Расширенный поиск

Постановление Думы Костромской области от 21.04.2016 № 229

 

 

 

 

КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

21 апреля 2016 года                                                                                № 229

 

 

О Докладе Уполномоченного по правам человека в Костромской области за 2015 год

 

 

Заслушав информацию В.В. Смирнова о Докладе Уполномоченного по правам человека в Костромской области за 2015 год, направленном Костромской областной Думе в соответствии со статьей 18 Закона Костромской области от 29 декабря 2010 года № 24-5-ЗКО «Об Уполномоченном по правам человека в Костромской области», Костромская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять к сведению Доклад Уполномоченного по правам человека в Костромской области за 2015 год (далее – Доклад).

2. Опубликовать Доклад на Портале государственных органов Костромской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Опубликовать информацию о Докладе в официальном периодическом печатном издании Костромской области.

4. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель Костромской                                                              А. Анохин

областной Думы

 

 

 

Доклад

Уполномоченного по правам человека

в Костромской области

за 2015 год

 

Уполномоченный по правам человека в Костромской области (далее – Уполномоченный) осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Костромской области от 29 декабря 2010 года № 24-5-ЗКО «Об Уполномоченном по правам человека в Костромской области». Согласно указанному Закону данная государственная должность Костромской области учреждена в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, их соблюдения и уважения органами государственной власти Костромской области и местного самоуправления, их должностными лицами. Деятельность Уполномоченного направлена на оказание содействия в реализации и защите прав и законных интересов всем слоям населения области независимо от гражданства, возраста, рода деятельности, вероисповедания, политических убеждений и иных признаков.

В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, которыми с соответствии с международными правовыми стандартами установлены механизмы обеспечения реализации и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а также законодательством Костромской области.

В 2015 году правовые основы деятельности региональных уполномоченных получили дальнейшее правовое закрепление. По итогам встреч Президента России В.В. Путина с федеральным Уполномоченным по правам человека и региональными уполномоченными в целях законодательного закрепления независимого статуса и расширения полномочий уполномоченных по правам человека в субъектах России были приняты Федеральный конституционный закон от 6 апреля 2015 года
№ 3-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон
«Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и
Федеральный закон от 6 апреля 2015 года № 76-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека». Теперь основы правового статуса регионального уполномоченного напрямую закреплены в Федеральном законе от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в специальной главе «Основы статуса государственных органов субъекта Российской Федерации, формируемых законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации».

В соответствии с федеральным законодательством Законом Костромской области от 7 июля 2015 года № 715-5-ЗКО в законы Костромской области «О государственных должностях Костромской области» и «Об Уполномоченном по правам человека в Костромской области» были внесены изменения, развивающие их концептуальную основу. Уточнен порядок назначения на должность Уполномоченного и освобождения его от должности, расширена компетенция Уполномоченного по рассмотрению жалоб, в том числе по осуществлению взаимодействия с территориальными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также с организациями федерального подчинения при рассмотрении жалоб на решения или действия (бездействие) таких органов и организаций. В этой связи закреплено право Уполномоченного запрашивать и получать от них необходимые для рассмотрения жалоб сведения, документы, объяснения должностных лиц, осуществлять другие действия (посещать, проводить проверки).

Деятельность Уполномоченного обеспечивается Государственным органом Костромской области «Уполномоченный по правам человека в Костромской области и его аппарат» (далее – Государственный орган), обладающим правами юридического лица. Для функционирования Государственного органа созданы необходимые материально-технические условия, разработаны и приняты локальные правовые акты. В целях обеспечения гласности и открытости деятельности Уполномоченного создан и поддерживается в актуальном состоянии официальный сайт Государственного органа ().

В настоящем Докладе представлены сведения, отражающие соблюдение на территории Костромской области конституционных прав и свобод человека и гражданина, информация о деятельности Уполномоченного по правам человека в Костромской области в 2015 году.

Согласно статье 18 Закона об Уполномоченном Доклад направляется Костромской областной Думе, губернатору Костромской области, председателю Костромского областного суда, председателю Арбитражного суда Костромской области, прокурору Костромской области, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и полномочному представителю Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

* * *

Имеющиеся в Государственном органе материалы дают основания отметить, что органами государственной власти Костромской области во взаимодействии с институтами гражданского общества в целях обеспечения условий для реализации населением конституционных прав и законных интересов принимаются необходимые меры по социально-экономическому развитию области. Их деятельность основывается на позиции губернатора Костромской области С.К. Ситникова о приоритетности задач по обеспечению реализации населением области своих прав, необходимости проведения глубокого отраслевого мониторинга и система-тической оценки эффективности работы органов исполнительной власти.

Состояние отраслевого развития, обеспечивающего в определенной мере жизнедеятельность населения области и условия для реализации гражданами своих прав и законных интересов, находит отражение в государственной статистической отчетности. По данным Росстата, в 2015 году в Костромской области осуществлено строительство квартир общей площадью 322,1 тыс. кв. метров, что на уровне показателей 2014 года. В полном объеме завершена реализация трех этапов программы по переселению граждан из аварийного жилья, в ходе которых переселено более 3 тыс. человек, предоставлено
1298 жилых помещений общей площадью 55,41 тыс. кв. метров. Введено
в эксплуатацию 743 места в детских дошкольных учреждениях, в результате чего полностью ликвидированы очереди в детские сады в 12 муниципальных образованиях области. Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в конце прошедшего года составила 12145,6 рубля,
а стоимость минимального набора продуктов питания – 3361,3 рубля,
что составляет соответственно 91 процент и 94 процента к среднероссийским показателям. Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата одного работника составила 21702 рубля.

Вместе с тем, статистические данные отражают и имеющиеся в отдельных отраслях проблемы, в том числе связанные с общей экономической обстановкой в стране. Число зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости безработных на 1 января 2016 года составило 2,6 тыс. человек, что на 4,4 процента больше показателей прошлого года. При этом официально заявленная работодателями потребность в работниках на
1 января 2016 года составила 4757 человек, что составляет 70,5 процента к данным на 1 января 2015 года. Миграционная убыль составила 637 человек (в 2014 году фиксировался прирост населения – 155 человек). Демографические п
оказатели в 2015 году составили: родившихся на 1000 человек населения – 12,5
(к 12,6 в 2014 году), умерших – 16 (к 15,9 в 2014 году), естественной убыли 3,5 (в 2014 году он составлял 3,3). Индексы цен на первичном и вторичном рынках жилья возросли по отношению к показателям IV квартала 2014 года соответственно на 3,7 процента и 1,4 процента. В сфере трудовых правоотношений остаются проблемными вопросы своевременной оплаты труда. Размер задолженности по заработной плате по состоянию на 1 января 2016 года составил 17,6 млн рублей, что по сравнению с уровнем начала 2015 года в 1,9 раза меньше. Однако настораживающим фактором является то, что в 2015 году (как и в 2014 году) трудности появились у предприятия, на котором трудятся более 200 человек. В этой связи вместе с проблемой обеспечения выплаты работникам заработной платы возникает и проблема их трудоустройства. Данные вопросы находятся на контроле администрации Костромской области.

Большое значение в создании условий для реализации прав, свобод и законных интересов населения Костромской области имеет законодательная и нормотворческая деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Так, органами государственной власти области в 2015 году осуществлялась работа по совершенствованию законодательного регулирования предоставления отдельным категориям граждан бесплатно земельных участков на территории Костромской области. Вновь принятый Закон Костромской области от 22 апреля 2015 года № 668-5-ЗКО «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно» имеет более комплексный характер, поскольку устанавливает не только случаи выделения земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно, но и регулирует отношения, связанные с передачей таких земельных участков.

В целях поддержания здорового образа жизни населения Законом Костромской области от 31 марта 2015 года № 650-5-ЗКО «О регулировании отдельных вопросов в сфере охраны здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территории Костромской области» предусмотрены дополнительные ограничения курения в некоторых общественных местах на территории населенных пунктов.

