Расширенный поиск
Постановление Администрации Липецкой области от 28.02.2013 № 103П О С Т А Н О В Л Е Н И Е АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 28.02.2013г. г.Липецк N 103 Об утверждении плана мероприятий ("дорожной
карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Липецкой области"
(В редакции Постановлений Администрации Липецкой области
от 23.07.2013 г. N 340; от 03.02.2014 г. N 45;
от 16.06.2014 г. N 255; от 06.05.2015 № 227;
от 30.12.2016 № 545; от 19.05.2017 № 238;
от 09.10.2017 № 460)
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2599-р администрация Липецкой
области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить план мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в
отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Липецкой области".
Глава администрации
Липецкой области О.П.Королев
Приложение
к постановлению
администрации Липецкой области
"Об утверждении плана мероприятий
("дорожной карты") "Изменения
в отраслях социальной сферы,
направленные на повышение
эффективности здравоохранения
в Липецкой области"
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ"
(В редакции Постановлений Администрации Липецкой области
от 23.07.2013 N 340, от 03.02.2014 N 45,
от 16.06.2014 N 255; от 06.05.2015 № 227;
от 30.12.2016 № 545; от 19.05.2017 № 238; I. Общее описание "дорожной карты" Целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Липецкой области" (далее - "дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников. Анализ медико-демографической ситуации в Липецкой области (В редакции Постановления Администрации Липецкой области от 06.05.2015 N 227) Обоснование необходимости повышения эффективности деятельности медицинских организаций Липецкой области На 1 января 2014 года численность постоянного населения Липецкой области составила - 1159,9 тыс. человек и сократилась по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 17,1 тыс. человек (1,2%). В возрастной структуре населения области лица моложе трудоспособного возраста составляют 15,9%, трудоспособного возраста - 57,8%, старше трудоспособного возраста - 26,3%. Общий коэффициент рождаемости (на 1000 чел. населения) в Липецкой области, как и по России в целом, в пятилетней ретроспективе изменился следующим образом: в 2010 году он составлял 10,9, в 2011 году - 10,7, в 2012 году - 11,7, в 2013 году рождаемость снизилась до 11,3, в 2014 году - 11,6. В 2014 году естественные потери населения Липецкой области составили 4349 человек (2013 год - 4496 человек). Коэффициент естественной убыли населения в 2014 году по сравнению с 2013 годом снизился по области на 2,6% (с -3,9 до -3,8 на 1000 чел. населения). Одной из существенных характеристик состояния здоровья являются показатели смертности населения. В 2014 году многолетний позитивный вектор снижения смертности изменил свою направленность: количество умерших увеличилось на 157 человек с 17642 до 17799 чел. (с 15,2 до 15,4 на 1000 нас.). Величина смертности в Липецкой области (15,4 на 1000 чел. населения) в 2014 году выше, чем в среднем по ЦФО, на 12,4% (13,7 на 1000 чел.) и по России на 17,6% (13,1 на 1000 чел. населения). При анализе причин сложившихся медико-демографических показателей установлено нарастающее влияние причин смерти, обусловленных алкоголем. На протяжении ряда лет проблема преждевременной смертности от алкоголизма становится все более острой. Позитивным моментом за 2014 год в области является снижение смертности по сравнению с предыдущим годом: от новообразований на 7,6%, в т.ч. от злокачественных новообразований на 7,8%; от несчастных случаев, травм и отравлений на 9,5%; от болезней органов дыхания на 16,7%; от болезней органов пищеварения на 3,9%. Отмечается рост смертности за счет: болезней системы кровообращения на 1,3%; болезней нервной системы и органов чувств в 2,5 раза; инфекционных и паразитарных болезней на 3,1%; врожденных пороков развития на 17,4%. В структуре причин смерти населения области первое место занимают болезни системы кровообращения - 48,8% (2013 год - 48,7%); второе место - новообразования - 12,0% (2013 год - 13,2%); третье место - несчастные случаи, травмы и отравления - 8,9% (2013 год - 9,9%); четвертое место - болезни органов пищеварения - 3,6% (2013 год - 3,7%); пятое место - болезни органов дыхания - 3,5% (2013 год - 4,3%); шестое место заняли болезни нервной системы и органов чувств - 2,6% (2013 год - 1,1%); седьмое место - инфекционные и паразитарные болезни - 0,4% (2013 год - 0,4%); другие болезни - 20,2% (2013 год - 18,7%). Ухудшение демографической ситуации произошло в первую очередь за счет роста смертности населения трудоспособного возраста с 593,4 до 606,3 на 100 тыс. населения соответствующего возраста, или на 2%. В трудоспособном возрасте в 2014 году умерло 4063 человека (почти каждый четвертый от общего числа умерших), из них женщин - 736, мужчин - 3327 (в 4,5 раза больше, чем женщин). По сравнению с 2013 годом количество умерших от злоупотребления алкоголем выросло в 1,5 раза (с 634 до 960 человек), 749 из которых (636 мужчин, 113 женщин), или 80%, относились к категории трудоспособных. Среди неестественных причин смерти высокий уровень смертности принадлежит дорожно-транспортным происшествиям. С 2013 года по 2014 год показатель смертности от этой причины по области вырос на 4,7% (с 16,9 до 17,7 на 100 тыс. населения). На территории области регистрируется положительная тенденция увеличения показателя ожидаемой продолжительности жизни населения. Если в 2004 году она составляла 66 лет, то к 2013 году увеличилась до 70,66 лет. Вместе с тем сохраняется высокой разница между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин и составляет около 14 лет. Ключевое влияние на формирование данного показателя оказывает смертность людей трудоспособного возраста. На фоне сложившихся демографических показателей естественного движения населения отмечается стойкая тенденция увеличения хронических заболеваний, атипичность их течения и многосистемность поражения, а также связанное с этим возрастание потребности в получении соответствующей специализированной медицинской помощи. Показатель первичной инвалидности взрослого населения Липецкой области за период с 2005 года по 2014 год уменьшился в 3,9 раза, или с 217,5 до 55,6 на 10 тыс. населения. Распределение впервые признанных инвалидами в 2014 году по причинам: злокачественные новообразования - 33,2%, болезни системы кровообращения - 29,8%, болезни костно-мышечной и соединительной ткани - 8,8%, последствия травм и отравлений - 7,6%, психические расстройства и расстройства поведения - 4,4%, болезни нервной системы - 3,0%, болезни глаза - 2,5%, болезни пищеварения - 2,1%. Таким образом, несмотря на положительные изменения медико-демографических показателей, состояние общественного здоровья в Липецкой области определяет необходимость его дальнейшего улучшения путем повышения качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников с учетом трехуровневой системы, а также ресурсного обеспечения региональной системы здравоохранения. В целях обеспечения преемственности, доступности и качества медицинской помощи, а также эффективной реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, на территории Липецкой области сформирована и развивается трехуровневая система организации медицинской помощи гражданам: первый уровень - оказание преимущественно первичной медико-санитарной, в том числе первичной специализированной медицинской помощи, а также специализированной медицинской помощи и скорой медицинской помощи (в городских, районных, городских поликлиниках, станциях скорой медицинской помощи); второй уровень - оказание преимущественно специализированной (за исключением высокотехнологичной), медицинской помощи в медицинских организациях, имеющих в своей структуре специализированные межмуниципальные (межрайонные) отделения и (или) центры, а также в диспансерах, многопрофильных больницах; третий уровень - оказание преимущественно специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в медицинских организациях. Распределение по уровням медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде и новорожденным, осуществляется в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 ноября 2012 года N 572н. Мероприятия, направленные на повышение эффективности здравоохранения области: 1. Структурные преобразования системы оказания первичной медико-санитарной помощи. 