Расширенный поиск

Постановление Правительства Ивановской области от 04.02.2015 № 31-п

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 04.02.2015 № 31-п

г. Иваново

 

О внесении изменения в постановление Правительства

Ивановской области от 13.11.2013 № 450-п «Об утверждении государственной программы «Развитие образования

Ивановской области»

 

 

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2013 № 358-п «О переходе к формированию областного бюджета на основе государственных программ Ивановской области», в целях плановой корректировки государственной программы «Развитие образования Ивановской области» Правительство Ивановской области п о с т а н о в л я е т:

1.                 Внести в постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 450-п «Об утверждении государственной программы «Развитие образования Ивановской области» изменение, изложив приложение к постановлению в новой редакции (прилагается).

2.                 Признать утратившими силу постановления Правительства Ивановской области:

от 25.04.2013 № 147-п «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов на софинансирование расходов, связанных с поэтапным доведением средней заработной платы педагогическим работникам иных муниципальных учреждений дополнительного образования детей до средней заработной платы в Ивановской области»;

от 14.06.2013 № 226-п «О предоставлении из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Ивановской области субсидий на софинансирование расходов, связанных с поэтапным доведением средней заработной платы педагогическим работникам муниципальных организаций дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства до средней заработной платы в Ивановской области»;

от 04.07.2013 № 259-п «О предоставлении из областного бюджета бюджетам муниципальных районов, городских округов Ивановской области субсидий на софинансирование расходов, связанных с поэтапным доведением средней заработной платы педагогическим работникам муниципальных учреждений дополнительного образования детей в сфере физической культуры и спорта до средней заработной платы в Ивановской области»;

от 17.12.2013 № 526-п «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий на софинансирование расходных обязательств органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ивановской области по организации питания обучающихся 1 - 4 классов муниципальных общеобразовательных организаций»;

от 19.02.2014 № 42-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 14.06.2013 № 226-п «О предоставлении из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Ивановской области субсидий на софинансирование расходов, связанных с поэтапным доведением средней заработной платы педагогическим работникам муниципальных детских музыкальных, художественных школ и школ искусств до средней заработной платы в Ивановской области»;

от 03.12.2014 № 500-п «О внесении изменения в постановление Правительства Ивановской области от 17.12.2013 № 526-п «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий на софинансирование расходных обязательств органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ивановской области по организации питания обучающихся 1 - 4 классов муниципальных общеобразовательных организаций».

3.                 Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2015.

 

 

Губернатор

Ивановской области

 

П.А. Коньков

 

 

 

Приложение к

Правительства Ивановской области

от 04.02.2015 № 31-п

 

Приложение к

Правительства Ивановской области

от 13.11.2013 № 450-п

 

Государственная программа Ивановской области
«Развитие образования Ивановской области»

1. Паспорт государственной программы Ивановской области «Развитие образования Ивановской области» (далее – Программа)

 

Наименование Программы

Развитие образования Ивановской области

Срок реализации Программы

2014 - 2018 годы

Администратор Программы

Департамент образования Ивановской области

Ответственные исполнители Программы

Департамент образования Ивановской области,

Департамент социальной защиты населения Ивановской области,

Департамент молодежной политики и спорта Ивановской области

Исполнители Программы

Департамент образования Ивановской области,

Департамент социальной защиты населения Ивановской области,

Департамент здравоохранения Ивановской области,

комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции,

Департамент строительства и архитектуры Ивановской области,

Департамент культуры и туризма Ивановской области,

Департамент молодежной политики и спорта   Ивановской области

Перечень подпрограмм

Специальные подпрограммы:

1.

2.

3.

4.

5.

 

Аналитические подпрограммы:

1.

2.

3.

4. .

5. .

6. .

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Цель (цели) Программы

Обеспечение соответствия качества образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития общества и экономики.

Повышение качества образовательных услуг и обеспечение возможности для всего населения области получить доступное образование, обеспечивающее потребности экономики региона

Объем ресурсного обеспечения Программы

Общий объем программы:

2014 год - 6 792 174 081,00 руб.,

2015 год - 6 456 707 543,83 руб.,

2016 год - 5 593 681 536,38 руб.,

2017 год - 5 373 371 854,32 руб.,

2018 год - 48 644 300,00 руб.

