Расширенный поиск
Постановление Правительства Ивановской области от 04.06.2015 № 240-п ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
(В редакции Постановлений Правительства Ивановской области от 27.01.2016 № 21-п; от 13.04.2017 № 129-п;
Приложение к постановлению Правительства Ивановской области от 04.06.2015 № 240-п С Т Р А Т Е Г И Я СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (В редакции Постановлений Правительства Ивановской области от 27.01.2016 № 21-п; от 13.04.2017 № 129-п; Оглавление
Стратегия социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года (далее – Стратегия) разработана в целях повышения эффективности государственного управления социально-экономическими процессами на региональном уровне. Стратегия координирует различные элементы социально-экономической политики, слабые стороны развития и ресурсные возможности региона и учитывает основные положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р. Стратегия построена исходя из природно-рекреационного потенциала Ивановской области, на основе сформировавшихся тенденций развития экономики и социальной сферы, с учетом состояния и тенденций развития экономики Российской Федерации. Стратегия определяет систему долгосрочных целей, важнейшие направления деятельности, приоритеты социально-экономической политики Правительства Ивановской области и механизмы достижения намеченных целей. Стратегия предусматривает повышение качества жизни населения региона до уровня не ниже среднего по Центральному федеральному округу (далее – ЦФО), создание условий для развития человеческого капитала на основе реализации его географического, промышленного, научного и культурно-туристического потенциала, что является главной стратегической целью деятельности исполнительных органов государственной власти Ивановской области и органов местного самоуправления Ивановской области. На этой основе сформулированы цели, подходы и принципы развития региона. В качестве таких подходов и принципов используются: а) кластерное развитие, обеспечивающее ускоренное развитие региона за счет концентрации ресурсов на финансировании «точек роста»; Основой роста экономики Ивановской области должны стать конкурентоспособные территории, пространственные опорные точки, консолидирующие лучший производственный и человеческий потенциал. б) развитие механизмов государственно-частного партнерства на территории региона; Только посредством объединения усилий исполнительных органов государственной власти Ивановской области, бизнес-структур, общественных институтов возможно активизировать инвестиционно-инновационную деятельность и обеспечить, в конечном счете, эффективное воспроизводство. Модернизация экономики, основанная на поддержке конструктивной частной инициативы, является важнейшим путем повышения производительности труда и роста конкурентоспособности региональных предприятий. в) проведение активной политики по развитию человеческого капитала. Развитие социальной сферы, последовательное продолжение реализации одной из основных задач социальной политики - увеличение доходов населения и уровня заработной платы. В сфере занятости – реализация образовательных программ подготовки и переподготовки кадров с учетом потребностей предпринимательского сектора области, формирование оптимальной миграционной политики, создание новых, в том числе высококвалифицированных рабочих мест. Стратегия должна стать действенным программным документом, содержащим комплекс мер, направленных на создание стабильно развивающейся, социально ориентированной рыночной экономики Ивановской области, способной мобильно перестраиваться в случае необходимости устранения возникающих диспропорций, тем самым обеспечивая себе условия для дальнейшего сбалансированного роста. Разработка Стратегии велась в тесной увязке с долгосрочными программами, стратегиями и концепциями развития Российской Федерации, ЦФО, указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, определяемыми Председателем Правительства Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации. Стратегия по своим целям и задачам соответствует целям и задачам Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р). Цель корректировки связана с необходимостью усиления социальной направленности развития региона, модернизации промышленности и роста конкурентоспособности экономики региона, повышения инвестиционной активности и укрепления его позиций в ЦФО и Российской Федерации. 1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ. 1.1. Ключевые факторы и риски развития региона.