Расширенный поиск
Постановление Правительства Калужской области от 30.03.2015 № 170
Правительство
Калужской области
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О внесении изменений в
постановление Правительства Калужской области
от 20.12.2013 № 713 «Об утверждении государственной
программы Калужской области «Развитие образования в Калужской области»
(в ред. постановлений Правительства Калужской области
от 21.02.2014 № 122, от 14.08.2014 № 478,
от 28.08.2014 № 511, от 06.10.2014 № 580, от 28.11.2014 № 699,
от 11.12.2014 № 734)
В целях реализации Закона
Калужской области «Об областном бюджете на 2015 год и на
плановый период 2016 и 2017 годов» и в соответствии с Законом
Калужской области «О нормативных правовых актах органов государственной
власти Калужской области» Правительство Калужской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1.
Внести изменения в постановление Правительства
Калужской области от 20.12.2013 № 713
«Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие
образования в Калужской области» (в ред. постановлений Правительства
Калужской области от 21.02.2014 № 122,
от 14.08.2014 № 478, от 28.08.2014 № 511,
от 06.10.2014 № 580, от 28.11.2014 № 699,
от 11.12.2014 № 734) (далее – постановление), изложив
приложение «Государственная программа Калужской области «Развитие образования в
Калужской области» к постановлению
в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
официального опубликования и
распространяется на правоотношения, возникшие
с 1 января 2015 года.
Губернатор Калужской области
|
А.Д.Артамонов
|
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ «РАЗВИТИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ»
ПАСПОРТ
государственной
программы Калужской области
«Развитие
образования в Калужской области» (далее – государственная программа)
1. Ответственный
исполнитель государственной программы
|
Министерство образования и науки Калужской области
|
|
2. Соисполнители
государственной программы
|
Министерство образования и науки Калужской области
|
|
3. Цели
государственной программы
|
- Обеспечение доступности качественного образования в
соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами
развития общества и экономики;
- повышение эффективности работы с обучающимися
в интересах инновационного социально ориентированного развития региона;
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся
|
|
4. Задачи
государственной программы
|
- Модернизация дошкольного, общего и дополнительного
образования, обеспечивающая равную доступность и современное качество учебных
результатов;
- формирование современной оценки качества образования
на основе принципов открытости, объективности, прозрачности,
общественно-профессионального участия;
- создание в образовательных организациях условий,
обеспечивающих безопасность, сохранение и укрепление здоровья участников
образовательного процесса, формирование их здорового образа жизни и
приобретение позитивного социального опыта;
- обеспечение отдыха и оздоровления детей, в том числе
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- формирование
механизмов адресной поддержки ученых, педагогических работников, талантливых
обучающихся, образовательных организаций по результатам достижений;
- обеспечение экономики региона высококвалифицированными
кадрами
|
|
5. Подпрограммы
государственной программы
|
«Развитие дошкольного образования»;
«Развитие общего образования»;
«Развитие дополнительного образования детей»;
«Развитие профессионального образования»;
«Развитие системы воспитания и социализации обучающихся»;
«Создание условий для получения качественного
образования»;
«Поддержка научно-исследовательской деятельности»;
«Обеспечение
функционирования системы образования региона и реализации государственной
программы»;
«Организация отдыха
и оздоровления детей Калужской области»
|
6. Индикаторы
государственной программы
|
- Удельный вес численности населения в возрасте 5-18
лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5-18
лет;
- доступность дошкольного образования (отношение
численности детей 3-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги
дошкольного образования, к численности детей 3-7 лет);
- удельный вес численности обучающихся государственных
(муниципальных) общеобразовательных организаций, которым предоставлена
возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями,
в общей численности обучающихся;
- доля выпускников государственных (муниципальных)
общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем общем
образовании;
- отношение среднего балла единого государственного
экзамена (далее – ЕГЭ) (в расчете на 2 обязательных предмета)
в 10 процентах школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ
(в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с худшими
результатами ЕГЭ;
- доля выпускников, обучившихся по программам среднего
профессионального образования и профессионального обучения, трудоустроившихся
по специальности в первый год после выпуска из профессиональной
образовательной организации, в общей численности выпускников;
- удовлетворенность населения качеством
предоставляемых образовательных услуг;
- удельный вес детей от 7 до 17 лет, охваченных всеми
формами отдыха и оздоровления, в общей численности детей от 7 до 17 лет
|
7. Сроки и этапы
реализации государственной программы
|
|
8. Объемы
финансирования государственной программы за счет бюджетных ассигнований
|
Наимено-вание показателя
|
Всего
(тыс. руб.)
