Расширенный поиск
Постановление Правительства Орловской области от 29.06.2009 № 69РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Утратил силу - Постановление Правительства Орловской области от 31.07.2013 г. N 248 29 июня 2009 г. N 69 г. Орел О работе с долгосрочными областными целевыми программами (В редакции Постановлений Правительства Орловской области от 20.07.2010 г. N 254; от 25.06.2012 г. N 198; от 06.08.2012 г. N 274) В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 14 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации", в целях упорядочения работы с долгосрочными областными целевыми программами Правительство Орловской области постановляет: 1. Утвердить Порядок принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формирования и реализации согласно приложению 1. 2. Утвердить методические рекомендации по разработке и формированию концепций долгосрочных областных целевых программ согласно приложению 2. 3. Утвердить методические рекомендации по разработке и формированию долгосрочных областных целевых программ согласно приложению 3. 4. Утвердить схему сроков подготовки и последовательность действий областных органов исполнительной государственной власти по разработке и утверждению долгосрочных областных целевых программ согласно приложению 4. 5. (Утратил силу - Постановление Правительства Орловской области от 06.08.2012 г. N 274) 6. Возложить методическое руководство и координацию разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ на Департамент экономики Орловской области (Ю.А. Есипов). 7. Руководителям департаментов Орловской области в срок до 25 июля 2009 года представить в Департамент экономики Орловской области (Ю.А. Есипов) информацию о планируемых к разработке долгосрочных областных целевых программах с повременным графиком предоставления проектов концепций. 8. Признать утратившими силу: пункт 3 постановления Коллегии Орловской области от 18 октября 2007 года N 246 "О работе управления государственных инвестиций и региональных целевых программ Департамента экономической политики области в 2006-2007 годах"; постановление Коллегии Орловской области от 26 февраля 2009 года N 48 "О внесении изменений в постановление Коллегии Орловской области от 18 октября 2007 года N 246 "О работе управления государственных инвестиций и региональных целевых программ Департамента экономической политики области в 2006-2007 годах". 9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока финансово-экономического развития Ю.Н. Парахина. Председатель Правительства Орловской области А.П. Козлов Приложение 1 к постановлению Правительства Орловской области от 29 июня 2009 г. N 69 ПОРЯДОК принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формирования и реализации (В редакции Постановлений Правительства Орловской области от 20.07.2010 г. N 254; от 25.06.2012 г. N 198; от 06.08.2012 г. N 274) I. Общие положения 1. Настоящий Порядок принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формирования и реализации (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Орловской области от 6 декабря 2007 года N 724-ОЗ "О бюджетном процессе в Орловской области" и регламентирует процесс принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета Орловской области, порядок их формирования, утверждения и реализации. 2. Основные понятия. Долгосрочная областная целевая программа, реализуемая за счет средств бюджета Орловской области (далее также - ДОЦП, программа), документ стратегического планирования, определяющий на срок не менее трех лет комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Орловской области. Подпрограмма - составная часть ДОЦП, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на решение отдельной задачи ДОЦП. Требования к формированию, содержанию и реализации подпрограмм аналогичны требованиям к ДОЦП в целом. Разработка, согласование, реализация и управление осуществляется в рамках ДОЦП. Инициативная группа - инициаторы постановки проблем для решения программно-целевыми методами. На областном уровне инициаторами постановки проблем могут выступать органы исполнительной государственной власти специальной компетенции области, имеющие статус главных распорядителей бюджетных средств при взаимодействии с юридическими и физическими лицами. Региональная проблема (далее - проблема) - устойчивая ситуация, оказывающая негативное долгосрочное воздействие на общественно-политическую и (или) социально-экономическую ситуацию в области, сформировавшаяся на территории Орловской области, для изменения (преодоления) которой необходимы целенаправленные действия. Концепция - генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении проектов, планов, программ (далее - концепция ДОЦП). Задача концепции - получить понимание конечной цели. Программные документы - проекты концепций ДОЦП, проекты ДОЦП и утвержденные ДОЦП. Государственный заказчик ДОЦП - Правительство Орловской области. Разработчики ДОЦП - органы исполнительной государственной власти специальной компетенции области, организации, привлекаемые на конкурсной основе. Участники ДОЦП - привлекаемые к разработке и реализации ДОЦП органы государственной исполнительной власти специальной компетенции области, бюджетные учреждения, иные юридические и физические лица. Экспертная комиссия по согласованию и оценке проектов концепций и проектов долгосрочных областных целевых программ (далее - экспертная комиссия). (В редакции Постановления Правительства Орловской области от 06.08.2012 г. N 274) Руководитель ДОЦП (далее - руководитель программы) - руководитель органа исполнительной государственной власти специальной компетенции области, наделяемый обязанностями и полномочиями для оперативного управления разработкой и реализацией долгосрочной областной целевой программы. Ответственный исполнитель ДОЦП (далее - ответственный исполнитель) - должностное лицо органа исполнительной государственной власти специальной компетенции области, определяемое руководителем программы для реализации программных мероприятий по отдельным направлениям долгосрочной областной целевой программы (подпрограммы). Функции государственного заказчика, руководителя программы и ответственного исполнителя определены в приложении 1 к настоящему Порядку. Исполнители ДОЦП - организации, которые являются получателями бюджетных и внебюджетных средств и имеют законодательно подтвержденное право на выполнение соответствующих функций. Целевой индикатор - количественный показатель эффективности реализации, отражающий степень достижения цели и задач ДОЦП. Долгосрочная областная целевая программа реализуется в составе государственной программы Орловской области. Исполнитель долгосрочной областной целевой программы является соисполнителем государственной программы Орловской области. (Дополнен - Постановление Правительства Орловской области от 06.08.2012 г. N 274) 3. ДОЦП являются одним из важных средств реализации структурной политики Орловской области, активного воздействия на ее социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для области инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции органов исполнительной государственной власти специальной компетенции области. 4. ДОЦП может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач. 5. Методическое руководство, координация работ по разработке программных документов и реализации ДОЦП осуществляется Департаментом экономики Орловской области в соответствии с настоящим Порядком. 6. Формирование ДОЦП осуществляется в соответствии со следующими критериями отнесения областных целевых программ к ДОЦП: а) инвестиционный характер - в проекте предусмотрено осуществление бюджетных инвестиций в объекты областной государственной собственности и (или) предоставление межбюджетных трансфертов в форме субсидий на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет местных бюджетов; б) межведомственный характер - обеспечение координации деятельности органов исполнительной государственной власти специальной компетенции области, их структурных подразделений при решении проблем социально-экономического развития Орловской области; в) разрабатывается на срок не менее 3 лет. 7. Разработка проекта и утверждение ДОЦП осуществляются в сроки, указанные в приложении 4 к настоящему постановлению "Схема сроков подготовки и последовательность действий органов исполнительной государственной власти Орловской области по разработке, согласованию и утверждению долгосрочных областных целевых программ", и включают в себя следующие основные этапы: а) разработка проекта концепции ДОЦП; б) оценка проекта концепции ДОЦП экспертной комиссией; в) согласование проекта концепции ДОЦП; г) утверждение концепции ДОЦП Правительством Орловской области - принятие решения о разработке ДОЦП; д) разработка проекта ДОЦП; е) оценка проекта ДОЦП экспертной комиссией (при необходимости независимыми экспертами); з) согласование проекта ДОЦП; и) утверждение ДОЦП Правительством Орловской области. Программные документы могут разрабатываться органами исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области самостоятельно или с привлечением специализированных научно-исследовательских и консалтинговых организаций, имеющих опыт разработки программ или ведущих исследования по заданной тематике. Необходимость такого участия должна быть дополнительно обоснована. Разработчик программного документа в этом случае определяется на конкурсной основе в соответствии с нормами действующего законодательства. Финансирование разработки программных документов из областного бюджета Орловской области осуществляется за счет средств, направляемых на финансирование прикладных научных исследований в области общегосударственных вопросов. При разработке ДОЦП органами исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области без привлечения сторонних организаций руководитель программы принимает на себя функции разработчика без дополнительного финансирования. Программа может разрабатываться самостоятельно органами местного самоуправления, иными юридическими и физическими лицами. Такая программа в установленные сроки направляется на рассмотрение органа исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области по профилю деятельности, затем с заключением профильного Департамента представляется в Департамент экономики Орловской области. При положительной оценке руководитель профильного Департамента принимает на себя функции руководителя программы. 