Расширенный поиск

Постановление Правительства Калужской области от 24.06.2014 № 369

 

 

 

 

Правительство Калужской области

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

24 июня 2014 г.

№ 369

 

 

О внесении изменения в постановление Правительства Калужской области от 29.11.2013 № 647 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Семья и дети Калужской области»

 

 

В соответствии с Законом Калужской области «О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области» Правительство Калужской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Внести в постановление Правительства Калужской области от 29.11.2013 № 647 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Семья и дети Калужской области» изменение, изложив приложение «Государственная программа Калужской области «Семья и дети Калужской области» к постановлению в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.

 

 

Заместитель Губернатора

Калужской области

 

Н.В.Любимов

 

 

 


Приложение к постановлению

Правительства Калужской области

от 24.06.2014 №369

 

 

Государственная программа Калужской области

«Семья и дети Калужской области»

 

ПАСПОРТ

государственной программы Калужской области

«Семья и дети Калужской области»

(далее – государственная программа)

 

1. Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области

2. Соисполнители государственной программы

 Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области

3. Цели государственной программы

– обеспечение социальной и экономической устойчивости семьи;

– повышение рождаемости;

– повышение доступности и качества социального обслуживания семьи и детей.

4. Задачи государственной программы

– сокращение бедности в семьях с детьми;

– снижение детского и семейного неблагополучия, беспризорности и безнадзорности, социального сиротства;

– обеспечение отдыха и оздоровления детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

– повышение активности семей в определении и осуществлении жизненной стратегии;

– повышение уровня социального обслуживания детей-инвалидов;

– совершенствование системы социальной поддержки детей и семей с детьми;

– рост рождаемости.

5. Подпрограммы государственной программы

– «Демографическое развитие и семейная политика Калужской области»;

– «Развитие системы социального обслуживания семьи и детей Калужской области»;

– «Вместе с семьей»;

– «Организация отдыха и оздоровления детей Калужской области»;

– «Право ребенка на семью»;

– «Шаг навстречу»;

– «Старт в будущее».

6.Индикаторы государственной программы

 – суммарный коэффициент рождаемости;

 – удельный вес количества семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в общей численности семей с детьми;

– удельный вес безнадзорных и беспризорных детей, помещенных в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в общей численности детского населения;

– удельный вес детей-инвалидов, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, в общей численности детей–инвалидов;

 – удельный вес детей от 7 до 17 лет, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления, в общей численности детей от 7 до 17 лет;

– доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов.

7.Сроки и этапы реализации государственной программы

2014-2020 годы, в один этап

8.Объемы финансирования государственной программы за счет всех источников финансирования

Наименование показателя

Всего

(тысуб.)

в том числе по годам:

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

ВСЕГО

19 286 402,38

2618 520,18

2584 750,00

2690 329,50

2893 952,10

2864 802,20

2816 076,20

2817972,20

в том числе по источникам финансирования:

 

 

 

 

 

 

 

 

средства областного бюджета1

18 186 504,68

2 224865,28

2 240258,90

2 328577,80

2 893952,10

2 864802,20

2 816076,20

2817972,20

средства федерального бюджета2

1 099 897,70

393 654,90

344 491,10

361 751,70

0,00

0,00

0,00

0,00

Справочно:

 

 

 

 

 

 

 

 

средства местных бюджетов3

383600

54800

54800

54800

54800

54800

54800

54800

средства из внебюджетных источников4

64084,041

59581,061

4502,98

0

0

0

0

0

1) Объемы финансирования из областного бюджета уточняются после принятия и (или) внесения изменений в закон Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

2) Объемы финансовых средств ежегодно уточняются после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

3) Объемы средств местных бюджетов ежегодно уточняются после принятия бюджетов органов местного самоуправления.

4) Объемы средств из внебюджетных источников уточняются на основании решений правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также объемы спонсорских средств и средств, полученных за предоставление платных услуг, определяются на основе прогнозных расчетов и ежегодно уточняются по фактическим данным.

9.Ожидаемые результаты реализации государственной программы

в количественном выражении:

– повышение суммарного коэффициента рождаемости до 1,815;

– преобладание семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

в качественном выражении:

– повышение уровня жизни семей с детьми;

– решение проблемы беспризорности;

– расширение охвата отдыхом и оздоровлением детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

– расширение охвата детей-инвалидов социальным обслуживанием.

 


Общая характеристика сферы реализации государственной программы

 

Вводная часть

 

Реализация мер демографической политики 2006-2012 годов способствовала улучшению демографических показателей. С 2007 года в Калужской области наблюдаются положительные изменения показателей рождаемости. Уровень рождаемости вырос на 17%, по вторым рождениям на – 20 %, по третьим – на 46 %. В 2012 году зарегистрировано рождений 11 823 детей, что больше по сравнению с 2011 годом на 795 детей. По данному показателю в 2012 году среди регионов Российской Федерации Калужская область - в числе лидеров. Средний возраст женщин при рождении детей составляет 27,5 лет.