1.1. Организация первичной медико-санитарной помощи. 1.2. Формирование потоков пациентов по единым принципам маршрутизации. 1.3. Развитие стационарозамещающих и выездных методов работы. 1.4. Создание в структуре медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, подразделений неотложной медицинской помощи, работающих во взаимодействии с единой диспетчерской службой скорой медицинской помощи. 1.5. Совершенствование принципов взаимодействия со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи. 1.6. Совершенствование системы диспансеризации населения и развитие патронажной службы для проведения активных посещений хронических больных на дому. 1.7. Сохранение и развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению за счет сохранения и развития фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров общей врачебной практики, расширения выездной работы в составе врачебных бригад. 2. Структурные преобразования системы оказания специализированной (стационарной) помощи. 2.1. Развитие этапной системы оказания специализированной медицинской помощи на основе стандартов медицинской помощи и порядков ее оказания. 2.2. Создание в медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь, службы маршрутизации, ответственной за организацию долечивания и реабилитации выписывающихся больных, а также внедрение новых медицинских технологий. 2.3. Обеспечение преемственности в ведении больного на всех этапах. 2.4. Оптимизация структуры отрасли путем объединения маломощных больниц и поликлиник и создания многопрофильных медицинских центров. 2.5. Обеспечение доступности для населения современных эффективных медицинских технологий. 2.6. Оптимизация оказания медицинской помощи в стационарных условиях на основе оптимизации структуры коечного фонда медицинских организаций и интенсификации занятости койки с учетом ее профиля, а также развития стационарозамещающих технологий. 2.7. Развитие системы оказания медицинской реабилитации и паллиативной медицинской помощи. 3. Структурные преобразования системы оказания медицинской помощи матерям и детям. 3.1. Совершенствование службы родовспоможения путем формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи на основе развития сети перинатальных центров и маршрутизации беременных. 3.2. Развитие многопрофильных и специализированных педиатрических стационаров с учетом региональных потребностей в конкретных видах медицинской помощи. 3.3. Развитие организационных технологий, предусматривающих четкую маршрутизацию больных детей в тесной привязке к действующей сети медицинских организаций с учетом региональных особенностей заболеваемости и смертности детей. 4. Структурные преобразования системы оказания скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной. 5. Развитие кадрового потенциала системы здравоохранения. Направление 1. Структурные преобразования системы оказания первичной медико-санитарной помощи 1.1. Организация первичной медико-санитарной помощи (В редакции Постановления Администрации Липецкой области от 06.05.2015 N 227) Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом возможности выбора гражданином врача и медицинской организации. Первичную медико-санитарную помощь в Липецкой области оказывают 20 самостоятельных поликлиник, 40 поликлиник при стационарно-поликлинических учреждениях, 25 врачебных амбулаторий, 47 офисов общей врачебной практики, 391 ФАП, 10 диспансеров, 48 женских консультаций и гинекологических кабинетов, 1 медико-генетическая консультация, 2 областных и 2 городских детских больницы, 18 детских консультаций, 10 городских детских поликлиник и 2 детских отделения в составе городских поликлиник г. Липецка по 73 врачебным специальностям. Плановая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений - 31901 посещение в смену. Обеспеченность на 10 тыс. населения амбулаторной помощью - 274,2 посещения в смену. Первичная доврачебная и первичная врачебная медико-санитарная помощь организуются по территориально-участковому принципу. Территориально-участковый принцип организации оказания первичной медико-санитарной помощи заключается в формировании групп обслуживаемого контингента по признаку проживания (пребывания) на определенной территории или по признаку работы (обучения) в определенных организациях и (или) их подразделениях. Первичная медико-санитарная помощь оказывается: 1) амбулаторно, в том числе: в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, или ее подразделении, по месту жительства (пребывания) пациента - при острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний в случае вызова медицинского работника или при посещении им пациента с целью наблюдения за его состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения (активное посещение), при патронаже отдельных групп населения при выявлении или угрозе возникновения эпидемии инфекционного заболевания, больных инфекционным заболеванием, контактных с ними лиц и лиц, подозрительных на инфекционное заболевание, в том числе путем подворных (поквартирных) обходов, осмотров работников и учащихся; по месту выезда мобильной медицинской бригады, в том числе для оказания медицинской помощи жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность; 2) в условиях дневного стационара, в том числе стационара на дому. Первичная медико-санитарная помощь включает следующие виды: первичная доврачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья; первичная врачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, офисов врачей общей практики (семейных врачей), центров здоровья и отделений (кабинетов) медицинской профилактики; первичная специализированная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-специалистами разного профиля поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, в том числе оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь. 1.2. Формирование потоков пациентов по единым принципам маршрутизации Для обеспечения равных условий получения медицинской помощи населению, рационального использования кадровых и материально-технических ресурсов межмуниципальным специализированным центрам определены зоны ответственности, разработаны схемы маршрутизации потоков больных. При обращении пациента для прохождения профилактического медицинского осмотра он направляется в подразделения первого уровня, обеспечивающие проведение профилактических мероприятий: отделение (кабинет) доврачебного приема, отделение (кабинет) медицинской профилактики, центр здоровья, женскую консультацию. По результатам профилактического обследования при выявлении факторов риска развития неинфекционных заболеваний пациенту рекомендуется динамическое наблюдение в центре здоровья, отделении (кабинете) медицинской профилактики по месту его прикрепления, посещение занятий в соответствующих школах здоровья, лечебно-физкультурных кабинетах по программам, разработанным в центре здоровья. В случае, если выявляется подозрение на какое-либо заболевание, пациенту рекомендуется (оформляется) направление к врачу-специалисту соответствующего профиля, врачу-терапевту участковому или врачу-специалисту первого уровня для определения дальнейшей тактики наблюдения и лечения. При обращении пациента по поводу заболевания на первом уровне первичная медико-санитарная помощь оказывается в плановой и неотложной форме: плановая медицинская помощь оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью; неотложная