Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Московской области от 20.12.2012 № 45/38-П

 



                         МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

                           ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


                  от 20 декабря 2012 г. N 45/38-П


Об итогах мониторинга практики применения Закона Московской области
N 26/2005-ОЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и
   культуры) в Московской области" в части популяризации объектов
    культурного наследия и обеспечения прав граждан на доступ к
                        культурным ценностям


     Рассмотрев Отчет о  проведении мониторинга практики  применения
Закона  Московской области  N  26/2005-ОЗ "Об  объектах  культурного
наследия (памятниках  истории и  культуры) в  Московской области"  в
части популяризации объектов культурного наследия и обеспечения прав
граждан на доступ к  культурным ценностям, в соответствии с  Законом
Московской области N 46/2012-ОЗ "О правовом мониторинге в Московской
области", пунктом 14 Положения  о проведении в Московской  областной
Думе  мониторинга  правоприменительной практики  законов  Московской
области, утвержденного постановлением  Московской областной Думы  от
03.09.2009 N 7/88-П, Московская областная Дума
     
     постановила:
     
     1. Принять к сведению  Отчет о проведении мониторинга  практики
применения  Закона  Московской  области N  26/2005-ОЗ  "Об  объектах
культурного наследия  (памятниках истории и  культуры) в  Московской
области"  в  части  популяризации объектов  культурного  наследия  и
обеспечения прав граждан на доступ к культурным ценностям за  период
с 10 февраля 2005 года по 31 декабря 2011 года. (Приложение.)
     2. Поручить  Комитету  по   вопросам  образования  и   культуры
подготовить  и  внести  на рассмотрение  Московской  областной  Думы
проект  закона Московской  области  "О  внесении изменений  в  Закон
Московской  области "Об  объектах  культурного наследия  (памятниках
истории и культуры) в Московской области", установив в нем  правовые
нормы о подготовке ежегодного отчета (доклада) о состоянии  объектов
культурного наследия в Московской области.
     3. Поручить  Комитету  по   вопросам  образования  и   культуры
подготовить  и  внести  на рассмотрение  Московской  областной  Думы
проект  постановления   о   законодательной  инициативе   Московской
областной Думы по проекту федерального закона "О внесении  изменений
в  Федеральный  закон  "Об  общих  принципах  организации   местного
самоуправления в Российской  Федерации" в части дополнения  вопросов
местного  значения   муниципального   района  вопросом   сохранения,
использования и популяризации объектов культурного наследия.
     4. Предложить  Губернатору  Московской  области  разработать  и
внести  на  рассмотрение  Московской областной  Думы  проект  закона
Московской области "О внесении изменений в Закон Московской  области
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)  в
Московской области", установив в  нем правовые нормы о  музеефикации
объектов культурного  наследия и  проведении ежегодных  мероприятий,
посвященных дням культурного наследия в Московской области.
     5. Предложить   Правительству   Московской   области   провести
совещание  с   участием  представителей  муниципальных   образований
Московской   области,   руководителей   Управления   государственной
инспекции  безопасности   дорожного  движения  Главного   управления
Министерства  внутренних  дел  Российской  Федерации  по  Московской
области по  вопросу  об установке  дорожных  указателей об  объектах
культурного наследия, расположенных в Московской области.
     6. Предложить  Правительству  Московской  области   рассмотреть
возможность   включения   в  основные   образовательные   программы,
реализуемые в  образовательных учреждениях в  системе образования  в
Московской области,  мероприятий  по посещению  обучающимися в  этих
учреждениях государственных музеев.
     7. Опубликовать настоящее  постановление  в средствах  массовой
информации  и  на  официальном сайте  Московской  областной  Думы  в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
     8. Контроль за  исполнением настоящего постановления  возложить
на заместителя Председателя Московской областной Думы Куликова В.П.

     Председатель
     Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов



     Приложение
     к постановлению
     Московской областной Думы
     от 20 декабря 2012 г. N 45/38-П


                               ОТЧЕТ
        О ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГА ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА
      МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ N 26/2005-ОЗ "ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО
       НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) В МОСКОВСКОЙ
    ОБЛАСТИ" В ЧАСТИ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
    И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА ДОСТУП К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ


                         I. Общие положения

     Основания проведения мониторинга:
     Закон Московской области N 46/2012-ОЗ "О правовом мониторинге в
Московской области";
     постановление Московской областной Думы от 03.09.2009 N  7/88-П
"О Положении о  проведении в  Московской областной Думе  мониторинга
правоприменительной практики законов Московской области";
     постановление Московской областной Думы от 29.03.2012 N 29/10-П
"О плане работы Московской областной Думы на 2 квартал 2012 года";
     постановление Московской областной Думы от 26.04.2012 N 51/14-П
"О проведении  мониторинга  практики  применения  Закона  Московской
области N 26/2005-ОЗ  "Об объектах культурного наследия  (памятниках
истории и  культуры)  в Московской  области"  в части  популяризации
объектов культурного наследия и обеспечения прав граждан на доступ к
культурным ценностям".
     Объект мониторинга - Закон Московской области N 26/2005-ОЗ  "Об
объектах  культурного наследия  (памятниках  истории и  культуры)  в
Московской области" (далее - Закон Московской области N  26/2005-ОЗ)
в части  популяризации объектов культурного  наследия и  обеспечения
прав граждан на доступ к культурным ценностям.
     Мониторинг практики  применения  Закона  Московской  области  N
26/2005-ОЗ проводился за период с 10 февраля 2005 (со дня вступления
в силу данного Закона) по 31 декабря 2011 года.
     Время проведения мониторинга: 2-4 кварталы 2012 года.

