Расширенный поиск

Постановление Правительства Ивановской области от 04.06.2015 № 240-п

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 04.06.2015 № 240-п

г. Иваново

 

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития

Ивановской области до 2020 года

 

(В редакции Постановлений Правительства Ивановской области

от 27.01.2016 № 21-п; от 13.04.2017 № 129-п;

от 28.06.2017 № 262-п)

 

В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ
«О стратегическом планировании в Российской Федерации», Уставом Ивановской области, в целях комплексного решения ключевых социально-экономических задач Ивановской области и повышения на этой основе уровня жизни населения, развития производственного, инвестиционного, инновационного и кадрового потенциала Правительство Ивановской области п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года (прилагается).

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Ивановской области Давлетову С.В.

 

 

Губернатор

Ивановской области

 

П.А. Коньков

 

 

 

Приложение к постановлению

Правительства Ивановской области

от 04.06.2015 № 240-п

 

 

 

 

 

 

 

С Т Р А Т Е Г И Я

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

 

(В редакции Постановлений Правительства Ивановской области

от 27.01.2016 № 21-п; от 13.04.2017 № 129-п;

от 28.06.2017 № 262-п)

 

 

 

 

 

 

 


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

 

1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

 

1.1. Ключевые факторы и риски развития региона.

 

1.2. Внешние факторы развития.

 

1.3. Внутренние факторы и риски развития.

 

2. АЛЬТЕРНАТИВЫ И СЦЕНАРИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

 

2.1. Оценка сценария интенсивного развития.

 

2.2. Оценка консервативного сценария развития.

 

2.3. Факторы, влияющие на выбор стратегического сценария развития.

 

2.4. Обоснование выбора стратегического сценария.

 

2.5. Стратегические цели и задачи развития региона.

 

2.6. Целевые показатели.

 

3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

 

4. ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

 

4.1. Стратегическая цель.

 

4.2. Приоритеты инновационного развития.

 

4.2.1. Технологическое обновление и модернизация промышленных предприятий.

 

4.2.2. Развитие науки и инновационной деятельности.

 

4.3. Инновационная инфраструктура региона.

 

4.4. Ключевые проблемы перехода от стимулирования инноваций к росту на их основе.

 

4.4.1. Основные вызовы инновационного развития.

 

4.4.2. Возможные сценарии инновационного развития региона.

 

4.5. Перспективы инновационного развития региона.

 

4.6. Ожидаемые результаты развития научно-инновационной сферы региона.

 

5. ПОЛЮСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

 

5.1. Развитие текстильно-промышленного кластера.

 

5.2. Развитие машиностроительного производственного комплекса.

 

5.3. Развитие химической отрасли промышленности.

 

5.4. Развитие туристско-рекреационных кластеров.

 

5.5. Развитие агропромышленного комплекса.

 

5.6. Развитие транспортной сети и логистики.

 

5.7. Развитие инфраструктуры.

 

5.8. Развитие малого и среднего предпринимательства.

 

5.9. Развитие торговли и потребительского рынка.

 

5.10. Развитие строительной отрасли.

 

5.11. Развитие сферы информатизации.

 

5.12. Природные ресурсы и экология.

 

5.13. Пространственное развитие Ивановской области. Формирование агломераций и территорий развития.

 

6. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА. НОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.

 

6.1. Цели и задачи социальной политики.

 

6.2. Основные направления развития социальной сферы.

 

6.2.1. Демографическое развитие.

 

6.2.2. Здравоохранение.

 

6.2.3. Образование.

 

6.2.4. Культура.

 

6.2.5. Уровень жизни населения. Доступность и качество социального обслуживания.

 

6.2.6. Молодежная политика.

 

6.2.7. Развитие физической культуры и спорта.

 

6.3 Ресурсное обеспечение социальной политики.

 

7. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

 

8. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ СТРАТЕГИИ.

 

8.1. Мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования.

 

8.2. Площадки для общественного обсуждения и контроля реализации Стратегии.

 

8.3. Основные документы мониторинга.

 

8.4. Порядок осуществления мониторинга.

 

8.5. Контроль реализации документов стратегического планирования.

 

8.6. Реализация документов стратегического планирования Ивановской области.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Перечень одобренных Межведомственным советом по размещению производительных сил и инвестиций на территории Ивановской области инвестиционных проектов.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Перечень проектов-драйверов развития Ивановской области.

 

 
ВВЕДЕНИЕ

Стратегия социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года (далее – Стратегия) разработана в целях повышения эффективности государственного управления социально-экономическими процессами на региональном уровне.

Стратегия координирует различные элементы социально-экономической политики, слабые стороны развития и ресурсные возможности региона и учитывает основные положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

Стратегия построена исходя из природно-рекреационного потенциала Ивановской области, на основе сформировавшихся тенденций развития экономики и социальной сферы, с учетом состояния и тенденций развития экономики Российской Федерации.

Стратегия определяет систему долгосрочных целей, важнейшие направления деятельности, приоритеты социально-экономической политики Правительства Ивановской области и механизмы достижения намеченных целей.

Стратегия предусматривает повышение качества жизни населения региона до уровня не ниже среднего по Центральному федеральному округу (далее – ЦФО), создание условий для развития человеческого капитала на основе реализации его географического, промышленного, научного и культурно-туристического потенциала, что является главной стратегической целью деятельности исполнительных органов государственной власти Ивановской области и органов местного самоуправления Ивановской области.

На этой основе сформулированы цели, подходы и принципы развития региона.

