Расширенный поиск
Постановление Коллегии администрации Орловской области от 30.06.2006 № 116РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 30 июня 2006 г. N 116 г. Орел Об инновационно-инвестиционной программе "Развитие производства дорожно-строительной техники в Орловской области на 2006-2010 годы" Производство дорожно-строительной техники является одной из наиболее значимых составляющих промышленного комплекса области. Отличительной особенностью предприятий дорожно-строительного машиностроения является производство на них технически сложной, с большим количеством узлов и комплектующих, материалоемкой продукции, что определяет необходимость развития высокого уровня межотраслевой и внутриотраслевой производственной кооперации с другими промышленными предприятиями области. В этом аспекте предприятия, производящие дорожно-строительную технику, относятся к наиболее активным "точкам роста" промышленности области. Экономическое положение большинства предприятий дорожно-строительного машиностроения на протяжении последних 5 лет является устойчиво стабильным, общий рост объемов производства дорожно-строительной техники за данный период составил 250 %. В 2005 году предприятиями, выпускающими дорожно-строительную технику, произведено продукции на 950 млн. руб., темп роста объемов производства к уровню предшествующего года составил 125 %. Предприятия-производители дорожно-строительной техники являются ведущими экспортерами промышленной продукции в области, при этом география поставок техники постоянно расширяется. На предприятиях постоянно идут процессы технологического обновления производства, ведутся работы по повышению качества и расширению номенклатуры выпускаемой продукции. Стабильное развитие производства определяет улучшение качественных показателей в финансовой сфере: растет рентабельность производства, увеличивается доля оборотных активов в денежной форме, растут налоговые поступления в бюджеты всех уровней. В то же время необходимо отметить, что имеющийся производственный потенциал предприятий, производящих дорожно-строительную технику, недостаточен для дальнейшего длительного поддержания высоких темпов экономического роста, что обусловлено значительной степенью физического и морального износа основных производственных фондов, недостаточным удельным весом современного технологического оборудования. В настоящее время главными задачами предприятий, производящих дорожно-строительную технику, является ускорение темпов технического перевооружения производственных мощностей, разработка и организация производства новых видов продукции, способных конкурировать с ведущими зарубежными аналогами, привлечение для этого необходимых инвестиционных ресурсов. В целях реализации стратегической задачи промышленной политики Орловской области по обеспечению устойчивой и эффективной работы промышленного комплекса области, закреплению положительных тенденций и созданию благоприятных экономических и организационно-правовых условий динамичного развития предприятий дорожно-строительного машиностроения, стимулированию их инвестиционной и инновационной деятельности КОЛЛЕГИЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Одобрить прилагаемую инновационно-инвестиционную программу "Развитие производства дорожно-строительной техники в Орловской области на 2006-2010 годы" (далее - Программа), основными направлениями которой являются рост производственного и научно-технического потенциала предприятий, производящих дорожно-строительную технику, разработка и освоение новых видов конкурентоспособной продукции с использованием инновационных подходов, привлечение инвестиций для обновления технологической базы предприятий, повышение уровня оплаты труда на предприятиях дорожно-строительного машиностроения, создание новых рабочих мест. 2. Управлению промышленности, производственной и научно-технической инфраструктуры Аппарата Губернатора и администрации области (Морозов Б.А.) организовать работу по реализации основных мероприятий Программы, осуществлению мониторинга выполнения Программы. 3. Управлению промышленности, производственной и научно-технической инфраструктуры Аппарата Губернатора и администрации области (Морозов Б.А.), управлению по предпринимательству, инвестиционной и инновационной деятельности, внешнеэкономическим и межрегиональным связям Аппарата Губернатора и администрации области (Панарин В.В.) активизировать работу по поиску и привлечению потенциальных отечественных и зарубежных инвесторов для финансирования мероприятий Программы. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Коллегии, первого заместителя Губернатора области Сошникова И.В. Председатель Коллегии Е.С. Строев Приложение к постановлению Kоллегии администрации области от 30.06.2006 г. N 116 Управление промышленности, производственной и научно-технической инфраструктуры Аппарата Губернатора и администрации Орловской области ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2010 ГОДЫ" СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1 Введение 5 Основания для разработки Программы 7 2. Анализ социально-экономического состояния отрасли и 9 обоснование необходимости разработки Программы 3. Цели и задачи Программы, сроки ее реализации 17 4. Система программных мероприятий 19 5. Механизм реализации Программы 22 6. Организация управления и контроль реализации Программы 24 7. Ресурсное обеспечение Программы 24 8. Социально-экономическая эффективность реализации 25 Программы Приложения Приложение N 1. Схема формирования и реализации Программы 26 Приложение N 2. Система программных мероприятий 27 Приложение N 3. Перечень основных работ 32 предприятий-участников Программы Приложение N 4. Затраты предприятий-участников Программы 38 по направлениям и срокам реализации работ, источники финансирования Приложение N 5. Общий объем финансовых затрат, необходимых 43 для реализации Программы Приложение N 6. Производственные программы предприятий- 44 участников Программы Приложение N 7. Основные направления использования 50 финансовых средств для реализации Программы Приложение N 8. Социальные показатели реализации Программы 51 Приложение N 9. Расчет налоговых поступлений в областной 52 бюджет и бюджетной эффективности Программы ПАСПОРТ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2010 годы" |———————————————————|————————————————————————————————————————————————| | Показатель | Содержание показателя | |———————————————————|————————————————————————————————————————————————| | 1. Наименование | Инновационно-инвестиционная программа | | программы | "Развитие производства дорожно-строительной | | | техники в Орловской области на 2006-2010 годы" | |———————————————————|————————————————————————————————————————————————| | 2. Основания для | Закон Орловской области от 24.07.98 N | | разработки | 75-ОЗ "О промышленной политике в Орловской | | программы | области" | | | Закон Орловской области от 04.10.2001 N | | | 215-ОЗ "Об инновационной деятельности и | | | государственной инновационной политике в | | | Орловской области" | | | Закон Орловской области от 27.02.2006 N | | | 586-ОЗ "О концепции промышленной, | | | научно-технической и инновационной политики | | | Орловской области на период до 2010 года" | | | Постановление Коллегии администрации | | | Орловской области от 09.09.2004 N 142 "О мерах | | | по реализации промышленной политики Орловской | | | области в 2004-2005 г.г. с учетом ее | | | инновационной направленности" | | | Итоговые решения Всероссийской | | | научно-практической конференции "Актуальные | | | проблемы технического оснащения дорожной | | | отрасли в условиях реформирования" (г. Орел, | | | 20-21 апреля 2005 г.) | |———————————————————|————————————————————————————————————————————————| | 3. Государственный| Губернатор Орловской области | | заказчик | | |———————————————————|————————————————————————————————————————————————| | 4. Основной | Управление промышленности, | | разработчик | производственной и научно-технической | | программы | инфраструктуры Аппарата Губернатора и | | | администрации области | |———————————————————|————————————————————————————————————————————————| | 5. Цели и задачи | Цели программы | | программы | Рост производственного и | | | научно-технического потенциала | | | машиностроительного комплекса области на | | | основе крупных предприятий, производящих | | | дорожно-строительную технику - конечную | | | продукцию с большим количеством комплектующих | | | от предприятий-смежников. | | | Развитие в промышленном комплексе области | | | дорожно-строительного машиностроения как | | | стратегически-важного направления для развития | | | экономики страны и области. | | | Создание благоприятных экономических и | | | организационно-правовых условий для | | | привлечения инвестиций в машиностроительный | | | комплекс области на взаимовыгодной основе для | | | экономических интересов области, | | | предприятий-производителей | | | дорожно-строительной техники и потенциальных | | | инвесторов | | | Задачи программы | | | Определение приоритетных, наиболее | | | экономически выгодных для