Расширенный поиск

Постановление Администрации Владимирской области от 31.01.2018 № 49

АДМИНИСТРАЦИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

31.01.2018                                                                              № 49

 

 

О внесении изменений в приложение к

постановлению  Губернатора   области

от 22.10.2013 № 1194

 

 

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Губернатора области от 24.02.2014 №164 «О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Владимирской области»

 

п о с т а н о в л я ю:

 

1.   Внести в приложение к постановлению Губернатора области от 22.10.2013 № 1194 «Об утверждении государственной программы Владимирской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование на территории Владимирской области на 2014 - 2020 годы» следующие изменения:

1.1. По тексту слова «Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления во Владимирской области» заменить словами «Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами во Владимирской области».

1.2. В паспорте Программы:

- строку «Объем бюджетных ассигнований Программы (подпрограммы), в том числе по годам и источникам финансирования» изложить в следующей редакции:

«Объем бюджетных ассигнований Программы (подпрограммы), в том числе по годам и источникам финансирования

Общий объем финансирования Программы составляет

8 153 177,4 тыс. руб., в том числе по годам:

2014 год – 228 980,6 тыс. руб.;

2015 год – 319 965,9 тыс. руб.;

2016 год – 386 841,3 тыс. руб.;

2017 год – 178 201,1 тыс. руб.;

2018 год – 2 363 780,4 тыс. руб.;

2019 год – 2 373 362,6 тыс. руб.;

2020 год – 2 302 045,5 тыс. руб.

Источниками  финансирования Программы являются:

- средства федерального бюджета (субсидии и субвенции) – 255 779,1 тыс. руб.;

- средства федерального бюджета, предусмотренные Минприроды России на оказание услуг ФГБУ «ВНИИ Экология» в рамках подпрограммы «Регулирование качества окружающей среды» государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» (далее - средства федерального бюджета, предусмотренные ФГБУ «ВНИИ Экология»), – 61 434,7 тыс. руб.;

- средства областного бюджета – 212 988,9 тыс. руб.;

- средства местных бюджетов – 157 453,7 тыс. руб.;

- внебюджетные средства –7 465 521,0 тыс. руб.».

- Абзац первый после паспорта Программы исключить.

1.3. В разделе III «Обобщенная характеристика основных мероприятий Программы и подпрограмм Программы»:

1.3.1. Абзацы двадцать - двадцать два изложить в следующей редакции:  

«4.3. Реализация территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Владимирской области. Создание на территории Владимирской области инфраструктуры обращения с твердыми коммунальными отходами.

4.4. Государственная поддержка в области охраны окружающей среды в сфере обращения с отходами.

4.5. Реализация мероприятий в рамках Приоритетного проекта «Чистая страна.».

1.3.2. Дополнить абзацем двадцать три следующего содержания:

«4.6. Создание на территории Владимирской области инфраструктуры обращения с отходами производства кроме твердых коммунальных отходов, в том числе отходов от использования товаров.».

1.4. Абзац первый раздела IV «Ресурсное обеспечение Программы» изложить в следующей редакции:

«Общий объем финансового обеспечения реализации Программы составляет 8 153 177,4 тыс. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета (субсидии и субвенции) – 255 779,1 тыс. руб., за счет средств федерального бюджета, предусмотренных ФГБУ «ВНИИ Экология» – 61 434,7 тыс. руб., областного бюджета – 212 988,9 тыс. руб., местных бюджетов – 157 453,7 тыс. руб., внебюджетных источников – 7 465 521,0 тыс. руб. Объем ресурсного обеспечения реализации Программы по годам представлен в таблице 3.».

1.5.   В подпрограмме 1 «Регулирование качества окружающей среды»:

1.5.1.    В паспорте подпрограммы строку «Объем бюджетных ассигнований подпрограммы» изложить в следующей редакции:

 

«Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы

Объем ресурсного обеспечения реализации подпрограммы в целом за счет областного бюджета составляет 4955,2 тыс. руб., в том числе по годам:

2014 год - 450,0 тыс. руб.;

2015 год - 743,5 тыс. руб.;

2016 год – 914,1 тыс. руб.;

2017 год – 711,9 тыс. руб.;

2018 год - 711,9 тыс. руб.;

2019 год - 711,9 тыс. руб.;

2020 год - 711,9 тыс. руб.

Объем ресурсного обеспечения реализации подпрограммы в разрезе источников финансирования представлен в таблице 3».

1.5.2. Абзац первый раздела IV «Ресурсное обеспечение подпрограммы» изложить в следующей редакции:

«Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы в 2014 - 2020 годы составит 4955,2 тыс. руб. за счет средств областного бюджета.».

1.6.   В подпрограмме 2 «Развитие и использование минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых»:

1.6.1.    В паспорте подпрограммы строку «Объем бюджетных ассигнований подпрограммы» изложить в следующей редакции:

 

«Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы

Общий объем финансирования подпрограммы составляет 131 945,5 тыс. руб., в том числе по годам:

2014 год - 8000,0 тыс. руб.;

2015 год - 31000 тыс. руб.;

2016 год - 56256,3 тыс. руб.;

2017 год - 8822,3 тыс. руб.;

2018 год - 9022,3 тыс. руб.;

2019 год - 9322,3 тыс. руб.;

2020 год - 9522,3 тыс. руб.

Источниками финансирования подпрограммы являются:

- средства областного бюджета – 1924,5 тыс. руб.;

- внебюджетные средства - 130021,0 тыс. руб.

Объем ресурсного обеспечения реализации подпрограммы в разрезе источников финансирования представлен в таблице 3».

