Расширенный поиск

Постановление Думы Костромской области от 16.04.2015 № 2553

 

 

 

 

КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

16 апреля 2015 года                                                                     № 2553

 

 

О Докладе Уполномоченного по правам человека в Костромской области за 2014 год

 

 

Заслушав информацию В.В.Смирнова о Докладе Уполномоченного по правам человека в Костромской области за 2014 год, направленном Костромской областной Думе в соответствии со статьей 18 Закона Костромской области от 29 декабря 2010 года № 24-5-ЗКО «Об Уполномоченном по правам человека в Костромской области», Костромская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять к сведению Доклад Уполномоченного по правам человека в Костромской области за 2014 год (далее-Доклад).

2. Опубликовать Доклад в средствах массовой информации и разместить его на официальном сайте Костромской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель Костромской областной Думы                    А. Бычков

 

 

Доклад

Уполномоченного по правам человека

в Костромской области

за 2014 год

 

Законом Костромской области от 29 декабря 2010 года № 24-5-ЗКО «Об Уполномоченном по правам человека в Костромской области» (далее – Закон) в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения органами государственной власти Костромской области и местного самоуправления, их должностными лицами учреждена государственная должность Уполномоченного по правам человека в Костромской области. Уполномоченный осуществляет свою деятельность на независимой основе. Для обеспечения его деятельности создан государственный орган Костромской области «Уполномоченный по правам человека в Костромской области и его аппарат» (далее – Государственный орган), обладающий правами юридического лица. В своей деятельности Уполномоченный по правам человека в Костромской области и его аппарат руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, устанавливающими согласно международным правовым стандартам механизмы обеспечения реализации и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а также законами Костромской области, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти Костромской области.

В настоящем Докладе представлены сведения, отражающие соблюдение прав и свобод человека и гражданина на территории Костромской области, информация о деятельности Уполномоченного по правам человека в Костромской области в 2014 году. Согласно статье 18 Закона Костромской области Доклад направляется Костромской областной Думе, губернатору Костромской области, председателю Костромского областного суда, председателю Арбитражного суда Костромской области, прокурору Костромской области, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и полномочному представителю Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Региональные органы по защите прав и свобод человека и гражданина в 2014 году получили реальную поддержку государства. Цели и задачи правозащитной деятельности обсуждались 5 декабря 2014 года на встрече Президента России В.В. Путина с региональными представителями специализированных институтов государственной правозащиты. В своем выступлении перед участниками встречи Президент России отметил, что в защите прав и свобод человека и гражданина особая роль принадлежит институту уполномоченных по правам человека – особой, независимой от органов власти структуре, наделенной государством высокой миссией – поддерживать и отстаивать права человека. Он также подчеркнул, что институт уполномоченных по правам человека состоялся и значительно укрепился в нашей стране, он нужен и востребован обществом. В этой связи поддержку Президента получила инициатива Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Э.А. Памфиловой об осуществлении законотворческой работы по совершенствованию федерального законодательства в целях закрепления единой системы государственной защиты прав человека и ее институтов и принятию практических мер в субъектах Российской Федерации по улучшению материально-технического обеспечения региональных уполномоченных. Практические вопросы правозащитной деятельности, реализации полномочий региональных уполномоченных по правам человека обсуждались на совещании у полномочного представителя Президента России в Центральном федеральном округе А.Д. Беглова, на координационных совещаниях региональных уполномоченных при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. Вопросы взаимодействия Государственного органа с органами государственной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами и органами местного самоуправления, проблематика вопросов, поднимаемых в обращениях граждан в Государственный орган, обсуждались на встрече губернатора Костромской области С.К. Ситникова с Уполномоченным по правам человека в Костромской области.

Для осуществления правозащитной деятельности Костромской областной Думой сформирована законодательная база, администрацией Костромской области созданы необходимые материально-технические условия. В Государственном органе разработаны и приняты необходимые локальные правовые акты, создан и поддерживается в актуальном состоянии официальный сайт.

Задачи, которые осуществляет Уполномоченный по правам человека в Костромской области (далее – Уполномоченный), связаны с жизнедеятельностью всех слоев населения, проживающего (пребывающего) на территории Костромской области, независимо от возраста, рода деятельности, гражданства, вероисповедания, политических убеждений или каких-либо других признаков. Свою работу Уполномоченный и его аппарат направляют на оказание содействия гражданам в обеспечении реализации и защиты прав и законных интересов, а в случае нарушения прав – в их защите и восстановлении. Практика функционирования в области института Уполномоченного свидетельствует, что защита прав граждан не нуждается в шумных показательных пиар-акциях, действиях и заявлениях популистского характера. В этой связи деятельность Уполномоченного направляется на формирование авторитета Государственного органа как независимой профессиональной инстанции, осуществляющей на территории Костромской области государственную правозащитную деятельность.

Необходимое содействие Уполномоченному в осуществлении его деятельности оказывается органами государственной власти Костромской области. Предоставляется актуальная информация о социально-экономическом развитии региона, жизнеобеспечении его населения. Уполномоченному обеспечивается возможность присутствовать на заседаниях областной Думы и ее комитетов, рядом комитетов Думы в Государственный орган направляются принятые к рассмотрению проекты законов, информационные материалы. Уполномоченный приглашается для участия в заседаниях администрации Костромской области, оперативных совещаниях при губернаторе Костромской области, заседаниях областной комиссии по вопросам помилования, а также в заседаниях рабочих групп по законотворчеству и рассмотрению различных проблемных вопросов.

В целях формирования материалов о состоянии дел в сфере реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Костромской области, выявления наиболее актуальных вопросов, проблем в жизнедеятельности населения осуществляется обобщение информации, поступившей от различных органов, сведений, полученных при посещении учреждений, проводится систематизация и анализ обращений граждан на предмет выявления проблем, с которыми они сталкиваются при реализации своих прав и законных интересов. Результаты таких обобщений используются в работе с соответствующими государственными органами и учреждениями по устранению выявленных нарушений и обстоятельств, которые могут привести к нарушениям прав, свобод и законных интересов неопределенного числа лиц.

Имеющиеся в Государственном органе материалы дают основания отметить, что органами государственной власти Костромской области во взаимодействии с институтами гражданского общества принимаются необходимые меры по обеспечению условий для реализации населением конституционных прав и законных интересов, развитию жилищного строительства, сферы услуг и потребления.

По данным Росстата, в 2014 году в Костромской области индекс физического объема к 2013 году оборота розничной торговли составил 101,6 процента, объема платных услуг населению – 100,4 процента. Осуществлено строительство жилых домов в объеме 328,3 тыс. кв. метров общей площади, что к показателям 2013 года составляет 143,9 процента. Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг на конец прошедшего года составил 10948,5 рубля, а стоимость минимального набора продуктов питания – 3058 рублей, что составляет соответственно 91 процент и 93 процента к среднероссийской стоимости. Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата одного работника составила 20855 рублей, реальные денежные доходы населения к 2013 году составили 101,7 процента. Общая численность безработного населения по данным обследований населения по проблемам занятости (в среднем за год) составила 14,5 тыс. человек, что меньше на 14,7 процента к данным за 2013 год. Число зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости безработных на 1 января 2015 года составило 2,5 тыс. человек, что на 2,5 процента меньше показателей прошлого года. При этом, официально заявленная потребность работодателей в работниках на 1 января 2015 года составила 6745 человек, что в сравнении к 1 января 2014 года составляет 104,3 процента. Миграционный прирост составил 155 человек (в 2013 году фиксировалась убыль населения – 299 человек). Данные о родившихся на 1000 человек населения в 2014 году составили 12,6 (к 12,7 в 2013 году), данные об умерших составили 15,9 (к 16,2 в 2013 году), показатель естественной убыли населения составил: -3,3 (в 2013 году он составлял: -3,5).

