Расширенный поиск
Постановление Администрации Костромской области от 09.01.2014 № 1-аАДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 9 января 2014 г. N 1-а Об утверждении государственной программы Костромской области "Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды Костромской области на 2014-2020 годы"
(В редакции Постановления Администрации Костромской области
от 28.04.2014 г. N 181-а; от 26.03.2015 № 110-а; от 09.04.2016 № 96-а)
от 02.02.2017 № 26-а; от 19.06.2017 № 236-а)
В соответствии с постановлениями Правительства Российской
Федерации от 15 апреля 2014 года № 326 «Об утверждении государственной
Программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020
годы», от 15 апреля 2014 года № 322 «Об утверждении государственной
программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование
природных ресурсов», постановлением администрации Костромской области
от 28 января 2014 года № 2-а «О порядке разработки, реализации и
оценки эффективности государственных программ Костромской области»,
распоряжением администрации Костромской области от 26 марта 2013 года
№ 58-ра «Об утверждении перечня государственных программ Костромской
области» администрация Костромской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
(В редакции Постановления Администрации Костромской области
от 28.04.2014 г. N 181-а; от 26.03.2015 № 110-а)
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Костромской области "Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды Костромской области на 2014-2020 годы". 2. Признать утратившими силу:
1) постановление администрации Костромской области от 8 августа 2012 года N 322-а "Об утверждении областной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Костромской области в 2013-2020 годах"; 2) постановление администрации Костромской области от 23 октября 2012 года N 415-а "О внесении изменений в постановление администрации
Костромской области от 08.08.2012 N 322-а"; 3) постановление администрации Костромской области от 10 сентября 2013 года N 361-а "О внесении изменений в постановление администрации
Костромской области от 08.08.2012 N 322-а"; 4) постановление администрации Костромской области от 10 декабря 2013 года N 511-а "О внесении изменений в постановление администрации
Костромской области от 08.08.2012 N 322-а"; 5) постановление администрации Костромской области от 31 октября 2011 года N 397-а "Об утверждении областной целевой программы "Отходы"
на 2012-2016 годы". 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора Костромской области, координирующего работу по вопросам реализации государственной и выработке региональной политики
в сфере природопользования и охраны окружающей среды. 4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на
правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.
(В редакции Постановления Администрации Костромской области
от 26.03.2015 № 110-а)
Губернатор Костромской области
С.Ситников
Приложение
Утверждена
постановлением администрации
Костромской области
от 9 января 2014 г. N 1-а
Государственная программа Костромской области "Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды Костромской
области на 2014-2020 годы"
(В редакции Постановлений Администрации Костромской области
от 28.04.2014 г. N 181-а; от 26.03.2015 № 110-а)
от 09.04.2016 № 96-а; от 02.02.2017 № 26-а)
от 19.06.2017 № 236-а)
Раздел I. Паспорт государственной программы Костромской области «Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды Костромской области на 2014 2020 годы» (далее Программа)
Раздел II. Общая характеристика текущего состояния сферы реализации Программы 10. Костромская область расположена в северной половине европейской
части Российской Федерации и занимает площадь в 60,2 тыс. кв. км. Протяженность
территории Костромской области по прямой с севера на юг составляет около 11. Лесистость Костромской области одна из самых высоких в России и составляет 74,3 процента. Общая площадь лесов на территории области составляет более 4 700 тыс. гектаров. 12. На территории Костромской области выявлено и разведано 1165 месторождений общераспространенных полезных ископаемых (далее ОПИ), из них 523 месторождения строительных материалов, 614 месторождений торфа и 28 – сапропеля. Костромская область обеспечена разведанными запасами строительных материалов: песчано-гравийного материала более 337, 3 млн. куб. м; строительных песков около 306,5 млн. куб. м; глин и суглинков более 134,1 млн. куб. м; карбонатных пород для производства извести и известковой муки с запасами 10 803,3 тыс. м3. 13. Территория Костромской области покрыта густой сетью рек, болот, озер и водохранилищ: 3 610 малых и больших рек, в том числе река Волга, Горьковское водохранилище, 438 озер, крупнейшие из которых озера Галичское и Чухломское, 450 родников, 28 месторождений и участков подземных вод, 10 разведанных месторождений минеральных вод. Водные ресурсы поверхностных водных объектов региона составляют 50,7 куб. км. 14. На территории Костромской области периодически подвергаются подтоплению и затоплению при паводках 202 населенных пункта с населением около 32,5 тыс. человек в 18 муниципальных районах Костромской области. Наибольшее количество населенных пунктов подвержены подтоплению в бассейнах крупных рек (Кострома, Ветлуга, Немда, Унжа, Вига, Нея, Солоница). 15. Другим видом негативного воздействия вод является водная эрозия разрушение берегов водных объектов. Наибольшую опасность данное явление представляет в населенных пунктах, где разрушение берегов несет непосредственную угрозу жилым домам, объектам инфраструктуры и промышленности. 16. Самое большое на территории Костромской области Галичское озеро (площадь 75,4 кв. км) в настоящее время представляет собой большой мелководный слабопроточный водоем, в котором в течение длительного времени остатки отмирающих растений способствовали его обмелению и накоплению илов. Растительность распространяется по всему водоему. Происходит постепенная смена растительности озера болотной растительностью. Озеро утратило способность к самоочищению. В нем происходят ежегодные заморы рыбы, из-за чего качество воды в озере значительно ухудшается, что оказывает неблагоприятное воздействие на условия жизни населения. В целях восстановления и экологической реабилитации Галичского озера в 2009 2010 годах была проведена расчистка устьевых участков русел рек, впадающих в озеро (Едомша, Кешма, Средняя, Челсма, Шокша). В 2010 году разработан проект по расчистке Галичского озера. 