Расширенный поиск

Постановление Администрации городского округа "Город Чита" от 30.11.2017 № 309

  РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

  ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ГОРОД ЧИТА»

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

 

 

 от «30» 11  2017                                                                                                                        № 309

                                                           

 

Об утверждении Программы комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа «Город Чита» на 2018 – 2031 годы

 

 

В соответствии с пунктом 5 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 года № 1050 «Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов», руководствуясь статьей 38 Устава городского округа «Город Чита»

 

ПОСТАНОВЛЯЮ:

 

         1. Утвердить Программу комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа «Город Чита» на 2018 – 2031 годы согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Опубликовать настоящее постановление на официальном сайте администрации городского округа «Город Чита» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», размещенном по адресу: www.admin.chita.ru.

 

 

Руководитель администрации                                                          О.В. Кузнецов

 

 

Приложение

к постановлению администрации

городского округа «Город Чита»

от 30 11 2017 г. № 309

 

Программа комплексного развития социальной инфраструктуры

 городского округа «Город Чита»

на 2018 – 2031 годы

 

Раздел I. Паспорт

«Программы комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа «Город Чита»

на 2018 – 2031 годы»

(далее - Программа)

 

Наименование

программы

 

«Программа комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа «Город Чита»

на 2018 – 2031 годы»

Основание для

разработки

программы

 

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №190-ФЗ;

Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 456-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»;

постановление Правительства РФ от 1 октября 2015 года № 1050 «Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов».

Заказчик

программы, его

местонахождение

Администрация городского округа

«Города Чита», 672000, Российская Федерация, Забайкальский край, улица Бутина, 39.

Основной

разработчик

программы, его

местонахождение

Администрация городского округа

«Города Чита», 672000, Российская Федерация, Забайкальский край, улица Бутина, 39.

 

Цель и задачи

программы

 

1. Создание правовых, организационных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социальному развитию городского округа, эффективной реализации полномочий  органов местного самоуправления;

2. Развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания населения;

3. Развитие социальной инфраструктуры, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта: повышение роли физкультуры и спорта в деле профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;

4. Сохранение объектов культуры и активизация культурной деятельности;

5. Создание условий для безопасного проживания населения на территории городского округа.

6. Содействие в обеспечении социальной поддержки слабозащищенным слоям населения.

Целевые

показатели

(индикаторы)

обеспеченности

населения

объектами

социальной

инфраструктуры

 

В области развития образования:

– повышение доступности и качества услуг образования городского округа за счёт ввода в эксплуатацию новых объектов;

- удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования;

- обновление материально-технической базы объектов сферы образования и обеспечение их современными информационными ресурсами;

- внедрение федеральных государственных образовательных стандартов.

В области развития культуры:

Целью программы является повышение культурного уровня жителей городского округа «Город Чита» через создание условий для развития культуры и искусства, сохранение культурного наследия, обеспечение равной доступности культурных благ. 

Задачами  программы являются:

-           создание условий для развития дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства;

-            создание благоприятных условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых учреждениями культуры городского округа «Город Чита»;

-            сохранение и развитие творческого потенциала специалистов учреждений культуры, сохранение и пополнение материально-технической базы;

-           увеличение количества посетителей культурно-досуговых мероприятий;

-           повышение количества библиотек, имеющих доступ в информационно-коммуникационную сеть «Интернет».

В области развития физической культуры и спорта:

Целью программы является: создание условий для укрепления здоровья населения путем развития и популяризации массового спорта в городском округе «Город Чита».   

Основными задачами в области развития физической культуры и спорта городского округа являются:

-                   привлечение населения к активному  отдыху и спорту через активизацию деятельности общественных, физкультурно-спортивных организаций, пропаганда здорового образа жизни как среди детей и подростков, так и среди взрослого населения через создание постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительно-образовательной системы, направленной на формирование здорового образа жизни населения;

-                   обеспечение условий для развития системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, организация оздоровления и отдыха детей в каникулярное время.

Реализация указанных задач будет осуществляться в рамках двух подпрограмм, которые обеспечивают реализацию выделенных приоритетов развития физической культуры и спорта:

- «Развитие массового спорта в городском округе «Город Чита»;

- «Развитие системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, организация оздоровления и отдыха детей в каникулярное время».

Укрупненное

описание

запланированных

мероприятий

(инвестиционных

проектов) по

проектированию,

строительству,

реконструкции

объектов

социальной

инфраструктуры

1. Строительство общеобразовательных учреждений (20 объектов);

2. Строительство дошкольных учреждений (60 объектов);

3. Строительство объектов спортивного назначения (5 объектов);

4. Строительство учреждений культуры и учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства, строительство парков культуры и отдыха. (13 объектов).

Сроки и этапы реализации

программы

Программа разрабатывается на срок действия генерального плана – до 2031 года включительно

Объемы и

источники

финансирования

программы

 

Прогнозный общий объем финансирования программы на период 2018-2031 годов составляет  49 819 600 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:

2018 год –      81 900 тыс. рублей;

2019 год –      37 000 тыс. рублей;

2020 год –    687 700 тыс. рублей;

2021 год – 1 470 000 тыс. рублей;

2022 год – 2 214 000 тыс. рублей;

2023 год – 1 039 000 тыс. рублей;

2024 год – 1 312 000 тыс. рублей;

2025 год – 5 025 000 тыс. рублей;

2026 год – 4 818 000 тыс. рублей;

2027 год – 5 935 000 тыс. рублей;

2028 год – 6 705 000 тыс. рублей;

2029 год – 5 925 000 тыс. рублей;

2030 год – 5 350 000 тыс. рублей;

2031 год – 9 220 000 тыс. рублей;

Финансирование входящих в программу мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, краевого бюджета, бюджета городского округа «Город Чита», а также планируется привлечение внебюджетных источников финансирования.

