Расширенный поиск

Постановление Правительства Калужской области от 30.03.2015 № 170

 

 

 

 

Правительство Калужской области

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

30 марта 2015 г.

№ 170

 

 

О внесении изменений в постановление Правительства Калужской области от 20.12.2013 № 713 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие образования в Калужской области» (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 21.02.2014 № 122, от 14.08.2014 № 478, от 28.08.2014 № 511, от 06.10.2014 № 580, от 28.11.2014 № 699, от 11.12.2014 № 734)

 

 

В целях реализации Закона Калужской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и в соответствии с Законом Калужской области «О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области» Правительство Калужской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1.    Внести изменения в постановление Правительства Калужской области от 20.12.2013 № 713 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие образования в Калужской области» (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 21.02.2014 № 122, от 14.08.2014 № 478, от 28.08.2014 № 511, от 06.10.2014 № 580, от 28.11.2014 № 699, от 11.12.2014 № 734) (далее – постановление), изложив приложение «Государственная программа Калужской области «Развитие образования в Калужской области» к постановлению в новой редакции (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

 

 

Губернатор Калужской области

А.Д.Артамонов

 

 

 


 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ»

 

ПАСПОРТ

государственной программы Калужской области

«Развитие образования в Калужской области» (далее – государственная программа)

 

1. Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство образования и науки Калужской области

 

2. Соисполнители государственной программы

Министерство образования и науки Калужской области

 

3. Цели государственной программы

- Обеспечение доступности качественного образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики;

- повышение эффективности работы с обучающимися в интересах инновационного социально ориентированного развития региона;

- сохранение и укрепление здоровья обучающихся

 

4. Задачи государственной программы

- Модернизация дошкольного, общего и дополнительного образования, обеспечивающая равную доступность и современное качество учебных результатов;

- формирование современной оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;

- создание в образовательных организациях условий, обеспечивающих безопасность, сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, формирование их здорового образа жизни и приобретение позитивного социального опыта;

- обеспечение отдыха и оздоровления детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

 - формирование механизмов адресной поддержки ученых, педагогических работников, талантливых обучающихся, образовательных организаций по результатам достижений;

- обеспечение экономики региона высококвалифицированными кадрами

 

5. Подпрограммы государственной программы

«Развитие дошкольного образования»;

«Развитие общего образования»;

«Развитие дополнительного образования детей»;

«Развитие профессионального образования»;

«Развитие системы воспитания и социализации обучающихся»;

«Создание условий для получения качественного образования»;

«Поддержка научно-исследовательской деятельности»;

«Обеспечение функционирования системы образования региона и реализации государственной программы»;

«Организация отдыха и оздоровления детей Калужской области»

6. Индикаторы государственной программы

- Удельный вес численности населения в возрасте 5-18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5-18 лет;

- доступность дошкольного образования (отношение численности детей 3-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей 3-7 лет);

- удельный вес численности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся;

- доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем общем образовании;

- отношение среднего балла единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с худшими результатами ЕГЭ;

- доля выпускников, обучившихся по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения, трудоустроившихся по специальности в первый год после выпуска из профессиональной образовательной организации, в общей численности выпускников;

- удовлетворенность населения качеством предоставляемых образовательных услуг;

- удельный вес детей от 7 до 17 лет, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления, в общей численности детей от 7 до 17 лет

7. Сроки и этапы реализации государственной программы

 

8. Объемы финансирования государственной программы за счет бюджетных ассигнований

Наимено-вание показателя

Всего (тыс. руб.)

в том числе по годам:

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

ВСЕГО

75061943,85

10875183,50

10184540,66

10134231,16

10151485,66

11197925,36

11230113,75

11288463,75

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

средства областного бюджета*

74610744,25

10425183,90

10183340,66

10134231,16

10151485,66

11197925,36

11230113,75

11288463,75

средства федераль-ного бюджета**

451199,60

449999,6

1200,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

 

* Финансирование программных мероприятий из областного бюджета будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

** Объемы финансирования программных мероприятий из федерального бюджета ежегодно уточняются после принятия закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и на основании решений Правительства Российской Федерации.