Показатель продолжительности жизни в 2011 году по сравнению с 2006 годом вырос на 3,7 года у мужчин, на 2,6 года у женщин и составляет соответственно у мужчин – 63,4 года, у женщин – 75,6 года. В 2012 году общая продолжительность жизни населения Калужской области составила 69,4 года.

Принятые меры по улучшению демографической ситуации, направленные на увеличение численности населения, продолжительности жизни, существенно не изменили современное состояние института семьи.

В Калужской области по состоянию на 01.01.2013 проживает 95 тыс. семей с несовершеннолетними детьми. По аналитическим материалам Управления Федеральной службы государственной статистики по Калужской области типичная семья региона, как и в целом по России, является малодетной (до 2-х детей). Причиной малодетности семей является сложившиеся традиции воспитания одного – двух детей, откладывание рождения первого ребенка и значительное число детей, рожденных вне брака.

Более 64 % калужан состоят в зарегистрированном браке. Увеличивается доля браков, регистрация которых откладывается на неопределенное время после фактического начала супружеских отношений, увеличивается интервал между вступлением в брак и его регистрацией. В 2012 году количество зарегистрированных браков уменьшилось на 681 по сравнению с 2011 годом, снизилось количество разводов на 106. Основными факторами разводов являются неустроенность и материальные проблемы в семье, асоциальный образ жизни одного из супругов, в основном злоупотребление алкоголем, супружеская измена.

В Калужской области ежегодно увеличивается количество многодетных семей. В настоящее время на территории Калужской области проживает 5829 многодетных семей, в которых воспитываются 19764 ребенка. Многодетные семьи составляют 6,1% от общего числа семей с несовершеннолетними детьми (2012 г. - 5,8 %).

В 15783 неполных семьях воспитывается 21409 детей. Отсутствие одного из родителей отрицательно влияет на формирование у ребенка гармоничной модели межличностных отношений отца и матери, подготовленность его к созданию собственной семьи.

Особое внимание уделяется семьям, воспитывающим детей-инвалидов, а также семьям с детьми, которые не могут самостоятельно преодолеть сложную жизненную ситуацию. В регионе проживает 2825 детей-инвалидов; более 35 тыс. детей находится в трудной жизненной ситуации; в социально опасном положении находится 1213

семей, в которых воспитывается 2358 детей. Более 37 тыс. детей проживает в малообеспеченных семьях (на основании числа получателей пособий, условием выплаты которых является доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, установленного в регионе).

Для достижения экономической устойчивости семей с низким уровнем дохода в дополнение к федеральным законодательным актам реализуется ряд региональных законов, направленных на поддержку семей, имеющих детей. Социальную помощь в 2012 году получили 24 тыс. семей с детьми. Система пособий, установленных семьям, имеющим детей, включает 19 денежных выплат, в т.ч.10 видов различных выплат за счет средств областного бюджета.

В комплексе мер по государственной социальной поддержке семей с детьми наиболее значимыми являются: введение материнского (семейного) капитала, значительное увеличение размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, назначение и выплата ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка или последующих детей. Увеличение категорий получателей ориентировано на решение задач, связанных со стимулированием рождаемости, повышением уровня жизни семей с детьми, преодолением социального сиротства.

В области создана и постоянно совершенствуется система организации круглогодичного отдыха детей. В 2013 году оздоровлено и трудоустроено 89000 детей, что составляет 93 % (2012 г. – 92 %), из них 44000 детей (88%), находящихся в трудной жизненной ситуации (2012 г. – 84 %). За летний период 2013 года выраженный оздоровительный эффект составил 92,3% (2012 г. – 93 %), слабый оздоровительный эффект – 6,4 % (2012 г. – 4,9 %), отсутствие оздоровительного эффекта – 1,3 % (2012 г. – 2,1 %).

По состоянию на 01.01.2013 в регионе проживает 4656 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Причинами социального сиротства являются: социально неодобряемый образ жизни родителей, создающий угрозу жизни, здоровью, развитию детей, и, соответственно, лишение родителей права воспитывать ребёнка; частые отказы матерей от новорождённых детей в родильных домах и высокий показатель числа детей, зарегистрированных как найденные. Число брошенных и отказных новорождённых составляет 0,004 % от общего числа родившихся.