В качестве таких подходов и принципов используются:

а) кластерное развитие, обеспечивающее ускоренное развитие региона за счет концентрации ресурсов на финансировании «точек роста»;

Основой роста экономики Ивановской области должны стать конкурентоспособные территории, пространственные опорные точки, консолидирующие лучший производственный и человеческий потенциал.

б) развитие механизмов государственно-частного партнерства на территории региона;

Только посредством объединения усилий исполнительных органов государственной власти Ивановской области, бизнес-структур, общественных институтов возможно активизировать инвестиционно-инновационную деятельность и обеспечить, в конечном счете, эффективное воспроизводство. Модернизация экономики, основанная на поддержке конструктивной частной инициативы, является важнейшим путем повышения производительности труда и роста конкурентоспособности региональных предприятий.

в) проведение активной политики по развитию человеческого капитала.

Развитие социальной сферы, последовательное продолжение реализации одной из основных задач социальной политики - увеличение доходов населения и уровня заработной платы. В сфере занятости – реализация образовательных программ подготовки и переподготовки кадров с учетом потребностей предпринимательского сектора области, формирование оптимальной миграционной политики, создание новых, в том числе высококвалифицированных рабочих мест.

Стратегия должна стать действенным программным документом, содержащим комплекс мер, направленных на создание стабильно развивающейся, социально ориентированной рыночной экономики Ивановской области, способной мобильно перестраиваться в случае необходимости устранения возникающих диспропорций, тем самым обеспечивая себе условия для дальнейшего сбалансированного роста.

Разработка Стратегии велась в тесной увязке с долгосрочными программами, стратегиями и концепциями развития Российской Федерации, ЦФО, указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, определяемыми Председателем Правительства Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации. Стратегия по своим целям и задачам соответствует целям и задачам Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р).

Цель корректировки связана с необходимостью усиления социальной направленности развития региона, модернизации промышленности и роста конкурентоспособности экономики региона, повышения инвестиционной активности и укрепления его позиций в ЦФО и Российской Федерации.


1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

1.1. Ключевые факторы и риски развития региона.

Углубленный анализ социально-экономической ситуации в регионе выявляет основные проблемы региона по ключевым направлениям развития Ивановской области.

Несмотря на относительно устойчивое социально-экономическое развитие Ивановской области в последние годы, существует значительный ряд проблем, решение которых может быть осуществлено в долгосрочной перспективе. Значительная часть из них обусловлена сложившейся ситуацией в России в целом (например, низкие доходы населения), ряд имеет специфический характер (например, территориальные диспропорции по многим показателям), другие обусловлены заложенными несколько десятилетий назад трендами (например, уровень рождаемости).

Среди основных проблем социально-экономического положения Ивановской области можно выделить следующие:

Межрегиональная дифференциация. Показатель среднедушевого валового регионального продукта (далее – ВРП) в Ивановской области демонстрирует стабильную тенденцию - значительное отставание от ряда соседних регионов ЦФО. Аналогичная ситуация прослеживается и с уровнем среднедушевых доходов населения и средней заработной платы.

Демографическое развитие и использование человеческого капитала. В Ивановской области сохраняется тенденция естественной убыли населения, уменьшается численность населения трудоспособного возраста. Ежегодно увеличивается демографическая нагрузка на каждого жителя области трудоспособного возраста, что во многом определяет значительные вложения бюджетных средств в систему социальной защиты населения.

К факторам, снижающим качество человеческого капитала и обуславливающим дефицит кадров для экономики региона в настоящее время и на среднесрочную перспективу, относятся:

– «отток» специалистов на работу в соседние регионы с более высоким уровнем заработной платы;

– несоответствие действующей системы профессионального образования потребностям рынка труда;

– высокий уровень заболеваемости населения, в том числе детей и молодежи, обусловленный образом жизни граждан и качеством медицинского обслуживания.

Инвестиционное развитие. Ивановская область характеризуется пониженным уровнем инвестиционной привлекательности. Пониженный уровень инвестиционного потенциала характерен как для природно-ресурсной, финансовой, производственной сфер, так и для потребительской сферы. Это приводит в целом к недостаточному объему и динамике инвестиций, к низкому коэффициенту обновления основных фондов и к недостаточным темпам обновления технологического потенциала на современной основе.

Промышленность. Как и вся экономика региона, промышленность испытывает значительную нехватку инвестиций в обновление станков и оборудования. Низкая конкурентоспособность произведенной продукции приводит к отсутствию достаточно стабильного спроса на производимую продукцию. Ситуация усугубляется высокими импортными пошлинами и налогами на импортируемые компоненты производства, высокими и растущими тарифами на электрическую энергию, коммунальные услуги. Существенной проблемой, особенно для роста производства, является дефицит кадров, недостаточный уровень квалификации персонала всех уровней, в том числе связанный с низким уровнем заработной платы.

Все это обуславливает:

– недостаточные объемы выполнения заказов на производство продукции в текстильном и швейном производстве, машиностроении;

– нестабильность производства многих предприятий;

– низкий коэффициент обновления основных фондов;

– низкий показатель загрузки производственных мощностей на предприятиях;

– низкий показатель рентабельности произведенной продукции;

– моноструктурность обрабатывающего сектора Ивановской области с преобладанием легкой промышленности и тяжелого машиностроения.