 

9. Ожидаемые результаты реализации государственной программы

Реализация мероприятий государственной программы к 2020 году позволит:

в количественном выражении:

- увеличить удельный вес численности населения в возрасте 5-18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5-18 лет до 90 %;

- обеспечить стопроцентную доступность услуг дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет;

- увеличить долю охвата детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования до 75 %;

- увеличить удельный вес численности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся до 96 %;

- увеличить долю общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная и безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных организаций до 21,4 %;

- снизить долю выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем общем образовании, до 1,3 %;

- увеличить долю выпускников, обучившихся по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения, трудоустроившихся по специальности в первый год после выпуска из профессиональной образовательной организации, в общей численности выпускников до 59,2 %;

- повысить удовлетворенность населения качеством предоставляемых образовательных услуг до 77 %;

- увеличить удельный вес детей от 7 до 17 лет, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления, в общей численности детей от 7 до 17 лет) к 2020 году до 95 %;

в качественном выражении:

- улучшить результаты обучающихся Калужской области по итогам международных сопоставительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS, PISA);

- обеспечить на старшей ступени общего образования для всех обучающихся возможность выбора профиля обучения и индивидуальной траектории освоения образовательной программы (в образовательных организациях всех форм собственности и их сетях, в формах семейного, дистанционного образования, самообразования);

- повысить привлекательность педагогической профессии и уровень квалификации педагогических кадров;

- обеспечить потребности экономики региона в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития

 


 

1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы

 

Вводная

 

Согласно Стратегии социально-экономического развития Калужской области на период до 2020 года основными приоритетами развития региона являются развитие экономики, повышение ее конкурентоспособности, повышение инвестиционной привлекательности области, эффективное использование ресурсов, обеспечение роста благосостояния и уровня (качества) жизни населения, эффективное социально-экономическое развитие области.

Уровень развития системы образования выступает в качестве основной составляющей, характеризующей уровень жизни населения.

По данным статистики, средняя заработная плата педагогических работников образовательных организаций общего образования Калужской области за 2013 год составила 26024 рубля, педагогических работников дошкольных образовательных организаций – 21859 рублей, педагогических работников организаций дополнительного образования детей – 18694 рубля, преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций начального и среднего профессионального образования – 22623 рубля, преподавателей образовательных организаций высшего профессионального образования – 34040 рублей.

В настоящее время в Калужской области обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития.

В течение последних лет системой образования Калужской области решались задачи с учетом стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», направлений приоритетного национального проекта «Образование» (далее – ПНПО), Комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования до 2020 года, положений Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

В региональной системе образования спланированы новые явления: переход на обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам (далее – ФГОС) учащихся начальных и основных общеобразовательных организаций области, введение в заключительном классе начальной школы нового учебного курса по выбору обучающихся и их родителей «Основы религиозных культур и светской этики», переход к использованию электронных журналов, дневников и учебников, увеличение скорости доступа к сети Интернет в школах области, модернизация школьных библиотек, модернизация системы дополнительного образования детей.

На конец 2013 года Калужская область занимает 11-е место среди субъектов Российской Федерации по количеству школьников, обучающихся по ФГОС.

Система образования Калужской области представлена образовательными организациями всех типов и видов различного уровня подведомственности. Управление данной системой осуществляет министерство образования и науки Калужской области, как в форме прямого управления подведомственными образовательными организациями, так и через муниципальные органы управления образованием.

В 2013/14 учебном году система образования Калужской области представлена следующими образовательными организациями:

организации дошкольного образования – 265;

муниципальные общеобразовательные организации – 346;

государственные общеобразовательные организации – 17, в том числе осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам – 14;

негосударственные образовательные организации – 12;

организации среднего профессионального образования различных форм собственности и ведомственной принадлежности – 38;

образовательные организации высшего образования – 24.

В Калужской области 40 тысяч воспитанников детских садов, 84,4 тысячи обучающихся в общеобразовательных организациях, 17 тысяч – в профессиональных образовательных организациях, 34 тысячи студентов, обучающихся в образовательных организациях высшего образования.

