Расширенный поиск
Постановление Правительства Орловской области от 27.05.2010 № 177 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Утратил силу - Постановление Правительства Орловской области от 15.06.2015 № 249
27 мая 2010 г. N 177 г. Орел
Об утверждении Программы развития конкуренции в Орловской области
на период до 2012 года В целях повышения эффективности реализации конкурентной политики,
а также во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации
от 19 мая 2009 года N 691-р и постановления Правительства Орловской области от 7 мая 2009 года N 33 "О дополнительных мерах по развитию конкуренции в экономике Орловской области" Правительство Орловской области постановляет: 1. Утвердить Программу развития конкуренции в Орловской области на период до 2012 года (далее - Программа) согласно приложению. 2. Органам исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области: обеспечить в рамках своих полномочий реализацию Программы;
представлять в межведомственную рабочую группу по разработке и реализации Программы развития конкуренции в Орловской области на период до 2012 года (далее - межведомственная рабочая группа) ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию о ходе реализации Программы. 3. Межведомственной рабочей группе:
на основе анализа и обобщения информации, полученной от органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, представлять в Правительство Орловской области ежеквартально, до 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, доклад о ходе реализации Программы; осуществлять анализ социально-экономических последствий реализации Программы на основании показателей эффективности осуществления конкурентной политики, предусмотренных Программой, и ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять в Правительство Орловской области соответствующий доклад. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора и Председателя Правительства Орловской области Б.М. Коновалова.
Председатель Правительства
Орловской области А.П. Козлов Приложение
к постановлению Правительства
Орловской области от 27 мая 2010 г. N 176
Программа развития конкуренции
в Орловской области на период до 2012 года
Введение В основе современной рыночной экономики лежит конкуренция - состязание хозяйствующих субъектов за обнаружение и использование возможностей получения прибыли. Результатами успешного использования этих возможностей являются расширение уже имеющихся мощностей производства, появление новых бизнес-моделей, снижение издержек и повышение качества продукции (услуг), создание новых товаров, способов их производства и распространения. Достижение конкурентоспособности отдельных отраслей или сегментов
отрасли экономики региона в рамках данной Программы обеспечивается за
счет развития конкуренции и поддержания интенсивной конкурентной среды, в которой функционируют хозяйствующие субъекты - потребители и
производители. Основным инструментом реализации конкурентной политики является настоящая Программа развития конкуренции, разработанная на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р, постановления Правительства Орловской области от 7 мая 2009 года N 33 "О дополнительных мерах по развитию конкуренции в экономике Орловской области на период до 2012 года" и в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Орловской области до 2020 года, одобренной распоряжением Коллегии Орловской области от 28 октября 2008 года N 372-р. Программа включает в себя краткую характеристику и оценку конкурентной среды на ключевых товарных рынках и описание основных мер для ее улучшения, основные задачи по развитию конкуренции в регионе и
приоритетных отраслях, целевые показатели развития конкуренции. К Программе прилагается План мероприятий с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей.
1. Цели и задачи развития конкуренции
Конкурентная политика выступает важным звеном в системе государственной социально-экономической политики. Целью конкурентной политики является повышение эффективности и конкурентоспособности региональной экономики на основе модернизации предприятий, снижения инфраструктурных и административных барьеров, совершенствования ценовой и налоговой политики, развития малого и среднего предпринимательства и тем самым создание условий для обеспечения потребностей граждан Орловской области в товарах и услугах экономически эффективным образом. Конкурентная политика является важным инструментом реализации миссии Орловской области, которая в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Орловской области до 2020 года заключается в обеспечении высокого качества жизни для всех категорий граждан области на основе модернизации экономики, создании благоприятной внешней среды для трудовой деятельности и проживания. Реализация основных направлений конкурентной политики будет способствовать решению первоочередных задач социально-экономического развития, включающих в себя: развитие и повышение эффективности функционирования реального сектора экономики и обеспечение финансовой самодостаточности региона для решения социальных проблем; обеспечение устойчивого развития социальной инфраструктуры по направлениям и в объемах, обеспечивающих достижение норм социального и культурного обслуживания населения, гарантированных государством. Основная цель программы - создание условий для развития конкуренции. Обозначенная цель конкурентной политики предполагает решение следующих основных задач: создание максимально благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности; оптимизация конкурентной среды посредством сокращения необоснованных административных барьеров, создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка; мониторинг информации о ситуации на региональных рынках с целью принятия оперативных управленческих решений, направленных на развитие
конкуренции; развитие конкуренции в отдельных секторах и сферах за счет ликвидации необоснованных внутренних и внешних барьеров, использования инструментов налогового и неналогового стимулирования и поддержки путем гибкого и оперативного принятия решений исходя из экономической
ситуации в этих секторах и сферах экономики; повышение информационной прозрачности деятельности органов власти
и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности.