медицинская помощь оказывается при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента. Порядок организации оказания неотложной медицинской помощи определен приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению". Оказание плановой первичной медико-санитарной помощи осуществляется на основе взаимодействия врачей-терапевтов участковых и врачей-специалистов по профилю заболевания пациента (врачей-хирургов, оториноларингологов, неврологов, офтальмологов, кардиологов, эндокринологов, врачей-гастроэнтерологов, инфекционистов и врачей других специальностей). Основным звеном, обеспечивающим организацию лечебно-диагностического процесса, диспансерное динамическое наблюдение пациента, является врач-терапевт участковый. Врач-специалист осуществляет лечение, интерпретацию данных диагностических исследований и динамическое наблюдение по профилю заболевания. Прием врачи-специалисты осуществляют по направлению медицинских работников, ведущих доврачебный прием, врачей-терапевтов участковых, а также при самостоятельном обращении пациента. При наличии медицинских показаний лечение, диспансерное динамическое наблюдение и реабилитацию осуществляет врач-специалист соответствующего профиля. При отсутствии эффекта от проводимого лечения в амбулаторных условиях, наличии медицинских показаний пациент в плановом порядке, после полного обследования на догоспитальном этапе в соответствии со стандартом медицинской помощи, направляется на лечение в стационарных условиях. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи на втором уровне осуществляется в плановой форме по направлению врачей-терапевтов участковых и врачей-специалистов подразделений первого уровня. Направление пациентов в подразделения второго уровня осуществляется в следующих случаях: при необходимости уточнить диагноз или стадию заболевания, определяющие особенности лечебной тактики; при необходимости осуществить в ходе дообследования специальные инвазивные и неинвазивные лечебные и диагностические мероприятия; при наличии диагноза у пациента, требующего оказания специализированной медицинской помощи, которую можно осуществить амбулаторно или в условиях дневного стационара подразделений второго уровня; при отсутствии эффекта от проводимого лечения, необходимости коррекции проводимой терапии или индивидуального подбора лекарственных препаратов, наличии у пациента длительных периодов временной нетрудоспособности; при отсутствии соответствующего специалиста или вида обследования, необходимого больному. В последующем лечение и наблюдение за состоянием пациента в соответствии с полученными рекомендациями осуществляет врач-терапевт участковый, врач-специалист первого уровня. По медицинским показаниям врач-специалист второго уровня может назначить дополнительные обследования и консультации. В зависимости от медицинских показаний лечение, динамическое наблюдение и реабилитация пациента могут осуществляться на базе специализированных отделений второго уровня. При этом обеспечивается взаимодействие с врачом-терапевтом участковым. Основными показаниями для направления пациента из лечебно-диагностических подразделений второго уровня в лечебно-диагностические специализированные подразделения третьего уровня являются: отсутствие эффекта от проводимого лечения (долечивания), необходимость коррекции проводимой терапии или индивидуального подбора лекарственных препаратов; отсутствие соответствующего специалиста или вида обследования, которые необходимы больному; отсутствие соответствующего специалиста или возможности проведения обследования, необходимого больному на втором уровне; уточнение показаний для решения о госпитализации для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях областных учреждений здравоохранения; наличие у пациента диагноза, требующего оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, которую можно осуществить в условиях областных учреждений здравоохранения. Маршрутизация пациентов и движение потоков больных будет обеспечиваться дополнительными мощностями санитарного автопарка, который в 2012 г. был полностью обновлен в рамках реализации региональной программы модернизации, с другой стороны, потребуется выделение дополнительных маршрутов и количества рейсов общественного транспорта с целью свободного перемещения потребителей медицинских услуг внутри зоны обслуживания. 1.3. Развитие стационарозамещающих и выездных методов работы В 2012 году в области функционировали 78 дневных стационаров при поликлиниках на 1745 мест, из них: в сельских муниципальных районах - 814 мест, в г. Ельце - 215 мест, в г. Липецке - 634 места, в областных медицинских организациях - 82 места. Кроме того, развернута сеть стационаров на дому, включающая 56 стационаров на 191 место, в том числе: в районах области - 145 мест, в г. Ельце - 45 мест, в ГУЗ "Областная больница N 2" - 1 место. Всего в 2012 году на койках дневных стационаров всех типов пролечены 63485 больных при средней длительности лечения 12,6 дня. Структурные преобразования системы здравоохранения Липецкой области включают в себя мероприятие по развитию стационарозамещающих технологий. По состоянию на 01.01.2014 в медицинских организациях области развернуто 1890 коек дневных стационаров, в том числе в амбулаториях и поликлиниках 1728 коек. Доля расходов на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров от всех расходов на территориальную программу государственных гарантий в 2014 году составит 5,0%. К 2018 году доля расходов на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров от всех расходов на территориальную программу государственных гарантий составит 6,6%. (В редакции Постановления Администрации Липецкой области от 16.06.2014 N 255) Наряду с развитием сети учреждений первичного звена планируется обеспечить увеличение объемов выездных форм предоставления медицинских услуг в виде передвижных врачебных амбулаторий, центров здоровья, флюорографов, маммографов и др. В ходе реализации мероприятий будет отработана и внедрена унифицированная модель организации выездных бригад центральных районных больниц, а также поликлиник областного уровня. С целью расширенного внедрения в практику выездных методов работы во всех муниципальных районах области организован выезд врачей или врачебных бригад в соответствии с графиком на сельские участки для диспансеризации пациентов, а также контроля проводимого лечения. В дополнение к выездным формам работы, реализуемым на I и II уровнях, выездная медицинская помощь оказывается специализированными бригадами ГУЗ "Липецкая областная клиническая больница" и педиатрическими консультативно-реанимационными бригадами ГУЗ "Областная детская больница" (выездная поликлиника "Здоровье"). Выездные бригады оснащены мобильными диагностическими комплексами, закупленными в 2010 - 2011 годах за счет средств областного бюджета, портативной диагностической и лечебной аппаратурой: УЗИ, электрокардиографами и т.д. В целях повышения доступности первичной медико-санитарной помощи населению за счет использования выездных форм работы в дополнение к имеющимся двум в рамках реализации региональной программы модернизации здравоохранения закуплены два передвижных мобильных диагностических комплекса. В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций создаются подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме. 1.4. Создание в структуре медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, подразделений неотложной медицинской помощи, работающих во взаимодействии с единой диспетчерской службой скорой медицинской помощи Для уменьшения нагрузки на службу скорой медицинской помощи (далее - СМП) в Липецкой области проводится работа по организации при амбулаторно-поликлинических учреждениях отделений неотложной медицинской помощи, располагающих необходимым санитарным транспортом, оснащением и дежурной службой. Отделения неотложной помощи призваны обслуживать вызовы на дому при неотложных состояниях, связанных с высокой температурой, подъемом артериального давления, выраженным болевым синдромом и т.