1. Настоящие Правила разработаны в целях
упорядочения организации работы администрации области и исполнительных органов
государственной власти области по участию в судебных разбирательствах и
представлению интересов администрации области, исполнительных органов
государственной власти области и области как субъекта Российской Федерации во
всех судах, составляющих судебную систему Российской Федерации (далее – суд).
2. Работа администрации области по участию в
судебных разбирательствах в случаях, когда требования в суд заявлены
администрацией области либо администрация области привлечена к участию в
судебном разбирательстве в качестве ответчика или третьего лица в исковом
производстве, а также по делам, возникающим из публичных правоотношений,
особого производства, об административных правонарушениях и другим делам,
предусмотренным действующим законодательством, организуется в порядке,
определенном настоящим пунктом, с учетом особенностей, обусловленных
процессуальным положением администрации области в каждом из перечисленных
случаев.
2.1. Надлежащее представление интересов
администрации области в суде по всем судебным разбирательствам, в которых
принимает участие администрация области, обеспечивает правовой департамент аппарата главы администрации области (далее
– правовое управление). (В редакции Постановления
Администрации Тамбовской области от
19.05.2017 № 466)
2.2. Поступающие в администрацию области судебные
повестки, судебные постановления (акты), исковые заявления и иные
процессуальные документы после их регистрации в
отделе документационного обеспечения управления информационных технологий,
связи и документооборота администрации области незамедлительно
направляются в правовое управление. (В редакции
Постановлений Администрации Тамбовской области от 09.02.2009 г. № 122; от 03.04.2012 г. № 383)
2.3. В случае привлечения администрации области к
участию в судебном разбирательстве правовое управление рассматривает
полученное исковое заявление или заявленное в иной установленной
процессуальным законодательством Российской Федерации форме требование,
подготавливает соответствующий процессуальный документ, в котором должна быть
отражена обоснованная правовая позиция администрации области относительно
заявленных требований, и представляет указанный процессуальный документ в
суд.
2.4. В целях подготовки законной, полной и
обоснованной правовой позиции администрации области относительно заявленных
требований в ходе подготовки к судебному разбирательству правовым управлением
устанавливаются фактические обстоятельства дела путем направления соответствующих
запросов, проведения консультаций, привлечения к участию в деле других
заинтересованных лиц, совершения других действий, направленных на обеспечение
доказательственной базы, обосновывающей правовую позицию администрации
области, основанную на нормах действующего законодательства.
Запросы и иные документы администрации области,
связанные с установлением обстоятельств дела и обеспечением
доказательственной базы, адресованные в структурные подразделения
администрации области, исполнительные органы государственной власти области и
областные государственные предприятия и учреждения, подлежат обязательному
рассмотрению и исполнению в сроки, указанные в них.
2.5. Сроки подготовки документов к судебному
заседанию устанавливаются директором правового
департамента исходя из сроков, указанных в судебных повестках или иных
процессуальных документах. (В редакции Постановления
Администрации Тамбовской области от
19.05.2017 № 466)
2.6. Непосредственно в суде интересы администрации
области на основании оформленных в соответствии с действующим
законодательством доверенностей, выданных главой администрации области,
представляют работники правового управления (далее – представитель
администрации области), за исключением случаев, предусмотренных настоящими
Правилами.
2.7. Директор правового
департамента обеспечивает явку представителя администрации области на
все судебные заседания по рассмотрению дела, в котором принимает участие
администрация области. (В редакции Постановления
Администрации Тамбовской области от
19.05.2017 № 466)
В исключительных случаях директором
правового департамента может быть принято решение о направлении в суд
ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации
области либо об отложении судебного заседания. (В
редакции Постановления Администрации Тамбовской области от
19.05.2017 № 466)
2.8. Документы, связанные с судебным
разбирательством, в котором принимает участие администрация области, подписываются
главой администрации области или директором
правового департамента на основании оформленной в соответствии с
действующим законодательством доверенности, выданной главой администрации
области. (В редакции Постановления Администрации
Тамбовской области от
19.05.2017 № 466)
В исключительных случаях представитель администрации
области вправе подписывать документы, связанные с судебным разбирательством,
в котором принимает участие администрация области, самостоятельно, в пределах
полномочий, указанных в доверенности, с обязательным предварительным
согласованием изложенной в данных документах правовой позиции с директором правового департамента. (В редакции Постановления Администрации Тамбовской
области от
19.05.2017 № 466)
2.9. Представитель администрации области несет
персональную ответственность за сроки подготовки, качество и правовую
обоснованность подготавливаемых им документов, связанных с судебным
разбирательством, в котором принимает участие администрация области.