2. Оценка конкурентной среды
на ключевых товарных рынках
Конкурентной средой на отдельном рынке является совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на данном рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли. К важнейшим из таких факторов относятся уровень административных барьеров для входа и ведения бизнеса, внешнеторговых барьеров, развитость и доступность инфраструктуры. Оценка конкурентной среды на отдельных товарных рынках произведена управлением ФАС РФ по Орловской области и органами исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области. Информационную базу для определения параметров товарных рынков составили сведения, полученные непосредственно от хозяйствующих субъектов, данные органов статистики, а также иные сведения. Для оценки степени монополизации на товарном рынке используются следующие показатели рыночной концентрации: коэффициент рыночной концентрации (CR3) определяется как сумма рыночных долей 3 крупнейших продавцов, действующих на товарном рынке; индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке. 2.1. Рынок услуг, предоставляемых молочными комбинатами
и иными хозяйствующими субъектами поставщикам сырья
(сырого молока) для производства молочной продукции
в Орловской области
В ходе проведенного анализа установлено, что все действующие молокозаводы и иные хозяйствующие субъекты, расположенные на территории Орловской области, в основном производят закупку сырого молока для производства собственной готовой молочной продукции, либо используют молочное сырье собственного производства Вследствие нехватки сырья молочные предприятия вынуждены в период
дефицита сырого молока завозить его из более отдаленных населенных пунктов области, а также из-за пределов области. В последние годы транспортные расходы значительно увеличились в связи с постоянным ростом цен на бензин, запчасти и т. д. Указанное обстоятельство обусловило для сельскохозяйственных производителей ограничение выбора молочных предприятий для сдачи молока. Основными оптовыми покупателями сырого молока являются молочные комбинаты и иные хозяйствующие субъекты, расположенные на территории Орловской области. Так, в 2008 году в субъектный состав товарного рынка входило 19 хозяйствующих субъектов. На областном товарном рынке закупок сырого молока доминирующее положение в 2008 году занимал ОАО "Молочный комбинат "Орловский", входящий в группу лиц ОАО "Компания ЮНИМИЛК", его доля составила 41,4
%. Доля остальных участников рассматриваемого товарного рынка в 2008
году колебалась от 0,2 до 14,4 %. Проведенный анализ на основании доли хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги по закупке сырого молока на местных районных товарных рынках, позволяет установить возможность их доминирования на
конкретно рассматриваемых товарных рынках с учетом географических границ административно-территориального деления. Доминирующее положение в географических границах районов области за исследуемый период занимают: ОАО "Компания ЮНИМИЛК" в лице филиала ОАО "Молочный комбинат "Орловский" закупает сырое молоко в 22 районах Орловской области, доминируя в 15 районах: Должанском, Залегощенском, 3наменском, Колпнянском, Корсаковском, Краснозоренском, Ливенском, Малоархангельском, Мценском, Новодеревеньковском, Новосильском, Сосковском, Урицком, Хотынецком и Шаблыкинском районах. Его доля в указанных районах в 2008 году составила от 45,1 до 100 %. В Болховском районе доминирует ОАО "Болховский сырзавод"; в Верховском районе - ЗАО "Верховский молочно-консервный завод"; Кромском районе - ОАО "Кромской маслодельный завод"; в Малоархангельском районе - ООО "Маслозавод"; в Орловском районе - ООО
"Маслово"; в Покровском районе - ОАО "Завод сыродельный Ливенский"; в
Свердловском районе - ОАО "Глазуновский маслозавод"; в Троснянском районе - ОАО "Троснянский молочный завод"; в Урицком районе - ООО "Урицкий молокозавод", в Хотынецком районе - ОАО "Хотынецкий маслозавод". Кроме того, ОАО "Троснянский молочный завод" осуществляет закупки сырого молока в Глазуновском районе, где его доля составляет 62,1 %. Значения коэффициента рыночной концентрации CR3 на областном товарном рынке закупок сырого молока в 2008 году составили 66,1 % и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана НН1 - 2035, что свидетельствует о высоком уровне концентрации товарного рынка. Динамика показателей концентрации на местных районных товарных рынках услуг по закупке сырого молока в 2008 году свидетельствует о том, что местные товарные рынки оптовых закупок сырого молока характеризуются высокой степенью концентрации (диапазон значений коэффициента концентрации на местных товарных рынках за анализируемый
период составил CR3 = 44,4 % - 100 %; индекс Герфиндаля-Гершмана ННI = 4234 - 10000). Основная часть местных товарных рынков закупок сырого молока представляет собой олигопсонические типы товарных рынков, характеризующиеся наличием незначительного числа покупателей, контролирующих спрос на данный товар (сырое молоко) при большом числе
продавцов. В 2008 году предприятиями молочной промышленности было закуплено (ввезено) сырого молока для производства собственной готовой молочной
продукции около 13 % от общего объема ресурсов региона (сырое молоко было закуплено в Белгородской, Брянской, Владимирской, Курской, Липецкой, Воронежской, Тверской и Рязанской областях). В качестве негативных аспектов во взаимоотношениях между производителями молочного сырья и перерабатывающими организациями следует отметить: неразвитость рыночной инфраструктуры (нехватка специальных транспортных средств и специального холодильного оборудования для охлаждения молока); сезонные колебания цен, что снижает заинтересованность хозяйств-производителей молочного сырья в наращивании объемов производства продукта; доминирование предприятий-переработчиков молока.
Задачами по развитию конкуренции на рынке услуг, предоставляемых молочными комбинатами и иными хозяйствующими субъектами поставщикам сырья (сырого молока) для производства молочной продукции в Орловской
области являются: развитие инфраструктуры (специальных транспортных средств и холодильного оборудования для охлаждения молока); экологизация производства продукции;
развитие служб по оказанию маркетинговых, консалтинговых, информационных, лизинговых и иного рода услуг; обеспечение равных условий взаимодействия производителей молочного сырья и переработчиков молока.