|
в том числе по годам:
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
ВСЕГО
|
75061943,85
|
10875183,50
|
10184540,66
|
10134231,16
|
10151485,66
|
11197925,36
|
11230113,75
|
11288463,75
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
средства областного
бюджета*
|
74610744,25
|
10425183,90
|
10183340,66
|
10134231,16
|
10151485,66
|
11197925,36
|
11230113,75
|
11288463,75
|
средства федераль-ного бюджета**
|
451199,60
|
449999,6
|
1200,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
|
* Финансирование программных
мероприятий из областного бюджета будет осуществляться в пределах средств,
предусмотренных законом Калужской области об областном бюджете на очередной
финансовый год и на плановый период.
** Объемы финансирования программных мероприятий из
федерального бюджета ежегодно уточняются после принятия закона о федеральном
бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и на основании
решений Правительства Российской Федерации.
|
|
9. Ожидаемые результаты реализации государственной
программы
|
Реализация мероприятий государственной программы к 2020
году позволит:
в количественном выражении:
- увеличить удельный вес численности населения в
возрасте 5-18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в
возрасте 5-18 лет до 90 %;
- обеспечить стопроцентную доступность услуг дошкольного
образования для детей от 3 до 7 лет;
- увеличить долю охвата детей в возрасте 5-18 лет
программами дополнительного образования до 75 %;
- увеличить удельный вес численности обучающихся
государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, которым
предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными
требованиями, в общей численности обучающихся до 96 %;
- увеличить долю общеобразовательных организаций, в
которых создана универсальная и безбарьерная среда,
позволяющая обеспечить совместное обучение детей-инвалидов и лиц, не имеющих
нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных организаций до
21,4 %;
- снизить долю выпускников государственных
(муниципальных) общеобразовательных организаций, не получивших аттестат
о среднем общем образовании, до 1,3 %;
- увеличить долю выпускников, обучившихся по
программам среднего профессионального образования и профессионального
обучения, трудоустроившихся по специальности в первый год после выпуска
из профессиональной образовательной организации, в общей численности
выпускников до 59,2 %;
- повысить удовлетворенность населения качеством
предоставляемых образовательных услуг до 77 %;
- увеличить удельный вес детей от 7 до 17 лет,
охваченных всеми формами отдыха и оздоровления, в общей численности детей
от 7 до 17 лет) к 2020 году до 95 %;
в качественном выражении:
- улучшить результаты обучающихся Калужской области по
итогам международных сопоставительных исследований качества общего
образования (PIRLS, TIMSS, PISA);
- обеспечить на старшей ступени общего образования для
всех обучающихся возможность выбора профиля обучения и индивидуальной
траектории освоения образовательной программы (в образовательных
организациях всех форм собственности и их сетях, в формах семейного,
дистанционного образования, самообразования);
- повысить привлекательность педагогической профессии и
уровень квалификации педагогических кадров;
- обеспечить потребности экономики региона в кадрах
высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и
технологического развития
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Общая характеристика сферы реализации
государственной программы
|
|
Вводная
|
|
Согласно Стратегии социально-экономического развития Калужской
области на период до 2020 года основными приоритетами развития региона
являются развитие экономики, повышение ее конкурентоспособности, повышение
инвестиционной привлекательности области, эффективное использование ресурсов,
обеспечение роста благосостояния и уровня (качества) жизни населения,
эффективное социально-экономическое развитие области.
|
Уровень развития системы образования выступает в качестве основной
составляющей, характеризующей уровень жизни населения.
|
По данным статистики, средняя заработная плата педагогических
работников образовательных организаций общего образования Калужской области
за 2013 год
составила 26024 рубля, педагогических работников дошкольных
образовательных организаций – 21859 рублей, педагогических
работников организаций дополнительного образования детей – 18694 рубля,
преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных
организаций начального и среднего профессионального образования – 22623 рубля, преподавателей образовательных
организаций высшего профессионального образования – 34040 рублей.