Вместе с тем, статистические данные отражают и имеющиеся в области проблемы, в том числе осложняющиеся общей экономической обстановкой в стране. Так, возросли к показателям IV квартала 2013 года на 5,9 процента и 1,1 процента индексы цен соответственно на первичном и вторичном рынках жилья. С начала 2014 года наметились тенденции к снижению задолженности по заработной плате, по данным Росстата на 1 июля 2014 года она составляла 1,7 млн рублей (62,8 процента к 1 июля 2013 года). Однако, проблемы в деятельности ООО «Стромнефтемаш» и сложившийся на предприятии долг перед работниками привели к тому, что по отношению к 1 января 2014 года просроченная задолженность по заработной плате по области увеличилась на конец 2014 года в 12 раз и составила 33,1 млн рублей.

В целях дальнейшего правового закрепления условий, обеспечивающих реализацию населением области основных прав и свобод, Костромской областной Думой в 2014 году продолжена работа по совершенствованию действующего законодательства области. Так, для обеспечения реализации прав граждан на участие согласно части 1 статьи 17 Устава Костромской области в законотворческом процессе принят Закон Костромской области от 28 февраля 2014 года № 493-5-ЗКО «О законодательной инициативе граждан в Костромской областной Думе», определяющий порядок подготовки и прохождения законодательной инициативы граждан. Им предусмотрено, что граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, место жительства которых расположено на территории Костромской области, обладающие активным избирательным правом, и собравшие в поддержку законодательной инициативы подписи не менее пяти тысяч жителей области, обладающих активным избирательным правом, вправе внести на рассмотрение Костромской областной Думы проекты законов Костромской области и постановлений Костромской областной Думы. При этом перечень вопросов, с которыми граждане могут обратиться в порядке законодательной инициативы, данным Законом области не ограничен.

Продолжено и законодательное закрепление бесплатного предоставления отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области. Внесены изменения в Закон Костромской области от 21 октября 2010 года № 672-4-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области», которыми предусмотрено предоставление возможности приобретения в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства также гражданам, являющимся ветеранами боевых действий, а многодетным семьям в городе Костроме предоставлена возможность бесплатного получения такого земельного участка в городской черте. В целях упрощения порядка предоставления земельных участков многодетным семьям и сокращения сроков административных процедур внесены изменения в Закон Костромской области от 15 августа 2006 года № 62-4-ЗКО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы» по передаче полномочий по распоряжению такими земельными участками органам местного самоуправления городского округа город Кострома.

Костромской областной Думой и администрацией области проводилась активная работа по развитию законодательного регулирования в социальной сфере. В целях реализации федерального законодательства о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации принят Закон Костромской области от 27 октября 2014 года № 575-5-ЗКО «О социальном обслуживании граждан в Костромской области». Законом закрепляется накопленный положительный опыт работы по оказанию социальных услуг населению, предусматривается адресность мер государственной поддержки и повышения уровня жизни социально незащищенных граждан, испытывающих трудности в самостоятельном создании нормальных условий жизни и имеющих право на получение указанных мер.

Особое значение придавалось разработке и законодательному закреплению мер по развитию системы здравоохранения на территории области, обеспечению совершенствования и повышения качества медицинского обслуживания. Приняты законы о дополнительных мерах социальной поддержки врачей-специалистов областных государственных медицинских организаций, о ежемесячной выплате врачам-интернам и врачам-ординаторам, обучающимся впервые за счет средств федерального бюджета в рамках целевого приема.

В целях оказания помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, внесены изменения в Закон Костромской области от 3 ноября 2005 года № 314-ЗКО «О порядке внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан по программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в медицинских организациях Костромской области», которыми детям с ограниченными возможностями здоровья предоставлено право на внеочередное получение медицинской помощи при посещении детских поликлиник.

Реализуя задачи по обеспечению социальной защиты граждан Костромской областной Думой ежегодно устанавливается прожиточный минимум пенсионеров, так как в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» гражданам, у которых размер пенсии меньше установленного прожиточного минимума, за счет федерального бюджета осуществляется социальная доплата к пенсии до указанной суммы. Так, на основании оценки среднегодовой величины прожиточного минимума пенсионера и прогнозируемого роста цен на потребительские товары и услуги в Костромской области на 2014 год была рассчитана величина прожиточного минимума пенсионера в размере 6210 рублей, а на 2015 год – в сумме 6960 рублей.

Законодательным органом области приняты также законы, связанные с введением единовременного денежного пособия при усыновлении (удочерении) ребенка-инвалида, единовременной выплаты одиноким матерям (отцам) на приобретение одежды и обуви при первичном поступлении ребенка в детский сад и первый класс, мер социальной поддержки и стимулирования обучающихся в государственных учебных заведениях, находящихся в ведении Костромской области. Принят закон, направленный на обеспечение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также ряд других законов, связанных с развитием социальной сферы.

Внесены изменения в действующие законы Костромской области об организации транспортного обслуживания населения, организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Также внесены изменения в избирательное законодательство области, законы области, регулирующие участие граждан в охране общественного порядка и поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, принимались другие акты, направленные на разрешение наиболее актуальных проблем, отмечаемых избирателями.

В целях реализации принятых законодательных актов области, связанных с обеспечением прав граждан, администрацией Костромской области осуществлялось нормативное правовое регулирование общественных отношений в различных отраслях социальной сферы.

Постановлением администрации Костромской области от 31 июля 2014 года № 315-а утверждена государственная программа «Содействие занятости населения Костромской области», которая предусматривает, в том числе правовые механизмы социальной поддержки безработных граждан впервые ищущих работу. Приняты и необходимые положения о возмещении работодателям затрат на создание рабочих мест для инвалидов и оплату их труда.

Принимались нормативные правовые акты, направленные на улучшение медицинского обслуживания населения, обеспечение региональных медицинских организаций кадрами, решение жилищных проблем медицинских работников. Так, постановлениями администрации области о реализации соответствующих законов области определен порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки врачам-специалистам и порядок получения ежемесячной выплаты студентами 5 и 6 курсов, получающих медицинское образование в государственных образовательных организациях. Внесены изменения в некоторые положения об оказании мер социальной поддержки отдельным категориям больных, предусматривающие расширение числа граждан, которые могут ими воспользоваться. Если ранее меры социальной поддержки предусматривалось оказывать несовершеннолетним больным туберкулезом в возрасте до 14 лет, то согласно изменениям – больным в возрасте до 15 лет (в случае если больной страдает наркоманией – до 16 лет). В связи с увеличением на территории области числа медицинских организаций, имеющих отделения гемодиализа, внесены изменения в порядок возмещения затрат на проезд гражданам, больным хронической почечной недостаточностью, предоставляющие права на возмещение затрат гражданам, проходящим лечение в любой медицинской организации, расположенной на территории области и имеющей соответствующее отделение.

Органами исполнительной власти области приняты необходимые нормативные правовые акты по вопросам социального обслуживания населения, направленные на детальную регламентацию отношений по оказанию социальных услуг, обеспечению деятельности организаций социального обслуживания населения. Установлены: порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Костромской области; порядок утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг в Костромской области; порядок предоставления субсидий из областного бюджета юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) и индивидуальным предпринимателям (являющимся поставщиками социальных услуг и включенным в реестр поставщиков социальных услуг) на возмещение затрат при получении у них гражданином социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой их предоставления. Утверждены нормативы обеспечения площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг организациями социального обслуживания Костромской области на одного получателя социальных услуг и другие акты.

Администрацией области внесены изменения в ряд нормативных правовых актов области, касающихся системы оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения и других отраслей, позволяющие повысить уровень их материального обеспечения, более эффективно учитывать качество их труда при определении размера его оплаты. Уточнены механизмы предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, направленных на закрепление квалифицированных кадров на селе, а также в учреждениях здравоохранения и образования.

Ряд нормативных правовых актов администрации области был направлен на создание условий для организации летнего отдыха и занятости детей в загородных оздоровительных лагерях, а также в Республике Крым и г. Севастополе. На повышение заинтересованности работодателей в организации отдыха и оздоровления детей работников было направлено введение порядка предоставления субсидий из областного бюджета работодателям на возмещение затрат, связанных с приобретением для детей своих работников путевок в загородные лагеря отдыха и оздоровления.