Общий объем бюджетных ассигнований:

2014 год - 6 788 174 081,00 руб.,

2015 год - 6 452 707 543,83 руб.,

2016 год - 5 593 681 536,38 руб.,

2017 год - 5 373 371 854,32 руб.,

2018 год - 48 644 300,00 руб.;

- областной бюджет:

2014 год - 6 326 912 900,00 руб.,

2015 год - 6 444 973 343,83 руб.,

2016 год - 5 586 122 636,38 руб.,

2017 год - 5 365 091 454,32 руб.,

2018 год - 48 644 300,00 руб.;

- федеральный бюджет:

2014 год - 460 926 360,00 руб.,

2015 год - 7 734 200,00 руб.,

2016 год - 7 558 900,00 руб.,

2017 год - 8 280 400,00 руб.,

2018 год – 0,00 тыс. руб.

Средства физических и юридических лиц:

2014 год – 4 334 821,00 руб.,

2015 год – 4 000 000,00 руб.

 

2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации Программы

 

2.1. Общее образование

 

2.1.1. Дошкольное образование

Предоставление дошкольного образования в Ивановской области по состоянию на начало 2014 года осуществляли 457 образовательных организаций (далее по тексту программы термины «образовательная организация» и «образовательное учреждение» используются как имеющие идентичное значение) - 376 муниципальных детских садов, 5 учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 70 общеобразовательных организаций, а также 6 частных образовательных учреждений.

В структуре дошкольных образовательных организаций действуют учреждения компенсирующего вида (12 детских садов), общеразвивающего вида (49), комбинированного вида (32), центры развития ребенка (17), детские сады присмотра и оздоровления (2 учреждения).

Численность детей, обучающихся по программам дошкольного образования, ежегодно увеличивается, что объясняется ростом рождаемости в Ивановской области (см. таблицу 1). Как следствие, доступность дошкольного образования и охват детей дошкольным образованием на настоящий момент далеки от желательного уровня, хотя и превышают среднероссийские показатели.

Охват дошкольным образованием детей от 1 до 7 лет с учетом развития вариативных форм составляет 85,1%, охват детей от 3 до 7 лет - 99,9%. Все дети в возрасте от 5 до 7 лет имеют возможность посещать детские сады.

Инерционный сценарий развития ситуации предполагает сохранение и даже усиление напряженности с доступностью дошкольного образования.

 

Таблица 1. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере дошкольного образования

 

№ п/п

п

 

п

Наименование показателя

Ед. изм.

2010

2011

2012

2013

 

2014,

оценка

1

Численность обучающихся в муниципальных дошкольных образовательных организациях

чел.

43 982

44 591

47 636

50 613

51 385

 

2

Численность обучающихся в частных дошкольных образовательных организациях

чел.

н.д.

н.д.

н.д.

н.д.

278

3

Охват детей в возрасте 1 - 7 лет дошкольным образованием (на начало учебного года)

%

75,3

76,5

83,5

84,0

85,1

4

Доступность дошкольного образования (отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях)

%

96,0

98,0

99,2

99,7

100

5

Отношение средней заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате в сфере общего образования в Ивановской области

%

н.д.

н.д.

н.д.

92,9

100

 

В последние годы основные усилия органов государственной власти Ивановской области были направлены на повышение доступности дошкольного образования.

Активно осуществлялось строительство, реконструкция, капитальный ремонт детских садов, открывались дополнительные группы в образовательных организациях. В 2010 году было дополнительно создано 460 мест в дошкольных организациях, реализующих программы дошкольного образования, в 2011 году - 940 мест, в 2012 году - 1261 место, в 2013 году - 1806 мест. В 2014 году планируется ввести еще 1693 мест. Основным инструментом решения проблемы доступности дошкольного образования выступала реконструкция, капитальный и текущий ремонт существующих учреждений и открытие групп краткосрочного пребывания. Для решения указанных задач бюджетам муниципальных образований предоставлялись субсидии из областного бюджета.

