Расширенный поиск

Постановление Главы администрации Орловской области от 05.11.1997 № 537

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ 


     5 ноября 1997 г.                                            N 537
     г. Орел
                                      Утратил силу - Постановление
                                       Коллегии Орловской области
                                         от 05.12.2007 г. N 287

     О реформе жилищно-коммунального хозяйства Орловской области

   (В редакции Постановления Главы администрации Орловской области
 от 22.04.98 г. N 231; Постановления Коллегии администрации Орловской
                   области от 05.07.2002 г. N 104)

     В целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 425 от
28 апреля 1997 г., постановления Правительства РФ N 621 от 26 мая 1997
г.  "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации"
и  постановления Главы администрации Орловской области от 11 июля 1997
г.  N 361 "О разработке программы реформирования жилищно-коммунального
хозяйства области" ПОСТАНОВЛЯЮ:
     1. Утвердить   Программу   реформирования   жилищно-коммунального
хозяйства  Орловской  области  на  1997  -  2003  годы,  разработанную
комиссией (прилагается).
     2. Рекомендовать  главам  горрайадминистраций до 1 января 1998 г.
разработать  и  утвердить  территориальные  программы   реформирования
жилищно-коммунального  хозяйства в соответствии с областной программой
и учетом местных условий.
     3. Завершить,     в     основном,    к    2000    году    перевод
жилищно-коммунального    хозяйства     на     режим      безубыточного
функционирования.
     4. Осуществить демонополизацию жилищно-коммунального хозяйства  и
создание  условий для конкуренции в этой сфере с разделением функций и
переходом на договорные отношения  между  заказчиками  и  подрядчиками
жилищно-коммунальных  услуг  в  целях  снижения  издержек  и повышения
качества обслуживания населения.
     5. ОГУП "Орелоблжилкомхоз" (Касьянов А.Д.) в месячный срок внести
предложения о порядке и последовательности реформирования  предприятий
жилищно-коммунального  хозяйства  городов  и районов,  согласованные с
горрайадминистрациями.
     6. Контроль  за  исполнением  данного  постановления возложить на
первого заместителя Главы администрации области Сошникова И.В.


     Первый заместитель
     Главы администрации                                   В.А. Кочуев





                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                    постановлением Главы администрации
                              Орловской области 5 ноября 1997 г. N 537

     Программа реформирования     жилищно-коммунального      хозяйства
Орловской области на 1997-2003 годы

   (В редакции Постановления Главы администрации Орловской области
 от 22.04.98 г. N 231; Постановления Коллегии администрации Орловской
                   области от 05.07.2002 г. N 104)