В последние годы наблюдаются устойчивые положительные изменения в системе образования Калужской области.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в сфере дошкольного образования проводятся мероприятия по ликвидации очередности в дошкольные образовательные организации, в том числе путем строительства и реконструкции зданий детских садов, передачи в муниципальную собственность зданий федеральных, ведомственных дошкольных организаций, использования имеющихся площадей муниципальных дошкольных и общеобразовательных организаций.

Значительному сокращению очереди в детские сады Калужской области способствует развитие вариативных форм дошкольного образования: создание групп кратковременного пребывания; организация дошкольных групп при школах; создание семейных дошкольных групп как структурных подразделений государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; создание лекотек, игровых комнат для детей-инвалидов и детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, консультационных центров для родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, и другие.

Продолжается совершенствование региональной системы оценки качества образования, опирающейся на ценностно-методологические основания ФГОС. Общеобразовательные организации станут участниками постоянных мониторинговых исследований с целью выявления динамики изменения значений основных показателей качества образования, оценки достижения базовых требований к уровню подготовки школьников и диагностики их учебных достижений.

Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных организаций области являются одним из основных информационных источников для региональной оценки качества образования.

Так, в 2013 году средний балл ЕГЭ по Калужской области по всем общеобразовательным предметам выше среднего балла ЕГЭ по Российской Федерации, за исключением среднего балла по немецкому языку, французскому языку, испанскому языку.

Ежегодно проводится аккредитационная экспертиза образовательных организаций и образовательных программ. Экспертиза соответствия качества подготовки обучающихся ФГОС проводится путем тестирования.

В рамках реализации федеральной Концепции развития и поддержки молодых талантов в Калужской области выстроена система мероприятий регионального, муниципального уровней и уровня образовательных организаций (олимпиады, научно-практические конференции, фестивали, смотры, спортивные состязания и иные конкурсные мероприятия).

Ежегодно около 10 тысяч обучающихся принимают участие в региональных конкурсных мероприятиях, из них около 200 человек являются победителями и призерами всероссийских и международных конкурсов.

Так, в 2013 году по количеству школьников, направляемых для участия в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников, Калужская область занимает 23-е место среди 83 регионов Российской Федерации, а по количеству победителей и призеров – 17-е место. Эффективность участия в олимпиадах в 2013 году составила 35 %, что на 9 % больше, чем в 2012 году.

Наиболее значимые мероприятия, направленные на выявление и поддержку одаренных детей Калужской области:

Всероссийская олимпиада школьников (далее – Олимпиада);

ежегодная областная научно-практическая конференция «Молодость – науке» памяти А.Л. Чижевского (проводится с 1990 года);

участие талантливых школьников в олимпиадах и иных конкурсных мероприятиях федерального и международного уровней, в том числе по итогам которых присуждаются премии по поддержке талантливой молодежи в рамках ПНПО;

психолого-педагогическая поддержка одаренных детей, содействие их самореализации, профессиональному самоопределению;

развитие сети организаций, осуществляющих работу с одаренными детьми.

С 2012 года в Калужской области формируется сеть базовых образовательных организаций, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития.

Проводится системная работа по организации дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся на дому.

Модернизация системы образования невозможна без перестройки системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования.

В Калужской области с 2012 года решается задача повышения профессиональной компетентности специалистов системы образования, разработки и апробирования персонифицированных моделей повышения квалификации педагогических и руководящих работников. Доля учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации, в том числе в рамках подготовки к введению ФГОС, по итогам 2012 года составила 31 % в общей численности учителей.

По количеству руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций Калужской области, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы по ФГОС, по итогам 2013 года регион занимает 28-е место среди субъектов Российской Федерации.

Одной из основных форм повышения квалификации становится стажировка, а лучшие школы области становятся стажировочными площадками.

Осуществляются меры социальной поддержки молодых специалистов – педагогических работников. Установлены выплаты молодым специалистам, работающим в сельских и городских поселениях, в первый, второй и третий годы нахождения в реестре молодых специалистов.

