Расширенный поиск
Постановление Думы Московской области от 27.03.2014 № 18/84-ПМОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ДУМА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27 марта 2014 г. N 18/84-П Об итогах правового мониторинга главы 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения физических лиц) и Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" на территории Московской области Рассмотрев Отчет о проведенном правовом мониторинге главы 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения физических лиц) и Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" на территории Московской области, в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона Московской области N 46/2012-ОЗ "О правовом мониторинге в Московской области", пунктом 15 Положения о порядке проведения правового мониторинга в Московской областной Думе, утвержденного постановлением Московской областной Думы от 13.12.2012 N 25/37-П, Московская областная Дума постановила: 1. Принять к сведению Отчет о проведенном правовом мониторинге главы 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения физических лиц) и Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" на территории Московской области. (Приложение.) 2. Поручить Комитету по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики подготовить законодательную инициативу Московской областной Думы по внесению изменений в Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", предусматривающих взимание налога на имущество физических лиц с объектов налогообложения, по которым не установлена инвентаризационная стоимость. 3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и на официальном сайте Московской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Московской областной Думы Жукова И.Н. Председатель Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов Приложение к постановлению Московской областной Думы от 27.03.2014 N 18/84-П Отчет о проведенном правовом мониторинге главы 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения физических лиц) и Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" на территории Московской области I. Общие положения Основания проведения правового мониторинга главы 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения физических лиц) и Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" на территории Московской области (далее - мониторинг): Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2011 N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации"; Закон Московской области N 46/2012-ОЗ "О правовом мониторинге в Московской области"; Положение о порядке проведения правового мониторинга в Московской областной Думе, утвержденное постановлением Московской областной Думы от 13.12.2012 N 25/37-П; план работы Московской областной Думы на 2 квартал 2013 года, одобренный постановлением Московской областной Думы от 28.03.2013 N 20/48-П; постановление Московской областной Думы от 27.06.2013 N 29/57-П "О проведении правового мониторинга главы 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения физических лиц) и Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" на территории Московской области". Объекты мониторинга: нормы главы 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения физических лиц) (далее - глава 31 НК РФ) и Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1). Субъект мониторинга: Московская областная Дума. Время проведения мониторинга: 2-4 квартал 2013 года, 1 квартал 2014 года. II. Цели и задачи мониторинга Мониторинг проводился в целях проведения комплексного изучения правового регулирования вопросов налогообложения физических лиц имущественными налогами, проведения анализа результатов действия законодательства в указанной сфере на территории Московской области и с целью оценки эффективности и подготовки финансово-экономического обоснования законодательных инициатив по внесению изменений в федеральное законодательство и законодательство Московской области. Проведение мониторинга направлено на решение следующих задач: сбор, обработка и систематизация информации о федеральном законодательстве, которым регулируются налоговые вопросы по данному направлению; оценка эффективности правоотношений, установленных федеральным законодательством, законодательством Московской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления об имущественном налогообложении физических лиц, на территории Московской области; подготовка предложений по внесению изменений в федеральное законодательство и законодательство Московской области, предусматривающих повышение эффективности правоотношений в вопросах имущественного налогообложения и увеличение поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. III. Сведения о деятельности Комиссии по проведению мониторинга Мониторинг осуществлялся Комиссией по проведению мониторинга, созданной постановлением Московской областной Думы от 27.06.2013 N 29/57-П "О проведении правового мониторинга главы 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения физических лиц) и Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" на территории Московской области", (далее - Комиссия) в следующем составе: Иванов А.А. - депутат Московской областной Думы, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ"; Полякова А.В. - депутат Московской областной Думы, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ"; Чаплин Н.Ю. - депутат Московской областной Думы, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ"; Бодунков А.Ф. - депутат Московской областной Думы, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ"; Аниканов А.Н. - депутат Московской областной Думы, член фракции КПРФ; Лебедев Д.Ю. - депутат Московской областной Думы, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"; Саркитова Т.В. - руководитель аппарата Комитета по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики Московской областной Думы; Волков А.В. - консультант отдела правовой экспертизы Государственно-правового управления Московской областной Думы. По поручению Губернатора Московской области в состав Комиссии включены: Апенов А.В. - начальник Управления аренды и оформления прав на имущество Московской области Министерства имущественных отношений Московской области; Миннеханова О.В. - заместитель начальника Управления анализа и прогнозирования доходов Министерства финансов Московской области; Румынина О.А. - заместитель заведующего экспертно-правовым отделом Правового управления Губернатора Московской области. От Совета муниципальных образований Московской области в состав Комиссии включены: Агафонова О.