     I. СОСТОЯНИЕ   И   ЦЕЛИ   РЕФОРМИРОВАНИЯ    ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА

     Реформа жилищно-коммунального  хозяйства,  начатая  в  Российской
Федерации  в  начале  1990  годов,  является  на  сегодня   одним   из
приоритетных   направлений   социальной   и   экономической   политики
государства.  С  позиции  сегодняшнего  дня   процесс   реформирования
жилищно-коммунальных  правоотношений  в России периода 1990-1996 годов
был достаточно динамичным как в нормотворчестве, так и в апробировании
новых  механизмов в жилищно-коммунальной сфере.  В этот период времени
были уточнены основные цели преобразований в этой  сфере  экономики  и
созданы необходимые правовые основы для проведения реформы.
     (Абзац  2  отменен  - Постановление Главы администрации Орловской
области от 22.04.98 г. N 231)
     Интерес к  данной  проблеме  понятен:   расходы   на   содержание
жилищно-коммунального хозяйства в бюджетах некоторых городов достигают
35-40 процентов всех расходов.  В г.  Орле этот показатель  составляет
16-17, в бюджете Орловской области - 9-11 процентов.
     За 1994-1995 годы рост ставок  оплаты  услуг,  при  котором  доля
населения  в  покрытии издержек по предоставлению жилищно-коммунальных
услуг  в  Орловской  области  возросла  до  20   процентов,   позволил
преодолеть  отставание  оплаты  жилищно-коммунальных  услуг  от темпов
инфляции.  Однако,  в  связи  с  тем,  что  в  этот  период  сложилась
неблагоприятная   динамика   доходов   населения,  рост  оплаты  услуг
населением проходил  болезненно.  Это  не  дало  ощутимых  результатов
реализации  программ  реформирования  жилищно-коммунальных отношений и
вызвало необходимость изменений темпов и этапов реформы оплаты жилья и
коммунальных услуг.
     Социально-экономическое состояние в области продолжает  оказывать
негативное  влияние  на работу коммунальных служб.  Не создан реальный
механизм стимулирования ресурсосбережений,  инвестиции в  коммунальное
хозяйство снизились, к уровню 1993 г, более чем в 3 раза.
     Продолжает нарастать износ основных фондов,  снижаются надежность
и устойчивость систем инженерной инфраструктуры. В результате в ветхом
состоянии в муниципальной собственности сегодня находятся 113 тыс. кв.
метров жилого фонда,  149,0 км. водопроводных, 44 км. канализационных,
12 км. воздушных электрических, 122,0 км. тепловых сетей, более 4 млн.
кв.  метров улиц,  проездов и площадей не имеют твердого покрытия, 2,5
млн.  кв.  метров дорожных покрытий находятся  в  неудовлетворительном
состоянии.
     Кроме того на  балансе  предприятий  различных  ведомств  и  форм
собственности остается около 3 млн. кв. метров жилья, 448 км. тепловых
сетей,  450  котельных  и  ЦТП,  2468  водозаборных  узлов,  1845  км.
водопроводных и 142 км. канализационных сетей, 70 очистных сооружений.
     Трехлетний опыт   проведения   реформ   в    жилищно-коммунальном
хозяйстве  показал,  что  принятые  в  1991  году  и  последующие годы
решения,  касающиеся реформирования отношений в этой сфере  экономики,
нередко  не  были  увязаны  с  общенациональной  политикой  в  области
установления цен на энергоносители, динамикой доходов населения.
     Вместе с   тем,   следует   отметить  и  положительные  сдвиги  в
реформировании  жилищно-коммунального  хозяйства  области.   Завершены
начальные  этапы  работы  по  разграничению  форм собственности,  идет
переход на  договорные  отношения.  В  качестве  заказчиков  выступают
местные  городские  и районные администрации,  которые делегируют свои
функции  управляющей  организации  -   ОГУПП   "Орелоблжилкомхоз",   а
подрядчиками  определены  муниципальные унитарные жилищно-коммунальные
предприятия /МУЖКП/.
     В текущем  году  заключены договора с местными администрациями на
совместную    деятельность     по     руководству     и     управлению
жилищно-коммунальным  хозяйством.   Ведется  подготовка  к  заключению
договоров найма,  аренды и обслуживания с каждым квартиросъемщиком  на
жилищно-коммунальные услуги.
     В целях  контроля  за   объемом   и   качеством   предоставляемых
жилищно-коммунальных услуг создана государственная жилищная инспекция.
     Основными целями реформирования  жилищно-коммунального  хозяйства
являются:
     1. Обеспечение   условий   проживания,   отвечающих    стандартам
качества.
     2. Снижение  издержек  производителей  услуг   и   соответственно
тарифов при обеспечении стандартов качества предоставляемых услуг.
     3. Смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты
жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного
функционирования.
     Способы достижения   указанных  целей  определены  постановлением
главы администрации области от 17 апреля 1996 года N 230 "Об изменении
сроков   поэтапного   перехода   на   новую  систему  оплаты  жилья  и
коммунальных услуг и условиях снижения оплаты  при  снижении  качества
этих услуг". Они определяют:
     1. Совершенствование системы управления,  эксплуатации и контроля
в жилищно-коммунальном хозяйстве.
     2. Переход на договорные отношения,  развитие конкурентной среды,
преимущественно    конкурсный    отбор   организаций,   осуществляющих
жилищно-коммунальное обслуживание.
     3. Совершенствование  системы  оплаты  жилья и коммунальных услуг
установление  повышенных  тарифов  на   сверхнормативную   площадь   и
сверхнормативное  потребление коммунальных услуг дифференциация оплаты
в зависимости от качества и местоположения жилья.
     4. Совершенствование   системы   социальной   защиты   населения,
упорядочение существующего положения выплаты льгот,  усиление адресной
направленности выделяемых на эти цели средств.

