учреждения социального обслуживания, общая цель которых - удовлетворение потребностей граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с детьми в социальных, социально-медицинских, социально-бытовых, культурно-досуговых и иных услугах.

4. В последние годы в фокусе социальной политики Тверской области находятся наиболее значимые проблемы в области детства. Дети тверского региона должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми. Правительство Тверской области наряду с вопросами повышения доступности и качества социальной помощи семье и детям, поддержки молодых и многодетных семей, особое внимание уделяет поддержке детей-сирот, детей-инвалидов, детей, пострадавших от преступных посягательств. Сегодня основные задачи сосредоточены на повышении благосостояния семьи, ее значимости для воспитания детей, социальной поддержке семей с детьми.

5. Улучшения ситуации в интересах детей Тверской области удалось достичь через реализацию региональных программ, направленных на усиление государственной поддержки семей, воспитывающих несовершеннолетних детей. Среди мер социальной поддержки такие, как ежемесячное пособие на детей, ежемесячное пособие семьям, воспитывающим детей-инвалидов, ежемесячное пособие многодетным семьям, обеспечение горячим питанием учащихся начальных классов и учащихся 5-11 классов, нуждающихся в дополнительном питании, единовременное пособие при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью, ежемесячная выплата приемной семье на содержание подопечных детей, заработная плата приемным родителям, ежемесячная выплата семьям опекунов на содержание подопечных детей, компенсация расходов на проезд студентам, обучающимся по очной форме обучения в учебных заведениях и другие.

6. С 2013 года предоставляются средства регионального материнского (семейного) капитала на рождение (усыновление) третьего и последующего детей, рожденных после 1 января 2012 года, в размере 50 тыс. руб. с последующей ежегодной индексацией.

7. В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" с 2013 года в Тверской области введена ежемесячная денежная выплаты при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет семьям, нуждающимся в поддержке, в размере установленного в Тверской области прожиточного минимума для детей. Данная выплата введена законом Тверской области от 28.06.2012 N 48-ЗО "О внесении изменений в закон Тверской области "О многодетной семье в Тверской области и мерах по ее социальной поддержке".

8. Тверская область приняла активное участие в широкомасштабной общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми. С октября 2010 года работает детский телефон доверия с единым общероссийским номером. Основная задача - оказание квалифицированной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону детям, подросткам и их родителям.

9. Сеть учреждений, занимающихся проблемами семей с детьми, на сегодняшний день представлена 75 учреждениями. В их числе 27 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 9 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, государственное бюджетное учреждение "Кашаровский детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии", государственное бюджетное учреждение "Тверской областной Центр социальной помощи семье и детям" и 37 отделений по работе с семьей и детьми при комплексных центрах социального обслуживания населения.

10. Реализация полномочий по обеспечению своевременного предоставления населению социальных выплат и пособий является одним их приоритетных направлений. В целом в области осуществляется 47 видов различных ежемесячных денежных выплат и мер социальной поддержки более чем 540 тысячам жителей области. Из них 38 видов выплат осуществляются за счет областного бюджета Тверской области. Все социальные выплаты производятся в установленные сроки и ежегодно индексируются.

11. Среди получателей выплат основных льготных категорий, в число которых входят ветераны войны и труда, инвалиды от общего заболевания, лица, пострадавших от политических репрессий, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, почетные доноры, - 176 тысяч человек являются федеральными льготниками, 192 тысячи человек - региональными.

12. Ежегодно в силу естественных причин в среднем на 16 % снижается численность участников и инвалидов Великой Отечественной войны (до 1,2 тысячи человек). Количество инвалидов вследствие общего заболевания остается на прежнем уровне.

13. В последние годы отмечается тенденция незначительного снижения общего количества региональных льготников. Ежегодно уменьшается количество тружеников тыла (за последние 3 года снижение произошло на 13 % - 3548 человек), репрессированных (за последние 3 года снижение произошло на 11 % - 166 человек).

14. Однако общую численность региональных льготников стабилизирует такая категория, как "Ветеран труда Тверской области", которая увеличивается за счет снижения требования к стажу и в целом возможности получить звание и меры социальной поддержки на основании большого стажа работы. Сегодня это звание присвоено более чем 45 тысячам жителей Тверской области.

