Расширенный поиск
Постановление Главы администрации Орловской области от 19.11.1999 № 507РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 19 ноября 1999 г. N 507 г. Орел Утратил силу - Постановление Коллегии администрации Орловской области от 15.12.2004 г. N 185 О развитии системы ипотечного кредитования жилищного строительства в Орловской области (В редакции Постановлений Главы администрации Орловской области от 31.05.2000 г. N 281; от 04.09.2001 г. N 409) Отметить, что в результате предпринятых администрацией организационных и экономических мер по активизации инвестиционного процесса в области удалось приостановить спад жилищного строительства и более того, начиная с 1999 года, наблюдается значительный рост объемов вводимого в эксплуатацию жилья. Так, за 9 месяцев текущего года предприятиями и организациями всех форм собственности введено 134,7 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, что в 1,9 раза больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Общее количество построенных квартир составило 1390. Средняя обеспеченность жильем увеличилась против 1991 года на 1,8 кв. метров и составляет на сегодняшний день 19,6 кв. метров на человека Но, несмотря на улучшение динамики жилищного строительства, ввод жилья по сравнению с дореформенным периодом уменьшился более, чем наполовину. Дефицитность бюджетных средств, отсутствие реальных механизмов привлечения средств населения и доступности долгосрочных кредитов по-прежнему сохраняют напряженную ситуацию в жилищной отрасли. Для основной части населения области в нынешней сложной экономической ситуации улучшение жилищных условий становится все менее доступным. На начало 1999 года на улучшение жилищных условий в области зарегистрировано около 40 тыс. семей, из них одну треть занимают малообеспеченные и социально незащищенные слои населения. В этих условиях обеспечение граждан области жильем является одним из главных приоритетов социально-экономической политики областной администрации. Острота ситуации с обеспечением населения жильем и кризисом жилищного строительства делает неотложным внедрение поэтапного развития ипотечного кредитования с использованием промежуточных форм, приспособленных к особенностям платежного спроса разных категорий населения области. Все экономические и социальные предпосылки для этого созданы. Изменилась структура жилищного фонда по формам собственности. Доля частного жилищного фонда, составляющая 50 % в 1991 году, превысила 70% в 1999 году. Приватизировано 61,8 тысяч квартир, или 39,7 % от общего государственного и муниципального жилищного фонда, активно функционирует рынок жилья, в том числе вторичный рынок. Создание системы ипотечного кредитования не только позволит ускорить решение жилищного вопроса населения области, но и радикально активизирует жилищное строительство, даст толчок развитию всей экономики. В целях развития ипотечного кредитования, создания благоприятной возможности для жителей области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и привлечения внебюджетных средств на жилищное строительство ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить основные направления, социальные и технико-экономические обоснования программы развития системы ипотечного жилищного кредитования в Орловской области (Далее - Программа) согласно приложению N 1. 2. Поручить непосредственную реализацию Программы областной инвестиционно - строительной компании ОАО ООЦРО "Развитие" (Соболев В.В.) (далее - Компания), основная деятельность которой осуществляется в соответствии с положением, утвержденным Ґ0становлением Главы админинистрации области от 2 июля 1999 года N 314. 3. Согласиться с предложением попечительского совета об увеличении уставного капитала Компании до 50,0 млн. рублей с размещением дополнительной эмиссии акций путем закрытой подписки акционеров: комитета по управлению имуществом Орловской области, администраций г. г. Орла, Ливны, Мценска. 4. Комитету по управлению имуществом Орловской области (Меркулов П.А.) в недельный срок представить на утверждение Главе администрации области порядок оплаты акций Компании, преимущественно в безденежной форме. 5. В целях практической реализации системы ипотечного кредитования: - утвердить порядок осуществления ипотечного кредитования в Орловской области согласно приложению N 2. Установить, что кредит предоставляется сроком до 10 лет под 10% годовых и его сумма составляет не более 25% от стоимости нового жилья; - утвердить программу строительства жилых домов, финансируемых по системе ипотечного кредитования, согласно приложению N 3; - установить, что целевой кредит, предоставляемый на развитие системы ипотечного кредитования, выделяется инвестиционно-строительной компании ОАО ООЦРО "Развитие" (Соболев В.В.) под 10% годовых сроком на 10 лет. Погашение кредита осуществляется путем передачи готового жилья, предназначенного для социальных и иных программ внебюджетному фонду администрации Орловской области по фиксированной цене 1 кв. метра, определяемой по согласованию с администрацией области на момент заключения договора; - поручить инвестиционно-строительной компании (Соболев В.В.) совместно с областным Центром "Недвижимость" (Хахичев В.Д.) заключить соглашение по осуществлению рыночной оценки залогового имущества заемщиков, предусмотрев снижение стоимости данных услуг для льготных категорий населения, в первую очередь для очередников, зарегистрированных в райгорадминистрациях на улучшение жилищных условий. (В редакции Постановления Главы администрации Орловской области от 31.05.2000 г. N 281) 6. Заместителю Главы администрации области Кравченко Т.П., областному управлению финансов и налоговой политики (Курганников В.Ф) в месячный срок: - разработать порядок и механизм выделения льготного жилья малоимущим и социально незащищенным категориям граждан - участникам ипотечной Программы. Утвердить данный порядок постановлением Главы администрации области и довести до исполнения районным и городским администрациям; - разработать положение о порядке выпуска и обращения в системе ипотечного кредитования жилищных сертификатов; - подготовить предложения о внедрении рынка закладных и порядке их обращения; - разработать порядок и механизм предоставления налоговых льгот участникам Программы и внести соответствующий проект постановления на обсуждение областному Совету народных депутатов. 7. Управлению строительства, газификации, коммунального хозяйства, архитектуры и градостроительства (Кисляков А.Г.): - подготовить в двухнедельный срок перечень незавершенных строительством жилых домов высокой степени готовности (не менее 70%), находящихся в областной и муниципальной собственности для передачи их Компании; - рассмотреть вопрос передачи жилищного недостроя предприятий и организации всех форм собственности в счет недоимки в областной и местный бюджеты. 8. Управлению экономического анализа и прогнозирования (Цикорев Н.