     II. ОСНОВНЫЕ ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА.
ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

     1. В   целях    развития    конкурентной    среды    в    системе
жилищно-коммунального хозяйства предусматривается:
     Разукрупнение многоотраслевых подрядных муниципальных предприятий
жилищно-коммунального   хозяйства   и   создание  на  их  базе  малых,
специализированных  в  форме   предприятии,   структур   /по   очистке
территорий, по благоустройству, по ремонту жилого фонда/, закрепляя за
ними   необходимые   производственные   фонды   /путем   передачи    в
доверительное   хозяйственное   ведение/,   предоставляя   им   полную
хозяйственно-финансовую самостоятельность  и  обеспечивая  оперативное
управление  ими  со  стороны  гор/рай/администраций  через управляющую
организацию.
     Осуществление приватизации   созданных  специализированных  малых
предприятий    жилищно-коммунального    хозяйства,    сохраняя     при
акционировании  этих  предприятий  за органами местного самоуправления
/муниципалитетами/ контрольного пакета, акций.
     Создание равных  условий  работы  на  конкурсной  основе  как для
частных,  так и для муниципальных  подрядных  организаций,  жестко  не
закрепляя за ними объекты и территории их деятельности.
     Продолжить приватизацию  жилого  фонда   гражданами   в   частную
собственность в соответствии с действующим законодательством.
     Исходя из необходимости развития  конкурентной  среды  в  системе
управления    и    обслуживания    в    жилищно-коммунальной    сфере,
предусматривается  повсеместное  создание  товариществ   собственников
жилья  на базе приватизированных жилых домов /кондоминиумов/,  которые
создаются  в  границах  единого   комплекса   недвижимого   имущества,
включающего  в  себя  земельный  участок  и расположенное на нем жилое
здание.
     Создание товариществ  собственников  жилья  обеспечивает реальные
возможности для развития инициативы  самих  жильцов  и  самоуправления
жилым фондом, влияния их на стоимость и качество предоставляемых услуг
позволяет создавать условия для привлечения дополнительных  источников
финансирования  работ,  и  снижения  себестоимости  по  обслуживанию и
ремонту жилого фонда.  В  целях  стимулирования  создания  товариществ
собственников жилья необходимо:
     - освободить  от  налога  на  добавленную  стоимость   работ   по
техническому   обслуживанию   и   ремонту   жилых  домов,  инженерного
оборудования,  мест   общего   пользования,   придомовой   территории,
выполняемых подрядными организациями;
     - исключить из налогооблагаемой базы средств,  поступающих в виде
дотаций  из федерального,  областного и местных бюджетов на развитие и
обслуживание объектов жилищно-коммунального назначения.
     Согласно федеральным  нормативным  правовым актам выплаты дотаций
на оплату /содержание/ жилья  и  коммунальных  услуг  в  жилых  домах,
находящихся на балансе товариществ собственников жилья, осуществляются
в тех же размерах,  что и дотации на содержание муниципального  жилого
фонда.
     В целях  развития  рыночных  отношений  и  сокращения  бюджетного
финансирования   на  покрытие  убытков  в  жилищно-коммунальной  сфере
осуществить в 1997-2000 гг.  приватизацию или продажу  с  аукционов  в
частную собственность экономически убыточных бань, гостиниц, прачечных
и других предприятий с учетом сохранения их функционального назначения
/профиля/,  а  также  развития и совершенствования коммунально-бытовых
услуг населению.

     СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ     УПРАВЛЕНИЯ     ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ
ХОЗЯЙСТВОМ