предприятий области | | | направлений развития производства | | | дорожно-строительной техники. | | | Согласование параметров производимой и | | | создаваемой дорожно-строительной техники по | | | действующим государственным стандартам и | | | требованиям с соответствующими федеральными | | | организациями. | | | Организация работ по созданию и | | | производству новых видов и модификаций | | | конкурентоспособной дорожно-строительной | | | техники и оборудования, отвечающих современным | | | требованиям характера и качества выполнения | | | дорожных и строительных работ. | | | Привлечение инвестиций капитального | | | характера на предприятия, производящие или | | | планирующие производить дорожно-строительную | | | технику, для реализации совместных проектов. | | | Организация взаимодействия предприятий | | | области с федеральными государственными | | | структурами, курирующими и работающими в сфере | | | дорожно-строительного машиностроения, продажи | | | техники для федеральных нужд. | | | Развитие производственной кооперации в | | | сфере дорожно-строительного машиностроения на | | | внутри- и межотраслевом уровне. | | | Укрепление финансово-экономического | | | положения предприятий, увеличение налоговых | | | поступлений в бюджет области от предприятий | | | машиностроительного комплекса области. | | | Создание дополнительных рабочих мест на | | | предприятиях машиностроения области, повышение | | | уровня оплаты труда | |———————————————————|————————————————————————————————————————————————| | 6. Перечень | Совершенствование нормативной правовой | | основных | базы, стимулирующей развитие производства | | программных | дорожно-строительной техники в Орловской | | мероприятий | области. | | | Разработка качественно сформированных в | | | техническом и экономическом плане | | | инвестиционных программ и проектов с целью | | | организации перспективного планирования. | | | Разработка и организация производства на | | | предприятиях, производящих | | | дорожно-строительную технику, новых видов и | | | модификаций продукции в соответствии с | | | прогнозируемым спросом, модернизация | | | выпускаемой техники с целью повышения ее | | | конкурентоспособности. | | | Разработка и реализация мероприятий, | | | направленных на активизацию инвестиционной и | | | инновационной деятельности предприятий. | | | Содействие продвижению | | | дорожно-строительной техники, выпускаемой | | | промышленными предприятиями области, на | | | внутренний российский рынок, в том числе | | | поставок для государственных нужд. | | | Подготовка высококвалифицированных | | | специалистов рабочих и инженерных | | | специальностей для предприятий, производящих | | | дорожно-строительную технику | |———————————————————|————————————————————————————————————————————————| | 7. Сроки | 2006-2010 гг. | | реализации | | | программы | | |———————————————————|————————————————————————————————————————————————| | 8. Основные | ОАО "Орловская промышленная компания" | | исполнители | Предприятия, производящие дорожно-строительную | | программы | технику (по согласованию) | | | Управление промышленности, производственной и | | | научно-технической инфраструктуры Аппарата | | | Губернатора и администрации области | |———————————————————|————————————————————————————————————————————————| | 9. Объемы и | Прогнозируемый необходимый объем | | источники | финансирования Программы - 543,7 млн. руб., в | | финансирования | т.ч.: собственные средства участников | | программы | Программы - 212,1 млн. руб., заемные средства | | | - кредиты банков - 331,6 млн. руб. | | | Прогнозируемая процентная ставка по | | | кредитам банков - 83 млн.руб., в т.ч. | | | компенсация части процентной ставки по | | | кредитам банков за счет средств областного | | | бюджета в размере ставки рефинансирования ЦБ | | | РФ - 58,6 млн.руб. | | | Прогнозируемый общий объем финансирования | | | Программы с учетом процентной ставки по | | | кредитам - 626,7 млн. руб., в т.ч.: объем | | | внебюджетного финансирования Программы - 568,1 | | | млн.руб., объем финансирования Программы за | | | счет средств областного бюджета - 58,6 | | | млн.руб. | |———————————————————|————————————————————————————————————————————————| | 10. Ожидаемые | Реализация мероприятий Программы | | конечные | позволит получить следующие результаты: | | результаты | - активизировать инвестиционную деятельность | | реализации | предприятий, в первую очередь, за счет | | программы | привлечения средств из внешних источников; | | | - организовать производство новых видов | | | дорожно-строительной техники и оборудования, а | | | также расширить выпуск комплектующих к ней; | | | - увеличить объемы производства | | | дорожно-строительной техники в области в 2,4 | | | раза; | | | - улучшить финансово-экономическое положение | | | предприятий, производящих дорожно-строительную | | | технику, в 2-2,5 раза повысить существующий | | | уровень рентабельности производства продукции; | | | - создать свыше 540 новых рабочих мест; | | | - повысить уровень средней заработной платы (в | | | сопоставимой оценке) в 1,6-1,8 раза; | | | - обеспечить рост налоговых поступлений в | | | областной бюджет в размере 154 млн. руб. | | | Расчетная бюджетная эффективность за | | | период реализации Программы, в случае | | | компенсации части процентных ставок кредитов | | | (в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ) за | | | счет средств областного бюджета, составляет 95 | | | млн. руб. | |———————————————————|————————————————————————————————————————————————| | 11. Организация | Координационный совет Орловской области | | контроля за | по промышленной, научно-технической и | | исполнением | инновационной политике осуществляет контроль и | | программы | координацию выполнения мероприятий Программы, | | | проводит оценку социально-экономической | | | эффективности результатов реализации Программы | |———————————————————|————————————————————————————————————————————————| Введение Дорога - основа любой инфраструктуры, главный элемент, одновременно являющийся результатом развития научно-технического прогресса. По степени развития дорог как базиса транспортного хозяйства можно судить о степени цивилизованности нации, наличии потенциала для дальнейшего производственного и социального развития. Протяженность сети автомобильных дорог России составляет в настоящее время 600 тыс.км., в т.ч. с твердым покрытием - 550 тыс. км. (90%), грунтовых - 50 тыс.км. При этом протяженность федеральных дорог общего пользования составляет 48 тыс.км., практически все они с твердым покрытием (99% от общей протяженности). Федеральные автомобильные дороги составляют 8% от общей протяженности автодорог страны, но при этом на них приходится почти половина всей транспортной работы (грузооборота и пассажирооборота), выполняемой автомобильным транспортом хозяйствующих субъектов и населения, а также практически 100% транспортных перевозок, связанных с обслуживанием внешнеторгового оборота. Автомобильный транспорт обеспечивает 77% от общего объема грузовых перевозок и 96% пассажирских перевозок, выполняемых всеми видами транспорта. Последние годы в России прирост автомобильного парка в среднем составляет 70%. На фоне такой динамики увеличение протяженности сети автомобильных дорог составляет менее 1%, существующая дорожная сеть уже не справляется с возросшей нагрузкой и интенсивностью транспортных потоков. Сегодня почти 60% автодорог федерального значения и более 80% территориальных автодорог не соответствуют современным нормативно-техническим требованиям, около трети из них нуждаются в серьезной модернизации или реконструкции. Несоответствие состояния и уровня развития автомобильных дорог задачам ускорения экономического развития страны приводит к неоправданно высокому размеру транспортной составляющей в себестоимости продукции, которая в России составляет 15-20% от общего уровня против 7-8 % в других государствах. Ежегодная сумма потерь, связанных с недостаточным развитием дорожной сети и ее низким техническим состоянием, оценивается ориентировочно в 400-500 млрд. рублей, что превышает 2 % ВВП страны. В настоящее время к проблемам строительства и качественного содержания дорог привлечено активное внимание государственных структур на федеральном и региональном уровнях. Рассматриваются пути активизации эффективного развития дорожного хозяйства, вопросы увеличения объемов государственного финансирования дорожного строительства, а также формы взаимовыгодного сотрудничества государства и частного бизнеса в этой сфере. Основные пути развития дорожной отрасли определены федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 г г.)" во входящей в ее состав подпрограмме "Автомобильные дороги". Приоритетной задачей является сохранение и развитие существующей дорожной сети страны, определены необходимые объемы работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных работ, размеры и источники их финансирования. Вопросы технического оснащения работ по строительству, ремонту и содержанию дорог всегда были для дорожных организаций (организаций, занимающихся