15. Стационарное социальное обслуживание является одним из приоритетных направлений в обеспечении жизнедеятельности престарелых граждан и инвалидов - жителей Тверской области.

16. Стационарная помощь для пожилых и инвалидов - наиболее стабильная и давно действующая система. В 2014 году в Тверской области в системе социальной защиты населения функционировало 40 государственных бюджетных учреждений социального обслуживания на 4684 койко-места, в том числе:

- 3 дома-интерната общего типа большой вместимости на 1303 койко-места;

- 8 психоневрологических интернатов (2412 койко-мест);

- специальный дом-интернат (105 койко-мест);

- дом милосердия (40 койко-мест);

- 27 комплексных центров социального обслуживания населения с 29 стационарными отделениями (824 койко-места).

17. Проведена оптимизация штатных расписаний домов-интернатов большой вместимости, что позволило усилить медицинское обслуживание проживающих. Организационно-штатные мероприятия позволили на 20 % увеличить заработную плату работникам, осуществляющим обслуживание лежачих больных.

18. Последовательно продолжали решаться вопросы усиления комплексной безопасности учреждений с круглосуточным пребыванием людей, прежде всего пожарной безопасности.

19. Все мероприятия по реализации первоочередных мер обеспечения комплексной безопасности объектов социальной защиты населения с постоянным пребыванием людей выполнены на 100 %.

20. В целях создания максимально комфортных условий проживания и обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся на постоянном обслуживании в домах-интернатах малой вместимости, в 2008 году утвержден Стандарт обеспеченности домов-интернатов малой вместимости для престарелых и инвалидов.

21. Данный стандарт устанавливает основные положения и требования к размещению, участку, территории, архитектурно-планировочным решениям и инженерному оборудованию домов-интернатов малой вместимости для престарелых и инвалидов, к обеспечению оборудованием, мебелью и инвентарем.

22. Ежегодно идет работа по внедрению данного стандарта. Жители любого района по своему желанию могут быть направлены (и направляются) на постоянное стационарное обслуживание в любой дом-интернат, располагающийся на территории Тверской области.

23. Благодаря развитой сети учреждений и внедрению национальных и региональных стандартов социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды независимо от места их проживания смогут во всех муниципальных образованиях Тверской области получить социальные услуги в домах-интернатах на одинаково высоком уровне.

24. С целью ликвидации очередности в психоневрологические интернаты, удовлетворения потребности престарелых граждан и инвалидов, страдающих хроническими психическими заболеваниями, в предоставлении социальных услуг в условиях стационарных учреждений психоневрологического типа, в соответствии с распоряжением Правительства Тверской области от 03.07.2012 N 388-рп "О переименовании государственного бюджетного учреждения "Кимрский дом-интернат для престарелых и инвалидов" государственное бюджетное учреждение "Кимрский дом-интернат для престарелых и инвалидов" было перепрофилировано в государственное бюджетное учреждение "Кимрский психоневрологический интернат", что позволило увеличить коечную сеть психоневрологических интернатов на 301 место.

25. Начиная с 2000 года, осуществляется взаимодействие с Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - Фонд) по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания, что позволило значительно улучшить условия проживания пожилых граждан и инвалидов. В 2012 году на условиях софинансирования с Фондом были капитально отремонтированы 9 стационарных учреждений.

26. Начато планомерное внедрение платных услуг. Приказом Министерства социальной защиты населения Тверской области утвержден порядок предоставления дополнительных платных социальных услуг населению в государственных бюджетных учреждениях социальной защиты населения Тверской области. В соответствии с этим приказом платные услуги в государственных бюджетных учреждениях социальной защиты населения организованы в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, а также в целях расширения сферы социального обслуживания населения и повышения эффективности деятельности учреждений социальной защиты.

27. Нестационарное социальное обслуживание пожилых и инвалидов представлено комплексными центрами социального обслуживания населения (37 центров).

28. Самой распространенной и наиболее приемлемой формой для пожилых людей и инвалидов является надомное обслуживание, которое помогает решать проблемы граждан пожилого возраста и инвалидов, частично утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в посторонней поддержке. В настоящее время на надомном обслуживании в отделениях социального обслуживания на дому состоят более 8 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов, которым предоставляются услуги по организации питания, быта и досуга, а также санитарно-гигиенические услуги.

