ПОСТАНОВЛЕНИЕ
СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О состоянии и перспективах развития
оборонно-промышленного комплекса
Российской Федерации
Заслушав информацию Заместителя Председателя Правительства
Российской Федерации Ю.И.Борисова о состоянии и перспективах
развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации,
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает
следующее.
В условиях фактического возврата западных стран в отношениях с
Российской Федерацией к политике "холодной войны", сопровождающейся
попытками политической изоляции России и применением экономических
санкций, оборонно-промышленный комплекс нашей страны выступает
важнейшим сегментом экономики, обеспечивающим государственный
суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года
№ 603 "О реализации планов (программ) строительства и развития
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного
комплекса" поставлена задача по оснащению Вооруженных Сил
Российской Федерации современными образцами вооружения, военной и
специальной техники, доведя к 2020 году их долю до 70 процентов.
В целях создания условий для развития оборонно-промышленного
комплекса Российской Федерации (далее - оборонно-промышленный
комплекс) принят ряд важных структурных и организационных решений:
повышен статус органа, образованного в целях реализации
государственной политики в сфере оборонно-промышленного комплекса,
военно-технического обеспечения обороны страны, безопасности
государства и правоохранительной деятельности;
восстановлен институт генеральных (главных) конструкторов по
созданию образцов (комплексов, системы) вооружения и военной и
специальной техники;
созданы Фонд перспективных исследований, автономная
некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по
продвижению новых проектов", Фонд развития промышленности,
акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и
среднего предпринимательства", другие организации, занимающиеся
развитием передовых технологий и разработок.
Сложившаяся система законодательного обеспечения деятельности
оборонно-промышленного комплекса, имеющийся научно-технологический
потенциал для модернизации существующего и разработки
перспективного вооружения, военной и специальной техники,
реализация государственной программы вооружения, государственного
оборонного заказа, государственных программ Российской Федерации,
выполняемых в интересах обеспечения национальной обороны,
национальной безопасности и правоохранительной деятельности,
позволяют оборонно-промышленному комплексу оснащать Вооруженные
Силы Российской Федерации и другие элементы военной организации
Российской Федерации современными образцами вооружения, военной и
специальной техники.
В настоящее время оборонно-промышленный комплекс выполняет
значимую социальную функцию, связанную с наполнением бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, обеспечением занятости
населения, содержанием объектов социальной инфраструктуры,
внедрением передовых технологий в производство востребованной
продукции гражданского назначения, созданием, поддержанием и
внедрением военных и гражданских базовых и критических технологий,
позволяющих обеспечить технологические прорывы или опережающий
научно-технологический задел. К 2025 году долю востребованной
продукции гражданского назначения в общем объеме производства
организаций оборонно-промышленного комплекса планируется довести до
30 процентов, к 2030 году - не менее чем до 50 процентов.
Вместе с тем потенциал оборонно-промышленного комплекса в
достижении актуальных военно-политических целей и решении
социально-экономических задач реализуется не в полной мере. Такое
положение обусловлено рядом причин, среди которых можно выделить:
недостаточно эффективное правовое регулирование деятельности
оборонно-промышленного комплекса с учетом современных экономических
и внешнеполитических вызовов, защиты результатов интеллектуальной
деятельности военного, специального и двойного назначения;
преимущественное развитие организаций оборонно-промышленного
комплекса на базе собственных ресурсов;
низкую рентабельность производства продукции военного
назначения;
отсутствие эффективных стимулов для снижения себестоимости
продукции по государственному оборонному заказу;
низкую инвестиционную привлекательность организаций
оборонно-промышленного комплекса;
недостаточные темпы расширения производства востребованной
продукции гражданского назначения организациями
оборонно-промышленного комплекса;
ограничение возможностей Российской Федерации по развитию
международной производственной кооперации, а также отсутствие
эффективной системы импортозамещения в том числе в сфере
производства продукции военного назначения.
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Принять к сведению информацию Заместителя Председателя
Правительства Российской Федерации Ю.И.Борисова о состоянии и
перспективах развития оборонно-промышленного комплекса Российской
Федерации.
2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации ускорить принятие проекта федерального закона
№ 197556-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд" (в части установления
возможности уменьшения размера обеспечения исполнения контракта)".
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) организовать работу по установлению единых подходов к
реализации нормативных правовых актов в сфере
оборонно-промышленного комплекса, включая Федеральный закон
"О государственном оборонном заказе";
2) рассмотреть возможность:
использования математического моделирования процессов
исполнения государственного оборонного заказа и учета результатов
моделирования при внесении изменений в законодательство Российской
Федерации;
формирования на основе предложений субъектов Российской
Федерации перечня возможных федеральных специальных инвестиционных
контрактов с участием организаций оборонно-промышленного комплекса;
разработки механизма реструктуризации задолженности по
кредитам, возникшей у исполнителей, участвующих в поставках
продукции по государственному оборонному заказу, перед кредитными
организациями за последние три года из-за несвоевременного и
неполного авансирования работ по государственному оборонному
заказу;
стимулирования разработчиков и производителей
импортозамещающих комплектующих изделий и материалов для
вооружений, военной и специальной техники;
3) ускорить разработку порядка определения состава затрат,
включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного
оборонного заказа, и внести соответствующие изменения в Положение о
государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по
государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением
Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года № 1465;
4) продолжить формирование благоприятных условий для
привлечения частных инвестиций в оборонно-промышленный комплекс;
5) разработать дополнительные меры обеспечения
оборонно-промышленного комплекса квалифицированными кадрами,
включая меры, направленные на привлечение молодежи в научную,
научно-технологическую и инновационную деятельность.
4. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации
внести изменения в приказ Министерства финансов Российской
Федерации от 4 июня 2018 года № 126н "Об условиях допуска товаров,
происходящих из иностранного государства или группы иностранных
государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения
государственных и муниципальных нужд" в части изменения понижающего
коэффициента для продукции отечественного производителя.
5. Генеральной прокуратуре Российской Федерации продолжить
надзорную деятельность за исполнением законодательства в сфере
государственного оборонного заказа, в том числе за нецелевым
использованием и хищением средств федерального бюджета, выделенных
в рамках государственного оборонного заказа, и о результатах работы
проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации в период весенней сессии 2020 года.
6. Счетной палате Российской Федерации продолжить работу по
оценке эффективности использования средств федерального бюджета,
выделенных в рамках государственного оборонного заказа, и о
результатах работы проинформировать Совет Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2020 года.
7. Предложить Правительству Российской Федерации
проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации в период весенней сессии 2020 года о ходе реализации
предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
8. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности
проинформировать палату в период весенней сессии 2020 года о ходе
реализации настоящего постановления.
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности.
10. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации В.И.МАТВИЕНКО
Москва
11 декабря 2018 года
№ 573-СФ