Сельское хозяйство. В агропромышленном комплексе Ивановской области сохраняются следующие ключевые проблемы:

– неустойчивость сельскохозяйственного производства в целом, что обусловлено как природными условиями, так и экономической составляющей;

– технико-технологическое отставание отрасли из-за недостаточного уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и расширенного воспроизводства;

– недостаточные объемы внесения удобрений и проведение культуртехнических работ, что обуславливает низкую урожайность сельскохозяйственных культур;

– вывод из оборота сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, сокращение площадей пашни, невозможность в ряде случаев вовлечь ее в оборот;

– сокращение посевных площадей под зерновыми, картофелем, овощами, а также кормовыми культурами, что накладывает ограничение на развитие отрасли животноводства, в отдельных районах площадь посевов очень незначительна; неустойчивая динамика посевов льна-долгунца;

– сокращение поголовья скота, особенно свиней, отсутствие долговременных положительных трендов в увеличении приплода скота, сокращении падежа, массы одной условной головы скота и т.д.; общая неразвитость животноводства (кроме птицеводства) в регионе;

– значительная внутрирегиональная дифференциация по уровню развития сельского хозяйства, чрезвычайно низкая интенсивность сельскохозяйственного производства во многих районах области;

– дефицит квалифицированных кадров и рабочих массовых профессий в результате низкой общественной оценки сельскохозяйственного труда, низкий уровень заработной платы в отрасли;

– снижение объемов производства молока и мяса, что все больше ставит область в зависимость от ввоза продовольствия, в том числе от импорта, и стимулирует инфляцию;

– низкий уровень комфортности проживания в сельской местности, медленные темпы социального и инфраструктурного развития сельских территорий.

Туризм и рекреация. В отрасли наблюдается нехватка инвестиций в развитие гостиничной сети. Отсутствует система комплексной (организационной) поддержки развития туризма со стороны исполнительных органов государственной власти Ивановской области.

Отсутствует система информационно-рекламных ресурсов для информирования потенциальных потребителей об услугах. Наблюдается значительный физический износ существующей материальной базы. В результате туристско-рекреационный потенциал Ивановской области реализуется явно недостаточно. Количество туристов составляет чуть более 1 млн. человек в год, при этом объем услуг, которыми они пользуются, не соответствует средним европейским стандартам.

Одним из основных факторов, сдерживающих развитие туризма в Ивановской области, является отсутствие или неудовлетворительное состояние объектов обеспечивающей инфраструктуры – дорог, очистных сооружений, систем газификации, электроснабжения и водоснабжения. Отсутствуют бюджетные ассигнования на финансирование создания в регионе системы знаков туристской навигации, а также на создание и функционирование в регионе туристско-информационного центра.

Инфраструктура. Ввиду недостатка инвестиций в развитие инженерной и дорожной инфраструктуры в Ивановской области наблюдается значительный износ оборудования в тепло-, энергоснабжении, износ инженерных сетей, водопровода и канализации, низкий технический уровень автомобильных дорог, низкая пропускная способность автомобильных дорог (особенно направления Ярославль - Иваново - Нижний Новгород), а также низкая эффективность использования существующих речных портовых сооружений.

Для уточнения основных целевых характеристик сценариев требуется формирование единого «каталога» проблем по всем аспектам или направлениям развития региона, построенного на принципе иерархической взаимосвязи.

Таблица 1

Основные проблемы социально-экономического развития региона

Направления развития региона

Описание проблемы

Описание причины проблемы

1.

Инвестиционное развитие

1. Сокращение численности трудоспособного населения при увеличении населения пенсионного возраста.

2. Нехватка квалифицированных кадров, особенно инженеров и рабочих.

3. Неравномерность уровня экономического развития территории Ивановской области.

4. Наличие инфраструктурных ограничений.

5. Наиболее энергодефицитный регион в ЦФО.

6. Отставание от других регионов активных в сфере привлечения инвестиций в области подготовки новых площадок.

7. Наличие «узких мест» в транспортно-логистической инфраструктуре.

8. Низкая доля экспортно-ориентированных производств.

9. Низкий уровень инновационной активности действующих предприятий.

10. Наличие административных барьеров для развития бизнеса.

11. Недоформированность институциональной инфраструктуры государственной поддержки привлечения инвестиций.

12. Слабая практика применения механизмов государственно-частного партнерства.

1. Низкая доля населения моложе трудоспособного возраста. Доля населения старше трудоспособного возраста в Ивановской области выше средних значений по ЦФО и, особенно, России.

2. Значительное социальное неравенство, низкий уровень доходов, способствующий значительной миграции трудоспособного населения в г. Москву и соседние регионы.

3. Возникновение зон «нулевой» инвестиционной привлекательности; форсированный износ неактивных объектов инженерной инфраструктуры; потеря инвестиционной привлекательности отдельных муниципальных районов по критерию наличия собственных квалифицированных кадров.

4. Физическое и моральное устаревание оборудования в энергетике, низкий технический уровень дорожной сети, в особенности автомобильной, необходимость обновления инженерной инфраструктуры.

5. Вырабатываемая в области электроэнергия не обеспечивает собственные потребности, что предполагает сравнительно высокую стоимость электроэнергии и существенные ограничения в обеспечении устойчивого энергоснабжения.

6. Отток потенциальных инвесторов, не нашедших подходящей площадки; потеря инвестиционной привлекательности территории, несмотря на имеющиеся позитивные условия по другим обеспечивающим критериям; риски отставания от других регионов и рост цен для размещения предприятий на территории индустриальных парков.

7. Ограниченная пропускная способность автомобильных и железных дорог.

8. Ограничение рынков сбыта продукции и рыночной привлекательности субъектов инвестирования.

9. Недостаточное количество предприятий с полным инновационным циклом (от разработки до промышленного использования инноваций).