|
В настоящее время в Калужской области обеспечено стабильное
функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего
развития.
|
В течение последних лет системой образования Калужской области
решались задачи с учетом стратегических ориентиров национальной
образовательной инициативы «Наша новая школа», направлений приоритетного
национального проекта «Образование» (далее – ПНПО), Комплекса мер по модернизации региональной
системы общего образования до 2020 года, положений Указов Президента
Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной
социальной политики» и от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в
области образования и науки».
|
В региональной системе образования спланированы новые явления:
переход на обучение по новым федеральным государственным образовательным
стандартам (далее – ФГОС) учащихся начальных
и основных общеобразовательных организаций области, введение в заключительном
классе начальной школы нового учебного курса по выбору обучающихся и их
родителей «Основы религиозных культур и светской этики», переход к
использованию электронных журналов, дневников и учебников, увеличение скорости
доступа к сети Интернет в школах области, модернизация школьных библиотек,
модернизация системы дополнительного образования детей.
|
На конец 2013 года Калужская область занимает 11-е место среди
субъектов Российской Федерации по количеству школьников, обучающихся по ФГОС.
|
Система образования Калужской области представлена образовательными
организациями всех типов и видов различного уровня подведомственности.
Управление данной системой осуществляет министерство образования и науки
Калужской области, как в форме прямого управления подведомственными
образовательными организациями, так и через муниципальные органы управления
образованием.
|
В 2013/14 учебном году система образования Калужской области
представлена следующими образовательными организациями:
|
организации дошкольного образования – 265;
|
муниципальные общеобразовательные организации – 346;
|
государственные общеобразовательные организации – 17, в том числе
осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам – 14;
|
негосударственные образовательные организации – 12;
|
организации среднего профессионального образования различных форм
собственности и ведомственной принадлежности – 38;
|
образовательные
организации высшего образования – 24.
|
В Калужской области 40 тысяч воспитанников детских садов, 84,4 тысячи обучающихся в общеобразовательных
организациях, 17 тысяч – в профессиональных образовательных организациях, 34
тысячи студентов, обучающихся в образовательных организациях высшего
образования.
|
В последние годы наблюдаются устойчивые положительные изменения в
системе образования Калужской области.
|
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в
области образования и науки» в сфере
дошкольного образования проводятся мероприятия по ликвидации очередности в дошкольные образовательные организации, в том числе
путем строительства и реконструкции зданий детских садов, передачи в
муниципальную собственность зданий федеральных, ведомственных дошкольных
организаций, использования имеющихся площадей муниципальных дошкольных и
общеобразовательных организаций.
|
Значительному сокращению очереди в детские сады Калужской области
способствует развитие вариативных форм дошкольного образования: создание
групп кратковременного пребывания; организация дошкольных групп при школах;
создание семейных дошкольных групп как структурных подразделений
государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих
основную общеобразовательную программу дошкольного образования; создание лекотек, игровых комнат для детей-инвалидов и детей
дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, консультационных
центров для родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, и другие.
|
Продолжается совершенствование региональной системы оценки качества
образования, опирающейся на ценностно-методологические основания ФГОС.
Общеобразовательные организации станут участниками постоянных мониторинговых
исследований с целью выявления динамики изменения значений основных
показателей качества образования, оценки достижения базовых требований к
уровню подготовки школьников и диагностики их учебных достижений.
|
Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных организаций области
являются одним из основных информационных источников для региональной оценки
качества образования.
|
Так, в 2013 году средний балл ЕГЭ по Калужской области по всем
общеобразовательным предметам выше среднего балла ЕГЭ по Российской Федерации,
за исключением среднего балла по немецкому языку, французскому языку,
испанскому языку.
|
Ежегодно проводится аккредитационная
экспертиза образовательных организаций и образовательных программ. Экспертиза
соответствия качества подготовки обучающихся ФГОС проводится путем
тестирования.
|
В рамках реализации федеральной Концепции развития и поддержки
молодых талантов в Калужской области выстроена система мероприятий
регионального, муниципального уровней и уровня образовательных организаций
(олимпиады, научно-практические конференции, фестивали, смотры, спортивные
состязания и иные конкурсные мероприятия).
|
Ежегодно около 10 тысяч обучающихся принимают участие в региональных
конкурсных мероприятиях, из них около 200 человек являются победителями и
призерами всероссийских и международных конкурсов.