п. Все поступающие на телефон 03 вызовы дифференцируются на две категории: экстренные и неотложные. Бригады скорой помощи выезжают к пациентам на случаи, представляющие угрозу для жизни и требующие оказания экстренной помощи. Дежурные службы неотложной помощи, созданные при поликлиниках, обслуживают пациентов при заболеваниях, не угрожающих жизни, когда можно оказать помощь на дому. Планируется внедрение двух моделей системы ургентной помощи на догоспитальном этапе: I. По месту происшествия: улица - компетенция СМП; квартира - компетенция службы "неотложной" помощи при поликлиниках; II. По тяжести: жизнеопасные состояния - компетенция станции СМП независимо от места происшествия; более легкие - компетенция службы "неотложной" помощи при поликлиниках. Предусматривается включение станций СМП в систему общей электронной связи с поликлиниками, что позволит быстро передавать обращения пациентов в службу неотложной помощи и стационары, а это в свою очередь позволит получать оперативную информацию о свободных койках в стационарах на момент госпитализации. По состоянию на 01.01.2013 отделения неотложной медицинской помощи созданы при 26 поликлинических учреждениях г. Липецка, г. Ельце и 18 центральных районных больницах. К 2018 году такие отделения будут открыты и начнут функционировать в каждой поликлинике. Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме от всех расходов на программу государственных гарантий к 2018 году возрастет до 2,6% при снижении расходов на скорую помощь до 5,3%. (В редакции Постановления Администрации Липецкой области от 30.12.2016 № 545) 1.5. Совершенствование принципов взаимодействия со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи Взаимодействие подразделений СМП со стационарными учреждениями на территории области будет продолжено по следующим направлениям: Проведение тромболитической терапии на догоспитальном этапе, что приведет к снижению госпитальной летальности на 15 - 20 процентов от инфаркта миокарда и существенно улучшит прогноз у больных инфарктом миокарда. Повышение квалификации медицинских работников бригад скорой медицинской помощи по вопросам оказания экстренной помощи больным инфарктом миокарда на догоспитальном этапе. Повышение профильности вызовов выездных врачебных бригад СМП за счет вызовов, требующих преимущественно врачебной компетенции, путем передачи части вызовов фельдшерским бригадам. В связи с необходимостью раннего выявления болезней системы кровообращения, являющихся одними из основных факторов, влияющих на смертность населения, имеется необходимость внедрения в практику фельдшеров первичного звена и скорой медицинской помощи комплексов передачи электрокардиограммы на расстоянии и создать в центральных районных больницах кардиодиагностические консультативные центры, что позволит увеличить выявляемость больных инфарктом миокарда и долю госпитализированных в первые шесть часов на 20%. Возможностью передачи электрокардиограммы необходимо обеспечить все фельдшерско-акушерские пункты и фельдшерские бригады скорой медицинской помощи. Кардиодиагностические консультативные центры планируется организовать в первичных сосудистых отделениях. Одновременное обеспечение возможности применения фельдшерами скорой медицинской помощи догоспитального тромболизиса при остром коронарном синдроме позволит снизить смертность от инфаркта миокарда в 2,5 раза, а пятилетнюю выживаемость данной категории пациентов - в 1,5 раза. Создание телекоммуникационных связей между клиническими центрами и врачами скорой медицинской помощи для консультирования пациентов и повышения профессиональных знаний медицинских работников. Использование системы спутниковой навигации на базе технологии ГЛОНАСС позволит сократить время приезда бригад скорой медицинской помощи на место вызова, контролировать взаимодействие подразделений СМП, а также оптимизировать расходы, связанные с эксплуатацией автомобилей. Это приведет к дальнейшему сокращению времени реагирования бригад СМП на дорожно-транспортные происшествия, оптимизации маршрутизации, обеспечению контроля за порядком приема вызовов и своевременностью их выполнения. Работа персонала отделения неотложной помощи будет организована согласно регламенту взаимодействия с Липецкой областной станцией и отделениями СМП, что обеспечит необходимую преемственность между подразделениями СМП и медицинскими организациями. 1.6. Совершенствование системы диспансеризации населения и развитие патронажной службы Дальнейшее повышение качества диспансеризации населения будет обеспечиваться за счет профилактики развития факторов риска возникновения и развития хронических неинфекционных заболеваний, формирования приверженности населения к здоровому образу жизни, ранней диагностики и лечения болезней. Своевременное выявление заболеваний на ранних стадиях повлечет за собой снижение инвалидизации граждан и сокращение преждевременной смертности населения. Основными технологическими элементами в процессе выявления факторов риска неинфекционных заболеваний в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи являются кабинеты (отделения) медицинской профилактики и кабинеты доврачебного приема, в которых всем лицам, обратившимся в поликлинику, должен быть определен фактор риска развития неинфекционных заболеваний, рассчитан суммарный сердечно-сосудистый риск, а также выполнена его факторная коррекция. Направление граждан в кабинеты (отделения) медицинской профилактики и кабинеты доврачебного приема осуществляется специалистами поликлиники, сотрудниками регистратуры при первичном обращении, а также путем самообращения граждан. На 01.01.2013 в каждом поликлиническом отделении области открыто отделение (кабинет) медицинской профилактики и организована работа согласно требованиям приказа Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению". Открытие таких отделений (кабинет) способствует активизации профилактической работы, в том числе и диспансеризации всех групп населения. В 2013 году начинается работа по диспансеризации населения, в результате которой запланировано осмотреть 37500 человек взрослого населения. Ежегодно объем подлежащих диспансеризации будет увеличиваться. Разработка и утверждение единых стандартов (протоколов) наблюдения за лицами с выявленными факторами риска развития заболеваний, а также создание единой системы мониторинга факторов риска у населения позволят качественно оценивать эффективность деятельности кабинетов (отделений) медицинской профилактики, центров здоровья. Для повышения качества и эффективности деятельности кабинетов (отделений) медицинской профилактики, центров здоровья будут осуществляться мероприятия по укреплению их материально-технической базы, совершенствованию нормативной правовой и методической базы, информационного и программного обеспечения их деятельности. Планируется закупка двух передвижных мобильных комплексов с целью повышения доступности диспансеризации. В рамках диспансеризации будет продолжена широко распространенная в Липецкой области форма обслуживания в виде выездов на дом специализированных медицинских бригад для обследования пациентов с обязательным участием врачей-специалистов по профилю заболевания. Доступность медицинской помощи жителям старших возрастных групп обеспечивается через проведение углубленного диспансерного обследования инвалидов, ветеранов, супругов погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. В 2012 году в ходе углубленной диспансеризации осмотрено 4407 человек (100%). По результатам проведенного углубленного диспансерного обследования все нуждающиеся ветераны получают необходимое лечение в специализированных отделениях областных и муниципальных учреждений здравоохранения. Организован активный патронаж одиноких ветеранов, в том числе проживающих в отдаленных пунктах. Кроме того, по результатам диспансеризации в обязательном порядке проводится внеочередное оздоровление инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, включая рекомендации по санаторно-курортному лечению. Будет активизирована патронажная работа, в том числе в виде организации патронажа женщин, нуждающихся в медико-социальной помощи, реабилитации и поддержке, патронажной формы оказания реабилитационной помощи, выездной патронажной бригады паллиативной помощи. 