29. Деятельность учреждений социального обслуживания позволяет в значительной степени снизить рост социальной напряженности среди граждан пожилого возраста.

30. Уделяется большое внимание развитию системы социального обслуживания населения с целью удовлетворения устойчивого спроса на социальные услуги, повышения их доступности и качества.

31. С сентября 2013 года гарантированные государством социальные услуги на территории Тверской области предоставляются бесплатно или на условиях частичной оплаты.

32. Для обеспечения равной доступности социальных услуг населению с 2007 года на территории Тверской области реализуется программа "Социальный автомобиль", позволяющая мобильно оказывать социальные услуги пожилым гражданам и инвалидам, проживающим в сельской и труднодоступной местности.

33. Кроме гарантированных государством социальных услуг, которые на территории Тверской области оказываются бесплатно или на условиях частичной оплаты, пожилым гражданам также предоставляются и дополнительные платные услуги.

34. При комплексных центрах социального обслуживания населения работают пункты проката, в которых граждане могут получить бесплатно во временное пользование оборудование для детей первых трех лет жизни (кроватки, коляски, санки и др.), а также технические средства реабилитации (ходунки, костыли, трости, ступеньки для ванн, межкомнатные и переносные пандусы).

35. С целью решения проблемы одиночества пожилых людей на территории Тверской области создано более 300 клубов по интересам граждан пожилого возраста и инвалидов, в которых состоят около 8000 человек.

36. В целях осуществления общественного контроля за качеством оказания услуг государственными учреждениями, исполнением стандартов государственных услуг в каждом комплексном центре создан попечительский совет.

37. Государственная социальная помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и малоимущим гражданам оказывается в соответствии с законом Тверской области от 29.12.2004 N 85-ЗО "О государственной социальной помощи в Тверской области", которым определены различные категории получателей социальной помощи, периодичность, виды и формы государственной социальной помощи (единовременная материальная помощь, пособие по нуждаемости, единовременное пособие на проезд в общественном транспорте неработающим пенсионерам и другие виды государственной социальной помощи).

38. В целях усиления адресной социальной поддержки населения в части оплаты жилищно-коммунальных услуг в Тверской области установлены льготные региональные стандарты, используемые для расчета субсидии.

39. Реализация планомерной и системной работы по созданию доступной среды, повышению качества и расширению видов социальных услуг, предоставляемых инвалидам, проводится в Тверской области с 2008 года. На основе принципов межведомственного взаимодействия и повышения роли общественных организаций инвалидов проводятся мероприятия по обеспечению инвалидов средствами реабилитации и ухода, лекарствами, организации отдыха и реабилитации инвалидов, спортивных соревнований и фестивалей, способствующих развитию их творческого потенциала.

40. В рамках совершенствования государственной политики на различных уровнях по формированию доступной среды для инвалидов в 2011 - 2012 годах Тверская область стала пилотным проектом реализации государственной программы "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы. В результате реализации пилотного проекта была выполнена оценка различного рода барьеров для маломобильных групп населения, отработан механизм паспортизации объектов и формирования доступной среды в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов. Проведена доадаптация и дооборудование более 103 объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности; стали доступнее реабилитационные, медицинские, транспортные, информационные и другие виды услуг. По данным социологических исследований, возрос уровень инвалидов, положительно оценивающих доступность социальной среды.

41. На территории Тверской области более 100 общественных объединений осуществляют деятельность в сфере социальной поддержки различных категорий социально уязвимых слоев населения. Участие Правительства Тверской области в поддержке различных общественных объединений должно строиться на основе принципов доступности и открытости, чему способствует привлечение к реализации социальных проектов общественных и коммерческих организаций на основе конкурсов социальных проектов.

42. В рамках реализации государственной программы предусматривается дальнейшее развитие и оптимизация сети учреждений с целью оказания населению наиболее востребованных услуг. С целью улучшения демографической ситуации и поддержки семей с детьми вводятся новые выплаты, в том числе региональный материнский капитал. Продолжится работа по обеспечению и предоставлению населению социальных выплат и пособий.