Н.) ежегодно: - при формировании прогнозов социально - экономического развития области предусматривать выделение лимитов капитальных вложений, финансируемых за счет областного бюджета на выплату безвозмездных жилищных субсидий населению области, как одного из источников ипотечного кредитования: - осуществлять систематическую работу по привлечению на эти цели средств федерального бюджета в рамках реализации федеральной ипотечной программы. 9. Рекомендовать администрациям городов и районов: - из имеющегося количества очередников определить круг претендентов на различные формы содействия в улучшении жилищных условий, в том числе определить очередность на получение адресной безвозмездной субсидии; - в целях снижения стоимости 1 кв. метра исключить практику безвозмездного изъятия жилой площади в домах, строящихся за счет ипотечных кредитов; - усилить контроль за стоимостью услуг, оказываемых эксплуатационными и коммунальными службами по отводу участков, выдаче технических условий на проектирование, подключение вводимого жилья к инженерным сетям и ряду других вопросов, входящих в компетенцию данных служб. 10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Главы администрации области - председателя попечительского Совета Сошникова И.В. Глава администрации области Е.С. Строев Приложение N 1 к постановлению Главы администрации области от 19 ноября 1999 г. N 507 Основные направления, социальные и технико-экономические обоснования программы развития ипотечного жилищного кредитования в Орловской области на 1999-2003 годы Координатор программы: Администрация Орловской области. 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Жилищная проблема в России, обострившаяся в условиях перехода к рыночной экономике, определяет необходимость искать выход в классических механизмах ее решения. В ходе реализации национальной жилищной программы, получившей название "Жилище" средняя обеспеченность жильем в городах области в пересчете на 1 жителя увеличилась с 15,7 до 19,4 кв. метра. Насущно необходимыми стали повышение социальной направленности жилищной реформы, разработка дополнительных мер государственной поддержки определенных социальных групп населения. Это касается, прежде всего, малоимущих граждан, молодых и многодетных семей, а также военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, лиц, проработавших длительное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вынужденных переселенцев, граждан, пострадавших в результате аварий и стихийных бедствий. По состоянию на 01.01.1999 г. в области еще стоят в очередях на улучшение жилищных условий, проживая в общежитиях, коммунальных квартирах и ветхих домах около 40 тысяч семей, из них: инвалиды войны - 475 участники войны - 505 воины-афганцы - 477 военные запаса - 2 050 многодетные семьи - 1 006 молодые семьи - 2115 одинокие участники войны, проживающие в коммунальных квартирах - 34 ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС -275 беженцы - 34 На решение жилищного вопроса, в первую очередь для этих категорий граждан, и был направлен ряд реализуемых федеральных и региональных целевых программ: 1. "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1995 года); 2. "Свой дом" (Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 года N 753); 3. "Государственные жилищные сертификаты" (Постановление Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 года N 71). 4. "Славянские корни" (Постановление Главы администрации Орловской области от 30 марта 1999 г. N 158). В то же время ход и итоги реализации федеральных целевых жилищных программ нельзя назвать удовлетворительными. Основные причины - это отсутствие достаточных бюджетных средств, недостаточно эффективное привлечение и использование собственных средств граждан, отсутствие основных элементов финансово-кредитного механизма программы "Свой дом" и, в первую очередь, системы ипотечного кредитования - ключевого звена в решении жилищной проблемы практически всех слоев населения. Переход к рыночным методам жилищного строительства и формированию рынка жилья в той форме, в которой он проводился с 1990 г., не обеспечил улучшения дел в жилищной сфере. Объем ввода нового жилья уменьшился с 1990 г. почти вдвое. Сокращение финансирования жилищного строительства привело к банкротству крупных строительных предприятий. По статистическим данным по области в коммунальных квартирах продолжает проживать 6,8 тысяч человек, в общежитиях 26,8 тысяч человек. Около 70% населения области проживает в одно- и двухкомнатных квартирах, при этом плотность проживания составляет в среднем 2,2 человека на одну комнату. При переходе на рыночные формы хозяйствования, предоставление бесплатного социального жилья в области значительно сократилось, тогда, как число граждан состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не уменьшилось. Усугубляет ситуацию тот факт, что вновь вводимое жилье строиться на основе морально устаревших технических и архитектурно-планировочных решений. Строительство и эксплуатация жилья энерго- и материалоемки, используются не эффективные технологии и материалы. В связи с этим, наблюдается рост стоимости жилья, делающая его все менее доступным для населения и вызывающая сокращение спроса и объемов производства. В конечном итоге это создает кризис системного характера, при котором происходит неуклонное сжатие спроса на жилье и падение производства, заметно усилившееся в условиях ухудшения макроэкономической ситуации и падения жизненного уровня населения. Назрела необходимость поиска новых подходов к решению ряда проблем в жилищном строительстве, в первую очередь, с целью повышения его социальной направленности. Новыми направлениями реализации этой программы являются: 1. Формирование рыночной системы долгосрочного ипотечного кредитования; 2. Переход от субсидирования процентной ставки к более эффективной системе целевой поддержки групп населения со средним и низким уровнем дохода. Ипотечное кредитование, будучи обеспеченным реальной собственностью граждан на недвижимость, могло бы дать приток денежных средств на рынок жилья, оживить строительство и сопряженные с ним секторы промышленности, сохранить и расширить рабочие места, повысить доходы населения и бюджетов всех уровней. Создание системы ипотечного кредитования - это задача государственного масштаба. Прежде всего, она связана с формированием законодательной базы. Введение в действие за последние годы в Российской Федерации ряда законов позволило существенно изменить ситуацию в этом вопросе. Принятие Закона "Об ипотеке" дает возможность гражданину получить недостающую ему сумму в виде ипотечного кредита под залог недвижимости. Таким образом, программа ипотечного кредитования жилья решает не только социальную проблему обеспечения населения жильем, но и задачу подъема экономики. 