В порядке осуществления мер, направленных на улучшение обеспечения детей дошкольного возраста местами в детских дошкольных образовательных организациях администрацией области было принято положение о предоставлении субсидий частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг в сфере образования и воспитания детей.

Уделялось внимание и совершенствованию нормативной правовой базы в сфере оказания гражданам государственных услуг.

В целях обеспечения гласности и открытости в деятельности органов законодательной и исполнительной власти Костромской области организуются отчеты руководителей области перед депутатами, общественностью, проводятся встречи с населением. На заседании Костромской областной Думы 19 июня 2014 года губернатором Костромской области С.К. Ситниковым был представлен отчет о результатах деятельности администрации Костромской области за 2013 год. В отчете был дан комплексный анализ социально-экономического состояния Костромской области, информация о мерах, принимаемых по ее развитию, реализации задач, поставленных в указах Президента России, постановлениях Правительства Российской Федерации. Отражена проводимая работа по строительству жилья, газификации населенных пунктов в области, развитию социальной сферы (развитию системы здравоохранения, дошкольных учреждений) и другие важные для обеспечения прав и законных интересов граждан вопросы. Для информирования граждан о деятельности органов государственной власти области, государственных органов активно используются интернет-ресурсы, создан и поддерживается в актуальном состоянии портал государственных органов Костромской области, объединяющий в том числе официальные сайты губернатора, областной Думы, исполнительных органов власти области. Необходимая для населения правовая информация публикуется и обнародуется в средствах массовой информации.

По широкому спектру вопросов, связанных с обеспечением реализации, защиты и восстановления прав и законных интересов граждан Государственный орган взаимодействовал с территориальными органами исполнительной власти, правоохранительными и надзорными органами.

С большинством из них Государственным органом заключены двухсторонние соглашения о взаимодействии, на основании которых осуществляется обмен информацией, совместное рассмотрение обращений граждан. Уполномоченный приглашается на заседания коллегиальных органов для участия в обсуждении вопросов обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности. В 2014 году Уполномоченный принял участие и выступил на заседаниях коллегий территориальных органов по обсуждению итогов работы за 2013 год и за первое полугодие 2014 года, в январе-феврале 2015 года – по итогам работы за 2014 год.

Особое значение Государственным органом в правозащитной деятельности придается взаимодействию с прокуратурой Костромской области. В целях обеспечения законности при регулировании правоотношений в общественно-значимых сферах органы прокуратуры активно участвуют в правотворческом процессе органов государственной власти области и органов местного самоуправления. На постоянной основе органами прокуратуры осуществляется надзор за реализацией в области основных конституционных прав граждан. Так, по результатам проверок соблюдения трудовых прав граждан, в том числе прав на своевременную и в полном объеме оплату труда по обращениям прокуроров в судебном порядке в пользу 4700 граждан взыскано более 71 млн рублей просроченной задолженности. В целях обеспечения прав граждан в области жилищно-коммунального хозяйства в Межевском, Поназыревском, Солигаличском, Шарьинском и других районах области прокуратурой было взято на контроль начало отопительного сезона, что проявилось в стабильности обеспечения населения теплом в зимний период 2013-2014, 2014-2015 гг. Прокуратурами Красносельского, Октябрьского, и Поназыревского районов по результатам изучения проблемных вопросов в организации холодного водоснабжения выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований по подаче населению качественной питьевой воды.

По протестам прокуроров приведены в соответствие с федеральным законодательством правовые акты образовательных организаций, устанавливающие незаконные ограничения по приему детей, сокращающие сроки ликвидации академической задолженности. Пресечены факты возложения на родителей обучающихся расходов по приобретению учебников и пособий. Принятые прокурорами меры способствовали реализации прав детей на посещение дошкольных образовательных организаций в городах Буе, Галиче, Шарье, Островском и Пыщугском районах. По актам прокуроров устранялись нарушения закона, связанные с выплатой стипендии гражданам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях. Прокуроры Красносельского, Макарьевского, Солигаличского районов, города Волгореченска, Мантуровский, Нейский и Шарьинский межрайонные прокуроры добились возвращения законным представителям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, незаконно взысканной образовательными организациями платы за присмотр и уход за детьми этой категории. Особой поддержки заслуживают действия прокуратуры по обеспечению соблюдения прав детей при совершении родителями сделок с недвижимостью, оформления на несовершеннолетнего доли в праве на жилое помещение, приобретенное на средства материнского (семейного) капитала.

Реальная поддержка гражданам в реализации их прав и законных интересов органами прокуратуры оказывается при осуществлении надзора за соблюдением законодательства об исполнительном производстве.

По результатам проверок соблюдения судебными приставами законов подтверждаются факты, изложенные в ряде обращений граждан к Уполномоченному, в том числе о нарушении сроков совершения исполнительных действий, непринятии необходимых (исчерпывающих) мер по удовлетворению требований взыскателей. Больше внимания уделялось вопросам соблюдения законодательства при взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей. Так, более эффективные меры были приняты судебными приставами в отношении должников-алиментщиков по результатам требований прокуроров города Костромы, Красносельского, Мантуровского, Нерехтского и других районов.

В органах прокуратуры области в 2014 году разрешено более 10,3 тыс. обращений граждан. Большая часть из них касалась сферы жилищно-коммунального хозяйства, трудового, земельного законодательства, законодательства об исполнительном производстве. Совместно с органами прокуратуры области, а также военной и природоохранной прокуратурами, в прошедшем году рассмотрено 28 обращений граждан к Уполномоченному, связанных с социальной защитой и пенсионным обеспечением, осуществлением контроля за следствием, соблюдением прав осужденных и лиц, находящихся в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания, соблюдением природоохранного законодательства. Информация о рассмотренных во взаимодействии с органами прокуратуры обращениях граждан отражена в Докладе.

Уполномоченный принимал участие в ряде заседаний Координационного совещания руководителей правоохранительных органов области при прокуроре Костромской области. Так, на заседании Координационного совещания 28 мая 2014 года по вопросу о состоянии законности при использовании и охране лесов, обороте древесины, практике деятельности правоохранительных органов области по противодействию преступности, связанной с лесопользованием и лесообработкой, при обсуждении вопроса Уполномоченным было отмечено, что в связи с вступлением в силу с 1 февраля 2014 года изменений, внесенных в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, деятельность правоохранительных органов по контролю за недопущением передачи другим лицам древесины, купленной или выписанной гражданами для собственных нужд, не должна препятствовать законопослушным гражданам в реализации их законных интересов в приобретении древесины для строительства, ремонта жилья, хозяйственных и других построек, а также для отопления. На заседании Координационного совещания 24 июня 2014 года при участии в обсуждении вопроса об эффективности мер, принимаемых уголовно-исполнительными органами и соответствующими службами органов внутренних дел по контролю за поведением условно осужденных, профилактике совершения ими преступлений в период испытательного срока, Уполномоченным были подняты вопросы, связанные с проведением среди осужденных профилактической работы, качественным исполнением уголовно-исполнительными инспекциями предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации функций по разъяснению осужденным порядка и условий отбывания наказаний. Отмечена и необходимость активизации работы, направленной на выявление причин и условий, способствующих совершению осужденными к условным видам наказания повторных преступлений, административных правонарушений.

Уделялось внимание и вопросам обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, закрепленного статьей 42 Конституции России. По этим вопросам Государственный орган взаимодействовал с Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой, которой в порядке осуществления ведомственного надзора с участием представителей общественности изучаются различные проблемные вопросы природоохранной деятельности. Совместно с природоохранной прокуратурой рассматривались вопросы содержания свалок отходов, обеспечения водоснабжения населения и организации водоотведения, безопасной для природы и человека обработки земель ядохимикатами, лесопользования и многие другие вопросы. В прошедшем году природоохранной прокуратурой было рассмотрено 198 обращений граждан, по 69 из них было выявлено 71 нарушение законодательства.