В целях сохранения ребенка в семье, уменьшения количества отказов от детей на территории Калужской области были созданы в 2009 году службы по оказанию социальных услуг беременным женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в рамках реализации программы «Радость материнства», получившей грант от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Реализация программы «Радость материнства» способствовала созданию на территории региона служб социального патронажа беременных женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, социального такси, консультационных пунктов, школ материнства. За период 2010-2012 годы количество отказов от новорожденных детей сократилось на 15 %. Социальные услуги получили более 3000 беременных женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Результатом принимаемых мер по профилактике социального сиротства является ежегодное, с 2007 года, уменьшение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2012 году количество данной категории детей составило 2,8 % от общего количества детского населения. 86,5 % детей, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории Калужской области, воспитываются в семьях. Данный показатель по итогам 2012 года является вторым по Центральному федеральному округу (далее – ЦФО) (после Владимирской области). Средний показатель по ЦФО – 80,2 %.

Стабильно уменьшается число детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в учреждениях всех видов и типов. На 01.01.2013 в региональном банке данных о детях находится информация о 625 детях, оставшихся без попечения родителей (на 01.01.2012 – 707, на 01.01.2011 – 752). На 1 января 2013 года в области действуют 4 детских дома на 273 места.

В области системно осуществляется работа, направленная на активизацию деятельности органов опеки и попечительства и регионального оператора по содействию и оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации. Организовано информирование населения региона по вопросам семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, о месте расположения и контактных данных регионального оператора банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Юридическое и психолого-педагогическое сопровождение граждан, желающих принять в свои семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют специалисты органов опеки и попечительства, государственного казенного образовательного учреждения Калужской области «Центр содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, и психолого-медико-социального сопровождения замещающих семей».

В настоящее время на территории Калужской области действует областная служба, в которую входят 26 муниципальных служб социально-психологического сопровождения замещающих семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. С привлечением лаборатории социальных проблем детства федерального государственного научного учреждения «Институт семьи и воспитания» Российской академии образования разработаны система и технологии работы по постинтернатному сопровождению выпускников.

В Калужской области установлены меры социальной поддержки не только приёмным родителям, но и усыновителям, «выпускникам» замещающих семей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и иным категориям лиц.

С целью общественной экспертизы деятельности по опеке и попечительству, выработки коллегиальных всесторонне взвешенных решений и предложений по совершенствованию законодательства при министерстве создан и успешно работает уже более трех лет Общественный совет по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Калужской области.

Эффективность поддержки семей с детьми обеспечивает система учреждений социального обслуживания семьи и детей. В 2012 году отмечены следующие позитивные изменения в сфере социальной поддержки семьи и детей (в сравнении с показателями 2008 года): на 1,2 % уменьшился удельный вес безнадзорных детей в общей численности детского населения; на 15 % увеличился удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, в общем количестве безнадзорных детей; на 13,2 % увеличился удельный вес количества детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, в общем количестве детей-инвалидов; в 3 раза увеличилось количество социальных услуг, оказанных семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации. Учреждениями социального обслуживания семьи и детей предоставлено свыше 2,5 млн. социальных услуг детям и семьям с детьми, 1819 несовершеннолетних прошли социальную реабилитацию.

В сфере социального обслуживания семьи и детей значительное внимание уделяется внедрению и распространению новых технологий, форм и методов социальной работы с семьями по предупреждению и раннему выявлению социального неблагополучия семей с детьми, профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми, социально-трудовой, медико-социальной реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями.

Для эффективной социальной работы с детьми и семьями с детьми созданы новые службы: участковая, «социальный патруль», телефон доверия; используются инновационные технологии по оказанию помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями на ранних этапах жизнедеятельности семьи, организации социального патронажа беременных женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, домашнего визитирования семей, имеющих детей-инвалидов.

В целях формирования общественного мнения о высокой значимости традиционных семейных ценностей, семейного воспитания, института брака ежегодно проводятся областные социально значимые мероприятия: фестиваль-конкурс «Семья года», День семьи, любви и верности, акция «Мой папа – самый лучший», «Малыш», «Семья поможет семье» и др. В областных социально значимых мероприятиях принимают участие ежегодно свыше 4,5 тыс. семей.

 

1.1.                      Основные проблемы в сфере реализации государственной программы

 

Несмотря на достигнутые позитивные результаты по улучшению демографической ситуации и реализации семейной политики, нерешенным остается ряд проблем.

1.     Сохраняется проблема малодетности семей и малообеспеченности среди семей с детьми.

Из ряда факторов, определяющих решение семьи родить ребенка, ключевыми являются уровень материальной обеспеченности и жилищные условия. Социальные пособия и выплаты не способны обеспечить уровень благополучия, достаточный для рождения, воспитания и развития ребенка. 40 % из числа семей с несовершеннолетними детьми получают разные виды социальной помощи через органы социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания семьи и детей. Среди всех типов семей с детьми наиболее уязвимыми с точки зрения малообеспеченности являются многодетные.