10. Длительность прохождения разрешительных процедур, трудность получения земельных участков и др.

11. Сохраняются административные барьеры, связанные с длительными сроками получения и согласования разрешительной документации, а также при подключении к объектам инженерно-коммунальной инфраструктуры.

12. Отсутствие регионального инвестиционного фонда, в связи с чем невозможно финансирование инвестиционного проекта, реализуемого на принципах государственно-частного партнерства.

2.

Развитие промышленного комплекса

1. Моноструктурность обрабатывающего сектора производств с преобладанием легкой промышленности и тяжелого машиностроения.

2. Низкий коэффициент обновления основных фондов.

3. Низкий показатель рентабельности произведенной продукции.

4. Низкая конкурентоспособность произведенной продукции.

5. Низкий кадровый потенциал и производительность труда.

6. Растущая потребность в квалифицированных рабочих промышленных предприятий.

1. Низкий показатель  загрузки производственных мощностей  на предприятиях.

2. Значительная нехватка инвестиций в обновление станков и оборудования.

3. Высокие импортные пошлины и налоги  на импортируемые компоненты производства.

4. Высокие тарифы на электрическую  энергию, коммунальные услуги.

5. Недостаточный спрос на внутреннем рынке.

6. Недостаточный уровень квалификации персонала всех уровней  вследствие недостаточного уровня заработной платы.

8. Несоответствие объемов и структуры подготовки рабочих и специалистов потребностям экономики.

3.

Развитие научно-технического и инновационного комплекса

1. Незначительный объем проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (далее – НИОКР) исследовательскими группами и организациями.

2. Низкий уровень коммерциализации (внедрения в производство) научно-технических и инновационных разработок организациями и промышленными предприятиями региона.

3. Низкий уровень инновационного потенциала промышленных предприятий (слабый уровень отделов НИОКР)

1. Значительная нехватка инвестиций на проведение НИОКР в научно-исследовательских группах и организациях предприятиями из-за нехватки собственных средств.

2. Отсутствие заказов на проведение НИОКР конкретной инновационной продукции со стороны менеджмента промышленных предприятий вследствие нехватки финансовых средств у данных предприятий.

3. Нехватка квалифицированного научно-технического персонала в исследовательских организациях и группах.

4. Отсутствие системы финансового стимулирования научно-технической и инновационной деятельности, в частности венчурного капитала, консалтинговых структур и т.п.

4.

Развитие агропромышленного комплекса (далее – АПК)

1. Неустойчивость сельскохозяйственного производства.

2. Технологическая отсталость отраслей АПК, деградация ресурсного потенциала.

3. Вывод из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, сокращение площади пашни, невозможность в ряде случаев вовлечь ее в оборот.

4. Низкая урожайность сельскохозяйственных культур.

5. Сокращение посевных площадей под зерновыми, картофелем, овощами,

а также кормовыми культурами, что накладывает ограничение

на развитие отрасли животноводства; неустойчивая динамика посевов льна-долгунца.

6. Сокращение поголовья скота, особенно свиней, отсутствие долговременных положительных трендов в увеличении приплода скота, сокращении падежа,

массы одной условной головы скота и т.д.; общая неразвитость животноводства (кроме птицеводства) в регионе.

7. Значительная внутрирегиональная дифференциация по уровню развития сельского хозяйства.

Чрезвычайно низкая интенсивность сельскохозяйственного производства во многих районах области.

8. Дефицит квалифицированных кадров и рабочих массовых профессий в результате низкой общественной оценки сельскохозяйственного труда.

9. Снижение объемов производства молока и мяса, что все больше ставит Ивановскую область в зависимость от ввоза продовольствия, в том числе от импорта, и стимулирует инфляцию.

10. Сокращение и измельчение сельской поселенческой структуры.

1. Недостаточно благоприятные природно-климатические условия для интенсивного развития отрасли.

2. Снижение инвестиционной активности в АПК.

3. Высокая закредитованность сельскохозяйственных товаропроизводителей.

4. Ограниченный доступ товаропроизводителей

к рынку в условиях его несовершенства и возрастающей монополизации торговых сетей.

5. Снижение защиты внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции в результате вступления в ВТО усилило конкуренцию

со стороны импорта продовольствия.

6. Недостаточные объемы внесения удобрений в почву, низкий уровень проведения культуртехнических работ.

7. Низкая заработная плата в отрасли.

8. Ухудшение демографической ситуации на селе, миграция сельского населения в город, запустение сельских территорий.

9. Низкий уровень развития социальной инфраструктуры села и ее деградация.

5.

Развитие туристско-рекреационного комплекса

Туристско-рекреационный потенциал Ивановской области реализуется явно недостаточно. Количество туристов составляет чуть более 1 миллиона в год, при этом объем услуг, которыми они пользуются, не соответствует  средним европейским стандартам.

1. Нехватка инвестиций в развитие туристической инфраструктуры.

2. Отсутствие системы комплексной (организационной) поддержки развития туризма со стороны исполнительных органов государственной власти Ивановской области.

3. Отсутствие системы информационно-рекламных ресурсов для информирования потенциальных потребителей об услугах.

4. Значительный физический износ существующей материальной базы.

5. Существует недостаточно объектов туристско-развлекательной индустрии, объектов показа и развлечения для приема туристов.

6.

Развитие бюджета региона

1. Высокий уровень государственного долга.

2. Высокий уровень дотационности бюджета.

Низкий уровень развития экономики региона.

7.