С целью обеспечения кадров жильем разрабатывается нормативная база ипотечного кредитования молодых учителей с уровнем процентной ставки не более 8,5% годовых и формируется база данных учителей в возрасте до 35 лет, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Одна из ведущих ролей в создании регионального образовательного пространства принадлежит системе дополнительного образования.

Диапазон предлагаемых направлений в организациях дополнительного образования охватывает практически все сферы современной жизни: науку, искусство, культуру, экономику, художественное и технического творчество, краеведение и туризм, учебно-исследовательскую деятельность и многое другое.

Основное содержание дополнительного образования детей – практико-ориентированная деятельность: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания в процессе взаимодействия с объектами труда, природы, культурными памятниками и т.д.

Большинство многопрофильных организаций дополнительного образования детей в силу выполнения образовательных, социальных, адаптирующих и других функций являются социально-культурными и организационно-методическими центрами на территориях муниципальных образований; ими ежегодно проводится свыше 700 социально ориентированных мероприятий.

Общеобразовательные организации области также реализуют дополнительные образовательные программы.

Деятельность организаций дополнительного образования детей Калужской области направлена на системные преобразования образовательного процесса, всестороннее удовлетворение образовательных потребностей детей и подростков.

В связи с 95-летием государственной системы дополнительного образования детей 2013 год в Калужской области объявлен Годом дополнительного образования детей.

Подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена является неотъемлемой частью сферы образования Калужской области и одним из важных компонентов обеспечения устойчивого и эффективного развития человеческого капитала и социально-экономического развития региона в целом.

Система профессионального образования региона охватывает подготовку по программам начального профессионального, среднего профессионального образования и программам профессиональной подготовки, что позволяет выбирать различные пути (траектории) получения профессионального образования и повышения квалификации.

В ближайшие годы за счет сокращения численности обучающихся в силу демографических процессов будет наблюдаться высвобождение ресурсов. Вместе с тем снижение численности молодежи в возрасте 15 лет – 21 года на 23 процента к 2018 году по сравнению с уровнем 2012 года приведет и к сокращению предложения в наиболее гибком и активном сегменте рынке труда. Это означает возникновение необходимости, с одной стороны, формирования предложения высокопроизводительных рабочих мест, а с другой стороны, радикального повышения качества подготовки кадров для работы с высокой производительностью.

Выраженной тенденцией развития кадрового потенциала организаций и предприятий в Калужской области становится создание собственных центров и реализация программ обучения персонала.

Кроме этого, развиваются два типа сетей организаций, реализующих основные образовательные программы среднего профессионального образования и основные программы профессионального обучения. Укрупнение организаций среднего профессионального образования приведет к сокращению их общего числа.

Образовательные организации высшего образования, расположенные на территории региона, осуществляют образовательную деятельность в тесном взаимодействии с органами государственной власти Калужской области в интересах и с учетом специфики динамично развивающейся экономики Калужской области.

Ведется активная работа по обновлению содержания системы воспитания и социализации обучающихся. Так называемый «школьный компонент» образовательной программы школы наполняется принципиально иным содержанием. Это курсы духовно-нравственной и гражданской направленности, курс исторического, географического, литературного, экономического и духовного краеведения, профориентационные курсы. Воспитательная деятельность направлена на профессиональную ориентацию школьников, формирование гражданских качеств, здорового образа жизни, антинаркотическую и антиалкогольную пропаганду.

Значительное место в системе воспитания обучающихся отводится развитию физической культуры и пропаганде здорового образа жизни.

Современные требования к условиям предоставления общего образования предусматривают, с одной стороны, оснащение образовательного процесса современным учебным оборудованием и квалифицированными педагогическими кадрами, с другой стороны – обеспечение всем обучающимся гарантий безопасности и сохранения здоровья.

Большое внимание уделяется организации работы по обеспечению безопасности государственных и муниципальных образовательных организаций, прежде всего, в части реализации комплекса мер противопожарной и антитеррористической направленности.