В связи с многочисленными обращениями населения, в том числе, к Уполномоченному, в 2014 году природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения экологического законодательства при эксплуатации объекта размещения отходов у д. Семенково Костромского района. В связи с тем, что по ее результатам были выявлены грубые нарушения федерального законодательства, создавшие угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения близлежащих населенных пунктов, природоохранной прокуратурой направлен иск о запрете эксплуатации данного объекта размещения отходов, который судом удовлетворен. В адрес органов местного самоуправления города Костромы, Костромского муниципального района, Караваевского сельского поселения внесены соответствующие представления. Нарушения по осуществлению установленных законодательством полномочий по организации сбора и вывоза отходов и мусора выявлялись и в деятельности администрации Чернопенского сельского поселения Костромского района. В ряде случаев имело место привлечение к уголовной ответственности лиц, допустивших нарушения, создающие угрозу причинения вреда природным объектам, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Так, Свердловским районным судом г. Костромы осужден житель г. Ярославля, осуществивший размещение отходов на территории г. Костромы, с нарушением установленных правил, что повлекло причинение вреда почвам в общей сумме 6 470 900 рублей. Еще несколько уголовных дел находятся на стадии расследования.

По вопросам обеспечения на территории области правопорядка и общественной безопасности осуществлялось взаимодействие с Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области. Управлением принимались эффективные меры по обеспечению реализации гражданами политических прав, в том числе прав на участие в выборах, проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований, а также на участие в них. Каких-либо обращений граждан к Уполномоченному на ограничение политических прав не поступало. Органами внутренних дел области обеспечен правопорядок при проведении многих массовых мероприятий, и на прошедших в области выборах в органы местного самоуправления в единый день голосования в сентябре прошлого года. При участии органов полиции проводилась работа по проверке сведений о наличии неснятых и непогашенных судимостей у баллотирующихся кандидатов в целях недопущения во власть представителей криминалитета, а также по охране избирательных бюллетеней, обеспечению правопорядка и общественной безопасности на избирательных участках.

Обеспечиваются и необходимые условия для изучения Уполномоченным состояния соблюдения прав человека в местах временного содержания граждан. Так, по результатам ознакомления с условиями содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в изоляторе временного содержания межмуниципального отдела МВД России «Галичский» было отмечено соблюдение порядка приема и информирования поступающих лиц о правах и обязанностях, режиме содержания, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб. Вместе с тем, было обращено внимание на необходимость обеспечения надлежащих бытовых условий по содержанию граждан в условиях временной изоляции, в том числе поддержания уровня освещенности в помещениях изолятора, проведение ремонтных работ по выравниванию площадки, окраске оград, лавок двора для ежедневных прогулок.

В Управлении внутренних дел рассмотрено более 1200 письменных и устных обращений граждан. С участием Управления рассмотрено 18 обращений к Уполномоченному, соответствующая информация отражена в настоящем Докладе при описании обращений, касающихся вопросов охраны общественного порядка и расследования уголовных дел, поступивших к Уполномоченному в 2014 году.

Исходя из имеющейся информации, Управлению внутренних дел было бы целесообразно принять меры по совершенствованию следственной работы, поскольку зачастую органами прокуратуры отменяются постановления по уголовным делам (об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела). Имеются факты неоправданно длительных сроков проведения проверок и ведения следствия, в результате чего истекают сроки давности привлечения к уголовной ответственности, что приводит к отказам в возбуждении уголовных дел по заявлениям граждан либо к прекращению ранее возбужденных уголовных дел.

Требует постоянного внимания и организация охраны порядка в населенных пунктах. Так в городе Костроме в течение 2014 года принимавшиеся меры по поддержанию общественного порядка в центре города не всегда были эффективными. Остается неразрешенной проблема незаконной предпринимательской деятельности с использованием животных в центральной части города Костромы, на что обращают внимание как жители города, так и его гости. Как указывают граждане, организация в сквере Ивана Сусанина детских аттракционов по катанию на мини-автомобилях и животных (лошади и пони) создает определенные неудобства при проходе по территории сквера, а присутствие большого количества животных, зачастую обслуживаемых подростками, на пути активного пешеходного движения угрожает безопасности граждан. По поступившей информации, органами внутренних дел и управлением экономики администрации города Костромы проводились соответствующие проверки, в отношении лиц, не имевших разрешения на торговлю и оказание услуг на указанной территории, составлялись протоколы об административном правонарушении, однако данная проблема остается неразрешенной. Поскольку территориально сквер соседствует с торговыми комплексами и рынком, где зачастую осуществляется незаконная торговля ширпотребом, гадание и попрошайничество, в том числе с использованием детей, вопрос об организации охраны общественного порядка на данной территории требует дополнительного рассмотрения.

Задачи по соблюдению законности и прав человека определяют и деятельность следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Костромской области. В соответствии с двухсторонним Соглашением о взаимодействии Управлением по предложениям Государственного органа проводятся процессуальные проверки по обращениям граждан. При участии следственных органов, в том числе Военного следственного отдела по Костромскому гарнизону, рассмотрено

11 обращений граждан к Уполномоченному, связанных с обжалованием действий должностных лиц воинской части, исправительных учреждений, органов внутренних дел. По результатам проверок возбуждено одно уголовное дело, один материал находится на рассмотрении для принятия процессуального решения, по другим обращениям оснований для уголовного преследования не выявлено.

Следственным управлением в целях формирования общественного доверия к следственной системе проводится работа по обеспечению гласности. Действуют «телефон доверия», телефонная линия «Ребенок в опасности», прямая линия телефонной связи с руководителями следственного управления, «интернет-приемная». На сайте Управления размещены памятки по защите гражданами своих прав на безопасность, в том числе о рекомендуемых действиях для лица, ставшего свидетелем преступления, о правилах поведения несовершеннолетних в опасных ситуациях, а также по предотвращению террористического акта. Вместе с тем, учитывая рост числа преступлений в прошедшем году на территории области на 4,5 процента, в том числе тяжких и особо тяжких преступлений, было бы целесообразным больше внимания уделять выявлению обстоятельств, способствующих совершению преступлений, и принятию мер по их устранению, проведению профилактической работы следственных органов по предупреждению преступлений. В целях обеспечения соблюдения прав граждан при уголовном преследовании, оказания им реальной помощи в обеспечении реализации их прав на законность следственных действий было бы целесообразно разрабатывать и распространять памятки для граждан-участников следственных действий. Были бы полезными в этой связи разъяснительные материалы об основополагающих конституционных принципах, в том числе: о презумпции невиновности, праве гражданина не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, праве на получение квалифицированной юридической помощи, консультаций адвокатов, а также материалы о порядке участия граждан в следственных действиях.

Анализ вопросов, поднимаемых гражданами в своих обращениях, а также в средствах массовой информации, дает основания выделить некоторые направления работы, которым следственным органам во взаимодействии с правоохранительными органами в целях защиты прав граждан желательно было бы уделять больше внимания.

Негативный общественный резонанс вызывают сообщения о преступлениях против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей. Имеются случаи преступлений против несовершеннолетних, совершаемых в семье, когда преступное насилие совершают родители в отношении своих детей, чьи интересы они и по закону и по совести должны защищать. В этой связи актуализируется необходимость проведения анализа данной категории уголовных дел в следственном управлении с участием заинтересованных органов в целях выработки предупредительных мероприятий.

Требует большего внимания работа по защите прав потерпевших. В случаях, если совершенным преступлением причинен имущественный вред, правовое положение статьи 160.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации обязывает следователя принять меры по установлению и наложению ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого либо лиц, которые несут ответственность за причиненный этим лицом вред, стоимость которого обеспечивает возмещение причиненного имущественного вреда. Поскольку указанное положение действует с января 2014 года, целесообразно проанализировать, как исполняется на территории области закон в этой части и разработать меры по обеспечению защиты имущественных прав потерпевших.