                   II. Цели и задачи мониторинга

     Мониторинг практики  применения  Закона  Московской  области  N
26/2005-ОЗ  проводился  в целях  совершенствования  законодательства
Московской   области,   которым   установлены   правовые   гарантии,
обеспечивающие  реализацию  прав  граждан  на  доступ  к  культурным
ценностям,  а  также  регулируются  вопросы  популяризации  объектов
культурного наследия  (памятников истории и  культуры) в  Московской
области.
     Проведение мониторинга  практики применения  Закона  Московской
области N 26/2005-ОЗ направлено на решение следующих задач:
     1) сбор, обработка  и систематизация  информации о  федеральном
законодательстве, которым  гарантируются права граждан  на доступ  к
культурным  ценностям, а  также  регулируются вопросы  популяризации
объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
     2) сбор,  обработка  и  систематизация  информации  о   законах
субъектов  Российской   Федерации,  которыми  регулируются   вопросы
популяризации  объектов  культурного наследия,  гарантируются  права
граждан на доступ к  культурным ценностям и получение информации  об
объектах  культурного  наследия,  а также  регулируются  вопросы  об
установке  информационных   надписей  и   обозначений  на   объектах
культурного наследия;
     3) оценка  эффективности  и  полноты  соответствия   положениям
федерального  законодательства  норм  Закона  Московской  области  N
26/2005-ОЗ в  части  популяризации объектов  культурного наследия  и
обеспечения прав граждан на  доступ к культурным ценностям, а  также
выявления коллизий и пробелов;
     4) сбор, обобщение  и анализ  информации о  правоприменительной
практике  популяризации  объектов культурного  наследия  (памятников
истории и культуры) в Московской области.

               III. Сведения о деятельности Комиссии
                     по проведению мониторинга

     Мониторинг осуществлялся  Комиссией по  проведению  мониторинга
(далее -  Комиссия), созданной  постановлением Московской  областной
Думы от  26.04.2012  N 51/14-П  "О  проведении мониторинга  практики
применения  Закона  Московской  области N  26/2005-ОЗ  "Об  объектах
культурного наследия  (памятниках истории и  культуры) в  Московской
области"  в  части  популяризации объектов  культурного  наследия  и
обеспечения  прав  граждан  на доступ  к  культурным  ценностям",  в
следующем составе:
     1) Куликов  В.П.  -  депутат Московской  областной  Думы,  член
фракции КПРФ;
     2) Лазутина  Л.Е. -  депутат  Московской областной  Думы,  член
фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
     3) Захарова  М.Б. -  депутат  Московской областной  Думы,  член
фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
     4) Мазуров  А.Б.  -  депутат Московской  областной  Думы,  член
фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
     5) Дюбанов  А.М.  -  депутат Московской  областной  Думы,  член
фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
     6) Ордынская Т.А.  -  депутат Московской  областной Думы,  член
фракции КПРФ;
     7) Макаров В.А. - консультант Комитета по вопросам  образования
и культуры Московской областной Думы;
     8) Францева  И.М.  -  консультант  отдела  правовой  экспертизы
Государственно-правового управления Московской областной Думы.
     По поручению Губернатора Московской  области в состав  Комиссии
включены:
     Анохина С.А.  -  заместитель  министра  культуры  Правительства
Московской области;
     Куценко Е.В. - начальник Управления сохранения и  популяризации
культурного наследия Министерства культуры Московской области.
     За время   проведения   мониторинга   Комиссией   проведено   4
заседания.
     Председателем Комиссии избран Куликов В.П.
     Комиссией утвержден План мероприятий по проведению  мониторинга
практики  применения  Закона  Московской  области  N  26/2005-ОЗ,  в
соответствии с которым проведены следующие мероприятия:
     1) проведен   обзор   положений   законодательства   Российской
Федерации и положений Закона Московской области N 26/2005-ОЗ в части
популяризации и  обеспечения  прав граждан  на  доступ к  культурным
ценностям;
     2) проведен анализ обращений граждан и организаций по проблемам
популяризации объектов культурного наследия в Московской области;
     3) проведено   социологическое   исследование   по    проблемам
популяризации объектов культурного наследия;
     4) проведен анализ  проблем, возникающих в  правоприменительной
практике исполнения Закона Московской области N 26/2005-ОЗ.

                     IV. Проведение мониторинга

         1. Анализ положений федерального законодательства
           о популяризации объектов культурного наследия