Принимались меры и по нормативному правовому закреплению соответствующих условий, направленных на социальную адаптацию инвалидов.
В целях дополнительной поддержки организаций, использующих труд инвалидов, стимулирования занятости работающих лиц с ограниченными возможностями, предупреждения сокращения на предприятиях работающих инвалидов Законом Костромской области от 29 октября 2015 года № 5-6-ЗКО продлен до 31 декабря 2016 года срок действия Закона Костромской области от 27 июня 2013 года № 385-5-ЗКО «О возмещении затрат по оплате труда инвалидов в Костромской области». На создание условий для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями направлен Закон Костромской области от 4 декабря 2015 года № 33-6-ЗКО. Им предусмотрена обязанность работодателей резервировать в пределах установленной квоты рабочие места для инвалидов, на которые они не трудоустроены, по профессиям, наиболее подходящим для их трудоустройства. Законом Костромской области от 31 декабря 2015 года № 58-6-ЗКО внесены изменения в статью 9 Закона Костромской области «О специализированном жилищном фонде Костромской области» и статью 5 Закона Костромской области «О разграничении полномочий между органами государственной власти Костромской области в сфере образования», согласно которым устанавливаются требования о том, что объекты жилого фонда, объекты системы социального обслуживания и объекты системы образования должны соответствовать предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации условиям для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.

В целях реализации новелл федерального жилищного законодательства, направленных на реализацию конституционного права на жилище граждан, не относящихся к категории малоимущих, но не имеющих возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, принят Закон Костромской области
от 25 декабря 2015 года № 47-6-ЗКО «О регулировании отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования в Костромской области».
Им установлен порядок постановки на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда социального использования, а также иные процедурные вопросы по реализации гражданами, не являющимися малоимущими, соответствующего права.

Продолжена работа и по законодательному закреплению мер по развитию системы здравоохранения на территории области, обеспечению совершенствования и повышения качества медицинского обслуживания.
На 2016 год продлено действие Закона Костромской области от 30 сентября 2013 года № 422-5-ЗКО о выплате единовременного пособия врачам-специалистам, принятым на работу в областные государственные медицинские организации. Законом Костромской области от 29 октября 2015 года
№ 26-6-ЗКО «О создании органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Костромской области условий для оказания медицинской помощи населению» определены функции органов местного самоуправления по обеспечению доступности медицинской помощи.

В процессе реализации задач по социальной защите граждан Костромской областной Думой ежегодно устанавливается прожиточный минимум пенсионера, так как в соответствии с Федеральным законом от
17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» гражданам, у которых размер пенсии меньше установленного прожиточного минимума, за счет федерального бюджета осуществляется социальная доплата к пенсии до указанной суммы.
Так, на основании оценки среднегодовой величины прожиточного минимума пенсионера и прогнозируемого роста цен на потребительские товары и услуги в Костромской области на 2015 год была рассчитана величина прожиточного минимума пенсионера в сумме 6960 рублей, а на 2016 год – 8736 рублей.

В целях реализации принятых законодательных актов области, связанных с обеспечением прав граждан, администрацией Костромской области осуществлялось нормативное правовое регулирование общественных отношений в различных отраслях социальной сферы. Принимались нормативные правовые акты, направленные на улучшение медицинского обслуживания населения, обеспечение региональных медицинских организаций кадрами. В частности, постановлениями администрации области определены соответствующие порядки предоставления дополнительных мер социальной поддержки врачам-специалистам; получения ежемесячной выплаты врачами-интернами и врачами-ординаторами, обучающимися впервые за счет средств федерального бюджета в рамках целевого приема; предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт.

Постановлением администрации Костромской области от 26 июля 2015 года № 213-а утверждена «Программа дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Костромской области», которая предусматривает, в том числе: механизмы, обеспечивающие временную занятость работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу; опережающее профессиональное обучение и стажировку работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу; стимулирование занятости молодых людей в возрасте 22-30 лет при реализации социальных проектов; социальную занятость инвалидов. Реализация программы коснется более 1 тыс. человек. Внесены изменения
и в ряд нормативных правовых актов области, связанных с системой оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения и других отраслей, позволяющие более эффективно учитывать качество их работы при определении размера оплаты труда.

Согласно положениям статьи 38 Закона Российской Федерации
от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», предусматривающей создание государством независимой от органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья службы защиты прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, постановлением администрации Костромской области от 13 мая 2015 года
№ 178-а создан
Совет по правам пациентов, находящихся в психиатрических стационарах государственных медицинских организаций Костромской области. В состав Совета введены представители органов государственной власти, медицинских организаций и общественности, а также Уполномоченный по правам человека в Костромской области. К задачам Совета, в частности, отнесены анализ условий содержания пациентов в психиатрических стационарах государственных медицинских организаций Костромской области и соблюдения установленных требований оказания им психиатрической помощи и выработка предложений и рекомендаций, направленных на защиту прав пациентов психиатрических стационаров в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В своей деятельности Уполномоченный взаимодействует с органами государственной власти Костромской области.

Областной Думой Уполномоченному предоставляются проекты законов Костромской области, связанных с регулированием общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности населения области, запрашиваются предложения и замечания к ним. Обеспечивается право Уполномоченного участвовать в заседаниях Думы, ее комитетов и проводимых мероприятиях.

Администрацией Костромской области, исполнительными органами государственной власти предоставляется актуальная информация о социально-экономическом развитии области, состоянии жизнеобеспечения населения в различных отраслях, принимаемых мерах по разрешению проблемных общественно-значимых вопросов. Уполномоченный принимает участие в заседаниях администрации Костромской области при рассмотрении важных вопросов, связанных разрешением возникающих в жизнедеятельности населения проблем, и проектов законов области, иных нормативных правовых актов. Обеспечивается также возможность Уполномоченного участвовать в оперативных совещаниях при губернаторе Костромской области, присутствовать на различных мероприятиях. Как член областной комиссии по вопросам помилования Уполномоченный принимает участие в ее заседаниях.

Уполномоченный принимал участие в ряде проводимых органами власти мероприятий по обсуждению проблемных вопросов в жизнедеятельности отдельных категорий населения.

Например, вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся радиации, в связи с 30-летием катастрофы на Чернобыльской АЭС обсуждались в комитете Костромской областной Думы по труду, социальной политике и здравоохранению. Костромским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Всеармейский союз «Чернобыль» были подняты вопросы, касающиеся порядка выплаты денежных компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг, пенсионного и медицинского обеспечения, санаторно-курортного лечения, иных мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации. На встрече были даны необходимые разъяснения по формам социальной поддержки данной категории граждан, а также сообщено о мерах, принимаемых по совершенствованию правоприменительной практики.
В ходе обсуждения поднятых тем Уполномоченным была отмечена активная роль общественной организации чернобыльцев в защите прав и законных интересов граждан, пострадавших от радиации. Многие из обсуждавшихся вопросов актуальны, однако оснований для их квалификации фактами, нарушающими права этой категории граждан, не имеется. В основном волнующие эту категорию граждан вопросы связаны с необходимостью совершенствования правоприменительной практики, расширения и активизации информационно-разъяснительной работы. В целях уделения таким гражданам большего внимания по месту их жительства Комитету внесено также предложение о направлении соответствующих рекомендаций органам местного самоуправления.