|
Так, в 2013 году по количеству школьников, направляемых для участия в
заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников, Калужская область
занимает 23-е место среди 83 регионов Российской Федерации, а по количеству
победителей и призеров – 17-е место. Эффективность участия в олимпиадах в 2013 году
составила 35 %, что на 9 % больше, чем в 2012 году.
|
Наиболее значимые мероприятия, направленные на выявление и поддержку
одаренных детей Калужской области:
|
Всероссийская олимпиада школьников (далее – Олимпиада);
|
ежегодная областная научно-практическая конференция «Молодость –
науке» памяти А.Л. Чижевского (проводится с 1990 года);
|
участие талантливых школьников в олимпиадах и иных конкурсных
мероприятиях федерального и международного уровней, в том числе по итогам
которых присуждаются премии по поддержке талантливой молодежи в рамках ПНПО;
|
психолого-педагогическая поддержка одаренных детей, содействие их
самореализации, профессиональному самоопределению;
|
развитие сети организаций, осуществляющих работу с одаренными детьми.
|
С 2012 года в Калужской области формируется сеть базовых
образовательных организаций, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и
лиц, не имеющих нарушения развития.
|
Проводится системная работа по организации дистанционного образования
детей-инвалидов, обучающихся на дому.
|
Модернизация системы образования невозможна без перестройки системы
подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования.
|
В Калужской области с 2012 года решается задача повышения
профессиональной компетентности специалистов системы образования, разработки
и апробирования персонифицированных моделей повышения квалификации
педагогических и руководящих работников. Доля учителей, прошедших обучение по
новым адресным моделям повышения квалификации, в том числе в рамках
подготовки к введению ФГОС, по итогам 2012 года составила 31 % в
общей численности учителей.
|
По количеству руководителей и педагогических работников
общеобразовательных организаций Калужской области, прошедших повышение
квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы по ФГОС, по
итогам 2013 года регион занимает 28-е место среди субъектов Российской
Федерации.
|
Одной из основных форм повышения квалификации становится стажировка,
а лучшие школы области становятся стажировочными
площадками.
|
Осуществляются меры социальной поддержки молодых специалистов – педагогических работников. Установлены выплаты
молодым специалистам, работающим в сельских и городских поселениях, в первый,
второй и третий годы нахождения в реестре молодых специалистов.
|
С целью обеспечения кадров жильем разрабатывается нормативная база
ипотечного кредитования молодых учителей с уровнем процентной ставки не более 8,5% годовых
и формируется база данных учителей в возрасте до 35 лет, нуждающихся в
улучшении жилищных условий.
|
Одна из ведущих ролей в создании регионального образовательного
пространства принадлежит системе дополнительного образования.
|
Диапазон предлагаемых направлений в организациях дополнительного
образования охватывает практически все сферы современной жизни: науку,
искусство, культуру, экономику, художественное и технического творчество,
краеведение и туризм, учебно-исследовательскую деятельность и многое другое.
|
Основное содержание дополнительного образования детей – практико-ориентированная деятельность: здесь
ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания в процессе
взаимодействия с объектами труда, природы, культурными памятниками и т.д.
|
Большинство многопрофильных организаций дополнительного образования
детей в силу выполнения образовательных, социальных, адаптирующих и других
функций являются социально-культурными и организационно-методическими
центрами на территориях муниципальных образований; ими ежегодно проводится
свыше 700 социально
ориентированных мероприятий.
|
Общеобразовательные организации области также реализуют
дополнительные образовательные программы.
|
Деятельность организаций дополнительного образования детей Калужской
области направлена на системные преобразования образовательного процесса,
всестороннее удовлетворение образовательных потребностей детей и подростков.
|
В связи с 95-летием государственной системы дополнительного
образования детей 2013 год в Калужской области объявлен Годом дополнительного
образования детей.
|
Подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего
звена является неотъемлемой частью сферы образования Калужской области и
одним из важных компонентов обеспечения устойчивого и эффективного развития
человеческого капитала и социально-экономического развития региона в целом.
|
Система профессионального образования региона охватывает подготовку
по программам начального профессионального, среднего
профессионального образования и программам профессиональной подготовки, что
позволяет выбирать различные пути (траектории) получения профессионального
образования и повышения квалификации.