2.10. Представитель администрации области
обеспечивает своевременное истребование копий судебных постановлений (актов),
принимаемых судами по результатам всех судебных разбирательств, в которых
принимает участие администрация области, а также всех необходимых материалов,
имеющих отношение к указанным судебным разбирательствам.
2.11. О результатах судебного разбирательства, в
котором принимает участие администрация области, и принятом по его итогам
судебном постановлении (акте) представитель администрации области
незамедлительно информирует директора правового департамента
и, в случае необходимости, вносит предложения об обжаловании указанного
судебного постановления (акта) либо о мерах по его исполнению. (В редакции Постановления Администрации Тамбовской
области от
19.05.2017 № 466)
2.12. В случае если по результатам судебного
разбирательства, в котором принимает участие администрация области, судом
принято судебное постановление (акт), затрагивающее интересы администрации
области либо области как субъекта Российской Федерации, и в отношении
которого имеются сомнения в его соответствии законодательству Российской
Федерации и Тамбовской области, правовое управление в установленные
процессуальным законодательством Российской Федерации сроки обеспечивает
обжалование указанного судебного постановления (акта).
2.13. Решение о нецелесообразности обжалования
судебного постановления (акта), указанного в подпункте 2.12 пункта 2
настоящих Правил, принимается главой администрации области по предложению директора правового департамента. В этом случае, а
также в случае вступления в законную силу судебного постановления (акта),
принятого судом по результатам судебного разбирательства, в котором принимает
участие администрация области, соответствующее структурное подразделение
администрации области (исполнительный орган государственной власти области)
обеспечивают исполнение данного судебного постановления (акта) в
установленном порядке. (В редакции Постановления
Администрации Тамбовской области от
19.05.2017 № 466)
2.14. По каждому судебному разбирательству, в
котором принимает участие администрация области, правовым управлением
формируется соответствующее дело, в которое подлежат включению все документы
(копии документов), имеющие отношение к указанному судебному разбирательству.
Надлежащее формирование указанных дел обеспечивают соответствующие представители
администрации области.
2.15. Правовое управление ведет реестр судебных
разбирательств, в которых принимает (принимала) участие администрация
области, по форме согласно приложению № 1 к настоящим Правилам. Данный реестр
ведется на бумажном и на электронном носителях. Надлежащее ведение указанного
реестра обеспечивают соответствующие представители администрации области.
3. Организация представительства
интересов администрации области в суде может быть поручена структурному
подразделению администрации области (исполнительному органу государственной
власти области) по делам, отнесенным к их компетенции, а также областному
государственному унитарному предприятию, областному государственному
учреждению в соответствии c предметом и целями их деятельности.
Указанное поручение дается главой
администрации области по предложению директора правового департамента и
оформляется в виде доверенностей, выданных главой администрации области
работникам соответствующего структурного подразделения администрации области
(исполнительного органа государственной власти области), областного
государственного унитарного предприятия, областного государственного
учреждения. (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от
19.05.2017 № 466)
(Пункт 3 в редакции Постановления
Администрации Тамбовской области от 03.04.2012 г. № 383)
4. В случае, предусмотренном пунктом 3 настоящих
Правил, представитель администрации области обеспечивает надлежащее
процессуальное представление интересов администрации области в судебном
разбирательстве в порядке, определенном пунктом 2 настоящих Правил.