Развитие инженерной инфраструктуры

1.Значительный износ оборудования в тепло-, энергоснабжении, инженерных сетей, водопровода и канализации.

2. Низкий технический уровень автомобильных дорог.

3. Низкая эффективность использования существующих речных портовых сооружений.

1. Нехватка инвестиций в развитие инженерной инфраструктуры (тепло-, энергоснабжение, инженерные сети, водопровод и канализация).

2. Нехватка инвестиций в развитие дорожной инфраструктуры.

3. Отсутствие современных портовых сооружений в г. Плес, г. Юрьевец,
г. Пучеж, д. Семигорье.

8.

Уровень жизни населения

1. Низкий размер средней заработной платы и среднедушевых доходов, несмотря на ее высокий темп роста в последние годы.

2. Внутрирегиональная дифференциация по уровню оплаты труда, низкий уровень жизни в отдельных районах.

3. Высокий удельный вес населения с низкими  доходами, с доходами ниже прожиточного минимума.

4. Социальная изолированность людей пожилого возраста.

5. Недостаточная доступность услуг в сфере здравоохранения, образования, культуры и искусства, социального обслуживания, физкультуры и спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья и иных маломобильных групп населения.

1. Сохраняющаяся неэффективность производства, в первую очередь в текстильной промышленности.

2. Недостаточный бюджетный потенциал региона.

3. Высокий уровень патернализма части населения области.

4. Строительство большинства учреждений здравоохранения, образования, культуры и искусства, социального обслуживания, физкультуры и спорта и иных объектов с соблюдением жестких требований по их доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья и иных маломобильных групп населения.

 

9.

Демографическое развитие

1. Сохранение естественной убыли населения, несмотря на сокращение темпов данного процесса.

2. Сокращение численности трудоспособного населения.

3. Высокий уровень смертности, в т.ч. мужчин  трудоспособного возраста.

4. Несмотря на рост уровня рождаемости, этот показатель ниже среднероссийского уровня.

5. Доля населения младше трудоспособного возраста является одной из самых низких в России.

6. Низкий показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении.

7. Низкая плотность сельского населения.

1. Высокий темп сокращения численности населения до 2006 года.

2. Невнимательное отношение населения к своему здоровью, распространенность установки на самолечение.

3. Высокая распространенность табакокурения и употребления алкоголя.

4. Повышенная доля в возрастной структуре населения лиц пенсионного возраста, что поддерживает высокий уровень смертности.

5. Сокращение численности женщин репродуктивного возраста в связи с низким уровнем рождаемости в 1990-е – начале 2000-х годов.

6. Несмотря на количественный рост числа рождений в последние годы, новое  поколение замещает «материнское» только наполовину.

7. Низкий уровень жизни населения региона.

8. Высокая мотивация населения на трудоустройство в областном центре и за пределами Ивановской области.

9. Значительная межрегиональная дифференциация по уровню оплаты труда между Ивановской областью и г. Москвой и Московской областью, что стимулирует миграционные потоки.

10. Различия в уровне развития инфраструктуры и экономического развития  муниципальных образований.

10.

Развитие человеческого капитала

1. Высокая заболеваемость населения, в том числе позднее выявление патологии.

2. Низкая удовлетворенность населения качеством медицинских услуг.

3. Дефицит мест в дошкольные образовательные организации для детей в возрасте до 3 лет.

4. Несоответствие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров существующим и перспективным потребностям рынка труда.

5. Недостаточная заинтересованность работников в результатах своего труда.

6. Дефицит кадров по отдельным видам экономической деятельности.

7. Возрастная диспропорция кадров в отраслях социальной сферы.

8. Диспропорция между числом людей трудоспособного возраста, имеющих высшее образование, и потребностями рынка труда Ивановской области.

9. Отсутствие положительной динамики по росту удельного веса населения, занимающегося физической культурой и спортом.

10. Сохранение разрыва по качественным и количественным характеристикам между городской и сельской местностью.

1. Позднее обращение за медицинской помощью, отказ от прохождения диспансеризации. Отказ родителей от прививок их детям. «Нездоровый» образ жизни значительной части населения.

2. «Организационные» сбои в работе лечебных учреждений.

Дефицит кадров и грубость персонала в сфере здравоохранения.

3. Закрытие значительного числа дошкольных образовательных организаций в 1990-е годы; опережение темпов роста рождаемости над темпами ввода дополнительных мест в дошкольных организациях.

4. Сокращение приема на специальности гуманитарного профиля при дефиците кадров в сфере образования, культуры, социального обслуживания.

5. Большой удельный вес в структуре направлений и специальностей высшего образования укрупненных групп направлений: «экономика и управление» и «юриспруденция», в т.ч. реализуемых ВУЗами и их филиалами на условиях возмещения обучающимися стоимости обучения по ценам ниже установленного государством норматива.

6. Недостаточный уровень осведомленности выпускников школ о приоритетах развития области и перспективах состояния регионального рынка труда. Сокращение числа выпускников школ.

7. Значительная межрегиональная дифференциация по уровню оплаты труда между Ивановской областью и ближними регионами – г. Москвой и Московской областью,
г. С.-Петербургом, г. Н.Новгородом, что стимулирует миграционные потоки и отток трудоспособного населения.

8. Низкая обеспеченность населения учреждениями физической культуры и спорта.

9. Значительные различия в стартовом уровне развития инфраструктуры на начало процессов модернизации образования и здравоохранения между городской и сельской местностью.

Высокий уровень износа материально-технической базы муниципальных учреждений культуры, что создает  неравенство в условиях для  творческой самореализации и доступа к культурным ценностям жителей села и горожан.