1.6.2. Абзац первый раздела IV «Ресурсное обеспечение подпрограммы» изложить в следующей редакции:

«Общий объем финансирования подпрограммы составляет 131945,5 тыс. руб., в том числе средства областного бюджета – 1924,5  тыс. руб., внебюджетные средства - 130021,0 тыс. руб.».

1.7.   В подпрограмме 3 «Экологическое просвещение и формирование экологической культуры населения Владимирской области»:

1.7.1.    В паспорте подпрограммы строку «Объем бюджетных ассигнований подпрограммы» изложить в следующей редакции:

 

«Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы

Объем ресурсного обеспечения реализации подпрограммы в целом составляет 12162,6 тыс. руб., в том числе по годам:

2014 год - 409,0 тыс. руб.;

2015 год - 407,5 тыс. руб.;

2016 год – 623,4 тыс. руб.;

2017 год – 9200,2 тыс. руб.;

2018 год - 507,5 тыс. руб.;

2019 год – 507,5 тыс. руб.;

2020 год - 507,5 тыс. руб.

Источниками финансирования подпрограммы являются:

- средства областного бюджета – 11662,6 тыс. руб.;

- внебюджетные средства - 500,0 тыс. руб.

Объем ресурсного обеспечения реализации подпрограммы в разрезе источников финансирования представлен в таблице 3».

1.7.2. Абзац первый раздела IV «Ресурсное обеспечение подпрограммы» изложить в следующей редакции:

«Общий объем финансирования подпрограммы составляет 12 162,6 тыс. руб., в том числе средства областного бюджета – 11662,6 тыс. руб., внебюджетные средства - 500,0 тыс. руб. Объем ресурсного обеспечения реализации подпрограммы по годам представлен в таблице 3.».

1.8. Подпрограмму 4 «Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления во Владимирской области» изложить в редакции согласно приложению № 1.

1.9.   В подпрограмме 5 «Развитие водохозяйственного комплекса Владимирской области»:

1.9.1.    В паспорте подпрограммы строку «Объем бюджетных ассигнований подпрограммы» изложить в следующей редакции:

 

«Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы

Объем ресурсного обеспечения реализации подпрограммы в целом составляет  289 670,4 тыс. руб., в том числе по годам:

2014 год – 41 693,9 тыс. руб.;

2015 год 67 250,7 тыс. руб.;

2016 год – 40 076,0 тыс. руб.;

2017 год – 26 763,6 тыс. руб.;

2018 год   49 201,0 тыс. руб.;

2019 год – 43 146,1  тыс. руб.;

2020 год – 21 539,1 тыс. руб. <*>.

Источниками финансирования подпрограммы являются средства:

- федерального бюджета – 211 359,1 тыс. руб.;

- областного бюджета – 51 649,8 тыс. руб.;

- местных бюджетов –  26 661,5 тыс. руб.

Объем ресурсного обеспечения реализации подпрограммы в разрезе источников финансирования представлен в таблице 3».

1.9.2.    Абзац первый раздела IV «Ресурсное обеспечение подпрограммы» изложить в следующей редакции:

«Объем финансового обеспечения составляет 289 670,4 тыс. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 211 359,1 тыс. руб.; областного бюджета – 51 649,8 тыс. руб., местных бюджетов - 26 661,5 тыс. руб.».

1.10. В подпрограмме 6 «Обеспечение реализации государственной подпрограммы»:

1.10.1.  В паспорте подпрограммы строку «Объем бюджетных ассигнований подпрограммы» изложить в следующей редакции:

 

«Объем бюджетных ассигнований подпрограммы

Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств областного бюджета составляет 127348,6 тыс. руб., в том числе по годам:

2014 год – 17 982,7 тыс. руб.;

2015 год – 17 272,0 тыс. руб.;

2016 год – 17 749,7 тыс. руб.;

2017 год – 18 125,1 тыс. руб.;

2018 год – 18 739,7 тыс. руб.;

2019 год – 18 739,7 тыс. руб.;

2020 год – 18 739,7 тыс. руб.

Объем ресурсного обеспечения реализации подпрограммы в разрезе источников финансирования представлен в таблице 3».

1.10.2.   Абзац первый раздела IV «Ресурсное обеспечение подпрограммы» изложить в следующей редакции:

«Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы из средств областного бюджета, составляет 127 348,6 тыс. руб.».

1.11.  Таблицу 1 «Сведения об индикаторах и показателях государственной программы, подпрограммы и их значениях» изложить в редакции согласно приложению № 2.

1.12. Таблицу 2 «Перечень основных мероприятий государственной программы, подпрограммы» изложить в редакции согласно приложению № 3.

1.13. Таблицу 3 «Ресурсное обеспечение реализации государственной программы» изложить в редакции согласно приложению № 4.

1.14. Таблицу 4 «Финансовое обеспечение реализации подпрограммы «Развитие водохозяйственного комплекса Владимирской области» изложить в редакции согласно приложению № 5.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области по развитию инфраструктуры, ЖКХ и энергетики.

3.   Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Губернатор области       С.Ю. Орлова

 

 

 

 

 

Приложение № 1

к постановлению

администрации области

от 31.01.2018 № 49

 

 

ПОДПРОГРАММА 4

«РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ»

 

ПАСПОРТ

 

Наименование подпрограммы государственной программы Владимирской области

Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, во Владимирской области

(далее - подпрограмма)

Ответственный исполнитель подпрограммы

Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области (далее - Департамент)

Участники подпрограммы

ОАО «Корпорация развития Владимирской области»

Цели подпрограммы

Улучшение экологической обстановки во Владимирской области за счет создания эффективных механизмов управления в сфере обращения с отходами производства и потребления

Задачи подпрограммы

1. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере обращения с отходами.