     10.02.2005 вступил   в   силу  Закон   Московской   области   N
26/2005-ОЗ.   Данный   Закон   принят   в   развитие    федерального
законодательства   об  объектах   культурного   наследия,  в   целях
регулирования правоотношений  в  области сохранения,  использования,
популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
регионального (областного) значения и объектов культурного  наследия
местного   (муниципального)   значения,    а   также   в    случаях,
предусмотренных федеральным законодательством, объектов  культурного
наследия федерального значения.
     За последние   годы   в  процессе   формирования   современного
законодательства в сфере культуры в нормативных правовых актах стали
использоваться  новые  правовые  понятия  -  "культурные  ценности",
"культурное  наследие",  "объекты  культурного  наследия  (памятники
истории  и  культуры)  народов  Российской  Федерации",   "категории
историко-культурного   значения  объектов   культурного   наследия",
"выявленные объекты культурного наследия", "объекты,  представляющие
историко-культурную  ценность",   "объекты,  обладающие   признаками
объектов  культурного   наследия",   "сохранение,  использование   и
популяризация объектов культурного наследия" и другие.
     В статье  44  Конституции  Российской  Федерации,   закрепившей
основные права и  свободы человека в области  культуры, в том  числе
права  граждан  на  доступ  к  культурным  ценностям,  употребляются
следующие  понятия:  "культурные  ценности",  "памятники  истории  и
культуры", "историческое и культурное наследие".
     В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации
о культуре  культурное  наследие  -  это  материальные  и   духовные
ценности,   созданные    в    прошлом,   а    также   памятники    и
историко-культурные  территории   и  иные   объекты,  значимые   для
сохранения и развития самобытности народов Российской Федерации,  их
вклада в мировую цивилизацию.
     Конкретные юридические  гарантии  реализации  прав  граждан  на
доступ  к  культурным  ценностям  применительно  к  отдельным  видам
объектов    культурного    наследия    закрепляются     специальными
законодательными актами.
     Гарантии прав     граждан     в     отношении      материальных
историко-культурных ценностей, которые относятся к движимым объектам
культурного наследия  -  музейным предметам  и музейным  коллекциям,
установлены Федеральным  законом  от 26  мая 1996  года  N 54-ФЗ  "О
Музейном  фонде   Российской   Федерации  и   музеях  в   Российской
Федерации", а также принимаемых в соответствии с ним законов и  иных
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
     Законодательством о  Музейном  фонде  Российской  Федерации   и
музеях  в  Российской   Федерации  установлено,  что  в   Российской
Федерации создаются специальные учреждения культуры - музеи,  целями
создания которых являются:
     осуществление просветительной,    научно-исследовательской    и
образовательной деятельности;
     хранение музейных предметов и музейных коллекций;
     выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;
     изучение музейных предметов и музейных коллекций;
     публикация музейных предметов и музейных коллекций.
     Основными видами деятельности музеев являются:
     хранение культурных  ценностей   -   создание  материальных   и
юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейных
предметов и музейных коллекций;
     публикация культурных   ценностей  -   представление   музейных
предметов   и   музейных   коллекций   путем   публичного    показа,
воспроизведения в печатных изданиях,  на электронных и других  видах
носителей.
     Гарантии прав     граждан     в     отношении      материальных
историко-культурных  ценностей,   которые  относятся  к   недвижимым
объектам  культурного  наследия  - памятникам  истории  и  культуры,
установлены Федеральным  законом от 25  июня 2002  года N 73-ФЗ  "Об
объектах  культурного  наследия  (памятниках  истории  и   культуры)
народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), а
также принимаемых в  соответствии с ним  законов и иных  нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации.
     Предметом регулирования Федерального  закона  N 73-ФЗ  являются
отношения  в  сфере   сохранения,  использования,  популяризации   и
государственной  охраны  объектов культурного  наследия  (памятников
истории и культуры) народов Российской Федерации.
     Так, в  статьях  40-47  Федерального закона  N  73-ФЗ  подробно
раскрываются вопросы по сохранению объектов культурного наследия,  в
том  числе даны  определения  таких мероприятий,  как:  консервация,
ремонт и реставрация  объектов культурного наследия,  приспособление
объектов  культурного  наследия для  современного  использования,  а
также определяется порядок  проведения работ по сохранению  объектов
культурного  наследия и  работ  по воссозданию  утраченных  объектов
культурного наследия.
     Федеральный закон   N   73-ФЗ   в   статьях   48-56    подробно
регламентирует использование  объектов культурного  наследия, в  том
числе: особенности  владения, пользования  и распоряжения  объектами
культурного наследия,  виды и порядок  установления ограничений  при
использовании объектов  культурного наследия,  а также  существенные
условия,   которые  включаются   в   договор  аренды   или   договор
безвозмездного пользования объектом культурного наследия.
     Федеральный закон N  73-ФЗ подробно регламентирует  мероприятия
по  государственной  охране  объектов культурного  наследия,  в  том
числе:
     порядок государственного учета объектов культурного наследия  и
проведения историко-культурной экспертизы;
     порядок согласования       разрешений       на       проведение