строительством, ремонтом и обслуживанием автомобильных дорог) важными и актуальными. В современных условиях все современные технологические процессы при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог выполняется машинами. Состояние парка и технический уровень дорожной техники (комплекса машин для строительства, реконструкции, ремонта и содержания дорог) в значительной степени определяют: - качество, надежность и долговечность автомобильных дорог и сооружений на них; - темпы производства дорожных работ; - затраты на дорожные работы и объекты; - условия труда на дорожных работах. В то же время необходимо констатировать, что современное техническое оснащение большинства дорожных организаций страны не в состоянии обеспечить требуемого качества и темпов выполнения дорожных работ, парк машин характеризуется многомарочностью, длительными сроками эксплуатации, многие модели технически и морально устарели. Несмотря на то что в последние годы оснащенность дорожных предприятий техникой и оборудованием существенно улучшилась, физический износ парка машин продолжает оставаться очень высоким и колеблется в зависимости от ведомственной и территориальной принадлежности организаций от 65 до 80 %. Одновременно с этим отсутствие отдельных видов дорожной техники отечественного производства вынуждает дорожные организации закупать ее за рубежом. Как показывает практика, особенно остро стоит вопрос с обеспеченностью машинами и механизмами работ по ремонту и содержанию автодорог и дорожных сооружений, где не хватает средств малой механизации и многопрофильных машин со сменным оборудованием. Основным вопросом технического оснащения дорожных предприятий, необходимым для решения на государственном уровне, является достаточное финансирование строительства и содержания автомобильных дорог с учетом необходимых нормативов, установленных исходя из категории автомобильных дорог, интенсивности движения и климатических зон. Учитывая масштаб необходимых работ в сфере ремонта и строительства дорог, в настоящее время отчетливо прослеживается острая необходимость применения новых механизмов привлечения инвестиционных ресурсов для технического перевооружения предприятий дорожного хозяйства. В создавшихся условиях необходима четкая государственная стратегия технологического обновления дорожной отрасли, одним из элементов которого может стать лизинг, обеспечивающий перетекание средств с финансового на технологический рынок в силу своей гибкости и гарантированной возвратности инвестиций. В свою очередь отечественным предприятиям дорожного машиностроения на средне- и долгосрочную перспективу необходимо определить приоритеты развития своей производственной деятельности, реализация которых должна привести не просто к улучшению отдельных параметров или модернизации уже существующих машин и оборудования к ним, а обеспечить создание нового поколения дорожной техники с применением прогрессивных технологий строительства и содержания автомобильных дорог в соответствии с современными российскими и зарубежными стандартами. Промышленный комплекс Орловской области, основу которого составляет машиностроение, имеет большой потенциал в сфере производства дорожной техники, основывающийся на работе таких предприятий, как ЗАО "Дормаш", ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения", ЗАО "Погрузчик" и ряда других менее крупных предприятий. Многие виды техники, производимой предприятиями Орловской области, являются универсальными и наряду с дорожной сферой могут применяться в строительстве и коммунальном хозяйстве, поэтому в дальнейшем в Программе будет использоваться наименование "дорожно-строительная техника". Профиль и направление деятельности данных предприятий, как показывают реалии сегодняшнего дня, соответствуют первоочередным актуальным задачам экономического и социального развития страны и общества. Необходима активизация дальнейшей работы по расширению номенклатуры выпускаемой продукции, улучшению ее качественных показателей в соответствии с лучшими мировыми аналогами. 1. Основания для разработки Программы Инновационно-инвестиционная программа "Развитие производства дорожно-строительной техники в Орловской области на 2006-2010 годы" разработана для дальнейшего улучшения экономических и организационно-правовых условий развития предприятий Орловской области, производящих дорожно-строительную технику. Программа составлена как система комплексных мероприятий, включающая основные аспекты инвестиционных программ и проектов предприятий-участников Программы, а также ключевые направления государственной политики стимулирования развития производства дорожно-строительной техники в области. Основания для разработки Программы: - Закон Орловской области от 24.07.98 N 75-ОЗ "О промышленной политике в Орловской области"; - Закон Орловской области от 04.10.2001 N 215-ОЗ "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Орловской области"; - Закон Орловской области от 27.02.2006 N 586-ОЗ "О концепции промышленной, научно-технической и инновационной политики Орловской области на период до 2010 года"; - Постановление Коллегии администрации Орловской области от 09.09.2004 N 142 "О мерах по реализации промышленной политики Орловской области в 2004-2005 г.г. с учетом ее инновационной направленности"; - Итоговые решения Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы технического оснащения дорожной отрасли в условиях реформирования" (г. Орел, 20-21 апреля 2005 г.). При разработке Программы были использованы следующие материалы: - Концепция промышленной, научно-технической и инновационной политики Орловской области на 2005-2010 гг.; - материалы Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы технического оснащения дорожной отрасли в условиях реформирования"; - материалы подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)"; - материалы Межведомственной программы развития дорожного машиностроения на 2001-2005 гг.; - материалы ФГУП "Росдорлизинг". Программа имеет конструктивные региональные предпосылки организационно-правового и административного характера для успешной реализации, в том числе: - наличие благоприятного инвестиционного климата в регионе, положительные темпы роста промышленного производства на протяжении последних 7 лет; - наличие в Орловской области качественной нормативно-правовой базы в сфере реализации промышленной политики, развития и стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности; - успешная деятельность крупных холдинговых структур промышленного профиля - ОАО "Орловская промышленная компания", владеющих пакетами акций предприятий-производителей дорожно-строительной техники; - наличие развитой рыночной и информационной научно-инновационной и промышленной инфраструктуры; - функционирование в промышленной сфере механизмов государственной региональной политики в области управления качеством продукции; - наличие проработанных эффективных мер государственной поддержки предприятий промышленности организационного и финансового характера. Программа призвана активизировать инвестиционные и инновационные процессы на предприятиях, производящих дорожно-строительную технику, с целью повышения ее уровня конкурентоспособности и роста объемов производства. Финансирование запланированных мероприятий Программы основывается на использовании преимущественно внебюджетных источников финансирования, одновременно предусматривается выделение средств из областного бюджета по наиболее значимым и эффективным инвестиционным проектам для компенсации части процентной ставки банковских кредитов в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ. Объемы выделяемых из бюджета средств подлежат ежегодному уточнению и возможной корректировке. Основанием для предоставления мер государственной поддержки предприятий-участников Программы, финансирования мероприятий, запланированных в рамках реализации Программы, за счет средств областного бюджета, является Закон Орловской области от 04.10.2001 N 215-ОЗ "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Орловской области". Программа разработана управлением промышленности, производственной и научно-технической инфраструктуры Аппарата Губернатора и администрации области совместно с ОАО "Орловская промышленная компания", предприятиями, производящими дорожно-строительную технику. 