ПОСТАНОВЛЕНИЕ
СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О мерах Правительства Российской Федерации
по реализации программы "Цифровая экономика
Российской Федерации"
Заслушав информацию Заместителя Председателя Правительства
Российской Федерации М.А.Акимова о мерах Правительства Российской
Федерации по реализации программы "Цифровая экономика Российской
Федерации", Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации отмечает следующее.
Приоритеты, намеченные в Послании Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта
2018 года, и задачи, поставленные в Указе Президента Российской
Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 года", легли в основу национальной программы "Цифровая
экономика Российской Федерации" (далее - Программа).
В состав Программы входят шесть федеральных проектов, в
которых комплексно взаимоувязаны задачи в сферах нормативного
регулирования цифровой среды, создания информационной
инфраструктуры, обеспечения информационной безопасности,
обеспечения кадровыми ресурсами цифровой экономики, поддержки
цифровых технологий на основе отечественных разработок, а также
цифрового государственного управления. Определены цели, задачи и
сроки реализации основных мер государственной политики по созданию
необходимых условий для развития цифровой экономики в Российской
Федерации. Ключевые параметры Программы утверждены президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным проектам.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на
плановый период 2020 и 2021 годов" предусмотрен общий объем
финансирования Программы в размере 409,6 млрд рублей, в том числе в
2019 году - 108 млрд рублей. Основными источниками финансирования
развития цифровой экономики являются внебюджетные средства и
частные инвестиции.
Эффективная реализация Программы будет способствовать
обеспечению качественного и устойчивого экономического роста
Российской Федерации, в том числе ускоренного перехода экономики на
новый технологический уклад, созданию новых индустрий и рынков,
развитию трудовых ресурсов, росту производительности труда,
повышению конкурентоспособности национальной экономики и качества
жизни населения.
В настоящее время осуществление Программы связано с
разработкой законодательных актов, направленных на снятие
административных барьеров развития цифровой экономики, созданием
системы правового регулирования для реализации проектов по
цифровизации экономики и социальной сферы. Одновременно
разрабатываются проекты нормативных правовых актов, направленных на
формирование новой эффективной системы управления изменениями в
сфере цифровой экономики. По мере решения первоочередных задач и
общесистемных вопросов формирования единой цифровой среды доверия
перечень мероприятий будет расширяться, в том числе применительно к
другим отраслям федерального законодательства.
Важными задачами цифровизации экономики Российской Федерации
являются формирование согласованной политики в этой сфере и
гармонизация ее нормативно-правового регулирования на пространстве
Евразийского экономического союза.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
отмечает, что цифровизация национальной экономики обладает большим
потенциалом для социально-экономического развития субъектов
Российской Федерации.
Для достижения определенных Программой задач в субъектах
Российской Федерации разрабатываются региональные программы
развития цифровой экономики с учетом их экономической
специализации, конкурентных преимуществ, территориального
размещения наукоемких производств и перспективных центров
экономического роста субъектов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации эффективно взаимодействует
с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по
вопросам организационного и финансового обеспечения федеральных
проектов и региональных программ развития цифровой экономики.
Совместно с субъектами Российской Федерации осуществляются
мероприятия по устранению цифрового неравенства регионов путем
создания информационно-телекоммуникационной инфраструктуры,
доступной для всех территорий Российской Федерации. Продолжается
формирование единого цифрового контура в здравоохранении на основе
единой государственной информационной системы здравоохранения, а
также создание современной и безопасной цифровой образовательной
среды.
В то же время Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации отмечает отставание в создании системы правового
регулирования для реализации проектов по цифровизации экономики и
социальной сферы.
В целях конструктивного взаимодействия палат Федерального
Собрания Российской Федерации, федеральных органов исполнительной
власти и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации по законодательному обеспечению реализации Программы
создан Совет по развитию цифровой экономики при Совете Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет по
развитию цифровой экономики при Совете Федерации).
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Принять к сведению информацию Заместителя Председателя
Правительства Российской Федерации М.А.Акимова о мерах
Правительства Российской Федерации по реализации программы
"Цифровая экономика Российской Федерации".
2. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации ускорить принятие проектов федеральных
законов:
№ 419059-7 "О цифровых финансовых активах";
№ 419090-7 "О привлечении инвестиций с использованием
инвестиционных платформ";
№ 514780-7 "О внесении изменений в Федеральный закон
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма" и иные
законодательные акты Российской Федерации";
№ 605945-7 "О внесении изменений в Федеральный закон
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации".