|
В ближайшие годы за счет сокращения численности обучающихся в силу
демографических процессов будет наблюдаться высвобождение ресурсов. Вместе с
тем снижение численности молодежи в возрасте 15 лет – 21 года на 23
процента к 2018 году по сравнению с уровнем 2012 года
приведет и к сокращению предложения в наиболее гибком и активном сегменте
рынке труда. Это означает возникновение необходимости, с одной стороны,
формирования предложения высокопроизводительных рабочих мест, а с другой
стороны, радикального повышения качества подготовки кадров для работы с
высокой производительностью.
|
Выраженной тенденцией развития кадрового потенциала организаций и
предприятий в Калужской области становится создание собственных центров и
реализация программ обучения персонала.
|
Кроме этого, развиваются два типа сетей организаций, реализующих
основные образовательные программы среднего профессионального образования и
основные программы профессионального обучения. Укрупнение организаций
среднего профессионального образования приведет к сокращению их общего числа.
|
Образовательные организации высшего образования, расположенные на
территории региона, осуществляют образовательную деятельность в тесном
взаимодействии с органами государственной власти Калужской области в
интересах и с учетом специфики динамично развивающейся экономики Калужской
области.
|
Ведется активная работа по обновлению содержания системы воспитания и
социализации обучающихся. Так называемый «школьный компонент» образовательной
программы школы наполняется принципиально иным содержанием. Это курсы
духовно-нравственной и гражданской направленности, курс исторического,
географического, литературного, экономического и духовного краеведения, профориентационные курсы. Воспитательная деятельность
направлена на профессиональную ориентацию школьников, формирование
гражданских качеств, здорового образа жизни, антинаркотическую
и антиалкогольную пропаганду.
|
Значительное место в системе воспитания обучающихся отводится
развитию физической культуры и пропаганде здорового образа жизни.
|
Современные требования к условиям предоставления общего образования
предусматривают, с одной стороны, оснащение образовательного процесса
современным учебным оборудованием и квалифицированными педагогическими
кадрами, с другой стороны – обеспечение всем обучающимся гарантий
безопасности и сохранения здоровья.
|
Большое внимание уделяется организации работы по обеспечению
безопасности государственных и муниципальных образовательных организаций,
прежде всего, в части реализации комплекса мер противопожарной и
антитеррористической направленности.
|
Комплексный подход к обеспечению безопасности образовательных
организаций включает также реализацию мер по поддержанию в должном состоянии
их зданий, сооружений, инфраструктуры, инженерных сетей. Кроме того,
реализуются мероприятия, касающиеся методического обеспечения комплексной
безопасности образовательных организаций, обучения, повышения квалификации,
подготовки и переподготовки кадров по вопросам пожарной и
антитеррористической безопасности, формирования у учащихся навыков поведения
в экстремальных ситуациях.
|
Важной составляющей обеспечения доступности качественного образования
(особенно в сельской местности) является развитие сети школьных автобусов,
осуществляющих подвоз школьников к месту учебы в базовые образовательные
организации (ресурсные центры) и обратно государственным казенным учреждением
Калужской области «Школьный автобус», которое является первым в России
учреждением для централизованного обеспечения подвоза школьников в сельской
местности.
|
Все муниципальные общеобразовательные организации, государственные
образовательные школы-интернаты подключены к сети Интернет с осуществлением контент-фильтрации. Все образовательные организации
области были обеспечены базовыми пакетами Microsoft
и лицензией GGWA-A Microsoft.
|
В общеобразовательных организациях создаются современные условия для
поэтапного введения ФГОС: поставка учебно-лабораторного и компьютерного
оборудования, электронных учебников, оснащение современным оборудованием
школьных библиотек, пополнение фондов школьных библиотек комплектами
художественной литературы для детского и подросткового чтения сверх школьной
программы.
|
Ведется работа по модернизации созданных в каждом муниципальном
образовании Калужской области на базе общеобразовательных организаций центров
дистанционного обучения.
|
В течение последних лет увеличилось количество школьников области,
получающих горячее питание в школах (около 100 % обучающихся в
общеобразовательных организациях региона, 76 % – по Российской
Федерации). Это стало возможным в результате удешевления стоимости школьного
питания за счет выделения средств из бюджетов двух уровней: областной бюджет
и бюджеты муниципальных образований области.
|
Решены проблемы, связанные с обеспечением бесплатным горячим питанием
детей из многодетных и малообеспеченных семей. Учащиеся 1-11-х классов
получают молоко или молочные продукты (по выбору).
|
В области создана и
постоянно совершенствуется система организации круглогодичного отдыха детей.