2. Анализ социально-экономического состояния предприятий, производящих дорожно-строительную технику, обоснование необходимости разработки Программы Производство дорожно-строительной техники - одна из наиболее значимых сфер деятельности предприятий машиностроительного комплекса области по объему и характеру выпускаемой продукции. На территории Орловской области расположены шесть предприятий, производящих технику и оборудование, используемые для строительства, ремонта и обслуживания автомобильных дорог, а также применяемую по характеру своей универсальности в гражданском и промышленном строительстве и коммунальном хозяйстве (далее - дорожно-строительная техника): ЗАО "Дормаш", ЗАО "Погрузчик", ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения", ОАО "Орелстроймаш", ООО "Малоархангельский машиностроительный завод", ООО "Компрессормаш", ЗАО "Орловский машиностроительный завод". Ряд предприятий - ООО "ОПК-Болховский машзавод", ОАО "Автоагрегат", ОАО "Автосельмаш" - производят комплектующие для данных видов техники. ОАО "Ливныпластик" освоило производство различного рода дорожных ограждений из современных материалов. Наиболее крупными являются ЗАО "Дормаш", ЗАО "Погрузчик", ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения", их суммарная доля в общем объеме производства дорожно-строительной техники составляет свыше 90%. ЗАО "Дормаш" и ЗАО "Погрузчик" полностью специализируются на производстве дорожно-строительной техники, для остальных предприятий производство данного вида продукции является одним их основных направлений деятельности: ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения" - 20-25 % от общего объема производства продукции; ОАО "Орелстроймаш" - 20-25 %; ООО "Орелкомпрессормаш" - 30-40 % (новое совместное российско-украинское предприятие). Среди перечисленных предприятий необходимо отметить ЗАО "Дормаш" как одного из крупнейших российских производителей дорожно-строительной техники (в 2005 году предприятие отметило 50-летие своей деятельности). ЗАО "Дормаш" производит автогрейдеры среднего и тяжелого класса, ковшовые погрузчики тяжелого класса (6,3 тонны); ЗАО "Погрузчик" выпускает ковшовые погрузчики среднего класса (3,5 тонны); ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения" выпускает на базе автомобилей КамАЗ, МАЗ, "Урал" многофункциональные комбинированные машины для летнего и зимнего содержания автомагистралей, городских дорог и аэродромов, автобетономесители, фрезерно-роторное оборудование для уборки снега; ОАО "Орелстроймаш" производит бульдозерные отвалы, экскаваторное оборудование, оборудование для рытья траншей прямоугольного сечения, фрезы для ямочного ремонта для монтажа на тракторах МТЗ-80/82, ДТ-75; ООО "Малоархангельский машиностроительный завод" производит фронтальные вилочные погрузчики, предназначенные для подъема и транспортировки штучных, в т.ч. крупногабаритных, грузов, проведения строительно-монтажных работ (при установке дополнительных приспособлений); ООО "Компрессормаш" производит оборудование для ведения дорожно-ремонтных работ - передвижные компрессорные станции, сварочные агрегаты, насосные агрегаты. Основными конкурентами орловских производителей дорожно-строительной техники на территории России и стран СНГ являются: в сфере производства автогрейдеров - ЗАО "Челябинские строительно-дорожные машины", ЗАО "Брянский завод "Арсенал", ОАО "Автопогрузчик" (г. Львов, Украина); в сфере производства ковшовых погрузчиков - ОАО "Машиностроительный завод им. Калинина" (г. Свердловск), ОАО ПО "Златоустский завод" (Челябинская обл.), завод "Амкадор" (Беларусь), ЗАО "Тверской экскаваторный завод"; в сфере производства комбинированных машин для содержания автодорог с твердым покрытием - ОАО "Смоленский завод дорожного машиностроения", ЗАО "Арзамасский машиностроительный завод" (Нижегородская обл.), ЗАО "Ряжский вагоностроительный завод" (Московская обл.). Общий объем производства дорожно-строительной техники и оборудования в 2005 г. составил около 950 млн. руб. - ориентировочно 9-10 % от общего объема производства машиностроительного комплекса области. На данных предприятиях трудится свыше 2,5 тыс. работающих. Все предприятия, производящие дорожно-строительную технику, являются производителями конечной продукции, имеющей высокую материало- и энергоемкость, большое количество узлов и комплектующих. В рамках промышленной кооперации с предприятиями дорожно-строительного машиностроения сотрудничает порядка 10 промышленных предприятий области из отраслей машиностроения, металлургии, приборостроения, химической промышленности. Таким образом, от успешной работы данных предприятий - производителей дорожно-строительной техники в значительной степени зависят результаты производственной деятельности большого количества предприятий-смежников. Необходимо отметить, что производство дорожно-строительной техники не является ярко выраженным направлением инновационного характера, но спрос на данный вид продукции достаточно стабилен как внутри страны, так и на внешнем рынке. Стабильность спроса обеспечивается достаточно высоким уровнем многофункциональности выпускаемой техники в отношении возможных сфер применения; помимо дорожного хозяйства, это строительство промышленных объектов и жилья, жилищно-коммунальное хозяйство, ведение добычи открытым способом некоторых видов природного сырья. Предприятия, производящие дорожно-строительную технику, - ЗАО "Дормаш" и ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения", ЗАО "Погрузчик" - являются одними из ведущих экспортеров промышленного комплекса области. Большинство стран поставок техники - страны СНГ и развивающиеся страны. Продукция ЗАО "Дормаш" поставляется в Ирак, Камбоджу, Монголию, Узбекистан, Литву, Украину, Казахстан, Аргентину, Болгарию, ведутся переговоры о поставках в Афганистан. В августе 2005 г. ЗАО "Дормаш" получило сертификат компании TUV GERT, которым обладают ведущие мировые машиностроительные компании мира. Наличие данного сертификата позволит предприятию расширить свою нишу на мировых рынках. Большим экспортным потенциалом обладает ЗАО "Погрузчик", в наиболее успешный период деятельности продукция предприятия поставлялась в страны Ближнего Востока, Восточной Европы, страны СНГ. До настоящего времени предприятие переживало период спада производства, но уже в 2005 г. около 20 % объемов выпускаемой продукции (27 млн. рублей в год) экспортировано на рынки стран СНГ - Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркменистана, планируются поставки в Ирак. Продукция ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения" на протяжении последних 7 лет активно поставляется в страны Ближнего Востока. Основными конкурентными преимуществами дорожно-строительной техники, выпускаемой орловскими предприятиями, являются простота конструкции, высокая надежность и относительно невысокая по сравнению с импортными аналогами стоимость. Спрос на дорожно-строительную технику на внутреннем рынке не имеет пока высоких темпов роста, но достаточно стабилен, а с учетом необходимых объемов дорожного строительства как на федеральном, так и на региональном уровне он будет иметь тенденцию к возрастанию. Это подтверждается разработкой и реализацией на федеральном уровне крупных федеральных программ дорожного строительства: Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 г г.)", Национальная программа модернизации и развития автомобильных дорог Российской Федерации до 2025 года, в составе которых разработаны подразделы по приоритетным направлениям дорожного машиностроения. Процент финансовой поддержки отрасли со стороны государства пока незначителен, но очень важно, что государство начало определяться с приоритетами и необходимыми объемами закупок дорожно-строительной техники для федеральных нужд, ставятся задачи максимального импортозамещения приобретаемой техники. С целью создания экономических механизмов для стимулирования закупок отечественной техники дорожными организациями создана ФГУП "РОСДОРЛИЗИНГ", осуществляющее приобретение техники и оборудования для дорожной отрасли на конкурсной основе. Одной из главных задач ФГУП "РОСДОРЛИЗИНГ" является внедрение на российском рынке самых последних научно-технологических разработок в области современного дорожно-строительного машиностроения. Предприятия, производящие дорожно-строительную технику, активно работают в сфере развития сотрудничества (производственной и сбытовой кооперации) с крупными региональными интегрированными промышленными структурами, наиболее активно - с ОАО "Орловская промышленная компания" (далее ОАО "ОПК"), основной целью которого является комплексное управление интеграционными процессами в промышленности и активизация инвестиционной деятельности промышленных предприятий области. ОАО "ОПК" принадлежит половина пакета акций ЗАО "Дормаш", контрольные пакеты акций ОАО "Автоагрегат", ОАО "Автосельмаш", ОАО "Ливныпластик", в конце 2005 г. компанией приобретен контрольный пакет ЗАО "Болховский машзавод" (в настоящее время ООО "ОПК-Болховский машзавод"), а в начале года учреждено ЗАО "Орел-Погрузчик", выкупившее имущественный комплекс бывшего ОАО "Погрузчик", находящийся в конкурсной массе и сдаваемый в аренду ЗАО "Погрузчик" - непосредственному производителю техники. С учетом приобретения в 2005 г. последних из перечисленных предприятий, производящих дорожно-строительную технику и комплектующие, в перспективе будет рассматриваться вопрос о создании в области отраслевого холдинга по производству дорожно-строительной техники. Одним из примеров развития сотрудничества в сфере промышленной кооперации под руководством и при участии ОАО "ОПК" является приобретение ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения" оборудования для получения заготовок методом плазменной резки и выполнение на нем заказов от промышленных предприятий области. Предприятия-производители дорожно-строительной