1.7. Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению В Липецкой области медицинская помощь сельскому населению оказывается 18 центральными районными больницами, 5 участковыми больницами, 29 врачебными амбулаториями, 22 кабинетами общей врачебной практики (далее - ОВП), 39 территориально обособленными центрами ОВП, 389 фельдшерско-акушерскими пунктами (далее - ФАП). Территориальное расположение участковых врачей, врачей общей практики, фельдшерско-акушерских пунктов, компактные размеры области, развитость транспортной инфраструктуры обеспечивают возможность в оптимально короткие сроки получать медицинскую помощь. Основными направлениями совершенствования оказания медицинской помощи сельскому населению являются: 1. Оптимизация сети учреждений здравоохранения в сельской местности. Первый контакт сельских жителей со здравоохранением осуществляется на уровне ФАП, центров ОВП и врачебных амбулаторий. В 2012 году в них обслужено 1429525 посещений. Врачи общей врачебной (семейной) практики обслужили 460390 посещений, в том числе 163066 (27,8%) с профилактической целью. Кроме того, выполнены 126265 посещений на дому. 2. Совершенствование деятельности учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь сельскому населению. Запланировано увеличение числа посещений к фельдшерам ФАПов, а также посещений на дому вследствие активного привлечения медицинских работников ФАПов к подворовым обходам для раннего выявления заболеваний и профилактики обострения заболеваний у хронических больных. На медицинских работников ФАПов возложены дополнительные функции по ранней диагностике социально значимых заболеваний (проведение кардио- и онкоскринингов, привлечение к профилактическим осмотрам), наблюдение хронических больных, наблюдение за приемом лекарственных средств больными туберкулезом. В Липецкой области будет продолжена работа по укреплению материально-технической базы ФАПов, врачебных амбулаторий и ВОП. 3. Повышение доступности медицинской помощи сельскому населению. Повышение доступности медицинской помощи сельскому населению путем организации выездных методов лечебно-диагностической и профилактической работы, развитие сети офисов общей врачебной практики в соответствии с численностью проживающего населения, приближение первичной медико-санитарной, в т.ч. врачебной, медицинской помощи населению. В целом сеть медицинских учреждений сельских районов области соответствует нормативам. Существующие ФАП выполняют функции в полном объеме, и их реорганизация в фельдшерские пункты не планируется. Дефицит фельдшерско-акушерских пунктов компенсируется за счет активного развития сети общих врачебных практик и совершенствования маршрутизации больных из близлежащих населенных пунктов в центральные районные больницы. В сельских поселениях с численностью населения менее 100 человек на 01.01.2013 организованы 140 домовых хозяйств с выделением ответственных лиц, прошедших обучение по программе первой помощи (само- и взаимопомощь), и их оснащение необходимыми средствами для оказания первой помощи. Для обучения граждан (в виде выездных и иных форм обучения) привлекались силы и средства Липецкого и Елецкого медицинских колледжей, Усманского медицинского училища. 1.8. Развитие профилактического направления Изменение образа жизни и уменьшение влияния факторов риска может предупредить или замедлить развитие и прогрессирование многих неинфекционных заболеваний как до, так и после появления клинических симптомов. Для этого имеются научно обоснованные эффективные немедикаментозные и медикаментозные методы профилактики и снижения уровней факторов риска, а также снижения развития и прогрессирования неинфекционных заболеваний. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья в здравоохранении Липецкой области обеспечивается путем: разработки и реализации программы формирования здорового образа жизни; осуществления санитарно-противоэпидемических мероприятий; осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними; проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для успешной реализации Концепции демографического развития области предусмотрена реализация комплекса мероприятий в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения Липецкой области", утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 30 апреля 2013 года N 213. Основным содержанием программно-целевых мероприятий являются действия, направленные на сохранение здоровья, выявление и коррекцию факторов образа жизни и окружающей среды, которые увеличивают риск развития неинфекционных заболеваний у всего населения области (профилактика в рамках популяционной стратегии), выявление и снижение уровней факторов риска у лиц с высоким риском развития неинфекционных заболеваний, выявление лиц со скрытым течением неинфекционных заболеваний и их своевременное лечение (профилактика в рамках стратегии высокого риска), ранняя диагностика неинфекционных заболеваний и лечение людей с установленными такими заболеваниями для предупреждения прогрессирования и преждевременной смерти (вторичная профилактика неинфекционных заболеваний). (В редакции Постановлений Администрации Липецкой области от 23.07.2013 N 340, от 16.06.2014 N 255) Непосредственным результатом выполнения запланированных мероприятий должно стать: увеличение потенциала общественного здоровья посредством снижения влияния управляемых факторов риска здоровью человека, в том числе снижения распространенности потребления табака, рационализации (оздоровления) питания населения, повышения его физической и трудовой активности, формирования у граждан здорового образа жизни; проведение комплексных профилактических мероприятий по снижению уровня заболеваемости неинфекционными болезнями на основе динамического наблюдения за состоянием здоровья и факторами среды обитания, улучшение психического здоровья населения области. Ожидаемый результат: снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения: с 52% до 30%; (В редакции Постановлений Администрации Липецкой области от 30.12.2016 № 545; от 19.05.2017 № 238) снижение распространенности потребления табака среди детей и подростков: с 23% до 14,9%; (В редакции Постановления Администрации Липецкой области от 30.12.2016 № 545) снижение доли лиц с ожирением среди взрослого населения (индекс массы тела более 30 кг/кв. м) до уровня 15,2%; (В редакции Постановления Администрации Липецкой области от 30.12.2016 № 545) снижение доли лиц с повышенным уровнем холестерина в крови среди взрослого населения: с 50% до 47,1%; снижение доли лиц с избыточным потреблением соли среди взрослого населения: с 50% до 47,1%; снижение доли лиц с недостаточным потреблением фруктов и овощей среди взрослого населения: с 75% до 69,6%; снижение доли лиц с низкой физической активностью среди взрослого населения области: с 50% до 38,9%; повышение доли больных с выявленными злокачественными новообразованиями на I - II стадиях: с 51,2% до 58%; (В редакции Постановлений Администрации Липецкой области от 30.12.2016 № 545; от 19.05.2017 № 238) снижение доли лиц с повышенным артериальным давлением среди взрослого населения: с 38% до 35,7%; сохранение доли больных психическими расстройствами, повторно госпитализированных в течение года, на уровне не более 17% (В редакции Постановления Администрации Липецкой области от 19.05.2017 № 238) Направление 2. Структурные преобразования системы оказания специализированной (стационарной) помощи 