Углубленный анализ социально-экономической ситуации в регионе выявляет основные проблемы региона по ключевым направлениям развития Ивановской области. Несмотря на относительно устойчивое социально-экономическое развитие Ивановской области в последние годы, существует значительный ряд проблем, решение которых может быть осуществлено в долгосрочной перспективе. Значительная часть из них обусловлена сложившейся ситуацией в России в целом (например, низкие доходы населения), ряд имеет специфический характер (например, территориальные диспропорции по многим показателям), другие обусловлены заложенными несколько десятилетий назад трендами (например, уровень рождаемости). Среди основных проблем социально-экономического положения Ивановской области можно выделить следующие: Межрегиональная дифференциация. Показатель среднедушевого валового регионального продукта (далее – ВРП) в Ивановской области демонстрирует стабильную тенденцию - значительное отставание от ряда соседних регионов ЦФО. Аналогичная ситуация прослеживается и с уровнем среднедушевых доходов населения и средней заработной платы. Демографическое развитие и использование человеческого капитала. В Ивановской области сохраняется тенденция естественной убыли населения, уменьшается численность населения трудоспособного возраста. Ежегодно увеличивается демографическая нагрузка на каждого жителя области трудоспособного возраста, что во многом определяет значительные вложения бюджетных средств в систему социальной защиты населения. К факторам, снижающим качество человеческого капитала и обуславливающим дефицит кадров для экономики региона в настоящее время и на среднесрочную перспективу, относятся: – «отток» специалистов на работу в соседние регионы с более высоким уровнем заработной платы; – несоответствие действующей системы профессионального образования потребностям рынка труда; – высокий уровень заболеваемости населения, в том числе детей и молодежи, обусловленный образом жизни граждан и качеством медицинского обслуживания. Инвестиционное развитие. Ивановская область характеризуется пониженным уровнем инвестиционной привлекательности. Пониженный уровень инвестиционного потенциала характерен как для природно-ресурсной, финансовой, производственной сфер, так и для потребительской сферы. Это приводит в целом к недостаточному объему и динамике инвестиций, к низкому коэффициенту обновления основных фондов и к недостаточным темпам обновления технологического потенциала на современной основе. Промышленность. Как и вся экономика региона, промышленность испытывает значительную нехватку инвестиций в обновление станков и оборудования. Низкая конкурентоспособность произведенной продукции приводит к отсутствию достаточно стабильного спроса на производимую продукцию. Ситуация усугубляется высокими импортными пошлинами и налогами на импортируемые компоненты производства, высокими и растущими тарифами на электрическую энергию, коммунальные услуги. Существенной проблемой, особенно для роста производства, является дефицит кадров, недостаточный уровень квалификации персонала всех уровней, в том числе связанный с низким уровнем заработной платы. Все это обуславливает: – недостаточные объемы выполнения заказов на производство продукции в текстильном и швейном производстве, машиностроении; – нестабильность производства многих предприятий; – низкий коэффициент обновления основных фондов; – низкий показатель загрузки производственных мощностей на предприятиях; – низкий показатель рентабельности произведенной продукции; – моноструктурность обрабатывающего сектора Ивановской области с преобладанием легкой промышленности и тяжелого машиностроения. Сельское хозяйство. В агропромышленном комплексе Ивановской области сохраняются следующие ключевые проблемы: – неустойчивость сельскохозяйственного производства в целом, что обусловлено как природными условиями, так и экономической составляющей; – технико-технологическое отставание отрасли из-за недостаточного уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и расширенного воспроизводства; – недостаточные объемы внесения удобрений и проведение культуртехнических работ, что обуславливает низкую урожайность сельскохозяйственных культур; – вывод из оборота сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, сокращение площадей пашни, невозможность в ряде случаев вовлечь ее в оборот; – сокращение посевных площадей под зерновыми, картофелем, овощами, а также кормовыми культурами, что накладывает ограничение на развитие отрасли животноводства, в отдельных районах площадь посевов очень незначительна; неустойчивая динамика посевов льна-долгунца; – сокращение поголовья скота, особенно свиней, отсутствие долговременных положительных трендов в увеличении приплода скота, сокращении падежа, массы одной условной головы скота и т.д.; общая неразвитость животноводства (кроме птицеводства) в регионе; – значительная внутрирегиональная дифференциация по уровню развития сельского хозяйства, чрезвычайно низкая интенсивность сельскохозяйственного производства во многих районах области; – дефицит квалифицированных кадров и рабочих массовых профессий в результате низкой общественной оценки сельскохозяйственного труда, низкий уровень заработной платы в отрасли; – снижение объемов производства молока и мяса, что все больше ставит область в зависимость от ввоза продовольствия, в том числе от импорта, и стимулирует инфляцию; – низкий уровень комфортности проживания в сельской местности, медленные темпы социального и инфраструктурного развития сельских территорий. Туризм и рекреация. В отрасли наблюдается нехватка инвестиций в развитие гостиничной сети. Отсутствует система комплексной (организационной) поддержки развития туризма со стороны исполнительных органов государственной власти Ивановской области. Отсутствует система информационно-рекламных ресурсов для информирования потенциальных