ремонтно-реставрационных  работ,  согласования зон  охраны  объектов
культурного наследия;
     порядок осуществления   контроля    за   состоянием    объектов
культурного наследия, а также порядок проведения иных мероприятий по
государственной охране объектов культурного наследия.
     Однако Федеральный  закон  N  73-ФЗ  не  раскрывает  содержание
понятия "популяризация  объектов культурного наследия".  Специальных
статей,  раскрывающих   цели,  задачи,  виды,   формы  и   процедуры
реализации  мероприятий   по   популяризации  объектов   культурного
наследия, указанный Федеральный закон не содержит.
     Неоднократно используемый в Федеральном  законе N 73-ФЗ  термин
"популяризация"  только   входит  в  качестве   составной  части   в
комплексное  понятие  "сохранение,  использование,  популяризация  и
государственная охрана".
     В общеупотребительном значении термин "популяризация"  означает
следующее:  сделать понятным,  доступным,  распространить в  широких
кругах.
     В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации приняты
законодательные акты, в  которых регулируются вопросы  популяризации
объектов культурного наследия, в том числе устанавливается  перечень
объектов  правового  регулирования  и  перечень  субъектов  правовых
отношений по вопросам популяризации.
     Если классифицировать    и    обобщить    основные    положения
законодательных  актов субъектов  Российской  Федерации по  вопросам
популяризации объектов культурного  наследия, а также  неофициальные
толкования этого  правового понятия, содержащиеся  в комментариях  к
законодательству,  то   под   популяризацией  объектов   культурного
наследия  следует  понимать  деятельность  органов   государственной
власти   и   органов  местного   самоуправления,   направленную   на
организацию общественной доступности объектов культурного наследия.
     Эта деятельность может включать:
     организацию проведения     мероприятий,    посвященных     дням
исторического и культурного наследия;
     создание условий   для   общественной   доступности    объектов
культурного  наследия,  их  музеефикацию  и  развитие  туристической
инфраструктуры;
     проведение мероприятий   по   улучшению   восприятия   объектов
культурного наследия;
     проведение научно-практических    конференций,     тематических
выставок   по   вопросам  государственной   охраны,   сохранения   и
использования объектов культурного наследия и других мероприятий.
     В то же  время  отдельные статьи  Федерального  закона N  73-ФЗ
содержат положения, направленные на реализацию прав граждан в  сфере
популяризации объектов культурного наследия.
     К их числу можно отнести следующие статьи:
     статью 7  "Права  граждан  Российской  Федерации,   иностранных
граждан и лиц без  гражданства в области сохранения,  использования,
популяризации   и   государственной  охраны   объектов   культурного
наследия";
     статью 12.1  "Ежегодный  государственный  доклад  о   состоянии
объектов  культурного  наследия  (памятников  истории  и   культуры)
народов Российской Федерации";
     статью 26  "Право   на  пользование   информацией  об   объекте
культурного наследия";
     статью 27  "Информационные надписи  и  обозначения на  объектах
культурного наследия".
     Так, в статье 7  закреплены гарантии прав  граждан на доступ  к
объектам  культурного наследия  при  соблюдении ряда  требований  по
неизменности  облика  и  интерьера объекта  культурного  наследия  в
соответствии с особенностями данного объекта, составляющими  предмет
его охраны.
     Статья 12.1  возлагает  на Правительство  Российской  Федерации
обязанность    по    подготовке    и    опубликованию     ежегодного
государственного доклада о состоянии объектов культурного  наследия,
представляемого палатам Федерального Собрания Российской Федерации.
     Статья 26  закрепляет право  физических  и юридических  лиц  на
получение информации, содержащейся в документах, предоставляемых для
включения объекта культурного наследия в реестр, а именно:
     заключение государственной историко-культурной экспертизы;
     сведения о наименовании объекта;
     сведения о времени возникновения или дате создания объекта;
     сведения о месте нахождения объекта;
     сведения о категории историко-культурного значения объекта;
     описание границ территории объекта;
     фотографическое изображение объекта;
     сведения о собственнике или пользователе объекта.
     Положения статьи  27,  обязывающие  устанавливать  на  объектах
культурного наследия информационные надписи и обозначения, относят к
мероприятиям по  государственной  охране. В  то  же время  установку
информационных  надписей  и  обозначений  можно  рассматривать   как
бесплатную  информационную услугу  по  предоставлению информации  об
объектах культурного наследия.
     23.11.2011 в  Федеральный  закон  N  54-ФЗ  "О  Музейном  фонде
Российской  Федерации  и  музеях  в  Российской  Федерации"  внесены
изменения, затрагивающие вопросы создания музеев-заповедников. Кроме
основных     видов     деятельности,     осуществляемых     музеями,
музей-заповедник обеспечивает  сохранность  переданных ему  объектов
культурного наследия и  доступ к ним  граждан, а также  осуществляет
сохранение, изучение и популяризацию указанных объектов.
     Музей-заповедник также  вправе   осуществлять  мероприятия   по
сохранению в границах  его территории исторически сложившихся  видов
деятельности, например, народных художественных промыслов и ремесел,
осуществлять экскурсионное  обслуживание, проводить  природоохранные
мероприятия,  а  также  осуществлять деятельность  по  содержанию  и
эксплуатации объектов  инфраструктуры,  необходимых для  обеспечения
доступа граждан к объектам культурного наследия.