Ожидаемые

результаты

реализации

программы

Повышение уровня жизни населения, соблюдение прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности и закрепление населения квалифицированными трудовыми ресурсами.

Успешная реализация мероприятий программы позволит к 2031 году обеспечить следующие результаты:

- увеличение доли населения в возрасте от 3 до 79 лет систематически занимающегося физкультурой и спортом;

- увеличение доли детей от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в учреждениях сферы культуры;

- увеличение количества мест в образовательных учреждениях, созданных за счет строительства.

 

 

Раздел II.

Характеристика существующего состояния

социальной инфраструктуры

 

1.     Описание социально-экономического состояния городского округа, сведения о градостроительной деятельности

на территории городского округа

 

Город Чита – административный центр Забайкальского края, административный центр муниципального образования городской округ «Город Чита».

Развитие города в значительной степени определяется положением и ролью Забайкальского края в Сибирском Федеральном округе и в Российской Федерации.

Чита расположена на реке Ингода в месте впадения в неё левобережного притока реки Читинка в восточной части Российской Федерации и в 6000 километрах к востоку от Москвы. Внешние границы городского округа совпадают с внутренними границами муниципального района «Читинский район», окружающего город со всех сторон.

В административных границах городского округа «Город Чита» постановлением главы Администрации Читинской области от 15.09.1999 г. № 212 и Законом Читинской области «Об установлении границ муниципального образования города Читы» от 15.09.1999 г. № 183 закреплено 53 400 га земель.

По численности населения город относится к категории крупных населенных пунктов. Территория городского округа «Город Чита» разделена на 4 административных района, со следующим разделением земель:

§  Центральный административный район             – 8 376 га;

§  Ингодинский административный район             – 13 100 га;

§  Железнодорожный административный район       – 5 242 га;

§  Черновский административный район                – 26 682 га.

 

Основная доля населения проживает на территории Центрального административного района – 35,8%. Наименьшая доля жителей приходится на Железнодорожный административный район – 13,6%.

Чита имеет выгодное географическое положение, развитую транспортную и коммуникационную инфраструктуру, высококвалифицированные кадры.

За последние 10 лет сохраняется позитивная демографическая динамика, обусловленная естественным и миграционным приростом. Причем положительное сальдо естественного прироста населения в городе сохраняется с 2006 года, а миграционной прибыли – с 2009 года. Основным источником миграционного роста численности населения края выступает внутренняя миграция за счет приезжих из районов Забайкальского края и международная миграция из стран СНГ. Положительному сальдо миграции способствует реализация Государственной программы Забайкальского края по оказанию содействия добровольному переселению в Забайкальский край соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2020 годы, на территории городского округа «Город Чита».

За период с 2013 по 2016 годы среднегодовая численность населения города Читы увеличилась на 11265 чел. (3,4%) и в 2016 году составила – 345299 человек.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю на 1 июня 2017 года численность постоянного населения города составила – 347376 человек. В январе - мае 2017 года число родившихся превысило число умерших на 23,8%. Естественный прирост населения составил 343 человека. В город прибыли 2810 человек, выбыли из города 2865 человек, миграционная убыль - 55 человек.

На территории города на 1 июня 2017 года учтено 8882 предприятия и организации различных организационно-правовых форм собственности: государственной и муниципальной – 7,5%, частной – 83,8%, смешанной российской – 0,6% и др. Количество малых предприятий города Читы, представивших отчеты в Забайкалкрайстат, на 01.04.2017 – 451 единица с численностью работников 13272 человека. Учтено 10,6 тыс. индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию (перерегистрацию) в налоговых органах. На крупных и средних предприятиях занято 91,4 тыс. человек.

В анализируемом периоде 2013 – 2016 гг. среднесписочная численность работников крупных и средних предприятий города Читы претерпевала сокращение за счет закрытия предприятий, наиболее уязвимых к экономическим кризисам, и спада производства.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости населения, на конец декабря 2016 года составила – 1406 человек или 91,5% к уровню 2013 года, из них 1272 человека имели статус безработного (93,2% к 2013 году), пособие по безработице получили 1016 безработных или  83,1% к 2013 году.

Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости населения, на конец мая 2017 года составила – 1367 человек, из них 1178 человек имели статус безработного. Пособие по безработице получают 868 безработных.

По состоянию на 1 января 2017 года уровень официально зарегистрированной безработицы в городе Чите составил 0,76% от экономически активного населения (0,9% - в 2013 году), на 1 июня 2017 года – 0,7%. Реализация мероприятий по содействию занятости населения способствует снижению регистрируемой безработицы.

В проекте генерального плана городского округа «Город Чита» выявлены основные пропорции и показатели, характеризующие современный баланс городских земель и ориентировочные показатели на расчетный срок и полное развитие территорий, которые позволяют оценить динамику предлагаемых изменений и градостроительные последствия намечаемых направлений развития города.

