Расширенный поиск

Решение Областной Думы Московской области от 18.02.2004 № 11/87

 



                         МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

                           ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                              РЕШЕНИЕ


                   от 18 февраля 2004 г. N 11/87


 Об отчете о работе Контрольно-счетной палаты Московской областной
                          Думы за 2003 год


     Рассмотрев  Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Московской 
областной   Думы за 2003 год, в соответствии со статьей 18 Положения 
о   комитетах    Московской   областной   Думы,  принятого  решением  
Московской    областной  Думы  от  05.06.2002  N  13/21,  Московская  
областная Дума
     
     решила:
     
     Принять  к  сведению  Отчет  о работе Контрольно-счетной палаты
Московской областной Думы за 2003 год (приложение).
     
     
     Председатель
     Московской областной Думы В.Е. Аксаков
     
     
     
     Приложение
     к решению
     Московской областной Думы
     от 18 февраля 2004 г. N 11/87


                               ОТЧЕТ
                 О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ
               МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ЗА 2003 ГОД


     Контрольно-счетная палата Московской  областной  Думы (далее  -
КСП МОД)  является структурным  подразделением Московской  областной
Думы, осуществляющим финансовый  контроль за исполнением  областного
бюджета,  расходованием  средств   областных  целевых  бюджетных   и
внебюджетных  фондов  Московской   области.  Кроме  того,  КСП   МОД
контролирует законность  и  эффективность управления  собственностью
Московской области. Свои  контрольные функции  КСП МОД реализует  на
основании Положения о Контрольно-счетной палате Московской областной
Думы, утвержденного решением Московской областной Думы от 29.06.94 N
9/22.
     Деятельность КСП МОД в 2003 году обеспечивал аппарат, состоящий
из руководителя аппарата  и 8  сотрудников. Руководил  деятельностью
КСП  МОД   Председатель  КСП  депутат   Московской  областной   Думы
Ставинский А.И.
     В отчетном  году  КСП  МОД  поддерживала  деловые  контакты  со
Счетной палатой Российской Федерации, Контрольно-счетной палатой  г.
Москвы,  руководством  Главного  контрольно-ревизионного  управления
Московской области и Контрольно-ревизионного управления Министерства
финансов  Московской  области, Управлением  Министерства  Российской
Федерации   по   налогам   и  сборам   по   Московской   области   и
взаимодействовала с ними при решении своих задач.
     В 2003  году  КСП  МОД проводились  контрольные  мероприятия  в
соответствии   с   ежеквартальными  планами   работ,   утвержденными
решениями Московской  областной Думы. Планы  работ формировались  на
основании  предложений комитетов  и  отдельных депутатов  Московской
областной  Думы,  а  также  по  фактам  проведенных  ранее  КСП  МОД
проверок.   По   результатам   проведенных   проверок    принимались
соответствующие решения Московской областной Думой.
     По плану работ  за  2003 год  КСП МОД  провела  8 проверок,  из
которых 7 были рассмотрены на заседаниях Московской областной Думы в
2003 году. Проверками было  охвачено более 90 объектов в  Московской
области. Материалы проверок  и предложения по устранению  выявленных
недостатков  доводились до  комитетов  Московской областной  Думы  и
выносились на заседания Московской областной Думы.
     Кроме того, КСП  МОД осуществляла  текущий контроль  исполнения
областного бюджета Московской области на основании анализа  отчетной
информации  (ежемесячных  отчетов Министерства  финансов  Московской
области и  Управления Министерства  по налогам  и сборам  Российской
Федерации  по  Московской области).  Проводила  экспертизу  проектов
законов и других нормативных правовых актов по профилю  деятельности
КСП МОД, а также ежеквартально разрабатывала аналитические материалы
по исполнению  областного бюджета для  информирования руководства  и
комитетов Московской областной Думы.
     В 2003 году  КСП  МОД осуществляла  контрольные мероприятия  по
двум направлениям, а именно:
     - контроль  поступления   и  расходования  средств   областного
бюджета;
     - текущий контроль исполнения областного бюджета.

   Контроль поступления и расходования средств областного бюджета

     По данному направлению в 2003  году КСП МОД провела 8  плановых
проверок,  охвативших  более   90  организаций  от  министерств   до
отдельных участков мировых судей Московской области. Сумма бюджетных
средств, учтенная в ходе  проведения этих проверок, составила  более
1030,0 млн. рублей, из которых более 35,0 млн. рублей были  отнесены
к нерациональным (неэффективным) расходам, а к потерям и  нецелевому
использованию бюджетных средств -  около 13,5 млн. рублей.  Основные
сведения по проведенным в 2003 году проверкам приводятся ниже.