7.1. По поручению Правительства Орловской области в случаях утверждения федеральной целевой программы, требующей софинансирования из бюджета Орловской области и наличия долгосрочной областной целевой программы, возникновения социально значимой необходимости незамедлительного решения проблемной ситуации программно-целевым методом разработчики проектов долгосрочных областных целевых программ разрабатывают, осуществляют представление проекта программы на оценку экспертной комиссии, согласовывают и представляют на утверждение проект долгосрочной областной целевой программы Правительству Орловской области в сроки, установленные Правительством Орловской области, без утверждения концепции данной программы. (Дополнен - Постановление Правительства Орловской области от 20.07.2010 г. N 254) II. Разработка проекта концепции ДОЦП 8. Отбор проблем для решения их программно-целевым методом определяется следующими факторами: анализ проблемной ситуации на основании показателей, характеризующих проблему (в течение как минимум трех предшествующих лет в сравнении со среднероссийскими показателями); оценка воздействия проблемы на социально-экономическую ситуацию в Орловской области; значимость и неотложность решения проблемы в соответствии с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и Орловской области; невозможность комплексного решения проблемы в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки для ее решения; принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений; соответствие намеченной к решению проблемы полномочиям органов государственной власти Орловской области; необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения указанной проблемы; наличие федеральных целевых программ аналогичного направления, в рамках которых могут быть привлечены средства федерального бюджета. 9. Предложения о программной разработке проблемы в виде проекта концепции ДОЦП представляются на согласование в Департамент экономики Орловской области и Департамент финансов Орловской области с последующим вынесением на рассмотрение экспертной комиссии. 10. Проект концепции ДОЦП должен содержать: наименование инициатора разработки проблемы (состав инициативной группы); содержание проблемы и анализ причин ее возникновения; обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом в соответствии с факторами, указанными в пункте 8 настоящего Порядка; характеристику и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода; возможные варианты решения проблемы, оценку преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы; указание стратегической цели (системы целей), комплекса задач программы и сроков ее реализации; предложения по разработчикам программы (при необходимости - обоснование стоимости ее разработки); обоснование деления на подпрограммы (в случае необходимости); планируемый перечень программных мероприятий, которые необходимо осуществить в сфере науки, техники, производства и реализации продукции (работ, услуг), организационных, трудовых, хозяйственных и правовых отношений для решения проблемы, возможные сроки их реализации; потребность в финансовых ресурсах по источникам финансирования и направлениям затрат (капитальные вложения, текущие расходы, затраты на НИОКР) с отдельным указанием объемов бюджетных инвестиций на объекты капитального строительства государственной собственности Орловской области; предложения по руководителю программы и ответственному исполнителю; список предполагаемых исполнителей программных мероприятий; перечень целевых индикаторов и количественно измеримых показателей, характеризующих результаты реализации программы; предварительную оценку ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы. Структура, оформление и содержание документа должны соответствовать требованиям методических рекомендаций по разработке и формированию концепций долгосрочных областных целевых программ (приложение 2 к настоящему постановлению). 11. К проекту концепции ДОЦП, предоставляемому в Департамент экономики Орловской области, должно быть приложено заключение Департамента финансов Орловской области о возможности областного бюджета нести расходы в соответствии с заявленными объемами финансирования программы, а также, в случае представления проекта концепции ДОЦП, предусматривающей реализацию мероприятий по информатизации, - заключение Управления информационных технологий и связи Орловской области, полученное в соответствии с Положением о координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной государственной власти Орловской области и подведомственных органам исполнительной государственной власти Орловской области организаций, утвержденным Правительством Орловской области. (В редакции Постановления Правительства Орловской области от 25.06.2012 г. N 198) 12. Проекты концепций ДОЦП, представленные на согласование в Департамент экономики Орловской области после установленного срока, указанного в приложении 4 к настоящему постановлению, на экспертизу не принимаются и дальнейшему рассмотрению в текущем году не подлежат. III. Оценка, согласование и утверждение проекта концепции ДОЦП 13. Департамент экономики Орловской области на основании представленного проекта концепции ДОЦП и заключения Департамента финансов Орловской области организует заседание экспертной комиссии для оценки целесообразности разработки ДОЦП в соответствии с Методикой оценки проектов программных документов и эффективности реализации долгосрочных областных целевых программ, утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 30 июня 2009 г. N 81. 14. Оценка проекта концепции ДОЦП осуществляется на основе следующих критериев: соответствие цели программного документа системе приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и Орловской области; постановка в программном документе задач, условием решения которых является применение программно-целевого метода; уровень проработки целевых индикаторов и показателей результативности программного документа; уровень финансового обеспечения программного документа; соответствие содержания программного документа требованиям, предъявляемым к его разработке. 15. По результатам проведения оценки проекта концепции ДОЦП экспертной комиссией принимается решение о целесообразности (нецелесообразности) разработки ДОЦП либо о необходимости доработки проекта концепции ДОЦП: решение о целесообразности разработки ДОЦП оформляется протоколом заседания экспертной комиссии и направляется инициативной группе для подготовки проекта правового акта Орловской области об утверждении концепции ДОЦП и разработке долгосрочной областной целевой программы; решение о нецелесообразности разработки ДОЦП оформляется в виде заключения экспертной комиссии и направляется инициативной группе с указанием причин, по которым было вынесено такое заключение; заключение экспертной комиссии о необходимости доработки проекта концепции ДОЦП дается в том случае, когда на основе представленной информации невозможно сделать однозначный вывод о целесообразности или нецелесообразности разработки ДОЦП. 16. Правительство Орловской области на основе представленных инициативной группой документов - проект концепции ДОЦП, протокол заседания экспертной комиссии, проект распоряжения Правительства Орловской области - утверждает концепцию ДОЦП, назначает руководителя программы. Решение Правительства Орловской области об утверждении концепции ДОЦП и разработке проекта ДОЦП оформляется в форме распоряжения Правительства Орловской области. IV. Разработка проекта ДОЦП 17. Разработка проекта ДОЦП осуществляется только в отношении той ДОЦП, концепция которой утверждена распоряжением Правительства Орловской области. 18. Разработка проекта ДОЦП осуществляется в сроки, установленные в "Схема сроков подготовки и последовательность действий органов исполнительной государственной власти Орловской области по разработке, согласованию и утверждению долгосрочных областных целевых программ" к настоящему постановлению. 19. Структура, содержание и оформление документа должны соответствовать требованиям методических рекомендаций по разработке и формированию долгосрочных областных целевых программ согласно приложению 3 к настоящему постановлению. 20. К проекту ДОЦП должны быть приложены следующие документы: утвержденная в установленном порядке концепция ДОЦП; пояснительная записка; заключение Департамента финансов Орловской области о возможности областного бюджета нести расходы в соответствии с заявленными объемами финансирования ДОЦП; финансово-экономическое обоснование ДОЦП; (Исключен - Постановление Правительства Орловской области от 06.08.2012 г. N 274) бюджетная заявка на ассигнования из бюджета Орловской области для финансирования ДОЦП на очередной финансовый год по форме, представленной в приложении 2 к настоящему Порядку; в случае софинансирования - соглашения (договоры) о намерениях между государственным заказчиком ДОЦП и федеральными органами исполнительной власти, организациями, органами местного самоуправления, подтверждающие финансирование ДОЦП из федерального бюджета, внебюджетных источников, местных бюджетов. в случае, если проект ДОЦП предусматривает реализацию мероприятий по информатизации, - заключение Управления информационных технологий и связи Орловской области, полученное в соответствии с Положением о координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной государственной власти Орловской области и подведомственных органам исполнительной государственной власти Орловской области организаций, утвержденным Правительством Орловской области. (Дополнен - Постановление Правительства Орловской области от 25.06.2012 г. N 198) 21. Проекты ДОЦП, представленные в Департамент экономики Орловской области без сопутствующих документов либо после установленного срока, указанного в приложении 4 к настоящему постановлению, на экспертизу не принимаются и дальнейшему рассмотрению в текущем году не подлежат. V. Оценка, согласование и утверждение проекта ДОЦП 22. Департамент экономики Орловской области на основании представленного проекта ДОЦП и заключения Департамента финансов Орловской области организует заседание экспертной комиссии для оценки проекта ДОЦП в соответствии с Методикой оценки проектов программных документов и эффективности реализации долгосрочных областных целевых программ, утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 30 июня 2009 г. N 81. (В редакции Постановления Правительства Орловской области от 06.08.2012 г. N 274) 23. Оценка проекта ДОЦП осуществляется на основе следующих критериев: соответствие цели программного документа системе приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и Орловской области; постановка в программном документе задач, условием решения которых является применение программно-целевого метода; уровень проработки целевых индикаторов и показателей результативности программного документа; адекватность системы программных мероприятий целям и задачам программного документа; уровень финансового обеспечения программного документа; организация управления и контроля за ходом реализации ДОЦП; соответствие содержания программного документа требованиям, предъявляемым к его разработке. 