|
ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13.11.2013 № 451-п
г. Иваново
Об
утверждении государственной программы Ивановской области
«Развитие
сельского хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия
Ивановской
области»
(В редакции Постановлений Правительства
Ивановской области
от 27.12.2013 г. N 568-п; от 26.02.2014 г. N
69-п;
от 24.04.2014 г. N 151-п; от 21.05.2014 г. N
192-п;
от
16.07.2014 № 282-п; от
21.08.2014 № 361-п;
от
02.12.2014 № 493-п; от
12.12.2014 № 528-п)
В целях обеспечения реализации Государственной
программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы,
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012
№ 717, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2013 № 358-п «О
переходе к формированию областного бюджета на основе государственных программ
Ивановской области» Правительство Ивановской области постановляет:
1. Утвердить государственную программу Ивановской
области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области»
(прилагается).
2. Признать утратившими силу постановления
Правительства Ивановской области:
от 05.12.2012 № 504-п «Об утверждении региональной
программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ивановской области
на 2013 - 2020 годы»;
от 20.03.2013 № 102-п «О внесении изменения в
постановление Правительства Ивановской области от 05.12.2012 № 504-п «Об
утверждении региональной программы «Развитие сельского хозяйства и
регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в
Ивановской области на 2013 - 2020 годы»;
от 28.06.2013 № 246-п «О внесении изменений в
постановление Правительства Ивановской области от 05.12.2012 № 504-п «Об
утверждении региональной программы «Развитие сельского хозяйства и
регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в
Ивановской области на 2013 - 2020 годы»;
от 18.09.2013 № 373-п «О внесении изменений в постановление
Правительства Ивановской области от 05.12.2012 № 504-п «Об утверждении
региональной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ивановской области
на 2013 – 2020 годы».
от 15.10.2013 № 397-п «О внесении
изменения в постановление правительства Ивановской области от 05.12.2012 №
504-п «Об утверждении региональной программы «Развитие сельского хозяйства и
регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в
Ивановской области на 2013 - 2020 годы. (Дополнен – Постановление
Правительства Ивановской области от 27.12.2013 г. N 568-п)
3. Контроль за исполнением настоящего постановления
возложить на заместителя Председателя Правительства Ивановской области
Давлетову С.В.
4. Настоящее постановление вступает в силу после его
официального опубликования и распространяется на правоотношения, связанные с
формированием областного бюджета, начиная с формирования областного бюджета
на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов,
за исключением пункта 2 настоящего постановления, который вступает в силу с
01.01.2014 (В редакции Постановления Правительства Ивановской области от 27.12.2013 г. N
568-п).
Временно
исполняющий
обязанности
Губернатора
Ивановской
области
П.А. Коньков
Приложение к постановлению
Правительства Ивановской
области
от 13.11.2013 № 451-п
Государственная программа
Ивановской области «Развитие сельского
хозяйства и регулирование
рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия
Ивановской области»
(В редакции
Постановления Правительства Ивановской области
от
16.07.2014 № 282-п; от
21.08.2014 № 361-п;
от
02.12.2014 № 493-п; от
12.12.2014 № 528-п)
|
1. Паспорт государственной программы
Ивановской области»
|
|
|
|
|
Наименование программы
|
Развитие сельского хозяйства и
регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
Ивановской области
|
Срок реализации программы
|
2014 - 2020 годы
|
Администратор программы
|
Департамент сельского хозяйства и продовольствия
Ивановской области
|
Ответственные исполнители
|
Департамент сельского хозяйства и продовольствия
Ивановской области;
служба ветеринарии Ивановской области
|
Исполнители
|
Департамент сельского хозяйства и продовольствия
Ивановской области;
служба ветеринарии Ивановской области
|
Перечень подпрограмм
|
Аналитические подпрограммы:
1. Развитие подотрасли растениеводства, переработки
и реализации продукции растениеводства.
2. Развитие подотрасли животноводства, переработки и
реализации продукции животноводства.
3. Развитие мясного скотоводства.
4. Техническая и технологическая модернизация,
инновационное развитие.
5. Поддержка малых форм хозяйствования.
6. Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса.
7. Профилактика, выявление, лечение и ликвидация
инфекционных и массовых незаразных болезней животных, птиц, рыб, пчел.
8. Лабораторная диагностика болезней животных, птиц,
рыб, пчел и другой поднадзорной продукции.
9. Ветеринарно-санитарная экспертиза поднадзорной
продукции.
Специальные подпрограммы:
1.
Устойчивое
развитие сельских территорий Ивановской области.
|
Цель (цели) программы
|
1. Увеличение объемов производства и повышение
конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, выпускаемой в
Ивановской области.