Анализируя комплексную оценку территории, можно выделить три основных проблемных ареала.

1. Военный аэродром «Черемушки» и военное стрельбище у военного городка «Каштак», расположенные в городской застройке.

2. ТЭЦ- 1, расположенная на берегу озера Кенон, постепенно превращающая его в загрязненный технический водоем.

3. Железная дорога (Транссибирская железнодорожная магистраль с большим количеством прирельсовых объектов, разрушающих городскую структуру).

Каждый из проблемных ареалов является серьезным препятствием для формирования планировочной структуры города.

В связи со строительством южного железнодорожного обхода, грузовые составы не будут проходить через город Чита. В генеральном плане предлагается использовать её как линию городского рельсового транспорта. По трассе намечается построить 8 остановочных платформ. Создается возможность использования уже готовой трассы для городских целей.

Второй проблемный ареал формируется вокруг озера Кенон за счет угрожающе вредного загрязняющего воздействия со стороны ТЭЦ-1. Предлагается в отдельной городской программе разработать необходимые мероприятия по минимизации воздействия ТЭЦ-1 на окружающую среду. Озеро необходимо рекультивировать и использовать по прямому назначению как уникальную городскую рекреацию.

В результате реализации намеченных мероприятий (восстановления озера Кенон, строительство объездной железной дороги) будет ликвидирована проблема загрязнения окружающей среды.

Предложение по проведению ряда магистралей общегородского значения, направлено на объединение существующих и перспективных районов друг с другом и внешними вылетными магистралями, а также образования контура нового центрального района города.

Город Чита представляет широкие возможности для отдыха и туризма: благоприятную экологическую обстановку, богатство природных ресурсов, уникальность исторического комплекса, развитый ресторанный и гостиничный бизнес.

 

2. Технико-экономические параметры существующих объектов социальной инфраструктуры городского округа, сложившийся уровень обеспеченности населения городского округа услугами объектов социальной инфраструктуры городского округа

 

2.1. Образование

 

Муниципальная система образования городского округа «Город Чита» включает 85 дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), 52 общеобразовательных учреждения (СОШ), 10 учреждений дополнительного образования (УДО), автономное учреждение «Городской научно-методический центр» (ГНМЦ), муниципальные казённые учреждения: «Служба технического и материального обеспечения учреждений образования городского округа «Город Чита» и «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений городского округа «Город Чита».

На начало учебного года в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях обучалось: 2011/2012 – 33376 чел.; 2014/2015 – 38028 чел.; 2015/2016 – 39378 чел.; 2016/2017 – 40523 чел.

В образовательных учреждениях  города Читы  имеется  дефицит учебных мест. Из 52 муниципальных общеобразовательных организаций 50 работает в две смены,  одна  (МБОУ «СОШ №3») продолжает работать в три смены, только одна (МБОУ «НОШ №39» п. Аэропорт) работает в одну смену. Средняя наполняемость в классах – 28 чел.

Доля учащихся, занимающихся во вторую смену, в целом по городу составляет 36,7% (в 2012 году – 32,9%, в 2014 г. – 38%,в 2015 г. – 39%).  Дефицит мест в муниципальных образовательных организациях не позволяет в должной мере развернуть дополнительное образование, организовать внеурочную деятельность в рамках реализации ФГОС, обучение по индивидуальным планам, углубленное изучение предметов.

Доля детей в возрасте 5 – 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в учреждениях системы образования, в общей численности детей 5 – 18 лет (с учетом посещения одним ребенком нескольких кружков или учреждений), составляет: 2012 г. – 96,3%, 2013 г. – 95,2%, 2014 г. – 78,7%, 2015 г. – 83,2%, 2016 г. – 77,0%.

Не удовлетворяется спрос населения на образование повышенного уровня, в связи с дефицитом мест в гимназиях, школах с углубленным изучением предметов. Таким образом, проектная мощность имеющихся в городе школ позволяет обеспечить предоставление образовательной услуги 30834 детям школьного возраста. Наблюдается последовательный рост контингента школьников практически во всех школах города.

На 2016 – 2017 учебный год контингент учащихся составил – 40523 обучающихся (без учета детей, находящихся в дошкольных группах, открытых на базе общеобразовательных организаций). Разница между  имеющимися в распоряжении  общеобразовательных организаций города местами и потребностью в них составляет – 9689. Период с 1960 г. по 1968 г. является временем самого  активного строительства школ на территории г. Читы. Активизация этого процесса связана с реализацией государственной задачи по обеспечению всеобуча, объявленного в 70-е годы прошлого века. В это время построено  15 школ, что составляет 30% от всех имеющихся в городе общеобразовательных учреждений. В 1990 г. было завершено последнее строительство школы № 30, находящейся в спальном микрорайоне города, пос. КСК. Больше строительство школ на территории городского округа не проводилось.

Анализ состояния имеющихся школьных зданий позволяет сделать вывод, что степень их износа составляет от 32% до 57%. На сегодняшний день в городском округе нет ни одной школы, инфраструктура которой полностью бы отвечала требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), позволяла качественно и в полном объеме реализовывать  современный учебный план, обеспечивать внеурочную занятость максимального количества школьников, а также детского населения, проживающего в микрорайонах школ.