     Мировая и    российская   практика   последних   лет   достаточно
убедительно показывают, что создание эффективных механизмов управления
муниципальным  жилищным  Фондом  и  его  инфраструктурным обеспечением
достигается путем четкого  выделения  функций  собственника  жилищного
фонда /муниципалитета/ и делегирование им на конкурсной основе функций
управления     и     обслуживания      муниципальной      недвижимости
специализированным  организациям.  Такая  идеология  нашла отражение в
Концепции  реформы  жилищно-коммунального   хозяйства   в   Российской
Федерации.
     При таком    подходе     система     управления     муниципальным
жилищно-коммунальным    хозяйством    региона    рассматривается   как
трехуровневая система:
     - собственник жилищного фонда и других объектов недвижимости;
     - заказчики жилищно-коммунальных услуг;
     - подрядные     организации,     обеспечивающие    предоставление
жилищно-коммунальных услуг.
     Формирование службы   заказчика   /управляющей  организации/  как
субъекта рыночных отношений является ключевым вопросом  для  реального
развития конкуренции в муниципальном жилищном хозяйстве.
     При формировании  или  выборе   службы   заказчика   /управляющей
организации   /собственник  /муниципалитет/  должен  руководствоваться
двумя соображениями;
     - служба   заказчика   должна   быть   в   максимальной   степени
ориентирована на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья
в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг;
     - служба заказчика должна предложить наиболее приемлемый механизм
организационного   и  финансового  взаимодействия  с  муниципалитетом.
Основными задачами управляющей организации являются:
     - выбор   наилучшего  подрядчика  по  предоставлению  жилищных  и
коммунальных услуг на вверенном ему в управление жилищном фонде;
     - заключение  договорных  отношений  с выбранными подрядчиками на
предоставление жилищных и  коммунальных  услуг  заданного  количества,
качества и стоимости;
     - обеспечение системы контроля за предоставлением  этих  услуг  и
оплаты их по факту предоставления.
     Принципиальным моментом  в  подходе  к  организации   управляющей
организации является понимание её как субъекта рыночных отношений.
     Сегодня при только формирующихся экономических взаимоотношениях в
сфере   обслуживания   жилья   лучшей  организационной  формой  службы
заказчика   является   унитарное   производственное   предприятие    -
управляющая   организация.   Для   обеспечения   эффективности   своей
деятельность это предприятие должно быть заинтересовано:
     - в   расширении  объема  обслуживания  муниципального  жилищного
фонда;
     - в   получении   заказов   на   обслуживание   других   объектов
муниципальной недвижимости /школ, детских садов/;
     - в  заключении договоров с товариществами собственников жилья на
обслуживание;
     - в     минимизации    задолженности    населения    по    оплате
жилищно-коммунальных услуг;
     - в  выборе,  где  это  возможно,  на  конкурсной  основе  самого
эффективного подрядчика для предоставления услуг;
     - в  системе  эффективного  контроля  за  деятельностью подрядных
организаций.
     Для решения  каждой  из указанных задач необходим соответствующий
механизм   экономического    стимулирования    данной    деятельности.
Эффективная  работа  службы заказчика возможна только в случае четкого
определения  его  обязанностей.  В  первую  очередь  это   договор   с
муниципалитетом  на управление жилищным фондом,  в котором указывается
объем  жилищного   фонда,   передаваемый   в   хозяйственное   ведение
предприятию,   размеры   и   источники   финансовых   средств  на  его
обслуживание  и  которые  уже  заключены  ОГУПП  "Орелоблжилкомхоз"  с
администрациями районов.
     Для осуществления  своих  задач  и  функций  заказчика  за  ОГУПП
"Орелоблжилкомхоз"    и    его    районными   филиалами   закрепляется
государственная   собственность   всех   предприятий   и   организаций
жилищно-коммунального  назначения,  а  также  передается муниципальная
собственность/  кроме   производственных   фондов   /в   доверительное
управление   на   договорных   условиях   хозяйственного   ведения   с
администрациями городов и районов сроком не менее чем  на  5  лет  /до
завершения    реформы/.   Все   финансирование   жилищно-коммунального
хозяйства  по  всем  направлениям  деятельности  осуществляется  через
управляющую организацию.
     Предприятия       "Орелоблэнерго",          "Орелоблтеплоэнерго",
"Орелоблводоканал" обеспечивают производство и реализацию коммунальных
услуг населению на договорных  условиях  с  управляющей  организацией.
Муниципальные  жилищно-коммунальные  предприятия работают на основании
подрядных договоров.  Им  передаётся  в  хозяйственное  пользование  и
владение  все  производственные движимые и недвижимые основные фонды и
закрепляются  соответствующими  актами  местными   администрациями   -
владельцами   муниципальной   собственности   и  представляется  право
приватизации.
     Подрядные организации    освобождаются   от   несвойственных   им