17. Объекты животного мира, обитающие на территории Костромской области, составляют неотъемлемую часть ее природного богатства, обеспечивают ее биологическое разнообразие, часть их используется как объекты охоты (охотничьи ресурсы). К охотничьим ресурсам на территории Костромской области отнесены 21 вид млекопитающих и 32 вида птиц. 18. Техническая оснащенность охотхозяйственного комплекса находится на катастрофически низком уровне. Средств, направляемых на биотехнию, мелиорацию, рыбоводно-биологические обоснования, явно недостаточно. Низкая закрепленность охотничьих угодий влечет за собой и низкий уровень контроля за использованием животных ресурсов. В настоящее время на территории Костромской области деятельность по ведению охотничьего хозяйства осуществляют 45 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (охотпользователей), закрепленность угодий составляет чуть более 50% от общей площади охотничьих угодий Костромской области. 19. В этой связи заметно вырос уровень незаконной добычи охотничьих ресурсов и нарушений правил охоты, что наносит значительный ущерб охотничьим ресурсам. Объем нелегальной добычи всех видов охотничьих ресурсов по экспертным оценкам равен официальному изъятию. 20. В Костромской области действуют 26 рыбопромысловых участков, из них: для осуществления промышленного рыболовства 24 участка, для организации любительского рыболовства 1 участок. 21. В регионе отсутствует развитый рынок переработки и реализации готовой продукции из речной рыбы. Как следствие квоты добычи (вылова) водных биоресурсов осваиваются не в полной мере (55 60 процентов от выделяемых рыбодобытчикам). 22. Флора Костромской области содержит в настоящее время 1 759 видов растений, из них 587 видов растений подтверждены гербарными образцами, что составляет 33 процента от их общего числа. В Костромской области насчитывается также 94 интродуцированных и 46 заносных видов. Особенно много заносных видов встречается вдоль железных и автомобильных дорог. Многие виды из интродуцированных и культурных растений одичали и встречаются в естественных растительных сообществах наряду с аборигенными видами. Непосредственно дикорастущая флора содержит 1 271 вид растений, входящих в 110 семейств. 23. Система особо охраняемых природных территорий занимает около 11 процентов от площади региона при оптимальном для поддержания экологического баланса уровне 10 15 процентов. 24. Особо охраняемые природные территории (далее ООПТ) предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия. Указанные территории имеют режим особой охраны, а на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. 25. В период 2001 2008 годов на территории Костромской области был реализован проект «Развитие сети особо охраняемых природных территорий Костромской области». В работах приняли участие ученые и специалисты НИАНО «Международный институт леса», Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН, ученые и студенты географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, биологического факультета Нижегородского университета, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет». Координатором проекта выступил департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области. 26. В ходе реализации проекта, на основании материалов лесоустройства, результатов экспедиций на территории Костромской области, анализа картографического материала (ландшафтных карт области, космических снимков Landsat) проведена полная инвентаризация охраняемых территорий области и разработана научно обоснованная схема развития и размещения ООПТ Костромской области, представляющая в настоящее время экологический каркас области. 27. Указанная схема развития и размещения ООПТ получила положительное заключение государственной экологической экспертизы и утверждена постановлением администрации Костромской области от 16 июня 2008 года № 172-а «Об утверждении схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения Костромской области» (далее Схема развития и размещения ООПТ). 28. По состоянию на 1 декабря 2012 года, природно-заповедный фонд Костромской области составляет около 300 тыс. га (6 процентов от общей площади Костромской области) представлен двумя территориями федерального значения и 79 территориями регионального значения (53 заказника, 18 памятников природы и 8 туристско-рекреационных местностей) и 1 территорией местного значения. 29. Одной из функций территориальной формы охраны природных комплексов является сохранение местообитаний редких видов, нуждающихся в охране. Перечень видов, занесенных в Красную книгу Костромской области, включает 280 видов живых организмов, в том числе: 86 позвоночных животных, 38 беспозвоночных животных, 141 высших растений, 13 мхов, 1 лишайников, 1 водорослей. В Красную книгу Костромской области включены 23 вида, поименованные в списках видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в том числе: 1) млекопитающие: обыкновенная выхухоль, европейская норка; 2) птицы: черный аист, гусь-пискулька, краснозобая казарка, сапсан, беркут, обыкновенный змееяд, белохвостый орлан, скопа, обыкновенный кулик-сорока, малая крачка, белая куропатка, филин, серый сорокопут, белая лазоревка; 3) рыбы: стерлядь, европейский хариус, обыкновенный подкаменщик; 4) насекомые: мнемозина; 5) растения, грибы, лишайники: надбородник безлистный, неоттианте клобучковая, офрис насекомоносная, лобария легочная. Работы над созданием Красной книги Костромской области завершены в 2009 году. 30. Значительна роль ООПТ в формировании экологического мировоззрения населения, организации образовательного процесса в школах, бережного отношения подрастающего поколения к природе. При этом большое значение должно отводиться изданию типографской продукции, содержащей информацию о природно-заповедном фонде родного края. 31. Общая масса выбросов вредных (загрязняющих) веществ (далее ЗВ) от стационарных источников по Центральному федеральному округу составила в 2011 году 1 957,8111 тыс. тонн, при этом доля Костромской области 3,15 процента. По вкладу в суммарные выбросы ЗВ от стационарных источников Костромская область занимает 9 позицию из 18 субъектов Российской Федерации в Центральном федеральном округе. 32. За последние 5 лет, по которым имеются данные (2007 2011 годы), вклад электротеплоэнергетики в выбросы ЗВ от стационарных источников составил в среднем 52 процента. 