2.2. Товарный рынок оптовой торговли
цельномолочной продукцией в Орловской области
Поскольку цельномолочная продукция является скоропортящимся продуктом питания и приобретается потребителями в основном ежедневно и в ограниченном количестве, то на географические границы исследуемого товарного рынка в связи с постоянно растущими транспортными расходами
существенное влияние оказывает такой фактор, как расстояние от одной территории до другой. Приобретение цельномолочной продукции за пределами области существенно увеличит издержки покупателей, связанные с приобретением товара. Основными оптовыми продавцами цельномолочной продукции являются хозяйствующие субъекты, расположенные на территории Орловской области, осуществляющие деятельность по производству цельномолочной продукции.
В 2008 году насчитывалось более 19 хозяйствующих субъектов. Наиболее крупным производителем и поставщиком цельномолочной продукции в регионе являлся в 2007 году ОАО "Молочный комбинат "Орловский", а с 1 апреля 2008 года является ОАО "Компания ЮНИМИЛК" в
лице филиала "Молочный комбинат "Орловский" (далее - Молочный комбинат); вся производимая им молочная продукция поставлялась оптовому перепродавцу - ООО "ЮниМилк" (г. Москва) в лице филиала "ЮниМилк-Орел" (далее - ЮниМилк-Орел). ООО "ЮниМилк" и ОАО "Компания ЮНИМИЛК" являются участниками одной группы лиц, доля которой превышает 50 %. Остальные хозяйствующие субъекты на областном товарном рынке оптовой торговли цельномолочной продукцией имеют незначительную долю и не могут оказывать существенного влияния на обращение (товара) цельномолочной продукции на исследуемом товарном рынке. Оптовые поставки цельномолочной продукции на территорию области также осуществляли производители цельномолочной продукции и оптовые поставщики (в том числе сельхозпредприятия), находящиеся на территории области. Также цельномолочная продукция ввозится из Белгородской, Тульской, Липецкой, Воронежской и других областей. Общий объем ввоза цельномолочной продукции на территорию региона составляет около 6 % от общего объема ресурсов региона. Субъектная структура товарного рынка в 2008 году не претерпела серьезных изменений. Вместе с тем следует отметить появление в 2008 году новых хозяйствующих субъектов ООО "Триумф" и ЗАО "Молочные продукты". Доминирующее положение на областном рынке оптовой торговли цельномолочной продукцией в 2008 году занимало ОАО "Компания ЮНИМИЛК". Показатели уровня концентрации товарного рынка оптовой торговли цельномолочной продукцией за 2008 год составляют: коэффициент рыночной концентрации CR3 = 86,9 % (явное доминировании крупнейшего хозяйствующего субъекта - ОАО "Компания ЮНИМИЛК"); индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI = 3314 (свидетельствует о высоком уровне концентрации товарного рынка оптовой торговли цельномолочной продукции). Таким образом, рассматриваемый товарный рынок является высококонцентрированным, поэтому его можно отнести к рынку с недостаточно развитой конкуренцией. К барьерам входа на рассматриваемый рынок относятся экономические
ограничения, в том числе: необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений в организацию молочного производства при длительных сроках окупаемости этих вложений; наличие экономически оправданного минимального объема производства, обуславливающего для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства). Наличие среди действующих на рынке молочной продукции вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов также приводит к созданию барьеров входа на рынок в силу консервативности потребительских предпочтений и сложившихся хозяйственных связей. Анализ существующих экономических и иных барьеров входа на рынок с точки зрения возможности хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, расширить свои производственные мощности, а также возможности потенциального продавца стать полноценным участником рынка, соотношение первоначальных затрат, существующего спроса и сроков окупаемости капитальных вложений позволяет сделать вывод о том, что сроки входа на данный рынок исчисляются, по меньшей мере, не одним годом и барьеры входа можно охарактеризовать как высокие или труднопреодолимые. Данный вывод подтверждается тем фактом, что за длительный период (более 10 лет) наблюдения антимонопольных органов за состоянием конкуренции на рынке молочной продукции на нем не появилось новых, обладающих сколько-нибудь заметной долей на рынке хозяйствующих субъектов. При этом молочная (цельномолочная) продукция ввозится из Белгородской, Тульской, Липецкой, Воронежской и других областей Российской Федерации. Несмотря на незначительное количество ввозимой на территорию области цельномолочной продукции (6 % от общего объема ресурсов региона), рынок оптовой торговли цельномолочной продукции можно считать открытым как для региональной, так и для межрегиональной торговли. Административных барьеров, мешающих ввозу цельномолочной продукции на территорию Орловской области, нет. Задачами по развитию конкуренции на товарном рынке оптовой торговли цельномолочной продукцией в Орловской области являются: расширение каналов сбыта продукции;
развитие служб по оказанию маркетинговых, консалтинговых, информационных, лизинговых и иного рода услуг; обеспечение равных условий доступа всем хозяйствующим субъектам на товарный рынок.