потребителей об услугах. Наблюдается значительный физический износ существующей материальной базы. В результате туристско-рекреационный потенциал Ивановской области реализуется явно недостаточно. Количество туристов составляет чуть более 1 млн. человек в год, при этом объем услуг, которыми они пользуются, не соответствует средним европейским стандартам. Одним из основных факторов, сдерживающих развитие туризма в Ивановской области, является отсутствие или неудовлетворительное состояние объектов обеспечивающей инфраструктуры – дорог, очистных сооружений, систем газификации, электроснабжения и водоснабжения. Отсутствуют бюджетные ассигнования на финансирование создания в регионе системы знаков туристской навигации, а также на создание и функционирование в регионе туристско-информационного центра. Инфраструктура. Ввиду недостатка инвестиций в развитие инженерной и дорожной инфраструктуры в Ивановской области наблюдается значительный износ оборудования в тепло-, энергоснабжении, износ инженерных сетей, водопровода и канализации, низкий технический уровень автомобильных дорог, низкая пропускная способность автомобильных дорог (особенно направления Ярославль - Иваново - Нижний Новгород), а также низкая эффективность использования существующих речных портовых сооружений. Для уточнения основных целевых характеристик сценариев требуется формирование единого «каталога» проблем по всем аспектам или направлениям развития региона, построенного на принципе иерархической взаимосвязи. Таблица 1 Основные проблемы социально-экономического развития региона
1.2. Внешние факторы развития. Внешние факторы, оказывающие влияние на развитие Ивановской области, разделены по территориальному признаку на три блока: – макрофакторы (макроположение) - положение области в мировой экономике; – мезофакторы (мезоположение) - положение области в Российской Федерации; – микрофакторы (микроположение) - положение области среди ее непосредственных соседей - регионов центра и севера европейской части России. Макрофакторы. В настоящее время экономика Ивановской области, как и России в целом, отличается низкой конкурентоспособностью. Это подтверждается структурой экспорта из России. Подавляющая часть экспорта России приходится на минеральные продукты, из которых большинство – топливно-энергетические. При этом их доля в последние годы постоянно растет. Ивановская же область почти не связана с данной сферой. Удельный вес продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, машин и оборудования, цветных металлов в структуре экспорта Российской Федерации составляет около 11 - 13%. Но и среди выделенной группы подавляющая часть товаров, например, цветные металлы (медь, никель, алюминий и другие) и изделия из них, составляющие значительную часть среди экспортируемых в страны ближнего и дальнего зарубежья, на территории Ивановской области не производится. Также невелика доля Ивановской области в экспорте продукции сельского хозяйства и машиностроения. Таким образом, в настоящее время Ивановская область почти не играет роли в участии Российской Федерации в международном разделении труда, и выпускаемая на ее территории продукция, за исключением продукции нескольких предприятий, не востребована и, следовательно, имеет низкий уровень конкурентоспособности по сравнению с другими субъектами Российской Федерации. Значительно более зависима Ивановская область от импорта – как по продовольствию, что характерно для большинства регионов России, так и по сырью для текстильной отрасли. В целом прямое влияние макрофакторов на социально-экономическое положение Ивановской области незначительно. Большое значение имеет лишь цена на продукцию топливно-энергетического комплекса через косвенное влияние (например, обуславливает рост заработной платы работников бюджетной сферы, выделение средств из федерального бюджета и т. д.). Прямое влияние макрофакторов на социально-экономическое положение Ивановской области в период до 2015 - 2018 годов будет незначительно. Только при условии целенаправленного развития промышленности продукция Ивановской области сможет выйти на мировые рынки к 2018 - 2020 годам. Мезофакторы. Более значимо влияние на социально-экономическое развитие Ивановской области мезофакторов – всех других регионов Российской Федерации. Одно из крупнейших предприятий области – Ивановская ГРЭС (филиал «Ивановские ПГУ» ОАО «ИНТЕР РАО-Электрогенерация») - работает на газе, поставляемом из Западной Сибири, и угле, поставляемом из Восточной Сибири. Два крупнейших предприятия региона по производству кранов поставляют свою продукцию в ряд регионов Российской Федерации. При этом значительны кооперационные связи с предприятиями, поставляющими комплектующие материалы. Влияние мезофакторов на социально-экономическое положение области будет в ближайшие годы возрастать. Микрофакторы оказывают на социально-экономическое развитие Ивановской области самое значительное воздействие. Наибольшее влияние оказывают г. Москва и Московская область, которые обуславливают центростремительные процессы в миграции населения между Ивановской областью и г. Москвой. При этом происходит как переселение на постоянное место жительства (незначительные масштабы), так и временная миграция с целью трудоустройства (маятниковая и вахтовая миграция), которая имеет значительные размеры. Кроме того, регионы-соседи, в первую очередь г. Москва, являются потребителями продукции пищевой промышленности. Рост сельскохозяйственного производства, начавшийся в 2006 году, который будет продолжаться в дальнейшем, позволит возродить и увеличить производство основных видов пищевой продукции (мясо, молоко, зерно и продукция их переработки) и занять значимое место в межрегиональных поставках, в первую очередь в снабжении г. Москвы продовольствием. Таким образом, в настоящее