11.

Охрана окружающей среды

1. Отсутствие развитой системы наблюдений за состоянием уровня загрязнения атмосферного воздуха.

2. Неудовлетворительное состояние очистных сооружений на объектах жилищно-коммунального хозяйства небольших городов и поселков Ивановской области.

3. Ненадлежащее состояние и содержание контейнерных площадок, а также низкий уровень обеспеченности ими населенных пунктов региона.

1. Отсутствуют посты наблюдения состояния атмосферного воздуха в таких крупных городах, как Кинешма, Вичуга, Тейково.

2. Фактически отсутствует очистка канализационных стоков в
г. о. Юрьевце, поселках Лухе и Палехе, неэффективно работают очистные сооружения в поселке Ильинское-Хованское и г. п. Гаврилов Посад, отсутствует биологическая очистка сточных вод в г.о. Кинешме. В
г.п. Родники городские очистные сооружения не справляются с очисткой промышленных стоков, объем которых увеличился в связи с развитием индустриального парка.

3. Недостаточно эффективная организация сбора и вывоза отходов со стороны органов местного самоуправления, отсутствие единого подхода к вопросам организации сбора отходов.

 

1.2. Внешние факторы развития.

Внешние факторы, оказывающие влияние на развитие Ивановской области, разделены по территориальному признаку на три блока:

– макрофакторы (макроположение) - положение области в мировой экономике;

– мезофакторы (мезоположение) - положение области в Российской Федерации;

– микрофакторы (микроположение) - положение области среди ее непосредственных соседей - регионов центра и севера европейской части России.

Макрофакторы. В настоящее время экономика Ивановской области, как и России в целом, отличается низкой конкурентоспособностью. Это подтверждается структурой экспорта из России. Подавляющая часть экспорта России приходится на минеральные продукты, из которых большинство – топливно-энергетические. При этом их доля в последние годы постоянно растет. Ивановская же область почти не связана с данной сферой.

Удельный вес продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, машин и оборудования, цветных металлов в структуре экспорта Российской Федерации составляет около 11 - 13%. Но и среди выделенной группы подавляющая часть товаров, например, цветные металлы (медь, никель, алюминий и другие) и изделия из них, составляющие значительную часть среди экспортируемых в страны ближнего и дальнего зарубежья, на территории Ивановской области не производится. Также невелика доля Ивановской области в экспорте продукции сельского хозяйства и машиностроения.

Таким образом, в настоящее время Ивановская область почти не играет роли в участии Российской Федерации в международном разделении труда, и выпускаемая на ее территории продукция, за исключением продукции нескольких предприятий, не востребована и, следовательно, имеет низкий уровень конкурентоспособности по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.

Значительно более зависима Ивановская область от импорта – как по продовольствию, что характерно для большинства регионов России, так и по сырью для текстильной отрасли. В целом прямое влияние макрофакторов на социально-экономическое положение Ивановской области незначительно. Большое значение имеет лишь цена на продукцию топливно-энергетического комплекса через косвенное влияние (например, обуславливает рост заработной платы работников бюджетной сферы, выделение средств из федерального бюджета и т. д.). Прямое влияние макрофакторов на социально-экономическое положение Ивановской области в период до 2015 - 2018 годов будет незначительно. Только при условии целенаправленного развития промышленности продукция Ивановской области сможет выйти на мировые рынки к 2018 - 2020 годам.

Мезофакторы. Более значимо влияние на социально-экономическое развитие Ивановской области мезофакторов – всех других регионов Российской Федерации. Одно из крупнейших предприятий области – Ивановская ГРЭС (филиал «Ивановские ПГУ» ОАО «ИНТЕР РАО-Электрогенерация») - работает на газе, поставляемом из Западной Сибири, и угле, поставляемом из Восточной Сибири. Два крупнейших предприятия региона по производству кранов поставляют свою продукцию в ряд регионов Российской Федерации. При этом значительны кооперационные связи с предприятиями, поставляющими комплектующие материалы.

Влияние мезофакторов на социально-экономическое положение области будет в ближайшие годы возрастать.

Микрофакторы оказывают на социально-экономическое развитие Ивановской области самое значительное воздействие. Наибольшее влияние оказывают г. Москва и Московская область, которые обуславливают центростремительные процессы в миграции населения между Ивановской областью и г. Москвой. При этом происходит как переселение на постоянное место жительства (незначительные масштабы), так и временная миграция с целью трудоустройства (маятниковая и вахтовая миграция), которая имеет значительные размеры.

Кроме того, регионы-соседи, в первую очередь г. Москва, являются потребителями продукции пищевой промышленности. Рост сельскохозяйственного производства, начавшийся в 2006 году, который будет продолжаться в дальнейшем, позволит возродить и увеличить производство основных видов пищевой продукции (мясо, молоко, зерно и продукция их переработки) и занять значимое место в межрегиональных поставках, в первую очередь в снабжении г. Москвы продовольствием.

Таким образом, в настоящее время наиболее значимое влияние, при этом являющееся отрицательным и приводящим к оттоку кадров из экономики Ивановской области, оказывает микроположение области – в непосредственной близости от
г. Москвы. Необходимость сокращения масштабов маятниковой миграции будет стимулировать региональные власти больше внимания уделять росту заработной платы в организациях и на предприятиях области и создавать условия для увеличения числа рабочих мест. И в этом случае микроположение Ивановской области будет иметь положительное влияние на уровень социально-экономического развития региона, в т.ч. на уровень жизни населения. При этом сам рост доходов населения будет обеспечен, в том числе за счет расширения агломерационного влияния г. Москвы, которое проявится в увеличении объемов инвестиций в различные сферы материального и нематериального производства. Также микроположение области будет положительно сказываться на развитии региона через усиление межрегиональных связей по поставкам продукции пищевой и легкой промышленности.