Так, например, в отдаленных от центра микрорайонах школ №№7,10,14,15,20,23,24,33,34,37,39,44,51, где отсутствуют специализированные учреждения дополнительного образования для детей и юношества, школа является единственным центром для предоставления не только образовательных услуг, но и услуг дополнительного образования. Однако помещения и занятость школы не позволяет предоставлять эту услугу в полном объеме. Особенно проблематичным является реализация физкультурного, спортивно-оздоровительного направления.  Не удовлетворяется спрос населения  и на  образование повышенного уровня в связи с крайним дефицитом мест в гимназиях и школах с углубленным изучением предметов.

Таким образом, в условиях введения ФГОС, требований реализации инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ), совершенствования, расширения и модернизации  форм внеурочной деятельности, организации  профессиональной ориентации школьников,  обеспечения реализации здоровьесберегающих технологий, а также с учетом современных требований Санитарных правил и норм, муниципальная система образования г. Читы нуждается в увеличении количества учебных мест для детей школьного возраста, совершенствовании условий организации учебно-воспитательного процесса. Необходимо строительство 10 школ, рассчитанных на 1100 мест.

В дошкольных образовательных учреждениях при проектной мощности 15 665 мест реальная наполняемость составляет 1,23 чел. на 1 место. В 2015-2016 учебном году в городском округе «Город Чита» функционировало 85 дошкольных образовательных организаций. По данным муниципального мониторинга 2015 года уровень доступности дошкольного образования детей в возрасте от 3 до 7 лет составил 87%. Охват детей в возрасте от 1,5 до 7 лет – 18876 чел. (66%). Общая численность воспитанников, осваивающих образовательную программу дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях, составляет - 18876 чел., в том числе 18149 чел. - в режиме полного дня, 506 чел. - в режиме кратковременного пребывания, 15 детей-инвалидов, посещающих Лекотеки, 206 чел. – в режиме полного дня в группах предшкольной подготовки на базе МБОУ СОШ. Сохраняется дефицит мест в организациях дошкольного образования, что не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в доступных и качественных услугах дошкольного образования и обеспечить государственные гарантии доступности дошкольного образования для всех слоев населения. Актуальная потребность в местах в дошкольные образовательные организации на 1 августа 2016 года составляет - 1408 детей в возрасте с 3 до 7 лет, общая очередь - 11800 детей в возрасте от рождения до 7 лет.

В связи с низкой современной обеспеченностью детскими дошкольными учреждениями на расчетный срок генерального плана необходимо новое строительство ДДУ в размере 19500 места (60 детских), общее количество мест в ДДУ составит 26030 места.

За период реализации муниципальной программы «Образование детей дошкольного возраста в городском округе «Город Чита» было введено дополнительно 2857 мест. В 2016 году введено в эксплуатацию ДОУ на 192 места по ул. Славянская,10; открыто 2 группы в помещениях, расположенных по ул. Недорезова, 44 (филиал ДОУ № 106) и 2 группы в помещениях, расположенных по ул. Н. Широких, 8а (филиал ДОУ №81). В рамках проекта «Детский сад для своих» открыта группа на базе ГПОУ «Читинский педагогический колледж» (филиал ДОУ № 45).

Охват детей в возрасте от 3 до 7 лет услугами системы дошкольного образования на конец года составляет: 2012 г. – 71%, 2013 г. – 78,8%, 2014 г. – 87,4%, 2015 г. – 88,3%, 2016 г. – 90%.

В СОШ работает 2 115 педагогических работников, в том числе 1960 учителей,  в ДОУ – 1300 педагогов, в  УДО – 272 педагога. В 2016 году в расчете на одного педагога  приходилось  19,2 учащихся. Удельный вес молодых педагогов (до 30 лет) в СОШ составляет 17,2%, в ДОУ – 18,7%, в УДО  19,1%. Педагогов пенсионного возраста, соответственно, 25,8%, 16,7%, 23,7%.

Повышение квалификации за последние три года прошли 59,3% педагогических работников, корпоративным и внутрифирменным обучением были охвачены 83,9%;  принимали участие  в организованных профессиональных объединениях 75,2% педагогов. 

В муниципальной системе образования городского округа «Город Чита» функционируют 147 образовательных организаций, которые осуществляют свою деятельность в 163 зданиях. Только в 5% зданий «возраст», после ввода в эксплуатацию, составляет до 10 лет. В 10% зданий проведены реконструкции в соответствии с современными требованиями действующего законодательства.

Однако техническое состояние зданий образовательных учреждений характеризуется наличием многочисленных предписаний надзорных органов и замечаний по актам технического осмотра.

Материально-техническое обеспечение образовательных учреждений характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования и инженерных коммуникаций), недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение инженерной безопасности.

Увеличение численности контингента обучающихся не позволяет соблюдать требования санитарного надзора в части определения наполняемости классов, качественно и полноценно организовать внеурочную деятельность при реализации федеральных государственных образовательных стандартов, ликвидировать обучение во вторую и третью смены.

Высшее профессиональное образование:

В городском округе находится 6 учреждений высшего профессионального образования, что отвечает высокому уровню значимости краевого центра как центра образования.

Высшее образование представлено двумя читинскими вузами и четырьмя филиалами вузов из других городов.