В 2013 году отдыхом и оздоровлением было охвачено 89000 детей, что составляет
93 % (2012 г. – 92 %) от общего количества детей от 7
до 17 лет, проживающих на территории Калужской области, из них
44000 детей (88 %), находящихся в трудной жизненной ситуации (2012 г. –
84 %). За летний период 2013 года выраженный оздоровительный
эффект составил 92,3 % (2012 г. – 93 %), слабый
оздоровительный эффект – 6,4 % (2012 г. – 4,9 %), отсутствие
оздоровительного эффекта – 1,3 % (2012 г. – 2,1 %).
|
В течение последних лет по уровню развития научно-технического
потенциала Калужская область входит в пятерку лидеров Центрального
федерального округа. Многие из научных организаций являются ведущими в своих
отраслях и занимают лидирующие позиции в России.
|
Калужская область одной из первых среди регионов Российской
Федерации, начиная с 1999 года, проводит совместно с федеральными
научными фондами – Российским фондом фундаментальных исследований и
Российским гуманитарным научным фондом на паритетной основе региональные
конкурсы научных проектов в области естественных и гуманитарных наук.
|
Ежегодно в целях поддержки ученых, профессорско-преподавательского
состава вузов, учителей общеобразовательных организаций, педагогов
организаций дополнительного образования, талантливой молодежи
(от школьника до аспиранта) за успехи в научно-исследовательской
деятельности в различных областях знаний и успехи в учебе присуждаются премии
и стипендии, которые учреждены Губернатором и Правительством Калужской
области в честь выдающихся ученых, жизнь и деятельность которых тесно связаны
с историей развития науки, образования и культуры Калужского края.
|
Правоотношения по разграничению полномочий в сфере
управления научной и (или) научно-технической деятельностью на территории
Калужской области между органами государственной власти Калужской области
регулируются Законом
Калужской области «О науке и научно-технической деятельности в Калужской
области». Научные организации и вузы, расположенные на территории
региона, осуществляют научную и образовательную деятельность в тесном
взаимодействии с органами государственной власти Калужской области в
интересах и с учетом специфики
динамично развивающейся экономики Калужской области.
|
Для обеспечения функционирования системы образования региона и
реализации государственной программы необходимым условием является разработка
и обеспечение эффективного функционирования новых механизмов деятельности
региональной системы дополнительного профессионального образования (повышения
квалификации и профессиональной переподготовки), совершенствование
региональной нормативно-правовой базы и научно-методического сопровождения
инновационных процессов в сфере образования.
|
Это позволит повысить профессиональный уровень педагогических кадров
региональной системы образования, с одной стороны, и увеличить долю
образовательных организаций, успешно проходящих процедуру аккредитации, – с
другой. При этом более качественно организованная система мониторинга системы
образования позволит более оперативно реагировать на изменения и эффективнее
внедрять технологические и организационные мероприятия.
|
|
1.1. Основные проблемы в
сфере реализации государственной программы
|
|
Несмотря на отмеченные успехи в реализации государственной политики в
сфере образования Калужской области, нужно отметить следующие проблемы:
|
1. Дефицит мест в дошкольных образовательных организациях в условиях
роста численности детского населения.
|
2. Несформированность региональной системы
оценки качества образования.
|
3. Отсутствие специальных условий для обучения детей-инвалидов в
форме инклюзивного образования в общеобразовательных организациях области.
|
4. Неразвитость инфраструктуры дополнительного образования детей.
|
5. Отсутствие условий для успешной социализации и эффективной
самореализации детей, особенно находящихся в трудной жизненной ситуации.
|
6. Незавершенность процесса создания в общеобразовательных
организациях материально-технических условий, соответствующих требованиям
ФГОС.
|
7. Старение педагогических кадров.
|
8. Недостаточность обеспечения модернизируемых и вновь создаваемых
рабочих мест в экономике региона квалифицированными кадрами.