2. Возрастает потребность в предоставлении социальных услуг детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, специалистами учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Актуальна работа по предупреждению неблагоприятных явлений в подростковой среде (правонарушений, алкоголизма, наркомании и токсикомании), в семье - жестокого обращения, конфликтности и сложности детско-родительских отношений, профилактике отказов от детей, сохранению благополучного семейного окружения для ребенка. Ежегодно на детский телефон доверия поступает более 21 тыс. обращений. Основные причины обращений - проблемы детско-родительских отношений и отношений со сверстниками.

3. Система организации детского и семейного отдыха и оздоровления требует модернизации.

В настоящее время детские оздоровительные базы нуждаются в реконструкции и модернизации. Возрастает потребность населения в получении современных, качественных услуг в сфере отдыха и оздоровления детей, создании системы семейного отдыха.

4. Сохраняет актуальность работа по профилактике социального сиротства.

Сокращение масштабов данной проблемы предполагает комплексный и системный подходы к процессу подготовки граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, в свои семьи, и к психолого-педагогическому и социально-правовому сопровождению опекунов, попечителей, приемных родителей.

5. Требует значительных финансовых ресурсов реализация прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями.

В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 1 января 2013 года существенно расширился круг лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в виде благоустроенных жилых домов и квартир, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления жилой площади. Закон предусматривает, что граждане из числа детей-сирот, которые имели указанное право, но не смогли его реализовать по не зависящим от них причинам, имеют право на получение жилья из специализированного жилого фонда без ограничения их возраста. Проблема осложняется не только отсутствием в Калужской области специализированного жилого фонда, недостатком благоустроенных квартир на рынке жилья, но и существенным увеличением потребности в средствах на реализацию нового законодательства в этой сфере.

6. Возрастает потребность в совершенствовании механизмов взаимодействия институтов гражданского общества и государственных социальных служб.

Основными факторами, влияющими на недостаточную эффективность механизмов решения проблем в сфере социальной поддержки семьи и детей, являются неурегулированность межведомственного взаимодействия, разрозненность используемых подходов, отсутствие региональных стандартов в сфере предоставления социальных услуг, несовершенство механизмов взаимодействия институтов гражданского общества и государственных социальных служб.

 

1.2.                      Прогноз развития сферы реализации государственной программы

 

Прогноз развития ситуации в сфере реализации государственной программы на период до 2020 года базируется на показателях демографического развития, приведенных в «Сценарных условиях долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года» (Минэкономразвития России, апрель 2012 года), демографического прогноза Федеральной службы

государственной статистики (далее Росстат) до 2030 года, а также данных Росстата, характеризующих динамику брачности, разводимости и состояния населения Российской Федерации в браке, Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 29.06.2009 № 250 «О Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года» (в ред. от 13.07.2012 № 353).

Прогнозируется сокращение численности населения Калужской области. В соответствии со сценарными условиями ожидается рост суммарного коэффициента рождаемости. С учетом тенденций, сложившихся за период 2001-2009 гг., в прогнозируемом периоде можно ожидать дальнейший рост числа семей, в т.ч. вследствие роста брачности населения и сокращения разводимости. Динамика такого роста позволяет предположить, что в прогнозируемом периоде, при сохранении ряда негативных тенденций (бедность, инвалидность и пр.) потребность семей и детей в мерах социальной поддержки не только не сократится, но и, наоборот, возрастет, что учитывается в рамках государственной программы «Семья и дети Калужской области», в том числе в части финансового обеспечения.

 

2.      Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и показатели достижения целей и решения задач, ожидаемые конечные результаты государственной программы, сроки и этапы реализации государственной программы

 

2.1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы

 

Федеральными и региональными стратегическими документами определены основные приоритетные направления государственной политики в отношении социальной поддержки семьи и детей:

- повышение уровня рождаемости (в том числе за счет рождения второго и последующего детей);

- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания;

- развитие поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечение государственной материальной поддержки семей, имеющих детей;

- поддержка семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, обеспечение защиты прав и законных интересов детей.

Указанные приоритеты направлены на преодоление негативных демографических тенденций, стабилизацию численности населения, создание условий для ее роста, повышение качества жизни детей и семей с детьми.

 

2.2. Цели, задачи и индикаторы достижения целей и решения задач государственной программы

 

Цели государственной программы «Семья и дети Калужской области»:

- обеспечение социальной и экономической устойчивости семьи;

- повышение рождаемости;

- повышение доступности и качества социального обслуживания семьи и детей.