техники поддерживают постоянные контакты с федеральными структурами, ответственными за развитие дорожного строительства в стране, а также организациями, занимающимися разработкой дорожной техники. В апреле 2005 г. на базе ЗАО "Дормаш" проходил один из этапов Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы технического оснащения дорожной отрасли в условиях реформирования", проводимой в г. Орле под руководством Федерального дорожного агенства при участии ФГУП "РОСДОРЛИЗИНГ". Экономическое состояние большинства предприятий-производителей дорожно-строительной техники на протяжении последних 6 лет является положительным. На всех предприятиях, за исключением ЗАО "Погрузчик" (до середины 2004 г. ОАО "Погрузчик"), наблюдается рост объемов производства продукции. Общие объемы производства (в денежном выражении) дорожно-строительной техники крупнейшими производителями области (ЗАО "Дормаш", ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения", ЗАО "Погрузчик") отражены на рис.1. Общий рост производства дорожно-строительной техники в денежном выражении за данный период составил 252 %. Необходимо отметить, что общий рост объемов производства в 2000 - 2002 гг. был обеспечен двумя предприятиями ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения" и ЗАО "Дормаш" (в большей степени - первым предприятием). С 2003 г. рост общих объемов производства обеспечивался за счет успешной работы ЗАО "Дормаш", в 2003 - 2005 г. среднегодовой рост объемов производства в денежном выражении по предприятию составлял 153 %, в целом за период с 2000 г. объемы производства по предприятию в денежном выражении выросли в 4,7 раза, производство дорожно-строительной техники в натуральном выражении возросло в 2,4 раза. Объем производства дорожно-строительной техники на ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения" в рассматриваемом периоде колебался в пределах 90-160 млн.руб., в значительной степени завися от изменений спроса по экспортным контрактам. Успешная деятельность предприятия основывается на продуманной стратегии развития двух крупных собственников ЗАО "Дормаш" - ОАО "Орловская промышленная компания" и ЗАО "ВПК-Челпром", владеющих заводом с 2001 г. Опережение темпов роста объемов производства в денежном выражении над натуральными показателями обусловлено не только ростом цен, связанным с инфляцией, но и постоянно проводимой модернизацией выпускаемой техники с целью улучшения ее качественных характеристик. С середины 2001 г. начата установка на автогрейдеры импортной комплектации ведущих мировых производителей (двигатель, гидравлика). Совершенно противоположная ситуация сложилась в последние годы на ЗАО "Погрузчик" (до середины 2004 г. ОАО "Погрузчик"). За период 2002 - 2004 гг. спад производства продукции в натуральном выражении составил 220% . Причины такого положения кроются в непродуманной маркетинговой политике предшествующего руководства, затянувшемся поиске эффективных инвесторов, способных вложить инвестиции в освоение новых перспективных разработок, запоздалом отказе от бартера, занимавшего в отдельные периоды до 90% в обороте предприятия. В 2005 г., благодаря финансовой поддержке ОАО "ОПК" и более продуманной стратегии сбыта, ситуация на предприятии стабилизировалась, наметился рост объемов производства. В начале 2006 г. имущественный комплекс бывшего ОАО "Погрузчик" перешел в собственность ОАО "ОПК", руководство которого планирует в ближайшие два года вложить в развитие производства значительные инвестиции, в несколько раз увеличить объемы производства. Имеются планы о взаимовыгодном сотрудничестве по развитию предприятия с ЗАО "ВПК-Челпром". Структура производства дорожно-строительной техники в стоимостном объеме между основными производителями отражена, из содержания которого наглядно видно, что если в 2000-2002 гг. удельный вес всех предприятий был примерно сопоставим, то на данный момент лидирующее положении занимает ЗАО "Дормаш". Удельный вес ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения" в рассматриваемом периоде сократился из-за существенного увеличения доли ЗАО "Дормаш". Объем налоговых платежей в территориальный бюджет предприятиями, производящими дорожно-строительную технику, в 2005 составил свыше 40 млн.руб., что почти в 1,5 раза выше уровня предшествующего года. Темп роста налоговых поступлений превышает темп роста объемов производства, что так же косвенно свидетельствует об улучшении качественных показателей работы большинства предприятий-производителей дорожно-строительной техники. Численность работающих по предприятиям-производителям дорожно-строительной техники за период с 2000 г. сократилась в 1,3 раза, в первую очередь за счет ЗАО "Погрузчик" - почти в 3 раза, на ЗАО "Дормаш" сокращение численности работающих составило 8-9 % в связи с оптимизацией структуры производства и автоматизацией производственных процессов, на ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения" численность работающих выросла в 1,2 раза. В настоящее время на ЗАО "Дормаш" работает около 1000 человек, на ЗАО "Погрузчик" около 420 человек, на ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения" порядка 1200 работающих, ОАО "Орелстроймаш" - 150 человек. Средний уровень рентабельности производства продукции на предприятиях-производителях дорожно-строительной техники пока невысокий - на текущий момент он составляет 3-4%. В целом же в периоде с 2000 г. данный показатель существенно не менялся, за исключением ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения" в 2001-2002 гг. до 10-12% в связи с выгодными экспортными поставками. Невысокий уровень рентабельности не свидетельствует о просчетах в управлении, а обусловлен маркетинговой политикой, так как одним из главных конкурентных преимуществ отечественной дорожно-строительной техники как на внешнем, так и на внутреннем рынке остается ценовой фактор. Характер работы ЗАО "Дормаш" и ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения" определяет предпосылки для роста уровня рентабельности в будущем, в основе этого рост объемов производства, освоение новых рынков сбыта и закрепление на уже действующих, постоянная работа над улучшением качества продукции в соответствии с требованиями рынка, что в совокупности способствует росту известности торговой марки предприятия. Предприятия, производящие дорожно-строительную технику, на протяжении последних 5 лет ведут стабильную инвестиционную деятельность. Общий объем инвестиций по крупным предприятиям, производящим дорожно-строительную технику, в 2005 г. составил около 60 млн.руб. Основной источник - собственные средства и средства крупных собственников предприятий, основные направления вложений - приобретение технологического оборудования, увеличение объема оборотных средств и НИОКР. Более 90% инвестиций приходится на ЗАО "Дормаш" и ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения", в перспективе ожидается рост инвестиций со стороны новых собственников ЗАО "Погрузчик" (ОАО "ОПК" и возможно ЗАО "ВПК-Челпром"). Расширения производственных площадей на данный момент предприятиям-производителям дорожно-строительной техники не требуется, коэффициент загрузки имеющихся производственных площадей составляет 0,8 - 0,9. Однако очевидно, что для дальнейшего динамичного развития предприятий такие объемы инвестиций недостаточны, они составляют всего около 6 % от общего объема производства дорожно-строительной техники (а ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения" производит также коммунальную технику), тогда как у ведущих мировых производителей машиностроительного профиля инвестиции достигают уровня 10-15% от текущего оборота предприятия. Успехи последних лет достигнуты во многом благодаря грамотному использованию уже существовавшей производственной базы и ее частичной модернизации, поэтому для дальнейшего успешного развития производства, освоения новых видов продукции предприятиям-производителям дорожно-строительной техники требуются существенно большие финансовые вложения. Собственные источники инвестирования предприятий ограничены существующим "потолком" доходности. В этой ситуации может получиться замкнутая цепочка, когда рост рентабельности зависит от повышения качества продукции, определяемого необходимыми инвестиционными вложениями, а сами инвестиции ограничены существующим уровнем рентабельности. Подобная ситуация постепенно ведет к технологическому отставанию предприятия, и, как следствие, снижению конкурентоспособности выпускаемой продукции. Таким образом, для дальнейшего успешного развития предприятий, производящих дорожно-строительную технику, усиление инвестиционной составляющей их деятельности возможно за счет рационального сочетания внутренних и внешних источников инвестирования (привлечения заемных средств или прямых финансовых вливаний собственников). Выводы: 1. Производство дорожно-строительной техники является одним из приоритетных направлений развития машиностроительного комплекса области как с точки зрения объемов производимой продукции и численности занятых, так и по характеру выпускаемой продукции, который определяет интегрирующую (кооперирующую) роль предприятий-производителей дорожно-строительной техники для предприятий машиностроения и других отраслей промышленности. Предприятия, производящие такую технически-сложную и дорогостоящую продукцию, можно отнести к "точкам роста" экономики области. Предприятия дорожно-строительного машиностроения имеют хороший экспортный потенциал, перспективы на внутреннем рынке, особенно с учетом активной разработки федеральных долгосрочных программ дорожного строительства. Таким образом, в плане долгосрочного маркетинга производство дорожно-строительной техники имеет четкие перспективы в плане потенциального спроса. 