Расширенный поиск
Закон Московской области от 26.07.1996 № 46/96-ОЗРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН 26 июля 1996 года N 46/96-ОЗ Утратил силу - Закон Московской области от 10.06.2001 г. N 107/2001-ОЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ (В редакции Закона Московской области от 17.09.99 г. N 62/99-ОЗ) Принят решением Московской областной Думы от 10 июля 1996 года N 16/98 Законом Московской области "Об образовании" реализуется право Московской области на законодательное регулирование на своей территории отношений в области образования и определяются принципы осуществления государственной политики, особенности построения и деятельности системы образования. Закон Московской области "Об образовании" принят на основании Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации "Об образовании", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Образование на территории Московской области 1. В Московской области реализуется федеральный принцип приоритетности образования, которое признается сферой первостепенных интересов всего населения области, служит удовлетворению потребности граждан в образовании, обеспечивает подготовку кадров для Московской области и других субъектов Российской Федерации. 2. Образование в Московской области осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, провозглашенными в нем принципами и задачами государственной политики в области образования, гарантиями прав граждан на получение образования. Московская область реализует Федеральную программу развития образования Российской Федерации в части, относящейся к ее компетенции. Статья 2. Реализация прав граждан на образование 1. В Московской области в целях реализации права граждан на образование создаются необходимые условия, гарантирующие получение образования любого уровня, соответствующего их потребностям и способностям. 2. В целях удовлетворения потребностей населения в воспитании, развитии, охране и укреплении здоровья детей дошкольного возраста в Московской области повсеместно действует и развивается сеть дошкольных образовательных учреждений. Основная часть расходов на содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. 3. В целях удовлетворения потребностей населения в формировании общей культуры личности, адаптации граждан к жизни в обществе, создания основ для осознанного выбора профессии в Московской области действует и развивается сеть учреждений начального, основного, среднего (полного) общего образования, а также сеть учреждений дополнительного образования для детей. Гарантируется получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и на конкурсной основе, бесплатного среднего, высшего, послевузовского профессионального образования в соответствии с федеральным законодательством в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. 4. Для лиц, обладающих выдающимися способностями, могут создаваться нетиповые образовательные учреждения высшей категории. 5. Для лиц, имеющих отклонения в развитии, проблемы в обучении и воспитании, а также для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением создается сеть государственных и муниципальных специальных и социально-педагогических учреждений, а также группы и классы в общеобразовательных учреждениях. 6. В целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей и интересов граждан в рамках каждого уровня профессионального образования создается и развивается сеть учреждений дополнительного профессионального образования. Порядок и условия получения бесплатного дополнительного профессионального образования на территории Московской области устанавливаются настоящим Законом, иными нормативными актами Московской области и органов местного самоуправления. 7. В Московской области создаются условия для деятельности негосударственных образовательных учреждений всех типов и видов, и при условии их государственной аккредитации осуществляется финансирование в порядке, утвержденном Администрацией Московской области. 8. Гражданам, проживающим на территории других субъектов Российской Федерации, предоставляется возможность получения образования в пределах общеобразовательных программ в образовательных учреждениях Московской области. Статья 3. Реализация права граждан на свободный выбор формы обучения 1. Гражданам, проживающим на территории Московской области, предоставляется право свободного выбора форм обучения, предусмотренных федеральным законодательством: очной (с отрывом от производства); заочной (без отрыва от производства); очно - заочной (вечерней, сменной без отрыва от производства); самообразования; экстерната; семейного образования. Допускается получение образования путем сочетания различных форм обучения. 2. Дошкольное образование предполагает воспитание и образование в семье и (или) дошкольном образовательном учреждении. При семейном образовании родители ребенка имеют право на бесплатное ознакомление с утвержденными программами дошкольного образования и в муниципальных образовательных учреждениях - диагностику уровня развития и способностей ребенка. 3. Обучение на начальной и основной ступенях общего образования для обучающихся, не достигших 16-летнего возраста, осуществляется, как правило, в очной форме. По желанию родителей допускается обучение их детей по программам начального и основного общего образования в форме семейного образования. В этом случае в целях осуществления контроля за соблюдением обязательности основного общего образования обучающийся в форме семейного образования прикрепляется к муниципальному образовательному учреждению, обслуживающему территорию, на которой он проживает. Данное образовательное учреждение в согласованные с родителями сроки осуществляет промежуточную аттестацию обучающегося, а также оказывает его родителям консультации по методическим и иным вопросам, связанным с образованием и воспитанием. Обучающиеся на начальной и основной ступенях образования имеют право использовать экстернат при освоении отдельных предметов, дисциплин и программ в целом. Статья 4. Язык (языки) обучения в образовательных учреждениях 1. Обучение и воспитание в Московской области ведется на русском языке. Иной язык обучения и воспитания определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения. 2. По желанию обучающихся, их родителей (законных представителей) и по решению учредителя (при наличии необходимых педагогических кадров) в образовательном учреждении могут создаваться классы, группы, потоки, где обучение ведется на ином языке - иностранном или языке народов Российской Федерации. Статья 5. Областной компонент образовательных стандартов 1. Государственный образовательный стандарт определяет в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений. 2. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты. 3. Государственный образовательный стандарт включает в себя федеральный и областной компоненты. Федеральный компонент обязателен для исполнения на территории Московской области. Областной компонент, разработка которого организуется Администрацией Московской области, утверждается Московской областной Думой и обязателен для исполнения на территории Московской области. 4. Образовательные учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с государственными образовательными стандартами, имеют право на государственную аккредитацию и на представление своих выпускников к государственной (итоговой) аттестации. 5. Завышение требований к образовательной подготовке при итоговой аттестации выпускников по сравнению с требованиями государственных образовательных стандартов недопустимо. Раздел II. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 6. Понятие системы образования Образование в Московской области является частью системы образования Российской Федерации и представляет собой совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно - правовых форм, типов и видов; физических лиц, занимающихся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Статья 7. Субъекты системы образования 1. К субъектам системы образования в Московской области относятся осуществляющие образовательную деятельность учреждения и организации: физические лица, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью; приемная семья; органы управления образованием; предприятия и организации, образующие инфраструктуру системы образования. 