Расширенный поиск
Постановление Администрации Тамбовской области от 02.04.2009 № 360АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 02.04.2009 г. Тамбов N 360 Об утверждении областной целевой программы "Жилище" (В редакции Постановлений Администрации Тамбовской области от 28.04.2009 г. N 486; от 22.06.2009 г. N 727; от 05.04.2010 г. N 388; от 23.05.2011 г. N 541) В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы" (в редакции от 04.12.2008) и постановлением администрации области от 19.03.2007 N 269 "О реализации отдельных положений Закона "О целевых программах Тамбовской области" (в редакции от 30.12.2008) администрация области постановляет: 1. Утвердить областную целевую программу "Жилище" согласно приложению. 2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь". 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Н.В.Коновалова. Глава администрации области О.И.Бетин ПРИЛОЖЕНИЕ УТВЕРЖДЕНА постановлением администрации области от 02.04.2009 N 360 ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЖИЛИЩЕ" (В редакции Постановлений Администрации Тамбовской области от 28.04.2009 г. N 486; от 22.06.2009 г. N 727; от 05.04.2010 г. N 388; от 23.05.2011 г. N 541) Паспорт областной целевой программы "Жилище" Наименование Областная целевая программа "Жилище" (далее - Программы Программа) Заказчик- Управление инвестиций области координатор Программы (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 28.04.2009 г. N 486) Заказчики Программы Управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области, управление инвестиций области; управление строительства и архитектуры области (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 28.04.2009 г. N 486) Разработчики Управление топливно-энергетического Программы комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области, управление строительства и архитектуры области, управление инвестиций области Цели и задачи Основная цель Программы - формирование рынка Программы доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания для жителей области. Основными задачами Программы являются: создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья; приведение жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания; обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями; создание механизмов развития ипотечного жилищного кредитования, эффективное использование бюджетных средств для повышения доступности ипотечных кредитов (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 28.04.2009 г. N 486) Сроки и этапы 2009-2011 годы реализации Программы Перечень Подпрограммы: подпрограмм "Модернизация объектов коммунальной Программы инфраструктуры области" "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" "Молодежи - доступное жилье" "Развитие ипотечного жилищного кредитования Тамбовской области" (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 28.04.2009 г. N 486) Объемы и источники Общий объем финансирования за счет средств финансирования всех источников в 2009-2011 годах составляет Программы 4431756,892 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 417928,5 тыс. рублей; областной бюджет (в рамках лимитов областной адресной инвестиционной программы, за исключением 250000 тыс. рублей - взноса в уставный капитал открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Тамбовской области") - 824600,142 тыс. рублей; местный бюджет - 43338,5 тыс. рублей; внебюджетные средства - 3145889,7 тыс. рублей; из них: в 2009 году - 1572344,5 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 239086,0 тыс. рублей; областной бюджет (в рамках лимитов областной адресной инвестиционной программы, за исключением 100000 тыс. рублей - взноса в уставный капитал открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Тамбовской области") - 309257,7 тыс. рублей; местный бюджет - 20681,7 тыс. рублей; внебюджетные средства - 1003319,1 тыс. рублей; в 2010 году - 2682971,1 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 178842,5 тыс. рублей; областной бюджет (в рамках лимитов областной адресной инвестиционной программы, за исключением 150000 тыс. рублей - взноса в уставный капитал открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Тамбовской области") - 507203,5 тыс. рублей; местный бюджет - 10423,0 тыс. рублей; внебюджетные средства - 1986502,0 тыс. рублей; в 2011 году - 176441,342 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 0; областной бюджет (в рамках лимитов областной адресной инвестиционной программы) - 8138,982 тыс. рублей; местный бюджет - 12233,8 тыс. рублей; внебюджетные средства - 156068,6 тыс. рублей. (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 23.05.2011 г. N 541) 1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно- целевыми методами Одной из основных задач, решаемой в регионе, остается улучшение жилищных условий населения за счет увеличения объемов ввода жилья, повышения доступности его приобретения для граждан с различным уровнем доходов, строительство объектов инженерной инфраструктуры. Сегодня в области в списках на получение жилья состоит около 16 тыс. семей. (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 28.04.2009 г. N 486) Наибольший удельный вес семей-очередников в общем числе семей, состоящих на учете на получение площади, по-прежнему занимают молодые семьи, семьи военнослужащих, уволенных в запас или отставку и многодетные семьи. За последние годы жилищное строительство в Тамбовской области уверенно набирает темпы. За период с 2006 года по 2008 год введено в эксплуатацию 1482,9 тыс. кв. метров общей площади жилья. В 2008 году введено в действие 560,3 тыс. кв. метров площади жилых домов, что является лучшим показателем за последние 30 лет. Однако объемы вводимого жилья недостаточны для формирования свободного и доступного рынка жилья. При интенсивном росте объемов строительства жилья число семей, состоящих на учете на получение жилой площади, уменьшается незначительно. Основные показатели жилищного строительства и обеспечения жильем очередников в период 2006-2008 годов представлены в таблице 1. Таблица 1 Итоги реализации жилищной политики на территории области за 2006-2008 годы (В редакции Постановлений Администрации Тамбовской области от 28.04.2009 г. N 486; от 05.04.2010 г. N 388) ---------------------------------------------------------------------- N | Наименование | Ед. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. п/п | показателя | изм. | | | ---------------------------------------------------------------------- 1 Общая площадь жилых домов кв. м 420,9 501,7 560,4 (ввод) в том числе: многоэтажное строительство кв. м 137,7 125,9 169,3 индивидуальное кв. м 283,2 375,8 391,0 строительство 2 Ввод в действие жилых кв. м 375,0 451,0 509,0 домов в расчете на 1000 человек населения 3 Число семей, состоящих на кол-во 16239 16093 15850 учете семей для получения жилой площади (на конец года) 4 Площадь жилища, кв. м 22,9 23,2 23,6 приходящаяся в среднем на одного жителя 5 Число семей, получивших и кол-во 496 859 903 улучшивших жилищные семей условия 6 Число молодых семей, кол-во 1830 2100 4264 которые являлись семей участниками программы "Молодежи - доступное жилье" 7 Объем выдачи ипотечных млн. руб. 185,3 478,9 911,3 кредитов 8 Количество семей, кол-во 356 628 1030 улучшивших жилищные семей условия посредством выдачи ипотечных кредитов 9 Доля семей, имеющих % 10,9 14,1 17,5 возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам с помощью собственных и заемных средств ---------------------------------------------------------------------- Основными причинами, сдерживающими рост объемов ввода в эксплуатацию жилья, являются: ограниченные возможности финансирования жилищного строительства за счет средств бюджетов всех уровней; недоступность кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок для большинства граждан и юридических лиц; недостаток площадок, обустроенных инженерными коммуникациями; несовершенство существующей системы градорегулирования и землепользования, которая не стимулирует привлечение частных инвестиций в жилищное строительство. Сохраняется высокая стоимость строительства жилья. Недостаток недорогих малогабаритных квартир на первичном рынке привел к тому, что необоснованно возросла стоимость вторичного жилья с низкими потребительскими качествами. В этих условиях для основной части работающего населения приобретение квартиры недоступно, а бюджетные субсидии при ипотечном кредитовании недостаточны для удовлетворения спроса нуждающихся в улучшении жилищных условий. В существующих условиях назрела необходимость новых подходов к решению жилищной проблемы. Необходимо обеспечить возможность приобретения жилья на рынке для основной части населения области. В перспективе необходимо обеспечить устойчивое функционирование жилищной сферы, которое позволит удовлетворять жилищные потребности населения без привлечения значительных объемов бюджетных средств. В этих условиях роль государства будет ограничена в основном регулированием жилищных отношений, обеспечением прав на недвижимость в жилищной сфере, установлением технических регламентов в жилищном строительстве, жилищно-коммунальном комплексе и основных принципов градостроительного регулирования. Деятельность коммунального комплекса области в настоящее время характеризуется низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды. Приведение технических характеристик жилья в соответствие с требованиями, установленными правовыми актами Российской Федерации и области, ликвидация ветхого фонда осуществляются не достаточными темпами. Причинами этих проблем являются: высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость. Существующие жилищные проблемы требуют совершенствования законодательной и нормативной правовой базы в жилищном и жилищно-коммунальном секторах и стимулирования проведения преобразований на местах, а также непосредственного использования средств бюджетов всех уровней в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они: входят в число приоритетов для формирования областных целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможность для улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, создать условия для устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства, эффективного функционирования рынка жилья; носят межотраслевой и межведомственный характер; не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов в течение нескольких лет; носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства на территории области. 