33. Второй (по вкладу в выбросы ЗВ от стационарных источников) группой экономической деятельности являются предприятия обрабатывающих производств, и среди них предприятия по переработке древесины. Средний за 2007 2011 годы вклад предприятий деревообработки составил 28,5 процента. Предприятия группы экономической деятельности «транспорт и связь» дают вклад около 1,5 процента от общей массы выбросов ЗВ от стационарных источников. 34. В последние годы численность автомобильного транспорта интенсивно увеличивается. При этом проблемы надлежащего содержания дорог, их низкой пропускной способности (не соответствующей существующему количеству автотранспорта) остаются актуальными. В целом по России относительная доля автотранспорта в общих антропогенных выбросах составляет около 40,0 процентов. Для Костромской области за последние 5 лет (2007 2011 годы) этот показатель стабильно превышает 50,0 процентов. 35. По данным статистической отчетности, количество отходов производства и потребления в Костромской области за 2013 год составило 1 008,0 тыс. тонн. 36. Основная масса образующихся отходов в Костромской области, представлена отходами IV V классов опасности для окружающей природной среды: твердыми бытовыми отходами (далее ТБО), бумажными, текстильными отходами, вторичными ресурсами (ломом черных, цветных металлов, отходами полимерных материалов, отходами стекла и др.). 37. На территории Костромской области зарегистрированы 173 объекта размещения отходов, из них только 6 полигонов включены в государственный реестр объектов размещения отходов. 38. В то же время согласно действующему законодательству Российской Федерации размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещено. 39. Многие виды отходов производства и потребления являются ценным сырьевым источником вторичных материальных и энергетических ресурсов, однако вовлечение их в хозяйственный оборот недостаточно в связи с неразвитостью на территории Костромской области системы сбора и переработки вторичного сырья, отсутствием сортировки твердых бытовых отходов перед их захоронением. 40. Основными проблемами в сфере недропользования являются: 1) применение устаревших технологий по добыче полезных ископаемых (отсутствие технологий по обогащению, промывки), информационного обеспечения по минерально-сырьевой базе Костромской области; 2) недостаточная изученность минерально-сырьевой базы Костромской области в отдельных районах Костромской области и некоторых видов полезных ископаемых (карбонатных пород в качестве облицовочных материалов, камней строительных, минеральных порошков). 41. Основными проблемами в сфере использования и охраны водных объектов являются: 1) эксплуатация гидротехнических сооружений Костромской области (далее ГТС), находящихся в неудовлетворительном состоянии; 2) загрязнение поверхностных водных объектов и негативное воздействие вод; 3) нерациональность использования водных ресурсов; 4) разрушение берегов водных объектов. 42. Основными проблемами в сфере охотпользования и рыболовства являются: 1) снижение эффективности хозяйствования в охотничьей отрасли; 2) низкая закрепленность охотничьих угодий; 3) увеличение фактов нарушений правил охоты и незаконной охоты (браконьерство), снижение эффективности хозяйствования в рыболовном промысле, увеличение фактов незаконной ловли рыбы (браконьерство). 43. Основными проблемами в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности являются: 1) отсутствие сведений о границах, режиме особой охраны, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности образованных особо охраняемых природных территорий регионального значения; 2) возросшее количество автомобильного транспорта, отсутствие объездных дорог для грузового автотранспорта; 3) несовершенство системы сбора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. 44. Решение указанных проблем, связанных с организацией деятельности в сфере рационального использования и охраны природных и биологических ресурсов и обеспечения экологической безопасности на территории Костромской области, не может быть достигнуто набором мероприятий и требует программно-целевого подхода: взаимно увязанных последовательных действий, организации единого механизма реализации и эффективного управления этим процессом, полноценного финансового обеспечения, контроля за эффективностью проводимых мероприятий и получением ожидаемых результатов. Раздел III. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы 45. Программа базируется на Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года; положениях Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года № 1225-р; Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р; Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года № 1540-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года»; Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 27 августа 2013 года № 189-ра «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года»; Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года № 1235-р; Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 2322-р. Стратегической целью государственной политики в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. 46. В области развития геологии и недропользования основными приоритетами государственной политики являются: повышение уровня изученности территории Костромской области с целью определения новых участков и месторождений общераспространенных полезных ископаемых; воспроизводство минерально-сырьевой базы для обеспечения баланса «потребление-воспроизводство», выявление новых участков недр и месторождений, содержащих привлекательные для инвесторов месторождения полезных ископаемых; решение проблемы комплексного и рационального использования существующей минерально-сырьевой базы на основе научно обоснованной системы требований к технологиям добычи и переработки минерального сырья, повышения уровня выполнения недропользователями существенных условий лицензионных соглашений. 47. В области развития водохозяйственного комплекса основными приоритетами государственной политики являются: сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения; повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод за счет приведения гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, к безопасному техническому состоянию, повышения их эксплуатационной надежности; строительство и реконструкция сооружений инженерной защиты (берегоукреплений); развитие системы государственного мониторинга водных объектов. 