2.3. Товарный рынок оптовой торговли хлебом и
хлебобулочными изделиями в Орловской области
Основной объем продаж хлеба и хлебобулочных изделий его производителями в основном совершается в рамках районов области. В последние годы в связи с постоянным ростом цен на бензин, запчасти и т.д. значительно увеличились транспортные расходы. Это обусловило для предприятий хлебопечения ограничение в части реализации хлеба и хлебобулочных изделий на территории других районов области. Конечные потребители, для которых хлеб и хлебобулочные изделия являются повседневным продуктом питания, также находятся на территории Орловской области, в большинстве случаев они отдают предпочтение хлебобулочным изделиям местных товаропроизводителей (данное обстоятельство оказывает влияние на усиление доминирующего положения отдельных оптовых поставщиков). Как правило, покупатель стремится приобрести необходимый ему товар, как можно ближе к месту своего проживания. Поскольку хлебобулочные изделия имеют определенные сроки реализации и приобретаются потребителями в основном ежедневно и в ограниченном количестве, то на географические границы исследуемого товарного рынка в связи с постоянно растущими транспортными расходами
существенное влияние оказывает такой фактор, как расстояние от одной территории до другой. Приобретение хлебобулочных изделий за пределами
районов области существенно увеличит издержки покупателей, связанные с приобретением товара. Основными оптовыми продавцами хлебобулочных изделий являются хозяйствующие субъекты, расположенные на территории Орловской области, осуществляющие деятельность по производству хлеба и хлебобулочных изделий. В 2008 году их насчитывалось более 40. Проведенный анализ на основании доли хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую торговлю хлебом и хлебобулочными изделиями на локальных товарных рынках, географические границы которых определены границами районов области, позволил установить возможность их доминирования на конкретно рассматриваемых товарных рынках с учетом географических границ административно-территориального деления. Как показал проведенный расчет по определению долей хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую торговлю хлебом и хлебобулочными изделиями в географических границах районов области, доминирующее положение за исследуемый период занимают: ОАО "Орелоблхлеб" со своими филиалами:
Болховский хлебокомбинат в Болховском районе, его доля составляет
92,6 %; Ливенский хлебокомбинат в Ливенском районе - 83,7 %; Мценский
хлебокомбинат в Мценском, Корсаковском и Новосильском районах - 50,8 %, 49,2 % и 55,4 % соответственно; Залегощенский хлебозавод в Залегощенском районе - 83,0 %; Дмитровский хлебозавод в Дмитровском районе - 94,1 %; ОПО "Союз Орловщины": ПО "Глазуновский хлебокомбинат" в Глазуновском районе - 65,1 %; СССПППК "Болховский" в Знаменском районе - 67,1 %; СССППК "Родник" в Колпнянском районе - 43 %; Новодеревеньковский пищекомбинат в Новодеревеньковском районе - 61 %;
в Краснозоренском районе - 51,9 %; ПО "Хлебозавод" (п. Кромы) в Кромском районе - 72,2 %; Малоархангельское райпо в Малоархангельском
районе - 82,8 %; ПО "Покровский пищекомбинат" в Покровском районе - 90,3 %; ПО "Змиевский хлебокомбинат" в Свердловском районе - 70,4 %; СССППК "Сельский" в Урицком районе - 50,2 %; Хотынецкий пищекомбинат в Хотынецком районе - 99,4 %: ПО "Шаблыкинское" в Шаблыкинском районе -
88,1 %;
ОАО "Орловский хлебокомбинат" в г. Орле - 86,7 %; в Орловском районе - 73,2 %; в Сосковском районе - 54,2 %; в Троснянском районе -
94 %. С июня 2008 года начал осуществлять производство хлеба и хлебобулочных изделий новый хозяйствующий субъект -ООО "Хлебокомбинат
"Юность". Наибольшую долю ООО "Хлебокомбинат "Юность" занимает на локальном товарном рынке оптовой торговли хлебом и хлебобулочными изделиями Должанского района, его доля составляет 22,7 %. На других локальный товарных рынках его доля колеблется от 0,3 до 6,6 %. Динамика показателей концентрации на местных районных товарных рынках оптовой торговли хлебом и хлебобулочными изделиями в Орловской
области в 2008 году свидетельствует о том, что местные товарные рынки
оптовой торговли хлебом и хлебобулочными изделиями характеризуются высокой степенью концентрации с недостаточно развитой конкуренцией (диапазон значений коэффициента концентрации на местных товарных рынках CR3 за анализируемый период составил от 38,6 до 100 %; индекс Герфиндаля-Гиршмана ННI от 2242 до 8891). К барьерам входа на рассматриваемый рынок относятся экономические
ограничения, в том числе: необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений в организацию производства хлебобулочных изделий
при длительных сроках окупаемости этих вложений; наличие экономически оправданного минимального объема производства, обуславливающего для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства). К административным ограничениям входа на данный рынок относятся экологические ограничения, трудности в получении земельных участков и
доступа к услугам естественных монополий и энергоресурсам. Административных барьеров, мешающих ввозу хлеба и хлебобулочных изделий на территорию Орловской области, нет. В приграничных районах региона присутствует продукция соседних областей. Задачами по развитию конкуренции на товарном рынке оптовой торговли хлебом и хлебобулочными изделиями в Орловской области являются: развитие инфраструктуры;
развитие служб по оказанию маркетинговых, консалтинговых, информационных, лизинговых и иного рода услуг; обеспечение равных условий доступа всем хозяйствующим субъектам на товарный рынок.