 

Подраздел II

Результаты анализа влияния внешней и внутренней среды на сферу реализации государственной программы

 

43. На реализацию Программы положительно могут повлиять следующие факторы:

а) распределение полномочий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между различными органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях, а также государственными внебюджетными фондами;

б) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере социальной поддержки населения, предусматривающее более высокий уровень организации социальной поддержки граждан;

в) создание экономических условий для развития предпринимательства и самозанятости граждан;

г) наличие реальных возможностей и финансовых средств по предоставлению услуг в соответствии с нормативными показателями;

д) формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере социальной поддержки населения;

е) наличие высококвалифицированных специалистов, работающих в сфере социальной защиты населения, способствующих реализации государственной политики социальной поддержки населения на территории Тверской области;

ж) автоматизация процессов управления реализацией Программы и проведения оценки эффективности ее реализации.

44. К отрицательным факторам, которые могут повлиять на реализацию Программы, можно отнести отсутствие в полном объеме финансовых средств для реализации всех мероприятий Программы.

Потребность граждан в мерах социальной поддержки будет возрастать:

а) вследствие старения населения, сопровождающегося увеличением ожидаемой продолжительности жизни, а также численности лиц старше трудоспособного возраста и их удельного веса в населении Российской Федерации (с 22,7% в 2012 году до 26,1% в 2020 году). Это потребует прежде всего увеличения объемов социальных услуг, предоставляемых пожилым гражданам, и соответствующего увеличения расходов на их финансирование из бюджетной системы Российской Федерации;

б) вследствие роста рождаемости, сопровождающегося увеличением числа рождений и численности детей и необходимости стимулирования деторождений в сложившейся демографической ситуации. Это потребует увеличения объемов социальной поддержки семьи и детей как в денежной форме (в том числе в целях стимулирования рождаемости), так и в форме предоставления социальных услуг, и соответствующего увеличения расходов на их финансирование из бюджетной системы Российской Федерации;

в) вследствие сохранения в Российской Федерации в перспективе ряда имеющих инерционный характер негативных социальных явлений, к числу которых относятся:

материальное неблагополучие, проявляющееся в малообеспеченности, бедности (абсолютной и относительной) части населения;

социальное неблагополучие, связанное с семейными конфликтами, социальным сиротством, беспризорностью и безнадзорностью,

физическое неблагополучие, связанное с инвалидностью, в том числе детской, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, состоянием психического здоровья, социально опасными заболеваниями граждан.

45. В то же время потребность граждан в мерах социальной поддержки будет снижаться:

а) вследствие естественной убыли и сокращения численности населения, относящегося к категориям так называемых "федеральных" и "региональных" льготников, меры социальной поддержки которых определены законодательно. Этот процесс будет сопровождаться снижением объемов социальной поддержки данных категорий граждан во всех формах и соответствующих расходов бюджетной системы Российской Федерации;

б) вследствие ожидаемого сокращения безработицы, повышения реальной заработной платы и реальных располагаемых доходов населения (при условии достижения прогнозируемых макроэкономических показателей). Эти процессы будут способствовать сокращению численности малообеспеченного населения, потребности в их социальной поддержке в денежной и натуральной формах и в соответствующих расходах из бюджетов субъектов Российской Федерации.

В результате взаимодействия этих двух тенденций можно ожидать сохранения, а по определенным группам населения и возрастания потребности в социальной поддержке граждан и соответствующего увеличения расходов бюджетной системы Российской Федерации.

При прочих равных условиях потребность населения в мерах социальной поддержки и возможность ее удовлетворения будут определяться результатами проводимой экономической политики, темпами роста валового внутреннего продукта и объемов производства в базовых отраслях экономики, принимаемых мер по совершенствованию налоговой и инвестиционной политики, выравниванию уровней социально-экономического развития регионов.

 

Подраздел III

Перечень основных проблем в сфере реализации государственной программы

 

46. Анализ ситуации в сфере социальной защиты населения в Тверской области позволяет выявить ряд проблем, которые в настоящее время негативно влияют на достижение стратегической цели в сфере социальной защиты населения. В первую очередь к ним относятся негативные тенденции в демографической ситуации.

47. Депопуляция (естественная убыль населения за счет превышения уровня смертности над рождаемостью) носит в Тверской области долговременный и устойчивый характер. При этом сокращение населения обуславливает постоянный рост коэффициента демографической нагрузки (количество нетрудоспособных, приходящихся на 1000 лиц трудоспособного возраста).