2. Обеспечение финансовой устойчивости
товаропроизводителей агропромышленного комплекса Ивановской области.
3. Воспроизводство и повышение эффективности
использования ресурсного потенциала в сельском хозяйстве Ивановской области.
4. Обеспечение устойчивого развития сельских
территорий Ивановской области.
|
Объем ресурсного обеспечения программы
|
Общий объем бюджетных ассигнований:
2014 год – 668358,67
тыс. руб.,
2015 год - 386611,8 тыс. руб.,
2016 год - 370645,4 тыс. руб.,
2017 год - 374026,8 тыс. руб.,
2018 год - 387756,8 тыс. руб.,
2019 год - 406556,8 тыс. руб.,
2020 год - 419626,8 тыс. руб.;
- областной бюджет:
2014 год - 369818,2 тыс. руб.,
2015 год - 386611,8 тыс. руб.,
2016 год - 370645,4 тыс. руб.,
2017 год - 374026,8 тыс. руб.,
2018 год - 387756,8 тыс. руб.,
2019 год - 406556,8 тыс. руб.,
2020 год - 419626,8 тыс. руб.;
- федеральный бюджет:*
2014 год – 298540,47
тыс. руб.,
2015 год - 0,0 тыс. руб.,
2016 год - 0,0 тыс. руб.,
2017 год - 0,0 тыс. руб.,
2018 год - 0,0 тыс. руб.,
2019 год - 0,0 тыс. руб.,
2020 год - 0,0 тыс. руб.
Внебюджетные средства:
2014 год - 10055,0 тыс. руб.,
2015 год – 10055,0 тыс. руб.,
2016 год - 10055,0 тыс. руб.,
2017 год - 22860,0 тыс. руб.,
2018 год - 14570,0 тыс. руб.,
2019 год - 16285,0 тыс. руб.,
2020 год – 18000,0 тыс. руб.;
- собственные и заемные средства граждан:
2014 год – 10055,0 тыс. руб.,
2015 год – 10055,0 тыс. руб.,
2016 год - 10055,0 тыс. руб.,
2017 год - 22860,0 тыс. руб.,
2018 год - 14570,0 тыс. руб.,
2019 год - 16285,0 тыс. руб.,
2020 год – 18000,0 тыс. руб.
|
(В редакции Постановления
Правительства Ивановской области от
12.12.2014 № 528-п)
Примечание:
*Реализация программы предусматривает
привлечение софинансирования за счет средств федерального бюджета, объемы
которого будут указаны в паспорте программы после утверждения в установленном
порядке распределения соответствующих субсидий из федерального бюджета.
|
(В редакции
Постановления Правительства Ивановской области
от
02.12.2014 № 493-п)
2. Общие положения
Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль -
сельское хозяйство играют важную роль в обеспечении устойчивого
функционирования экономики Ивановской области.
Сельское хозяйство и сопряженные с ним отрасли
обеспечивают занятость сельского населения, являются бюджетообразующими для
муниципальных районов Ивановской области, способствуют закреплению экономической
активности на территории региона. От успешного функционирования данных
отраслей зависит существование более двух тысяч сельских населенных пунктов,
в которых проживает почти 200 тысяч человек, или 19 процентов от общей
численности населения Ивановской области.
Собственное сельскохозяйственное производство на
территории региона снижает зависимость областного рынка сельскохозяйственной
продукции от импорта и межрегионального ввоза, и способствует укреплению
продовольственной безопасности Ивановской области. Сельское хозяйство
Ивановской области позволяет полностью обеспечить потребности населения
региона по ряду важных продовольственных товаров (яйца, картофель, овощи).
Значительную роль в этом играют личные подсобные хозяйства населения, на долю
которых приходится почти половина объемов сельскохозяйственного производства.
Наличие собственного сельскохозяйственного
производства является важным фактором сдерживания роста цен на региональном
рынке сельскохозяйственной продукции. Это имеет особую значимость для
Ивановской области, учитывая, что она входит в число регионов Российской
Федерации с низким уровнем среднедушевых денежных доходов населения.
Успешность выполнения указанных задач напрямую
зависит от экономического состояния сельскохозяйственного производства, на
поддержку которого направлена настоящая государственная программа (далее -
Программа).
Программа предусматривает оказание государственной
поддержки и содействия развитию агропромышленного комплекса Ивановской
области по следующим направлениям:
- растениеводство, переработка и реализация
продукции растениеводства;
- животноводство (в том числе, мясное скотоводство),
переработка и реализация продукции животноводства;
- техническая и технологическая модернизация,
инновационное развитие сельскохозяйственного производства;
- поддержка малых форм хозяйствования;
- кадровое обеспечение сельскохозяйственных
товаропроизводителей;
- обеспечение эпизоотического благополучия
Ивановской области;
- устойчивое развитие сельских территорий.