48. Основными приоритетами государственной политики, определяющими направление развития в сфере охотничьего хозяйства и рыболовства, являются: обеспечение сохранения естественных экологических систем и природных комплексов, охраны и расширенного воспроизводства охотничьих ресурсов и водных биологических ресурсов; обеспечение прав человека на благоприятную окружающую среду и социальных интересов населения в пользовании охотничьими и водными биологическими ресурсами; развитие малого и среднего предпринимательства (повышение экономической привлекательности) в сфере охотничьего хозяйства и рыболовства, наряду с повышением социальной ответственности бизнеса; совершенствование нормативного правового регулирования в сфере охотничьего хозяйства и смежных отраслях природопользования, в том числе снижение административных барьеров в области охоты; информатизация всех заинтересованных участников отношений в сфере охотничьего хозяйства; осуществление научных исследований в сфере устойчивого использования охотничьих ресурсов, совершенствование в развитие системы профильного научного образования; развитие международного сотрудничества в сфере охотничьего хозяйства и устойчивого использования охотничьих ресурсов. 49. Основными приоритетами, определяющими направления в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в Костромской области, являются: предотвращение разрушения естественных экосистем и истощения природных ресурсов, сохранение экологических условий для развития растительного и животного мира; сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира; сохранение разнообразия используемых биологических ресурсов, их внутренней структуры и способности к саморегуляции и самовоспроизводству; внедрение экологически безопасных технологий в экономике Костромской области; совершенствование системы мониторинга состояния окружающей среды; проведение противопожарного обустройства торфяных месторождений и лесов в Костромской области; снижение негативного влияния отходов производства и потребления посредством создания эффективной системы обращения с отходами (сбор, использование, обезвреживание, размещение); развитие системы просвещения населения в сфере охраны окружающей среды; сохранение и восстановление редких и исчезающих видов живых организмов в естественной среде их обитания, в неволе и генетических банках. 50. Приоритеты и цели государственной политики в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды определяют необходимость комплексного решения задач, направленных на сохранение природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности на территории Костромской области. Раздел IV. Цели, задачи, прогноз развития сферы реализации Программы и сроки ее реализации 51. С учетом положений стратегических документов и приоритетных направлений государственной политики в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды целями Программы являются обеспечение экономики региона запасами общераспространенных полезных ископаемых; сохранение и развитие природных ресурсов и биоресурсов; оздоровление экологической обстановки на территории Костромской области. 52. В соответствии с указанными целями, с учетом основных проблем в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды и прогнозом развития Программа предусматривает решение следующих основных задач: 1) устойчивое, сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы с гарантированным обеспечением потребности экономики Костромской области в минеральных ресурсах; 2) сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения; 3) обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод; 4) обеспечение сохранения и воспроизводства объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и водных биологических ресурсов, привлечение инвестиций в охотничье хозяйство и рыбодобывающую отрасль Костромской области; 5) повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем в Костромской области; 6) снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду при обращении с отходами производства и потребления в Костромской области; 7) эффективное управление ходом реализации Программы. 53. С учетом положений стратегических документов и приоритетных направлений государственной политики в области геологии и недропользования целью подпрограммы «Развитие и использование минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых на территории Костромской области» является устойчивое, сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы с гарантированным обеспечением потребности экономики Костромской области в минеральных ресурсах. 54. В соответствии с указанной целью, с учетом основных проблем в области геологии и недропользования и прогнозом развития подпрограмма предусматривает решение такой задачи, как прирост запасов полезных ископаемых на территории Костромской области. 55. С учетом положений стратегических документов и приоритетных направлений государственной политики в области развития водохозяйственного комплекса целями подпрограммы «Развитие водохозяйственного комплекса Костромской области» являются сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения; обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод. 56. В соответствии с указанными целями, с учетом основных проблем в водохозяйственном комплексе и прогнозом его развития подпрограмма предусматривает решение следующих основных задач: 1) обеспечение охраны водных объектов и их частей, расположенных на территории Костромской области; 2) предупреждение чрезвычайных ситуаций природного характера, связанных с негативным воздействием вод; 3) обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований Костромской области. 57. С учетом положений стратегических документов и приоритетных направлений государственной политики в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов целью подпрограммы «Воспроизводство и использование охотничьих и водных биологических ресурсов Костромской области» является обеспечение сохранения и воспроизводства объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и водных биологических ресурсов, привлечение инвестиций в охотничье хозяйство и рыбодобывающую отрасль Костромской области. 58. В соответствии с указанной целью, с учетом основных проблем в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и прогнозом развития подпрограмма предусматривает решение следующих основных задач: 1) обеспечение воспроизводства и увеличения численности охотничьих животных; 2) развитие промышленного и любительского рыболовства; 3) создание условий для инвестирования частного капитала в охотничье хозяйство; 4) обеспечение эффективного использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. 