Достижение целей государственной программы будет осуществляться решением следующих задач:

- сокращение бедности в семьях с детьми;

- снижение детского и семейного неблагополучия, беспризорности и безнадзорности, социального сиротства;

- обеспечение отдыха и оздоровления детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- повышение активности семей в определении и осуществлении жизненной стратегии;

- повышение уровня социального обслуживания детей-инвалидов;

- совершенствование системы социальной поддержки детей и семей с детьми;

- рост рождаемости.

Эффективность реализации подпрограммы будет ежегодно оцениваться на основании следующих показателей:

 


СВЕДЕНИЯ

об индикаторах государственной программы и их значениях

 

№ п/п

Наименование индикатора

Ед. изм.

Значение по годам:

2012

факт

2013 оценка

 годы реализации государственной программы

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Государственная программа Калужской области «Семья и дети Калужской области»

1

Суммарный коэффициент рождаемости

 

1,623

1,644

1,651

1,673

1,692

1,725

1,753

1,757

1,815

2

Удельный вес безнадзорных и беспризорных детей, помещенных в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в общей численности детского населения

%

1,90

1,60

1,30

1,00

0,70

0,40

0,30

0,20

0,12

3

Удельный вес детей-инвалидов, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, в общей численности детей–инвалидов

%

35

37

40

50

60

70

80

90

95

4

Удельный вес семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в общей численности семей с детьми

 

%

23,5

23,2

22,9

22,6

22,3

22,0

21,7

21,4

21,1

5

Удельный вес детей от 7 до 17 лет, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления, в общей численности детей от 7 до 17 лет

%

92

93

93,5

93,5

94

94,5

94,5

94,5

95

6

Доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов

%

98,01

98,05

98,1

98,17

98,19

98,2

98,25

98,29

98,3

 


Методики расчетов указанных показателей представлены в подпрограммах.

 

2.3. Конечные результаты реализации государственной программы

 

Основные ожидаемые результаты реализации государственной программы:

в количественном выражении к 2020 году:

- повышение суммарного коэффициента рождаемости до 1,815;

- преобладание семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

в качественном выражении:

- повышение уровня жизни семей с детьми;

- решение проблемы беспризорности;

- расширение охвата отдыхом и оздоровлением детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- расширение охвата детей-инвалидов социальным обслуживанием.

 

2.4. Сроки и этапы реализации государственной программы

 

Сроки реализации государственной программы - 2014-2020 годы, в один этап.

 

3. Обоснование выделения подпрограмм государственной программы

 

Подпрограммы государственной программы выделены исходя из целей, содержания и с учетом специфики механизмов, применяемых для достижения определенных задач. Госпрограмма включает следующие подпрограммы:

1. «Демографическое развитие и семейная политика Калужской области».

2. «Развитие системы социального обслуживания семьи и детей Калужской области».

3. «Вместе с семьей».

4. «Организация отдыха и оздоровления детей Калужской области».

5. «Право ребенка на семью».

6. «Шаг навстречу».

7. «Старт в будущее».

Предусмотренные в рамках каждой из подпрограмм цели, задачи и мероприятия в комплексе охватывают весь диапазон заданных приоритетных направлений реализации семейной политики и будут способствовать достижению целей и конечных результатов государственной программы.

Решение задач по созданию благоприятных условий для жизнедеятельности семьи; укреплению института семьи; сокращению бедности в семьях с детьми; совершенствованию системы социальной поддержки семей, воспитывающих несколько детей; повышению активности семей в определении и осуществлении жизненной стратегии; росту рождаемости, созданию условий для формирования ответственного родительства, предусмотрено подпрограммой «Демографическое развитие и семейная политика Калужской области».

Реализация данного направления обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».

Решение задач по снижению детского и семейного неблагополучия, беспризорности и безнадзорности, социального сиротства, повышению уровня социального обслуживания и расширения спектра социальных услуг детям и семьям, повышению профессиональной компетентности специалистов социальных приютов для детей и подростков и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, осуществляющих работу с семьями и детьми, предусмотрено подпрограммой «Развитие системы социального обслуживания семьи и детей Калужской области».

Реализация данного направления обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Выполнение задач по повышению эффективности выявления женщин, находящихся в родильном доме и изъявляющих устное или письменное намерение отказаться от новорожденного ребенка или неуверенных в решении сохранить беременность; организация работы по сохранению новорожденных детей в семьях; снижение детского и семейного неблагополучия, беспризорности и безнадзорности, социального сиротства; улучшение качества социального обслуживания семей с детьми; повышение качества работы специалистов центров социальной помощи семье и детям и центров организации детского и семейного отдыха, осуществляющих работу с семьями и детьми, предусмотрено подпрограммой «Вместе с семьей».