Важную роль в осуществлении государственной защиты прав и законных интересов граждан выполняют действующие на территории области органы Федеральной службы судебных приставов. Вопросы восстановления нарушенных прав, обеспечения исполнения судебных решений по выплате алиментов на несовершеннолетних детей, заработной платы, возмещению ущерба гражданам составляют значительную часть деятельности судебных приставов вместе с задачами по обеспечению интересов государства. Управлением осуществляется поиск новых решений и мер, направленных на совершенствование и повышение эффективности работы, к которым можно отнести организованное в прошлом году совместно с УМВД России по Костромской области профилактическое мероприятие «Должник» по взысканию административных штрафов и акцию «Собери ребенка в школу – заплати алименты!», направленную на привлечение внимания общественности к проблеме неуплаты алиментов и формирование в обществе нетерпимого отношения к уклоняющимся от своевременной уплаты средств на содержание детей. На обеспечение прав граждан были направлены и такие меры, как арест имущества неплательщиков и ограничение права выезда должников за пределы страны. Принимались меры по вручению требований по трудоустройству должников, а также привлечению злостных неплательщиков к административной и уголовной ответственности. В целом в 2014 году судебными приставами в области взыскано долгов на сумму 2,3 млрд рублей. Анализ итогов работы службы судебных приставов в 2014 году показывает, что только своевременное комплексное воздействие судебных приставов-исполнителей на уклоняющихся от погашения задолженности лиц дает эффективные результаты. Количество обращений граждан в Управление по сравнению с предыдущим годом сократилось почти вдвое.

Вместе с тем, в системе исполнительного производства имелись организационные упущения и недостатки в правоприменительной деятельности, которые приводили к длительному неисполнению ряда судебных решений. Отмечались и случаи, когда обращения граждан, указывавшие на ошибочные действия приставов-исполнителей, рассматривались без учета принципа разумности сроков. Так, по заявлению пенсионерки Д. (из пос. Чистые Боры Буйского района) о снятии ареста с ее банковского счета, на который перечислялась часть пенсии после уже проведенных Пенсионным фондом вычетов, соответствующий запрос в отделение Пенсионного фонда готовился приставом-исполнителем 20 дней, что увеличило период, в который пенсионерка была лишена возможности распоряжаться пенсией в отсутствие других источников дохода. Есть и примеры ошибочных действий, которые привели к затягиванию исполнения. В Государственном органе третий год находятся на контроле обращения гражданки Р. о взыскании алиментов (исполнительное производство передавалось из одного подразделения в другое без утверждения руководителем, допускалась утрата документов), обращения гражданки П. о взыскании денежной компенсации в связи с наездом автомобиля (исполнительное производство необоснованно пересылалось в другой регион, выяснение принадлежности исполнительного производства в системе ФССП длилось более 5 месяцев). Государственным органом направлялись предложения о том, чтобы «работа над ошибками» ставилась руководством Управления на контроль.

Не в полной мере используются и имеющиеся резервы по организации разъяснительной работы. Так, в 2014 году вступил в силу ряд важных для участников исполнительного производства изменений законодательства об исполнительном производстве и о судебных приставах, которыми закрепляются положения о праве взыскателя на предоставление судебному приставу-исполнителю имеющихся у него сведений о должнике, его имуществе и иных обстоятельствах уже при первичном обращении в службу судебных приставов, правах сторон на сообщение судебному приставу-исполнителю адресов электронной почты для оперативного информирования, возможность предоставления должнику права на самостоятельную реализацию принадлежащего ему имущества небольшой стоимости, на которое было обращено взыскание. Поскольку реализация этих положений должна содействовать созданию условий для более активного участия сторон в процессе исполнительного производства и повышению его результативности, было бы целесообразным расширять формы разъяснительной работы о допустимых действиях участников исполнительного производства.

Особого внимания заслуживают и меры по подготовке к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Лучшим вкладом судебных приставов в общее дело подготовки к празднованию Победы было бы принятие эффективных мер по завершению исполнительных производств, в которых взыскателями являются ветераны войны и труженики тыла, а также оказание им юридической помощи по имеющимся долгам.

Во взаимодействии с Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области анализировались вопросы, связанные с обеспечением реализации и защиты прав лиц, находящихся в местах временного содержания, местах отбытия наказаний на территории области. Управлением принимаются необходимые меры по обеспечению в учреждениях соблюдения режима, организации трудовой занятости и созданию надлежащих условий содержания осужденных и лиц, находящихся под следствием, укреплению материально-технической базы учреждений. Особое внимание уделяется формированию у осужденных, отбывающих наказание, стремления к исправлению и искуплению вины, возмещению потерпевшим причиненного вреда. По системе «социальных лифтов» аттестованы все, подлежащие аттестации, 4754 человека, более половины из которых соблюдают установленный порядок отбывания наказания. В прошедшем году по результатам аттестации переведены на облегченные условия отбывания наказания 142 человека (в 2013 году – 126), освобождено условно-досрочно 102 человека (в 2013 году – 72), заменена не отбытая часть наказания более мягким видом наказания 23 осужденным (в 2013 году – 26), переведен в колонию-поселение 71 человек (в 2013 году – 60). Во всех исправительных учреждениях области организовано получение осужденными обязательного общего образования. В учебно-консультационных пунктах и школе обучались все 472 осужденных, подлежащих обучению. Создаются и необходимые условия для получения осужденными среднего профессионального и высшего профессионального образования, в том числе посредством дистанционных образовательных технологий, в заочной форме. Принимаются меры по привлечению к труду осужденных, создаются необходимые условия по обеспечению соблюдения прав граждан на национальное равенство, свободу вероисповедания. В учреждениях действуют 7 православных храмов и 3 молитвенные комнаты Русской Православной Церкви, 1 молитвенная комната Евангельских христиан-баптистов, 3 молитвенные комнаты мусульман. В целях оказания правовой и социальной консультативной помощи в исправительных учреждениях проводились мероприятия «День вопросов и ответов», в которых участвовали представители Костромской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, районных судов, департамента по труду и занятости населения Костромской области, центров занятости населения и сотрудники Управления.

В прошедшем году получили реальное разрешение вопросы, связанные с устранением некоторых причин, затрудняющих обеспечение прав осужденных на медицинское обеспечение, получение передач и посылок, иных прав и законных интересов. Так, в связи с имевшимися у отбывающих наказание в исправительных учреждениях области граждан и их родственников сложностями в реализации осужденными права на получение в передачах лекарственных средств (которые по просьбе осужденного назначались медработником в качестве дополнительных и передавались в учреждение для его лечения родственниками или другими лицами), по предложению Уполномоченного был пересмотрен действующий в учреждениях порядок. Правилами передачи лекарственных средств в ряде исправительных учреждений было установлено требование о приложении к передаваемому лекарственному средству не только аптечного кассового чека, но и сертификата его соответствия качества. С учетом имеющихся трудностей у граждан в получении сертификатов при покупке медицинских препаратов, особенно в сельских населенных пунктах, а также, в связи с тем, что в ведомственных нормативных правовых актах ФСИН России отсутствуют требования о предоставлении указанного сертификата, Управлением (по согласованию с Федеральным казенным учреждением здравоохранения Медико-санитарная часть № 44 ФСИН России) было отменено требование о предоставлении таких сертификатов.

По предложению Уполномоченного Управлением ФСИН была проведена проверка и изданных руководителями исправительных учреждений области перечней разрешенных к передаче осужденным вещей и продуктов питания, так как выявлялись случаи отказа работниками исправительных учреждений области в приеме в передачах заключенным некоторых продуктов питания, в том числе по причине несоответствия требованиям к таре. Поскольку, согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 3 ноября 2005 года № 205, количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, определяется начальником учреждения, исходя из местных условий и возможностей, в разных учреждениях на территории области действовали различные правила в отношении вещей и продуктов, передаваемых осужденным. Так, например, в одном из исправительных учреждений не допускалась передача сгущенного молока в пластиковой бутылке заводской упаковки, но в других учреждениях такое ограничение не вводилось. По итогам проверки Управлением были разработаны единообразные требования к рекомендуемому ассортименту, количеству, упаковке продуктов, а также сняты некоторые неоправданные ограничения по таре, в том числе по пластиковым бутылкам.