24. По результатам проведения оценки проекта ДОЦП экспертной комиссией принимается решение о представлении проекта ДОЦП Правительству Орловской области для утверждения долгосрочной областной целевой программы либо о необходимости доработки проекта ДОЦП: решение о доработке проекта ДОЦП оформляется в виде заключения экспертной комиссии и направляется руководителю программы (разработчикам ДОЦП) с указанием причин, по которым было вынесено такое заключение; решение о представлении проекта ДОЦП на утверждение оформляется протоколом заседания экспертной комиссии и направляется руководителю программы (разработчикам ДОЦП) для подготовки проекта правового акта Орловской области об утверждении ДОЦП. 25. Правительство Орловской области на основании представленных руководителем программы документов - проект ДОЦП, протокол заседания экспертной комиссии, проект постановления Правительства Орловской области - утверждает ДОЦП. Решение Правительства Орловской области об утверждении ДОЦП оформляется в форме постановления Правительства Орловской области. VI. Реализация ДОЦП (Утратил силу - Постановление Правительства Орловской области от 06.08.2012 г. N 274) VII. Оценка эффективности реализации ДОЦП (Утратил силу - Постановление Правительства Орловской области от 06.08.2012 г. N 274) Приложение 1 к Порядку принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формирования и реализации Функции государственного заказчика, руководителя и ответственного исполнителя долгосрочной областной целевой программы I. Функции государственного заказчика: заказывает и финансирует разработку (при необходимости) и реализацию долгосрочных областных целевых программ (ДОЦП); утверждает концепции ДОЦП и ДОЦП; осуществляет контроль за ходом разработки и реализации ДОЦП; в случае необходимости заключает договоры (контракты) с исполнителями программных мероприятий. II. Функции руководителя программы Представляет проект ДОЦП на всех этапах и уровнях его обсуждения, согласования и утверждения. 1. На этапе разработки, экспертизы и согласования проекта ДОЦП: на основании соответствующего решения государственного заказчика организует конкурс, заключает договор с организацией разработчиком программы или формирует состав группы разработчиков ДОЦП; осуществляет руководство разработкой ДОЦП и несет ответственность за своевременную и качественную подготовку программного документа; управляет действиями разработчиков; организует согласование проекта программы со всеми заинтересованными органами государственной исполнительной власти специальной компетенции области и организациями (учреждениями, предприятиями) области; при необходимости разрабатывает и утверждает формы статистической отчетности по программе; направляет проект ДОЦП с необходимым комплектом сопроводительных документов в Департамент экономики Орловской области и Департамент финансов Орловской области в установленные сроки; при необходимости организует доработку проекта программы и повторно направляет в Департамент экономики Орловской области. 2. На этапе утверждения ДОЦП: уточняет в установленные сроки объемы необходимых средств для финансирования ДОЦП в очередном году и представляет бюджетную заявку на ассигнования из средств бюджета Орловской области для реализации мероприятий программы в Департамент экономики Орловской области и Департамент финансов Орловской области; готовит проект правового акта Орловской области об утверждении долгосрочной областной целевой программы. 3. На этапе реализации ДОЦП: в своих действиях по обеспечению реализации ДОЦП подотчетен государственному заказчику; заключает договоры (контракты) с исполнителями программных мероприятий; представляет в Департамент экономики Орловской области и Департамент финансов Орловской области информацию о заключенных договорах (контрактах) со всеми участниками реализации программы по ее финансированию из внебюджетных источников, бюджета Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований; осуществляет текущее управление реализацией ДОЦП; разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения программы; несет ответственность за своевременную и качественную реализацию ДОЦП, осуществляет управление ее исполнителями, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию; ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей; при сокращении фактических объемов бюджетного финансирования ДОЦП по сравнению с предусмотренными утвержденной программой разрабатывает меры по привлечению дополнительных источников финансирования (в том числе внебюджетных) для реализации мероприятий программы в установленные сроки; несет ответственность за полное и целевое использование полученных кредитов в соответствии с утвержденными объемами бюджетных ассигнований и перечнем утвержденных мероприятий; обеспечивает своевременное, в соответствии с установленными сроками, предоставление в Департамент экономики Орловской области полной и достоверной информации о ходе реализации ДОЦП; проводит первоначальную оценку эффективности реализации ДОЦП по итогам года и представляет информацию в рамках годового отчета в Департамент экономики Орловской области; несет ответственность за своевременность и достоверность представляемой информации об эффективности реализации ДОЦП; подготавливает и уточняет перечень программных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации целевой программы; уточняет объем средств, необходимых для финансирования ДОЦП в очередном финансовом году и представляет бюджетные заявки на бумажном и электронном носителях в Департамент экономики Орловской области в соответствии с требованиями, изложенными в приложении 2 к Порядку принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формирования и реализации; представляет в Департамент экономики Орловской области информацию о готовящихся изменениях в действующую долгосрочную областную целевую программу; при необходимости вносит в Департамент экономики Орловской области предложения (с обоснованиями) о продлении срока реализации целевой программы, который истекает в текущем году, в соответствии с пунктом 33 Порядка принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формирования и реализации; в целях обеспечения информационной открытости деятельности органов государственной власти Орловской области размещает информацию о ходе реализации ДОЦП, результатах мониторинга программы в средствах массовой информации и сети Интернет не реже одного раза в год. III. Функции ответственного исполнителя программы: на основании заключенных договоров (соглашений) участвует в реализации программы и отвечает за выполнение отдельных направлений ДОЦП (подпрограмм), обеспечивает выполнение программных мероприятий; участвует в подготовке договоров (соглашений, контрактов) на выполнение программных мероприятий; в установленном порядке несет ответственность перед руководителем программы за использование финансовых средств, выделенных на реализацию программных мероприятий; по заданию руководителя программы участвует в подготовке отчетных материалов по вопросам реализации программных мероприятий, оценки эффективности реализации ДОЦП; несет ответственность перед руководителем ДОЦП за своевременное предоставление полной и достоверной информации о ходе выполнения программных мероприятий. Приложение 2 к Порядку принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формирования и реализации (Приложение утратило силу - Постановление Правительства Орловской области от 06.08.2012 г. N 274) Приложение 2 к постановлению Правительства Орловской области от 29 июня 2009 г. N 69 Методические рекомендации по разработке и формированию концепций долгосрочных областных целевых программ Настоящие методические рекомендации по разработке и формированию концепций долгосрочных областных целевых программ определяют основные требования к их разработке, содержанию, структуре и оформлению. I. Рекомендации по разработке проектов концепций долгосрочных областных целевых программ Практика экспертизы областных целевых программ показывает, что большая их доля создается либо с ориентацией на решение PR-задач, либо задач распределения дополнительных финансовых средств между структурными подразделениями, либо с ориентацией на привлечение ресурсов из вышестоящих бюджетов. Указанные задачи могут и (в идеале) должны решаться с использованием программно-целевого метода при условии, что будет соблюден главный принцип приоритетности общесистемных долгосрочных целей ДОЦП перед частными краткосрочными. Приведенные положения определяют противоречие, выступающее в качестве барьера разработки областных целевых программ, ориентированных на перелом ключевых тенденций в долгосрочной перспективе: с одной стороны, в области необходимо решать множество оперативных проблем, а с другой - правильные решения могут обеспечить перелом негативных тенденций значительно позднее, чем того требуют обстоятельства. Указанное противоречие особенно обостряется в условиях бюджетного дефицита, когда необходимо определять приоритеты и те ключевые точки, к которым следует применять ресурс и развитие которых является определяющим динамику развития множества сфер области. Если выявленные проблемы в сфере развития Орловской области могут быть решены в рамках текущей деятельности соответствующего структурного подразделения, то нет необходимости применять программно-целевой метод, что подразумевает распределение мероприятий по множеству структурных подразделений. Такая ситуация возникает, например, при необходимости целевого структурирования деятельности подразделения, направленного на решение узкоотраслевых проблем, причины которых находятся в той же сфере развития области, где и негативная тенденция - в таком случае целесообразно разработать ведомственную целевую программу. Второй проблемой разработки целевых программ является ориентация разработчиков (как правило, органы исполнительной государственной власти специальной компетенции области) на решение поверхностных проблем, следование стратегии "латания дыр", когда решаются не корневые системообразующие проблемы, а их следствия - те проблемы, решение которых приводит не к перелому негативных тенденций, а к временному улучшению ситуации. Третьей проблемой является применение "традиционных подходов" к разработке целевых программ. Так одним из способов разработки областных целевых программ, заимствованным из традиций административной системы, является рассылка писем по структурным подразделениям с просьбой дать свои предложения в какую-либо конкретную программу. Разработка областных