2.1. Развитие этапной системы оказания специализированной медицинской помощи на основе стандартов медицинской помощи и порядков ее оказания Стационарная помощь на территории Липецкой области в 2012 году оказывалась 45 больничными учреждениями, имеющими статус юридического лица, по 71 специальности. Совокупная мощность стационарного звена - 9518 круглосуточных коек. За период 2005 - 2012 годов круглосуточный коечный фонд обоснованно сократился на 3579 коек, или на 27,3%. Обеспеченность населения койками круглосуточного пребывания уменьшилась со 110,1 до 81,6 на 10 тысяч населения. Планомерная работа по усилению контроля за соблюдением стандартов лечения, интенсификации стационарных методов лечения, развитию высокотехнологичных видов медицинской помощи позволила сократить в 2012 году среднее число дней пребывания больного на койке до 12 дней против 12,9. Структура мощностей стационарных медицинских учреждений в целом соответствует уровню и структуре заболеваемости населения по соответствующим профилям. При анализе объемов оказания стационарной медицинской помощи по причинам, занимающим первые места в структуре общей заболеваемости по обращаемости в рамках реализации программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Липецкой области бесплатной медицинской помощи, число коек для лечения болезней органов дыхания составило 12,8% от общего количества коек, для лечения болезней системы кровообращения - 17,9%, для лечения болезней мочеполовой системы - 8,1%, для лечения болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани - 5,1%, для лечения болезней органов пищеварения - 9,1%, для лечения последствий воздействия внешних причин - 7,6%. При анализе показателя работы койки установлено ее достаточно интенсивное функционирование: 323 дня по итогам 2012 года. Целевые показатели к 2018 году планируются на уровне 333,0 дня. (В редакции Постановления Администрации Липецкой области от 30.12.2016 № 545) Главными направлениями дальнейшего совершенствования стационарной помощи являются: оптимизация объемов стационарной помощи; интенсификация процесса оказания стационарной помощи на основе повышения ресурсного обеспечения каждого случая лечения и внедрения федеральных порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; дифференциация коечного фонда по степени интенсивности лечебно-диагностического процесса с одновременным расширением мощностей стационаров дневного пребывания и дальнейшим совершенствованием стационарозамещающих технологий. Внедрение порядков и стандартов оказания медицинской помощи позволит оптимизировать ее этапность, использовать правильный алгоритм взаимодействия учреждений здравоохранения, обеспечить преемственность в ведении больного на всех этапах, что значительно повысит качество медицинской помощи населению. Порядки оказания специализированной медицинской помощи предусматривают этапную систему оказания специализированной медицинской помощи с маршрутизацией пациентов в учреждения здравоохранения трех уровней, в том числе: государственные учреждения здравоохранения, расположенные на территориях муниципальных районов и городских округов (I уровень), - для оказания первичной специализированной медицинской помощи при неотложных состояниях; межрайонные центры государственных учреждений здравоохранения (II уровень) - для оказания специализированной помощи, в том числе при неотложных состояниях; областные государственные учреждения здравоохранения (III уровень) - для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи. В учреждениях здравоохранения, оказывающих специализированную медицинскую помощь, должны быть созданы службы маршрутизации, ответственные за организацию долечивания и реабилитации выписывающихся больных, а также внедрение новых медицинских технологий. Предусмотрена дальнейшая оптимизация избыточных круглосуточных мощностей стационаров в соответствии с рекомендуемыми федеральными нормативами. С целью сокращения госпитализаций будут переведены объемы медицинской помощи в дневные стационары, на амбулаторное звено, активизирована профилактическая работа с хроническими пациентами. В связи с сокращением коечного фонда высвобождающиеся медицинские кадры будут трудоустроены в иные лечебно-профилактические учреждения ввиду сохраняющегося дефицита обеспеченности медицинскими работниками. 2.2. Создание в медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь, службы маршрутизации, ответственной за организацию долечивания и реабилитации выписывающихся больных, а также внедрение новых медицинских технологий 2.2.1. Медицинская помощь больным с сосудистыми заболеваниями Среди всех болезней системы кровообращения основными причинами смерти населения являются острая и хроническая формы ишемической болезни сердца, а также острые нарушения мозгового кровообращения. Учитывая это, система оказания специализированной медицинской помощи в области организована по принципу максимально быстрого получения больным с острой сосудистой патологией всех необходимых диагностических и лечебных мероприятий в условиях специализированного стационара. При этом должны решаться три основные задачи: непосредственное снижение больничной летальности, уменьшение степени инвалидизации и снижение вероятности отсроченной смерти из-за развития осложнений и сохранения неустраненных причин острых расстройств мозгового и коронарного кровообращения. На сегодняшний день медицинская помощь больным с кардиологическими заболеваниями оказывается тремя кардиологическими отделениями г. Липецка, из которых два предназначены для оказания помощи больным с острым инфарктом миокарда, двумя кардиологическими отделениями в областных медицинских организациях, двумя кардиологическими отделениями в г. Ельце, четырьмя кардиологическими отделениями в ЦРБ. В рамках реализации приоритетного национального проекта и региональной программы модернизации здравоохранения в 2010 - 2012 годах введены в эксплуатацию пять первичных сосудистых отделений и региональный сосудистый центр. В Липецкой области разработан комплекс мер, связанных с реализацией мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, в рамках которых поэтапно внедряется принципиально новая система организации медицинской помощи в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденным приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 года N 928н, и Порядком оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, утвержденным приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 года N 918н. (В редакции Постановления Администрации Липецкой области от 16.06.2014 N 255) Реорганизация существующей системы оказания специализированной медицинской помощи больным с острой сосудистой патологией путем создания на базе многопрофильных стационаров специализированных отделений для лечения больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения и острым коронарным синдромом (трех первичных сосудистых отделений) и регионального сосудистого центра, в котором возможно проведение всех видов интервенционных методов лечения, системного тромболизиса при острой сосудистой патологии, организация максимально быстрой доставки больных в специализированный стационар позволили увеличить госпитализацию пациентов с острым коронарным синдромом до 93,5%, больных с острым нарушением мозгового кровообращения - до 98,0%. При лечении больных с острым коронарным синдромом внедряется практика тромболитической терапии, в том числе на догоспитальном этапе (в настоящее время выполняется у 16% больных, в том числе у 2,5% - на догоспитальном этапе), принципиально увеличилось количество стентирований коронарных артерий как наиболее эффективного способа лечения заболевания и профилактики последующих осложнений и смерти (в настоящее время выполняется у 18% больных с крупноочаговым инфарктом миокарда), реализована организация направления больных в региональный сосудистый центр из первичных