2. Основная часть предприятий-производителей дорожно-строительной техники в области на протяжении с 2000 г. имеет стабильные положительные экономические показатели производственной деятельности. Исключение составлял ЗАО "Погрузчик", но с передачей его активов ОАО "ОПК" ситуация на данном предприятии начала меняться в положительную сторону. Главными задачами в производственной деятельности, стоящими перед предприятиями, производящими дорожно-строительную технику, на данном этапе является дальнейшее повышение качества и уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции, расширение номенклатуры выпускаемой техники, расширение рынков сбыта. Инструментами для реализации этих задач является дальнейшая оптимизация использования имеющихся производственных мощностей (эти резервы ограниченны) и активизация инвестиционной деятельности с целью обновления парка имеющегося технологического оборудования и проведения необходимых НИОКР. При этом очевидно, что только за счет внутренних источников финансирования реализовать необходимые программы развития в полном объеме будет очень сложно. 3. Для успешного решения поставленных задач целесообразной является разработка областной инновационно-инвестиционной программы развития производства дорожно-строительной техники в Орловской области как комплексного документа, отражающего основные перспективные направления развития предприятий, производящих дорожно-строительную технику, в т.ч.: - планы предприятий по разработке и освоению производства новых видов дорожно-строительной техники и оборудования, а также качественной модернизации выпускаемой продукции; - планируемые источники и перспективные схемы финансирования намеченных мероприятий; - мероприятия государственной политики по поддержке развития предприятий дорожно-строительного машиностроения в области. 3. Цели и задачи Программы, сроки ее реализации Инновационно-инвестиционная программа "Развитие производства дорожно-строительной техники в Орловской области на 2006-2010 годы" (далее - Программа) имеет следующие основные цели: 1. Рост производственного и научно-технического потенциала машиностроительного комплекса области на основе крупных промышленных предприятий, производящих дорожно-строительную технику - конечную продукцию с большим количеством комплектующих от предприятий-смежников. 2. Развитие в промышленном комплексе области дорожно-строительного машиностроения как стратегически-важного направления для развития экономики страны и области. 3. Создание благоприятных экономических и организационно-правовых условий для привлечения инвестиций в машиностроительный комплекс области на взаимовыгодной основе для экономических интересов области, предприятий-производителей дорожно-строительной техники и потенциальных инвесторов. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: 1. Организовать долгосрочный мониторинг объема и характера спроса на дорожно-строительную технику на внутрироссийском и внешнем рынках. 2. Определить приоритетные, наиболее экономически выгодные для предприятий области направления развития дорожно-строительного машиностроения. 3. Проводить согласование параметров производимой и создаваемой дорожно-строительной техники по действующим государственным стандартам и требованиям с соответствующими федеральными организациями. 4. Организовать работы по созданию и производству новых видов и модификаций конкурентоспособной дорожно-строительной техники и оборудования, отвечающих современным требованиям характера и качества выполнения дорожных и строительных работ. 5. Создать стимулы для использования прибыли промышленными предприятиями для вложения в техническое перевооружение производств. 6. Создать благоприятные организационные условия для привлечения инвестиций на предприятия, производящие или планирующие производить дорожно-строительную технику, сформировать механизм кредитования на долгосрочной основе высокоэффективных проектов и производств крупными банковскими структурами. 7. Организовать взаимодействие предприятий области с федеральными структурами, работающими в сфере продажи дорожно-строительной техники для федеральных нужд, государственными лизинговыми компаниями. 8. Активизировать развитие производственной кооперации в сфере дорожно-строительного машиностроения на внутриотраслевом уровне. 9. Обеспечить создание дополнительных рабочих мест на предприятиях машиностроения области, производящих дорожно-строительную технику, повышение уровня оплаты труда. Программа разработана с учетом реальной ситуации в машиностроительном комплексе области и современных тенденций строительства и содержания автодорог и дорожных сооружений, обуславливающих характер развития дорожного машиностроения. Программа ориентирована на развитие предприятий с учетом потребностей и требований внутреннего рынка страны и дальнейшего освоения внешних рынков. Программа охватывает только действующие предприятия, предполагая создание и выпуск новых и модернизированных видов продукции на действующих производствах. Целесообразность разработки Программы в данной сфере промышленного производства основывается на том, что на современном этапе развития страны, характеризуемом высоким уровнем экономической стабильности, внимание и поддержка государства, как на федеральном, так и на региональном уровнях, должна предоставляться перспективным, развивающимся отраслям и их отдельным направлениям, а не отсталым, не имеющим четкой перспективы развития, видам производств. При этом за основу берется именно перспективность направления деятельности, а не текущее финансово-экономическое положение конкретных предприятий. Предприятия, имеющие перспективы развития по характеру выпускаемой продукции, но находящиеся на данный момент в непростом финансово-экономическом положении являются участниками программы наравне с успешно действующими. Механизм реализации программы предусматривает разницу подходов к стимулированию развития таких предприятий. Главной задачей в дальнейшей деятельности предприятий, производящих дорожно-строительную технику, является повышение качества и уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции с учетом постоянного роста требований на внутреннем и мировом рынке, что предопределяет необходимость работы на следующих направлениях деятельности: - создание новых образцов дорожно-строительной техники и оборудования с использованием опыта ведущих мировых производителей дорожной техники; - повышение технического уровня и надежности существующих дорожно-строительных машин; - расширение ряда модификаций машин за счет использования различных модификаций двигателей, трансмиссий, рабочих органов и двигателей; - исследования, направленные на развитие и совершенствование нормативной базы по безопасности, эргономике, экологии и технологической точности работы машин, совершенствование российских стандартов и их гармонизацию с требованиями международных стандартов; - исследования в области оптимизации развития и оснащения производственной базы дорожно-эксплуатационных организаций; - повышение многофункциональности дорожно-строительных машин для выполнения более широкого набора операций. Инструментом для реализации перечисленных задач является активизация инвестиционной деятельности предприятий за счет эффективного использования собственных инвестиционных ресурсов и привлечения средств из внешних источников, в т.ч. финансовых вложений основных собственников предприятий, с целью технологического обновления производственных мощностей. Программа развития производства дорожно-строительной техники - комплексный документ, определяющий перспективные направления развития предприятий, производящих дорожно-строительную технику, необходимый для организации успешного сотрудничества как с потенциальными инвесторами, так и с возможными покупателями данной продукции, продвижения техники орловских производителей на отечественном и мировом рынках. Программа рассчитана на период 2006-2010 гг., пятилетний период является оптимальным с точки зрения качества реализации перспективных планов с учетом имеющихся перспективных разработок предприятий-участников Программы, сроков освоения в производстве новой продукции и выхода на запланированные объемы выпуска. 