2. Ведение регионального кадастра отходов, включающего полную информацию об объемах образованных отходов, их составе, мощностях по их переработке и утилизации, местах их конечного размещения; разработку и организацию системы информационного обеспечения в области обращения с отходами; создание банка данных современных технологий по переработке и обезвреживанию различного вида отходов.

3. Реализация территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Владимирской области.

4. Стимулирование строительства объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов. Стимулирование утилизации отходов.

5. Экологическая реабилитация территорий, подверженных негативному воздействию объектов накопленного экологического ущерба в результате прошлой хозяйственной деятельности по размещению отходов

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы

1. Доля утилизированных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I – IV класса опасности.

2. Доля твердых бытовых отходов, охваченных эффективной системой централизованного сбора, сортировки и транспортировки, в общем объеме образующихся отходов.

3. Доля отходов, направляемых на захоронение в общем объеме отходов, образовавшихся в процессе производства и потребления

4. Доля твердых коммунальных отходов, прошедших обработку и обезвреживание, в массе твердых коммунальных отходов

5. Доля твердых коммунальных отходов, направляемых на утилизацию, в массе твердых коммунальных отходов, принятых на обработку

6. Доля отходов производства и потребления, размещаемых на полигонах современного типа.

7. Доля ликвидированных мест размещения отходов к вновь выявленным несанкционированным местам размещения отходов.

8. Доля населения, проживающего на территориях, освобожденных от влияния накопленного экологического ущерба от захоронения отходов, экологические условия проживания которого улучшены

Этапы и сроки реализации подпрограммы

2014 - 2020 годы. Сведения о значениях индикаторов и показателей подпрограммы по годам представлены в таблице 1

Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы

Объем ресурсного обеспечения реализации подпрограммы в целом составляет 7 587 095,1 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год – 160  445,0 тыс. руб.;

2015 год – 203 292,2 тыс. руб.;

2016 год – 271 221,8 тыс. руб. <**>;

2017 год – 114 578,0 тыс. руб.;

2018 год – 2 285 598,0 тыс. руб.;

2019 год – 2 300 935,1 тыс. руб.;

2020 год – 2 251 025,0 тыс. руб.

Источниками финансирования подпрограммы являются:

- средства федерального бюджета – 44 420,0 тыс. руб.;

- средства областного бюджета – 15 448,2 тыс. руб.;

- средства местных бюджетов – 130 792,2 тыс. руб.;

- внебюджетных источников – 7 335 000,0 тыс. руб.

Объем ресурсного обеспечения реализации подпрограммы в разрезе источников финансирования представлен в таблице 3

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

В качественном отношении:

- улучшение состояния окружающей среды;

- уменьшение количества несанкционированных и стихийных свалок;

- создание современной системы регулирования в области обращения с отходами производства и потребления;

- создание условий для формирования индустрии переработки и вторичного использования отходов производства и потребления;

- снижение экологических рисков, обусловленных прошлой и текущей хозяйственной деятельностью;

- реабилитация территорий, загрязненных в результате прошлой хозяйственной деятельности.

Количественные показатели в 2020 году к уровню 2012 года:

- увеличение доли использованных и обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся в процессе производства и потребления отходов;

- увеличение доли утилизированных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I – IV класса опасности на 0,6%;

- уменьшение доли отходов, направляемых на захоронение в общем объеме отходов, образовавшихся в процессе производства и потребления на 8,84%

- увеличение доли твердых коммунальных отходов, прошедших обработку и обезвреживание, в массе твердых коммунальных отходов на 55%

- увеличение доли твердых коммунальных отходов, направляемых на утилизацию, в массе твердых коммунальных отходов, принятых на обработку, на 41,31%

- увеличение доли твердых бытовых отходов, охваченных эффективной системой централизованного сбора, сортировки и транспортировки, в общем объеме образующихся отходов на 25%;

- увеличение доли отходов производства и потребления, размещаемых на полигонах современного типа, на 32%;

- увеличение доли ликвидированных мест размещения отходов к вновь выявленным несанкционированным местам размещения отходов на 22,5%;

- увеличение доли населения, проживающего на территориях, освобожденных от влияния накопленного экологического ущерба от захоронения отходов, экологические условия проживания которого улучшены на 17%

 

<**> - средства федерального бюджета, предусмотренные ФГБУ «ВНИИ Экология».

 

I. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы,

формулировки основных проблем в указанной сфере

и прогноз ее развития

 

«Экологическая безопасность - это тема общенационального значения», - заявил в своем недавнем выступлении Президент России В. В. Путин. – «Загрязнение природной среды газообразными, жидкими и твердыми веществами и отходами производства вызывает ухудшение окружающей среды обитания и наносит ущерб здоровью населения, а потому остается наиболее острой экологической проблемой, имеющей приоритетное социальное и экономическое значение».

В этой связи задачей областных и местных органов власти является формирование и реализация единой государственной экологической политики, направленной на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, ликвидации накопленного экологического ущерба.

Основными источниками, загрязняющими окружающую среду региона и вызывающими деградацию природных систем, являются промышленность, сельское хозяйство, автомобильный транспорт и другие антропогенные факторы.

Для Владимирской области наиболее актуальной проблемой является обеспечение экологической безопасности при обращении с отходами производства и потребления, и особенно с муниципальными твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Бессистемный подход к решению проблемы обращения с ТКО приводит к:

- увеличению земельных площадей, занятых несанкционированными местами размещения отходов;

- загрязнению подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха продуктами разложения отходов;

- росту потенциальной опасности загрязнения окружающей среды токсичными отходами производства.