На проведенном комитетом Костромской областной Думы по труду, социальной политике и здравоохранению заседании «круглого стола» по вопросам охраны здоровья матери и ребенка обсуждались вопросы сопровождения беременных, рожениц, матерей и их детей в послеродовый период. При их обсуждении Уполномоченным было отмечено, что, поскольку здоровье матери и ребенка является индикатором состояния и благополучия общества в целом, актуализируется необходимость объединения усилий органов государственной власти и общественности в работе по поддержке материнства и детства. Поскольку в ходе заседания приводились факты, свидетельствующие о формировании представителями общественных организаций у рожениц недоверия к службе родовспоможения, было обращено также внимание на то, что общественные организации должны не только оказывать практическое содействие женщинам в трудных жизненных ситуациях, но и участвовать в формировании позитивной мотивации на рождение и воспитание ребенка, укреплении доверия к медицинскому персоналу. Медицинским учреждениям, с учетом поступающих обращений к Уполномоченному, было предложено также принять меры по расширению информационной разъяснительной работы среди женщин, в том числе о правах рожениц при использовании «родовых сертификатов», получении бесплатно лекарств для детей до трех лет и других правах. Итоги обсуждения этих вопросов подтвердили необходимость приоритетного развития и поддержки службы материнства на разных уровнях, сохранения государственного характера медпомощи женщинам и детям.

Соответствующие предложения по совершенствованию работы, связанной с обеспечением прав граждан, вносились Уполномоченным также и на ряде других мероприятий.

* * *

Продолжено взаимодействие Государственного органа с территориальными органами исполнительной власти, правоохранительными
и надзорными органами.
На основе заключенных с ними двухсторонних соглашений осуществлялся обмен информацией по различным вопросам, связанным с обеспечением реализации, защиты прав и законных интересов граждан, проводилось рассмотрение их обращений, Уполномоченный принимал участие и выступал на расширенных заседаниях коллегий территориальных органов.

Имеющаяся информация о работе территориальных органов показывает, что правозащитные функции являются приоритетными в их работе. Это характеризует прежде всего деятельность прокуратуры Костромской области. Большое внимание надзорными органами уделялось обеспечению законности при регулировании органами государственной власти области и органами местного самоуправления правоотношений в общественно значимых сферах. В прокуратуре области действует межведомственная координационная группа по защите прав граждан, систематически обобщается информация о состоянии законности в различных сферах правоотношений. Гражданам оказывается
реальная поддержка в восстановлении их нарушенных прав. Так, из числа
почти 15 тысяч рассмотренных органами прокуратуры обращений граждан большинство (71 процент) разрешено по существу.

Одной из важных составляющих взаимодействия с прокуратурой является рассмотрение обращений граждан о защите их прав и законных интересов. В 2015 году Уполномоченному было адресовано 25 заявлений и жалоб граждан, связанных с осуществлением прокурорского надзора, большинство из них (20) рассмотрено во взаимодействии с органами прокуратуры. По инициативе Уполномоченного осуществлено 10 проверок соблюдения законности в правоотношениях граждан с органами и учреждениями правоохранительной, уголовно-исполнительной системы, местного самоуправления.

В ряде случаев права и законные интересы граждан, не разрешавшиеся в течение длительного времени, были обеспечены только в рамках осуществления прокурорского надзора. Так, благодаря настойчивости прокуратуры области и Шарьинской межрайонной прокуратуры было завершено расследование факта дорожно-транспортного происшествия на автодороге Шарья-Киров в декабре 2011 года, повлекшего гибель пяти человек, неоправданная длительность которого отмечалась в Докладе Уполномоченного за 2014 год. По жалобам потерпевших граждан к Уполномоченному о нарушении их прав на объективное и всестороннее расследование обстоятельств произошедшей трагедии были приняты меры по установлению и привлечению к ответственности виновных в ней лиц.
По окончании уголовного судопроизводства в 2015 году виновное лицо было привлечено к ответственности, обвинительный приговор оставлен в силе апелляционной инстанцией.

Прокуратурой города Костромы осуществлялся надзор за следственными мероприятиями по факту получения в 2014 году электротравмы ребенком при соприкосновении с находящимся в открытом доступе под напряжением электропроводом на строительной площадке в городе Костроме. В своих обращениях к Уполномоченному мать пострадавшего ребенка указывала на факты волокиты при проведении процессуальных проверок, споры о компетенции между органами дознания и органами предварительного следствия. По требованиям прокуратуры неоднократно устранялись нарушения закона, допущенные при осуществлении проверки следственным отделом по Центральному району г. Костромы Следственного управления по Костромской области, с привлечением виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Не бесспорным стал и выбор следователем основания для отказа в возбуждении уголовного дела (в связи с отсутствием события преступления). Учитывая, что данное основание лишало пострадавших не только уголовно-правовой, но и гражданско-правовой защиты, прокуратурой области было поддержано предложение Уполномоченного о переквалификации соответствующего постановления по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации «отсутствие в деянии состава преступления», что дает право потерпевшим в порядке гражданского судопроизводства предъявить требования к владельцам строящегося объекта (либо иным лицам) о возмещении вреда ребенку.

Различные проблемные вопросы, обращения граждан рассматриваются в непосредственном взаимодействии с прокуратурой города Костромы, районными и межрайонными прокуратурами. Так, взаимодействие с прокуратурой областного центра помогло понудить администрацию города осуществить исключение из Административного регламента предоставления муниципальной услуги по согласованию переустройства и перепланировки жилых помещений требования о предоставлении документов, не предусмотренных законодательством. Необходимость такого изменения отмечалась в Докладе за 2014 год. По результатам проверки по жалобе гражданина Г., отбывающего наказание в виде лишения свободы, прокуратурой города Костромы установлено его право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда, в связи с чем прокуратурой в интересах указанного гражданина было предъявлено исковое заявление в суд о предоставлении ему по договору найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда города Костромы. Галичской межрайонной прокуратурой по итогам проверки по жалобе гражданки С. из г. Галича, чье жилье пострадало от пожара в 2006 году, выявлено нарушение жилищных прав. Районным судом удовлетворены соответствующие требования прокурора, на администрацию города Галича возложена обязанность по предоставлению гражданке жилого помещения по договору социального найма.

Во взаимодействии с органами прокуратуры рассматривались вопросы, связанные с соблюдением прав граждан, находящихся в местах принудительного содержания. В день проведения выборов в органы государственной власти области и органы местного самоуправления осуществлялось ознакомление с организацией голосования находящихся под следствием граждан, а также осужденных лиц, приговор в отношении которых не вступил в законную силу.

Совместно с Костромской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях рассматривались обращения осужденных и их родственников о соблюдении порядка оказания заявителям медпомощи, правомерности вынесения дисциплинарных взысканий осужденным.

Вместе с тем, имеются некоторые актуальные вопросы обеспечения реализации и защиты прав граждан, разрешение которых будет более эффективным при участии прокуратуры области. К ним относится защита имущественных прав потерпевших граждан. Было бы целесообразным при осуществлении надзорных функций в ходе дознания и следствия больше внимания уделять исполнению требований, установленных статьей 160.1 Уголовно-процессуального кодекса России, по защите имущественных прав потерпевших. В целях защиты прав задержанных лиц в ходе осуществления надзора за следствием необходимо обратить внимание и на соблюдение вступивших в силу в январе 2016 года правовых положений Уголовно-процессуального кодекса России, гарантирующих задержанному право на телефонный звонок родственникам и близким для сообщения о своем задержании и месте нахождения в кратчайший срок, но не позднее 3 часов с момента доставления гражданина в орган дознания или к следователю.

Осуществлялось взаимодействие и с отраслевыми надзорными органами. Так, с 2014 года Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой по предложению Уполномоченного, основанному на обращениях граждан, изучался вопрос о правомерности использования отработанных автопокрышек для благоустройства дворовых территорий и детских площадок. По ее иску Ленинским районным судом Костромы в декабре 2015 года было принято первое в России решение о признании конструкций из отработанных шин во дворах домов опасными и их демонтаже, которое Костромским областным судом было оставлено в силе. Эффективно в природоохранной прокуратуре рассматривались и актуальные вопросы соблюдения законодательства о водоотведении, защите источников водоснабжения населения, охране зеленых насаждений. Настойчивость в обеспечении прав военнослужащих проявляла военная прокуратура Костромского гарнизона. Ею осуществлены необходимые проверочные мероприятия, приняты надзорные меры в ходе следственных действий в связи с трагическим происшествием в десантной части, повлекшим смерть людей. На встрече военного прокурора с Уполномоченным обсуждались меры, принимаемые по предупреждению нарушений законодательства
о воинской обязанности и военной службе.