целевых программ таким методом приводит к их лоскутности, размытости целей и задач, попыткам структурных подразделений ориентировать мероприятия программы на решение "своих" проблем. Помимо этого, приверженцы данной методики постоянно сталкиваются с дублированием мероприятий, вызванным перекрестными предложениями структурных подразделений в проекты программ. Еще два традиционных подхода к разработке ДОЦП: первый - это копирование программных документов других субъектов Российской Федерации, когда цели, задачи и даже мероприятия принимаются без их критического переосмысления и сопоставления с проблемами и факторами развития Орловской области, и второй - когда в основу проекта программы ложатся программные документы федеральных органов власти без их адаптации к конкретным условиям развития Орловской области и ориентации на решение областных проблем. Разрешить указанные выше противоречия и проблемы позволит введение механизма разработки концепций долгосрочных областных целевых программ с детальным анализом проблем в сфере развития области, выявлением взаимосвязей между другими сферами развития области (если таковые имеются) и определением возможности решения проблем разработкой и реализацией долгосрочной областной целевой программы (ДОЦП) либо ведомственной целевой программы (ВЦП). Введение механизма разработки концепций ДОЦП с их последующей экспертизой позволит решить две важные задачи: повысить качество проработки проблем и определения целей и задач ДОЦП, а также определить механизм решения выявленных проблем еще до детальной разработки программных мероприятий (либо ДОЦП, либо ВЦП). Для систематизации деятельности инициативной группы по разработке проекта концепции ДОЦП выделены основные этапы работы (схема 1). Схема 1. Последовательность действий при разработке проекта концепции ДОЦП |——————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Анализ проблемной ситуации в рассматриваемой сфере | |——————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | |—————————————————————————|————————————————————————| | | | |————————————————————————| |————————————————————| |————————————————————————| | Выявление существующих | | Прогноз развития | | Определение | | проблем и их | | проблемной | | перспективного видения | | ранжирование по | | ситуации без | | сферы действия ДОЦП | | степени важности | | использо-вания | | | | | | прогрммно-целевого | | | | | | метода | | | |————————————————————————| |————————————————————| |————————————————————————| | | | |—————————————————————————|————————————————————————| | |——————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Определение сферы и границ действия планируемой ДОЦП | |——————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | | |——————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Цели и задачи планируемой ДОЦП | |——————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | | |——————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Обоснование необходимости решения выявленных проблем | | программно-целевым методом и разработки ДОЦП | |——————————————————————————————————————————————————————————————————————————| Этап 1. Анализ проблемной ситуации в рассматриваемой сфере. Анализ проблемной ситуации складывается из: выявления существующих проблем и факторов, повлиявших на их возникновение, ранжирование проблем по степени важности; анализа развития проблемной ситуации без применения программно-целевого метода; определения перспективного видения сферы действия ДОЦП - понимание конечной цели. Анализ проблемной ситуации следует начать с оценки уровня развития в Орловской области рассматриваемой сферы. Такую оценку необходимо производить исходя из того, что для нормального функционирования области должно обеспечиваться взаимоувязанное и непротиворечивое развитие социальной и экономической подсистем. С учетом этого факта в качестве методики оценки уровня развития предлагается система индикаторов, состоящая из четырех блоков (таблица 1), которые характеризуют: экономические отношения; социальную ситуацию; демографическое положение; девиантное поведение. Таблица 1. |—————|—————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————| | N | Блоки | Показатели | | п/п | | | |—————|—————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————| | 1 | 2 | 3 | |—————|—————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————| | 1. | Экономические | Индекс физического объема промышленного производства; | | | отношения | доля импортных продуктов питания; | | | | доля в экспорте продукции обрабатывающей | | | | промышленности; | | | | доля в экспорте высокотехнологичной продукции; | | | | доля в ВВП государственных ассигнований на науку | |—————|—————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————| | 2. | Социальная | Соотношение доходов 10 % самых богатых и 10 % самых | | | ситуация | бедных граждан; доля населения с доходами ниже | | | | прожиточного уровня; уровень безработицы (с учетом | | | | скрытой безработицы) | |—————|—————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————| | 3. | Демографическое | Условный коэффициент депопуляции (отношение числа | | | положение | умерших к числу родившихся); | | | | суммарный коэффициент рождаемости; | | | | ожидаемая продолжительность жизни при рождении; | | | | коэффициент старения населения | |—————|—————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————| | 4. | Девиантное | Уровень преступности; | | | поведение | уровень потребления алкоголя в расчете на душу | | | | населения; | | | | число суицидов на 100 тыс. населения; | | | | уровень распространенности психической патологии | |—————|—————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————| Выделение данных блоков связано с тем, что они в определенной степени описывают динамику взаимодействия социальных и экономических процессов. В частности, экономический и социальный блоки отражают уровень и качество жизни граждан. Составляющие демографического блока количественно иллюстрируют ситуацию в области воспроизводства человеческого капитала. И, наконец, при помощи показателей девиантного поведения можно судить об эффективности работы общественных демократических институтов и о степени адаптации населения к рыночным отношениям как таковым. Состав индикаторов не претендует на полноту и всеохватность, однако в целом предложенная методика позволяет отслеживать текущие изменения в социально-экономической ситуации, корректировать плановые решения и принимать оперативные меры по реализации стратегии социально-экономического развития Орловской области. Признавая повышение качества жизни населения главной задачей регионального стратегического управления, можно рассмотреть показатели, характеризующие данное интегральное понятие, представленные в таблице 2. Таблица 2. |—————|——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————| | N | Параметры | Интегральные понятия, характеризующие выделенные | | п/п | понятия | параметры | | | "качество жизни | | | | населения" | | |—————|——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————| | 1 | 2 | 3 | |—————|——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————| | 1. | Благосостояние | Доходы, деловая активность | |—————|——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————| | 2. | Здоровье | Продолжительность жизни, заболеваемость, травматизм, | | | | вредные пристрастия (алкоголизм, наркомания, | | | | табакокурение, проституция и т.п.), | | | | занятия физкультурой и спортом, | | | | достаточное и рациональное питание, | | | | организация отдыха и лечения | |—————|——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————| | 3. | Образование | Дошкольное образование, общее среднее образование, | | | | среднее и высшее специальное образование, повышение | | | | квалификации персонала, общеобразовательные | | | | программы для населения, развитие способностей | | | | одаренных личностей | |—————|——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————| | 4. | Жилищные условия | Обеспеченность жильем, качество жилья, | | | | благоустройство и инфраструктура жилого фонда | |—————|——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————| | 5. | Обеспеченность | Номенклатура предоставляемых товаров и услуг, в том | | | товарами и | числе отечественными товаропроизводителями и по | | | услугами | импорту, качество товаров и услуг, цены | |—————|——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————| | 6. | Социальное | Пенсии, пособия, помощь малоимущим и инвалидам | | | обеспечение | | |—————|——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————| | 7. | Культура и | Развитие литературы и искусств, книжное дело, театр | | | духовная жизнь | и прочие зрелищные заведения, народные промыслы, | | | | церковь, обряды | |—————|——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————| | 8. | Экология | Контроль за состоянием и защита окружающей среды, | | | | утилизация отходов, восстановительные | | | | природоохранные мероприятия | |—————|——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————| | 9. | Безопасность | Преступность, безопасность на производстве, | | | | безопасность транспортных средств, безопасность на | | | | дорогах, безопасность жилищ, защита от внешней | | | | военной угрозы и терроризма, защита от стихийных | | | | бедствий, политическая нестабильность, | | | | информационная безопасность и др. | |—————|——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————| | 10. | Права человека | Соблюдение комплекса конституционных прав человека | |—————|——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————| Анализ факторов, влияющих на ключевую(ые) тенденцию(и), позволяет определить отраслевые проблемы (причины негативного изменения тенденций). Так, например, для программы повышения численности населения необходимо анализировать факторы, определяющие смертность, рождаемость и миграционный прирост или убыль. При этом в качестве факторов могут выступать как наличие негативных, деструктивных явлений, так и отсутствие позитивных. Такой подход позволит выявить максимально полный перечень проблем для того, чтобы затем определить связи, которые между ними существуют, и получить структурированное проблемное поле. Рекомендуется оформить полученные данные в табличном виде (таблица 3) Таблица 3. |———————|————————————|————————————————————|———————————————————————| | N | Проблема | Чем обусловлена | Предварительные | | п.