Кроме того, для повышения доступности дошкольного образования осуществляется поддержка развития альтернативных форм предоставления дошкольного образования, в том числе семейных и частных детских садов. В 2011 году в г. Шуя открылся частный центр развития ребенка «Виктория» (на 18 детей), в г. Иваново и Ивановском муниципальном районе созданы 2 семейные дошкольные группы.

В рамках поддержки развития вариативных форм дошкольного образования проводится областной конкурс «Детский сад года», победители которого получают грант Губернатора Ивановской области. Организована и действует стажировочная площадка, связанная с реализацией вариативных форм и моделей муниципальных систем дошкольного образования. С 2013 года негосударственным организациям, реализующим программы дошкольного образования, предоставляются субсидии на реализацию данных программ.

Благодаря запланированным и осуществленным мерам до конца 2014 года будет обеспечена практически полная доступность дошкольного образования для детей возрастной группы от 3 до 7 лет.

Значительные усилия были также направлены на повышение качества дошкольного образования. Наиболее значимыми мероприятиями в данной области явились:

- материально-техническое оснащение дошкольных образовательных организаций в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы по направлению «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования»;

- повышение средней заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в Ивановской области (в рамках исполнения Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»).

Значительное увеличение уровня оплаты труда педагогических работников дошкольного образования является базовым инструментом, призванным поднять престиж профессии педагогического работника, обеспечить приток квалифицированных кадров в образовательные организации и на этой основе повысить качество предоставляемого дошкольного образования.

В средне- и долгосрочной перспективе основными проблемами, стоящими перед органами государственной власти Ивановской области в сфере дошкольного образования, являются:

- наличие очередности на зачисление в организации дошкольного образования, нарушающей гарантии прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование;

- недостаточно высокое качество оказываемых услуг в сфере дошкольного образования, в том числе обусловленное планируемым внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

2.1.2. Начальное общее, основное общее, среднее общее образование.

Начальное общее, основное общее, среднее общее образование в Ивановской области предоставляется в 298 образовательных организациях, из которых 124 находятся в сельской местности. В Ивановской области работает 85 базовых школ, такие школы являются ресурсными центрами муниципалитетов, муниципальными и региональными опорными и экспериментальными площадками по внедрению новых педагогических технологий.

Контингент учащихся в общеобразовательных организациях составил на начало 2013 - 2014 учебного года 88,2 тыс. человек и, по демографическим причинам, будет иметь в среднесрочной перспективе тенденцию к увеличению.

Сеть общеобразовательных организаций позволяет реализовать потребности школьников в получении качественного образования. Из 185 средних общеобразовательных школ в Ивановской области работают 10 лицеев, 8 гимназий и 1 школа с углубленным изучением предметов, кроме того, 8 вечерних школ, 20 специальных (коррекционных) учреждений и санаторная общеобразовательная школа-интернат (1 учреждение). На начало 2014 - 2015 учебного года функционирует 10 частных общеобразовательных организаций.

На начало 2014 года 92,3% школьников Ивановской области обучаются в школах, обеспечивающих от 80 до 100% основных видов современных условий обучения:

- 57,2% обучающихся в школах имеют возможность пользоваться оборудованными спортивными площадками и универсальными спортивными залами; 71,9% - современными библиотеками; 82% - медиатеками;

- 95% учащихся получают в общеобразовательных учреждениях горячее питание, охват горячим питанием учащихся 1 - 4 классов составляет 100%;

- 87,8% школ оборудованы современными столовыми;

- 92% школ имеют лицензированные медицинские кабинеты, в 45% школ ведется автоматизированный мониторинг здоровья школьников;

- 100% школ области оборудованы системами автоматизированной пожарной сигнализации и системами оповещения о пожаре и тревожной сигнализацией.

Программно-аппаратные комплексы «Стрелец-Мониторинг» установлены в 6 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (23,8%), 132 дошкольных образовательных учреждениях (36%), 53 муниципальных общеобразовательных учреждениях (20%);

- кнопкой экстренного вызова (КЭВ) с выходом на пульт централизованной охраны обеспечено 195 (67%) общеобразовательных организаций;

- достигнут достаточно высокий уровень обеспеченности школ компьютерной техникой. Во всех школах имеются мультимедийные проекторы, интерактивные доски, современное компьютерное оборудование. Доля учащихся, которым обеспечена возможность выхода в Интернет на скорости не менее 2 Мб/с, выросла с 3,3% в 2010 году до 71,5% в 2013 году;

- для организации обучения сельских школьников организуется их подвоз к месту учебы и обратно к месту жительства - работают 244 автобуса по 280 школьным маршрутам.