Во взаимодействии с Управлением Министерства внутренних дел России по Костромской области рассматривались вопросы обеспечения на территории области правопорядка и общественной безопасности, что является необходимыми условиями для реализации гражданами конституционных прав и свобод.

Так, условия для свободной реализации гражданами политических прав были обеспечены органами внутренних дел при проведении массовых мероприятий (митингов, демонстраций, шествий, пикетов), а также выборов в органы государственной власти области и органы местного самоуправления. Осуществлены мероприятия по проверке сведений о судимостях баллотирующихся кандидатов, охране избирательных участков и избирательных документов, организации голосования граждан, находящихся под стражей в изоляторах временного содержания. Реальный вклад в обеспечение избирательных прав граждан внес областной оперативный штаб по осуществлению мониторинга и координации действий сотрудников органов внутренних дел в день выборов. Обращений, связанных с обеспечением органами внутренних дел правопорядка на массовых мероприятиях и при проведении голосования, к Уполномоченному не поступило.

В целях обеспечения открытости в своей деятельности Управлением активно используются различные формы взаимодействия с общественностью и средствами массовой информации. На официальном сайте Управления осуществляется размещение текстов документов и информационных материалов, справок о работе с обращениями граждан, аналитических записок к отчетам участковых уполномоченных полиции, что способствует формированию доверия граждан к полиции.

Из числа поступивших Уполномоченному обращений по вопросам обеспечения и защиты прав граждан 22 обращения были связаны с деятельностью полиции, в том числе 14 – с охраной общественного порядка. Во взаимодействии с Управлением и его подразделениями рассмотрено
8 таких обращений. Особое внимание уделялось рассмотрению обращений по вопросам, затрагивающим интересы неопределенного числа лиц
и имеющим общественное значение. К таким относятся обращения граждан о фактах размещения на территории города Костромы сообщений о проведении официального технического осмотра автомобилей без их фактического осмотра. При этом гражданами справедливо отмечалось, что, несмотря на массовое размещение таких предложений, правоохранительными органами оперативных мер не принималось. Действительно, соответствующее обращение Уполномоченного по этим фактам было направлено в Управление МВД России по Костромской области в августе 2015 года, и только в октябре был получен ответ о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Однако вопросы, связанные с угрозой безопасности граждан, требуют не только незамедлительных проверочных действий, но и принятия эффективных мер по недопущению и предупреждению такой противоправной деятельности.

 

В целях обеспечения прав и законных интересов задержанных и арестованных лиц во взаимодействии с Управлением организуется ознакомление с условиями их содержания. В области проводится определенная работа по укреплению материально-технической базы подведомственных учреждений, завершено строительство нового здания изолятора временного содержания в городе Костроме, в котором созданы современные условия, как по содержанию задержанных, так и для несения службы сотрудниками. Вместе с тем, по итогам посещения в декабре 2015 года специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, отмечено, что условия содержания в нем граждан не в полной мере отвечают установленным требованиям, в том числе по нормам санитарной площади. Результаты посещений мест принудительного содержания и анализ обращений граждан показывают также необходимость повышения качества работы по доведению до лиц, прибывающих в такие учреждения, информации об их правах и обязанностях, в том числе права на обращения с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения и в иные инстанции, а также по разъяснению порядка получения лекарственных средств.

Вопросы, связанные с обеспечением реализации и защиты прав лиц, находящихся в местах временного содержания, местах исполнения  наказаний на территории области, рассматривались во взаимодействии с Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области. В 2015 году Управлением продолжена работа по развитию системы исправительных учреждений в области, в том числе и по созданию условий отбытия наказания и содержания лиц, находящихся под следствием, в соответствии с требованиями, установленными действующим уголовно-исполнительным и процессуальным законодательством, расширению условий для реализации осужденными желания встать на путь исправления, трудиться, получать образование. Много внимания уделяется функционированию системы «социальных лифтов», развитию центров трудовой адаптации, деятельности учебно-консультационных пунктов и вечерней образовательной школы, расширению возможностей для вероисповедания, оказанию осужденным справочно-информационной помощи на рынке труда и по правовым вопросам. В целях обеспечения открытости в деятельности Управления в учреждениях оборудованы «пункты гласности», которые позволяют осужденным напрямую обращаться по различным вопросам к руководству учреждений.
В практику работы исправительных учреждений введено проведение «Дней открытых дверей» для родных и близких осужденных. На сайте Управления осуществляется размещение не только актуальной информации, но и разъяснительных и справочных материалов как для осужденных, так и для их родственников, имеются ссылки на электронные адреса
органов государственной власти области, надзорных и правозащитных органов.
В учреждениях проводится активная культурно-просветительная работа, в том числе смотры художественной самодеятельности, тематические вечера, формируются библиотеки для осужденных, проводятся консультации с представителями различных органов, специалистами служб.

В соответствии с двухсторонним Соглашением о взаимодействии Государственного органа и Управления ФСИН России по Костромской области осуществляется обмен необходимой информацией, изучение актуальных вопросов деятельности исправительных учреждений, организуются их посещения, обеспечивается своевременное рассмотрение жалоб и обращений содержащихся в учреждениях граждан и их родственников.

В связи с проведением в прошедшем году выборов в органы государственной власти области и органы местного самоуправления Управлением были обеспечены необходимые условия для реализации  избирательных прав лицами, содержащимися в следственных изоляторах и в помещениях исправительных учреждений, функционирующих в режиме следственного изолятора.

В прошедшем году во взаимодействии с Управлением изучалось несколько актуальных вопросов. Особое внимание было уделено обеспечению дифференцированного, индивидуального подхода к работе с осужденными, в том числе по их подготовке к освобождению. Согласно правовым положениям части 1 статьи 180, статьи 182 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации за шесть месяцев до истечения срока принудительных работ или лишения свободы администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении в целях обеспечения права осужденного на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи при освобождении. Необходимость качественного и своевременного осуществления этой работы обуславливается и задачей по снижению рецидива преступности. Однако, по сообщениям исправительных учреждений, органами трудовой занятости, органами внутренних дел, органами местного самоуправления по месту жительства осужденных зачастую не обеспечивается информирование учреждений исполнения наказаний по полученным от них уведомлениям и запросам информации о наличии возможностей трудоустройства освобождаемых граждан, жилья. Отсутствие необходимых сведений с мест снижает уровень проводимой в исправительных учреждениях воспитательной работы по подготовке осужденных к их освобождению, профилактике рецидивной преступности. По фактам несвоевременного предоставления ответов на уведомления, направляемые исправительными учреждениями ФСИН России в соответствующие органы, в Государственном органе был проведен сбор и обобщение необходимой информации в целях анализа состояния такого информационного взаимодействия. В полученных на запросы Уполномоченного письменных сообщениях отмечается понимание значимости и актуальности обеспечения социальной адаптации лиц, отбывших наказание. В большинстве администраций муниципальных районов и городских округов проведены специальные совещания, назначены ответственные лица, приняты другие меры по организации этой работы и осуществлению контроля. Так, например, в Сусанинском районе на рассмотрение межведомственной комиссии по профилактике правонарушений запланированы вопросы по обеспечению сохранности жилья осужденных, трудоустройства и оказания им социальной помощи.

Работа по профессиональной ориентации лиц, подлежащих освобождению от наказания, связанного с лишением свободы, в соответствии с двусторонним соглашением с Управлением осуществлялась Департаментом по труду и занятости населения Костромской области и подведомственными ему центрами занятости. В исправительных учреждениях проводились встречи с представителями центров занятости населения, действующими в соответствующих муниципальных образованиях области, на которых осужденные информировались об услугах службы занятости, о возможности повышения квалификации и участия в профобучении.

По информации Управления МВД России по Костромской области,
в органах внутренних дел проведены соответствующие проверки состояния взаимодействия с исправительными учреждениями, приняты организационные меры по активизации участия в работе по социальной адаптации освобождаемых от наказания лиц.