4. Система программных мероприятий Инновационно-инвестиционная программа "Развитие производства дорожно-строительной техники в Орловской области на 2006-2010 годы" разработана в результате совместной работы управления промышленности, производственной и научно-технической инфраструктуры Аппарата Губернатора и администрации области, ОАО "Орловская промышленная компания", предприятий - производителей дорожно-строительной техники под руководством Координационного совета Орловской области по промышленной, научно-технической и инновационной политике. Основные функции участников Программы, система взаимодействия между ними определены в соответствии с задачами Программы и отражены на схеме формирования и реализации Программы (приложение N 1). Основные направления деятельности участников и организаторов Программы отражены в системе программных мероприятий, включающих скоординированный перечень работ в сферах: совершенствования нормативно-правовой базы, организации создания и производства новой техники и изделий, активизации инвестиционной и инновационной деятельности предприятий - участников Программы, рекламно-информационной поддержки предприятий - участников Программы; кадрового обеспечения (приложение N 2). Главное содержание Программы как комплексного документа - отражение перспективных направлений развития предприятий-производителей дорожно-строительной техники на долгосрочную перспективу (5 лет) и составленного на основе их перспективных планов (бизнес-планов) развития. Программа необходима для организации эффективной работы в сфере развития дорожно-строительного машиностроения в области, привлечения потенциальных инвесторов для реализации совместных проектов, координации сотрудничества с профильными организациями (структурами) федерального значения. В результате разработки Программы составлен перечень видов работ перспективного характера предприятий-участников (приложение N 3), определены объемы, сроки и источники необходимого финансирования для их реализации (приложение N 4), рассчитан общий объем финансовых затрат по Программе с учетом ориентировочных платежей за пользование заемными средствами (приложение N 5), спланированы производственные программы предприятий-участников Программы (приложение N 6). Основными направлениями развития предприятий дорожно-строительного машиностроения в Орловской области являются: - разработка и организация производства новых видов дорожно-строительной техники и оборудования; - расширение номенклатуры (модификаций) выпускаемой дорожно-строительной техники, ее модернизация; - модернизация производственных мощностей с целью повышения качества выпускаемой продукции и повышения эффективности производства. Программой определены основные направления вложения финансовых средств в рамках данного перечня работ по каждому предприятию и по Программе в целом (приложение N 7): - организация и проведение научно-исследовательских работ; - приобретение нового технологического оборудования; - проведение реконструкции и расширения имеющихся производственных площадей; - увеличение объема оборотных средств в связи с ростом объемов производства продукции. Большие объемы средств, направляемые на приобретение нового технологического оборудования, свидетельствуют о стремлении предприятий активно решать основную проблему отечественной промышленности - высокий уровень износа основных фондов. Удельный уровень инновационных затрат в рамках Программы также достаточно высок, учитывая высокую стоимость технологического оборудования в машиностроении и большие объемы дополнительных оборотных средств при увеличении объемов производства. Количество созданных рабочих мест по предприятиям в рамках реализации Программы приведено в приложении N 8. Отраженные в Программе направления работ и структура распределения затрат, сроки реализации намеченных мероприятий и объемы их финансирования согласованы с предприятиям "участникам" Программы, ОАО "Орловская промышленная компания". Одновременно необходимо подчеркнуть, что отраженные в Программе показатели (в первую очередь, относящиеся к поздним срокам ее реализации) могут корректироваться по согласованию с предприятиями-участниками Программы в соответствии с меняющимися требованиями рыночной конъюнктуры и возможными рисками ведения бизнеса. Большинство предприятий-участников Программы являются успешно работающими хозяйствующими субъектами, рентабельно или в крайнем случае безубыточно ведущими свою производственную деятельность, многие входят в состав крупных холдингов (образованных как на территории области, так и за ее пределами), поэтому привлечение инвестиций из внешних источников данными предприятиями будет осуществляться только для реализации новых совместных инвестиционных проектов; продажи имеющихся активов предприятий для улучшения качества их работы не предполагается. В этой связи в рамках реализации Программы возрастает роль мероприятий организационного характера, решение которых необходимо для активизации развития дорожно-строительного машиностроения. Наиболее приоритетными из них являются: - углубление производственной кооперации между предприятиями-участниками Программы и с предприятиями машиностроительного комплекса области с целью освоения новых видов продукции и снижения ее себестоимости, в т.ч. в рамках сотрудничества под руководством ОАО "Орловская промышленная компания"; - обеспечение своевременного доступа предприятий-участников Программы к долгосрочным кредитам банковских структур для реализации перспективных инвестиционных проектов; - развитие лизинга дорожно-строительной техники и оборудования с целью стимулирования спроса на данную продукцию; - привлечение, с целью увеличения поставок техники для нужд федерального дорожного строительства, предприятий-производителей дорожно-строительной техники к разработке мероприятий единой технической политики в области дорожно-строительного машиностроения совместно с федеральными государственными структурами, работающими в сфере дорожного строительства и машиностроения, в т.ч. предложения от предприятий по производству и применению новых видов техники и оборудования; - активизация взаимовыгодного сотрудничества предприятий-производителей дорожно-строительной техники с вузами области в сфере создания новых видов техники с учетом передовых тенденций мирового опыта дорожного строительства и машиностроения, развитие инновационных подходов при создании новых образцов продукции; - организация качественного обеспечения предприятий-участников Программы высококвалифицированными рабочими и инженерными кадрами. Реализация указанных направлений, совместно с активизацией инвестиционной деятельности предприятий-участников Программы для осуществления совместных проектов, на основе качественной нормативно-правовой базы, отвечающей современным экономическим условиям, должна создать благоприятные условия для дальнейшего интенсивного развития дорожного машиностроения в Орловской области. 5. Механизм реализации Программы Механизм реализации Программы определяет основные этапы по формированию и выполнению системы намеченных мероприятий, условия и сроки их выполнения, основные функции и взаимоотношения между участниками Программы. Участниками Программы являются промышленные предприятия машиностроительного комплекса области, занимающиеся производством дорожно-строительной техники и оборудования, а также комплектующих и запчастей к ним. Также принимать участие в реализации Программы могут высшие учебные заведения, научные и конструкторские организации области и других регионов страны, занимающиеся разработкой дорожно-строительной техники и технологий строительства и содержания автодорог. Основным условием для участия в Программе является наличие качественно проработанных бизнес-планов и программ развития предприятий, предусматривающих освоение новых видов продукции. Рост объемов производства продукции без улучшения ее качественной составляющей не является целью данной Программы. Недостаточно устойчивое текущее финансовое положение предприятия или отсутствие у него собственных источников для инвестирования не является препятствием для участия в Программе. Участие предприятий в Программе основывается на принципах добровольности, полной самостоятельности при принятии управленческих решений, возможности сохранения в необходимых случаях коммерческой тайны. Механизм реализации Программы предусматривает организацию выполнения следующих основных этапов работы: - подбор и составление перечня участников Программы; - сбор и консолидацию перспективных программ и планов развития предприятий-производителей дорожно-строительной техники, определение приоритетных направлений развития дорожного машиностроения в области; - разработка мероприятий организационного характера (в т.