Обеспечиваются возможности для посещения исправительных учреждений Уполномоченным, членами Общественной наблюдательной комиссии Костромской области. При посещениях учреждений изучается постановка разъяснительной работы по доведению до осужденных информации об их правах и обязанностях, проводятся осмотры жилых помещений, изоляторов, медпунктов, столовых, учебно-консультационных пунктов, клубов, библиотек, проверяются санитарно-бытовые условия, наличие питьевой воды. Осужденные опрашиваются о количестве банных дней и прогулок, а также на предмет наличия жалоб и заявлений (предложений). Проводятся собеседования и с родственниками осужденных. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с работой учреждений по социализации осужденных, подготовке их к жизни на свободе и оказанию им необходимой социальной поддержки, в том числе в трудоустройстве, оформлении пенсии, документов. Каких-либо серьезных недостатков

не выявлено. Вместе с тем, внимание руководства учреждений обращалось на ряд вопросов, связанных с оказанием осужденным правовой помощи, чтобы снизить у них необходимость направлять в различные органы просьбы о даче разъяснений по элементарным правовым вопросам. В этой связи было бы целесообразным изыскивать возможности пополнения библиотек учреждений периодическими изданиями и справочно-правовой литературой. Требует расширения и производственная база, так как из числа осужденных, имеющих исполнительные листы, пока трудоустроены в исправительных учреждениях около 54 процентов. В ряде учреждений отмечалась необходимость принятия мер по поддержанию уровня освещенности и вентиляции в помещениях штрафных изоляторов, а также в помещениях, функционирующих в исправительных учреждениях в режиме следственного изолятора. Во многих учреждениях требует постоянного внимания содержание дворов для ежедневных прогулок пребывающих в учреждениях, в том числе проведение в них ремонтных работ по выравниванию площадок, окраске стен, лавок. Необходимо обеспечить и более строгое отношение к соблюдению в исправительных учреждениях санитарно-гигиенических требований, поскольку отмечались факты допускаемой небрежности при хранении, транспортировке и раздаче продуктов питания (при отсутствии тележек или специальных решеток-поддонов термосы с пищей, корзины с хлебом ставились в коридорах на пол).

По имеющейся информации, в Управлении и его подразделениях рассмотрено более 1600 обращений граждан, большинство из них связано с условно-досрочным освобождением, медицинским обеспечением, переводом в иные учреждения в целях приближения к месту жительства. Имеются жалобы, касающиеся обеспечения положенными видами довольствия и рациона питания. Вопросы восстановления или защиты прав

и законных интересов граждан в той или иной степени содержались в обращениях, составляющих 69 процентов от их общего числа. Жалоб на нарушение учреждениями УФСИН порядка рассмотрения обращений граждан Уполномоченному не поступало. Основным источником информации о соблюдении прав человека в исправительных учреждениях и следственных изоляторах для Государственного органа остаются обращения осужденных и лиц, находящихся под следствием, а также их родственников, доверенных лиц. В 2014 году поступило 23 обращения к Уполномоченному, 18 из них рассмотрено совместно с Управлением ФСИН. Сведения по ряду обращений граждан по вопросам исполнения уголовных наказаний представлены далее в соответствующем разделе Доклада. В целом взаимодействие с Управлением при рассмотрении обращений к Уполномоченному в прошедшем году было эффективным, однако сроки рассмотрения в Управлении ряда из них не всегда соответствовали их содержанию. Так, обращения, не требующие проведения проверки, могли бы разрешаться в Управлении в более короткие сроки.

Актуальными для учреждений УФСИН задачами также остаются соблюдение прав на национальное равенство и свободу вероисповедания, организация трудовой занятости, оказание медицинской помощи, обеспечение элементарных санитарно-бытовых условий пребывания людей в изоляции. Требует более строгого контроля Управления и исполнение сотрудниками учреждений элементарных функций, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ведомственными нормативными правовыми актами, связанными с обеспечением прав и законных интересов содержащихся в учреждениях лиц. Так, например, сотрудником исправительной колонии № 3 допускалось невыполнение элементарных функций по оформлению переписки осужденных. Отсутствие сопроводительного письма учреждения или штампа на конверте повлекло возврат надзорной жалобы осужденной Н. в Верховный Суд Российской Федерации и, как следствие, – общественный резонанс

о нарушении ее прав на обжалование приговора. В связи с признанием учреждением вины пропущенный срок подачи жалобы восстановлен, Управлением и в учреждении приняты необходимые дисциплинарные и организационные меры. Поскольку нарушение оформления и учета таких отправлений было в учреждении длящимся, вопрос оформления судебной переписки и других обращений осужденных целесообразно в Управлении оставить на контроле.

Особое значение для обеспечения прав осужденных имеет осуществление контроля исполнения требований статей 180, 181 Уголовно-исполнительного кодекса России в части их подготовки к освобождению от наказания в виде лишения свободы, в том числе по содействию в трудовом и бытовом устройстве, поскольку результаты этой работы отражаются на показателях рецидива преступлений. В исправительных учреждениях отмечались нарушения требований по уведомлению соответствующих органов местного самоуправления и служб занятости о предстоящем освобождении осужденного, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностей.

В этой связи вопросы подготовки осужденных к освобождению, работы групп социальной защиты в исправительных учреждениях необходимо оставить объектом внимания в совместной деятельности.

В области в целом сложилось доверие к правоохранительным, следственным и надзорным органам, системам судебных приставов и исполнения наказаний. Это подтверждают результаты социологических исследований, интернет-опросов. Так, например, проведенное в области в 2014 году Негосударственным образовательным учреждением дополнительного образования «Грани» (г. Кострома) изучение общественного мнения о деятельности органов внутренних дел показало, что в большей части муниципальных образований уровень доверия к ним населения имеет положительную динамику. Большинство из опрошенных граждан

(81 процент) уверены в защищенности своих неимущественных и имущественных интересов, 78,9 процента – доверяют органам внутренних дел в обеспечении их личной безопасности. При этом 80,3 процента опрошенных готовы оказать поддержку правоохранительным органам.

Однако в ряде обращений граждан к Уполномоченному проявляется неуважение к сотрудникам следственных и надзорных органов, органов внутренних дел, исправительных учреждений, допускаются упреки в непрофессионализме, обвинения в незаконных действиях, сговоре, коррупции без приведения каких-либо фактов и обоснований. По таким обращениям Уполномоченным даются разъяснения о способах обжалования действий (бездействия) должностных лиц и порядке рассмотрения соответствующих жалоб уполномоченными органами. Вместе с тем, необоснованное обвинение должностных лиц в ряде случаев вынуждает Уполномоченного давать гражданам разъяснения об обязанности следствия согласно части 2 статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса России рассматривать вопрос о возбуждении уголовного дела по факту ложного доноса в отношении лица, заявившего или распространившего сообщение о преступлении, если по результатам процессуальной проверки обвинения конкретных лиц оказываются несостоятельными. Такие меры в Государственном органе расцениваются действиями по защите прав лиц, работающих в правоохранительной системе.

Территориальными органами федеральных ведомств осуществляются необходимые мероприятия по обеспечению прав граждан на объективную и достоверную информацию о своей деятельности, состоянии дел по соответствующим отраслям права. Как одной из активных форм информирования граждан территориальными органами особое внимание уделяется поддержанию в актуальном состоянии официальных сайтов. Многие из них отличаются содержательностью и интерактивными приемами. Так, например, на сайте Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области гражданам предоставлена возможность получения информации о принадлежности исполнительных производств к отделу судебных приставов, о своих долгах и способах оплаты задолженности, форме и порядке подачи обращений, в том числе с помощью интерактивных помощников «Что делать, если…», «Поиск задолженностей», «Попробуй себя в роли пристава». Много полезной информации о способах защиты прав, порядке обращения размещается для граждан на сайте Управления Министерства внутренних дел по Костромской области. Было бы также целесообразным в полезных ссылках на официальных сайтах правоохранительных и надзорных органов в качестве полезных ресурсов для граждан разместить ссылки на сайты правозащитных органов либо информацию об их адресах и номерах телефонов, о чем в территориальные органы направлены соответствующие предложения.