Государственные вузы, располагающиеся в городском округе:

·        Забайкальский государственный университет;

·        Читинский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Байкальского государственного университета»;

·        Забайкальский институт предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации;

·        Иркутский государственный университет путей сообщения – филиал в г. Чита;

·        Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского  - филиал в г. Чита;

·        Читинская государственная медицинская академия;

·        Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ — филиал в г. Чита.

В сфере высшего профессионального образования в городском округе «Город Чита» к 2025 году планируется создание Международного Университета «Центральной Азии» на основе объединения (или ассоциирования) Забайкальских вузов как участников проекта от Российской стороны и иностранных вузов, как участников проекта от иных стран участниц.

Высшие профессиональные учебные заведения позволяют большому числу жителей Читы  получать высшее образование, не покидая пределов города.

Реализацию мероприятий по развитию инфраструктуры муниципальной системы образования планируется осуществлять по следующим основным направлениям:

- обеспечение безопасности всех участников образовательного процесса;

- ремонт и модернизация систем жизнеобеспечения зданий образовательных организаций с целью снижения потребления энергоресурсов;

- обеспечение образовательных организаций современным оборудованием;

- строительство зданий образовательных учреждений.

 

2.2. Спортивные объекты

 

В настоящее время сохраняется тенденция развития отрасли физическая культура и спорт в части оздоровления населения, подготовки спортсменов, организации здорового досуга и отдыха населения, пропаганды физической культуры и спорта.

Анализ статистических наблюдений по форме № 1-ФК позволяет констатировать динамику развития отрасли «физическая культура и спорт» за последние 3 года. Так, количество занимающихся физической культурой и спортом в организованной форме увеличилось и составляет в доле населения к общему числу жителей городского округа 26,3 % (2013 г. – 24,8%, 2014 г. – 25,0%, 2015 г. – 26,1%, 2016 г. – 26,2%). Возросли показатели систематически занимающихся людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов до 8,1% (2014 год – 7,3%).

Материально – спортивная база физической культуры и спорта уменьшилась на 198 спортивных сооружений. В городском округе «Город Чита» в настоящее время действует 631 спортивное сооружение, в том числе 279 плоскостных сооружений, 189 спортивных залов, 18 плавательных бассейнов, 4 стадиона, 3 лыжные базы и 1 биатлонный комплекс, 35 сооружений для стрелковых видов спорта, 3 крытых спортивных объекта с искусственным льдом, 98 других спортивных сооружений.

В рамках плана физкультурных и спортивных мероприятий ежегодно проводится около 250 соревнований по 42 видам спорта. Это массовые соревнования на призы Главы городского округа «Город Чита» по картингу, автомотоспорту, конному спорту, боксу, спортивным бальным танцам, 1-ая  майская открытая легкоатлетическая эстафета, а также Всероссийские спортивно - массовые соревнования «Лёд надежды нашей», «Лыжня России», «Оранжевый мяч», соревнования  в рамках «Кросса нации», спартакиада допризывной молодёжи, соревнования по футболу среди дворовых команд и другие.

В рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», утвержденной  постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года  № 30, и ее подпрограммы «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» на территории городского округа «Город Чита» уложено 2 искусственных футбольных покрытия общей площадью 11280 кв. м.

На территории городского округа функционируют следующие муниципальные учреждения, координация и регулирование деятельности которых возложены на комитет физической культуры и спорта администрации городского округа «Город Чита»:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа № 1» г. Чита;

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 2» г. Чита;

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 3» г. Чита;

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 4» г. Чита;

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско – юношеская спортивная школа № 5» г. Чита;

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 6» г. Чита;

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа № 7» г. Читы;

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа № 9» г. Чита.

Факторами, негативно влияющими на формирование здоровья детей и рост заболеваемости, являются: низкая двигательная активность и неэффективное физическое воспитание детей, в том числе с отклонениями в состоянии здоровья. Уроки физической культуры не компенсируют недостаточности двигательной активности учащихся.

Таким образом, основными проблемами развития сферы физической культуры и спорта в городском округе «Город Чита» можно считать:

·        ориентацию населения на пассивные виды отдыха и досуга;

·        недостаточное количество организованных мероприятий, направленных на приобщение населения к физической культуре и спорту;

·        недостаточную степень информированности населения о текущих акциях, мероприятиях и т.д.;

·        низкий уровень обеспеченности спортивными сооружениями, спортивными залами и большую степень изношенности имеющихся спортивных сооружений;

·        недостаточную материально-техническую базу спортивных учреждений;

·        слабую координацию заинтересованных ведомств в процессе формирования здорового образа жизни;

·        недостаточное бюджетное финансирование.

На современном этапе сферу физической культуры и спорта городского округа можно охарактеризовать как среднеадаптированную к рыночным условиям. Отрасль характеризуется ограниченной инфраструктурой, слабой ее материально-технической базой, бюджетным недофинансированием, и перспективы развития можно оценить, соответственно, как ограниченные. При этом имеющийся кадровый потенциал в сфере физкультуры и спорта способен обеспечивать высокие результаты в профессиональном и любительском спорте.

Анализ текущего положения в сфере физкультуры и спорта свидетельствует о целесообразности развития детско-юношеского спорта с целью профилактики безнадзорности, асоциальных явлений в молодежной среде.