Однако указанными выше органами предоставлены и данные о неполном соответствии предъявляемых к ним исправительными учреждениями претензий. В этой связи Управлению ФСИН России предложено рассмотреть меры по дальнейшему совершенствованию этой работы. Начальникам учреждений, их заместителям было бы целесообразно усилить контроль за деятельностью сотрудников, осуществляющих функции по работе с осужденными, в том числе ведение «социальных карт осужденных» и взаимодействие с другими органами по социальной адаптации освобождаемых лиц. Анализ полученной информации дает основания полагать, что эта работа была бы более эффективной при введении электронного обмена информацией учреждений ФСИН с этими органами.

Поскольку эта работа связана с обеспечением на территории области конституционного права граждан на безопасность, актуализируется также вопрос о дальнейшем правовом регулировании в целях реализации вышеуказанных положений Уголовного кодекса Российской Федерации. Было бы целесообразным установление функций (обязанностей) соответствующих органов по взаимодействию с учреждениями исполнения наказаний и нормативное закрепление предельных сроков предоставления им запрашиваемой информации.

В целях изучения условий содержания осужденных, в том числе имеющих инвалидность, Уполномоченным (при участии заместителей начальника Управления) были посещены исправительные колонии № 3, № 4, колония-поселение № 5. Проведено ознакомление с деятельностью групп социальной защиты, осмотр помещений ряда отрядов, комнат приема посылок и передач, медицинских пунктов, производственных цехов. В ходе бесед с осужденными, личного приема каких-либо серьезных жалоб от осужденных на условия содержания, отношение персонала учреждений не поступило. По итогам посещений с начальниками учреждений обсуждалась практика работы по обеспечению надлежащих условий содержания осужденных, соблюдению их прав и законных интересов, отмечалась реальная эффективная реакция по многим вопросам.

Положительным в работе учреждений является создание условий по поддержанию осужденными социальных связей. Несмотря на то, что Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации замена телефонных разговоров другими видами и способами непосредственного общения не предусмотрена, в исправительных колониях № 3 и № 8 установлено оборудование для видеосвязи («домашняя видеоконференция»). Это особенно актуально для исправительной колонии № 3, где среди отбывающих наказание осужденных имеются лица с нарушением слуха. Полагаем, что данный опыт целесообразно использовать и другим исправительным учреждениям, в том числе исправительным колониям № 2
и № 7, где также имеются осужденные с нарушением слуха.

Одним из актуальных вопросов содержания осужденных и находящихся под следствием лиц является и обеспечение их права на защиту от воздействия окружающего табачного дыма. Положением части четвертой статьи 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» предусмотрено, что для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Однако до настоящего времени нормативного правового акта, устанавливающего такой порядок, не принято. Отсутствие соответствующего правового регулирования фактически ограничивает права находящихся в местах лишения свободы граждан на охрану здоровья, создает серьезные проблемы в реализации ими права на размещение в помещениях, где созданы условия для пребывания некурящих.

Учитывая, что создание условий для раздельного содержания курящих и некурящих граждан связано с определенными финансовыми и техническими проблемами, администрациям учреждений целесообразно проработать иные возможные варианты реализации положений указанного Федерального закона. Полагаем необходимым проведение мероприятий профилактического, информационно-разъяснительного характера, принятие мер по обустройству мест для курения и оснащению их соответствующим вентиляционным оборудованием и другие меры.

В 2015 году Уполномоченному было адресовано 36 обращений от содержащихся в учреждениях ФСИН России лиц и их родственников. Большинство из обращений рассматривалось во взаимодействии с Управлением, текущий контроль и содействие в сокращении сроков рассмотрения осуществлялись помощником начальника Управления по соблюдению прав человека в учреждениях исполнения наказаний.

Непосредственно в Управление ФСИН России по Костромской области в 2015 году поступило 876 обращений от осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и их родственников, удовлетворено 299 обращений. Основную массу обращений по-прежнему составляют просьбы о переводе в другое исправительное учреждение, уточнении периодов содержания и местонахождения осужденных, а также жалобы на недостаточное оказание медико-санитарной и медико-социальной помощи. При этом обращения, касающиеся оказания медицинской помощи, связаны с длительными сроками обследования, невыполнением необходимых, по мнению заявителя, медицинских манипуляций, ненадлежащим состоянием лекарственного обеспечения, получением группы инвалидности, досрочным освобождением в связи с заболеванием. При рассмотрении обращений Управлением принимались меры по разрешению поднятых в них проблем, а также меры организационного характера. Так, осуществлялись мероприятия по подбору кадров для доукомплектования должностей медицинских работников и руководителей филиалов ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 44 Федеральной службы исполнения наказаний» врачебными кадрами.
В Управление медико-санитарного обеспечения ФСИН России направлены предложения по изменению штатного расписания медико-санитарной части. Вводится в практику проведение заседаний врачебной комиссии по обращениям, содержащим сведения о возможном нарушении стандартов оказания медицинской помощи осужденным.

По результатам анализа работы с обращениями граждан Управлению внесено предложение рассмотреть возможность расширения информирования
о числе и характере обращений, а также о результатах их рассмотрения, так как на сайте Управления размещены только объявления о приеме обращений. Соблюдение принципа открытости в этих вопросах содействовало бы повышению доверия граждан к работе учреждений системы исполнения наказаний, что соответствует концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Правительством России.

В связи с тем, что осужденные отмечают нехватку в библиотеках актуальной литературы правовой тематики и необходимость расширения возможностей получения юридических консультаций, было бы целесообразно рассмотреть также вопросы расширения обеспечения учреждений справочными электронными терминалами, периодическими изданиями правовой тематики.

На основе заключенного двухстороннего Соглашения следственным управлением Следственного комитета России по Костромской области оказывается необходимое содействие в рассмотрении обращений граждан
к Уполномоченному, по запросам Государственного органа осуществляется проведение процессуальных проверок по жалобам граждан в отношении работников органов внутренних дел и исправительных учреждений. Так, во взаимодействии со следственными органами рассмотрено 5 обращений граждан к Уполномоченному, связанных с обжалованием действий (бездействия) должностных лиц органов внутренних дел, территориальных подразделений следственного управления. По результатам проверок оснований для уголовного преследования не было выявлено.

В истекшем году отмечено незначительное снижение количества зарегистрированных преступлений по ряду категорий уголовных дел подследственности следственных органов. Так, количество преступлений с причинением тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего, снизилось с 26 до 24, то есть на 7,7 процента, количество изнасилований –
с 20 до 14 (на 30 процентов). Раскрываемость таких преступлений составила 100 процентов. В то же время, количество зарегистрированных убийств (39) осталось на уровне прошлого года, их раскрываемость снизилась с 91,9
до 91,5 процента. Принимаются необходимые организационно-практические меры к снижению количества уголовных дел, расследованных в срок свыше установленного уголовно-процессуальным законодательством. Так число
уголовных дел, оконченных в срок, превышающий 2 месяца, составляет 31,5 процента от общего числа расследованных уголовных дел.

Управлением проводится и определенная работа, способствующая формированию доверия граждан к следственным органам. Еженедельно осуществляется прием граждан руководителем следственного управления или его заместителями в районах области. Организована работа интернет-приемной, «телефона доверия» и телефонной линии «Ребенок в опасности».

Одним из приоритетных направлений в деятельности следственных подразделений остается расследование преступлений в отношении несовершеннолетних, актуальность которого отмечалась в докладе Уполномоченного за 2014 год. В истекшем году следственными подразделениями расследовано 31 уголовное дело, по которым потерпевшими являются несовершеннолетние. Не оставлена без внимания и рекомендация Уполномоченного о проведении анализа исполнения следственными органами правовых требований статьи 160.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по осуществлению мер, направленных на обеспечение защиты имущественных прав потерпевших. Соответствующая информация приведена в разделе доклада, связанном с состоянием работы соответствующих органов по защите прав потерпевших от преступлений.