         2. Законодательство субъектов Российской Федерации
     о популяризации объектов культурного наследия, обеспечении
        доступности к объектам культурного наследия, о праве
    на информацию об объектах культурного наследия, об установке
         информационных надписей и обозначений на объектах
                        культурного наследия

     В развитие  Федерального  закона N  73-ФЗ  субъекты  Российской
Федерации в  своих  законах осуществляют  правовое регулирование  по
вопросам популяризации  объектов  культурного наследия,  обеспечении
доступности к объектам культурного  наследия, о праве на  информацию
об   объектах   культурного   наследия,   а   также   об   установке
информационных  надписей  и   обозначений  на  объекты   культурного
наследия.
     В настоящее время в 79 субъектах Российской Федерации приняты и
действуют законы в сфере сохранения, использования, популяризации  и
государственной  охраны  объектов культурного  наследия  (памятников
истории и  культуры). Из  них  в 11  субъектах Российской  Федерации
законы  содержат  положения  о  популяризации  объектов  культурного
наследия,  в  девяти  -   об  обеспечении  доступности  к   объектам
культурного наследия, в шести -  о праве на получение информации  об
объектах культурного наследия, в  67 - об информационных надписях  и
обозначениях.

                         3. Обзор положений
               Закона Московской области N 26/2005-ОЗ

     Закон Московской  области  N   26/2005-ОЗ  принят  в   развитие
положений  Федерального  закона  N  73-ФЗ,  в  целях   регулирования
правоотношений в области сохранения, использования, популяризации  и
государственной охраны объектов  культурного наследия на  территории
Московской  области.  Данный   Закон  регулирует  правоотношения   в
указанной   сфере   в  отношении   объектов   культурного   наследия
регионального  (областного)   значения,  местного   (муниципального)
значения, а также в  случаях, предусмотренных Федеральным законом  N
73-ФЗ, - объектов культурного наследия федерального значения.
     Законом Московской области N 26/2005-ОЗ определяются полномочия
Правительства Московской    области    по    вопросам    сохранения,
использования,  популяризации  и  государственной  охраны   объектов
культурного  наследия,   устанавливается  перечень  мероприятий   по
государственной  охране  объектов  культурного  наследия,  а   также
перечень мероприятий  по организации  использования и  популяризации
объектов культурного наследия, определяются источники финансирования
указанных мероприятий.
     В статье  15.7  Закона  Московской области  N  26/2005-ОЗ  дано
определение понятия "популяризации объектов культурного наследия"  -
это   мероприятия,   направленные   на   обеспечение    общественной
доступности   и    восприятие    объектов   культурного    наследия,
духовно-нравственное  и  эстетическое  воспитание  физических   лиц,
повышение их образовательного уровня  и организацию досуга, а  также
иные мероприятия, способствующие реализации государственной  охраны,
сохранения и использования объектов культурного наследия.
     В указанной статье также перечисляются основные мероприятия  по
популяризации объектов культурного наследия:
     обеспечение доступа к объектам культурного наследия;
     освещение вопросов   государственной   охраны,   сохранения   и
использования в  средствах  массовой информации,  научно-популярных,
информационно-справочных  и  рекламных изданиях,  создание  теле-  и
радиопередач, кино- и видеофильмов;
     подготовка и   проведение   научно-практических    конференций,
симпозиумов,  семинаров,  тематических  выставок  и  презентаций  по
вопросам государственной охраны, сохранения и использования объектов
культурного наследия;
     проведение мероприятий    Московской    области,    посвященных
международным дням исторического и культурного наследия;
     иные мероприятия,   отнесенные  к   популяризации   федеральным
законодательством и законодательством Московской области.
     Закон Московской области N 26/2005-ОЗ также устанавливает,  что
политика органов  государственной власти  Московской области  должна
основываться на  обеспечении  прав граждан  на  доступ к  культурным
ценностям (статья 2.1 указанного Закона).
     Кроме этого,  в   соответствии   с  требованиями   федерального
законодательства в статье 10 Закона Московской области N  26/2005-ОЗ
определен порядок установки информационных надписей и обозначений.
     В целом  нормами   Закона  Московской   области  N   26/2005-ОЗ
урегулированы  правоотношения  по  вопросам  популяризации  объектов
культурного  наследия,   обеспечения  прав  граждан   на  доступ   к
культурным ценностям,  а также установки  информационных надписей  и
обозначений на объекты культурного наследия.

         4. Правоприменительная практика Московской области
        в сфере популяризации объектов культурного наследия
                  (памятников истории и культуры)

     На территории Московской  области насчитывается  более 6  тысяч
объектов культурного  наследия,  что составляет  5% всех  памятников
истории  и  культуры  Российской  Федерации.  При  этом   территория
Московской области  составляет всего 0,3%  площади страны.  Примерно
1/3 объектов отнесены к  памятникам истории и культуры  федерального
значения,  1/3  -  регионального  (областного)  значения,  1/3  -  к
выявленным   объектам,   которым    в   будущем   будет    присвоена
соответствующая историко-культурная  категория.  Среди них  выделяют
объекты  гражданской  архитектуры,  объекты  церковного  назначения,
усадьбы.

            4.1. Анализ обращений граждан и организаций
      по проблемам популяризации объектов культурного наследия

     Комиссией проведен  анализ обращений  граждан  и организаций  в
органы  государственной  власти   Московской  области  по   вопросам
популяризации объектов культурного наследия за период с 2005 по 2011
год.
     Всего за указанный период поступило 17 обращений, из них 5 были
направлены в Московскую областную Думу, 12 - в исполнительные органы
государственной власти Московской области.
     По тематике предложений заявителей поступившие обращения  можно
разделить на следующие группы:
     1) обращения  по  вопросам  популяризации  историко-культурного
наследия, всего - 12, из них:
     7 обращений о  проведении мероприятий,  посвященных памятным  и
юбилейным датам, в том числе:
     о дне воинской славы - Молодинской битвы 1572 года;
     о мероприятиях,  связанных  с  празднованием  200-летия  победы
России в Отечественной войне 1812 года;
     о мероприятиях,  посвященных  памяти  княжеских  родов   России
Меньшиковых и Демидовых;
     о мероприятиях,  посвященных  120-летию  со  дня  смерти   Ф.М.
Достоевского;
     о реализации проекта "Наше наследие";
     о проведении  праздничных  мероприятий,  посвященных  500-летию
деревни Волочаново Шаховского района;
     о памятных датах, связанных  с деятельностью городского  головы
купца Н.М. Бардыгина города Егорьевска Московской области;
     5 обращений о  популяризации объектов  культурного наследия,  в
том числе:
     "Усадьбы "Петровское - Алабино" городского поселения  Калининец
Наро-Фоминского муниципального района;
     усадебно-паркового комплекса Воробьево Подольского района;
     о воссоздании  объектов  культурного  наследия  села   Дединово
Луховицкого муниципального района;
     музея-усадьбы Д.И. Менделеева "Боблово";
     о создании музея  Ч.  Айтматова в  пос. Переделкино  Московской
области;
     2) обращения о предоставлении информации об историко-культурном
наследии, всего - 4, в том числе:
     о создании   народного   портала,   посвященного   Бородинскому
сражению;
     о получении  информации   об  исторических  памятниках   города
Можайска Московской области;
     об издании  историко-культурного   альманаха  "ПОДМОСКОВЬЕ:   У
ОКНА";
     о предоставлении информации из Единого государственного реестра
объектов культурного наследия;
     3) 1   обращение  об   установке   информационной  надписи   на
территории  храма  Владимирской  иконы  Божией  Матери  села  Быково
Раменского района Московской области.