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ. Главной целью программы ипотечного кредитования является создание организационных, правовых и финансовых предпосылок для увеличения объемов жилищного строительства в городах и районных центрах Орловской области, что позволит в конечном итоге существенно увеличить платежеспособный спрос на жилье со стороны значительной части населения, прежде всего людей со средним уровнем доходов. В свою очередь, увеличение числа людей, обеспеченных собственным жильем, будет способствовать повышению социальной стабильности и росту благосостояния жителей области. Кроме того, применение механизма ипотечного кредитования при строительстве жилья позволит достичь следующих целей: Привлечь в "реальный сектор" значительные сбережения населения, таким образом создав дополнительный источник инвестиций для экономики региона; Расширить объемы жилищного строительства, обеспечить повышение качества и доступности жилья за счет модернизации строительной индустрии и совершенствования технологии строительства; Увеличить объемы строительного и сопряженного с ним промышленного производства и на этой основе обеспечить повышение уровня занятости населения, рост доходов бюджетов всех уровней; Создать современную инфраструктуру рынка жилья в регионе, активизировать функционирование рынка жилья и связанного с ним рынка инвестиционного капитала. 3. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ. Программа рассчитана на период реализации с 1999 по 2003 годы. При этом предполагается поэтапная реализация Программы, приспособленная к платежеспособному спросу населения и решению социальных задач. Первый этап реализации Программы предполагает ориентацию в первую очередь на граждан, имеющих средний и низкий уровень семейного дохода. Промежуточная форма поэтапного развития ипотечного жилищного кредитования предусматривает вначале создание первичного, а затем формирование вторичного ипотечного рынка. Первоочередной задачей 1 этапа реализуемого проекта является ввод в строй в 1999-2000 годах 47,5 тысяч кв. метров жилья, или 860 новых квартир (при среднестатистической квартире 55 кв. метров), Ввод жилья в городах и райцентрах области, строящегося с использованием ипотеки к 2003 году должен достичь 176 тысяч кв. метров. Для достижения основных целей Программы необходимо разработать и осуществить ряд поэтапных мероприятий, создающих правовое поле и обеспечивающих координацию организационных, финансовых и технических решений по строительству жилых домов с использованием схемы ипотечного кредитования. Таблица N 1 Перечень мероприятий по реализации программы ипотечного кредитования -----------------------------------------------T---------------------------T--------------------T----------------------¬ ¦Наименование мероприятий ¦Ответственный за исполнение¦ Сроки исполнения ¦ Примечание ¦ +----------------------------------------------+---------------------------+--------------------+----------------------+ ¦ 1. Разработать порядок и механизм¦ Кравченко Т.П. Рыжов В.И. ¦Ноябрь-декабрь 1999 ¦ Постановление ¦ ¦предоставления налоговых льгот управляющей¦ Курганников В.Ф. ¦ года ¦ областного Совета ¦ ¦компании, генеральным подрядчикам и другим¦ ¦ ¦ народных депутатов. ¦ ¦участникам Программы. Внести соответствующий¦ ¦ ¦ ¦ ¦проект на обсуждение областного Совета¦ ¦ ¦ ¦ ¦народных депутатов. ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------------------------+---------------------------+--------------------+----------------------+ ¦ 2. Разработать механизм погашения¦ Кравченко Т.П. Рыжов В.И. ¦Ноябрь-декабрь 1999 ¦ Утверждается ¦ ¦недоимки по налогам в областной бюджет¦ Курганников В.Ф. ¦ года ¦ постановлением Главы ¦ ¦предприятий всех форм собственности с ее¦ ¦ ¦администрации области.¦ ¦реструктуризацией на строительство жилья. ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------------------------+---------------------------+--------------------+----------------------+ ¦ 3. Подготовить проект закона Орловской¦ Кравченко Т.П., Цикорев ¦ Декабрь 1999 года ¦ Проект постановления ¦ ¦области "О государственной поддержки системы¦ Н.Н., Курганников В.Ф. ¦ ¦ Областного Совета ¦ ¦ипотечного кредитования". ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------------------------+---------------------------+--------------------+----------------------+ ¦ 4. Подготовить предложения по¦ Администрации г. Орел, г. ¦ Декабрь 1999 года ¦ Информация в ¦ ¦использованию возможности вовлечения в¦ Ливны, г. Мценск ¦ ¦ департамент ¦ ¦хозяйственный оборот незавершенные¦ ¦ ¦ строительства и ¦ ¦строительством жилые дома, находящиеся в¦ ¦ ¦жилищно-коммунального ¦ ¦высокой степени строительной готовности. ¦ ¦ ¦ хозяйства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦администрации области.¦ +----------------------------------------------+---------------------------+--------------------+----------------------+ ¦ 5. Разработать Положение о порядке¦Кравченко Т.П. Комиссия по ¦Ноябрь-декабрь 1999 ¦ ¦ ¦выпуска и обращения жилищных сертификатов в¦ценным бумагам и фондовому ¦ года ¦ ¦ ¦системе ипотечного кредитования. ¦ рынку при администрации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области ¦ ¦ ¦ +----------------------------------------------+---------------------------+--------------------+----------------------+ ¦ 6. Подготовить предложения по внедрению¦Кравченко Т.П. Комиссия по ¦Ноябрь-декабрь 1999 ¦ ¦ ¦рынка закладных и порядке их обращения. ¦ценным бумагам и фондовому ¦ года ¦ ¦ ¦ ¦ рынку при администрации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области ¦ ¦ ¦ +----------------------------------------------+---------------------------+--------------------+----------------------+ ¦ 7. Подготовить предложения по созданию в¦ Зам. Главы администрации ¦Ноябрь-декабрь 1999 ¦ Проект Закона ¦ ¦области фонда жилья временного проживания ¦ области Кисляков А.Г. ¦ года ¦ Орловской области на ¦ ¦ ¦ совместно с ¦ ¦ рассмотрение ¦ ¦ ¦ райгорадминистрациями ¦ ¦ Областному Совету ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ народных депутатов. ¦ L----------------------------------------------+---------------------------+--------------------+----------------------- По мере расширения финансовой составляющей Программы, увеличения рынка жилья и платежеспособного спроса предусматривается создание саморегулируемой и самофинансируемой системы, обеспечивающей жизнедеятельность основной доли жилищного рынка области. 4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. По расчетам, общий объем капиталовложений, необходимый для реализации Программы ипотечного кредитования на период до 2003 года, составляет 1 010,50 млн. рублей в действующих ценах, из них в части строительства жилья - 923 млн. рублей. Финансово-кредитный механизм Программы предусматривает комплексное использование на эти цели различных источников финансирования: кредитных ресурсов, собственных средств граждан, бюджетного финансирования и прочих источников. При этом, учитывая острую дефицитность средств бюджетов всех уровней, предусматривается использовать бюджетные средства в виде возвратных бюджетных кредитов и адресных безвозмездных жилищных субсидий. Финансирование Программы также увязано со средствами федерального бюджета, направляемыми на реализацию на территории области целевых Программ по обеспечению жильем чернобыльцев-ликвидаторов, лиц, уволенных с военной службы в запас или отставку, мигрантов и переселение жителей Крайнего Севера. На первом этапе реализации Программы основным источником