С целью обеспечения равного доступа к качественному образованию применяются формы дистанционного обучения для учащихся малокомплектных сельских школ. С применением данных форм обучения обучаются школьники 52 из 79 малокомплектных школ области. С использованием дистанционных технологий также осуществляется образование 100% детей-инвалидов, которым по медицинским показаниями рекомендовано обучение на дому.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья созданы условия как для инклюзивного образования в обычных классах общеобразовательных учреждений, так и в специальных коррекционных классах общеобразовательных школ и в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

В Ивановской области достигнут высокий уровень качества общего образования, о чем свидетельствует превышение среднероссийских показателей на едином государственном экзамене (далее - ЕГЭ) по большинству учебных предметов по результатам государственной итоговой аттестации 2013 года.

За последние годы система общего образования Ивановской области динамично развивалась, в том числе в рамках реализации федерального проекта модернизации региональных систем общего образования. Накопленный потенциал и темп внедрения преобразований позволяют прогнозировать сохранение позитивных тенденций в ближайшие годы. Вместе с тем, без финансовой поддержки из бюджетов всех уровней, организационно-методической поддержки со стороны органов управления образованием, без реализации межшкольных и муниципальных проектов темпы модернизации общего образования не смогут обеспечить соответствие качества и доступности образования современным требованиям и условиям.

 

Таблица 2. Показатели, характеризующие текущую ситуацию

в сфере общего образования

п/п

Наименование показателя

Ед. изм.

2010

2011

2012

2013

 

2014,

оценка

1

Численность обучающихся (1 - 11 классы) в муниципальных общеобразовательных организациях (на начало учебного года)

чел.

83 071

83 969

84 643

84 717

86 616

2

Численность обучающихся в дошкольных группах муниципальных общеобразовательных организаций (на начало учебного года)

чел.

3 529

3 231

3 163

3 064

2 465

3

Доля учащихся, обучающихся в общеобразовательных организациях, отвечающих современным требованиям к условиям организации образовательного процесса на 80 - 100%

%

53,0

71,0

87,2

92,3

92,5

4

Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10% общеобразовательных организаций с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10% общеобразовательных организациях с худшими результатами единого государственного экзамена

раз

н.д.

н.д.

1,85

2,17

2,0

5

Количество школьных предметов, по которым результаты единого государственного экзамена по Ивановской области превышают среднероссийские показатели

пред-мет

11

8

3

12

12

 

За последние годы органами государственной власти Ивановской области в рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», приоритетного национального проекта «Образование», федерального проекта модернизации региональных систем общего образования, а также собственных проектов развития был реализован широкий спектр мер, направленных на модернизацию и повышение качества школьного образования.

Наиболее значимыми из них стали:

- переход на нормативно-подушевое финансирование реализации программ общего образования, а также внедрение новой системы оплаты труда в муниципальных общеобразовательных организациях;

- повышение средней заработной платы педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в Ивановской области и, как следствие, рост материальной заинтересованности педагогов в результатах качественного труда;

- реструктуризация сети общеобразовательных организаций, сокращение числа сельских малокомплектных школ, не соответствующих требованиям безопасности детей и, как следствие, создание оптимальной сети общеобразовательных учреждений и достижение оптимальных показателей численности обучающихся и учителей (17,6 человека на учителя в городских школах и 8,2 человека - в сельских);

- внедрение модели дистанционного образования в общеобразовательных организациях, организация обучения детей-инвалидов с применением дистанционных технологий;

- апробация и внедрение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (на начало 2014 - 2015 учебного года по новым федеральным образовательным стандартам обучается 100% учащихся 1 - 4 классов и 11% учащихся 5 - 6 классов), создание необходимых материально-технических и кадровых условий введения новых образовательных стандартов;