2.4. Рынок услуг по хранению и складированию
зерна на территории Орловской области
Производители зерновых культур могут хранить зерно в собственных хранилищах, на элеваторах, хлебоприемных пунктах (ХПП) и в хранилищах
других хозяйств. Однако традиционным является хранение зерновых культур на элеваторах. Элеваторы не только принимают зерно на хранение, но и производят его послеуборочную обработку: очистку, сушку, обеззараживание. Необходимость таких работ связана с созданием условий для длительного хранения зерна до урожая следующего года. Конкуренцию элеваторам на рынке услуг по хранению зерна составляют ХПП и комбинаты хлебопродуктов (КХП), имеющие соответствующие зернохранилища. ХПП и КХП, также как и элеваторы, осуществляют послеуборочную обработку, сушку, очистку и хранение зерна. Хранилища хозяйств не могут рассматриваться как конкуренты элеваторам, ХПП и КХП, так как они не оказывают услуги по сушке и подработке зерна. Зерно, хранящееся в хранилищах хозяйств, используется, как правило, для собственных нужд или региональной реализации. Кроме того, большая часть хозяйств не имеет инфраструктуры, позволяющей производить отгрузку зерна железнодорожным транспортом, что является определяющим при реализации зерна за пределы региона. Основные потребители услуг по хранению и складированию зерна расположены на территории Орловской области. От общего количества зерновых культур, хранившихся в 2008 году на предприятиях, оказывающих услуги по хранению и складированию зерна, 82 % - зерно хозяйствующих субъектов, расположенных в регионе. Из соседних областей в 2008 году было ввезено на хранение 163,7 тыс. тонн зерна, что составило около 18 % от общего объема хранения зерна. Практически на всех элеваторах (ХПП, КХП) хранится зерно, поставленное хозяйствующими субъектами, расположенными в трех и более
близлежащих районах области. Можно сделать вывод, что элеваторы (ХПП и КХП), находящиеся в пределах экономической доступности потребителей, могут конкурировать между собой. Однако, как показало исследование, из 19 предприятий, расположенных на территории региона и оказывающих услуги по хранению и складированию зерна, 10 доминируют на локальных районных рынках области по месту их расположения, 9 предприятий оказывают услуги на межрайонных товарных рынках. Проведенный анализ на основании доли хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги по хранению и складированию зерна на местных районных товарных рынках, позволил установить возможность их доминирования на конкретно рассматриваемых товарных рынках с учетом географического административно-территориального деления. Так, из 24 районов области в 15 расположены предприятия, оказывающие услуги по хранению и складированию зерна, из них 10 предприятий занимают доминирующее положение в районе своего размещения. Объясняется это, прежде всего, исторически сложившимися зонами сельхозпроизводства, структурой административно-территориального устройства региона. Как показал проведенный расчет по определению долей участников рассматриваемых рынков услуг по хранению и складированию зерна, доминирующее положение в географических границах районов области за исследуемый период занимают ОАО "Орловская хлебная база N 36" (в Болховском районе доля составляет 98,9 %; в Дмитровском районе - 99,5
%; в Колпнянском районе - 52,4 %; в Краснозоренском, Урицком и Сосковском районах - 100 %; в Новодеревеньковском районе - 42,6 %; в Кромском районе - 87,6 %; в Орловском районе - 44,1 %; в Троснянском районе - 89,1 %; в Шаблыкинском районе - 98,7 %); ОАО "Верховский комбикормовый завод" (в Верховском районе - 85,9 %; в Новодеревеньковском районе - 55,6 %); ООО "Орловский Лидер" (в Глазуновском районе - 58,5%; в Малоархангельском районе - 58,8 %); ЗАО АПК "Юность" (в Должанском районе - 100 %); ОАО "Моховское ХПП" (в Залегощенском районе - 45,5 %); ОАО "Залегощенское ХПП" (в Залегощенском районе - 44,9 %; в Корсаковском районе - 69 %; в Новосильском районе - 89,4 %); ПК "Орловский комбинат хлебопродуктов"
(в Знаменском - 67,5 %; в Свердловском районе - 67 %); ОАО "Колпнянский элеватор" (в Колпнянском районе - 47,6 %); ООО "Ливмелькомбинат" (в Ливенском районе - 45,9 %); ОАО "Агрофирма "Мценская" (в Мценском районе - 97,7 %); ОАО "Русско-Бродский элеватор" (в Покровском районе - 79,7 %); ОАО Хотынецкое ХПП" (в Хотынецком районе - 84,3 %). Динамика показателей концентрации на местных районных товарных рынках услуг по хранению и складированию зерна в 2008 году свидетельствует о том, что местные товарные рынки услуг по хранению и
складированию зерна характеризуются высокой степенью концентрации с недостаточно развитой конкуренцией (диапазон значений коэффициента концентрации CR3 на местных товарных рынках за анализируемый период составил от 44,1 до 100 %; индекс Герфиндаля-Гиршмана НН1 от 1168 до 10000). Локальные рынки услуг по хранению и складированию зерна можно отнести к олигопольному типу рыночных структур с высокой степенью концентрации. Вместе с тем рынок услуг по хранению и складированию зерна открыт
как для региональных, так и межрегиональных потребителей услуг. Исследуя рынок услуг по хранению зерна необходимо отметить, что в
настоящее время мощностей хранения не хватает на весь произведенный в
области объем зерна. Имеются следующие барьеры для входа на рассматриваемый рынок:
значительные капитальные затраты, связанные с необходимостью приобретения специализированного оборудования по приему, сушке, подработке, хранению и складированию зерна; неплатежеспособность многих потребителей этой услуги (большая часть потребителей этой услуги - сельхозтоваропроизводители); административные барьеры, связанные с выделением земельных участков для строительства зернохранилищ. Задачами по развитию конкуренции на рынке услуг по хранению и складированию зерна на территории Орловской области являются: упрощение процедуры выделения земельных участков для строительства зернохранилищ, элеваторов и хлебоприемных пунктов. развитие инфраструктуры складского хозяйства;
развитие служб по оказанию маркетинговых, консалтинговых, информационных, лизинговых и иного рода услуг; обеспечение равных условий доступа всем хозяйствующим субъектам на товарный рынок.