2. Образовательное учреждение является юридическим лицом. Это некоммерческая, финансируемая собственником организация, осуществляющая образовательную деятельность. В системе образования в Московской области действуют государственные областные образовательные учреждения, муниципальные образовательные учреждения и негосударственные образовательные организации. 3. Тип и вид образовательного учреждения, организации определяются уровнем и направленностью образовательных программ. Государственный статус образовательного учреждения, организации устанавливается при государственной аккредитации. В Московской области действуют образовательные учреждения в соответствии с перечнем типов образовательных учреждений, определенных федеральным законодательством, а также образовательные учреждения различных организационно - правовых форм; - социально-педагогические учреждения - кризисные центры, центры неотложной психолого-педагогической помощи, социально-трудовой адаптации, семейного воспитания, здоровья и образования; - специальные социально-педагогические учреждения для несовершеннолетних правонарушителей, имеющих отклонения в психическом развитии; для несовершеннолетних, достигших 14-летнего возраста, совершивших правонарушения либо преступления, но освобожденных от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного воздействия, и другие; - учреждения психологической, психолого-медико-педагогической служб помощи детям и другие; - учреждения переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (областное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования, курсы, школы, методические центры и другие). Требования к образовательному учреждению, организации определенного типа и вида в части реализации образовательных программ соответствующего уровня и направленности определяются типовыми положениями о типах и видах образовательных учреждений, организаций, утверждаемых правительством Российской Федерации. 4. Образовательную деятельность в Московской области могут осуществлять филиалы образовательных учреждений, организаций, действующие на основании положения, утвержденного создавшим его учреждением, организацией. 5. Физические лица, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, вправе осуществлять предпринимательскую образовательную деятельность только после регистрации их в качестве индивидуальных предпринимателей. 6. Общее управление системой образования в Московской области в соответствии с федеральным законодательством осуществляет Администрация Московской области. Администрация Московской области формирует областной орган управления образованием, утверждает положение о нем, руководит им и назначает руководителя этого органа по согласованию с федеральным органом управления образованием. 7. Управление муниципальной системой образовательных учреждений и организаций осуществляют органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают муниципальные органы управления образованием для выполнения функций управления образованием на подведомственной им территории. Деятельность муниципальных органов управления образованием осуществляется в соответствии с уставами муниципальных образований. Статья 8. Инфраструктура системы образования 1. Инфраструктуру системы образования Московской области составляют подведомственные органы управления образованием, организации и учреждения, выполняющие по отношению к образовательным учреждениям и органам управления образованием обслуживающие функции и обеспечивающие их образовательную и управленческую деятельность. К организациям инфраструктуры могут относиться: транспортные, ремонтно-строительные организации, комбинаты питания, общежития, гостиницы, жилищный фонд, дома и базы отдыха, спортивно-оздоровительные и санаторно-курортные организации, спортивные сооружения, издательские и полиграфические предприятия и учреждения и другие. В системе образования Московской области могут действовать союзы, ассоциации, являющиеся объединением предприятий, учреждений, организаций, призванные осуществлять координацию деятельности своих членов, выполнять информационно-аналитические функции, защищать имущественные и другие интересы своих членов, и другие. 2. Организации и учреждения необразовательного профиля, подведомственные органу управления образованием Московской области, составляют сеть организаций областной инфраструктуры системы образования Московской области. Они обеспечивают деятельность областных государственных образовательных учреждений, удовлетворяют общие потребности муниципальных органов управления образованием и учреждений в соответствии со своими уставными целями. Состав сети областных организаций инфраструктуры образования в Московской области формируется Администрацией Московской области. 3. Организации и учреждения, обеспечивающие деятельность муниципальных органов управления образованием и муниципальных образовательных учреждений, образуют сеть организаций муниципальной инфраструктуры образования. Муниципальную инфраструктуру образования формируют органы местного самоуправления исходя из реальных потребностей образования и возможностей территории. Организации и учреждения муниципальной инфраструктуры образования могут оказывать услуги, производить работы и продукцию как по заказу областного органа управления образованием, так и других организаций на договорной основе. Администрация Московской области и органы местного самоуправления могут совместно создавать учреждения и организации инфраструктуры образования. Раздел III. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 9. Основные задачи органов управления образованием Основная задача органов управления образованием состоит в создании условий для реализации государственных гарантий прав граждан на образование. А именно: - правовое и экономическое обеспечение государственных гарантий и защиты прав граждан на образование; - координация деятельности государственных образовательных учреждений и организаций по реализации прав граждан на образование; - вовлечение в обеспечение государственных гарантий прав граждан на образование негосударственных организаций и координация их совместной деятельности с государственными организациями. Статья 10. Деятельность федеральных органов управления образованием на территории Московской области На территории Московской области осуществляют свою деятельность по управлению системой образования в пределах своей компетенции федеральные (центральные) государственные, ведомственные государственные органы управления образованием. Статья 11. Разграничение компетенции в сфере образования между Московской областной Думой и Администрацией Московской области 1. К исключительной компетенции Московской областной Думы в сфере образования относятся: - определение государственной областной политики в сфере образования; - принятие законодательных актов Московской области в области образования; - утверждение областных компонентов государственных образовательных стандартов; - утверждение областных программ развития образования с учетом социально - экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей региона; - установление налогов и сборов на цели образования; - утверждение областных нормативов финансирования образования; - установление дополнительных к федеральным льгот, видов и норм материального обеспечения обучающихся, воспитанников, а также педагогических работников образовательных учреждений; - утверждение областного бюджета в части расходов на образование. 