ч. нормативно-правовое обеспечение) с целью создания на территории области благоприятных условий для успешной реализации намеченных производственных программ и планов; - разработка мероприятий, направленных на стимулирование сбыта и продвижения производимой в рамках Программы дорожной техники и оборудования; - разработка мероприятий по координации сотрудничества предприятий-участников Программы с федеральными структурами и организациями, курирующими сферы строительства и содержания автодорог и дорожно-строительного машиностроения; - разработка комплекса мер по организации финансовой поддержки наиболее приоритетных и эффективных инвестиционных проектов. Таким образом, Программа должна обеспечить реализацию комплексного подхода в решении задач развития дорожно-строительного машиностроения в Орловской области. Решение сугубо технических задач, связанных с созданием и постановкой на производство новой техники, является прерогативой предприятий-участников Программы. Основная задача государства в реализации Программы состоит в организации работ на основных этапах ее формирования и координации выполнения комплекса намеченных мероприятий. Инициатива по созданию новых видов продукции и организации новых производств должна исходить от участников Программы: предприятий, научно-конструкторских организаций, вузов. Основным направлением деятельности государственных органов власти в мероприятиях по финансовой поддержке предприятий-участников Программы является эффективное содействие в получении долгосрочных кредитных ресурсов на приемлемых для предприятий условиях, а также поиск потенциальных инвесторов для осуществления совместного финансирования мероприятий Программы. По наиболее значимым инвестиционным проектам, при наличии возможностей областного бюджета, планируется оказание государственной финансовой поддержки в виде компенсации части процентной ставки по предоставляемым кредитам за счет средств областного бюджета (прогнозируемый объем бюджетного финансирования (Приложение N 5). Компенсацию целесообразно проводить в размере текущей ставки рефинансирования ЦБ РФ, т.к. это будет стимулировать предприятия к поиску наиболее "дешевых" кредитов и обеспечит эффективное использование государственных средств. Актуальность Программы состоит в учете и интеграции экономических интересов предприятий-участников Программы и социально-экономических интересов развития области, реализуемых через развитие отдельных сфер и отраслей ее промышленного комплекса. ОАО "Орловская промышленная компания" является практическим инструментом в реализации производственной составляющей части Программы. Учитывая ключевую роль ЗАО "Дормаш" и ЗАО "Погрузчик" в производстве дорожно-строительной техники, под непосредственным контролем ОАО "ОПК" находятся наиболее важные составляющие дорожно-строительного машиностроения промышленного комплекса области. Задачами ОАО "ОПК" как интегрирующей структуры являются: - разработка и реализация на предприятиях инвестиционных проектов по производству новых видов дорожно-строительной техники и оборудования; - организация в области отраслевого холдинга по производству дорожно-строительной техники, развитие производственной кооперации между предприятиями, производящими дорожно-строительную технику, и другими предприятиями машиностроительного комплекса области; - экспертиза разрабатываемых предприятиями инвестиционных проектов, составление детально проработанных бизнес-планов новых производств; - привлечение инвестиционных ресурсов для реализации новых проектов, содействие в получении долгосрочных кредитов на приемлемых условиях; - развитие взаимовыгодного сотрудничества с крупными хозяйственными субъектами (предприятиями, холдингами, концернами и т.п.) за пределами области, содействие в заключении соответствующих соглашений. Однако, в силу того что не все предприятия-производители дорожно-строительной техники входят в состав ОАО "ОПК", с отдельными из них координаторам Программы необходимо будет работать в индивидуальном порядке. Основными требованиями, предъявляемыми ко всем уровням управления и координации Программы, являются: - своевременность и оперативность принятия решений; - экономическая целесообразность при рассмотрении и анализе планируемых проектов и технических решений; - предпочтение к инновационным подходам решения стратегических задач; - внимание к социальным факторам при реализации новых проектов - создание новых рабочих мест, рост заработной платы, улучшение условий труда. 6. Организация управления и контроль реализации Программы Государственным заказчиком Программы является Губернатор Орловской области. Высшим органом управления по реализации Программы является Координационный совет Орловской области по промышленной, научно-технической и инновационной политике при администрации области (Координационный совет). Координационный совет решает задачи стратегического развития дорожно-строительного машиностроения в области, эффективного взаимодействия предприятий-участников Программы с органами государственной власти регионального и федерального уровня, научными и проектными организациями, а также контроля за реализацией намеченных планов и качеством их выполнения. Оперативное управление по реализации Программы выполняют структурные подразделения администрации области и ОАО "Орловская промышленная компания" как структура, владеющая контрольными пакетами акций предприятий-производителей дорожно-строительной техники и имеющая практический опыт в налаживании производственной кооперации между машиностроительными предприятиями области и инвестировании при создании новых производств. Основные аспекты этой работы отражены в системе мероприятий Программы (приложение N 2). 7. Ресурсное обеспечение Программы Прогнозируемый необходимый объем финансирования Программы (приложение N 5) - 543,7 млн.руб., в т.ч.: собственные средства предприятий - 212,1 млн.руб., заемные средства (кредиты банков) - 331,6 млн.руб. Прогнозируемая процентная ставка по кредитам банков - 83 млн.руб., в т.ч. компенсация части процентной ставки по кредитам банков за счет средств областного бюджета в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ - 58,6 млн.руб. Прогнозируемый общий объем финансирования Программы с учетом процентной ставки по кредитам - 626,7 млн. руб., в т.ч.: объем внебюджетного финансирования Программы - 568,1 млн.руб., объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета - 58,6 млн.руб. Большой удельный вес заемных средств в планируемых затратах свидетельствует о стремлении предприятий-участников Программы к динамичному развитию, быстрой реализации достаточно крупных инвестиционных проектов. Практика широкого привлечения заемных средств для реализации инвестиционных проектов является общепризнанной во всем мире, т.к. даже очень успешно работающие крупные предприятия (компании) не в состоянии реализовывать масштабные финансовые вложения в развитие производства только за счет внутренних источников. Реальность достижения поставленных целей в масштабах привлечения заемных средств обеспечивается тем, что часть их объемов будет предоставляться предприятиям через ОАО "ОПК" и ЗАО "ВПК-Челпром" (как собственников отдельных предприятий - участников Программы). Участие государства в финансировании мероприятий Программы, при наличии возможностей областного бюджета, планируется осуществлять в виде компенсации части процентной ставки по предоставляемым предприятиям-участникам Программы кредитам банков (компенсацию целесообразно проводить в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ) за счет средств областного бюджета на принципе конкурсного отбора. Участие государства не только поможет предприятиям решить финансовые проблемы, но и стимулирует развитие активного сотрудничества между предприятиями и кредитными организациями области. 8. Социально-экономическая эффективность реализации Программы Программа носит комплексный инновационно-инвестиционный характер и имеет стратегически важное значение для промышленного комплекса области. Основные планируемые экономические и социальные показатели реализации Программы, расчет роста налоговых поступлений в областной бюджет и бюджетной эффективности Программы (в случае выделения финансовых средств из областного бюджета) отражены в приложениях N 6, 8, 9. В результате реализации Программы планируется достичь следующих результатов: - активизировать инвестиционную деятельность предприятий за счет привлечения средств из внешних источников; - организовать производство свыше 20 новых видов дорожно-строительной техники и оборудования, а также различных комплектующих к ней; - увеличить объемы производства дорожно-строительной техники в области в 2,4 раза; - улучшить финансово-экономическое положение предприятий, производящих дорожно-строительную технику, в 2 - 2,5 раза повысить существующий уровень рентабельности производства продукции; - создать свыше 540 новых рабочих мест; - повысить уровень средней заработной платы (в сопоставимой оценке) в 1,6 - 1,8 раза; - обеспечить рост налоговых поступлений в областной бюджет в размере 154 млн.руб. Расчетная бюджетная эффективность за период реализации Программы, в случае компенсации процентных ставок кредитов (по ставке рефинансирования ) за счет средств областного бюджета, составляет 95 млн.руб. (приложение N 9). При этом в расчетах приняты усредненные показатели рентабельности и текущий уровень зарплаты на начало 2006 года. В случае успешной реализации намеченных программных мероприятий, динамичного улучшения финансово-экономических показателей работы предприятий бюджетная эффективность будет расти. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|