2.5. Рынок услуг по розничной торговле
и общественному питанию
За первое полугодие 2009 года оборот розничный торговли и общественного питания Орловской области достиг 25,4 млрд рублей. Несмотря на финансовый кризис, отрасль работает достаточно стабильно. Темп роста оборота розничной торговли за первое полугодие 2009 года к соответствующему периоду 2008 года составил 100,5 %. Удельный вес продовольственной группы товаров в общем объеме товарооборота составил 45,2 %, непродовольственной - 54,8 %. В организациях торговли и общественного питания области трудится более 42 тысяч человек, что составляет 10,4 % от общей численности работающих в Орловской области. По состоянию на 1 июля 2009 года в торговой отрасли Орловской области функционируют 3667 объектов стационарной розничной торговли (магазинов), из них: 774 - продовольственные, 1643 - непродовольственные, 1250 - смешанные. В сельских поселениях работают 1653 магазина и 370 объектов мелкорозничной сети, в городских округах - 2014 магазинов и 490 объектов мелкорозничной сети. За первое полугодие 2009 года было построено и введено в эксплуатацию 190 магазинов, реконструировано - 34. В рамках мероприятий по развитию конкуренции в сфере торговли в настоящее время в регионе развивается сеть магазинов "шаговой доступности", которые обеспечивают территориальную доступность услуг торговли и общественного питания. Примером тому служит активно внедряющаяся фирменная сеть "Родное село". На сегодня она насчитывает
23 объекта нестационарной торговли на территории муниципальных образований области. Реализация соглашения о сотрудничестве между Правительством Орловской области, организациями пищевой и перерабатывающей промышленности и розничной торговли позволила упорядочить и систематизировать поставку продукции производителей области в торговую сеть (788 магазинов). Важным сегментом потребительского рынка области является рыночная
торговля. Несмотря на значительный рост предприятий стационарной торговой сети, розничные рынки и ярмарки продолжают оставаться востребованными
значительной частью населения. Это обусловлено гибкой ценовой политикой, доступностью товаров различным слоям населения. Для сельхозпроизводителей они являются местом реализации выращенной ими продукции и служат не только средством для развития своей профессиональной деятельности, но и зачастую единственным источником личного дохода. В денежном выражении товарооборот рынков за первое полугодие 2009
года достиг 2,9 млрд рублей, с темпом роста 108,1 %. На 19 розничных рынках создано 5458 рабочих мест. На территориях городов и районов области осуществляют работу 29 постоянно действующих ярмарок, организованных органами местного самоуправления вне пределов розничных рынков, на 4846 рабочих мест. В городе Орле по субботам и воскресеньям организована работа ярмарок "Хлебосольный выходной", что позволяет посредством данной формы торговли поддерживать здоровую конкуренцию потребительского рынка, стабилизировать цены в регионе. Постановлением Правительства Орловской области от 12 августа 2009
года N 125 "О внесении изменений в постановление Коллегии Орловской области от 23 апреля 2007 года N 89 "О плане организации розничных рынков на территории Орловской области" расширен план организации розничных рынков на территории области. Кроме того, сельское население обеспечивается продовольственными нескоропортящимися и непродовольственными товарами через 490 отделений связи, из них 429 - в сельской местности. Важную роль в обеспечении сельского населения товарами повседневного спроса играет система потребительской кооперации, торговая сеть которой обслуживает 336 тыс. человек, проживающих в сельской местности, через 595 стационарных розничных торговых предприятий, в том числе 134 магазина в городах и районных центрах, 461 - на селе, из которых 378 расположены от райцентров на расстоянии
свыше 10 км. Для обслуживания жителей поселений, не имеющих стационарных магазинов, разработаны и утверждены графики и маршруты 20 автомагазинов. Большую роль в развитии торговли, сферы услуг играют предпринимательские структуры. Показательно, что основное количество малых и средних предприятий сосредоточено в сфере торговли (49 %). В Орловской области действуют розничные торговые сети:
общероссийских операторов (ЗАО "Тандер" - магазины "Магнит", ЗАО "Корпорация "ГРИНН" - гипермаркеты "Линия", ООО "Копейка - Москва" - магазины "Копейка"); локальных торговых компаний (ЗАО "Паллада-Торг" - магазины "Сберегайка", "Апельсин"). Как показывает практика взаимоотношений торговых сетей и поставщиков в регионе, требования торговых сетей в отношении поставщиков не всегда обоснованы и не всегда равным образом отражают интересы двух сторон. К видам недобросовестной поведенческой практики торговых сетей относятся дискриминационная бонусная практика, требования бесплатной поставки товаров в торговые сети, участие в рекламных акциях, не всегда обоснованная жесткая ассортиментная политика, требования об установлении "специальных" цен на поставку товара и резервирования товаров, а также платы за ввод новых товарных позиций и т.п. Задачами по развитию конкуренции на рынке услуг по розничной торговле и общественному питанию на территории Орловской области являются: стимулирование действий товаропроизводителей по повышению качества товаров и продукции, расширение ассортиментного перечня; обеспечение равных условий доступа всем хозяйствующим субъектам на рынок; обеспечение конкурентной среды на потребительском рынке, способствующей оптимизации ценообразования и качества товаров и услуг; содействие развитию торгово-логистической инфраструктуры.