2. К исключительной компетенции Администрации Московской области в сфере образования относятся: - осуществление федеральной и областной политики в области образования, финансовое подкрепление государственных гарантий доступности и обязательности основного общего образования путем выделения субвенций и дотаций местным бюджетам; - обеспечение соблюдения законодательства в области образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов; - разработка областных нормативов финансирования образования; - формирование фондов развития системы образования; - разработка и реализация областных программ развития образования в Московской области; - разработка областных компонентов государственных образовательных стандартов; - в пределах своей компетенции лицензирование государственных областных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений и организаций; - организация финансирования муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений; - оказание посреднических услуг муниципальным органам управления образованием и муниципальным образовательным учреждениям в части материально - технического обеспечения; - установление дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; - формирование областного органа управления образованием и руководство им, назначение руководителя этого органа по согласованию с федеральным органом управления образованием; - создание, реорганизация, ликвидация и финансовое обеспечение государственных областных образовательных учреждений; - организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; - информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация издания учебной литературы; - издание нормативных и правовых актов в рамках своей компетенции. Статья 12. Компетенция областного органа управления образованием К компетенции областного органа управления образованием в обязательном порядке относятся: - участие в разработке и реализации целевых федеральных, областных и международных программ в сфере образования Московской области; - государственная аккредитация образовательных учреждений по доверенности федерального, ведомственного государственного органа управления образованием на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации; - прогнозирование развития сети образовательных учреждений, подготовка предложений по выделению из федерального бюджета целевых субвенций на нужды образования в Московской области; - прямое финансирование деятельности учрежденных им образовательных учреждений; - разработка областных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально - технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса; инициирование создания государственных фондов стабилизации и развития системы образования; - контроль исполнения федерального и областного законодательства в области образования, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования в Московской области. Статья 13. Компетенция органов местного самоуправления в области образования 1. Органы местного самоуправления ответственны за: - реализацию прав граждан на общедоступность, бесплатность полного среднего общего образования и обязательность основного общего образования; - ежегодную публикацию среднестатистических данных о соответствии условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственной территории, федеральным и местным требованиям, состоянии здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений. 2. К исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относятся: - планирование, организация, регулирование и контроль деятельности муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений в целях реализации федеральной и областной политики в области образования; - формирование местных бюджетов в части расходов на образование и фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования на уровне не ниже областных; - обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора образовательного учреждения; - регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования; - создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений на подведомственной территории; - утверждение городских, районных программ развития образования; - обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации и Московской области в сфере образования на подведомственной территории, учет детей, подлежащих обучению на ступенях начального и основного общего образования, а также защита прав обучающихся и работников образовательных учреждений; - строительство и обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений в технически безопасном состоянии, обустройство прилегающих к ним территорий; - контроль за исполнением условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями, организациями; - использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования; - установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования; - создание и ликвидация муниципальных органов управления образованием, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с областным органом управления образованием руководителей муниципальных органов управления образованием; - назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления. 3. Муниципальные органы управления образованием создаются по решению органов местного самоуправления и подотчетны им в своей деятельности. Раздел IV. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ Статья 14. Учредители образовательных учреждений и организаций 1. Учредителем государственного областного образовательного учреждения и организации является Администрация Московской области. 2. Учредителями муниципального образовательного учреждения, организации являются соответствующие органы местного самоуправления. 3. Учредителем (учредителями) негосударственного образовательного учреждения могут быть юридические и физические лица. 4. Органы государственной власти и местного самоуправления могут быть соучредителями негосударственного образовательного учреждения. Статья 15. Право собственности в системе образования Московской области Право собственности в системе образования в Московской области регламентируется федеральным законодательством и законодательством Московской области. Статья 16. Создание, реорганизация, ликвидация и финансирование образовательных учреждений и организаций 1. Государственные областные и муниципальные образовательные учреждения и организации создаются на основании решения, принятого соответственно Администрацией Московской области, органами местного самоуправления. 2. Другие образовательные учреждения создаются на основании добровольного волеизъявления юридических и (или) физических лиц, выраженного соответственно в их учредительном договоре или заявлении. 3. Образовательные учреждения и организации считаются созданными с момента их государственной регистрации в установленном порядке. 4. Регистрация образовательных учреждений и организаций происходит по месту их нахождения в заявительном порядке. Отказ в регистрации допустим лишь в случае нарушения порядка регистрации и несоответствия учредительных документов законодательству Российской Федерации. Отказ в регистрации образовательного учреждения по причине нецелесообразности создания недопустим. 5. С момента регистрации образовательное учреждение получает право на финансово - хозяйственную деятельность, направленную на подготовку образовательного процесса, а также на предусмотренную уставом предпринимательскую деятельность, если этот вид деятельности не требует специального разрешения (лицензии). Подготовка к ведению образовательной деятельности в областных образовательных учреждениях не может превышать 12 месяцев. По истечении этого срока учреждение должно получить лицензию. В противном случае учреждение теряет право на финансирование из областного бюджета. 6. Реорганизация образовательного учреждения, организации в иное образовательное учреждение, организацию осуществляется по решению учредителя (учредителей), если это не влечет за собой нарушения обязательств образовательного учреждения, организации, или если учредитель принимает эти обязательства на себя. 7. При реорганизации (изменении организационно - правовой формы, статуса) образовательного учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу. 8. Образовательные учреждения и организации всех организационно - правовых форм могут быть ликвидированы по решению их учредителей, решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей их уставным целям. 9. Сельские дошкольные общеобразовательные учреждения могут быть ликвидированы только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением. 10. Финансирование создаваемых и (или) реорганизуемых областных образовательных учреждений и организаций регламентируется законодательством Московской области. Финансирование муниципальных образовательных учреждений и организаций регламентируется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Статья 17. Устав образовательного учреждения, организации 1. Устав образовательного учреждения, организации является учредительным документом и утверждается учредителем (учредителями). 2. Устав образовательного учреждения должен содержать требования, установленные федеральным законодательством, и не противоречить типовому положению о данном типе и виде образовательного учреждения. 3. В устав образовательного учреждения могут вноситься изменения и дополнения, которые регистрируются в установленном порядке. Статья 18. Договор между учредителем и образовательным учреждением 1. В соответствии с федеральным законодательством между учредителем и образовательным учреждением заключается договор о взаимоотношениях. Срок действия договора определяется соглашением сторон. 