Важным звеном системы государственной защиты прав и законных интересов граждан в области является служба судебных приставов. Согласно двухстороннему Соглашению Управлением Федеральной службы судебных приставов по Костромской области по предложениям Уполномоченного предоставляются информационные материалы, во взаимодействии с Управлением рассматриваются поступающие в Государственный орган обращения граждан. По ряду из них по предложению Уполномоченного в целях защиты прав и законных интересов заявителей в 2015 году Управлением проводились проверки соблюдения судебными приставами-исполнителями основополагающих принципов исполнительного производства, законности принимаемых ими решений и осуществляемых действий (бездействия).
По результатам проверок отменен (изменен) ряд необоснованных решений судебных приставов-исполнителей, обеспечено своевременное совершение ими необходимых процессуальных действий. (Соответствующая информация приведена в разделе Доклада о рассмотрении обращений граждан к Уполномоченному).

Вместе с тем, в ходе реализации обеспечительных мер по взысканию долгов имели место и случаи формального подхода, несвоевременного установления фактических обстоятельств, имеющих большое значение для обеспечения прав и законных интересов граждан. Отмечались факты обращения взыскания на доходы должника-гражданина без учета размера фактического дохода должника и отсутствия других источников дохода, обращения взыскания на доходы должника дважды, то есть в форме удержаний определенного процента с суммы дохода и в форме ареста банковского счета должника, на который зачисляется его доход (фактически оставшаяся после удержаний часть). Поскольку зачастую в подобные ситуации попадают малообеспеченные граждане, представляется целесообразным принятие Управлением ФССП по Костромской области дополнительных мер по обеспечению тщательного изучения судебными приставами-исполнителями всех фактических обстоятельств и совершению ими исполнительных действий, затрагивающих имущественные интересы сторон, только на основе полной объективной информации.

В целях повышения эффективности деятельности органов службы судебных приставов необходимо больше внимания уделять и активному использованию обеспечительных мер, которые могут быть применены к должнику в целях побуждения его к удовлетворению требований взыскателя. Поскольку перечень таких мер Федеральным законом от 28 ноября 2015 года
№ 340-ФЗ дополнен временным ограничением на пользование должником правом на управление транспортным средством, в целях активизации разъяснительной работы с должниками целесообразно информацию о практике применения данной меры размещать на сайте Управления и в средствах массовой информации.

***

Продолжено взаимодействие Государственного органа с Уполномо-ченным по правам человека в Российской Федерации. Уполномоченный принимал участие в заседаниях Координационного Совета уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. По предложениям и рекомендациям Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в Государственном органе изучался ряд вопросов, связанных с обеспечением на территории Костромской области прав и законных интересов отдельных групп граждан.

Так, в связи с поступлением к Э.А. Памфиловой обращения из Министерства внутренних дел Российской Федерации изучалась проводимая в области работа по совершенствованию материально-технической базы мест принудительного содержания в целях обеспечения соблюдения надлежащих условий пребывания в них граждан. По результатам изучения отмечено, что Управлением МВД России по Костромской области проводится плановая работа по реализации мероприятий, направленных на улучшение условий содержания граждан в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых и в специальных приемниках для содержания лиц, подвергнутых административному аресту.

В Костромской области функционируют 19 изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых (ИВС) и 1 специальный приемник для содержания лиц, подвергнутых административному аресту. В рамках реализации ведомственной программы МВД России за последние 10 лет построены и введены в эксплуатацию 5 изоляторов временного содержания (в г. Мантурово, п. Кадый, г. Шарье, в том числе в 2015 году – в г. Костроме
и п. Островское).
Реконструирован ИВС в г. Нерехте, в других ИВС проведены ремонты камер, помещений и инженерно-технических систем. Осуществлялось оборудование камер индивидуальными спальными местами, санитарными узлами с соблюдением требований приватности, водопроводом, приточной и вытяжной вентиляцией. Работы по необходимому обустройству изоляторов временного содержания проводятся и при проведении работ по строительству зданий муниципальных органов внутренних дел. В 2014 году было введено в эксплуатацию здание межмуниципального отдела МВД России «Буйский», в котором расположены служебные помещения и камеры временного содержания, в 2015 году проведены работы по строительству зданий 3 отделов внутренних дел, в которых предусмотрены помещения для ИВС (пос. Вохма, города Макарьев, Чухлома).

Вместе с тем, имеется необходимость проведения ремонтных работ в специализированном приемнике для содержания лиц, подвергнутых  административному аресту, при Управлении МВД России по Костромской области, расположенном в п. Караваево Костромского района. Требуется продолжение реконструкции (устройство противопожарной системы, ремонт прогулочного двора, основного ограждения вокруг здания и др.), на что требуется около 2 млн рублей. Однако финансирование проведения работ по ремонту здания спецприемника государственной программой Костромской области «Обеспечение безопасности населения и территорий на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением администрации Костромской области от 24 июня 2014 года № 262-а, не было предусмотрено. В этой связи органам государственной власти области было бы целесообразно рассмотреть вопрос о возможности финансирования работ по дальнейшей реконструкции здания спецприемника.

По рекомендации Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации уделялось внимание и проводимой Управлением ФСИН России по Костромской области работе по реализации решения Федеральной службы исполнения наказаний об оптимизации структуры. На территории Костромской области функционируют 9 учреждений, подведомственных этому Управлению, в которых осуществляется принудительное содержание граждан, в том числе
7 исправительных колоний и 2 следственных изолятора. Наполняемость исправительных учреждений относительно лимитов составляет в среднем
77,8 процента (от 51,8 до 90,9 процента). Исправительные учреждения имеют специализированное назначение (2 исправительные колонии являются женскими, 2 – колониями строгого режима), 3 исправительные колонии имеют помещения, функционирующие в режиме следственного изолятора. При этом одно из учреждений имеет градообразующее значение (ФКУ «Исправительная колония № 2» в пос. Поназырево). Наполняемость следственных изоляторов относительно лимитов составляет в среднем 79,7 процента.

Учитывая это, решение о ликвидации (сокращении сети) учреждений
не принималось. В порядке исполнения приказа ФСИН России от 24 февраля 2015 года № 98 «Об утверждении штатных расписаний учреждений УФСИН России по Костромской области» проведены организационно-штатные мероприятия по оптимизации численности личного состава учреждений, в том числе по сокращению 92 единиц должностей. Вместе с тем, в целях предотвращения массовых увольнений сотрудников проведены перемещения на вакантные должности, по результатам которых уволено только 13 человек. Жалоб и обращений к Уполномоченному по вопросам, связанным с сокращением, от сотрудников исправительных учреждений не поступало.

В целях изучения обеспечения прав иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих выдворению за пределы России, депортации или реадмиссии, по предложению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации проведено ознакомление с работой Специального учреждения временного содержания иностранных граждан Управления Федеральной миграционной службы по Костромской области (далее – учреждение). Созданное в 2014 году учреждение размещено в здании бывшего медицинского вытрезвителя, его пропускная способность составляет 30 человек (койко-мест). Иностранные граждане (большинство из них – граждане Азербайджана, Беларуси, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана) и лица без гражданства, подлежащие выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, размещаются в нем в 5 помещениях (на двухъярусных кроватях) с соблюдением нормы 4,5 кв. метров на одного человека. Однако в случае размещения в учреждении женщин, необходимость обеспечения раздельного содержания лиц разного пола зачастую влечет за собою несоблюдение нормы размещения в отношении мужчин. Иные требования Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Федеральной миграционной службы или ее территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 1306 (далее – Правила содержания), в учреждении в основном соблюдаются. Письменных обращений от содержащихся в учреждении лиц в Государственный орган не поступало, при проведении Уполномоченным собеседования с содержащимися в учреждении лицами в ходе его посещения, жалоб на условия содержания или на действия (бездействие) сотрудников учреждения также не заявлялось.