2.6. Рынок услуг по розничной
реализации нефтепродуктов
Исследование состояния конкуренции на региональном розничном товарном рынке нефтепродуктов проведено за 2007 год. На региональном товарном рынке нефтепродуктов розничную продажу нефтепродуктов как вид деятельности заявили более 30 хозяйствующих субъектов различных форм собственности. Наибольшую долю на региональных розничных товарных рынках нефтепродуктов занимает ЗАО "Орелнефтепродукт". Компания входит в группу лиц вертикально-интегрированной нефтяной компании ОАО "НК "Роснефть". Доля ЗАО "Орелнефтепродукт" составляет по реализации бензинов марки А-76 - 65,1 %, марки Аи-92 - 59,8 %, марки Аи-95 - 65,7 %, марки Аи-98 - 90,5 %, дизельного топлива - 66,6 %. При этом необходимо отметить, что 8 розничных продавцов нефтепродуктов арендуют автозаправочные станции (АЗС) у ЗАО "Орелнефтепродукт". В собственности ЗАО "Орелнефтепродукт" находится около 40 % АЗС, расположенных на территории области. Кроме ЗАО "Орелнефтепродукт" крупными продавцами на региональных розничных товарных рынках нефтепродуктов являются: ООО "Предприятие по реализации нефтепродуктов" в собственности имеет 10 АЗС, что составляет около 9 % от общего количества АЗС, расположенных в регионе. Доля общества на региональных розничных товарных рынках нефтепродуктов составляет по реализации бензинов марки А-76 - 11,4 %, марки Аи-92 - 11,4 %, марки Аи-95 - 10,9 %, по дизельному топливу - 6,6 %; ООО "ВИНТА", обществу принадлежит около 4 % АЗС от общего количества расположенных в регионе. Доля общества на региональных розничных товарных рынках нефтепродуктов составляет по реализации бензинов марки А-76 - 1,7 %, Аи-92 - 3,7 %, Аи-95 - 3,3 %, по дизельному топливу - 0,3 %; ООО "Энерго-Развитие" арендует 5 АЗС у общества с ограниченной ответственностью "Торговый комплекс на Щепной", что составляет около 5 % от общего количества АЗС, находящихся на территории региона. Доля ООО "Энергоразвитие" на региональных розничных товарных рынках нефтепродуктов составляет по реализации бензинов марки А-76 - 1,2 %, марки Аи-92 - 2,6 %, марки Аи-95 - 2,8 %, по дизельному топливу - 1,6
%; ООО "Топливная компания" в собственности имеет около 6 % заправочных станций от общего количества АЗС, расположенных в Орловской области. Доля общества на региональных розничных товарных рынках нефтепродуктов составляет по реализации бензинов марки А-76 - 3,5 %, марки Аи-92 - 4,4 %, марки Аи-95 - 4,8 %, марки Аи-98 - 9,5 %,
по дизельному топливу - 4,0 %; ООО "Агробытхим" имеет в собственности 3 АЗС. Доля общества составляет на региональных розничных товарных рынках нефтепродуктов бензина марки А-76 - 0,5 %, бензина марки Аи-92 - 1,7 %, дизельного топлива - 7,8 %; ООО "Ореол" в собственности имеет 3 АЗС. Доля общества на региональных розничных рынках нефтепродуктов составляет по реализации
бензинов марки А-76 - 2,3 %, Аи-92 - 2,3 %, Аи-95 - 1,9 %, дизельного
топлива - 1,2 %. Доля остальных участников рынка является незначительной и находится в пределах от 0,01% до 1 %. Показатели концентрации исследованных рынков приведены в таблице.
Таблица
Показатели рыночной концентрации
региональных розничных товарных рынков нефтепродуктов
+----------------------------+-----------------+--------------+--------------+------------+--------------+ |Показатель | А76 | Аи-92 | Аи-95 | Аи-98 | Дт | +----------------------------+-----------------+--------------+--------------+------------+--------------| |Число продавцов, ед. | 28 | 28 | 21 | 2 | 28 | +----------------------------+-----------------+--------------+--------------+------------+--------------| |Коэффициент концентрации, | 80,0 | 75,5 | 81,4 | 100,0 | 81,0 | |CR3, % | | | | | | +----------------------------+-----------------+--------------+--------------+------------+--------------| |Индекс Герфиндаля-Гиршмана, | 4407 | 3792 | 4490 | 8274 | 4588 | |HHI | | | | | | +----------------------------+-----------------+--------------+--------------+------------+--------------| |Уровень концентрации | Высокий | Высокий | Высокий | Высокий | Высокий | +----------------------------+-----------------+--------------+--------------+------------+--------------+ Несмотря на то, что на региональных розничных товарных рынках нефтепродуктов осуществляют деятельность около 30 хозяйствующих субъектов, показатели рыночной концентрации свидетельствуют о высокой
степени концентрации указанных рынков. Для осуществления розничной реализации нефтепродуктов необходимым
условием является наличие стационарных АЗС на отведенных земельных участках, оборудованных в соответствии с нормами и правилами эксплуатации. Вход на рынок розничной реализации нефтепродуктов требует определенных капитальных вложений, связанных или со строительством новой АЗС, или с приобретением действующей АЗС на правах собственности или аренды, что накладывает определенные экономические, а в случае строительства новой АЗС и административные ограничения (выделение земельного участка, получение разрешения на строительство и эксплуатацию АЗС) для входа на рынок. Барьеров, препятствующих розничным продавцам приобретать нефтепродукты в различных регионах Российской Федерации, не выявлено.