2. Договор между учредителем и образовательным учреждением регулирует: - передачу учредителем в оперативное управление имущества, условия его использования и определение мер по его сохранности; - порядок и условия материально - технического обеспечения образовательного учреждения; - особые условия финансирования образовательного учреждения данного типа; - порядок и условия сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении, определяются Законом Московской области "О собственности"; - меры по обеспечению обязательности основного общего образования на территории, обслуживаемой образовательным учреждением; - порядок и сроки осуществления ремонта зданий и сооружений образовательного учреждения; - информационное, правовое обслуживание образовательного учреждения; - условия участия образовательного учреждения в научной, научно - экспериментальной и методической работе; - организация научной, научно - методической и методической помощи образовательному учреждению; - условия и правила осуществления контроля за деятельностью образовательного учреждения со стороны учредителя в рамках его компетенции. 3. Споры сторон при недостижении взаимных соглашений о нарушениях и условиях выполнения договора решаются в судебном порядке. Статья 19. Разрешение на право ведения образовательной деятельности 1. Образовательное учреждение, организация приобретает право на ведение образовательной деятельности с момента получения государственной лицензии. 2. Государственным областным и муниципальным образовательным учреждениям и организациям, расположенным на территории Московской области, разрешение (лицензия) выдается областным органом управления образованием или органами местного самоуправления по поручению государственного органа управления образованием в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Статья 20. Государственная аккредитация образовательных учреждений 1. Аккредитация образовательных учреждений, действующих на территории Московской области, осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством. 2. Аттестация образовательного учреждения на территории Московской области проводится по его заявлению государственной аттестационной службой либо по ее поручению или по ее доверенности органами государственной власти, органами управления образованием, органами местного самоуправления. 3. Аттестация образовательных учреждений предусматривает экспертную оценку содержания образования в аттестуемом образовательном учреждении и рассмотрение документов о результатах государственной итоговой аттестации выпускников образовательного учреждения за последние три года. 4. Экспертная оценка содержания образования проводится на основе изучения содержания образовательных программ, программ курсов, дисциплин, учебных планов. На основании результатов экспертизы содержания образования аттестационная комиссия устанавливает государственный статус (тип, вид) образовательного учреждения. 5. Наличие у образовательного учреждения свидетельства о государственной аккредитации дает ему право выдавать своим выпускникам документ государственного образца и пользоваться иными правами, установленными законодательством Российской Федерации в области образования для имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений. 6. Затраты на проведение аккредитационных процедур, порядок и размер которых определяются Администрацией Московской области, несет образовательное учреждение. Статья 21. Прием обучающихся и воспитанников в образовательные учреждения 1. Граждане, проживающие на территории Московской области, вправе самостоятельно выбирать для обучения образовательные учреждения и поступать в них в соответствии с установленными правилами приема. Правила приема в образовательные учреждения, не урегулированные федеральным законодательством и настоящим Законом, определяются учредителем. 2. Прием в государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения осуществляется на основании заявления родителей ребенка. Отказ в приеме в дошкольное учреждение при наличии свободных мест недопустим, если ребенок не нуждается в специальном уходе и в особых методах воспитания. При приеме детей в дошкольное образовательное учреждение между родителями ребенка и образовательным учреждением заключается договор об обязательствах сторон. 3. Муниципальные образовательные учреждения, реализующие программы начального образования, обязаны обеспечить прием в первый класс всех детей в возрасте от 6 до 8 лет, проживающих на закрепленной за образовательным учреждением территории. 4. Прием обучающихся на ступенях основного и полного среднего образования осуществляется при наличии у поступающих документов об образовании. Прием обучающихся в нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, проявивших особые способности, производится на конкурсной основе. Условия конкурса определяются учредителем и своевременно доводятся до сведения поступающих. 5. При невозможности приема обучающихся для обучения на ступени начальной, основной и полной средней школы из-за недостатка мест администрация образовательного учреждения должна поставить об этом в известность органы местного самоуправления, которые берут на себя дальнейшую ответственность за обязательное устройство детей для обучения. 6. Прием обучающихся в образовательные учреждения начального профессионального образования регулируется уставом образовательного учреждения. 7. Прием обучающихся в средние и высшие профессиональные образовательные учреждения, а также для обучения в системе послевузовского образования осуществляется на конкурсной основе. 8. Порядок приема во все образовательные учреждения должен быть отражен в уставах образовательных учреждений. 9. Прием обучающихся в специальные, социально - педагогические образовательные учреждения, классы, группы коррекционного характера осуществляется только при наличии заключения психолого - медико - педагогической комиссии (службы). 10. Направление в специальные учебно - воспитательные учреждения подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, осуществляется только по решению суда. Статья 22. Отчисление обучающихся и воспитанников из образовательных учреждений 1. Отчисление обучающихся и воспитанников из образовательных учреждений Московской области осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании" и настоящим Законом. 2. Условия и порядок отчисления из образовательного учреждения в обязательном порядке закрепляется в уставе образовательного учреждения. Отчисление обучающихся по основаниям, не указанным в уставе, не допускается. Отчисление воспитанников из дошкольных образовательных учреждений может осуществляться только на основании: - решения родителей (законных представителей) воспитанников, оформленного в виде заявления, подаваемого в письменном виде; - нарушений требований устава, допущенных родителями (законными представителями) воспитанников и условий договора, заключаемого между дошкольными образовательными учреждениями и родителями (законными представителями); - заключения психолого-медико-педагогической комиссии (службы) о выявленных отклонениях в психическом и (или) физическом развитии ребенка, при отсутствии в дошкольном учреждении возможности специального ухода за таким ребенком и применения специальных педагогических методов воспитания и обучения. 3. В случае отчисления воспитанника из дошкольного образовательного учреждения полную ответственность за его дальнейшее дошкольное образование и воспитание несут родители (законные представители) ребенка. 4. Отчисление обучающихся из начальной и основной средней школы допускается только на основании: - решения суда о направлении подростка, достигшего 11-летнего возраста, в специальное учебно-воспитательное учреждение; - взаимного согласия родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием по достижении подростком 15-летнего возраста; - заключения психолого-медико-педагогической комиссии (службы) о выявленных отклонениях в психическом и (или) физическом развитии обучающегося и при наличии согласия родителей (законных представителей) на перевод такого ребенка в специальное образовательное учреждение; - исключения из образовательного учреждения обучающихся (воспитанников), достигших 14 лет, за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения. Решение об исключении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства. Об исключении обучающегося (воспитанника) из образовательного учреждения последнее обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) в месячный срок принимают меры по обеспечению его трудоустройства или продолжения его обучения в другом образовательном учреждении. 