2. Основные цели и задачи Программы Цели и задачи Программы определяются целями и задачами приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", поскольку Программа является основным инструментом его реализации на территории области. Целью приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и Программы является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания для жителей области. Основными задачами Программы являются: создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья; создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания; обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями (33 кв. м общей площади жилого помещения - для одиноких граждан, 42 кв. м - для семьи из 2 человек, по 18 кв. м - на каждого члена семьи для семьи из 3 человек и более, далее - стандарты обеспечения жилыми помещениями); создание механизмов развития ипотечного жилищного кредитования, эффективное использование бюджетных средств для повышения доступности ипотечных кредитов. (Дополнен - Постановление Администрации Тамбовской области от 28.04.2009 г. N 486) Решение этих задач будет обеспечено путем реализации комплекса нормативно-правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий по основным направлениям: развитие жилищного строительства; совершенствование жилищно-коммунального комплекса; исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, и нормативное правовое обеспечение организации предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма. Для развития жилищного строительства необходимо обеспечить: формирование в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации системы территориального планирования, создание условий для разработки правил землепользования и застройки, иной документации, необходимой для жилищного строительства; развитие конкуренции, снижение административных барьеров на рынке жилищного строительства, создание эффективных механизмов борьбы с высоким уровнем монополизации на рынке, внедрение прозрачных конкурентных процедур предоставления земельных участков для жилищного строительства; развитие системы кредитования застройщиков на цели жилищного строительства; обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций для этих целей; модернизацию и обновление оборудования, повышение эффективности технологий строительства и производства строительных материалов; комплексную застройку территорий, реконструкцию и обновление кварталов застройки. Для совершенствования жилищно-коммунального комплекса необходимо обеспечить: создание условий для развития конкурентного бизнеса в сфере управления жилищным фондом и в коммунальном комплексе; разработку механизма взаимодействия собственников жилья и их объединений, органов местного самоуправления по вопросам управления многоквартирными домами; развитие финансовых инструментов и институтов в целях привлечения инвестиций для модернизации жилищно-коммунального комплекса; совершенствование процедур тарифного регулирования в коммунальном комплексе; финансовое оздоровление организаций коммунального комплекса; создание условий для привлечения средств частных инвесторов для модернизации и развития объектов коммунальной инфраструктуры, государственной финансовой поддержки процессов модернизации и развития коммунальной инфраструктуры, в том числе с целью минимизации рисков частных инвесторов; развитие приборного учета в сфере предоставления коммунальных услуг и оплаты услуг по показаниям приборов учета. В области исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, и нормативного правового обеспечения организации предоставления гражданам жилых помещений социального использования необходимо оказать содействие в нормативном обеспечении реформирования на областном и муниципальном уровнях системы предоставления жилых помещений социального использования и специализированных жилых помещений в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации. Выполнение Программы будет сконцентрировано на реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В соответствии с указанным национальным проектом выделены приоритетные направления: повышение доступности жилья; увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. По каждому из этих приоритетных направлений предусмотрена реализация конкретных мер, на проведение которых должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия. Эти меры в основном будут реализованы в рамках подпрограмм, входящих в состав Программы: "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры области" (приложение N 1); "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" (приложение N 2); "Молодежи - доступное жилье" (приложение N 3); "Развитие ипотечного жилищного кредитования Тамбовской области" (приложение N 4). (Дополнен - Постановление Администрации Тамбовской области от 28.04.2009 г. N 486) Меры общего нормативного правового и организационного характера будут реализованы в рамках Программы в целом. На протяжении всего периода реализации Программы предусматривается осуществление мер, направленных на: совершенствование и развитие нормативной правовой базы с учетом мониторинга реализации Программы на практике в муниципальных образованиях области; широкомасштабное внедрение организационных, финансовых и экономических механизмов реализации программных мероприятий; реализацию подпрограмм. Оценка эффективности реализации Программы осуществляется в соответствии с Методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865 (приложение N 9 к Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы). 3. Система программных мероприятий Программные мероприятия можно разделить на несколько групп: совершенствование жилищно-коммунального хозяйства; развитие жилищного строительства; обеспечение жильем отдельных категорий граждан; развитие ипотечного жилищного кредитования. (Дополнен - Постановление Администрации Тамбовской области от 28.04.2009 г. N 486) Программные мероприятия направлены на реализацию поставленных задач и подразделяются на мероприятия в рамках каждой подпрограммы по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы, организационные мероприятия, а также мероприятия по финансированию капитальных и прочих расходов за счет средств бюджетов всех уровней. Совершенствование жилищно-коммунального хозяйства Среди программных мероприятий по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы наиболее важными являются: создание нормативной правовой базы области по регулированию вопросов, связанных с административной ответственностью собственников помещений за содержание индивидуальных домов и общего имущества многоквартирных домов; принятие мер по формированию нормативной правовой и методической базы области для финансирования модернизации и капитального ремонта многоквартирных домов, организации регулирования учета потребления и оплаты коммунальных ресурсов в индивидуальных и многоквартирных домах при наличии коллективных и/или индивидуальных приборов учета, организации эффективного тарифного регулирования организаций коммунального комплекса, определения особенностей оборота муниципального имущества в коммунальной сфере, финансирования инвестиционных программ развития коммунальной инфраструктуры и заключения концессионных соглашений в коммунальном секторе. Организационные мероприятия будут направлены на реформирование экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе с целью обеспечения эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов, а также на привлечение частных инвестиций. Для совершенствования процедур тарифного регулирования в коммунальном комплексе будет создана система индикативного мониторинга реализации производственных и инвестиционных программ организациями коммунального комплекса. Организационные мероприятия не потребуют выделения дополнительных бюджетных средств. Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет бюджетов всех уровней, направлены на преодоление последствий недофинансирования жилищно-коммунального комплекса, обеспечение государственной финансовой поддержки процессов модернизации объектов коммунального комплекса, а также на привлечение средств частных инвесторов, что позволит обеспечить коммунальной инфраструктурой вновь построенный и модернизируемый жилищные фонды, повысить качество предоставляемых коммунальных услуг. Финансирование программных мероприятий по этому направлению будет проводиться в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры области". Развитие жилищного строительства Среди программных мероприятий, связанных с совершенствованием законодательной и нормативной правовой базы, наиболее важными являются: принятие мер, направленных на совершенствование регулирования деятельности застройщиков по привлечению средств участников долевого строительства многоквартирных домов; разработка генеральных планов, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории для формирования земельных участков, предоставляемых на открытых аукционах для жилищного строительства. Организационные мероприятия будут направлены: на содействие внедрению механизмов привлечения кредитных и инвестиционных средств для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства; на содействие внедрению механизмов проведения комплексной застройки территорий, реконструкции существующих кварталов застройки. Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет бюджетов всех уровней, будут направлены на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, что позволит помочь в решении одной из основных проблем, сдерживающих увеличение объемов жилищного строительства, и обеспечить условия для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства. Финансирование программных мероприятий по данному направлению будет проводиться в рамках подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства". В рамках указанной подпрограммы будет осуществлено предоставление государственных гарантий за счет федерального и областного бюджетов по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства, а также возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, на условиях, предусмотренных подпрограммой. Объемы государственных гарантий за счет федерального и областного бюджетов предусматриваются ежегодно соответствующими правовыми актами о бюджетах на соответствующий год. В рамках Программы будут приняты меры по развитию малоэтажного домостроения, включающие: создание современных домостроительных комбинатов с производством конструкций для малоэтажного строительства; комплексное освоение и застройка новых территорий, включая строительство объектов социальной инфраструктуры; малоэтажное строительство в существующей застройке. В рамках проектов по малоэтажному домостроению будут реализованы обязательства перед молодыми семьями и иными, установленными законодательством категориями граждан, приобретающих жилье с использованием социальных выплат, а также меры и объемы государственной поддержки проектов, в том числе в форме субсидий на возмещение затрат по кредитам, привлекаемым на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой. Обеспечение жильем отдельных категорий граждан (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 05.04.2010 г. N 388) Решение проблемы обеспечения жильем отдельных категорий граждан путем предоставления субсидий на строительство или приобретение жилья наиболее целесообразным представляется осуществлять с использованием программно-целевого метода, поскольку данная проблема имеет особую значимость для всего общества и требует комплексного подхода. Для ее решения разработана схема финансирования строительства жилья для отдельных категорий граждан. Администрация Тамбовской области осуществляет отбор участников строительства (генподрядчиков), обеспечивает их земельными участками под строительство жилья. Инвестор - открытое акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Тамбовской области" заключает с заказчиком (застройщиком) договор об инвестировании строительства жилого дома, квартиры в котором соответствуют социальным нормам жилья. Согласно договору инвестирования открытое акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Тамбовской области" обязуется перечислять заказчику строительства денежные средства исходя из расчета стоимости 1 кв. метра жилья, устанавливаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, на цели инвестирования строительства жилого дома. По завершении строительства дома и полной оплаты договора инвестирования открытое акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Тамбовской области" передает квартиры нуждающимся категориям граждан, оплачивающим их получаемыми сертификатами (именными документами, удостоверяющими право на получение социальной выплаты) и собственными средствами (в том числе за счет привлечения ипотечных кредитов). В рамках подпрограммы "Молодежи - доступное жилье" программные мероприятия, связанные с финансированием за счет бюджетов всех уровней, будут реализовываться в форме предоставления социальных выплат молодым семьям, признанным нуждающимися в жилых помещениях, на приобретение жилья, в том числе на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий или пеней, за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Предоставление молодым семьям социальных выплат из бюджетов всех уровней на приобретение жилья будет производиться в размере не менее: 35 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы, - для молодых семей, не имеющих детей; 40 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы, - для молодых семей, имеющих одного ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка и более. Кроме того, предусматривается дополнительное предоставление за счет средств областного и (или) местного бюджета молодой семье - участнику подпрограммы социальных выплат в размере не менее 5 процентов средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) одного ребенка на цели погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения (созданием объекта индивидуального жилищного строительства). При этом предполагается, что недостающие средства для приобретения жилья будут привлечены за счет ипотечных жилищных кредитов или займов, собственных средств получателей субсидий и других источников. Получатели субсидий в целях получения недостающих для приобретения жилья средств вправе привлекать для оплаты части стоимости жилого помещения, не субсидируемой за счет бюджетных средств, льготные ипотечные займы, предоставляемые в рамках системы индивидуального жилищного кредитования населения в области. Успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит в 2009-2010 годах обеспечить жильем 723 молодых семьи. (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 23.05.2011 г. N 541) Государственная поддержка системы ипотечного жилищного кредитования в области позволит увеличить объем рефинансирования ипотечных кредитов и расширить сеть самой системы ипотеки в области. Развитие ипотечного жилищного кредитования Реализация мероприятий по поддержке системы ипотечного кредитования в сочетании с мерами по обеспечению доступности жилья и жилищных ипотечных кредитов для молодых семей, в сочетании с правовыми и организационными мероприятиями позволит принципиально изменить доступность ипотечных кредитов для населения Тамбовской области. За период 2009-2010 годов ипотечными жилищными кредитами под приобретаемый объект недвижимости на территории области воспользуются 1849 семей. (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 23.05.2011 г. N 541) (Подраздел дополнен - Постановление Администрации Тамбовской области от 28.04.2009 г. N 486) 4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы (Раздел в редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 23.05.2011 г. N 541) Общий объем финансирования Программы (Таблица 2) составляет 4431756,892 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 417928,5 тыс. рублей; областной бюджет (в рамках лимитов областной адресной инвестиционной программы, за исключением 250000 тыс. рублей - взноса в уставный капитал открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Тамбовской области") - 824600,142 тыс. рублей; местный бюджет - 43338,5 тыс. рублей; внебюджетные средства - 3145889,7 тыс. рублей. В ходе реализации Программы объемы финансирования ее мероприятий подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных бюджетных возможностей. Таблица 2 Объемы финансирования областной целевой программы "Жилище" на 2009-2011 годы тыс. рублей ---------------------------------------------------------------------- Источники и | 2009-2011 | в том числе направления | годы, |-------------------------------- финансирования | всего | 2009 год | 2010 год | 2011 год ---------------------------------------------------------------------- Всего, в том 4431756,892 1572344,5 2682971,1 176441,342 числе: средства федерального 417928,5 239086,0 178842,5 0,0 бюджета средства областного 824600,142 309257,7 507203,5 8138,982 бюджета<*> средства муниципальных 43338,5 20681,7 10423,0 12233,8 образований внебюджетные 3145889,7 1003319,1 1986502,0 156068,6 источники Подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры области" Всего, в том 1063103,777 428997,47 458346,94 175759,367 числе: средства федерального 207953,41 92019,98 115933,43 бюджета средства областного 237645,017 113577,1 116610,91 7457,007 бюджета<*> средства муниципальных 30937,71 13923,39 4780,56 12233,76 образований внебюджетные 586567,64 209477 221022,04 156068,6 средства Подпрограмма "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" Всего, в том 330746,275 93548,35 236515,95 681,975 числе: средства федерального 40825 34564,5 6260,5 0 бюджета средства областного 284607,695 55934,95 227990,77 681,975 бюджета<*> собственные средства 5313,58 3048,9 2264,68 0 муниципальных образований внебюджетные 0 0 0 0 источники Подпрограмма "Молодежи - доступное жилье" Всего, в том 652306,84 