Реализация данного направления обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».

Решение задач по обеспечению отдыха и оздоровления детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, предусмотрено подпрограммой «Организация отдыха и оздоровления детей Калужской области».

Созданию благоприятных и эффективных условий для подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, к самостоятельной и семейной жизни будет осуществляться подпрограммой «Право ребенка на семью».

Реализация данного направления обозначена в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Выделение данного комплекса системных мероприятий в отдельную подпрограмму обусловлено:

-приоритетностью решения проблемы сиротства, деинституционализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как одной из основных государственных проблем в социальной политике;

- возможностью участия региона в конкурсах региональных программ субъектов Российской Федерации, проводимых ежегодно Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, для получения гранта.

Решение задачи по повышению уровня социального обслуживания детей-инвалидов предусмотрено подпрограммой «Шаг навстречу» и отражено в Соглашении о выделении денежных средств в виде гранта на выполнение подпрограммы «Шаг навстречу» от 12.10.2012 № 11-РП4-ПБР, заключенного между Правительством Калужской области и Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Решение задач по развитию системы сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в том числе иной категории лиц, после выпуска из детских домов и школ-интернатов будет осуществляться в рамках подпрограммы «Старт в будущее». Реализация данного направления обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и нашла свое отражение в поручениях Президента Российской Федерации, предусматривающих разработку и реализацию программ социальной адаптации и сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот.

Выделение комплекса системных мероприятий в отдельные подпрограммы обусловлено возможностью участия региона в конкурсах региональных программ субъектов Российской Федерации, проводимых ежегодно Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, для получения грантов.

 

4. Обобщенная характеристика основных мероприятий государственной программы

 

Представленная в предыдущем разделе информация о перечне подпрограмм и их краткая характеристика с точки зрения их направленности на решение установленных в нормативных правовых актах федерального и регионального уровней основных направлений деятельности и полномочий с достижением целей настоящей государственной программы задает общее понимание концепции планируемых действий ответственного исполнителя государственной программы и соисполнителей государственной программы.

 В свою очередь каждая из подпрограмм имеет собственную систему целевых ориентиров, согласующихся с целями и задачами государственной программы и подкрепленных конкретными мероприятиями, реализуемыми в рамках соответствующих основных мероприятий.

Для обеспечения прозрачной и понятной связи влияния основных мероприятий на достижение целей государственной программы информация, представленная в данном разделе, дает характеристику основным мероприятиям подпрограмм государственной программы.

В то же время в разделе 7 «Подпрограммы государственной программы» настоящей государственной программы указывается подробный перечень мероприятий подпрограмм, направленных на решение задач государственной программы и обеспечивающих достижение целей государственной программы.

 

4.1. Подпрограмма «Демографическое развитие и семейная политика Калужской области»

 

Достижение заявленных целей и решение поставленных задач подпрограммы будет осуществляться посредством реализации следующих основных мероприятий:

 

4.1.1. Обеспечение социальных выплат, пособий, компенсаций детям и семьям с детьми.

 

Краткая характеристика основного мероприятия:

- решает задачи сокращения бедности в семьях с детьми;

- влияет на повышение уровня рождаемости;

- предусматривает своевременное и в полном объеме предоставление социальных выплат, пособий и компенсаций детям и семьям с детьми;

- реализуется за счет средств областного и федерального бюджетов;

- обеспечит развитие системы мер социальной поддержки семьям с детьми.

 

4.1.2.Повышение ценности семьи, семейного образа жизни, пропаганда социально благополучных семей.

 

Краткая характеристика основного мероприятия:

- решает задачи создания условий для повышения активности семей;

- влияет на укрепление института семьи;

- реализуется за счет средств областного бюджета;

- обеспечит развитие системы повышения активности семей.

 

4.1.3. Социальная поддержка детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

Краткая характеристика основного мероприятия:

- решает задачи по созданию условий для формирования ответственного родительства; повышению профессиональной компетентности специалистов по вопросам социальной поддержки детей и семей с детьми;

- влияет на уменьшение количества семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- реализуется за счет средств областного бюджета;

- обеспечит повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям с детьми; приобретение медицинского оборудования

для оснащения отделений реанимации и интенсивной терапии педиатрических стационаров государственных учреждений здравоохранения.

 

4.2. Подпрограмма «Развитие системы социального обслуживания семьи и детей Калужской области»

 

Достижение заявленных целей и решение поставленных задач подпрограммы будут осуществляться посредством реализации следующего основного мероприятия:

 

4.2.1. Обеспечение деятельности социальных приютов для детей и подростков и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.