Комплексный подход к обеспечению безопасности образовательных организаций включает также реализацию мер по поддержанию в должном состоянии их зданий, сооружений, инфраструктуры, инженерных сетей. Кроме того, реализуются мероприятия, касающиеся методического обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций, обучения, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров по вопросам пожарной и антитеррористической безопасности, формирования у учащихся навыков поведения в экстремальных ситуациях.

Важной составляющей обеспечения доступности качественного образования (особенно в сельской местности) является развитие сети школьных автобусов, осуществляющих подвоз школьников к месту учебы в базовые образовательные организации (ресурсные центры) и обратно государственным казенным учреждением Калужской области «Школьный автобус», которое является первым в России учреждением для централизованного обеспечения подвоза школьников в сельской местности.

Все муниципальные общеобразовательные организации, государственные образовательные школы-интернаты подключены к сети Интернет с осуществлением контент-фильтрации. Все образовательные организации области были обеспечены базовыми пакетами Microsoft и лицензией GGWA-A Microsoft.

В общеобразовательных организациях создаются современные условия для поэтапного введения ФГОС: поставка учебно-лабораторного и компьютерного оборудования, электронных учебников, оснащение современным оборудованием школьных библиотек, пополнение фондов школьных библиотек комплектами художественной литературы для детского и подросткового чтения сверх школьной программы.

Ведется работа по модернизации созданных в каждом муниципальном образовании Калужской области на базе общеобразовательных организаций центров дистанционного обучения.

В течение последних лет увеличилось количество школьников области, получающих горячее питание в школах (около 100 % обучающихся в общеобразовательных организациях региона, 76 % – по Российской Федерации). Это стало возможным в результате удешевления стоимости школьного питания за счет выделения средств из бюджетов двух уровней: областной бюджет и бюджеты муниципальных образований области.

Решены проблемы, связанные с обеспечением бесплатным горячим питанием детей из многодетных и малообеспеченных семей. Учащиеся 1-11-х классов получают молоко или молочные продукты (по выбору).

В области создана и постоянно совершенствуется система организации круглогодичного отдыха детей. В 2013 году отдыхом и оздоровлением было охвачено 89000 детей, что составляет 93 % (2012 г. – 92 %) от общего количества детей от 7 до 17 лет, проживающих на территории Калужской области, из них 44000 детей (88 %), находящихся в трудной жизненной ситуации (2012 г. – 84 %). За летний период 2013 года выраженный оздоровительный эффект составил 92,3 % (2012 г. – 93 %), слабый оздоровительный эффект – 6,4 % (2012 г. – 4,9 %), отсутствие оздоровительного эффекта – 1,3 % (2012 г. – 2,1 %).

В течение последних лет по уровню развития научно-технического потенциала Калужская область входит в пятерку лидеров Центрального федерального округа. Многие из научных организаций являются ведущими в своих отраслях и занимают лидирующие позиции в России.

Калужская область одной из первых среди регионов Российской Федерации, начиная с 1999 года, проводит совместно с федеральными научными фондами – Российским фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарным научным фондом на паритетной основе региональные конкурсы научных проектов в области естественных и гуманитарных наук.

Ежегодно в целях поддержки ученых, профессорско-преподавательского состава вузов, учителей общеобразовательных организаций, педагогов организаций дополнительного образования, талантливой молодежи (от школьника до аспиранта) за успехи в научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний и успехи в учебе присуждаются премии и стипендии, которые учреждены Губернатором и Правительством Калужской области в честь выдающихся ученых, жизнь и деятельность которых тесно связаны с историей развития науки, образования и культуры Калужского края.

Правоотношения по разграничению полномочий в сфере управления научной и (или) научно-технической деятельностью на территории Калужской области между органами государственной власти Калужской области регулируются Законом Калужской области «О науке и научно-технической деятельности в Калужской области». Научные организации и вузы, расположенные на территории региона, осуществляют научную и образовательную деятельность в тесном взаимодействии с органами государственной власти Калужской области в интересах и с учетом специфики динамично развивающейся экономики Калужской области.

Для обеспечения функционирования системы образования региона и реализации государственной программы необходимым условием является разработка и обеспечение эффективного функционирования новых механизмов деятельности региональной системы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки), совершенствование региональной нормативно-правовой базы и научно-методического сопровождения инновационных процессов в сфере образования.