5. Работа исполнительного органа государственной
власти области по участию в судебных разбирательствах в случаях, когда
требования в суд заявлены исполнительным органом государственной власти
области либо исполнительный орган государственной власти области привлечен к
участию в судебном разбирательстве в качестве ответчика или третьего лица в
исковом производстве, а также по делам, возникающим из публичных
правоотношений, особого производства, об административных правонарушениях и
другим делам, предусмотренным действующим законодательством, организуется
исполнительным органом государственной власти области самостоятельно в
порядке, определенном настоящим пунктом, с учетом особенностей, обусловленных
процессуальным положением исполнительного органа государственной власти
области в каждом из перечисленных случаев.
5.1. В случае привлечения исполнительного органа
государственной власти области к участию в судебном разбирательстве
исполнительный орган государственной власти области рассматривает полученное
исковое заявление или заявленное в иной установленной процессуальным
законодательством Российской Федерации форме требование, подготавливает
соответствующий процессуальный документ, в котором должна быть отражена
обоснованная правовая позиция исполнительного органа государственной власти
области относительно заявленных требований, и представляет указанный
процессуальный документ в суд.
5.2. В целях подготовки законной, полной и
обоснованной правовой позиции исполнительного органа государственной власти
области относительно заявленных требований в ходе подготовки к судебному
разбирательству исполнительным органом государственной власти области
устанавливаются фактические обстоятельства дела путем направления
соответствующих запросов, проведения консультаций с правовым управлением,
другими структурными подразделениями администрации области и исполнительными
органами государственной власти области, привлечения к участию в деле других
заинтересованных лиц, совершения других действий, направленных на обеспечение
доказательственной базы, обосновывающей правовую позицию исполнительного
органа государственной власти области, основанную на нормах действующего
законодательства.
Запросы и иные документы исполнительного органа
государственной власти области, связанные с установлением обстоятельств дела,
обеспечением доказательственной базы, адресованные в структурные
подразделения администрации области, исполнительные органы государственной
власти области и областные государственные предприятия и учреждения подлежат
обязательному рассмотрению и исполнению в сроки, указанные в них.
5.3. Сроки подготовки документов к судебному
заседанию устанавливаются руководителем исполнительного органа
государственной власти области исходя из сроков, указанных в судебных
повестках или иных процессуальных документах.
5.4. Непосредственно в суде интересы исполнительного
органа государственной власти области могут представлять руководитель этого
исполнительного органа государственной власти области либо лицо, состоящее в
штате исполнительного органа государственной власти области, по доверенности,
оформленной в соответствии с действующим законодательством, выданной
руководителем исполнительного органа государственной власти области (далее –
представитель исполнительного органа государственной власти области), а также
другие лица в соответствии с действующим законодательством и настоящими
Правилами.
5.5. Руководитель исполнительного органа
государственной власти области обеспечивает явку представителя
исполнительного органа государственной власти области на все судебные
заседания по рассмотрению дела, в котором принимает участие исполнительный
орган государственной власти области.
В исключительных случаях руководителем
исполнительного органа государственной власти области может быть принято
решение о направлении в суд ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие
представителя исполнительного органа государственной власти области либо об
отложении судебного заседания.
5.6. Документы, связанные с судебным
разбирательством, в котором принимает участие исполнительный орган
государственной власти области, подписываются руководителем этого
исполнительного органа государственной власти области.
В исключительных случаях представитель
исполнительного органа государственной власти области вправе подписывать
документы, связанные с судебным разбирательством, в котором принимает участие
исполнительный орган государственной власти области, самостоятельно, в
пределах полномочий, указанных в доверенности, с обязательным предварительным
согласованием изложенной в данных документах правовой позиции с руководителем
исполнительного органа государственной власти области.
5.7. Представитель исполнительного органа
государственной власти области несет персональную ответственность за сроки
подготовки, качество и правовую обоснованность подготавливаемых им
документов, связанных с судебным разбирательством, в котором принимает
участие исполнительный орган государственной власти области.