Программа подготовлена в соответствии с порядком
разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ
Ивановской области, утвержденным постановлением Правительства Ивановской
области от 03.09.2013 № 358-п, руководствуясь:
- Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О
развитии сельского хозяйства»;
- Федеральной государственной программой развития
сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации 14.07.2012 № 717 (далее - Федеральная
государственная программа);
- Стратегией социально-экономического развития
Ивановской области до 2020 года, утвержденной Законом Ивановской области от 11.03.2010 № 22-ОЗ;
- Законом Ивановской области от 30.10.2008 № 125-ОЗ
«О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ивановской
области».
3. Анализ текущей ситуации
в сфере реализации государственной
программы
3.1 Общая характеристика
сложившейся ситуации в сфере реализации
государственной программы
и основные тенденции
ее изменения
На начало 2013 года агропромышленный комплекс
Ивановской области включал 338 сельскохозяйственных организаций, 38 кредитных
и потребительских кооперативов, 56 предприятий пищевой и перерабатывающей
промышленности, 38 организаций производственной инфраструктуры, 415
крестьянских (фермерских) хозяйств и более 100 тысяч личных подсобных хозяйств
населения.
В 2012 году объем производства сельскохозяйственной
продукции в Ивановской области составил 13,3 млрд. рублей, или 12,7 тыс.
рублей в среднем на одного жителя. В этом объеме на долю сельскохозяйственных
организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных
предпринимателей приходилось 52,7 процента. Личные подсобные хозяйства
обеспечили 47,3 процента выпуска, что было на 13 процентных пунктов выше
аналогичного показателя по Центральному федеральному округу.
В 2012 году в структуре сельскохозяйственного
производства на долю животноводства приходилось 56 процентов
сельскохозяйственной продукции, на долю растениеводства - 44 процента. В
секторе личных подсобных хозяйств доминировало растениеводство, на долю
которого приходилось 58 процентов произведенной продукции. В
сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и
хозяйствах индивидуальных предпринимателей основные объемы
сельскохозяйственного производства давало животноводство, на долю которого в
2012 году приходилось 68,6 процента произведенной в этих организациях и
хозяйствах продукции.
По большинству категорий продукции первичной
переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья, Ивановская область
относилась к числу регионов с уровнем цен ниже, чем в среднем по Российской
Федерации. Исключение составляла молочная и мясная продукция. В 2013 году
Ивановская область входила в число 25 субъектов Российской Федерации с самыми
высокими ценами на сметану, творог, говядину и молоко.
Одной из основных причин этого являлось
недостаточное развитие местного производства данной продукции.
Агропромышленный комплекс Ивановской области не обеспечивал выпуск молока и
молочных продуктов, мяса и мясопродуктов в объемах, достаточных для покрытия
личного потребления со стороны населения области.
В период 2006-2012 годов в сфере
сельскохозяйственного и пищевого производства Ивановской области отмечались
следующие тенденции (или их отсутствие):
1. В целом по сельскому хозяйству отмечалась
нестабильная динамика физических объемов производства, без явно выраженной
тенденции. В 2012 году объемы производства сельскохозяйственной продукции в
Ивановской области составляли 101,7 процента от уровня 2005 года в
сопоставимых ценах. В среднем по Центральному федеральному округу данный показатель
составлял 153 процента.
Сельскохозяйственные организации демонстрировали
умеренный рост физических объемов производства, которые в 2012 году
составляли 113,1 процента от уровня 2005 года. В среднем по Центральному
федеральному округу данный показатель был существенно выше - 198,5 процента.
Существенное отставание Ивановской области от
показателей по федеральному округу было обусловлено ориентацией областного
сельскохозяйственного производства на внутренний спрос, динамика которого
значительно отставала от темпов развития рынка сельскохозяйственной продукции
в целом по федеральному округу. Ключевыми факторами, ограничивавшими емкость
внутреннего рынка Ивановской области, являлись сравнительно небольшая
численность населения области, низкий уровень среднедушевых денежных доходов,
ограниченный промышленный спрос.
Благодаря предпринимаемым мерам государственной
поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в период 2006-2012 годов
наблюдалось улучшение их платежеспособности.
К 2012 году доля просроченной кредиторской
задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей сократилась до 3,2
процента с 41,7 процента в 2006 году. Доля просроченной задолженности
сельскохозяйственных товаропроизводителей по кредитам и займам к 2008 году
снизилась до 0,1 процента и более не повышалась. Указанные значения были
существенно ниже средних показателей по экономике Ивановской области.