п. | | (причина проблемы) | варианты решения | |———————|————————————|————————————————————|———————————————————————| | 1. | | | | |———————|————————————|————————————————————|———————————————————————| | 2. | | | | |———————|————————————|————————————————————|———————————————————————| | 3. | | | | |———————|————————————|————————————————————|———————————————————————| | ..... | | | | |———————|————————————|————————————————————|———————————————————————| В зависимости от выявленных связей между выделяется четыре типа проблем: результирующие (проблема N 1 на схеме 2), являющиеся следствием других проблем - определяют цели программы; корневые (проблема N 6, 7, 8, 9), вызывающие или обостряющие другие проблемы - определяют задачи программы; узловые (проблемы N 2, 3, 4, 5), зависящие от некоторых проблем, но и вызывающие или обостряющие некоторые другие проблемы; независимые - достаточно значимые проблемы, не связанные с другими проблемами. Корневые проблемы служат основой для формулировки задач программы. Задачи должны быть взвешены. Иначе говоря, необходимо определить коэффициенты важности решаемых проблем и использовать их как коэффициенты важности решаемых задач. Корневые проблемы могут быть выявлены методом последовательных "почему". Проблемы выписываются в блоки по вертикали, а затем по каждой проблеме выстраиваются причинно-следственные цепочки так, как это представлено на схеме 2. Схема 2. |—————————————————————————————————————————————————| | 1. Высокий уровень смертности населения | ---------- > Результирующая |—————————————————————————————————————————————————| | Почему растет смертность? | |———————————————————————————————————————————| |---| 2. Население злоупотребляет алкоголем, |------------> Узловые | | молодежь употребляет наркотики | | |———————————————————————————————————————————| | | Почему? | | |—————————————————————————————————————| | |---| 4. Пьянство - устоявшийся вид |------------> Узловые | | | отдыха | | | |—————————————————————————————————————| | | | Почему? | | | |—————————————————————————| | | |---| 6. Сложились традиции, | | | | | закрепляющиеся из | | | | | поколения в поколение |----------- | | | |—————————————————————————| | | | Корневые | | | |—————————————————————————| | | |---| 7. Агрессивная реклама |----------- | | | употребления алкоголя, | | | | как элемента жизни | | | |—————————————————————————| | | | | |—————————————————————————————————————| | |---| 5. Наркотики закрепляются как |------------> Узловые | | элемент молодежной культуры | | |—————————————————————————————————————| | | Почему? | | |——————————————————————————| | |---| 8. Разрушилась советская | | | | идеология воспитания | | | | молодежи как активного | | | | элемента социума, а | | | | новая не была создана | ---------- | | |——————————————————————————| | | Корневые | | |——————————————————————————| | | | 9. Активное |----------- | |---| проникновение западной | | | молодежной культуры | | |——————————————————————————| | | |———————————————————————————————————————————| |---| 3. Услуги здравоохранения не оказываются |-----------> Узловые | на должном уровне | |———————————————————————————————————————————| | Почему? | |———————————————————————————| |---| 10. .................... | | |———————————————————————————| | | и т.д. | Нетрудно заметить, что в результате таких построений получается иерархия проблем. Для определения весовой значимости следует применять подход распределения весов по иерархии проблем по методике, представленной на схеме 3. Схема 3. Охарактеризовав и структурировав проблемы, следует проанализировать развитие проблемной ситуации - сферы действия планируемой ДОЦП, без применения программно-целевого метода. Одной из самых сложных задач процесса разработки проекта концепции ДОЦП является определение перспективного видения сферы действия планируемой ДОЦП, поскольку, как показали результаты инвентаризации областных целевых программ, цели программ в большинстве случаев формируются, не исходя из того, что хочется достичь, а скорее исходя из того, от чего хочется уйти. Определение в концепции ДОЦП предназначения планируемой ДОЦП позволит разработчикам самоопределиться в том, что следует изменить, используя программно-целевой метод. Целевые программы чаще всего разрабатываются силами органа исполнительной государственной власти специальной компетенции области, являющегося "владельцем" результирующей проблемы, говоря иначе - решение проблем образования находится в ведении Департамента образования культуры и спорта Орловской области, проблем жилищно-коммунального хозяйства в ведении Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области и т.д. Указанное обстоятельство приводит к тому, что разработчики ориентируют программу на решение частных поверхностных проблем, привлечение ресурсов из вышестоящих бюджетов и оттягивание ресурсов бюджета области на решение проблем в своей сфере. Требования Порядка принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формирования и реализации жестко регламентируют направленность ДОЦП на привнесение положительных качественных изменений, направленных на перелом ключевых тенденций в долгосрочной перспективе. Этап 2. Определение сферы и границ действия ДОЦП Сфера действия планируемой ДОЦП определяется исходя из результирующей решаемой проблемы, ее правильное определение имеет самое важное значение, поскольку ошибки на данном этапе приведут к тому, что неправильно будет разработана вся программа. Наименование программы должно соответствовать сфере ее действия, сфера действия программы должна соответствовать ее наименованию. Например, сферы действия ДОЦП "Профилактика правонарушений" и "Охрана правопорядка" будут различными. В первом случае сфера действия программы затрагивает в большей степени формирующую, реабилитационную и предупреждающую функции обеспечения безопасности, во втором - пресекающую и контролирующую. Соответственно в первом случае объектом программы являются несовершеннолетние и правонарушения, которые они совершают, лица, освобожденные из мест лишения свободы, механизмами при этом будут являться реабилитационные и коррекционные центры, учебные заведения, средства массовой информации, прочие организации, в том числе общественные, способные повлиять на ситуацию. Во втором же случае объекты - это нарушители правопорядка, а механизмы - силовые органы правопорядка, контролирующие системы и т.д. Связанные сферы необходимо определять для того, чтобы стало понятно, как связана рассматриваемая сфера действия программы с другими сферами развития области. Например, важным является то, на что повлияет улучшение экологии или развитие туризма, или снижение уровня преступности. Такой анализ позволит определить социально-экономическую эффективность программы, обозначив области, в которых можно ожидать эффекты от реализации программы. Второй причиной, по которой необходимо определять связанные сферы является, как уже отмечалось, связанность между проблемами различных сфер развития области. Например, для сферы туризма связанные сферы представляют собой то, что взаимодействует с туризмом как отраслью, обеспечивает его, и, прямо или косвенно, влияет на качество услуги как продукта производства, например: безопасность, досуговая сфера, транспортная сфера и экология, культурный уровень населения, профессионализм работников сферы обслуживания и т.д. Для случая программы общественной безопасности сферой программы является безопасность граждан и функции, которые должны при этом реализовываться. Связанными сферами являются: общественные организации, добровольные народные дружины, коррекционные, адаптационные и реабилитационные организации, органы защиты правопорядка, охранные службы, силовые структуры, образовательные учреждения. Выявление связей социальной сферы с другими сферами развития области, представленные на схеме 4, позволяет понять, где можно ожидать социально-экономических эффектов от программы общественной безопасности. Схема 4. Сужение сферы действия программы приводит к тому, что программа из комплексной превращается в узкоотраслевую. Определение сферы действия программы и связанных сфер позволяет правильно сформировать состав рабочей группы по разработке программы (если программа разрабатывается силами органов исполнительной государственной власти специальной компетенции области) и сориентировать разработчиков программы в нужном направлении (что особенно важно, если программа разрабатывается сторонней организацией, например, консалтинговой фирмой). Определение сфер, на которые влияет сфера программы позволяет в первом приближении обозначить области, в которых можно ожидать социально-экономический эффект от реализации программы и те сферы, в которых могут находиться корневые проблемы, определяющие развитие сферы действия программы. Определение главной функции, подлежащей формированию или усовершенствованию, и ее анализ позволяет разбить функцию прорабатываемой сферы развития области на ряд подфункций и выявить патологии на функциональном уровне, понять, какие подфункции не выполняются или выполняются неправильно. Решение указанной задачи позволяет определить ключевые точки приложения усилий. Основные виды функций: 1) формирующая: функция формирования человека как социально-ответственного гражданина государства, жителя области. В большей степени функция социальных институтов (семьи, ДОУ, школ, СУЗов и ВУЗов); 2) пресекающая: особенно актуальна в резко расслоенном обществе с тяжелой криминогенной обстановкой. В большей степени функция правоохранительных органов; 3) реабилитационно-ассимиляционная: функция возвращения "ошибавшихся" в социум, помощь в адаптации. В большей степени функция специальных социальных и психологических институтов; 4) контролирующая: в большей степени информационно-аналитическая функция, позволяющая отслеживать тенденции и принимать решения; 5) предупреждающая: основана на контролирующей и направлена на передачу сигналов в формирующую и пресекающую функции. Особое внимание разработчикам следует обратить на то, что долгосрочные областные целевые программы должны быть ориентированы не на реализацию функций, а на совершенствование механизмов их реализации и, при необходимости, создание новых! Этап 3. Цели и задачи планируемой ДОЦП Цель или цели планируемой ДОЦП и показатели ее результативности определяют исходя из того, какие ключевые тенденции (результирующие проблемы) были выявлены на этапе анализа проблемной ситуации в сфере действия планируемой программы. Количество целей должно соответствовать количеству определенных тенденций (результирующих проблем). Переход от проблем к задачам позволяет сосредоточить внимание на решении корневых проблем, которые служат основой для формулировки задач программы. В общем виде (применительно ко всем программам без исключения) задачи могут быть определены как антиподы корневых проблем. Некоторые задачи могут быть определены так, что будут решать не одну корневую проблему, а несколько одновременно. Рассмотрим изложенное на