|
9. Система
организации отдыха и оздоровления детей требует модернизации. В настоящее время детские оздоровительные базы
нуждаются в реконструкции и модернизации. Возрастает потребность населения в
получении современных, качественных услуг в сфере отдыха и оздоровления
детей, создании системы семейного отдыха.
|
|
1.2. Прогноз развития
сферы реализации государственной программы
|
|
В результате реализации политики модернизации системы образования к 2020 году в
регионе будет сформирована инновационная экономически и социально
обусловленная система образования.
|
Повысится качество предоставления образовательных услуг.
|
Будет обеспечен равный доступ к качественному образованию и
обновление его содержания и технологий
образования (включая процесс социализации) в соответствии с изменившимися потребностями населения и новыми
вызовами социального, культурного, экономического развития.
|
В результате реализации государственной программы:
|
- будут созданы условия для организации дополнительных мест в
государственных (муниципальных) образовательных организациях различных типов,
а также вариативных форм дошкольного образования;
|
- произойдет качественное обновление инфраструктуры системы общего
образования, завершение ее модернизации, направленной на обеспечение во всех
школах региона современных условий получения образования;
|
- завершится формирование эффективной территориальной сети
образования и социализации посредством завершения модернизации и
реструктуризации региональной структуры общеобразовательных организаций,
кооперации и интеграции организаций различной ведомственной принадлежности;
|
- будет практически завершен переход на обучение по новым ФГОС на
всех ступенях обучения;
|
- в образовательный процесс будут внедрены эффективные системы
социализации и воспитания обучающихся, сформированы полноценные системы профильного
обучения на основе индивидуальных учебных планов;
|
- получат всестороннюю поддержку программы формирования здорового
образа жизни, жизненной и профессиональной ориентации с учетом потребностей
экономики и социальной сферы региона, гражданского и духовно-нравственного
воспитания обучающихся;
|
- произойдет укрепление материально-технической базы организаций
отдыха и оздоровления детей, направленной на сохранение и укрепление здоровья
обучающихся, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
|
- получит развитие система формирования и внедрения инструментов
поддержки одаренных детей;
|
- будет создана современная информационная среда для обучения и
управления учреждениями, включающая высокоскоростной доступ к сети Интернет,
цифровые образовательные ресурсы нового поколения, современное оборудование
для проведения учебных и исследовательских экспериментов, электронный
документооборот, информационную среду для планирования и регистрации хода и
результатов образовательного процесса и взаимодействия его участников;
|
- предполагается завершить переход на персонифицированную модель
финансового обеспечения программ повышения квалификации, модернизацию системы
методических служб, интеграцию систем повышения квалификации и аттестации
педагогов.
|
|
2. Приоритеты
государственной политики в сфере реализации
|
государственной программы, цели, задачи и индикаторы
|
достижения целей и решения задач, основные ожидаемые
|
конечные результаты государственной программы, сроки
и этапы
|
реализации государственной программы
|
|
2.1. Приоритеты
региональной политики в сфере реализации
|
государственной программы
|
|
Приоритетными направлениями государственной политики в сфере
образования Калужской области, нацеленными на решение актуальных задач по
всем уровням образования, станут:
|
- обеспечение доступности образования на всех этапах, в том числе
ликвидация очереди на зачисление детей в дошкольные образовательные
организации и обеспечение к 2020 году доступности дошкольного образования для
детей, в том числе в возрасте от трех до семи лет;
|
- обновление содержания образования и повышение качества образования
на разных уровнях (дошкольное, общее, среднее профессиональное),
использование в этих целях разработанных в области процедур и инструментов
контроля качества образования;
|
- создание условий для адаптации детей к современным условиям жизни;
|
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья
воспитанников, обучающихся и студентов, формирование здорового образа жизни,
в том числе через организацию их отдыха;
|
- внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных
средств обучения;
|
- предоставление детям-инвалидам и детям с ограниченными
возможностями здоровья возможности выбора варианта освоения
общеобразовательных программ в дистанционной форме в рамках специального
(коррекционного) или инклюзивного образования, обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения и
поддержки в профессиональной ориентации;
|
- рост эффективности использования материально-технической базы
образовательных организаций;
|
- создание системы непрерывного профессионального образования,
подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
|
- рост заработной платы педагогических работников;
|
- введение эффективного контракта с педагогическими работниками,
учитывающего современные стандарты профессиональной деятельности и
соответствующую оценку качества работы педагогов;
|
- модернизация сферы образования в части формирования большей
открытости, предоставления возможностей для реализации инициативы и
активности самих получателей образовательных услуг, включая работодателей и
местные сообщества.