Успешное развитие физической культуры и массового спорта имеет приоритетное значение для укрепления здоровья горожан и повышения качества их жизни и в связи с этим является одним из ключевых факторов, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие государства.

Приоритетными направлениями развития физической культуры и спорта в городском округе являются:

- развитие учреждений физкультурно-спортивной направленности;

- привлечение частных инвесторов к поддержке спортивных школ и команд;

- развитие молодежного и детско-юношеского спорта;

- выявление и поддержка деятельности организаций, осуществляющих инновационные проекты и программы по вовлечению детей, в том числе дошкольного возраста, подростков и молодежи в систему физического воспитания;

- развитие физкультурно-оздоровительной деятельности среди взрослого населения;

- создание условий для физкультурно-оздоровительных занятий пожилых людей;

- содействие развитию физической активности различных категорий и групп населения занятию новыми видами спорта, национальными видами спорта;

- стимулирование работодателей к созданию условий для физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также пропаганды здорового образа жизни среди работников;

- создание отделений и групп в спортивных школах для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

- реабилитация и абилитация инвалидов посредством физической культуры и спорта;

- создание условий для роста спортивных достижений;

- развитие медицинского обеспечения физической культуры и спорта;

- укрепление и развитие материально-технической базы, приведение материально-технической базы и инфраструктуры в соответствие с задачами развития массового спорта и спорта высших достижений;

- совершенствование кадрового обеспечения в сфере физической культуры и спорта, в том числе через повышение квалификации специалистов, создание благоприятных условий для работы молодых специалистов в сфере физической культуры и спорта;

- пропаганда ценностей физической культуры и спорта и популяризация здорового образа жизни, физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, по месту жительства, в том числе через поддержку проектов по развитию физической культуры и спорта в средствах массовой информации, через поддержку общественных организаций физкультурно-спортивной направленности и федераций по видам спорта;

- внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в городском округе «Город Чита».

Приоритеты по достижению целевых показателей на период до 2021 года сформированы с учетом целей и задач, представленных в следующих стратегических документах федерального уровня:

- Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года № 30 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 августа 2009 года № 1101-р «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».

Сохранение и развитие существующей системы физической культуры и спорта, расширение круга занимающихся физической культурой, повышение качества спортивной подготовки и безопасности занятий требуют реализации комплексного подхода к развитию физической культуры и спорта в городе Чита.

Основными направлениями принимаемых мер в развитии массовой физической культуры и спорта являются развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, развитие адаптивной физической культуры, спорта людей с ограниченными возможностями и подготовка спортивного резерва на базе муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей детско-юношеских спортивных школ города Читы.

 

2.3. Учреждения культуры и искусства

 

Отрасль культуры городского округа «Город Чита» включает в себя сферы библиотечного и клубного дела, театральную и музыкальную сферы, сферу дополнительного образования детей в области культуры и искусства,  памятники истории и культуры, кинотеатры.

В городском округе сохранена сеть учреждений культуры и дополнительного образования в сфере культуры и искусства. Это 9 образовательных учреждений, 21 муниципальная библиотека, 3 культурно-досуговых учреждения, театр песни и танца «Забайкалье», городской зоопарк.

Первоочередными проблемами развития инфраструктуры отрасли культуры городского округа «Город Чита» является нехватка площадей, соответствующих современным стандартам для занятий творчеством, организации дополнительного образования в сфере культуры и искусств, досуговой деятельности, недостаточность материально – технической базы,  обращают на себя внимание проблемы транспортной доступности имеющихся учреждений культуры, отсутствие учреждений культуры при проектировании новых микрорайонов.

Библиотечные услуги населению городского округа предоставляют 21 муниципальная библиотека. Пользователями библиотек являются 45,8 тыс. человек или 13,3% населения городского округа «Город Чита».

Основными проблемами модернизации библиотечного дела городского округа «Город Чита» является недостаточное обновление материально-технической базы, недостаточное финансирование капитальных и текущих ремонтов. Библиотека № 9, являющаяся памятником культуры и архитектуры (дом им.М.М. и Е.П. Нарышкиных), требует капитального ремонта и благоустройства прилегающей территории; библиотеки №10, №19, №21 требуют капитального ремонта помещений, фасада и благоустройства прилегающих территорий. Ряд филиалов централизованной библиотечной системы расположены в зданиях других учреждений культуры и дополнительного образования детей. Необходимо в плановом порядке продолжать поиск вариантов помещений для указанных библиотек с сохранением доступности оказания услуг для жителей города.

В городском округе «Город Чита» в соответствии с рекомендуемыми нормативами функционируют три культурно-досуговых учреждения. В составе, как филиалы, ведут работу городская картинная галерея, культурно-спортивный центр «Авиатор», парки отдыха, мемориальные комплексы; функционируют профессиональные коллективы – муниципальный духовой оркестр, хор ветеранов, камерный хор.

Учреждения располагаются в здании бывших кинотеатров, следовательно, отсутствуют, как таковые, репетиционные помещения, гримёрки, раздевалки, нет необходимых для организации концертного и репетиционного процесса кулис. Выходом из сложившейся ситуации может стать наличие пристроек к культурно-досуговым центрам «Мир» и «Спутник», выполненных по одному проекту.

Профессиональное искусство театра на уровне муниципалитета в городском округе представлено муниципальным учреждением «Театр песни и танца «Забайкалье». Здание театра (концертный зал «Родина») нуждается в проведении капитального ремонта, обновлении материально-технической базы.