В. - глава городского округа Власиха, член Президиума Совета муниципальных образований Московской области; Тимофеев В.С. - председатель Совета депутатов городского поселения Луховицы Луховицкого муниципального района, член Президиума Совета муниципальных образований Московской области; Лоханов Е.Ю. - первый заместитель исполнительного директора Совета муниципальных образований Московской области. От Управления Федеральной налоговой службы России по Московской области (далее - УФНС) в состав Комиссии включены: Лащёнов А.В. - начальник отдела имущественных налогов УФНС; Абидуллина Э.Н. - заместитель начальника отдела имущественных налогов УФНС. Председателем Комиссии избран председатель Комитета по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики Московской областной Думы Иванов А.А. Комиссией утверждены План проведения мониторинга, анкета мониторинга и перечень респондентов мониторинга. Анкеты мониторинга направлены во все муниципальные образования Московской области. В соответствии с Планом мониторинга проведены следующие мероприятия: сбор, обобщение и анализ налогового, имущественного и гражданского законодательства, судебной практики по предмету мониторинга; сбор, обобщение и анализ нормативных правовых актов Московской области, нормативных правовых актов муниципальных образований Московской области; по состоянию на 01.01.2013 проведен анализ данных налоговой статистики о количестве учтенных в УФНС налогоплательщиков по местным налогам, результатов бюджетной отчетности финансовых органов Московской области по исполнению местных бюджетов; опрос, сбор, обобщение и анализ результатов анкетирования муниципальных образований Московской области; подготовлены предложения по внесении изменений в региональное и федеральное законодательство в соответствии с целями мониторинга. IV. Проведение мониторинга В соответствии с бюджетным законодательством земельный налог и налог на имущество физических лиц поступают в полном объеме в бюджеты городских округов и городских (сельских) поселений по месту нахождения недвижимого имущества. Глава 31 НК РФ вступила в силу на территории Московской области с 1 января 2006 года. Закон N 2003-1 введен в действие с 1 января 1992 года. Земельный налог и налог на имущество физических лиц НК РФ отнесены к числу местных налогов. По итогам исполнения бюджетов муниципальных образований Московской области за 2012 год доля земельного налога и налога на имущество физических лиц в собственных доходах местных бюджетов составляет около 10 %. Согласно отчетным данным налоговой статистики за 2012 год в базе данных налоговых органов учтено более двух миллионов налогоплательщиков - физических лиц по уплате земельного налога и около 3,8 миллионов налогоплательщиков по уплате налога на имущество физических лиц. Каждый из налогов считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Налоговым периодом по этим налогам признается календарный год. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), введение и установление местных налогов на территории городских округов и городских (сельских) поселений осуществляется посредством принятия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования. Помимо главы 31 НК РФ и Закона N 2003-1 они устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводятся в действие и обязательны к уплате на территориях этих муниципальных образований. Указанными нормативными правовыми актами муниципальных образований устанавливаются ставки земельного налога, максимальные значения которых предусмотрены в главе 31 НК РФ, а также могут устанавливаться налоговые льготы. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (далее - физические лица), признаются налогоплательщиками земельного налога при условии, что земельный участок, являющийся объектом налогообложения, принадлежит им на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. С даты введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование гражданам не предоставляются, но указанное право пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (статья 20), сохраняется. Не признаются налогоплательщиками земельного налога физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Глава 31 НК РФ устанавливает следующие элементы земельного налога: объекты налогообложения; налоговая база; налоговый период; предельные размеры налоговых ставок в зависимости от вида (категории) использования земельного участка; перечень льготируемых категорий налогоплательщиков; порядок исчисления налога. Федеральным законом от 2 декабря 2013 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 334-ФЗ) установлен срок уплаты физическими лицами земельного налога и налога на имущество физических лиц не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Объектами налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог. Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка налогоплательщика по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ). Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой определяется Правительством Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости. В течение десяти рабочих дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости заказчик работ опубликовывает информацию об утвержденных результатах определения кадастровой стоимости. Распоряжениями Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 и 27 ноября 2013 года NN 562-РМ, 563-РМ, 564-РМ, 565-РМ, 566-РМ, 567-РМ утверждены (актуализированы) результаты кадастровой оценки земель Московской области. Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении отдельных льготных категорий налогоплательщиков. Уменьшение налоговой базы на установленную не облагаемую налогом сумму производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом срок представления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, не может быть установлен позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. На федеральном уровне по налогу на имущество физических лиц определены следующие элементы налога: объекты налогообложения; налоговая база; предельные размеры налоговых ставок в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества; перечень льготируемых категорий физических лиц; налоговый период; порядок исчисления и уплаты налога; срок уплаты налога. Плательщики налога на имущество физических лиц установлены в Законе N 2003-1. Ими являются физические лица - собственники имущества (долей в праве общей собственности на имущество), признаваемого объектом налогообложения. В качестве объектов имущественного налогообложения физических лиц признаются следующие объекты недвижимого имущества: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на имущество. От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются отдельные льготные категории граждан, установленные федеральным законодательством. Органы местного самоуправления, устанавливая ставки налога на имущество физических лиц, максимальные значения которых предусмотрены Законом N 2003-1, имеют право устанавливать налоговые льготы и основания их применения для отдельных категорий налогоплательщиков. Налоговой базой по налогу на имущество физических лиц является суммарная инвентаризационная стоимость имущества, то есть сумма инвентаризационных стоимостей всех строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения. В соответствии с Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 306-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 306-ФЗ) инвентаризационная стоимость умножается на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой НК РФ. Согласно статье 11 части первой НК РФ коэффициент-дефлятор - это коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав НК РФ в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году. Коэффициенты-дефляторы устанавливаются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности и подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" не позднее 20 ноября года, в котором устанавливаются коэффициенты-дефляторы. Согласно новой редакции пункта 2 статьи 5 Закона 2003-1 с 01.01.2014 вводится порядок расчета налога на имущество физических лиц, согласно которому налог исчисляется ежегодно с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости учтенных объектов недвижимости, которые представлены в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года. При этом положения Закона N 2003-1 (в редакции Закона N 306-ФЗ) применяются начиная с исчисления налога на имущество физических лиц за 2013 год. Исчисление налога на имущество физических лиц за 2013 год производится без учета коэффициента-дефлятора. С 2014 года действует порядок, согласно которому ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию налоговых ставок в установленных пределах в зависимости от полученной таким образом суммарной инвентаризационной стоимости. В соответствии с указанными положениями НК РФ Министерством экономического развития Российской Федерации приказом от 7 ноября 2013 года N 652 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2014 год" установлены коэффициенты-дефляторы, необходимые в целях применения глав 23, 26.2, 26.3 и 26.5 НК РФ. Для налогообложения имущества физических лиц в 2014 году коэффициент-дефлятор не установлен. Отсутствие установленного коэффициента-дефлятора влечет невозможность расчета налога на имущество физических лиц за налоговый период 2014 года. В целях обеспечения расчета налога на 2014 год требуется определение величины коэффициента-дефлятора в федеральном законе. В соответствии с пунктом 9.1 статьи 85 НК РФ сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налога на имущество физических лиц, представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный технический учет, ежегодно до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года. Указанной статьей НК РФ регламентированы обязанности по сообщению в налоговые органы информации лицами, не являющимися участниками налоговых правоотношений: органов юстиции, выдающих лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющих нотариусов полномочиями; адвокатских палат субъектов Российской Федерации; органов, осуществляющих регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц; органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств; органов опеки и попечительства; органов (учреждений), уполномоченных совершать нотариальные действия, и нотариусов, занимающихся частной практикой; органов, осуществляющих учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами; органов, осуществляющих выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации; органов и организаций, осуществляющих аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц; органа, уполномоченного вести реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций; органов, осуществляющих государственный технический учет; органов местного самоуправления. Так органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, правах и сделках, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. Форма, порядок ее заполнения и формат сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества утверждены приказом ФНС России от 13.01.2011 N ММВ-7-11/11. За несвоевременное представление указанных сведений в налоговый орган территориальный орган Росреестра может быть привлечен к налоговой ответственности в соответствии с нормами статьи 129.1 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей, те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей. Органы местного самоуправления обязаны ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, выделенных (предоставленных) на основании актов органов местного самоуправления, принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), в случае, если указанные сведения ранее в налоговые органы не представлялись. Органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года. Взаимодействие указанных органов осуществляется на основе приказов ФНС России от 6 февраля 2012 года N ММВ-7-6/49 и от 11 февраля 2011 года N ММВ-7-11/154. Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) установлено, что с 1 января 2013 года государственный технический учет объектов недвижимости на территории Российской Федерации органами и организациями, осуществляющими государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию, не ведется. При этом Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. До 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации передали в органы кадастрового учета копии технических паспортов объектов недвижимости, на основании которых сведения о ранее учтенных объектах недвижимости были включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости (статья 45 Закона N 221-ФЗ). Для расчета налога на имущество физических лиц (квартиры, жилые дома, иные строения, сооружения, помещения) за налоговый период 2013 года в качестве налоговой базы будут использованы полученные из органов БТИ сведения об инвентаризационной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2013, в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 