Расширенный поиск

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 21.03.2018 № 79-СФ

 



                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


            Об актуальных вопросах развития сферы связи
        и информационных технологий в условиях формирования
             цифровой экономики в Российской Федерации

     Заслушав информацию Министра  связи  и  массовых  коммуникаций
Российской Федерации об актуальных вопросах развития сферы связи  и
информационных  технологий   в   условиях   формирования   цифровой
экономики в  Российской  Федерации,  Совет  Федерации  Федерального
Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
     В  условиях  формирования   масштабной   системной   программы
становления  экономики  нового  технологического  поколения  особое
место занимает отрасль связи  и  информационных  технологий,  а  ее
эффективное функционирование является одним из важнейших  факторов,
способствующих решению ключевых задач государственной политики.
     В 2017 году начали действовать два базовых документа  в  сфере
развития    информационных    технологий:    Стратегия     развития
информационного    общества    в    Российской     Федерации     на
2017 - 2030 годы,   утвержденная   Указом   Президента   Российской
Федерации от 9 мая 2017 года № 203, и программа "Цифровая экономика
Российской  Федерации",  утвержденная  распоряжением  Правительства
Российской  Федерации  от  28 июля  2017 года   № 1632-р   (далее -
программа).
     В  настоящее  время  существует  необходимая   организационная
основа  для  реализации  программы:  сформирована  подкомиссия   по
цифровой экономике при Правительственной комиссии по  использованию
информационных технологий для улучшения качества  жизни  и  условий
ведения предпринимательской деятельности; работает  проектный  офис
по реализации  программы;  созданы  центры  компетенций  проектного
управления и рабочие группы по пяти направлениям программы.
     Ведется работа по формированию правовой  базы  для  применения
цифровых  технологий  в  российской  экономике.  Утверждены   планы
мероприятий  по  всем  направлениям  программы,  в  соответствии  с
которыми  в  2018 - 2019 годах по 10 тематическим  разделам   будут
разработаны более 50 проектов  федеральных  законов,  касающихся  и
законодательного закрепления  информации  как  объекта  гражданских
прав, определения статуса цифровых технологий в  финансовой  сфере,
включая технологию распределенных реестров,  развития  гражданского
оборота, введения дополнительных налоговых льгот и преференций.
     В первую очередь важно законодательно  закрепить  формирование
системы  государственного  управления,  отвечающей  технологическим
вызовам   современности.   Для   этого   целесообразно    расширить
направления  программы,  включив  задачи   цифровой   трансформации
системы государственного управления, в том числе задачи по созданию
новой системы управления данными как основы для  развития  цифровой
экономики и принятия государством управленческих решений.
     Информационные  и  коммуникационные  технологии  стали  частью
современных управленческих систем во всех  сферах  государственного
управления,  обороны  и  безопасности   государства   и   оказывают
существенное влияние на развитие традиционных  отраслей  экономики.
Так, за последние годы в Российской Федерации достигнуты  успехи  в
сфере   предпринимательства,   использующего    цифровые    сервисы
(например,  созданы  электронные  торговые  площадки),  увеличилось
число      домашних      хозяйств,      имеющих      доступ       к
информационно-телекоммуникационной  сети  "Интернет",   расширяется
перечень  государственных  услуг,  предоставляемых  в   федеральной
государственной    информационной    системе     "Единый     портал
государственных и муниципальных услуг (функций)".
     Главным способом обеспечения эффективности цифровой  экономики
становится внедрение  технологий  обработки  данных,  что  позволит
уменьшить затраты при производстве товаров и оказании услуг. Вместе
с тем многие такие технологии основаны на  зарубежных  разработках.
Внедрение зарубежных информационных и коммуникационных  технологий,
в том числе на объектах критической информационной  инфраструктуры,
усложняет решение задачи по защите интересов граждан и  государства
в информационной сфере.
     Кроме того, приходится  констатировать  отсутствие  целостного
подхода к  вопросу  создания  инфраструктуры  на  основе  внедрения
отечественных    разработок    с    использованием    отечественных
информационных технологий и отечественной продукции и  обеспечением
профессиональными  кадрами  с   опытом   и   знаниями   в   области
информационной   безопасности,   высокую   зависимость   российской
экономики от импортной электронной компонентной базы,  что  создает
очевидные риски попадания стратегически важных секторов экономики в
зависимость  от  зарубежных  поставщиков,  снижает   инвестиционные
возможности  в  развитии  информационных   технологий,   сдерживает
движение  вперед  как  самой   отрасли   связи   и   информационных
технологий, так и смежных отраслей промышленности.
     Особое    значение    имеет    развитие    информационной    и
коммуникационной  инфраструктур,  обеспечивающих  свободный  доступ
граждан и организаций, органов  государственной  власти  и  органов
местного самоуправления к информации на всех этапах ее  создания  и
распространения.
     В  связи  с  этим  актуальной  остается   проблема   цифрового
неравенства,  выражающаяся  в  первую  очередь   в   отсутствии   в
малочисленных  населенных  пунктах  доступа  к  услугам   подвижной
радиотелефонной    связи    и    широкополостного     доступа     к
информационно-коммуникационной   сети   "Интернет".   Кроме   того,
дифференциация  уровней  доступа  к  информационным  технологиям  в
различных субъектах Российской Федерации влияет на востребованность
и  развитие  сервисов  электронного  правительства,  а   также   на
расширение практики предоставления государственных и  муниципальных
услуг в электронном виде.
     Необходимо   ускорить   реализацию   направления   "Кадры    и
образование" программы для решения вопросов образования  в  области
информационных  технологий   и   развития   кадрового   потенциала,
обеспечивающего создание и сопровождение современных информационных