       1. О результатах проверки поступления денежных средств
         в областной бюджет 2002 года по подстатье доходов
      "Прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося
          в государственной и муниципальной собственности"

     Данная группа  налогов  относится   к  неналоговым  доходам   и
формируется  по   статье  "Доходы  от   имущества,  находящегося   в
государственной и муниципальной  собственности, или от  деятельности
государственных и муниципальных организаций". Объем поступлений этих
доходов  зависит  от  эффективности  управления  государственной   и
муниципальной собственностью.
     Проверкой было  охвачено   более   20  организаций   Московской
области, в которые входили Министерство финансов Московской  области
(далее   -  Минфин),   Министерство   по  имущественным   отношениям
Московской  области  как  главный  держатель  реестра  собственности
Московской области (далее - Минмособлимущество).
     В областной бюджет по подстатье доходов "Прочие доходы от сдачи
в аренду имущества, находящегося  в государственной и  муниципальной
собственности" в 2002 году поступило 91041,0 тыс. рублей, или  72,8%
от плана года.
     Проверкой установлено,  что  в  2002  году  Минмособлимуществом
принимались   определенные    меры   по   повышению    эффективности
использования областной собственности, в результате чего:
     - возросло количество заключенных договоров аренды  недвижимого
имущества (на  42 договора)  и соответственно  возросла сдаваемая  в
аренду площадь (на 18059,2 кв. м.);
     - создан контрольно-ревизионный  отдел,  что позволило  усилить
контроль за областным имуществом, сдаваемым в аренду (по сравнению с
2001 годом в 3 раза  увеличилось число проверок договоров аренды,  а
количество проверок балансодержателей почти в 1,5 раза,  уменьшилось
количество арендаторов-должников);
     - проводилась  работа   по  пересмотру  объектов   (помещений),
сдаваемых   в   аренду,   с   учетом   использования    арендаторами
вспомогательных  площадей,   кроме  того,  в   рамках  одного   вида
деятельности арендаторов более детально устанавливались коэффициенты
вида  деятельности,   что  позволило   в  IV   квартале  2002   года
дополнительно перечислить в областной бюджет около 3,0 млн. рублей;
     - пересмотрено в  сторону увеличения арендной  платы около  180
договоров аренды.
     Однако несмотря   на    принятые   меры    Минмособлимуществом,
проведенной проверкой в работе Минмособлимущества, Минфина и  других
организаций были установлены следующие недостатки:
     - утвержденный план поступлений в областной бюджет за 2002  год
по подстатье  доходов "Прочие  доходы от сдачи  в аренду  имущества,
находящегося  в   государственной  и  муниципальной   собственности"
выполнен только на 72,8%;
     - в течение года недостаточно эффективно осуществлялся контроль
за учетом  договоров   аренды  и  своевременным   внесением  в   них
изменений.  В результате  в  представленном перечне  договоров  были
учтены  расторгнутые  договоры  и  не  внесены  действующие.   Часть
договоров аренды не прошла государственную регистрацию;
     - выявлены факты занижения  арендной платы из-за  неправильного
определения  коэффициентов, применяемых  для  ее расчета,  занижения
размеров арендуемых площадей, а также необоснованного предоставления
льгот организациям как предприятиям бытового обслуживания населения.
По указанным причинам  в областной бюджет  за 2002 год  недополучено
2292,9 тыс. рублей;
     - отсутствие       нормативного      правового       документа,
регламентирующего     порядок      взаимодействия     Минфина      с
Минмособлимуществом  по вопросам  аренды  имущества, находящегося  в
государственной и муниципальной собственности, а также  специального
лицевого  счета  в  Минфине  для  арендных  платежей  не   позволяет
эффективно проводить  работу контрольных органов  за поступлением  в
областной  бюджет  арендной   платы,  усложняет  процедуру   ведения
претензионной работы;
     - имело место  несоответствие в Законе  Московской области  "Об
областном  бюджете на  2002  год" и  Законе  Московской области  "Об
образовании" в части перечисления и использования средств от сдачи в
аренду   государственного    имущества,   в   результате    которого
балансодержателями израсходованы  денежные средства  на сумму  более
600,0 тыс. рублей, полученные от сдачи в аренду помещений;
     - отраслевыми министерствами  и Минмособлимуществом не  принято
должных мер по  совершенствованию работы по погашению  задолженности
арендной платы. В результате  общая сумма задолженности за 2002  год
увеличилась на 7000,0 тыс. рублей и на конец года составила  18461,2
тыс. рублей,  значительная часть  из которой  (13512,1 тыс.  рублей)
числилась за ОАО "Мособлдорремстрой" и его дочерними  организациями.
Расчетная  задолженность  по   пеням  за  несвоевременное   внесение
арендных  платежей на  1  января 2003  года  составила 10000,0  тыс.
рублей;
     - отсутствие  заинтересованности  балансодержателей в  сдаче  в
аренду временно  неиспользуемых площадей  приводит к  неэффективному
использованию  государственной  собственности,  а  также  к   фактам
скрытой аренды.  Проверкой  выявлены факты  предоставления в  аренду
помещений без оформления установленным порядком договоров аренды,  в
связи с чем областной бюджет потерял 3380,7 тыс. рублей;
     - в  отдельных   случаях  переданная   на  баланс   организаций
государственная     собственность    использовалась     недостаточно
эффективно. Упущенная по этой причине выгода для областного  бюджета
составила более 12700,0  тыс. рублей,  что свидетельствует о  слабом
контроле отраслевых  министерств  за деятельностью  подведомственных
организаций.   Кроме   того,   из-за   слабого   взаимодействия   ГУ
"Мосавтодор"  и  Министерства  промышленности  и  науки   Московской
области   с    Минмособлимуществом    возможна   утрата    областной
собственности по судебным искам на сумму более 32300,0 тыс. рублей;
     - в  реестр  собственности  Московской  области  по   различным
причинам не включен ряд объектов, составляющих ее собственность;
     - проведенными  Минмособлимуществом  в  2002  году   проверками
использования  арендованного  областного имущества  выявлены  случаи
несанкционированной аренды и занижения размера арендной платы, всего
на сумму более 1950,0 тыс. рублей.
     Однако по выявленным в  процессе проверок нарушениям не  всегда
оценивался размер неполученных доходов бюджетом Московской  области,
не предлагалось мер по возмещению этих потерь.
     В деятельности   Минмособлимущества  продолжали   иметь   место
некоторые  недостатки,  выявленные  предыдущей  проверкой  (проверка
проводилась в мае - июне 2000 года), а именно:
     - несвоевременное заключение отдельных договоров аренды;
     - несоблюдение   арендаторами  требований   типового   договора
аренды, когда арендаторы не страховали риск неуплаты аренды за  свой
счет.
     Выявленные факты  несанкционированной  сдачи в  аренду  нежилых
помещений, а также пустующих и неэффективно использующихся  площадей
свидетельствуют  о  необходимости  пересмотра  действующих  по  этим
вопросам нормативных правовых актов Московской области.
     Московская областная Дума решила (решение от 28.05.2003 N 4/59)
принять к сведению  информацию  о результатах  проверки и  направить
материалы   проверки   Губернатору  Московской   области.   Решением
Московской областной Думы также предлагалось Губернатору  Московской
области:
     1. Определить порядок взаимодействия между Минмособлимуществом,
отраслевыми министерствами Московской области и Минфином по вопросам
повышения эффективности управления государственной собственностью  и
усиления ответственности должностных лиц за ее использование.
     2. Рассмотреть   вопрос   о   целесообразности    использования
балансодержателями  части  поступающей  арендной  платы  в  качестве
дополнительного  источника финансирования  на  их содержание  и  при
необходимости  внести   соответствующие   изменения  в   нормативные
правовые акты Московской области.
     3. Предусмотреть возможность  ведения  в Министерстве  финансов
Московской области отдельного учета поступающих платежей по арендной
плате.