378798,64 273508,2 <**> числе: средства федерального 169150,09 112501,49 56648,6 <**> бюджета - всего в том числе 169150,09 112501,49 56648,6 <**> субсидии на предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья, включая уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья средства областного 46942,43 35546,23 11396,2 <**> бюджета (субсидии)<*> собственные средства 7087,25 3709,45 3377,8 <**> муниципальных образований (субсидии) собственные и 429127,07 227041,47 202085,6 <**> заемные средства молодых семей Подпрограмма "Развитие ипотечного жилищного кредитования Тамбовской области" Всего, в том 2385600 671000 1714600 <**> числе: средства областного 255405 104199,4 151205,6 <**> бюджета<*> внебюджетные 2130195 566800,6 1563394,4 <**> источники ---------------------------------------------------------------------- <*> - в рамках лимитов областной адресной инвестиционной программы, за исключением 250000 тыс. рублей - взноса в уставный капитал открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Тамбовской области"; <**> - финансирование подпрограмм в 2011 году предусмотрено в областной целевой программе "Стимулирование развития жилищного строительства в Тамбовской области на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением администрации области от 31.12.2010 N 1599 5. Механизм реализации Программы Общая координация хода реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм осуществляется управлением строительства и архитектуры области. Текущее управление подпрограммами и оперативный контроль за ходом их реализации обеспечиваются разработчиками подпрограмм. В рамках управления реализацией Программы и входящих в ее состав подпрограмм реализуются следующие функции: сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий; мониторинг результатов реализации программных мероприятий; организация независимой оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым индикаторам и показателям; внедрение информационных технологий управления реализацией Программы и входящих в ее состав подпрограмм, а также осуществление контроля за ходом программных мероприятий, создание в сети Интернет специализированного сайта по Программе и входящим в ее состав подпрограммам; организация в установленном порядке отбора исполнителей подпрограмм; обеспечение взаимодействия исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления, а также юридических лиц, участвующих в реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм; подготовка предложений по распределению средств бюджетов всех уровней на реализацию Программы и входящих в ее состав подпрограмм; представление в установленные сроки государственному заказчику Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы отчета о ходе реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм и об использовании бюджетных средств. Исполнительные органы государственной власти области и органы местного самоуправления, участвующие в реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм, представляют ежеквартально координатору отчеты о ходе реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм. Ход выполнения мероприятий Программы и входящих в ее состав подпрограмм анализируется координатором с участием других заинтересованных исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления. Условия предоставления средств федерального бюджета определяются в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Российской Федерации. 6. Оценка эффективности реализации Программы Комплексность решаемой жилищной проблемы, концентрация в жилищную сферу ресурсов из всех источников позволит получить определенный социально-экономический эффект, более эффективно проводить институциональные преобразования в жилищной сфере, совершенствовать правовую базу развития отрасли и в конечном итоге увеличить объемы вводимого жилья в 1,5 раза. Реализация Программы должна обеспечить достижение в 2010 году следующих показателей (по сравнению с 2008 годом): (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 23.05.2011 г. N 541) улучшение жилищных условий граждан области (рост жилищной обеспеченности с 23,6 кв. м на человека до 24,1 кв. м); (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 23.05.2011 г. N 541) увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств - с 17,5 до 18,9 процентов; (В редакции Постановлений Администрации Тамбовской области от 05.04.2010 г. N 388; от 23.05.2011 г. N 541) строительство 1132,8 тыс. кв. м жилья в период 2009-2010 годы; (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 23.05.2011 г. N 541) содействие в обеспечении жильем за счет средств бюджетов всех уровней в 2009-2010 годах 723 молодых семей; (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 23.05.2011 г. N 541) повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания (снижение уровня износа основных фондов коммунального хозяйства с 60 до 51,5 процентов); (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 23.05.2011 г. N 541) выдача ипотечных кредитов (займов) в 2009-2010 годах в объеме 1680,52 млн. руб.; (В редакции Постановлений Администрации Тамбовской области от 28.04.2009 г. N 486; от 23.05.2011 г. N 541) совершенствование нормативной правовой базы в целях повышения доступности жилья для населения; создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе. Основные целевые индикаторы, отражающие степень достижения целей и задач Программы "Жилище" представлены в таблице 3. Таблица 3 Основные целевые индикаторы, отражающие степень достижения целей и задач Программы "Жилище" (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 23.05.2011 г. N 541) ------------------------------------------------------------------------------------------ Цели, задачи | Целевой |Единица |Исходные | Показатель целевого | индикатор |измерения |показатели| индикатора по годам | | |базового | реализации подпрограммы | | |2008 |------------------------------ | | |года | 2009 | 2010 | 2011 | | |(данные | год | год | год | | |ста- | | | | | |тистики, | | | | | |отчет по | | | | | |формам | | | | | |1-ПС, 2-ПС| | | | | |"Жилье" | | | | | |за 2008 | | | | | |год) | | | ------------------------------------------------------------------------------------------ Цель: достижение необходимых объемов ввода жилья, его доступности и комфортности Задача 1: создание Общая площадь тыс. 560,4 564,1 568,7 <*> условий для жилых кв. м развития помещений, жилищного введенная в и жилищно- действие за коммунального год секторов экономики Уровень и повышения обеспеченности: уровня общая площадь кв. м 23,6 23,9 24,1 <*> обеспеченности жилых населения жильем помещений, путем увеличения приходящаяся объемов в среднем на жилищного одного жителя строительства и развития в т. ч. введенная кв. м 0,509 0,516 0,52 <*> финансово- за год кредитных институтов рынка жилья Задача 2: Модернизация % 55 53 52 51,5 приведение объектов жилищного фонда коммунальной и коммунальной инфраструктуры инфраструктуры в с высоким соответствие со уровнем стандартами износа качества, обеспечивающими комфортные условия проживания Задача 3: Доля семей, % 17,5 18,0 18,9 <*> обеспечение имеющих доступности жилья возможность и коммунальных приобрести услуг жилье за счет в соответствии с собственных платежеспособным и заемных спросом граждан и средств стандартами обеспечения жилыми помещениями Задача 4: создание Объем млн. 911,3 463,12 1217,4 <*> механизмов предоставленных руб. развития кредитов ипотечного (займов) жилищного кредитования, эффективное использование бюджетных средств для повышения доступности ипотечного кредитования ------------------------------------------------------------------------------------------ <*> - показатели целевого индикатора предусмотрены в областной целевой программе "Стимулирование развития жилищного строительства в Тамбовской области на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением администрации области от 31.12.2010 N 1599 ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к областной целевой программе "Жилище" Подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры области" (В редакции Постановлений Администрации Тамбовской области от 05.04.2010 г. N 388; от 23.05.2011 г. N 541) Паспорт подпрограммы Наименование "Модернизация объектов коммунальной подпрограммы инфраструктуры области" (далее - подпрограмма) Заказчики Управление топливно-энергетического подпрограммы комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области, управление инвестиций области Разработчик Управление топливно-энергетического подпрограммы комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области Цели и задачи Цели подпрограммы: подпрограммы приведение жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания. Задачи подпрограммы: модернизация объектов коммунальной инфраструктуры с высоким уровнем износа; повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры; привлечение средств внебюджетных источников (в том числе средств частных инвесторов, кредитных средств и личных средств граждан) для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Сроки и этапы 2009-2011 годы в один этап реализации подпрограммы Объемы и источники Общий объем финансирования составляет финансирования 1063103,777 тыс. рублей, в том числе: подпрограммы средства федерального бюджета - 207953,41 тыс. рублей, в том числе: в 2009 году - 92019,98 тыс. рублей; в 2010 году - 115933,43 тыс. рублей; средства областного бюджета (в рамках лимитов областной