время наиболее значимое влияние, при этом являющееся отрицательным и приводящим
к оттоку кадров из экономики Ивановской области, оказывает микроположение
области – в непосредственной близости от Увеличение влияния мезоположения (мезофакторов) на развитие Ивановской области постоянно нарастает. Вступление в мировое разделение труда, т. е. увеличение прямой зависимости от макрофакторов, возможно только после 2018 - 2020 годов, когда в регионе, как и в России в целом, будут постоянно идти следующие процессы: – развитие высокотехнологичного производственного сектора экономики и инновационных технологий на основе перспективных направлений научных исследований; – улучшение условий предпринимательской деятельности и создание благоприятного инвестиционного климата, создание механизмов обеспечения инновационной активности компаний; – развитие транспорта, предполагающее использование транспортного (транзитного) потенциала российской экономики; – обеспечение доступности качественных услуг образования и здравоохранения, повышение доступности жилья, создание условий для высокого уровня жизни населения. При этом участие в межгосударственной торговле и процессе глобализации будут принимать население, предприятия и организации все большего числа административных единиц области. Будет происходить усиление глобальной конкуренции со стороны стран Европейского Союза, США и Азии, которая включает в себя не только рынки товаров, но и рынки услуг, капиталов и технологий. Предстоящий период характеризуется структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением баланса между ее экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов, внедрением перспективных технологий. В настоящее время качественные характеристики экономики Ивановской области не позволяют ей использовать преимущества глобальной конкуренции. Она остается слабо диверсифицированной и в силу этого уязвимой к колебаниям товарной конъюнктуры, а в масштабе России – зависимой от мировых финансовых рынков и от колебаний цен на нефть и природные ресурсы. 1.3. Внутренние факторы и риски развития. Одним из внутренних «ограничителей роста» можно назвать инфраструктурные ограничения, связанные со старением оборудования в энергетике, низким техническим уровнем дорожной сети, в особенности автомобильной, необходимостью обновления инженерной инфраструктуры, что в перспективе сужает возможности развития и промышленности, и социальной сферы. Внутренним фактором также является возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии региона. Нехватка квалифицированных кадров, особенно инженеров и рабочих, в перспективе будет являться значительным «ограничителем роста» производственного и инновационного секторов экономики. Кроме того, фактором, сдерживающим рост человеческого капитала, можно назвать значительное социальное неравенство, низкий уровень доходов, способствующий значительной миграции трудоспособного населения в соседние регионы. Внутренним сдерживающим фактором является и сокращение численности трудоспособного населения при увеличении населения пенсионного возраста, что является следствием недостаточно высокого уровня рождаемости при сохранении высокого уровня смертности. Возможные риски усиления воздействия данного фактора могут быть серьезным ограничением роста промышленного производства, сельского хозяйства. В результате будет происходить увеличение налоговой нагрузки на трудоспособное население. Следовательно, это ставит задачу привлечения дополнительных трудовых ресурсов из других регионов России и зарубежных стран. В совокупности на уровне стратегии развития Ивановской области выделяются в первую очередь риски, на которые может оказать влияние Правительство Ивановской области посредством организационных, финансовых и контролирующих мероприятий в пределах своих полномочий: – риск замедления экономического развития; – риск недостаточной инвестиционной привлекательности; – риск снижения доходов населения; – риск повышения износа основных фондов, находящихся на балансе Ивановской области и муниципальных образований, до критического уровня; – риск кадровой недостаточности (по видам экономической деятельности); – риск низкого качества государственного управления, нехватки жизнеобеспечивающих специалистов; – риск низкого качества работы органов местного самоуправления муниципальных образований; – риск бюджетной несостоятельности.
Таблица 2 Анализ стратегических рисков развития Ивановской области (риски уровня субъекта Российской Федерации)
(В редакции Постановления Правительства Ивановской области от 27.01.2016 № 21-п) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|