- совершенствование школьной инфраструктуры, проведение капитальных и текущих ремонтов, приведение зданий и помещений общеобразовательных учреждений в соответствие с требованиями комплексной безопасности;

- создание региональной модели сохранения и укрепления здоровья школьников, в том числе реализация регионального проекта «Межведомственная система оздоровления школьников на основе автоматизированного мониторинга», реализация комплекса мер по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни;

- внедрение в деятельность общеобразовательных организаций инструментов государственно-общественного управления и повышения открытости и прозрачности деятельности образовательных организаций (в 100% школ созданы органы государственно-общественного управления; все школы представляют публичные отчеты об итогах учебной и хозяйственной деятельности);

- организация сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций с организациями дополнительного образования и профессиональными образовательными организациями.

Несмотря на огромный объем проделанной работы, ряд проблем в сфере общего образования остается нерешенным, многие задачи и проекты еще находятся в стадии реализации. Кроме того, дополнительные вызовы перед системой общего образования Ивановской области возникают в связи с реализацией нового регионального и федерального законодательства в сфере образования.

Ключевой проблемой в период до 2018 года выступает недостаточный уровень соответствия общеобразовательных организаций основным современным требованиям. Проблемными вопросами развития школьной инфраструктуры в регионе остаются неудовлетворительное состояние зданий и помещений в ряде образовательных учреждений в связи с высокой степенью износа зданий, отсутствие современных спортивных и актовых залов, помещений для творческих студий, невысокие показатели оснащенности современным оборудованием учебных кабинетов естественнонаучного цикла, низкая скорость Интернета в сельских и отдаленных районах.

Кроме того, остается актуальной проблема транспортного обеспечения школьников: неудовлетворительное состояние транспортной инфраструктуры в сельских отдаленных населенных пунктах создает риск износа школьных автобусов ранее установленных сроков их эксплуатации и снижения безопасности перевозок обучающихся. Не все образовательные организации полностью отвечают современным требованиям к пожарной, санитарно-эпидемиологической и антитеррористической безопасности.

Дополнительным фактором в данном вопросе является принятие и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения на основной и старшей ступенях обучения, предъявляющих новые требования к информационной среде и материально-техническому оснащению школ.

Не в полной мере решена проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся общеобразовательных организаций, создания условий для формирования в школах культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Доля учащихся с первой группой здоровья, хотя и существенно выросла за последние годы, но составляет всего 15%. Двухразовое горячее питание в общеобразовательных организациях получают всего 24,6% школьников. Не решена в полной мере проблема кадровой обеспеченности медицинской деятельности в общеобразовательных организациях.

Серьезной проблемой, ограничивающей потенциал дистанционного образования, является скорость каналов подключения общеобразовательных организаций к сети Интернет. Только 23,4% общеобразовательных организаций имеют доступ к сети Интернет на скорости свыше 2 Мб/с.

В общеобразовательных организациях сохраняется дефицит педагогических кадров по ряду специальностей (учителя иностранных языков, физической культуры, музыки), доля молодых учителей не превышает доли педагогов пенсионного и предпенсионного возраста, что создает угрозу для сохранения и развития кадрового потенциала общего образования. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения требует значительных усилий по дополнительному профессиональному образованию педагогов и руководителей общеобразовательных организаций.

Еще одной проблемой общего образования, которой в последнее время уделяется все больше внимания, является существенная дифференциация качества образования, предоставляемого в различных школах Ивановской области. Результаты учащихся 10% лучших общеобразовательных организаций области в 2 раза превышают результаты 10% общеобразовательных организаций с худшими результатами единого государственного экзамена. Эти цифры свидетельствуют о том, что доступность качественного общего образования является принципиально различной для отдельных территорий и образовательных организаций.

 

2.2. Среднее профессиональное образование

 

В системе профессионального образования Ивановской области осуществляют деятельность 33 областные профессиональные образовательные организации. На основании потребностей регионального рынка труда они осуществляют подготовку кадров по 62 профессиям и 72 специальностям в сферах металлообработки, легкой промышленности, торговли, общественного питания, в сфере услуг, строительства, энергетики, транспорта, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, культуры.

По программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в Ивановской области обучаются 13,4 тыс. человек (данные 2013 учебного года).

Для обеспечения качественной подготовки рабочих кадров между образовательными организациями и работодателями заключаются договоры о социальном партнерстве. В соответствии с данными договорами:

- на базе организаций создаются условия для прохождения производственного обучения и производственной практики учащихся;

- представители работодателей участвуют в работе комиссий по итоговой аттестации выпускников;

- с участием работодателей разрабатываются основные профессиональные образовательные программы (на основе вновь принятого федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования).

В соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 25.12.2013 № 559-п «Об утверждении Порядка установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, контрольных цифр приема граждан на обучение по профессиям, специальностям за счет бюджетных ассигнований областного бюджета» Департаментом образования Ивановской области разработан и утвержден порядок проведения публичного конкурса на распределение контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.

Объемные показатели приема в профессиональные образовательные организации формируются на основании заявок работодателей и по согласованию профильными органами исполнительной власти Ивановской области и Союзом промышленников и предпринимателей Ивановской области.

Как следствие, в Ивановской области достигнут высокий уровень трудоустройства выпускников. По данным 2013 года, 54% выпускников профессиональных образовательных организаций трудоустроились по полученной профессии (еще 28,9% были призваны в Вооруженные Силы Российской Федерации, 10,7% продолжили обучение).

 

Таблица 3. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере среднего профессионального образования

 

п/п

Наименование показателя

Ед. изм.

2010

2011

2012

2013

 

2014,

оценка

1

Среднегодовое число студентов областных государственных профессиональных образовательных организаций в рамках оказания государственной услуги Ивановской области

тыс. чел.

н.д.

н.д.

15,2

13,4

12,6

2

Удельный вес численности выпускников профессиональных образовательных организаций очной формы обучения, трудоустроившихся в течение 1 года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей численности выпускников профессиональных образовательных организаций очной формы обучения

%

н.д.

н.д.

н.д.

54,0

55,5

 

В последние годы усилия органов государственной власти Ивановской области в сфере среднего профессионального образования были направлены на:

- реструктуризацию сети образовательных организаций, которая позволила более рационально использовать имущественный комплекс, материально-техническую базу и педагогические кадры объединившихся организаций, исключить дублирование специальностей и профессий;

- обеспечение перехода на федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования нового поколения, предусматривающие повышенный уровень квалификации и модульно-компетентностный подход в обучении;

- создание и оснащение региональных ресурсных центров профессионального образования, призванных обеспечить качественную стажировку (повышение квалификации преподавателей, мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций), а также обеспечить сетевое взаимодействие между учреждениями профессионального образования, профессиональную подготовку и переподготовку взрослого населения региона;

- формирование системы независимой оценки результатов профессионального образования, а также привлечение работодателей к деятельности профессиональных образовательных организаций;

- обновление и модернизацию материально-технической базы профессиональных образовательных организаций.

На современном этапе ключевой проблемой развития среднего профессионального образования Ивановской области является истощение ресурсного потенциала среднего профессионального образования.

Учебно-материальная база большинства областных профессиональных образовательных организаций не обновлялась более 20 лет, компьютерное оснащение на 40% представлено устаревшими моделями оборудования. Имеет место значительный моральный и физический износ учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования, особенно по ресурсоемким профессиям, который заметно сдерживает процесс внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

Неудовлетворительным является и состояние кадрового потенциала. Обновление педагогических кадров осуществляется крайне низкими темпами. Доля педагогов и мастеров производственного обучения в возрасте до 30 лет составляет всего 7%. Не развиты механизмы дополнительного профессионального образования педагогических кадров. Только 28% преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения областных профессиональных образовательных организаций прошли стажировку в организациях и на современно оснащенных предприятиях (данные 2012 года).

Еще одной важной проблемой, выходящей за рамки системы среднего профессионального образования, является низкий уровень популярности рабочих профессий, обуславливающий слабую мотивацию молодежи к поступлению в областные профессиональные образовательные организации. Не в последнюю очередь это связано с недостатками проведения профессиональной ориентации учащихся в системе общего образования.