Нефтепродукты в область поставляются автомобильным, железнодорожным транспортом и с использованием трубопровода. Несмотря на то, что на территории области отсутствуют нефтеперерабатывающие заводы и нефтепродукты ввозятся из других регионов России, никаких ограничений (лимитов) на приобретение бензина или дизельного топлива для розничных покупателей не существует. Поставка нефтепродуктов в регион осуществляется преимущественно с Куйбышевского, Новокуйбышевского, Уфимского и Сызранского нефтеперерабатывающих заводов. В связи с тем, что в число розничных потребителей нефтепродуктов входят предприятия сельского хозяйства, спрос на нефтепродукты носит ярко выраженный сезонный характер. Большая часть розничных торговцев нефтепродуктами, в том числе ЗАО "Орелнефтепродукт", доминирующее на рынке розничных продаж, собственных емкостей (терминалов) для хранения нефтепродуктов не имеют. Для хранения нефтепродуктов хозяйствующим субъектам свои емкости предоставляет ЗАО "Приокский Терминал". Данное общество входит в одну
вертикально-интегрированную нефтяную компанию ОАО "НК "Роснефть". По территории Орловской области проходят следующие автомобильные дороги федерального значения: Москва - Киев Е-381, Москва - Харьков Е-105, Москва - Ростов-на-Дону Е-115. Соответственно наибольшее число
АЗС, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов, размещено на
непосредственно прилегающих к указанным автомобильным дорогам территориях. Кроме того, следует отметить высокую концентрацию АЗС в промышленных центрах области: городе Орле и в промышленной зоне городов Ливны, Мценск. Это приводит к существенно неравномерному распределению дислокации АЗС по территории области. Если на территориях, прилегающих к федеральным автодорогам, и в промышленных центрах имеет место высокая концентрация АЗС, то в отдаленных от них сельских районах число АЗС ограничено одной-двумя единицами, при этом, как правило, владельцем большего числа из них является ЗАО "Орелнефтепродукт". С учетом вышеперечисленных факторов исследованный региональный розничный товарный рынок нефтепродуктов следует отнести к рынкам с недостаточно развитой конкуренцией. Число участников рынка (продавцов) значительно, их количество стабильно и не подвержено существенным изменениям, рыночные доли каждого из независимых участников рынка незначительны. Кроме того, к товарным рынкам нефтепродуктов с неразвитой конкуренцией относятся локальные товарные рынки (рынки районов Орловской области). Локальные рынки, географические границы которых определяются границами развитых промышленных зон (города Орел, Мценск, Ливны, Орловский, Мценский, Ливенский районы), отличаются большим числом участников рынка. Количество участников локальных рынков, географические границы которых определяются границами районов (Болховский, Верховский, Новодеревеньковский, Должанский, Колпнянский, Корсаковский, Свердловский, Троснянский, Урицкий, Глазуновский, Дмитровский, Залегощенский, Знаменский, Покровский, Шаблыкинский, Сосковский, Хотынецкий), не превышает 1 - 2 хозяйствующих субъектов. На большинстве (15 из 19 установленных в результате обзора) локальных розничных товарных рынках нефтепродуктов доминирующее положение занимает ЗАО "Орелнефтепродукт". По состоянию на 1 января 2009 года концентрация товарных рынков нефтепродуктов не снизилась. Основными задачами, стоящими перед органами исполнительной власти
в данной сфере, являются: совершенствование конкурсных процедур по выделению участков для строительства автозаправок; упрощение и ускорение процедуры выдачи разрешений для строительства АЗС (в части процедур, исполняемых на региональном уровне); создание условий для строительства АЗС в отдаленных муниципальных
районах.
2.7. Рынок услуг по розничной реализации
фармацевтической и медицинской продукции
Оценка состояния конкурентной среды проводилась по данным за 2007
- 2009 годы. Покупателями на данном рынке являются физические лица.
Продавцами на данном рынке являются аптечные учреждения различных
организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля). В 2007 году на территории Орловской области было зарегистрировано
80 хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, в которых насчитывалось 243 аптечных учреждения (45 аптечных сетей), из них 106 аптечных учреждений муниципальных (государственных) и 137 частных, которые осуществляют деятельность на рынке услуг розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами. Доля аптечных учреждений негосударственной формы собственности в общем количестве аптечных учреждений в 2007 году составляла 56 %. На товарном рынке услуг розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами осуществляли деятельность аптечные сети и одиночные аптечные учреждения. Локальный товарный рынок города Орла относился к типу рынка с низким уровнем концентрации. В городе Орле сильно развита аптечная сеть ООО "Фармаком" (25 аптечных учреждений), доля его на рассматриваемом товарном рынке города Орла по сравнению с другими аптечными сетями и одиночными аптечными учреждениями достаточно высокая и составляет 20,2 %, доля других хозяйствующих субъектов - от
0,1 до 8 %. Локальный товарный рынок города Ливны являлся:
умеренноконцентрированным - по осуществлению розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами высококонцентрированным - на сегменте рынка реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Основные причины недостаточного развития конкуренции - малочисленность населения на обслуживаемых локальных рынках, удаленность территорий от транспортных магистралей, отсутствие квалифицированных кадров, низкая покупательная способность населения. Локальный товарный рынок города Мценска относился к типу рынка с умеренным уровнем концентрации. Основные причины недостаточного развития конкуренции - малочисленность населения на обслуживаемых локальных рынках, удаленность территорий от транспортных магистралей, отсутствие квалифицированных кадров, низкая покупательная способность населения. Остальные 24 локальных товарных рынка (совпадают с границами муниципальных образований Орловской области) относились к типу Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|