сосудистых центров для оказания современной специализированной помощи, а также обеспечивается качественная медикаментозная терапия в рамках вторичной профилактики. Наличие соответствующей инфраструктуры позволило увеличить число применений современных технологий диагностики и лечения острой сосудистой патологии. Так, компьютерная томография выполняется более чем в 98% случаев в течение первых 24 часов с момента поступления больного в стационар. В кардиологических отделениях области ежегодно получают лечение более 16 тыс. человек (в 2012 году пролечены 16453 чел.). Среднее пребывание больного на койке в 2012 году составило 11,9 дня. В структуре пролеченных больных около 65% - больные с ишемической болезнью сердца и различными ее проявлениями. С острым инфарктом миокарда (далее - ОИМ) ежегодно получают лечение 1400 - 1600 чел. В 2012 г. количество пролеченных больных с ОИМ возросло на 223 чел. и составило 1624 чел. (в 2011 году - 1401 чел.). В первые сутки от начала заболевания госпитализированы 1327 чел. (81,7% больных). Стационарная летальность от ОИМ в 2012 году составила 10,0%. Медицинская помощь больным с неврологическими заболеваниями оказывается двумя неврологическими отделениями в медицинских организациях г. Липецка, неврологическим отделением ГУЗ "Липецкая областная клиническая больница", неврологическими отделениями г. Ельца и ГУЗ "Лебедянская ЦРБ". Кроме того, неврологические отделения имеются в 11 ЦРБ, в остальных выделены неврологические койки в составе терапевтических отделений. Общее количество неврологических коек в Липецкой области составляет 784. Показатель обеспеченности неврологическими койками на 10 тыс. населения в 2012 году - 8,1. Количество ежегодно пролеченных больных на неврологических койках медицинских организаций области превышает 23 тысяч человек. Средняя длительность пребывания больного на койке - 11,9 дня. Летальность на неврологических койках за 2012 год - 2,7%. Предусматривается дальнейшее повышение качества и доступности медицинской помощи сосудистым больным за счет укрепления материально-технической базы профильных отделений, расширенного применения профилактических программ, долечивания и реабилитации больных. Ожидаемые результаты: снижение показателя смертности от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. населения): с 868,0 в 2013 году до 649,4 в 2018 году; (В редакции Постановления Администрации Липецкой области от 16.06.2014 N 255) снижение смертности от ишемической болезни сердца (на 100 тыс. населения): с 501,7 в 2013 году до 309,4 в 2018 году; (В редакции Постановлений Администрации Липецкой области от 30.12.2016 № 545; от 19.05.2017 № 238) снижение смертности от цереброваскулярных заболеваний (на 100 тыс. населения): с 209,0 в 2013 году до 175,2 в 2018 году. (В редакции Постановлений Администрации Липецкой области от 30.12.2016 № 545; от 19.05.2017 № 238) 2.2.2. Медицинская помощь онкологическим больным Онкологическая служба области представлена региональным онкологическим центром на базе ГУЗ "Липецкий областной онкологический диспансер", онкологическим отделением ГУЗ "Елецкая городская больница N 1 им. Н.А. Семашко", детским онкологическим отделением ГУЗ "Областная детская больница" и 32 онкологическими кабинетами, развернутыми на базе учреждений здравоохранения в городах и районах области. В Липецкой области осуществляется программно-целевой подход в работе онкологической службы через подготовку кадров всех звеньев здравоохранения, модернизацию материальной базы, создание системы маршрутизации пациента при подозрении на злокачественные новообразования, оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи. В области реализуется Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология", утвержденный приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 года N 915н. (В редакции Постановления Администрации Липецкой области от 16.06.2014 N 255) В основе маршрутизации больных новообразованиями лежит трехуровневая система оказания медицинской помощи: первый уровень обеспечивает население первичной медико-санитарной помощью, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощью (первичные онкологические кабинеты); второй уровень - межрайонный, для оказания специализированной медицинской помощи (межрайонные диагностические центры); третий уровень - региональный, для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи (ГУЗ "Липецкий областной онкологический диспансер"). Для снижения смертности населения от злокачественных новообразований предусматриваются мероприятия, направленные на развитие вторичной профилактики злокачественных новообразований и улучшение их выявления на ранних стадиях. В целях повышения раннего выявления злокачественных новообразований будут осуществляться мероприятия, направленные на развитие сети смотровых кабинетов, с организацией 2-сменной работы, открытие отделений профилактики в поликлиниках и центральных районных больницах, с ведением полицевых картотек (регистров) лиц, прошедших осмотры. Наибольший эффект может быть получен при скрининге рака молочной железы, шейки матки, предстательной железы, колоректального рака. Для раннего выявления рака предстательной железы, колоректального рака и рака легких в перечень основных медицинских услуг при проведении диспансеризации взрослого населения и график диспансеризации будут дополнительно включены исследования крови на онкомаркер предстательной железы (исследование будет проводиться у группы лиц с 45 до 70 лет 1 раз в 3 года), колоноскопия (будет проводиться 1 раз в 3 года) и низкодозная спиральная компьютерная томография органов грудной клетки (будет проводиться у лиц с 40 до 70 лет 1 раз в 3 года в группах риска: болеющие хроническими заболеваниями легких, курильщики, имеющие профессиональные вредности). Будет введен регистр лиц, прошедших скрининг. На снижение смертности населения от злокачественных новообразований также будут направлены мероприятия по повышению качества диагностики и лечения больных злокачественными новообразованиями. Внедрение системы медицинской и социальной реабилитации больных со злокачественными новообразованиями, включающей доступные и обязательные программы хирургической реабилитации, основанные на современных достижениях реконструктивно-пластической хирургии, должно обеспечить необходимое качество оказания медицинской помощи. Ожидаемые результаты: снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) (на 100 тыс. населения): с 201,2 в 2013 году до 192,8 в 2018 году; повышение доли больных с выявленными злокачественными новообразованиями на I - II ст.: с 51,2% в 2013 году до 58,0% в 2018 году; (В редакции Постановления Администрации Липецкой области от 09.10.2017 № 460) увеличение доли больных злокачественными новообразованиями, состоящих на учете с момента установления диагноза 5 лет и более: с 51,9% в 2013 году до 54,8% в 2018 году; (В редакции Постановления Администрации Липецкой области от 19.05.2017 № 238) снижение одногодичной летальности больных со злокачественными новообразованиями: с 26,3% в 2013 году до 21,8% в 2018 году. (В редакции Постановления Администрации Липецкой области от 19.05.2017 № 238) 2.2.3. Медицинская помощь при ДТП К медицинским факторам, влияющим на снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), относятся: организация своевременной скорой медицинской помощи (достаточное количество реанимационных автомобилей, квалифицированный персонал, способный оказывать реанимационную помощь); оказание медицинской помощи в специализированных больницах экстренной медицинской помощи (травматологических центрах). Для своевременного оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) в ОКУ "Липецкий территориальный центр медицины катастроф" созданы и функционируют 4 реанимационно-спасательных бригады. (В редакции Постановления Администрации Липецкой области от 16.06.2014 N 255) Для оказания специализированной помощи пострадавшим в ДТП на функциональной основе созданы: травматологические центры первого уровня - в ГУЗ "Липецкая областная клиническая больница", ГУЗ "Областная детская больница", ГУЗ "Липецкая городская больница скорой медицинской помощи N 1"; (В редакции Постановления Администрации Липецкой области от 16.06.2014 N 255) травматологические центры второго уровня - в ГУЗ "Елецкая городская больница N 1 им. Н.