Это позволит повысить профессиональный уровень педагогических кадров региональной системы образования, с одной стороны, и увеличить долю образовательных организаций, успешно проходящих процедуру аккредитации, – с другой. При этом более качественно организованная система мониторинга системы образования позволит более оперативно реагировать на изменения и эффективнее внедрять технологические и организационные мероприятия.

 

1.1. Основные проблемы в сфере реализации государственной программы

 

Несмотря на отмеченные успехи в реализации государственной политики в сфере образования Калужской области, нужно отметить следующие проблемы:

1. Дефицит мест в дошкольных образовательных организациях в условиях роста численности детского населения.

2. Несформированность региональной системы оценки качества образования.

3. Отсутствие специальных условий для обучения детей-инвалидов в форме инклюзивного образования в общеобразовательных организациях области.

4. Неразвитость инфраструктуры дополнительного образования детей.

5. Отсутствие условий для успешной социализации и эффективной самореализации детей, особенно находящихся в трудной жизненной ситуации.

6. Незавершенность процесса создания в общеобразовательных организациях материально-технических условий, соответствующих требованиям ФГОС.

7. Старение педагогических кадров.

8. Недостаточность обеспечения модернизируемых и вновь создаваемых рабочих мест в экономике региона квалифицированными кадрами.

9. Система организации отдыха и оздоровления детей требует модернизации. В настоящее время детские оздоровительные базы нуждаются в реконструкции и модернизации. Возрастает потребность населения в получении современных, качественных услуг в сфере отдыха и оздоровления детей, создании системы семейного отдыха.

 

1.2. Прогноз развития сферы реализации государственной программы

 

В результате реализации политики модернизации системы образования к 2020 году в регионе будет сформирована инновационная экономически и социально обусловленная система образования.

Повысится качество предоставления образовательных услуг.

Будет обеспечен равный доступ к качественному образованию и обновление его содержания и технологий образования (включая процесс социализации) в соответствии с изменившимися потребностями населения и новыми вызовами социального, культурного, экономического развития.

В результате реализации государственной программы:

- будут созданы условия для организации дополнительных мест в государственных (муниципальных) образовательных организациях различных типов, а также вариативных форм дошкольного образования;

- произойдет качественное обновление инфраструктуры системы общего образования, завершение ее модернизации, направленной на обеспечение во всех школах региона современных условий получения образования;

- завершится формирование эффективной территориальной сети образования и социализации посредством завершения модернизации и реструктуризации региональной структуры общеобразовательных организаций, кооперации и интеграции организаций различной ведомственной принадлежности;

- будет практически завершен переход на обучение по новым ФГОС на всех ступенях обучения;

- в образовательный процесс будут внедрены эффективные системы социализации и воспитания обучающихся, сформированы полноценные системы профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов;

- получат всестороннюю поддержку программы формирования здорового образа жизни, жизненной и профессиональной ориентации с учетом потребностей экономики и социальной сферы региона, гражданского и духовно-нравственного воспитания обучающихся;

- произойдет укрепление материально-технической базы организаций отдыха и оздоровления детей, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- получит развитие система формирования и внедрения инструментов поддержки одаренных детей;

- будет создана современная информационная среда для обучения и управления учреждениями, включающая высокоскоростной доступ к сети Интернет, цифровые образовательные ресурсы нового поколения, современное оборудование для проведения учебных и исследовательских экспериментов, электронный документооборот, информационную среду для планирования и регистрации хода и результатов образовательного процесса и взаимодействия его участников;

- предполагается завершить переход на персонифицированную модель финансового обеспечения программ повышения квалификации, модернизацию системы методических служб, интеграцию систем повышения квалификации и аттестации педагогов.