нашем примере (таблица 4): Таблица 4. |————————————————————————————————————|———|—————————————————————————————————————| | Корневая проблема | | Задача | |————————————————————————————————————|———|—————————————————————————————————————| | 6. Сложились негативные традиции, | | | | закрепляющиеся из поколения в | | Сформировать в обществе новые | | поколение | | традиции активного отдыха | | | | | |————————————————————————————————————|———|—————————————————————————————————————| | 7. Агрессивная реклама | | | | употребления алкоголя, как | | Организовать и провести | | элемента жизни | | "информационную войну", | | | | направленную на разрушение | | | | создаваемых рекламой стереотипов | |————————————————————————————————————|———|—————————————————————————————————————| | 8. Разрушилась советская идеология | | Разработать и продвигать | | воспитания молодежи как активного | | национальную идею, подключая к | | элемента социума, | | указанным процессам молодежь | | а новая не была создана | | | |————————————————————————————————————|———|—————————————————————————————————————| | 9. Активное проникновение западной | | Разработать и проводить | | молодежной культуры | | информационную пропаганду, | | | | изобличающую "ненормальность" | | | | западной молодежной культуры, | | | | связанной с употреблением | | | | наркотиков | |————————————————————————————————————|———|—————————————————————————————————————| Для определения коэффициента важности решаемых задач следует использовать полученные коэффициенты важности соответствующих корневых проблем. В результате разработчики получают ранжированный перечень задач с весовыми коэффициентами их значимости и четкое представление о том, как распределены приоритеты, мероприятия какой задачи необходимо финансировать и реализовывать в первую очередь. Это в свою очередь существенно поможет при определении сроков и выделении этапов реализации планируемых ДОЦП. Затем разработчики приступают к формированию системы показателей результативности реализации планируемой ДОЦП (схема 5) Схема 5. |—————————| |———————————————————| |—————————————————| | Затраты | | Цель ДОЦП - | | Показатели, | | | | желаемое | | характеризующие | | | | состояние | | цель программы | | |<--------| анализируемой |---------->| | | | | сферы развития | | | | | | области, | | | | | | характеризующееся | | | | | | позитивными | | | | | | тенденциями | | | ——————————| |———————————————————| |—————————————————| ^ | ^ | | | | v | ——————————| |———————————————————| |—————————————————| | Затраты | | Задачи ДОЦП - | | Показатели, | | | | направления | | характеризующие | | | | разрешения | | задачи | | |<--------| проблемной |---------->| программы | | | | ситуации и | | | | | | перехода в | | | | | | желаемое | | | | | | состояние | | | ——————————| |———————————————————| |—————————————————| ^ | ^ | v | ——————————| |———————————————————| |—————————————————| | Затраты | | Мероприятия, | | Показатели, | | | | реализация | | характеризующие | | | | которых позволит | | мероприятия | | |<--------| выполнить задачи |---------->| программы | | | | и избежать рисков | | | | | | либо | | | | | | ликвидировать | | | | | | последствия их | | | | | | возникновения | | | ——————————| |———————————————————| |—————————————————| Требования к количественным показателям изложены во втором разделе настоящих методических рекомендаций. Измерение качественных изменений сопряжено с рядом проблем, например, необходимостью проведения опросов, анкетирования, обработки больших объемов информации, необходимостью шкалирования и взвешивания качественных показателей и встраивания их в систему показателей результативности ДОЦП. Поскольку в большинстве случаев такие опросы ранее не проводились, то будет невозможно определить тенденции и спрогнозировать динамику подобных показателей, поэтому такие показатели измеряются "мягкими" мерами и часто заменяются показателями-заменителями (суррогатами). Если, например, трудно измерить качество оказания жилищно-коммунальных услуг, то с большой осторожностью в качестве заменителя можно использовать показатель количества жалоб поступающих в отдел по работе с населением. Например, менталитет бережливого отношения к собственному здоровью может быть косвенно измерен показателями заболеваемости и смертности населения. Квалификацию преподавательского состава школы и уровень обучения - результатами ЕГЭ и так далее. Этап 4. Обоснование необходимости решения выявленных проблем программно-целевым методом и разработки ДОЦП Одним из критериев целесообразности разработки ДОЦП, наряду с указанными во втором разделе Порядка, выступает характер структурированности проблемного поля (см. первый этап процесса формирования концепции ДОЦП). Так, если проблемное поле структурировано, но большая часть корневых проблем лежит в той же сфере действия, что и результирующих, то нет необходимости разрабатывать долгосрочную областную целевую программу - достаточно ограничиться либо ведомственной целевой программой, либо традиционным комплексом мер, либо проектом, направленным на создание или совершенствование какого-либо процесса или объекта. Если "корни" проблем распределены по различным сферам развития области, то возникает необходимость интеграции усилий, предпринимаемых в других сферах областного развития, и обеспечения единого межфункционального управления процессами развития, что достигается применением программно-целевого метода. Для определения и характеристики возможных рисков (вероятность возникновения которых возможна при реализации планируемой ДОЦП) следует рассмотреть факторы, влияющие на сферу действия ДОЦП (схема 6). Схема 6. |——————————————| | Планирование | |——————————————| | Организация | |—————————————| |——————————————| | Поставщики |---| |---| Координация | |—————————————| | | |——————————————| | Потребители | | | | Мотивация | |—————————| |—————————————| | | |——————————————| | Ближняя |-----| Конкуренты | | | | Управление | |---| среда | | | | | | | | |—————————| |—————————————| | | |——————————————| |—————————————————| | | Рынок труда | | | | Контроль |----| Менеджмент |--------| | |—————————————| | | |——————————————| |—————————————————| | | | | | |—————————| |————————————————————————————————| |———————————————————| | Внешние | | Сфера действия | |Внутренние | | факторы | | планируемой ДОЦП | | факторы | |—————————| |————————————————————————————————| |———————————————————| | | | | | |—————————| | | |—————————————————| | |----| Дальняя | | | | Трансформация |--------| | среда | | | | ресурсов | |—————————| | | |—————————————————| | |————————————| | | |————————————————| | | | Политика | | | | Трудовые | | | |————————————| | | |————————————————| | | | Экономика | | | | Финансовые | | | |————————————| | | |————————————————| | |---------| Общество | | | | Информационные | | |————————————| | | |————————————————| | | Технологии |---| |---| Экономические | | |————————————| |————————————————| | | Материалы |------------| |————————————————| | Время | |————————————————| Главная задача инициативной группы - это разработка концепций ДОЦП, обеспечивающих реализацию задач и достижение целей программ в пределах возможностей областного бюджета с допустимым уровнем риска. На всех этапах стратегического планирования необходимо предусмотреть и учесть влияние рисков на получение желаемого результата. Любая концепция предполагает, что будущие результаты можно определить, оценить или измерить. Если предположить ситуацию, при которой инициативная группа может иметь полную информацию по всем экономическим процессам, явлениям, факторам, то в таком случае можно просчитать и определить будущее. Не имея такой возможности, необходимо учитывать факторы риска, которые обусловлены: достаточно длительным временным интервалом между разработкой стратегии и получаемым результатом от реализации ДОЦП; степенью контролируемости процесса управления; степенью информированности о переменных, влияющих на разработанную стратегию, и характер взаимосвязей; отсутствием опыта и субъективным подходом. Существует много понятий риска. В нашем случае имеет смысл говорить о риске как о совокупности внутренних и внешних предпосылок (угроз), способных оказать негативное влияние на достижение поставленных целей или реализацию определенных стратегий в течение четко определенного периода времени. Для того чтобы эффективно управлять рисками, необходимо их выявить. Процесс выявления рисков является главной проблемой на современном этапе, что обусловлено информационным вакуумом. Сбором информации подобного характера в России никто не занимался, поэтому на практике сбор информации о рисках осуществляется, в основном, путем анализа финансовых документов. Но анализ финансовых документов подходит лишь для выявления финансовых рисков, в то время как остальные риски остаются неисследованными. Выполняя анализ рисков, целесообразно классифицировать их по сферам влияния: 1. Риски внешней окружающей среды: макроэкономические риски дальней окружающей среды; риски ближней окружающей среды. Макроэкономические риски дальней окружающей среды можно условно подразделить на следующие виды: политические; экономические; экологические; производственные; риски, связанные с возникновением непредвиденных форс-мажорных обстоятельств. Политический риск - это риск, возникающий как результат изменения государственной политики. К политическим рискам следует отнести, главным образом, риски неблагоприятных социально-политических изменений в стране, а также риски безопасности бизнеса в стране (вандализм, безработица, терроризм, саботаж и т. д.). Экономический риск учитывает государственное регулирование в сфере налогообложения, ценообразования естественных монополий, землепользования, нормативов арендной платы, экспорта-импорта, внешнеэкономической деятельности. Это риск потери (изменения) прогнозируемого результата вследствие инфляции, изменения конвертируемости национальной валюты, изменения государственного регулирования банковско-финансовой системы и т. д. Производственные риски - это те, что связаны с государственным регулированием развития конкретных отраслей, предприятий или регионов, возможностью государственной политики поддержки собственного производителя или созданием условий возможного вторжения на внутренний рынок зарубежного производителя. Экологические риски - это прямые угрозы внешней окружающей среде, поскольку деятельность по охране окружающей среды регулируется государством. Неожиданные меры государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды могут существенно повлиять на отклонение от прогнозируемого результата. Риски, связанные с непредвиденными форс-мажорными обстоятельствами. К такого рода рискам относятся природные катастрофы. Непредвиденные изменения любого параметра, из перечисленных выше, представляют собой угрозу или неопределенность достижения желаемого результата. К рискам ближней окружающей среды следует отнести следующие виды рисков: производственные; научно-технические; социально-экономические. Производственный риск ближней окружающей среды ассоциируется с возможной утратой производственных мощностей вследствие изменения потребностей рынка сбыта или снижения качества производимого товара. Он сопровождается снижением объемов производства ввиду роста издержек производства, нерациональной организации производства и сбыта. К производственному риску следует отнести также риск потери конкурентного преимущества. К научно-техническим рискам относятся риски морального износа основных фондов и технологий, риски инвестиций, риски реконструкции, риски появления новых технологий или видов деятельности и т. д. К этой группе риска следует отнести риск разработки новых, более экономичных технологий производства продукта. Социально-экономические риски ближней окружающей среды - это риски неблагоприятного социального климата, банкротства, проведения политики ценообразования и т.