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) обеспечить не позднее 30 декабря 2018 года рассмотрение и
утверждение Программы, направленной на обеспечение ускоренного
внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, во
исполнение Указа Президента Российской Федерации "О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года", Стратегии научно-технологического развития
Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской
Федерации от 1 декабря 2016 года № 642, Стратегии развития
информационного общества в Российской Федерации на
2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской
Федерации от 9 мая 2017 года № 203;
2) обеспечить взаимоувязанность Программы и национального
проекта "Здравоохранение", федерального проекта "Создание единого
цифрового контура в здравоохранении на основе единой
государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" и
федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального
проекта "Образование" в части синхронизации подключения социально
значимых объектов инфраструктуры к широкополосному доступу
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формирования
инфраструктуры и сервисов для граждан до 1 января 2021 года;
3) создать центр компетенций цифровой трансформации
здравоохранения для обеспечения методической поддержки и
координации реализации мероприятий по внедрению информационных
технологий в сферу здравоохранения;
4) уточнить необходимый объем финансирования и разработать
механизмы участия субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований в реализации мероприятий Программы для достижения ее
целей и целевых показателей, в том числе в сфере цифровизации
городского хозяйства, до 1 октября 2019 года;
5) разработать формы поддержки региональных проектов цифрового
развития, обеспечивающих распространение лучших практик и
механизмов их реализации, предусмотрев создание и ведение
информационного банка оптимальных российских решений цифровой
трансформации отраслей экономики и социальной сферы субъектов
Российской Федерации;
6) определить технологические приоритеты по направлениям
"сквозных" цифровых технологий в каждом субъекте Российской
Федерации;
7) проработать вопрос развития информационной
телекоммуникационной инфраструктуры связи в Арктической зоне
Российской Федерации преимущественно на основе отечественных
технологий и разработок;
8) рассмотреть вопрос обеспечения стабильной спутниковой связи
по доступным тарифам в арктических и северных территориях
Дальневосточного федерального округа;
9) разработать план применения отечественного электронного и
телекоммуникационного оборудования при создании сетей связи в
рамках Программы;
10) предложить комплекс мер по стимулированию закупки
(использования) электронного и телекоммуникационного оборудования
отечественного производства, включающих в том числе инструменты
таможенно-тарифного регулирования;
11) обеспечить разработку пилотного проекта по созданию
системы цифровых сервисов на базе электронного и
телекоммуникационного оборудования преимущественно отечественного
производства в одном из субъектов Российской Федерации;
12) рассмотреть возможность выделения бюджетных ассигнований
субъектам Российской Федерации на софинансирование мер финансовой
поддержки в целях реализации Федерального закона "О безопасности
критической информационной инфраструктуры Российской Федерации"
исходя из обоснований, представленных органами государственной
власти субъектов Российской Федерации;
13) рассмотреть предложение Совета по развитию цифровой
экономики при Совете Федерации о применении рейтинга цифрового
развития субъектов Российской Федерации и на его основе разработать
комплекс мер по применению указанного рейтинга;
14) предоставить членам Совета по развитию цифровой экономики
при Совете Федерации доступ к ресурсам создаваемой электронной
системы информационного взаимодействия участников Программы;
15) предложить автономной некоммерческой организации "Цифровая
экономика" включить в состав рабочих групп по федеральным проектам
Программы членов Совета по развитию цифровой экономики при Совете
Федерации;
16) разработать нормативные правовые акты, направленные на
расширение перечня данных, хранение которых обязательно на
территории Российской Федерации;
17) подготовить предложения по внесению изменений в Налоговый
кодекс Российской Федерации в части:
освобождения организаций, являющихся производителями
телекоммуникационного оборудования, которому в установленном
порядке присвоен статус телекоммуникационного оборудования
российского происхождения, от уплаты налога на добавленную
стоимость;
включения организаций, являющихся производителями
телекоммуникационного оборудования, которому в установленном
порядке присвоен статус телекоммуникационного оборудования
российского происхождения, в число плательщиков, для которых
применяются пониженные тарифы страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды;
18) рассмотреть вопрос о возможности предоставления льгот по
уплате налога на прибыль организаций и установления пониженных
тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для
резидентов особых экономических зон технико-внедренческого типа с
учетом расчетов, приведенных в финансово-экономическом обосновании
к проекту федерального закона № 388996-7 "О внесении изменений в
статьи 284 и 427 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации";
19) ускорить подготовку официального отзыва Правительства
Российской Федерации на проект федерального закона № 605945-7
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации,
информационных технологиях и о защите информации" и Гражданский
процессуальный кодекс Российской Федерации";
20) внести в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего
обеспечение удаленного доступа к документам электронного архива;
21) рассмотреть возможность подготовки проектов федеральных
законов, направленных на создание и функционирование
государственной электронной почтовой системы, обеспечивающей
взаимодействие органов государственной власти, организаций и
населения;
22) рассмотреть возможность информирования Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации о результатах выполнения
Программы.
4. Рекомендовать Министерству цифрового развития, связи и
массовых коммуникаций Российской Федерации:
1) расширить практику применения механизма "регулятивных
песочниц" на территориях субъектов Российской Федерации для
технологического и организационного тестирования цифровых
технологий и платформенных решений;
2) проработать вопрос о возможности формирования
универсального перечня государственных (муниципальных) услуг,
предоставляемых в электронном виде.