финансирования будут банковские кредиты. Бюджетные средства, незавершенное строительство, а также средства населения, что показано на нижеприведенной таблице N 2. Таблица N 2 (в действ. ценах млн. руб.) --------------------------------T-----------------------T-----------------------------T--------------------------¬ ¦ ¦ Объемы финансирования ¦ ¦ ¦ ¦ Наименование показателей ¦ программы на весь ¦ в том числе на период: ¦ Примечание ¦ ¦ ¦ период реализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ВСЕГО: ¦ ¦ ¦ +-------------------------------+-----------------------+--------------T--------------+--------------------------+ ¦ ¦ ¦ 1999-2000¦ 2001-2003¦ ¦ +-------------------------------+-----------------------+--------------+--------------+--------------------------+ ¦Ввод жилья ¦ 175,93 ¦ 47,43 ¦ 128,50 ¦ ¦ ¦(тыс. кв. м. общей площади) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------+-----------------------+--------------+--------------+--------------------------+ ¦Средняя стоимость одного¦ 5246,00 ¦ 5878,00 ¦ 5013,00 ¦ ¦ ¦квадратного метра ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------+-----------------------+--------------+--------------+--------------------------+ ¦Объем финансирования - всего ¦ 923,00 ¦ 278,80 ¦ 644,20 ¦ ¦ +-------------------------------+-----------------------+--------------+--------------+--------------------------+ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------+-----------------------+--------------+--------------+--------------------------+ ¦Федеральный бюджет ¦ 18,50 ¦ 8,50 ¦ 10,00 ¦ С учетом государственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ субсидий, ценных бумаг и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ т.д. ¦ +-------------------------------+-----------------------+--------------+--------------+--------------------------+ ¦Областной бюджет ¦ 7,00 ¦ 2,00 ¦ 5,00 ¦ С учетом налоговых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ освобождений и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦реструктуризации недоимки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦хозяйствующих субъектов в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ областной бюджет ¦ +-------------------------------+-----------------------+--------------+--------------+--------------------------+ ¦Местные бюджеты ¦ 3,92 ¦ 1,42 ¦ 2,50 ¦ С учетом налоговых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ освобождений и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦реструктуризации недоимки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦хозяйствующих субъектов в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ областной бюджет ¦ +-------------------------------+-----------------------+--------------+--------------+--------------------------+ ¦Внебюджетные источники: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------+-----------------------+--------------+--------------+--------------------------+ ¦из них: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------+-----------------------+--------------+--------------+--------------------------+ ¦собственные средства граждан ¦ 230,70 ¦ 69,70 ¦ 161,00 ¦Данные показатели приняты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ расчетно ¦ +-------------------------------+-----------------------+--------------+--------------+--------------------------+ ¦средства граждан в виде¦ 461,50 ¦ 69,70 ¦ 391,80 ¦Данные показатели приняты ¦ ¦"старого" жилья ¦ ¦ ¦ ¦ расчетно ¦ +-------------------------------+-----------------------+--------------+--------------+--------------------------+ ¦Собственные средства ¦ 99,98 ¦ 49,98 ¦ 50,00 ¦ ¦ ¦управляющей компании ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------+-----------------------+--------------+--------------+--------------------------+ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------+-----------------------+--------------+--------------+--------------------------+ ¦прибыль ¦ 7,00 ¦ 2,00 ¦ 5,00 ¦ ¦ +-------------------------------+-----------------------+--------------+--------------+--------------------------+ ¦Средства от размещения акций¦ 47,98 ¦ 47,98 ¦ ¦ С учетом налоговых ¦ ¦третьей эмиссии ОАО ООЦРО¦ ¦ ¦ ¦ освобождений и ¦ ¦"Развитие" по закрытой подписке¦ ¦ ¦ ¦реструктуризации недоимки ¦ ¦среди акционеров: ¦ ¦ ¦ ¦хозяйствующих субъектов в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ областной бюджет ¦ +-------------------------------+-----------------------+--------------+--------------+--------------------------+ ¦- комитет по управлению¦ 37,98 ¦ 37,98 ¦ ¦ ¦ ¦государственным имуществом¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Орловской области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------+-----------------------+--------------+--------------+--------------------------+ ¦- администрация г. Орла ¦ 5,00 ¦ 5,00 ¦ - ¦ ¦ +-------------------------------+-----------------------+--------------+--------------+--------------------------+ ¦- администрация г. Ливны ¦ 2,50 ¦ 2,50 ¦ - ¦ ¦ +-------------------------------+-----------------------+--------------+--------------+--------------------------+ ¦- администрация г. Мценск ¦ 2,50 ¦ 2,50 ¦ - ¦ ¦ +-------------------------------+-----------------------+--------------+--------------+--------------------------+ ¦кредиты Сбербанка РФ ¦ 100,00 ¦ 100,00 ¦ - ¦ ¦ +-------------------------------+-----------------------+--------------+--------------+--------------------------+ ¦ прочие источники ¦ 88,90 ¦ 50,00 ¦ 38,90 ¦ ¦ ¦финансирования (заемные) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L-------------------------------+-----------------------+--------------+--------------+--------------------------- В целях увеличения производства местных строительных материалов, необходимых для реализации Программы и развития новых производств строительных материалов, которые обеспечат снижение стоимости строительства при улучшении теплотехнических характеристик жилья, допускается выделение целевых займов на эти цели предприятиям стройиндустрии. Условия предоставления и возврата заемных средств определяется на основании договора, заключенного между Компанией и заемщиком. Допускается возврат заемных средств осуществлять и строительной продукцией. На проведение указанного комплекса мероприятий необходимо затратить 87,5 млн. руб., в том числе на период до 2000 года - 72,5 млн. руб. согласно таблице N 3. Таблица N 3 Мероприятия по развитию производственной базы домостроения под программу ипотечного кредитования ------T------------------------------------T-------------------T----------------T-----------------------T-----------------¬ ¦ ¦ ¦Годы строительства ¦Капиталовложения¦ ¦ ¦ ¦ N ¦Наименование объектов и мероприятий ¦ и реконструкции ¦ всего (млн. ¦ в том числе: ¦ Ввод мощностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ руб.) ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------+-------------------+----------------+-------T-------T-------+-----------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1999 ¦ 2000 ¦ 2001 ¦ ¦ +-----+------------------------------------+-------------------+----------------+-------+-------+-------+-----------------+ ¦ 1 ¦ Строительство завода по¦ 2000-2001 ¦ 65 ¦ ¦ 50 ¦ 15 ¦20 млн. штук усл.¦ ¦ ¦производству керамического кирпича¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кирпича в год ¦ ¦ ¦на базе завода крупных панелей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------+-------------------+----------------+-------+-------+-------+-----------------+ ¦ 2 ¦ Создание технологических линий¦ 1999-2000 ¦ 5 ¦ 1,2 ¦ 3,8 ¦ ¦15 тыс. штук усл.¦ ¦ ¦по производству стеновых блоков из¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кирпича в смену ¦ ¦ ¦пенобетона и пустотных блоков из¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦керамзитобетона на производственной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦базе ЗАО "Жилстрой". ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------+-------------------+----------------+-------+-------+-------+-----------------+ ¦ 3 ¦ Создание технологических линий¦ 1999-2000 ¦ 5 ¦ 1,2 ¦ 3,8 ¦ ¦15 тыс. штук усл.¦ ¦ ¦по производству стеновых блоков из¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кирпича в смену ¦ ¦ ¦пенобетона и пустотных блоков из¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦керамзитобетона на производственной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦базе ОАО "Агропромстрой". ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------+-------------------+----------------+-------+-------+-------+-----------------+ ¦ 4 ¦ Изготовление металлоформ, ¦ ¦ 2,5 ¦ ¦ 2,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦опалубки, кондукторов и другой¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оснастки для каркасного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦домостроения. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------+-------------------+----------------+-------+-------+-------+-----------------+ ¦ 5 ¦ Создание производства по¦ 1999 - 2000 ¦ 10 ¦ 2 ¦ 8 ¦ ¦стоимость 1 Гкал ¦ ¦ ¦изготовлению теплового пункта для¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦удешевляется в 2 ¦ ¦ ¦автономного теплоснабжения и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ раза ¦ ¦ ¦горячего водоснабжения объектов ЖКХ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и производственного назначения. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------+-------------------+----------------+-------+-------+-------+-----------------+ ¦ ¦ ВСЕГО ¦ ¦ 87,5 ¦ 4,5 ¦ 68 ¦ 15 ¦ ¦ L-----+------------------------------------+-------------------+----------------+-------+-------+-------+------------------ 5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Механизм реализации Программы включает в себя организационную и финансово-кредитную схемы решения проблемы. 5.1. Организационная схема. Непосредственная реализация Программы осуществляется инвестиционно-строительной Компанией (далее - Компания) ОАО ООЦРО "Развитие", производственная деятельность которой отвечает условиям Программы. Компания обслуживает финансирование Программы, обеспечивает координацию взаимодействия между всеми участниками Программы и контролирует соответствие их деятельности условиям Программы и заключенным договорам. Организационный механизм Программы включает в себя объединение строительных организаций, фирм, частных структур, применяющих оптимальные варианты строительства жилья, продукция и условия которых соответствуют технико-экономическим требованиям Программы. В структуру Компании непосредственно или опосредованно включаются следующие функциональные группы организаций (предприятий): - финансово-страховые; - инвестиционные (в том числе агентство ипотечного кредитования); - служба заказчика; - проектно-архитектурные; - производственные; - группа комплектации; - предприятия строительной индустрии. Взаимоотношения между предприятиями Компании строятся на принципах экономической заинтересованности в конечном результате деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Компания формирует жилой фонд, включая организацию работ по строительству новых жилых домов, в том числе с использованием незавершенного жилищного строительства, переданного Компании райгорадминистрациями. Компания может осуществлять оценку имеющегося жилья у заемщика, в случае не достижения договоренности заемщик вправе обратиться к независимому оценщику. Компания соотносит данную оценку с размером выдаваемого займа. Компания продает квартиры из имеющегося жилого фонда и заключает договора о долевом участии в строительстве жилья и кредитные договора с гражданами. 5.2. Финансовая схема строительства и приобретения жилья. Финансово-кредитный механизм Программы разработан и сформулирован с целью повышения доступности приобретения и строительства жилья для различных категорий населения области. Доступность кредитных ресурсов определяется рядом факторов: - низкой процентной ставкой; - длительным сроком кредитования; - дифференцированным подходом к определению платежеспособности различных слоев населения; - строительством жилья, ориентированным на разные социальные группы граждан. В настоящее время соотношение среднегодового дохода семьи из трех человек, имеющий средний показатель душевого дохода - 971 рублей, со стоимостью стандартной квартиры площадью 55 кв. метров, составляет 6. Сравнение максимально доступных сумм кредита, на которые могут претендовать семьи с различными доходами, со средней стоимостью квартиры, показывает, что максимальную сумму кредита (25 % от стоимости) может выплачивать семья из трех человек, имеющая среднемесячный душевой доход не менее 2 000 рублей. Учитывая такие факторы, как материальное состояние покупателей жилья - размер и стабильность их доходов, наличие жилья в собственности и его качество предусматривается вариантность финансирования строительства и приобретения жилья с помощью ипотечных кредитов. 1. Категория граждан со средними доходами (по статистическим данным - 30-40 %) в основном не нуждаются в больших суммах и длительных сроках кредита. Это дает возможность снизить средний размер кредита для данной группы до 15-20 % от стоимости жилья со сроком погашения - 4-5 лет, вовлекая, тем самым, значительно больше личных средств на реализацию Программы. Данная группа, как правило, нуждается в улучшении жилищных условий, имея стартовый капитал в виде имеющегося жилья. Задача Компании состоит в строительстве для данной группы современных комфортабельных квартир улучшенной планировки с отделкой по индивидуальным проектам. 