- снижению показателей жизни населения региона.

Основными факторами, способствующими возникновению незаконных мест складирования отходов, как и прежде, остаются:

- отсутствие законных объектов размещения отходов, а также четкого представления местных администраций о необходимом количестве таких объектов;

- отсутствие в сельских территориях системы сбора и удаления отходов, несоблюдение существующих графиков вывоза отходов;

- недостаточная обеспеченность мусороуборочной техникой, контейнерами для сбора и транспортировки отходов;

- отсутствие договорных взаимоотношений по вывозу отходов с их собственниками - населением частного сектора, садовыми товариществами, гаражными и дачными кооперативами;

- слабость контроля со стороны владельцев земель за состоянием своих земельных участков.

Наиболее благополучная обстановка сохраняется в крупных и средних населенных пунктах области, где органами исполнительной власти организован сбор и вывоз ТКО посредством установки необходимого количества контейнеров на специализированных площадках или информирования жителей о времени прибытия мусоровоза.

Неоднозначной остается ситуация по сбору и вывозу отходов в малых населенных пунктах, где образование отходов носит сезонный характер. Местное население зачастую самовольно определяет места временного накопления отходов или сжигает прямо у частных домовладений, вываливает в придорожные канавы и близлежащие лесные массивы.

Для решения перечисленных проблем реализуется разработанная в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Территориальная схема 26 сентября 2016 года согласована Росприроднадзором и утверждена постановлением департамента природопользования и охраны окружающей среды от 26.09.2016 № 02/01-132.

При её разработке применён метод зонирования региона по принципу отнесения территорий нескольких муниципальных образований или групп поселений к одному отходоперерабатывающему производству. Согласно территориальной схеме обращения с ТКО сформированы три зоны деятельности региональных операторов.

Важным направлением государственного и муниципального регулирования обращения с бытовыми отходами должно стать сокращение объемов их захоронения. Это может быть достигнуто изменением сложившейся на территории области системы сбора, транспортировки и захоронения отходов, путем внедрения селективного (раздельного) сбора бытового мусора в местах его образования, сортировки ТКО с целью извлечения компонентов, являющихся вторичным сырьем, стимулированием создания перерабатывающих мощностей.

Причем, решаться эти задачи должны путем совместной работы всех уровней власти и общественных экологических организаций.

Владимирская область является динамично развивающимся регионом России. Развитие экономики региона, рост продаж товаров и услуг, покупательной способности населения сопровождаются высокими темпами роста объемов образования отходов.

По состоянию на 01.01.2017 численность населения Владимирской области составляет более 1,4 млн. человек. Обеспечение безопасности населения и окружающей среды в современных условиях требует объединения усилий органов законодательной и исполнительной власти Владимирской области для организации надежно действующей системы санитарной очистки ее территории от отходов производства и потребления.

Динамика образования ТКО на территории области свидетельствует об их постоянном росте: если в 2015 году на объекты размещения отходов поступило 1644,2 тыс. м3 ТКО, то в 2017 году – планируется разместить 1933,5 тыс. м3 ТКО. При этом не менее 50 процентов ТКО, поступивших на полигоны, составляют отходы, которые могут быть вовлечены в хозяйственную деятельность в качестве вторичных ресурсов.

Существование незавершенной системы централизованного сбора ТКО на уровне муниципальных образований и наличие большого количества неорганизованных мест размещения отходов не позволяет сформировать достоверные балансы объемов образования и утилизации ТКО.

Официальная статистика не обеспечивает полный учет такого вида отходов. Объемы вывозимых на полигоны твердых коммунальных отходов, ввиду отсутствия весовых, в ряде случаев определяются по емкости кузова мусоровозов.

Применяемые способы и технологии сбора и вывоза ТКО в области приводят к формированию потоков ТКО с существенными различиями в сырьевом содержании. В ТКО из-под стволов мусоропроводов содержится существенно большее количество упаковки, чем в контейнерах, вместе с тем макулатура, полимеры и текстиль загрязнены пищевыми отходами и почти не пригодны для сортировки. В контейнерах уличной установки много смёта, крупногабаритных отходов, крупных металлических деталей, картонных изделий.

Сложившаяся в области система обезвреживания ТКО основана на их захоронении на полигонах и свалках и не соответствует современным требованиям. В связи с неэффективными способами захоронения ТКО на большинстве полигонов происходит их быстрое заполнение, несмотря на небольшие объемы поступающих ТКО и значительные площади, выделенные под их захоронение. Кроме того, во Владимирской области слабо развита отрасль по рециклингу вторичных материальных ресурсов и производству из них конкурентоспособной товарной продукции.

Отходоперерабатывающая отрасль во Владимирской области не имеет положительной динамики, несмотря на активную инвестиционную деятельность в регионе.

Общая площадь мест объектов размещения отходов в области составляет более 126 га и отмечается тенденция к её уменьшению.

Только три объекта размещения ТКО соответствуют экологическим требованиям и имеют проектные резервы для приема отходов в среднесрочном периоде – у д. Марьинки Камешковского района, у д. Бабанино Петушинского района, полигон ТКО ЗАТО Радужный.

В настоящее время на территории области расположено 10 объектов, предназначенных для размещения отходов. Из них 2 объекта предназначены для размещения промышленных отходов и 8 объектов – для размещения ТКО. Все объекты внесены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).

Эксплуатирующие организации объектов по размещению отходов имеют лицензии на деятельность по обращению с отходами.