 

Краткая характеристика основного мероприятия:

- решает задачи снижения беспризорности, безнадзорности и социального сиротства; расширения спектра социальных услуг детям и семьям в социальных приютах для детей и подростков и социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних; повышения профессиональной компетентности специалистов в социальных приютах для детей и подростков и социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, осуществляющих работу с семьями и детьми;

- влияет на уменьшение семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, безнадзорных и беспризорных детей; увеличение семей, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей Калужской области;

- обеспечит внедрение инновационных технологий в практическую деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей; укрепление материально-технической базы социальных приютов для детей и подростков и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних (приобретение и установка спортивного, игрового, реабилитационного, технологического оборудования и устройств, компьютерной техники, мебели, проведение капитальных ремонтов, приобретение автотранспорта);

- реализуется за счет средств областного и федерального бюджетов.

 

4.3. Подпрограмма «Вместе с семьей»

 

Достижение заявленных целей и решение поставленных задач подпрограммы будут осуществляться посредством реализации следующих основных мероприятий:

 

4.3.1. Обеспечение деятельности центров социальной помощи семье и детям и центров организации детского и семейного отдыха.

 

Краткая характеристика основного мероприятия:

- решает задачи снижения детского и семейного неблагополучия, расширения спектра социальных услуг детям и семьям в центрах социальной помощи семье и детям и центрах организации детского и семейного отдыха; повышения профессиональной компетентности специалистов центров социальной помощи семье и детям и центров организации детского и семейного отдыха, осуществляющих работу с семьями и детьми;

- влияет на уменьшение семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации;

- обеспечит внедрение инновационных технологий в практическую деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей; укрепление материально-технической базы центров социальной помощи семье и детям и центров организации детского и семейного отдыха (приобретение и установка спортивного, игрового, реабилитационного, технологического оборудования и устройств, компьютерной техники, мебели, проведение капитальных ремонтов, приобретение автотранспорта);

- реализуется за счет средств областного бюджета.

 

4.3.2. Проведение мероприятий по профилактике отказов матерей от новорожденных детей, создание служб психологической поддержки в женских консультациях и родильных домах, создание системы межведомственного социального, медико-психологического сопровождения женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении

 

Краткая характеристика основного мероприятия:

- решает задачи по повышению эффективности выявления женщин, находящихся в родильном доме и изъявляющих устное или письменное намерение отказаться от новорожденного ребенка или неуверенных в решении сохранить беременность, и организации работы по сохранению новорожденных детей в семьях;

- влияет на уменьшение количества отказов матерей от новорожденных детей в родильных домах, женских консультациях и детских больницах; увеличение количества беременных женщин и матерей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, получивших социальную реабилитацию в центрах социальной помощи семье и детям и центрах организации детского и семейного отдыха; увеличение количества специалистов, работающих с беременными женщинами и матерями, повысивших свой профессиональный уровень; увеличение числа привлеченных некоммерческих организаций и предпринимателей к решению проблем беременных женщин и матерей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении;

- обеспечит создание служб психологической поддержки в женских консультациях и родильных домах, системы межведомственного социального, медико-психологического сопровождения женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении;

- реализуется  за счет  средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и средств областного бюджета.

 

4.4. Подпрограмма «Организация отдыха и оздоровления детей Калужской области

 

Достижение заявленных целей и решение поставленных задач подпрограммы будет осуществляться посредством реализации следующих основных мероприятий:

 

4.4.1. Организация отдыха и оздоровления детей.

 

Краткая характеристика основного мероприятия:

- решает задачи обеспечения отдыха и оздоровления детей Калужской области, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; организации подготовки и повышения квалификации персонала учреждений отдыха и оздоровления детей, совершенствование информационной составляющей детского отдыха;

- влияет на удовлетворенность населения услугами по организации отдыха и оздоровления детей в загородных оздоровительных лагерях Калужской области (от числа получивших услуги по отдыху и оздоровлению); увеличение количества детей от 7 до 17 лет, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления (к общему числу детей от 7 до 17 лет) и детей от 7 до 17 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления (к общему числу детей от 7 до 17 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации);

- реализуется за счет средств областного и федерального бюджетов, средств местных бюджетов;

- обеспечит организацию отдыха и оздоровления детей.

 

4.4.2. Укрепление материально-технической базы учреждений отдыха и оздоровления детей.