59. С учетом положений стратегических документов и приоритетных направлений государственной политики в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности целью подпрограммы «Охрана окружающей среды Костромской области» является повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем в Костромской области. 60. В соответствии с указанной целью, учетом основных проблем в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности подпрограмма предусматривает решение следующих основных задач: 1) развитие и обеспечение функционирования региональной комплексной системы мониторинга и контроля за состоянием окружающей среды; 2) развитие сети особо охраняемых природных территорий регионального значения, повышение их биопродуктивности; 3) развитие системы экологического просвещения в Костромской области; 4) обеспечение режима сохранения уникальных объектов биоразнообразия Костромской области. 61. В соответствии с основными приоритетами государственной политики в сфере охраны окружающей среды целью подпрограммы «Отходы» является снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду при обращении с отходами производства и потребления в Костромской области. 62. В соответствии с указанной целью, учетом основных проблем в сфере охраны окружающей среды подпрограмма предусматривает решение следующих основных задач: 1) минимизация негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду; 2) ликвидация вышедших из употребления и пришедших в негодность пестицидов и ядохимикатов. 63. Целью подпрограммы «Обеспечение реализации государственной
программы Костромской области «Рациональное использование природных ресурсов и
охрана окружающей среды Костромской области на 2014-2020 годы» является
эффективное управление ходом реализации Программы. Достижению указанной цели
будет способствовать обеспечение выполнения целевых показателей (индикаторов)
Программы (подпрограмм). 64. В целом реализация Программы будет способствовать: увеличению объема добычи ОПИ на территории Костромской области до 1800,0 тыс. куб. м; актуализации современного состояния минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых с учетом временного, геологического и техногенного факторов; сырьевому обеспечению в сфере строительной и дорожной отрасли Костромской области; повышению инвестиционной привлекательности Костромской области в сфере добычи и переработки ОПИ, производства местных строительных материалов; снижению себестоимости добычи и переработки ОПИ в Костромской области; увеличению ресурсной базы по общераспространенным полезным ископаемым на 10,0 млн. куб. м; сокращению уровня экологического воздействия на водные объекты, снижению заболеваемости и увеличению продолжительности жизни населения, сбалансированному развитию территорий и отраслей Костромской области; повышению защищенности населения и территорий от наводнений и другого негативного воздействия вод за счет реализации комплексных мероприятий по приведению аварийных гидротехнических сооружений к технически безопасному уровню; обеспечению благоприятных экологических условий для жизни населения, развитию сферы услуг в области водного туризма и рекреации за счет значительного сокращения уровня негативного антропогенного воздействия на водные объекты; обеспечению комфортной среды обитания водных биологических ресурсов и сохранению видового биоразнообразия; предотвращению вероятного ущерба от наводнений и иного негативного воздействия до 3,6 млрд. рублей к 2020 году; обеспечению регулярного мониторинга за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей 7 поверхностных водных объектов или их частей (реки Нея, Челсма, Средняя, Едомша, Шокша, Кешма, Шарьинка); развитию систем инженерной защиты на территории населенных пунктов и объектов экономики; сохранению и воспроизводству объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и водных биологических ресурсов; увеличению численности основных видов охотничьих ресурсов (лось, медведь) в среднем на 2,0 процента к 2020 году; повышению эффективности государственного охотничьего надзора на территории Костромской области; созданию условий для инвестирования частного капитала в охотничье хозяйство и его развитию на территории Костромской области с увеличением численности людей, осуществляющих деятельность в данной отрасли; развитию промышленного и любительского рыболовства и увеличению уловов водных биологических ресурсов; обеспечению благоприятных экологических условий, повышению уровня экологической безопасности Костромской области и сохранению природных систем; развитию региональной комплексной системы мониторинга и контроля за состоянием окружающей среды; модернизации региональной экоаналитической лаборатории в части расширения инструментальных и аналитических услуг; увеличению количества обследованных объектов негативного воздействия на окружающую среду с применением лабораторных обследований до 55,0 процентов от всех зарегистрированных объектов; обеспечению регулярного мониторинга качественных показателей 5 поверхностных водных объектов Костромской области (рек Унжа, Немда, Ветлуга, Шарьинка, Нерехта) и регулярного мониторинга состояния атмосферного воздуха на территориях всех городских округов Костромской области; реализации Схемы развития и размещения ООПТ; повышению уровня информированности и привлечения граждан к вопросам состояния, охраны окружающей среды и природных ресурсов Костромской области; обеспечению регулярного мониторинга состояния популяций и местообитания живых организмов, включенных в Красную книгу Костромской области; установлению приоритета вторичного использования отходов производства и потребления над их захоронением, как следствие формированию системы по вовлечению отходов производства и потребления в хозяйственный оборот; совершенствованию системы обращения с отходами производства и потребления в Костромской области; осуществлению комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить ликвидацию вышедших из употребления и пришедших в негодность пестицидов и ядохимикатов; ежегодному выполнению показателей Программы на 100%. 65. Программа рассчитана на 7 лет: с 2014 по 2020 годы и осуществляется в один этап. 66. В указанный период планируется обеспечить практическую реализацию основных мероприятий Программы. Раздел V. Обобщенная характеристика мероприятий Программы 67. Состав основных мероприятий Программы определен исходя из необходимости достижения ее целей и задач и сгруппирован по подпрограммам. Состав мероприятий может корректироваться по мере решения задач Программы. 