Основными проблемами, связанными с размещением отходов на территории Владимирской области, являются:

- перегруженность действующих полигонов ТКО, у большей части которых заканчивается срок эксплуатации в связи с полным их заполнением;

- нехватка земельных участков, подходящих для строительства новых полигонов ТКО;

- недостаток средств на реконструкцию и рекультивацию объектов размещения отходов; несоответствие большей части действующих полигонов требованиям земельного законодательства, планировочным ограничениям, современным экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Рекультивация закрытых полигонов ТКО представляет собой комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности восстанавливаемых территорий, а также на улучшение качества окружающей среды. Эти работы включают природоохранные и инженерно-технические мероприятия, которые осуществляются в период строительства, эксплуатации и закрытия полигона и проводятся по окончании стабилизации закрытых полигонов – процесса упрочнения свалочного грунта и достижения им постоянного устойчивого состояния.

На данный момент на территории области 15 свалок нуждаются в проведении комплекса мер по рекультивации.

Дефицит мощностей по размещению отходов обусловливается еще и тем, что строительство новых объектов размещения отходов крайне затруднительно ввиду отсутствия свободных площадей, отвечающих требованиям экологической безопасности при размещении полигонов ТКО. Это обусловлено запретом размещения объектов захоронения отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Результаты проведенной оценки состояния системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами на территории всех муниципальных образований области и анализ состояния действующих объектов размещения отходов показали неэффективность решения проблемы ТКО путём их захоронения без предварительной сортировки и изъятия вторичных ресурсов как экологически опасного и экономически затратного.

В период 2017 – 2018 годов завершается проектный срок эксплуатации следующих объектов захоронения отходов:

1. Полигон ТКО Кольчугинского района;

2. Полигон ТКО Киржачского района;

3. Юрьев-Польская городская свалка;

4. Александровская городская свалка.

Максимальный остаточный ресурс имеют комплексы по переработке и захоронению ТКО у д. Марьинки Камешковского района и Центра захоронения ТКО у д. Бабанино Петушинского района;

Преобладание удаления ТКО посредством захоронения на свалках и нарушение экологических требований при их размещении ведут к проблемам негативного воздействия на окружающую среду:

- загрязнение и захламление земель;

- загрязнение верхних водоносных горизонтов токсичными элементами, содержащимися в фильтрате, образующемся на объектах захоронения ТКО.

С необходимостью экологической реабилитации загрязненных территорий связана и проблема рекультивации свалок ТКО, по многим из которых превышены установленные мощности по размещению отходов и не соблюдаются правила обустройства таких объектов. Свалки подвержены возгоранию и представляют собой источники загрязнения атмосферного воздуха, почв, подземных вод и водных объектов крупных городов.

В области существуют проблемы организации производств по переработке отходов и внедрению перерабатывающих технологий.

По состоянию на 01.01.2017 деятельность по переработке отходов осуществляют 39 предприятий Владимирской области.

В условиях отсутствия дефицита первичного сырья и свободного установления цен на готовую продукцию производители не заинтересованы в замене первичного сырья вторичным, так как это требует привлечения дополнительных средств для подготовки отходов к производственному потреблению, использования специального оборудования.

На территории Владимирской области  ежегодно образуется около 600 тыс. м3 в год  крупногабаритных отходов, в состав которых входит мебель, отходы электротехнического оборудования, бытовая электроника. Отсюда необходимость создания производств по переработке таких отходов в товарную продукцию.

Экономическая заинтересованность сохраняется в сборе, заготовке и использовании только наиболее ликвидных видов вторичного сырья для уже существующих производств по его переработке (ПЭТФ-бутылка, лом черных и цветных металлов, картон и бумага).

Прогноз развития ситуации в сфере обращения с отходами показывает, что отсутствие системных решений проблемы приведет к развитию следующих негативных тенденций:

- увеличению земельных площадей, занятых несанкционированными местами размещения отходов;

- загрязнению подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха продуктами разложения отходов;

- росту потенциальной опасности загрязнения окружающей среды токсичными отходами производства, что существенно снижает показатели жизни населения региона.

 

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации

подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы)

их достижения; основные ожидаемые конечные результаты

подпрограммы, сроки и этапы реализации подпрограммы

 

Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» внесены принципиальные изменения в систему обращения с отходами на всех уровнях управления:

- установлены государственные приоритеты утилизации отходов над их захоронением.

- перераспределены полномочия между субъектами и органами местного самоуправления;

- вводится институт регионального оператора в области обращения с отходами, функционирующего на основе территориальной схемы обращения с отходами и в соответствии с региональной программой;

- введена коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Во Владимирской области приоритетами государственной политики в сфере совершенствования системы обращения с отходами производства и потребления являются:

1. Максимальное использование ресурсного потенциала отходов.

2. Минимизация количества отходов, направляемых на захоронение.

3. Укрупнение объектов захоронения отходов.

4. Максимальное вовлечение частных инвесторов в систему обращения с отходами.

5. Применение кластерного подхода к построению системы переработки отходов и использования вторичных ресурсов.

Основными мероприятиями по организации современной системы управления и функционирования сферы обращения с отходами на территории Владимирской области являются:

- условное разделение территории области на три зоны (кластера) с учетом сочетания их социально-экономических особенностей; привлекательности для потенциальных инвесторов по строительству объектов инфраструктуры обработки, обезвреживания и переработки отходов; оптимизация логистики транспортирования отходов и минимизации повышения тарифов на сбор и вывоз отходов для населения региона;

- совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей сферу обращения с отходами;

- максимальное использование площадей и мощностей существующих объектов перегрузки, сортировки, обезвреживания и захоронения отходов;

- организация предварительной сортировки отходов на вновь создаваемых мусороперегрузочных станциях;

- реконструкция/модернизация существующих объектов перегрузки отходов с дооснащением линиями ручной и полуавтоматической сортировки ТКО, участком измельчения КГО, грохочения для извлечения органической фракции с целью производства технического компоста, пригодного для рекультивации;

- поэтапное строительство современных автоматизированных мусоросортировочных комплексов обработки и обезвреживания отходов мощностью  от 100 тыс. тонн до 200 тыс. тонн в год;

- создание межмуниципальных объектов глубокой переработки некоторых видов отходов.