|
Однако на различных уровнях образования выделяются свои приоритеты,
направленные на решение современных проблем. Они более подробно описаны в
соответствующих подпрограммах данной государственной программы.
|
|
2.2. Цели, задачи и
индикаторы достижения целей и решения
|
задач государственной программы
|
|
Цели государственной программы «Развитие образования в Калужской
области»:
|
- обеспечение доступности качественного образования в соответствии с
меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и
экономики;
|
- повышение эффективности работы с обучающимися в интересах
инновационного социально ориентированного развития региона;
|
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
|
Цели государственной программы будут достигаться путем решения
следующих задач:
|
- модернизация дошкольного, общего и дополнительного образования,
обеспечивающая равную доступность образования и современное качество учебных
результатов;
|
- формирование современной оценки качества образования на основе
принципов открытости, объективности, прозрачности,
общественно-профессионального участия;
|
- создание в образовательных организациях условий, обеспечивающих
безопасность, сохранение и укрепление здоровья участников образовательного
процесса, формирование их здорового образа жизни и приобретение позитивного
социального опыта;
|
- обеспечение отдыха и оздоровления детей, в том числе детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации (за исключением организации отдыха
детей в каникулярное время);
|
- формирование механизмов адресной поддержки ученых, педагогических
работников, талантливых обучающихся, образовательных организаций по
результатам достижений;
|
- обеспечение экономики региона высококвалифицированными кадрами.
|
Эффективность реализации государственной программы будет ежегодно
оцениваться на основании следующих целевых индикаторов.
|
Сведения об индикаторах государственной программы и
их значениях
|
№ п/п
|
Наименование
индикатора
|
Ед. изм.
|
Значение по годам
|
2012
|
2013
|
реализации
государственной программы
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
|
1
|
Удельный вес численности населения в возрасте 5-18 лет, охваченного
образованием, в общей численности населения в возрасте 5-18 лет <1>
|
%
|
82,6
|
83,1
|
84,0
|
85,0
|
86,0
|
87,0
|
88,0
|
89,0
|
90,0
|
2
|
Доступность дошкольного образования (отношение
численности детей 3-7 лет, которым предоставлена возможность получать
услуги дошкольного образования, к численности детей 3-7 лет) <2>
|
%
|
80
|
86
|
90
|
95
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
3
|
Удельный вес численности обучающихся государственных
(муниципальных) общеобразовательных организаций, которым предоставлена
возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями,
в общей численности обучающихся <3>
|
%
|
80,7
|
89,0
|
90,0
|
91,0
|
92,0
|
93,0
|
94,0
|
95,0
|
96,0
|
4
|
Доля выпускников государственных (муниципальных)
общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем общем
образовании <4>
|
%
|
1,10
|
1,60
|
1,56
|
1,52
|
1,48
|
1,44
|
1,40
|
1,36
|
1,30
|
5
|
Отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на 2 обязательных предмета) в
10 процентах школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ
(в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с худшими
результатами ЕГЭ <6>
|
%
|
1,77
|
1,78
|
1,78
|
1,77
|
1,76
|
1,76
|
1,75
|
1,75
|
1,75
|
6
|
Доля выпускников, обучившихся по программам среднего
профессионального образования и профессионального обучения,
трудоустроившихся по специальности в первый год после выпуска из
профессиональной образовательной организации, в общей численности
выпускников <7>
|
%
|
44,7
|
46,7
|
48,8
|
51,3
|
53,2
|
55,7
|
56,1
|
57,6
|
59,2
|
7
|
Удельный
вес детей от 7 до 17 лет, охваченных всеми формами отдыха и
оздоровления, в общей численности детей от 7 до 17 лет
<8>
|
%
|
92,0
|
93,0
|
93,5
|
93,5
|
94,0
|
94,5
|
94,5
|
94,5
|
95,0
|
8
|
Удовлетворенность
населения качеством предоставляемых образовательных услуг <9>
|
%
|
60
|
63
|
65
|
67
|
69
|
71
|
73
|
75
|
77
|
|
Читайте также
|