02.10.2012 N 1262/37 "О коэффициентах пересчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, в целях налогообложения". Налоговые уведомления с данными расчетами будут направляться гражданам-владельцам налогооблагаемого имущества с мая по август 2014 года. Расчет инвентаризационной стоимости с применением указанных коэффициентов выполнялся органами БТИ, действующими на территории Московской области, которые до 1 марта 2013 года представили в налоговые органы Московской области более 4,7 млн. сведений об инвентаризационной стоимости объектов капитального строительства. Включение в государственный кадастр недвижимости сведений об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости Законом N 221-ФЗ не предусмотрено. Таким образом, значительная часть объектов недвижимости не вовлекается в налоговый оборот в связи с отсутствием для этих объектов инвентаризационной стоимости - налоговой базы по налогу на имущество физических лиц. К таким объектам относятся, в том числе, объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы в рамках "дачной амнистии", объекты, поставленные на учет начиная с 2013 года. По отчетным данным общий объем ввода жилья в Московской области в 2013 году составил около 6,9 млн. квадратных метров. Поэтому будет невозможно рассчитать налог для 115 тыс. новых квартир. При средней сумме платежа по налогу на имущество 1 тыс. рублей консолидированный бюджет Московской области может не получить в 2014 году 115 млн. рублей. В связи ежегодным вводом жилья общий объем средств, который не будет поступать в местные бюджеты, будет только увеличиваться - до даты введения в действие нового налога на недвижимое имущество. В настоящее время обсуждаются окончательные сроки переходного периода по введению нового налога: до 2018-2020 годов. Налицо проблема исчисления налога на имущество физических лиц по объектам налогообложения, у которых отсутствует инвентаризационная стоимость. В целях обеспечения расчета величины налога по указанным объектам налогообложения требуется внесение изменений в федеральное законодательство. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Согласно статьям 391 и 396 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика-физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, исчисляется налоговыми органами. Согласно статье 5 Закона N 2003-1 исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами. В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, форма которого утверждена приказом ФНС России от 5 октября 2010 года N ММВ-7-11/479. В налоговом уведомлении указывается сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Согласно пункту 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность налогоплательщика по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. С учетом установленных Законом N 334-ФЗ и вступающих в силу с 01.01.2015 сроков уплаты физическими лицами земельного налога и налога на имущество физических лиц - не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговые уведомления должны быть направлены налогоплательщикам не позднее 1 сентября того же года. Согласно пункту 10 статьи 396 НК РФ налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представлять документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка. В некоторых нормативных правовых актах органов местного самоуправления о земельном налоге установлены предельные сроки предоставления налогоплательщиками указанных документов. Так в пункте 6 решения Совета депутатов городского поселения Дмитров Дмитровского муниципального района Московской области от 30.05.2008 N 32/17 (в редакции от 20.11.2013) "О земельном налоге на территории городского поселения Дмитров Дмитровского муниципального района Московской области" установлены нормы, согласно которым документы, подтверждающие право на налоговые льготы, представляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Установление указанных сроков носит пресекательный характер. В этих условиях, с учетом возможного более позднего срока получения налогоплательщиком налогового уведомления и, соответственно, возникновения обязанности по уплате налога, установление предельных сроков представления документов для получения налоговых льгот и вычетов нарушает фундаментальный принцип справедливости права. Формирование объектов имущественного налогообложения и налогоплательщиков-физических лиц происходит в результате проведения процедур государственного кадастрового учета и регистрации имущественных прав на объекты недвижимости. Указанные действия осуществляются на основании положений федеральных законов N 221-ФЗ и N 122-ФЗ. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с Законом N 221-ФЗ общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. Государственный кадастр недвижимости включает в себя сведения, позволяющие выделить здание, строение, сооружение или земельный участок в самостоятельный объект, обладающий уникальными характеристиками. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. Постановка на учет объекта недвижимости осуществляется, как правило, на основании заявления о кадастровом учете. В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться собственники объектов недвижимости, их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, а также иные установленные законом лица. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе обратиться как от собственного имени, так и от имени гражданина с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости. Ошибками в государственном кадастре недвижимости признаются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка). Кадастровая ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или представления в орган кадастрового учета. Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в Единый государственный реестр прав, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения, исправляется по решению государственного регистратора в трехдневный срок после обнаружения указанной ошибки или получения в письменной форме от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях, допущенной при государственной регистрации прав, осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимого имущества. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи, такое исправление производится по решению суда. Соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, вправе обратиться в суд с заявлением об исправлении технической ошибки. В случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации (статья 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Закона N 122-ФЗ. Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона N 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация возникшего до введения в действие Закона N 122-ФЗ права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие указанного Федерального закона перехода данного права. Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случае если право возникает на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты. Согласно федеральной целевой программе "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2013 N 903, в рамках направления, касающегося создания условий для ведения Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в электронном виде, планируется объединение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственного кадастра недвижимости в единый государственный реестр объектов недвижимости. Полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля предоставлены органам городских округов и поселений статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 20 части 1 статьи 14 и пунктом 26 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ. Муниципальный земельный контроль осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Например, Советом депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области принято решение от 27.11.2013 N 4/56 "Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области", согласно которому объектом контроля являются все земли, находящиеся в границах городского поселения Одинцово, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, в том числе земли, находящиеся в федеральной собственности и собственности Московской области. Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме проверок использования земель юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, в том числе за соблюдением порядка, исключающего использование земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов. По результатам проверок, при обнаружении нарушений землепользователями установленных правил использования земельных участков, могут быть оформлены акты соблюдения земельного законодательства, а материалы проверок переданы на рассмотрение в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии для последующего рассмотрения правонарушения в соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). В результате анкетирования, проведенного в процессе мониторинга, из муниципальных образований Московской области поступила информация об оформленных в 2013 году в рамках осуществления муниципального земельного контроля более 630 актов проверки соблюдения земельного законодательства в части использования физическими лицами земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов. Вместе с тем выявлен ряд проблем, препятствующих фактической реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере земельного контроля, из которых можно выделить следующие: в соответствии со статьей 23.12 КоАП органы местного самоуправления не наделены правом рассмотрения дел об административных правонарушениях, следовательно, правом составлять протоколы и постановления о привлечении к административной ответственности; отсутствует информация о собственнике земельного участка как о субъекте, в отношении которого проводится проверка; отсутствует информация о земельном участке как об объекте проверки; взаимодействие и обмен информацией с органами государственной власти (Федеральной налоговой службой, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии) находится на низком уровне. По результатам анкетирования можно отметить достаточно высокую активность органов местного самоуправления по осуществлению инвентаризации земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципальных образований. Данная работа позволяет привлечь к налогообложению большее количество объектов. В качестве примера можно указать опыт использования муниципальной геоинформационной системы в сельском поселении Успенское Одинцовского района Московской области. Целями "МунГИС "Успенское" являются: инвентаризация территории; формирование автоматических отчетов по отдельным проблематикам в программном комплексе МунГИС; направление отчетов для внесения данных в Росреестр и налоговую инспекцию, постановка участков на кадастровый учет. В результате использование "МунГИС "Успенское" позволило увеличить бюджет муниципального образования с 2009 по 2013 годы в 4 раза. V. Выводы и предложения Рассмотрев материалы мониторинга, Комиссия отмечает следующее. Имущественное налогообложение физических лиц представляет значительную составляющую доходной части бюджетов муниципальных образований. В целях организации взимания налогов на недвижимость физических лиц в целом разработана и принята необходимая нормативная правовая база. Вместе с тем имеется ряд особенностей. Так, в отличие от развитых налоговых систем зарубежных государств, в налоговой системе Российской Федерации основные полномочия по администрированию имущественного налогообложения физических лиц закреплены за налоговыми органами Российской Федерации. При этом налоговые органы в целях реализации закрепленных полномочий используют информационные ресурсы баз данных иных органов государственной власти Российской Федерации. Принципы построения информационных баз данных далеко не всегда учитывают налоговые требования. В связи с этим особую важность приобретает необходимость более четкой проработки нормативных правовых норм налоговой системы Российской Федерации. Комиссия вносит следующие предложения по совершенствованию законодательства в указанной сфере правоотношений: считать целесообразной разработку проекта законодательной инициативы Московской областной Думы по проекту федерального закона, предусматривающего установление на 2014 год коэффициента-дефлятора по налогу на имущество физических лиц; разработать проект законодательной инициативы Московской областной Думы по внесению изменений в федеральное законодательство, предусматривающий взимание налогов на имущество физических лиц, по объектам налогообложения у которых не установлена инвентаризационная стоимость; отметить актуальность проблемы уточнения порядка предоставления налоговых льгот в части сроков предоставления документов, подтверждающих право налогоплательщиков на льготу по имущественным налогам. Считать целесообразной разработку проекта законодательной инициативы Московской областной Думы по проекту федерального закона, предусматривающего решение указанной проблемы. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|