технологий, а также  вопросов  привлечения  высококвалифицированных
специалистов к осуществлению деятельности в Российской Федерации.
     В целях повышения вовлеченности субъектов Российской Федерации
в   развитие   цифровой   экономики   представляется    необходимым
конкретизировать их роль в реализации мероприятий,  предусмотренных
планами мероприятий по направлениям программы.
     Цифровизация становится значимой частью  процессов  интеграции
на евразийском  пространстве.  В  связи  с  этим  важными  задачами
являются  обеспечение   цифрового   равенства   государств - членов
Евразийского экономического союза и развитие  их  сотрудничества  в
области информационной безопасности.
     С учетом изложенного  Совет  Федерации  Федерального  Собрания
Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
     1. Принять к сведению информацию  Министра  связи  и  массовых
коммуникаций Российской Федерации об актуальных  вопросах  развития
сферы связи и информационных  технологий  в  условиях  формирования
цифровой экономики в Российской Федерации.
     2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
     включить  в   план   достижения   показателей   программы   по
направлению  "Информационная  безопасность"   индикаторы   снижения
стоимостной доли закупаемого федеральными  органами  исполнительной
власти,  органами  исполнительной   власти   субъектов   Российской
Федерации,    государственными    корпорациями,    компаниями     с
государственным    участием     компьютерного,     серверного     и
телекоммуникационного  оборудования  зарубежного   производства   в
2018 - 2024 годах;
     включить  в   план   достижения   показателей   программы   по
направлению "Информационная  инфраструктура"  индикаторы  внедрения
российского телекоммуникационного и радиоэлектронного  оборудования
в  отечественную  инфраструктуру  хранения  и  обработки  данных  в
2018 - 2024 годах;
     разработать  требования  к  хранению  всех   произведенных   в
Российской Федерации данных на отечественном оборудовании с  учетом
поэтапного  снижения  стоимостной  доли  импортных   комплектующих,
использованных в этом оборудовании;
     рассмотреть возможность расширения программы,  включив  в  нее
направление,  касающееся  цифровизации   системы   государственного
управления, предусмотрев участие  в  решении  этой  задачи  органов
государственной власти субъектов Российской Федерации;
     разработать и принять нормативные правовые акты,  закрепляющие
требования  к  операторам,  оказывающим  услуги  связи  для   целей
телевизионного вещания и (или) радиовещания на  возмездной  основе,
использовать  абонентское  оборудование   и   программно-аппаратные
системы  управления  операторской  деятельностью,  разработанные  и
произведенные в Российской Федерации;
     рассмотреть возможность принятия федеральной целевой программы
"Обеспечение электромагнитной безопасности населения  и  окружающей
среды в Российской Федерации",  целями  и  задачами  которой  будут
обеспечение  электромагнитной  безопасности  населения,  разработка
современных средств и методов защиты от отрицательного  воздействия
электромагнитных  полей,   совершенствование   нормативно-правового
регулирования этой сферы;
     проработать  вопрос  о  подключении   населенных   пунктов   с
численностью населения  до  250  человек  и  свыше  500  человек  к
информационно-коммуникационной  сети   "Интернет"   с   применением
спутниковых станций связи.
     3. Предложить   Правительству    Российской    Федерации    во
взаимодействии  с   органами   государственной   власти   субъектов
Российской Федерации реализовывать пилотные проекты на  территориях
субъектов Российской Федерации по направлениям программы.
     4. Рекомендовать Министерству связи  и  массовых  коммуникаций
Российской Федерации:
     осуществлять мониторинг использования органами государственной
власти отечественного оборудования и программного обеспечения;
     выработать   единые   стандарты   создания   и    эксплуатации
государственных  информационных  систем,  в  том  числе   стандарты
использования отечественного телекоммуникационного  оборудования  и
программного обеспечения;
     актуализировать нормативы размещения объектов почтовой  связи,
а также определить требования к формату и режиму  работы  отделений
почтовой связи федерального государственного унитарного предприятия
"Почта  России"  с  сохранением  для  населения  доступности  услуг
почтовой связи, в том числе в отдаленных и труднодоступных районах.
     5. Рекомендовать Министерству связи  и  массовых  коммуникаций
Российской Федерации совместно с Министерством образования и  науки
Российской  Федерации,  Министерством  здравоохранения   Российской
Федерации и Министерством культуры Российской Федерации  продолжить
обеспечение   приоритетного   подключения   объектов   образования,
здравоохранения и культуры, расположенных в сельской  местности,  к
информационно-коммуникационной сети "Интернет".
     6. Рекомендовать  органам  государственной  власти   субъектов
Российской  Федерации  рассмотреть   возможность   разработки   мер
поддержки    операторов    подвижной     радиотелефонной     связи,
предоставляющих услуги связи на  территориях  субъектов  Российской
Федерации, в целях организации одновременного предоставления  услуг
подвижной     радиотелефонной      связи      и      доступа      к
информационно-коммуникационной сети "Интернет".
     7. Предложить     Правительству      Российской      Федерации
проинформировать Совет Федерации Федерального  Собрания  Российской
Федерации в период весенней  сессии  2019 года  о  ходе  реализации
предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
     8. Комитету  Совета  Федерации   по   экономической   политике
проинформировать  палату  в  период  весенней  сессии  2019 года  о
реализации настоящего постановления.
     9. Контроль за исполнением настоящего постановления  возложить
на Комитет Совета Федерации по экономической политике.
     10. Настоящее  постановление  вступает  в  силу  со  дня   его
принятия.


     Председатель Совета Федерации
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                             В.И.МАТВИЕНКО

     Москва
     21 марта 2018 года
     № 79-СФ

Информация по документу
Читайте также