В 2014 году под постоянным вниманием Уполномоченного находилась работа по реализации на территории области Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

от 18 декабря 2013 года № 3500-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации», применение которого было возложено на исправительные учреждения и следственные изоляторы, органы дознания и органы предварительного следствия, суды, уголовно-исполнительные инспекции, судебных приставов-исполнителей, командование воинских частей. В Государственном органе систематически обобщалась соответствующая информация.

В учреждениях Управления Федеральной службы исполнения наказаний в Костромской области амнистировано 155 человек, в том числе 13 человек из исправительных колоний, 8 человек из следственных изоляторов региона, а также 134 человека, находящихся на учете в уголовно-исполнительных инспекциях (осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, осужденных условно, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания и других лиц). Из числа лиц, освободившихся из исправительных колоний, под действие амнистии попали 5 женщин, имеющих малолетних детей, 2 женщины пенсионного возраста, 3 осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, и 3 человека, осужденных за хулиганство. Из числа граждан, осужденных без изоляции от общества, 30 человек были освобождены от наказаний за нарушение правил дорожного движения и эксплуатацию транспортных средств, хулиганство, 25 человек – за совершение преступления в несовершеннолетнем возрасте.

Следственными органами следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Костромской области освобождено

10 человек, в том числе 7 обвиняемых и 3 подозреваемых в совершении преступлений. Постановление об амнистии применено в отношении лиц, совершивших преступления средней тяжести в несовершеннолетнем возрасте, лиц, ранее не отбывавших наказание в исправительных учреждениях, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, инвалида второй группы по общему заболеванию и лица, являвшегося участником боевых действий по защите Отечества. Органами дознания и органами предварительного следствия Управления Министерства внутренних дел по Костромской области прекращено производство 118 уголовных дел

в отношении 133 граждан, в том числе в отношении граждан, совершивших преступления средней тяжести: несовершеннолетних лиц, включая тех, кто ранее не отбывал наказание в воспитательных колониях (52 человека); беременных женщин, а также женщин, имеющих несовершеннолетних детей (31 человек), лиц пенсионного возраста (18 человек); лиц, принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества (4 человека); инвалидов

I и II группы (9 человек); лиц, совершивших преступление, связанное с нарушением правил дорожного движения и эксплуатацией транспортных средств (20 человек).

Судами и мировыми судьями в Костромской области Постановление об амнистии применено к 149 лицам. Были освобождены от наказания 88 лиц, уголовные дела были прекращены в отношении 61 лица. Управлением Федеральной службы судебных приставов по Костромской области на основании Постановления об амнистии прекращено в общей сложности 75 исполнительных производств о взыскании штрафов, назначенных в качестве наказания за совершенное преступление, на сумму 1066 тыс. рублей. Обращений граждан с жалобами в период реализации акта амнистии к Уполномоченному не поступало.

Постановлением губернатора Костромской области от 17 декабря 2014 года № 258 Уполномоченный включен в состав комиссии по вопросам помилования на территории Костромской области. Комиссией в соответствии с Положением, утвержденным постановлением губернатора Костромской области от 22 февраля 2002 года № 70, проводится предварительное рассмотрение ходатайств осужденных и лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость, о помиловании к Президенту Российской Федерации и подготавливаются заключения по материалам для представления губернатору области, которым вносится Президенту Российской Федерации представление о применении акта помилования в отношении соответствующего гражданина. Поскольку действующее законодательство не содержит конкретного перечня каких-либо исключительных обстоятельств, являющихся достаточными для принятия решения рекомендовать руководителю субъекта Российской Федерации внести представление о целесообразности применения акта помилования, представляется, что помилование, как акт гуманизма и милосердия, должно быть основано, прежде всего, на полном учете обстоятельств, характеризующих личность осужденного и обстоятельств уголовного дела.

В этой связи при рассмотрении материалов членами Комиссии принимались во внимание характер и степень общественной опасности совершенного преступления, характеристика поведения осужденного во время отбывания наказания и срок отбытого наказания, информация о возмещении причиненного пострадавшим лицам материального ущерба, данные о личности осужденного (состояние здоровья, семейное положение, возраст и др.). В 2014 году на рассмотрение комиссии поступило 56 материалов по ходатайствам граждан о помиловании, в большинстве – от осужденных, совершивших тяжкие (33,9 процента) и особо тяжкие (55,6 процента) преступления. Из общего числа обратившихся 37 человек (66,1 процента) ранее привлекались к уголовной ответственности. По всем рассмотренным ходатайствам Комиссия рекомендовала губернатору Костромской области отклонить их. Причины выработки рекомендации об отклонении были тяжесть совершенных преступлений, неисполнение осужденным возложенных на него судом обязанностей в период исполнительного срока условного осуждения, незначительный срок отбытого наказания и другие.

В специальных учреждениях на местах изучалось состояние дел по обеспечению надлежащих условий содержания в связи с произошедшими

в них инцидентами. Так, в связи с произошедшим в ноябре 2014 года самовольным оставлением несколькими воспитанниками специального профессионального училища закрытого типа в поселке Бычиха Уполномоченный ознакомился с условиями пребывания в училище, организацией обучения, питания и медицинского обеспечения воспитанников. Были проведены осмотр жилых помещений, помещений учебных классов и мастерских, столовой и медицинской части, беседы с преподавателями и воспитанниками. Нарушений прав содержащихся в учреждении подростков не выявлено.

Поскольку Государственное образовательное учреждение «Специальное профессиональное училище закрытого типа Костромской области» не является исправительным учреждением, целью пребывания ребенка в нем является не отбывание наказания, а перевоспитание. Максимальный срок пребывания воспитанника в учреждении составляет три года. В училище принимаются меры по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, обеспечению дисциплины, а также меры, направленные на ограждение воспитанников учреждения от влияния криминальной, тюремной субкультур и минимизацию их проявлений внутри училища. В учреждении, помимо учебного процесса в рамках основной образовательной программы, ведется воспитательная работа, организованы различные творческие и спортивные секции, кружки. Актуальной для училища остается работа по привлечению и закреплению квалифицированных кадров педагогов и воспитателей, так как отсутствие в настоящее время у воспитательного учреждения свободного служебного жилья не позволяет обеспечивать училище наиболее опытными кадрами. В целях оказания содействия по некоторым проблемным вопросам были подготовлены и направлены в правоохранительные органы и органы местного самоуправления обращения Уполномоченного по вопросам, связанным с содержанием и использованием служебного жилья и коммунальных сетей поселка, состоящих на балансе учреждения, и другим вопросам.

* * *

Особое значение уделялось сбору и обобщению информации, изучению вопросов, связанных с обеспечением на территории области основных конституционных прав граждан.

По рекомендации Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Э.А. Памфиловой в области проводились сбор и обобщение информации, связанной с обеспечением реализации гражданами конституционного права на участие в выборах, в целях оказания содействия участникам избирательного процесса в восстановлении их прав в случаях выявления нарушений. При проведении в единый день голосования

14 сентября 2014 года в области выборов глав Кадыйского и Межевского муниципальных районов, а также выборов глав отдельных поселений

в 8 муниципальных районах был организован прием обращений по вопросам соблюдения и защиты избирательных прав. Каких-либо обращений о нарушениях избирательных прав граждан в 2014 году в Государственный орган не поступало.