адресной инвестиционной программы) - 237645,017 тыс. рублей, в том числе: в 2009 году - 113577,1 тыс. рублей; в 2010 году - 116610,91 тыс. рублей; в 2011 году - 7457,007 тыс. рублей; средства бюджетов муниципальных образований - 30937,71 тыс. рублей, в том числе: в 2009 году - 13923,39 тыс. рублей; в 2010 году - 4780,56 тыс. рублей; в 2011 году - 12233,76 тыс. рублей; внебюджетные средства - 586567,64 тыс. рублей, в том числе: в 2009 году - 209477,0 тыс. рублей; в 2010 году - 221022,04 тыс. рублей; в 2011 году - 156068,6 тыс. рублей. (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 23.05.2011 г. N 541) 1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевыми методами Техническое состояние коммунальной инфраструктуры области характеризуется высоким (около 55 процентов) уровнем износа, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, сверхнормативной аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей. Причинами возникновения этих проблем являются: высокий уровень износа основных фондов коммунального комплекса; значительное снижение надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения. Причинами высокого уровня износа являются: недостаточное финансирование ремонтных работ и явное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных средств даже минимальным потребностям; недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунальной инфраструктуры вследствие нестабильного финансово-экономического положения предприятий. Значительная дебиторская и кредиторская задолженность в предприятиях жилищно-коммунального хозяйства образовывалась на протяжении ряда лет, в результате, во-первых, установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги на уровне, не позволяющем предприятиям покрывать свои издержки и, во-вторых, недостаточного финансирования обязательств бюджетов всех уровней. В настоящее время количество аварийных ситуаций и повреждений превышает 1,6 аварии на один километр сетей при максимально допустимых 0,1-0,2. Более половины аварий и повреждений водопроводных и тепловых сетей происходит по причине их ветхости. Ущерб, наносимый авариями, значительно превышает затраты на плановую замену основных фондов и предотвращение аварий. При этом планово-предупредительный ремонт практически уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 1,5-2 раза выше. Системы теплоснабжения жилищного фонда и объектов социальной сферы области на 01.01.2008 включают 1018 котельных суммарной мощностью 4239,1 Гкал/час. По использованию в качестве основного вида топлива распределение таково: 37,4 процента работают на твердом топливе, 55,4 процента - на газообразном и 3,1 процента - на жидком. На начало отопительного сезона 2008-2009 года муниципальные предприятия жилищно-коммунального хозяйства области имеют на балансе 688 котельных. Теплоэнергетическое оборудование муниципальных котельных находится в крайне сложном положении. Из 813 установленных котлов требуют капитального ремонта - 447, что составляет около 55 процентов, а 63 котла из них (7 процентов) выработали ресурс и подлежат замене. Средняя загрузка котельных в целом за отопительный сезон не превышает 40 процентов, а некоторые котельные загружены лишь на 15-20 процентов, что приводит к увеличению удельного расхода энергозатрат на выработку 1 Гкал тепла. Большинство котельных коммунальной сферы оборудованы котлами, КПД которых колеблется в пределах 70-85 процентов, на 65 процентов котельных отсутствует химводоочистка, что существенно сокращает срок службы котлоагрегатов, на 87 процентов - отсутствуют приборы учета выработки тепла, потребления воды. Удельный расход энергозатрат на выработку 1 Гкал тепловой энергии на большинстве котельных на 15-30 процентов превышает нормативные показатели. Анализ технического состояния оборудования котельных позволяет сделать следующие выводы: 1. Основное оборудование котельных имеет высокую степень износа. Фактический срок службы основного оборудования котельных превышает нормативный срок эксплуатации. Это оборудование физически и морально устарело и существенно уступает по экономичности современным образцам. Причина такого положения состоит в отсутствии средств у собственника для замены оборудования на более современное. 2. Большинство котельных не оснащены приборами учета произведенной и отпущенной тепловой энергии, средствами автоматического управления технологическими процессами и режимом отпуска тепла. Это приводит к невысокой экономичности даже неизношенного оборудования, находящегося в хорошем состоянии. Причина такого положения - отсутствие средств, а так же отсутствие у собственника действенных стимулов к улучшению эффективности работы оборудования. 3. Установленная суммарная тепловая мощность существенно выше присоединенной тепловой нагрузки, вследствие чего стоимость жилищно-коммунальных услуг остается высокой. Анализ большинства инвестиционных проектов по развитию систем коммунального обслуживания показывает, что темпы обновления ниже темпов старения коммунальной инфраструктуры и кардинально не влияют на сокращение затрат по производству услуг и на снижение сверхнормативных потерь ресурсов. Протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении в 2008 году составила 924,7 км, из которых 338,8 км (36,6 процента) нуждается в замене, в том числе ветхих тепловых сетей - 150,6 км (44,5 процента). Объем замены ветхих сетей недостаточен. Физический износ тепловых сетей в целом по области достигает 65 процентов. Вместе с тем, в ряде муниципальных образований области тепловые сети имеют предельную степень изношенности и не обеспечивают стабильное теплоснабжение населения. В связи с этим удельная повреждаемость теплопроводов растет и превышает более чем в 5-8 раз нормативные повреждения в год на 100 км тепловых сетей. В 2007 году на источниках теплоснабжения произошло 114 аварий, в результате которых потери теплоэнергии за 2007 год составили 583,4 тыс. Гкал или 10 процентов к поданной в сеть теплоэнергии (в 1998 г. - 5,2 процента). Чтобы прервать процесс старения тепловых сетей, необходимо ежегодно перекладывать не менее 7 процентов трубопроводов, что составит около 40 км сетей в двухтрубном исчислении. Стоимость строительства и приравненная к ней стоимость капитального ремонта, определенная по укрупненным базовым показателям в текущих ценах для среднего диаметра 133 мм в двухтрубном исчислении, составляет: на 1 км тепловых сетей - 2000 тыс. рублей; на 40 км тепловых сетей - 80000 тыс. рублей. Протяженность всей водопроводной сети на начало 2008 года составила 6045 км, из них нуждающиеся в замене 1727,1 км или 28,6 процента. Общий износ водопроводных сетей составляет около 60 процентов. В 2007 году на водопроводных сетях произошло 1403 аварии, что на 220 больше предыдущего года. Неудовлетворительное техническое состояние водопроводных систем приводит к росту потерь воды, так в 2000 году потери воды составили 7 процентов к общему объему поданной в сеть воды, в 2005 году - 16 процентов, в 2006 году - 17,1 процента, в 2007 году - 16,4 процента. Имеющиеся водопроводные сети не обеспечивают полной потребности в хозяйственном водоснабжении по качеству воды. Водные источники загрязнены, поскольку используются не только для забора воды на бытовые и производственные нужды, но и как приемники канализационных, хозяйственно-бытовых и промышленных стоков. Так, из всех сброшенных вод в водоемы области около 75 процентов составляют загрязненные. Наибольший дефицит качества питьевой воды наблюдается в городах Моршанске, Мичуринске, Котовске, Тамбове, Рассказово, рабочем поселке Инжавино и других поселениях области. Установленная производственная мощность водопроводных очистных сооружений составляет 43,2 млн. м3/год, в том числе в городских поселениях - 41,2 млн. м3/год, сельской местности - 2,0 млн. м3/год. Требуют срочной модернизации 35 процентов мощностей или 15,7 млн. м3/год. Общая протяженность канализационных сетей в 2007 году составила 1043,6 км. На начало 2008 года 71,5 км (15,4 процента) уличных канализационных сетей и 46,9 км (17 процентов) главных коллекторов нуждались в замене (в 1998 г. - 6 процентов). За 2007 год произошла 121 авария, в том числе на канализационных сетях 116, за 2006 - 83 аварии, в том числе на канализационных сетях 51 авария, в результате которых загрязненные воды попали в водоемы полностью неочищенными. Загрязнение водных объектов при недостаточной эффективности работы водоочистных сооружений влечет ухудшение качества подаваемой потребителям питьевой воды и создает серьезную опасность для здоровья населения. К нормативному качеству их очистки приближаются только очистные сооружения г. Тамбова. Централизованная очистка сточных вод в райцентрах практически отсутствует, а имеющиеся в рабочих поселках Инжавино, Знаменка, Первомайский, с. Сатинка, Тамбовском и Токаревском районах требуют реконструкции. Среднесуточный отпуск воды в 2007 году каждому жителю области составил - 128 литров, городскому - 175 литров, сельскому - 63 литра. В сельской местности данный показатель очень низок и не соответствует нормативным и санитарным нормам. Из 16 тысяч объектов водоснабжения более половины являются бесхозными, в том числе более 30 процентов артезианских скважин и до 50 процентов сетей водоснабжения. Требуют тампонажа и ремонта - 1841 артезианская скважина, 161 - подлежит консервации. Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, их эксплуатация с максимальной энергоэффективностью в качестве обязательного условия требует рационального расходования всех энергоресурсов и коммунальных услуг. Основным инструментом, стимулирующим вовлечение в энерго- и ресурсосбережение поставщиков и потребителей, является объективный приборный учет расходования ресурсов и услуг. Установка приборов учета осуществляется на различных звеньях технологического процесса коммерческого потребления таких энергоресурсов, как электро-, теплоэнергия, природный газ, а также коммунальных услуг - горячего и холодного водоснабжения. Внедрение энергосберегающих технологий, установка специализированных преобразователей частоты для управления электродвигателями насосов позволит: от 40 до 75 процентов сократить затраты электроэнергии; обеспечить стабильность установленных характеристик независимо от возможных колебаний питающего напряжения, обеспечить поддержание заданного давления в напорном трубопроводе, автоматическое повторное включение после сбоев в сети питания, поддержание суточного графика давления на выходе, защиту от гидроударов в системе; снизить рост тарифа. Установка приборов учета (организационные мероприятия, финансирование) может осуществляться за счет средств инвестиционных компаний с компенсацией затрат по согласованному механизму возврата финансовых ресурсов в рамках реализуемого инвестиционного проекта. Такие проекты будут предусматривать более совершенный механизм энергосбережения, т.е. через автоматизированный сбор данных о расходовании энергоресурсов в режиме реального времени возможно управление самим процессом поставки услуг в необходимых объемах и с оптимальными параметрами. Реализация таких капиталоемких инвестиционных проектов экономически обоснована в крупных городских поселениях таких, как Тамбов, Мичуринск, Рассказово, Котовск, Тамбовский район и др. На начало 2008 года уровень оснащенности жилых объектов теплосчетчиками, приборами учета горячей и холодной воды в среднем по области не превышал 10,7 процента. Ускоренного совершенствования требует система управления жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальных образованиях области. Финансирование организаций жилищно-коммунального комплекса осуществляется по остаточному принципу без учета их реальных затрат. Как правило, в муниципальных образованиях отсутствует муниципальный заказ, как форма развития конкурентной среды и управления жилищно-коммунальным обслуживанием. Имеющийся в ряде муниципальных образований области муниципальный заказ отражает лишь выделение из местных бюджетов средств на текущую деятельность организаций жилищно-коммунального хозяйства и развитие жилищно-коммунального комплекса без установления соответствующих требований к качеству обслуживания. В действующих договорах, как правило, недостаточно четко определены роль и ответственность хозяйствующих субъектов и органов управления и отражена организация взимания платежей, права и обязанности сторон. Проблема технического оснащения и перевооружения организаций жилищно-коммунального хозяйства является в настоящее время одной из главных. Парк специальных автомобилей коммунального назначения катастрофически стареет. Более 40 процентов коммунальной техники полностью амортизированы, значительно сократились объемы восстановления изношенных деталей, ощущается острый недостаток в запасных частях. Необеспеченность специальной техникой приводит к ухудшению качества оказываемых населению коммунальных услуг, санитарно-эпидемиологической обстановки на территории области. Для технического оснащения и перевооружения организаций жилищно-коммунального хозяйства области требуются значительные финансовые ресурсы, которых отрасль не имеет. Низкие показатели финансово-хозяйственной деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства не позволяют решать вопросы привлечения кредитных ресурсов. В сложившейся ситуации решить проблему финансирования технического переоснащения организаций жилищно-коммунального хозяйства области без государственной поддержки практически невозможно. Привлечение инвестиционных средств, заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг и обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов. Значительная часть жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, не удовлетворяет сегодня потребностей населения не только по объему, но и по своим качественным характеристикам. Это продолжает оставаться одной из наиболее острых социальных проблем в области. В 2007 году суммарная площадь жилищного фонда области, техническое состояние которого не соответствует стандартам проживания, составила 906,6 тыс. кв. м и увеличилась по сравнению с 2006 годом на 0,7 процента. Из них 16,6 тыс. кв. м составил аварийный жилищный фонд. За последние 10-15 лет капитальный ремонт жилых зданий практически не производился, что еще больше усилило процесс ветшания жилищного фонда. Аварийный жилищный фонд создает угрозу безопасному и благоприятному проживанию граждан, а также ухудшает внешний облик территорий муниципальных образований Тамбовской области. 2. Основные цели и задачи подпрограммы Целью подпрограммы является создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания. В рамках выполнения подпрограммы, наряду с бюджетным финансированием предусмотренных мероприятий, будут созданы условия, обеспечивающие привлечение средств внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. На этих условиях будут реализованы проекты в различных муниципальных образованиях области. Осуществление мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальных образованиях - участниках подпрограммы приведет к улучшению состояния коммунальной инфраструктуры и, как следствие, к повышению качества предоставления коммунальных услуг. Институциональные преобразования, проводимые в рамках подпрограммы, обеспечат привлечение средств внебюджетных источников в проекты модернизации коммунальной инфраструктуры, а также сдерживание темпов роста тарифов на коммунальные услуги. Подпрограмма основана на следующих базовых принципах: софинансирование проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с привлечением бюджетных средств и средств внебюджетных источников; развитие различных форм государственно-частного партнерства с целью привлечения средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с использованием бюджетных средств в целях снижения рисков инвестирования; открытый (недискриминационный) отбор проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Для достижения поставленных целей предполагается решить следующие задачи: модернизация объектов коммунальной инфраструктуры с высоким уровнем износа - бюджетные средства, направляемые на реализацию подпрограммы, должны быть предназначены для выполнения проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, связанных с реконструкцией существующих объектов (с высоким уровнем износа), а также со строительством новых объектов, направленных на замену объектов с высоким уровнем износа; повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры - эта задача не предполагает непосредственного целевого бюджетного финансирования, но ее выполнение будет обеспечено путем определения условий отбора, выполнение которых позволит муниципальным образованиям участвовать в отборе на получение средств федерального и областного бюджетов для реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Одним из важнейших направлений для решения данной задачи является совершенствование системы тарифного регулирования в коммунальном комплексе. Другим важным направлением является привлечение к управлению объектами коммунальной инфраструктуры на конкурсной основе организаций различных форм собственности и формирование договорных отношений концессионного типа между органом местного самоуправления и организацией коммунального комплекса; привлечение средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе для развития механизмов кредитования указанных проектов (предусматривается оказание методического содействия муниципальным образованиям и организациям коммунального комплекса при осуществлении заимствований с целью модернизации объектов коммунальной инфраструктуры). Мероприятия подпрограммы будут реализованы в 2009-2011 годах в один этап. В рамках реализации подпрограммы предполагается осуществить финансирование конкретных объектов за счет средств федерального бюджета, на условиях их софинансирования из других источников, в том числе областного и местных бюджетов, а также с привлечением средств внебюджетных источников. 