- обустройство контейнерного парка (недостающего), обновление и модификация контейнерного и бункерного парка в зоне деятельности регионального оператора;

- обновление парка специальной автомобильной техники по транспортировке и модернизация объектов по сбору ТКО;

- расчет и обоснование предельных тарифов деятельности региональных операторов и операторов обращения с ТКО, предусматривающих, в том числе финансовые затраты по реконструкции, модернизации и строительству инфраструктурных объектов;

- привлечение частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру обращения с ТКО;

- снижение доли твердых коммунальных отходов, не прошедших обработку и обезвреживание (размещение смешанных ТКО на полигонах);

- охват потребителей планово-регулярными услугами по удалению ТКО;

- вовлечение в хозяйственный оборот отходов в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов;

- создание рабочих мест на объектах обращения с ТКО.

Технологическим решением проблемы обращения с ТКО является планирование в рамках разработки территориальной схемы объектов по обработке и обезвреживанию ТКО, предусматривающее реконструкцию, модернизацию и создание новых на территории Владимирской области.

Планируемые объекты должны соответствовать современным градостроительным, технологическим и экологическим требованиям, их планирование и создание должны быть реалистичными в условиях особенностей Владимирской области и соответствовать плановым целевым показателям в среднесрочном (до 2019 года) и долгосрочном (до 2026 года) периодах.

В связи с этим для повышения эффективности целевого использования платежей населения и создания механизмов государственного регулирования обращения с отходами производства и потребления программой предусмотрено создание регионального оператора по обращению с отходами, который будет осуществлять организацию сбора,  транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории региона.

Основная цель подпрограммы:

- улучшение экологической обстановки во Владимирской области за счет создания эффективных механизмов управления в сфере обращения с отходами производства и потребления, развитие комплексной системы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, предусматривающей минимизацию их вреда для населения и окружающей среды и стимулирующей вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья в интересах устойчивого развития Владимирской области.

Задачи подпрограммы:

1. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере обращения с отходами.

2. Ведение регионального кадастра отходов, включающего полную информацию об объемах образованных отходов, их составе, мощностях по их переработке и утилизации, местах их конечного размещения; разработку и организацию системы информационного обеспечения в области обращения с отходами; создание банка данных современных технологий по переработке и обезвреживанию различного вида отходов.

3. Реализация территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Владимирской области.

4. Создание современной индустрии обращения с отходами на территории Владимирской области на период 2017-2020 годов и на перспективу, в том числе путём привлечения частных инвестиций в сферу переработки и вторичного использования отходов.

5. Модернизация инфраструктуры системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, внедрение раздельного сбора и сортировки.

6. Экологическая реабилитация территорий, подверженных негативному воздействию объектов накопленного экологического ущерба в результате прошлой хозяйственной деятельности по размещению отходов.

Реализация мероприятий подпрограммы позволит обеспечить в 2020 году:

- улучшение состояния окружающей среды;

- уменьшение количества несанкционированных и стихийных свалок;

- создание современной системы регулирования в области обращения с отходами производства и потребления;

- создание условий для формирования индустрии переработки и вторичного использования отходов производства и потребления;

- снижение экологических рисков, обусловленных прошлой и текущей хозяйственной деятельностью;

- реабилитацию территорий, загрязненных в результате прошлой хозяйственной деятельности.

Достижение количественных показателей в 2020 г. к уровню 2012 г.:

- увеличение доли утилизированных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I – IV класса опасности на 0,6%;

- увеличение доли отходов, направляемых на захоронение в общем объеме отходов, образовавшихся в процессе производства и потребления, в т. ч. твердых коммунальных отходов на 8,84%;

- увеличение доли твердых коммунальных отходов, прошедших обработку и обезвреживание, в массе твердых коммунальных отходов на 55%;

- увеличение доли твердых коммунальных отходов, направляемых на утилизацию, в массе твердых коммунальных отходов, принятых на обработку на 41,35%;

- увеличение доли твердых бытовых отходов, охваченных эффективной системой централизованного сбора, сортировки и транспортировки, в общем объеме образующихся отходов на 25%;

- увеличение доли ликвидированных мест размещения отходов к вновь выявленным несанкционированным местам размещения отходов на 22,5%;

- увеличение доли населения, проживающего на территориях, освобожденных от влияния накопленного экологического ущерба от захоронения отходов, экологические условия проживания которого улучшены, на 17%.

Сроки реализации подпрограммы: 2014 – 2020 годы.

Сведения о значениях индикаторов и показателей подпрограммы по годам представлены в таблице 1.