Вместе с тем в организации содержания лиц и исполнения решений об их выдворении с территории страны, депортации или реадмиссии имеются отдельные проблемы, в том числе касающиеся оформления документов, удостоверяющих личность, для иностранных граждан, их не имеющих, и соблюдения сроков процедур депортации, выдворения, реадмиссии. Работа по обеспечению иностранных граждан свидетельствами на возвращение в страны их гражданской принадлежности неоправданно затягивается некоторыми консульскими учреждениями (Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана и др.). Имеются факты несвоевременного осуществления Управлением Федеральной службы судебных приставов по Костромской области процедуры выдворения иностранных граждан из-за отсутствия денежных средств для приобретения авиабилетов. Так, например, пятеро иностранных граждан содержались в учреждении более трех месяцев. Эти обстоятельства осложняют поддержание наполнения учреждения в пределах установленного лимита и ограничивают прием в учреждение иностранных граждан, подлежащих выдворению (депортации)
с территории Российской Федерации, а также лиц, прибывающих из мест лишения свободы.
В этой связи целесообразно рассмотреть возможность дополнительного правового регулирования в части установления предельных сроков пребывания иностранных граждан в специальных учреждениях и ответственности органов Федеральной миграционной службы и Федеральной службы судебных приставов за их несоблюдение, а также включения сроков пребывания
в учреждении в зачет времени, в течение которого этим лицам запрещено
въезжать в Российскую Федерацию.
Было бы целесообразным инициировать перед Верховным Судом Российской Федерации проведение анализа и обобщения соответствующей судебной практики.

Имеются некоторые недостатки в обеспечении бытовых условий пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в учреждении. Содержащимися в учреждении лицами отмечалось отсутствие в постирочном
помещении стиральной машины, что создает для них трудности по стирке
белья.
Вместе с тем, пунктом 74 Типовых требований к проектированию, техническому оснащению и оборудованию специальных учреждений Федеральной миграционной службы и ее территориальных органов, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, утвержденных приказом Федеральной миграционной службы от 26 сентября 2014 года № 534 (далее – Требования), предусмотрено оборудование постирочных помещений бытовыми стиральными машинами. При этом, согласно пункту 1 Требований, они применяются при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт зданий и помещений, предназначенных для размещения и функционирования специальных учреждений Федеральной миграционной службы и ее территориальных органов. Однако требования по обеспечению необходимых условий для стирки машинным способом отсутствуют в пункте 28 Правил содержания. Предложение Уполномоченного о рассмотрении возможности постановки перед соответствующими органами вопросов о правовом регулировании, направленном на соблюдение предельных сроков пребывания иностранных граждан в специальных учреждениях и обеспечение бытовых условий их содержания, направлено Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Актуализируется также вопрос об обеспечении учреждений литературой справочно-правового характера, периодическими печатными изданиями в целях реализации содержащимися в них лицами права на получение информации, в том числе о своих правах и обязанностях.

По предложению Уполномоченного Управлением Федеральной миграционной службы по Костромской области приняты организационные меры по улучшению работы спецучреждения, усилен контроль за соблюдением норматива площади на одного человека и наполняемостью учреждения. Совместно с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Костромской области приняты меры по выдворению в кратчайшие сроки иностранных граждан, в отношении которых постановление суда вступило в законную силу. В целях обеспечения безопасности системы электроосвещения и для улучшения освещенности жилых помещений учреждения проведено измерение параметров мощности электросети, заменена электропроводка, установлены новые предохранительные автоматы и более мощные осветительные лампы. В стадии согласования с ФМС России находится вопрос об оборудовании постирочного помещения стиральной машиной. Решаются другие, отмеченные Уполномоченным, вопросы содержания учреждения и его благоустройства. Для обеспечения иностранных граждан необходимой информацией в учреждении оформлены стенд, папки с материалами о правах и обязанностях иностранных граждан с переводом на иностранные языки, в том числе на азербайджанский, узбекский, таджикский. Для проведения досуга формируется библиотечка, размещены цветные телевизоры, настольные игры (шашки, нарды, шахматы). Приняты меры и по расширению перечня продуктов питания, разрешенных и запрещенных для передачи иностранным гражданам, содержащимся в специальном учреждении. Информация о рекомендуемом ассортиментном перечне продуктов питания и других предметов размещена в доступном месте на стенде. По информации Управления, во взаимодействии с администрацией Костромской области им прорабатывается вопрос о выделении для учреждения дополнительного здания, соответствующего предъявляемым требованиям, а также обеспечивающего раздельное содержание женщин и мужчин в отдельных блоках и функционирование отдельного инфекционного изолятора.

***

В своей деятельности Уполномоченным и его аппаратом особое внимание уделяется сбору и обобщению информации о соблюдении на территории области основных конституционных прав и свобод человека и гражданина: личных, политических, социальных, экономических, культурных.

В целях осуществления мониторинга соблюдения условий для реализации гражданами политических прав Уполномоченный, сотрудники аппарата присутствовали на массовых общественно-политических мероприятиях. Каких-либо недостатков в обеспечении общественного порядка и прав граждан на мероприятиях не отмечалось.

В связи с проведением на территории области выборов изучались вопросы, связанные с обеспечением реализации гражданами избирательных прав. Установленное 32 статьей Конституции России право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, по сути, является обеспечивающим иные конституционные права и свободы, поскольку непосредственно связано с государственным управлением и строительством. Обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан возложено на органы государственной власти, органы местного самоуправления, регистрационные и правоохранительные органы, избирательные комиссии. Полномочия по контролю и восстановлению нарушенных прав граждан возложены на организующие выборы избирательные комиссии, надзор за соблюдением законодательства осуществляют органы прокуратуры. В целях дополнительного обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан определенными полномочиями по содействию соблюдению избирательных прав и восстановлению нарушенных прав наделены уполномоченные по правам человека.

В этой связи в 2015 году Государственным органом осуществлялся мониторинг соблюдения избирательных прав граждан на досрочных выборах губернатора Костромской области, на выборах депутатов Костромской областной Думы шестого созыва, в органы местного самоуправления ряда муниципальных образований в Костромской области в единый день голосования 13 сентября 2015 года. В ходе избирательных кампаний Государственным органом поддерживалось необходимое взаимодействие с избирательной комиссией Костромской области, с руководителями которой обсуждались актуальные аспекты обеспечения необходимых условий для реализации гражданами активного избирательного права. Уполномоченный принял участие и выступил на областном семинаре-совещании по вопросам соблюдения избирательных прав на выборах.

В целях обеспечения соблюдения прав граждан на получение соответствующей информации об избирательной кампании осуществлялся мониторинг работы по доведению избирательными комиссиями до участников избирательного процесса календарного плана основных мероприятий по подготовке и проведению выборов, порядка осуществления избирательных действий и процедур. В связи с тем, что в области одновременно проводились выборы различного уровня, избиратели многих районов и городов должны были получать для голосования по 5, а в 21 сельском поселении (восьми муниципальных районов) – по 6 избирательных бюллетеней на выборах по пропорциональной и мажоритарной избирательным системам (в том числе и по многомандатным избирательным округам). В этой связи особое внимание уделялось проведению в ходе избирательных кампаний разъяснительной работы среди избирателей о процедуре голосования, порядке заполнения избирательных бюллетеней.