     4.2. Проведение социологического исследования по проблемам
            популяризации объектов культурного наследия

     Комиссией принято   решение   о   проведении   социологического
исследования   в   форме   экспертного   опроса   -    анкетирования
руководителей  государственных  и  муниципальных  музеев  Московской
области по проблемам популяризации объектов культурного наследия.
     Параметры социологического исследования:
     форма социологического исследования - экспертный опрос;
     респонденты -  руководители  государственных  и   муниципальных
музеев  Московской  области,  в ведении  которых  находятся  объекты
культурного наследия;
     задачи экспертного опроса -  выявление наиболее существенных  и
важных  аспектов  по проблемам  популяризации  объектов  культурного
наследия  и  обеспечения  прав   граждан  на  доступ  к   культурным
ценностям;
     инструментарий экспертного опроса - анкета;
     период проведения экспертного опроса  - август и сентябрь  2012
г.
     Результаты опроса экспертов:
     1. Проводятся  ли  музеями ежегодные  мероприятия,  посвященные
дням охраны историко-культурного наследия?
     40% респондентов положительно ответили на поставленный  вопрос,
60% -  отрицательно. Комиссией также  установлено, что  мероприятия,
посвященные дням охраны  историко-культурного наследия, проводят,  в
основном, государственные музеи.
     2. В какие  дни и  часы открыт  доступ для  граждан к  объектам
культурного наследия, находящимся в ведении музея?
     Ответы на  данный  вопрос анкеты  показывают,  что  большинство
музеев  (как  государственных,  так  и  муниципальных)  открыты  для
посещения не менее  чем 5  дней в неделю.  При этом все  респонденты
указали, что все  музеи открыты для посещения  в пятницу, субботу  и
воскресенье. 60% музеев  закрыты для посещения 1  день в неделю,  и,
как правило, в понедельник. 30% -  закрыты для посещения на 2 дня  в
неделю.
     3. Существует  ли  возможность посещения  объектов  культурного
наследия организованными туристическими группами?
     90% респондентов ответили положительно на этот вопрос.
     4. Какие из перечисленных  мероприятий по улучшению  восприятия
объектов культурного наследия,  таких как: установка  информационных
надписей   и   обозначений,  освещение   объектов,   благоустройство
территорий,  создание  специальных  зон обзора,  были  проведены  за
последнее время.
     Ответы на   поставленные   вопросы   распределились   следующим
образом:
     необходимые информационные надписи и обозначения установили 60%
музеев;
     70% музеев  обеспечивают  освещение  объектов  в  темное  время
суток,   а  также   осуществляют   мероприятия  по   благоустройству
территорий;
     10% провели мероприятия по  организации специальных зон  обзора
объектов культурного наследия.
     5. Осуществляется   ли   издание   информационно-справочных   и
рекламных материалов об объектах культурного наследия?
     90% респондентов положительно ответили на этот вопрос.
     6. Направляют ли  учреждения образования организованные  группы
обучающихся на экскурсии в музей?
     Все респонденты (100%) положительно ответили на данный вопрос.
     7. Проводятся ли в музеях конференции, тематические выставки  и
презентации  по  проблемам  государственной  охраны,  сохранения   и
использования объектов культурного наследия?
     90% респондентов положительно ответили на этот вопрос.
     8. Размещается   ли   в   информационно-коммуникационной   сети
"Интернет" информация об объектах культурного наследия,  находящихся
в ведении музеев?
     60% респондентов положительно ответили на поставленный вопрос и
сообщили url-адрес   официального    интернет-сайта,   на    котором
размещается  информация  об  учреждении, в  том  числе  об  объектах
культурного наследия.
     30% для     размещения     данной     информации     используют
интернет-ресурсы,    администраторами    которых    являются    иные
организации.
     10% не  представлены   в  информационно-коммуникационной   сети
"Интернет".
     9. Проведена  ли  музеефикация объектов  культурного  наследия,
находящихся в ведении музеев?
     Все респонденты (100%) положительно ответили на данный вопрос.

        4.3. Анализ правоприменительной практики исполнения
               Закона Московской области N 26/2005-ОЗ