Решение сложившихся проблем в области обращения с отходами производства и потребления будет осуществляться по следующим направлениям:

1) нормативно-правовое направление:

- формирование нормативно-правовой и методической базы в области обращения с отходами производства и потребления;

- методическое сопровождение процесса развития системы обращения с отходами на уровне современных технологических достижений;

2) информационно-аналитическое направление:

- ведение регионального кадастра отходов;

3) инвестиционно-технологическое направление:

- реализация территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Владимирской области;

- создание современной индустрии обращения с отходами;

- формирование конкурентной среды в сфере деятельности сбора, транспортировки и захоронения ТКО;

- повышение инвестиционной привлекательности проектов в области обращения с отходами;

- концентрация финансовых ресурсов для реализации наиболее важных мероприятий;

- внедрение современных технологий по переработке и обезвреживанию различного вида отходов;

- модернизация инфраструктуры системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, внедрение раздельного сбора и сортировки;

- ликвидация несанкционированных мест размещения отходов с последующей рекультивацией земель;

- оказание мер государственной поддержки через субсидирование части процентной ставки по кредитам, полученным предприятиями-переработчиками отходов в кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов, а также части лизинговых платежей за производственное оборудование, объекты недвижимости производственного назначения, транспортные средства и спецтехнику, полученные предприятиями-переработчиками отходов от лизинговых компаний.

Формирование кластерных объединений предприятий, осуществляющих как сбор, так и глубокую переработку отдельных видов отходов, предполагается в качестве создания предприятий индустрии рециклинга отходов (например, сбор и переработка полиэтилентерефталатных бутылок (далее – ПЭТФ-бутылки) в полиэфирные волокна).

Это позволит создать динамичную и внутренне конкурентную сеть близко локализованных предприятий, производящих одну и ту же или смежную продукцию и совместно обеспечивающих для региона хорошие позиции рынка переработки отходов.

Это обстоятельство должно привести к снижению объемов отходов, размещаемых на территории области, улучшению экономического, экологического и социального положения в регионе.

На территории Владимирской области  ежегодно образуется около 600 тыс. м3 в год  крупногабаритных отходов, в состав которых входит мебель, отходы электротехнического оборудования, бытовая электроника и многое другое.

Анализ существующей системы обращения с отходами электроники и электротехники указывает на необходимость создания производства полного цикла по сбору отходов электротехнического оборудования, их транспортировке и переработке в товарную продукцию, которая должна быть востребована как в условиях рынка, так и в рамках муниципального и государственного заказа.

Мероприятия программы предусматривают подготовку инвестиционных площадок для размещения объектов обращения с отходами, в том числе отходов электротехнического оборудования, строительство предприятий по переработке и утилизации  этих видов отходов.

Реализация направления по рекультивации и экологической реабилитации территорий свалок ТКО предусматривает как совершенствование и внедрение инновационных технологий по рекультивации, так и проведение практических мероприятий по снижению негативного воздействия данных объектов на экологические условия проживания населения и окружающую природную среду.

Социально-экономическая эффективность реализации подпрограммы обеспечивается за счет:

- привлечения в экономику области инвестиций в объеме более 9,7 млрд. рублей;

- роста объема услуг, оказываемых в области обращения с отходами;

- создания более 300 новых рабочих мест в организациях, занимающихся сбором, вывозом, сортировкой, обезвреживанием и захоронением отходов;

- снижения объемов несанкционированного размещения отходов на конец рассматриваемого периода не менее чем на 260 тыс. м3 в год;

- возврата в хозяйственный оборот земель площадью 90,42 га, занятых объектами размещения ТКО.

- создания экономически привлекательных условий для развития малого и среднего предпринимательства и государственно-частного партнерства;

- роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации от организаций, занимающихся сбором, вывозом, сортировкой, обезвреживанием и захоронением отходов.

Экологическим эффектом реализации подпрограммы станет:

- снижение объема размещения отходов на полигонах на 20 - 30 процентов за счет сортировки отходов;

- сокращение отчуждения площадей земель, пригодных для сельскохозяйственного и иного  использования, под полигоны захоронения отходов, после реализации пилотных проектов;

- экономия сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов за счет вовлечения отходов в хозяйственный цикл;

- предотвращение ущерба от негативного воздействия отходов на окружающую среду;

- организация сбора, вывоза, сортировки, обезвреживания и захоронения отходов, образующихся в соответствии с современными экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями;

- повышение экологической культуры и информированности населения о безопасном обращении с бытовыми отходами.

 

 

 

III. Обобщенная характеристика основных

мероприятий подпрограммы

 

Перечень основных мероприятий подпрограммы и ожидаемый результат от их реализации представлены в таблице 2.

Основные мероприятия, осуществляемые органами местного самоуправления муниципальных районов области (далее – ОМС) в рамках подпрограммы, обеспечивают достижение ее целей и задач на основе разработки, принятия и реализации программ охраны окружающей среды и рационального природопользования с 2014 года по 2020 год, финансируемых из средств ОМС и внебюджетных источников.

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.12.2014 № 2462-р организация работ по основному мероприятию 4.5 «Реализация мероприятий в рамках Приоритетного проекта «Чистая страна» будет осуществляться подведомственным Минприроды России ФГБУ «ВНИИ Экология» в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В рамках достижения целей подпрограммы предусматривается участие любых юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, в том числе государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также любых физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

 

Основное мероприятие 4.1 «Совершенствование нормативной

правовой базы в сфере обращения с отходами»

 

Реализация мероприятия направлена на совершенствование региональной нормативной правовой базы, регулирующей вопросы обращения с отходами на территории Владимирской области, совершенствование муниципальных правовых актов, создание правовых основ функционирования единой комплексной системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления, базирующейся на стратегическом курсе создания индустриальной основы переработки отходов и сокращения их полигонного захоронения.

 

Основное мероприятие 4.2 «Ведение регионального кадастра отходов»

 

Реализация мероприятия направлена на ведение регионального кадастра отходов, предназначенного для:

- сбора, накопления и систематизации данных в области обращения с отходами;

- оценки и анализа состояния в области обращения с отходами;

- выявления закономерностей при обращении с отходами для разработки природоохранных мероприятий и принятия управленческих решений;

- оценки эффективности управления в области обращения с отходами;

- обеспечения информацией в области обращения с отходами региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.