д. 2. Внутренние риски. Внутренние риски можно первоначально разделить на объективные (трансформация ресурсов) и субъективные (менеджмент). К субъективным внутренним рискам следует отнести риски принятия управленческих решений на всех этапах планирования и реализации ДОЦП (в частности, риски ошибочно выбранных целей, разрыва в стратегическом, тактическом и оперативном планировании, нарушение иерархии подчиненности целей и т. д.). К объективным внутренним рискам относятся риски, связанные с различными направлениями реализации ДОЦП. Представляется целесообразным выделять следующие виды рисков. Экологические риски возникают вследствие нарушения законов об охране окружающей среды, в виду отсутствия лицензий и разрешений, снижения работоспособности очистных сооружений и т. д. К экологическим рискам относят стихийные бедствия и риск наводнений, пожаров и других. Риски персонала - недостаточно квалифицированное руководство персоналом, мотивация работников, неэффективная система оплаты труда, потеря высокопрофессиональных кадров, снижение производительности труда, потеря рабочего времени по разного рода причинам. Маркетинговые риски связаны с потерей рынков сбыта продукции, с изменением потребительских требований, с неэффективным портфелем заказов, изменением потребительского спроса и т. д. Финансовые риски - это риски сокращения финансирования мероприятий программ, инфляции, увеличения ставок рефинансирования, изменения системы налогообложения, роста цен на энергоносители. Для измерения рисков необходимо определить возможные варианты реализации ДОЦП, соответствующие определенному уровню риска. Так, например, при решении проблемы программно-целевым методом с учетом финансовых рисков возможны три варианта реализации ДОЦП, отличающиеся объемами финансирования. Первый вариант - финансовое обеспечение реализации программы в заявленных объемах (100 % финансирование). Утверждение Программы по первому варианту позволит достичь поставленной цели. При этом варианте реализация ДОЦП сопряжена с макроэкономическими рисками, связанными с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновения бюджетного дефицита. Второй вариант - принятие программы с объемом финансирования от 50 до 80 процентов заявленного объема. При этом варианте финансирование программы должно быть сосредоточено на наиболее эффективных мероприятиях, обеспечивающих стабилизацию основных показателей, а также на мероприятиях, требующих относительно небольших объемов финансирования. Этот вариант предполагает в рамках стандартных процедур реализации ДОЦП проведение мероприятий, которые позволят осуществлять отдельные проекты и выявлять возможные области их взаимодействия и совместного использования достигнутых результатов. Указанный вариант не предусматривает кардинального изменения принципов реализации программы, не включает проведение научно-исследовательских работ в объемах, позволяющих объективно выявлять имеющиеся тенденции и вырабатывать новые технологии, поэтому в данном случае реализация программы будет сопряжена с риском разобщенности мероприятий. Третий вариант - принятие ДОЦП с объемом финансирования менее 50 процентов. По этому варианту финансирование программы должно быть сосредоточено на наименее затратных первоочередных мероприятиях. При разработке первого варианта инициативная группа количественно определяет основные цели и задачи ДОЦП и для их достижения осуществляет отбор и обоснование соответствующего комплекса мероприятий. При разработке ДОЦП по второму и третьему варианту в качестве исходных принимаются данные о реальных объемах финансовых средств, которые могут быть привлечены для реализации программы. Исходя из этого, выбирается комплекс мероприятий, обеспечивающих наилучшие результаты в достижении основных целей ДОЦП. При этом принципиальным отличием каждого варианта является прогнозное значение целевых показателей и, соответственно, цель программы в полной мере может быть достигнута только при осуществлении первого варианта. II. Рекомендации по формированию концепций долгосрочных областных целевых программ Концепция долгосрочной областной целевой программы состоит из следующих структурных элементов: 1. Титульный лист. 2. Основные разделы. 3. Приложения в табличной форме. Заполнение титульного листа и всех основных разделов концепции ДОЦП обязательно. 1. Титульный лист концепции ДОЦП |——————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | | | | | | | | | | | | | КОНЦЕПЦИЯ | | | | долгосрочной областной целевой программы | | | | _________________________________________________________ | | полное наименование программы | | | | | | | | | | | | | | | | Инициативная группа. | | 1. Руководитель инициативной группы | | ________________________ ______________________ ___________________ | | фамилия, имя, отчество занимаемая должность контактный телефон | | 2. Члены инициативной группы: | | ________________________ ______________________ ___________________ | | фамилия, имя, отчество занимаемая должность контактный телефон | | ________________________ ______________________ ___________________ | | фамилия, имя, отчество занимаемая должность контактный телефон | | ________________________ ______________________ ___________________ | | фамилия, имя, отчество занимаемая должность контактный телефон | | | | | | Орловская область | | 20___ г. | | | |——————————————————————————————————————————————————————————————————————————| 2. Основные разделы концепции долгосрочной областной целевой программы 1. Анализ проблемной ситуации. 2. Обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом. 3. Цели и задачи планируемой ДОЦП, целевые индикаторы и показатели, сроки и этапы решения проблемы. 4. Предложения по объемам и источникам финансирования планируемой ДОЦП. 5. Предложения по механизму формирования и составу программных мероприятий. 6. Предложения по составу участников планируемой ДОЦП. К содержанию разделов концепции ДОЦП предъявляются следующие требования. Раздел 1. Анализ проблемной ситуации В проекте Концепции ДОЦП может быть указана только одна социально-экономическая проблема Орловской области, по которой должна быть представлена следующая информация: наименование социально-экономической проблемы Орловской области; анализ причин возникновения проблемной ситуации; цифровая и иная фактическая информация, подтверждающая наличие и степень серьезности социально-экономической проблемы, ее текущее состояние и динамику изменения значений показателей, характеризующих социально-экономическую проблему в течение как минимум трех предшествующих лет с обязательным указанием источников получения информации, используемой для поведения анализа сложившейся ситуации и образовавшихся проблем; оценка развития ситуации в части указанной проблемы в среднесрочной и долгосрочной перспективах; обоснование ее связи со стратегией социально-экономического развития Орловской области, перечень приоритетов развития области, в рамках которых предполагается решать выявленные проблемные ситуации; анализ аналогичной ситуации в различных муниципальных образованиях области; краткий обзор российской и зарубежной практики решения аналогичных социально-экономических проблем; данные о принятых федеральными, областными, муниципальными органами власти решениях по проблеме, предложенной к программной разработке (с указанием пункта, статьи, нормативно правового акта). Раздел 2. Обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом Раздел должен содержать: прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода; возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы; обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом. При обосновании необходимости решения проблем программными методами должны учитываться: наличие взаимосвязи программы с действующими и вновь разрабатываемыми стратегиями и программами Орловской области, соответствие национальным проектам Российской Федерации и действующим долгосрочным целевым программам, принятым и разрабатываемым схемам территориального планирования Орловской области, направления структурной и научно-технической политики, а также пределы полномочий органов исполнительной государственной власти Орловской области. Раздел 3. Цели и задачи планируемой ДОЦП, целевые индикаторы и показатели, сроки и этапы решения проблемы Раздел должен содержать формулировки целей, для достижения которых, исходя из анализа проблемной ситуации, предлагается разработать долгосрочную областную целевую программу, и задач программы. Цели и задачи должны быть сформулированы в виде четких критериев с указанием целевых индикаторов и показателей. Цель должна быть сформулирована в одном предложении и соответствовать указанной социально-экономической проблеме Орловской области. Формулировка цели не должна содержать: специальные термины, затрудняющие ее понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в соответствующей сфере деятельности; термины, понятия и выражения, которые допускают произвольное или неоднозначное толкование цели; указания на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями реализации программы; указания на пути, средства и методы реализации программы. Требования, предъявляемые к целям планируемой программы: специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы); достижимость (цели должны быть потенциально достижимыми); измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей); согласованность с установленными сроками (должны быть установлены сроки достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей). Формулировки задач должны быть представлены в виде заданий по достижению определенных результатов к определенному сроку. Результаты, на которые содержится указание в формулировке задачи, должны быть измеримы и иметь количественное выражение. Набор задач должен быть потенциально необходим и достаточен для достижения ожидаемых результатов, с учетом воздействия внешних факторов, в том числе решений и действий федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Задачи должны соответствовать следующим требованиям: соответствие и упорядоченность по отношению к цели; измеримость в конкретных количественных показателях; определенность по срокам достижения. Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы. При необходимости выделяются и описываются этапы реализации планируемой ДОЦП с указанием прогнозируемых значений индикаторов в разрезе целей и задач для каждого этапа. Необходимость разделения сроков реализации ДОЦП на этапы определяется инициативной группой. Сводная информация оформляется в виде таблицы (таблица 5). Таблица 5. |——————|————————————————————|————————————|——————————————————| | N | Наименование | Период | Ожидаемые | | п/п | этапа | реализации | результаты | |——————|————————————————————|————————————|——————————————————| | | | | | |——————|————————————————————|————————————|——————————————————| | | | | | |——————|————————————————————|————————————|——————————————————| | | | | | |——————|————————————————————|————————————|——————————————————| В качестве целевых индикаторов реализации планируемой долгосрочной областной целевой программы должны применяться показатели, использованные для характеристики соответствующей социально-экономической проблемы Орловской области. Должны быть указаны значения целевых индикаторов, которые предположительно будут достигнуты по завершению реализации программы. Система показателей, характеризующих результаты реализации программы, должна соответствовать следующим требованиям: четкая формулировка показателя; адекватность: показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс (регресс, стабильность) в достижении цели или решении задачи; объективность: не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел; достоверность: способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки программы; прозрачность: следует избегать излишне сложных показателей, определение показателя должно обеспечивать однозначность его интерпретации как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей; экономичность: получение отчетных данных должно производиться с минимально возможными затратами, применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих программах сбора информации; сопоставимость: выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды; своевременность и регулярность: отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным промежутком времени между моментом сбора информации и сроком ее использования. В разделе описываются источники получения информации, методики расчета, способы сбора информации. Цифровые данные оформляются в табличной форме (приложение 1 к концепции ДОЦП). Раздел 4. Предложения по объемам и источникам финансирования планируемой ДОЦП В разделе отражаются: источники финансирования; объемы финансирования по годам; объемы финансирования по направлениям расходов (капитальные вложения, НИОКР, прочие нужды); оценка возможности привлечения к финансированию программы средств федерального и местных бюджетов, внебюджетных источников; общая характеристика взаимосвязи финансирования и прогнозируемых результатов. Цифровые данные оформляются в табличной форме (приложение 2 к концепции ДОЦП). Раздел 5. Предложения по механизму формирования и составу программных мероприятий В данном разделе концепции ДОЦП должна быть представлена общая характеристика направлений по которым будут осуществляться мероприятия в целях решения поставленных задач. В случае, когда мероприятия планируемой долгосрочной областной целевой программы дифференцируются по территориальной принадлежности, следует охарактеризовать принципы и критерии выбора территорий для реализации мероприятий. Раздел 6. Предложения по составу участников планируемой ДОЦП Раздел должен содержать: предложения по руководителю программы; предложения по составу разработчиков проекта ДОЦП; предложения по составу участников программы. 3. Приложения к концепции ДОЦП в табличной форме Рекомендуемые формы таблиц. Приложение 1 к концепции ДОЦП "_______________________" Целевые индикаторы и показатели результативности |————————————|—————————————|———————————|———————————————————————————————————————————————————————————————| | | Целевые | Единица | Показатели результативности | | | индикаторы | измерения | | | | | | | | Цели и | | | | | задачи | | | | |————————————|—————————————|———————————|———————————————|————————|————————|————————|———————|————————————| | | | | Базовый (год | Первый | Второй | Третий | и | Последний | | | | | до начала | год | год | год | т.д. | год | | | | | реализации | | | | | реализации | | | | | программы) | | | | | программы | | | | | | | | | | - целевое | | | | | | | | | | значение | |————————————|—————————————|———————————|———————————————|————————|————————|————————|———————|————————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |————————————|—————————————|———————————|———————————————|————————|————————|————————|———————|————————————| | Цель - 1 | |————————————|—————————————|———————————|———————————————|————————|————————|————————|———————|————————————| | Задача - 1 | | | | | | | | | |————————————|—————————————|———————————|———————————————|————————|————————|————————|———————|————————————| | Задача - 2 | | | | | | | | | |————————————|—————————————|———————————|———————————————|————————|————————|————————|———————|————————————| | и т.д. | | | | | | | | | |————————————|—————————————|———————————|———————————————|————————|————————|————————|———————|————————————| | | | | | | | | | | |————————————|—————————————|———————————|———————————————|————————|————————|————————|———————|————————————| | Цель - 2 | |————————————|—————————————|———————————|———————————————|————————|————————|————————|———————|————————————| | Задача - 1 | | | | | | | | | |————————————|—————————————|———————————|———————————————|————————|————————|————————|———————|————————————| | Задача - 2 | | | | | | | | | |————————————|—————————————|———————————|———————————————|————————|————————|————————|———————|————————————| | и т.д. | | | | | | | | | |————————————|—————————————|———————————|———————————————|————————|————————|————————|———————|————————————| | ......... | | | | | | | | | |————————————|—————————————|———————————|———————————————|————————|————————|————————|———————|————————————| Приложение 2 к концепции ДОЦП "_______________________" Структура финансирования (тыс. рублей) |—————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————| | Источники и направления | Объемы финансирования программы | | расходов |———————————|—————————————————————————————————| | | Всего | в том числе по годам | | | по | | | | программе |——————|——————|——————|————————————| | | | 1-й | 2-й | и | последний | | | | год | год | т.д. | год | | | | | | | реализации | | | | | | | программы | |—————————————————————————————————|———————————|——————|——————|——————|————————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |—————————————————————————————————|———————————|——————|——————|——————|————————————| | ВСЕГО | | | | | | |—————————————————————————————————|———————————|——————|——————|——————|————————————| | из них: | | | | | | |—————————————————————————————————|———————————|——————|——————|——————|————————————| | областной бюджет | | | | | | |—————————————————————————————————|———————————|——————|——————|——————|————————————| | федеральный бюджет | | | | | | |—————————————————————————————————|———————————|——————|——————|——————|————————————| | местные бюджеты | | | | | | |—————————————————————————————————|———————————|——————|——————|——————|————————————| | внебюджетные источники | | | | | | |—————————————————————————————————|———————————|——————|——————|——————|————————————| | | | | | | | |—————————————————————————————————|———————————|——————|——————|——————|————————————| | из общего объема: | | | | | | |—————————————————————————————————|———————————|——————|——————|——————|————————————| | | | | | | | |—————————————————————————————————|———————————|——————|——————|——————|————————————| | КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ всего | | | | | | |—————————————————————————————————|———————————|——————|——————|——————|————————————| | из них: | | | | | | |—————————————————————————————————|———————————|——————|——————|——————|————————————| | областной бюджет | | | | | | |—————————————————————————————————|———————————|——————|——————|——————|————————————| | федеральный бюджет | | | | | | |—————————————————————————————————|———————————|——————|——————|——————|————————————| | местные бюджеты | | | | | | |—————————————————————————————————|———————————|——————|——————|——————|————————————| | внебюджетные источники | | | | | | |—————————————————————————————————|———————————|——————|——————|——————|————————————| | | | | | | | |—————————————————————————————————|———————————|——————|——————|——————|————————————| | НИОКР всего | | | | | | |—————————————————————————————————|———————————|——————|——————|——————|————————————| | из них: | | | | | | |—————————————————————————————————|———————————|——————|——————|——————|————————————| | областной бюджет | | | | | | |—————————————————————————————————|———————————|——————|——————|——————|————————————| | федеральный бюджет | | | | | | |—————————————————————————————————|———————————|——————|——————|——————|————————————| | местные бюджеты | | | | | | |—————————————————————————————————|———————————|——————|——————|——————|————————————| | внебюджетные источники | | | | | | |—————————————————————————————————|———————————|——————|——————|——————|————————————| | | | | | | | |—————————————————————————————————|———————————|——————|——————|——————|————————————| | ПРОЧИЕ РАСХОДЫ всего | | | | | | |—————————————————————————————————|———————————|——————|——————|——————|————————————| | из них: | | | | | | |—————————————————————————————————|———————————|——————|——————|——————|————————————| | областной бюджет | | | | | | |—————————————————————————————————|———————————|——————|——————|——————|————————————| | федеральный бюджет | | | | | | |—————————————————————————————————|———————————|——————|——————|——————|————————————| | местные бюджеты | | | | | | |—————————————————————————————————|———————————|——————|——————|——————|————————————| | внебюджетные источники | | | | | | |—————————————————————————————————|———————————|——————|——————|——————|————————————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|