48. Старение населения (увеличение доли старших возрастных групп в общей структуре населения) особенно интенсивно проявляется среди сельского населения области.

49. Тверская область входит в группу регионов с самой "старой" возрастной структурой населения. В структуре общей численности населения Тверской области около 30 % - граждане пенсионного возраста. В 320 сельских поселениях проживает около 350 тысяч человек, 1/3 проживающих составляют пенсионеры.

50. Проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения.

Не преодолена в полном объеме тенденция сокращения численности детского населения, у части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных организациях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения.

51. Недостаточными темпами ведется работа по реабилитации детей-инвалидов, усыновлению и взятию под опеку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей. Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, настоятельно требуют от органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления, муниципальных образований Тверской области, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.

52. Необходимость предоставления мер социальной защиты отдельным категориям граждан, а также гарантии социальной поддержки и социальных услуг всем гражданам закреплены значительным количеством федеральных и региональных нормативных правовых актов, определяющих полномочия государства по социальной поддержке населения и регулирующих отдельные вопросы социальной поддержки. Эффективное решение этих проблем и обеспечение полномочий Тверской области в сфере реализации государственной программы возможно при разработке и целенаправленной реализации социальной политики, основой которой является настоящая государственная программа, разработанная на основании закона Тверской области от 03.10.2013 N 91-ЗО "О программе социально-экономического развития Тверской области на период до 2020 года". Переход к модели эффективного бюджетирования также требует обратной связи с получателями бюджетных услуг с целью анализа эффективности расходования средств и мониторинга качества предоставления услуг. Социальные проблемы не могут быть решены только средствами бюджета и силами государственных органов. Привлечение внимания общественности и неправительственных организаций к решению проблем социально уязвимых слоев населения будет способствовать не только решению конкретных проблем, но и повышению социальной ответственности бизнеса и общественности, формированию благоприятного социального климата в регионе.

 

Подраздел IV

Перечень приоритетов государственной политики в сфере реализации государственной программы

 

53. Переход к адресным видам социальной помощи, введение критериев нуждаемости для предоставления адресной социальной помощи сегодня становится приоритетным направлением в сфере социальной поддержки малоимущим гражданам. Одной из приоритетных задач государственной политики является реализация комплекса мер, направленных на защиту прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Принципами ратифицированной Российской Федерацией в 2012 году Конвенции Организации Объединенных Наций "О защите прав инвалидов" являются, в том числе, полное и эффективное вовлечение и включение инвалидов в общество, а также равенство возможностей для их участия в экономической и общественной жизни.

54. Деятельность Министерства направлена на осуществление государственной политики Тверской области по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, на развитие форм семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, профилактику социального сиротства, на реализацию комплекса мероприятий, ориентированных на оптимизацию среды жизнедеятельности граждан пожилого возраста путем дальнейшего укрепления материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения; внедрение новых форм и методов социального обслуживания, повышения качества социальных услуг.

55. Кроме того, необходимо совершенствовать деятельность государственных бюджетных учреждений социального обслуживания с помощью внедрения действенной системы контроля за соответствием качества фактически предоставляемых социальных услуг стандартам качества бюджетных услуг и потребностям граждан пожилого возраста и инвалидов.

 

Раздел II

Цель государственной программы

 

56. Государственная программа Тверской области "Социальная поддержка и защита населения Тверской области" на 2013 - 2018 годы направлена на достижение следующей цели: "Социальная поддержка и улучшение качества жизни социально-уязвимых категорий граждан, сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной помощи".

57. Показателями, характеризующими достижение цели государственной программы, являются:

а) "доля граждан, охваченных мерами социальной поддержки от общего числа населения области";

б) "доля граждан, охваченных адресной социальной помощью от общего числа граждан с доходами ниже прожиточного минимума";

в) "охват нуждающихся граждан в социальных услугах учреждений социального обслуживания населения".