3. Система программных мероприятий Программные мероприятия направлены на реализацию поставленных задач и подразделяются на организационные мероприятия и на мероприятия по финансированию капитальных и прочих расходов за счет средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников. Заказчиком организационных мероприятий является управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области, исполнение мероприятий по финансированию осуществляется управлением инвестиций области. Организационные мероприятия направлены на реформирование экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе с целью обеспечения эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов, а также на привлечение частных инвестиций. Организационные мероприятия не потребуют выделения дополнительных бюджетных средств. Средства федерального бюджета для реализации подпрограммы выделяются на условиях софинансирования из областного, местного бюджетов и частных инвесторов. В рамках подпрограммы будут также реализовываться мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или жилищного фонда с высоким уровнем износа. В результате осуществления программных мероприятий повысится качество жилищно-коммунального обслуживания населения, снизятся издержки на производство и оказание услуг, стабилизируется их стоимость, уменьшится объем ветхого и аварийного жилищного фонда. Основные мероприятия подпрограммы изложены в таблице 1. Таблица 1 Основные мероприятия подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры области" (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 23.05.2011 г. N 541) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- N | Цель, задача, |Источники | Объемы финансирования | Сроки | Основные целевые индикаторы | Заказчики п/п | мероприятие |финансиро- | (тыс. рублей) | выпол-| | Программы - | |вания |------------------------------------------| нения |-------------------------------| ответственные | | | всего: | в том числе по годам: | | наименование |еди- |целевое | за выполнение | | | |------------------------------| | |ница |значение| | | | | 2009 | 2010 | 2011 | | |изме-|(послед-| | | | | год | год | год | | |рения|ний год | | | | | | | | | | |реализа-| | | | | | | | | | |ции | | | | | | | | | | |подпрог-| | | | | | | | | | |раммы) | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Цель: приведение жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания 1 Задача: Уровень износа % 51,5 Управление модернизация объектов топливно- объектов коммунальной энергетического коммунальной инфраструктуры комплекса и инфраструктуры с жилищно- высоким уровнем коммунального износа хозяйства области (далее - 1 Мероприятие: федеральный 72347,8 50200,0 22147,8 2009- Управление проект сетей бюджет 2011 ТЭК и ЖКХ внешнего области); инженерного областной 47661,43 32896,23 14765,2 управление обеспечения бюджет инвестиций жилых кварталов области; органы в границах улиц местный 14583,74 7964,5 2565,34 4053,9 местного М.Горького, бюджет самоуправления Набережной, (по Лермонтовской, внебюджетные 280245,38 185431,5 94813,88 согласованию) К.Маркса средства г. Тамбова Итого 414838,35 276492,23 134292,22 4053,9 2 Мероприятие: федеральный 23665,15 22795,0 870,15 2009- Управление модернизация бюджет 2010 ТЭК и ЖКХ объектов области; коммунальной областной 23892,77 23312,67 580,1 управление инфраструктуры бюджет инвестиций в г. Моршанске области; Тамбовской местный 2195,02 2050,0 145,02 органы области бюджет местного самоуправления внебюджетные 4288,36 2205,0 2083,36 (по средства согласованию) Итого: 54041,3 50362,67 3678,63 3 Мероприятие: федеральный 1900,28 1085,0 815,28 2009- Управление реконструкция бюджет 2010 ТЭК и ЖКХ канализационного области; коллектора от п. областной 2724,37 2180,85 543,52 управление МСО до ул. бюджет инвестиций Красной (Сакко и области; Ванцетти) в г. местный 0 0 0 органы Моршанске бюджет местного самоуправления внебюджетные 0 0 0 (по средства согласованию) Итого: 4624,65 3265,85 1358,8 4 Мероприятие: федеральный 47189,18 8640,0 38549,18 2009- Управление модернизация бюджет 2011 ТЭК и ЖКХ объектов области; коммунальной областной 36927,347 10770,89 25699,45 457,007 управление инфраструктуры бюджет инвестиций в г. Уварово области; Тамбовской местный 7907,46 1482,6 0 6424,86 органы области бюджет местного самоуправления внебюджетные 162551,2 19062,6 0 143488,6 (по средства согласованию) Итого: 254575,187 39956,09 64248,63 150370,467 5 Мероприятие: федеральный 4180,0 4180,0 Управление модернизация бюджет 2009 ТЭК и ЖКХ объектов области; коммунальной областной 2675,2 2675,2 управление инфраструктуры в бюджет инвестиций г. Рассказово области; Тамбовской местный 1638,6 1638,6 органы области бюджет местного самоуправления внебюджетные 2777,9 2777,9 (по средства согласованию) Итого: 16720,0 16720,0 6 Мероприятие: федеральный 2011 Управление реконструкция бюджет ТЭК и ЖКХ очистных области; сооружений областной 6000,0 6000,0 управление хозбытовых бюджет инвестиций стоков в р. п. области; Инжавино местный 1500,0 1500,0 органы Тамбовской бюджет местного области самоуправления внебюджетные 11250,0 11250,0 (по средства согласованию) Итого: 18750,0 18750,0 7 Мероприятие: федеральный 2011 Управление реконструкция бюджет ТЭК и ЖКХ очистных области; сооружений в р. п. областной 1000,0 1000,0 управление Знаменка бюджет инвестиций Тамбовской области; области местный 255,0 255,0 органы бюджет местного самоуправления внебюджетные 1330,0 1330,0 (по средства согласованию) Итого: 2585,0 2585,0 8 Мероприятие: федеральный 2009- Управление реконструкция бюджет 2010 ТЭК и ЖКХ городских области; водозаборных областной 24310,94 20818,3 3492,64 управление сооружений в бюджет инвестиций г. Уварово области; местный органы бюджет местного самоуправления внебюджетные (по средства согласованию Итого: 24310,94 20818,3 3492,64 9 Мероприятия по федеральный 58671,0 5119,98 53551,02 2009- Управление переселению бюджет 2010 ТЭК и ЖКХ граждан из области; жилищного областной 92452,96 20922,96 71530,0 управление фонда, бюджет инвестиций признанного области; непригодным для местный 2857,89 787,69 2070,2 органы проживания, и бюджет местного (или) жилищного самоуправления фонда с высоким внебюджетные 124124,8 0 124124,8 (по уровнем износа, средства согласованию в том числе: Итого: 278106,65 26830,63 251276,02 9.1 Строительство 27 федеральный 5119,98 5119,98 2009- Управление квартирного бюджет 2010 ТЭК и ЖКХ жилого дома в области; микрорайоне N 1, областной 3150,76 3150,76 управление дом 25 "А" в бюджет инвестиций г. Кирсанове области; Тамбовской местный 787,69 787,69 органы области бюджет местного самоуправления внебюджетные 3523,4 0 3523,4 (по средства согласованию) Итого: 12581,83 9058,43 3523,4 9.2 Строительство федеральный 2009 Управление жилья для бюджет ТЭК и ЖКХ переселения области; граждан из областной 17772,2 17772,2 управление ветхого и бюджет инвестиций аварийного области; жилищного местный органы фонда в г. бюджет местного Мичуринске самоуправления Тамбовской внебюджетные (по области средства согласованию) Итого: 17772,2 17772,2 9.3 Приобретение федеральный 11299,18 12999,18 2009- Управление жилья для бюджет 2010 ТЭК и ЖКХ переселения области; граждан из областной 41924,14 41924,14 управление ветхого и бюджет инвестиций аварийного области; жилищного местный 1739,1 1739,1 органы фонда в г. бюджет местного Тамбове самоуправления Тамбовской внебюджетные (по области средства согласованию) Итого: 54962,42 0 54962,42 9.4 Приобретение федеральный 2151,84 2151,84 2009- Управление жилья для бюджет 2010 ТЭК и ЖКХ переселения области; граждан из областной 4862,5 4862,5 управление ветхого и бюджет инвестиций аварийного области; жилищного местный 331,1 331,1 органы фонда в г. бюджет местного Котовске самоуправления Тамбовской внебюджетные 930,9 930,9 (по области средства согласованию) Итого: 8276,34 8276,34 9.5 Отселение федеральный 40100,0 0 40100,0 2009- Управление граждан с бюджет 2010 ТЭК и ЖКХ территории области; Казанского областной 24743,36 24743,36 управление мужского бюджет инвестиций монастыря г. области; Тамбова местный органы бюджет местного самоуправления внебюджетные (по средства согласованию) Итого: 64843,36 0 64843,36 9.6 Строительство федеральный 2010 Управление нового и бюджет ТЭК и ЖКХ приобретение на области; "вторичном областной управление рынке" жилья для бюджет инвестиций переселения области; граждан из местный органы жилищного бюджет местного фонда, самоуправления признанного внебюджетные 119670,5 119670,5 (по непригодным для средства согласованию) проживания, и (или) жилищного Итого: 119670,5 119670,5 фонда с высоким уровнем износа в муниципальных образованиях области Итого: федеральный 207953,41 92019,98 115933,43 2009- бюджет 2011 областной 237645,017 113577,1 116610,91 7457,007 бюджет местный 30937,71 13923,39 4780,56 12233,76 бюджет внебюджетные 586567,64 209477,0 221022,04 156068,6 средства Всего: 1063103,777 428997,47 458346,94 175759,367 2 Задача: Доля частных % 55,0 повышение компаний, эффективности управляющих управления объектами объектами коммунальной коммунальной инфраструктуры инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, в общем количестве всех организаций коммунального комплекса 1 Мероприятие: Управление заключение ТЭК и ЖКХ договоров аренды области; органы и концессионных местного соглашений на самоуправления, объекты управление по коммунальной регулированию инфраструктуры тарифов муниципальных области; органы образований, местного совершенствование самоуправления; системы организации тарифного коммунального регулирования в комплекса коммунальном (по комплексе согласованию) 3 Задача: Доля средств % 66,1 привлечение внебюджетных средств источников в внебюджетных общем объеме источников (в том инвестиций в числе средств модернизацию частных объектов инвесторов, коммунальной кредитных инфраструктуры средств и личных средств граждан) для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры 1 Мероприятие: Управление оказание ТЭК и ЖКХ методического области; органы содействия местного муниципальным самоуправления образованиям и (по организациям согласованию) коммунального комплекса при осуществлении заимствований с целью модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Всего: 1063103,777 428997,47 458346,94 175759,367 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 4. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию программных мероприятий до 2011 года составляет 63103,777 тыс. рублей. Она определена на основе технико-экономических обоснований, расчета затрат на проведение мероприятий и приведена в текущих ценах. (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 23.05.2011 г. N 541) В рамках подпрограммы предусматривается финансирование мер по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры за счет следующих источников: средства федерального бюджета; средства областного бюджета (в рамках лимитов областной адресной инвестиционной программы) и местных бюджетов (софинансирование приоритетных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры); (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 05.04.2010 г. N 388) внебюджетные средства. Предполагаемый размер средств федерального бюджета на реализацию подпрограммы составит 207953,41 тыс. рублей, объем средств, выделяемых из консолидированного бюджета области в рамках государственной поддержки модернизации отрасли, на весь период реализации программных мероприятий составляет 237645,017 тыс. рублей, а размер средств внебюджетных источников составляет 586567,64 тыс. рублей. (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 23.05.2011 г. N 541) Объемы финансирования подпрограммы и перечень объектов будут уточняться ежегодно, в пределах финансовых возможностей федерального, областного и местного бюджетов. 5. Механизм реализации подпрограммы (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 05.04.2010 г. N 388) Муниципальные образования области ежегодно представляют в администрацию области заявки на участие в отборе проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Отбор заявок муниципальных образований области на участие в реализации мероприятий подпрограммы производится с учетом их соответствия условиям участия в подпрограмме. Дисквалификационными условиями для муниципальных образований области являются: дотирование из местного бюджета организаций коммунального комплекса в муниципальном образовании, в котором предполагается реализация проекта модернизации объектов коммунальной инфраструктуры; просроченная кредиторская задолженность организаций коммунального комплекса муниципального образования, участвующего в проекте, размер которой в 2008 году увеличился по сравнению с предыдущим годом, а в последующие годы не уменьшился на 10 процентов и более (в случае ее наличия); величина просроченной кредиторской задолженности организации коммунального комплекса, участвующей в проекте, в расчете на 1 рубль среднегодовой балансовой стоимости основных средств организации превышает 0,7 рубля. В случае соответствия муниципального образования области этим условиям заявка муниципального образования области к процедуре отбора не допускается. Условиями для участия в реализации мероприятий подпрограммы являются: наличие программы муниципального образования области, предусматривающей мероприятия, направленные на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры с установленными параметрами повышения качества коммунальных услуг в период реализации программы, а также на привлечение средств внебюджетных источников; предоставление краткого описания реализуемых или планируемых к реализации за счет средств федерального и областного бюджетов проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры (указываются основные параметры проекта, в том числе примерный общий бюджет проекта, размеры требуемой федеральной и областной поддержки, предлагаемые объемы средств местных бюджетов и внебюджетных источников, объемы и сроки реализации указанных проектов); представление письменных обязательств муниципальных образований по финансированию предлагаемых проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры; выполненные обязательства по реализуемым проектам и подтвержденные муниципальным образованием области намерения частных инвесторов или кредиторов принимать участие в финансировании проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры; наличие программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования области; наличие производственных и инвестиционных программ предприятий коммунального комплекса, которые планируют участие в отборе. В первоочередном порядке субсидии муниципальным образованиям предоставляются на реализацию мероприятий: по завершению строительства, реконструкции или модернизации объектов, финансирование которых осуществлялось ранее; по строительству, реконструкции или модернизации объектов, в отношении которых давались поручения главы администрации области. При предоставлении субсидий муниципальным образованиям на строительство, реконструкцию или модернизацию объектов учитывается уровень износа и степень снижения надежности функционирования систем жизнеобеспечения, а также объем средств, необходимый для ввода объекта в эксплуатацию. Соотношение объемов средств по источникам финансирования мероприятий в рамках федеральной целевой программы устанавливается в соответствии с условиями данной программы. Объем субсидии на реализацию мероприятий в рамках областной целевой программы определяется с учетом остроты проблемы и уровня финансирования из местного бюджета. Ежемесячно органы местного самоуправления, на территории которых реализуются проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с использованием средств федерального и областного бюджетов в рамках подпрограммы, представляют по электронной почте и на бумажном носителе отчет об использовании средств федерального и областного бюджетов и реализации указанных проектов. 6. Оценка эффективности реализации подпрограммы (Раздел в редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 23.05.2011 г. N 541) В результате осуществления мероприятий должно быть достигнуто снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры до 51,5 процентов, увеличение доли средств внебюджетных источников до 66,1 процентов общего объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, увеличение доли частных компаний, осуществляющих управление объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, до 55,0 процентов общего количества организаций коммунального комплекса. В результате реализации мероприятий подпрограммы по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов) должно быть переселено около 250 человек, ликвидировано или реконструировано 3,5 тыс. кв. м существующего ветхого и аварийного жилищного фонда. Эффективность реализации подпрограммы и использования выделенных с этой целью средств федерального и областного бюджетов обеспечивается за счет: исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств; прозрачности прохождения средств федерального и областного бюджетов; привлечения средств местных бюджетов; привлечения средств внебюджетных источников. Оценка эффективности реализации подпрограммы будет осуществляться на основе следующих индикаторов: снижение уровня износа коммунальной инфраструктуры; увеличение доли средств внебюджетных источников в общем объеме инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры; увеличение доли частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры, в общем количестве всех организаций коммунального комплекса. Успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит обеспечить к 2011 году: снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры с 55 процентов (2008 год) до 51,5 процентов; повышение качества и надежности коммунальных услуг; повышение комфортности и безопасности проживания в жилище; улучшение экологического состояния окружающей природной среды области, снижение влияния неблагоприятных экологических факторов на здоровье населения области; создание устойчивой институциональной основы для участия частного сектора в финансировании проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и управлении объектами коммунальной инфраструктуры. Система индикаторов оценки социально-экономической эффективности подпрограммы представлена в таблице 2. Таблица 2 Система индикаторов оценки социально-экономической эффективности подпрограммы ---------------------------------------------------------------------- Цели, задачи | Целевой |Единица|Исходные |Показатель | индикатор |измере-|показатели|целевого | |ния |базового |индикатора | | |2008 года |по годам | | |(отчеты по|реализации | | |формам |подпрограммы | | |1-ПС, 2-ПС|--------------- | | |"Жилье", |2009|2010|2011 | | |22 ЖКХ |год |год |год | | |(сводная) | | | | | |за 2008 | | | | | |год) | | | ---------------------------------------------------------------------- 1 Цель: создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания Задача 1: Индикатор 1. % 55 53 52 51,5 модернизация Уровень износа объектов объектов коммунальной коммунальной инфраструктуры инфраструктуры с высоким уровнем износа Задача 2: Индикатор 1. % 37,5 52,2 54,5 55,0 повышение Доля частных эффективности компаний, управления управляющих объектами объектами коммунальной коммунальной инфраструктуры инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, в общем количестве всех организаций коммунального комплекса Задача 3: Индикатор 1. % 60 74,06 66 66,1 привлечение Доля средств средств внебюджетных внебюджетных источников в источников (в общем объеме том числе инвестиций в средств частных модернизацию инвесторов, объектов кредитных коммунальной средств и инфраструктуры личных средств граждан) для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры ---------------------------------------------------------------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|