регистрационно-учетных,  функций,  паспортно-учетной   работы,   сбора
платежей с населения за жилье и коммунальные услуги,  оформления льгот
и субсидий и от других форм социального обслуживания населения.
     В целях    совершенствования    системы   управления   инженерной
инфраструктурой,  повышения ответственности исполнителей  за  качество
предоставляемых услуг населению передать тепловые сети и ЦТП в г. Орле
и  Ливны,   состоящие   на   балансе   ОГУПП   "Орелоблжилкомхоз",   в
собственность  АО  "Орелэнерго",  что  позволит устранить перепродавца
тепловой энергии и снизить ее себестоимость.
     На данном  этапе  реформирования  жилищно-коммунального хозяйства
система договорных отношений включает в себя:
     - Договор  между  собственником  муниципального  жилищного  фонда
/администрацией города, района/ и управляющей организацией этого фонда
/ОГУПП   "Орелоблжилкомхоз"/  на  право  управления  и  хозяйственного
ведения жилищного фонда.
     - Договор   между   собственником  /управляющей  организацией/  и
организациями,  осуществляющими  ремонт  содержание  жилого  фонда   и
представляющими коммунальные услуги /подрядчиками/.
     - Договор  между  собственником  /управляющей   организацией/   и
потребителями    жилищно-коммунальных    услуг    /квартиросъемщиками,
владельцами жилых помещений/.
     - Договор   между   ОГУПП   "Орелоблжилкомхоз",  как  управляющей
организацией   жилищным   фондом   и   хозяйствующими    предприятиями
"Орелоблэнерго",  "Орелоблтеплоэнерго", "Орелоблводоканал" на оказание
соответствующих услуг населения.
     Все договора  заключаются  на  конкурсной  основе  на условиях /с
учетом максимальной защиты интересов потребителей,  снижения затрат на
работы  /услуги/  и  обеспечение  соблюдения  установленных по области
стандартов   по   стоимости  и  качеству   предоставляемых    жилищно-
коммунальных услуг населению.
     Широкое внедрение   формализованных    процедур    контроля    за
деятельностью  подрядных организаций обеспечит процедуру оплаты только
реально выполненных работ или поставленных услуг.
     Наибольший эффект  по снижению стоимости коммунальных услуг может
дать  последовательное  внедрение  научно-технического   прогресса   и
новейших  энергосберегающих  технологий  во все сферы многоотраслевого
хозяйства. Основными из этих направлений являются:
     - внедрение  новых  систем  в  теплоэнергетике за счет освоения и
внедрения локальных  систем  теплоснабжения  жилых  домов  и  объектов
социально-бытового назначения;
     - автоматизация котельных с внедрением новых систем автоматизации
КСУ-7, КСУ-9, КСУМ-1 и других:
     - завершение установки приборов учета тепловой  энергии  на  всех
ЦТП и котельных в 1997-1998 гг.;
     - внедрение  преобразователей  частоты  Р-3О   при   эксплуатации
асинхронных электродвигателей мощностью до 30 кВт на котельных городов
и  райцентров,  что  позволит  экономить  потребляемую   электрическую
энергию;
     - внедрение компьютерной обработки расчетов за  электроэнергию  с
промышленными предприятиями и населением в г. Орле;
     - освоение  комплекса  телемеханики  по  контролю  за  состоянием
электрических сетей и управлением режима наружного освещения;
     - внедрение долговечного материала покрытия марки "Битулин";
     - внедрение  новых  технологий  /санирование  труб/  и применение
высокоэффективных  материалов  при  прокладке  и  новом  строительстве
тепловых  и  водопроводных  сетей,  что позволит продлить сроки службы
наружных коммуникаций до 50 лет без капитального ремонта;
     - при проектировании,  строительстве, реконструкции и капитальном
ремонте объектов жилья предусматривать установку газовых,  водомерных,
тепловых   счетчиков   в   каждой  квартире,  не  допуская  приемки  в
эксплуатацию новых объектов без установки указанных приборов учета;
     - внедрение   двухтарифных   электросчетчиков   в  систему  учета
электрической энергии потребителями,  компьютерной обработки  расчетов
за электроэнергию с промпредприятиями и населением;
     - производство   приборов   учета   энергоресурсов    для    нужд
жилищно-коммунальной    сферы  /водо-,   тепло-,   газосчетчиков/   на
приборостроительных предприятиях области /АО "Часовой завод  "Янтарь",
АО "Ливныпромприбор", других/.
     Все названные   мероприятия   требуют   материальных    ресурсов.
Источниками финансирования затрат на приобретение и установку приборов
учета коммунальных услуг для населения могли бы быть:
     - включение   стоимости   их  приобретения  и  установки  в  виде
временной надбавки к расходам на коммунальные услуги без  включения  в
тариф, отдельной строкой, с аккумуляцией на спецсчете;
     - изыскание возможности приобретения потребителями приборов учета
у поставщиков в рассрочку или кредит;
     - выделение из местных бюджетов средств на возвратной основе;
     - часть средств, поступающих в оплату за жилье в домах, параметры
которого и местонахождение превышают базисный уровень /элитные дома/;
     - привлечение  средств  населения  с  учетом прямой экономической
заинтересованности в оплате получаемых услуг по счетчикам.

     ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ

     Государственное регулирование       предполагает       соблюдение
обязательных  для  всех  собственников  жилья  федеральных  стандартов
качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и разработку на их
базе региональных стандартов содержания жилья и объектов коммунального
назначения для использования их в качестве нормативов  при  заключении
договоров между подрядчиками и заказчиками.
     Государственный контроль      и      регулирование       качества
жилищно-коммунального   обслуживания   осуществляются  администрациями
городов и районов, ОГУПП "Орелоблжилкомхоз".
     ОГУПП "Орелоблжилкомхоз",  как  управляющая организация областной
администрации:
     - осуществляет    контроль    за    установлением    тарифов   на
жилищно-коммунальные  услуги  для  населения  путем   введения  оценки
объективности расчетов затрат предприятий-монополистов;
     - обеспечивает организационно-правовую и  финансово-экономическую
независимость  хозяйствующих  субъектов  для  переходов  на договорные
отношения   в   сфере    производства    жилищно-коммунальных    услуг
лицензирование   организаций,   предприятий  и  частных  лиц,  занятых
жилищно-коммунальной деятельностью;
     - контролирует   обеспечение   в   рамках   договорных  отношений
гарантированного обслуживания потребителей жилищно-коммунальных  услуг
на уровне областных социальных стандартов;
     - способствует  внедрению  приборов   индивидуального   учета   и
регулирования  расхода воды,  тепла,  газа и других энергоресурсов,  а
также разработке и внедрению автоматизированных систем  диспетчерского
управления,   которые   позволяют   не  только  учитывать  потребление
соответствующих ресурсов, но и регулировать процесс их распределения и
потребления в жилищно-коммунальной сфере.

     III. ПРИНЦИПЫ      РЕФОРМИРОВАНИЯ      СИСТЕМЫ     ФИНАНСИРОВАНИЯ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОПЛАТЫ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ.
     
     Изменение механизмов     финансирования     жилищно-коммунального
хозяйства призвано создать финансовые предпосылки для становления этой
сферы   как   отрасли    реальной    рыночной    экономики.    Реформа
жилищно-коммунального хозяйства предполагает:
     - переход к самофинансированию организаций  жилищно-коммунального
хозяйства  путем  прекращения бюджетных ассигнований на предоставление
им дотаций:
     - увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения
до  экономически  обоснованного  уровня  в  зависимости   от   доходов
населения;
     - финансирование строительства и реконструкции  крупных  объектов
жилищно-коммунального   хозяйства,   обеспечивающих  за  счет  средств
областного  бюджета  и  бюджетов  других  уровней,  а  также   средств
инвесторов:
     - активизацию  работы  по  сокращению  задолженности  организаций
путем  выявления  неплательщиков  и применения к ним штрафных санкций,
выпуска различных видов  ценных  бумаг  проведения  взаимных  зачетов,
долговых  обязательств,  как между предприятиями,  так и для погашения
задолженности по налогам и платежам в федеральный и  местный  бюджеты,
использование   в   установленном   порядке  других  эффективных  форм
расчетов;
     - возможность   получения   собственниками   жилья   доходов   от
использования придомовой территории /в  частности,  сбор  за  парковку
автомобилей,  сбор  налогов  за  аренду земли,  занятой под гаражами и
сараями/ для оплаты жилья и коммунальных услуг;
     - стимулирование ресурсосбережения каждым пользователем жилищного
фонда;
     - введение  дифференцированной  платы по договорам аренды,  найма
жилых помещений в  зависимости  от  их  рыночной  стоимости.  /Типовой
договор найма - приложение N 1/.

     ОПЛАТА ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

     Особенностью нового этапа реформы жилищно-коммунального хозяйства
является изменение тактики ценообразования.
     Повышение оплачиваемой населением доли затрат на содержание жилья
и предоставление коммунальных услуг  может  быть  достигнуто  за  счет
относительного  снижения  самих  затрат.  При  этом должны создаваться
стимулы снижения этих затрат путем:
     - повсеместного внедрения индивидуальных приборов регулирования и
учета воды, газа и других энергоресурсов;
     - заключение   договоров   между   управляющей   организацией   и
организациями,  предоставляющими  жилищно-коммунальные   услуги,   как
правило, на конкурсной основе;
     - при  отсутствии  альтернативных  конкурирующих  организаций,  а
также   при   заключении   договоров   между   эксплуатирующей   жилье
организацией и  организациями  -  естественными  монополистами  тарифы
согласовываются    на   основе   анализа   соответствия   деятельности
организацией жилищно-коммунального хозяйства нормативам и  стандартам,
характеризующим  эффективную  ресурсосберегающую  работу хозяйственных
субъектов /численность работающих в процентах к численности  населения
затраты  на  единицу  услуги в сравнении с аналогичными организациями,
ремонтно-эксплуатационные издержки, издержки управления, амортизация и
т.д./;
     - более  широкое   применение   локальных   котельных.   Проблема
реформирования       жилищно-коммунальных       платежей       требует
социально-дифференцированного подхода.
     Исходя из  действующих  на  сегодня  тарифов  оплата населением в
общем объеме затрат за 1996 год составила 12,6 %,  а 87,4 %  - дотации
из бюджетов всех уровней.
     Предлагается ввести более выравнивающий по территориям тариф  без
увеличения  там,  где  он  соответствует определенному уровню платежей
граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт  жилья,  а
также  коммунальные  услуги  и  существенное снижение тарифов в первую
очередь на отопление и горячее водоснабжение.

     IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

     Защита населения  при  переходе  на  рыночные   принципы   оплаты
жилищно-коммунальных услуг состоит в недопущении:
     - включения в экономически обоснованные тарифы затрат,  связанных
с монопольным положением организаций жилищно-коммунального хозяйства;
     - содержания развития программы предоставления субсидий на оплату
жилья и коммунальных услуг семьям с низким доходом;
     - необоснованного  снижения   качества   предоставляемых   услуг,
предусмотренного  договорами  найма,  на  техническое  обслуживание  и
предоставление жилищно-коммунальных услуг;
     - введения  неоправданно  высокого уровня ставок на оплату жилья,
превышающего   по   площади   социальную   норму,   и    тарифов    на
сверхнормативное потребление коммунальных услуг.
     Собственные расходы  на  оплату  жилья  и  коммунальных  услуг  в
пределах  социальной  нормы  площади,  жилья  и нормативов потребления
коммунальных услуг:
     для граждан,  имеющих  совокупный доход семьи на одного человека,
не превышающий установленный прожиточный минимум,  не должен превышать
0,5  установленного  федеральным  законом  минимального размера оплаты
труда;
     для граждан,  имеющих  совокупный доход семьи на одного человека,
превышающий прожиточный минимум,  составляют предельно допустимую долю
собственных  расходов  граждан в процентах от совокупного дохода семьи
(ниже в разделе V приведена предельно  (максимально)  допустимая  доля
собственных расходов граждан от совокупного дохода).
     Осуществление мер по совершенствованию  механизма  предоставления
жилищных субсидий и отражению изменений в оценке прожиточного минимума
и минимальной потребительской корзины  в  целях  увеличения  платы  за
жилье и коммунальные услуги. Это в частности предполагает:
     - исключение возможности отказа  в  выделении  жилищных  субсидий
гражданам,  имеющим на них право, под каким бы то ни было предлогом, в
том числе проживающим в домах ведомственного жилищного фонда и  домам,
находящихся   в   хозяйственном  ведении  или  оперативном  управлении
организаций;
     - при   определении   величины   субсидий   по   оплате  жилья  и
коммунальных услуг недопустимо исключение отдельных видов коммунальных
платежей /оплата жилья,  плата за найм, за водоснабжение, канализацию,
теплоснабжение,      горячее       водоснабжение,       газоснабжение,
электроснабжение/;
     - установление процедур,  не допускающих отказа в выдаче субсидий
на  оплату жилья и коммунальных услуг гражданам,  имеющим просроченную
задолженность по  оплате  жилья  и  коммунальных  услуг  при  согласии
погасить эту задолженность в согласованные сроки.

     V. СТАНДАРТЫ   ПЕРЕХОДА   НА   НОВУЮ   СИСТЕМУ   ОПЛАТЫ  ЖИЛЬЯ  И
КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

     Стандарт социальной нормы площади жилья  предлагается  принять  в
соответствии с постановлением Главы администрации Орловской области от
5 мая 1994 г N 149  "О  переходе  на  новую  систему  оплаты  жилья  и
коммунальных   услуг   и  порядке  предоставления  гражданам  жилищных
субсидий" в размере на одного человека:
     20 кв. м. общей площади в городах и рабочих поселках;
     20 кв. м. общей площади в сельской местности;
     30 кв. м. общей площади для одиноко проживающих граждан.       (В
редакции   Постановления   Коллегии  администрации  Орловской  области
от 05.07.2002 г. N 104)
     Установить, что   стандарт   социальной   нормы   площади   жилья
увеличивается:
     - на половину размера стандарта социальной  нормы  площади  жилья
для семей, занимающих отдельную квартиру;
     - до размера площади фактически занимаемой однокомнатной квартиры
для одиноких граждан, проживающих в отдельной однокомнатной квартире;
     - гражданам,   пользующимся   в   соответствии   с    действующим
законодательством  дополнительной  жилой площадью,  - на установленный
размер этой площади.
     Стандарт стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1
кв.  метр общей площади жилья рассчитывается  исходя  из  стандартного
набора жилищно-коммунальных услуг, содержание и ремонта жилья, включая
капитальный  ремонт,   теплоснабжение,   водоснабжение,   канализацию,
газоснабжение,  электроснабжение,  с  учетом  средних сложившихся норм
потребления и на 1.06.97 г составляет 7427 руб.  за 1 кв.  метр  общей
площади жилья по Орловской области. /Приложение N 2/.
     Стандарт уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат  на
содержание и ремонт жилья, а также коммунальные услуги.