     В целях    анализа   проблем    правоприменительной    практики
популяризации  объектов   культурного   наследия  Комиссия   провела
выездное заседание в муниципальных образованиях Московской области с
участием  руководителей   и   специалистов  государственных   музеев
Московской области.
     Выездное заседание  Комиссии   проведено  в  два   этапа  -   в
Пушкинском муниципальном районе на базе Государственного автономного
учреждения культуры "Музей-усадьба "Мураново"  им. Ф.И. Тютчева и  в
Сергиево-Посадском  муниципальном  районе на  базе  Государственного
бюджетного      учреждения     культуры      Московской      области
"Сергиево-Посадский     государственный      историко-художественный
музей-заповедник".
     В ходе  обсуждения правоприменительной  практики  популяризации
объектов культурного наследия были выявлены следующие проблемы.
     1. Положения Закона  Московской  области N  26/2005-ОЗ в  части
популяризации    объектов   культурного    наследия    соответствуют
федеральному законодательству. В  то же время необходимо  дальнейшее
совершенствование указанного Закона  с учетом опыта  законодательной
деятельности   субъектов  Российской   Федерации   в  данной   сфере
правоотношений.
     2. В  Московской   области  сосредоточены  уникальные   объекты
культурного  наследия, в  том  числе объекты  культурного  наследия,
которые имеют высшую  историко-культурную категорию и находятся  под
охраной  Юнеско.  Например,  Ансамбль  памятников   Троице-Сергиевой
Лавры.
     Эти объекты  представляют собой  целостные  историко-культурные
комплексы.   Поэтому   популяризация   подобных   объектов    должна
осуществляться в различных формах с участием органов государственной
власти и органов местного самоуправления.
     Однако в    настоящее    время    не    разработан     механизм
межведомственного взаимодействия  органов  государственной власти  и
органов   местного   самоуправления   по   вопросам    популяризации
историко-культурных комплексов.
     3. Во  многих   городах  Московской   области  не   установлены
информационные указатели об  объектах культурного наследия.  Система
навигации по объектам  культурного наследия не  создана не только  в
городах,  но  и  в существующей  системе  дорожных  указателей.  Для
создания  данной  системы  навигации  необходимо  привлекать  органы
местного   самоуправления   муниципальных   образований   Московской
области.
     4. В  целях   организации  проведения  ежегодных   мероприятий,
посвященных  дням охраны  культурного  наследия Московской  области,
требуется уточнить отдельные положения статьи 15.7 Закона Московской
области N 26/2005-ОЗ о популяризации объектов культурного наследия.
     5. В конце 2011 года  Федеральный закон N 73-ФЗ дополнен  новой
статьей 12.1 "Ежегодный государственный доклад о состоянии  объектов
культурного  наследия  (памятников   истории  и  культуры)   народов
Российской   Федерации".   В  соответствии   с   указанной   статьей
Федерального закона на Правительство Российской Федерации  возложена
обязанность  по  подготовке  и  представлению  палатам  Федерального
Собрания Российской Федерации ежегодного государственного доклада  о
состоянии  объектов  культурного наследия  в  Российской  Федерации.
Одновременно  указанный  доклад   также  будет  распространяться   в
средствах массовой информации.
     Для повышения  правовых  гарантий реализации  прав  граждан  на
информацию об  объектах  культурного наследия  в Московской  области
Комиссия предлагает дополнить Закон Московской области N  26/2005-ОЗ
новой статьей  о  ежегодном отчете  (докладе)  о состоянии  объектов
культурного  наследия в  Московской  области. Отчет  (доклад)  будет
ежегодно  представляться   Правительством   Московской  области   на
рассмотрение  Московской областной  Думы,  а также  публиковаться  в
средствах массовой информации.
     6. Наиболее  эффективно   популяризацию  объектов   культурного
наследия  осуществляют  музеи  Московской области,  так  как  данные
учреждения культуры  обладают необходимыми  материально-техническими
ресурсами,  профессиональными,   в  том   числе  научными   кадрами,
обеспечены    стабильным    финансированием    за    счет    средств
соответствующих  бюджетов. В  то  же  время  многие музеи  не  имеют
достаточно  развитую   инфраструктуру  для  популяризации   объектов
культурного   наследия.   Необходимо   подготовить   предложения   о
мероприятиях   по  содействию   музеям   в  популяризации   объектов
культурного наследия, в том  числе мероприятий по развитию  объектов
инфраструктуры  музеев,  не   относящихся  к  объектам   культурного
наследия. А также - рассмотреть предложения о дополнении статьи 15.7
Закона Московской  области N 26/2005-ОЗ  положениями о  музеефикации
объектов культурного наследия.
     7. В  целях  привлечения административных,  финансовых  и  иных
необходимых   ресурсов    органов   местного   самоуправления    для
популяризации   объектов   культурного   наследия   на   территориях
муниципальных образований  Московской области требуется  разработать
программу координации деятельности органов местного самоуправления.
     8. В соответствии  с решениями  органов государственной  власти
устанавливаются дорожные указатели  для подъезда  к храмам. В  целях
установки аналогичных  дорожных указателей для  подъезда к  объектам
культурного  наследия требуется  разработать  и принять  нормативный
правовой акт Московской области.
     9. Необходимо  организовать   регулярное  посещение   областных
музеев    организованными    группами   граждан,    обучающихся    в
образовательных  учреждениях  Московской  области  за  счет  средств
бюджета Московской области. В бюджете Московской области на 2012 год
предусмотрены  соответствующие  финансовые  средства  в  размере  15
миллионов рублей. Проведение  этих экскурсий требует решения  многих
вопросов,  таких  как: организация  перевозки  организованных  групп
обучающихся, решение вопросов  безопасности, организация питания.  В
настоящее  время  Министерство культуры  совместно  с  Министерством
образования  разрабатывают  программу  "Десять  чудес  света".   Для
реализации   этой   программы  требуется   разработать   и   принять
соответствующий нормативный правовой  акт об обязательном  посещении
областных   музеев   обучающимися  в   образовательных   учреждениях
Московской области.
     Существуют строгие   требования   для   организации    подобных
экскурсий.    Если    руководитель    образовательного    учреждения
самостоятельно принимает  решение  об организации  экскурсии, то  он
издает  соответствующий  приказ,  но при  этом  вся  ответственность
возлагается   на   руководителя   образовательного   учреждения.   В
соответствии с существующими федеральными нормами автобусный маршрут
экскурсии обучающихся требуется согласовать с ГИБДД.
     В г. Москве издан  нормативный правовой  акт, в соответствии  с
которым  за  департаментами   г.  Москвы  закреплены   экскурсионные
автобусы. Департаменты г. Москвы получают необходимое финансирование
и решают все  организационные вопросы  по организации экскурсий  для
обучающихся    в    образовательных    учреждениях.     Одновременно
образовательные    учреждения    составляют    графики    экскурсий.
Следовательно, в г. Москве вопросы организации экскурсий в музеи для
обучающихся в образовательных учреждениях решаются  централизованно.
Например,  по  этой  программе каждый  выходной  день  примерно  160
граждан г. Москвы посещают Сергиево-Посадский музей-заповедник.
     Однако в   Московской  области   для   этих  целей   невозможно
использовать  школьные  автобусы   для  организации  экскурсий   для
обучающихся  в   образовательных   учреждениях.  Школьные   автобусы
финансируются  за  счет   средств  федерального  бюджета  в   рамках
программы  по  модернизации образования.  Если  будет  предусмотрено
финансирование таких  экскурсий за счет  средств бюджета  Московской
области, то школьные автобусы можно будет использовать для экскурсий
обучающихся в образовательных учреждениях Московской области.
     Необходимо изучить  опыт Тульской  области,  где не  существует
таких ограничений на  использование школьных автобусов. Например,  в
данном   субъекте   РФ   может   быть   организована   экскурсия   с
использованием  школьного  автобуса  для поездки  в  музеи  Тульской
области,  а  также  для  поездки  в  другие  регионы,  например,   в
Московскую область.
     В некоторых субъектах  Российской  Федерации такие  мероприятия
являются частью образовательных  программ и, соответственно,  входят
как   региональный   образовательный   компонент   в    региональные
образовательные программы. Например, в программу краеведение. В этом
случае   использование    школьного    автобуса   является    частью
образовательного   процесса,   который   осуществляется   в   музее.
Одновременно  разрешаются  все  вопросы,  связанные  с  организацией
питания  обучающихся,  наличием  медицинского  персонала,  т.к.  эти
вопросы являются частью образовательной программы.
     Для реализации подобного опыта в Московской области  необходимо
рассмотреть   возможность   о  разработке   в   Московской   области
регионального  образовательного стандарта,  включающего  организацию
проведения   экскурсий  в   государственные   музеи  обучающимся   в
образовательных учреждениях Московской области.
     10. В соответствии с нормами  Федерального закона N 131-ФЗ  "Об
общих  принципах организации  местного  самоуправления в  Российской
Федерации" органы местного  самоуправления муниципальных районов  не
наделены полномочиями по  сохранению, использованию и  популяризации
объектов культурного наследия.  Эти полномочия закреплены только  за
городскими  округами  и  поселениями.  Соответственно  муниципальные
районы не могут включать  в свои бюджеты расходные обязательства  по
финансированию  мероприятий по  сохранению,  популяризации и  охране
объектов культурного наследия.