На территории городского округа функционирует городской зоопарк. Ежегодно данное учреждение культуры посещают порядка ста тысяч человек.

Основной проблемой зоопарка является недостаток площадей  для размещения экспозиций редких видов животных, крупных животных, создания полувольного содержания. В настоящее время вопрос с поиском нового места для городского зоопарка не решён. Строительство нового зоопарка является одним из приоритетных направлений создания инфраструктуры культурного пространства города.

Органы местного самоуправления, в целях реализации полномочий по созданию условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения,  создают парки культуры. Рекомендуемым нормативом для городского округа является наличие 1 парка на 30 тысяч жителей с транспортной доступностью 30-40 минут. Для городского округа «Город Чита» требуется не менее 12 парковых зон.

При подсчёте показателя выявляется необходимость в наличии дополнительных обустроенных парковых зон, которая  составляет не менее 7 единиц, в том числе строительство парков в мкр. Северный, Царский, пос. КСК, пос. ГРЭС, пос. Песчанка.

Сеть учреждений дополнительного образования в сфере культуры городского округа «Город Чита» представлена 9 учреждениями.

Учреждения дополнительного образования сферы культуры городского округа «Город Чита» решают сегодня социально значимые вопросы детской занятости и организации досуга, создают условия для развития творческих и профессиональных интересов учащихся в самых разных областях искусства. В 2017 году в учреждениях дополнительного образования детей, подведомственных комитету культуры, обучается 5260 детей.

Развитие художественно-эстетического образования осложняется негативными тенденциями, среди которых: отсутствие эффективной системы обновления художественно-эстетических образовательных услуг; устаревшая материально-техническая база, основу которой составляют музыкальные инструменты;  недостаточность площадей для привлечения детей в учреждения дополнительного образования.

На текущий момент, а также в долгосрочной перспективе имеется потребность в строительстве учреждений дополнительного образования детей (детских школ искусств) в районах:

1.                 Строительство деткой школы искусств - мкр. Царский (либо мкр. Северный) – Детская школа искусств №3, расположенная по адресу ул. Ф Гладкова, 4,  исчерпала ресурс по наполняемости кабинетов и нуждается в дополнительных помещениях для хореографии,  занятий изобразительным искусством.

2.                 Строительство актового зала - р-н Сосновый Бор – Детская музыкальная школа №4 (Украинский бульвар, 16), переполнена, приём ограничен, по причине невозможности разместить всех желающих; в учреждении отсутствует актовый зал для проведения концертных и иных творческих мероприятий.

3.                 Строительство пристройки (третий этаж) для детской школы искусств №7» («Орешки») - одного из самых популярных учреждений дополнительного образования детей в городе. В настоящее время количество обучающихся превышает нормы,  установленные СанПиН 2.4.4.3172-14. Вопрос строительства третьего этажа неоднократно поднимался, был отложен по причине отсутствия необходимого финансирования. В учреждении также необходим ремонт  сцены и замена сценического оборудования.

4.                 Передача центру эстетического воспитания детей «Орнамент» здания по адресу г. Чита, ул. Бабушкина, 80 (здание находится в собственности Забайкальского края, в настоящее время не используется). Учреждение испытывает острую потребность в дополнительных площадях.

5.                 Строительство нового здания для МБУ ДО «Детская школа искусств №6» по адресу ул. Юбилейная, 1 а. В настоящее время одноэтажное деревянное здание находится в неудовлетворительном техническом состоянии.

Также необходим капитальный ремонт здания МБУ ДО «Детская школа искусств №1» по ул. Ярославского, 47 – здание передано школе в 2016 году, ранее использовалось вечерней школой, нуждается в проведении капитального ремонта,  ремонт крыши здания МБУ ДО «Детская школа искусств №3» по ул. Матвеева, 25 – передано учреждению в 2016 году.

Учитывая комплексный характер необходимых преобразований, целесообразно решать поставленные задачи в рамках муниципальной программы.

Реализация мероприятий программы позволит создать комфортные условия для посетителей учреждений культуры и дополнительного образования, улучшить условия труда работников культуры, создать благоприятные условия для развития народного творчества, улучшить условия обучения детей. Программа обеспечит концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях, позволит создать оптимальные условия для реализации населением городского округа «Город Чита» права на получение культурных услуг и самореализацию в сфере культуры.

  3. Прогнозируемый спрос на услуги социальной инфраструктуры (в соответствии с прогнозом изменения численности и половозрастного состава населения) с учетом объема планируемого жилищного строительства в соответствии с выданными разрешениями на строительство и прогнозируемого выбытия из эксплуатации объектов социальной инфраструктуры

 

В городском округе «Город Чита» присутствует полный состав необходимой социальной инфраструктуры – учреждения образования (дополнительного, начального, начального профессионального, среднего, среднего профессионального, высшего), учреждения культуры, физкультуры и массового спорта, здравоохранения.

Необходимая потребность в составе и вместимости учреждений определена в соответствии с проектной численностью населения1 и с учетом существующего положения в организации обслуживания населения городского округа «Город Чита».