     2. О результатах проверки использования денежных средств,
                  выделенных из областного бюджета
             2002 года Министерству сельского хозяйства
                и продовольствия Московской области
     на обеспечение деятельности органов исполнительной власти

     Проверка проводилась  в  Министерстве  сельского  хозяйства   и
продовольствия  Московской  области  (далее  -  Министерство)  и  15
подведомственных структурах.
     Проверкой установлено,  что  общее финансирование  расходов  из
областного бюджета на содержание Министерства составило в 2002  году
27883,2 тыс.  рублей (или  99,8% от  уточненного плана),  в т.ч.  на
денежное содержание  аппарата 21656,2 тыс.  рублей (102,5%),  прочие
расходы на содержание аппарата 6227,0 тыс. рублей (91,5%).
     На основании  распоряжения  Губернатора Московской  области  от
05.09.2002 N 809-РГ "О внесении изменений в распоряжение Губернатора
Московской области  от 15.05.2000  N 366-РГ  "О должностных  окладах
государственных служащих  центральных исполнительных органов  власти
Московской области и государственных органов Московской области" для
лиц,   занимающих   должности   заведующих   отделами   в    органах
исполнительной   государственной   власти   Московской   области   и
начальников  отделов  в государственных  органах,  были  установлены
завышенные  коэффициенты  для  определения  должностных  окладов.  В
результате  применения  новых  расчетных  коэффициентов   заведующим
одиннадцати  отделов   Министерства   были  установлены   завышенные
должностные  оклады,   что  не   соответствует  требованиям   Закона
Московской  области  N  28/97-ОЗ   "О  системе  оплаты  труда   лиц,
занимающих   муниципальные   должности   и   замещающих    должности
муниципальной  службы в  Московской  области". Переплата  заработной
платы при этом составила 50,5 тыс. рублей.
     Проверка показала,  что  по  причине  неполного  финансирования
отдельных видов услуг  (в основном  транспортных и коммунальных)  за
Министерством на 01.01.2003  числилась кредиторская задолженность  в
сумме 1825,1 тыс. рублей.
     При оплате    арендованного    автотранспорта     Министерством
принимались копии путевых листов с большим количеством неоговоренных
исправлений исходных данных,  от которых напрямую зависит  стоимость
оплаченных услуг за использование автотранспорта.
     Не полностью урегулирована  законодательная база,  определяющая
порядок начисления денежного  содержания государственных служащих  в
органах государственной власти Московской области.
     Московская областная Дума решила (решение от 02.04.2003 N 9/52)
принять к сведению  информацию  о результатах  проверки и  направить
материалы проверки Губернатору Московской области.