 

Краткая характеристика основного мероприятия:

- решает задачи по созданию условий для обеспечения безопасного и комфортного пребывания детей в загородных оздоровительных лагерях;

- влияет на удовлетворенность населения услугами по организации отдыха и оздоровления детей в загородных оздоровительных лагерях Калужской области (от числа получивших услуги по отдыху и оздоровлению); увеличению количества детей от 7 до 17 лет, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления (к общему числу детей от 7 до 17 лет) и детей от 7 до 17 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления (к общему числу детей от 7 до 17 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации);

- реализуется за счет средств областного и федерального бюджетов, средств местных бюджетов;

- обеспечит проведение капитального ремонта помещений ГБУ КО «Калужский областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Витязь», ГАУЗ КО «Калужский санаторий «Звездный», ГАУЗ КО «Калужский санаторий «Спутник», ГАОУ ДОД КО «ДЮСШ «Орленок», ГАУ КО «Центр организации детского и семейного отдыха «Развитие».

 

4.5. Подпрограмма «Право ребенка на семью»

 

Достижение заявленных целей и решение поставленных задач подпрограммы будет осуществляться посредством реализации следующего основного мероприятия:

 

4.5.1. Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и замещающих семей.

 

Краткая характеристика основного мероприятия:

- решает задачи по улучшению положения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в Калужской области, по профилактике социального сиротства, семейного неблагополучия и поддержке замещающих семей, развитию семейно-замещающих форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- влияет на уменьшение доли детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей; на увеличение доли детей-сирот, обеспеченных жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;

- реализуется за счет средств областного, федерального бюджетов и софинансирования Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- обеспечит завершение строительства медицинского блока государственного казенного образовательного учреждения «Азаровский детский дом-школа им. Попова В.Т.», ресурсную поддержку служб социального сопровождения замещающих семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма.

 

4.6. Подпрограмма «Шаг навстречу»

 

Достижение заявленных целей и решение поставленных задач подпрограммы будет осуществляться посредством реализации следующего основного мероприятия:

 

4.6.1. Обеспечение комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

 

Краткая характеристика основного мероприятия:

- решает задачи по организации сети отделений реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 0 до 3 лет и детей-инвалидов на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей; организации обучения специалистов по вопросам комплексной реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья; укреплению материально-технической базы учреждений и служб, оказывающих услуги детям-инвалидам;

- влияет на улучшение качества обслуживания в учреждениях социального обслуживания семьи и детей;

- реализуется за счет средств областного бюджета, внебюджетных источников.

 

4.7. Подпрограмма «Старт в будущее»

 

Достижение заявленных целей и решение поставленных задач подпрограммы будет осуществляться посредством реализации следующего основного мероприятия:

 

4.7.1. Предоставление социально-правовых, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-медицинских услуг детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа и иной категории лиц.

 

Краткая характеристика основного мероприятия:

 - решает задачи по задачи по развитию системы постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и иной категории лиц;

- позволяет оказывать помощь лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- влияет на совершенствование системы информационно-методической поддержки и повышения квалификации специалистов, осуществляющих деятельность по социальной адаптации и сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- реализуется за счет средств областного бюджета;

- обеспечит предоставление социально-правовых, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-медицинских услуг детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа и иной категории лиц; проведение капитального ремонта в здании государственного автономного учреждения Калужской области «Центр постинтернатного сопровождения «Расправь крылья!».

 

5. Характеристика мер государственного регулирования

 

 Для достижения целей государственной программы предполагается использовать комплекс мер государственного регулирования, включая государственные регулятивные и финансовые меры.

Правоустанавливающие и правоприменительные меры государственного регулирования осуществляются через системы устанавливаемых норм, правил и стандартов путем разработки нормативных актов, необходимых для реализации государственной программы, а также осуществления контроля за соблюдением действующих государственных норм и стандартов.

Экономическое регулирование предполагается осуществлять путем использования финансирования мероприятий по социальной поддержке детей и семей с детьми в формах субвенций и субсидий, обеспечивающих предоставление вышеуказанным категориям различных мер социальной поддержки в соответствии с нормами законодательства.

 

СВЕДЕНИЯ

об основных мерах правового регулирования в сфере

реализации государственной программы

 

Важнейшие правовые нормы, определяющие государственную политику Российской Федерации в отношении социальной поддержки семьи и детей, отражены в Конституции Российской Федерации. Меры социальной поддержки семьи и детей определены федеральным законодательством, законодательством Калужской области, иными нормативными актами. Важнейшими нормативными правовыми актами, непосредственно регулирующими отношения в сфере реализации государственной программы Калужской области «Семья и дети Калужской области», являются:

Семейный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей»;

Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»;

Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 № 1916-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 481 «О ежемесячном пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях)» (ред. от 13.08.2013 № 694);

постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1206 «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан» (ред. от 21.05.2013 № 425);

постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1051 «О порядке предоставления пособий на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации» (ред. от 04.10.2013 № 868);

постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (ред. от 10.02.2014 № 93);

постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» (ред. от 10.02.2014 № 93);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации».

 


Информация по документу
Читайте также