Удельный вес убыточных организаций в сельском
хозяйстве Ивановской области был стабильно ниже среднего показателя по
экономике региона. Исключением стал 2012 год, когда удельный вес убыточных
организаций в сельском хозяйстве превысил средний уровень по экономике,
достигнув уровня 46,4 процента.
2. В пищевой промышленности росли физические объемы
производства пищевых продуктов, включая напитки. К 2012 году объемы
производства данной отрасли составляли 118 процентов от уровня 2005 года в
сопоставимых ценах. Достигнутые результаты были сравнимы со средними по
Центральному федеральному округу.
В отрасли наблюдалось улучшение финансового
состояния предприятий. К 2012 году доля просроченной кредиторской
задолженности предприятий по производству пищевых продуктов (включая напитки)
сократилась до 3,5 процентов с 17 процентов в 2006 году. Доля просроченной
задолженности по кредитам и займам к 2008 году снизилась практически до нуля
и более не повышалась.
К 2012 году удельный вес убыточных предприятий в
пищевой промышленности сократился более чем вдвое - до 25 процентов с 56,3
процентов в 2006 году. Уровень просроченной задолженности и удельный вес
убыточных предприятий пищевой промышленности были существенно ниже средних
показателей по экономике Ивановской области.
3. В растениеводстве наблюдались сильные колебания
физических объемов производства около средних уровней 2005-2006 годов, без
явно выраженной тенденции. Это происходило на фоне быстрого наращивания
физических объемов производства растениеводческой продукции в целом по
Центральному федеральному округу.
Единственным сектором растениеводства Ивановской
области, демонстрировавшим рост физических объемов производства продукции,
был сектор крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных
предпринимателей.
Имело место сильное отставание растениеводства
Ивановской области от Центрального федерального округа по урожайности
многолетних трав, овса, пшеницы озимой и яровой, ячменя озимого и ярового.
Обратная картина была по таким культурам как овощи и рожь (озимая и яровая).
4. В животноводстве после 18-летнего периода падения
произошла стабилизация физических объемов производства продукции, начиная с
2009 года. В целом по Центральному федеральному округу стабилизация объемов
производства произошла раньше, а с 2005 года животноводство демонстрировало
ежегодный рост. В 2012 году объем произведенной животноводческой продукции в
Центральном федеральном округе составлял 149,6 процента от объема 2005 года в
сопоставимых ценах.
За стабильной динамикой физических объемов
производства продукции животноводства в Ивановской области скрывались
существенные внутриотраслевые структурные сдвиги, вызванные двумя
противоположными тенденциями.
С одной стороны, происходил уверенный рост
физических объемов производства животноводческой продукции в
сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и
хозяйствах индивидуальных предпринимателей. В 2012 году на территории
Ивановской области объем производства животноводческой продукции в
сельскохозяйственных организациях составил 115,7 процента от уровня 2005 года
в сопоставимых ценах. В крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах
индивидуальных предпринимателей данный показатель достиг 218,8 процента.
С другой стороны, происходило быстрое падение
физических объемов производства в секторе личных подсобных хозяйств. К 2012
году объем животноводческого производства в данном секторе упал до 67,3 процента
от объема 2005 года в сопоставимых ценах.
В период 2006-2012 годов в Ивановской области росло
производство яиц, мяса и мясопродуктов (за счет мяса птицы), составив в 2012
году 371,7 млн.штук и 27,3 тыс.тонн, соответственно. Производство молока и
молочных продуктов, наоборот снижалось, составив в 2012 году 163, 3 тыс.тонн.
В Ивановской области сформировалась устойчивая
тенденция сокращения поголовья скота. В 2012 году численность поголовья
крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий составляла 71,8 тысяч
голов или 67 процентов от уровня 2005 года, поголовья свиней - 13,7 тысяч
голов или 44,8 процентов от уровня 2005 года.
Наиболее существенное сокращение поголовья скота
происходило в личных подсобных хозяйствах. К 2012 году численность поголовья
крупного рогатого скота в данном секторе сократилась до 51 процента от уровня
2005 года, поголовья свиней - до 41 процента.
На фоне снижения численности поголовья скота
происходило качественное улучшение его состава, за счет увеличение доли
племенного скота.
Ежегодно повышалась производительность молочного
стада. К 2012 году средний годовой надой молока на одну корову в
сельскохозяйственных организациях Ивановской области составлял 4,6 тонны, что
было на 37 процентов выше показателя 2005 года и на 85 процентов выше
показателя 1990 года.