     3. О результатах проверки использования денежных средств,
  выделенных из областного бюджета 2002 года Министерству финансов
                         Московской области

     Проверка проводилась в Министерстве финансов Московской области
(далее -  Минфин)  и  10  подведомственных  структурах  (в  районных
финансовых органах).
     Проверкой установлено,  что  общее финансирование  расходов  из
областного бюджета на содержание  аппарата Минфина составило в  2002
году  447001,7  тыс.  рублей,   или  99,8%  от  плана.   Фактическое
финансирование  расходов Минфина  по  разделам "Транспорт,  связь  и
информатика" (45000,0 тыс. рублей)  и "Прочие расходы" (5381,1  тыс.
рублей)  составило   соответственно   100,0%  и   90,0%  от   объема
ассигнований на год.
     Проверка показала, что при формировании структуры Минфина  были
допущены отдельные нарушения, связанные:
     - с созданием финансовых управлений вместо отделов в  некоторых
районах Московской области;
     - с неправомерным введением должностей заместителей начальников
(заведующих) в  ряде   управлений   и  отделов   Минфина,  а   также
заместителей начальников в отдельных районных управлениях областного
казначейства и финансовых управлениях;
     - с  несоблюдением  соотношения количества  ведущих  и  старших
государственных  должностей к  общей  численности некоторых  отделов
Минфина.
     При использовании  Минфином  денежных  средств,  выделенных  на
оплату труда работников, производились выплаты единовременных премий
в связи с праздниками и юбилейными датами, не связанными с  юбилеями
сотрудников (4982,8 тыс. рублей), что не предусмотрено  нормативными
актами Московской области и федеральным законодательством.
     Допущен ряд  нарушений,  когда  из  средств  на  оплату   труда
работников аппарата Минфина было произведено расходование  бюджетных
средств на сумму 485,0  тыс. рублей на оказание материальной  помощи
пенсионерам  -  бывшим  работникам  финансовых  органов   Московской
области, а также родственнику на погребение работника Минфина, в  то
время как эти  вопросы находятся  в компетенции Комитета  социальной
защиты населения Московской  области и Управления государственной  и
муниципальной службы Московской области.
     С сентября 2002 года  заведующим двадцати отделов Минфина  были
установлены завышенные должностные оклады по причине применения  при
их  расчете  коэффициентов, величина  которых  превышала  предельную
величину   коэффициентов   для  данной   категории   государственных
служащих.
     При проверке   расходования   бюджетных   средств   на   оплату
транспортных  услуг  отмечено отсутствие  месячных  лимитов  пробега
автотранспорта  для   обеспечения  служебных  разъездов   работников
Минфина.
     При расходовании денежных средств на информационное обеспечение
Минфин не   выполнял   требование  Бюджетного   кодекса   Российской
Федерации относительно обязательного проведения конкурса при покупке
товаров,  выполнении работ  и  оказании услуг  на  сумму свыше  2000
минимальных  размеров  оплаты  труда. На  всю  сумму  выделенных  на
информационное  обеспечение  средств  Минфин  заключил  договоры  на
внеконкурсной основе,  без соответствующего  исследования рынка  цен
для определения возможных исполнителей указанных работ, без рассылки
запросов  по  котировкам   цен  потенциальным  претендентам  и   без
согласования с Министерством экономики Московской области.
     В некоторых   договорах   подряда,  заключенных   Минфином   на
выполнение  различного рода  работ,  отсутствовало обоснование  цены
договора,  не определялись  конкретные  сроки завершении  работ,  не
всегда предусматривалось представление отчетной сметы по  завершении
работ, в результате чего Минфин  в ряде случаев не имел  возможности
контролировать расходование бюджетных средств.
     Московская областная Дума решила (решение от 10.09.2003 N 8/66)
принять к сведению  информацию  о результатах  проверки и  направить
материалы проверки Губернатору Московской области. Этим же  решением
Московской областной Думы также предлагалось Губернатору  Московской
области:
     1. Обязать министра  финансов Правительства Московской  области
привести структуру и  штатную численность  Минфина в соответствие  с
требованиями  постановления  Правительства  Московской  области   от
25.07.2001 N 234/25 "О структуре центрального исполнительного органа
государственной   власти   Московской   области,    территориального
исполнительного органа  государственной  власти Московской  области,
государственного органа Московской области".

     4. О результатах проверки использования денежных средств,
     выделенных из областного бюджета 2002-2003 гг. Управлению
             по обеспечению деятельности мировых судей
                         Московской области