Расчет учреждений и предприятий обслуживания проводился в соответствии с «Социальными нормативами и нормами», одобренными Распоряжением правительства РФ от 3 июля 1996 г. №1063-Р «Методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры», одобренной Распоряжением правительства РФ от 19 октября 1999 г. №1683-Р, а также нормативными показателями Свода правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (актуализированная редакция  СНиП 2.07.01-89).

Образование

Проектное развитие детских дошкольных учреждений и общеобразовательных школ базируется на прогнозе возрастной структуры населения и в соответствии с «Методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры» с учетом фактической потребности охвата детей дошкольными учреждениями и общеобразовательными школами:

        в детских дошкольных учреждениях – 60-70 мест на 100 детей;

        в общеобразовательных школах – 93 места на 100 детей.

В связи низкой современной обеспеченностью детскими дошкольными учреждениями на расчетный срок генерального плана необходимо новое строительство ДДУ – 60 детских садов, (по данным Комитета образования Администрации городского округа «Город Чита» практически все дошкольные учреждения имеют износ зданий более 70% и в расчетах эти учреждения приняты как существующие сохраняемые при полной реконструкции, модернизации и капитальном ремонте).

На расчетный срок потребность в школах составит 49,8 тыс. мест. После 2018 года значительно возрастет численность детей школьного возраста, так как в эту категорию начнет переходить более многочисленная возрастная группа. К концу расчетного срока дефицит школ составит порядка 17,5 тыс. мест, для чего потребуется строительство 20 школ.

Несоответствие размещения образовательных учреждений сложившемуся проектному расселению потребует строительства школ в районах новостроек во всех районах города.

Физическая культура и спорт

Развитие физической культуры в городе является одной из приоритетных социальных задач в связи с неблагополучной социально-демографической ситуацией, ухудшением состояния здоровья населения, снижением общего уровня физического развития всех категорий и групп населения, уменьшением повседневной двигательной активности жителей города, особенно детей и молодёжи.

Основными целями развития отрасли физкультуры и спорта являются:

1)                интенсификация её деятельности по привлечению населения к массовым видам спорта, обеспечивающим здоровое проведение досуга трудоспособного населения, детей и молодежи;

2)                расширение объёма услуг с развитием новых массовых видов спорта, тренажерных залов, теннисных и молодежных клубов, с использованием сложившихся городских объектов и развитием сети учреждений физкультуры в жилой среде;

3)                поддержание функционирования и развитие спортивных центров российского и международного значения, в том числе на базе вновь создаваемых уникальных олимпийских спортивных сооружений;

4)                обеспечение бесплатного обучения молодежи в спортивных школах и реализация в жилой среде бесплатного спортивного досуга социально гарантированного уровня.

На расчетный срок генерального плана планируются нормативные показатели по спортивным сооружениям:

- спортивные залы общего пользования - 70-80 м2 площади пола на 1000 человек;

- бассейны общего пользования - 25 м2 зеркала воды на 1000 человек.

Сеть массовых видов физкультуры и спорта формируется в жилых кварталах, в городских парках и на городских природных ландшафтах. Распределение объёмов нового строительства по административным районам города предполагает политику выравнивания обеспеченности населения районов учреждениями массового спорта.

Культура и искусство

Анализ сложившихся состояния и тенденций в сфере культуры и искусства города, а также потребностей населения в ее услугах позволяет наметить следующие направления развития этой сферы:

1.        Строительство новых и реконструкция существующих учреждений культурно-досугового типа;

2.        Развитие учреждений культуры и досуга в жилых кварталах города с целью достижения нормативного уровня обеспеченности;

3.        Модернизация кинотеатров, домов и дворцов культуры и преобразование их в многофункциональные культурно-досуговые комплексы;

4.        Развитие сферы досуга для детей, подростков и их родителей с максимальным приближением к жилью;

5.        Оптимизация распределения учреждений культуры и искусства по территории города с учетом специфики его планировочной и функциональной структуры;

6.        Строительство новых сценических площадок, концертных залов и концертно-репетиционных комплексов для обеспечения деятельности творческих коллективов и развития концертно-филармонической деятельности;

7.                 Вовлечение в музейную сферу объектов культурно-исторического наследия.

Размещение объемов нового строительства объектов социальной сферы (образование, здравоохранение, социальная защита, культура, спорт, и др.) предусматривается в жилой застройке с целью достижения комплексности обслуживания населения районов города.

Увеличение потребности в услугах объектов социальной инфраструктуры существенным образом зависит  от планов по жилищному строительству.

Жилищный фонд городского округа «Город Чита» составляет 7051,7 тыс. м2. В структуре жилищного фонда преобладает многоквартирная застройка – 81% (5734,2 тыс. м2), индивидуальная жилая застройка – 19% (1317,5 тыс. м2).

Строительный сектор города, как и в целом по России, находится в состоянии рецессии, то есть наблюдается умеренный спад и замедление темпов роста развития отрасли.

С 2013 года по 2016 год организациями всех форм собственности и населением построено 10290 квартир общей площадью 619,7 тыс. кв. м., в том числе в 2013 году введено в действие жилых домов – 178,4 тыс. кв. м, в 2014 году – 213,7 тыс. кв. м, в 2015 году – 137,8 тыс. кв. м, в 2016 году – 131 тыс.кв. м. Снижение показателя обусловлено высокими процентными ставками кредитных организаций, сокращением спроса населения на жилье по причине низкой платежеспособности.


Информация по документу
Читайте также