5. В сфере технической и технологической
модернизации, инновационного развития сельскохозяйственного производства в
Ивановской области сохранялись низкие темпы обновления сельскохозяйственной
техники в хозяйствах всех категорий, существенно отстающие от средних
показателей по Центральному федеральному округу.
За 2008-2012 годы суммарное обновление парка
сельскохозяйственной техники в Ивановской области составило: тракторов - 11
процентов (по ЦФО - 18 процентов), сеялок - 14 процентов (по ЦФО - 21
процент), плугов - 7 процентов (по ЦФО - 17 процентов), культиваторов - 12
процентов (по ЦФО - 21 процент), комбайнов кормоуборочных - 21 процент (по
ЦФО - 24 процента), комбайнов зерноуборочных - 16 процентов (по ЦФО - 26
процентов), доильных установок и агрегатов - 8 процентов (по ЦФО - 17
процентов).
Продолжалось сокращение фондовооруженности сельского
хозяйства Ивановской области по тракторам и комбайнам. Вместе с тем,
показатели количества тракторов на 1000 га пашни и комбайнов на 1000 га
посевов по Ивановской области существенно превышали аналогичные показатели по
Центральному федеральному округу.
Значительная часть сельскохозяйственных
товаропроизводителей применяла высоко изношенную технику, оборудование и
устаревшие технологии. Наибольшее технологическое отставание было в секторе
личных подсобных хозяйств, где доминировал ручной труд с минимальным уровнем
механизации. На этом фоне выделялись единичные современные, эффективно
организованные высокотехнологичные хозяйства. К числу таких хозяйств можно
отнести СПК «Племенной завод имени Дзержинского», ООО «Растениеводческое
хозяйство «Родина», ООО «Агрофирма РИАТ», СПК «Ленинский путь», СПК колхоз
имени Арсения, ОАО «Заря» и ряд других хозяйств.
6. В секторе малых форм хозяйствования происходил
быстрый рост физических объемов производства сельскохозяйственной продукции в
крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах индивидуальных
предпринимателей. В 2012 году указанные объемы производства составляли 199,9
процента от объема производства 2005 года в сопоставимых ценах.
Благодаря опережающему росту объемов производства в
секторе крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств индивидуальных
предпринимателей, его доля в денежных объемах производства
сельскохозяйственной продукции в области постепенно увеличивалась. К 2012
году она достигла 4,4 процента, по сравнению с 2,4 процента в 2006 году.
Одновременно происходило сжатие сектора личных
подсобных хозяйств. В 2012 году объемы производства сельскохозяйственной
продукции в данном секторе составляли 86,9 процента от объема производства
2005 года в сопоставимых ценах. В целом по Центральному федеральному округу
подобная тенденция отсутствовала.
7. В сфере кадрового обеспечения
сельскохозяйственных товаропроизводителей отмечалось ежегодное сокращение
численности работников, занятых в сельском хозяйстве Ивановской области. За
период с 2009 по 2011 годы данная численность сократилась на 26 процентов с
10322 человек до 7606 человек. По Центральному федеральному округу была
аналогичная тенденция, однако падение было не столь существенным.
При этом сохранялась нехватка квалифицированных
кадров. В 2012 году уровень обеспеченности кадрами сельскохозяйственных
товаропроизводителей составлял 93,5 процента. Наибольший дефицит организации
агропромышленного комплекса испытывали в руководителях и специалистах,
имеющих высшее специальное образование.
8. В сфере социально-экономического развития
сельских территорий Ивановской области сохранялось их существенное отставание
от городов по уровню обеспеченности социальной и коммунальной
инфраструктурой. В сельской местности остается более высокий уровень
безработицы, и меньший средний уровень денежных доходов населения.
В период с 2006 по 2012 годы отмечалась устойчивая
тенденция снижения численности сельского населения Ивановской области, в
среднем на 1,15 процента в год. Согласно результатам общероссийской переписи
населения 2010 года, на территории Ивановской области находилось 3018
сельских населенных пунктов, из них 634 сельских населенных пунктов не имели жителей.
За период с момента проведения общероссийской переписи населения 2002 года
число сельских населенных пунктов, не имеющих жителей, выросло на 256 единиц.
Сокращение и измельчение сельской поселенческой
структуры способствует обезлюдению и запустению сельских территорий, выбытию
из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения.
Материальное положение преобладающей части сельского
населения не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного
строительства на селе. Низкий уровень комфортности проживания в сельской
местности влияет на миграционные настроения сельского населения, особенно
молодежи. Соответственно сокращается источник расширенного воспроизводства
трудоресурсного потенциала аграрной отрасли.