 

2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации

государственной программы, цели, задачи и индикаторы

достижения целей и решения задач, основные ожидаемые

конечные результаты государственной программы, сроки и этапы

реализации государственной программы

 

2.1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации

государственной программы

 

Приоритетными направлениями государственной политики в сфере образования Калужской области, нацеленными на решение актуальных задач по всем уровням образования, станут:

- обеспечение доступности образования на всех этапах, в том числе ликвидация очереди на зачисление детей в дошкольные образовательные организации и обеспечение к 2020 году доступности дошкольного образования для детей, в том числе в возрасте от трех до семи лет;

- обновление содержания образования и повышение качества образования на разных уровнях (дошкольное, общее, среднее профессиональное), использование в этих целях разработанных в области процедур и инструментов контроля качества образования;

- создание условий для адаптации детей к современным условиям жизни;

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, обучающихся и студентов, формирование здорового образа жизни, в том числе через организацию их отдыха;

- внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения;

- предоставление детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья возможности выбора варианта освоения общеобразовательных программ в дистанционной форме в рамках специального (коррекционного) или инклюзивного образования, обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения и поддержки в профессиональной ориентации;

- рост эффективности использования материально-технической базы образовательных организаций;

- создание системы непрерывного профессионального образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

- рост заработной платы педагогических работников;

- введение эффективного контракта с педагогическими работниками, учитывающего современные стандарты профессиональной деятельности и соответствующую оценку качества работы педагогов;

- модернизация сферы образования в части формирования большей открытости, предоставления возможностей для реализации инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая работодателей и местные сообщества.

Однако на различных уровнях образования выделяются свои приоритеты, направленные на решение современных проблем. Они более подробно описаны в соответствующих подпрограммах данной государственной программы.

 

2.2. Цели, задачи и индикаторы достижения целей и решения

задач государственной программы

 

Цели государственной программы «Развитие образования в Калужской области»:

- обеспечение доступности качественного образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики;

- повышение эффективности работы с обучающимися в интересах инновационного социально ориентированного развития региона;

- сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Цели государственной программы будут достигаться путем решения следующих задач:

- модернизация дошкольного, общего и дополнительного образования, обеспечивающая равную доступность образования и современное качество учебных результатов;

- формирование современной оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;

- создание в образовательных организациях условий, обеспечивающих безопасность, сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, формирование их здорового образа жизни и приобретение позитивного социального опыта;

- обеспечение отдыха и оздоровления детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время);

- формирование механизмов адресной поддержки ученых, педагогических работников, талантливых обучающихся, образовательных организаций по результатам достижений;

- обеспечение экономики региона высококвалифицированными кадрами.

Эффективность реализации государственной программы будет ежегодно оцениваться на основании следующих целевых индикаторов.

 

Сведения об индикаторах государственной программы и их значениях

 

№ п/п

Наименование индикатора

Ед. изм.

Значение по годам

2012

2013

реализации государственной программы

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

 

1

Удельный вес численности населения в возрасте 5-18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5-18 лет <1>

%

82,6

83,1

84,0

85,0

86,0

87,0

88,0

89,0

90,0

2

Доступность дошкольного образования (отношение численности детей 3-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей 3-7 лет) <2>

%

80

86

90

95

100

100

100

100

100

3

Удельный вес численности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся <3>

%

80,7

89,0

90,0

91,0

92,0

93,0

94,0

95,0

96,0

4

Доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем общем образовании <4>

%

1,10

1,60

1,56

1,52

1,48

1,44

1,40

1,36

1,30

5

Отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с худшими результатами ЕГЭ <6>

%

1,77

1,78

1,78

1,77

1,76

1,76

1,75

1,75

1,75

6

Доля выпускников, обучившихся по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения, трудоустроившихся по специальности в первый год после выпуска из профессиональной образовательной организации, в общей численности выпускников <7>

%

44,7

46,7

48,8

51,3

53,2

55,7

56,1

57,6

59,2

7

Удельный вес детей от 7 до 17 лет, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления, в общей численности детей от 7 до 17 лет <8>

%

92,0

93,0

93,5

93,5

94,0

94,5

94,5

94,5

95,0

8

Удовлетворенность населения качеством предоставляемых образовательных услуг <9>

%

60

63

65

67

69

71

73

75

77


Информация по документу
Читайте также