Уполномоченным проведено ознакомление с ходом подготовки и проведения выборов в городе Буе. Уделялось внимание тому, какие меры принимаются в городе по обеспечению гласности и открытости избирательного процесса, созданию на избирательных участках необходимых условий для свободного волеизъявления граждан при соблюдении тайны голосования. Особое внимание уделялось вопросам организации голосования лиц с ограниченными физическими возможностями, в том числе слабовидящих, и оснащению в этих целях избирательных участков лупами и другими приспособлениями. Проверено также сообщение, обнародованное в ходе заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по вопросам готовности к единому дню голосования, о возможном нарушении избирательного законодательства в расположенной на территории города войсковой части (о побуждении военнослужащих-контрактников войсковой части к получению открепительных удостоверений для голосования в день выборов по месту пребывания). По результатам проверки установлено, что на территории данной войсковой части, как и других войсковых частей в области, избирательные участки не образовывались, в связи с чем отсутствовала возможная мотивация такого понуждения. Среди военнослужащих-контрактников, как и всего личного состава части, заместителем командира части с участием председателя избирательной комиссии муниципального образования городской округ город Буй проводилась разъяснительная работа в связи с выборами. Военнослужащим, гражданскому персоналу разъяснялось, в том числе и право на получение открепительных удостоверений для голосования по месту пребывания в целях организации службы (работы) в нарядах и обеспечения боеготовности, что, полагаем, обоснованно. При посещении войсковой части проведены личные беседы с военнослужащими срочной службы, контрактниками, вольнонаемными служащими, по результатам которых каких-либо фактов, подтверждающих сообщение о побуждении к реализации права на получение открепительного удостоверения, не выявлено. При этом отмечено, что сообщение о нарушении законодательства не основано и на фактических данных хода выдачи открепительных удостоверений. Так, в целом по городу Бую число выданных открепительных удостоверений было значительно ниже по сравнению с другими муниципальными образованиями в области.
По состоянию на 9 сентября 2015 года по 16 избирательным участкам города Буя было выдано всего 40 открепительных удостоверений. При этом большинство открепительных удостоверений, по информации избирательной комиссии муниципального образования, получили сотрудники полиции, обеспечивающие в день голосования охрану порядка, и члены избирательной комиссии муниципального образования, участковых избирательных комиссий.

Поскольку граждане, находящиеся под следствием, и граждане, в отношении которых не вступил в силу приговор суда о лишении свободы, имеют право на участие в соответствующих выборах, необходимые меры по соблюдению предусмотренных избирательным законодательством действий и процедур были приняты в учреждениях исправительной системы на территории области. На день выборов в следственных изоляторах и в помещениях исправительных учреждений, функционирующих в режиме следственного изолятора, содержалось 198 человек, которые пожелали участвовать в голосовании. Для граждан, у которых отсутствовали паспорта, на основе документов личных дел были оформлены справки установленного образца, в участковых избирательных комиссиях заранее были получены открепительные удостоверения. В единый день голосования 13 сентября 2015 года Уполномоченным проведены посещения Следственного изолятора № 1, а также исправительных колоний № 1, № 3, в которых имеются помещения, функционирующие в режиме следственного изолятора, где проведено ознакомление с организацией голосования содержащихся в них лиц. Отмечено соблюдение в учреждениях необходимых требований избирательного законодательства по оборудованию помещений для голосования, обеспечению условий для тайного волеизъявления, размещению информационных и разъяснительных материалов.

В день выборов Уполномоченный также ознакомился с ходом голосования на девяти избирательных участках в городе Костроме и Костромском районе. В ходе бесед с членами участковых избирательных комиссий, общественными наблюдателями, избирателями жалоб и заявлений, связанных с реализацией избирательных прав, не поступило.

В целях мониторинга обеспечения законности, правопорядка и безопасности граждан на избирательных участках во взаимодействии с прокуратурой Костромской области, Управлением Министерства внутренних дел России по Костромской области осуществлялись сбор и обобщение соответствующей информации. Вопросы организации органами полиции работы по обеспечению безопасности и общественного порядка в единый день голосования обсуждались накануне выборов при участии Уполномоченного и сотрудника Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в подразделении полиции Управления МВД России по Костромской области. В день выборов Уполномоченным посещен оперативный штаб, осуществлявший мониторинг и координацию действий сотрудников полиции в день выборов. Отмечена оперативность и слаженность действий штаба по обеспечению общественного порядка на территории области в целях соблюдения избирательных прав граждан. По итогам мониторинга, а также проведенных на ряде избирательных участков бесед с сотрудниками полиции, осуществляющими дежурство, и избирателями каких-либо нарушений прав граждан при осуществлении сотрудниками полиции своих функций
не выявлено.

Во взаимодействии с управлениями ФСИН и МВД России по Костромской области рассматривались вопросы, связанные с обеспечением избирательных прав граждан, находящихся в следственных изоляторах и помещениях исправительных учреждений, функционирующих в режиме следственного изолятора, а также находящихся в изоляторах временного содержания подразделений полиции.

В Государственном органе была организована работа телефона «горячей линии». Обращений граждан к Уполномоченному о нарушении избирательных прав как по «горячей линии», так и письменно не поступило. По ряду устных обращений давались разъяснения действующего законодательства о порядке реализации избирательных прав. В целях обеспечения реализации и защиты прав граждан на обращения осуществлялся мониторинг рассмотрения в день голосования жалоб и заявлений граждан в избирательных комиссиях. Так, из 64 жалоб по вопросам нарушения избирательного законодательства, поступивших в избирательную комиссию Костромской области в день выборов, в 8 жалобах изложенные факты подтвердились. Отмеченные нарушения были связаны с осуществлением отдельных избирательных действий и процедур, в том числе с их документационным оформлением, и не отразились на непосредственной реализации гражданами избирательных прав и результатах выборов. О каких-либо фактах, связанных с воспрепятствованием участию граждан в голосовании или влиянием на их волеизъявление, не сообщалось.

По результатам ознакомления с содержанием жалоб и сообщений
в средствах массовой информации, основанных на сообщениях общественных и правозащитных объединений в ходе осуществления ими мониторинга обращений и наблюдения за выборами, полагаем необходимым отметить, что квалификация «нарушением избирательных прав граждан» факта незначительного неумышленного отклонения от установленного порядка осуществления процедурных действий, не влияющего на результаты волеизъявления граждан, зачастую являлась поспешной и могла отрицательно
отражаться на общественной оценке легитимности выборов. К «нарушениям избирательных прав» было бы обоснованным относить только те действия (бездействие) соответствующих органов и должностных лиц, действия граждан в нарушение действующего законодательства, по которым предусмотрена юридическая ответственность (статьи 5.1, 5.3 – 5.25, 5.45 – 5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; статьи 141, 141.1, 142, 142.1 Уголовного кодекса Российской Федерации). Соответствующее изложение этой позиции было направлено Уполномоченному по правам
человека в Российской Федерации.

При участии в мониторинге (оценке) соблюдения избирательных прав Уполномоченным учитывалась установленная избирательным законодательством независимая основа осуществления избирательными комиссиями своих полномочий, что обуславливало недопущение на них косвенного воздействия. Аналогичный подход применялся и во взаимодействии с органами правопорядка и надзорными органами, осуществлявшими проверочные действия в ходе выборов.

В 2015 году осуществлялся мониторинг применения на территории области акта амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне, объявленной Постановлением Государственной Думы от 24 апреля 2015 года № 6576-6 ГД. Согласно Постановлению, к освобождению от наказания подпадали: лица, впервые совершившие умышленные преступления небольшой или средней тяжести, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества, контртеррористических операциях и в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выполнявшие воинский (служебный) долг в государствах, где велись боевые действия, а также лица, награжденные государственными наградами СССР или Российской Федерации и другие. Действие амнистии касалось: несовершеннолетних; женщин, имеющих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, беременных женщин (за исключением совершивших преступление в отношении несовершеннолетних); мужчин старше 55 лет и женщин старше 50 лет; больных активной формой туберкулеза и онкологическими заболеваниями; инвалидов I и II групп; осужденных, неотбытая часть наказания которых на день окончания исполнения постановления об амнистии составляла менее одного года, и других лиц. Постановлением Государственной Думы от 24 апреля 2015 года № 6578-6 ГД применение акта амнистии было возложено на исправительные учреждения и следственные изоляторы, органы дознания и органы предварительного следствия, на суды и уголовно-исполнительные инспекции, судебных приставов-исполнителей, органы внутренних дел Российской Федерации и командование воинских частей. В этой связи у территориальных органов запрашивалась и обобщалась соответствующая информация.


Информация по документу
Читайте также