5. Рекомендовать Министерству экономического развития
Российской Федерации, Министерству цифрового развития, связи и
массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерству финансов
Российской Федерации завершить распределение целевых показателей
федеральных проектов Программы по каждому субъекту Российской
Федерации, учитывая текущее состояние информационной инфраструктуры
и социально-экономические показатели.
6. Рекомендовать Министерству цифрового развития, связи и
массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерству
здравоохранения Российской Федерации обеспечить подключение
информационных систем в сфере здравоохранения в субъектах
Российской Федерации к единой государственной информационной
системе здравоохранения в рамках федерального проекта "Создание
единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой
государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)".
7. Поручить Счетной палате Российской Федерации проводить
ежегодно контрольное мероприятие в части целевого и эффективного
использования средств федерального бюджета, предусмотренных на
реализацию Программы.
8. Рекомендовать органам государственной власти субъектов
Российской Федерации:
1) привести стратегии социально-экономического развития
субъектов Российской Федерации в соответствие с Программой,
обеспечив согласование по составу и значениям целевых показателей;
2) обеспечить разработку и (или) корректировку нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации для реализации
мероприятий по подключению социально значимых объектов
инфраструктуры к сетям связи на объектах региональной и
муниципальной собственности;
3) обеспечить реализацию региональных планов мероприятий
("дорожных карт") в части развития единой государственной
информационной системы в сфере здравоохранения, в том числе по
внедрению информационных систем и технологий в медицинских
организациях государственной и муниципальной систем
здравоохранения, а также по подключению их к государственной
информационной системе в сфере здравоохранения субъекта Российской
Федерации и единой государственной информационной системе
здравоохранения;
4) продолжить реализацию мероприятий по внедрению
телемедицинских технологий в клиническую практику, в том числе с
использованием в дальнейшем федеральной телемедицинской системы
Министерства здравоохранения Российской Федерации;
5) подготовить обоснования для выделения бюджетных
ассигнований на софинансирование мер финансовой поддержки в целях
реализации Федерального закона "О безопасности критической
информационной инфраструктуры Российской Федерации" и направить их
в Правительство Российской Федерации;
6) обеспечить своевременную разработку, утверждение и
реализацию проектов "Умный город";
7) обеспечить повышение квалификации государственных и
муниципальных служащих, участвующих в реализации Программы в
субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, по
программам обучения ключевым компетенциям цифровой экономики, в том
числе обеспечить участие в программах подготовки управленческих
кадров для цифровизации экономики и социальной сферы;
8) обеспечить создание центров обучения компетенциям цифровой
экономики в субъектах Российской Федерации, в том числе для
реализации государственной системы стимулирующих выплат
(индивидуальных цифровых ваучеров от государства) на обучение детей
и взрослых компетенциям цифровой экономики.
9. Поручить Совету по развитию цифровой экономики при Совете
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
1) проводить мониторинг реализации мероприятий по цифровизации
здравоохранения и образования в субъектах Российской Федерации;
2) рассмотреть вопрос о ходе законодательного обеспечения
развития цифровой экономики с учетом запланированных Правительством
Российской Федерации сроков подготовки и внесения соответствующих
проектов федеральных законов;
3) изучить опыт работы государств - членов Евразийского
экономического союза по совершенствованию национальных
законодательств в сфере цифровой экономики, а также опыт
Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества
Независимых Государств по гармонизации национальных законодательств
в указанной сфере.
10. Комитетам Совета Федерации обеспечивать приоритетное
рассмотрение проектов федеральных законов в целях создания единой
взаимоувязанной системы законодательного обеспечения развития
цифровой экономики Российской Федерации.
11. Комитету Совета Федерации по экономической политике:
1) обеспечить в январе 2019 года проведение открытого диалога
с Министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации по вопросам цифровизации экономики и
социальной сферы;
2) подготовить и провести парламентские слушания о
совершенствовании федерального законодательства в части создания
единой взаимоувязанной системы правового обеспечения развития
цифровой экономики Российской Федерации;
3) рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в
федеральное законодательство в части расширения использования
простой электронной подписи при подаче заявлений о предоставлении
государственных и муниципальных услуг через Единый портал
государственных и муниципальных услуг (функций) и региональные
порталы государственных и муниципальных услуг (функций) с учетом
необходимости обеспечения информационной безопасности
взаимодействия граждан с органами государственной власти и органами
местного самоуправления.
12. Предложить Правительству Российской Федерации
проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации в период осенней сессии 2019 года о ходе реализации
предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
13. Комитету Совета Федерации по экономической политике
информировать палату в период весенних и осенних сессий 2019 и
2020 годов о ходе реализации настоящего постановления.
14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на Комитет Совета Федерации по экономической политике.
15. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации В.И.МАТВИЕНКО
Москва
21 декабря 2018 года
№ 685-СФ