5. Учреждения основного общего образования имеют право отчислять обучающихся: - достигших 18-летнего возраста; - достигших 16-летнего возраста, включая тех, кто не освоил программу основного общего образования, на основании решений обучающегося, его родителей (законных представителей), оформленных в письменном виде; - на основании решения органа управления образовательного учреждения об отчислении за грубые и неоднократные нарушения требований устава и правил внутреннего распорядка, противоправные действия. Требования устава и правил внутреннего распорядка, нарушения которых могут повлечь за собой отчисление обучающегося из образовательного учреждения, а также порядок и условия отчисления должны быть закреплены в уставе образовательного учреждения. 6. Учреждения профессионального образования осуществляют отчисления обучающихся за нарушения требований устава. Решение об отчислении принимается органом управления образовательного учреждения. 7. Лицам, отчисленным из образовательного учреждения, в трехдневный срок после принятия решения об отчислении выдаются документы, включая выписку из приказа образовательного учреждения об отчислении и справку установленного образца о незавершенном обучении на данном уровне образования. Статья 23. Управление образовательными учреждениями 1. Управление государственными, муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, законодательными актами Московской области и уставами образовательных учреждений. 2. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения. 3. Непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляют прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения. Порядок приема на работу руководителя образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с трудовым законодательством и в части, не противоречащей ему, Законом Российской Федерации "Об образовании" и уставом образовательного учреждения, организации. Разграничение полномочий между руководителем и советом образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения. Руководитель образовательного учреждения несет ответственность перед обществом, государством и учредителем за свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, функциональными обязанностями, трудовым договором (контрактом) и уставом образовательного учреждения. 4. Управление негосударственным образовательным учреждением, организацией осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством. 5. Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем. Раздел V. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 24. Понятие государственного контроля качества образования 1. На территории Московской области государство в лице государственных органов управления образованием устанавливает контроль за качеством образования в части, где оно выступает гарантом конституционных прав граждан на получение образования, выполнения аккредитованными образовательными учреждениями и организациями государственных требований, предъявляемых таким организациям, защитой интересов государства и российских граждан при нострификации документов об образовании. 2. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" государство устанавливает и признает действующие на территории Московской области следующие уровни образования: основное общее образование, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование. Государство организует проведение и осуществляет государственный контроль за проведением итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений и организаций, устанавливает соответствие уровня их подготовки требованиям государственных стандартов всех уровней образования. 3. Порядок и форму проведения промежуточной аттестации после окончания начального общего образования определяет общеобразовательное учреждение. Промежуточная аттестация после окончания начального общего образования является обязательной. 4. В настоящем Законе под качеством образования понимается: а) совокупность характеристик образовательного процесса - качество образовательных услуг; б) совокупность характеристик, полученных (освоенных) гражданином в ходе образовательного процесса, знаний, умений, навыков, востребуемых государством, обществом, личностью - качество образовательной подготовки выпускника, соискателя. 5. Качество образовательной подготовки выпускника, соискателя измеряется (оценивается) в процессе итоговой аттестации. 6. Качество образовательных услуг измеряется (оценивается) путем обобщения результатов итоговой аттестации выпускников. Порядок проведения итоговых аттестаций устанавливает областной орган управления образованием. 7. В случаях предъявления рекламаций на качество образования в аккредитованных образовательных учреждениях оценка качества образовательных услуг возможна с помощью данных промежуточной (текущей) аттестации. 8. Основой измерения (оценки) качества образовательной подготовки выпускников, соискателей и качества образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями и организациями, служат государственные образовательные стандарты. 9. Государство в лице федеральных органов управления образованием осуществляет контроль за соблюдением единых на всей территории Московской области требований по выдаче документов об уровне образования. Статья 25. Контроль за деятельностью образовательных учреждений 1. Государственные (федеральные и областные) органы управления образованием, а также другие государственные органы в пределах своей компетенции вправе осуществлять контроль за деятельностью образовательных учреждений, расположенных на территории Московской области. 2. Органы местного самоуправления имеют право осуществлять контроль подведомственных образовательных учреждений и совершать все необходимые для этого действия в пределах своей компетенции. 3. Компетенция учредителя (учредителей) в части осуществления контрольных функций регулируется договором между учредителем и образовательным учреждением. 4. Администрация образовательного учреждения обязана поставить в известность своего учредителя о проверке, если она осуществляется без представителя учредителя или без его ведома. 5. Проверяющие допускаются к проверке образовательного учреждения только после предоставления руководителю образовательного учреждения (или должностному лицу, его заменяющему) документа, удостоверяющего его полномочия. 6. Органы управления образованием не вправе осуществлять контроль деятельности образовательных учреждений в части: - организации методического обеспечения и осуществления образовательного процесса; - разработки и принятия образовательных программ и учебных планов; - разработки и принятия рабочих программ и планов учебных курсов и дисциплин; - осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся; - установления структуры управления, штатного расписания, распределения должностных обязанностей работников образовательного учреждения; - установления ставок и должностных окладов работникам образовательного учреждения, надбавок, доплат, премий, пособий и т. п. в соответствии с положением о порядке установления доплат и надбавок в данном учреждении за счет бюджетных средств и средств, полученных из других источников. Статья 26. Государственная (итоговая) аттестация выпускников образовательных учреждений 1. Под государственной (итоговой) аттестацией выпускников образовательных учреждений понимается проверка соответствия качества освоения ими образовательных программ требованиям соответствующих государственных образовательных стандартов. На основании государственной (итоговой) аттестации определяется (констатируется) достигнутый гражданином уровень образования. 2. На государственную (итоговую) аттестацию имеют право все граждане, проживающие на территории Московской области, прошедшие курс обучения, соответствующий государственным образовательным стандартам Российской Федерации и Московской области. Граждане иностранных государств, прошедшие курс обучения, соответствующий государственным стандартам Российской Федерации и Московской области, имеют право на государственную (итоговую) аттестацию в Московской области при условии оплаты расходов на проведение аттестации. Порядок оплаты расходов на проведение государственной (итоговой) аттестации устанавливается в соответствии с положением об экстернатной форме получения образования, утвержденной федеральным органом управления образованием. Для прохождения государственной (итоговой) аттестации, по результатам которой может быть установлен уровень образования: "среднее (полное) общее образование" и все последующие уровни образования, требуется наличие у аттестуемого документа, подтверждающего завершение предыдущего уровня образования. 