Кадастр является открытым информационным ресурсом, служит для оптимизации системы обращения с отходами на территории области и предназначен для использования в системе государственного управления и контроля в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории области.

 

Ведение регионального кадастра отходов позволит:

- выявлять и расширять круг контролируемых хозяйствующих субъектов, участвующих в обращении с отходами, в целях взимания экологических платежей;

- проводить адресный контроль движения отходов;

- обеспечить ежегодную встречную проверку количества переданных и принятых отходов между предприятиями-смежниками, расположенными в пределах действия информационной системы, и выявлять экологические правонарушения, связанные с несанкционированным размещением отходов;

- контролировать обоснованность заявленных предприятием лимитов на размещение отходов;

- выявлять и устанавливать объемы образования и места накопления отходов, являющихся вторичным сырьем или потенциальными вторичными ресурсами;

- оценивать свободные мощности действующих отходоперерабатывающих (обезвреживающих) предприятий и установок, а также контролировать правомочность их эксплуатации;

- оценивать степень заполнения действующих объектов размещения отходов, а также контролировать их обустройство и степень потенциальной экологической опасности;

- проводить анализ информации, необходимой органам публичной власти для оценки экологической ситуации в сфере обращения с отходами и использования вторичных ресурсов при обосновании и разработке региональных (муниципальных) экологических программ.

Данные, содержащиеся в кадастре, должны обеспечить формирование муниципальных и сводного регионального балансов образования и утилизации отходов производства и потребления на территории области.

 

Основное мероприятие 4.3 «Реализация территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Владимирской области. Создание на территории Владимирской области инфраструктуры обращения с твердыми коммунальными отходами»

 

Реализация мероприятия направлена на решение проблемы обращения с отходами в масштабе региона на долгосрочную перспективу путем создания внеселитебных территорий системы межмуниципальных энергонезависимых производств полного цикла по сбору коммунальных отходов, их транспортированию и переработке (станции сортировки), а также сети логистических центров (станции перегрузки).

Задача мероприятия – вывести все проблемы обращения с отходами из сферы ответственности ЖКХ муниципальных администраций на уровень межмуниципальной коммерческой производственной деятельности.

Согласно территориальной схеме обращения с ТКО сформированы  три зоны деятельности региональных операторов:

- первая зона: Александровский, Киржачский, Кольчугинский, Петушинский,  Собинский, Юрьев-Польский районы;

- вторая зона – гг. Владимир, Ковров, Камешковский, Ковровский, Суздальский, Судогодский, Вязниковский, Гороховецкий районы, ЗАТО г. Радужный;

- третья зона: гг. Гусь-Хрустальный, Муром,  Селивановский, Муромский и Меленковский районы.

Исходя из объемов образования ТКО, наличия действующих производств по обработке отходов и объектов их конечного размещения, территориальной схемой обосновано строительство и реконструкция в течение 2017 -2020 гг. 18 объектов отходной инфраструктуры, в том числе:

- строительство 8 мусоросортировочных станций – Александровский, Кольчугинский, Судогодский, Гороховецкий, Муромский районы, гг. Ковров и Гусь-Хрустальный, ЗАТО г. Радужный;

- строительство 4 мусоросортировочных комплексов (МСК) – гг. Владимир, Александровский, Петушинский, Киржачский районы;

- реконструкция 5 полигонов захоронения твердых коммунальных отходов – Александровский, Киржачский, Кольчугинский, Меленковский районы, г. Муром;

- строительство 1 объекта обработки строительных отходов на полигоне у д. Марьинки Камешковского района.

 

Планируемые объекты обращения с ТКО по Владимирской области

(в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Владимирской области)

 

п/п

Наименование объекта

Вид объекта

Статус объекта

Мощность, тонн

ЗОНА 1

1

МСС «Александров 2»

объект обработки 1 очередь

строительство

25000

2

МСС «Кольчугино» (мусороперегрузка)

объект обработки 1 очередь

строительство

50 000

3

МСК «Петушки» (1 очередь МСС)

объект обработки и обезвреживания 1 очередь

строительство

100000

4

Полигон ТКО «Киржач»

объект размещения 1 очередь

 реконструкция

50000

5

Полигон ТКО «Александров»

объект размещения 1 очередь

реконструкция

50000

6

Полигон ТКО «Кольчугино»

объект размещения 1 очередь

реконструкция

50000

7

МСК «Александров»

объект обработки и обезвреживания 1 очередь

строительство

100000

8

МСК «Киржач»

объект обработки и обезвреживания 2 очередь

строительство

100000

ЗОНА 2

9

МСС «Ковров»

объект обработки 1 очередь

строительство

100000

10

МСС «Судогда» (мусороперегрузка)

объект обработки 1 очередь

строительство

20 000

11

МСС «Радужный»

объект обработки 1 очередь

строительство

20000

12

МСК «Владимир»

объект обработки и обезвреживания 1 очередь

строительство

200000

13

МПЗ «Марьинка»

Объект обработки строительных отходов 1 очередь

строительство

10000

14

МСС «Гороховец» (мусороперегрузка)

объект обработки 1 очередь

строительство

10000

ЗОНА 3

15

МСС «Муром»

объект обработки 1 очередь

строительство

100000

16

МСС «Гусь-Хрустальный»

объект обработки 1 очередь

реконструкция

50000

17

Полигон ТКО «Муром»

объект размещения 1 очередь

реконструкция

100000

18

Полигон ТКО «Меленки» (компостирование)

объект размещения 1 очередь

реконструкция

10000


Информация по документу
Читайте также