68. В состав Программы входят 6 подпрограмм, выделенных в соответствии с задачами Программы: 1) подпрограмма «Развитие и использование минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых на территории Костромской области» (приложение № 1 к Программе); 2) подпрограмма «Развитие водохозяйственного комплекса Костромской области» (приложение № 2 к Программе); 3) подпрограмма «Воспроизводство и использование охотничьих и водных биологических ресурсов Костромской области» (приложение № 3 к Программе); 4) подпрограмма «Охрана окружающей среды Костромской области» (приложение № 4 к Программе); 5) подпрограмма «Отходы» (приложение № 5 к Программе); 6) подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы Костромской области «Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды Костромской области на 2014-2020 годы» (приложение № 6 к Программе). 69. Для каждой подпрограммы определены цели и задачи, решение которых обеспечивает достижение целей и задач Программы. 70. Подпрограмма «Развитие и использование минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых на территории Костромской области» предусматривает реализацию следующих мероприятий: 1) проведение геологоразведочных работ на месторождении пресных подземных вод «Северобуйское» с целью переоценки ранее разведанных запасов пресных подземных вод месторождения «Северобуйское» по промышленной категории (не ниже «С1») для последующей организации водоснабжения населения и промышленных предприятий г. Буя качественной питьевой водой; 2) поиски и поисково-оценочные работы песчаного материала в акватории
реки Волги, 581,0- 3) поиски и поисково-оценочные работы суглинков для производства кирпича в районе месторождения суглинков «Ширикалихинское» Шарьинского муниципального района с целью определения (объемов) запасов суглинков для производства кирпича; 4) проведение геологоразведочных работ на участке недр местного значения «Лебедевское» Солигаличского муниципального района с целью выявления месторождения песчано-гравийного материала; 5) проведение геологоразведочных работ на месторождении песчано-гравийного материала «Никульское» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район с целью количественного определения запасов материалов; 6) проведение поисково-оценочных работ на участке недр местного значения «Сыданиха» Красносельского муниципального района с целью прироста запасов суглинков для производства кирпича на территории Костромской области; 7) проведение поисково-оценочных работ на участке недр местного значения «Горки» Костромского муниципального района с целью выявления месторождений песчаного и гравийно-песчаного материала; 8) проведение поисково-оценочных работ на участке недр местного значения «Низкое» Нерехтского муниципального района с целью выявления месторождений песчаного и гравийно-песчаного материала; 9) проведение поисково-оценочных работ на участке недр местного значения «Серково» Костромского муниципального района с целью выявления месторождений песчаного и гравийно-песчаного материала; 10) проведение поисково-оценочных работ на участке недр местного значения «Ивановский» Костромского муниципального района с целью выявления месторождений песчаного и гравийно-песчаного материала; 11) проведение поисково-оценочных работ на участке недр местного значения «Задубье-2» Костромского муниципального района с целью прироста запасов суглинков для производства кирпича; 12) проведение поисково-оценочных работ на участке недр местного значения «Самсонка» Костромского муниципального района с целью выявления месторождений песчаного материала; 13) проведение поисково-оценочных работ на участке недр местного значения «Кострома» Костромского муниципального района с целью выявления месторождений песчаного и гравийно-песчаного материала; 14) проведение геологоразведочных работ на месторождении песчано-гравийного материала «Горкинское» Галичского муниципального района с целью определения запасов материалов и их количества; 15) проведение работ по геологическим изысканиям на участке недр местного значения «Кировские пески» Шарьинского муниципального района с целью выявления месторождения, определения запасов материалов и их количества; 16) проведение поисково-оценочных работ на участке недр местного значения «Тихоновский» Костромского муниципального района с целью выявления месторождений суглинков для производства керамзита; 17) проведение поисково-оценочных работ на участке недр местного значения «Алабухинское» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район с целью выявления месторождений суглинков для производства кирпича; 18) поиски и поисково-оценочные работы в муниципальных районах Костромской области с целью формирования в них минерально-сырьевой базы; 19) проведение геологоразведочных работ на выявление месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Костромской области с целью формирования минерально-сырьевой базы в муниципальных районах Костромской области; 20) проведение геологоразведочных работ на участке недр местного значения «Дюково» Шарьинского муниципального района с целью выявления месторождения, определения запасов материалов и их количества. 71. Подпрограмма «Развитие водохозяйственного комплекса Костромской области» предусматривает реализацию следующих мероприятий: 1) охрана водных объектов и их частей, расположенных на территории Костромской области. В рамках данного комплекса мероприятий предполагается осуществление следующих мероприятий: закрепление на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов бассейна реки Ветлуги специальными информационными знаками; закрепление на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в г. Костроме и Костромском муниципальном районе специальными информационными знаками; проведение геодезических работ по определению положения береговой линии, ширины водоохранной зоны, ширины прибрежной защитной полосы и разработка землеустроительной карты (далее - определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов): определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов бассейна реки Унжи; определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов бассейна озера Галичское; определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов бассейна реки