2. Для малоимущих и социально незащищенных слоев населения (50-60%) необходимо строительство недорогого жилья, отделка, планировка и качество которого должны соответствовать типовым проектам массовых серий. При этом должна быть сохранена нормативная обеспеченность от 9 до 12 кв. метров общей площади на одного человека. Для данной категории граждан, помимо выделяемого кредита, предусматривается бюджетное финансирование Программы в виде адресных безвозмездных жилищных субсидий. При этом необходимо выделить две основные группы - покупателей жилья, на которое ориентирован I этап реализации Программы. Это в первую очередь граждане области, поставленные на учет в райгорадминистрациях и признанные в официальном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий. Эта группа в свою очередь может подразделяться на очередников, имеющих жилье и очередников, проживающих в общежитиях и на частных квартирах: а) очередник имеет квартиру: в этом случае возможно заключение договора ипотечного кредитования по льготной ставке 3-4% годовых за счет бюджетного кредитного ресурса сроком на 10-15 лет и его размер может составлять не более 15% от стоимости нового жилья. Остаток средств заемщик покрывает собственными сбережениями (деньги + "старое жилье); б) очередник не имеет в собственности жилья: в этом случае возможно сочетание ипотечного кредита и собственных средств очередника с жилищной безвозмездной субсидией, размер которой интерполируется в зависимости от дохода очередника и срока постановки его на очередь. Размер ипотечного кредита в данном случае будет зависеть от суммы бюджетной субсидии, но не более 25% от стоимости нового жилья со сроком от 10 до 15 лет. Во всех вышеуказанных случаях должны применяться льготы, предусмотренные Программой и меры по снижению стоимости строительства для этой категории населения. Вторая группа потенциальных участников Программы - граждане, желающие улучшить жилищные условия, но не являющиеся очередниками. В этом случае варианты их ипотечного кредитования должны исходить из размера и стабильности их доходов и социального статуса. Для категорий населения, имеющих определенные льготы, необходимо строительство пилотных домов, с использованием незавершенного строительства со степенью технической готовности не менее 70%. В этом случае возможно реальное снижение стоимости 1 кв. метра общей площади. Все мероприятия по удешевлению жилья будут проводиться целенаправленно по конкретным объектам, с использованием средств областного и местных бюджетов на осуществление затрат по их инженерному обеспечению. Комплекс источников финансирования Программы включает в себя, прежде всего: 1. Использование собственных средств граждан. 1.1. Во-первых, это приватизированное жилье. Этот источник можно воспринимать в качестве базовой площадки для наращивания стоимости нового жилья. Степень готовности области к восприятию и внедрению системы ипотечного кредитования можно определить по величине доли личной собственности в жилом фонде. По состоянию на 01.01.1999 г., в области приватизировано 61,8 тысяч квартир, или 39,7 % от общего жилого фонда. 1.2. Во-вторых, это денежные средства граждан. Несмотря на то, что в России в период гиперинфляции были потеряны многолетние сбережения граждан, денежная масса, находящаяся на руках, все еще остается значительной. Практика показала, что наиболее надежной формой сбережения средств у населения является доллар США. По оценкам экономистов, в конце 1998г. на руках у населения находилась сумма 30-50 млрд. долларов США. Эта сумма вдвое больше величины федерального бюджета России. В области только на вкладах в банках в конце 1998г. находилось более 780 млн. руб., а среднемесячный остаток денег "на руках" составляет более 80 млн. руб. Эта величина соизмерима с суммой средств, освоенных на жилищном строительстве в этом году. Ее можно рассматривать в качестве показателя емкости внутреннего рынка, и в первую очередь - рынка жилья. 2. Кредит или сумма рассрочки платежа. Это та сумма, которой не хватает семье, чтобы совершить покупку нового жилья. Формула стоимости "нового" жилья, выглядит следующим образом: Н = СЖ + Д + К, где Н - стоимость "нового" жилья, которое строится или приобретается; СЖ - стоимость "старого" жилья, которое передается в счет оплаты за "новое" жилье; Д - денежный взнос граждан; К - величина ипотечного займа. При этом можно предварительно просчитать варианты улучшения жилищных условий населения области. ----------------------T-------T----------------T----------------T---------------T----------------¬ ¦ Варианты улучшения ¦ Н ¦ СЖ ¦ К+Д ¦ Минимальный ¦ К ¦ ¦ жилищных условий ¦ ¦ ¦ ¦денежный взнос ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 25% от Н ¦ ¦ +---------------------+-------+-------T--------+-------T--------+---------------+-------T--------+ ¦ ¦ кв.м. ¦ кв.м. ¦ в%кН ¦ кв.м. ¦ в%кН ¦ кв.м. ¦ кв.м. ¦в % к Н ¦ +---------------------+-------+-------+--------+-------+--------+---------------+-------+--------+ ¦ Из 1к в 2-х¦ 54 ¦ 33 ¦ 61,11 ¦ 21 ¦ 38,89 ¦ 13,50 ¦ 7,50 ¦ 13,89 ¦ ¦комн. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+-------+-------+--------+-------+--------+---------------+-------+--------+ ¦ Из 1к в 3-х¦ 69 ¦ 33 ¦ 47,83 ¦ 36 ¦ 52,17 ¦ 17,25 ¦ 18,75 ¦ 27,17 ¦ ¦комн. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+-------+-------+--------+-------+--------+---------------+-------+--------+ ¦ Из 2к в 3-х¦ 69 ¦ 51 ¦ 73,91 ¦ 18 ¦ 26,09 ¦ 17,25 ¦ 0,75 ¦ 1,09 ¦ ¦комн. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+-------+-------+--------+-------+--------+---------------+-------+--------+ ¦ Из 2к в 4-х¦ 75 ¦ 51 ¦ 68,00 ¦ 24 ¦ 32,00 ¦ 18,75 ¦ 5,25 ¦ 7,00 ¦ ¦комн. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+-------+-------+--------+-------+--------+---------------+-------+--------+ ¦ Из 2кв 1к+1к ¦ 79 ¦ 51 ¦ 64,56 ¦ 28 ¦ 35,44 ¦ 19,75 ¦ 8,25 ¦ 10,44 ¦ +---------------------+-------+-------+--------+-------+--------+---------------+-------+--------+ ¦ Из 3кв 1к+2к ¦ 93 ¦ 64 ¦ 68,82 ¦ 29 ¦ 31.18 ¦ 23,25 ¦ 5,75 ¦ 6,18 ¦ +---------------------+-------+-------+--------+-------+--------+---------------+-------+--------+ ¦ Из 3к в 2к +2к ¦ 108 ¦ 65 ¦ 60,19 ¦ 43 ¦ 39,81 ¦ 27,00 ¦ 16,00 ¦ 14,81 ¦ +---------------------+-------+-------+--------+-------+--------+---------------+-------+--------+ ¦ Из 4к в 2к +2к ¦ 108 ¦ 75 ¦ 69,44 ¦ 33 ¦ 30,56 ¦ 27,00 ¦ 6,00 ¦ 5,56 ¦ +---------------------+-------+-------+--------+-------+--------+---------------+-------+--------+ ¦ Из 4к в Зк +2к ¦ 123 ¦ 76 ¦ 61,79 ¦ 47 ¦ 38,21 ¦ 30,75 ¦ 16,25 ¦ 13,21 ¦ L---------------------+-------+-------+--------+-------+--------+---------------+-------+--------- Из приведенных расчетов видно, что при варианте улучшения жилищных условий с участием старого жилья, семье нужен кредит, в среднем составляющий 15 % стоимости нового жилья. Сумма и срок предоставляемого кредита напрямую зависит от совокупного семейного дохода. Дифференциация суммы и срока предоставляемого кредита от указанных показателей приведена в нижеследующей таблице. ----T------------------T------------------T----------------T---------------------------------¬ ¦ N ¦Сумма совокупного ¦Сумма ежемесячного¦ Максимальная ¦ ¦ ¦п/п¦семейного дохода, ¦ платежа (20 % ¦ сумма кредита, ¦ Срок кредита, лет ¦ ¦ ¦ рублей ¦ дохода), рублей. ¦ рублей ¦ ¦ +---+------------------+------------------+----------------+---------------------------------+ ¦ 1 ¦ 2000 ¦ 400 ¦ 24000 ¦ 10 ¦ +---+------------------+------------------+----------------+---------------------------------+ ¦ 2 ¦ 2500 ¦ 500 ¦ 30000 ¦ 10 ¦ +---+------------------+------------------+----------------+---------------------------------+ ¦ 3 ¦ 3000 ¦ 600 ¦ 36000 ¦ 10 ¦ +---+------------------+------------------+----------------+---------------------------------+ ¦ 4 ¦ 3500 ¦ 700 ¦ 42000 ¦ 10 ¦ +---+------------------+------------------+----------------+---------------------------------+ ¦ 5 ¦ 4000 ¦ 800 ¦ 45474 ¦ 9 ¦ +---+------------------+------------------+----------------+---------------------------------+ ¦ 6 ¦ 4500 ¦ 900 ¦ 44471 ¦ 7 ¦ +---+------------------+------------------+----------------+---------------------------------+ ¦ 7 ¦ 5000 ¦ 1000 ¦ 49412 ¦ 7 ¦ +---+------------------+------------------+----------------+---------------------------------+ ¦ 8 ¦ 5500 ¦ 1 100 ¦ 49500 ¦ 6 ¦ +---+------------------+------------------+----------------+---------------------------------+ ¦ 9 ¦ 6000 ¦ 1200 ¦ 54000 ¦ 6 ¦ +---+------------------+------------------+----------------+---------------------------------+ ¦10 ¦ 6500 ¦ 1300 ¦ 58500 ¦ 6 ¦ +---+------------------+------------------+----------------+---------------------------------+ ¦11 ¦ 7000 ¦ 1400 ¦ 56000 ¦ 5 ¦ +---+------------------+------------------+----------------+---------------------------------+ ¦12 ¦ 7500 ¦ 1500 ¦ 60000 ¦ 5 ¦ +---+------------------+------------------+----------------+---------------------------------+ ¦13 ¦ 8000 ¦ 1600 ¦ 54857 ¦ 4 ¦ +---+------------------+------------------+----------------+---------------------------------+ ¦14 ¦ 8500 ¦ 1700 ¦ 58286 ¦ 4 ¦ +---+------------------+------------------+----------------+---------------------------------+ ¦15 ¦ 9000 ¦ 1800 ¦ 61714 ¦ 4 ¦ +---+------------------+------------------+----------------+---------------------------------+ ¦16 ¦ 9500 ¦ 1900 ¦ 65 143 ¦ 4 ¦ +---+------------------+------------------+----------------+---------------------------------+ ¦17 ¦ 10000 ¦ 2000 ¦ 68571 ¦ 4 ¦ L---+------------------+------------------+----------------+---------------------------------- На втором этапе реализации Программы, когда станет возможным переход к классической схеме ипотечного кредитования, в качестве основного источника финансирования ипотечных кредитов можно рассматривать вторичный рынок ценных бумаг. Участники программы ипотечного кредитования, покупатели жилья, в качестве обеспечения возвратности кредита передают кредитору закладную, которая может быть использована в качестве товара на рынке ценных бумаг. Кредитор продает ее на вторичном рынке ценных бумаг. Такая схема действует практически во всех странах, с учетом своих особенностей. 3. Предоставление бюджетных средств гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий - денежные средства, предусмотренные специальной статьей бюджета, которые через Компанию направляются на ипотечное кредитование. Это жилищные сертификаты, безвозмездные субсидии и т.д. Сумма безвозмездной субсидии, выделяемая гражданам может составлять от 5 до 70 % стоимости приобретаемого жилья и зависит от времени ожидания в очереди на улучшение жилищных условий и фактически занимаемой площади в расчете на одного члена семьи. Данная категория граждан, по желанию, может получить субсидию в виде доли имущества в незавершенном строительстве жилья областной и муниципальной собственности. В городах Орловской области есть долгострои, принадлежащие предприятиям или муниципалитетам, которые образовались в связи с затянувшимся экономическим кризисом. Стоимость этих незавершенных строений может явиться начальным капиталом для раскручивания ипотечной программы в области и служить источником кредитного финансирования. Расчеты доказывают выгодность использования бюджетных источников. Практика ипотечного кредитования свидетельствует о том, что на 1 рубль кредита Покупатель может вкладывать в реальный сектор экономики свои 4 рубля. При этих условиях 1 рубль, выведенный из бюджета (или не дошедший до бюджета) в пользу ипотеки, возвращается в бюджеты всех уровней в удвоенном размере. Этот эффект мультипликации происходит в связи с оживлением реального сектора экономики за счет денежных средств граждан, участвующих в ипотечной программе, а значит, в развитии реального сектора экономики. При этом бюджетные средства послужат катализатором финансового потока, основой которого будут личные средства граждан, состоящие из денежной массы и приватизированного жилья. Этот финансовый поток, направленный в реальный сектор экономики, на каждом витке своего оборота порождает налогооблагаемую базу и генерирует налоги в бюджеты всех уровней. Характерно, что в этом случае в реальный сектор экономики направляются "живые" деньги. Сам переход к финансированию на возвратной основе обладает оздоровительным воздействием. Однако его вторичный эффект - генерация дополнительных налогов - еще более важен. Он фактически компенсирует часть затрат на кредитование, а при определенных экономических характеристиках полностью их окупает. Согласно проводимых расчетов, строительное предприятие уплатит налоги в размере 20,3 % от суммы финансирования. Таким образом, из 100 % полученных этим предприятием финансов 20,3 % вернутся в казну в том или ином виде. Это не все налоги. Действительно, покупая материалы, строительное предприятие уплатит деньги производителю этих материалов (или оптовому продавцу), который в свою очередь тоже уплатит налоги. В течение года в сфере промышленности на современном уровне экономического развития капитал оборачивается примерно три раза в год. Учитывая, что сумма финансирования строительства жилья состоит из средств граждан и кредитных ресурсов, имеющих бюджетную природу, можно отметить, что процесс генерации налогов входит в фазу саморазвития при условии, когда количество налогов, генерируемых от личных средств граждан, направленных на строительство, больше, чем расходы бюджета на ипотечное кредитование. По результатам проведенных расчетов, и опираясь на опыт регионов, применяющих ипотечное кредитование, можно в качестве резюме выделить главные принципы финансовой политики ипотечного кредитования: 1. Сумма ипотечного кредита не должна превышать 30 % стоимости нового жилья и ограничивается суммой ежемесячного возврата (с учетом начисленных процентов) не более 20 % от совокупного семейного дохода заемщика. Это необходимо для перехода ипотечной программы в режим самофинансирования. 2. Денежное участие заемщика должно быть не менее 10 % от стоимости нового жилья. 3. Участник программы должен иметь начальный капитал в виде приватизированного жилья. 4. Ставка ипотечного кредита не должна превышать 10%. Срок кредитования должен быть не более 10 лет. 5. Необходимость создания в рамках Программы фонда временного проживания. Это необходимо для решения гражданско-правовых вопросов, которые могут возникнуть в случае неисполнения заемщиком условий договора ипотечного займа. 