                             Доля платежей населения в покрытии затрат
                             на все виды жилищно-коммунальных услуг
1997 год                     30
1998 год                     40
1999 год                     50
2000 год                     60
2001 год                     70
2002 год                     85
2003 год                     100
     Максимально допустимая  доля  собственных  расходов  граждан   на
оплату  жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади
жилья и нормативов  потребления  коммунальных  услуг  в  процентах  от
совокупного дохода семьи:
1997 год                     - 10 %
1998 год                     - 13 %
1999 год                     - 14 %
2000 год                     - 16 %
2001 год                     - 19 %
2002 год                     - 22 %
2003 год                     - 25 %
     Данный норматив  позволяет  рассчитать  объем средств необходимых
для  предоставления  компенсаций  /субсидий/   на   оплату   жилья   и
коммунальных услуг низкодоходным категориям граждан.

     VI. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОЙ РЕФОРМЫ

     I-й этап: 1997-1998 годы.

     Проведение разграничения    функций   собственника-домовладельца,
управляющей организации /службы заказчика/ и обслуживающей организации
в   государственном   и   муниципальном   жилищном  фонде.  Проведение
разгосударствления эксплуатационных организаций. Переход на договорные
отношения    в   сфере   предоставления   жилищно-коммунальных   услуг
Организация переобучения кадров  для  работы  в  службах  заказчика  и
обслуживающих    организациях.    Переход    на    конкурсную   основу
взаимоотношений  "заказчик-подрядчик". Доведение доли государственного
и муниципального жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе,
до 40 %.
     Формирование подходов к отбору на конкурсной основе обслуживающих
организаций для эксплуатации жилищного хозяйства.
     Переход на договорные условия предоставления жилищно-коммунальных
услуг  населению,  заключению  в  письменной  Форме  договоров   найма
государственного и муниципального жилья.
     Обеспечение контроля   обоснованности   и   уровня   тарифов   на
предоставление   жилищно-коммунальных   услуг   с   учетом  реализации
программы снижения затрат на их предоставление.
     Упорядочение системы льгот,  предоставляемых отдельным категориям
граждан, определение источников их финансирования, и способы адресного
направления льгот и жилищных субсидий населению.
     Включение в ставку  оплаты  жилья  платы  за  найм  и  затрат  на
капитальный ремонт.
     Расчет ставок оплаты  жилья  в  зависимости  от  его  качества  и
месторасположения.
     Разработка организационных методических рекомендаций для перехода
к массовому созданию товариществ собственников жилья.
     Переход к установке индивидуальных приборов учета и регулирования
потребления   воды,   газа   и  других  энергоресурсов  в  строящихся,
реконструированных и капитально ремонтируемых жилых домах.

     II-ой этап:

     1999-2000 годы.

     Доведение доли государственного и муниципального жилищного фонда,
обслуживаемого на конкурсной основе до 100 %.
     Завершение в основном перевод жилищно-коммунального хозяйства  на
работу в режиме безубыточного функционирования.
     Поэтапное включение затрат по обязательному страхованию  жилья  в
себестоимость жилищных услуг.
     Разработка технико-экономических  обоснований  и   инвестиционных
проектов  /методологии/  для  привлечения  предприятиями коммунального
хозяйства  средне-  и  долгосрочных  кредитных  ресурсов  на  развитие
объектов инфраструктуры. Внедрение механизма обязательного страхования
жилья.

     III-ий этап: 

     2001-2003 годы.

     Завершение перехода  на  полную  оплату  населением   затрат   по
обслуживанию  и  ремонту  /включая  капитальный/  жилья и коммунальных
услуг в части покрытия текущих издержек.
     Переход к  обязательной  установке  в  жилых домах индивидуальных
приборов   учета   и   регулирования   воды,   тепла,   газа,   других
энергоресурсов.
     Внедрение механизма привлечения кредитных ресурсов  для  развития
жилищно-коммунального  хозяйства с использованием различных источников
финансирования.
     Максимальное развитие управления многоквартирными жилыми домами в
форме товариществ собственников жилья /кондоминиумов/.


Информация по документу
Читайте также