 

2.3. Дополнительное образование

 

Система организаций дополнительного образования детей Ивановской области состоит из 9 государственных и 107 муниципальных. Из 9 государственных организаций - 8 организаций дополнительного образования детей в области физической культуры и спорта, 1 - в области образования. Среди 107 муниципальных организаций дополнительного образования детей 56 работают в области образования, 34 - в области искусства, 17 - в области физической культуры и спорта.

Кроме того, программы дополнительного образования детей реализуются в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, спортивных клубах по месту жительства по разным видам спорта, фитнес-клубах, клубах общей физической подготовки. Обеспечивается сетевое взаимодействие организаций общего и дополнительного образования детей в рамках организации внеурочной деятельности обучающихся по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

Учреждения дополнительного образования детей работают во всех городских округах и муниципальных районах Ивановской области.

 

Услуги по дополнительному образованию детей в государственных и муниципальных образовательных учреждениях предоставляются на бесплатной основе.

Широкий спектр программ дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы разных категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и подростков, совершивших правонарушения.

 

Таблица 4. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере дополнительного образования

 

№ п/п

 

 

Наименование показателя

Ед. изм.

2010

2011

2012

2013

 

2014,

оценка

1

Количество объединений организаций дополнительного образования детей

шт.

4 456

3 221

4 097

3 896

 

3 900

2

Численность детей, занимающихся в организациях дополнительного образования детей

тыс. чел.

65,8

66,6

69,0

107,0

 

108,5

3

Доля детей, охваченных дополнительными образовательными программами,

в общей численности детей и молодежи в возрасте 5 - 18 лет

%

 

 

 

 

67,0

68,0

69,0

 

 

 

 

91,0

 

91,0

 

В последние годы усилия органов государственной власти Ивановской области в сфере дополнительного образования детей были направлены на:

- повышение материально-технической оснащенности государственных учреждений дополнительного образования и, прежде всего, учреждений физкультурно-спортивной направленности;

- развитие сетевых форм взаимодействия организаций дополнительного образования, в том числе с общеобразовательными организациями в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов;

- содействие программно-методическому обеспечению организации деятельности муниципальных учреждений дополнительного образования детей;

- поэтапное повышение средней заработной платы педагогических работников государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей.

Главной проблемой в сфере дополнительного образования детей остается неудовлетворительное состояние материально-технической базы и условий, в которых предоставляется дополнительное образование. Во многих учреждениях требуется проведение капитального ремонта в помещениях для занятий с детьми в соответствии с требованиями государственных органов в сфере пожарного и санитарно-эпидемиологического надзора, а также приобретение современного оборудования.

Второй по значимости проблемой выступает недостаточное обеспечение системы дополнительного образования штатными квалифицированными кадрами. В организациях дополнительного образования существует дефицит педагогов по отдельным направлениям, ликвидировать который при существующем уровне заработной платы педагогов дополнительного образования не представляется возможным.

Дополнительным фактором напряженности в сфере дополнительного образования в периоде 2014 – 2018 годов может стать переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты в общеобразовательных организациях и на дополнительные предпрофессиональные программы, готовность к которым у большинства организаций дополнительного образования является довольно низкой.

 

2.4. Выявление и поддержка одаренных детей

 

Развитие системы поддержки талантливых детей является одним из приоритетных направлений деятельности в сфере образования.

Ежегодно в Ивановской области организуется более 100 областных мероприятий по выявлению и поддержке одаренных детей и талантливой молодежи интеллектуальной, творческой, социальной и спортивной направленности.

Более 3 тыс. учащихся Ивановской области, победителей региональных конкурсов, ежегодно принимают участие в финальных этапах всероссийских конкурсов. Победителями и призерами всероссийских конкурсов в 2013 году стали 436 школьников. Сформирована и обновляется региональная база данных одаренных детей, в которую по состоянию на 1 сентября 2014 года внесено 1054 учащихся.

В 2013 году 34 учащихся и студента образовательных организаций Ивановской области стали лауреатами премии Президента Российской Федерации по поддержке талантливой молодежи, что в 3,1 раза превысило квоту Ивановской области.

 

Таблица 5. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере выявления и поддержки одаренных детей


Информация по документу
Читайте также