Нёмды; определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов бассейнов рек Меры, Андобы; определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов бассейна озера Чухломское; расчистка озера Галичское (подъем донных осадков и их обезвоживание в соответствии с проектными решениями); корректировка проектно-сметной документации (далее - ПСД) «Расчистка озера Галичское»; закрепление на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов бассейна реки Унжи специальными информационными знаками; закрепление на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов бассейна реки Нёмды специальными информационными знаками; закрепление на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов бассейнов рек Меры, Андобы специальными информационными знаками; закрепление на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов озер Чухломское и Галичское специальными информационными знаками; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод в отношении водных объектов, полностью расположенных на территории Костромской области. В рамках данного комплекса мероприятий предполагается осуществление следующих мероприятий: расчистка берегов и дноуглубление русел рек Неи и Нельши Костромской области (р. Нельша, 4 этап); разработка ПСД «Расчистка и дноуглубление русел рек Воржа и Бродок в районе населенных пунктов Шунга и Саметь Костромского муниципального района Костромской области»; расчистка и дноуглубление русел рек Воржа и Бродок в районе населенных пунктов Шунга и Саметь Костромского муниципального района Костромской области; спрямление русла реки Вексы у погоста Успенье Галичского муниципального района Костромской области; корректировка ПСД «Расчистка, дноуглубление и спрямление русла реки Шарьинки Шарьинского муниципального района Костромской области»; расчистка, дноуглубление и спрямление русла реки Шарьинки Шарьинского муниципального района Костромской области; 3) сохранение и восстановление водных объектов, утративших способность к самоочищению. В рамках данного комплекса мероприятий предполагается осуществление следующих мероприятий: разработка ПСД по восстановлению и экологической реабилитации устьевых участков рек, впадающих в озеро Чухломское; восстановление и экологическая реабилитация устьевых участков рек, впадающих в озеро Чухломское (ликвидация их засорения и загрязнения); 4) капитальный ремонт и строительство гидротехнических сооружений. В рамках данного комплекса мероприятий предполагается осуществление следующих мероприятий: разработка ПСД на капитальный ремонт гидротехнического сооружения (плотины) на реке Костроме в г. Солигаличе Солигаличского муниципального района Костромской области; разработка ПСД на строительство объекта капитального строительства
муниципальной собственности города Костромы берегоукрепления, левый берег
Горьковского водохранилища в границах г. Костромы, разработка ПСД на капитальный ремонт плотины на реке Нерехте, г. Нерехта Костромской области; разработка ПСД на строительство объекта капитального строительства муниципальной собственности Вохомского сельского поселения «Реконструкция водоподъемной плотины на р. Вочка в пос.Вохма Костромской области»; разработка ПСД на капитальный ремонт плотины на реке Семёновка, дер. Попадьино Сусанинского муниципального района Костромской области; разработка ПСД на капитальный ремонт водоотводящего канала в районе Заречных проездов г. Костромы; разработка ПСД на реконструкцию берегоукрепления, правый берег
Горьковского водохранилища в границах с. Чернопенье, Костромской муниципальный
район Костромской области, 617- капитальный ремонт берегоукрепления, правый берег Горьковского
водохранилища в границах г. Костромы, 598- реконструкция берегоукрепления, правый берег Горьковского
водохранилища в границах с. Чернопенье, Костромской муниципальный район
Костромской области, 617- капитальный ремонт гидротехнического сооружения (плотины) на реке Костроме в г. Солигаличе Солигаличского муниципального района Костромской области; капитальный ремонт дамб водного объекта Мельниковские пруды, Нерехтский муниципальный район Костромской области, ГТС прудов; капитальный ремонт плотины на реке Нерехте, г. Нерехта Костромской области; реконструкция водоподъемной плотины на р. Вочка в пос. Вохма Костромской области; капитальный ремонт плотины на реке Семёновке, дер. Попадьино Сусанинского муниципального района Костромской области; капитальный ремонт водоотводящего канала в районе Заречных проездов, г. Кострома; строительство объекта капитального строительства муниципальной собственности города Костромы берегоукрепления, левый берег Горьковского водохранилища в границах г. Костромы, 600 км судового хода; 5) мероприятия по осуществлению государственного мониторинга поверхностных водных объектов. В рамках данного комплекса мероприятий предполагается осуществление регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей 7 водных объектов или их частей (рек Нея, Челсма, Середняя, Едомша, Шокша, Кешма, Шарьинка). 72. Подпрограмма «Воспроизводство и использование охотничьих и водных биологических ресурсов Костромской области» предусматривает реализацию следующих мероприятий: 1) обеспечение сохранения, воспроизводства и устойчивого использования охотничьих ресурсов, увеличение численности охотничьих животных. В рамках данного комплекса мероприятий предполагается проведение мероприятий по мониторингу численности охотничьих ресурсов и состояния среды их обитания, а также проведение комплекса биотехнических и воспроизводственных мероприятий на территории общедоступных охотничьих угодий Костромской области; 2) создание условий для инвестирования частного капитала в охотничье хозяйство и рыбодобывающую отрасль. В рамках данного комплекса мероприятий предполагается: проведение рыбоводно-биологического обоснования водоемов для включения