     Проверка проводилась в  Управлении по обеспечению  деятельности
мировых судей Московской области (далее - Управление) и 33  судебных
участках мировых судей Московской области.
     Проверкой установлено,  что  общее финансирование  расходов  из
областного бюджета на  содержание Управления  составило в 2002  году
169974,1 тыс. рублей, или 92,3%  от плана, за первое полугодие  2003
года 82020,3 тыс. рублей, или 81,4%.
     При расходовании Управлением  денежных  средств, выделенных  на
оплату труда работников, производились выплаты единовременных премий
в связи с государственными праздниками (4399,0 тыс. рублей), что  не
предусмотрено нормативными актами  Московской области и  федеральным
законодательством.
     При проверке   расходования   бюджетных   средств   на   оплату
транспортных    услуг    отмечено   отсутствие    лимитов    пробега
автотранспорта  для   обеспечения  служебных  разъездов   работников
Управления.  В  ряде  случаев Управлением  оплачивались  расходы  за
пробег автомобилей  и  время их  эксплуатации сверх  предусмотренных
условиями договоров с автотранспортными предприятиями.
     Задолженность Управления муниципальным образованиям  Московской
области   по    капитальному   и    текущему   ремонту    помещений,
предоставленных  для   размещения  мировых   судей,  на   01.10.2003
составляла 15603,0 тыс.  рублей. В основном задолженность  создалась
по  причине неправильного  оформления  оправдательных документов  за
ремонт помещений.
     Из-за отсутствия  охранной  сигнализации  и  решеток  на  окнах
комнат отдельных судебных участков мировых судей Московской  области
в проверяемом периоде было  похищено оргтехники на сумму 399,9  тыс.
рублей.
     Московская областная Дума решила (решение от 19.11.2003 N 7/76)
принять к сведению  информацию  о результатах  проверки и  направить
материалы проверки Губернатору Московской области.

     5. О результатах проверки использования денежных средств,
     выделенных из областного бюджета 2002 года для выполнения
    областной целевой программы "Переселение граждан из ветхого
      жилищного фонда в Московской области на 2000-2010 годы"

     Областная целевая  программа  "Переселение граждан  из  ветхого
жилищного фонда  в Московской  области на 2001-2010  годы" (далее  -
Программа) была принята Законом  Московской области от 07.07.2001  N
122/2001-ОЗ.
     Проверка проводилась   в   Министерстве   жилищно-коммунального
хозяйства,  топлива  и   энергетики  Московской  области  (далее   -
Министерство  ЖКХ),  Министерстве  финансов  Московской  области,  2
районах и 3 городах Московской области.
     Проверкой установлено,  что  на  01.01.2003  областная  целевая
Программа в  существующей (действующей)  редакции не  в полной  мере
соответствует фактическому  состоянию ветхого  фонда (по  количеству
домов и общей площади). Численность домов ветхого фонда в Московской
области  стремительно  растет.  Так,  по  сравнению  с  2000   годом
количество домов  этой категории  возросло с  5964 до  7730 (или  на
29,6%), а  общая площадь  с 1970463,0  кв. метров  до 2475660,0  кв.
метров (или на 25,6%).
     Министерство ЖКХ  являлось   разработчиком  и   государственным
заказчиком  Программы  в  2002  году. С  января  2003  года  функции
заказчика Программы  переданы  Министерству строительного  комплекса
Московской области.
     На реализацию мероприятий Программы  в 2002 году  планировалось
израсходовать  (за счет  всех  источников финансирования)  1549544,0
тыс. рублей. Фактически  были профинансированы мероприятия в  объеме
189450,7 тыс. рублей (или  12,2% от запланированного), в том  числе:
из областного  бюджета в  виде  субвенций 44344,0  тыс. рублей  (или
54,0% от утвержденной в Программе суммы); из бюджетов  муниципальных
образований  53782,0  тыс.  рублей (7,1%);  из  средств  инвесторов,
включая  средства  населения,   91324,2  тыс.  рублей  (18,2%).   Из
федерального  бюджета  в   2002  году   средства  на  Программу   не
выделялись.
     При плане ввода жилья, предусмотренном Программой на 2002 год в
размере 233727,5 кв. метра, фактически введено 9484,0 кв. метра, или
4,1% от плана,  в том числе  за счет  областного бюджета 3622,0  кв.
метра (38,2% от общего объема ввода жилья).
     На ухудшение реализации плановых  мероприятий Программы в  2002
году повлияли следующие факторы:
     - недостаточное  финансирование   за   счет  всех   источников,
предусмотренных Программой;
     - ограниченные возможности государственного заказчика Программы
в части распределения субвенций, выделенных из областного бюджета на
эти цели;
     - недостаточно  активная  работа аппарата  Министерства  ЖКХ  с
администрациями  муниципальных  образований по  привлечению  средств
местных бюджетов, а также средств населения и инвесторов;
     - низкая     ответственность    администраций     муниципальных
образований за целевое использование денежных средств, выделенных  в
виде  субвенций   областного  бюджета   на  реализацию   мероприятий
Программы.  Так,  например,  в  Зарайском  районе  и  городе  Пущино
проверкой  выявлены случаи  использования  бюджетных средств  не  по
целевому назначению на сумму 11600,0 тыс. рублей;
     - мало прилагалось усилий Администрацией Московской области  по
привлечению  (истребованию)  средств  на  государственную  поддержку
программных мероприятий из федерального бюджета;
     - значительно  возросла  фактическая  стоимость   строительства
жилья по сравнению с предусмотренной Программой;
     - заказчиком  Программы   как  органом  исполнительной   власти
Московской  области  не  были  выполнены  в  полном  объеме  задачи,
поставленные   федеральной   подпрограммой   "Переселение    граждан
Российской  Федерации  из  ветхого и  аварийного  жилищного  фонда",
утвержденной постановлением  Правительства  Российской Федерации  от
22.01.2002 N 33.
     Московская областная  Дума  решила  (решение  от  29.10.2003  N
11/73)  принять  к  сведению информацию  о  результатах  проверки  и
направить материалы проверки Губернатору Московской области. Этим же
решением Московской  областной Думы  также предлагалось  Губернатору
Московской области:
     1. Обязать  Министерство  строительного  комплекса   Московской
области  как  заказчика  областной  целевой  Программы   разработать
нормативные  правовые  акты  Московской  области  в  соответствии  с
требованиями   федеральной    подпрограммы   "Переселение    граждан
Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда".
     2. Обязать  Министерство   финансов   Московской  области   при
подготовке изменений  и дополнений  в Закон  Московской области  "Об
областном  бюджете  на   2003  год"   учесть,  что  часть   средств,
направленных в 2002 году в  виде субвенций из областного бюджета  на
выполнение  областной   целевой  Программы  бюджетам   муниципальных
образований  Московской  области  Зарайского района  -  7800,0  тыс.
рублей и г. Пущино - 3800,0 тыс. рублей, использованы не по целевому
назначению и подлежат изъятию в областной бюджет.