9. В сфере обеспечения эпизоотического благополучия
Ивановской области удавалось не допускать вспышек особо опасных заболеваний,
передающихся человеку от животных, и своевременно купировать возникающие
инфекционные заболевания, минимизируя ущерб сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Одновременно шло накопление отложенных рисков
возникновения подобных чрезвычайных ситуаций в будущем, в связи с растущим
износом техники и оборудования ветеринарной службы, ограниченной
территориальной доступностью ее услуг, низким уровнем оснащенности
ветеринарных лабораторий необходимым оборудованием и низкой обеспеченностью
расходными материалами.
Сложившиеся тенденции в агропромышленном комплексе
Ивановской области сформировались с учетом ежегодного систематического
предоставления мер государственной поддержки сельскохозяйственному
производству. Без государственной поддержки значительная часть организаций и
хозяйств, составляющих агропромышленный комплекс Ивановской области,
прекратили бы свое существование.
Самостоятельное развитие агропромышленного комплекса
Ивановской области затруднено в силу следующих объективных факторов и
ограничений:
- природно-ресурсные ограничения - Ивановская
область находится в зоне рискованного земледелия, имеет самую небольшую среди
регионов Центрального федерального округа площадь земель
сельскохозяйственного назначения, в том числе сельскохозяйственных угодий;
- сбытовые ограничения - малая емкость внутреннего
рынка сельскохозяйственной продукции в Ивановской области и жесткая
конкуренция со стороны импортеров и сельскохозяйственных товаропроизводителей
из соседних регионов, активно поддерживаемых за счет средств соответствующих
региональных бюджетов;
- финансовые ограничения - дефицит собственных
финансовых ресурсов и сравнительно небольшие объемы привлечения сельскохозяйственными
товаропроизводителями заемных ресурсов для развития;
- прочие ограничения - накопленное технологическое
отставание агропромышленного комплекса, высокий износ основных фондов,
обеднение почв, дефицит квалифицированных кадров.
Объемы оказания государственной поддержки в
настоящий момент являются определяющим фактором развития агропромышленного
комплекса Ивановской области. При сохранении объемов поддержки на уровне 2012
года следует ожидать продолжения описанных тенденций или даже их ухудшения,
вследствие вновь возникающих вызовов, к числу которых относятся вступление
Российской Федерации в ВТО, наращивание объемов государственной поддержки
агропромышленного комплекса в конкурирующих регионах, повышение рисков
прихода второй волны финансового кризиса.
Таблица 1. Показатели,
характеризующие текущую ситуацию в сфере
реализации государственной
программы
|
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | Показатель | Единицы | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. | 2010г. | 2011г. | 2012г. |
| | | измерения | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| 1. | Количество организаций, крестьянских | | | | | | | |
| | (фермерских) хозяйств и | | | | | | | |
| | индивидуальных предпринимателей в | | | | | | | |
| | секторе АПК | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| 1.1. | Количество организаций | единиц | 689 | 657 | 657 | 664 | 655 | 655 | 543 |
| | АПК, всего | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | в т.ч. - | единиц | 353 | 345 | 339 | 341 | 339 | 353 | 338 |
| | сельскохозяйственных | | | | | | | | |
| | организаций различных | | | | | | | | |
| | организационно-правовых | | | | | | | | |
| | форм | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | - кредитных и | единиц | 34 | 39 | 46 | 51 | 45 | 49 | 38 |
| | потребительских | | | | | | | | |
| | кооперативов | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | - предприятий пищевой и | единиц | 73 | 69 | 70 | 70 | 73 | 73 | 56 |
| | перерабатывающей | | | | | | | | |
| | промышленности | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | - организаций | единиц | 86 | 83 | 80 | 80 | 80 | 80 | 38 |
| | производственной | | | | | | | | |
| | инфраструктуры | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| 1.2. | Количество крестьянских | единиц | 760 | 759 | 754 | 754 | 754 | 754 | 415 |
| | (фермерских) хозяйств | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| 2. | Динамика производства | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| 2.1. | Продукция сельского | млн.руб. | 6970,5 | 8575,5 | 8869,7 | 9725,6 | 10692,5 | 13101,4 | 13331,1 |
| | хозяйства в фактически | | | | | | | | |
| | действовавших ценах | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | в том числе: - в личных | млн.руб. | 3359,2 | 4089,0 | 3932,9 | 4 685,2 | 5 424,0 | 6 273,7 | 6 307,7 |