6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. В результате реализации Программы объемы жилищного строительства объеме уже в 2000 году повысится более чем в два раза против 1998 года. Средняя обеспеченность жильем в пересчете на одного жителя области увеличится до 21 кв. м. общей площади на 1 человека. Получит дальнейшее развитие механизм долгосрочного кредитования жилищного строительства, в том числе ипотечного, и вовлечения в хозяйственный оборот денежных сбережений населения, таким образом, создав дополнительный источник инвестиций для экономики региона. Активизация жилищного строительства обеспечит повышение качества и доступности жилья за счет модернизации строительной индустрии и совершенствования технологии строительства и станет своеобразным толчком к увеличению объемов производства и развитию выпуска новых видов местных строительных материалов и конструкций, образованию новых рабочих мест. Обеспечение жильем социально незащищенных групп жителей области за счет продажи им квартир по льготным ценам будет способствовать снижению социальной напряженности в регионе. Укрепится правовая и нормативная база жилищного строительства. Будут созданы все предпосылки для дальнейшего увеличения жилищного строительства в области. В результате осуществления всех мероприятий по внедрению системы ипотечного кредитования стоимость строительства жилья может снизиться на 10%. 7. КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ. Контроль за ходом выполнения Программы возложить на Первого заместителя Главы администрации области, председателя Попечительского совета (Сошников И.В.), глав администраций районов структурные подразделения областной администрации в соответствии с их компетенцией. Компании необходимо ежеквартально представлять информацию в департамент строительства и коммунального хозяйства о ходе реализации Программы по сумме выданных и погашенных кредитов, объемах введенного в эксплуатацию жилья, количестве заключенных договоров на дальнейшее строительство. Департамент строительства и коммунального хозяйства анализирует и обобщает поступающую отчетность и информирует Главу администрации области с внесением предложений по совершенствованию проводимой работы. Приложение N 2 к постановлению Главы администрации Орловской области от 19 ноября 1999 г. N 507 ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Лица, желающие улучшить свои жилищные условия, могут выбрать наиболее приемлемую для них схему ипотечного кредитования: I. Приобретение жилья с привлечением кредитных ресурсов банка. II. Приобретение жилья у строительной компании, при котором кредитование осуществляет компания на срок до 10 лет. Общими условиями для обоих вариантов являются: - обязательный авансовый платеж покупателя квартиры - долгосрочность кредита (до 10 лет) - низкий процент за пользование кредитом (разницу между процентной ставкой банка и ставкой ипотечного кредитования на начальном этапе становления процесса ипотеки в регионе может выплачивать администрация области, города, района) К желающим получить ипотечный кредит предъявляются следующие требования: - способность внести авансовый платеж при приобретении жилья - наличие постоянного источника дохода, обеспечивающего возможность погашения ипотечного кредита в течение всего периода кредитования. Схема 1. Приобретение жилья у строительной компании с передачей "старого" жилья строительной компании, при котором кредитование осуществляет компания на срок до 10 лет. Условия предоставления ипотечного кредита по данной схеме: - первоначальный денежный взнос Заемщика составляет не менее 25% от стоимости квартиры. - стоимость "старого" жилья должна составлять не менее 50% от стоимости нового. "Старое" жилье оценивается по взаимной договоренности сторон. При недостижении сторонами согласия, возможно привлечение независимого оценщика, при этом затраты по оплате услуг оценщика несет Заемщик. - кредит, предоставляемый строительной компанией, не превышает 25% стоимости нового жилья, и ограничивается суммой ежемесячного платежа (с учетом процентов за кредит) не более 20 % от суммы среднемесячного дохода Заемщика и Созаемщиков рассчитанного исходя из их совокупного дохода за один календарный год. 1. Кредит предоставляется на срок до 10 лет под 10% годовых в рублях. Кредит выплачивается ежеквартально, начиная с квартала, следующего за кварталом его получения, на основе графика, предусматривающего выплату основной суммы долга и процентов. 2. Предметом залога по данной схеме ипотечного кредитования является новая квартира, которую Заемщик приобретает у строительной компании. площ(пункты 3, 4, 5 Отменены - Постановление Главы администрации Орловской области от 04.09.2001 г. N 409) ади, оплаченной Заемщиком. В случае отказа Заемщика от предлагаемой жилой площади ему возвращаются внесенные им средства в денежной форме без индексации. Схема II. Приобретение жилья у строительной компании без передачи "старого" жилья строительной компании, при котором кредитование осуществляет компан ия на срок до 10 лет. Условия предоставления ипотечного кредита по данной схеме: - первоначальный денежный взнос Заемщика составляет не менее 25% от стоимости квартиры - кредит, предоставляемый строительной компанией, не превышает 25% стоимости нового жилья, и ограничивается суммой ежемесячного платежа (с учетом процентов за кредит) не более 20% от суммы среднемесячного дохода Заемщика и Созаемщиков рассчитанного исходя из их совокупного дохода за один календарный год. - оставшаяся, неоплаченная часть стоимости новой квартиры, вносится до окончания строительства дома с учетом возможной индексации цен. 1. Кредит предоставляется на срок до 10 лет под 10 % годовых в рублях. Кредит выплачивается ежеквартально, начиная с квартала, следующего за кварталом его получения, на основе графика, предусматривающего выплату основной суммы долга и процентов. 2. Предметом залога по данной схеме ипотечного кредитования является новая квартира, которую Заемщик приобретает у строительной компании. 3. Заключается договор ипотечного кредитования между Заемщиком и строительной компанией, который регистрируется в соответствии с действующим законодательством. (пункты 3, 4 Отменены - Постановление Главы администрации Орловской области от 04.09.2001 г. N 409)оме. 2. Для приобретения жилья по данной схеме, Заемщик представляет в строительную компанию: - ходатайство Администрации, - справку о постановке на очередь, - договор поручительства Администрации на сумму предоставляемого займа. 3. Заемщик оплачивает не менее 75 % стоимости нового жилья в течение 6-и месяцев от даты заключения договора с учетом возможной индексации цен. Оплата может быть произведена любым сочетанием из следующих видов: - личными средствами, - имеющимся в собственности жильем, с последующей передачей его строительной компании, - ценными бумагами, - за счет средств бюджета, - за счет средств внебюджетных фондов, - за счет средств предприятий. 4. Кредит, предоставляемый строительной компанией, не превышает 25 % стоимости нового жилья, и ограничивается суммой ежемесячного платежа (с учетом процентов за кредит) не более 20 % от суммы среднемесячного дохода Заемщика и Созаемщиков рассчитанного исходя из их совокупного дохода за один календарный год. Кредит предоставляется сроком до 10 лет. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|