3. Граждане, прошедшие обучение в образовательных учреждениях, организациях, могут быть не допущены к прохождению государственной (итоговой) аттестации в год окончания обучения по решению органа управления образовательного учреждения, организации, принимаемому на основании промежуточной аттестации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Во всех остальных случаях граждане могут быть лишены права на прохождение государственной (итоговой) аттестации только по решению суда. 4. Положительное заключение государственной (итоговой) аттестации свидетельствует о том, что гражданин освоил образовательные программы в объеме требований государственных образовательных стандартов соответствующего уровня образования и имеет право на получение документа о соответствующем уровне образования и (или) квалификации. При положительном заключении государственной аттестационной комиссии образовательные учреждения или иные организации не вправе задерживать и отказать в выдаче документа о соответствующем уровне образования и (или) квалификации. 5. Гражданину, не прошедшему государственной (итоговой) аттестации, выдается справка установленного образца. Гражданин, не прошедший государственную (итоговую) аттестацию, имеет право на ее повторное прохождение, но не ранее чем через год. Гражданин имеет право на досрочную повторную государственную (итоговую) аттестацию в случаях, установленных законом, и в случаях, когда он берет на себя полную оплату затрат на проведение этой аттестации. Бесплатная досрочная повторная государственная (итоговая) аттестация производится в следующих случаях: по решению суда; в результате нарушений порядка и условий проведения государственной (итоговой) аттестации, допущенных органами, ее проводящими; при установлении факта, что отрицательное заключение явилось следствием объективных причин, вызванных состоянием здоровья, семейными обстоятельствами и другими условиями. 6. В Московской области устанавливаются виды государственных (итоговых) аттестаций, соответствующие принятым уровням образования. Раздел VI. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 27. Основные принципы экономической политики в области образования 1. Экономическая политика Московской области в области образования направлена на поддержку и развитие образовательных учреждений всех организационно - правовых форм в интересах личности и общества. 2. В Московской области финансирование образования осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством. Администрация Московской области осуществляет политику: - персональной экономической поддержки наиболее одаренных обучающихся, лучших педагогических работников, инновационных образовательных учреждений и победителей конкурсов проектов развития образования в форме стипендий, грантов, целевого финансирования, порядок которого определяется Администрацией Московской области; - достаточного финансирования и материального обеспечения детей - сирот и детей, лишенных попечения родителей, и финансирования учреждений для детей, имеющих недостатки в умственном и физическом развитии. 3. Образовательным учреждениям предоставляется право самостоятельного ведения финансово - хозяйственной деятельности и создаются условия для эффективной реализации этого права. Статья 28. Финансирование образовательных учреждений 1. Финансирование образовательных учреждений осуществляет их учредитель в соответствии с утвержденными нормативами. 2. Областные нормативы финансирования устанавливаются Московской областной Думой одновременно с принятием Закона Московской области о бюджете на очередной год и не должны быть меньше федеральных нормативов. 3. Муниципальные (местные) нормативы финансирования исчисляются с учетом местной специфики, должны быть достаточными для покрытия расходов, связанных с образовательным процессом, и не могут быть меньше областных. Муниципальные (местные) нормативы финансирования утверждаются органами местного самоуправления по каждому типу и виду образовательного учреждения. 4. Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами управления образованием образовательных учреждений норматив их финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся. 5. Наличие у образовательных учреждений дополнительных финансовых средств помимо бюджетных не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров бюджетного финансирования, а также снижения финансирования текущего и капитального ремонтов. 6. Сбор на нужды образовательных учреждений используется целевым назначением как дополнительный источник финансирования образовательных учреждений помимо их нормативного финансирования и не влечет за собой снижения государственных и муниципальных нормативов финансирования образовательных учреждений. 7. Доходы от сдачи в аренду имущества образовательных учреждений используются как дополнительный источник финансирования образовательных учреждений помимо их нормативного финансирования и не влекут за собой снижения государственных и муниципальных нормативов финансирования образовательных учреждений. Доходы, полученные образовательными учреждениями в качестве арендной платы, используются целевым назначением на содержание и развитие их материально технической базы. (В редакции Закона Московской области от 17.09.99 г. N 62/99-ОЗ) Статья 29. Создание условий для функционирования и развития образовательных учреждений 1. Для юридических лиц, зарегистрированных на территории Московской области, а также для физических лиц, проживающих на ее территории, вкладывающих свои средства в развитие образования в Московской области и в конкретные образовательные учреждения, предусматриваются льготы, установленные федеральным законодательством и законодательством Московской области. 2. Образовательные учреждения имеют право оказывать населению и юридическим лицам платные дополнительные образовательные услуги, а также заниматься предпринимательской деятельностью в соответствии с федеральным законодательством. 3. Образовательным учреждениям Московской области предоставляется право самостоятельного ведения внешнеэкономической деятельности. Полученные валютные средства принадлежат им на праве собственности или поступают в их оперативное управление и изъятию не подлежат. Статья 30. Предпринимательская деятельность образовательных учреждений, организаций Предпринимательская деятельность образовательных учреждений и организаций Московской области осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области. Статья 31. Оплата труда работников образовательных учреждений, организаций 1. Работникам образовательных учреждений, организаций ставки заработной платы (должностные оклады) устанавливаются на основе Единой тарифной сетки в соответствии с тарифно - квалификационными характеристиками (требованиями). 2. За выполнение дополнительных видов работ, не входящих в круг прямых обязанностей работников, определяемых в соответствии с тарифно - квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждения образования, а также за высокую результативность работы, высокое качество работы устанавливаются доплаты и надбавки к ставкам (окладам) в соответствии с положением о порядке установления доплат и надбавок в данном учреждении за счет бюджетных средств и средств, полученных из других источников. 3. Образовательные учреждения, организации в пределах имеющихся у них средств на оплату труда самостоятельно определяют размеры оплаты труда, доплат и надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера. Фонд на выплату указанных доплат и надбавок из областного бюджета в областных образовательных учреждениях, финансируемых из областного бюджета, определяется в размере до 25% основного фонда оплаты труда. Раздел VII. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 32. Социальная защита обучающихся и воспитанников. Их права и обязанности 1. Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательных учреждений определяются федеральным законодательством, настоящим Законом, типовым положением об образовательном учреждении и его уставом. 