| | подсобных хозяйствах | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | - в крестьянских | млн.руб. | 169,3 | 254,1 | 303,5 | 360,5 | 328,5 | 565,9 | 593,0 |
| | (фермерских) хозяйствах | | | | | | | | |
| | и хозяйствах | | | | | | | | |
| | индивидуальных | | | | | | | | |
| | предпринимателей | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | - в | млн.руб. | 3442,1 | 4232,4 | 4633,3 | 4679,9 | 4940,0 | 6261,8 | 6430,4 |
| | сельскохозяйственных | | | | | | | | |
| | организациях | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| 2.2. | Производство пищевых | млн.руб. | 6481,6 | 8030,7 | 9472,7 | 9228,0 | 10520,5 | 12217,8 | 13797,3 |
| | продуктов, включая | | | | | | | | |
| | напитки | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| 2.3. | Индекс производства | процентов к | 104,9 | 107,1 | 96,8 | 103,9 | 95,1 | 103,3 | 101,7 |
| | продукции сельского | уровню 2005 | | | | | | | |
| | хозяйства в Ивановской | года | | | | | | | |
| | области (в сопоставимых | | | | | | | | |
| | ценах) | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | в том числе: - в личных | процентов к | 106,4 | 104,8 | 89,1 | 95,0 | 85,6 | 90,7 | 86,9 |
| | подсобных хозяйствах | уровню 2005 | | | | | | | |
| | | года | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | - в крестьянских | процентов к | 130,9 | 153,0 | 152,6 | 174,8 | 123,3 | 200,5 | 199,9 |
| | (фермерских) хозяйствах | уровню 2005 | | | | | | | |
| | и хозяйствах | года | | | | | | | |
| | индивидуальных | | | | | | | | |
| | предпринимателей | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | - в | процентов к | 102,3 | 107,2 | 102,1 | 109,7 | 103,8 | 112,0 | 113,1 |
| | сельскохозяйственных | уровню 2005 | | | | | | | |
| | организациях | года | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | Справочно: Индекс | процентов к | 102,1 | 109,0 | 124,5 | 129,5 | 109,4 | 147,4 | 153,0 |
| | производства продукции | уровню 2005 | | | | | | | |
| | сельского хозяйства в | года | | | | | | | |
| | Центральном федеральном | | | | | | | | |
| | округе (в сопоставимых | | | | | | | | |
| | ценах) | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| 2.4. | Индекс производства | процентов к | 100,3 | 101,8 | 81,0 | 93,3 | 111,8 | 122,8 | 118,0 |
| | пищевых продуктов, | уровню 2005 | | | | | | | |
| | включая напитки в | года | | | | | | | |
| | Ивановской области (в | | | | | | | | |
| | сопоставимых ценах) | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | Справочно: Индекс | процентов к | 104,7 | 107,2 | 108,8 | 107,3 | 109,3 | 114,9 | 121,7 |
| | производства продукции | уровню 2005 | | | | | | | |
| | пищевых продуктов, | года | | | | | | | |
| | включая напитки в | | | | | | | | |
| | Центральном федеральном | | | | | | | | |
| | округе (в сопоставимых | | | | | | | | |
| | ценах) | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| 3. | Финансовое состояние | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| 3.1. | Доля просроченной | | | | | | | | |
| | кредиторской | | | | | | | | |
| | задолженности (на 1 | | | | | | | | |
| | января года, следующего | | | | | | | | |
| | за отчетным) | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | - сельское хозяйство | процентов | 41,7 | 34,8 | 27,1 | 26,8 | 4,6 | 2,7 | 3,2 |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | - производство пищевых | процентов | 17,0 | 16,8 | 4,0 | 11,1 | 20,1 | 8,5 | 3,5 |
| | продуктов, включая | | | | | | | | |
| | напитки | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | Справочно: в целом по | процентов | 38,1 | 33,4 | 24,9 | 27,1 | 21,9 | 16,3 | 13,9 |
| | экономике Ивановской | | | | | | | | |
| | области | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| 3.2. | Доля просроченной | | | | | | | | |
| | задолженности по | | | | | | | | |
| | кредитам и займам (на 1 | | | | | | | | |
| | января года, следующего | | | | | | | | |
| | за отчетным) | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | - сельское хозяйство | процентов | 2,3 | 0,3 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,0 | 0,1 |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | - производство пищевых | процентов | 0,2 | 0,7 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
| | продуктов, включая | | | | | | | | |
| | напитки | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | Справочно: в целом по | процентов | 5,1 | 1,5 | 3,3 | 2,9 | 3,0 | 3,5 | 3,3 |
| | экономике Ивановской | | | | | | | | |
| | области | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| 3.3. | Объем задолженности по | | | | | | | | |