     6. О результатах проверки использования денежных средств,
             выделенных из областного бюджета 2002 года
      Министерству строительного комплекса Московской области

     Проверка проводилась  в  Министерстве  строительного  комплекса
Московской  области   (далее  -  Минмособлстрой),   подведомственной
Министерству   организации    -   Государственное    образовательное
учреждение "Межотраслевой учебно-консультативный центр по подготовке
и повышению квалификации кадров" (далее - ГОУ МУКЦ Минмособлстроя) и
5  муниципальных образованиях  Московской  области (на  15  объектах
строительства).
     Проверка показала,    что    Минмособлстрой   в    2002    году
финансировался   по    трем   направлениям:   содержание    аппарата
Минмособлстроя,    капитальное     строительство    и     содержание
образовательных учреждений.
     На содержание аппарата Минмособлстроя в 2002 году было выделено
из областного   бюджета   39184,8   тыс.  рублей,   или   99,0%   от
запланированного.    Кредиторская    задолженность    Минмособлстроя
организациям в  2002 году  за  оказанные ему  услуги увеличилась  по
сравнению с 2001 годом в 2,1 раза и составила 1436,6 тыс. рублей.
     На финансирование  объектов  капитального  строительства  через
Минмособлстрой в 2002 году  было выделено 330638,8 тыс. рублей,  или
37,3%   от  плана,   при   общем  объеме   финансирования   объектов
капитального  строительства  из областного  бюджета  2000474,0  тыс.
рублей.
     Согласно Положению  о   Министерстве  строительного   комплекса
Московской   области   (далее   -   Положение   о   Минмособлстрое),
утвержденному  постановлением  Правительства Московской  области  от
05.02.2002    N   23/3,    на    Министерство   возложены    функции
государственного  заказчика  в Московской  области  по  капитальному
строительству.  Однако   в  результате  несоответствия   нормативных
правовых   актов   Московской  области,   регламентирующих   порядок
финансирования и  контроль  за использованием  бюджетных средств  на
капитальное строительство, Положению о Минмособлстрое из всей  суммы
выделенных  из  областного  бюджета средств  на  цели  строительства
подконтрольны Минмособлстрою были  только 412159,7 тыс. рублей,  или
20,6%.
     Проверка финансирования объектов  капитального строительства  в
Московской области  показывает, что  Минмособлстроем не  принималось
достаточных мер по концентрации средств для ввода в строй объектов с
высокой степенью  готовности, в результате  чего увеличились  объемы
незавершенного строительства  и количество  строящихся объектов.  По
состоянию  на  01.01.2003   незавершенное  строительство  вместе   с
кредиторской задолженностью  составило  9586220,6 тыс.  рублей и  по
сравнению  с 2000  годом  увеличилось на  1586000,0  тыс. рублей.  В
сравнении с 2001 годом перечень незавершенных объектов строительства
2002 года увеличился почти на 50%.
     В связи  с поздней  подготовкой  и утверждением  Правительством
Московской  области  Перечня  объектов  капитального   строительства
(после выхода  Закона Московской  области "Об  областном бюджете  на
2002  год")  значительно  сократились  сроки  освоения  утвержденных
объемов капстроительства, что  привело к срыву плана  финансирования
(освоено капвложений  в сумме  427693,5  тыс. рублей,  или 48,9%  от
плана).
     При нестабильных условиях финансирования из областного  бюджета
государственным заказчиком  (Минмособлстроем)  не могут  соблюдаться
условия проведенного  конкурса. В результате  сроки строительства  и
стоимость  выполненных  работ   увеличиваются.  Кроме  того,   из-за
невыполнения  условий  контракта   возможны  судебные  иски  и   как
следствие дополнительные потери средств областного бюджета.
     В условиях   ограниченных   возможностей   финансирования    из
областного  бюджета строительства  объектов  Московской области  без
достаточной   проработки   Правительством   Московской   области   с
Министерством имущественных отношений Российской Федерации вопроса о
долевой  собственности  производилось  финансирование  реконструкции
объектов федерального  назначения, на  которые начиная  с 2001  года
было потрачено из областного бюджета более 50,0 млн. рублей.
     На содержание образовательных учреждений Минмособлстроя в  2002
году было получено  из областного бюджета  21037,0 тыс. рублей,  или
96,9% от плана, а  с учетом внебюджетных средств было  израсходовано
на образование 38413,0 тыс. рублей.
     Несмотря на  значительные  затраты  бюджетных  и   внебюджетных
средств  из-за  отсутствия взаимодействия  со  стороны  строительных
организаций   Московской   области    с   руководством   ГОУ    МУКЦ
Минмособлстроя в вопросе определения потребностей в специалистах, до
40% выпускников строительных колледжей остались невостребованными.
     Московская областная Дума решила (решение от 24.12.2003 N 7/81)
принять к сведению  информацию  о результатах  проверки и  направить
материалы проверки Губернатору Московской области.