Увеличение влияния мезоположения (мезофакторов) на развитие Ивановской области постоянно нарастает. Вступление в мировое разделение труда, т. е. увеличение прямой зависимости от макрофакторов, возможно только после 2018 - 2020 годов, когда в регионе, как и в России в целом, будут постоянно идти следующие процессы:

– развитие высокотехнологичного производственного сектора экономики и инновационных технологий на основе перспективных направлений научных исследований;

– улучшение условий предпринимательской деятельности и создание благоприятного инвестиционного климата, создание механизмов обеспечения инновационной активности компаний;

– развитие транспорта, предполагающее использование транспортного (транзитного) потенциала российской экономики;

– обеспечение доступности качественных услуг образования и здравоохранения, повышение доступности жилья, создание условий для высокого уровня жизни населения.

При этом участие в межгосударственной торговле и процессе глобализации будут принимать население, предприятия и организации все большего числа административных единиц области.

Будет происходить усиление глобальной конкуренции со стороны стран Европейского Союза, США и Азии, которая включает в себя не только рынки товаров, но и рынки услуг, капиталов и технологий. Предстоящий период характеризуется структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением баланса между ее экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов, внедрением перспективных технологий. В настоящее время качественные характеристики экономики Ивановской области не позволяют ей использовать преимущества глобальной конкуренции. Она остается слабо диверсифицированной и в силу этого уязвимой к колебаниям товарной конъюнктуры, а в масштабе России – зависимой от мировых финансовых рынков и от колебаний цен на нефть и природные ресурсы.

 

1.3. Внутренние факторы и риски развития.

Одним из внутренних «ограничителей роста» можно назвать инфраструктурные ограничения, связанные со старением оборудования в энергетике, низким техническим уровнем дорожной сети, в особенности автомобильной, необходимостью обновления инженерной инфраструктуры, что в перспективе сужает возможности развития и промышленности, и социальной сферы.

Внутренним фактором также является возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии региона. Нехватка квалифицированных кадров, особенно инженеров и рабочих, в перспективе будет являться значительным «ограничителем роста» производственного и инновационного секторов экономики. Кроме того, фактором, сдерживающим рост человеческого капитала, можно назвать значительное социальное неравенство, низкий уровень доходов, способствующий значительной миграции трудоспособного населения в соседние регионы.

Внутренним сдерживающим фактором является и сокращение численности трудоспособного населения при увеличении населения пенсионного возраста, что является следствием недостаточно высокого уровня рождаемости при сохранении высокого уровня смертности. Возможные риски усиления воздействия данного фактора могут быть серьезным ограничением роста промышленного производства, сельского хозяйства. В результате будет происходить увеличение налоговой нагрузки на трудоспособное население. Следовательно, это ставит задачу привлечения дополнительных трудовых ресурсов из других регионов России и зарубежных стран.

В совокупности на уровне стратегии развития Ивановской области выделяются в первую очередь риски, на которые может оказать влияние Правительство Ивановской области посредством организационных, финансовых и контролирующих мероприятий в пределах своих полномочий:

– риск замедления экономического развития;

– риск недостаточной инвестиционной привлекательности;

– риск снижения доходов населения;

– риск повышения износа основных фондов, находящихся на балансе Ивановской области и муниципальных образований, до критического уровня;

– риск кадровой недостаточности (по видам экономической деятельности);

– риск низкого качества государственного управления, нехватки жизнеобеспечивающих специалистов;

– риск низкого качества работы органов местного самоуправления муниципальных образований;

– риск бюджетной несостоятельности.

 


Таблица 2

Анализ стратегических рисков развития Ивановской области

(риски уровня субъекта Российской Федерации)

Риски

Причины

Факторы

Следствие

Метод управления

Примечания

Риск бюджетной несостоятельности.

1. Недостижение запланированных показателей бюджетных доходов и расходов.

2. Изменение рыночной конъюнктуры основных налогоплательщиков Ивановской области.

3. Изменение правил финансирования из федерального бюджета, изменение налогового законодательства, изменение нормативов отчислений по налогам и сборам.

Недостаточность

средств бюджета.

 

Невыполнение бюджетных назначений в процессе исполнения бюджета.

 

 

1. Снижение дефицита бюджета, увеличение собственных доходов бюджета.

2. Планирование бюджетных доходов в соответствии с рыночной конъюнктурой основных налогоплательщиков Ивановской области.

Уровень риска – средний.

Риск кадровой несостоятельности.

1. Сокращение численности населения.

2. Старение населения.

3. Снижение численности экономически  активного населения.

4. Миграция населения области на  работу в другие субъекты Российской Федерации.

5. Несоответствие спроса и предложения рабочей силы, нарастание дефицита квалифицированных кадров, обладающих необходимыми знаниями и навыками.

Нехватка кадров для реализации инвестиционных проектов.

1. Невозможность реализовать новые инвестиционные проекты.

2. Отказ инвестора от реализации проекта в Ивановской области по причине недостатка квалифицированных кадров.

1. Оценка потребности в кадровых ресурсах и упреждающая подготовка кадров.

2. Разработка и внедрение технологии привлечения кадров на территорию Ивановской области.