5.8. Представитель исполнительного органа
государственной власти области обеспечивает своевременное истребование копий
судебных постановлений (актов), принимаемых судами по результатам всех
судебных разбирательств, в которых принимает участие исполнительный орган
государственной власти области, а также всех необходимых материалов, имеющих
отношение к указанным судебным разбирательствам.
5.9. О результатах судебного разбирательства, в
котором принимает участие исполнительный орган государственной власти
области, и принятом по его итогам судебном постановлении (акте) представитель
исполнительного органа государственной власти области незамедлительно
информирует руководителя исполнительного органа государственной власти
области и, в случае необходимости, вносит предложения об обжаловании
указанного судебного постановления (акта) либо о мерах по его исполнению.
5.10. В случае, если по результатам судебного
разбирательства, в котором принимает участие исполнительный орган
государственной власти области, судом принято судебное постановление (акт),
затрагивающее интересы исполнительного органа государственной власти области
либо области как субъекта Российской Федерации, и в отношении которого
имеются сомнения в его соответствии законодательству Российской Федерации и
Тамбовской области, исполнительный орган государственной власти области в
установленные процессуальным законодательством Российской Федерации сроки
обеспечивает обжалование указанного судебного постановления (акта).
5.11. В случае вступления в законную силу судебного
постановления (акта), принятого судом по результатам судебного
разбирательства, в котором принимает участие исполнительный орган
государственной власти области, исполнительный орган государственной власти
области обеспечивает исполнение данного судебного постановления (акта) в
установленном порядке.
5.12. В случае вступления в законную силу судебного
постановления (акта), указанного в подпункте 5.10 пункта 5 настоящих Правил,
руководитель исполнительного органа государственной власти области принимает
решение относительно обжалования данного судебного постановления (акта).
Если руководителем исполнительного органа
государственной власти области принимается решение о необходимости
обжалования вступившего в законную силу судебного постановления (акта),
указанного в подпункте 5.10 пункта 5 настоящих Правил, то исполнительный
орган государственной власти области обеспечивает обжалование данного
судебного постановления (акта) в порядке, определенном процессуальным
законодательством Российской Федерации.
Если руководителем исполнительного органа
государственной власти области принимается решение об отсутствии
необходимости обжалования вступившего в законную силу судебного постановления
(акта), указанного в подпункте 5.10 пункта 5 настоящих Правил, то о принятом
решении в течение трех рабочих дней со дня его принятия информируется директор правового департамента, и в течение трех
рабочих дней со дня получения указанного судебного постановления (акта) в
правовое управление направляются копии всех имеющихся по данному делу
документов. (В редакции Постановления Администрации Тамбовской
области от
19.05.2017 № 466)
5.13. Директор правового
департамента вправе не согласиться с указанным в абзаце третьем
подпункта 5.12 пункта 5 настоящих Правил решением руководителя
исполнительного органа государственной власти области и обратиться к главе
администрации области с предложением об обжаловании вступившего в законную
силу судебного постановления (акта), указанного в подпункте 5.10 пункта 5
настоящих Правил. (В редакции Постановления
Администрации Тамбовской области от
19.05.2017 № 466)
В случае согласия главы администрации области с
предложением директора правового департамента
об обжаловании вступившего в законную силу судебного постановления (акта),
указанного в подпункте 5.10 пункта 5 настоящих Правил, главой администрации
области руководителю соответствующего исполнительного органа государственной
власти области дается поручение об обжаловании данного судебного
постановления (акта). (В редакции Постановления
Администрации Тамбовской области от
19.05.2017 № 466)
5.14. По каждому судебному разбирательству, в
котором принимает участие исполнительный орган государственной власти
области, исполнительным органом государственной власти области формируется
соответствующее дело, в которое подлежат включению все документы (копии
документов), имеющие отношение к указанному судебному разбирательству.
Надлежащее формирование указанных дел обеспечивают соответствующие
представители исполнительного органа государственной власти области.