Постоянное внимание уделялось и вопросам соблюдения трудовых прав граждан. В Костромской области на протяжении последних лет снижается уровень безработицы, о чем свидетельствуют и ранее приведенные в Докладе данные Росстата. Это обусловлено позитивным влиянием реализации программ занятости населения. Так, в рамках действующей программы «Содействие занятости населения Костромской области

на 2012-2014 годы» государственные услуги по содействию гражданам в поисках подходящей работы получили свыше 26 тысяч человек, в том числе более 8,5 тысяч граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. В общей сложности были трудоустроены почти 18 тысяч человек (из которых более 7 тысяч – лица, особо нуждающиеся в соцзащите), свыше 6 тысяч человек были трудоустроены на временные работы с выплатой материальной поддержки. Государственная услуга по профессиональной ориентации была оказана более 15 тысячам граждан, в том числе более 3,5 тысячам из числа лиц, особо нуждающихся в соцзащите и испытывающих трудности в поиске работы.

В то же время, 513 работников 95 организаций области в 2014 году были предупреждены о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности и штатов.

Нельзя также не отметить положительную динамику в сфере соблюдения прав граждан на справедливые и безопасные условия труда.

В 2014 году общее количество зарегистрированных несчастных случаев на производстве сократилось на 13 процентов, в том числе легких на

13 процентов и тяжелых на 21 процент. Вместе с тем, несмотря на наметившуюся тенденцию к сокращению фактов производственного травматизма, в 2014 году произошло 12 несчастных случаев со смертельным исходом (в 2013 году – 9 случаев).

Растет и трудовая занятость несовершеннолетних, что способствует воспитанию у них уважения к труду, получению ими первых трудовых (профессиональных) навыков и опыта трудовых отношений, а также улучшению материального положения семьи. С учетом имевших место в предыдущие годы травмоопасных ситуаций с подростками, вопросы организации труда несовершеннолетних, особенно в части соблюдения трудовых прав, охраны их труда, нуждаются в постоянном контроле со стороны органов государственной власти и надзорных органов. В 2014 году, по данным департамента по труду и занятости населения Костромской области, был трудоустроен 5941 подросток в возрасте от 14 до 18 лет, что на 1,3 процента больше, чем в 2013 году.

Особое внимание уделялось соблюдению прав граждан на оплату труда и получение установленных законом выплат. Изучалась информация территориальных органов Федеральной службы государственной статистики, Федеральной службы по труду и занятости, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной налоговой службы России по Костромской области, прокуратуры Костромской области, органов исполнительной власти области о задолженности по оплате труда на предприятиях и в организациях. С целью предупреждения нарушений в сфере оплаты труда, а также устранения нарушений закона органами прокуратуры проводятся соответствующие проверки работодателей, по итогам которых Прокуратурой Костромской области систематически предоставлялась Государственному органу информация. По выявленным нарушениям работодателями прав работников на получение своевременной и в полном объеме оплаты труда, а также установленных законом социальных выплат органами прокуратуры внесено 108 представлений об устранении нарушения законодательства об оплате труда. За нарушения законодательства о труде 60 работодателей были привлечены к административной ответственности по статье 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По постановлениям прокуроров в судебном порядке подвергнуты дисквалификации сроком на один год 4 руководителя, не сделавших выводов после привлечения к административной ответственности за невыплату заработной платы и вновь допустивших те же нарушения (руководители ОАО «Сыродел» (Сусанинский район), ООО «Коммунальник» (Кадыйский район), СПК «Трудовик» (Судиславский район), ООО «Жилком-Альянс» (г. Мантурово).

В 2014 году имели место случаи применения к виновным лицам и мер уголовно-правового воздействия по причине несвоевременной выплаты заработной платы работникам, а также неисполнения обязательств, вытекающих из трудовых правоотношений. Так, по факту невыплаты свыше двух месяцев работнику ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет в отношении должностного лица ООО «Летучий Голландец» (г. Кострома) было возбуждено уголовное дело, впоследствии прекращенное в связи с примирением сторон. В настоящее время в отношении лиц, выполняющих управленческие функции, возбуждено уголовное дело по факту невыплаты работникам ООО «Стромнефтемаш»

(г. Кострома) заработной платы свыше двух месяцев. Задолженность по заработной плате в отношении 481 работника «Стромнефтемаш» стала основной причиной прекращения положительной динамики снижения общего уровня задолженности по оплате труда, которая отмечалась в первые три месяца 2014 года. В целях защиты прав работников предприятия органами прокуратуры и другими надзорными ведомствами приняты комплексные меры реагирования: в судебном порядке в пользу работников взыскана задолженность в размере 15 млн рублей, руководитель организации неоднократно привлекался к административной ответственности. При этом, 137 работников предприятия ООО «Стромнефтемаш» воспользовались правом на самозащиту своих трудовых прав и обратились в суд с заявлениями о взыскании задолженности по оплате труда в размере 9,9 млн рублей.

Остается актуальной и проблема восстановления нарушенных прав граждан на выплату заработной платы в организациях-банкротах.

До настоящего времени остается не погашенной просроченная задолженность в МУП «Жилкомхоз» (Межевской район) в размере 1,4 млн рублей. Имеющаяся в Государственном органе информация показывает, что в области в 2014 году имелись и факты непринятия эффективных мер по предотвращению банкротства предприятий, нарушения порядка формирования конкурсной массы, распоряжения имуществом должника, удовлетворения требований кредиторов, несоблюдения принципа достоверности и разумности осуществления полномочий в интересах должника, кредиторов и общества, а также волокиты при осуществлении процедур конкурсного производства. За неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника руководитель ООО «Галичская управляющая организация» гражданин С. был привлечен к уголовной ответственности по части 2 статьи 195 «Неправомерные действия при банкротстве» Уголовного кодекса Российской Федерации (с назначением наказания в виде 8 месяцев лишения свободы условно, с испытательным сроком 6 месяцев).

Состояние дел в данной сфере зависит от системных мер по осуществлению надзора за соблюдением осуществления процедур банкротства в строгом соответствии с действующим законодательством.

В этой связи было бы целесообразным Управлению Россреестра по Костромской области комплексно анализировать полноту и своевременность принимаемых конкурсными управляющими мер по реализации процедур банкротства, Управлению Федеральной налоговой службы Костромской области проявлять более принципиальную позицию при решении вопросов инициирования процедур отстранения от должности недобросовестных арбитражных управляющих, а правоохранительным органам направлять усилия на повышение качества работы по выявлению и пресечению соответствующих преступлений.

Актуальными для жителей области остаются вопросы обеспечения их законных интересов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, непосредственно определяющей качество условий жизни населения.

В области планомерно осуществляются меры по развитию инфраструктуры, обеспечивающей жизнедеятельность населения, в 2014 году на территории Костромской области продолжена реализация ряда государственных и ведомственных программ.

Так, в целях улучшения обеспечения населения Костромской области питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве в рамках реализации ведомственной целевой программы «Чистая вода» введены

в эксплуатацию: станция обезжелезивания в городском поселении город Солигалич, артезианская скважина в городском поселении поселок Кадый, первая очередь очистных сооружений в городском поселении город Макарьев. Также выполнялись работы по строительству объектов в городских округах город Буй и город Мантурово, Антроповском, Судиславском муниципальных районах, корректировалась проектно-сметная документация по ряду других объектов.

В целях повышения эффективности использования энергетических ресурсов потребителями постановлением администрации области от 28 апреля 2014 года № 175-а была утверждена государственная программа Костромской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности». В рамках реализации этой программы модернизированы 13 котельных с установкой котлов на местных видах топлива (дрова, отходы деревообработки) в Кологривском, Макарьевском, Октябрьском, Павинском, Пыщугском, Судиславском, Сусанинском и Чухломском муниципальных районах. Переведены 5 твердотопливных котельных на древесные пеллеты (2 – в муниципальном районе город Нея и Нейский район, 3 – в городском округе город Галич). Проведена реконструкция мазутной котельной в городе Буй, перевод угольной котельной МОУ «Емснинская СОШ» на природный газ, модернизированы тепловые сети на 4 объектах в Кологривском, Октябрьском, Поназыревском и Пыщугском муниципальных районах. Проведенная работа была направлена на повышение энергетической безопасности, развитие экономики, замедление темпов роста тарифов на топливно-энергетические ресурсы и способствовала повышению качества жизни населения.


Информация по документу
Читайте также