     7. О результатах проверки использования денежных средств,
   выделенных из областного бюджета 2002 года Главному управлению
      внутренних дел на режимных объектах службы общественной
   безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации

     Проверка проводилась  в Главном  управлении  внутренних дел  на
режимных объектах  службы общественной  безопасности МВД  Российской
Федерации  (далее -  ГУВДРО  СОБ МВД  России)  и 4  подведомственных
структурах, расположенных на территории Московской области.
     Проверка показала,  что ГУВДРО  СОБ  МВД России  из  областного
бюджета в 2002 году было выделено 15371,1 тыс. рублей (или 100,0% от
плана)   на   содержание   милиции   общественной   безопасности   и
дополнительные выплаты отдельным категориям сотрудников и работников
органов внутренних дел  на режимных  объектах. Бюджетные средства  в
основном были использованы  по целевому назначению и  способствовали
повышению  уровня   денежного  содержания   сотрудников  милиции   в
Московской области.
     В то же  время проверкой  были выявлены  недостатки в  вопросах
финансирования  отдельных подразделений  ГУВДРО  СОБ МВД  России,  а
также  нарушения  установленного   порядка  планирования,  учета   и
расходования средств, выделяемых из областного бюджета, а именно:
     - до настоящего времени  отсутствуют нормативные правовые  акты
Правительства Московской области  об утверждении лимита  численности
сотрудников  милиции  ГУВДРО  СОБ  МВД  России,  содержание  которой
осуществляется за счет средств областного бюджета;
     - не устранены противоречивые  положения, содержащиеся в  Указе
Президента  Российской   Федерации   N  209   от   12.02.1993  и   в
постановлении  Правительства Российской  Федерации  от 07.12.2000  N
926,   в    части    правомерности   финансирования    подразделений
патрульно-постовой    службы   (ППС)    и    инспекций   по    делам
несовершеннолетних   в   закрытых    административно-территориальных
образованиях, на особо  важных и режимных  объектах за счет  средств
бюджета субъекта Федерации;
     - Министерство  финансов  Московской  области  не  осуществляло
должного контроля за  расходованием средств  ГУВДРО СОБ МВД  России,
выделенных  из  областного  бюджета,  достоверностью  представленных
ГУВДРО СОБ МВД России отчетных данных по использованию средств,  что
способствовало образованию  значительных остатков бюджетных  средств
на текущих счетах подразделений,  подчиненных ГУВДРО СОБ МВД  России
(на конец  2001 года  остаток  составлял 1612,6  тыс. рублей).  Этот
остаток не был учтен Министерством финансов Московской области и  не
засчитан в счет  финансирования ГУВДРО СОБ МВД  России в 2002  году,
что привело к превышению суммы финансирования ГУВДРО СОБ МВД России,
установленной Законом  Московской области "Об  областном бюджете  на
2002 год";
     - финансирование  ГУВДРО  СОБ  МВД  России  и  подчиненных  ему
структур осуществлялось в 2002 году без утвержденных смет расходов;
     - в   отдельных   подразделениях  без   достаточных   оснований
производилась  оплата  текущих   расходов  из  областного   бюджета,
относящихся к финансированию  за счет средств федерального  бюджета,
всего на сумму 410,1 тыс. рублей;
     - допущено нецелевое расходование средств из областного бюджета
на сумму 1683,9 тыс. рублей;
     - недостаточно   контролировало    ГУВДРО   СОБ   МВД    России
подведомственные  подразделения,  получающие бюджетные  средства,  а
именно достоверность учета подразделениями поступлений средств и  их
расходования, а также своевременность представления отчетности,  что
привело к финансовым нарушениям в использовании бюджетных средств.
     Московская областная Дума решила (решение от 24.12.2003 N 8/81)
принять к сведению  информацию  о результатах  проверки и  направить
материалы проверки Губернатору Московской области. Этим же  решением
Московской областной Думы также предлагалось Губернатору  Московской
области:
     1. Определить    источник    финансирования    на    содержание
подразделений милиции  ППС и инспекций  по делам  несовершеннолетних
ГУВДРО СОБ МВД России.
     2. При разработке проекта закона Московской области "О внесении
изменений и  дополнений в  Закон  Московской области  "Об  областном
бюджете на 2004 год" предусмотреть уменьшение финансирования  ГУВДРО
СОБ МВД России на сумму 1683,9 тысячи рублей.