5.15. Исполнительный орган государственной власти
области ведет реестр судебных разбирательств, в которых он принимает
(принимал) участие, по форме согласно приложению № 2 к настоящим Правилам.
Данный реестр ведется на бумажном и на электронном носителях. Надлежащее
ведение указанного реестра обеспечивают соответствующие представители
исполнительного органа государственной власти области.
6. По наиболее сложным делам, а также в случае
отсутствия в штате исполнительного органа государственной власти области
юридической службы либо лица, отвечающего за правовое обеспечение
деятельности исполнительного органа государственной власти области, по
согласованию с директором правового департамента
интересы исполнительного органа государственной власти области может
представлять работник правового управления на основании оформленной в
соответствии с действующим законодательством доверенности, выданной
руководителем исполнительного органа государственной власти области. (В редакции Постановления Администрации Тамбовской
области от
19.05.2017 № 466)
В этом случае работник правового управления
обеспечивает надлежащее процессуальное представление интересов
исполнительного органа государственной власти области в судебном
разбирательстве в порядке, определенном пунктом 5 настоящих Правил.
7. В случае привлечения администрации области к
участию в судебном разбирательстве от имени области как субъекта Российской
Федерации порядок организации работы администрации области по участию в
судебном разбирательстве определяется в соответствии с пунктом 2 настоящих
Правил с учетом особенностей, обусловленных процессуальным положением
администрации области.
В случае привлечения исполнительного органа
государственной власти к участию в судебном разбирательстве от имени области
как субъекта Российской Федерации порядок организации его работы по участию в
судебном разбирательстве определяется в соответствии с пунктом 5 настоящих
Правил с учетом особенностей, обусловленных процессуальным положением
исполнительного органа государственной власти области.
8. В целях обобщения судебной практики
исполнительные органы государственной власти области, структурные подразделения
администрации области ежеквартально, не позднее двадцатого числа месяца,
следующего за отчетным кварталом, представляют в правовое управление на
бумажном носителе и в электронном виде сведения о судебных разбирательствах,
в которых они принимают (принимали) участие в интересах администрации области
и в собственных интересах, в том числе от имени области как субъекта
Российской Федерации, по форме согласно приложению № 3 к настоящим Правилам.
Областные государственные унитарные
предприятия и областные государственные учреждения, которым поручалось
процессуальное представление интересов администрации области в судебных
разбирательствах, ежеквартально, не позднее двадцатого числа месяца,
следующего за отчетным кварталом, представляют в правовое управление на
бумажном носителе и в электронном виде сведения о судебных разбирательствах,
в которых они принимают (принимали) участие в интересах администрации
области, в том числе от имени области как субъекта Российской Федерации, по
форме согласно приложению № 3 к настоящим Правилам.
По запросу правового управления
исполнительные органы государственной власти области, структурные
подразделения администрации области, областные государственные унитарные
предприятия и областные государственные учреждения, которым поручалось
процессуальное представление интересов администрации области в судебных
разбирательствах, в трехдневный срок обязаны представить копии судебных
постановлений (актов), принятых по результатам судебных разбирательств, в
которых они принимали участие, а также копии иных запрашиваемых материалов,
имеющих отношение к указанным судебным разбирательствам.
(Пункт 8 в редакции Постановления
Администрации Тамбовской области от 03.04.2012 г. № 383)
9. Правовое управление с привлечением структурных
подразделений администрации области и исполнительных органов государственной
власти области ежегодно обобщает практику рассмотрения судебных дел с
участием администрации области и исполнительных органов государственной
власти области и по итогам обобщения доводит соответствующую информацию до
сведения главы администрации области.
10. Правовое управление вправе проводить проверки
деятельности исполнительных органов государственной власти области по
исполнению настоящих Правил и подготавливать соответствующую информацию главе
администрации области либо соответствующему заместителю главы администрации
области с предложением о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц,
виновных в нарушении настоящих Правил, в порядке, определенном Федеральным
законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе
Российской Федерации».
|