3. Внедрение малолюдных технологий (создание условий).

4. Развитие систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на рабочем месте сотрудника.

5. Профессиональное обучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности;

развитие гибких форм занятости населения, ориентированных на стимулирование использования трудового потенциала работников старшего возраста, инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей.

Уровень риска – высокий.

Риск низкого качества государственного управления и местного самоуправления.

Риск нехватки жизнеобеспечивающих специалистов.

1. Дублирование функций и работ в органах государственного управления и местного самоуправления.

2. Низкая производительность труда.

3. Низкая мотивация кадров на эффективную работу.

Нехватка кадров в органах государственного управления Ивановской области, а также в сферах, зависящих от государственного финансирования.

1. Перегруженность специалистов.

2. Затягивание времени выполнения функций и работ.

3. Низкое качество выполнения работ.

4. Недовольство населения.

1. Внедрение стандартов государственного управления ИСО9001-2000.

2. Систематизация функций и работ Правительства Ивановской области и администраций муниципальных образований Ивановской области, исключение дублирующих функций.

3. Создание условий для привлечения кадров в образование, здравоохранение помимо заработной платы.

Уровень риска – высокий.

Риск снижения доходов населения.

1. Снижается объем перечисляемых финансовых ресурсов на социальные выплаты населению (в т. ч. из бюджетов других уровней).

2. Увеличивается доля неработающих лиц пенсионного возраста.

Отставание от среднего уровня заработной платы, доходов населения по Российской Федерации и близлежащим субъектам Российской Федерации.

1. Низкий уровень заработной платы и доходов населения.

2. Высокая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.

3. Низкая мотивация населения на работу на территории Ивановской области.

1. Предпочтения при выборе инвесторов проектам с максимальной заработной платой.

2. Дальнейшее развитие системы социальных выплат.

3. Контроль за своевременностью перечисления средств из бюджетов других уровней и их объемами.

Уровень риска – средний.

Риск замедления экономического развития.

1. Снижение объемов инвестиций.

2. Низкая конкурентоспособность продукции предприятий и организаций Ивановской области.

1. Снижение темпов развития промышленных видов деятельности.

2. Недостаточно высокие темпы развития АПК.

3. Неспособность развить туризм в Ивановской области.

1. Снижение темпов экономического роста.

2. Недоиспользование потенциала Ивановской области.

3. Нехватка ресурсов для развития социальной сферы вследствие отставания доходов бюджета Ивановской области.

4. Снижение конкурентоспособности Ивановской области на фоне других субъектов Российской Федерации.

Привлечение инвестиций:

– период 2008 – 2010 г. г. – в существующие виды деятельности;

– период 2011 – 2015 г. г. – в расширение существующих производств;

– период 2015 – 2020 г. г. – в наукоемкие виды деятельности и научные разработки с целью их последующей продажи.

Уровень риска – средний.

Риск недостаточной инвестиционной привлекательности.

Отставание от других субъектов Российской Федерации по показателям инвестиционной привлекательности.

Снижение инвестиционной привлекательности Ивановской области.

1. Снижение объемов инвестиций.

2. Отсутствие выбора при отборе инвестиционных проектов.

3. Уход стратегических инвесторов в другие регионы.

4. Необходимость предоставлять максимальные налоговые льготы и т.д.

Разработка механизмов создания благоприятного инвестиционного климата помимо налоговых льгот и опосредованных финансовых вложений со стороны бюджета Ивановской области (вложения в подготовку инфраструктуры).

Уровень риска – низкий.

Риск повышения износа основных фондов, находящихся на балансе Ивановской области и муниципальных образований до критического уровня.

1. Недостаток бюджетных средств на ремонт объектов.

2. Недостаток бюджетных средств на вывод из состава основных фондов с сопутствующим вводом новых объектов.

3. Низкая мотивация инвесторов.

4. Несвоевременность реконструкции.

5. Использование малоэффективных технологий для реконструкции.

Износ жизнеобеспечивающих зданий и сооружений на территории Ивановской области.

1. Повышенный износ зданий и сооружений, находящихся на балансе государственных и муниципальных учреждений.

2. Перерасход средств на реконструкцию «неперспективных» объектов.

3. Невозможность провести ремонт объектов при их передаче в ведение муниципальных образований и/или непосредственных собственников, включая население.

1. Мониторинг состояния объектов.

2. Изыскание дополнительных финансовых ресурсов для упреждающей реконструкции.

3. Разработка методов привлечения внебюджетных инвестиций в рассматриваемые объекты.

Уровень риска – высокий.

Риск низкого качества работы органов местного самоуправления муниципальных образований.

1. Нехватка квалифицированных кадров для реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2. Отсутствие инициативы в муниципальных образованиях по развитию экономики и социальной сферы.

3. Недостаток бюджетных средств для реализации полномочий по развитию муниципальных образований и/или отсутствие контроля за их использованием.

Неразвитость органов местного самоуправления.

1. Неудовлетворенность населения работой органов местного самоуправления и государственного управления.

2. Невыполнение основных функций органами местного самоуправления.

3. Отсутствие привлекательности муниципальных образований для инвесторов.

1. Контроль за делегированием полномочий на уровень муниципальных образований.

2. Разработка и внедрение системы критериев оценки качества работы органов местного самоуправления.

3. Рекомендации по разработке программ социально-экономического развития муниципальных образований.

Уровень риска – высокий.

(В редакции Постановления Правительства Ивановской области от 27.01.2016 № 21-п)

 


Информация по документу
Читайте также