           Текущий контроль исполнения областного бюджета

     Текущий контроль осуществлялся на основании анализа и обработки
данных об  исполнении  областного  бюджета,  приведенных  в  отчетах
Министерства финансов Московской области, а также информации отчетов
"О  поступлении налоговых  платежей  и  других доходов  в  бюджетную
систему    Российской   Федерации",    подготовленных    Управлением
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по  Московской
области.  Данные  по  исполнению  основных  показателей   областного
бюджета, а также налоговым и другим обязательным платежам в  бюджеты
разного уровня КСП  МОД ежемесячно обобщала и  заводила в свою  базу
данных бюджетных показателей за 2003 год.
     Анализ информации  вышеуказанных  отчетов  проводился  также  с
целью получения  более полных  сведений о  поступлениях налоговых  и
других обязательных  платежей  в доходы  областного бюджета,  оценки
возможностей   хозяйствующих   субъектов   и   отдельных    отраслей
промышленности  Московской области  по  платежам в  бюджеты  разного
уровня.   Кроме   того,   анализировалась   действенность   принятых
законодательных  актов  и утвержденных  нормативов  по  обязательным
платежам  в бюджеты  разного  уровня. Ежеквартально  разрабатывались
аналитические материалы по исполнению областного бюджета.
     Предварительные итоги  исполнения  бюджета  Московской  области
показывают, что доходы консолидированного бюджета Московской области
в 2003 году составили около  90,0 млрд. рублей. При этом  Московская
область перечислила  в федеральный  бюджет более  44,0 млрд.  рублей
налоговых и других обязательных платежей.
     Доходы областного  бюджета за  2003  год составили  около  47,7
млрд.  рублей. Налоговые  доходы  формируют основную  часть  доходов
областного бюджета и составили в 2003 году более 32,4 млрд.  рублей.
Исполнены налоговые  доходы  на 114,0%  от  плана года.  Неналоговые
доходы исполнены  на 78,0%,  что является  самым низким  показателем
исполнения  доходной части  областного  бюджета. Расходы  областного
бюджета исполнены с дефицитом в  1,8 млрд. рублей и составили  около
49,5  млрд.  рублей.   Дефицит  областного   бюджета  в  2003   году
образовался  в основном  за  счет  роста финансовой  помощи  местным
бюджетам и невозвращения части бюджетных кредитов (ссуд) в областной
бюджет.
     За отчетный  период  КСП  МОД  проводилась  большая  работа  по
экспертизе проектов  законов  и других  нормативных правовых  актов.
Среди них следует отметить:
     1) по   проектам   нормативных   правовых   актов,    внесенных
Губернатором Московской области в Московскую областную Думу:
     - послание Губернатора Московской области "Об областном бюджете
на 2004 год" - подготовлено заключение на проект закона об областном
бюджете на 2004 год;
     - послание  Губернатора   Московской  области  "Об   исполнении
областного бюджета за 2002 год" - подготовлено заключение на  проект
закона об исполнении областного бюджета за 2002 год;
     2) по проектам законов Московской области:
     - "О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области
"Об областном бюджете на 2003 год" - несколько редакций;
     - "О  нормативах  бюджетной  обеспеченности,  применяемых   при
составлении прогноза  консолидированного бюджета Московской  области
на 2004 год";
     - "Об  основных   принципах  формирования  проекта   областного
бюджета на 2004 год";
     - "О   субвенциях,   предоставляемых   бюджетам   муниципальных
образований Московской области";
     - "О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области
"О бюджете территориального  дорожного фонда  Московской области  на
2003 год";
     - "О  бюджете   территориального  дорожного  фонда   Московской
области на 2004 год";
     - "Об  исполнении  бюджета  территориального  дорожного   фонда
Московской области за 2002 год";
     - "О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области
"О льготном налогообложении в Московской области";
     - "Об   исполнении   бюджета   Московского   областного   фонда
обязательного медицинского страхования за 2002 год" и другие;
     3) иным правовым актам:
     - "О смете  расходов  на обеспечение  деятельности депутатов  и
содержание Московской областной Думы на 2004 год";
     - "О  внесении  изменений  и  дополнений  в  Бюджетный   кодекс
Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" -
обсуждался  на  Ассоциации  контрольно-счетных  органов   Российской
Федерации в г. Воронеже.
     Всего по запросам  комитетов и  депутатов Московской  областной
Думы, Правительства Московской области были подготовлены  заключения
и даны ответы по более чем 50 нормативным правовым актам.
     С целью обеспечения гласности работы  КСП МОД в 2003 году  были
опубликованы три статьи-интервью Председателя КСП Ставинского А.И. в
газете  "Ежедневные  новости  "Подмосковье"  и  журнале  "Финансовый
контроль".
     Материалы всех  проверок  КСП   МОД  доводились  до   депутатов
Московской областной  Думы и руководства  проверяемых организаций  с
указанием   причин  нарушений   и   порядка  устранения   выявленных
недостатков.  По  проблемным   вопросам,  выявленным  в   результате
проверок и  полученным  на основании  анализа исполнения  областного
бюджета, были подготовлены  соответствующие предложения по  внесению
уточнений в нормативные правовые акты Московской области.

Информация по документу
Читайте также