А. Семашко", ГУЗ "Липецкая городская больница N 3 "Свободный сокол", ГУЗ "Липецкая городская больница N 4 "Липецк-Мед", ГУЗ "Добринская межрайонная больница", ГУЗ "Тербунская межрайонная больница"; (В редакции Постановления Администрации Липецкой области от 16.06.2014 N 255) травматологические центры третьего уровня - в ГУЗ "Данковская межрайонная больница", ГУЗ "Задонская межрайонная больница", ГУЗ "Грязинская межрайонная больница", ГУЗ "Елецкая городская детская больница". (В редакции Постановления Администрации Липецкой области от 16.06.2014 N 255) Перспективами совершенствования системы оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП на территории Липецкой области являются: совершенствование взаимодействия реанимационно-спасательных бригад учреждений здравоохранения со спасательными формированиями МЧС по Липецкой области, ГИБДД по оказанию помощи пострадавшим в ДТП; совершенствование системы обучения спасателей МЧС, сотрудников ГИБДД, водителей транспортных средств приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП на базе учебного центра, оборудованного современными тренажерами; обеспечение аварийно-спасательных бригад МЧС по Липецкой области современным аварийно-спасательным оборудованием; организация и регулярное проведение совместных учений по оказанию помощи пострадавшим в ДТП в районах области, где имеются реанимационно-спасательные бригады; введение бригад для оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП во всех районах Липецкой области по районному, межрайонному принципам, в том числе граничащими с Липецкой областью субъектами Российской Федерации; укрепление материально-технической базы травматологических центров; (В редакции Постановления Администрации Липецкой области от 23.07.2013 N 340) создание единого диспетчерского пункта управления скорой медицинской помощи и центра медицины катастроф для координации совместных действий для ликвидации медико-санитарных последствий при ДТП; объединение двух функциональных систем - региональной информационно-аналитической системы (РИАМС) и ГЛОНАСС - в автоматизированные рабочие места (АРМ) диспетчера и бригад, оказывающих медицинскую помощь при ДТП; объединение центра медицины катастроф с санитарной авиацией в единую структуру для оптимизации выполнения свойственным им задач; создание двух авиамедицинских бригад для эвакуации пострадавших при ДТП и транспортировки больных в травматологические центры I уровня. Ожидаемые результаты: снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий (на 100 тыс. населения): с 17,6 в 2013 году до 10,0 в 2018 году; (В редакции Постановления Администрации Липецкой области от 16.06.2014 N 255) снижение больничной летальности пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий: с 4,25% в 2013 году до 4,0% в 2018 году. (В редакции Постановления Администрации Липецкой области от 30.12.2016 № 545) 2.2.4. Медицинская помощь больным с психическими заболеваниями Психиатрическая служба области включает в себя 4 психиатрических стационара: ОКУ "Липецкая областная психоневрологическая больница" на 895 коек, ГУЗ "Психоневрологический диспансер г. Ельца" на 105 коек, Добринскую психиатрическую больницу ГУЗ "Добринская ЦРБ" на 80 коек, психиатрическое отделение ГУЗ "Тербунская ЦРБ" на 30 коек и 15 коек в психоневрологическом отделении ГУЗ "Областная детская больница". Для профилактики депрессивных состояний и суицидального поведения в области сформирована трехуровневая система профилактики кризисных состояний и медицинской помощи лицам с суицидальным поведением. На базе ОКУ "Липецкий областной психоневрологический диспансер" создан Центр кризисных состояний, включающий в себя: отделение "Телефон доверия" с круглосуточным режимом работы; кабинеты социально-психологической помощи; стационарное отделение на 20 коек для специализированной помощи при кризисных состояниях. Телефон доверия является структурным подразделением психоневрологического диспансера и предназначен для профилактической консультативной помощи по телефону обращающимся лицам с целью предотвращения у них суицидальных и иных опасных действий. Кабинет социально-психологической помощи оказывает консультативно-лечебную и профилактическую помощь лицам, добровольно обращающимся в связи с кризисным, суицидоопасным состоянием. С целью раннего выявления и предотвращения суицидоопасных состояний организовано информирование населения о работе отделений и кабинетов, оказывающих помощь при кризисных состояниях, внедрение современных форм профилактики суицидов и кризисных состояний. Для увеличения охвата населения мероприятиями по профилактике суицидоопасных состояний организовано участие специалистов кабинетов социально-психологической помощи и отделений кризисных состояний в выездной работе. Создание единой базы данных (персонифицирование) лиц, склонных к суицидальным действиям, позволит осуществлять непрерывную профилактику повторных попыток к суициду. Эффективная работа системы оказания помощи населению при кризисных состояниях возможна только при условии подготовки достаточного числа специалистов (врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов и социальных работников) для работы в отделениях "Телефон доверия", кабинетах социально-психологической помощи и отделениях кризисных состояний. Основными задачами таких специалистов будут являться своевременное распознавание и купирование кризисных состояний, проведение профилактической работы с населением, лечение и реабилитация пациентов в постсуицидальном периоде, организационно-методическая и консультативная помощь лечебно-профилактическим учреждениям по профилактике, раннему распознаванию и купированию кризисных состояний. Обучение работников первичного звена здравоохранения (в том числе в образовательных учреждениях), педагогов, родителей по вопросам профилактики, раннего распознавания и купирования кризисных состояний будет способствовать своевременному выявлению суицидоопасных состояний, особенно среди детей и молодежи, и, следовательно, сокращению числа самоубийств. С целью обеспечения методического обеспечения профилактических мероприятий будет осуществлена подготовка и издание информационно-просветительских материалов по вопросам профилактики, раннего распознавания и купирования кризисных состояний для различных целевых групп. Реализация мероприятий позволит: обеспечить доступность населению области информации о возможностях и условиях предоставления экстренной и плановой психологической и психотерапевтической помощи; оказывать психологическую помощь лицам с различными психическими расстройствами, обусловленными воздействием разнообразных стрессогенных факторов; создать условия для повышения уровня психологической культуры и психологической компетентности населения; организовать эффективную работу по профилактике суицидов и оказанию психиатрической помощи населению, в том числе несовершеннолетним с суицидальным поведением, сократить случаи суицида. Ожидаемые результаты: долю больных психическими расстройствами, повторно госпитализированных в течение года, сохранить на уровне 17,0% до 2018 года; (В редакции Постановления Администрации Липецкой области от 30.12.2016 № 545) снижение смертности от самоубийств (на 100 тыс. населения): с 19,0 в 2013 году до 17,2 в 2018 году. 2.2.5. Медицинская помощь больным с наркологическими заболеваниями Оказание наркологической помощи на территории Липецкой области осуществляется в несколько этапов. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|