их в перечень рыбопромысловых участков Костромской области; изготовление бланков охотничьих билетов единого федерального образца. 73. Подпрограмма «Охрана окружающей среды Костромской области» предусматривает реализацию следующих мероприятий: 1) формирование региональной комплексной системы мониторинга и контроля за состоянием окружающей среды. В рамках данного комплекса мероприятий предполагается осуществление следующих мероприятий: организация и проведение мониторинга качественных показателей состояния поверхностных водных объектов (регулярный мониторинг рек Унжа, Немда, Ветлуга, Шарьинка, Нерехта); организация и проведение мониторинга состояния атмосферного воздуха (регулярный мониторинг атмосферного воздуха на территориях городов Буя, Галича, Волгореченска, Костромы, Мантурово, Шарьи); модернизация и развитие региональной системы государственного аналитического контроля за состоянием и загрязнением окружающей среды (атмосферный воздух, водные объекты, почвы); 2) реализация схемы развития и размещения ООПТ регионального значения Костромской области и обеспечение их стабильного функционирования. В рамках данного комплекса мероприятий предполагается осуществление следующих мероприятий: проведение комплексных экологических обследований перспективных территорий Костромской области с целью создания ООПТ регионального значения; организация проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня (материалов комплексных экологических обследований территорий); выполнение работ по установлению границ особо охраняемых природных территорий регионального значения как зон с особыми условиями использования территорий для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости; изготовление и установка информационных знаков на ООПТ регионального значения; проведение биотехнических мероприятий на территории государственного природного заказника областного значения «Кологривская пойма» (очистка территории заказника, вспашка, посев кормовых полей); 3) экологическое просвещение, пропаганда и обеспечение населения области информацией о состоянии окружающей среды и природопользования. В рамках данного комплекса мероприятий предполагается осуществление следующих мероприятий: обеспечение населения информацией о состоянии природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области; проведение ежегодного конкурса на благоустройство родников, расположенных на территории Костромской области; 4) сохранение уникальных объектов биоразнообразия Костромской области. В рамках данного мероприятия предполагается ведение Красной книги Костромской области в части осуществления регулярного мониторинга состояния популяций и местообитания 280 видов живых организмов, включенных в Красную книгу Костромской области. 74. Подпрограмма «Отходы» предусматривает реализацию следующих мероприятий: 1) совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления в Костромской области. В рамках данного комплекса мероприятий предполагается осуществление следующих мероприятий: реализация инвестиционного проекта по созданию комплексной системы обращения с отходами производства и потребления на территории Костромской области: строительство мусоросортировочного комплекса и полигона ТБО; реализация инвестиционного проекта по строительству
полигона захоронения твердых коммунальных отходов, прошедших сортировку на
мусоросортировочном комплексе; разработка территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; 2) мероприятия по ликвидации вышедших из употребления и пришедших в негодность пестицидов и ядохимикатов на территории Костромской области. В рамках данного мероприятия предполагается вывоз на утилизацию запрещенных к использованию и пришедших в негодность ядохимикатов и пестицидов, оставшихся после изменения форм собственности сельхозпредприятий Костромской области, с территорий муниципальных образований Костромской области. 75. Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы Костромской области «Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды Костромской области на 2014-2020 годы» предусматривает реализацию следующих мероприятий: 1) обеспечение деятельности аппарата департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области за счет средств областного и федерального бюджета; 2) обеспечение деятельности (оказание услуг) подведомственных учреждений путем предоставления субсидий на выполнение государственных заданий. В реализации Программы участвуют 3 подведомственных учреждения (все бюджетные): ОГБУ «Костромское государственное опытное охотничье хозяйство»; ОГБУ «Природоохранная дирекция»; ОГБУ «Государственный природный заказник «Сумароковский». 76. Перечень программных мероприятий, планируемых к реализации в рамках Программы, представлен в приложении № 7 к Программе. Общий перечень объектов капитального строительства (реконструкции), включенных в Программу, представлен в приложении № 8 к Программе. Раздел VI. Показатели Программы и прогноз конечных результатов ее реализации 77. Прогноз развития отрасли основывается на достижении значений основных показателей (индикаторов), а также частных индикаторов реализации подпрограмм. 78. Система показателей (индикаторов) сформирована с учетом обеспечения возможности проверки и подтверждения достижения целей и решения задач Программы (подпрограмм) и включает взаимодополняющие друг друга показатели (индикаторы) реализации Программы и ее подпрограмм. При формировании указанной системы учтены требования к характеристике каждого показателя (адекватность, точность, объективность, достоверность, однозначность, экономичность, сопоставимость, своевременность и регулярность). Состав показателей (индикаторов) связан с задачами и основными мероприятиями Программы и подпрограмм, что позволяет оценить ожидаемые конечные результаты и эффективность реализации Программы. 79. Показателем (индикатором) реализации Программы в рамках решения задачи по устойчивому, сбалансированному развитию минерально-сырьевой базы с гарантированным обеспечением потребности экономики Костромской области в минеральных ресурсах является увеличение объема добычи общераспространенных полезных ископаемых (тыс. куб. м). 80. Показателем (индикатором) реализации Программы в рамках решения задачи по сохранению и восстановлению водных объектов Костромской области до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, является доля водохозяйственных участков, класс качества которых (по индексу загрязнения вод) повысился (проценты). 81. Показателями (индикаторами) реализации Программы в рамках решения задачи по обеспечению защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод являются: доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях (процентов); увеличение доли протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, к общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности (процентов). 82. Показателями (индикаторами) реализации Программы в рамках решения задачи по обеспечению сохранения и воспроизводства объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и водных биологических ресурсов, являются: Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|