2. Каждый гражданин имеет право на бесплатное, доступное образование в соответствии с государственными стандартами; на обучение в рамках этих стандартов, по индивидуальным учебным планам и адаптированным программам; на ускоренный курс обучения; на бесплатное пользование библиотекой, спортивными залами и иными помещениями образовательного учреждения; на получение дополнительных образовательных услуг; на участие в управлении образовательными учреждениями. Обучение по индивидуальным планам и программам в рамках государственных образовательных стандартов и формы участия в управлении образовательным учреждением регламентируются уставом образовательного учреждения. 3. Порядок приема обучающихся, воспитанников в образовательные учреждения определяется учредителем, гарантирующим реализацию права на образование. Конкурсы, тестирование и иные формы отбора не допускаются. На конкурсной основе в нетиповые учреждения высшей категории могут зачисляться дети, проявившие выдающиеся способности. 4. Основное общее образование и государственная аттестация по его завершению являются обязательными. Учет детей, подлежащих обучению, обеспечивают органы местного самоуправления и руководитель образовательного учреждения. 5. Требования обязательности основного общего образования предъявляются детям до 16-летнего возраста, если образование не было получено ранее. 6. Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении очно (с отрывом от производства) ограничивается 18-летним возрастом обучающихся. 7. Для категории обучающихся и воспитанников коррекционных, социально - педагогических учреждений предельный возраст получения образования может быть увеличен. 8. По взаимному согласию родителей (законных представителей) и муниципального органа управления образованием обучающийся, достигший 15-летнего возраста, может оставить образовательное учреждение до получения им основного общего образования. 9. Исключение, отчисление обучающегося, воспитанника, достигшего 14-летнего возраста, из общеобразовательного учреждения допускается в исключительных случаях за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава по решению органов управления образовательного учреждения и по согласованию с органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) исключенного обучающегося, воспитанника в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение его обучения в другом образовательном учреждении. Решение об исключении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается только с согласия органов опеки и попечительства. 10. Обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений гарантируются уважение их человеческого достоинства, личная неприкосновенность и доброе имя, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, свобода совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений. В случае причинения морального вреда (физического или нравственного страдания) действиями, нарушающими личные права обучающегося и воспитанника, виновные несут ответственность в соответствии с законодательством. В случае, когда ребенок оценивает обращение в ним как унижающее его честь и достоинство, он вправе самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних, совет по защите прав несовершеннолетних. 11. Образовательные учреждения самостоятельно, в пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств, разрабатывают и реализуют меры дополнительной социальной поддержки студентов, обучающихся, воспитанников, включая установление дифференцированных стипендий и социальных пособий, других пособий и льгот в части оплаты проживания в общежитии, питания, проезда, расходов на одежду и учебные принадлежности, оздоровительных бытовых услуг и т.д. 12. Учащиеся и студенты профессиональных образовательных учреждений из малообеспеченных семей, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 1 года, а также лица, страдающие язвенной болезнью желудка или двенадцатиперстной кишки, сахарным диабетом, имеют право на бесплатное одноразовое горячее ежедневное (диетическое) питание за счет стипендиального фонда и внебюджетных средств. 13. Семья, где муж и жена студенты, проживающие в общежитии, имеет право на проживание в изолированной жилой комнате студенческого общежития и внеочередное помещение детей в дошкольное учреждение с предоставлением льгот по родительской плате, предоставляемых органами местного самоуправления. 14. Обучающиеся, воспитанники имеют право на организованный досуг и творчество, занятия спортом и физкультурой в образовательном учреждении, а в случае потребности - на организацию групп продленного дня, учебные консультации, а также на психологическую и социальную поддержку. Для этого органы местного самоуправления, органы Администрации Московской области создают соответственно социально - педагогические учреждения и психолого - медико - педагогические службы. 15. Не допускается прием на работу лиц моложе 15 лет. Для подготовки молодежи к производственному труду допускается прием на работу обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения в свободное от учебы время, по достижении ими 14-летнего возраста с согласия родителей (законных представителей). Трудоустройство подростков осуществляется центрами занятости. Для несовершеннолетних предусматривается квотирование рабочих мест за счет средств фондов занятости. Учреждения и предприятия всех форм собственности обязаны принимать несовершеннолетних на квотированные рабочие места по направлениям центров занятости. 16. Органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления разрабатывают, принимают и осуществляют целевые программы по обеспечению защиты прав, охраны жизни и здоровья детей, защиты детей от всех форм дискриминации. 17. Обучающиеся и воспитанники несут ответственность за: - нарушение устава и правил внутреннего распорядка образовательных учреждений; - причинение материального ущерба, нанесенного образовательному учреждению; - нанесение ущерба здоровью обучающихся, воспитанников, педагогических работников; - грубое, некорректное отношение к учителям, воспитателям, обучающимся, воспитанникам; - антиобщественное поведение; - участие, организацию в образовательных учреждениях азартных игр. Статья 33. Охрана здоровья обучающихся и воспитанников 1. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников определяется федеральным законодательством. В Московской области вводятся дополнительные меры по охране физического, психического и умственного здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяется уставом образовательного учреждения, согласовывается со службой Госсанэпиднадзора и не может превышать установленных базисным учебным планом норм. Продолжительность урока не может превышать для 1-2-х классов 35 минут (программа 1-4), для 2-11-х - 45 минут. Продолжительность обязательных учебных занятий не может превышать для начальной школы - 4 учебных часа, для основной и средней - 6 учебных часов. Перерывы между занятиями не могут быть менее 10 минут. Обязательно предусматривается два перерыва по 20 минут или один перерыв на 30 минут для приема пищи. Время начала и окончания учебного дня, продолжительность учебной недели в образовательном учреждении устанавливаются органами местного самоуправления по согласованию со службой Госсанэпиднадзора и изменяться администрацией образовательного учреждения или учителем не могут. 2. Соблюдение норм тепловых и воздушных режимов обязательны. В случае понижения температуры в помещении ниже +12 град С занятия отменяются. 3. Работники образовательных учреждений несут ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса в соответствии с действующим законодательством. В случае нанесения ущерба здоровью обучающихся, воспитанников, связанного с несоблюдением мер по охране их здоровья, обучающиеся, воспитанники, их родители (законные представители) вправе предъявить учреждению иск по возмещению дополнительных затрат, связанных с лечением или восстановлением здоровья. 4. В образовательных учреждениях независимо от форм собственности создаются условия для обязательной организации горячего питания и медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников. 5. Работники образовательного учреждения подлежат обязательному медицинскому обследованию в соответствии с действующими санитарными требованиями. Административно - хозяйственный персонал подлежит санитарно - гигиеническому обучению один раз в два года. Руководители образовательных учреждений проходят санитарно - гигиеническое обучение не реже одного раза в пять лет. Статья 34. Права и обязанности родителей (законных представителей) 1. Родители (законные представители) являются первыми воспитателями своих детей и несут ответственность за их воспитание, поведение. 