 

Раздел III

Подпрограммы

 

58. Результаты диагностики социальных проблем, решение которых относится к функции системы социальной защиты населения, указывают на актуальность следующих направлений ее развития: поддержка граждан пожилого возраста, преимущественно за счет развития сектора услуг; усиление социальной защиты семей с детьми, в основном за счет оптимизации системы пособий; создание условий для социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья; преодоление крайних форм проявления бедности и социальной исключенности. Институциональное развитие социальной защиты требует повышения ее эффективности и результативности. Их решение в рамках обозначенной цели предопределяет необходимость реализации пяти подпрограмм:

а) подпрограмма 1 "Социальная поддержка семей с детьми";

б) подпрограмма 2 "Социальная поддержка старшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей";

в) подпрограмма 3 "Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения";

г) подпрограмма 4 "Предоставление иных форм социальной поддержки отдельным категориям граждан";

д) подпрограмма 5 "Профилактика социальной исключенности".

 

Подраздел I

Подпрограмма 1 "Социальная поддержка семей с детьми"

 

Глава 1. Задачи подпрограммы

 

59. Выполнение подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми" (далее в настоящем подразделе - подпрограмма 1) связано с решением следующих задач:

а) задача 1 подпрограммы 1 "Создание условий для социально и экономической устойчивости семьи" (далее в настоящем подразделе - задача 1 подпрограммы 1);

б) задача 2 подпрограммы 1 "Развитие адресной помощи семьям с детьми" (далее в настоящем подразделе - задача 2 подпрограммы 1);

в) задача 3 подпрограммы 1 "Оказание государственными бюджетными учреждениями Тверской области социальных услуг для семей с детьми, нуждающихся в социальной поддержке" (далее в настоящем подразделе - задача 3 подпрограммы 1).

60. Решение задачи 1 подпрограммы 1 оценивается с помощью следующего показателя - "Доля семей, получивших социальную поддержку, по отношению к количеству семей, находящихся в трудной жизненной ситуации".

61. Решение задачи 2 подпрограммы 1 оценивается с помощью следующего показателя - "Доля семей, охваченных адресными программами, от общего числа семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации".

62. Решение задачи 3 подпрограммы 1 оценивается с помощью следующего показателя - "Удельный вес детей, возвращенных в родные семьи, от общего числа детей, обслуженных специализированными учреждениями для детей, нуждающихся в социальной реабилитации".

63. Значения показателей задач подпрограммы по годам реализации программы приведены в приложении 1 к государственной программе.

64. Описание характеристик показателей задач подпрограммы приведены в приложении 2 к государственной программе.

 

Глава 2. Мероприятия подпрограммы

 

65. Решение задачи 1 подпрограммы 1 осуществляется посредством выполнения следующих административных мероприятий и мероприятий подпрограммы:

а) мероприятие "Предоставление дополнительных мер социальной поддержки многодетным семьям";

б) мероприятие "Предоставление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет за счет средств областного бюджета Тверской области";

в) мероприятие "Выплата ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей";

г) мероприятие "Оказание адресной социальной помощи на проезд беременным женщинам, проживающим в сельской местности, в центральную районную больницу";

д) мероприятие "Выплата единовременного пособия беременным женам военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву за счет средств федерального бюджета";

е) административное мероприятие "Разработка нормативных правовых актов в сфере социальной поддержки и защиты населения";

ж) мероприятие "Предоставление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет за счет средств федерального бюджета".

з) мероприятие "Выплата единовременного пособия при рождении третьего ребенка" (оплата задолженности)";

и) мероприятие "Осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по выплате пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";

к) мероприятие "Осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по выплате пособий при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";

л) мероприятие "Осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по выплате единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами в установленном порядке";

м) мероприятие "Осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по выплате пособий по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами в установленном порядке";

н) мероприятие "Выплата единовременного денежного поощрения при награждении орденом "Родительская слава" за счет средств федерального бюджета";

о) мероприятие "Выплата единовременного денежного поощрения при награждении орденом "Родительская слава" за счет средств областного бюджета Тверской области".