                             V. Выводы

     Рассмотрев материалы  мониторинга  практики  применения  Закона
Московской области  N 25/2005-ОЗ "Об  объектах культурного  наследия
(памятниках  истории  и  культуры) в  Московской  области"  в  части
популяризации  объектов  культурного  наследия  и  обеспечения  прав
граждан на доступ к  культурным ценностям Комиссия вносит  следующие
предложения по совершенствованию законодательства в указанной  сфере
правоотношений.
     1. В целях укрепления правовых гарантий на получение гражданами
информации об  объектах  культурного  наследия  Комиссия  предлагает
разработать  и  внести  на рассмотрение  Московской  областной  Думы
проект  закона Московской  области  "О  внесении изменений  в  Закон
Московской  области "Об  объектах  культурного наследия  (памятниках
истории  и  культуры)  в  Московской  области"  в  части  подготовки
ежегодного  отчета  (доклада)   о  состоянии  объектов   культурного
наследия в Московской области. Ежегодный отчет (доклад) о  состоянии
объектов культурного  наследия  будет представляться  Правительством
Московской  области в  Московскую  областную Думу,  публиковаться  и
размещаться в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
     2. В целях  совершенствования  федерального законодательства  в
сфере сохранения, использования и популяризации объектов культурного
наследия Комиссия предлагает подготовить законодательную  инициативу
Московской областной Думы о  внесении изменений в Федеральный  закон
от 6  октября 2003  года N  131-ФЗ "Об  общих принципах  организации
местного самоуправления в  Российской Федерации" в части  дополнения
перечня   вопросов    местного   значения   муниципального    района
полномочиями по сохранению,  использованию и популяризации  объектов
культурного наследия.
     3. В   целях  совершенствования   законодательства   Московской
области  о  популяризации  объектов  культурного  наследия  Комиссия
предлагает разработать и внести на рассмотрение Московской областной
Думы проект закона Московской области "О внесении изменений в  Закон
Московской  области "Об  объектах  культурного наследия  (памятниках
истории и культуры) в Московской области" в части уточнения  перечня
мероприятий по популяризации объектов культурного наследия.
     4. В  целях   совершенствования  навигационной   инфраструктуры
объектов  культурного   наследия  в   Московской  области   Комиссия
предлагает направить обращение в Правительство Московской области  о
проведении   областного   совещания   с   участием    представителей
муниципальных   образований   Московской   области,    руководителей
Управления ГИБДД ГУ МВД России  по Московской области по вопросу  об
установке  дорожных  указателей об  объектах  культурного  наследия,
расположенных в Московской области.
     5. В  целях  повышения  качества  образовательного  процесса  в
учреждениях  образования  Московской  области  Комиссия   предлагает
направить в Правительство Московской области предложения о включении
в образовательные  программы,  реализуемые учреждениями  образования
Московской области, мероприятий по посещению государственных  музеев
обучающимися в учреждениях образования Московской области.

Информация по документу
Читайте также