2. Родители (законные представители) несовершеннолетних имеют право выбирать образовательное учреждение, программы, форму, сроки и язык обучения; защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. 3. По желанию родителей (законных представителей), чьи дети имеют отклонения в развитии, органы местного самоуправления принимают меры к их устройству (переводу) в специальные образовательные учреждения коррекционного характера, обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение. 4. Родители (законные представители) имеют право быть ознакомленными с уставом, образовательной программой, режимом, правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения. 5. Родители (законные представители) несовершеннолетних воспитанников несут материальную ответственность за ущерб, нанесенный их детьми образовательному учреждению в соответствии с действующим законодательством. 6. Родители (законные представители) обучающихся и воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования. 7. Родители (законные представители), чьи дети находятся в дошкольных, интернатных и специализированных учреждениях, вносят родительскую плату за пребывание своих детей в данных учреждениях за исключением случаев, предусмотренных законодательством. 8. Родители (законные представители), препятствующие осуществлению права на образование, уклоняющиеся от выполнения обязанностей по воспитанию и содержанию детей, поощряющие и (или) принуждающие детей к аморальному поведению (пьянству, попрошайничеству и др.), отказывающиеся от медицинской помощи ребенку, несут ответственность в соответствии с законодательством. Статья 35. Социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений 1. Работникам учреждений образования и проживающим с ними членам их семьи, в том числе беженцам и переселенцам из других регионов Российской Федерации и бывших республик СССР, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа, пенсионерам, ранее работавшим в сфере образования, законодательством Московской области и решениями органов местного самоуправления могут предоставляться льготы по оплате жилья, электроэнергии и отопления. 2. Педагогическим работникам и другим специалистам, работающим в учреждениях образования, финансируемых за счет средств местного и областного бюджетов, может предоставляться право льготного проезда на общественном транспорте (за исключением такси) от места проживания до места работы и обратно. 3. Педагогические работники через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом образовательного учреждения. 4. В целях развития творческого потенциала педагогов, поощрения талантливых работников образовательных учреждений, лауреатов педагогических профессиональных областных конкурсов Администрацией Московской области могут устанавливаться премии в размерах, определяемых ею. 5. Работникам образовательных учреждений Администрацией Московской области и органами местного самоуправления соответственно могут предоставляться дополнительные льготы или компенсации, включая оплату за содержание детей в дошкольных учреждениях, медицинское обслуживание и лечение. Статья 36. Ответственность работников системы образования в Московской области за нарушение прав обучающихся, воспитанников 1. Педагогические работники образовательных учреждений в соответствии с законодательством несут ответственность за ненадлежащее воспитание и обучение несовершеннолетних и за вред, причиненный их поступками, если этот вред был обусловлен их действием или бездействием. Привлечение детей и подростков к участию в политических и религиозных акциях, массовых беспорядках, воспитание в духе насилия, жестокости, национальной, расовой и религиозной розни преследуются по закону. 2. Должностные лица, педагогические работники, в обязанности которых входят охрана и защита детства, за нарушение санитарных норм в образовательных учреждениях, негуманное, унижающее достоинство обращение с обучающимися, воспитанниками в образовательных учреждениях, уклонение от выполнения воспитательных функций, разглашение сведений, составляющих личную тайну ребенка и его семьи, иное использование информации о ребенке или его семье в ущерб его интересам привлекаются в соответствии с законодательством к дисциплинарной ответственности. Раздел VIII. ПОДГОТОВКА, ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Статья 37. Руководство подготовкой, повышением квалификации и переподготовкой педагогических работников образования Московской области 1. Общее руководство подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации педагогических работников образования Московской области осуществляет Администрация Московской области. 2. Научно - методическим и организационным центром, осуществляющим подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации всех категорий работников образования, является областное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования. Статья 38. Муниципальные центры (кабинеты) повышения квалификации педагогических работников 1. По решению органов местного самоуправления в районах и городах Московской области создаются центры (кабинеты) повышения квалификации педагогических работников: эти центры (кабинеты) являются образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования. Учредителями центров (кабинетов) повышения квалификации педагогических работников являются органы местного самоуправления. Научно - методическое обеспечение деятельности муниципальных учреждений повышения квалификации педагогических работников осуществляет областное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования. 2. Основной задачей центров (кабинетов) повышения квалификации педагогических работников является организация во взаимодействии с областным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования, вузами, институтами Российской академии образования: а) подготовки, переподготовки и повышения квалификации различных категорий педагогических работников муниципальных образовательных учреждений; б) мониторинга качества образования в муниципальных образовательных учреждениях; изучения анализа и обобщения педагогического опыта, содействия его распространению и творческому использованию; подготовки экспертных заключений для районных, городских аттестационных комиссий; информационного обеспечения в пределах своей компетенции образовательных учреждений педагогических работников; в) координации методической работы в образовательных учреждениях района, города; помощи в самообразовании педагогических кадров: опытно - экспериментальной и научно - исследовательской работы, творческих поисков учителей. 3. Муниципальные центры (кабинеты) повышения квалификации педагогических работников в пределах своей компетенции принимают участие в подготовке ежегодной публикации среднестатистических данных о соответствии условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственной территории, федеральным и местным требованиям, о состоянии здоровья обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. 4. Муниципальные центры (кабинеты) повышения квалификации педагогических работников проходят лицензирование и аккредитацию в установленном законодательством порядке. Работники центров (кабинетов) проходят аттестацию в соответствии с законодательством. 5. Муниципальные центры (кабинеты) повышения квалификации педагогических работников имеют право на оказание дополнительных платных образовательных услуг и создание творческих групп на хозрасчетной основе в соответствии с законодательством. Статья 39. Методическая работа в образовательных учреждениях 1. Вопросы организации и совершенствования методического обеспечения образовательного процесса решаются на уровне образовательного учреждения. 2. С учетом конкретных условий и специфики образовательных учреждений возможны различные формы организации коллективной методической работы - предметные и цикловые методические объединения, проблемные семинары, творческие группы, школы передового опыта и другие формы. 3. Работники образовательных учреждений имеют право свободного выбора форм и содержания методической работы. Глава Администрации Московской области А.С. Тяжлов Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|