Решение задачи 2 подпрограммы 1 осуществляется посредством выполнения следующих административных мероприятий и мероприятий подпрограммы:

а) мероприятие "Организация оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, за счет средств федерального бюджета";

б) мероприятие "Организация оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, за счет средств областного бюджета Тверской области";

в) мероприятие "Выплата материнского (семейного) капитала";

г) мероприятие "Мероприятия по социальной поддержке семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации";

д) мероприятие "Предоставление дополнительной меры социальной поддержки гражданам путем оплаты стоимости питания детей, нуждающихся в дополнительном питании, обучающихся в муниципальных бюджетных (автономных) общеобразовательных организациях Тверской области";

е) мероприятие "Предоставление льготного проезда школьникам и студентам на территории Тверской области";

ж) мероприятие "Компенсация расходов на приобретение абонементных билетов на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении учащимся и студентам";

з) мероприятие "Компенсация затрат на проезд иногородним студентам";

и) мероприятие "Приобретение жилья для многодетных семей";

к) мероприятие "Оказание услуг, связанных с перевозкой несовершеннолетних, самостоятельно ушедших из семей, детских домов, школ интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений за счет средств федерального бюджета".

66. Значения показателей мероприятий подпрограммы по годам реализации программы приведены в приложении 1 к государственной программе.

67. Решение задачи 3 подпрограммы 1 осуществляется посредством выполнения следующих административных мероприятий и мероприятий подпрограммы:

а) мероприятие "Предоставление временного приюта несовершеннолетним в социальных приютах для детей и подростков";

б) мероприятие "Предоставление субсидии на иные цели для временного приюта несовершеннолетним в социальных приютах для детей и подростков (капитальный ремонт и оборудование)";

в) мероприятие "Проведение капитального ремонта в социальных приютах для детей и подростков";

г) мероприятие "Социальное обслуживание в государственном бюджетном учреждении "Тверской областной центр социальной помощи семье и детям";

д) мероприятие "Предоставление субсидии на иные цели государственному бюджетному учреждению "Тверской областной центр социальной помощи семье и детям";

е) административное мероприятие "Осуществление контроля за предоставлением государственных услуг государственными бюджетными учреждениями Тверской области, в отношении которых Министерство социальной защиты населения Тверской области осуществляет функции учредителя";

ж) административное мероприятие "Проведение семинаров и совещаний по вопросам социальной поддержки семей с детьми".

68. Механизм предоставления бюджетных ассигнований для выполнения мероприятия "Предоставление льготного проезда школьникам и студентам на территории Тверской области", устанавливается Правительством Тверской области.

69. Механизм предоставления бюджетных ассигнований для выполнения мероприятия "Приобретение жилья для многодетных семей" устанавливается Правительством Тверской области.

70. Механизм предоставления бюджетных ассигнований для выполнения других мероприятий подпрограммы осуществляется в соответствии с порядками, утвержденными Правительством Тверской области, планами финансово-хозяйственной деятельности и нормативными приказами Министерства социальной защиты населения Тверской области.

71. Выполнение каждого административного мероприятия и мероприятия подпрограммы оценивается с помощью показателей, перечень которых и их значения по годам реализации государственной программы приведены в приложении 1 к государственной программе.

 

Глава 3. Объем финансовых ресурсов, необходимый для реализации подпрограммы

 

72. Общий объем бюджетных ассигнований, выделенный на реализацию подпрограммы 1, составляет 7 218 575,7 тыс. руб.

73. Объем бюджетных ассигнований, выделенный на реализацию подпрограммы по годам реализации государственной программы в разрезе задач подпрограммы, приведен в таблице 1.

 


Таблица 1

 

Задачи

подпрограммы

По годам реализации государственной программы, тыс. руб.

Всего,

тыс. руб.

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

Подпрограмма 1 "Социальная поддержка семей с детьми"

806 099,7

1 388 429,6

1 235 180,0

1 252 342,6

1 268 261,9

1 268 261,9

7 218 575,7

Задача 1 "Создание условий для социально и экономической устойчивости семьи"

354 679,9

887 358,6

808 904,9

826 061,6

841 974,1

841 974,1

4 560 953,2

Задача 2 "Развитие адресной помощи семьям с детьми"

202 558,6

242 740,2

157 766,2

157 772,1

157 778,97

157 778,9

1 076 394,9

Задача 3 "Оказание государственными бюджетными учреждениями социальных услуг для семей с детьми, нуждающихся в социальной поддержке"

248 861,2

258 330,8

268 508,9

268 508,9

268 508,9

268 508,9

1 581 227,6

 


Информация по документу
Читайте также