| | кредитам и займам (на 1 | | | | | | | | |
| | января года, следующего | | | | | | | | |
| | за отчетным) | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | - сельское хозяйство | млн.руб. | 539,0 | 970,7 | 1496,1 | 1146,8 | 1315,6 | 776,1 | 790,5 |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | - производство пищевых | млн.руб. | 1328,7 | 1786,4 | 1470,7 | 2464,3 | 2319,5 | 3039,4 | 3158,0 |
| | продуктов, включая | | | | | | | | |
| | напитки | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | Справочно: в целом по | млн.руб. | 10008,1 | 18653,1 | 19180,9 | 23024,9 | 28656,0 | 31211,3 | 30434,7 |
| | экономике Ивановской | | | | | | | | |
| | области | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| 3.4. | Удельный вес убыточных | | | | | | | | |
| | организаций (на 1 | | | | | | | | |
| | января года, следующего | | | | | | | | |
| | за отчетным) | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | - сельское хозяйство | процентов | 21,5 | 17,8 | 20,0 | 34,8 | 27,0 | 24,3 | 46,4 |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | - производство пищевых | процентов | 56,3 | 43,6 | 34,8 | 19,2 | 33,3 | 29,6 | 25,0 |
| | продуктов, включая | | | | | | | | |
| | напитки | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | Справочно: в целом по | процентов | 34,9 | 32,8 | 38,0 | 45,5 | 41,2 | 39,3 | 37,5 |
| | экономике Ивановской | | | | | | | | |
| | области | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| 3.5. | Финансовый результат | | | | | | | | |
| | (убыток) убыточных | | | | | | | | |
| | организаций | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | - сельское хозяйство | млн.руб. | 37,2 | 36,4 | 228,3 | 138,5 | 135,4 | 273,1 | 217,9 |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | - производство пищевых | млн.руб. | 274,7 | 284,8 | 264,4 | 331,6 | 280,4 | 221,0 | 69,9 |
| | продуктов, включая | | | | | | | | |
| | напитки | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | Справочно: в целом по | млн.руб. | 2142,1 | 1958,1 | 2267,4 | 3669,1 | 3066,3 | 2598,7 | 2090,2 |
| | экономике Ивановской | | | | | | | | |
| | области | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| 3.6. | Финансовый результат | | | | | | | | |
| | (прибыль) прибыльных | | | | | | | | |
| | организаций | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | - сельское хозяйство | млн.руб. | 197,9 | 267,3 | 182,3 | 96,0 | 171,2 | 131,7 | 90,0 |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | - производство пищевых | млн.руб. | 180,1 | 197,3 | 102,6 | 194,2 | 143,0 | 113,3 | 150,5 |
| | продуктов, включая | | | | | | | | |
| | напитки | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | Справочно: в целом по | млн.руб. | 2633,4 | 3602,9 | 2808,7 | 2642,5 | 2825,2 | 4391,1 | 5128,2 |
| | экономике Ивановской | | | | | | | | |
| | области | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| 4. | Государственная | | | | | | | | |
| | поддержка | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| 4.1. | Объем бюджетных | млн.руб. | 240,1 | 291,6 | 446,8 | 548,2 | 574,9 | 644,2 | 479,6 |
| | средств, выделенных на | | | | | | | | |
| | государственную | | | | | | | | |
| | поддержку | | | | | | | | |
| | сельскохозяйственного | | | | | | | | |
| | производства в регионе | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | в том числе: - за счет | млн.руб. | 186,7 | 189,3 | 241,3 | 247,5 | 343,6 | 335,1 | 246,3 |
| | областного бюджета | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| | - за счет федерального | млн.руб. | 53,4 | 102,3 | 205,5 | 300,7 | 231,3 | 309,1 | 233,3 |
| | бюджета | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| 4.2. | Объем субсидий бюджетам | млн. руб. | 44,8 | 84,9 | 91,1 | 44,6 | 51,0 | 109,5 | 75,4 |
| | муниципальных | | | | | | | | |
| | образований области на | | | | | | | | |
| | развитие инженерной | | | | | | | | |
| | инфраструктуры в | | | | | | | | |
| | сельской местности | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| 4.3. | Объем субсидий бюджетам | млн. руб. | 1,0 | 0,5 | 5,5 | 4,8 | - | - | - |
| | муниципальных | | | | | | | | |
| | образований области на | | | | | | | | |
| | развитие социальной | | | | | | | | |
| | инфраструктуры в | | | | | | | | |
| | сельской местности | | | | | | | | |
+------+-------------------------+--------------+-------------+----------+----------+----------+----------+--------------+---------+
| 4.4. | Объем государственной | млн. руб. | 10,8 | 12,0 | 17,3 | 23,2 | 23,2 | 37,7 | 38,0 |
| | поддержки гражданам, | | | | | | | | |
| | проживающим в сельской | | | | | | | | |